Народное творчество (Фольклор), Х. Зейналлы - Азербайджанские тюркские сказки. "скупой и щедрый" Скупой человек а щедрый человек

О ЖАДНОСТИ И ЩЕДРОСТИ

Щедрость и жадность являются прямыми противоположностями друг друга, что вообще облегчает понимание этих понятий.
О человеческой щедрости и жадности в народе ходят легенды. Нормированная,
усредненная щедрость и жадность в глаза не бросается, но если щедрость выходит за пределы нормы и выражается как сверхщедрость, то такая щедрость бросается в глаза и на её каждый смотрит по разному, например:
Человек снимает с себя последнюю рубашку и отдает её бесплатно и бескорыстно голому, сам остается голым, но зато он совершает очень благородный жест и одевает другого голого.
Что же изменилось? По сути ничего. Один голый всё равно остался, только голый и одетый поменялись местами. Внешне такое поведение выглядит сверхщедростью и среди людей вызовет неоднозначные суждения. Одна рубашка на двоих, означает что кто-то всё равно ходит голым.

Жадность фраера сгубила” – это формула сверхжадности. Воровал, воровал, хапал, хапал, обманывал, кидал, но вдруг попался и сел в тюрьму или самого обокрали, кинули, убили. Сверхжадный не мог остановиться сам, его остановили другие.
Каждый человек в чем –то щедр, в чем –то жаден. Оба понятия очень условны и относительны, но абсолютны в своих проявлениях.
Жадность имеет две стороны –внутреннюю, как скупость и внешнюю, как саму жадность.
Даю определение:
ЩЕДРОСТЬ, ЖАДНОСТЬ, СКУПОСТЬ – это качественные характеристики человека, проявляющие себя как свои свойства при определенных соответствующих ситуациях и обстоятельствах, возникающие как с внутренней, так и с внешней стороны человеческих отношений.

Есть человеческие отношения, появляются эти понятия, нет отношений, этих понятий для самого человека не существует.

ЩЕДРЫЙ ЧЕЛОВЕК –это человек, отдающий бесплатно как своё, так и чужое материальное богатство в неограниченном количестве, пока есть, что отдать, как помощь, милостыню, пожертвование, подарок и т.д., бескорыстно и бесплатно.

СКУПОЙ ЧЕЛОВЕК – это человек, жалеющий отдавать бесплатно то, что он считает своим и даже то, что считает чужим.

ЖАДНЫЙ ЧЕЛОВЕК – это человек, постоянно стремящийся заиметь любыми путями чужое богатство, притом самое лучшее и большее в неограниченном количестве.

Часто считают, что жадный, это тот, который никому ничего не дает, на самом деле жадный, это тот, который хочет заиметь, а не отдавать.

Жадность и скупость работают на себя, а щедрость от себя.

Все эти качества имеют свои высшие и низшие уровни. Итак:

НИЗШИМ УРОВНЕМ щедрости является присутствие всякой щедрости на низшем уровне и отсутствием всякой щедрости на высшем уровне.
Или
НИЗШИМ УРОВНЕМ щедрости является присутствие всякой жадности на высшем уровне и отсутствие всякой жадности на низшем уровне.
Или
НИЗШИМ УРОВНЕМ щедрости является высший уровень жадности.
Или
ЩЕДРОСТЬ – есть обратная сторона жадности.
Или
Объединив в единое, получим
ЩЕДРУЮ ЖАДНОСТЬ – ЖАДНУЮ ЩЕДРОСТЬ, ЩЕДРО – ЖАДНОЕ и ЖАДНО – ЩЕДРОЕ.

Низшие уровни скупости и жадности можно определить по аналогии с щедростью.

ВЫСШИМ УРОВНЕМ щедрости является отсутствие всякой щедрости на низшем уровне и присутствие всякой щедрости на высшем уровне.
Или
ВЫСШИМ УРОВНЕМ щедрости является присутствие всякой жадности на низшем уровне и отсутствие всякой жадности на высшем уровне.
Или
ВЫСШИМ УРОВНЕМ щедрости является низший уровень жадности.

Теперь можно сделать выводы.
На низшем материальном уровне получаем жадную щедрость, а на высшем духовном уровне получили щедрую жадность.
Две жадности, две щедрости. Одна щедрость и жадность материального уровня, другая щедрость и жадность духовного уровня. Между ними существует уровневая разница, а это значит, что духовный человек щедр и жаден, как духовный человек, а материальный человек, как материальный человек.
Определяемся в проявлении этих понятий материального и духовного человека.

ЩЕДРОСТЬ МАТЕРИАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА.

Щедрость материального человека на низшем материальном уровне выражена в оказании бесплатной помощи в виде материальных вещей, денег, услуг человеку и всему человечеству.
Меценатство и благотворительность можно считать щедростью материального человека, но на низшем эти понятия имеют другой смысл. Меценатство и благотворительность богатых людей чаще обретает политический, экономический, культурный смысл, как сохранение своего политического, экономического, культурного веса и влияния. В этом случае это выглядит как подкуп системы власти в лице чиновников разных уровней и заигрывание и популизм в лице граждан и с народом.
Замечу, что строительство больниц, детских домов, приютов, столовых для голодных и бездомных на деньги богатых людей без госпомощи, а в помощь государству и системе, это и есть подкуп системы власти, хотя внешне всё выглядит чинно и благородно и выступает как невероятная щедрость или сверхщедрость.

Богатые люди, это люди разумные и без личной выгоды ничего делать не будут какими бы они хорошими, белыми и пушистыми не казались.

Покупка картин и других матценностей, а затем безвозмездная передача их системе в лице музейных работников, это тоже подкуп системы власти. Срабатывает инстинкт самосохранения и выживаемости и богатые коллекционеры идут сознательно на такие жертвы.

Лучше отдать малое и сохранить большее, чем потерять всё и остаться ни с чем. Разве не так думали богатые коллекционеры, у которых было время, всё отнимали насильно.
В чистом виде на низшем уровне всё подменяется, имеет двойной смысл и значение.
Запомните это, пожалуйста!
Вы только что убедились в том, что щедрость подменили меценатством и благотворительностью. Щедрость на низшем уровне часто бывает показушной.
Если человек отдал свою действительно последнюю рубашку на людях с большой улыбкой на лице и сам остался голым, то, как это можно назвать? Сверхщедростью?
Сверхщедрость – это одна из человеческих глупостей. Ни один разумный человек не отдаст последнюю рубашку, если она у него действительно последняя, но легко сможет её продать, обменять, если это будет ему лично выгодно.
Щедрость на низшем уровне имеет элемент обмана. Человек щедро отдает последнюю рубашку, затем срывает бурные аплодисменты благодарных зрителей, идет домой и одевает свою вторую последнюю рубашку.
Щедрость на низшем уровне имеет элемент жертвенности. Человек под видом щедрости отдает мизер, сохраняя максимум.
Щедрость на низшем уровне имеет элемент взяточничества, подкупа, коррупции, состоит из бесконечного количества подмен и замен, как щедрый подкуп и подкупная щедрость и т.д.
И, наконец, щедрость на низшем уровне всегда имеет элемент жадности высшего уровня. Элемент жадности высшего уровня всегда остается невостребованным щедростью низшего уровня. Щедрости низшего уровня нет нужды пользоваться жадностью высшего уровня, ведь щедрость очень щедра на своем уровне проявления. Щедрость как бы отрицает всякую жадность, хотя сама состоит их всякой жадности. Если бы не было жадности, то нет смысла говорить о щедрости.

ЩЕДРОСТЬ ДУХОВНОГО ЧЕЛОВЕКА.

Духовный человек насколько духовно щедр, настолько и духовно жаден и скуп. Они безграничны в проявлении духовным человеком. Притом, он абсолютно жаден и скуп на низшем уровне и абсолютно щедр на высшем уровне.
Как понимать его такую абсолютность?
Абсолютной скупостью духовного человека на низшем уровне является то обстоятельство, при котором он говорит, что на низшем уровне он ничего не имеет, ни чем не обладает и ничто ему не принадлежит, значит у него нет ничего своего, чтобы кому-то отдать это как лично своё.
Духовный человек только пользуется тем, что ему дано на временное пользование и на момент здесь и сейчас. Он может отдать то, чем временно пользуется сам, но при этом он им сам не обладает, он просто пользуется чужими вещами, которые принадлежат Вечности, поэтому он как бы условно становится абсолютно скупым человеком.

АБСОЛЮТНОЙ ЖАДНОСТЬЮ духовного человека на низшем уровне является абсолютное желание пользоваться всеобщим вселенским изобилием, куда входит всё изобилие материальных вещей.

АБСОЛЮТНОЙ ЖАДНОСТЬЮ духовного человека на высшем духовном уровне является абсолютное желание пользоваться всем материальным и духовным изобилием Вечности полностью, т.е. в абсолюте и, став точкой ноля абсолютности, он пользуется всем изобилием Вечности в абсолюте.
Что лучше, иметь только часть изобилия или пользоваться всем изобилием?
Для каждого случая жизни своё.

Абсолютную щедрость духовный человек проявляет на низшем уровне таким образом:
Он абсолютно щедр в том, что с большой охотой и желанием снабжает всё человечество знаниями о материальном и духовном мире, как абсолютными знаниями истины.
Т.к. большинство людей живут на низшем уровне восприятия мира, то абсолютные знания истины о материальном и духовном им бывают просто не нужны, просто не воспринимаются, а если и воспринимаются то с низшего уровня вся истина искажается, извращается, подменяется ложными знаниями и т.д.
Щедрости неважно количество и качество только потому что всё отдается или раздается. Жадности важно и количество и качество, потому что всё приобретается в личное пользование и всегда хочется большего и лучшего.

ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ БЫТЬ АБСОЛЮТНО ЩЕДРЫМ ТОЛЬКО В ТОМ, В ЧЕМ АБСОЛЮТНО НЕ НУЖДАЕТСЯ.

Получается, человек абсолютно щедр только в том, что абсолютно не имеет, чего у него абсолютно нет. Нонсенс какой то…

Значит, абсолютно щедрый человек тот, который ничего не имеет, у которого ничего нет.
Он ничего отдать не может, потому и становится абсолютно щедрым. Какая –то несуразица получается.

Только став точкой НИЧТО и НИКЕМ человек может стать абсолютно щедрым и жадным. Ну и хитра же эта щедрая и жадная точка НИЧТО, которая имеет ВСЁ и ВСЕХ.


Ценить, что имеешь. Считать не чего не хватает, а что есть. Жадному нищему для счастья нужен пятак, жадному миллионеру - миллиарды.
Скупость
- это черта характера.
Скупость бывает врожденная и приобретенная.
Скупого человека мы часто встречаем среди героев литературы.
Хороший пример у Н.В. Гоголя в "Мертвых душах", где описан помещик Плюшкин, ведь он не был скупым, а стал им в процессе жизни. Или у Ф.М.Достоевского в произведении "Подросток" - Андрей Долгорукий пример приобретенной скупости. Андрей не родился скупым. Быть скупым ему довольно трудно. Но для чего он становится скупым? Андрей Долгорукий становится скупым ради идеи. У Андрея мечта о власти над миром. Он рассуждает так: Власть над миром дают деньги - значит надо стать Ротшильдом. Это в конечном счете квази скупость. И он пытается сформировать в своём характере и темперамент.
Итак Скупой - это чрезмерно, до жадности бережливый, избегающий расходов человек.
Мишель Монтень в своих "опытах" писал: Всякий денежный человек, на мой взгляд, - скопидом.
Миньон Маклофлин сказал жадными жадными ».

У А.С.Пушкина в "Скупом рыцаре":
Нет, выстрадай сперва себе богатство,
А там посмотрим, станет ли несчастный
То расточать, что кровью приобрел.
Н.В.Гоголь в романе «Мертвые души» описал скрягу Плюшкина.
Вот уж пример как скупость и жадность доводит человека до бедности.
Вот как мужик отозвался на вопрос Чичикова о Плюшкине: «Эх ты! А и седым волосом еще подернуло! скрягу Плюшкина не знаешь, того, что плохо кормит людей?»
«А! заплатанной, заплатанной!» вскрикнул мужик. Было им прибавлено и существительное к слову заплатанной, очень удачное, но не употребительное в светском разговоре, а потому мы его пропустим.
Оноре де Бальзак (20 мая 1799, Тур - 18 августа 1850, Париж) - французский писатель, один из основоположников реализма в европейской литературе в произведении «Гобсек» описал ростовщика , скрягу и скопидома : жертвы его порой выходили из себя, плакали или угрожали, но сам ростовщик всегда сохранял хладнокровие - это был «человек-вексель», «золотой истукан». К концу жизни скупость Гобсека обратилась в манию - он ничего не продавал, боясь продешевить. Он поддерживал отношения только с Дервилем, которому однажды раскрыл механизм своей власти над людьми - миром правит золото, а золотом владеет ростовщик.

Жадность - это страх потерять что-либо: успех, влияние, богатство и прочее. Жадность - это неуёмное, неумеренное желание овладения или потребления чего-либо. Иногда жадность ведет к алчности, которая умножает заботы и попечения, приводит к внутренней злобе и замкнутости. Алчность непрестанно провоцирует страх утраты и гнев на возможных конкурентов, завистников. Алчность может быть мотивом преступления или причина трагедии.
В. Даль в книге "Толковый словарь великорусского живого языка" записал:
"Жадный : ненасытный, падкий на чужую пищу, на богатство и пр. Жадничать - быть нескромным в желаниях своих, страстно и ненасытно хотеть приобрести что-то, присваивать всё себе одному, увлекаться корыстью, ненасытно стяжать себе одному
Как известно, жадность – это желание присвоить себе как можно больше земных благ. Особенная черта скупого человека, стремится всячески избежать денежных и других расходов перерождается в скаретность. Скаретным называют очень скупого и жадного человека.
Жадность - это навязчивая, но естественная борьба за право собственности, когда это право у тебя отнимают. Лучший способ сделать жадным - заставлять делиться. Человек, полноправно владеющий, никогда не откажет в милосердии: он не боится потерять право на решение. Свободный человек с удовольствием радует других людей. А если он решил не делиться - это его святое право.
Миньон Маклофлин сказал : «Мы рождаемся бесстрашными, доверчивыми и жадными , и большинство из нас остаются жадными ».
В Библии написано, что если вы подумаете, что у вас чего-то нет, то у вас отымется и то, что у вас есть!
Жадным называют человека, который не хочет делиться каким-нибудь своим имуществом с другими людьми, хотя у него этого имущества достаточно.
Бедность порождает жадность – жадность порождает бедность.
Жадность порождает бедность ? Жадность – это чувство, которое развивается еще в раннем детстве, и, как правило, может мешать нормальной жизни и ставить человека в неловкие ситуации. Безусловно, излишняя жадность сейчас - обернется длительной бедностью
Человеку трудно делиться, это нормальная часть процесса развития. Осознание и принятие этого - первый шаг, помогающий человеку стать щедрым человеком.
Эгоизм приходит раньше умения делиться. Стремление владеть - естественная реакция каждого человека, но осознание и принятие этого - первый шаг, помогающий человеку стать щедрым человеком.
Щедрый человек охотно делится с другими людьми своими средствами, имуществом и т.д. не жалеет денег на что-либо.

  • Потому и богат, что скуповат.
  • Бедный во многом нуждается, а скупой во всем.
Скряга - скупой, скупец, скопидом, сквалыга, жадина; сквалыжница, скважина, плюшкин, сквалдырник, сквалдырница, скундыжник, скряжник, скряжница,

Гетти Грин (Hetty Green), урожденная Генриетта Хауленд Робинсон (Henrietta Howland Robinson), родилась в 1834 году в Нью-Бедфорде, Массачусетс (New Bedford, Massachusetts).
В возрасте 33 лет, в 1867 году Гетти вышла замуж за Эдварда Генри Грина, отпрыска богатой семьи из штата Вермонт. Еще до свадьбы Гетти настояла, чтобы были подписаны бумаги, по которым ее муж не претендует на ее деньги. Пожив какое-то время в доме Генри на Манхэттене, пара перебралась в Лондон, где и родились их дети – сын по имени Нэд и дочь Сильвия.
Эдвард занимался инвестициями, Гетти тем временем не теряла времени даром и приумножала свое состояние. Так, она удачно играла на курсе доллара, а потом вложила свои деньги в облигации железной дороги. Ход оказался очень удачным – вложения оправдали себя с огромной выгодой, и личное состояниеГетти Грин росло с каждым днем.
Когда семейство Грин вернулось в Америку, они поселились в Вермонте, на родине Эдварда, а в середине 1880-х стало очевидно, что муж Гетти тайно, через финансовый дом?John J. Cisco & Son? пользовался деньгами жены. Гетти немедленно перевела все свои активы в?Chemical Bank?, а Эдвард ушел из дома. Он умер в 1902 году из-за проблем с сердцем; известно, что у Гетти и Эдварда, несмотря на раскол, были довольно добрые отношения, и когда он болел, она помогала ухаживать за ним.
О жадности Гетти Грин ходили легенды. Так, говорили, что она всегда ходила в одном и том же платье, пока оно не износится. Миллионерша, она не включала в доме отопление и не пользовалась горячей водой. Она экономила деньги на мыле и не мыла с мылом руки, кроме того, прачке было велено отстирывать на одежде с мылом только самые грязные пятна, остальное стиралось простой водой. Но самая непривлекательная история, которую рассказывают о Гетти Грин , связана с ее сыном Нэдом. Та к, когда мальчик сломал однажды ногу, Гетти обратилась в клинику для бедных, чтобы не платить большие больничные счета. В итоге Нэду после долгого и безуспешного лечения пришлось ампутировать ногу.
Гетти Грин прожила до 81 года и умерла в Нью-Йорке 3 июля 1916 года. К моменту ее смерти она считалась Самой богатой женщиной в мире, однако в Книгу Рекордов Гиннесса она вошла как Самая скупая женщина в мире. Есть истории, что Гетти как огня боялась налогов и специально жила в очень непрезентабельном и недорогом жилище, а когда уже в пожилом возрасте, у нее появилась грыжа, она так и не стала делать операцию, которая стоила всего 150 долларов, и промучилась с грыжей до самого конца. К старости у нее развилась мания преследования – уверенная, что ее отца и тетку когда-то отравили, она все время боялась нападения и ограбления.
Ведьма с Уолл-Стрит и Величайшая в мире скряга – именно под такими титулами Гетти Грин вошла в историю.

Скупость, обесценивающую сам дар жизни, отнимающую воздух, свет, надежду, разъедающую душу, как ржавчина и оскорбляющую высшее начало; скупость слепую, бессмысленную и страшную - при этом бесконечно смешную - вот что играет Семён Фурман. Фурман в пьесе «Скупой», написанной Мольером, переведенной Булгаковым и поставленной Геннадием Тростянецким в Театре на Литейном.
Спектакль, в котором солнечными бликами мелькает мишурная и жеманная, насмешливая и блестящая эпоха Мольера, заставляет вспомнить такую полузабытую в театре категорию, как «изящество». Изящен лаконичный и немного лукавый образ спектакля, найденный художниками Екатериной Шапошниковой, Владимиром Аншоном и Марком Брихманом. Изящны юные и влюблённые Элиза, Марианна, Клеант (Елена Немзер, Надежда Бурдукова, Андрей Смирнов). Остро, гротескно и жутковато изящны персонажи-перевёртыши - маклер Симон (в исполнении Татьяны Щуко) и Лафлеш (Александр Жданов) - слуга и друг, невинный пройдоха и бесстыдный плут, некое существо третьего пола, чей немного зловещий «конферанс» отбрасывает тень в иные времена, вдруг напоминая о кабаре тридцатых годов.
И наконец, меланхолично и просветлённо изящна финальная сцена, где господин Ансельм (Иван Мокеев) вначале вспоминает бурю, поглотившую корабль с его семьёй, а затем благословляет двойное обручение своих детей с детьми Скупого. Хрупкие, яркие куклы, как бы повинуясь усилию вспоминающего, поднимаются из тьмы огромного сундука, как из глубин памяти, и неожиданно вносят в эту сцену трогательно-щемящую ноту, а величественный образ Ансельма роднит его с героями Шекспира, с их благородством и печалью гуманистического века…
И вот посреди этой стильной хрупкости главный персонаж спектакля Гарпагон (Скупой в исполнение Семёна Фурмана) существует как будто по иным законам. Он предельно реален, осязаем, полнокровен. Биллиардно - круглоголовый, плотный, в одежде винного цвета из сукна и кожи - френч? Черкеска? Платье средневекового купца? - Он легко и стремительно носит тело, распираемое бешенной энергией обладания. Иметь и сохранить - вот чему подчинён каждый шаг. Ритм всё время нарастает: скупец торгуется и скандалит с Богом («пошли мне десять тысяч экю!»), обшаривает слугу, якобы спрятавшего монетку, сдирая с него одежду.
Бесцеремонный и льстивый, цепкий и подозрительный - он страстно защищает своё право никому, никогда, ничего не платить. Перед нами человек, который понял себя и служит этому пониманию. Он спит со своей страстью и пугающе целен. А к тому же - невероятно азартен.
Азартен, когда пылко разговаривает со своими деньгами, когда играет с невестой в прогулку на ярмарку, когда учит слугу в разорванных сзади штанах подавать воду гостям. И это быть может, главное, открытое актёром в герое: его Гарпагон жаден, страстно, вдохновенно. И - страшно.
Скупец - враждебен жизни, говорят нам авторы спектакля. Его сущность неуловимо перетекает от эгоизма к бесчеловечности, от мании к безумию. Стяжатель, он в иные эпохи способен добровольно взять на себя функцию палача. Внезапно обнаружив пропажу денег. Гарпагон кинется к зрителям («подозреваю всех!»), раздастся барабанный бой, разразится бешеная истерика с криками «сесть! встать!», и за мольеровским героем мелькнёт тень Берии, тень фашизма. И этот немного слишком очевидный смысл происходящего (что всегда вредит искусству театра) будет спасён той поразительной артистической лёгкостью, с которой актёр поднимается к резкому, острому протесту.
В другой сцене - объяснения с Клеантом - ужас, который внушит Гарпагон, чуть ли не иррационален. Сбросив одежду, чтобы умыться, оставшись голым до пояса («Ты думал, я не могу жениться сынок?»), мощный, чудовищный, он неуловимо-быстрым, почти ласковым движением сорвёт с лица Клеанта очки и обезоружит его. И с жестокой усмешкой будет наблюдать за своим «большим мальчиком», слепым и беспомощным, который уйдёт, заливаясь смехом, похожим на рыдание.
Временами Гарпагон Фурмана выглядит таким живым, словно он выпил весь воздух жизни, и рядом с ним на сцене остальные - домочадцы и слуги - кажутся немного куклами-марионетками, персонажами уличного театра. И лишь Балер, остроносый, гибкий Балер (Александр Лыков), тоже полный азарта, но иного - азарта любви, стремления одержать верх в борьбе, восторжествовать над выморочной Нежизнью - противостоит Гарпагону. Замечательны слуги, создающие пёстрый, полный комизма фон - фон жизни, пускающийся от Скупого наутёк…
Актёрский успех - спутник талантливой режиссуры. Фарсовое начало площадного представления соединяется в спектакле с приёмами острого и точного психологизма, а мольеровская комедия близко подходит к излюбленному Булгаковым трагифарсу, чтобы затем вернуться к счастливой развязке. И ещё важно: на этом серьезном и тонком спектакле зал смеётся - легко и счастливо - ибо смех, рождённый Мольером вечен, а Семён Фурман, сыгравший «Скупого», поразительно щедр.



Щедрый

Ще́дрый

прил. , употр. сравн. часто

Морфология: ще́др , щедра́ , ще́дро , ще́дры и щедры́ ; щедре́е ; нар. ще́дро

2. Если у какого-то человека щедрая душа , щедрое сердце , то это означает, что он ничего не жалеет для других людей, охотно дарит им своё имущество, помогает в беде и т. п.

Быть щедрым сердцем означает умение и стремление жить друг с другом в гармонии.

3. Если вы получили от кого-то большие материальные ценности, много денег и т. п., то вы называете это щедрым вознаграждением, подарком и т. п.

Щедрые призы. | Щедрые пожертвования на нужды церкви.

4. Если вы говорите о каком-то человеке, что он щедр до расточительства , то это означает, что, по вашему мнению, он делает слишком много неоправданных трат, слишком многих и слишком часто одаривает и т. п.

5. Выражение Что беднее, то щедрее означает, что бедный человек охотнее делится с другими людьми своим имуществом, чем богатый.

6. Если какой-то человек щедр на выдумки, сюрпризы, розыгрыши , то это означает, что он любит удивлять других людей, часто устраивает что-то необычное.

7. Если какой-то человек щедр на шутку, остроту и т. п., то это означает, что он часто шутит, острит и т. п.

Один из братьев был всегда подчёркнуто сдержан, другой - то намеренно щедр на шутку, на колкость, то, наоборот, замкнут.

8. Если вы говорите о ком-то, что он щедр на похвалы, комплименты и т. п., то это означает, что этот человек часто говорит людям приятное, охотно отмечает их положительные качества.

9. Если какой-то человек, по вашему мнению, щедр на обещания , то это означает, что он больше обещает, чем делает.

10. Если вы собрали много плодов или поймали много рыбы, то вы говорите, что у вас щедрый урожай , щедрый улов и т. п.

Собрать щедрый урожай. | Принести домой щедрый улов.

11. Если кто-то одаривает вас щедрой рукой , из щедрого кармана , то это означает, что этот человек не жалеет для вас своих средств.

12. Если местность богата какими-либо природными или людскими ресурсами, плодоносна и обильна, то она называется щедрой землёй .

Щедрая природа средней полосы России. | Щедрая солнечная долина. | Щедрая бескрайняя степь. | Южное Приморье - богатая и щедрая земля, почти неизвестная в России. | Омская земля талантами щедра.

13. Если какое-то природное явление мощно и обильно проявляется, очень активно и длительно воздействует на всё вокруг, то оно называется щедрым .

Щедрый тёплый дождь, ливень. | Здесь под щедрыми лучами солнца, на земле, омываемой тёплыми волнами океана, растёт одно из самых удивительных растений в мире.

ще́дрость сущ. , ж.

Сказочная щедрость.


Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "щедрый" в других словарях:

    Великодушный, тароватый, расточительный. Куда на выдумки природа таровата. Крыл. .. Прот … Словарь синонимов

    ЩЕДРЫЙ, щедрая, щедрое; щедр, щедра, щедро. 1. Охотно оказывающий помощь деньгами, имуществом, не скупой. Щедрый человек. 2. Ценный, богатый. Щедрые подарки. || Обильный, большой. «И щедро (нареч.) поит их студеный ручей.» Лермонтов. 3. на что.… … Толковый словарь Ушакова

    - (щадный?). щедливый вят. милостивый, милосердый на помощь, на подарки, на раздачу милостыни, пособий; тороватый, тчивый или чивый, ·противоп. скупой. Щедр и милостив Господь, пслм. Щедр на слова, да скуп на дело. Нет щедрее его на обещанья. Что… … Толковый словарь Даля

    ЩЕДРЫЙ, ая, ое; щедр, щедра, щедро, щедры и щедры. 1. Охотно тратящийся на других, не скупой. Щ. родственник. Щедрой рукой раздавать что н. (не скупясь). Щедр на обещания кто н. (перен.: о том, кто с лёгкостью даёт обещания сделать что н.; неод.) … Толковый словарь Ожегова

    щедрый - щедрый, кратк. ф. щедр, щедра, щедро, щедры и допустимо щедры; сравн. ст. щедрее … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    щедрый - 1 до расточительности щедрый дьявольски щедрый исключительно щедрый на редкость щедрый неимоверно щедрый поразительно щедрый удивительно щедрый феноменально щедрый чрезмерно щедрый 2 щедрый дар щедрый подарок щедрый талант … Словарь русской идиоматики

    щедрый - ая, ое; щедр, щедра/ 1) Охотно делящийся с другими своими средствами, имуществом и т. п., не жалеющий тратить, расходовать что л., не скупой. Щедрый хозяин. Щедрая натура. Люди, знавшие Репина недостаточно близко, считали его скупым.… … Популярный словарь русского языка

    Щедр, щедра, щедро (судя по наличию е, заимств. из цслав.), укр. щедрий, блр. шчодры, др. русск. щедръ, ст. слав. штедръ οἰκτίρμων (Рs. Sin., Супр.), болг. щедър (Младенов 697), чеш. štědry щедрый, слвц. štedry, польск. szczodry, в. луж.… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    щедрый - Общеслав. Происхождение неясно. Обычно объясняется, как родственное щадить и скудный. В таком случае суф. производное (суф. р) от первичной основы, не осложненной инфиксом н (ср. *sked в щедрый и *skend в щадить, *skond в скудный). Первоначально … Этимологический словарь русского языка

    щедрый - Древнерусское – щедръ. Общеславянское – scedrъ. Среднеанглийское – scateren (разбрасывать, разбрызгивать, сорить (деньгами), расточать). Слова «щедрый» и «скудный» произошли от индоевропейского корня в старшем значении «раскалывать», «разбивать» … Этимологический словарь русского языка Семенова

Книги

  • Щедрый сад и огород. Экологически чистые фрукты и овощи , . В наши дни, когда купить экологически чистые продукты уже почти невозможно, как никогда прежде важно создать на своем садовом участке условия для выращивания безопасных для нашего здоровья…

С самого раннего детства ребенок переживает на собственном опыте весь спектр эмоций, присущих человеку взрослому. Это и зависть, когда хочется такую же игрушку, как у соседского малыша, и ярость, когда упал и больно ударился, и любопытство, и любовь... Малыши ощущают свои чувства в чистом виде, им еще неведом злой умысел. К примеру, даже жадничая и не желая делиться тем, что у него есть, ребенок никогда не будет вести себя, как человек скупой.

"Скупой" вовсе не значит "жадный". Это куда более гипертрофированное и вредное для человеческой души качество, когда к простой жадности подключается расчет. В этой статье мы разберем, что значит быть скупым, можно ли уйти от собственной скупости и есть ли хоть что-то полезное в этой черте.

Значение слова "скупой"

Если подобрать к искомому слову определение, то ближайшими по передаче качеств будут высказывания «жадный до бережливости», «тот, кто избегает трат». «Скупердяй», «скряга», «жмот» - так называют человека скупого. На самом деле скупость и жадность близки по смыслу, но не по значению. Если жадина просто не хочет ничем делиться с окружающими, но сам радуется приобретениям, то совсем иначе воспринимает материальное благо тот, кто скупой. Скупой человек вообще не хочет тратить средства - ни на себя, ни на других.

Он похож на нищего внешне, живет в спартанских условиях, в то время как под диваном у него могут лежать сундуки с золотом. Скупые люди часто становятся богачами, ведь они знают цену каждой копейке и расходуют деньги исключительно по назначению.

Скупость - не глупость

Как это ни парадоксально, но далеко не каждый считает скупость плохим качеством. Изучая творчество А. Н. Островского, в частности, произведение «Лес», можно найти такую цитату: «Я не знаю, я ещё молод-с; а умные люди говорят, что скупость - не глупость». Может не такое плохое это качество? И в самом деле, чем отличается от обычных скупой?

Скупой - тот, кто в высшей степени экономный. Ему не хочется тратить и расходовать то, что у него есть. Все сбережения, которые имеются, он хранит, копит и преумножает.

Скупой - это человек бедный

Что любопытно, от тех материальных благ, которые имеются у ему и другим нет никакого проку. Как сказал Деон Сэй, если бережливый человек не хочет ничего расходовать попусту, то скупой вообще не хочет ничего расходовать. Он не купит себе роскошные апартаменты, шикарное авто, не поедет в путешествие, не подарит ничего любимой женщине. Каждая копейка настолько значима для скупердяя, что он готов ходить в ветхой одежде и питаться сухариками, лишь бы не тратить ничего из своих сбережений. На деле выходит, что скупой человек, судя по тому, как он живет и что имеет, - скорее бедный, чем богатый. Скупость - это полная беспомощность перед деньгами, когда золото и купюры повелевают человеком, его поведением.

Как избавиться от скупости

Может ли как-то стать свободным от власти денег тот, кто скупой? Скупой человек - раб материального. По большому счету, излишнее расточительство и скупость - это просто две стороны одной медали. И те, и другие люди не свободны, они находятся под властью денег.

С точки зрения психологии не важно, от чего ты зависишь: от сигарет, наркотиков или денег - любая зависимость делает человека слабым и безвольным. Как же избавиться от скупости, если это возможно? Считается, что лучший способ - начать тратить. Для скупого человека все расходы выглядят как трагедия, но это лучшее лекарство от психологической болезни. Сумев принять тот факт, что растрачивая нажитое, он ничего не теряет, скупец почувствует облегчение. Если такой человек увидит, что деньги можно обменять на что-то ценное и полезное, он сможет уйти от пагубного влияния материального.