Объект 825 гтс вход в топливное хранилище. Только когда плывешь против течения, понимаешь, чего стоит свободное мнение. Где находится "черная дыра"

60 лет назад в Крыму началось строительство одного из самых уникальных фортификационных сооружений современности - "гнезда подлодок" в Балаклаве.


С рабочих и инженеров брали подписку о неразглашении. И многие ветераны до сих пор, ссылаясь на запрет КГБ (!), отказываются говорить о предприятии под кодовым названием "Объект 825 ГТС". Сегодня по подземелью уже можно побродить с экскурсоводом (пешая экскурсия - 140 руб., водно-пешая - 200 руб.). Засекреченный объект с 2004-го работает как музей - самый большой в Европе.

Подземелье настолько огромно, что там уместилась бы египетская пирамида. В 90-х, когда объект достался после раздела флота украинцам, применения ему не нашли. В составе ВМСУ была всего одна неходовая субмарина "Запорожье", которая нужна была не для устрашения врагов, а для адмиральских звезд - без "подводной секции" в составе ВМС командующий звание выше контр-адмирала получить не мог. В середине 90-х объект разграбили - загоняли грузовики. Металла вывезли столько, сколько вся пионерия Крыма не собрала за всю своего существования.

Наводить порядок там стали энтузиасты. Когда организовали первые экскурсии, выяснилось - интерес к объекту грандиозный, особенно у иностранцев. Бывшие шпионы из разных стран с открытыми ртами смотрят на "гнездо" субмарин - в свое время они так и не разгадали эту тайну подводников. В штольнях Балаклавы, побывали послы Италии, Китая и Израиля в Украине. А потрясенная увиденным, племянница Черчилля, графиня Кларисса Иден нацарапала шпилькой на стене свое имя.

Без преувеличения объект-шедевр военной инженерной мысли, - рассказывает один из создателей музея "Балаклава" Валерий Садовниченко. - Объект задумывался как защитное сооружение от реальной тогда ядерной угрозы.

Незаметно для потенциальных врагов СССР на рубеже 50-60-х гг. в Балаклаве появилась база подлодок. 1,5-километровый искусственный канал (глубина 8-9 м и ширина от 12 до 22 м) с системой тоннелей насквозь прошивает 126-метровую скалу. Субмарины 608, 613 и 633-го проекта, стоявшие на вооружении ЧФ, из открытого моря своим ходом по каналу попадали внутрь горы и незаметно под водой выходили из нее на боевое дежурство. Параллельно с каналом проходит сухой док - 107 м, где ремонтировали лодки.

Канал, как и сухой док, перекрывался мощными батопортами (водонепроницаемый затвор шлюза). Например, у входа в скалу со стороны бухты установлен 150-тонный батопорт (8 м под и 7 м над водой), который перемещался с помощью мощных двигателей и компрессоров. Все внутренние помещения изолировались от внешней среды, в укрытии могло находиться 7-8 подводных лодок и до 1500 человек.

Американские разведчики были сильно озадачены, - говорит Валерий Федорович, - куда исчезают советские подлодки. Со спутника в Черном море отслеживались передвижения лодок, и вдруг они пропадают в "черной дыре". Понятно, что шпионам хотелось выяснить, что же происходит в этих координатах. Но объект и подступы к нему тщательно охранялись, все было замаскировано так, что даже с 5-10 метров нельзя было заметить вход в штольни. Все это оставалось для всех тайной, пока мы ее сами не раскрыли.

Во времена ядерного противостояния особенно берегли от чужих глаз арсенал, который также находился в недрах скалы, и под землей имел выход к каналу.

Объект должен был выдержать ядерный удар в 100 килотонн (на Хиросиму и Нагасаки американцы сбросили бомбы по 20 Кт. - Прим. авт.) и не утратить дееспособность, - рассказывает капитан 1 ранга Валерий Калач, в 60-70-х гг. старший офицер отдела по эксплуатации . - Если бы ядерная бомба взорвалась в районе Балаклавской бухты, она не причинила бы арсеналу, докам никакого вреда. Высота горной породы над объектом - 70 м.

Каждая подлодка участвовала в учениях минимум дважды в год. Но на боевое дежурство с боеголовками корабли стали выходить постоянно - даже в Средиземное море - после Карибского кризиса в 1962 г. За год до "осложнения политической обстановки" на объекте побывал сам Никита Хрущев.

Он осмотрел подземный завод, прогулялся вдоль канала, - вспоминает контр-адмирал Безпальчев, - к нам не зашел.

После экскурсии Хрущеву пришла в голову идея перепрофилировать объект - оборудовать в штольнях хранилище для вин. Но закрутились события вокруг Кубы, и Никита Сергеевич уже не сомневался в необходимости подземной базы. Но когда на флоте стали появляться лодки нового поколения с приоритетом атомоходов, для них "дыра" оказалась слишком тесной. Тогда еще поднимался вопрос о расширении ходов, и, говорят, адмиралы ЧФ даже выбили на это средства, но генсек Горбачев был занят глобальной перестройкой. В конце концов объект потерял значимость. После распада СССР ядерное оружие в 1991-1992 гг. было вывезено в Россию, и балаклавский завод по ремонту подлодок прекратил существование.

А украинцам сверхпрочные затворы пригодились лишь во время денежной реформы - сюда со всего Крыма грузовиками свозили карбованцы. Вместо ракет на стеллажах высились в человеческий рост кучи денежной массы.

Где находится "черная дыра"?

Район Балаклавы расположен в юго-западной части Крыма на одной параллели с итальянским Миланом и французским Лионом (44 градуса 30 мин. сев. широты; 33 градуса 36 мин. вост. долготы). Город с населением 40 тыс. чел. административно входит в состав Севастополя, хотя и расположен в 12 км от него. Секретную "подземку" построили на западном склоне Балаклавской бухты. По другую сторону бухты, почти не заметный со стороны моря, раскинулся "старый город".

В конце 40-х годов XX столетия в СССР, после ядерной бомбардировки японских городов Хиросима, и Нагасаки, была принята «Комплексная программа по защите основных военных и промышленных объектов от последствий применения ядерного оружия». Программой предусматривалось проведение мероприятий по укрытию населения и важных объектов Севастополя и Черноморского флота. На реконструкцию уже имеющихся в городе подземных сооружений и строительство новых правительством было выделено 322 миллиона советских рублей.
В 1953 году Советом Министров СССР был утвержден проект подземного сооружения. разработанный Ленинградским государственным проектным институтом «Гранит». В 1954 году в соответствии с директивой начальника морского Генерального штаба в Балаклаве, военным горно-строительным отрядом началось строительство противоатомного подземного комплекса 1-й категории устойчивости, общей площадью 15 тысяч квадратных метров.
Сложное фортификационное сооружение создавалось подземным способом в толще горы, что давало возможность врезать входы в сооружение в горные склоны и развивать сеть подземных галерей на заданной глубине от поверхности земли.
В соответствии с проектом в состав противоатомный подземного комплекса должно было войти несколько автономных объектов:
- объект 825 ГТС «гидротехническое сооружение» - укрытие для подводных лодок и экипажей – специальный цех судоремонтного завода с сухим доком;
- минно-торпедная часть, предназначенная для приготовления и проверки торпед;
- топливное хранилище, емкостью 9,5 тысяч тонн.
В 1958 году проект подземного комплекса был доработан и дополнен новым подземным объектом - ремонтно-технической базой (арсенал для хранения и подготовки ядерных боеприпасов).
Работы по созданию подземного комплекса велись в три смены, т.е. работали круглосуточно. Прокладка тоннелей производилась с помощью взрывов направленного действия. В толще восточного склона горы Таврос были построены подземные дороги, шлюзовые камеры, цеха завода, арсенал, хранилища горючего, кабинеты, причалы, глубоководный канал и сухой док и уже в 1961 году в доке стояла первая ПЛ.

Читать полностью - развернуть

В начале 70-х гг., 1 км проходки под землей в обычном грунте стоил свыше 9 млн руб. Для маскировки входа в сооружение с воздуха был сооружен железобетонный навес, на котором были установлены муляжи домов и деревьев, а со стороны моря вход в канал и выход из него были закрыты батопортами и маскировочной сетью, имеющей окраску под цвет окружающих скал. Вход в подземный комплекс был настолько искусно замаскирован, что найти его было невозможно даже с близкого расстояния, а тем более с противоположного берега. Маскировочная сеть на время раздвигалась, как театральный занавес, и лодка входила в канал.
Со стороны Балаклавской бухты вход в водный канал перекрывал понтонный мост. При заходе подводной лодки в канал: (что в целях соблюдения секретности происходило только в темное время суток), понтоны (стальные резервуары) осушались от воды с помощью насосов, мост поднимался на полметра и отводился в сторону специальным механизмом - шпилем. Подводная лодка в надводном положении под электромоторами входила в канал, после чего понтонный мост возвращался в исходное положение.
Вход в подземное сооружение защищал батопорт - большой морской затвор. Этот массивный металлический короб, высотой - 14, шириной - 6 и длиной - 18 метров, состоял из отдельных секций и весил 150 тонн. Внутри металлического корпуса батопорта находился еще один корпус, который во всю ширину заполнялся воздухом. Эта огромная масса металла с помощью особо мощных двигателей и компрессоров перемещалась в горизонтальной плоскости, закрывая и открывая морской вход в подземную часть комплекса. Морские ворота были предназначены для защиты комплекса от проникающей радиации и ударной волны и должны были выдержать давление до 60 кг на кв. см.
Сейчас затвор находится в открытом положении - задвинут почти на всю длину в специальную нишу. Подземный завод обслуживал ПЛ 613 и 633 проекта. (По международной классификации соответственно назвались они «Виски» и «Ромео»).

Первый транспортный зал
Развилка – первый поворотный круг: вход в минно-торпедную часть и топливное хранилище – слева, вход в транспортную потерну и к каналу – справа. Мы с Вами находимся в первом транспортном зале. Справа от Вас вы видите оборудование, которое использовалось при строительстве этого объекта. Строительные работы были начаты военным горно-строительным отрядом. В 1955 г. в Балаклаву прибыл отряд метростроевцев с Кавказа, Москвы, специалисты с Волго-Дона, а так же отряд тунельщиков из Ялты. В 1956 году на базе отряда метростроевцев было создано «Строительное управление № 528». Выработка грунта проводилась 4-мя забоями - по 6 часов. Скальный грунт горы Таврос имеет IX категорию-это мраморовидный известняк, который невозможно дробить отбойным молотком, потому применялся шурфо-взрывной метод. Породу выбирали с помощью экскаватора и вывозили вагонетками на отвалы Балаклавского рудоуправления.
Когда взорвали перемычку водного канала, уровень воды в Балаклавской бухте опустился почти на метр, грунт на понтонах вывезли в море. Выработка только из штольни, в которой проходит водный канал, составила свыше 200 тыс. кубометров - приблизительно 40 тыс. большегрузных «КАМАЗов».
Здесь вы можете увидеть оборудование, которое использовалось при строительстве – это нивелир, породопогрузочная машина, взрыватель направленного действия, бур.
Перед вами фотографии Балаклавской бухты, взятые из секретных архивов, когда Балаклава была еще закрытой зоной. У причалов стоят ПЛ различных проектов, но в подземный док могли входить только лодки 613 и 633 проектов. ПЛ этих проектов стояли на вооружении ВМФ СССР более 20 лет. Строились эти лодки на заводе Красное Сормово в Нижнем Новгороде (Горький). По надежности, боеспособности ПЛ проектов 613 и 633 историки сравнивают по популярности с трех линейной винтовкой Мосина.
Обратите ваше внимание на фотографии:
Первая слева – это Балаклавская бухта в 1944 году. Далее фотографии Балаклавы в 70-80-е годы. На этой фотографии ПСК-65- погружаемый стартовый комплекс для испытания баллистических ракет с подводным пуском. Он был выполнен в виде части корпуса АПЛ в натуральную величину.
На фотографии изображены два плавучих дока для ремонта надводных кораблей и подводных лодок. Следующее фото - погрузка крылатой ракеты на борт ПЛ пр. 651
Первое и единственное тогда в Советском Союзе подземное противоатомное убежище по ремонту и укрытию ПЛ имело несекретное название «Объект ГТС № 825». Позже он стал известен как спец цех завода «Металлист». Аббревиатуру ГТС для непосвященных переводили как «городская телефонная станция». О существовании этого объекта знали немногие.
Во время работы этого объекта в зале и по коридору проходил рельсовый путь, в центре был поворотный круг, с помощью которого меняли направление перемещения тележек, перевозящих торпеды в минно-торпедную часть.
Прямо по коридору вход в минно-торпедную часть, которая была сдана в эксплуатацию в декабре 1962 году. В минно-торпедной части подготавливали парогазовые и перекисно-водородные торпеды-носители без боевых частей. Также через этот коридор можно было попасть в топливное хранилище. В будущем помещения коридора будут использоваться для размещения экспозиции «Музей гидронавтики»
В спеццех судоремонтного завода ведет транспортный коридор, который называется потерна. Длина потерны 296 м. Вход в коридор перекрывают огромные противоударные ворота. Они выдерживают давление 60 атмосфер. Весит каждая створка 10 тонн. Высота их 4 метра, ширина 40 см, ворота обшиты металлом, внутри залиты бетоном. Закрывались с помощью специального механизма в течение 2 минут. Гидротехническое сооружение имело систему противоударных ворот и шлюзовых камер, обеспечивающих защиту подземного комплекса при нанесении ядерного удара. В перспективе шлюзовые камеры будут использоваться для размещения экспозиции «Подземный Севастополь и Балаклава»

Второй транспортный зал
Развилка - второй поворотный круг: выход из минно-торпедной части – слева, выход к каналу – справа. Мы находимся во втором транспортном зале.
Справа от вас на площади 1700 м2 находилась минно-торпедная часть (МТЧ), где готовили торпеды для подачи на ПЛ. Здесь проверяли систему самонаведения, электроснабжения и движения торпеды, заряжали аккумуляторные батареи, выполняли другие операции согласно технологическому процессу. В специально оборудованном бассейне МТЧ проверяли торпеду на герметичность. Бассейн подсвечивался из-под воды, поэтому были видны малейшие пузырьки, если где-то была нарушена герметичность. Прошедшие регламентные работы торпеды по рельсовому пути перекатывали из минно-торпедной части к каналу. А там с помощью грузовых приспособлений перемещали на площадку арсенала или прямо на причал, где стояли ПЛ.
В случае военных действий, торпеды вывозили к каналу по малому транспортному коридору. Далее потерна ведет в спеццех, куда все необходимые грузы подвозили на электрокарах. Коридор имеет разметку, вдоль стен очерчены дорожки, по которым двигались рабочие спеццеха. В случае ядерной войны вдоль стен транспортного коридора устанавливались скамейки для размещения сотрудников 331 СРЗ, экипажей ПЛ. Каждое структурное подразделение завода имело свой сектор укрытия, обозначенный краской на стене: «МТО», «Техотдел», «Машинописное бюро», «Делопроизводство» и т.д. А теперь мы следуем по транспортному коридору на преддоковую площадку. С левой стороны потерны вы можете увидеть плакаты, рассказывающие об истории флота в Черном и Средиземном море, начиная с древности.

Транспортная потерна
Потерна - это бетонный подземный коридор (или галерея), служащий для сообщения между различными частями форта. В настоящее время под потерной понимают дугообразный подземный ход, одетый железобетоном, соединяющий различные части подземных сооружений. Дуга 30 градусов и этот изгиб выполняли самые высококвалифицированные рабочие.
Обратите внимание, что здесь сильное эхо. В этом подземном коридоре нет звукоизоляции, а эхо получается благодаря отражению звука от стен, в результате их дугообразности, так как здесь нет специальной обшивки. Стены вырубленной в скале потерны, обделаны бетоном. Толщина бетона от 1м до 1,5 метра. Место для строительства завода под горой Таврос выбрано не случайно. Гора сложена из твердых пород мраморовидных известняков. Эти порода определены по 9 категории твердости, а всего их 12. Для отделки стен использовали бетон марки М 300, для работ в канале – марки М 400 более влагостойкий. Для твердости в раствор добавляли жидкое стекло. Наибольшая толщина скального грунта над головой 126 метров. В среднем толщина скального грунта составляет 80 метров. Дугообразный подземный ход необходим для того, чтобы погасить силу ударной волны и защитить рабочих, которые работали на пред доковой площадке.
Миновав поворот мы выйдем на пред доковую площадку к сухому доку.

Преддоковая площадка – сухой док
Сухой док – выгородка в канале, представляет собой железобетонный бассейн, длиной -102 м, шириной -10 м, глубиной -8 м, отделенный от акватории канала водонепроницаемым затвором (малым батопортом). По левую сторону от сухого дока размещались слесарный и сварочный участки. Длинна канала 505 м, глубина 8 м и ширина канала от 10 до 24 м. При постановке подводной лодки в док рабочие боцманской команды с помощью шпиля открывали малый батопорт дока, на швартовых концах вводили корабль в заполненную водой камеру дока, центровали его с помощью реперных точек, после чего закрывали затвор. С помощью мощной насосной станции, расположенной на нулевом этаже преддоковой площадки, в течение 3-4-х часов из дока откачивали воду. После откачки воды ПЛ стояла на кильблоках (специальные подставки) или как, говорили моряки сидела на киле, но и после откачки воды работы можно было начинать не сразу, так как на дне дока было много рыбы, которую необходимо было собрать. После этого в течение дня ее корпус обшивался деревянными лесами, и начинались ремонтные работы. Средняя продолжительность докового ремонта подводной лодки составляла 3-4 недели. Объект обслуживал малые и средние дизель-электрические ПЛ пр. 615, 633, самым распространенным проектом была лодка среднего класса пр. 613. Модель этой лодки находится перед доком (или перед вами). Длина лодки пр. 613 - 76 м, ширина 6,3 м, осадка 4,6 м. Это была самая многочисленная серия советских подводных лодок, всего было выпущено 215 единиц пл 613 пр. В док на ремонт могла войти только одна лодка.
На преддоковой площадке была стоянка электрокаров. Здесь же располагался расточной станок для расточки сальников гребного вала подводной лодки.
На производственных площадях, примыкающих к преддоковой площадке, размещались станочный парк, стенды по проверке механизмов и оборудования подводных лодок, холодильная установка, компрессорная, складские и служебно-бытовые помещения, пункты зарядки аккумуляторов, система регенерации воздуха, а также столовая и медпункт. На втором этаже производственного цеха находились кабинеты руководства цеха. В водном канале объекта 825 ГТС можно было укрыть от ядерного удара 9 малых или 7 средних дизельных подводных лодок вместе с их экипажами, а так же около тысячи личного состава и служащих. В 1967 г. на втором этаже в производственной части был оборудован защищенный командный пункт (ЗКП) 14-й дивизии подводных лодок ЧФ. Автономность объекта составляла 30 суток.
На Черном море и на Балтике, не было атомного подводного флота, а также кораблей с атомными энергетическими установками, но на их вооружении все же были торпеды и ракеты с атомными боеголовками. Размещались они в специальном хранилище, на его территорию мы проходим через переходной мостик.
Из-за особой секретности арсенала, который находился на противоположном берегу канала, ремонтная зона и собственно арсенал не сообщались. Мостик построен позже для удобства перехода из ремонтной зоны на территорию арсенала.
Объект действовал до 1994 г. Последний раз в доке лодка стояла на ремонте в 1991 г. После демонтажа оборудования объект 825 ГТС был передан на баланс города, но остался бесхозным и подвергся варварскому разграблению.

В 15 километрах от Севастополя, между мысами Фиолент и Айя, раскинулось одно из старейших поселений Крыма - Балаклава. Кроме уникальных памятников природы, здесь сохранились следы генуэзской крепости Чембало и древних храмов. Но больше всего поражают мощные подземные сооружения с огромным количеством лабиринтов и 600-метровым каналом для прохода атомных подводных лодок.

В 50-е годы, в самом начале холодной войны, СССР и США - постепенно наращивали арсеналы атомных бомб, боеголовок, ракет и торпед, угрожая друг другу превентивными ударами и ударами возмездия. Именно тогда Сталин отдал Берия секретный приказ: отыскать такое мест, где могли бы базироваться подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара. Выбор пал на тихую Балаклаву: город сразу же засекретили, его название на карте Крыма больше не упоминалось.


Проект балаклавского подземного завода по ремонту подводных лодок Сталин рассматривал и визировал лично.

База подлодок или объект 825 кратко:

начали строить в 1957, завершили в 1961;
строили сначала военные, потом присоединились Московские, Тбилиские и Харьковские метростроители;
завод и арсенал противоатомное убежище первой категории на 3000 человек и автономностью 30 суток
Толщина скального грунта над объектом 126 метров в высшей точке;
в режиме убежища в канале базировалось 9 (8+одна в доке) лодок проекта 613 и 633;
Длина канала 505м; ширина водной поверхности от 6 до 8,5; глубина от 6 до 8,5
комплекс брошен в 1995 году, музей открыт 3 Июня 2003 года
завод и минно-торпедная часть для посещения закрыты. Показывают ареснал, док, канал в районе дока.
Общая панорама Балаклавской бухты. Выход в Черное море, порталы, город и просто красивый вид... В центре - гора, под который и находится арсенал, канал и завод для ремонта, обслуживания и экипировки подводных лодок.

Портал для выхода лодок в Черное море

Вход в Арсенал

Подземный завод строился в противоатомном отношении I категории устойчивости с пробивкой скального грунта высокой степени защищенности и обеспеченности. Он имел большие производственные площади, в том числе сухой док и подводной канал для одновременного захода восьми подводных лодок (как в надводном, так и в подводном положении). Вся заводская инфраструктура была полностью изолирована от внешнего мира с помощью перекрытых подводных шлюзов. Боевые лодки ремонтировались в автономном режиме и выходили через специальный канал прямо в открытое море. В целях конспирации в подземный комплекс впускали и выпускали только по одной субмарине и только в ночное время. Поэтому сосчитать количество лодок, на которых к тому же часто меняли бортовые номера, в Балаклаве было почти невозможно.

Входной портал. Справа - вход на завод и в минно-торпедную часть

В скальную штольню субмарины забирались своим ходом через канал длиной более 600 метров, глубиной - 8,5. Это уникальнейшее сооружение располагается как в подводной части Балаклавской бухты, так и на уровне воды в скале, высота которой достигает 126 метров. Рядом размещались производственный цех и подсобные помещения общей длиной в 300 метров. Самый большой диаметр штольни - 22 метра. Со стороны бухты вход в штольню перекрывался 150-тонным плавучим ботопортом, который всплывал после поддувания воздухом. Это позволяло полностью «закупоривать» подземный объект. Такой же ботопорт, но только меньшего размера, установили в подземном сухом доке. Когда лодка входила в надводном положении, ботопорт закрывался, из него откачивали воду и доковали лодку. Выход на северную сторону также перегораживался ботопортом, который отводился в сторону, выпуская субмарины в открытое море. Вход в тоннель с северной стороны был настолько искусно замаскирован, что непосвященный человек ни за что не обнаружит штольню даже на близком расстоянии. Таким образом, подземный комплекс был полностью изолирован от внешней среды. Его защита позволяла выдержать прямое попадание атомной бомбы мощностью до 100 килотонн.

Рядом со штольней были построены склад ракетного и хранилища ядерных боеприпасов. Подземный склад для топлива, построенный в виде подземных вертикальных емкостей, позволял хранить до 4 тысяч тонн нефтепродуктов. Под защитой многометровой толщи скального грунта из хранилища по узкоколейной дороге к подземному причалу подвозили торпеды, ракеты, артиллерийские боеприпасы и другой необходимый груз. Здесь же разместилась мастерская по профилактическому осмотру и ремонту узлов и деталей кораблей. Западный выход из канала закрывался специальным сооружением - сборными железобетонными плитами толщиной 2 метра, длиной - 10 и высотой - 7 метров.

В секретных цехах насчитывалось от 170 до 230 человек, обслуживавших док и другие инженерные системы подземного объекта. Еще 50 человек входили в подразделения водной охраны и несли постоянную службу на трех постах: на входе и выходе из тоннеля и возле дока. Общая площадь всех подземных сооружений превышала 15 тысяч квадратных метров, а канал, по которому проходили подлодки, был шире самой Балаклавской бухты. Отдельные помещения достигали высоты трехэтажного дома...

Балаклава для туристов это не только бухта, яхты и лазурное море, но еще и неповторимое по своей сущности место - некогда военный секретный объект холодной войны, а сейчас военно-морской музейный комплекс "Балаклава" или попросту музей подводных лодок.

После Второй Мировой войны обе сверхдержавы - СССР и США наращивали свой ядерный потенциал. Тогда Сталин отдал Берии, который курировавал в то время «ядерный проект», секретную директиву: найти такое место, где могли бы базироваться подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара. После нескольких лет поисков выбор пал на тихую Балаклаву: город сразу же засекретили и поменяли статус - город превратился в закрытый район Севастополя. Комплекс строился 8 лет - с 1953 по 1961. Название 825 ГТС не случайно. 825 возникло от перевернутого номера строительного управления 528, а ГТС - гидротехническое сооружение или для конспирации городская телефонная станция.

Вход в канал со стороны бухты перекрывал 150-ти тонный батопорт, который накачивался воздухом и отводился в сторону. На южной стороне канала находится такой же. Его откупоривали, когда необходимо было выпустить подлодку в море.

Объект функционировал на протяжении 32 лет до 1993 года, пока Советский Союз не распался. Независимая Украина объявила себя безатомной страной и данный комплекс стал не нужен. В период с 1993 до 2002 года без охраны он активно разворовывался, пока там не решили сделать музей, который открылся в 2004 году.

На входе фотографии с времен, когда объект еще активно работал.

Входной портал для персонала. Температура на объекте 12-15 градусов + высокая влажность, поэтому обязательно возьмите с собой теплые вещи.

Перед посещением объекта нам объясняют технику безопасности...

И историю строительства объекта. Строили его сначала военные, а потом метростроевцы, что было обусловлено сложностью бурения породы.

Для погрузки разрыхленной породы в вагонетки использовалась породопогрузочная машина ППН-1С

Главная галерея, ведущая к сухому доку.

Данный объект в случае нападения во время холодной войны должен был служить и убежищем. Об этом свидетельствовали сохранившиеся надписи на стенах проходов.

Минно-торпедная часть, которая была сдана в эксплуатацию в декабре 1962 года.

Участок испытания торпед на герметичность имел бассейн-кессон для "купания" торпед. Дно кессона подсвечивалось фонарями, чтобы хорошо были видны пузырьки воздуха в местах разгерметизации.

В главной производственной части осуществлялась заправка торпед энерго-компонентами: керосином, водой, перекисью водорода.

На выходе из МТЧ - участок сдачи торпед на подводные лодки.

На первой фотографии запечатлен момент погрузки торпед в подводную лодку, на второй балаклавская бухта.

Вдоль прохода размещена небольшая выставка, где рассказывается о подлодках, которые служили и служат в ВМФ СССР и РФ.

Пришли на преддоковую площадку. Здесь когда-то дислоцировался ремонтный завод подводных лодок "Металлист".



В углу одиноко стоит смешная на вид сверхмалая подводная лодка "Тритон - 1М" - носитель легководолазов. Предназначалась она для подводной доставки водолазов в в районы проведения специальных операций ВМФ, исследовательских работ, спасательных операций, осмотра и ремонта подводных сооружений.

Морской канал внутри объекта. В военное время на объекте можно было надежно укрыть 9 малых или 7 средних подводных лодок и около 3000 человек.

Комплекс был способен выдержать прямое попадание ядерного заряда мощностью до 100 килотонн, то есть в 5-7 раз мощнее бомбы, сброшенной на Хиросиму.

Сухой док - особое гидротехническое сооружение спеццеха. Представлял собой бассейн из железобетона, отделенный от акватории канала водонепроницаемым затвором (малым батопортом), предназначался для ремонта и технического обслуживания корпуса корабля.

В наполненную водой камеру дока заводили подводную лодку, закрывали затвор и в течении 4-х часов откачивали воду, пока корабль не встанет на кильблоки - специальные опоры. Далее в течении дня подлодка обшивалась лесами и начинался ее ремонт, которы в среднем составлял 3-4 недели.

Макет средней торпедной дизель-электрической подводной лодки Проект 613.

Слева видим погрузочную площадку.

Пошли в сторону ядерного арсенала - объект 820 РТБ. Это ремонтно-техническая база для учета, хранения, сборки и выдачи силам флота боеприпасов, в том числе и с ядерными боевыми зарядами

Вход в объект преграждают два вида ворот. Желтые ворота защитные из листового металла с бетоном внутри весом 10 тонн каждая на случай бомбового удара. Красные герметичные специальные для защиты от радиации, ядовитых газов и воды.

Освещение на случай ЧП.

Чувствуешь в этот момент себя жутковато, хотя и понимаешь, что никакого авиаудара по объекту не могло быть.

Выставка, посвященная военным преступления США.





Первый зал - ядерное хранилище. Вдоль стены скромно стоит Крылатая ракета Х-22 (Буря).

Перевозкой малых ракет производили на такой тележке, которая стоит на поворотном круге.

Такая тележка весит 996 кг с грузоподъёмностью 7 тонн и при этом перемещалась вручную.



Техническая площадка, которая сейчас используется как музей.







Поводная лодка 690 "Кефаль" в разрезе. Тут видно внешню оболочку и внутреннюю. Пространство между ними использовалось для наполение баластом.

Музей в Балаклаве будет очень интересен всем, кто интересуется военной техникой и историей. Я остался под огромным впечатлением, прикоснувшись к военной и государственной тайне времен СССР.


10. Объекты 825 ГТС и 820 РТБ или Сверхсекретная подземная база подводных лодок в Балаклаве
11.
12.
13.
14.
15.

Вскоре после окончания Второй мировой войны между СССР и США началось противостояние, известное в истории как «холодная война». Время было непростое: противоборствующие сверхдержавы на полном серьёзе рассматривали возможность обмена ядерными ударами и по обеим сторонам Атлантического океана с упоением возводили многочисленные военные объекты, которые должны были эти удары пережить. Считается, что секретная директива о поисках места для базирования подводных лодок, способных в случае превентивного нападения со стороны США тоже «бахнуть, и не раз, так, чтобы весь мир - в труху», была разработана лично Сталиным. Поиск подходящего места продолжался в течение нескольких лет, в итоге выбор пал на тихую Балаклаву.

Узкий извилистый пролив, ширина которого в самом узком месте не превышала ста метров, укрытый от всех штормов и недоступный для посторонних глаз (со стороны моря Балаклавская бухта не просматривается ни под каким углом) — всё это сыграло свою роль, и в 1953 году в Балаклаве началось масштабное строительство. Город с историей в несколько тысяч лет был лишён своего статуса, оперативно стёрт со всех карт, превращён в ЗАТО и включён в состав Севастополя. В последующие восемь лет под горой Таврос, расположенной на западном берегу Балаклавской бухты, в условиях тотальной секретности был создан подземный комплекс, включавший в себя два объекта: 825 ГТС - специальный цех с сухим доком и морским каналом по ремонту подводных лодок, и 820 РТБ - арсенал для хранения и подготовки к боевому применению ядерного оружия.

Всего за время строительства было вывезено около 120 тысяч тонн породы. Для обеспечения секретности её удаление производилось по ночам баржами. Работы на объектах велись круглосуточно в четыре смены.

В 1961 году проект чуть не был свёрнут. Говорят, что во время осмотра почти готового комплекса Никита Хрущёв махнул рукой и сказал: «Лучше отдайте всё это виноделам!». С большим трудом руководству ВМФ удалось отстоять проект и в том же году обе его части были введены в строй.

Для сохранения конфиденциальности база подводных лодок была названа «городской телефонной станцией №825» (сокращённо «Объект 825 ГТС»), а арсенал — «ремонтно технической базой №820» (сокращённо «Объект 820 РТБ»). Комплекс представлял собой сооружение противоатомной защиты первой категории и мог выдержать прямое попадание ядерного снаряда с мощностью заряда свыше 100 килотонн (то есть в 5-7 раз мощнее атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму).

Свой закрытый статус Балаклава сохраняла до середины 1990-х годов. Вскоре после развала Советского Союза я с родителями отдыхал в Севастополе, и мы ездили в Балаклаву, чтобы погулять по . База подводных лодок (про существование которой тогда, понятно, ещё никто не знал) уже не функционировала, но охраняющие её зоркие военные выследили нас, гуляющих по разрушенной крепости с фотоаппаратом, заставили достать из него фотоплёнку и засветить её - уровень секретности тогда всё ещё оставался на самом высоком уровне.

В 1990-х годах разваленная империя резалась на куски и бесцеремонно сдавалась в цветмет. Украина объявила себя безатомной державой и база в Балаклаве стала никому не нужна. Уникальный комплекс, неожиданно оказавшийся в соседней стране, Черноморский флот, в отличие от Севастополя, отстоять не смог. В 1991 году отсюда ушла последняя подводная лодка, в 1994 году объект был официально покинут военными. В течение следующих девяти лет база оставалась без присмотра, всё что можно было продать — было разграблено и вывезено. В 2003 году то что осталось превратили в музей.

Вплоть до настоящего времени это — крупнейший из всех рассекреченных военных комплексов времён холодной войны.

В Балаклавской бухте плавают медузы, пустые бутылки и недокуренные хабарики. Сразу вспоминаются бессмертные слава Вадима Галыгина из Comedy Club: «Чтобы сделать , нужно в ванной на полу наплевать семечек, набросать бычков, под ванну насрать, в ванну нассать — вот вам Чёрное море!»

Так выглядит вход в подземный канал со стороны Балаклавской бухты. В случае необходимости он перекрывался 150-тонным батопортом — гидротехническим затвором, полностью закупоривавшим подземную базу. Сейчас он находится в открытом положении, то есть, утоплен в спецнишу.

В случае нападения объект должен был стать убежищем для жителей Балаклавы. Об этом свидетельствуют сохранившиеся надписи рядом со входом.

Под защитой объекта смогли бы разместиться до 3000 человек. В этом случае полная автономность составила бы 30 суток.

Объект 825 ГТС включал в себя подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта, склады горюче-смазочных материалов и минно-торпедный склад.

Все подземные помещения были защищены специальными воротами, полностью герметизировавшими внутреннее пространство. Ворота закрывались автоматически за 2 минуты. В случае выхода автоматики из строя существовали специальные двери, которые можно было открыть вручную за 12 минут.

По центру коридоров располагались транспортировочные рельсы для тележек.

Вдоль стен висят информационные плакаты, рассказывающие про подводные лодки времён СССР.

Слева и справа лежат старые корпуса мин и торпед.

В бетонных сводчатых галереях до сих пор витает дух холодной войны.

Коридор, ведущий к подземному доку, проложен полукругом. Считается, что ударная волна при прохождении через этот изгиб должна была ослабиться.

Примерно в этом месте находится наиболее мощный слой скальной пород над головой — 126 метров. Толщина бетонного свода достигает 3 метров. Рецепт и марка цемента, использовавшегося при строительстве, — до сих пор находятся под грифом «совершенно секретно».

Единственная действующая подводная лодка, демонстрирующаяся в музее, — Тритон-1М. Такие сверхмалые подлодки использовались для скрытной доставки и высадки водолазов, постановки мин, подводного патрулирования и выявления вражеских диверсантов, осмотра корпусов кораблей и других субмарин.

Тритон-1М производился на Ново-Адмиралтейском заводе в Ленинграде. Всего было выпущено 32 экземпляра. До наших дней сохранилось не более 7.

Экипаж подлодки состоял из двух человек. Дальность хода — 35 морских миль, предельная глубина погружения — 40 метров, автономность — 7,5 часов.

Подземный канал для подводных лодок имел глубину 8 метров, ширину от 12 до 22 метров, высоту арки — 18 метров.

В мирное время лодки заходили в канал исключительно в надводном положении и в ночное время. Погрузка снаряжения и боеприпасов осуществлялась на специальной подземной пристани. Несмотря на распространённое мнение, атомных подводных лодок на этой базе никогда не было.

В военное время здесь могли укрыться 9 малых или 7 средних субмарин.

В центре канала расположен сухой док — особое гидротехническое сооружение, отделённое от канала малым батопортом и предназначенное для ремонта и технического обслуживания внешних корпусов лодок.

В наполненную водой камеру дока заводили субмарину, после этого в течение четырёх часов вода откачивалась, и корабль вставал на кильбоки (специальные опоры). Далее в течение одного-двух дней подлодка обшивалась ремонтными лесами, и начинался её ремонт, который в среднем длился 3-4 недели.

С противоположной от объекта 825 ГТС стороны канала располагался объект 820 РТБ - арсенал для хранения и подготовки к боевому применению ядерного оружия.

Сейчас из одного объекта в другой можно перейти по перекинутому через канал мосту. В советские времена моста не существовало, оба объекта функционировали независимо друг от друга.

Объект 820 РТБ имел высочайший статус секретности, и ни один человек, несший службу на соседнем с ним объекте 825 ГТС, даже и не подозревал о том, что с другой стороны канала находится ядерный арсенал. Всё-таки, умели в то время государственные тайны хранить (а болтунов прилюдно вешали за яйца на ржавые гвозди, и правильно, к слову, делали).

Вход в арсенал преграждают двое ворот: жёлтые защитные из листового металла с бетоном внутри весом в 10 тонн каждая — на случай бомбового удара — и красные герметичные — для защиты от радиации, ядовитых газов и воды. Говорят, что при входе на объект 825 ГТС раньше тоже было двое ворот, но в 1990-х годах они были сданы в металлолом.

Все ворота имели электрический привод. В случае отключения электричества их можно было открыть и вручную.

В арсенале строго соблюдался температурно-влажностный режим (температура — от +5 до +15 градусов, влажность от 50 до 60 процентов). Так же в целях конспирации здесь была сделана максимально возможная звукоизоляция.

На объекте 820 РТБ постоянную службу несло около 150 военнослужащих.

Арсенал включал в себя техническую площадку, локальную зону, большой транспортный коридор, склад для хранения подготовленных боеприпасов и погрузочную площадку.

В случае чрезвычайной ситуации (например, превентивного ядерного удара со стороны США) в арсенале включалась красная подсветка.