Окончание смутного времени. Угроза утраты независимости России. присоединить его к своим владениям

Был свергнут с российского престола в 1610 г. Его отправили в монастырь, причем сделали это насильно. После этого начинается период правления Бояр - так называемая Семибоярщина. Окончание включает в себя кроме боярского правления еще и приглашение на престол польского королевича Владислава, иностранную интервенцию на территорию Руси, создание народных ополчение и воцарение новой династии.

В некоторой историографии окончание Смуты не связывают с 1613 г., когда на престол был избран . Многие историки продляют Смутное время до 1617-1618 гг., когда были заключены перемирия с Польшей и Швецией. А именно Деулинское с Польшей и Столбовский мир со шведами.

Период Смутного времени

После свержения правления Шуйского, власть в свои руки взяли бояре. Участие в управлении принимали несколько знатных боярских родов, во главе с Мстиславским. Если оценивать деятельность Семибоярщины, то политика ее выглядела предательской по отношении к своей стране. Бояре открыто решили сдать государство полякам. Сдавая страну, Семибоярщина исходила из классовых предпочтений. В то же время к Москве направлялась армия Лжедмитрия II, а это были «низы» общества. А поляки, хоть и были католиками и не принадлежали к русской нации, но все-таки в классовом отношении были ближе.

17 августа 1610 г. на территории польской армии было подписано соглашение между двумя государствами. Договор подразумевал - призвать на русский престол сына польского короля Владислава. Но в данном соглашении было несколько пунктов, которые существенно ограничивали власть королевича, а именно:

  1. Королевич переходит в православие;
  2. Никаких контактов с Папой Римским о вере Владислава запрещены;
  3. Казнить русских, которые отойдут от православной веры;
  4. Королевич женится на русской православной девушке;
  5. Русские пленные должны быть освобождены.

Условия договора были приняты. Уже 27 августа столица русского государства присягает королевичу. Поляки вошли в Москву. Об этом узнали приближенные к Лжедмитрию II. Был организован заговор против него, он был убит.

Во время присяги Москвы королевичу, польский король Сигизмунд III и его армия стояли у Смоленска. После присяги туда было отправлено русское посольство, его главой был Филарет Романов. Цель посольства доставить Владислава в столицу. Но затем выяснилось, что Сигизмунд III сам захотел занять русский трон. Послам о своих планах он не сообщал, просто стал тянуть время. А в это время бояре открыли двери Москвы для поляков, которые были у города.

События окончания Смутного периода


События окончания стали развиваться стремительно. В Москве возникло новое правительство. Ему отводилось роль управлять государством, пока Владислав не прибудет в город. Его возглавили следующие люди:

  • Боярин М. Салтыков;
  • Купец Ф. Андронов.

Особое внимание надо уделить Андронову. Впервые в государственном аппарате появился городской человек, в данном случае купец. Отсюда можно сделать вывод, что богатая часть горожан Москвы выступала за правление Владислава, активно продвигала его кандидатуру. В то же время понимая, что Сигизмунд не торопится отправлять Владислава на престол, послы стали оказывать давление на Сигизмунда. Это привело к аресту, затем их отправили в Польшу.

В 1610 г. Смутное время переходит в фазу освободительной борьбы. Все стало проще. Теперь противостояли между собой не русские силы, а началось открытое противостояние поляков и русских. Сюда еще включался религиозный сегмент - борьба католиков и православных. Главной силой этой борьбы у русских стали земские ополчения. Они возникали в уездах, волостях и городах, постепенно ополчения крепли и впоследствии смогли оказать яростное сопротивление интервентам.

Патриарх Гермоген занял очень жесткую позицию в отношении поляков. Он был категорически против их пребывания в столице, и так же был против польского королевича на русском престоле. Он был ярым борцом с интервенцией. Гермоген сыграет не последнюю роль в освободительной борьбе, которая начнется уже в 1611 г. Нахождение поляков в Москве дало толчок к началу национально-освободительного движения.

Первое ополчение Смутного времени


Стоит отметить, что те территории, где возникали ополчения, были давно привычны к самостоятельному управлению своими территориями. Кроме того, на этих территорий не было такого большого социального расслоения, не было четкого разделения на богатых и бедных. Можно сказать что движение это было патриотичным. Но не все так идеально. Проживавшие там купцы совершенно не хотели, чтобы поляки управляли государством. Такое положение дел сказывалось негативно на торговле.

В 1610-1611 гг. возникло первое земское ополчение в период Смутного времени. У этого ополчения было несколько лидеров:

  • Братья Ляпуновы - Прокипий и Захар;
  • Иван Заруцкий - ранее пребывавший в стане Лжедмитрия II, фаворит Марины Мнишек (жена );
  • Князь Дмитрий Трубецкой.

Лидеры обладали авантюрным характером. Стоит отметить, что время тогда было само по себе авантюрное. В марте 1611 г. ополченцы принимают решение взять Москву штурмом. Сделать этого не удалось, однако город был взят в блокаду.

Внутри же ополчения возник конфликт между представителями казачества и дворянства. Поляки использовали этот конфликт. Ими было подброшено письмо о том, что Прокопий Ляпунов должен был вступить с ними в соглашение. Оправдаться Ляпунов не смог, и был убит. Ополчение в итоге распалось.

Окончание и последствия Смутного времени


Некоторые территории присягали маленькому Ивану Дмитриевичу - сыну Лжедмитрия II и Марины Мнишек. Но есть версия, что отцом мальчика был Иван Заруцкий. У Ивана было прозвище «воренок», так как сын Тушинского вора. Параллельно начинает складываться новое ополчение. Его возглавили Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский.

Изначально Минин собрал средства, снарядил пехоту. А возглавил войско уже князь Пожарский. Дмитрий Пожарский был потомком Всеволода Большое Гнездо. Можно судить, что у Дмитрия были очень обширные права занять русский престол. Кроме этого стоит сказать, что это ополчение шло на Москву под гербом рода Пожарских. Движение нового ополчения охватило Приволжскую территорию, войско прибыло в город Ярославль. Там создали альтернативные государственные органы.

В августе 1612 г. войско ополченцев было у Москвы. Пожарскому удалось уговорить казаков оказать помощь ополчению. Объединенное войско ударило по полякам, затем ополченцы вошли в город. Долго не удавалось взять Кремль. Лишь 26 октября (4 ноября) он был сдан поляками, им гарантировали жизнь. Пленных поделили казаки и ополченцы. Ополченцы слово сдержали, а вот казаки нет. Пленные поляки казаками были убиты.

В феврале 1613 г. Земским Собором на царствование был избран 16-летний . Такова история окончания смутного периода.

Окончание Смутного времени видео

(43,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: Дать представление о роли народа в ликвидации Смуты, изгнании иностранных интервентов и восстановлении русской государственности.

Задачи:

обучающая:

  • продолжить знакомство учащихся с событиями Смутного времени;
  • рассказать об этапах освобождения страны от захватчиков;
  • определить значение для России воцарения новой династии – Романовых;

развивающая:

  • учить сопоставительному анализу фактов и явлений с установлением их взаимосвязи;
  • умению сравнивать, анализировать, формулировать суждение;
  • формированию выводов по результатам анализа; переводу информации в таблицу, текст и др.

воспитательная:

  • воспитывать патриотические чувства, через раскрытие решающей роли народных масс в борьбе против интервенции и в освобождении страны, на примерах К.Минина, Д.Пожарского и И.Сусанина.

Планируемые результаты:

  • Регулятивные : умение принимать и сохранять учебную задачу, умение осуществлять контроль и вносить коррективы.
  • Коммуникативные : умение организовывать сотрудничество и совместные действия с учителем и одноклассниками, слушать отвечающего.
  • Познавательные : умение оперировать понятиями, работать с картой, текстом учебника и документа, таблицей.
  • Личностные : формирование ответственного отношения к учебной деятельности, умение организовывать свое рабочее место.

Основные понятия: народное ополчение, патриот, патриотизм, Земский собор.

Форма урока – урок-презентация.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения и формы организации учебной деятельности : проблемный, частично-поисковый метод.

Важнейшие даты:

  • лето-осень 1612 г. – осада Москвы;
  • 1613 г. – Земский собор;
  • 1613-1645 гг. - царствование Михаила Романова.

Выдающиеся личности: К.А. Минин; Д.М. Пожарский; Иван Сусанин.

Оборудование урока:

  • Настенная карта «Смутное время в России»;
  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • презентация Microsoft PowerPoint «Окончание Смутного времени»;
  • раздаточный материал, аудиозапись «Колокольный набат», звон колокола «Благовест»», музыка Прокофьева «Вставайте люди русские»;
  • видео-отрывок на тему «Подвиг И.Сусанина»

Учебно-методическое обеспечение.

  • Под редакцией Торкунова А.В. Авторы: Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., Токарева А.Я., История России. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, – М. «Просвещение», 2017

План урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний по теме.
3. Изучение нового материала.
3.1. Формирование Первого ополчения и его итоги.
3.2. Роль Второго ополчения в освобождении России.
3.3. Освобождение Москвы.
3.4.Земский собор 1613 г., его итоги.
3.5. Подвиг Ивана Сусанина
4. Первичное закрепление и систематизация знаний.
5. Рефлексия
6. Домашнее задание.
7. Подведение итогов урока

Ход урока

1. Оргмомент. Приветствие. Проверка готовности учащихся к учебному занятию. Организация внимания учащихся. Готовятся к учебной деятельности.

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Мы сегодня не одни.
Гости на урок пришли,
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!
Настроение у нас отличное.
А улыбки дело привычное.
Пожелаем друг другу добра,
ведь урок начинать нам пора.

2. Актуализация знаний по теме. Метод «Занимательные вопросы» .

Учитель: Я задаю вопросы, вы отвечаете:

  • Да (вы согласны) - хлопаем в ладоши
  • Нет (не согласны) - поднимаем правую руку вверх.

Вопросы:

1.Борис Годунов в свое царствование в Русском государстве много построил городов и монастырей? (да)

2. В 1604 г. Лжедмитрий 1 предпринял первый поход на Москву? (да)

3. Мать Лжедмитрия 1 звали Елена Глинская? (нет)

4. «урочные лета» и «заповедные годы» это акты подтверждения отмены Юрьева дня? (да)

5. Период Смутного времени в истории России начинается именно со смерти царя Федора (да)

6. Причина народных и «голодных» бунтов заключалась в правление Бориса Годунова (нет)

7.Первым патриархом России был Филарет? (нет)

3. Изучение нового материала.

Объясните смысл понятий:

На доске таблички (тёмные тучи) со словами: интервенция, гражданская война, самозванство, династический кризис, "угличское дело”, "семибоярщина”.

(обучающиеся объясняют термины)

Учитель: К какому периоду истории относятся данные понятия (ответы учащихся).

Смута – период борьбы за власть, сопровождающийся сменой династий, интервенцией и другими потрясениями.

Долгое время этот период называли лихолетьем.

(звучит колокольный звон – «Набат»)

Учитель : внимательно вслушайтесь в этот колокольный звон, подумайте какие чувства, эмоции он у вас вызывает (ответы учащихся).

Смута – переломный период в истории, когда стране угрожала потеря независимости.

Действительно, к осени 1611 года Россия перестала существовать как единое государство. Значительная часть территории, включая Москву, была захвачена поляками. На юге страны хозяйничали многочисленные самозванцы. Новгородская земля перешла под власть Швеции.

Страшное время пришло для Руси, ужасное время. Ни верховной власти, ни сильного войска, ни общей казны – ничего не было. Чёрные тучи сгустились над нашим государством. Но остался народ с его неистребимой волей отстоять Отечество.

Как вы считаете, такое положение в стране могло продолжаться и дальше? (Нет).
- Как вы думаете, о чём пойдёт разговор на сегодняшнем уроке?
- Как называется тема урока? (Окончание Смутного времени).

Молодцы, запишите тема нашего урока: Окончание Смутного времени.

Проблемный вопрос урока

(На фоне музыки Прокофьева «Вставайте люди русские ……») (щелчок)

Первой на защиту русского государства от иностранных интервентов встала Русская Православная Церковь. Игумен Троице-Сергиевского монастыря Дионисий и монах Авраамий Палицын стали рассылать письма по всем русским городам, призывая народ на защиту Руси и православной веры от врагов. (Зачитать текст обращения)

  • Православные христиане, горе нам! Пришли дни конечной гибели нашей. Гибнет наше Московское государство, гибнет и православная вера. Литовские и польские люди умыслили Московское государство разорить и обратить истинную веру Христову в латинскую ересь. Стойте твердо за православную веру, обороняйте ее всеми силами, соединяйтесь с другими городами, изобличайте изменников и предателей...” . Дионисий.
  • Грамота нижегородцам. «Вы видите как ваше отечество расхищается, как ругаются над святыми иконами и храмами, как проливают кровь невинную… Бедствий, подобных нашим бедствиям, нигде не было, ни в каких книгах не найдёте вы подобного». Патриарх Гермоген. Январь 1611 г.

К чему призывали представители церкви?

Горячий отклик грамота патриарха нашла в Рязани, где воевода Прокопий Ляпунов первым из будущих вождей народного ополчения начал собирать патриотов русской земли для похода и освобождения Москвы от интервентов и уже от себя рассылал грамоты, призывая к борьбе против поляков.

Народное ополчение – вооружённое формирование, созданное из народа в годы особой опасности.

Работаем с учебников стр. 23-24 (вместе), заполняем таблицу задание № 6 рабочая тетрадь стр. 17.

Но первому народному ополчению не удалось освободить Москву. Как вы думаете, почему?

Найдите ответ на этот вопрос в 1 абзаце на стр. 24.

Учитель:

Представьте, что от Вас зависит судьба Москвы, а значит, всей России. Какое Вы примите решение? (Ребята делают выбор).

1. «У москвичей своя земля, а у нас своя! Каждый сам за себя!»

2. «Не пожалеем жизни своей. Продадим дома свои. Всё отдадим, чтобы ратным людям ни в чём нужды не было. Лучше смерть, чем иноземное иго!»

Те, кто из Вас выбрали второй вариант, повели себя точно так же, как и нижегородский староста, купец Кузьма Минин, которому и принадлежат выбранные Вами слова.

Именно Нижний Новгород стал центром второго ополчения.

Работа в группах.

1 группа . Работа с документом (двум учащимся раздаются документы №1 и №2 в приложении прочитать и ответить на вопросы)

Вопросы :
1. Какую деятельность развернул Кузьма Минин для защиты Отечества? (Докажи свое мнение цитатой из текста) («Московское государство разорено, люди посечены и пленены, невозможно рассказать обо всех бедах! Бог хранил наш город от напастей, но враги замышляют и его предать разорению, мы же нимало об этом не беспокоимся и не исполняем свой долг!») слайд 3.

2. Как отреагировали жители Нижнего Новгорода на призыв К.Минина? (Все, кто не поддался унынию, собрались вокруг Кузьмы).

3. На какие средства собиралось второе ополчение? (Добровольцы жертвовали имущество на правое дело, на жалованье ратным людям. Женщины вынимали серьги из ушей, без сожаления расставались с драгоценностями).

4. Какой налог, с какой целью был введен К. Мининым? (Ввел чрезвычайный военный налог. Община постановила собирать «пятую деньгу», то есть пятую часть со всех доходов и имущества горожан).

2 группа

Поработайте с учебником и составьте рассказ используя ответы на вопросы Стр. 24–25.

Когда было создано ополчение?

Кто его возглавил? (Кузьма Минин)

Почему Минин стал рассылать грамоты в другие земли? (знал, что в объединении сила)

Кто стал руководить вторым ополчением? (Пожарский)

Когда второе ополчение двинулось на Москву? (в феврале 1612 года – через Ярославль)

Работа в группах - 5 мин.

Отчёт групп.

  • 1 группа
  • 2 группа

1. Найдите на карте: города, в которых формировались народные ополчения

Ι ополчение – Рязань

ΙΙ ополчение – Нижний Новгород.

2. Проследите направление похода второго ополчения на Москву. (Нижний Новгород - Кинешма – Ярославль – Ростов – Деулино - Москва)

Учитель: слайд 5.

На слайде вы видите изображение памятника, работу скульптора Ивана Петровича Мартоса, изготовленную в 1818 г. Стоит этот памятник в Москве, на Красной площади рядом с Покровским собором (храмом Василия Блаженного). На постаменте возвышаются фигуры двух людей: нижегородского земского старосты Кузьмы Минина и воеводы князя Дмитрия Пожарского. На постаменте из красного гранита можно увидеть высеченную бронзовыми буквами надпись: “Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия”.

Вопрос: какое значение имела победа народного ополчения над польскими захватчиками? (Россия сохранила независимость, русский народ показал, что, сплотившись, он может справиться с любой бедой.)

Учитель: Как только были приведены хоть немного в порядок кремлевские святыни, стали думать о самом важном и неотложном деле. Каком? (Избрание нового царя.)

Какой сословно-представительный орган нужно было для этого собрать? (Земский собор.) слайд 6.

Работа с учебником.

Прочитай материал о Земском соборе 1613 года. (Используется документ историка В.О.Ключевского стр. 28)

Ответь на вопросы:

  1. Какова была особенность Земского собора 1613 года? (Первый всесословный собор с участием посадских и даже сельских обывателей.)
  2. Почему царём выбрали Михаила Фёдоровича Романова. (На нём сошлись такие враждебные силы, как дворянство и казачество. Учитель обращает внимание на связь с династией Рюриковичей.)

«Выберем Мишу Романова! - не скрывая своих замыслов агитировал боярин Федор Шереметьев. - Он молод и будет нам поваден!» …Стремление иметь «повадного» неопытного монарха - вот цель, которую преследовали многоопытные и хитроумные московские политики, сторонники Михаила (А.Я. Дегтярёв)

«Казаки были настроены в пользу Михаила, поскольку его отец, друживший с тушинцами, не был врагом казачеству. Бояре помнили о том, что отец претендента из знатного боярского рода и к тому же двоюродный брат Федора Иоанновича, последнего царя из рода Ивана Калиты. Иерархи церкви высказались в поддержку Романова, так как его отец был монахом, причем в сане митрополита, а для дворян Романовы были хороши, как противники опричнины».

Январь 1613 года - Избрание нового царя - Михаила Романова

Именно к этому времени относится подвиг русского крестьянина, сельского старосты Ивана Сусанина. слайд 7.

Сообщение про подвиг Ивана Сусанина заранее подготовленного ученика.

Подвиг Ивана Сусанина.

Иван Сусанин – русский национальный герой, крестьянин из Костромского уезда. О жизни Ивана Сусанина не известно в точности почти ничего. Существует и такое мнение, что Иван Сусанин был вотчинным старостой.

Польский король решил уничтожить претендента на русский престол Михаила Романова и послал свой отряд в место, где в это время находился Михаил со своей матерью. Поляки и литовцы отрядом подошли к селу Домнину Костромского уезда с целью убить новоизбранного царя Михаила Федоровича. Поляки наняли Сусанина в качестве провожатого. Иван Сусанин завёл отряд поляков в непроходимые болота. Сам Сусанин погиб, но и поляки уже не смогли выбраться из болот.

слайд 8. Демонстрация видео-отрывка на тему «Подвиг И.Сусанина».

Вопрос : ради чего не пожалел своей жизни русский крестьянин Иван Сусанин?

(Сам Сусанин погиб, но и поляки не смогли выбраться и выполнить важное задание короля – погубить Михаила Романова – будущего русского царя)

слайд 9. В центре Костромы стоит памятник Ивану Сусанину.

Ивану Сусанину и его подвигу посвящены произведения музыкального, изобразительного и словесного искусства: опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), дума К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин», драма Н. А. Полевого «Костромские леса», картина М. И. Скотти «Подвиг Ивана Сусанина».

(по ходу урока чёрные тучи перекрываются светлыми)

Проблемный вопрос урока : Какова роль народа в ликвидации Смутного времени?

Обучающиеся делают вывод.

Таким образом, благодаря героической борьбе русского народа против иностранных захватчиков была восстановлена российская государственность. Смутное время закончилось. В России начинает своё существование новая царская династия – династия Романовых.

Январь 1613 года - Избрание нового царя - Михаила Романова, называют окончанием Смуты.

На фоне Звона колокола – Благовест

  • Скажите, чем отличается звон колокола в начале и конце урока?
  • Какие чувства, эмоции вызывает у вас эти звоны?
  • Почему именно такая последовательность колокольного звона в начале и конце урока?

(Набат - страх, ужас, тревога - пик Смутного времени, Благовест - окончание Смуты, изгнание интервентов, воцарение новой династии)

– Так кого же мы называем патриотами? (Патриот – это человек, горячо любящий свой народ и своё Отечество.)

Благодаря патриотическому подъёму всего российского народа (в ополчении были и башкирские и татарские народы) народ осознал, насколько важно, научиться жить единой нацией в собственном государстве. Только единый народ может добиться процветания своего государства.

День освобождения Москвы от захватчиков празднуют в нашей стране как День народного единства. Это не только праздник изгнания интервентов, это праздник дружбы и объединения, праздник любви и согласия, веры в то, что Бог в правде, а не в силе.

4. Первичное закрепление и систематизация знаний.

1. Вставьте пропущенные слова в текст:

«В 1610 г. Москва и вся западная часть страны была захвачена. . . (поляками), на северо-западе господствовали. . . (шведы). Постоять за родную землю призвал русских людей торговый человек. . . (Кузьма Минин) из. . . (Нижнего Новгорода). Для борьбы с врагом было создано. . . (ополчение). Военным руководителем стал князь. . . (Дмитрий Пожарский). Народное ополчение двинулось к Москве через. . . (Ярославль) и разгромило поляков. В 1818 году на. . . (Красной площади) в. . . (Москве) был воздвигнут памятник гражданину. . . (Минину) и князю. . . (Пожарскому)».

2. Тест. Окончание Смутного времени слайд 12.

5. Рефлексия - 2 мин.

Благодарю Вас, ребята. Вы замечательно сегодня работали! А сейчас давайте вы поделитесь своими впечатлениями.
Какие чувства вызвал у Вас этот урок? (тучи, солнце в туче, солнце)

6. Домашнее задание.

  1. Прочитать параграф 3
  2. На выбор:
    1. Придумайте кроссворд на тему «Смутное время в России» или
    2. Напишите «письмо в прошлое» М.Ф. Романову, К. Минину и Д. Пожарскому, (по своему выбору).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Источник № 1 (1 вариант)

Удастся ли выиграть битву за Москву? Устоит ли, удержится ли Россия, собранная вокруг Москвы, или распадется, расползется на отдельные города?

В Нижнем Новгороде настал день, когда земский староста Кузьма Минин собрал народ на главной городской площади и призвал идти освобождать Москву и не жалеть на то «животов».

В земской избе на сходках Кузьма обращался к народу: «Московское государство разорено, люди посечены и пленены, невозможно рассказать обо всех бедах! Бог хранил наш город от напастей, но враги замышляют и его предать разорению, мы же нимало об этом не беспокоимся и не исполняем свой долг!»

Все, кто не поддался унынию, собрались вокруг Кузьмы. Старейшины помалкивали, теребя бороды. Молодежь их укоряла: «Что в нашем богатстве? Если враги придут, они и нас разорят, как все другие города. Да и устоять ли нашему городу одному?» Самые пылкие и решительные предлагали жертвовать имущество. «Не то что животы, но и дворы свои продадим, жен и детей заложим!» - выкрикивали они. Добровольцы жертвовали имущество на правое дело, на жалованье ратным людям. Женщины вынимали серьги из ушей, без сожаления расставались с драгоценностями. Позже Кузьма даже ввел чрезвычайный военный налог. Община постановила собирать «пятую деньгу», то есть пятую часть со всех доходов и имущества горожан.

Источник № 2

Для нового ополчения требовался вождь. В смутное время трудно было найти честного и храброго мужа, который бы хорошо знал ратное дело и «который бы в измене не явился». Кузьма Минин назвал имя князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Мир, то есть община, его выбор безоговорочно поддержал. Дмитрий Пожарский не раз участвовал в походах за русскую землю. Он отличился как храбрый воин в боях под Коломной, да и потом не раз выходил победителем из столкновений с вражескими отрядами.

В одном из сражений князь Пожарский получил тяжелый сабельный удар в голову, и кровь заливала глаза. Едва живого, положили его в возок и отправили в Троице-Сергиев монастырь, а потом отвезли выздоравливать в его вотчину, в село Мугреево, недалеко от Нижнего Новгорода. Туда и направились послы из Нижнего и предложили возглавить ополчение.

Князя согласился. Минин и Пожарский известили все города, что они начинают московский поход.

Поляки, засевшие в Кремле, встревожились. Они обратились к патриарху Гермогену, чтобы тот уговорил ополчение не идти на Москву. Но патриарх ответил: «Да будут те благословенны, кто идет на очищение Московского государства, а вы, окаянные московские изменники, будете прокляты».

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Окончание смутного времени.

К.Минин и Д.Пожарский – «Отечества достойные сыны»

Эпиграф к уроку:

«Воинское дело есть дело трудное, скорбное и трагическое. Но необходимое и служащее благой цели» - православный философ Ильин.

Цели урока : 1. Продолжить знакомство учащихся с историческими событиями, в период Смутного времени; 2. Дать представление о роли народа в ликвидации Смуты, изгнании иностранных интервентов и восстановлении русской государственности; 3. Определить последствия Смуты; 4. Воспитание чувства гордости за русский народ , формирование активной гражданской позиции современного российского гражданина.

Задачи урока:

Обучающая: узнать исторические обстоятельства, связанные с окончанием смутного времени; познакомить с личностью князя Д.Пожарского и старостой К.Минина как реформатора.

Развивающая: понять, последствия Смуты, определить значение имеет героический подвиг Д.Пожарского и К.Минина в жизни отдельного человека и целой страны; создать условия для развития и раскрытия творческих способностей, учащихся средствами изобразительного искусства; развитие образного мышления; продолжить формирование умений работать с текстом учебника и документом, публично выступать, систематизировать материал.

Воспитывающая: способствовать воспитанию у детей патриотических чувств; уважения к истории и прошлому своего народа, формированию гуманистических и гражданских позиций, пониманию роли личности в истории, воспитание любви к изучаемому предмету – истории.

Ключевые понятия : Смута, народное ополчение, семибоярщина, «совет всей земли», интервенция.

Персоналии и даты: князь Д.Пожарский , К.Минин , М.Романов, патриарх Гермоген, гетман Жолкевкий,Сапега.

1610-1612 гг. – “Семибоярщина”

1609-1611 гг. – оборона Смоленска

1611-1612 гг. – создание народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Михайловича Пожарского и освобождение Москвы

1613 г. – начало правления Михаила Романова

Оборудование урока: карта «Смутное время в России начала 17в.», слайдовая презентация, ноутбук, мультимедиа проектор, дидактический материал .

Тип урока:

Комбинированный урок с использованием ИКТ.

Структура урока

1 .Вводная речь учителя о теме, целях, задачах урока (1-2 минуты).

2. Дифференцированныйконтроль подготовки домашнего задания.

Игровой вариант:

А) «Исторический снежный ком»

Б) «Исторический аукцион»

3. Исторический рассказ о событиях Смутного времени, сопровождаемый показом слайдов: карта, тексты, портреты участников событий (10-15) минут.

4. Работа с иллюстративным материалом и историческим источником.

5 . Подведение итогов. Рефлексия (2-3 минуты).

Ход урока:

I. Организационный момент
а) эмоциональная мотивация учащихся к работе на уроке

(звучит колокольный звон – «Набат»)

Уч.: внимательно послушайте этот колокольный звон, подумайте какие чувства, эмоции он у вас вызывает.
б) сообщение темы, цели урока


Сегодня мы завершаем изучение целой эпохи, получившей в Отечественной истории название Смуты или Смутного времени. Это было время политической и социальной нестабильности, крестьянских восстаний, войн и иностранных нашествий. Пресечение правящей московской династии привело политическому кризису, когда национальная независимость и само существование Русского государства оказались под угрозой.

Перед тем как мы с вами начнем знакомство с новым материалом, я предлагаю вам вспомнить и повторить домашнее задание (в игровой форме).

Исторический снежный ком


Задаётся тема, например «Смутное время». Первый участник игры называет имя какого-либо исторического героя, относящегося к данной теме (например, Лжедмитрий 1), следующий участник должен сначала произнести то, что сказал первый, а затем добавить новое имя, понятие, связанное по смыслу с темой (например, Лжедмитрий 1 , Василий Шуйский). Новый участник дополняет этот ряд: Дмитрий Донской, Василий Шуйский, самозванец. В конце получается длинный ряд имён и понятий, относящихся к определённой исторической теме.


Игра пройдёт более организованно, если попросить всех играющих выйти к доске и встать в одну линию. Тот, кто ошибается или делает слишком длинную паузу, выходит из игры и садится на своё место. Линейка быстро редеет. Один из учащихся записывает на доске образовавшуюся цепочку и отмечает ошибки. Играющие стоят лицом к классу, поэтому записи на доске видны только учителю и выбывшим из игры. Игра завершается беседой, в которой определяется взаимосвязь слов, образовавших цепочку.

Исторический аукцион

Продается оценка пять. Ученик, который хочет приобрести с помощью своих знаний наивысшую оценку должен ответить на пять вопросов повышенной сложности. В классе должна быть тишина, никто не должен подсказывать правильные ответы. Класс внимательно следит за ответами «покупателя». В конце аукциона, выносится решение, продана оценка или нет.

2.Изучение новой темы.

Речь учителя сопровождается показом слайдов .

Слайд № 5 карта Смутное время в России в начале 17 века (звон колокола)

Уч.: К концу лета 1610 года положение России было очень бедственным, Россия находилась на краю пропасти.

    Лжедмитрий 2 со своими полчищами расположился в 12 верстах от Москвы в Тушине. За что и был прозван «тушинским вором».

    Смоленск был осажден войсками Сигизмунда 3, часть польского войска под командованием гетманов Жолкевского и Сапеги двинулась из-под Смоленска на Москву. В бою под селом Клушино, близ Можайска, русское войско во главе с бездарным Дмитрием Шуйским (брат царя В.Шуйского) потерпело жесткое поражение. Поляки окружили Москву.

    После клушинского поражения шведские войска ушли на север и в 1611 году захватили Новгород и все русское побережье Финского залива. Шведские отряды силой пытались добиться признания шведского принца русским царем.

Слайд № 6-7

Сигизмунд 3 больше не нуждался в Лжедмитрии 2 и приказал полякам прибыть из Тушина под Смоленск. В тушинском лагере начался развал. В декабре 1609 года Лжедмитрий, переодевшись крестьянином, бежал в Калугу.

У стен Новодевичьего монастыря стали лагерем войска польского королевича Владислава. Гетман Жолкевский, выступавший от имени Владислава, которому было всего 15 лет, послал московским боярам письмо : «Желаю не крови вашей,- писал он,- а блага России, предлагаю вам державство и гибель Самозванца». Другими словами в письме, говорилось о намерении поляков остановить напрасное кровопролитие, а предложение боярам вместо Шуйского избрать русским царем сына Сигизмунда 3 Владислава, который по их словам, охотно примет православную веру. Большая часть бояр, поколебалась в преданности царю В. Шуйскому.

Слайд № 8-9

В июле 1610 года московские бояре свергли Василия Шуйского с престола и насильно постригли его в монахи и отправили в Чудов монастырь. К власти пришли Боярская дума, в составе 7 человек – во главе с Ф.И. Мстиславским.

Период правления 7 бояр вошел в историю под названием семибоярщина.

Запись в тетрадь:

Интервенция – с лат. «вмешательство» - насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства.

Семибоярщина - правление 7 бояр (во главе с Ф.И. Мстиславским) в период Смутного времени.

Новое правительство встало на путь национальной измены. В августе 1610 года боярское правительство вступило в тайные переговоры с поляками и заключило договор с гетманом Жолкевским. С условиями этого договора мы сейчас познакомимся.

(Работа с историческим документом, копии которого заранее раскладываются на парты учащихся)

Слайд № 10-11-12

Подписав договор, бояре призвали к присяге народ. На Девичьем поле были разбиты два огромных шатра, где москвичи целовали крест и евангелие в знак верности польскому королевичу. Присяга длилась неделю, и каждый день устраивались гуляния для московских людей. Через неделю польское войско под покровом ночи вышло из Новодевичьего монастыря, заняло все укрепления Белого города, Китай города и Кремля, и утром москвичи проснулись пленниками. Бояре тайно добровольно пустили последних в Москву.

Слайд № 13 (карта)

Первое ополчение. Первыми против польских захватчиков выступили жители Рязани в 1611 году. В этом городе было создано народное ополчение, которое возглавил Прокопий Ляпунов. К движению присоединились остатки русских тущенцев во главе с Д.Трубецким и И.Заруцким. Ополчение двинулось к Москве. В самой Москве вспыхнуло восстание против поляков. Интервенты по совету бояр-предателей подожгли город. Подошедшие под стены столицы отряды ополчения плотным кольцом окружили интервентов, засевших в Кремле. Руководители ополчения восстанавливали власть по стране. Однако между крестьянами и дворянами разгорелись разногласия, т. к. пункт о возврате беглых крестьян владельцам и о том, что казаки не имеют права занимать государственные должности, вызвал ярость против Ляпунова. В июле 1611 г. П.Ляпунов был приглашен в казачий «круг» и убит. Первое ополчение распалось.

Запись в тетрадь:

1611 год – образование Первого ополчения в Рязани возглавляемого П.Ляпуновым.

3 июня 1611 г. после 20-месячной осады, пал Смоленск. Сигизмунд III объявил, что сам станет царем, а Россия войдет в состав Речи Посполитой. Шведы захватили Новгород. Англия строила планы захвата русского севера. России грозила утрата национальной независимости. Вся западная часть государства оказалась в руках исконных врагов Руси, а по всей стране бродили шайки разбойников и грабили народ, так как никакой власти не было. Казалось, что Московскому государству пришёл конец.

Слайд № 14-15

Помощь церкви:

Патриарх Гермоген и подавляющее большинство священников по городам и деревням деятельно призывали русский народ подниматься на борьбу с поляками, объединиться и восстановить государство и с ним - Святую Русь. Ревностно убеждали русских объединяться для борьбы за Родину. Города начали договариваться между собой о совместных действиях. Патриарх Гермоген за свою деятельность был посажен поляками в тюрьму, но он продолжал писать даже сидя в тюрьме.

Одна грамота патриарха Гермогена попала в Нижний Новгород, в руки земского старосты Козьмы Минина. Был он человеком весьма набожным, умным, энергичным и большим патриотом. Однажды ему явился св. Сергий Радонежский и велел собирать войско для освобождения Руси. Тогда Минин собрал нижегородцев, прочитал им грамоту патриарха и призвал народ выступить против поляков и спасать Родину.

Слайд № 16

Работа с иллюстративным материалом картина « Воззвание Кузьмы Минина к нижегорожцам» Алексей КИВШЕНКО. или «Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам». Событие 1611 года Художник - Константин Маковский.

Вопросы:

    Что вы видите на картине?

    Что на ней изображено?

    Что еще изображено на картине?

    Что происходит на картине?

    Что вы видите здесь такого, что позволяет вам так говорить?

    Где вы это видите, покажите?

    Что находится в центре картины?

    Как вы думаете, на картине изображено «явление» или «событие»? То, что изображено на картине, происходит часто или это единичное явление?

    Как расположены фигуры на картине: поодиночке, группами, строем? Почему?

    Как изображены действующие лица?

    Рассмотрите портрет героя (ев). Какие черты характера героя и особенности его облика подчеркнул художник?

    Какие детали одежды, предметов говорят нам об эпохе, когда происходят эти события?

    Какими деталями художник передает одежды национальную и религиозную принадлежность изображенных персонажей?

    Как художник передал настроение картины?

    В чём ценность информации, которую несёт в себе данное произведение живописи? Или эта информация отсутствует?

    Охарактеризуйте эмоциональный настрой иллюстрации. Какое впечатление производят они на вас?

    Как художник передал эмоциональную и смысловую суть изображаемой сцены?

    Как бы вы назвали эту картину?

    Какие эмоции вызвала данная картина?

    Какое отношение данная картина имеет к теме нашего урока?

Слайд № 17-19

Учитель сообщает: Ребята вы замечательно поработали с иллюстративным материалом, высказали много идей, мнений и предположений, теперь давайте проверим ваши предположения с помощью письменного источника и более подробно углубимся в изучении событий того времени. Совместно выясним, как и к чему на самом деле призывал К.Минин.

Работа с документом:

Источник № 1 (1вариант)

Удастся ли выиграть битву за Москву? Устоит ли, удержится ли Россия, собранная вокруг Москвы, или распадется, расползется на отдельные города?

В Нижнем Новгороде настал день, когда земский староста Кузьма Минин собрал народ на главной городской площади и призвал идти освобождать Москву и не жалеть на то «животов».

В земской избе на сходках Кузьма обращался к народу: «Московское государство разорено, люди посечены и пленены, невозможно рассказать обо всех бедах! Бог хранил наш город от напастей, но враги замышляют и его предать разорению, мы же нимало об этом не беспокоимся и не исполняем свой долг!»

Все, кто не поддался унынию, собрались вокруг Кузьмы. Старейшины помалкивали, теребя бороды. Молодежь их укоряла: «Что в нашем богатстве? Если враги придут, они и нас разорят, как все другие города. Да и устоять ли нашему городу одному?» Самые пылкие и решительные предлагали жертвовать имущество. «Не то что животы, но и дворы свои продадим, жен и детей заложим!» - выкрикивали они. Добровольцы жертвовали имущество на правое дело, на жалованье ратным людям. Женщины вынимали серьги из ушей, без сожаления расставались с драгоценностями. Позже Кузьма даже ввел чрезвычайный военный налог. Община постановила собирать «пятую деньгу», то есть пятую часть со всех доходов и имущества горожан.

Вопросы:

1. Какую деятельность развернул Кузьма Минин для защиты Отечества? (Докажи свое мнение цитатой из текста)

2. Как отреагировали жители Нижнего Новгорода на призыв К.Минина?

3. На какие средства собиралось второе ополчение?

4. Какой налог, с какой целью был введен К. Мининым?

5. Какова роль церкви в организации национально-освободительного движения?

Источник № 2 (вариант № 2)

Для нового ополчения требовался вождь. В смутное время трудно было найти честного и храброго мужа, который бы хорошо знал ратное дело и «который бы в измене не явился». Кузьма Минин назвал имя князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Мир, то есть община, его выбор безоговорочно поддержал. Дмитрий Пожарский не раз участвовал в походах за русскую землю. Он отличился как храбрый воин в боях под Коломной, да и потом не раз выходил победителем из столкновений с вражескими отрядами.

В одном из сражений князь Пожарский получил тяжелый сабельный удар в голову, и кровь заливала глаза. Едва живого, положили его в возок и отправили в Троице-Сергиев монастырь, а потом отвезли выздоравливать в его вотчину, в село Мугреево, недалеко от Нижнего Новгорода. Туда и направились послы из Нижнего и предложили возглавить ополчение.

Князя согласился. Минин и Пожарский известили все города, что они начинают московский поход.

Поляки, засевшие в Кремле, встревожились. Они обратились к патриарху Гермогену, чтобы тот уговорил ополчение не идти на Москву. Но патриарх ответил: «Да будут те благословенны, кто идет на очищение Московского государства, а вы, окаянные московские изменники, будете прокляты».

Вопросы:

1. Назовите имя вождя, которого выбрала нижегородская община для второго ополчения?

2. Почему выбор народа пал на Д.Пожарского?

3. Куда отправились послы за Д.Пожарским?

4. Что предприняли поляки, узнав о деятельности Минина и Пожарского?

5. Поддержал ли патриарх Гермоген второе ополчение? Докажи свою точку зрения цитатой из источника.

Слайд № 22

Запись в тетрадь:

Народное ополчение -

1612 год - образование Второго ополчения в Нижнем Новгороде.

Слайд № 23-26

Учитель сообщает: Народ горячо отозвался на призыв Минина и начал жертвовать деньги, имущество и записываться в ополчение. Командующим ополчения был избран князь Димитрий Михайлович Пожарский, а сбором средств заведовал Козьма Минин.

"Собиратели земель" Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский добились, казалось бы, невозможного.

    Октябрь 1611 г. – март 1612 г. В Н.Новгороде формируется общерусское ополчение.

    Начало марта 1612 г. Народное Ополчение выступило из Н.Новгорода на Москву не совсем обычным маршрутом (не кратчайшим путем через Муром и Владимир), а через Ярославль и города Северо-Восточной Руси с целью пополнения рядов ополчения и провианта. Ратников – ополченцев в русских городах встречали колокольным звоном, хлебом-солью.

    Конец марта – июль того же года. В Ярославле продолжается подготовка к освобождению Земли Русской от оккупантов, обучение воинов.

    27 июля. Народное Ополчение выступило из Ярославля на Москву.

    22-24 августа. Народное Ополчение разгромило армию гетмана Ходкевича, который спешил с большим войском на помощь осажденным полякам в Москве.

    В Москве свирепствовал страшный голод. Цены на продукты были невероятно высоки. Весь хлеб съели и стали печь лепешки с лебедой. Потом не стало и их. Съели всех кошек и собак, стали сдирать кору с деревьев. Поговаривали даже о случаях людоедства. Польский гарнизон разлагался и таял, как весенний снег. От трех тысяч человек за два месяца осталась едва ли половина, да и те были уже не солдаты.

    22 октября. Народное Ополчение штурмом освободило Китай-город.

    26 октября. Оккупанты, засевшие в Московском Кремле, с позором капитулировали.

Москва была полностью освобождена. Но мало было взять Москву. Необходимо было восстановить государственность России, а затем – удержать и всемерно укреплять ее.

Минин и Пожарский непосредственно и деятельно участвовали в подготовке и проведении Земского собора, который призван избрать нового царя. Шведскому претенденту королевичу Карлу Филиппу через посланника недвусмысленно отвечено: "У нас и на уме нет взять иноземца на московский престол!"

Руководство второго ополчения настояло на созыве Земского собора - законного органа власти русского государства для избрания царя. Сразу же после освобождения Москвы в октябре 1612 г. по городам были посланы грамоты о присылке в Москву выборных людей, по 10 представителей от каждого города, для "Государева обиранья". К январю 1613 г. выборные от 50 городов собрались в Москве и, вместе с высшим духовенством, уцелевшими боярами и представителями Москвы, составили Земский Собор.

Больше месяца предлагались различные кандидатуры и шли обсуждения. Но вот 7 февраля казачий атаман и два выборных дворянина предложили Собору имя сына митрополита Филарета, (в миру боярина Федора Никитиче Романова, родственника Ивана Грозного и его сыновей по женской линии), 16-тилетнего Михаила Фёдоровича Романова. 21 февраля 1613 г. Михаил Романов был провозглашён царём Московского государства и Собор принёс ему присягу. Так закончилось Смутное время в России, но очень тяжелыми были его последствия, в трудное время пришлось править молодому царю Михаилу.

Слайд № 27-28

Запись в тетрадь:

1613 год – Избрание Михаила Романова царем

Слайд № 29

Последствия Смуты:

    Экономическая разруха:разорены были сельское хозяйство, ремесла, угасла торговая жизнь

    Обнищание народа

    Ухудшение международного положения и потеря ряда территорий

    Воцарение новой династии

Слайд № 30

Вопросы:

    Кого и почему мы можем назвать народными героями?

    Почему весь народ поднялся на борьбу с захватчиками?

    Какова роль народа в ликвидации Смутного времени, изгнании иностранных интервентов и восстановлении русской государственности?

    Вывод: Смутное время показало, что в объединении всех народов России, в их сплочении ради великой цели есть залог успеха и процветания Родины. Главным итогом Смутного времени стало то, что русский народ смог отстоять национальную независимость и утвердить на престоле национальную династию.

    Звон колокола – благовест

    Скажите, чем отличается звон колокола в начале и конце урока?

    Какие чувства, эмоции вызывает у вас эти звоны?

    Почему именно такая последовательность колокольного звона в начале и конце урока?

(Набат- страх, ужас, тревога - пик Смутного времени, Благовест - окончание Смуты, изгнание интервентов, воцарение новой династии)

Рефлексия:

Благодарю Вас, ребята. Вы замечательно сегодня работали! А сейчас давайте вы поделитесь своими впечатлениями, которые получили на уроке, методом незаконченного предложения:


1. Я узнал (а), что ________________________


2. Я был удивлен (а) тем, что _______________


3. Мне понравилось, что __________________

4. Мне более всего запомнилось, что_______________

Домашнее задание

1. §3, чтение, пересказ.

2. Подготовить письменный ответ на цитату православного философа И.Ильина.

" Воинское дело есть дело трудное, скорбное и трагическое. Но необходимое и служащее благой цели ».

3. Подготовить доклады на следующие темы:

а) «Лукавый царедворец Василий Шуйский», Лит-ра: Абрамович Г. В. Князья Шуйские и российский трон. - Л., 1991; Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. - Кн. I. - М., 1990; Либрович С. Ф. Царь в плену: исторический очерк о В. Шуйском. - М., 1990.

б) «Подвиг Смоленска во время Смуты». Лит-ра: Авраамий Палицын. Сказание. - М.-Л., 1955; Платонов С. Ф. Очерки по истории Смуты. Любое издание; Скрынников Р. Г. Самозванцы в России в начале XVII в. - Новосибирск, 1990.

в) «Вклад русской православной церкви в окончании Смутного времени».

Выставление отметок.


План урока

  • Распад тушинского лагеря.
  • Семибоярщина - 1610-1612гг.
  • Первое ополчение 1611 г
  • Второе ополчение.
  • Освобождение Москвы.
  • Воцарение династии Романовых.

Смутное время (схема).

Обострение отношений внутри служилого сословия

Династический кризис

Хозяйственный кризис

Закрепощение крестьян

Политика соседних государств

Смута

Интервенция Речи Посполитой и Швеции

Крестьянская война (1606-1607)

Боярское правление

Гражданская война

Боярский царь В.Шуйский(1606-1610 )

Деятельность самозванцев

Лжедмитрий I(1605-1606)

«Семибоярщина»(16010-1612)

Лжедмитрий II(1607-1610)

Угроза утраты независимости России

Народные ополчения (1611-1612)

Земский собор избрал царём Михаила Романова (1613)


1. Распад тушинского лагеря

  • Неудачи в боях со Скопиным-Шуйским привели к конфликтам в тушинском лагере.
  • Польские наёмники стали требовать плату за службу, но в ответ слышали обещания.
  • Ситуация ещё больше обострилась с вторжением в Россию войск польского короля.
  • В тушинском лагере начался развал. В декабре 1609 г. самозванец, переодевшись в крестьянскую одежду, бежал в Калугу.
  • Большинство же тушинцев во главе с патриархом Филаретом видели выход в приглашении на российский престол сына польского короля Владислава
  • Однако распад тушинского лагеря не привёл к окончательной ликвидации движения Лжедмитрия II.
  • Самозванца продолжало поддерживать население ряда территорий, не разграбленных тушинцами. А после разгрома войска Василия Шуйского под Клушином отряды самозванца оказались единственной военной силой, способной остановить наступление польского войска на Москву..

Отечество в опасности!

Распад «тушинского лагеря» и подготовка Лжедмитрия II к походу на Москву.

1609 г.

Заговор против Василия Шуйского, его свержение и насильный постриг в монахи.

1610 г.

Приход к власти Боярской думы во главе с Ф.Мстиславским – правление «семибоярщины»


Семибоярщина - 1610-1612гг.

Заключили договор о призвании на русский престол

польского королевича Владислава под условием

принятия им православия

в Москву и в Кремль польские войска

Лжедмитрий II бежал в Калугу, где был убит своими же охранниками

Польский король Сигизмунд III

затягивал переговоры, намереваясь

захватить Московское государство и

присоединить его к своим владениям

Смута получила характер национальной войны,

в которой русские стремились освободиться от гнета интервентов



Первое ополчение 1611 г.

Создано в феврале-марте 1611 г.

Руководители:

Рязанский воевода Прокопий Ляпунов

Князь Дмитрий Трубецкой

Атаман Иван Заруцкий

В апреле 1611 г. заняли Белый город

Ополчение распалось. Под столицей остались лишь казачьи отряды.

Тем временем

в июне 1611 г. поляки

заняли Смоленск


Второе ополчение

Создано в конце 1611 – начале 1612 гг.

Руководители:

Земский староста Кузьма Минин

Князь Дмитрий Пожарский

К.Маковский.

Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям.


Освобождение Москвы

В августе 1612 г. разгромили войска

гетмана Ходкевича

В ноябре 1612 г. было объявлено

о созыве Земского собора для избрания царя


Земский собор 1613 года

Претенденты на русский престол

Польский царевич Владислав, шведский принц Карл-Филипп, сын Марии Мнишек и Лжедмитрия II Иван, представители боярских фамилий Трубецкие и Романовы.


Призвание на царство Романовых –

Михаила Фёдоровича

Около двух месяцев обсуждался вопрос о выборе нового царя.

После жарких споров царём был избран 16-летний Михаил Фёдорович Романов, сын тушинского патриарха Филарета, родственник по материнской линии царя Фёдора Ивановича


  • Охарактеризуйте позицию патриарха Гермогена в отношении призвания на российский престол польского королевича Владислава.
  • Какова в целом была роль Русской православной церкви в годы Смуты?
  • Почему распался Тушинский лагерь
  • Какое значение имело освобождение Москвы от поляков Вторым ополчением?
  • В связи с чем потребовалось избрание на российский престол нового царя? Почему выбор пал на Михаила Романова?

Повторение.

Задание: Подпишите личности, изображенные на фото.

Минин Годунов Пожарский

Шуйский Лжедмитрий I Лжедмитрий II


Домашнее задание

  • Параграф 16
  • Вопросы.стр.28-29