Необычайное приключение маяковский жанр. Художественный разбор стихотворения Маяковский В. В. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Анализ стихотворения Маяковского “Необычайное приключение

Анализ стихотворения - Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче

Если в предреволюционных стихах Маяковского всё больше и больше усиливались трагические ноты, то после октябрьской победы рабочего класса начинает звучать боевое, призывное, мажорное начало, с особой силой выраженное в знаменитом стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», написанное в 1920г.

В. Маяковский уже не сомневался в том, что его искусство нужно народу, что оно необходимо стране. Как капитан, который является душой и сердцем корабля, так и поэт, в понимании Маяковского, выполняет большое и ответственное дело: управляет сердцами и умами людей на одном большом корабле, называемом страной: Сердца – такие же моторы. Душа – такой же хитрый двигатель, - утверждает поэт. Так возникает у Маяковского в стихотворении «Необычайное приключение…» тема двух солнц – солнца света и солнца поэзии, которая развивается в произведении и дальше, находя очень точное и меткое воплощение в поэтическом образе «двустволки солнц», из одного ствола которой вырываются снопы света, а из другого – свет поэзии. Перед силой этого оружия падает ниц «стена теней, ночей тюрьма». Поэт и солнце действуют сообща, сменяя, друг дуга. Поэт сообщает, что когда «устанет» и захочет «прилечь» Солнце, то он «во всю светает мочь – и снова день трезвонится».

Для достоверности поэт называет конкретное место действия. Солнце в стихотворении является метафорическим образом поэта («Нас, товарищ, двое»). Поэт призывает «Светить всегда, светить везде…», видя в этом основное предназначение поэта. Поэт широко пользуется приёмами олицетворения и гротеска («шагает солнце в поле», «хочет ночь прилечь», «тупая сонница»). Поэт принижает образ солнца в отличие от ненавидимых им лирических поэтов.Итак, поэзия нужна, мало того, она просто необходима людям, как солнце. И здесь не случайно сравнение настоящей поэзии со светилом, которое издавна считалось символом жизни на земле, без которого не было бы ни тепла, ни света. Стихи согревают душу каждого человека, наполняя её вечным огнём жизни, заставляя осознать себя неотъемлемой частью огромного мира.

Если домашнее задание на тему: » Художественный разбор стихотворения Маяковский В. В. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская классическая литература. Рекомендации Работу по обучению художественному чтению можно строить в форме зачетов. Список для чтения На рубеже нового периода в жизни страны и в своём собственном творчестве у Маяковского возникает необходимость заново пересмотреть и до Анализ стихотворения - ИспанияСтихотворение «Испания» было написано Владимиром Владимировичем Маяковским в 1925 году. Оно входит в цикл «Стихи об Америке». Анализ стихотворения - Брожу ли я вдоль улиц шумных...Стихотворение Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» было написано 26 декабря
    • Тест ЕГЭ по химии Обратимые и необратимые химические реакции Химическое равновесие Ответы
    • Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Вла­димиром Маяковским летом на даче» посвящено теме нелегкого, но благородного поэтического труда. Как и большинство произ­ведений В.В. Маяковского, оно построено на диалоге и несет в себе ярко выраженное публицистическое начало. Основной ху­дожественный прием в данном произведении - параллелизм: сопоставляются жизнь солнца и творческий путь поэта.

Довольно-таки длинное название стихотворения, снаб­женное также еще подробным подзаголовком, четко конкре­тизирующим место действия, нацеливает на обстоятельный рассказ о реально происшедших событиях.

Стихотворение открывается дачным пейзажем, который выполнен также необычно, как необычно заявленное в назва­нии приключение поэта.

Его открывает выразительная гипербола «В сто сорок солнц закат пылал», подчеркивающая силу летнего зноя и од­новременно задающая динамику всему последующему дейст­вую произведения:

А завтра снова мир залить вставало солнце ало.

И день за днем ужасно злить меня вот это стало.

Так намечается в произведении мнимый конфликт. Далее задиристый лирический герой бросает небесному светилу от­чаянный вызов:

В упор я крикнул солнцу:

«Слазь!

довольно шляться в пекло!»

В репликах героя много разговорных и просторечных фраз. Это придает его речи панибратский характер. Перво­начально дерзнувший пообщаться с солнцем, человек слов­но кичится своим бесстрашием. Затем солнце все-таки откликнулось на брошенный вызов, настроение героя меня­ется:

Черт дернул дерзости мои орать ему, - сконфужен, я сел на уголок скамьи, боюсь - не вышло б хуже!

В стихотворении (как и в лирике В.В. Маяковского в це­лом) чрезвычайно сильно драматургическое начало. Фанта­стическое действие разворачивается как обыденная застольная сцена: перед нами два близких товарища, ведущие за самова­ром житейский разговор. Они (поэт и солнце) жалуются друг другу на повседневные проблемы и в конце концов договари­ваются объединить свои усилия в общем деле:

Ты да я,

нас, товарищ, двое!

Пойдем, поэт,

взорим,

вспоем

у мира в сером хламе.

Я буду солнце лить свое, а ты - свое, стихами.

При этом «златолобое солнце» окончательно приобретает человеческий образ: оно не только ведет неспешный разговор, но его даже можно похлопать по плечу.

В финале стихотворения разрушается абстрактный образ общего врага:

Стена теней, ночей тюрьма

под солнц двустволкой нала.

Произведение заканчивается оптимистической картиной торжества стихов и света, всего самого прекрасного на земле.

Поэтичные метафоры помогают В.В. Маяковскому со­вместить фантастический и реалистический планы художест­венного отражения действительности:

Ко мне,

по доброй воле, само,

раскинув луч-шаги, шагает солнце в поле.

Лирический герой воспринимает небесное светило как не­кое реальное существо - помощника поэта. Оба они делают одно общее дело - несут миру свет.

В.В. Маяковский стремился быть последовательным в сво­их взглядах на искусство. Данное стихотворение поэта пере­кликается по проблематике с рядом других его произведений, посвященных теме поэта и поэзии.


(Пушкино. Акулова гора, дача Румянцева,

27 верст по Ярославской жел. дор.)

В сто сорок солнц закат пылал,

в июль катилось лето,

была жара,

жара плыла -

на даче было это.

Пригорок Пушкино горбил

Акуловой горою,

а низ горы -

деревней был,

кривился крыш корою.

А за деревнею -

и в ту дыру, наверно,

спускалось солнце каждый раз,

медленно и верно.

мир залить

вставало солнце ало.

И день за днем

ужасно злить

И так однажды разозлясь,

что в страхе все поблекло,

в упор я крикнул солнцу:

довольно шляться в пекло!"

Я крикнул солнцу:

"Дармоед!

занежен в облака ты,

а тут - не знай ни зим, ни лет,

сиди, рисуй плакаты!"

Я крикнул солнцу:

послушай, златолобо,

без дела заходить,

на чай зашло бы!"

Что я наделал!

по доброй воле,

раскинув луч-шаги,

шагает солнце в поле.

Хочу испуг не показать -

и ретируюсь задом.

Уже в саду его глаза.

Уже проходит садом.

В окошки,

в щель войдя,

валилась солнца масса,

ввалилось;

дух переведя,

заговорило басом:

"Гоню обратно я огни

впервые с сотворенья.

Ты звал меня?

Чаи гони,

гони, поэт, варенье!"

Слеза из глаз у самого -

жара с ума сводила,

но я ему -

на самовар:

"Ну что ж,

садись, светило!"

Черт дернул дерзости мои

орать ему, -

сконфужен,

я сел на уголок скамьи,

боюсь - не вышло б хуже!

Но странная из солнца ясь

струилась, -

и степенность

сижу, разговорясь

с светилом

постепенно.

про это говорю,

что-де заела Роста,

а солнце:

не горюй,

смотри на вещи просто!

А мне, ты думаешь,

Поди, попробуй! -

А вот идешь -

взялось идти,

идешь - и светишь в оба!"

Болтали так до темноты -

до бывшей ночи то есть.

Какая тьма уж тут?

мы с ним, совсем освоясь.

дружбы не тая,

бью по плечу его я.

А солнце тоже:

нас, товарищ, двое!

Пойдем, поэт,

у мира в сером хламе.

Я буду солнце лить свое,

а ты - свое,

стихами".

Стена теней,

ночей тюрьма

под солнц двустволкой пала.

Стихов и света кутерьма

сияй во что попало!

Устанет то,

и хочет ночь

тупая сонница.

во всю светаю мочь -

и снова день трезвонится.

Светить всегда,

светить везде,

до дней последних донца,

светить -

и никаких гвоздей!

Вот лозунг мой

и солнца!

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

Летом 1920 года Маяковский пишет одно из своих ярких стихотворений (фактически

Это маленькая лирическая поэма) о поэзии - «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Стихотворение это справедливо сравнивают с державинской («Гимн солнцу»), с пушкинской («Вакхическая песня») традицией. Пушкин пропел гимн светлому солнцу творческого человеческого разума; Маяковский уподобил солнцу, источнику света и жизни, поэзию.

Развивая классические традиции, Маяковский в этом стихотворении выступает как поэт новой исторической эпохи, определившей новый, особый строй чувств и мыслей, новые образные ассоциации. Новым содержанием наполнен и образ солнца. В послеоктябрьском творчестве Маяковского этот образ обычно олицетворяет светлое (коммунистическое) будущее. В «Левом марше» - это «солнечный край непочатый». В «Окнах РОСТА» светлое будущее графически изображается в виде поднимающегося из-за горизонта солнца. В революционной поэзии тех лет (например, у поэтов-пролеткультовцев) мотив солнца обычно служит и средством перенесения действия в «космический», «вселенский» план. В «Необычайном приключении...» все эти аллегории не имеют столь четкой, определенной выраженности. Они проступают лишь как литературно-исторический контекст, общий культурный «фон» произведения. Тема стихотворения развивается в глубоко лирическом плане. Хотя само событие действительно «необычайное», фантастическое, его достоверность подтверждается множеством реальных деталей, сообщаемых, начиная с заглавия, с подзаголовка. Дан точный адрес события («Пушкино, Акулова гора, дача Румянцева»...), обстановка на даче (поле, сад, «варенье», «самовар», «чаи»...), множество психологических подробностей («разозлясь», «испуг», «ретируюсь задом», «сконфужен»...). Охарактеризована и июльская жара, которая «плыла» - «в сто сорок солнц закат пылал» (удивительно «точный» подсчет яркости заката - гипербола в стиле Гоголя).

По мере развития лирического сюжета происходит постепенное олицетворение солнца из неодушевленного небесного светила в героя-гостя, говорящего «басом», пьющего «чаи» с лирическим героем, переходящего с ним на «ты», называющего его «товарищем». Правда, сам лирический герой уже в начале стихотворения, «разозлясь», обращается к солнцу на «ты». Но это - грубость. К концу же стихотворения это уже взаимное дружеское «ты». В результате «необычайного приключения», дружеской беседы становится ясной глубинная общность ролей «поэта Владимира Маяковского» и «солнца»:

Я буду солнце лить свое, а ты - свое, стихами.

Оба товарища, солнце и поэт, обстреливают «двустволкой» лучей и стихов враждеб-ные силы мрака - «стену теней, ночей тюрьму» - и побеждают. Так делом, совместным участием в борьбе подтверждается единство, совпадение их задач:

Светить всегда, светить везде.

Вот лозунг мой - и солнца!

Итоговый лозунг «светить» всегда и везде, проиллюстрированный столь ярко и остроумно, такой «необычайной» историей, - уже не отвлеченная аллегория. Это обыденное дело поэта, художника, побеждающего тьму, несущего миру красоту, радость, свет.

Обновлено: 2011-05-09

Посмотрите

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

На уроке учащиеся познакомятся с биографией Владимира Маяковского, своеобразием его поэзии на примере стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Анализ стихотворения поможет понять автора и его гражданскую и творческую позицию.

После смерти отца семья переехала в Москву. Будущий поэт занимаелся революционной деятельностью, работал пропагандистом, три раза был арестован. В 1910 году Маяковский был освобожден из Бутырской тюрьмы, где он провел одиннадцать месяцев. Именно здесь он пишет свои стихи. Можно сказать, что выход Маяковского из тюрьмы был символическим входом в искусство.

В 1911 г. он поступает в Московское училище живописи, зодчества и ваяния. Социальная ситуация России поставила перед Маяковским выбор - старая жизнь и старое искусство или новая жизнь и новое искусство. «Хочу делать новое социалистическое искусство», — так определил поэт цель своей жизни. В стенах училища будущего поэта поджидало во многом судьбоносное знакомство с организатором группы «Гилея» Д.Д. Бурлюком, который стал одним из основоположников футуризма. Именно в альманахе этой группы — «Пощечина общественному вкусу» — в декабре 1912 года состоялся литературный дебют Маяковского.

В 1913 г. поэт издает свой первый стихотворный сборник под названием «Я», пишет трагедию «Владимир Маяковский» (режиссером постановки и исполнителем главной роли выступил он сам). В составе группы футуристов Маяковский ездит по городам и весям России. Публичные выступления стали причиной его исключения из училища.

Октябрьская революция 1917 года была встречена Маяковским с радостью и энтузиазмом. Поэт поддерживает молодое государство доступными ему художественными средствами.

С 1919 года он в течение трех лет работает в «Окнах РОСТА», выпускает агитационно-сатирические плакаты со стихотворными строками. Всего за этот период он выступил автором порядка 1100 таких «окон» (рис. 2).

Рис. 2. Плакат, созданный Маяковским в 1920 г. ()

Маяковский называл «Окна РОСТА» фантастической вещью. Плакаты художников «Окон...» выставляли в витринах центральных магазинов Москвы, на Кузнецком мосту, а некоторые даже отправляли в другие города.

Летом 1920 года Маяковский жил на даче в Пушкино (под Москвой), работал в РОСТА и ежедневно ездил в город. Тогда-то и было написано стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

В этом стихотворении необычно все: сюжет, в котором сочетается реальность и фантастика, особый ритм, сочетание простых и даже просторечных слов с авторскими неологизмами.

Название стихотворения

Поэт намеренно выбирает длинное, громоздкое название своему стихотворению: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Да еще добавляет подзаголовок: «Пушкино, Акулова гора, дача Румянцева, 27 верст по Ярославской жел. дор.» Т. о., заголовок и подзаголовок контрастируют друг с другом: необычное с обыденным, фантастическое с реальным.

Композиция стихотворения

  1. Экспозиция. «Обыденная работа поэта»
  2. Завязка и развитие действия. «Ссора поэта с солнцем. Приглашение "на чай"»
  3. Кульминация. «Шествие солнца. Разговор поэта со светилом»
  4. Развязка. «Поэтическое кредо поэта»

Тема, идея, проблематика стихотворения

Стихотворение, по словам известного актера Владимира Яхонтова, ошеломляет «дерзостью сюжета и красотой мысли: поэт и солнце — два друга. Одно — светит, другой — поет». Все оно просвечено радостной, задушевной улыбкой. Каскад разнообразных, иногда неожиданных рифм, тончайший ритмический рисунок усиливают впечатление живости, сказочности, занимательности повествования.

Измученный летней жарой и изнурительной работой поэт-художник позавидовал солнцу в том, что оно ночью не светит, т. е. не работает, а отдыхает (рис. 3).

Рис. 3. Иллюстрация ()

И так однажды разозлясь,

что в страхе все поблекло,

в упор я крикнул солнцу:

довольно шляться в пекло!»

Я крикнул солнцу:

«Дармоед!

занежен в облака ты,

а тут — не знай ни зим, ни лет,

сиди, рисуй плакаты!

Солнце приходит к поэту в гости и в их разговоре выясняется, что у обоих много общего. Задача солнца, как и поэта, - освещать этот серый мир, наполнять его красками, жизнью, смыслом. Оба осознают важность своего труда. И несмотря на сложность задачи, автор провозглашает их общий лозунг, ставший главной идеей стихотворения:

Светить всегда,

светить везде,

до дней последних донца,

светить —

и никаких гвоздей!

Вот лозунг мой —

и солнца!

Т. о., Маяковский выразил в стихотворении свое отношение к поэтическому труду, выбрав для этого необычную, метафорическую манеру, чтобы рассказать читателю, какой должна быть настоящая поэзия.

Средства художественной выразительности и стилистические приемы

Метафора - один из главных художественных тропов, которые использует поэт. Его метафоры необычны, оригинальны.

Например:

1. Пригорок Пушкино горбил

Акуловой горою,

а низ горы —

деревней был,

кривился крыш корою.

2. Раскинув луч-шаги,

шагает солнце в поле.

Такие метафоры называются развернутыми. В отличие от простой метафоры, такая метафора заключает в себе образное подобие определенного жизненного явления и раскрывается на протяжении отрезка или всего стихотворения.

Гипербола (художественное преувеличение). Ее использование помогает автору наделить героя стихотворения темпераментом, эмоциональностью творческой личности. Например, невыносимая жара передается в такой гиперболе: «в сто тысяч солнц закат пылал». Характер героя стихотворения, склонность все преувеличивать, воспринимать и переживать острее, чем обычные люди, звучит в реплике: «Что я наделал! Я погиб!».

Каламбур (игра слов)

Например:

без дела заходить ,

на чай зашло бы!

(Заходить — прятаться, скрываться, падать в дыру; зашло бы — приглашение в гости).

Стилистическая лексика

В диалогах между героем и солнцем автор намеренно использует просторечную, разговорную лексику . Это делает беседу непринужденной и очень естественной. В начале, когда герой рассержен, его речь груба и резка. Поэт называет солнце дармоедом , утверждает, что оно шляется без дела . Солнце тоже не уступает: «-Чаи гони, гони, поэт, варенье !». Герой в ответ восклицает в досаде: «-Черт дернул дерзости мои орать ему ». И скоро разговор переходит в дружескую беседу:

не горюй,

на вещи просто!

А мне, ты думаешь,

— Поди, попробуй!

Кроме разговорной лексики, Маяковский, как представитель футуризма, экспериментирует со словом, создавая авторские неологизмы .

Например:

«Пригорок Пушкино горбил » (горбил — производное от горбится ).

«Погоди! послушай, златолобо » (златолобо образовано по аналогии с златоволосо ).

«Но странная из солнца ясь струилась» (ясь - т. е. свет, производное от ясный )

«Пойдем, поэт, взорим, вспоем » (производное от взирать , спеть )

«И хочет ночь прилечь, тупая сонница » (сонница - производное от бессонница ).

Стихотворная форма

Читая стихотворение, вы, наверняка заметили, что оно состоит из неодинаковых по количеству слогов строк. Такой прием называется лесенкой . Придумал его Маяковский. Поэт разрывает строку и продолжает запись с новой.

Сравните:

Основные причины использования новой стихотворной формы Маяковский назвал в своей книге «Как делать стихи» (1926) (рис. 4). Это прежде всего более чёткое оформление ритма стиха, так как, по мнению Маяковского, традиционные знаки пунктуации недостаточно для этого приспособлены.

Статья была написана Маяковским в 1926 году. В ней он высказывает свой взгляд на искусство.

Для поэтической работы необходимо:

1. Наличие задачи в обществе (социальный заказ)

2. Целевая установка

3. Материал. Слова́. Постоянное пополнение хранилищ, сараев вашего черепа, нужными, выразительными, редкими, изобретенными, обновленными, произведенными и всякими другими словами.

Маяковский приводит пример, как он пополняет новыми словами-образами свои хранилища. У поэта с собой записная книжка, в которую он записывает интересные слова. Об одном случае он вспоминает: «Году в тринадцатом, возвращаясь из Саратова в Москву, я, в целях доказательства какой-то вагонной спутнице своей полной лояльности, сказал ей, что я «не мужчина, а облако в штанах ». Сказав, я сейчас же сообразил, что это может пригодиться для стиха, а вдруг это разойдется изустно и будет разбазарено зря? Страшно обеспокоенный, я с полчаса допрашивал девушку наводящими вопросами и успокоился, только убедившись, что мои слова уже вылетели у нее из следующего уха. Через два года «облако в штанах» понадобилось мне для названия целой поэмы».

Еще одним важным моментом в процессе создания стихотворения Маяковский назвал навыки и приемы обработки слов: рифмы, размеры, аллитерации, образы, снижения стиля, пафос, концовка, заглавие, начертание и т. д. В статье поэт делится тем, как он работал со словом в процессе создания стихотворения «Сергей Есенин»:

«Без всяких комментариев приведу постепенную обработку слов в одной строке:

1. наши дни к веселью мало оборудованы;

2. наши дни под радость мало оборудованы;

3. наши дни под счастье мало оборудованы;

4. наша жизнь к веселью мало оборудована;

5. наша жизнь под радость мало оборудована;

6. наша жизнь под счастье мало оборудована;

7. для веселий планета наша мало оборудована;

8. для веселостей планета наша мало оборудована;

9. не особенно планета наша для веселий оборудована;

10. не особенно планета наша для веселья оборудована;

11. планетишка наша к удовольствиям не очень оборудована;

и, наконец, последняя, 12-я —

12. для веселия планета наша мало оборудована.

Я мог бы произнести целую защитительную речь в пользу последней из строк, но сейчас удовлетворюсь простым списыванием этих строк с черновика для демонстрирования, сколько надо работы класть на выделку нескольких слов».

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
  2. Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
  3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
  4. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
  5. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
  6. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
  7. Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
  8. Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.

Развернутой метафоры;

Гиперболы;

Просторечной, разговорной лексики;

Неологизмов.

  1. В чем уникальность и неповторимость поэзии Маяковского?

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»


Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» посвящено теме нелегкого, но благородного поэтического труда. Как и большинство произведений В.В. Маяковского, оно построено на диалоге и несет в себе ярко выраженное публицистическое начало. Основной художественный прием в данном произведении - параллелизм: сопоставляются жизнь солнца и творческий путь поэта.

Довольно-таки длинное название стихотворения, снабженное также еще подробным подзаголовком, четко конкретизирующим место действия, нацеливает на обстоятельный рассказ о реально происшедших событиях.

Стихотворение открывается дачным пейзажем, который выполнен также необычно, как необычно заявленное в названии приключение поэта.

Его открывает выразительная гипербола «В сто сорок солнц закат пылал», подчеркивающая силу летнего зноя и одновременно задающая динамику всему последующему дейст-ную произведения:

А завтра
снова
мир залить
вставало солнце ало.
И день за днем
ужасно злить
меня
вот это
стало.

Так намечается в произведении мнимый конфликт. Далее задиристый лирический герой бросает небесному светилу отчаянный вызов:

В упор я крикнул солнцу:
«Слазь!
довольно шляться в пекло!»

В репликах героя много разговорных и просторечных фраз. Это придает его речи панибратский характер. Первоначально дерзнувший пообщаться с солнцем, человек словно кичится своим бесстрашием. Затем солнце все-таки откликнулось на брошенный вызов, настроение героя меняется:

Черт дернул дерзости мои
орать ему, -
сконфужен,
я сел на уголок скамьи,
боюсь - не вышло б хуже!

В стихотворении (как и в лирике В.В. Маяковского в целом) чрезвычайно сильно драматургическое начало. Фантастическое действие разворачивается как обыденная застольная сцена: перед нами два близких товарища, ведущие за самоваром житейский разговор. Они (поэт и солнце) жалуются друг другу на повседневные проблемы и в конце концов договариваются объединить свои усилия в общем деле:

Ты да я,
нас, товарищ, двое!
Пойдем, поэт,
взорим,
вспоем
у мира в сером хламе.
Я буду солнце лить свое,
а ты - свое,
стихами.

При этом «златолобое солнце» окончательно приобретает человеческий образ: оно не только ведет неспешный разговор, но его даже можно похлопать по плечу.

В финале стихотворения разрушается абстрактный образ общего врага:

Стена теней,
ночей тюрьма
под солнц двустволкой пала.

Произведение заканчивается оптимистической картиной торжества стихов и света, всего самого прекрасного на земле.

Поэтичные метафоры помогают В.В. Маяковскому совместить фантастический и реалистический планы художественного отражения действительности:

Ко мне,
по доброй воле,
само,
раскину в луч-шаги,
шагает солнце в поле.

Лирический герой воспринимает небесное светило как некое реальное существо - помощника поэта. Оба они делают одно общее дело - несут миру свет.

В.В. Маяковский стремился быть последовательным в своих взглядах на искусство. Данное стихотворение поэта перекликается но проблематике с рядом других его произведений, посвященных теме поэта и поэзии.