Политический строй. Внутренняя и внешняя политика русских князей в IX - X вв. Исторический словарь по древней руси

Русь - это общее названия древнего государства славян в Восточной Европе. Создание Руси определило развитие мировой истории и сыграла решающую роль в этническом становлении славянских народов. Она являлась одним из самых больших государств древности. Имена правителей и известных личностей дошли до наших дней сквозь века. Название "Русь" - это производное от одноименного племени славян. Влияние державы распространялось на значительную часть Европы и Азии.

Культурное наследие даёт современному поколению возможность узнать основополагающие процессы становления человеческой цивилизации.

Образование

Русь - это скорее общее название земель с этнически идентичным населением. Различные источники по-разному определяли границы Руси. В западных источниках также встречалось название "Роксолания" или "Русия". К середине 5-го века начинается активное изгнание всего неславянского населения. А сами славяне постепенно переходят к оседлому образу жизни и строят первые города. Преимущественно вдоль рек. Появляется чёткое деление на племена. Кривичи, вятичи, северяне, ильмены и прочие. В 9-ом веке на север высаживаются викинги, которые организовывают свои поселения, но при этом входят в Русь. Это сыграло важную роль в дальнейшем становлении культуры в северных землях. Через некоторые время славяне уничтожают поселения норманов, и скандинавы ассимилируются. При этом некоторые их традиции были переняты местным населением.

В конце девятого века появляется множество крупных городов. От обычных поселений их отличает наличие оборонительных сооружений, в том числе и стен. Сразу выделяются несколько культурных и государственных центров, таких как: Киев, Ростов, Ярославль, Смоленск и другие. По данным историков уже тогда различные племена ощущали чёткую близость и идентичность между всем населением Руси. Однако существование нескольких центров власти мешало объединиться в единое государство. Постоянные истощали ресурсы и мешали развитию. Примерной датой объединения восточных славян в единое государство считают 862 год. Тогда несколько племён якобы пригласили варягов на княжение. В это же время проходит знаменитый поход русичей на Царьград.

Расцвет

Через двадцать лет князь Олег переносит столицу в Киев.

Он с дружиной убивает таким образом воссоединяя Русь. Это новгородские и киевские земли, которые до этого де-юре были разделены. Теперь начинается развитие государства. Устанавливаются торговые связи с Византией и несколькими племенами на Западе. В середине десятого века князь Святослав организовывает поход на и громит его. Позже его сын окончательно определяет развитие державы. В 988 году происходит крещение. С этих пор восточные славяне перенимают христианские традиции. Строятся каменные церкви и здания. Распространяется письменность. В западных источниках появляется описание государства, которое сейчас называют древняя Русь. Это общее определение всех славянских земель на востоке. Она имеет довольно тесные связи со Скандинавией.

Русь это государство славянских христиан

После крещения происходит резкий подъём в политическом смысле. Устанавливаются связи с европейскими государствами, заключаются браки между элитой. При княжении Ярослава выходит его знаменитый свод законов, своего рода конституция, "Русская правда". Укрепляются позиции и на Востоке.

Централизация власти даёт положительные результаты. Отбиваются набеги половцев и других кочевых племён. Покоряются новые земли. Развивается уникальная культура. Однако эти процессы были сильно заторможены после смерти Ярослава. Между его потомками началась череда кровопролитных междоусобиц. Бесконечные войны и набеги сильно ослабили Русь. Началось её дробление на мелкие княжества.

Распад древнерусского государства

В таком состоянии Русь подверглась ужасающему нашествию монгольского ига. Князья не имели чёткого координирования и часто отказывались помогать друг другу. Огромное монгольское войско пробиралось вглубь русских земель. Кровопролитные бои не оставляли практически никого живого. Оккупанты грабили и сжигали славянские поселения. В 1240 году пал Киев.

Было безвозвратно уничтожено множество святынь и построек.

После этого на долгие года Русь попала в зависимость от Орды. И только в под предводительством московского князя, у русские дали отпор монголо-татарам. Иван третий окончательно положил конец нашествию. Этот процесс закончился образованием Русского государства.

Историю России обычно начинают с 862-го года, но история русского народа началась значительно раньше. Предки русских, славяне, появились в Европе еще в глубокой древности. О том, где славяне жили в доисторическую эпоху, существуют различные мнения среди ученых. За последнее время большинство из них считает, что в ту отдаленную эпоху славяне жили в юго-западной части Европейской России к югу от реки Припять. Оттуда они по рекам двинулись в разные стороны - на запад, юг и восток. В конце IV века по Р.X. восточные славяне, известные тогда под именем антов, вели борьбу с готами под предводительством своего вождя Божа. Все славяне в то время были язычниками и жили в отдельных поселках. Такой поселок, огороженный земляным валом и деревянными стенами, назывался городом. Из городов выделились: Киев, Новгород, Смоленск и Чернигов. Славяне делились на племена с различными названиями. Во главе племен стояли князья, которые решали военные и государственные вопросы. Но для решения особо важных административных, законодательных и судебных дел собирался совет всего народа (т.наз. "вече"). Князь обычно выбирался народом, и уже в те времена существовали города-республики с демократической формой правления (Новгород, Хлынов, Псков). Свою независимость эти города потеряли в XV веке, попав под власть великих князей московских. Нужно отметить, что в этот период в Средней и Западной Европе были вольные города, но они не занимали такой обширной территории, как русские города-республики. Так, например, Новгородская земля по площади была в два раза больше Франции. Главным занятием славян было сельское хозяйство. Кроме того они занимались рыболовством, охотой и пчеловодство. Избытки своего производства продавали. Славяне вели торговлю не только между собой, но и с другими народами. Основными предметами торговли было зерно, звериные шкуры, воск и мед. Полоса степей, лежавших вдоль северных берегов Черного моря, с давних времен служила "коридором", по которому шли народы из Азии в Европу. С этими народами - готами, гуннами, аварами и другими - восточным славянам приходилось вести борьбу за свое самостоятельное существование. Иногда им удавалось обеспечить свою независимость, иногда они оказывались под властью других народов. В VII веке в южной части Европейской России образовалось большое государство хазар - народа тюркского происхождения. Хазары подчинили себе часть русских племен. Но другие племена русских не подчинились хазарам и ушли на север по Днепру, на верховья Западной Двины, Волги и к берегам Балтийского моря, основывая всюду торговые города. С конца VII века можно различать две Руси - Северную - лесную и торговую, которая в VIII и IX веках окажется в сфере влияния норманнов и долго еще будет оставаться языческой, и Южную - степную, куда влияние Византии и христианства проникает довольно рано. Такое разделение будет существовать до времени Владимира Святого. Девятый век был временем большой активности скандинавов, которые совершали нападения на разные страны Европы и доходили даже до Константинополя. Скандинавы проникали и на Русь через страну Великих озер. Оттуда они искали торговых путей на восток и на юг по рекам Волге и Днепру. Русские летописи сообщают под 862 годом, что славяне, жившие на север вокруг Новгорода, постоянно враждовали между собой. Чтобы покончить с этой враждой, они будто бы решили обратиться к своим северным соседям скандинавам, которых русские называли "варягами". Как это было в действительности, установить теперь трудно. Мы знаем из истории, что викинги являлись в разные страны без приглашения. Несомненным фактом остается, что Рюрик, известный вождь варягов, пришел в эту область со своим отрядом ("дружиной"), поселился в Новгороде и стал княжить над русскими. 862 год считается годом основания Русского государства. Новгород находился в северной части водного пути (Балтийское море река Нева - Ладожское озеро - озеро Ильмень - река Днепр - Черное море), по которому шла торговля между скандинавами и византийскими греками. В то время это была важная торговая магистраль. Расширение государства на юг вдоль этого пути началось при ближайших преемниках Рюрика. Князь Олег, который управлял страной во время малолетства сына Рюрика, Игоря, завладел Киевом и перенес туда столицу нового Русского государства, или как тогда говорили, Руси.

Особенности общества Древней Руси

В Древней Руси с начала развития государства шло сложение раннефеодального общества. Основную массу населения государства составляли свободные общинники. В Древнерусском государстве земледельческая община была социально-экономической основой общества. Община отвечала перед государством за порядок на свой территории, платила виру за своих членов, распоряжалась землей. Называлась община «вервью», возможно, это слово связано с веревкой, которую использовали для разграничения земельных участков. Общинники платили князю дань за владение землей, с течением времени князь стал восприниматься как владелец всей земли.

Военная добыча оставалась для князя и дружины основным источником доходов, несмотря на то, что они собирали дань с населения. Примечательно при этом, что уже в конце $X$ века стали появляться населенные пункты, занимавшиеся промыслами (пушниной, бортничеством и т.д.) и коневодством. Вероятно, это были целиком княжеские села, потому что промысловые продукты использовались для торговли в Византии, а кони, разумеется, для походов.

Рисунок 1.

Замечание 1

Определенно можно сказать, что специальные поселения для обеспечения княжеского рода и дружины стали появляться с разрастание династии Рюриковичей и, соответствующим ему, увеличением дружин. Боярские владения поначалу появлялись в качестве награды за службу. И все же, свободные общины преобладали приблизительно до $XII$ века.поэтому раннефеодальный характер общества может рассматриваться только как вектор развития.

Разновидности зависимого населения

В селах князей и бояр трудились зависимые люди, холопы, пополнявшиеся военнопленными или разорившимися соплеменниками. Тем не менее, обращение в рабство за долги на том этапе было запрещено. Подневольный труд использовался очень широко, от сельхоз работ до административных должностей – тиунов и огнищан.

В $XII$ веке появилась еще одна категория зависимых – закупы, это люди, продавшие себя в рабство за ссуду. Закуп отрабатывал свой долг, но при этом не терял хозяйство. Положение закупа защищалось законом, его нельзя было обратить в полного холопа. Выплатив долг, закуп мог быть свободным.

Вообще, для общества Древней Руси характерно обилие сложных форм свободы и зависимости, при общем преобладании свободного населения. Это говорит о переходном характере общества.

Политическая организация Древней Руси

Исследователи в большинстве своем характеризуют Древнюю Русь как раннефеодальную монархию . Во главе государства стоял великий князь, являвшийся защитником земли, а также управителем и законодателем.

Особенностью этой формы государственного строя является сохранение некоторых элементов догосударственного периода общества. Эти элементы идут из «военной демократии» и несколько ограничивают власть князя. К числу таких моментов относится вече, особенно сильно укрепившееся в Новгородской земле, а также дружина князя. Дружинники были скорее советниками князя, чем подданными. С ними он обсуждал многие вопросы и не мог не считаться. Наиболее влиятельные дружинники входили в постоянный совет и назывались боярами. Рядовые дружинники назывались «отроками».

Сохранялось вооружение свободных общинников, их участие в военных походах передают летописи. Вообще возможность иметь оружие свободному человеку весьма укрепляла вече.

Власть в Древней Руси передавалась по наследству, но не обязательно от отца к сыну. В сознании всего населения той эпохи Древнерусское государство было владением династии Рюриковичей. Это владение обеспечивалось «лествичной» системой наследования, что означает передачу власти по старшинству. Основой государственной системы Древнерусского государства, таким образом, стал династический сюзеренитет.

Замечание 2

Однако с принятием христианства растет сакральное восприятие личности князя. Это позволяет укрепляться предпосылкам единоличной власти. Политическая форма государства изменялась вместе с событиями истории самой страны. Единство династии позволяло некоторое время сохранять единство государства. На практике это означало, что выделяемые князю земли после его смерти возвращались роду. Но со смерти Ярослава Мудрого единство государства начало рушиться, начинаются раздоры внутри сильно разросшегося рода Рюриковичей.

Для сохранения единства государства и под влиянием внешних факторов с подачи Владимира Мономаха был созван съезд князей в Любече в $1097$ году. На этом съезде были закреплены решения, которые разрушили родовой сюзеренитет. Князья стали владеть каждый своей землей, то есть родовое владение заменилось семейным. Старшинство в роду заменилось политическим единовластием. Стали формироваться микродинастии Рюриковичей. Новые условия вели к становлению вассальных поземельных отношений и, в результате, к окончательной раздробленности государства.

Элементы народной борьбы в Древнерусском государстве

В советской историографии народные движения трактовались только в духе классовой борьбы антифеодального характера. На современном этапе наука признает неоднозначность этих выступлений.

В $1024$ году в Суздальской земле произошло восстание в результате голода. Предводителями восставших смердов были языческие волхвы. Если советские ученые трактовали это восстание как классовый бунт против местной знати, то сейчас некоторые исследователи считают, что нельзя отбрасывать языческий фактор. Согласно языческим традициям племенная знать обеспечивала урожай, потому что обладала определенными сверхъестественными силами. Поэтому волхвы считали, что эта знать просто задерживала урожай. Поэтому убийство здесь уже не акт классовой ненависти, а ритуал.

В $1068$ году произошло восстание в Киеве. Оно было вызвано поражением сыновей Ярослава Мудрого от половцев в ходе битвы на Альте, кроме того, великий князь Изяслав не соглашался вооружать киевлян для защиты. В советской науке это восстание считалось одним из грандиозных городских движений. Фроянов И.Я. считает, что восстание было направлено исключительно против Изяслава, не выполнившего свою прямую обязанность по защите государства. Изгнав Изяслава, киевляне разграбили его имущество, поскольку по племенным представлениям оно было общим добром и в распоряжении князя находилось только на время. Вернувшемуся с помощью польских родичей в $1069$ году Изяславу теперь приходилось учитывать городские настроения.

В следующий раз восстание в Киеве произошло в $1113$ году. Его причиной был экономический и социальный кризис – засилье ростовщиков, ухудшение материального положения населения, а также продолжение усобиц и не пользовавшаяся симпатией политика Святополка. Владимиру Мономаху, сменившему Святополка после его смерти, пришлось принять Устав, регламентирующий деятельность ростовщиков и в некотором смысле защищавший простое население от порабощения.

Замечание 3

Таким образом, можно резюмировать, что народные движения в $XI-XII$ веках были многоплановыми и сочетали в себе языческие, политические и социальные элементы. Это подтверждает тот факт, что русское общество находилось на переходном этапе. При этом необходимо учитывать, что в волнениях усиливался социальный вопрос, то есть они были как бы зеркалом, отражавшим рост неравенства и увеличения количества зависимых людей. Любопытно, что в ходе решения социальных вопросов население сразу же возвращалось к догосударственным методам, используя общинные и языческие обычаи.

Древнерусское государство развивалось с точки зрения культуры, экономики и политики. Феодальные отношения начинали зарождаться. Но в целом общество было еще довольно примитивным. Свободные земледельцы преобладали как с экономической, так и с социальной позиции. Власть князя существовала в рамках вечевого строя, но все же прослеживалась тенденция к усилению единоличного правления. Единоличная власть князя позволяла удержать единство государства. В этом помогало принятие христианства, поскольку в этой религии личность князя становилась сакральной.

государство восточных славян, существовавшее в IX–XIII вв. Издавна на обширной территории Восточной Европы жили многие народы - славянские, финноугорские, тюркские, германские. Практически у всех этих этносов к началу первого тысячелетия н. э. не сложились государственные формы общественного устройства и господствовали родоплеменные отношения. Серьезные изменения для этого обширного региона Евразии наступили, когда, начатое из степей Центральной Азии экспансией гуннов, развернулось т. н. «Великое переселение народов», имевшее глобальные последствия для цивилизованного мира того времени.

В Северное Причерноморье и на Восточноевропейскую равнину хлынули многочисленные племена тюрков и угров. В свою очередь автохтонное население, вытесняемое со своей земли, двинулось на запад, в пределы разделившейся к тому времени на две части Римской империи.

На Западе усилили свой натиск германские племена (некогда могущественные кельтские народы к этому времени уже утратили историческую инициативу и в значительной степени были романизированы).

В пределы Византийской же империи по преимуществу вторгались племена славян, которые заселяли целые области исторической Эллады (особенно Пелопоннес). Славяне же, заселявшие лесостепь и лесные территории в условиях внешней опасности, связанной с постоянной угрозой агрессии со стороны степи, вынуждены были объединяться и искать более прочные и эффективные формы общественного устройства, чем связи, основанные на кровном родстве и общности происхождения.

Согласно мнению большинства историков Русь, зародившаяся сначала как племенной союз восточнославянских племен (полян, сыгравших в нем главенствующую роль, радимичей, дреговичей и др.), уже в IX в. превратилась в раннефеодальное государство.

Исследователи до сих пор спорят о происхождении названия «Русь». Одни объясняют его с точки зрения топонимики - «живущие близ реки Рось, т. е. росские, русские». Другие склоняются к тому, что корень «рус» восходит к праславянскому языку и обозначает вообще «реку», «воду». Отсюда - «русло», «русалка» и т. д. А поскольку славяне предпочитали селиться исключительно в долинах рек, то и слово «русские» следует считать общим самоназванием для всех восточных славян. Но наиболее убедительной представляется гипотеза о том, что слово «русские» обозначает не этническую, а государственную принадлежность, так как по всем правилам грамматики оно - имя притяжательное («русский» ответ на вопрос: «чей?»).

Последовательно эти взгляды были изложены в трудах сторонников «норманнской теории», основоположниками которой были Г. Ф. Миллер и А. Л. Шлецер. Основываясь на «Повести временных лет», ученые пришли к выводу, что местные славянские племена призвали для защиты варягов - дружину конунга Хререкра (Рюрика) Датского, реального исторического персонажа, как показали современные исследования. Именно с этого времени, по их мнению, и берет начало русская государственность. Более того, убеждены их последователи, само название «Русь» не славянского, а скандинавского, т. е. германского происхождения и является самоназванием общины, к которой принадлежал Рюрик (округ Рустринген во Фризии).

Согласно византийским и арабским источникам первоначально «русью» называли себя именно скандинавы, князь и его дружины. Отсюда и имя притяжательное «русские» для всех подвластных им племен. Видный историк Л. Гумилев пишет о беспрерывных конфликтах между славянами и русами. Первые занимались земледелием и скотоводством, и вынуждены были обороняться от русов, которые жили исключительно разбоем и набегами. Так что, вопреки мнению сторонников «норманнской теории», «призвание варягов» выглядит на самом деле не как цивилизаторская миссия более развитого народа в отношении отсталых племен, а как распространенный во все времена найм на службу профессиональных воинов.

Исторические факты неоспоримо свидетельствуют, что уровень развития скандинавских народов в IX в. никак не превосходил тот, на котором находились племена славян, живших на северо-западе Восточноевропейской равнины, в районе нынешних Новгородской, Псковской, Ленинградской, Тверской, Вологодской обл. Не случайно скандинавы называли землю славян «Гардарики» - «страной городов»: их у самих варягов было крайне мало.

Кроме того существует и точка зрения, что русы по происхождению были не германским, а балтийским народом, родственным племенам летто-литовской группы индоевропейской языковой семьи, к которой относились предки современных литовцев и латышей, а также частью истребленных, частью ассимилированных ятвягов и пруссов.

Очевидно, «призвание варягов» следует трактовать как узурпацию власти в Новгороде предводителем наемников Рюриком в 862 г. Он овладел городом и подавил восстание Вадима Храброго, вспыхнувшее против засилья наемников-варягов («русов»). Затем Рюрик послал отряд во главе с Аскольдом и Диром для захвата земель славян в нижнем течении Днепра, чтобы создать плацдарм для войны с Византией. Те завоевали главный город полян Киев без большой крови, славяне встретили их дружелюбно. Собрав большое войско, Аскольд и Дир в 860 г. напали на Константинополь. Летописи свидетельствуют, что жителям города удалось избавиться от страшной угрозы только когда они, выйдя за ворота, обошли крестным ходом с иконой Богоматери Одигитрии городские стены. Поднявшаяся буря разметала корабли русов, те сняли осаду. Чудесное избавление Царьграда (как называли славяне Константинополь) произвело на киевских князей столь сильное впечатление, что спустя несколько лет, встретившись с патриархом Фотием в 867 г., они приняли христианство. Князь Олег (Хельги), продолжая начатое своим родственником Рюриком, значительно расширил владения молодого государства, подчинил своей власти окрестные племена славян и чуди, обложив их данью. В 882 г. Олег, получивший затем в отечественной традиции прозвище Вещий, собрав значительную дружину, из своей столицы Ладоги двинулся на юг. Он взял Киев, убив Аскольда и Дира.

С севера на юг - именно таким был вектор построения нового могущественного государства Восточной Европы, которое рождалось в борьбе с двумя сильнейшими государствами тех времен - Византией и Хазарским каганатом. В геополитическом смысле это направление экспансии являлось доминирующим и позже (как правило, верховным правителем Руси становился не старший сын, а тот, кто перед этим правил в северных землях - в Ладоге и Новгороде).

Совершив много удачных военных походов против Хазарского каганата и на столицу могущественной Византии в 907 г., когда, согласно летописям, в знак победы Олег прибил свой щит на «врата Цареграда», Олег Вещий умер, оставив на киевском «столе», по данным современных историков, своего сына Олега «Второго», который вступил в союз с хазарами, участвовал в антиарабских и антивизантийских походах и бесславно погиб в одном из них. Прямая княжеская ветвь прервалась и до сих пор не ясно, по какому праву престол унаследовал князь Игорь (Ингварь) с молодой жена Ольгой (возможно, дочерью Олега), который сразу же столкнулся с сопротивлением подвластного племени древлян, не желающих платить дань новому князю.

Во время княжения Игоря совершались военные походы и против восточнославянских племен, и против Византии, с которой был заключен очередной договор. После его смерти в 945 г. (Игоря убили древляне) власть в Киеве перешла к его жене Ольге (ум. 969), одной из первых христианок на Руси (крестным отцом ее был императором Византии Константин IX Багрянородный), и сыну Игоря Святославу (942–72).

Он, подобно отцу, всю свою жизнь провел в военных походах, подчинил вятичей, наголову разгромил Хазарский каганат и вступил в военное столкновение с Византией на территории Болгарии. Попытки Святослава закрепиться здесь и перенести центр своего государства в болгарский город Переяславец закончились неудачей. Войско императора Иоанна Цимисхия блокировало в 971 г. русскую дружину и фактически вынудило князя капитулировать. А когда Святослав возвращался в Киев после злополучного похода, то попал в засаду и был убит печенежским ханом Курей.

По смерти Святослава борьба за власть на Руси обострилась между его сыновьями. Победителем в ней вышел новгородский князь Владимир (ок. 960–1015), чьей матерью была ключница Святослава Малуша, а дядей - Добрыня Никитич, ставший впоследствии знаменитым персонажем русских былин.

Именно Владимиру суждено было стать правителем Руси, при котором она приняла христианство в 988 г. Крещение ее не было единовременным актом. Сначала в Киеве были уничтожены языческие капища и горожан массово крестили прямо в Днепре. Аналогично происходило принятие новой веры и в других городах. Но язычество довольно долго, на протяжении не одного столетия, все же сохранялось в народе. Большим авторитетом среди простых людей продолжали пользоваться и служители древнего культа - волхвы. Но, начиная с 988 г., весь правящий класс Древней Руси - от киевского князя до простых дружинников и княжеской челяди, стал исповедовать христианство, и с той поры страна развивалась как государство христианского мира, как европейская держава.

Только при Владимире многочисленные славянские, финно-угорские, балтийские и даже остатки германских племен стали называть себя единым именем «русские». Но достигнутое единство было непрочным из-за отсутствия системы престолонаследия - княжества раздавались многочисленным сыновьям уже при жизни Великого Князя (сам Владимир, кстати, носил титул «кагана» в знак победы над Хазарским каганатом).

Особенно ярко это проявилось уже при преемниках Владимира Красно Солнышко. После его смерти в 1015 г. и борьбы с наследниками за киевский стол верховным правителем Руси стал один из сыновей Владимира - Ярослав, прозванный Мудрым, княживший до этого в Ярославле и Новгороде.

Его восшествие на престол связано с одной из драматичных страниц русской истории. Один из сыновей Владимира князь Святополк, прозванный Окаянным, опираясь на поддержку поляков, узурпировал власть в Киеве и убил Бориса и Глеба - других сыновей Владимира, также претендовавших на престол. Победителем же из схватки вышел Ярослав, который отомстил за убитых, позже канонизированных и ставших первыми русскими святыми.

При Ярославе на Руси строилось значительное количество православных храмов и монастырей, которые являлись центрами грамотности и просвещения, новые города, укреплялась система оборонительных сооружений, значительно вырос международный авторитет Руси. Был составлен первый свод отечественного права - «Русская правда», на протяжении многих лет остававшийся одним из основных источников российской юридической мысли.

Русь входит в период расцвета, превратившись в одно из самых культурных государств Европы. Об этом свидетельствует любопытный факт: когда дочь Ярослава Анна, выданная замуж за короля Франции, приехала туда, она искренне изумлялась поголовной неграмотности придворных.

Одним из последних и великих правителей Древней Руси был князь Владимир Всеволодович по прозванию Мономах (1053–1125), пытавшийся сохранить единство древнерусского государства. В русской традиции он считается образцом мудрого и дальновидного правителя. Ярославу Мудрому он приходится внуком, другим же его дедом был византийский император Константин Мономах.

Владимир участвовал во многих междоусобных войнах на Руси, не раз громил половцев, и после смерти в 1113 г. Святополка был избран великим князем. Им оставался он до своей кончины.

Это было время расцвета Древней Руси. Воинственные степняки были разгромлены, на подъеме находилось хозяйство, активно развивались ремесла, множилось количество школ. При Мономахе было переведено немало книг с греческого, включая книги Ветхого и Нового Завета, активно развивалось летописание, написаны были жития русских святых. Сам князь тоже не был чужд литературному творчеству и оставил сочинение «Поучение детям», или «Духовную». При Мономахе митрополитом Илларионом было написано «Слово о законе и благодати» - великий памятник богословской мысли Древней Руси.

Процесс дезинтеграции русских земель после смерти Владимира Мономаха шел стремительно. О степени драматизма происходившего повествует самый яркий памятник древней русской литературы - «Слово о полку Игореве», в котором рассказывается о неудачном походе на половцев в 1185 г. новгород-северского князя Игоря Святославича.

В течение XI–XII вв. из-за постоянных набегов степняков и междоусобных войн за киевский стол земли южных княжеств были в значительной мере разорены и опустошены. Вместе с правящей династией на север Руси в поисках безопасности от степняков уходят ремесленники, зодчие, духовенство.

Киев утратил свое значение как стольный град, и постепенно центр власти в стране перемещается в Северо-Восточную Русь, которой правили Владимиро-Суздальские князья. Впоследствии, после чудовищного по своей жестокости набега монголо-татар и разделения Древней Руси на три великих княжества (Галицко-Волынское, ВладимироСуздальское и Великое княжество Литовское), именно Северо-Восточная Русь стала наследницей, носительницей и преумножительницей традиций древнерусского государства. Галицко-Волынское княжество и Великое княжество Литовское постепенно подверглись влиянию католичества, утратили суверенитет и вошли в состав других государств.

Владимиро-Суздальское княжество, пройдя через период святого подвижничества (см. Святая Русь), сохранив веру, язык и культуру, стало основой для Московского Царства - крупнейшей державы Восточной Европы.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Русь в IX-XII вв.

А

Антинорманнская теория - направление в российской историографии, сторонники которого считают, что истоки термина «русь» нужно искать в глубокой древности. Против норманнской теории уже в XVIII в. выступили В. Н. Татищев (1686-1750 гг.) и М. В. Ломоносов (1711-1765 гг.). Они указали на то, что в «Повести временных лет» есть места, которые противоречат легенде о призвании трех братьев княжить.

БÓРТНИЧЕСТВО - первоначально сбор меда диких пчел из естественных дупел, затем – разведение пчел в выдолбленных дуплах. В Древней Руси являлось одной из важных отраслей хозяйства.

Бояре - в России IX-XVII вв. высшее сословие феодалов (потомки родоплеменной знати, старшие дружинники, крупные землевладельцы). Имели своих вассалов и право отъезда к другим князьям. В Новгородской республике фактически управляли государством. При дворах великих князей ведали отдельными отраслями дворцового хозяйства и управлением государственными территориями. В XV в. члены Боярской Думы при великом князе составляли совещательный орган. Звание отменено Петром I в XVIII в. В XVIII в. окончательно слились с дворянами.

БОЯРСКАЯ ДУМ А - 1. В Древнерусском государстве совет при князе членов старшей дружин.

2. В период феодальной раздробленности совет знатных вассалов при князе. 3. В Русском государстве конца 15 – начала 18 вв. постоянный сословно – представительный орган аристократии при великом князе (царе) законосовещательного характера, обсуждавший вопросы внешней и внутренней политики.

ВАРЯГИ (от др. сканд. “дающие клятву”) - в русских источниках – скандинавы, наемные дружинники русских князей в 9 – 11 вв. и купцы, торговавшие на пути “из варяг в греки”.

Вервь, мир (от слав. «вервь» - веревка; участок земли, отмеренный веревкой) - община в Древней Руси.

Вече - народное собрание. Участники веча решали вопросы, опираясь на обычное право.

Вира - денежный штраф, судебная пошлина в пользу князя за убийство. Заменила обычай кровной мести.

ВÓТЧИНА - 1. Древнейший вид феодальной собственности, родовое имение, передававшееся по наследству. Возникла в 10 – 11 вв.(княжеская, боярская, монастырская).

ВОЛХВЫ - название в Древней Руси служителей языческих культов, знахарей, считавшихся чародеями и прорицателями.

Глаголица - одна из древнеславянских азбук, расположенная так же, как и кириллица, но отличающаяся от нее начертанием букв. Происходит, по мнению ученых, из греческой скорописи VIII-IX вв.
ГРИВНА - денежная и весовая единица в Древней Руси, слиток серебра в ½ фунта (в 12в. от 51 до 204 грамма – в различных городах). В 15 в. вытеснена рублем, с 16 в. – счетно – денежная единица, равная 10 копейкам (гривенник).

ГРИДИ -в Древней Руси княжеские дружинники, телохранители князя, жившие в дворцовых помещениях – гридницах.

Дань - натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов. На Руси известна с IX в. В XI-XVI вв. слово «дань» означало налог и феодальную ренту.

ДЕТИНЕЦ - название внутреннего укрепления в русском средневековом городе вокруг резиденции князя или епископа. С 14 в. заменяется термином “кремль”.

ДЕТСКИЕ - младшие члены дружины в Древней Руси. “Детским” мог стать только свободный человек. Сопровождали князя в качестве телохранителей, не принимали участие в совете князя.

Династический брак - брак между представителями различных монархических династий с целью укрепления международных связей.

Древняя Киевская Русь (IX - сер. XII вв.) - сложилась в результате объединения земель полян, ильменских славян, радимичей, кривичей и др. Столица - Киев. Междоусобицы князей, нападения половцев и другие причины привели в сер. XII в. к ее раздробленности.

ДРУЖИНА - вооруженные отряды при князе в Древней Руси, участвовавшие в войнах, управлении княжеством и личным хозяйством князя. Делилась на “старшую” (наиболее близкие к князю лица – “княжьи мужи”) и “молодшую” (“гриди”, “отроки”, “детские”, “мечники”).

ЖИТЬИ ЛЮДИ ”- слой средних землевладельцев в Новгородской республике.

Закуп - феодально зависимый человек, попадающий в зависимость от феодала за выданную ссуду («купу»).

ИЗГÓЙ - в Древней Руси (11 – 12вв.) лица, вышедшие из своей обычной социальной категории. (Крестьяне, ушедшие из общины или выкупившиеся холопы).

Кириллица - одна из двух славянских азбук. Названа по имени славянского просветителя середины IX в. Кирилла (до принятия монашества - Константин), который в 863 г. создал первую славянскую азбуку и с помощью брата Мефодия перевел с греческого на славянский язык христианские богослужебные книги.

КНЯЗЬ -1. Вождь племени, с развитием феодализма – правитель государства. 2. Почетный дворянский титул, с 18 в. жаловался царем за особые заслуги.

«Лествичный» (очередной) порядок престолонаследия - порядок престолонаследия, согласно которому власть должна передаваться старшему в роду.

Летописи - погодные записи событий.

Любечский съезд - съезд древнерусских князей, состоявшийся в 1097 г. в городе Любече - вотчине Владимира Мономаха, на котором было принято решение о том, что «каждый владеет отчиной своей», юридически оформившее политическую раздробленность на Руси.
Мозаика (буквально «сложенный из кусочков») - изображение или узор, выполненные из цветных камней, смальты, керамических плиток и т. д. Один из древнейших видов изобразительного искусства.
МОНАШЕСТВО (греч.) - социальная религиозная группа, члены которой берут на себя обязательства: “уход от мира”, отказ от имущества, воздержание (обязательное безбрачие), разрыв старых родственных и социальных связей, прикрепление к монастырю, подчинение его уставу.

Норманнская теория - направление в российской и зарубежной историографии, сторонники которого считают норманнов (варягов) основателями Древнерусского государства. Была сформулирована во второй четверти XVIII в. немецкими учеными Г. З. Байером, Г. Ф. Миллером и др. С точки зрения этой теории: 1) норманны добились господства над восточными славянами путем внешнего военного захвата или с помощью мирного покорения (приглашения княжить); 2) слово «русь» норманнского происхождения.

Пашенное земледелие - традиционный тип земледелия восточных славян. На черноземном юге земли распахивали в основном ралом или плугом с парной упряжкой волов, а на севере и в лесистых местах - сохой, в которую запрягали одну лошадь. Сеяли рожь, ячмень, пшеницу, овес, просо, лен, коноплю, сажали репу.

Подсечно-огневая система земледелия - система земледелия, при которой на освобожденных от леса (вырубки, выжигание) землях в течение 2-3 лет выращивали сельскохозяйственные растения, используя естественное плодородие почвы.

Племенное военное ополчение - военное формирование, создававшееся во время войны, состояло из свободных общинников - воев. Во главе ополчения стоял воевода.
Племенной союз - тип этнической общности, для которого характерны общность территории, некоторых элементов хозяйства, самосознания и самоназвания, обычаев и культов, а также самоуправление, состоящее из племенного совета, военных и гражданских вождей.
"Повесть временных лет" - общерусский летописный свод, составленный в Киеве во втором десятилетии XII в. Нестором. Текст включает летописные своды XI в. и другие источники. История Руси дана в контексте всемирной истории и истории славянства. Положена в основу большинства русских летописных сводов.

ПОГОСТ - первоначально центр сельской общины на северо-западе Древней Руси. Позднее место сбора дани.

Политическая раздробленность - процесс дробления земель, характеризующийся стремлением феодалов, ведущих вотчинное хозяйство, к независимости от власти великого князя. На Руси политическая раздробленность наступила во второй четверти XII в., после окончательного распада Киевского государства. Продолжалась до конца XV в. Является показателем зрелости феодального общества.

Половцы (кипчаки) - тюркоязычный народ, кочевавший в XI - начале XIII в. в южнорусских степях. Совершали набеги на Русь. Наиболее опасными были нападения в конце XI в. Разгромлены и покорены монголо-татарами в XIII в.

ПОЛЮДЬЕ - в Киевской Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани и разбора судебных дел, позже – сама дань определенного размера.

ПОСАДНИК - 1) Наместник князя в землях Древнерусского государства 10 – 11 вв. 2). Высшая государственная должность в Новгороде в 12 – 15 вв. и Пскове в 14 – начале 16 вв. Избирался из знатных бояр на вече.

ПОСАД - 1). В русских княжествах 10 – 16 вв. торгово – промышленные населения вне городских стен, ставшие позднее частью города; иногда посады делились на слободы и сотни. 2). В Российской империи – небольшие поселки городского типа.

ПОСАДСКИЕ ЛЮДИ - в Русском государстве торгово – промышленное городское население. Несли государственное тягло (налоги, торг. пошлины, натуральные и отработочные повинности и пр.). В 1775г. разделены на купечество и мещан.

Православие - одно из главных и старейших направлений в христианстве. Возникло в IV в. с разделением Римской империи на Западную и Восточную. За Западной (Римской) церковью осталось название католическая, а за Восточной - православная.

Русская Правда - первый письменный свод законов Древней Руси. Состояла из 5 разделов, дополняемых с учетом времени:

1. "Древнейшая правда" или "Правда Ярослава Мудрого", 1015-1016 гг., написана самим Ярославом.

2. Дополнение к "Правде Ярослава". "Устав мостником". "Покон вирный".

3. "Правда Ярославичей" - Изяслава, Святослава, Всеволода, ок. 1072 г.

4. Устав Владимира Мономаха, 1113 г.

5. Пространная Русская правда, 1120-1130 гг.

Рюриковичи – потомки киевского князя Игоря, который считается сыном Рюрика (Рорика). Это русская княжеская и царская династия (до 1598 г.) Рюриковичи стояли во главе Древнерусского государства, крупных и мелких княжеств. В XII-XIII вв. некоторые из них назывались также по именам родоначальников ответвлений рода: Мономаховичи (Мономашичи), Ольговичи, Мстиславичи и др. С образованием Московского государства многие Рюриковичи, утратив удельные владения, составили высший слой служилых людей (княжата). Князья Барятинские, Волконские, Горчаковы, Долгоруковы, Оболенские, Одоевские, Репнины, Щербатовы и другие известные фамилии – из Рюриковичей.

Рядовичи - люди, заключившие «ряд» (договор) с феодалом и попавшие в положение, близкое к рабскому. По своему статусу были близки к закупам.

Смерды – свободные крестьяне-общинники в Древней Руси.

Старейшины - родоплеменная знать.

ТИУН (др.-исландск. – слуга) - княжеский или боярский слуга, управляющий феодальным хозяйством (11-16вв.). Часть тиунов была несвободна. В «Русской Правде» упоминаются тиун-конюх (вира – 80 гривен.), тиун-огнищанин (вира – 80 гривен.) и тиун сельский (вира – 12 гривен.).

ТРЁХПОЛЬЕ - севооборот с ежегодным чередованием полей и культур. Например, два отводились под злаковые культуры, одно – под пар (т.е не засевалось для восстановления плодородия почвы).

ТРИЗНА (славянское) - часть погребального обряда у восточных славян периода язычества (до11 века). Тризна сопровождалась военными играми, плясками, песнями, пиром. После христианизации сохранилась в виде поминальных песен и пира.

ТЫСЯЦКИЙ - военный предводитель городского ополчения (тысячи) на Руси до середины 15 века. В Новгороде избирался из бояр на вече и был ближайшим помощником посадника. В городах без веча назначался князьями, должность – наследственная.

УДЕЛЬНЫЕ КНЯЖЕСТВА (УДЕЛЫ ) - составная часть крупных великих княжеств, управлялись членами великокняжеской семьи (12-16 века). В трактовке В.О.Ключевского удел - частная собственность князя, предполагающая выбор наследника. Истоки удельной системы относятся к 1097 году, когда на съезде князей в городе Любече был установлен новый принцип наследования: «каждый да владеет вотчиной своего отца».

Уроки - размер дани. Введены княгиней Ольгой.

Фреска - форма живописной росписи стен, когда краски наносятся на сырую штукатурку.
ХОЛОПЫ (ст. – слав. – раб) -в 10 – начале 18 вв. категория населения, по правовому положению близкая к рабам. Изначально не имели собственного хозяйства и исполняли различные работы для своих хозяев. «Русская Правда» выделяет три источника обельного (полного) холопства: самопродажа за долги при свидетелях, поступление в холопы без договора, брак с холопкой или холопом без договора. Кроме этого распространёнными источниками холопства были плен, опала князя, торговая несостоятельность, совершенное преступление и т.д. До нач. XVIII в. холопы не платили повинностей в пользу государства. С введением в 1722 г. подушной подати холопы превратились в крепостных крестьян, а с 1705 г. стали поставщиками рекрутов в регулярную армию

Челядь - домашние рабы.

Язычество (от церк.-слав. «языцы» - народы-иноземцы) - обозначение нехристианских, в широком смысле - политеистических религий. В современной науке для обозначения язычества чаще используют термин «политеизм» («многобожие»).