Основная мысль произведения мцыри. Сочинение «Тема и идея поэмы «Мцыри» Лермонтова

Всё творчество Лермонтова пронизывает образ Кавказа. Гордые вольные люди, величественная и властная природа с юных лет впечатляли поэта, что проявляется уже в ранних его стихотворениях. Он не обходил стороной и одну из основных тенденций литературы первой половины 19 века – изображение романтического героя. И вот эти две главных темы сошлись в одном из лучших сочинений автора – поэме «Мцыри».

Для этого произведения невероятно важен исторический контекст – те события, которые повлекли за собой плен Мцыри. В России первая половина девятнадцатого столетия – это эпоха покорения кавказских земель. Это не только присоединение территорий к Российской империи, но и подчинение горных народов православию и царской власти. Вполне возможно представить себе, как грузинский мальчик, оставшийся сиротой после очередного сражения, попадает на воспитание в православный монастырь. История знает такие примеры: таково было детство художника П. З. Захарова. Существуют предположения, что Лермонтов взял в основу сюжета рассказ монаха, которого встретил на военных дорогах Грузии. Обращался автор и к местному фольклору, о чём свидетельствует сцена схватки с барсом: в основу этого эпизода легла народная песня о юноше и тигре.

Поэма «Мцыри» написана Лермонтовым в 1839 году. Она много редактировалась во избежание запрета цензуры. В основном, были убраны фрагменты, в которых особенно воспевается свобода, или звучат антиправославные мотивы.

О чем произведение?

Действие в книге происходит на Кавказе. В начале поэмы Лермонтов воспроизводит предысторию о том, как главный герой попал в монастырь: русский генерал вёз пленного ребенка. Мальчик был очень слаб, и его приютил в своей келье монах, тем самым священнослужитель спас ему жизнь. Суть «Мцыри» заключается в том, чтобы выразить его протест против этого спасения в неволе, которое не только губит его, но еще и мучает.

Основную часть поэмы составляет исповедь главного героя. Вот, о чем там говорится: пленник признаётся, что был несчастлив все эти годы, стены монастыря для него равносильны тюрьме, здесь ему не найти понимания. За 3 дня вне плена молодой человек проживает целую жизнь.

Во-первых, юноша вспоминает свои детские годы, отца. Он ощущает в этот период своё предназначение, осознаёт, какая кровь течет в его жилах.

Во-вторых, он встречает молодую грузинку, которая шла за водой. Возможно, это первая девушка, которую он видит за последние несколько лет.

В-третьих, у него происходит схватка с барсом. Герой инстинктивно сражается со зверем, ведь в стенах монастыря его не могли научить боевым искусствам. Чувство опасности пробудило в нём его истинное воинственное начало, и юноша побеждает врага.

Истощенный и израненный, к концу третьего дня блуждания, беглец вынужден с горечью признаться себе: не зная, куда идти, он сделал круг и вернулся к своей злосчастной тюрьме – монастырю. Умирая, он завещает похоронить себя в саду, где цветёт акация.

Жанр и направление

Трудно представить себе эпоху романтизма в литературе без жанра поэмы. «Мцыри» входит в тематическую группу сочинений Лермонтова о романтическом герое. Написанные ранее «Боярин Орша», «Исповедь» предвосхитили поэму о сбежавшем послушнике.

Более точное определение жанра «Мцыри» — романтическая поэма. Одной из характерных черт произведения является отражение идей героя. Юноша стремится к свободе, для него воля – цель жизни, главное счастье. Ради своей мечты он готов пожертвовать жизнью. Всё это позволяет считать Мцыри романтическим героем.

Не только Лермонтов в своём творчестве разрабатывал такой особый жанр поэмы. В первую очередь, можно сравнить «Мцыри» с поэмой К.Ф. Рылеева «Наливайко», сюжет которой восходит к эпохе борьбы казачества за независимость.

Другой особенностью романтической поэмы является исповедальный характер, что также свойственно «Мцыри». Исповедь содержит, как правило, повествование о надеждах и мечтах героя, его признания, порой неожиданные. Откровение отражает силу его духа, характер.

Главные герои и их характеристика

Для определения образа главного героя необходимо учитывать, что значит слово «мцыри». В грузинском есть два значения: послушник и пришелец. Изначально Лермонтов хотел назвать поэму «бэри», что по-грузински – монах, но именно «мцыри» максимально отражает сущность персонажа.

Почему Мцыри совершил побег? Его не пытали в монастыре, не заставляли делать непосильную работу. Однако же были причины, из-за которых герой страдал. Во-первых, мечтою юноши было обретение близкого человека, пусть не родственника, но одной нации, одной крови. Выросший сиротой, он мечтал хотя бы на мгновение ощутить тепло понимающей души. Другая цель героя – воля. Годы, проведённые в келье, он не может назвать жизнью, только на свободе он смог осознать, кто он есть на самом деле.

Важно отметить, что, несмотря на неудачу, персонаж «Мцыри» не жалуется на судьбу, он не проклинает себя, а уверенно принимает это испытание и даже радуется, что его мрачную жизнь украсили эти три дня.

Невозможно создание образа романтического героя без мотива любви. Эту цель несёт в себе упоминание в исповеди о молодой грузинке, когда юноша сам признаётся: «думы пылкие мои//Смутились…». и его мысли подробно описаны нами в сочинении.

В своей схватке с барсом герой проявил невероятную смелость и стойкость, риск и энергия сражения пробудили в нём дух предков, но молодому человеку не суждено обрести свободу и счастье. Таково авторское воплощение темы рока в образе Мцыри.

Темы

  • Свобода. Эта тема пронизывает поэму на двух уровнях. Первый – глобальный: Грузия подчиняется Российской империи, второй – касается лично главного героя поэмы: он мечтает о вольной жизни. Мцыри не желает смиряться со своим пленом в монастыре и совершает побег. Но от своей судьбы ему не уйти, и юноша через три дня, сделав круг, возвращается к ненавистным стенам.
  • Одиночество. Одной из причин побега был поиск близких по духу и крови людей. Мцыри одинок среди священнослужителей, он, скорее, чувствует своё родство с природой, чем с ними. Молодой человек вырос сиротой, он чужой для обоих миров: и для монастыря, и для горцев. Храм для него – плен, а к самостоятельной жизни, как показал его побег, послушник оказался не приспособлен.
  • Война. Герой «Мцыри» не участвовал в сражениях, но был рожден для них. Его отец был мужественным защитником своего народа, но его сын стал жертвой войны. Именно она оставила мальчика сиротой, именно из-за неё он не знал семьи, ласки, счастливого детства, а только монастырь и молитвы.
  • Любовь. Несчастный изгнанник не знает, что такое семья, у него нет друзей, все светлые воспоминания обращены детству. Но встреча с молодой грузинкой пробуждает в герое новые чувства. Мцыри понимает, что счастье возможно и сейчас, только бы найти верную дорогу, но жизнь распорядилась иначе.

Проблематика

Проблема угнетения личности всегда волновала Лермонтова. Поэт горячо любил Кавказ, бывал там в детстве, несколько раз был отправлен туда на войну. Исполняя свой долг перед родиной, писатель воевал и мужественно сражался, но, в то же время, в глубине души он сочувствовал невинным жертвам этой политической кампании. Эти свои переживания Михаил Юрьевич выразил в образе главного героя поэмы. Казалось бы, Мцыри должен быть благодарен генералу, ведь по его милости не погиб еще ребёнком, но своё пребывание в монастыре он жизнью назвать не может. Так, изобразив жизнь одного, автор показал судьбу многих, что позволило читателям совершенно по-иному взглянуть на Кавказские войны. Таким образом, творец затронул и политические, и социальные проблемы, вытекающие из любого насильственного действия со стороны государства. Официально воюют только солдаты, но в реальности в кровавый круговорот вовлечены мирные жители, семьи и судьбы которых – разменная монета для реализации масштабных планов его величества.

Идея произведения

Поэма построена на антитезе свободы и плена, но в контексте эпохи, когда жил и творил Лермонтов, эти понятия имели гораздо более широкое значение. Неслучайно, опасаясь цензуры, поэт самостоятельно правил и вычеркивал некоторые фрагменты. Неудачное бегство юноши можно рассматривать как аллегорию на Декабрьское восстание: неволя монастыря – гнёт самодержавия, обреченная на неудачу попытка освободиться – выступление декабристов. Таким образом, основная мысль в «Мцыри» была зашифрована и скрыта от властей, чтобы читатели смогли ее найти между строк.

Так Лермонтов отзывается в поэме не только на проблему покорения кавказских народов, но и на события 1825 года. Автор наделяет героя не только смелостью, выносливостью и бунтарским характером, молодой человек благороден, несмотря на свою печальную судьбу, он ни на кого не держит зла. В этом и смысл «Мцыри» — показать мятеж души без зла и жажды мести, чистый, красивый и обреченный порыв, каковым стало восстание декабристов.

Чему учит?

Поэма заставляет задуматься о том, что у любой военной победы есть и своя обратная сторона: Грузия была присоединена к России в 1801 году, однако при этом пострадали не только армии, но и мирные жители, ни в чём не повинные дети, как главный герой «Мцыри». Главная мысль в поэме «Мцыри» — гуманистическая: это не должно повториться вновь.

Лермонтов призывает бороться и противостоять судьбе до конца, никогда не терять надежды. И даже в случае неудачи не роптать на жизнь, а мужественно принимать все испытания. Поскольку поэт наделил своего персонажа всеми этими качествами, читатель воспринимает его, несмотря на неудачный и спонтанный побег, не как несчастную жертву, а как истинного героя.

Критика

Литературный мир с восторгом принял поэму «Мцыри». Лермонтова начали осыпать похвалами за его творение ещё до выхода произведения в печать. Например, А. Н. Муравьев вспоминает о прочтении автором только что написанной книги: «…никакая повесть не производила на меня столь сильного впечатления». С.Т. Аксаков в «Истории моего знакомства с Гоголем» пишет о прекрасном авторском прочтении «Мцыри» на именинах Гоголя в 1840 году.

Наиболее авторитетный критик того времени В.Г. Белинский очень высоко ценил это произведение. В своей статье о поэме «Мцыри» он подчеркивает, насколько удачно поэтом выбраны размер и ритм и сравнивает звучание стихов с ударами меча. Он видит в книге отражение личности Лермонтова и восхищается изображением природы.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Тема свободы в русской литературе поднимается очень часто. Писали о свободе и Пушкин, и Гоголь, и множество других выдающихся творцов. Обращался к теме свободы и Лермонтов, более того, он, как писатель-представитель романтизма, развивал ее особенно вдохновенно. Тема свободы звучит во многих его поэмах – «Беглец», «Монах», «Демон» – во всех этих произведениях таки или иначе исследуется стремление человека к воле. Тема «Мцыри» тоже не становится исключением.

Поэма «Мцыри» написана в форме исповеди молодого монаха. Воспитанный в монастыре, вдали от родины, он не забыл ни своей страны, ни своей семьи. Поэтому незадолго до пострига он совершает побег, надеясь добраться домой. Побег, казалось бы, завершается неудачно: едва живого беглеца приносят в монастырь, где он вскоре и умирает. Однако за внешней неудачей Лермонтов раскрывает глубокую художественную идею «Мцыри»: за свободу нужно бороться, не обращая внимания на препятствия.

«Я знал одной лишь думы власть,
Одну, но пламенную страсть»

Так говорит Мцыри о своей мечте. Вся его жизнь была подчинена желанию вырваться на свободу, и он ее осуществил. Отдать всего себя за свой идеал – именно к этому стремится герой Лермонтов. Нетрудно догадаться, что такова позиция и самого автора. Он соединяет в поэме две идеи: идею свободы и патриотическую идею. Любовь к Родине и стремление к свободе – для Мцыри эти два понятия неразрывны.
Время, в которое жил Лермонтов, было для России нелегким временем. Не так давно закончилась кровопролитная война с Наполеоном, но герои той войны уже уходили в прошлое. На смену им приходила эпоха реакции. Неудавшееся восстание декабристов окончательно перечеркнуло мечты современников Лермонтова о лучшей, вольной жизни. Выражать свои мысли прямо в николаевской России было опасно, и оттого поэт прибегает к иносказанию. Суть «Мцыри» – в выражении гражданской позиции автора, но свои размышления он переносит в другую страну, в Грузию, которая в то время тоже управлялась Россией: «Такой-то царь, в такой-то год, Вручал России свой народ».

Мцыри – идеальный герой, он прекрасен и душой, и телом, он смел и непримирим. Такими бы хотел видеть Лермонтов своих современников, но, как он сам понимает, на них, как и на Мцыри, оставила свою печать тюрьма. Мцыри сравнивается с тюремным цветком, выросшим в неволе и боящимся солнца. Едва «добрая рука» переносит этот цветок в «прекрасный сад» свободы, как он тут же увядает от солнечных лучей. И так в поэме тема свободы раскрывается с еще одной стороны: со стороны подготовленности каждого человека к получению этой свободы. Декабристы призывали к освобождению простого народа, однако потерпели неудачу. Лермонтов понимает: освобождение должно прийти не со внешней, а с внутренней стороны. Каждый человек должен стать свободным прежде всего в своей душе, – такова идея «Мцыри».

И у главного героя это получается: не добравшись до родных мест, он все-таки не смирился со своей судьбой. Последний взгляд его, умирающего, обращен на Кавказ. Можно сказать, что после смерти он все же обретет желанную свободу.

Для раскрытия основной темы свободы поэт обращался и к частным темам, которые помогают посмотреть на нее с разных сторон. Темы поэмы «Мцыри» Лермонтова переплетаются между собой, образуя сложное художественное единство. Это – темы человека и природы, человека и общества, тема одиночества и, разумеется, любви.

Тема взаимоотношений человека с природой становится одной из основных в поэме. Через пейзажи Кавказа Лермонтов изображает внутренний мир героя. Все, увиденное и описанное Мцыри, характеризует его как сильного и свободного человека, не приспособленного к монастырской жизни. Так, характерны эпизоды с бушующим потоком, к которому спускается герой, преодолевая опасность упасть, с грозой, с ночью в лесу и безжалостным полуденным зноем. Первозданная, дикая природа Кавказа становится для Мцыри своеобразным испытанием – и он с честью его проходит. Кульминацией этого испытания становится победа над барсом. Этот бой описан Лермонтовым очень поэтично, с использованием разнообразных художественных средств. Поэтому картина борьбы Мцыри с хищным зверем выглядит прямо-таки устрашающе. Но ничто не может испугать самого юношу, поскольку это его родной край и естественная среда обитания.

Однако в то же время сердце Мцыри открыто и для красоты, он отмечает мельчайшие изменения в природе, восхищается привольностью открытых полей. Его восприятие природы глубоко поэтично. Растущие вместе деревья он сравнивает с танцующими людьми, в шуме ручья и листьев ему слышатся голоса, разговаривающие о тайнах бытия. Так Лермонтов опровергает точку зрения монахов, считавших Мцыри просто дикарем. Да, для Мцыри смысл жизни заключается в бунте и свободе. Но это совсем не мешает ему видеть окружающий мир во всей полноте, вот о чем говорит поэт.

Тема любви, ключевая для многих произведений Лермонтова, здесь дается лишь полунамеком, в эпизоде встречи с грузинкой у ручья. Девушку, бывшую, скорее всего, христианкой, поэт одевает в чадру – родную одежду для сестер Мцыри. Тем самым девушка становится лишь еще одним символом родины для Мцыри, и ничем большим. Такой отказ от развития любовной темы связан, очевидно, с желанием Лермонтова полностью сосредоточиться на основной теме поэмы, свободе. Любовная же коллизия могла запутать сюжет и сделать его в результате менее выразительным.

Тема человека и общества неразрывно связана в поэме с темой одиночества. Для изображения этой темы Лермонтов выбирает монастырь, сузив все общество до одного монаха. Об остальных обитателях монастыря читатель не знает ничего, однако можно догадаться, что и они относились к Мцыри недружелюбно. Мы видим противостояние двух сил: монаха, воспитывающего Мцыри в духе покорности и смирения, и Мцыри, отвергающего такую жизнь.

«…прекрасный свет
Тебе постыл; ты слаб, ты сед,
И от желаний ты отвык»

Такими словами описывается в поэме монах. Монастырь стал его домом и его же тюрьмой, но Мцыри с этим смириться не может, он вырывается «от келий душных и молитв» на волю. Такая точка зрения неприемлема для монаха, и между ними зарождается конфликт. Монах выслушал исповедь Мцыри, но понять и принять он ее не может: слишком уже велика между ними пропасть.

«…понять не мог
Он этих жалоб и тревог,
И речью хладною не раз
Он прерывал его рассказ»

Мцыри умирает непонятым, но его это не пугает, ведь такова, по сути, судьба всех романтических героев. И здесь тема противостояния обществу переходит в тему одиночества. Нестандартные идеи и устремления редко воспринимаются окружающим миром, оттого сильная личность зачастую оказывается в полном одиночестве. Лермонтов отлично знал, о чем он пишет, поскольку и самого его ждала такая же участь.

«И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…»

Так он напишет через год после завершения «Мцыри».

В образе монаха Лермонтов изображает все реакционное общество своего времени, столь же негативно реагирующее на любые свободные высказывания. И намек был понят, ведь после издания «Мцыри» в 1840-м году на поэта обрушился шквал критики. «Если человек «добровольно не смиряется, так его смирят и выбьют-таки из него этот могучий дух», – вот как высказывается по поводу «Мцыри» один из критиков. Обещание «выбить могучий дух» при этом относилось, разумеется, не к Мцыри, а к самому Лермонтову… Но свободолюбивый герой поэта понравился читателям, пробудив в них новые, смелые мечты и желания. Поэма получила огромную известность, имя же критика сегодня никто не вспомнит. Так основная идея поэмы «Мцыри» Лермонтова еще раз подтвердилась самой жизнью: никто не может отнять у человека свободы, если он действительно к ней стремится.

С момента написания «Мцыри» прошло уже немало лет, но образ его все так же любим многими. Свобода по-прежнему привлекает людей, и это главный показатель того, что произведение «Мцыри» не может ни устареть, ни забыться.

В данной статье описываются основная тема и смысл поэмы, эта информация будет полезна ученикам 8 класса при подготовке сочинений на тему «Основная тема поэмы «Мцыри»».

Тест по произведению

Что же такое тема? Если говорит просто и банально, то тема - это то, вообще ради чего было написано произведение, то есть тема отображает весь смысл того или иного произведения. Без темы, ни одно произведение жить не может. Зачастую писатели и авторы используют самые различные темы для написания своих произведений, а бывает и так, что в одном и том же произведении задействовано сразу несколько тем. Так или иначе, одна или несколько ли тем в произведении, они все должны быть объедены одним смыслом, а иначе произведение попросту не получиться.

Тема знаменитой поэмы "Мцыри" - это изображение сильной, непоколебимой, честной и справедливой личности, парня, который изо всех своих сил рвется на волю, на свою единственную, горячо любимую родину из непрестанных и тяжелых для него мест.

Раскрывая эту главную и по сути основную тему всего произведения, Лермонтов Михаил Юрьевич старается поставить и так же раскрыть дополнительные частные темы, которые так же важны в данном произведении, представляя собой различные его грани и стороны: взаимодействии человека и окружающей его природы, нерушимую связь человека с его родиной, с родными и близкими людьми, горесть и тяжелые годы вынужденного одиночества, и в конце концов смирение со своей судьбой, которую человек не в силах изменить.

Всё произведение от первой до последней строчки автор постарался как можно сильнее пропитать главной идеей, борьбой за свободу и единство, протестом, против обстоятельств, которые человек увы не в силах изменить.

Счастье в данной поэме главный герой видит в том, чтобы обрести такую желанную свободу и оказаться в родных местах.

Тема и идея в поэме «Мцыри» М.Ю. Лермонтова

Лермонтов несколько лет служил на Кавказе. Он очень любил эти места. Неоднократно путешествовал по различным горным монастырям и храмам. Во время одной из поездок на обочине дороги ему встретился одинокий монах, который рассказал ему свою грустную историю.

Он поведал о том, что в одном из горных селений, его тогда еще совсем маленького мальчика, определили в миссию к русскому генералу. Он увез мальчика далеко от родных мест. По дороге ребенок заболел, и его оставили в одном из монастырей. Болезнь была тяжелой, а выздоровление долгим и томительным. Все, что окружало мальчика, было для него чужим и не привычным. Но ему пришлось провести в этом заточении многие и многие годы.

Его свободолюбивая натура требовала воли и простора, а получала молитвы и посты. Но он не сдавался. Несколько раз убегал, долго прятался в горах, но голод и слабость привели его обратно, за монастырские стены. Все, что Лермонтов услышал, очень взволновало его и вдохновило на создание поэмы. Это лиро-эпическое произведение, в котором рассказывается о судьбе героя – молодого монаха, сильного и смелого мальчика- юноши, взятого в плен и выросшего за монастырскими стенами. Это главная тема стихотворения. Поэма состоит из вступления, рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди молодого послушника. Во главу угла поставлен сильный характер центрального героя.

Жизнь в монастыре бедна на события. Юноша страдает от той жизни, которую он вынужден вести. Смирение - не его стихия. Он борец и считает, что даже только три дня на свободе для него лучше, чем существование в затворничестве. Для него смерть предпочтительнее пребыванию в монастыре. Поэт подробно описывает эти дни на воле. Для его героя они так важны. Вольность – это, то к чему молодой «затворник» стремится. У него нет друзей. Его жизнь никого не интересует. Он рассказывает о ней совершенно постороннему человеку чернецу, которого случайно встретил, а промолчать не смог, так как его переполняют чувства, а сокровенные мысли рвутся на волю.

Так в повествовании раскрывается внутренний мир героя. Его мировоззрение сформировалось в стенах монастыря, но это мысли свободного горца, который с молоком матери впитал дух гордости и достоинства. Что невозможно сломить ничем. Не сумев попасть в родные места, он готов уйти из жизни, и последние его мысли о родине, свободе и жизни.

Несколько интересных сочинений

  • Значение Слова о полку Игореве в русской литературе сочинение

    Жил в Ледовитом океане то ли Рыба, то ли Кит, в общем, добрый Рыба-Кит. Жил хорошо, плавал на просторе, отдыхал на льдинах, смотрел представления морских котиков. На льдинах котикам было скучно и холодно, и они устраивали цирковые представления

Цель урока: создать условия для знакомства учащихся с историей создания поэмы, содействовать развитию умений учащихся выявлять структурные особенности произведения

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Мцыри». История создания поэмы, тема и идея произведения, значение эпиграфа. Композиция.

Цель урока: создать условия для знакомства учащихся с историей создания поэмы, содействовать развитию умений учащихся выявлять структурные особенности произведения

Словарная работа.

Поэма - крупное стихотворное произведение с развернутым сюжетом. Относят поэмы обычно к лиро-эпическим произведениям, так как, рассказывая о судьбе своих героев, рисуя картины жизни, поэт высказывает в поэме собственные мысли, чувства, переживания.

Тема - изображение характеров и ситуаций, взятых автором из реальной действительности и определенным образом преображенные в системе данного художественного мира. (Это то, о чем пишет автор.)

Идея - главная, обобщающая мысль в художественном произведении, отражающая отношение автора к действительности и выступающая через всю систему образов.

Сюжет - основные эпизоды событийного ряда литературного произведения в их художественной последовательности (то есть в последовательности, которая предусмотрена композицией данного произведения).

Композиция - построение художественного произведения, структура соединения отдельных частей в одно целое.

Ход урока

Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни к одному,

Но только пьяную тревогу,

Я променял бы, если б мог.

М.Л. Лермонтов «Мцыри».

1. История создания поэмы. Слово учителя.

В 1837 году Лермонтов задумался написать «записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре; кроме священных, книг не читал. Страстная душа томится. Идеала...» От этой записи до появления «Мцыри» прошло восемь лет. За это время Лермонтов несколько раз возвращался к задуманному сюжету. Сперва он пишет поэму «Исповедь», действие которой происходит в Испании в середине века. Герой «Исповеди» - монах, нарушивший обет, полюбивший монахиню и осужденный за это на смерть. В 1835 - 1836 годах появляется поэма «Боярин Орша>, герой которой, Арсений, бесправный раб могущественного боярина, воспитанный в монастыре, влюбляется в барышню и также предал суду монахов, но ему удается бежать. В этих двух произведениях, где большое место занимает монологи - исповеди, есть строки, которые позже вошли в поэму «Мцыри>, написанную в 1839. Именно в ней замысел Лермонтова нашел наиболее совершенное воплощение.

действие поэмы происходит в Грузии, которую Лермонтов хорошо знал. Возникновение замысла биограф Лермонтова П.А. Висковатов связывает с путешествием поэта по старой Военно-Грузинской дороге. Тогда Лермонтов посетил древнюю столицу Грузии, город Мцхета рядом с Тбилиси), расположенную в месте слияния рек Арагва и Куры; собор Светицховели, где находятся могилы последних грузинских царей Ираклия II и Георгия ХII. Там, по свидетельству родственников

Лермонтова А.П. Шан-Гирея и А.А. Хастатова, Лермонтов встретил одинокого монаха, который рассказал ему свою историю. Горец по рождению, он ребенком был взят в плен генералом Ермоловым. В дороге мальчик заболел, и Ермилов оставил его в монастыре. Маленький горец долго не мог привыкнуть к монастырской жизни, тосковал и делал попытки убежать на родину. Последствием одной такой попытки была долгая тяжелая болезнь, едва не убившая его. Однако в конце концов он смирился со своей долей и провел жизнь в стенах древней обители.

Прообразом описанного в поэме монастыря стал монастырь Джвари, стоящий на горе напротив Свети Цховели, на другой стороне реки.

II. Выразительное чтение поэмы учителем.

В сильном классе поэма читается дома самостоятельно.

для классов неподготовленных- составление плана поэмы с записью в тетрадях.

III. Беседа по прочитанной поэме.

Цель - выявить отношение учащихся к произведению Лермонтова.

Какие впечатления произвело произведение Лермонтова на вас?

Какие сцены в поэме наиболее запомнились?

Каким вы представляете себе главного героя?

Какие чувства вызывает у вас герой поэмы? Менялись ли они в процессе чтения?

Каким вы назовете главное настроение поэмы?

(Грустное, печальное; тяжелое, безысходное; свободное и грустное одновременно; появляется ощущение одиночества и счастья, веры в победу.)

IV. Определение темы и идеи произведения.

Перечитаем эпиграф к поэме. Он взят из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане, юноше «негодном и непокорном>, как в пылу гнева назвал его отец. Однажды Саул дел клятву: кто из его воинов вкусит хлеба до вечера, пока он не отомстит своим врагам, тот будет проклят и погибнет. Ионафан нарушил клятву. Самовольно напав на врагов и разгромив их, он, смертельно усталый, в лесу обмакнул палку в сот медовый «и обратил рукою к устам своим, и просветлели глаза его». Саул, узнав об этом, решил умертвить сына. Ионафан сказал: «Я отведая концом палки, которая в руке моей, немного меду, и вот я должен умереть». Но народу сказал Саулу: «Ионафану ли умереть, который доставил столь великое спасение Израилю? Да не будет этого. И освободил народ Ионафана, и не умер он».

Как вы думаете, с какой интонацией - смирения или протеста- произнес эти слова Ионафан, отвечая Саулу?

Первоначально эпиграфом к поэме «Мцыри» Лермонтов хотел избрать французское изречение Родина бывает только одна. Почему, по-вашему, поэт отказался от такого эпиграфа и обратился к Библии («Вкушая, вкусил мало меда, се аз умираю»)?

Как эпиграф связан с темой и идеей произведения?

Тема «Мцыри» - изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решивший ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней:

И в час ночной, ужасный час,

Когда гроза пугала вас,

Когда, столпясь при алтаре,

Вы ниц лежали на земле,

Я убежал.

Идея - лучше 3 дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря, где человек не живет полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.

V. Сюжет и композиция поэмы.

1. Группа вопросов, преследующая цель обеспечить усвоение школьниками содержания поэмы:

Что видел Мцыри на свободе?

Что делал он, вырвавшись из монастыря?

Что узнал о себе герой за три блаженных дня?

Почему так кратко изложение жизни Мцыри в монастыре?

(Жизнь в монастыре не очень красочна, а З дня свободы стали целой жизнью. Да и о чем писать- о страданиях?)

2. Каков сюжет поэмы?

(Он прост: история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшийся попытке бежать из монастыря. Жизнь Мцыри бедна внешними событиями; мы узнаем лишь, что герой никогда не испытал счастья, с детства попал в плен, перенес тяжелую болезнь и оказался одиноким в чужом краю и среди чужих ему людей, монахов. Юноша делает попытку узнать, зачем живет человек, для чего он создан. Бегство из монастыря и трехдневное скитание знакомят Мцыри с жизнью, убеждают его в бессмысленности монастырского скитания, приносят ощущения радости жизни, но не приводят к желанной цели - вернуть родину и свободу. Не найдя пути в родную страну, Мцыри снова попадет в монастырь. Смерть его неизбежна; в предсмертной исповеди он рассказывает монаху обо всем, что успел увидеть и пережить за «три блаженных дня».)

3. В поэме такая последовательность в изложении сюжета не выдержана.

Посмотрите еще раз текст поэмы и определите, как она построена.

Что дает для понимания характера героя 2-я глава?

(Композиция поэмы очень своеобразна: после небольшого вступления, рисую щего вид заброшенного монастыря, в небольшой второй главе - строфе рассказана вся жизнь Мцыри, а все остальные главы (их 24) представляют монолог героя, его исповедь чернецу. Таким образом, о жизни героя автор рассказал в 2-х главах, а о трех днях, проведенных на свободе, написанная целая поэма. И это понятно, так как три дня вольности дали герою столько впечатлений, сколько не получил он за многие годы монастырской жизни.)

Почему, по-вашему, повествование в последующих главах передано герою?

(В центре поэмы - образ юноши, поставленного жизнью в необычные условия. Монастырское существование бедно внешними событиями, он не приносит человеку радости, но и не может уничтожить его стремлений и порывов. Автор обращает основное внимание на эти стремления, на внутренний мир героя, а внешние обстоятельства его жизни лишь помогают раскрытию характера. Монолог - исповедь позволяет проникнуть в сокровенные мысли и чувства героя, хотя юноша вначале и заявляет, что по рассказу лишь о том, что он видел и что делал, а не что пережил («душу можно ль рассказать?» - обращается он к монаху.)

Слово «исповедь» имеет следующие значение: покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чем-нибудь; сообщение своих мыслей, взглядов. В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?

Композиция монолога - исповеди дает возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя. Просмотрите текст, определите, как она построена?

(Глава 3,4,5, - Мцыри говорит о своей жизни в монастыре и открывает то, что не было известно монахам. Внешне покорный, «душой - дитя, судьбой - монах», он был одержим пламенной страстью к свободе, юношеской жаждой жизни со всеми ее радостями и печалями. За этими мечтами и стремлениями угадываются те обстоятельства и причины, которые вызвали их к жизни. Возникает образ мрачного монастыря с душными кельями, бесчеловечными законами и атмосферой, где подавляются все естественные стремления.

Глава 6,7- Мцыри рассказывает, что он увидел на воле. Открытый им чудный мир резко контрастирует с мрачным видом монастыря. Юноша так увлекается воспоминаниями о вещных им живых картинах, что как будто забывает о себе, почти ничего не говорит о своих чувствах. В том, какие картины он вспоминает и какими словами их рисует, раскрывает его пламенная, цельная в своих устремлениях натура.

С 8 главы Мцыри рассказывает о внешних событиях трех дневного скитания, обо всем, что с ним случилось на свободе, и обо всем, что перечувствовал и пережил за эти дни своеобразной жизни. Теперь уже последовательность событий не нарушается, мы шаг за шагом движемся вместе с героем, живо представляем окружающий его мир и следим за каждым душевным движением Мцыри.

Глава 25-26 - прощание Мцыри и его завещание. Не сумев вернуться на Родину, Мцыри готов уйти из жизни. Но перед смертью он отказывается признать монастырское существование. Последние его мысли - родине, свободе, жизни.)

VI. Выводы

Из всего сказанного о композиции сюжете учащиеся усваивают следующее:

1. Поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди героя, причем порядок при изложении событий изменен.

2. Сюжет поэмы составляет не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания.

3. Все события трехдневных скитаний Мцыри показано через его восприятия.

4. Названные особенности сюжета и композиции позволяют сосредоточить все внимание на характере центрального героя.

VII. Домашнее задание.

1. Подготовить пересказ «Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника».

2. Ответить на вопросы:

Какова цель побега Мцыри? (Выписать цитаты в тетрадь.)

Какие эпизоды трехдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важными? Почему?

Почему погиб Мцыри?