Общая психология г. Предмет и объект общей психологии. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Общая характеристика психологии как науки всегда особое внимание уделяет структуре этой дисциплины. Не удивительно, ведь современная психология - это очень разветвленная наука.

Дифференциальная психология изучает психические различия, возрастная - особенности психики, диктуемые возрастом, - психические черты представителей тех или иных общественных групп… Перечислять отрасли можно долго. А ведь еще есть прикладные направления - психология труда, спорта, военная…

Но всего этого не было бы без основы основ, фундамента, базы, корней того дерева, которое потом дает жизнь множеству веток и веточек, - общей психологии.

Предмет, структура

Общая психология - как и следует из ее названия - это наука, изучающая самые общие закономерности работы психики, объединяющая психологические знания, определяющая важнейшие понятия и методы исследования . Следовательно, предмет общей психологии - это , то есть способность мозга отражать явления и события внешнего мира. Причем нужно учитывать, что явления эти объективны, а отражение их, напротив, субъективно.

Казалось бы, как просто! Предмет науки обозначается предельно кратко, всего-то одним словом. Однако простота эта обманчива. Если полностью называть то, что изучает психология, понадобится не один абзац текста.

Психика проявляет себя в трех формах: психические процессы, состояния и свойства. Они перечислены по возрастанию устойчивости.

  • Процессы - самые динамичные явления психики. Они имеют начало, развиваются и заканчиваются, а проявляются в виде реакции.
  • Состояния более устойчивы. Это высокая или низкая активность психики в данный момент времени. Состоянием может быть сон или, наоборот, бодрствование, а также . Сюда же причислим сосредоточенность, рассеянность, апатичность, вдохновение и так далее.
  • Свойства стабильны. Эту группу составляют характер, темперамент, система мотиваций и так далее.

Психические процессы принято разделять на три сферы: познавательную, эмоциональную и волевую. К первой относятся, скажем, ощущение, речь. Ко второй, конечно же, чувства и переживания. Наконец, третью составляют волевые усилия, исполнения решений.

Интересно, что это фундаментальное разделение на процессы, состояния и свойства психики может рассматриваться не только как предмет, но и как структура общей психологии. По такому принципу строятся и учебники по этой дисциплине. Сначала изучаются предмет и задачи общей психологии, затем - ее история, методы. А потом отдельно - разделы. Процессы и свойства при этом изучаются детально, а вот состояниям редко посвящаются самостоятельные главы.

Имена, категории, методы

Если бы общую психологию нужно было охарактеризовать максимально сжато, буквально в нескольких словах, то сделать это можно было довольно просто. Достаточно назвать основные понятия общей психологии, ее методы исследования и наиболее выдающихся деятелей.

Самые важные понятия мы, собственно говоря, уже назвали, когда говорили о предмете изучения дисциплины. Кроме того, общая психология немыслима без понятий «мышление», «сознание», «личность», «деятельность», « ». Для каждого из них существуют десятки определений, и каждому можно посвятить не просто отдельную научную статью, но и целые тома специальной литературы.

Современная психология как наука не состоялась бы без тех людей, которые внесли особенно большой вклад в ее развитие. Если вспоминать специалистов, которым отечественная общая психология обязана больше всего, то первым на ум, конечно же, придет Сергей Леонидович Рубинштейн. Его фундаментальный труд «Основы общей психологии», впервые изданный еще в 1940 году, до сих пор не потерял актуальности и по сей день используется при обучении психологов.

В одном ряду с ним стоят Алексей Николаевич Леонтьев, Борис Герасимович Ананьев…

Среди современных исследователей выделяется имя Юлии Борисовны Гиппенрейтер. Она известна не только своей научной работой, но и активной популяризацией психологических знаний.

Какие способы используют психологи, чтобы изучить свой предмет? Или, если сформулировать вопрос более строгим, научным языком, - каковы методы общей психологии? Основных всего два: наблюдение и эксперимент, но каждый, в свою очередь, дробится на множество подвидов. Главное отличие одного основного вида от другого - вмешательство или невмешательство исследователя в то, что он изучает.

Как несложно догадаться, при наблюдении действительность никак ученым не изменяется, он фиксирует ее в точности такой, какая она есть. Но это отнюдь не просто регистрация тех или иных фактов! Важно правильно объяснить их причины и следствия, распознать обусловленность средой, воспитанием или внутренними факторами - спецификой работы нервной системы.

В ходе эксперимента создаются особые условия, в которых в нужном исследователю ракурсе предстает определенное свойство, состояние или процесс психики. Эксперимент может проводиться в специально оборудованной лаборатории (тогда его так и называют - лабораторный) либо в привычной для испытуемого среде (естественный эксперимент).

Кроме того, психологи пользуются и многими другими методами, помогающими «добрать» недостающие сведения о предмете исследования. Например, метод изучения продуктов деятельности - «косвенное наблюдение», как иногда говорят о нем специалисты. Ведь, применяя этот способ, ученый взаимодействует не с самим человеком, а с тем, что он создал: рисунками, чертежами, текстами. Да даже дом, построенный ребенком из кубиков, тоже может служить материалом для психологического анализа! Это ведь тоже продукт деятельности - игровой.

Помимо этого применяются беседа, анкетирование, опрос и, разумеется, всем известные психологические тесты. Только это не те тесты, которые мы каждый день видим в Интернете, а специально составленные профессионалами опросники со сложными процедурами оценки и интерпретации ответов.

А зачем она

Курс «Введение в общую психологию» обязательно изучают студенты всех специальностей, прямо или косвенно связанных с психологической наукой. Ведь именно этот фундаментальный раздел дает сведения, без которых невозможно будет углубленное изучение какой-то отрасли психологии, если речь идет о будущих специалистах в конкретной ветви науки.

А если мы говорим о какой-то смежной специальности, как раз косвенно относящейся к психологии, - к примеру, о социальной работе? В этом случае, руководствуясь теми базовыми, общими знаниями, которые они получили в данном курсе, будущие соцработники смогут гораздо эффективнее выстраивать свои отношения с клиентами.

И это принесет двойную пользу: во-первых, специалисты уберегут себя от лишних переживаний, а во-вторых, глубже вникнут в проблему того, кто к ним обратился. Психология вообще крайне важна для тех, кто избрал профессии, предполагающие тесное общение с людьми, особенно с «трудными», требующими особого подхода группами (например, совсем маленькими детьми или, наоборот, пожилыми людьми, людьми с особенностями развития).

«Ну хорошо, - скажет кто-нибудь из читателей. - Специалистам, понятно, нужно все это знать. А обычным людям зачем?» Обычным людям глубоко вникать, может, и незачем, но вот в целом общая психология, хотя бы две-три книги по ней, будут полезны каждому, независимо от его профессии и образования. Да, специалист и неспециалист будут усваивать информацию в такой литературе на разных уровнях, но и тот и другой смогут почерпнуть для себя что-то ценное.

Почему люди поступают так или иначе? Что на самом деле чувствует собеседник, о чем молчит близкий человек? Что именно привлекает или отталкивает в определенной личности? Согласитесь, такие или подобные вопросы мы задаем себе едва ли не каждый день. Ответы на них содержатся в книгах по психологии. Немного времени - и за всей, на первый взгляд, чрезвычайно сложной и запутанной теорией психологии постепенно проступит понимание образа мыслей и действий людей.

И может быть, начав с популярных или адаптированных изданий, вы так увлечетесь, что и «Основы общей психологии» Рубинштейна покажутся самой интересной книгой на свете. Автор: Евгения Бессонова

Иоганн Вольфганг фон Гёте

Общая психология – это дисциплина, которая занимается сбором общих сведений о человеческой психике с помощью теоретических и экспериментальных исследований. Она выявляет наиболее общие методы психологии и психологические закономерности, а также объясняет ее основные понятия. Общая психология – это отличная точка входа в процесс изучения психологии и хороший источник знаний для психолога-специалиста, который позволяет ему усовершенствовать свои профессиональные навыки. Любая наука, если начать в нее углубляться, начинает казаться достаточно сложной, но вместе с тем и интересной. Но перед тем, как начать углубляться в ту или иную науку, человеку нужно по поверхностным знаниям ее оценить, чтобы понять, что она ему может дать. Я считаю, что в этом плане, общая психология – это прекрасная закуска для тех, кто хочет войти в аппетит, занявшись углубленным изучением психологии. В этой статье я расскажу вам о наиболее значимых моментах общей психологии, о которых вам полезно знать.

Введение в общую психологию

Итак, первым делом нам нужно понять – что она изучает общая психология. Общая психология традиционно исследует такие психические процессы как: мышление, память, внимание, эмоции, мотивации, ощущения. Она также исследует такие психические состояние как: сон, бодрствование, фрустрированность, настроенность, функциональные состояния, транс. И еще она изучает такие психические свойства как: черты характера, темперамент, направленность, интеллект, способности. В целом общая психология собирает знания о самых общих закономерностях психической жизни, таких как: психика, личность, сознание, деятельность, навыки, знания, умения, привычки, высшая нервная деятельности и многих других. Как видите – это все очень важные для нашей жизни исследования и закономерности, о которых полезно знать, как можно больше. Стоит также сказать, что общая психология собирает данные о человеческой психике, как из разных прикладных отраслей психологии, так и из непсихологических наук. Этими данными могут пользоваться не только психологи, но и другие заинтересованные в них ученые, а также все, кому интересна психология. Стоит заметить, что общая психология изучает не только теорию, она также занимается и экспериментальными исследованиями. Таким образом, с помощью этой дисциплины можно подчерпнуть полезные и практичные знания о человеческой психике, благодаря которым любой человек сможет решить различные повседневные проблемы и задачи.

Для таких смежных наук как: философия, социология, педагогика, юриспруденция, физиология, языкознание, информатика, искусствоведение, общая психология имеет очень важное значение. Она находит и объясняет основные закономерности, как в поведении человека, так и в протекании и развитии его психических процессов. Теоретическое исследование общей психологии включает в себя изучение – истории этой науки, различных психологических исследований, проблем, направлений, а также определенных тематических разделов психологии. А практический курс включает в себя освоение методов научно-исследовательской, практической психологической и педагогической работы. Общая психология в большей степени является психологией теоретической, а уже на ее основе строится практическая психология, — это психотерапия, прикладная психология, психология развития личности, а также психология нормальной жизнедеятельности.

Методы общей психологии

В общей психологии, как и в большинстве других наук, для получения различных фактов используют разнообразные методы. Базовыми методами являются: наблюдения, беседа и эксперименты. Также могут быть использованы модификации каждого из этих методов для получения более лучших результатов. Давайте рассмотрим более подробно каждый из этих методов.

Наблюдение – является самым относительно простым и наиболее древним методом познания. В самой простой форме этот метод представляет собой – житейские наблюдения. Им может пользоваться любой человек в своей повседневной жизни. Мы все можем наблюдать за людьми и делать определенные выводы на основе своих наблюдений. В общей психологии существуют несколько видов наблюдения: кратковременное, долговременное, сплошное, выборочное и специальное. Долговременное наблюдение может проходить в течении нескольких лет, вы наверняка слышали о том, как какой-нибудь ученый в течении нескольких лет наблюдал за каким-то явлением, после чего сделал определенные выводы. Что касается специального наблюдения, то его еще можно назвать включенным наблюдением, когда наблюдатель сам погружается в исследуемую им группу.

Процедура наблюдения состоит из следующих этапов:

1. Необходимо поставить цель, задачу.
2. Необходимо определить ситуацию, предмет и объект наблюдения.
3. Необходимо определить способ, который будет оказывать наименьшее влияние на исследуемый объект и позволит получить необходимые данные.
4. Необходимо определить способ ведения данных.
5. В конце необходимо обработать полученные данные.

Существует внешнее наблюдение и самонаблюдение. Внешнее наблюдение, осуществляемое посторонним человеком, называется объективным. Оно бывает прямым и косвенным. Самонаблюдение может быть непосредственным – осуществляется в текущем моменте, и отсроченным – оно основывается на воспоминаниях, мемуарах, записях из дневников, видео и аудиозаписях и так далее. В этом случае человек самостоятельно анализирует свои мысли, переживания, чувства, ощущения. Стоит заметить, что и для двух других методов – беседа и эксперименты, наблюдение является неотъемлемой частью исследования. Оно позволяет получить необходимые данные.

Беседа . С помощью беседы можно собрать необходимые сведения об обследуемом человеке и его деятельности. Это можно сделать прямым или косвенным, устным или письменным образом. Благодаря этим сведениям можно определить характерные для этого человека психологические явления. Для сбора сведений о человеке и его жизни используют такие виды бесед, как: беседа с самим человеком, например, с помощью интервью, при котором он отвечает на заранее подготовленные для него вопросы, беседа с знакомыми с ним людьми, когда они рассказывают все, что знают об этом человеке, а также использование опросников и разных видов анкет, когда человек письменно отвечает на задаваемые ему вопросы.

Самые лучшие результаты можно получить с помощью личной беседы исследователя с обследуемым человеком. Для этого необходимо, или во всяком случае желательно, предварительно продумать беседу, составить подробный план ее проведения, определить те проблемы, которые необходимо выявить и решить, какие вопросы для этого нужно задать обследуемому человеку. В общем, нужно подготовиться к беседе. Не стоит также исключать и вопросы от обследуемого человека, поэтому по возможности нужно определить наиболее вероятные из них и подготовиться к ним. Обычно, двусторонняя беседа дает самый лучший результат и предоставляет намного больше информации для анализа, чем просто ответы на вопросы. Чем более открытым будет разговор, тем больше человек может поведать исследователю о себе и своей жизни.

Эксперимент . Этот метод подразумевает активное вмешательство исследователя в процесс деятельности обследуемого человека для создания определенных условий, которые помогут выявить психологический факт. Эксперимент может быть лабораторным, при котором используется специальная аппаратура и он протекает в особых условиях. В этих условиях действия испытуемого направляются интуицией. Человек может знать о том, что над ним проводится психологический эксперимент, но при этом об истинном смысле этого эксперимента он может не догадываться, если только ему о нем не сообщат. Некоторые эксперименты могут многократно проводиться на целой группе людей, это дает возможность установить определенные важные закономерности в развитии психических явлений.

Существует еще один метод – тесты. Человеку устраивают специальные испытания для установления у него каких-либо психических качеств. Тесты являются – кратковременными и аналогичными для всех испытуемых заданиями, и по результатам выполнения этих заданий у испытуемых определяется наличие определенных психических качеств, а также уровень их развития. Тесты создаются для того, чтобы делать определенные прогнозы с их помощью или ставить диагноз. Они всегда должны быть очень надежными, иметь научное обоснование и выявлять максимально точные характеристики.

Также существует еще генетический метод. Этот метод основывается на наблюдениях и на экспериментах, и строится на результатах этих наблюдений и экспериментов. А суть его заключается в изучении развития психики с целью раскрытия общих психологических закономерностей.

Следует сказать, что при использовании различных методов, всегда необходимо принимать во внимание все особенности изучаемой проблемы. Поэтому в некоторых случаях наряду с основными, описанными здесь методами, используются специальные вспомогательные и промежуточные методики.

Я рекомендую всем, кто собирается начать изучать психологию человека – почитать книги по общей психологии. Они помогут вам познакомиться с этой наукой наиболее интересным образом. Конкретные книги рекомендовать я не буду, потому что разным людям подходят разные книги, все-таки у всех разный базовый уровень развития, и кому-то проще понять одну книгу, кому-то другую. Поищите, посмотрите, почитайте разные книги по общей психологии – какая из них, что называется, пойдет, ту и начинайте подробно изучать. Общая психология – наука интересная, она многое объясняет в поведении человека, многое помогает понять, многому позволяет научиться. С ее помощью вы научитесь разбираться во многих важных для нашей повседневной жизни моментах, связанных со всем тем, с чем мы часто сталкиваемся, когда взаимодействуем с другими людьми, но что нам не всегда удается понять. Так что не жалейте времени и сил на ее изучение.

Как бы человек не пытался забыть о ней, психическая энергия напомнит о себе. И дело просвещения научить человече­ство обращаться с этим сокровищем. Н. К. Рерих

Как и любая другая наука, общая психология имеет свои объект, предмет и задачи. Ее объектом являются носители тех явлений и процессов, которые она исследует, а предметом - специфика формирования, развития и прояв­ления этих феноменов.

Задачи общей психологии определяются основными направлениями ее исследования и развития, а также теми целями, которые ставит перед собой эта отрасль знаний. Общая психология - фундамент всей психологической науки. Она обеспечивает правильное понимание и осмысление особенностей и закономерностей формирования, развития и функционирования психики, поведения и деятельности людей независимо от того, кто они и чем занимают­ся. Общая психология призвана давать универсальные знания, позволяющие адекватно объяснять результаты отражения сознанием человека воздействий окружающей материальной и общественной среды. Она раскрывает внутрен­ний духовный и психический мир людей, а также их переживания и отноше­ние ко всему происходящему вокруг них.

Кроме того, общая психология закладывает основы для изучения человека как существа действующего, творящего, преобразующего окружающую дей­ствительность с целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершающего конкретные действия и поступки.

Три качества - обширные знания, привычка мыслить и благород­ство чувств - необходимы для того, чтобы человек был образован­ным в полном смысле слова.

Н. Г. Чернышевский

Глава ПЕРВАЯ


1.1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ


КОММЕНТАРИИ

Общая психология - отрасль психологической науки, раскрывающая зако­номерности возникновения, формирования, развития и проявления психики человека.

Общая психология исследует человека в совокупности всех проявлений его духовного и психического мира как результат исторического и культурно­го развития.



Психика - это свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и живот­ным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира.

Психика многообразна в своих формах и проявленнях. Психика челове­ка - это его чувства, мысли, переживания, намерения, т. с. все то, что состав­ляет его субъективный внутренний мир, который проявляется в действиях и поступках, во взаимоотношениях с другими людьми.

Сознание человека - высший этап развития психики и продукт обще­ственно-исторического развития, результат труда.

Кроме того, психология изучает такие явления, как бессознательное, лич­ность, деятельность и поведение.

Бессознательное - это форма отражения действительности, в ходе кото­рого человеком не осознаются его источники, а отражаемая реальность слива­ется с переживаниями.

Личность - это человек с присущими ему индивидуальными и социаль­но-психологическими особенностями.

Деятельность- это совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.

Поведение - внешние проявления психической деятельности, поступки и действия человека.

Основной задачей психологии как науки является изучение объективных закономерностей функционирования и проявления психических явлений и про­цессов как результата отражения воздействий объективной действительности.

При этом психология ставит перед собой и ряд других задач.

1. Изучать качественные (структурные) особенности психических явлений и процессов, что имеет не только теоретическое, но и большое практиче­ское значение.

2. Анализировать становление и развитие психических явлений и процес­сов в связи с детерминированностью психики объективными условиями жизни и деятельности людей.

3. Исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе психических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно овладеть прак­тическими средствами их формирования и развития.

4. Содействовать планомерному внедрению научных психологических знаний в практику (разработка научных и практических методик обучения и воспи­тания, рационализации процесса труда в различных сферах деятельности).

Глава первая


1.2. СВЯЗЬ ПСИХОЛОГИИ С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ


Предмет, задачи и особенности общей психологии как науки

КОММЕНТАРИИ

Взаимосвязи психологии с другими отраслями научных знаний прочны и закономерны.

С одной стороны, философия, социология и другие общественные на­уки предоставляют психологии возможность методологически точно и теоре­тически правильно подходить к пониманию психики и сознания человека, их происхождения и роли в жизни и деятельности людей.

Исторические науки показывают психологии, как осуществлялось разви­тие психики и сознания людей на различных этапах становления общества И человеческих отношении.

Физиология и антропология позволяют психологии более точно понять строение и функции нервной системы, их роль и значение в формировании механизмов функционирования психики.

Науки о трудовой деятельности ориентируют психологию в направлени­ях правильного осмысления функционирования психики и сознания в усло­виях труда и отдыха, их требований к индивидуально- и социально-психоло­гическим качествам людей.

Медицинские науки помогают психологии понимать патологию психиче­ского развития людей и находить пути для психокоррекции и психотерапии.

Педагогические науки предоставляют психологии информацию об основ­ных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую ей выраба­тывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов.

С другой стороны, психология, изучая условия и специфику протекания психических явлений и процессов, позволяет естественным и общественным наукам более правильно интерпретировать законы отражения объективной действительности, конкретизировать причинно-следственную обусловлен­ность социальных и иных явлений и процессов.

Исследуя закономерности формирования личности в своеобразных обще­ственно-исторических обстоятельствах, психология оказывает определенную помощь и историческим наукам.

Медицинские науки в настоящее время также не могут обойтись без ре­зультатов психологических исследований, поскольку многие болезни, как показывают результаты самых новейших исследований, имеют психологи­ческое происхождение.

Психология дает рекомендации руководителям и организаторам экономи­ческого производства, какими психологическими средствами и методами мож­но повысить эффективность трудовой деятельности людей, снизить конфликт­ность в ходе нее и т. д.

Особое значение имеет психология для педагогики, так как знание законо­мерностей развития личности, возрастных и индивидуальных особенностей людей служит теоретическим обоснованием для выработки наиболее эффек­тивных методов обучения и воспитания.

Глава первая


1.3. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ


Предмет, задачи и особенности общей психологии как науки

КОММЕНТАРИИ

Психология - одна из самых сложных наук, так как носителем психики яв­ляется головной мозг, самый сложный по строению и закономерностям дея­тельности орган и механизм. Да и сами психологические явления очень мно­гогранны, а большинство законов психики до сих пор не изучено.

Кроме того, научиться управлять психическими процессами и явления­ми, психическими функциями сложнее, чем чем-либо другим.

Слияние предмета и объекта психологии объясняется тем, что человек с помощью психики познает окружающий его мир, а потом на основе этого И свою собственную психику, влияние этого мира на нее.

При этом слияние это неоднозначно, имеет очень много форм проявления, которые достаточно сложно изучить.

Уникальные практические следствия психологии состоят в том, что резуль­таты исследования этой науки по сравнению с другими отраслями знаний очень часто гораздо более значимы для людей и объективно и субъективно, поскольку они объясняют причины всех действий, поступков и поведения человека.

Чрезвычайная перспективность психологии и ее исследований вытекает из постоянно возрастающих роли и значения людей, их психики и сознания. Можно с большой степенью ответственности заявить, что наибольшую слож­ность в будущем будет представлять не разработка каких-то сверхсложных технических проектов, а прогнозирование поведения и поступков людей в ходе их реализации и эксплуатации.

Труднейшая задача в наши дни заключается не в том, чтобы познать и использовать окружающую природу, а в том, чтобы понять меха­низмы своего собственного поведения и научиться им управлять.

Ф. Бич

Глава первая


1.4. МИР ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИИ


Предмет, задачи и особенности общей психологии как науки

КОММЕНТАРИИ

Мир психических явлений - это совокупность всех явлений и процессов, которые отражают основное содержание психики человека и которые изучает психология как специфическая отрасль знаний.

Психические процессы - это психические явления, обеспечивающие первич­ное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действитель­ности. Как правило, они имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец.

Психические процессы делятся на: познавательные (ощущение, восприя­тие, внимание, представление, память, воображение, мышление, речь), эмоцио­нальные и волевые.

Психические свойства - это наиболее устойчивые и постоянно проявляю­щиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека.

К психическим свойствам относятся направленность, темперамент, харак­тер и способности.

Психические состояния - это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каж­дый данный момент времени.

К психическим состояниям относятся активность, пассивность, бодрость, усталость, апатия и пр.

Психические образования - это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.

Социально-психологические явления и процессы - это психологические фе­номены, обусловленные взаимодействием, общением и взаимовлиянием лю­дей друг на друга и их принадлежностью к определенным социальным общно­стям.

Именуют богатством блага те, что вовне, Настоящее благо Существует во мне. Р. Тагор

Глава первая


1.5. ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ ПСИХИКИ


Предмет, задачи и особенности общей психологии как науки

КОММЕНТАРИИ

Психологические феномены существуют в форме:

1. Процессов:

^ ощущений, восприятий, пред­ставлений, воображения, памяти, внимания, мышления, речи, мотивации, усвоения, запоминания, забывания, обобщения, повторения, привыкания, рефлексии, самоактуализации, самовнушения, самонаблюдения, само­определения, творчества и т. д.;

^ индивидуальных внешних (поведенческих): действий, деятельности, жести­куляции, игр, импринтинга, мимики, подражания, поступков, реакций, упражнений и т. д.;

^ общения, межличностного воспри­ятия, межличностных отношений, взаимопонимания, взаимодействия, иден­тификации, коммуникации, конформизма, формирования групповых норм;

^> групповых внешних (поведенческих): ькжгрутюъых отношений и взаимодей­ствия.

2. Состояний:

^ индивидуальных, внутренних (психических): адаптации, аффектов, влече­ний, возбуждения, галлюцинаций, интересов, любви, меланхолии, наме­рений, напряжения, настроений, отчуждения, рассеянности, самоактуали­зации, самообладания, склонности, страсти, стремлений, стрессов, сты­да, тревожности, убежденности, притязаний, привязанности, усталости, утомления, фрустрации, эйфории и т. д.;

> индивидуальных, внешних {поведенческих): готовности, интереса, поведен­ческой активности и т. д.;

^ групповых, внутренних (психологических): конфликтов, сплоченности, внут-ригрупповой поляризации, психологического климата и т. д.;

> групповых внешних (поведенческих): паники; страха, открытости группы, закрытости группы и т. д.

3. Качеств:

> индивидуальных, внутренних (психических): авторитарности, агрессивно­сти, активности, акцентуации, боязливости, инертности, интровертиро-ванности, интуитивности, общительности, работоспособности, решитель­ности, самолюбия, трудолюбия и т. д.;

> индивидуальных, внешних (поведенческих): авторитетности, человечности, внушаемости, настойчивости, обучаемости, организованности, трудолю­бия, фанатизма, честолюбия, эгоизма, экстравертированности и т. д.;

> групповых, внутренних (психологических): совместимости, стиля взаимодей­ствия и лидерства, соперничества, сотрудничества, принятия решений, эф­фективности совместной деятельности и т. д.;

> групповых внешних (поведенческих): организованности, соперничества и т. д.

Глава первая


1.6. СТРУКТУРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ


Предмет, задачи и особенности общей психологии как науки

КОММЕНТАРИИ

Ощущение - это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.

Восприятие - это отражение в сознании человека непосредственно воз­действующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдель­ных их свойств, как это происходит при ощущении.

Представление - процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств.

Внимание - это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления.

Память - это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал.

Воображение - это психический познавательный процесс создания но­вых представлений на основе имеющегося опыта, т. е. процесс преобразующе­го отражения действительности.

Мышление - это психический познавательный процесс отражения суще­ственных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

Речь - процесс практического применения человеком языка в целях об­щения с другими людьми.

Эмоции и чувства - это переживание человеком своего отношения ко все­му тому, что он познает и делает, к тому, что его окружает.

Воля - это способность человека сознательно управлять своим поведе­нием, мобилизовыватъ все свои силы на достижение поставленных целей.

Направленность личности - это такое ее психическое свойство, в кото­ром выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели жиз­ни и деятельности.

Темперамент - это психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов.

Характер - это психическое свойство личности, определяющее линию поведения человека и выражающееся в его отношениях: к окружающему миру, труду, другим людям, к самому себе.

Способности - это психическое свойство личности, отражающее прояв­ления таких ее особенностей, которые позволяют успешно заниматься и овла­девать одним или несколькими видами деятельности.

Кроме того, предметом общей психологии являются психические образова­ния, т. е. все то, что связано с результатами освоения человеком окружающей действительности и совершенствования им своего внутреннего мира (знаний, навыков и умений, профессионального мастерства и т. д.), а также психиче­ские состояния, т. е. пассивность, активность, рабочий настрой, депрессии, удовлетворенность и неудовлетворенность.

Общая психология вместе с тем закладывает основы методологии осмыс­ления феноменов других отраслей психологической науки.

Глава первая


1.7. СООТНОШЕНИЕ ЖИТЕЙСКОЙ И НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Предмет, задачи и особенности общей психологии как науки

КОММЕНТАРИИ

Житейская психология - это психологические знания, почерпнутые людь­ми из обыденной жизни.

Они обладают следующими основными отличительными характери­стиками:

> конкретностью, т. е. привязанностью к конкретным ситуациям, конкрет­ным людям, конкретным задачам человеческой деятельности;

< интуитивностью, свидетельствующей о недостаточной осознанности их происхождения и закономерностей функционирования;

^ ограниченностью, т. е. недостаточными представлениями человека о спе­цифике и сферах функционирования конкретных психологических фено­менов;

> основываются на наблюдениях и размышлениях, а это означает, что обыден­ные психологические знания не подвергнуты научному осмыслению;

< ограниченностью в материалах, т. е. человек, обладающий теми или ины­ми житейскими психологическими наблюдениями, не может их сравнить с подобными же у других людей.

Научная психология - это устойчивые психологические знания, получен­ные в процессе теоретического и экспериментального изучения психики лю­дей и животных.

Этим знаниям присущи свои особенности:

> обобщенность, т. е. осмысленность конкретного психологического явления на основе специфики его проявления у многих людей, во многих условиях, применительно ко многим задачам человеческой деятельности;

> рационализм, свидетельствующий о том, что научные психологические знания максимально исследованы и осознаны;

> неограниченность, т. е. они могут использоваться множеством людей;

^ основываются на эксперименте, т. е. научные психологические знания ис­следованы в различных условиях;

^ слабая ограниченность в материалах, означающая, что в научных психоло­гических знаниях отражен как весь человеческий опыт, так и условия, в которых он накапливался.

Конечно, бытие определяет сознание. Это как правило. Однако, к счастью, часто случается так, что сознание опережает бытие. Ина­че мы до сих пор сидели бы в пещерах.

А. и Б. Стругацкие

Глава первая


1.8. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ


Предмет, задачи и особенности общей психологии как науки

КОММЕНТАРИИ

1-й этап. Первые представления о психике имели анимистический характер, наделявший каждый предмет душой. В одушевленности видели причину раз­вития явлений и движения. Аристотель распространил понятие психическо­го на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разум­ную души.

Позже сложились две противоположные точки зрения на психику - мате­риалистическая (Демокрита) и идеалистическая (Платона). Демокрит счи­тал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. По мнению Платона, душа не имеет ничего общего с материей и в отличие от последней идеальна. Познание мира - это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека.

2-й этап. В XVII в. были заложены методологические предпосылки науч­ного понимания психики и сознания. Р. Декарт считал, что животные не об­ладают душой и их поведение является рефлексом на воздействия извне. По его мнению, человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавли­вает наличие у себя внутренней жизни. Д. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств, выдвинул принцип атомисти­ческого анализа сознания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования.

В XVII в. английские ученые Т. Гоббс, Д. Гартли развили детерминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психи­ки, а французские исследователи П. Гольбах и К. Гельвеций разработали чрез­вычайно важную идею о социальном опосредовании психики человека.

3-й этап. Большую роль в выделении психологии как самостоятельной отрасли знаний сыграли разработка метода условных рефлексов в физиоло­гии и практика лечения психических заболеваний, а также проведение экс­периментальных исследований психики. В начале XX в. основатель бихе­виоризма американский психолог Д. Уотсон указал на несостоятельность декарто-локковской концепции сознания и заявил, что психология должна отказаться от изучения сознания и сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т. е. на поведении человека.

4-й этап (современный). Для него характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую приклад­ную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности человека.

Российская психологическая наука придерживается диалектико-матери-алистического взгляда на происхождение психики.

Глава первая


1.9. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ


Предмет, задачи и особенности общей психологии как науки

КОММЕНТАРИИ

Наблюдение - наиболее распространенный метод, с помощью которого изу­чают психологические явления в различных условиях без вмешательства в их течение. Наблюдение бывает житейским и научным, включенным и невклю-ченным.

Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, имеет слу­чайный, неорганизованный характер. Научное наблюдение является органи­зованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. Включенное наблюдение предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает; в невключением этого не требуется.

Эксперимент - метод, предполагающий активное вмешательство иссле­дователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений.

Эксперимент может быть лабораторным, когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемого определяются инструкци­ей; естественным, когда изучение осуществляется в естественных условиях; констатирующим - когда изучаются лишь необходимые психологические явления; формирующим - в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых.

Метод обобщения независимых характеристик предполагает выявление и анализ мнений о тех или иных психологических явлениях и процессах, по­лученных от различных людей.

Анализ результатов деятельности - метод опосредованного изучения психологических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности людей.

Опрос - метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные во­просы исследователя.

Опрос бывает письменным {анкетирование), когда вопросы задаются на бумаге; устным, когда вопросы ставятся устно; и в форме интервью, во время которого устанавливается личный контакт с испытуемым.

Тестирование - метод, во время применения которого испытуемые вы­полняют определенные действия по заданию исследователя.

Различают тестирование проективное, исследующее разнообразные про­явления психики индивида (обычно оно включает использование конститу­тивных, интерпретативных, катарсических, импрессивных, экспрессивных и аддитивных методик) и тестирование психокоррекционное (обычно предпо­лагающее применение методик поведенческой и когнитивистской коррекции, психоанализа, гештальт- и телесно-ориентированной терапии, психодрамы, психосинтеза и трансперсонального подхода).



Предмет, задачи и особенности общей психологии как науки

Психология - наука и система знаний о закономерностях, мелет и шах, психических фактах и явлениях в жизни человека.

Психические факты обнаруживаются объективно, внешне: в мимике, психомоторных действиях, движениях, деятельности и творчестве, и субъективно, внутренне: в процессах ощущений, восприятия, внимания, памяти, воображения, чувствах, воле и т.д. Вместе с тем их содержание может как осознаваться, так и существовать в неосознаваемой форме.

Противоречия внутреннего и внешнего в психике человека разрешаются при помощи движений, действий и поступков, которые выражают отношение человека к людям, природе и обществу.

Основными механизмами психики человека являются: отражение, проектирование и опредмечивание - превращение сил и способностей человека в форму материальных предметов или знаковых систем.

В продуктах деятельности отражаются неповторимость, самобытность и индивидуальность - мера человека - его творческий потенциал.

Для получения объективных и точных данных о закономерностях, механизмах и психологических фактах используются методы исследования. Метод - способ познания и применения системы приемов для достижения поставленных целей. Например, существуют методы самовоспитания, методы управления, методы научного творчества и т.п.

В психологии разработаны методы изучения психических фактов и феноменов. К ним относятся: наблюдение, самонаблюдение, эксперимент (лабораторный, естественный и экспериментально-генетический) , метод экспертных оценок, анкетирования, интервью, тестов и т.п.

Главное требование к методам научного исследования в психологии: давать вероятностные знания, вести к объективному отражению психических фактов и феноменов оптимальным путем - в соответствии с законом оптимальности. Те же требования касаются и методов практической деятельности человека - они призваны гармонизировать его психику, действия, деятельность и творчество - с минимальными затратами энергии, времени и труда.

Выполнение этих требований предполагает методичность - последовательность и организованность действий на основе одного метода или системы методов в познании, обучении, трудовой деятельности. Поэтому методичность является необходимым условием и системообразующим фактором оптимизации человеческой деятельности.

Общая психология - одна из наук о человеке. Предмет ее изучения - сложнейшая сфера жизнедеятельности человека - психика. Сложность психики, как явления, обусловлена тем, что она является высшим продуктом биологического и общественного развития живых существ. Сложной является и функциональная сторона психики. Она - способ ориентации организма в окружающем мире, регулятор поведения и деятельности в динамичных условиях среды.

Психическая активность человека направлена на разные предметы. Удовлетворяя материальные (органические) и духовные потребности, человек ищет и получает из окружающей природной и социальной среды необходимые источники существования, приобретает знания, планирует свои действия, определяет способы и пути их осуществления, напрягает свои силы, чтобы достичь поставленную цель, переживает успехи и неудачи.

Все это - психическая активность человека, предмет изучения психологии.
Предмет психологии - закономерности развития и проявления психических явлений и их механизмов.

Круг явлений, которые изучает психология, у каждого человека проявляется четко и выразительно - это чувства, мысли, образы, восприятие, стремления, желания, воображение и взгляды и т. п., все, что составляет внутреннее содержание нашей жизни, данной нам непосредственно и принадлежащей нам.

Психическое явление - собственность человека.

Чувства, мысли, образы, восприятие, стремления, желания, воображение и взгляды так или иначе связаны с тем, что находится во внешнем мире, что отражено человеком. Отражение - духовное богатство, которое связывает человека с культурой человечества и ноосферой.

Психическое - отражение взаимодействия со средой обитания, действительностью. Человек, отражая действительность, сам является частью этой действительности. В состав отражения входит и отражение самого себя, которое человек переживает в форме чувствования себя. Вот почему психические явления выступают как процессы, свойства конкретного мира человека; поскольку в их составе содержится то, что ему особенно близко и ценно.

Психическое - субъективное отражение.
Субъективность как свойство отражения налагает отпечаток на отношение человека к своему окружению. Это отражение определяется личными взглядами, интересами, вкусами и т.п., что и свидетельствует об отличии человека от других людей, его неповторимости. Чрезмерная субъективность в отражении ведет к ошибочным взглядам, позициям, оценкам и суждениям, что повышает вероятность ошибок в действиях и деятельности.

Психическое явление - регулятор взаимодействия с факторами внешней среды.

Чувства, мысли, образы, восприятие, стремления, желания, воображение и убеждения так или иначе связаны с тем, что расположено вне человека, что он отражает.

Психическое явление может развиваться по содержанию, глубине и регулирующей силе отражения, упорядоченности действий и деятельности человека.

В психическом, как регуляторе действий и деятельности, таится огромный потенциал развития механизмов психики: отражения, проектирования и воплощения. Ведь человек не только отражает, но преобразует окружение в новые формы, строит их согласно законам гармонии, а это, в свою очередь, способствует улучшению его жизни и деятельности.

1. Определение психологии как науки.

2. Основные отрасли психологии.

3. Методы исследования в психологии.

1. Психология – это наука, которая занимает двойственное положение в ряду других научных дисциплин. Как система научных знаний она знакома лишь узкому кругу специалистов, но в тоже время о ней знает практически каждый человек, обладающий ощущениями, речью, эмоциями, образами памяти, мышления и воображения и т. д.

Истоки психологических теорий можно найти в пословицах, поговорках, сказках мира и даже частушках. Например, о личности говорят «В тихом омуте черти водятся» (предостережение тем, кто склонен судить о характере по внешности). У всех народов можно найти подобные житейские психологические описания и наблюдения. Та же пословица у французов звучит так: «В тихий ручей не погружай ни руки, ни даже пальца».

Психология – наука своеобразная. Овладевание человеком знаниями происходило с древних времен. Однако долгое время психология развивалась в рамках философии, достигнув высокого уровня в трудах Аристотеля (трактат «О душе»), поэтому многие считают его основателем психологии. Несмотря на такую древнюю историю, психология как самостоятельная экспериментальная наука сформировалась сравнительно недавно, лишь с середины XIX в.

Термин «психология» впервые появился в научном мире в XVI в. Слово «психология» происходит от греческих слов:» syhe» – «душа» и «logos» – «наука». Таким образом, дословно психология – это наука о душе.

Уже позднее, в XVII–XIX вв., психология значительно расширила сферу своих исследований и стала изучать деятельность человека, бессознательные процессы, сохранив при этом прежнее название. Рассмотрим подробнее, что же является предметом изучения современной психологии.

Р. С . Немов предлагает следующую схему.

Схема 1 Основные явления, изучаемые современной психологией

Как видно из схемы, психика включает в себя многие явления. С помощью одних происходит познание окружающей действительности – это познавательные процессы , которые состоят из ощущения и восприятия, внимания и памяти, мышления, воображения и речи. Другие психические явления необходимы для того, чтобы управлять поступками и действиями человека, регулировать процесс общения, – это психические состояния (особая характеристика психической деятельности за некоторый отрезок времени) и психические свойства (наиболее устойчивые и значимые психические качества человека, его особенности).

Приведенное разделение достаточно условно, так как возможен переход из одной категории в другую. Например, если какой-либо процесс протекает длительное время, то он уже переходит в состояние организма. Такими процессами-состояниями могут становиться внимание, восприятие, воображение, активность, пассивность и т. п.

Для лучшего понимания предмета психологии приведем таблицу примеров психических явлений и понятий, представленную в работах Р. С. Немова (1995).

Таблица 1 Примеры психических явлений и понятий Продолжение табл. 1

Итак, психология – это наука, изучающая психические явления.

2. Современная психология – это достаточно разветвленный комплекс наук, который продолжает развиваться очень быстрыми темпами (каждые 4–5 лет возникает новое направление).

Тем не менее можно выделить фундаментальные отрасли психологической науки и специальные.

Фундаментальные (базовые) отрасли психологической науки одинаково важны для анализа психологии и поведения всех людей.

Такая универсальность позволяет их иногда объединять под названием «общая психология».

Специальные (прикладные) отрасли психологических знаний изучают какие-либо узкие группы явлений, т. е. психологию и поведение людей, занятых в какой-либо узкой отрасли деятельности.

Обратимся к классификации, представленной Р. С. Немовым (1995).

Общая психология

1. Психология познавательных процессов и состояний.

2. Психология личности.

3. Психология индивидуальных различий.

4. Возрастная психология.

5. Социальная психология.

6. Зоопсихология.

7. Психофизиология.

Некоторые специальные отрасли психологических исследований

1. Педагогическая психология.

2. Медицинская психология.

3. Военная психология.

4. Юридическая психология.

5. Космическая психология.

6. Инженерная психология.

7. Экономическая психология.

8. Психология управления.

Таким образом, психология представляет собой разветвленную сеть наук, которая продолжает активно развиваться.

3. Методы научных исследований – это приемы и средства получения учеными достоверных сведений, которые затем используются для построения научных теорий и разработки рекомендаций для практической деятельности.

Для того чтобы получаемые сведения были достоверными, необходимо соблюдать требования валидности и надежности.

Валидность – это такое качество метода, которое свидетельствует о его соответствии тому, для изучения чего первоначально он и был создан.

Надежность – свидетельство того, что при многократном применении метода будут получаться сопоставимые результаты.

Существуют различные классификации методов психологии. Рассмотрим одну из них, согласно которой методы подразделяются на основные и вспомогательные.

Основные методы: наблюдение и эксперимент; вспомогательные – опросы, анализ процесса и продуктов деятельности, тесты, близнецовый метод.

Наблюдение – это метод, с помощью которого познаются индивидуальные особенности психики посредством изучения поведения человека. Может быть внешним и внутренним (самонаблюдение).

Черты внешнего наблюдения

1. Планомерность и систематичность проведения.

2. Целенаправленный характер.

3. Длительность наблюдения.

4. Фиксация данных с помощью технических средств, кодирования и т. п.

Виды внешнего наблюдения

1. Структуированное (имеется подробная пошаговая программа наблюдения) – неструктуированное (имеется лишь простое перечисление данных, подлежащих наблюдению).

2. Сплошное (фиксируются все реакции наблюдаемых) – выборочное (регистрируются лишь отдельные реакции).

3. Включенное (исследователь выступает как член группы, в которой осуществляется наблюдение) – невключенное (исследователь выступает как сторонний наблюдатель).

Эксперимент – метод научного исследования, в ходе которого создается искусственная ситуация, где изучаемое свойство проявляется и оценивается лучше всего.

Виды эксперимента

1. Лабораторный – проводится в специально оборудованных помещениях, часто с использованием специальной техники.

Отличается строгостью и точностью фиксации данных, что позволяет получать интересный научный материал.

Трудности лабораторного эксперимента:

1) необычность ситуации, в силу чего могут искажаться реакции испытуемых;

2) фигура экспериментатора способна вызывать либо желание угодить, либо, наоборот, сделать что-то назло: и то, и другое искажает результаты;

3) пока еще не все явления психики могут быть смоделированы в условиях эксперимента.

2. Естественный эксперимент – искусственная ситуация создается в естественных условиях. Впервые был предложен А. Ф. Лазурским . Например, можно изучать особенности памяти дошкольников, играя с детьми в магазин, где им предстоит «сделать покупки» и тем самым воспроизвести заданный ряд слов.

Опросы – вспомогательные методы исследования, содержащие вопросы. Вопросы должны удовлетворять следующим требованиям.

Перед опросом необходимо проводить с испытуемыми краткий инструктаж, создавать доброжелательную атмосферу; если можно получить сведения из других источников, то не следует спрашивать об этом.

Выделяют следующие методы опроса: беседа, анкетирование, интервью, социометрия.

Беседа – метод опроса, при котором и исследователь, и испытуемый находятся в равных позициях.

Может применяться на различных этапах исследования.

Анкетирование – метод, благодаря которому можно оперативно получить большое количество данных, зафиксированных в письменной форме.

Виды анкет:

1) индивидуальные – коллективные;

2) очные (имеется личный контакт исследователя и анкетируемого) – заочные;

3) открытые (анкетируемые сами формулируют ответы) – закрытые (представлен перечень готовых ответов, из которых надо выбрать наиболее походящий анкетируемому).

Интервью – метод, осуществляемый в процессе непосредственного общения, ответы даются в устной форме.

Виды интервью:

1) стандартизированное – все вопросы сформулированы заранее;

2) нестандартизированное – вопросы формулируются ходе интервьюирования;

3) полустандартизированное – часть вопросов сформулирована заранее, а часть возникает в процессе интервью.

При составлении вопросов следует помнить, что первые вопросы должны дополняться последующими.

Наряду c прямыми вопросами необходимо использовать косвенные.

Социометрия – метод, благодаря которому изучаются социальные отношения в группах. Позволяет определить положение человека в группе, предполагает выбор партнера по совместной деятельности.

Анализ процесса и продуктов деятельности – изучаются продукты человеческой деятельности, на основании которых делаются выводы о психических особенностях человека.

Могут изучаться рисунки, поделки, сочинения, стихи и т. д.

Близнецовый метод используется в возрастной генетической психологии.

Суть метода заключается в сопоставлении психического развития однояйцовых близнецов, силой обстоятельств воспитанных в различных жизненных условиях.

Тесты – стандартизированная психологическая методика, предназначение которой – дать количественную оценку изучаемого психологического качества.

Классификация тестов

1. Тест-опросник – тест-задание.

2. Аналитические (изучают одно психическое явление, например, произвольность внимания) – синтетические (изучают совокупность психических явлений, например, тест Кеттелла позволяет дать заключение о 16 качествах личности).

3. в зависимости от содержания тесты делятся на:

1) интеллектуальные (изучают особенности интеллекта, так называемый IQ);

2) тесты профпригодности (исследуют уровень профессионального соответствия);

3) личностные тесты (словесные; проективные, когда о качествах человека судят по тому, как он воспринимает и оценивает предлагаемую ему ситуацию).

Итак, методы психологии разнообразны и их выбор определяется задачами исследования, особенностями испытуемого и ситуации.

2. Становление психологии как науки

1. Развитие психологии с древнейших времен до середины XIX века.

2. Становление психологии как самостоятельной науки.

3. Современные психологические концепции.

1. Интерес к проблемам, которые относятся к разряду психологических, возник у человека в глубокой древности.

Философы древней Греции в своих трактатах пытались проникнуть в тайны бытия и внутреннего мира человека.

Философы древности объясняли психику, исходя их четырех стихий, на которых, по их мнению, был основан мир: земля, вода, огонь и воздух.

Душа, как и все на этом свете, состояла из этих начал.

Древние полагали, что душа находится там, где есть тепло и движение, то есть душой наделена вся природа.

Впоследствии, учение, одухотворяющее весь мир, получило название «анимизм» (от лат. «анима» – «дух», «душа»).

На смену анимизму пришло новое философское учение – атомистическое.

Ярким представителем этого направления выступал Аристотель . Он полагал, что мир – это совокупность мельчайших неделимых частиц – атомов, которые отличаются друг от друга различной подвижностью и величиной, а материальные носители души – самые мелкие и наиболее подвижные.

Исходя из такой подвижности атомов, Аристотель объяснял механизмы, законы функционирования многих психических явлений: мышления, памяти, восприятия, сновидения и т. д.

Трактат Аристотеля «О душе» многие ученые рассматривают как первое крупное научное исследование по психологии.

По мнению Аристотеля, у человека три души: растительная, животная и разумная.

Ум зависит от величины мозга, эмоции – от сердца.

Представителем материалистических взглядов выступал Демокрит . Он считал, что все в мире состоит их атомов.

Атомы существуют во времени и пространстве, в котором все движется по заданной траектории. В беспредельном пространстве, согласно определенным законам, движутся неделимые и непроницаемые частицы; душу образуют легкие, шарообразные частицы огня.

Душа представляет собой огненное начало в теле, смерть же происходит в результате распада атомов души и тела. И тело, и душа смертны.

Заслугой Демокрита является то, что он положил начало разработке теории познания, особенно зрительным ощущениям. Он разработал рекомендации для запоминания, разделив приемы сохранения материала на вещественные и умственные.

Нельзя не упомянуть и о взглядах Платона .

Согласно его воззрениям человек – это узник в пещере, а действительность – его тень.

У человека две души: смертная и бессмертная.

Смертная решает конкретные задачи, а бессмертная, жизнь которой продолжается и после смерти, является самой сердцевиной психического, высшей формой, наделенной разумом.

Лишь бессмертная душа дает подлинные знания, получаемые в результате озарения.

Существуют вечные идеи, а мир – слабое отражение идей. В процессе жизни душа вспоминает те бессмертные идеи, с которыми она сталкивалась до вселения в тело.

Интересны взгляды Платона, касающиеся вопросов функционирования человеческой памяти.

Память – это восковая дощечка. У людей разная память и она зависит от качества воска.

Мы сохраняем воспоминания до тех пор, пока они сохранены на восковой пластине.

Учение о душе в раннем средневековье стало частью теологического мировоззрения и полностью отошло к религии, что продолжалось вплоть до XVII в. в эпоху.

Возрождения все науки и искусство стали вновь активно развиваться.

Естественнонаучные, медицинские, биологические науки, различные виды искусства, так или иначе, затрагивали учение о душе.

Французские, английские и другие европейские философы того времени, основываясь на механистической картине мира, многие проявления психики стали трактовать с позиций биомеханики, рефлекса, при этом обращение к внутренним проявлениям психики, к душе осталось за пределами их рассмотрения.

Однако внутренние феномены реально существовали и требовали объяснения своей роли в жизни человека. В результате стало формироваться новое философское направление – дуализм, которое утверждало, что в человеке существует два независимых начала: материя и дух.

Наука того времени так и не смогла объяснить взаимосвязь и взаимозависимость этих двух начал, поэтому отказалась от изучения поведения и сосредоточилась на субъективном опыте человека (XVII–XVIII вв.).

Таких позиций придерживались Р. Декарт и Дж. Локк .

Психика рассматривалась только как проявление сознания, мир материи был исключен из предмета психологии.

Основным методом исследования признавался метод самонаблюдения (интроспекция), а естественнонаучные методы считались неприемлемыми для изучения феноменов души.

Одновременно с такими взглядами развивалось и атомистическое понимание устройства мира. Простые проявления психики стали рассматриваться как атомы.

Такая атомистическая психология развивалась на протяжении двух веков, вплоть до конца XIX в.

Таким образом, с древнейших времен и до середины XIX в. психология развивалась в рамках других наук, чаще философии, медицины, биологии.

2. В середине XIX в в научном мировоззрении произошли глубокие изменения.

Это касалось и взаимосвязи между душой и телом, материальными и психическими проявлениями.

Успехи медицины, в частности психиатрии, бесспорно, доказывали, что между нарушениями работы мозга и нарушениями психики существует тесная связь, что опровергает постулат дуализма об их раздельном существовании.

Возникла необходимость по-новому взглянуть на роль душевных феноменов в жизни и поведении человека.

Механистическое понимание хорошо объясняло однообразные движения, но становилось несостоятельным в понимании разумного поведения.

Положения атомистической психологии также не укладывались в новые научные факты и требовали пересмотра.

Таким образом, во второй половине XIX в. психологическая наука оказалась на пороге кризиса, тому послужили следующие причины:

1) понимание психических явлений стало невозможным с позиций точных естественных знаний;

2) взаимосвязь между психическим и телесным не поддавалась разумному объяснению;

3) ученые-психологи были не в состоянии объяснить сложные формы человеческого поведения, выходящие за рамки рефлексов.

Возникший кризис привел к краху дуализма и интроспекции как единственного достоверного источника получения психологических знаний. В поисках преодоления кризиса возникло три направления психологического учения: бихевиоризм, гештальт-психология и психоанализ (фрейдизм).

Рассмотрим их подробнее.

Бихевиоризм. Его основоположником является американский ученый Д. Уотсон , который в качестве предмета психологии предложил рассматривать поведение (от англ. behaviour), а душевные явления считать непознаваемыми при помощи естественнонаучных методов.

Для познания поведения вполне достаточно описать само поведение, выяснить и описать внешние и внутренние силы, воздействующие на организм, изучить законы, согласно которым происходит взаимодействие стимулов и поведения.

Бихевиористы полагали, что разница между поведением животных и поведением человека заключается лишь в сложности и разнообразии реакций.

Тем не менее Уотсон не мог не признавать наличия чисто человеческих психических феноменов.

Психические состояния он интерпретировал как функции, выполняющие активную роль в приспособлении организма к миру, при этом признавался, что не в состоянии понять, каково значение этой роли.

Ученые этого направления отрицали возможность изучения сознания.

Как писал Уотсон, бихевиорист «не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением, воображением, волей, постольку он больше не считает, что эти термины указывают на подлинные феномены психологии».

Однако уже в 30-е гг. ХХ столетия такие крайние взгляды Д. Уотсона были смягчены необихевиористами, прежде всего Э. Толменом и К. Халлом . Так, Э. Толмен вел понятие о разумности и целесообразности поведения.

Цель – это конечный результат, достигаемый в результате выполнения поведенческих актов.

Важнейшими психологическими феноменами, по Толмену, являются цель, ожидание, гипотеза, когнитивная картина мира, знак и его значение.

К. Халл разработал модель поведения, основанную на реакциях на разнообразные стимулы.

Организм реагирует на стимулы с помощью врожденных и приобретенных способов, которые связаны с системой «промежуточных переменных», опосредующих это взаимодействие.

Таким образом, бихевиоризм не изучает сознание человека, полагая, что психология должна объяснять поведение, исследуя входящие в организм стимулы и исходящие поведенческие реакции.

Из этого тезиса исходит теория научения, в основе которой лежит применение всевозможных наказаний и подкреплений при необходимости формирования соответствующих реакций, благодаря чему теория и до настоящего времени пользуется популярностью, прежде всего среди американских психологов (Б. Ф. Скиннер ).

Гештальтпсихология зародилась в Германии и распространилась практически по всей Европе, в том числе и в России, особенно в предвоенные годы.

Это направление находилось под влиянием таких наук, как физика и математика.

Яркими представителями являются К. Левин , М. Вертгеймер , В. Келер и др.

Суть этого направления сформулировал М. Вертгеймер, который писал: «… существуют связи, при которых то, что происходит в целом, не выводится из элементов, существующих якобы в виде отдельных кусков, связываемых потом вместе, а напротив, то, что проявляется в отдельной части этого целого, определяется внутренним структурным законом этого целого».

То есть гештальтпсихология изучает не явления, а структуру связей, поэтому иногда ее называют структурной психологией (в переводе на русский язык слово «гештальт» означает «структура»).

К. Левин известен своими работами в области личности и межличностных отношений.

Он считал, что поведение личности можно понять, лишь исходя из целостной ситуации, в которой эта личность оказывается.

Среда же определяется субъективным восприятием действующих в ней людей.

Заслуга гештальтпсихологии состоит в том, что ей были найдены современные подходы к изучению проблем психологии, однако проблемы, вызвавшие кризис, до конца так и не были разрешены.

Психоанализ был разработан австрийским психологом и психиатром З. Фрейдом , поэтому иногда называется «фрейдизм».

Основывая научное теоретическое направление в психологии, Фрейд исходил из анализа своей богатой психотерапевтической практики, тем самым как бы возвращая психологии ее изначальный предмет: проникновение в сущность души человека.

Основополагающими понятиями психоанализа являются сознание и бессознательное .

Именно бессознательному (главным из которых является сексуальное влечение – либидо) отводится значительная роль в регуляции деятельности и поведения человека.

Цензура со стороны сознания подавляет бессознательные влечения, но они «прорываются» в виде оговорок, описок, забываний неприятного, сновидениях, невротических проявлениях.

Психоанализ получил широкое распространение не только в Европе, но и в США, где популярен и до настоящего времени.

В первые годы советской власти это направление было также востребовано и в нашей стране, но в 30-е гг. на общем фоне ограничения психологических исследований (постановление «О педологических извращениях в системе Наркомпроса») репрессиям подверглось и учение Фрейда.

Вплоть до 60-х гг. психоанализ изучался лишь с критических позиций.

Только со второй половины ХХ столетия интерес к психоанализу вновь возрос, причем не только в России, но и во всем мире.

Итак, ни одно из вновь возникших психологических направлений полностью не разрешило противоречий, приведших к кризису психологии как науки.

Рассмотрим некоторые современные психологические концепции, которые стали активно развиваться, начиная со второй половины ХХ в.

Когнитивная психология возникла на основе развития информатики и кибернетики.

Представители когнитивной школы – Ж. Пиаже , У. Найсер, Дж. Брунер, Р. Аткинсон и др.

Для когнитивиста познавательные процессы человека выступают аналогом вычислительной машины.

Главное – понимать, как человек познает окружающий мир, a для этого следует изучить способы формирования знаний, как возникают и развиваются познавательные процессы, какова роль знаний в поведении человека, как эти знания организованы в памяти, как функционирует интеллект, как соотносятся слово и образ в памяти и мышлении человека.

В качестве основного понятия когнитивной психологии используется понятие «схема», которая представляет собой план сбора и переработки информации, воспринимаемый органами чувств и сохраняющийся в голове человека.

Основной вывод, к которому пришли представители этого направления, заключается в том, что во многих жизненных ситуациях человек принимает решения, опосредованные особенностями мышления.

Неофрейдизм вышел из психоанализа Фрейда.

Его представители – А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм и др.

Общее во всех этих воззрениях – признание значительности бессознательного в жизни людей и стремление этим объяснить многие человеческие комплексы.

Так, А. Адлер полагал, что человеком управляет комплекс неполноценности, который он получает с момента рождения, будучи беспомощным существом.

Стремясь преодолеть этот комплекс, человек действует разумно, активно и целесообразно.

Цели определяет сам человек, а уже исходя из этого формируются познавательные процессы, черты личности, мировоззрение.

Концепцию К. Юнга называют еще аналитической психологией.

Он рассматривал психику человека через призму макропроцессов культуры, через духовную историю человечества.

Выделяются два типа бессознательного: личное и коллективное .

Личное бессознательное приобретается в ходе накопления жизненного опыта, коллективное – передается по наследству и содержит опыт, накопленный человечеством.

Коллективное бессознательное Юнг охарактеризовал как архетипы, которые чаще всего проявляются в мифах и сказках, первобытных формах мышления, образах, передающихся из поколения в поколение.

Личное бессознательное человеку близко, это часть его самого; коллективное же часто воспринимается как нечто враждебное, а потому вызывающее отрицательные переживания, а подчас и неврозы.

Юнгу принадлежит заслуга в выделении таких типов личности, как интроверты и экстраверты.

Интровертам присуще находить в себе все источники жизненной энергии и причины происходящего, а экстравертам – во внешней среде. В дальнейших исследованиях выделение этих двух типов было подтверждено экспериментально и стало широко использоваться в диагностических целях.

Согласно типологии личности, разработанной Юнгом, выделяются следующие типы:

1) мыслительный (интеллектуальный) – создает формулы, схемы, склонен к властности, авторитарности; в большинстве присущ мужчинам;

2) чувствительный (сентиментальный, эмоциональный) – преобладает отзывчивость, способность к сопереживанию, более женский тип;

3) сенсорный – довольствуется ощущениями, отсутствуют глубокие переживания, хорошо адаптируется к внешнему миру;

4) интуитивный – находится в творческом поиске, новые идеи приходят в результате озарения, но они не всегда продуктивны и требуют доработки.

Каждый из перечисленных типов может быть как интро-, так и экстравертированным. К. Юнг также ввел понятие индивидуализации, что означает развитие человека как индивидуума, отличающегося от общности. Это конечная цель воспитательного процесса, однако на начальных этапах человек должен усвоить тот минимум коллективных норм, которые необходимы для его существования.

Еще один яркий представитель неофрейдизма – Э. Фромм , который явился родоначальником гуманистического психоанализа. Э. Фромм полагал, что психика и поведение человека социально обусловлены.

Патология появляется там, где подавляется свобода личности. К числу таких патологий относятся: мазохизм, садизм, отшельничество, конформизм, склонность к разрушению.

Фромм разделяет все общественные устройства на те, которые способствуют свободе человека, и те, где свобода человека теряется.

Генетическая психология. Ее основатель – швейцарский психолог Ж. Пиаже , который изучал психическое развитие ребенка, главным образом его интеллект, поэтому отчасти его можно рассматривать и как представителя когнитивной психологии.

В процессе когнитивного развития выделяются три периода:

1) сенсомоторный (от рождения до приблизительно 1,5 лет);

2) этап конкретных операций (с 1,5–2 до 11–13 лет);

3) этап формальных операций (после 11–13 лет).

Наступление этих этапов можно ускорить или замедлить в зависимости от характера обучения, от влияния среды.

Обучение только тогда будет эффективным, когда оно вовремя начато и учитывает уже имеющийся уровень.

Ж. Пиаже писал: «Всякий раз, когда мы преждевременно обучаем ребенка чему-либо, что он мог бы открыть со временем для себя сам, мы тем самым лишаем его этого, а значит, лишаем и полного понимания данного предмета.

Это, конечно же, не означает, что учителям не следует разрабатывать экспериментальные ситуации, стимулирующие творческие способности учеников».

Основными факторами, определяющими когнитивное развитие, являются созревание, опыт и социальное научение.

Современная структура психологических знаний характеризуется следующими тенденциями:

1) стирание границ между ранее существовавшими самостоятельными направлениями в психологической науке, например, многие современные ученые используют в своих теориях знания, накопленные в рамках различных направлений;

2) современная психология все чаще становится востребованной практикой, а это приводит к дифференциации не по теоретическим школам, а по областям применения знаний в практических сферах деятельности;

3) психологические знания обогащаются за счет тех наук, с которыми психология активно сотрудничает, решая общие задачи.

Итак, область теоретического и практического приложения современной психологии очень широка, а психология – это активно и динамично развивающаяся наука.