Н а некрасов рожд и смерти. Неизвестные факты об известных писателях. Некрасов. Авдотья Яковлевна Панаева

Судьбу и личность каждого человека нельзя понять до конца вне судьбы его рода, его предков. С начала XVIII века дворянский род Некрасовых оказался неразрывно связан с селением (деревней, позднее сельцом) Грешнево в Ярославском уезде, которое стояло на дороге, издавна связывающей по левому берегу Волги города Кострому и Ярославль. В начале XVIII века Грешнево входило в состав поместья стольника Бориса Ивановича Неронова, прапрадеда поэта13* .

В 1736 г. дочь Б. И. Неронова, Прасковья Борисовна, вышла замуж за рейтара конной гвардии Алексея Яковлевича Некрасова. В приданое за женой А. Я. Некрасов получил ярославское поместье – сельцо Васильково с деревнями Кощевкой, Гогулино и полдеревни Грешнево14 . Таким образом, первым владельцем Грешнева из рода Некрасовых был прадед поэта А. Я. Некрасов. После его кончины (он умер около 1760 г.) владельцами ярославского именья стали П. Б. Некрасова (умерла после 1780 г.) и её единственный сын Сергей Алексеевич, дед поэта. У живших в Москве отставного штык-юнкера артиллерии С. А. Некрасова и его жены Марии Степановны (урожденной Грановской) было шесть сыновей и три дочери, в том числе и Алексей, будущий отец поэта15 . Сергей Алексеевич, бывший страстным картежником, после ряда крупных проигрышей влез в большие долги, для уплаты которых пришлось закладывать именья. В самом начале XIX века он был вынужден продать дом в Москве и переехать с семьей в Грешнево16 . С тех пор и вплоть до отмены крепостного права Некрасовы обычно жили в Грешневе.

С. А. Некрасов скончался 3 января 1807 г.17 Первым из Некрасовых дед поэта был похоронен на приходском кладбище у стен Петропавловской церкви* села Абакумцева, находящегося в трех верстах от Грешнева. Могила С. А. Некрасова сохранялась в Абакумцеве вплоть до начала XX в. Позднее на кладбище у стен этого храма завершили свой жизненный путь дети и внуки Сергея Алексеевича.

Родители поэта

Отец поэта, Алексей Сергеевич Некрасов, по-видимому, появился на свет в Москве. С определением точного года его рождения дело обстоит весьма запутанно. Долгое время считалось, что А. С. Некрасов родился в 1788 г., однако недавно С. В. Смирнов на основании целого ряда документов убедительно доказал, что отец поэта родился в 1794 или 1795 г.19 Как писалось выше, Алексей Сергеевич рано лишился своего отца, скончавшегося 3 января 1807 г. Вскоре опекун определил троих младших сыновей С. А. Некрасова – Сергея, Дмитрия и Алексея – на службу в Тамбовский пехотный полк, который стоял тогда в Костроме. А. С. Некрасов начал службу в Тамбовском пехотном полку 30 марта 1807 года в чине унтер-офицера20 . В это время ему было только 12 (или 13) лет. В том же 1807 г. вместе с полком А. С. Некрасов выступил из Костромы в поход в Восточную Пруссию; напомним, что была эпоха наполеоновских войн и Восточная Пруссия являлась одним из главных театров боевых действий русских и французских войск. 2 декабря 1810 года А. С. Некрасов был произведен в прапорщики и переведен на службу в 28-й егерский полк. 17 сентября 1811 г. ему присвоили чин подпоручика. В этом звании отец поэта и встретил Отечественную войну 1812 г.21

Об участии А. С. Некрасова в Отечественной войне в некрасоведении обычно не говорилось. Как правило, в литературе мы застаем капитана А. С. Некрасова уже в 1821 г., стоявшем с 36-м егерским полком на Западной Украине, в Подольской губернии, где у него и рождается сын Николай. Чем занимался отец поэта в предыдущие годы, как правило, оставалось «за кадром». Причины подобного умалчивания понятны. За А. С. Некрасовым закрепилась устоявшаяся репутация жестокого помещика-крепостника, участники же войны 1812 года в массовом сознании традиционно пользовались уважением, и, чтобы не «подрывать» репутацию, вопрос об участии Некрасова-старшего в Отечественной войне обычно замалчивался. В. Е. Евгеньев-Максимов пишет, что вопрос о том, был ли Алексей Сергеевич «сколько-нибудь активным участником наполеоновских войн, совпавших по времени с его службой в армии (…), остается открытым»22 Правда, исследователь упоминает о книге Н. В. Гербеля «Русские поэты в биографиях и образцах», вышедшую в 1873 г., где говорилось, что «Алексей Сергеевич сделал всю кампанию 1812-1814 годов (…) и потерял двух старших братьев при Бородино»23 . В. Е. Евгеньев-Максимов отмечает: «Возможно, что биография эта была просмотрена Некрасовым (в оставшихся после него бумагах мы нашли её рукописную копию)»24 .

Да, прямых свидетельств об участии А. С. Некрасова в сражениях Отечественной войны 1812 года у нас нет, однако, согласимся, трудно предположить, чтобы, находясь в рядах воюющей армии, офицер не принимал участия в боевых действиях. Неизвестно нам, и где для А. С. Некрасова закончилась война.

В некрасоведении, по сути, игнорировалось и то, что в войне участвовали трое старших братьев Алексея Сергеевича (родных дядей поэта), которые, как писал Н. А. Некрасов, были «убиты под Бородиным в один день» (XII, 17)* . В одном из документов Алексей Сергеевич указал, что трое его братьев – Василий, Александр и Павел – «в сражениях убиты»25 .

После окончания Отечественной войны и Заграничных походов русской армии 28-й егерский полк, в котором служил А. С. Некрасов, стоял на западных рубежах империи, в Винницком уезде Подольской губернии. Здесь А. С. Некрасов и познакомился со своей будущей женой. 11 ноября 1817 года в Успенской церкви местечка Юзвин Винницкого уезда состоялось венчание поручика А. С. Некрасова и малороссийской дворянки Елены Андреевны Закревской26 .

О матери поэта, Е. А. Закревской, известно немного, а то, что известно, давно вызывает споры. Во-первых, запутан вопрос о точном годе её рождения. Традиционно считалось, что она родилась в 1796 г. Эта дата попала в литературу благодаря В. Е. Евгеньеву-Максимову, который в 1913 году видел в метрической книге церкви с. Абакумцева запись о её кончине: «1841 года, 29 июля умерла от чахотки у майора Алексея Сергеевича жена его, Елена Андреевна, 45 лет отроду»27 . Согласно данной записи, Елена Андреевна родилась в 1796 г., и до недавнего времени эта дата являлась общепринятой. Однако С. В. Смирнов на основании архивных документов установил другую дату – 1803 год. В формулярном списке А. С. Некрасова за 1838 год сказано, что его жена имеет «отроду 35 лет»28 . В метрической книге Воскресенской церкви Ярославля, где состоялось отпевание Елены Андреевны, в записи о её смерти сказано, что усопшей «38 лет»29 , что опять указывает на 1803 г., как на год её рождения.

Во-вторых, мы не знаем даже, какое имя носила мать поэта: в одних документах она именуется Еленой, в других – Александрой. В связи с этим в литературе давно стоит вопрос о её национальности. По мнению С. В. Смирнова, наличие у жены А. С. Некрасова двух имен указывает на её «принадлежность к католичеству в раннем возрасте». Однако исследователь делает оговорку: «Думается, что принадлежность в девичестве к католичеству не указывает на польское происхождение матери поэта. Её католичество – плоды “тщательного” воспитания у иезуитов её отца, дань польско-католическому влиянию в крае, где элементам польско-католической культуры придавалось значение престижности, принадлежности к местной верхушки»30 .

В 1820 году у молодых супругов родился первенец – сын Андрей, в самом начале 1821 г. – дочь Елизавета. В конце 1821 года на свет появился их третий ребенок – сын Николай. Долгое время ошибочно считалось, что Н. А. Некрасов родился 22 ноября (4 декабря по н. ст.) 1821 г. в местечке Юзвин Винницкого уезда. Лишь в 1949 году А. В. Попов документально доказал, что поэт родился 28 ноября (10 декабря по новому стилю) в местечке Немиров* Винницкого уезда Подольской губернии31 .

Крещение будущего поэта почему-то произошло почти через три года после рождения – 7 октября 1824 г. в церкви с. Сениок Подольской губернии32 . При крещении ребенок получил имя в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, издавна особенно почитаемого на Руси.

16 января 1823 года А. С. Некрасов «за болезнью» был уволен с военной службы «майором с мундиром»33 . Традиционно считалось, что Некрасовы переехали в Грешнево в конце 1824 г. Однако, как убедительно доказал недавно В. И. Яковлев, А. С. Некрасов с семьей приехал в родовую усадьбу под Ярославлем в 1826 г.34 Этот же исследователь дал и поразительный ответ на вопрос, почему А. С. Некрасов, проживший на Украине после выхода в отставку почти три года, уехал оттуда в Грешнево. «Что касается причин переезда А. С. Некрасова с Украины в Грешнево в 1826 году, – пишет В. И. Яковлев, – то они (…), очевидно, связаны с обстановкой, сложившейся в результате разгрома южного центра декабристского движения. До ухода в отставку в 1823 году А. С. Некрасов служил в г. Немирове, в воинском подразделении, входящем в 18-ю пехотную дивизию, которая, в свою очередь, числилась в составе 2-й армии. Штаб-квартира 2-й армии располагалась в г. Тульчине в пределах 30 км от Немирова. В Тульчине же в 1821-1826 гг. размещалась центральная управа Южного общества, возглавляемая П. И. Пестелем»35 . Вслед за разгромом восстания Черниговского полка на Украине начались массовые аресты. «По-видимому, опасения за судьбу своего семейства, – продолжает В. И. Яковлев, – и несомненные личные знакомства по прежней службе со многими из “заговорщиков”, что прямо предполагала исполнявшаяся А. С. Некрасовым должность бригадного адъютанта, – и послужили основной причиной переезда на жительство в родовую усадьбу – сельцо Грешнево Ярославской губернии»36 .

По-видимому, в летние месяцы 1826 года семья Некрасовых покинула Подольскую губернию и отправилась – скорее всего, через Киев и Москву – на Верхнюю Волгу.

13. Яковлев В. И. Род и наследственные владения дворян Некрасовых в XVII – первой трети XIX вв. // Карабиха: Историко-литературный сборник. Ярославль, 1993, с. 226 (далее – Яковлев В. И. Род и наследственные владения дворян Некрасовых в XVII – первой трети XIX вв.).

14. Там же, с. 226-227.

15. Некрасов Н. К. По их следам, по их дорогам. Ярославль, 1975, с. 247 (далее – Некрасов Н. К. По их следам, по их дорогам).

16. Евгеньев-Максимов В. Жизнь и деятельность Н. А. Некрасова. М.-Л., 1947, т. 1, с. 14 (далее – Евгеньев-Максимов В. Жизнь и деятельность Н. А. Некрасова).

17. Яковлев В. И. Род и наследственные владения дворян Некрасовых, с. 229.

18. Монастыри и храмы земли Ярославской. Ярославль – Рыбинск, 2000, т. II, с. 245.

19. Смирнов С. В. Автобиографии Некрасова. Новгород, 1998, с. 179 (далее – Смирнов С. В. Автобиографии Некрасова).

20. Там же, с. 172.

21. Там же.

22. Евгеньев-Максимов В. Е. Жизнь и деятельность Н. А. Некрасова, т. 1, с. 28-29.

23. Там же, с. 29.

24. Там же.

25. Смирнов С. В. Автобиографии Некрасова, с. 169.

26. Ашукин Н. С. Летопись жизни и творчества Н. А. Некрасова. М.-Л., 1935, с. 20 (далее – Ашукин Н. С. Летопись жизни и творчества Н. А. Некрасова).

27. Евгеньев-Максимов В. Е. Из прошлого. Записки некрасоведа // Некрасовский сборник. Л., 1980, вып. VIII, с. 223.

28. Цит. по: Смирнов С. В. Автобиографии Некрасова, с. 11.

29. Там же, с. 12.

30. Там же, с. 176.

31. Попов А. Когда и где родился Некрасов? К пересмотру традиции // Литературное наследство. М., 1949, т. 49-50, с. 605-610.

32. Смирнов С. В. Автобиографии Некрасова, с. 175.

33. Евгеньев-Максимов В. Е. Жизнь и деятельность Н. А. Некрасова, т. 1, с. 28.

34. Яковлев В. И. Род и наследственные владения дворян Некрасовых в XVIII – первой трети XIX вв., с. 249-251.

35. Там же, с. 251.

Список всеми узнаваемых произведений Николая Алексеевича Некрасова достаточно большой. От стихотворений «Дедушка Мазай и зайцы», «Мужичок с ноготок» до эпической поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Именно Некрасов расширил диапазон стихотворного жанра разговорной речью и народной фольклорностью. До него никто не практиковал таких сочетаний. Это нововведение оказало большое влияние на дальнейшее развитие литературы.

Некрасов первым решился на сочетание грусти, сатиры и лирики в пределах одного произведения.

Историю развития Николая Алексеевича, как поэта биографы любят делить на три периода:

Момент выхода сборника «Мечты и звуки». Это образ поэта, который был создан в лирике Пушкина, Лермонтова, Баратынского. Юноша ещё желает походить на этот образ, но уже ищет себя в своём, личном творчестве. Писатель ещё не определился со своим направлением, и пытается подражать признанным литераторам.

С 1845 года. Теперь в стихах поэт изображает уличные сценки, и это нравится, это приветствуется. Перед нами поэт нового формата, который уже знает, что он хочет сказать.

Конец 40-х - Некрасов известный поэт и успешный литератор. Он редактирует наиболее влиятельный, на тот момент литературный мир.

В начале творческого пути

Совсем юным, с большими трудами, восемнадцатилетний Некрасов добрался до Петербурга. При себе он держал тетрадку юношеских стихов. Юноша верил в свои возможности. Ему казалось, что слава поэта случится, как только люди начнут читать его стихи.

И действительно уже через год он смог издать свою первую книгу - стихи. Книга называлась «Мечты и звуки». Того успеха, на который рассчитывал автор не последовало. Это не сломило поэта.

Молодой человек стремился к образованию. Он решил вольнослушателем посещать лекции в Петербургском университете, но это тоже был очень недолгий его проект, который увенчался крахом. Отец лишил его всякой помощи, жить было не на что. Молодой человек на несколько лет отложил своё высокое прозвание и стал писать в разные журналы, газеты, став при этом литературным подёнщиком. Водевили, проза, сатирические рассказы - вот чем зарабатывал в ранние годы Николай.

К счастью, в 1845 году всё переменилось. Вместе с поэтом Иваном Панаевым молодые авторы выпустили альманах, с привлекательным названием «Физиология Петербурга». Сборник ожидал успех. Русскому читателю явились абсолютно новые герои. Это были не романтические персонажи, не дуэлянты. Это были простые жители Петербурга: дворники, шарманщики, в общем, те, кто нуждается в сочувствии.

Современник

Через год, в конце 1846 года, молодые литераторы идут ещё дальше. Они всем известный журнал «Современник» оформляют в аренду. Это тот самый журнал, который был основан в 1836 году Пушкиным.

Уже в январе 1847 года вышли первые номера «Современника».

Современник тоже имеет громкий успех. С этого журнала начинается новая русская литература. Николай Алексеевич - это новый тип редактора. Он собрал отличную команду из профессионалов литературного жанра. Вся русская литература будто сузилась до узкого кружка единомышленников. Писателю, чтобы заявить о себе, достаточно было показать свою рукопись Некрасову, Панаеву или Белинскому, понравится и напечататься в «Современнике».

Журнал стал просвещать публику в антикрепостническом и демократическом духе.

Когда в издании стали печататься Добролюбов и Чернышевский старые сотрудники начали возмущаться. Но Николай Алексеевич был уверен, что благодаря разноплановости журнала его тираж вырастет. Ставка сработала. Журнал, рассчитанный на разноплановую молодёжь, привлекал всё больше читателей.

Но в 1862 году писательскому коллективу было объявлено предупреждение, и правительство решило приостановить деятельность издания. Он был возобновлён 1863 году.

После покушения на императора Александра II, в 1866 году, журнал был закрыт навсегда.

Творческий расцвет

В средине 40-х годов, во время работы в «Современнике», к Николаю Алексеевичу приходит слава поэта. Слава эта была небесспорной. Многим стихи не нравились, казались странными, шокирующими. Для многих было мало красивых картин, пейзажности.

Своей лирикой писатель воспевает простые житейские ситуации. Многие думают, что позиция народного заступника - это только маска, а в жизни поэт совсем иной человек.

Писатель очень много сам работал над собственной биографией, создавая образ человека бедного и оттого, хорошо понимающего душу бедняков. В начале своего творческого пути он действительно ел хлеб в общественных столовых, прикрываясь от стыда газетой, какой-то период он спал в ночлежном приюте. Всё это, конечно, закалило его характер.

Когда, наконец, литератор зажил жизнью состоятельного писателя, эта жизнь перестала состыковываться с легендой, и современники сформировали встречный миф о сластолюбце, игроке, транжире.

Некрасов и сам понимает двойственность своего положения и репутации. И он кается в своих стихах.

Я за то глубоко презираю себя,
Что живу - день за днем бесполезно губя;
Что я, силы своей не пытав ни на чем,
Осудил сам себя беспощадным судом...

Самые яркие произведения

В творчестве автора случались разные периоды. Они все нашли своё отражение: классическая проза, поэзия, драматургия.

Дебютом литературного таланта можно считать стихотворение «В дороге» , написанное в 1945 году, где разговор барина и крепостного крестьянина обнажает отношение знати к простому народу. Захотели господа - взяли в дом на воспитание девочку, а после ревизии крепостных, выросшую, воспитанную девушку, взяли да и выставили из барского дома. К деревенской жизни она не приспособлена, да до этого никому нет дела.

Около десяти лет Некрасов печатается на страницах журнала, редактором которого сам же и является. Не только стихи занимают литератора. Сблизившись с писательницей Авдотьей Панаевой, влюбившись в неё, оценив её талант, Николай создаёт своеобразный тандем.

Один за другим выходят романы, написанные в соавторстве. Панаева печаталась под псевдонимом Станицкий. Самые заметные «Мёртвое озеро», «Три страны света» .

К ранним значимым произведениям можно отнести стихи: «Тройка», «Пьяница», «Псовая охота», «Родина» .

В 1856 году увидел свет его новый сборник стихов. Каждый стих был пропитан болью о народе, его тяжёлой долей в условиях полного бесправия, нищеты и безвыходности: «Школьник», «Колыбельная песня», «К временщику» .

В муках рождённое стихотворение «Размышления у парадного подъезда» в 1858. Это был обычный жизненный материал, только увиденный из окна, и тут же, разложенный на темы зла, суда и возмездия.

В зрелом творчестве поэт себе не изменял. Он описывал те трудности, с которыми столкнулись все слои общества, после отмены крепостного права.

Особое хрестоматийное место занимают такие прозвания:

Большой стих, посвящённый сестре поэта, Анне Алексеевне «Мороз, Красный нос» .

«Железная дорога» , где автор без прикрас показывает оборотную сторону медали строительства. И не стесняется говорить, что в жизни получивших вольную крепостных ничего не меняется. Их также эксплуатируют за копейки, а хозяева жизни обманным путём используют неграмотный люд.

Поэта «Русские женщины» , изначально должна была называться «Декабристки». Но автор сменил название, стараясь подчеркнуть, что любая русская женщина готова на жертвенность, и у неё хватит душевных сил, чтобы преодолеть все преграды.

Несмотря на то что поэма «Кому на Руси жить хорошо» задумывалась, как объёмное произведение, свет увидело только четыре части. Николай Алексеевич не успел закончить свой труд, но он постарался придать произведению законченный вид.

Крылатые выражения


О том насколько творчество Некрасова остаётся актуальным по сей день, можно судить по самым известным фразам. Вот только некоторые из них.

Стихотворением «Поэт и гражданин» открывался сборник 1856 года. В этом стихотворении поэт бездействует, не пишет. И тут к нему входит гражданин и призывает начать работать.

Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.

В этих двух строчках заложена такая философия, что литераторы до сих пор по-разному трактуют их.

Автор постоянно использовал евангельские мотивы. За основу стихотворения «Сеятелям», написанного в 1876 году, была взята притча о сеятеле, который сеял зерно. Иное зерно взошло, и принесло добрые плоды, а иное упало на камень и погибло. Здесь поэт восклицает:

Сеятель знанья на ниву народную!
Почву ты, что ли, находишь бесплодную,
Худы ль твои семена?

Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ…

Вывод напрашивается сам собой. Далеко не всегда и не все говорят спасибо, но сеятель сеет, выбирая плодородную почву.

А этот отрывочек, известный каждому, из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» можно считать кульминационным последним аккордом творчества Некрасова:

Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка Русь!

Николай Алексеевич Некрасов - русский поэт-демократ, автор блистательных образцов гражданской лирики, сделавший поэзию «народной лирой» и орудием в борьбе за права угнетенного народа. Его поэтическая муза - муза «мести и печали», боли, борьбы с несправедливостью по отношению к крестьянству.

Поэт родился 28 ноября 1821 года в городе Немирове (Винницкий уезд Подольской губернии, ныне - территория Украины). В Немирове познакомились его родители - отец служил в полку, квартировавшем в этом городе, мать, Елена Закревская, была одной из лучших - красивейших и образованнейших - невест городка. Родители Закревской не собирались отдавать дочь за офицера Некрасова, который явно женился по расчету (к моменту знакомства с Закревской у него образовались карточные долги и желание решить финансовый вопрос за счет выгодной женитьбы). В результате Елена выходит замуж против воли родителей, и, конечно, замужество оказывается несчастливым - нелюбящий муж сделал её вечной затворницей. Образ матери, светлый и нежный, вошел в лирику Некрасова как идеал женственности и доброты (поэма «Мать» 1877 г., «Рыцарь на час» 1860-62 гг.), а образ отца трансформировался в образ дикого, необузданного и тупого деспота.

Литературное становление Некрасова не может быть отделено от фактов его трудной биографии. Вскоре после рождения поэта семья переезжает в родовое имение отца, в Грешнев Ярославской области. У поэта было 12 братьев и сестер, большинство из которых умерли в раннем возрасте. Отец был вынужден работать - поместного дохода на нужды большой семьи не хватало - и он стал служить в полиции исправником. Сына часто брал с собой на работу, поэтому ребенок с малолетства стал свидетелем выбивания долгов, страданий и мольбы, смертей.

1831 год - Николая Некрасова отправляют учиться в гимназию в Ярославль. Мальчик был способным, но отношения с коллективом умудрялся испортить - был резок, остер на язык, сочинял про одноклассников ироничные стихи. После 5 класса обучение прекратил (есть мнение, что отец перестал оплачивать обучение, не усмотрев для не слишком прилежного сына необходимости в образовании).

1837 год - 16-летний Некрасов начинает самостоятельную жизнь в Петербурге. Против воли отца, видевшего в нем скромного чиновника, Николай пытается поступить в университет на филологический факультет. Экзамены не сдал, но с упорством 3 года штурмовал факультет, посещая занятия вольнослушателем. В это время отец отказался поддерживать его финансово, поэтому жить приходилось в страшной нищете, порой с ночевками в приютах для бездомных, в постоянном голоде.

Первые деньги удалось заработать на должности гувернера - Некрасов служит учителем в зажиточной семье, параллельно сочиняя сказки и редактируя азбуки для детских изданий.

1840 год - Некрасов зарабатывает как драматург и критик - петербургский театр ставит несколько его пьес, а «Литературная газета» издает несколько статей. Накопив денег, Некрасов в этом же году издает за свой счет сборник стихотворений «Мечты и звуки», который попал под такой шквал критики, что поэт выкупил почти весь тираж и сжег его.

1840-е годы: Некрасов знакомится с Виссарионом Белинским (который незадолго до этого беспощадно раскритиковал его первые стихи) и начинает плодотворное сотрудничество с журналом «Отечественные записки».

1846 год: улучшившееся финансовое положение позволило Некрасову самому стать издателем - уходит их «Записок» и покупает журнал «Современник», в котором начинают печататься молодые и талантливые литераторы и критики, покинувшие «Записки» вслед за Некрасовым. Царская цензура пристально следит за наполнением журнала, набравшего высокую популярность, поэтому в 1866 году его закрывают.

1866 год: Некрасов выкупает журнал «Отечественные записки», в котором прежде трудился, и намерен довести его до того же уровня популярности, до которого ему удалось довести «Современник». С этого времени он более активно публикуется сам.

Выходят такие произведения:

  • «Саша» (1855 г. Поэма о думающей женщине. Саша близка к народу и любит его. Она находится на жизненном перепутье, много размышляет о жизни, когда ей встречается молодой социалист. Агарин рассказывает Саше о социальном мироустройстве, неравенстве и борьбе, он позитивно настроен и ждет «солнышка правды». Проходит несколько лет, и Агарин разуверился в том, что народом можно управлять и дать ему свободу, он может только философствовать на тему того, как дать крестьянам свободу, и что они с ней будут делать. Саша же в это время занимается пусть мелкими, но реальным делами - она оказывает крестьянам медицинскую помощь).
  • «Кому на Руси жить хорошо» (1860 - 1877 гг.. Эпическая крестьянская поэма, обличающая неспособность самодержавия обеспечить народу подлинную свободу, несмотря на отмену крепостного права. Поэма рисует картины народной жизни и живо наполнена народной речью).
  • «Коробейники» (1861).
  • «Мороз, красный нос» (1863 г. Поэма, воспевающая силу духа русской крестьянки, способной на тяжелую работу, верность, самоотверженность, выполнение долга).
  • «Русские женщины» (1871-71 гг. Поэма, посвященная мужеству декабристок, отправившихся в след за мужьями в ссылку. Содержит 2 части «Княгиня Волконская» и « Княгиня Трубецкая». Две героини принимают решение последовать за сосланными мужьями. Княгини, которым неведома голодное нищее существование, тяжелая работа, отказываются от своей прежней жизни. Они демонстрируют не только любовь и взаимовыручку, присущие всем хранительницам домашнего очага по умолчанию, но и открытое противостояние власти).

Стихотворения:

  • «Железная дорога»
  • «Рыцарь на час»,
  • «Несжатая полоса»
  • «Пророк»,
  • циклы стихов о крестьянских детях,
  • циклы стихов о городских нищих,
  • «панаевский цикл» - стихотворения, посвященне гражданской жене

1875 год - поэт тяжело заболевает, но, борясь с болью, находит силы писать.

1877 год: последние произведения - сатирическая поэма «Современники» и цикл стихотворений «Последние песни».

Поэт скончался 27 декабря 1877 года в Петербурге, похоронен на Новодевичьем кладбище. Несмотря на страшный мороз, проводить поэта в последний путь пришли тысячи почитателей.

Творческий путь Н.А. Некрасова (1821 - 1878) начался с его приезда в 1838 году в Петербург. Вопреки воле отца он не стал поступать в Дворянский полк — военно-учебное заведение, а решил сдать экзамены в университет. Однако его намерения не увенчались успехом, и он поступил вольнослушателем на историко-филологическое отделение.

В наказание за непослушание отец лишил Некрасова материальной поддержки. С этого времени начался для будущего поэта период «петербургских мытарств», растянувшийся на три года. Кстати, за отцом, в том числе благодаря и произведениям Н А. Некрасова, прочно закрепилась слава жестокого помещика-самодура — характеристика далеко не бесспорная, о чём писал сам же Н А. Некрасов впоследствии в своей автобиографии 1877 года.

Первой книгой поэта стал сборник стихотворений «Мечты и звуки», вышедший в 1840 году. Стихи, включённые в него, были слабыми и подражательными. Уничтожающей критике подверг «Мечты и звуки» В.Г. Белинский, после чего Некрасов скупил оставшиеся экземпляры и сжёг их.

После неудачного дебюта Николай Алексеевич пишет статьи, пьесу в стихах «Юность Ломоносова», детские водевили, сказки. В 1841 году он начинает сотрудничество с «Литературной газетой», в которой выходят его стихотворения, рассказы, пьесы, фельетоны, рецензии.

С 1847 года Некрасов — редактор журнала «Современник». В 1852 году на страницах этого издания появилось первое печатное произведение Л.Н. Толстого — повесть «Детство». За «Современником» устанавливается прочная слава одного из лучших журнальных изданий России. В 1853 году Н А. Некрасов знакомится с Н.Г. Чернышевским, который становится ведущим сотрудником журнала.

Вокруг «Современника» складывается удивительный коллектив талантливых литераторов, в который входят И.С. Тургенев. Л.Н. Толстой, Д.В. Григорович. В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов. Возглавляют редакцию И И. Панаев и Н.А. Некрасов.

Середина 1850-х годов для Николая Алексеевича — особенно продуктивное время. Это был период подъёма общественного движения в России, ознаменованного страстными дискуссиями о необходимости отмены крепостного права и путях освобождения крестьянства. Литературные произведения стали широко использоваться как средство политической полемики и борьбы, расцветала журналистика с её острыми публицистическими материалами. В эти годы Некрасов пишет особенно много. В письме к И.С. Тургеневу от 30 июня 1855 года он с удовлетворением сообщал: «Весной нынче я столько писал стихов, как никогда...»

Гражданская позиция Некрасова, звучавшая в его стихах, публицистике, нашедшая отражение в редакционной деятельности, делает его не просто известным. Писатель, по словам современников, становится «настоящим кумиром, богом, поэтом выше Пушкина; ему поклоняются...».

Эта известность усиливается и в связи с выходом в свет 19 октября 1856 года первого издания «Стихотворений» Некрасова. Наибольший общественный отклик получили опубликованные в книге стихотворения «Поэт и Гражданин», «Забытая деревня». Но не только восторги публики ожидали Н.А. Некрасова. После публикации «Стихотворений» услужливые сановники доложили Александру II о революционных настроениях поэта, что грозило цензурными преследованиями не только Некрасову, но и журналу «Современник».

В 1857 году Николай Алексеевич сближается с молодым революционно настроенным поэтом и литературным критиком Н.А. Добролюбовым, который становится одним из постоянных сотрудников «Современника» и членом редакции журнала. Взгляды Н.А. Добролюбова, не менее радикальные, чем у самого Н.А. Некрасова, разделялись далеко не всеми авторами «Современника». Назревает конфликт, достигший своей кульминации после появления в третьем номере журнала статьи Н.А. Добролюбова «Новая повесть г. Тургенева», позже печатавшейся под заглавием «Когда же придёт настоящий день?». Это была рецензия на роман И.С. Тургенева «Накануне».

Тургенев ознакомился со статьей ещё до публикации в корректуре и настаивал на её изъятии из журнала по идейным соображениям. Он категорически не был согласен с трактовкой романа Добролюбовым. В случае опубликования добролюбовского материала Тургенев обещал выйти из журнала. Для Некрасова уход Тургенева, с которым он был дружен, был бы большим ударом. Приходилось выбирать между дружбой, стремлением удержать талантливого писателя в составе «Современника» и идеологией.

Некрасов выбирает последнее и принимает решение публиковать статью Добролюбова. Тургенев прерывает всякие отношения с Некрасовым и покидает журнал. Переживания от разрыва с Тургеневым отразились впоследствии в стихотворении 1860 года «...одинокий, потерянный...».

В этом же году в герценовском журнале «Колокол», издаваемом в Лондоне, было напечатано стихотворение Некрасова «Размышления у парадного подъезда» со следующим комментарием издателя: «Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить».

Самым значительным событием XIX века для России стала отмена крепостного права, объявленная в царском манифесте 5 марта 1861 года. Некрасова и его единомышленников реформа не удовлетворила. Они видели её половинчатый характер, считали, что манифест не принёс крестьянам фактического освобождения — они оставались зависимыми, ибо не получили самого желанного — земли. Некрасов сказал посетившему его в тот день Чернышевскому: «Да разве это настоящая воля! Нет, это чистый обман, издевательство над крестьянами». Затем эта позиция неоднократно проявлялась в его многочисленных стихотворениях: «Свобода», «Что ни день, уменьшаются силы...», наиболее остро прозвучала в строках «Народ освобождён, но счастлив ли народ?..» («Элегия», 1874) и в тексте поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (1877).

Ощущая себя народным поэтом, Н.А. Некрасов стремился к тому, чтобы его произведения могли дойти до простых людей. Он начинает публиковать «Красные книжки» — дешёвые издания, предназначавшиеся для крестьян. Однако после второго издания в 1863 году из-за цензурных препятствий их выпуск прекратился.

Позиция Некрасова и его журнала, где публиковались острые материалы, подвергавшие критике реформу 1861 года, встречали со стороны властей всё большее неприятие и, как следствие, - цензурные преследования. 28 мая 1866 года «Современник» был запрещён. 29 ноября 1867 года Н.А. Некрасов заключает договор об аренде журнала «Отечественные записки», который, продолжая традиции «Современника», становится трибуной для приверженцев революционно-демократических идей.

В конце 60-х — начале 70-х годов Николай Алексеевич усиленно работает над созданием поэмы «Кому на Руси жить хорошо», которая публикуется отдельными частями в журнале «Отечественные записки». Поэма сразу же привлекает внимание читателей и становится объектом гонений со стороны властей, подвергаясь непрерывным цензурным запретам. В 1873 году выходит пятое издание «Стихотворений» Н.А. Некрасова, где наряду с написанными к тому моменту главами поэмы «Кому на Руси жить хорошо» опубликованы также поэмы «Дедушка» и «Русские женщины». Стихотворения поэта прочно входят в народное сознание. Народной песней стали первые 24 строки из поэмы «Коробейники». Произведения Некрасова привлекают внимание русских композиторов. В 1875 году П.И. Чайковский создаёт на стихи поэта кантату.

К концу 70-х годов здоровье И.А. Некрасова резко ухудшается. В апреле 1877 года выходит последняя книга поэта «Последние песни». Николай Алексеевич чувствует, что муза его слабеет.

27 декабря 1877 года в 8 часов 50 минут вечера Н.А. Некрасов скончался. За гробом поэта 30 декабря шло около четырёх тысяч человек.

Николай Алексеевич Некрасов родился 10 октября (28 ноября) 1821 года на Украине, неподалеку от Винницы, в местечке Немиров. Мальчику не было и трех лет, когда его отец, ярославский помещик и отставной офицер, перевез семью в родовое имение Грешнево. Здесь прошло детство - среди яблонь обширного сада, вблизи Волги, которую Некрасов назвал колыбелью, и рядом со знаменитой Сибиркой, или Владимиркой, о которой вспоминал: "Все, что по ней шло и ехало и было ведомо, начиная с почтовых троек и кончая арестантами, закованными в цепи, в сопровождении конвойных, было постоянной пищей нашего детского любопытства".

1832 – 1837 годы – учеба в Ярославской гимназии. Учится Некрасов средне, периодически конфликтуя с начальством из-за своих сатирических стихов.

В 1838 году началась его литературная жизнь, продолжавшаяся сорок лет.

1838 – 1840 годы – Николай Некрасов вольнослушатель филологического факультета Петербургского университета. Узнав об этом, отец лишает его материальной поддержки. По собственным воспоминаниям Некрасова, он бедствовал около трех лет, перебиваясь небольшими случайными заработками. Одновременно поэт входит в литературный и журналистский круг Петербурга.

Так же в 1838 году состоялась первая публикация Некрасова. Стихотворение «Мысль» выходит в журнале «Сын отечества». Позже несколько стихов появляются в «Библиотеке для чтения», потом – в «Литературных прибавлениях к «Русскому инвалиду».
В печати стихи Некрасова появились в 1838, в 1840 на его собственные средства был опубликован первый сборник стихов «Мечты и звуки», подписанный "Н. Н.". Сборник успеха не имел и после критики В.Г. Белинского в "Отечественных Записках" был уничтожен Некрасовым и стал библиографической редкостью.

Впервые его отношение к условиям жизни беднейших слоев российского населения и откровенному рабству высказано в стихотворении «Говорун» (1843 год). С этого периода Некрасов начинает писать стихотворения фактически социальной направленности, которыми немного позже заинтересовалась цензура. Появились такие антикрепостнические стихотворения, как «Рассказ ямщика», «Родина», «Перед дождем», «Тройка», «Огородник». Стихотворение «Родина» было запрещено цензурой сразу же, но распространялось в рукописях и стало особенно популярным в кругах революционеров. Это стихотворение Белинский оценил настолько высоко, что пришел в полнейший восторг.

На взятые взаймы деньги поэт совместно с писателем Иваном Панаевым зимой 1846 года берет журнал «Современник» в аренду. В журнал стекаются молодые передовые писатели и все те, кому крепостное право было ненавистно. Первый выпуск нового «Современника» состоялся в январе 1847 года. Это был первый в России журнал, выражающий революционно-демократические идеи и, самое главное, имеющий стройную и четкую программу действий. В первых же номерах вышли «Сорока-воровка» и «Кто виноват?» Герцена, рассказы из «Записок охотника» Тургенева, статьи Белинского и многие другие произведения той же направленности. Некрасов из своих произведений опубликовал «Псовую охоту».

Влияние журнала росло с каждым годом, пока в 1862 правительство не приостановило его издание, а затем и вовсе запретило журнал.

В 1866 году «Современник» был закрыт. Некрасов в 1868 приобрел право на издание журнала "Отечественные записки", с которым были связаны последние годы его жизни.В период работы в «Отечественных записках» создал поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (1866-1876), «Дедушка» (1870), «Русские женщины» (1871-1872), написал серию сатирических произведений, вершиной которых стала поэма «Современники» (1878).

Последние годы жизни поэта охватили элегические мотивы, связанные с утратой друзей, осознанием одиночества, тяжелой болезнью. В этот период появляются произведения: "Три элегии"(1873 год), "Утро", "Уныние", "Элегия" (1874 год), "Пророк" (1874 год), "Сеятелям" (1876 год). В 1877 году создан цикл стихов "Последние песни".

Похороны Некрасова на Новодевичьем кладбище в Петербурге приобрели характер общественно-политической манифестации. На гражданской панихиде произнесли речи Достоевский, П. В. Засодимский, Г. В. Плеханов и др. В 1881 на могиле установлен памятник (скульптор М. А. Чижов).

Именем Некрасова названы улицы: в Петербурге в 1918 (бывшая Бассейная, см. Некрасова улица), в Рыбацком, Парголово. Его имя присвоено библиотеке № 9 Смольнинского района и Педагогическому училищу № 1. В 1971 на углу улицы Некрасова и Греческого проспекта открыт памятник Некрасову (скульптор Л. Ю. Эйдлин, архитектор В. С. Васильковский).