Образец анализа егэ по обществознанию. Белянкова Е.И., Твирова Ю.А. Типичные ошибки ЕГЭ по обществознанию и пути их преодоления: опыт Тульского региона

Анализ пробного ЕГЭ по обществознанию учащихся 11 класса.

3 апреля 2012 года проводился пробный ЕГЭ по обществознанию. Из 21 учащегося 11 класса экзамен выбрали и выполнили 8 учащихся.

Основной целью экзамена была оценка качества обществоведческой подготовки выпускников средней (полной) школы.
Содержание экзаменационной работы отражало интегральный характер предмета. Все задания охватывали основные разделы курса, базовые положения различных областей научного обществознания. Объектами проверки выступали: широкий спектр предметных умений и видов познавательной деятельности, знания об обществе в единстве его сфер и базовых институтов, социальные качества личности и условия их формирования, важнейшие экономические явления и процессы, политика, право, социальные отношения, духовная жизнь общества.
Пробная экзаменационная работа состояла из трех частей, которые различались по содержанию, степени сложности и количеству заданий. Общее количество заданий – 37. Часть А включала 20 заданий с выбором ответа. Часть В-8 заданий, на которые надо было дать краткий ответ в виде слова(словосочетания) , цифры или последовательности цифр. Часть С включала 9 заданий с развёрнутым ответом. Эти задания требовали полного ответа (дать объяснение, обоснование, высказать и аргументировать собственное мнение). Максимальный первичный балл за выполнение всех заданий экзаменационной работы составлял 61 балл.

Пробная экзаменационная работа по обществознанию была представлена в одном варианте.
На выполнение всей работы отводилось 3,5 часа (210 минут).


Все учащиеся хорошо справились с выполнением заданий части А, но некоторые задания пропустили, успешно справились с комплексом заданий для работы с текстом С1-С4; с атрибуцией документа, разъяснением сущности характеризуемой в источнике проблемы, выявлением позиций автора, определением примеров, приводимых в тексте, отличительных черт, признаков.

Наибольшее затруднение вызвали все задания части В -на выявление причин и свойств социальных явлений, процессов и задания С6, С9 – в них учащиеся не смогли представить собственные точки зрения при раскрытии проблемы, применить при этом термины и понятия обществоведческого курса, аргументировать свою позицию с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт. Некоторые учащиеся не смогли правильно заполнить бланки ответов.

При выполнении пробного экзамена учащиеся показали следующие результаты:

Подзолкова Алёна-32 задания(89 б), Ерохина Анастасия-32 задания(89б), Ширяева Алина-30 заданий(84б), Беликова Анастасия-28 заданий(81б), Мацегорова Анастасия-25 заданий(74б), Литовченко Юлия-20 заданий(62б), Мариненко Юлия-17заданий(54б), Подзолкова Кристина-13заданий(40б)

1.Продолжить работу по подготовке учащихся 11 класса к единому государственному экзамену, учитывая ошибки, допущенные участниками при выполнении заданий.

2.Обратить внимание на оформление ответов в части «В», которые не должны стать поводом снижения результатов и потере баллов за правильный ответ из-за заполнения бланка.

3.Нацелить учащихся в части «А» заполнять все ответы.

4.Учить их рационально распределять время при выполнении работы. 5.Донести до них, что работа должна быть оформлена аккуратно, написана

разборчивым почерком.

6.Шире использовать методики проблемного обучения, новые

технологии.

7.Учить детей сопоставлять, сравнивать суждения о социальных явлениях, выявлять признаки, систематизировать факты, понятия, извлекать информацию из источника.

8.Обратить внимание учащихся на выполнение заданий С6 и С9 , т.к. многие учащиеся не смогли представить собственную точку зрения при раскрытии проблемы, применить при этом термины и понятия обществоведческого курса, аргументировать свою позицию с опорой на факты общественной жизни и личный опыт.

Учитель: Сасина Е.Н.

Опубликованы новые проекты ЕГЭ 2017 года по всем предметам, уже видны новые контуры экзамена 2017. Новое — повторение старого, или нас опять ожидают серьезные изменения? Каким будет ЕГЭ по обществознанию 2017? Мнение эксперта ЕГЭ читаем далее!

Как прошло ЕГЭ 2016 по обществознанию?

Для начала — в штатном режиме! Без скандалов и происшествий, так сказать… Вот мнение о ЕГЭ 2016, например, бывшего министра образования и науки РФ Ливанова:

«Экзамен прошел на высоком организационном и технологическом уровне. Этому способствовали новые технологии, которые используются при проведении экзамена, и повышение ответственности и дисциплинированности организаторов и участников экзамена», – сказал министр образования и науки Дмитрий Ливанов на пресс-конференции в Ситуационно-информационном центре Рособрнадзора.

Итак, основное о прошедшем ЕГЭ 2016 по обществознанию:


Уроки ЕГЭ 2016 по обществознанию

«В целом средние баллы по всем предметам сопоставимы с итогами прошлого года. Это говорит о стабильности экзамена, о том, что экзаменационные задания по уровню сложности аналогичны прошлым годам. Мы видим небольшой рост высокобалльников и уменьшение тех, кто не преодолел минимальные баллы», – это мнение руководителя Рособрнадзора Кравцова.

Прежде всего, отметим, что экзамен уже третий год проходит действительно честно, утечек материалов экзамена в сеть нет. Для широкой аудитории доступен только один вариант ЕГЭ 2016 года, который по итогам проведения досрочной волны экзамена был опубликован ФИПИ по каждому предмету.

В Европейской части страны ФИПИ «применил» против выпускников 2016 года 4 варианта письменной один из них, как явствует из отзывов сдававших, коллег, экспертов, был откровенно «завальным». Остальные решаемы. Вот с нашим разбором. И к которому также прилагается реальная работа выпускника в письменной части.

Условия экзамена на ЕГЭ 2017 будут ужесточаться. Уже в этом году исчезла в привычном нам виде тестовая часть, теперь это что, конечно, усложняет задачу «попасть» в ответ, что раньше было часто делом случая.

С 2013 года мы наблюдаем стабильное падение среднего балла по России на ЕГЭ по обществознанию:

2013 год — 56,23

2014 год — 55,4

2015 год — 53,3

В этом году, как отметили выше, скорее всего, еще хуже. Могу привести точную актуальную статистику с этим годом по

2014 год — 57,9

2015 год — 60

2016 год — 57,1

И здесь мы видим существенное падение.

Вообще, почти 20% не сдавших, это очень много, это каждый пятый сдававший. Возникает вопрос, почему так происходит? Кто виноват?

Объективно:

  1. Школа не готовит выпускника к ЕГЭ по необязательным предметам, учителя стараются отстраниться и не нести ответственности за его результат.
  2. На уровне федерального министерства и старый министр Ливанов сказал, что «…школу нельзя оценивать по результатам ЕГЭ», и новый Васильева, что «… учителя не должны на уроке в старших классах готовить детей к экзамену». Линия изменилась.
  3. Получается, что результат на ЕГЭ, например, по обществознанию — личное дело каждого выпускника и его родителей.
  4. Фактическая ответственность репетитора — той «палочке-выручалочке», на которую остается надеяться выпускнику, как все понимают, минимальна. Работает он, как правило, без договора, и никакой (по крайней мере юридической) ответственности перед родителями, если что, не несет.

Вот и мнение нового министра образования и науки Л. Васильевой о ЕГЭ.

Субъективно:


Каким будет ЕГЭ 2017?

Согласно уже утвержденному проекту расписания, ЕГЭ 2017 года по обществознанию пройдет в «досрочной волне» 24 марта, а в основном режиме — 5 июня 2017 года. Причем, в этот день пройдет лишь один экзамен, значит, резервный день будет практически не задействован.

Роль экзамена, как основного для поступления на гуманитарные специальности — юриспруденция, политология, журналистика, экономика, конечно, не изменится.

Вот как ее видит руководитель Федеральной комиссии разработчиков контрольных измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию Т.Е. Лискова:

То есть, экзамен продолжает позиционироваться, как основополагающий, проверяющий фактическую выпускника 2017 года.

Уже в этом году каждый вариант в тестовой содержал вопрос на знание и, конечно, эта тенденция продолжится. Здесь наблюдалось очень много ошибок со стороны выпускников 2016 года.

Относительно конкретной структуры заданий КИМов, по сравнению осталась без изменений часть 2, и небольшое изменение в части 1, связанное с исключением очень спорного и субъективного для составления и проверки

Вот пример этого спорного задания из реального варианта ЕГЭ 2015:

Время на написание экзамена осталось прежним — максимальным в 3 часа 55 минут (235 минут).

Как готовиться к ЕГЭ 2017 по обществознанию?

Прежде всего, выбрав собственную индивидуальную траекторию подготовки. Взяв за основу — перечень проверяемых тем (он, кстати, по сравнению с 2016 годом не изменился). Выбрав, совместно с учителем, репетитором, основное пособие для подготовки, решать тесты и регулярно проверяя свои знания.

Например, мы приглашаем всех выпускников участвовать в занятиях в группе сайта


Наиболее успешные результаты выпускники получили по следующим элементам содержания: Общество и природа; Взаимосвязь сфер жизни общества; Человек – как продукт биологической, социальной и культурной эволюции; Деятельность; Религия; Собственность и ее содержание; Многообразие социальных групп; Социальный статус и социальные роли; Семья и ее тенденции ее развития; Власть. Политические партии и движения: Политические режимы; Право в системе социальных норм; Правоотношения; Правонарушения, их признаки, виды, ответственность.


Содержательные элементы, по которым получены низкие результаты: Общество как система, общество как динамическая система; Проблема противоречивости общественного прогресса; Познание: его виды, формы, сферы знаний. Истина и ее критерии; Формы и разновидности культуры; Измерители экономической деятельности; Многообразие рынков; Государственный бюджет: Кредитно-денежная политика; Экономика производителя Неравенство и социальная стратификация; Этнические общности и межнациональные отношения; Политическая система; Признаки, формы, функции государства; Система органов власти РФ и их полномочия.


Причины пробелов в знаниях выпускников: 1. Субъективного характера: способности выпускников; особенности усвоения материала, степень мотивации детей; особенности преподавания предмета в конкретном классе, школе); 2. Объективного характера: Высокий уровень теоретизации материала; Различная степень представленности проверяемого на ЕГЭ содержания в используемых учебниках


Хорошо сформированы умения выпускников: Распознавать признаки понятий; Указывать характерные черты социального объекта; Сравнивать признаки социальных объектов; Устанавливать соответствие терминов, определений, понятий и признаков; Осуществлять выбор позиций из предложенного списка; Адекватно воспринимать содержание прочитанного фрагмента текста; Находить ответы на поставленные вопросы.


Слабо сформированы умения выпускников: Называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту; Давать целостные характеристики социальных явлений, объектов определенного класса; Оценивать истинность суждений о социальных явлениях с точки зрения научных знаний; Привлекать для анализа дополнительную информацию; Формулировать оценочные суждения; Аргументировать собственную позицию; Раскрывать теоретические положения курса с помощью примеров; Решать обществоведческие задачи; Составлять сложный план развернутого ответа по определенной проблеме, теме.


Методические комментарии к группам заданий: Часть А – задания с выбором ответа: Определить признак указанного понятия Например: В процессе своего развития общество 1) осталось частью природы 2) обособилось от природы и стало от нее полностью независимым 3) обособилось от природы, но осталось тесно с ней связанным 4) перестало претерпевать на себе воздействия природы


Методические комментарии к группам заданий: Часть А – задания с выбором ответа: Устанавливать понятие по приведенному признаку Например: Преобладание общины, натуральный характер хозяйства, приоритет коллективных интересов над индивидуальными – характерные черты общества 1) традиционного 2) индустриального 3) постиндустриального 4) Вступающего в эпоху промышленной революции


Методические комментарии к группам заданий: Часть А – задания с выбором ответа: Сравнивать близкие понятия и социальные объекты, выделять их общие и особенные признаки Например: Что свойственно человеку в отличие от животного? 1) потребности 2) целеполагание 3) эмоции 4) инстинкты


Методические комментарии к группам заданий: Часть А – задания с выбором ответа: Различать смыслы (значения) одного понятия Например: Обществом в широком смысле слова называют 1) группу людей, созданную по интересам 2) весь окружающий человека мир 3) группу людей, основанную на личном взаимодействии друг с другом 4) исторически сложившуюся систему социальных отношений


Методические комментарии к группам заданий: Часть А – задания с выбором ответа: Устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями Например: К социальным нормам относятся 1) обычаи народа 2) научные идеи, ставшие основой правоведения 3) экономические законы 4) Философские взгляды


Методические комментарии к группам заданий: Часть А – задания с выбором ответа: Находить недостающую для ответа информацию Например: Высшие органы государственной власти в стране Н. формируются выборным путем. Ветви власти (законодательная, исполнительная, судебная) независимы друг от друга. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что страна Н. является президентской республикой? 1) глава государства одновременно является главой парламента 2) глава государства одновременно является главой правительства 3) президент является символом нации 4) глава государства назначается парламентом


Методические комментарии к группам заданий: Часть А – задания с выбором ответа: Анализировать социальные факты и реальные или смоделированные жизненные ситуации Например: Популярный композитор работает над новой песне, посвященной дружбе народов всего мира. Какой вид деятельности иллюстрируется этим примером? 1) политическая 2) духовная 3) экономическая 4) социальная


Методические комментарии к группам заданий: Идентифицировать примеры социальных явлений и фактов реальной жизни Например: Примером норм государственного права является следующая норма: 1) получение взятки должностным лицом влечет за собой ответственность в виде лишения свободы от трех до пяти лет 2) член кооператива имеет один голос при принятии решения в общем собрании пайщиков 3) разбирательство дела в заседании суда первой инстанции происходит с участием подсудимого, явка которого в суд обязательна 4) Каждому гарантируется свобода совести и вероисповедания


Часть А – задания с выбором ответа: Преобразовывать условно-графическую или статистическую информацию в словесно-описательную Например: В при­ведённой ниже диа­грам­ме пред­став­ле­ны дан­ные о раз­ных ка­те­го­ри­ях на­ се­ле­ния стран Z и Y, же­ла­ю­щих вновь на­чать учить­ся. Какой вывод можно сде­лать на ос­но­ва­нии дан­ных диа­грам­мы? 1) В стра­не Z рав­ные доли спе­ци­а­ли­стов с выс­шим об­ра­зо­ва­ни­ем и до­мо­хо­зя­ ек же­ла­ют вновь на­чать учить­ся. 2) Спе­ци­а­ли­сты со сред­ним об­ра­зо­ва­ни­ем обеих стран за­ни­ма­ют ли­ди­ру­ю­щее место среди же­ла­ю­щих вновь на­чать учить­ся. 3) В стра­не Y среди тех, кто хочет вновь учить­ся, доля спе­ци­а­ли­стов с выс­шим об­ра­зо­ва­ни­ем выше доли до­мо­хо­зя­ек. 4) В стра­не Z среди же­ла­ю­щих вновь на­чать учить­ся пре­об­ла­да­ют пен­си­о­не­ры.


Часть А – задания с выбором ответа: Анализировать различные суждения об определенном социальном объекте или процессе Например: Верны ли следующие суждения о проявлении индивидуального и общественного в человеке? А. Индивидуальное и общественное в человеке – результат биологической эволюции. Б. Индивидуальное и общественное развитие человека никак не связано друг с другом 1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны


Часть А – задания с выбором ответа: Умение оперировать понятиями при анализе типичных ситуаций жизни человека и общества Например: Что является правонарушением? 1) Отключение подачи электроэнергии в некоторые населенные пункты из-за урагана 2) Невыполнение строительной фирмой сроков строительства дома, указанных в договоре 3) Отсутствие внимания к пожилым людям в среде молодежи 4) Обращение гражданина с жалобой на действия представителей городской администрации


Умение оперировать понятиями при анализе типичных ситуаций жизни человека и общества Например: Что является правонарушением? 1) Отключение подачи электроэнергии в некоторые населенные пункты из-за урагана 2) Невыполнение строительной фирмой сроков строительства дома, указанных в договоре 3) Отсутствие внимания к пожилым людям в среде молодежи 4) Обращение гражданина с жалобой на действия представителей городской администрации


Умение различать суждения фактического и оценочного характера Например: Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено буквой. (A) Возникновение семейных правоотношений связано с официальной регистрацией брака в установленном законом порядке. (Б) В органы ЗАГС пришли совершеннолетние Иван и Наталья, чтобы подать заявление о государственной регистрации брака. (В) Сотрудник ЗАГС отказался принять это заявление, потому что Иван признан судом недееспособным. (Г) Наталья, знавшая об этом и руководствовавшаяся желанием зарегистрироваться в квартире Ивана поступила безнравственно. (Д) Опекунам Ивана следует лучше следить за ним. Определите, какие положения текста носят: 1) фактический характер 2) характер оценочных суждений 3) характер теоретических утверждений Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов. АБВГД


В5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. (А) Правительство утвердило программу поддержки молодой семьи. (Б) Ее частью стало ипотечное кредитование на льготных условиях. (В) Ипотечное кредитование долгосрочная ссуда, предоставляемая юридическому или физическому лицу банками под залог недвижимости: земли, производственных и жилых зданий, помещений, сооружений (Г) Представляется, что подобная программа будет способствовать выходу страны из демографического кризиса. (Д) Реализация программы льготной ипотеки, скорее всего, приведет к росту цен на квартиры в ближайшей перспективе. Определите, какие положения текста носят: 1) фактический характер 2) характер оценочных суждений 3) характер теоретических утверждений Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов. АБВГД


Задание С9 – написание эссе Усовершенствование критериев оценивания обществоведческого эссе в КИМах Критерий 1 Раскрытие смысла высказывания (1 балл) Критерий 2 - Характер и уровень теоретической аргументации (2 балла). Причем наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведет к снижению оценки по этому критерию на 1 балл. Обратите внимание учащихся, что с этого года оценивание эссе не идет по «накопительной» системе, а баллы можно потерять, допустив ошибку, например, в определении понятия, в характеристике социальных объектов, в объяснении причинно- следственных и функциональных связей и др. Критерий 3 Качество фактической аргументации (2 балла).


Структура эссе Цитата проблема поднятая автором, ее актуальность; смысл высказывания; собственная точка зрения; аргументация на теоретическом уровне; два примера из социальной практики, из истории, литературы, подтверждающие верность высказанных суждений; вывод.




Рекомендации по работе с графиками, диаграммами, гистограммами. Определите тип диаграммы: линейчатая, круговая, графическая. Установите, соотношения, каких величин графически изображает данная диаграмма. Внимательно изучите легенду: названия осей, масштаб обозначений на осях X и Y; цветовые обозначения различных величин, подписи к ним. Выявите количественные показатели каждой из величин и сравните их. Обобщите результаты и сделайте выводы.


Работа с понятиями и терминами - Ведение специальных словарей терминов; - Анализ понятий в «связках» (природа общество, природа – культура, общество – природа) - Прием использования маркеров Маркер - это сущностный, родовой смысл понятия. понятие - "индивидуальность" - маркер - "своеобразие". - понятие - "индивид" - маркер - "типичное, общее". - понятие - "суверенитет" - маркер - "независимость". Прием использования подчёркивания При работе с термином "право" учащимся предлагается: подчеркнуть главные слова. право- система обязательных правил поведения, принятых государством и обеспечиваемых силой государственного принуждения). представить данное определение в виде четырёх предложений (это и есть признаки права).


Задания на интерпретацию текста (С1 – С4) В заданиях С1 – С4 ответ должен быть четким и понятным. Нужно учить школьников считать, сколько позиций должно быть в ответе, так как на этом строятся критерии оценивания выполненного задания. Например: Задание С2 в одном из вариантов – Какие три внутренних основания легитимности выделил автор? Приведите по одной авторской характеристике каждого основания. Ответ должен включать шесть позиций: 3 внутренних основания легитимности и 3 характеристики каждого основания. Дети, отвечая на вопросы задания, выделяют или основания, или характеристики. А это ноль баллов. 3. Отвечая на вопрос задания-задачи желательно четко выделить примеры или аргументы, буквально: Примеры: 1) 2) 3) Аргументы 1) 2) 3)


Важные особенности пособий издательства «Легион» Разработка диагностических материалов проводится в течение 8 лет; Измерительные материалы составлены на основе требований ФГОС по истории и обществознанию для основной и старшей школы; Отбор содержания измерителей строится на основе кодификаторов и спецификации экзаменационных работ ЕГЭ и ГИА-9; Создан банк педагогических измерителей по истории и обществознанию, апробированный в образовательных учреждениях Ростовской области.


Приказом Министерства образования и науки России 729 от 14 декабря 2009 года «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» ООО «Легион» вошло в список издательств, книги которых допущены к использованию в школах России. Приказ зарег. в Минюст России г







Работа, направленная на повышение качества издаваемых пособий: - проведение пробного тестирования в общеобразовательных учреждениях (репетиционного, в рамках промежуточной аттестации, тематического, апробационного); - работа с одаренными детьми (воскресные предметные школы, летняя математическая школа); - семинары с учителями



Одним из самых популярных предметов, которые современные школьники выбирают в качестве выпускного экзамена, является обществознание. Это связано с тем, что оно требуется для поступления в профессиональные образовательные организации по многим направлениям: юридическому, экономическому, политологическому, педагогическому и многим другим. Кроме того, этот предмет необходим любому современному человеку, так как включает основы знаний по философии, экономике, социологии, политологии и праву.

В 2016 году в едином государственном экзамене по обществознанию на этапе государственной итоговой аттестации выпускников общеобразовательных организаций Тульской области приняли участие 3682 обучающихся (включая досрочный и основной этапы). Средний балл по региону составил 53,5 (в 2015 средний балл в РФ составил 53,3).

Анализ результатов показал, что при выполнении заданий части 1 как базового, так и повышенного уровней сложности, школьники показали достаточно высокие знания и умения по всем тематическим разделам за исключением некоторых заданий, структура которых представила большую сложность, нежели тематическое поле.

Таковыми оказались задания 14 и 17, направленные на анализ актуальной информации о социальных объектах, выявление их общих черт и различий; установление соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений с обществоведческими терминами и понятиями; задание 15, ориентированное на применение социально-экономических и гуманитарных знаний в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам; задание 19 – на поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах, дифференциация фактов и мнений, аргументов и выводов (дифференциация в социальной информации фактов и мнений); задание 20, направленное на определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту.

Самые слабые умения традиционно школьники показали при выполнении задания 3 на соотнесение видовых понятий с родовыми.

Наибольшие затруднения при выполнении развернутой части контрольно-измерительных материалов различного содержания на анализ источников (работа с текстом) вызвало задание 23, с которым не справились более 2/3 выпускников. Оно предполагает привлечение знаний обществоведческого курса и направлено на конкретизацию отдельных положений текста в связи с изученным курсом, на интерпретацию ключевых идей, проблем с опорой на собственные знания. Последнее очевидно и вызвало сложности у экзаменуемых. При этом задания, предполагающие поиск элементов ответов в тексте, были выполнены успешно. Так, с заданиями 21 и 22 частично или полностью справились более 80 % и более 70 % участников соответственно. С заданием, направленным на использование информации текста в другой познавательной ситуации, самостоятельное формулирование и аргументацию оценочных, прогностических и иных суждений, связанных с проблематикой текста и т.п. (задание 24), справились чуть более 50% обучающихся.

Задание 25 на протяжении нескольких лет представляется сложным для участников экзамена. В 2016 году с ним справились лишь 45%, из которых только 9,7% выпускников получили максимальный балл. От учеников в данном случае требуется раскрыть смысл обществоведческого понятия, а также составить два предложения, содержащих информацию о различных аспектах общественного явления, обобщенного в данном понятии. Большинству участников так и не удается раскрыть смысл понятия, в связи с чем, они получают 0 баллов за все задание в соответствии с критериями оценивания.

Задание 26 относится к заданиям высокого уровня сложности. Оно содержит указание на социальный объект или процесс и требование проиллюстрировать, подтвердить или раскрыть какую-либо его сторону (или их взаимосвязь) с помощью примеров из социальной жизни. Половина выпускников успешно справились с этой позицией.

Следующее задание (27) представляет собой задание-задачу, содержащую условие в виде проблемной ситуации или высказывания и вопросы (предписания) к нему. Это задание также относятся к категории высокого уровня сложности. Оно требует применения усвоенных знаний в конкретной ситуации, в контексте определенной проблемы. Процент выполнения составил 57,63. Основную сложность у учеников в этом задании вызвало необходимость выделить большое количество элементов ответа согласно критериям. Это выразилось в том, что ответы зачастую свидетельствуют об общем понимании задания, однако отсутствие обязательных элементов ответа не позволяет получить максимальный балл.

С помощью задания 28 проверяется целый комплекс знаний и умений (компетенций) выпускников: обзорное знание определенной темы курса в единстве ее различных аспектов (компонентов); умение представить эти компоненты в структурно-логическом виде, выстроить последовательность рассмотрения отдельных вопросов в целостном сюжете; осуществлять иерархическое структурирование материала, выделяя не только пункты, но и подпункты плана. Всего 12,5 % экзаменуемых смогли выполнить данное задание максимально верно.

Задание по написанию мини-сочинения также явилось нелегким для участников ЕГЭ. Если раскрыть смысл высказывания (критерий К1) удалось большинству учащихся (71,5 %), то привести соответствующую проблеме теоретическую аргументацию (критерий К2) смогли менее 40 %. В то же время критерием К3 (выдвижение фактических аргументов) справилась чуть более половины выпускников.

Основными причинами типичных ошибочных ответов, на наш взгляд, являются следующие:

  1. Многие учителя при подготовке выпускников на первое место ставят когнитивный компонент обучения, однако большинство заданий единого государственного экзамена проверяют степень овладения большим количеством умений. В результате выпускники могут использовать знания, необходимые для простого воспроизведения информации, но анализ, представленных в задании данных, их обобщение и оценка вызывают затруднения.
  2. Преобладание репродуктивных образовательных технологий в подготовке выпускников. Несмотря на то, что на данный момент осуществляется переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты, основанные на системно-деятельностном подходе, ориентированных на формирование универсальных учебных действий, обучение в средней школе зачастую пока осуществляется на использовании традиционных методов обучения, а подготовка к ЕГЭ сводится к «натаскиванию» на решение заданий первой части.
  3. Существуют случаи, когда учителя в процессе изучения обществоведческого курса организуют учебный процесс не на основе УМК, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, а на основе доступных пособий для подготовки к ЕГЭ, которые не имеют грифа УМО, не рекомендованы ФИПИ, но широко распространены в учительском сообществе, мотивируя это тем, что учебный материал в них более структурирован и представлен в удобной форме. Учитывая особенности предмета, его социальную направленность и интегративность различных областей знаний, – это не является допустимым, так как в подобных изданиях зачастую представлено авторское видение некоторых социально-гуманитарных проблем, которое может не соответствовать основной образовательной программе по предмету.
  4. Недостаточный уровень теоретической и методической подготовки учителей. В частности, содержательный аспект правового модуля ежегодно претерпевает определенные изменения, что связано с активной нормотворческой деятельностью федеральных и региональных органов государственной власти. Однако далеко не все учителя следят за этими изменениями, поэтому могут доносить до учеников неактуальную, устаревшую информацию, что сказывается на качестве выполнения заданий соответствующего блока. К тому же, авторы рекомендованных учебников не успевают обновлять их содержание, что требуется учитывать в процессе преподавания. Кроме того, определенные изменения происходят и в содержании политического модуля, так как современный мир быстро меняется, а, следовательно, происходят трансформации в оценках определенных событий, явлений, деятельности политических институтов, что также необходимо учитывать при подготовке выпускников.
  5. Учебные планы большинства общеобразовательных организаций в 10-11 классе предусматривают на освоение обществознания 2 часа в неделю (70 часов в год). Однако данный предмет является самым популярным из дисциплин по выбору среди выпускников с разным уровнем обученности. Такого количества учебного времени недостаточно для качественной подготовки. Поэтому дефицит учебного времени также приводит к тому, что некоторые сложные теоретические блоки изучаются поверхностно и не позволят ученикам овладеть необходимыми знаниями системно, а развитию некоторых умений вообще не уделяется внимания.
  6. Необъективная оценка знаний учеников в процессе обучения обществознанию, формальный подход к проверке знаний, отсутствие входного, промежуточного и итогового контроля уровня подготовки школьников к единому государственному экзамену в учебном процессе. В результате обучающиеся могут демонстрировать неплохие результаты освоения текущих тем, выполнять задания в течение урока, однако при отсутствии должной системы контроля, они останутся неглубокими, несистемными, что затруднит выполнение контрольно-измерительных материалов ЕГЭ.

В качестве основных предложений по возможным направлениям совершенствования методики обучения школьников можно назвать следующие:

  1. Анализ результатов единого государственного экзамена показал, что у учеников недостаточно развиты метапредметные умения: определение терминов и понятий в заданном контексте; классификация путем установления соответствия; соотнесение видовых понятий с родовыми дифференциация в социальной информации фактов, мнений, теоретических утверждений и др. Поэтому рекомендуется расширить в учебном процессе использование заданий подобного рода, предлагать ученикам выполнение контрольных материалов в такой форме после изучения обществоведческих блоков, а также на этапе закрепления учебного материала.
  2. Так как социальный опыт многих учеников недостаточен, зачастую они приводят фантазийные примеры при выполнении ряда заданий, которые не могут быть оценены экспертами. Поэтому необходимо расширить использование интерактивных технологий в процессе преподавания обществоведческого курса. Определенную помощь может оказать использование заданий для выполнения в малых группах, игровые формы организации учебных занятий, учебные экскурсии, «круглые столы» с приглашением специалистов-практиков, представителей органов государственной власти и др. Особый акцент делать на анализ событий, происходящих в современном мире, обсуждение социально-экономических и политических новостей. В учебном процессе расширить использование проблемных технологий обучения, использование метода кейсов.
  3. Обратить особое внимание на формирование умения составлять сложный план по проблемам обществоведческого курса. Для этого предлагать ученикам соответствующие задания, которые необходимо выполнить на основе конкретного параграфа учебника, раздела. Организовать работу с дополнительными источниками информации: научными статьями, материалами научной литературы по философским, социальным, экономическим, политическим и правовым проблемам, затрагивающим содержание ЕГЭ по обществознанию; предлагать по ним задания по составлению плана, конспекта, подготовки аннотации. Такая работа будет способствовать повышению уровня теоретической подготовки выпускников, что облегчит выполнение и других заданий, например, позволит приводить теоретическую аргументацию в мини-сочинении на более высоком уровне, научит извлекать из неадаптированных источников необходимую информацию.
  4. Использовать в педагогической деятельности наглядные средства обучения и электронные образовательные ресурсы. Например, при изучении темы «Социальные роли» можно использовать картины известных художников, которые иллюстрируют выполнение различных социальных ролей (семьянина, работника, гражданина), что не только позволит сформировать наглядный образ, но и будет способствовать развитию умений осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах; раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук; формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.

Для совершенствования системы диагностики учебных достижений по обществознанию продолжить практику проведения пробных ЕГЭ на базе ведущих вузов региона Тульского государственного университета и Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого.

Кроме того, учителям необходимо предлагать больше контрольных заданий формата единого государственного экзамена, как на этапе закрепления, так и на этапах текущего, промежуточного и итогового контроля усвоения отдельных тематических блоков по предмету. Целесообразно перед началом изучения разделов обществоведческого курса проводить входной контроль, так как на сегодняшний день изучение этой дисциплины осуществляется на основе концентрической модели (5-9 классы, 10-11 классы), поэтому ученики в старшей школе уже имеют определенные представления об отдельных темах курса.

Контроль уровня усвоения необходимых компетенций должен быть систематическим, что позволит своевременно выявлять «пробелы», корректировать формы и методы обучения с целью повышения эффективности подготовки выпускников.

Преодолению указанных выше трудностей, на наш взгляд, может способствовать:

Разработка программ и реализация курсов повышения квалификации (в том числе дистанционных) по проблемам: «Политико-правовое содержание школьного обществоведческого курса», «Внеурочные формы работы по обществознанию, как способ повышения уровня подготовки выпускника», «Актуальные вопросы современного обществознания»;

Повышение теоретической и методической грамотности учителей через обучающие семинары, мастер-классы ведущих педагогов; вебинары, конференции;

Повышение роли самообразования, которое может быть реализовано путем самостоятельного изучения аналитических и методических материалов, разработанных сотрудниками ФИПИ и размещенных на соответствующем сайте, что будет способствовать формированию представления о наиболее сложных разделах обществознания и методике преодоления возникающих затруднений; участие в вебинарах ФИПИ и издательств; своевременное знакомство с демонстрационными материалами, спецификацией и кодификатором; изучение публикаций ведущих специалистов в научно-методических журналах «Преподавание истории в школе», «Преподавание истории и обществознания в школе», входящих в перечень ВАК;

Внесение изменений в учебные планы общеобразовательных организаций в части увеличения количество часов, выделяемых на изучение обществоведческого курса, за счет изучения самостоятельных учебных дисциплин «Право», «Экономика», элективных курсов, предоставления дополнительных образовательных услуг (кружков, факультативов);

Ориентация педагогов на работу с учебниками и учебными пособиями, рекомендованными Министерством образования и науки РФ и ФИПИ;

Организация обсуждения результатов единого государственного экзамена по обществознанию 2016 года на методических объединениях учителей-предметников, проведение «круглых столов» по темам: «Совершенствование развития универсальных учебных действий на уроках обществознания», «Методы и технологии обучения, способствующие эффективной подготовке к ЕГЭ по обществознанию»;

Организация системного контроля знаний учащихся, учета их текущего уровня обученности, своевременное выявление «пробелов» и их ликвидация, своевременная корректировка методов и приемов обучения с целью повышения их эффективности;

Принимайте участие!

Некоторые уроки могут показаться детям скучными. И тогда на занятиях начинает страдать дисциплина, школьники быстро устают и не желают принимать участие в обсуждении.

Кейс-уроки были созданы, чтобы соединить учебные школьные знания с остро необходимыми компетенциями, такими как креативность, системное и критическое мышление, целеустремленность и другие.

Благодаря кейсам вы сможете помочь школьнику получать пользу и удовольствие от учебы, справиться с его личными проблемами!

Одаренные дети — кто они? Что такое способности, что такое одаренность? И чем отличаются способные дети от одаренных? Как распознать одаренного ребенка? У всех ли детей одаренность проявляется одинаково?Какие советы дать родителям даровитого ребенка при его воспитании? Об этом — в нашем вебинаре.

Читайте новые статьи

Современным ученикам не подходят традиционные методы преподавания. Им сложно не отвлекаясь сидеть над учебниками, а долгие объяснения вгоняют в скуку. В результате - отторжение от учёбы. Между тем приоритет визуальности в подаче информации - главная тенденция в современном образовании. Вместо того чтобы критиковать тягу ребят к «картинкам из Интернета», используйте эту особенность в положительном ключе и начните включать в план урока просмотр тематических видео. Зачем это нужно и как самим подготовить ролик - читайте в этой статье.