Папа Иннокентий VIII. Иннокентий VIII: биография

Страница 1 из 3

ИННОКЕНТИЙ VIII (Джанбаттиста (Джованни Баттиста) Чибо) – папа Римский с 29 августа 1484 г. по 25 июля 1492 г. Родился в 1432 г. в Генуе в семье Арано Чибо, который благодаря покровительству папы Каликста III (1455–1458 гг.) стал римским сенатором, и Теодорины дель Маре, происходившей из знатного генуэзского рода Дориа. Став клириком, Джанбаттиста Чибо получил от благоволившего ему неаполитанского короля Альфонса I (1442–1458 гг.) каноникат в г. Капуа, но после смерти монарха архиепископ Капуа Джордано Гаэтано изгнал его. В юности учился в Падуе и Риме, вёл распутную жизнь и имел несколько внебрачных детей, его многочисленное внебрачное потомство в период понтификата заселило ватиканские дворцы. В Риме позже шутили, что он настоящий «папа», поскольку улицы столицы кишат его детьми, и он усердно заселяет землю. Своего отцовства Иннокентий VIII не скрывал (позднее он признал двоих детей: сына Франческетто и дочь Теодорину), положив тем самым начало официальному признанию потомства римских пап (иногда это давало положительные результаты). С 1458 г. Джанбаттиста обучался в Падуанском университете, позже переехал в Рим, где намеревался завершить своё образование. В Риме он заручился покровительством кардинала Филиппо Каладрини, сводного брата Римского папы Николая V (1447–1455 гг.), что позднее помогло ему добиться от папы Павла II (1464–1471 гг.) назначения на вакантную епископскую кафедру г. Савона (5 ноября 1466 г.). В 1472 г. папа Сикст IV (1471–1484 гг.) перевёл его на кафедру г. Мольфетта. В 1471–1473 гг. Джанбаттиста Чибо исполнял обязанности папского датария. 7 мая 1473 г. был возведён в сан кардинала-пресвитера римской церкви св. Бальбины, в январе 1474 г. стал кардиналом-пресвитером римской церкви св. Цецилии. В 1476 г., во время эпидемии чумы, был назначен папским легатом в Риме (папа Сикст IV удалился в Витербо). Его быструю церковную карьеру исследователи объясняют близкой дружбой с кардиналом Джулиано делла Ровере (впоследствии папа Юлий II; 1503–1513), уже тогда обладавшим значительным влиянием в Риме. Тем не менее, на конклаве, собравшемся 26 августа 1484 г., после смерти Сикста IV, Джанбаттиста Чибо сначала не входил в число основных претендентов на Римский престол. В первом туре голосования фаворитом стал кардинал Марко Барбо, однако он не сумел набрать необходимые 2/3 голосов. Борьба разгорелась между вице-канцлером Родриго Борджа, которого поддерживали представители влиятельного римского семейства Орсини, и кардиналом Джулиано делла Ровере, пользовавшегося покровительством римского семейства Колонна. Кардинал-пресвитер Джанбаттиста Чибо стал компромиссной кандидатурой и в ночь на 29 августа был избран папой, он принял имя Иннокентий в память о соотечественнике папе Иннокентии IV (Синибальдо Фьески; папа Римский в 1243–1254 гг.). 12 сентября 1484 г. в Риме состоялась его торжественная коронация. Поскольку папой он был избран по протекции семьи делла Ровере, то находился под влиянием Джулиано делла Ровере, по указанию которого принимал большую часть важных политических решений. Иннокентий VIII ни в чём не изменил стиль правления своего предшественника. Стремясь заручиться поддержкой богатых Медичи, он женил своего внебрачного сына Франческетто на дочери Лоренцо Великолепного (1449–1492 гг.) – Магдалене Медичи. Свадьба состоялась в Ватикане. Потомки одного из сыновей от этого брака взяли фамилию Маласпина и до XVIII в. правили княжеством (потом герцогством) Масса-Каррера; одна из дочерей Франческетто – Катерина Чибо. Папа назначил кардиналом 14-летнего сына Лоренцо Медичи (шурина своего сына). Занятый делами своей семьи, Иннокентий VIII не уделял должного внимания общей религиозно-политической ситуации, пытался сдерживать притязания оттоманского двора, держа при своём дворе в качестве заложника брата султана. Чтобы выкупить брата, султан Баязид II (1481–1512 гг.) отдал папе реликвию – часть священного копья Лонгина Сотника, которым, по преданию, был пронзён Иисус Христос (реликварий с копьём, созданный при Иннокентии VIII, находился в соборе св. Петра до 1606 г.). Папа принял подарок, но заложника всё же не выпустил. Как и его предшественники, Иннокентий VIII пытался организовать Крестовый поход против турок. В марте 1490 г. в Риме был созван совет, на котором обсуждался план нападения на Османскую империю. В случае успеха христианских армий Иннокентий VIII планировал свергнуть турецкого правителя Баязида II и поставить его брата Джема, привезённого в 1489 г. в Рим. Предполагалось, что Джем выведет турецкие войска с Балкан и из Константинополя.

1484 года Церковь: Римско-католическая церковь Предшественник: Сикст IV Преемник: Александр VI Имя при рождении: Джованни Баттиста Чибо Оригинал имени
при рождении: Giovanni Battista Cibo Рождение: (1432 )
Савона , Генуэзская республика Смерть: 25 июля (1492-07-25 )
Рим , Папская область Принятие священного сана: нет информации Епископская хиротония: 28 сентября 1467 года Кардинал с: 7 мая 1473 года

Биография

Джанбаттиста Чибо родился в 1432 года в Генуе . Семья Чибо была в родстве с влиятельным и богатым генуэзским родом Дориа .

Иннокентий VIII ни в чём не изменил стиль правления своего предшественника. Стремясь заручиться поддержкой богатых Медичи , он женил своего внебрачного сына Франческетто на дочери Лоренцо Великолепного - Магдалене Медичи. Свадьба состоялась в Ватикане ; потомки одного из сыновей от этого брака взяли фамилию Маласпина и до XVIII века правили княжеством (потом герцогством) Масса-Каррара ; одна из дочерей Франческетто - Катерина Чибо . Папа назначил четырнадцатилетнего сына Лоренцо Медичи - шурина своего сына - кардиналом .

Занятый делами своей семьи, Иннокентий не уделял должного внимания общей религиозно-политической ситуации. Он пытался сдерживать притязания оттоманского двора, держа при своем дворе в качестве заложника брата султана . Чтобы выкупить брата, султан Баязид II преподнес в дар папе римскому реликвию - священное копье Лонгина , которым, по преданию, был пробит бок Христа . Папа принял подарок, но заложника всё же не выпустил.

Пропаганда

Лео Таксиль пересказывает мнения историков, от том, что когда Иннокентий VIII находился при смерти, его врач, пытаясь пробудить в нём жизненные силы, прибегнул к преступному средству - впустил в жилы умирающего кровь трех мальчиков. Папа знал об убийстве этих мальчиков, и согласился на это. Но его это не спасло. Также известна версия об отпаивании Папы этой кровью . Эту легенду пустил в оборот итальянский историк эпохи Возрождения Стефано Инфессура (англ. ), враждебно относившийся к папе.

Упоминание в литературе

Иннокентий VIII упомянут в книге Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея » среди «тех, кого Пресыщенность, Порок и Кровожадность превратили в чудовищ или безумцев»:

Джанбаттиста Чибо, в насмешку именовавший себя Невинным, тот Чибо, в чья истощенные жилы еврей-лекарь влил кровь трех юношей.

Lib.ru/WILDE/doriangray.txt

Напишите отзыв о статье "Иннокентий VIII"

Примечания

Отрывок, характеризующий Иннокентий VIII

– Стало быть, русские будете? – переспросил мужик.
– А много вашей силы тут? – спросил другой небольшой мужик, подходя к ним.
– Много, много, – отвечал Ростов. – Да вы что ж собрались тут? – прибавил он. – Праздник, что ль?
– Старички собрались, по мирскому делу, – отвечал мужик, отходя от него.
В это время по дороге от барского дома показались две женщины и человек в белой шляпе, шедшие к офицерам.
– В розовом моя, чур не отбивать! – сказал Ильин, заметив решительно подвигавшуюся к нему Дуняшу.
– Наша будет! – подмигнув, сказал Ильину Лаврушка.
– Что, моя красавица, нужно? – сказал Ильин, улыбаясь.
– Княжна приказали узнать, какого вы полка и ваши фамилии?
– Это граф Ростов, эскадронный командир, а я ваш покорный слуга.
– Бе…се…е…ду…шка! – распевал пьяный мужик, счастливо улыбаясь и глядя на Ильина, разговаривающего с девушкой. Вслед за Дуняшей подошел к Ростову Алпатыч, еще издали сняв свою шляпу.
– Осмелюсь обеспокоить, ваше благородие, – сказал он с почтительностью, но с относительным пренебрежением к юности этого офицера и заложив руку за пазуху. – Моя госпожа, дочь скончавшегося сего пятнадцатого числа генерал аншефа князя Николая Андреевича Болконского, находясь в затруднении по случаю невежества этих лиц, – он указал на мужиков, – просит вас пожаловать… не угодно ли будет, – с грустной улыбкой сказал Алпатыч, – отъехать несколько, а то не так удобно при… – Алпатыч указал на двух мужиков, которые сзади так и носились около него, как слепни около лошади.
– А!.. Алпатыч… А? Яков Алпатыч!.. Важно! прости ради Христа. Важно! А?.. – говорили мужики, радостно улыбаясь ему. Ростов посмотрел на пьяных стариков и улыбнулся.
– Или, может, это утешает ваше сиятельство? – сказал Яков Алпатыч с степенным видом, не заложенной за пазуху рукой указывая на стариков.
– Нет, тут утешенья мало, – сказал Ростов и отъехал. – В чем дело? – спросил он.
– Осмелюсь доложить вашему сиятельству, что грубый народ здешний не желает выпустить госпожу из имения и угрожает отпречь лошадей, так что с утра все уложено и ее сиятельство не могут выехать.
– Не может быть! – вскрикнул Ростов.
– Имею честь докладывать вам сущую правду, – повторил Алпатыч.
Ростов слез с лошади и, передав ее вестовому, пошел с Алпатычем к дому, расспрашивая его о подробностях дела. Действительно, вчерашнее предложение княжны мужикам хлеба, ее объяснение с Дроном и с сходкою так испортили дело, что Дрон окончательно сдал ключи, присоединился к мужикам и не являлся по требованию Алпатыча и что поутру, когда княжна велела закладывать, чтобы ехать, мужики вышли большой толпой к амбару и выслали сказать, что они не выпустят княжны из деревни, что есть приказ, чтобы не вывозиться, и они выпрягут лошадей. Алпатыч выходил к ним, усовещивая их, но ему отвечали (больше всех говорил Карп; Дрон не показывался из толпы), что княжну нельзя выпустить, что на то приказ есть; а что пускай княжна остается, и они по старому будут служить ей и во всем повиноваться.
В ту минуту, когда Ростов и Ильин проскакали по дороге, княжна Марья, несмотря на отговариванье Алпатыча, няни и девушек, велела закладывать и хотела ехать; но, увидав проскакавших кавалеристов, их приняли за французов, кучера разбежались, и в доме поднялся плач женщин.
– Батюшка! отец родной! бог тебя послал, – говорили умиленные голоса, в то время как Ростов проходил через переднюю.
Княжна Марья, потерянная и бессильная, сидела в зале, в то время как к ней ввели Ростова. Она не понимала, кто он, и зачем он, и что с нею будет. Увидав его русское лицо и по входу его и первым сказанным словам признав его за человека своего круга, она взглянула на него своим глубоким и лучистым взглядом и начала говорить обрывавшимся и дрожавшим от волнения голосом. Ростову тотчас же представилось что то романическое в этой встрече. «Беззащитная, убитая горем девушка, одна, оставленная на произвол грубых, бунтующих мужиков! И какая то странная судьба натолкнула меня сюда! – думал Ростов, слушяя ее и глядя на нее. – И какая кротость, благородство в ее чертах и в выражении! – думал он, слушая ее робкий рассказ.
Когда она заговорила о том, что все это случилось на другой день после похорон отца, ее голос задрожал. Она отвернулась и потом, как бы боясь, чтобы Ростов не принял ее слова за желание разжалобить его, вопросительно испуганно взглянула на него. У Ростова слезы стояли в глазах. Княжна Марья заметила это и благодарно посмотрела на Ростова тем своим лучистым взглядом, который заставлял забывать некрасивость ее лица.

(1432, Генуя - 25.07.1492, Рим; до избрания папой Римским - Джованни Баттиста Чибо), папа Римский (с 29 авг. 1484). Род. в семье Арано Чибо, который благодаря покровительству папы Каллиста III (1455-1458) стал рим. сенатором, и Теодорины дель Маре, происходившей из знатного генуэзского рода. В юности Дж. Чибо вел распутную жизнь и имел неск. внебрачных детей, позднее 2 из них (сына Франческетто и дочь Теодорину) он признал. Став клириком, Дж. Чибо получил от благоволившего ему неаполитанского кор. Альфонса I (1442-1458) каноникат в Капуа, но после смерти монарха архиеп. г. Капуа Джордано Гаэтано изгнал Дж. Чибо. С 1458 г. обучался в Падуанском ун-те, позже переехал в Рим, где намеревался завершить свое образование. В Риме он заручился покровительством кард. Филиппо Каладрини, сводного брата Римского папы Николая V (1447-1455), что позднее помогло ему добиться от папы Павла II (1464-1471) назначения на вакантную епископскую кафедру г. Савона (5 нояб. 1466). В 1472 г. папа Сикст IV перевел его на кафедру г. Мольфетта. В 1471-1473 гг. Дж. Чибо исполнял обязанности папского датария. 7 мая 1473 г. был возведен в сан кардинала-пресвитера рим. ц. св. Бальбины, в янв. 1474 г. стал кардиналом-пресвитером римской ц. св. Цецилии. В 1476 г., во время эпидемии чумы, Дж. Чибо был назначен папским легатом в Риме (папа Сикст IV удалился в Витербо). Быстрая церковная карьера Дж. Чибо объясняется, вероятно, его близкой дружбой с кард. Джулиано делла Ровере (впосл. папа Юлий II (1503-1513)), уже тогда обладавшим значительным влиянием в Риме. Тем не менее на конклаве, собравшемся 26 авг. 1484 г., после смерти Сикста IV, Дж. Чибо сначала не входил в число основных претендентов на Римский престол. В 1-м туре голосования фаворитом стал кард. Марко Барбо, однако он не сумел набрать необходимые 2/3 голосов. Борьба разгорелась между вице-канцлером Родриго Борджа, к-рого поддерживали представители влиятельного рим. семейства Орсини, и кард. Джулиано делла Ровере, пользовавшегося покровительством рим. семейства Колонна. Кард.-пресв. Дж. Чибо стал компромиссной кандидатурой и в ночь на 29 авг. был избран папой; он принял имя Иннокентий в память о соотечественнике папе Иннокентии IV (Синибальдо Фьески; папа Римский в 1243-1254). 12 сент. 1484 г. в Риме состоялась его торжественная коронация.

Новый папа находился под влиянием Дж. делла Ровере, по указанию к-рого он принимал большую часть важных политических решений. В 1485 г. по настоянию кардинала И. поддержал восстание неаполитанских баронов против кор. Фердинанда, к-рый за время правления сумел добиться определенной независимости Неаполитанского королевства от Римского престола. Предлогом для вмешательства послужил отказ короля выплатить Римской курии пошлину за инвеституру нек-рых его приближенных. Начавшиеся в сент. 1485 г. военные действия складывались не в пользу папы, в 1486 г. между Папским престолом и Неаполем было заключено перемирие. Противостояние папы, поддержанного Флорентийской республикой, и Фердинанда, в союзе с к-рым выступал его зять венг. кор. Матьяш Хуньяди, продолжалось до 90-х гг. XV в. В 1489 г. И. отлучил Фердинанда от Церкви, сославшись на невыполнение им вассальных обязательств по отношению к Папскому престолу, и обратился к франц. кор. Карлу VIII, предложив ему Неаполитанское королевство. Сближение Рима и Франции, а также неудачные попытки сформировать антипапскую коалицию вынудили Фердинанда заключить с папой мир (30 янв. 1492), по к-рому все вассальные обязательства Неаполя были восстановлены.

В апр. 1488 г. произошло восстание в одном из важных портов Папской области на Адриатическом м.- в г. Анкона. Повстанцы воспользовались конфликтом между папой и Венгрией и передали город под защиту Матьяша Хуньяди. Тот, однако, не оказал военной помощи восставшим; несмотря на это, до 1532 г. Анкона оставалась независимым городом.

Главным союзником И. в Италии была Флорентийская республика. Укреплению союза папы с Лоренцо Медичи способствовал заключенный в янв. 1488 г. брак незаконнорожденного сына папы Франческетто с дочерью Лоренцо Медичи Магдаленой. Ее брат Джованни Медичи (впосл. папа Лев X (1513-1521)) благодаря И. в 13-летнем возрасте стал кардиналом. И. признал после окончания войны Алой и Белой розы королем Англии Генриха VII Тюдора (1485-1509) и благословил его брак с Елизаветой Йоркской, дочерью кор. Эдуарда IV.

Как и его предшественники, И. пытался организовать крестовый поход против турок. В марте 1490 г. в Риме был созван совет, на к-ром обсуждался план нападения на Османскую империю. В случае успеха христ. армий И. планировал свергнуть тур. правителя Баязида II и поставить его брата Джема, привезенного в 1489 г. в Рим. Предполагалось, что Джем выведет тур. войска с Балкан и из К-поля. Однако после смерти венг. кор. Матьяша Хуньяди совместный поход христ. государей оказался невозможным. И. вступил в переговоры с Баязидом II, не скупившимся на щедрые подарки, чтобы отвести угрозу похода с Запада. В обмен на обещание держать Джема в почетном плену в Риме и не передавать принца врагам тур. султана Баязид II обязался ежегодно выплачивать папе 40 тыс. золотых дукатов, а также отправить в Рим часть священного копья Лонгина Сотника, к-рым, по преданию, был пронзен Иисус Христос. Реликварий с копьем, созданный при И., находился в соборе св. Петра до 1606 г.

В понтификат И. Римская курия столкнулась со значительными финансовыми трудностями. Основными статьями расходов были война и содержание папского двора. Для покрытия дефицита бюджета И. прибегал к внешним займам, значительные средства получала казна от продажи церковных должностей. Так, в мае 1486 г. папа учредил коллегию чиновников, ответственных за приложение печатей к папским буллам. Продажа 52 образованных т. о. должностей принесла папской казне 26 тыс. дукатов. Через год И. увеличил число секретарей при Папском престоле с 6 до 30, а спустя нек-рое время добавил 30 должностей чиновников, ответственных за заключение контрактов с Римской курией. Более того, цена на существовавшие должности была увеличена, а те из них, к-рые ранее были «бесплатными» (напр., должность библиотекаря Ватиканской б-ки), стали передаваться за деньги. Положение усугублялось тем, что управление внутренними делами Папского гос-ва фактически перешло в руки неск. влиятельных семей, особенно могущественными были Орсини и Колонна. Попытки папы укрепить свое положение были безуспешными.

Согласно изданной И. булле «Summus Desiderantes Affectibus» от 5 дек. 1484 г., инквизиции позволялось преследовать людей за занятия колдовством. После обнародования этого документа доминиканцы Генрих Инститорис и Якоб Шпренгер, приобретя практический опыт в проводившихся в Германии инквизиционных трибуналах, написали и в 1487 г. издали в Кёльне соч. «Молот ведьм» (Malleus Maleficarum). В рамках борьбы с вальденсами в 1487 г. И. послал в район Французских Альп инквизитора Альберта Каттанео, объявив крестовый поход против еретиков. Несмотря на то что папская политика получила поддержку франц. кор. Карла VIII (1483-1498) и боевые действия были в целом успешны, вальденская ересь так и не была искоренена. И. способствовал осуждению 900 тезисов итал. натурфилософа Пико делла Мирандолы о диалектике, морали, физике, математике и др. Папа отказался публично рассматривать тезисы и, не вдаваясь в детали, признал все сочинение еретическим (4 авг. 1486). Попытки Пико делла Мирандолы добиться оправдания своего сочинения не имели успеха.

При И. папские церемониймейстеры Агостино Патрици Пикколомини и Иоанн Бурхард составили новую книгу церемоний (liber ceremonialis), в к-рой впервые были собраны, согласованы и упорядочены все публичные ритуалы папского двора, как церковные, так и светские. И. принимал меры к исправлению нравов католич. духовенства: боролся с конкубинатом, осудил на смертную казнь 2 клириков, подделывавших и продававших папские грамоты (один из них выдал норвеж. пресвитерам разрешение совершать Евхаристию без вина). Вместе с тем современники отмечали общее обмирщение и коррупцию, распространенные среди высшего духовенства.

В понтификат И. проводились реставрационные работы в Латеранском соборе, была заново отстроена ц. Санта-Мария ин Виа Лата. По приказу папы в стороне от папского дворца в Ватикане была построена вилла Бельведер (от итал. Belvedere - «прекрасный вид»). Сооружение предназначалось для развлечений и отдыха и представляло собой невысокую 8-угольную башню с широкими окнами, из к-рых открывалась панорама на близлежащие сады и на Рим. Интерьер виллы украшали фрески А. Мантеньи и Пинтуриккьо. В Риме в это время работали такие живописцы, как Филиппино Липпи, А. Романо и Перуджино. А. Полициано выполнил по заказу папы перевод на латынь соч. «История от Марка Аврелия» греч. историка Геродиана.

Папа скончался после продолжительной болезни. Похоронен в соборе св. Петра, бронзовое надгробие по заказу его племянника изготовили Антонио и Пьетро Поллайоло.

Ист.: Johannis Burchardi Diarium sive rerum urbanarum commentarii (1483-1506) / Ed. L. Thuasne. P., 1883. T. 1; Infessura S. Diario della città di Roma / A cura di O. Tommasini. R., 1890. P. 190-277 (рус. пер.: Инфессура С., Бурхард И. Дневники: Док-ты по истории папства XV-XVI вв. М., 1939); Conti S., dei. Le storie de" suoi tempi dal 1475 al 1510. R., 1883. 2 t.

Лит.: Chac ó n A. Vitae, et res gestae Pontificum Romanorum et S. R. E. cardinalium. R., 1667. T. 3. P. 89-146; Serdonati F. Vita e fatti d"Innocenzo VIII Papa CCXVI: Coll"aggiunta dell"ordine di leggere gli scrittori della storia Romana. Mil., 1829; Pastor L., von. The History of the Popes. L., 1898. Vol. 5. P. 227-372; Fedele P. La pace del 1486 tra Ferdinandio d"Aragona e Innocenzo VIII // Archivio storico per la provincie Napoletane. Napoli, 1905. T. 30. P. 481-503; Rodocanachi E. Histoire de Rome: Une cour princière au Vatican pendant la Renaissance. P., 1925; Paquier J. Innocent VIII // DTC. Vol. 7. Col. 2002-2005; Pfeffermann H. Die Zusammenarbeit der Renaissancepäpste mit den Türken. Winthertur, 1946; Caravale M., Caracciolo A. Lo stato pontifico da Martino V a Pio IX. Torino, 1978. (Storia d"Italia; 14); Nyberg T. Papst Innozenz VIII. u. Skandinavien // AHPont. 1984. T. 22. P. 89-152; A History of the Crusades / Ed. K. M. Setton. Madison, 1989. Vol. 6. P. 337-343; Seiffer F. Innozenz VIII. // BBKL. Bd. 2. Sp. 1292-1293; Borgolte M. Petrusnachfolge und Kaiserimitation: Die Grablegen der Päpste, ihre Genese und Traditionsbildung. Gött., 19952. S. 286-288; Esposito A. Innocent VIII // The Papacy: An Encycl. / Ed. P. Levillain. N. Y., 2002. Vol. 2. P. 798-800; Chambers D. S. Popes, Cardinals and War: The Military Church in Renaissance and Early Modern Europe. L.; N. Y., 2006. P. 89-93.

М. В. Панфилова

Семья Чибо была в родстве с влиятельным и богатым генуэзским родом Дориа.

Джанбаттиста учился в Падуе и Риме . Плодом его бурной молодости было многочисленное внебрачное потомство, которое в период понтификата Иннокентия заселило ватиканские дворцы. Павел II назначил молодого Чибо епископом Савоны, а затем - кардиналом. По протекции семьи делла Ровере он был избран папой.

Иннокентий VIII ни в чем не изменил стиль правления своего предшественника. Стремясь заручиться поддержкой богатых Медичи , он женил своего внебрачного сына Франческетто на дочери Лоренцо Великолепного - Магдалене Медичи. Свадьба состоялась в Ватикане ; потомки одного из сыновей от этого брака взяли фамилию Маласпина и до XVIII века правили княжеством (потом герцогством) Масса-Каррара; одна из дочерей Франческетто - Катерина Чибо. Папа назначил четырнадцатилетнего сына Лоренцо Медичи - шурина своего сына - кардиналом.

Занятый делами своей семьи, Иннокентий не уделял должного внимания общей религиозно-политической ситуации. Он пытался сдерживать притязания оттоманского двора, держа при своем дворе в качестве заложника брата султана. Чтобы выкупить брата, султан Баязид II отдал папе римскому реликвию - священное копье Лонгина, которым, по преданию, был пробит бок Христа. Папа принял подарок, но заложника всё же не выпустил.

В 1484 Иннокентий VIII издал известную буллу против ведьм, которая стала причиной многих процессов инквизиции в странах христианской Европы.

В 1492 испанцы заняли Гранаду - последний бастион ислама на Иберийском полуострове. По инициативе Иннокентия VIII рядом с Ватиканским был построен дворец Бельведер, который служил местом для проведения празднеств и развлечений папского двора. Ныне на месте разобранного в XVI веке Бельведера расположен Ватиканский музей.

Пропаганда

Лео Таксиль пересказывает мнения историков, от том, что когда Иннокентий VIII находился в 1492 году при смерти, его врач, пытаясь пробудить в нём жизненные силы, прибегнул к преступному средству - впустил в жилы умирающего кровь трех мальчиков. Папа знал об убийстве этих мальчиков, и согласился на это. Но его это не спасло. Также известна версия об отпаивании Папы этой кровью.

Данный факт описал итальянский историк эпохи Возрождения Стефано Инфессура (), враждебно относившийся к папе.

Сам он цинично и грубо заявлял о себе, что бог не велит ему иметь детей, зато дьявол послал ему много "племянников", непотов — названия, под которыми нередко скрывались внебрачные дети римских пап. Впрочем, Иннокентий не скрывал своего отцовства и с большой пышностью отпраздновал свадьбу своей дочери Теодорины, положив тем начало официальному признанию потомства у римского папы. Теодорина открыто принимала участие в делах курии и нередко своим вмешательством определяла то или иное решение важнейших вопросов. Она вышла замуж за неаполитанского короля, чтобы положить конец старой борьбе между Неаполем и Римом.

Точно так же, при заключении мира с флорентийским Медичи, папа женил своего сына Франческетто на дочери Лоренцо Медичи и одному из представителей этого дома преподнес кардинальскую шляпу, хотя ему было всего 13 лет от роду (будущий папа Лев X).

В историю, однако, Иннокентий VIII вошел, прежде всего, как автор чудовищной буллы о ведьмах от 5 декабря 1484 г., известной под названием "Summis desiderantes" ("С величайшим рвением" — по первым ее словам).

Поводом к изданию буллы, по-видимому, послужили жалобы двух инквизиторов — Инститориса и Шпренгера — на сопротивление, оказываемое их инквизиторской деятельности в разных местах Германской империи. Оба эти инквизитора с благословения Рима заявляли, что не верить в существование ведьм является величайшей ересью, и папа решил дать им в руки оружие, устраняющее всякий протест, всякое сопротивление энергичной расправе инквизиции. Отныне никто не мог более оспаривать у Инститориса и Шпренгера право преследовать самым жестоким образом "еретиков", в первую очередь "колдунов" и в особенности "ведьм". Не менее страшным продолжением папской буллы явилась книга "Malleus Maleficarum" ("Молот ведьм") — практическое пособие для охотников на ведьм, составленное вышеупомянутыми монахами.

Грубое и циничное издевательство римской курии, кардиналов, значительной части духовенства над религиозными и моральными традициями различных слоев населения, в особенности женского, вызвало огромное брожение в обществе, и без того переживавшем крупные социальные и связанные с этим идейные сдвиги. Изгоняемая через дверь, старая религия дала возможность войти через окно еще более грубой и отсталой форме веры: вера в ведовство проникла в толщу народа и захватила даже часть передовых элементов тогдашнего общества. Принимая широкие размеры, эта вера побуждала тех, которые являлись мнимыми жертвами злых колдуний и ведьм, требовать от церковных и даже светских властей строжайших мер против этого "исчадия ада" и "сыновей сатаны".

Папа Иннокентий VIII сумел использовать это общественное настроение и воздвиг себе памятник самого страшного человеческого изуверства и мрачнейшего фанатизма.

Основные положения буллы 1484 г. изложены в следующих строках:


"С величайшим рвением, как того требуют обязанности верховного пастыря, стремимся мы к тому, чтобы росла католическая вера, и были искоренены злодеяния еретиков. Поэтому настойчиво и снова предписываем мы то, что должно осуществить эти наши стремления... С великой скорбью осведомились мы, что в некоторых частях Германии … весьма многие особы как мужского, так и женского пола, не заботясь о собственном спасении, отвернулись от католической веры, имеют греховные половые связи с демонами, принимающими облик мужчин или женщин, и своими колдовскими действиями, песнями, заклинаниями и другими внушающими ужас и отвращение волшебными средствами наводят порчу, губят рождаемое женщинами, приплод животных, плоды земли, виноградники и плодовые сады, а также мужчин, домашних и других животных, виноградные лозы, фруктовые деревья, луга, посевы и урожаи: они мучат мужчин, женщин и внутренними болезнями препятствуют мужчинам оплодотворять, а женщинам рожать, даже отнимают у мужчин силу исполнять супружеские обязанности и мешают в исполнении брачного долга женщинам".


Так с высоты папского престола раздался призыв к уничтожению ведовской, дьявольской ереси, и Европа запылала в огне.

Количество жертв не поддается даже приблизительному определению:

1500-1600 гг. — в епархии Комо ежегодно сжигалось более сотни женщин.
1590-1600 гг. — в Берне сжигалось ежегодно в среднем по 30 ведьм. В Брауншвейге в иные дни сжигалось по 10-12 человек, и из-за множества столбов, к которым привязывались еретики, площадь казней походила на лес.
1609 г. — в Латуре было сожжено 600 человек.
1612 г. — в маленьком Эльвангене в сожгли 167 ведьм; в столь же небольшом Вестерштеттене — около 100 человек.
1620 г. — в Эльзасе было сожжено 800 человек, и всем казалось, говорит летописец, что, "чем больше будут сжигать людей, тем больше будет ведьм: они появлялись словно из пепла".
1639 г. — в Цукмантеле было предано огню 242 человека; через несколько лет было сожжено еще 102 человека, среди которых было двое детей, признанных детьми дьявола.
1640-1651 гг. — в княжестве Нейссе было осуждено около 1 тыс. ведьм; для более быстрого исполнения приговора их просто сталкивали в специально выстроенную для этой цели печь.
1659 г. — в Люцерне были сожжены семилетняя и четырехлетняя "ведьмы" за "сожительство с дьяволом" и за то, что они "зачаровывала людей и делала погоду".
1666 г. — в Эйхштетте был подвергнут пытке раскаленными щипцами и затем заживо сожжен 70-летний старик, обвинявшийся в том, что вызывал бури, летал на облаках, 40 лет служил дьяволу и обесчестил святые дары.

В двух деревнях Трирского округа остались всего две женщины, остальные были сожжены. Чиновники доносили начальству: "Скоро здесь некого будет любить; некому будет рожать: все женщины сожжены".

Иннокентий VIII занимает, вероятно, одно из первых мест во всемирной истории по числу загубленных им людей — невинных жертв инквизиции.

Источники:

С.Г. Лозинский "История папства"

Папы: каталог Ковальского