Последние просьбы о помощи. Семен Франк - Смысл жизни. Бессмысленность жизни. Цитаты

Мне 28 лет. Живу в Москве уже 5 лет. Работаю выездным компьютерным мастером. Женат. С супругой отношения хорошие. Сколько себя помню, всю жизнь борюсь с депрессией. Постоянные мысли о бессмысленности жизни. Первый раз попал в психушку в 17 лет. Была плохая успеваемость, депрессивное настроение, отсутствие всяких желаний и навязчивые мысли о самоубийстве. Не пью, не курю, в юности занимался боксом. Предполагаю, что у меня генетическая депрессия, которая периодически возникает. Сейчас снова депрессия. Усталость от жизни. Развиваться по своей профессии не интересно. Стал плохо усваивать новую информацию, чувствую себя тупицей. Хочется просто заснуть и не проснуться. Много читаю книг по личностному развитию, правильному питанию. Не чего не вдохновляет. Опять всплывают вопросы о бессмысленности жизни. О бесполезности своего существовании. В Бога не верю. Хотя в 23 года крестился. Скорее всего мне придется всю жизнь пить антидепрессанты.
Поддержите сайт:

Саша, возраст: 28 / 13.10.2015

Отклики:

Здравствуйте, Саша! Если вам для поддержания здоровья нужно принимать антидепрессанты, значит принимайте. Регулярно посещайте психотерапевта. Рада, что у вас хорошая семья, есть взаимопонимание и уважение, прекрасно, что вы работаете. Наверняка есть и другие родственники, друзья, которые вас любят и ценят. Желаю вам здоровья и счастья!

Ирина, возраст: 27 / 13.10.2015

Саша, ну мысли о самоубийстве надо точно от себя гнать. Стараться не обдумывать их, не задерживаться на них что ли. Отгонять, как навязчивую муху. Они приходят и уходят. Главное - на них не концентрироваться. А плохое самочувствие может быть очень разными причинами вызвано. Жаль, конечно, что не всегда можно прийти к врачу и сразу получить точный диагноз. Диагностика - это, вообще, сложная вещь. Но плохо просто так не бывает, всегда есть причины какие-то. Может быть, попробовать сходить к эндокринологу и сдать кровь на гормоны? Дело в том, что симптомы некоторых заболеваний могут быть похожими на депрессию, но это не депрессия. Хорошо бы исключить заболевание щитовидной железы. Она отвечает за выработку определенных гормонов, которые влияют на настроение.

Оля, возраст: 42 / 13.10.2015

Дорогой Саша,у вас не самый сложный случай,но требует нормального лечения.Самое нормальное- это в психбольнице,под постоянным наблюдением врача- психиатра..Поскольку вы уже лечились,вам должны были правильно(" тик в тик") подобрать антидепрессанты с нормотимиками и вы должны были принимать их до года минимум,периодически наблюдаясь у врача для корректировки дозировки,независимо от того,что настроение на тот период(приёма лекарства) нормализовалось.Возможно,что- то вам слабо объяснили,возможно,вы самовольно решили,что вам больше лекарства не требуются...Это частая ошибка "болящих" .Читая книжки по психологии,вы не поможете себе. Эффект может быть даже обратный.У вас проблема не психологическая,а психиатрическая.Здесь на сайте прочитайте все статьи о депрессии (ваш случай- эндогенная,как вы правильно догадались,генетическая) или о МДП(БАР).У вас все наладится,но к врачу - обязательно!

Людмила, возраст: 65 / 14.10.2015

Саша привет! Спасибо за откровение. Пойми настроение мы должны делать сами.Старайся больше делать вещей которые тебе нравяться,не ленись! Я сам страдаю перепадами настроений.Тяжелее всего в депресии,я тебя понимаю.Но надо как украсить свою жизнь чем то по мимо работы.Новые впечатления,не от стрелялки какой то.А например от прогулок по лесу.
Либо запишись заного на бокс,ходи хоть раз в неделю.Рыбалка.Купи жене цветы посмотри как она улыбается.=) Жизнь она в основном скучная,надо ходить на работу.Заниматься тем что заберает энергию.А ее нужно от куда то черпать.
Есть много способов,тебе нужно найти свой.И вот увидишь,пусть не сразу,но все наладиться.
Антидепресанты это только 10%-50% они лишь блокируют мысли,эмоции негативные.
Поэтому надо себя будет по началу заставлять,а потом втянешся...
Держись брат и только вперед!!!

Алекс, возраст: 30 / 14.10.2015

Здравствуйте, Саша,

Да, раз депрессивные эпизоды приходят и уходят, возможно, ты прав, получается, что это рецидивирующая депрессия (сейчас не говорят, эндогенная или генетическая, есть генетическая доля, но она не очень высокая). надо учиться её приходы распознавать чем раньше, тем эффективнее. так называемые предвестники эпизода в себе наблюдать. например, это может быть плохой сон, или повышенная раздражительность, или ухудшение концентрации... или сложности с принятием банальных решений (какую передачу по телеку посмотреть, какую вещь сегодня одеть на работу)... или частые смены настроения...
как только появляются предвестники, именно ваши, индивидуальные предвестники, надо действовать - понаблюдайте за собой, куда сейчас завинчивается депрессивная спираль - вверх, или вниз. она зависит от количества положительных занятий в день и от социальной среды. сколько раз вы в неделю выходите на люди, есть ли у вас хорошие знакомые, которым вы можете позвонить просто так и поболтать о жизни? какие занятия приносят радость? таких должно быть в день не меньше 15! маленьких, но радостных. может, 5 минуток потанцевать под попмузыку? может, понаблюдать за играющими собаками? может, порисовать? или послушать мажорную классику? или поиграть на гитаре? или посмеяться? или почитать комикс? про снупи?:) одеться красиво и прогуляться по улице с зонтиком...
и даже если сейчас эти занятия радость не обещают, их надо делать систематически, и они тогда обязательно начнут приносить радость... и таким образом это уменьшит глубину депрессивного эпизода, отрочит его приход и может быть даже профилактически подействует, эпизод вообще не придёт.

Удачи вам!

В этой статье я постараюсь осветить тему бессмысленности жизни , и одновременно ответить на вопрос о том, в чем смысл жизни заключается. Парадоксально? Все дело в том, что человек – явление относительное. А жизнь как таковая – абсолютна. Попробуем осветить тему бессмысленности и смысла жизни, как в относительном, так и в абсолютном плане.
Почему собственно человеческая жизнь бессмысленна? Потому, что она проходит. Все – быстротечно, мимолетно, преходяще. Мы живем сейчас и переживаем мириады «важных» событий и состояний. И все это спустя сотню лет станет ничем. До нас жили миллиарды людей. Все, чем они страдали и чему радовались ушло безвозвратно. Кто о них помнит? Известны единицы, но и тех мы знаем лишь по слухам. Возможно, по этой причине человек жаждет славы. Благодаря этой иллюзии он продлевает свой век. Однако на планетарном и космическом уровне даже столетия – лишь краткий миг. На фоне вечности – вообще ничто. В чем смысл жизни , если она неизбежно уходит в небытие? Печально? Вот и напрасно! Движемся дальше.

Чтобы не ходить вокруг да около, я поставлю прямой вопрос. Существует ли у жизни объективный смысл? Или же бессмысленность – единственная истина, с которой мы вынуждены мириться? Ответ на оба вопроса, с моей точки зрения, – положительный.

Все, что мы знаем – это наши о реальности. У каждой мысли, концепции, идеи – есть смысл. Понимание возникает, когда мы постигаем смысл идеи. Что, собственно говоря, вообще представляет собой смысл? Это – сама сущность мысли. Смысл – это значение переменной, которой является наша мысль. Можем ли мы назвать мысль реальной? Ведь человек не способен ее удержать. Сама природа мышления отражает собой мимолетность жизни. Как только мысль приходит – ее уже нет. И все, что мы знаем – лишь наши мысли о мире. Смысл жизни существует на уровне мысли, и на этом же уровне он растворяясь проявляется в бессмысленности .

Люди склонны верить, что чем, серьезней они воспринимают жизнь, тем ближе такое восприятие к действительности. На деле же эта серьезность, которую выражает космическая печаль нашей унылой личности – словно детская гримаса, которую мы по наивности воспринимаем всерьез, как нечто реальное, важное и заслуживающее доверия. Ребенок плачет и он серьезен. Он не осознает, насколько беспочвенна его . Наши взрослые детские игры заставляют нас переживать и принимать всерьез происходящее. Этот бесценный опыт необходим, чтобы со временем увидеть, что мы от него свободны, и никогда по-настоящему не были им связаны.

В чем смысл жизни человека ? Ведь мы люди, и относительно нас, возможно, правильно вопрос должен звучать иначе. Для чего нужен человек? И если мир так ограничен, как его видит , тогда человек – явление случайное, и тогда нет никакого смысла. Мы были рождены нашими родителями. Однако нам повезло, и родители не оказались столь эгоистичными, чтобы считать ребенка своим творением, которое было создано исключительно для их целей. Ведь и они сами были рождены и воспитаны также, и позволяют нам стать самостоятельными. В социальном обществе человек взрослея, начинает осознавать, что теперь он сам может решать, как и ради чего ему жить. И это переживание самостоятельности намекает нам на бессмысленность жизни , потому что смысл может существовать лишь, когда мы живем не ради себя, но ради чего-то превосходящего нашу маленькую личность.

Если человек был сотворен Богом, значит, смысл жизни связан с целью Творца. В таком случае, смысл, который заложен в нашу жизнь, это причина, по которой нас создали. И раз уж все самое лучшее внутри нас проявляется по мере душевного развития, возможно и цель нашего существования проявляется в его плодах. Возможно, любовь, которую без всяких пошлых оттенков мы ставим во главу всех переживаний – и есть тот заветный ответ. В любом случае с этого ракурса, смысл жизни – в развитии сознания . .

Однако если говорить о жизни как таковой, на абсолютном уровне в ней нет ни смысла, ни болезненной бессмысленности . Все это – лишь работа ума. Жизнь как таковая – имеет самое непосредственное отношение к тому, . Чем ближе мы к осознанию реальности, тем глубже понимание того, что ни в смысле, ни в его отсутствии нет ни хорошего, ни дурного. В этом нет реальной двойственности. Все это – работа нашего ума здесь и сейчас.

Бессмысленность – такая же иллюзия, как и смысл, потому что без смысла она не может существовать. Если бы бессмысленность реально существовала, нам просто было бы не о чем говорить. Реальна ли дырка от бублика? Можно ли сказать, что дырка от бублика – это такое тяжелое, обреченное состояние космической печали? Можно ли сказать, что она равносильна нирване? Можно ли сказать, что она хоть что-то собой представляет? А может, это – спасательный круг? Когда мы говорим о бессмысленности , все, что мы реально имеем ввиду – растворяющийся смысл. Он еще есть, хоть и растворяется в нашем уме, поэтому пока есть о чем говорить. Но как только он растворился, наступает катарсис, свобода и облегчение!

Бессмысленность – это просто разрушение нашей привязанности, обесценивание, или расставание с тем, что делало нашу жизнь осмысленной в тот или иной момент. Нам тяжело пока привязанность рушится. В это время мы переживаем печаль, потерю и пустоту, на месте которой когда-то были объекты нашей привязанности. Но, когда привязанность уже разрушена, мы обретаем свободу. Теряя, мы переживаем потерю, но, когда мы отпускаем смысл окончательно, боль проходит. Мы освобождаем себя от бремени смысла и от тяжести его растворения, которая мерещилась нам бессмысленностью. Когда привязанность разрушена, приходит облегчение. На фоне вечности все хорошее проходит. Проходит и все плохое! Мы – вечные странники, вечные зрители, вечные игроки. И даже если у Вас в это нет веры, и жизнь кончается после смерти тела, переживания по этому поводу не имеют никакого смысла. Приблизит ли тоска счастье?

Отрывок из романа Виктора Пелевина «Т»:

«Линь-Цзы в ответ на вопрос о природе Будды, говорил, что это дыра в отхожем месте. Соловьев считал, что это самое точное объяснение, которое может быть дано. Представьте себе, говорил он, грязный и засранный нужник. Есть ли в нем хоть что-нибудь чистое? Есть. Это дыра в его центре. Ее ничего не может испачкать. Все просто упадет сквозь нее вниз. У дыры нет ни краев, ни границ, ни формы - все это есть только у стульчака. И вместе с тем весь храм нечистоты существует исключительно благодаря этой дыре. Эта дыра - самое главное в отхожем месте, и в то же время нечто такое, что не имеет к нему никакого отношения вообще. Больше того, дыру делает дырой не ее собственная природа, а то, что устроено вокруг нее людьми: нужник. А собственной природы у дыры просто нет - во всяком случае, до того момента, пока усевшийся на стульчак лама не начнет делить ее на три каи».

Пример – грубоватый. Но достаточно яркий и во многом точный. Чем больше мы ищем смысл жизни , тем дальше мы от реального осознания смысла происходящего здесь и сейчас. Мы сами наделяем происходящее смыслом. И когда ощущение бессмысленности будет пережито достаточно интенсивно и глубоко, мы можем интуитивно выбирать, что и как сделать осмысленным, «важным», а что обесценить и оставить забытым в прошлом. Эта гибкость – награда за прожитый опыт.

Бессмысленна, прежде всего - и это, с точки зрения личных духовных запросов, самое важное - личная жизнь каждого из нас. Первое, так сказать, минимальное условие возможности достижения смысла жизни есть свобода ; только будучи свободными, мы можем действовать «осмысленно», стремиться к разумной цели, искать полноты удовлетворенности; все необходимое подчинено слепым силам необходимости, действует слепо, как камень, притягиваемый землею при своем падении. Но мы со всех сторон связаны, окованы силами необходимости. Мы телесны и потому подчинены всем слепым, механическим законам мировой материи; спотыкаясь, мы падаем, как камень, и если случайно это произойдет на рельсах поезда или перед налетающим на нас автомобилем, то элементарные законы физики сразу пресекают нашу жизнь, а с ней - все наши надежды, стремления, планы разумного осуществления жизни. Ничтожная бацилла туберкулеза или иной болезни может прекратить жизнь гения, остановить величайшую мысль и возвышеннейшее устремление. Мы подчинены и слепым законам, и силам органической жизни: в силу их непреодолимого действия срок нашей жизни даже в ее нормальном течении слишком краток для полного обнаружения и осуществления заложенных в нас духовных сил; не успеем мы научиться из опыта жизни и ранее накопленного запаса знаний разумно жить и правильно осуществлять наше призвание, как наше тело уже одряхлело и мы приблизились к могиле; отсюда неизбежное даже при долгой жизни трагическое чувство преждевременности и неожиданности смерти - «как, уже конец? а я только что собирался жить по-настоящему, исправить ошибки прошлого, возместить зря потерянное время и потраченные силы!» - и трудность поверить в свое собственное старение. И вдобавок мы и изнутри обременены тяжким грузом слепых стихийно-биологических сил, мешающих нашей разумной жизни Мы получаем по наследству от родителей страсти и пороки, которые нас мучают и на которые бесплодно растрачиваются наши силы; в лице нашей собственной животной природы мы обречены на пытку и каторгу, прикованы к тачке, бессмысленно терпим наказание за грехи наших отцов или вообще за грехи, на которые нас обрекла сама природа. Лучшие и разумные наши стремления либо разбиваются о внешние преграды, либо обессиливаются нашими собственными слепыми страстями. И притом слепая природа так устроила нас, что мы обречены на иллюзии, обречены блуждать и попадать в тупик и обнаруживаем иллюзорность и ошибочность наших стремлений лишь тогда, когда они причинили нам непоправимый вред и наши лучшие силы уже ушли на них. Один растрачивает себя на разгул и наслаждения и, когда физическое и духовное здоровье уже безнадежно потеряно, с горечью убеждается в пошлости, бессмысленности всех наслаждений, в неутолимости ими жизненной тоски; другой аскетически воздерживается от всех непосредственных жизненных радостей, закаляя и сберегая себя для великого призвания или святого дела, чтобы потом, когда жизнь уже клонится к концу, убедиться, что этого призвания у него совсем нет, и это дело совсем не свято, и в бессильном раскаянии жалеть о бесплодно упущенных радостях жизни. Кто остается одинок, боясь обременить себя тягостями семьи, страдает от холода одинокой старости и скорбит о уже недостижимом уюте семьи и ласке любви; кто, поддавшись соблазну семьи, оказался обремененным тягостями семейных забот, погруженный в мелочную суету семейных дрязг и волнений, бесплодно кается, что добровольно продал свою свободу за мнимые блага, отдал себя в рабство подневольного труда и не осуществил своего истинного призвания. Все наши страсти и сильнейшие влечения обманчиво выдают себя за что-то абсолютно важное и драгоценное для нас, сулят нам радость и успокоение, если мы добьемся их удовлетворения, и все потом, задним числом, когда уже поздно исправить ошибку, обнаруживают свою иллюзорность, ложность своего притязания исчерпать собою глубочайшее стремление нашего существа и дать, через свое удовлетворение, полноту и прочность нашему бытию. Отсюда неизбежное для всех людей меланхолическое, втайне глубоко и безысходно трагическое сознание выражаемое французской поговоркой: «si jeunesse savait, si vieillesse pouvait», - сознание обманутых надежд, недостижимости истинного счастья на земле. Гете, прозванный «баловнем судьбы», проживший исключительно долгую, счастливую и плодотворную жизнь, обладатель редчайшего дара - умения сочетать творческую энергию, безмерное трудолюбие и могучую, самообуздывающую силу воли с жаждой и способностью испытать все жизненные наслаждения, упиться всеми радостями жизни - этот избранник человечества под конец своей жизни признавался, что за 80 лет своей жизни он изведал лишь несколько дней полного счастья и удовлетворения; и он испытал на себе всю неизбежную трагику человеческой жизни, он поведал, что сущность жизни узнает лишь тот, кто в слезах ест свой хлеб и в тоске и кручине проводит бессонные мучительные ночи, и что судьба утешает нас лишь одним неустанным припевом: «терпи лишения» (Entbehren sollst du, sollst entbehren!). Если такова жизненная мудрость избранного счастливца человечества, то какой итог должны подвести своей жизни все остальные, менее удачливые и одаренные люди, со всей их немощностью, со всей тяжестью их жизненной участи, со всеми изнутри раздирающими их противоречиями и затуманивающими их пути духовными слабостями?

Народное сознание верило, что боги завидуют человеческому счастью и всегда принимают меры к тому, чтобы покарать и унизить счастливца, чтобы возместить случайную человеческую удачу горькими ударами судьбы; и, с другой стороны, оно верило, что даже блаженные боги подчинены, как высшему началу, неумолимой слепой судьбе. Более очищенное религиозное сознание их мудрецов учило; что по законам мировой гармонии никто не должен захватывать слишком много для себя, чрезмерно перерастать общий уровень, что человек должен знать свое скромное место и что даже сама индивидуальность человека есть греховная иллюзия, караемая смертью; лишь в добровольном признании себя служебным, зависимым звеном мирового целого, лишь в смиренном приятии своей рабской зависимости от космоса и своего космического ничтожества человек покоряется божественной воле, исполняет свое единственное назначение и может надеяться не загубить себя.

Наша эмпирическая жизнь есть обрывок: сама для себя, без связи с неким целым, она так же мало может иметь смысл, как обрывок страницы, вырванный из книги. Если она может иметь смысл, то только в связи с общей жизнью человечества и всего мира. И мы уже видели, что осмысленная жизнь неизбежно должна быть служением чему-то иному, чем она сама , как замкнутая в себе личная жизнь, что лишь в исполнении призвания, в осуществлении какой-либо сверхличной и самодовлеющей ценности человек мо жет найти самого себя, как разумное существо, требующее разумной, осмысленной жизни. Ближайшим целым, с которым мы связаны и часть которого мы составляем, является жизнь на рода или человечества; вне родины и связи с ее судьбою вне культурного творчества, творческого единства с прошлым человечества и его будущим, вне любви к людям и солидарного соучастия в их общей судьбе мы не можем осуществить самих себя, обрести подлинно осмысленную жизнь. Как лист или ветвь дерева, мы питаемся соками целого, расцветаем его жизнью и засыхаем и отпадаем в прах, если в самом целом нет жизни. Для того чтобы индивидуальная жизнь имела смысл, нужно поэтому, чтобы имела смысл и жизнь общечеловеческая, чтобы истории человечества была связным и осмысленным процессом, в котором достигается какая-либо великая общая и бесспорно ценная цель. Но и здесь, при беспристрастном и честном рассмотрении эмпирического хода вещей, нас ждет новое разочарование, новое препятствие для возможности обрести смысл жизни.


Где ныне эллинская мудрость и красота, одно воспоминание о которой наполняет нам душу грустным умилением? Кто из нынешних мудрецов, если он не обольщает себя самомнением, может достигнуть своей мыслью тех духовных высот, на которых свободно витала мысль Платона или Плотина? Близки ли мы теперь от того умиротворения и правового упорядочения всего культурного мира под единой властью, которого мир уже достиг в золотую пору Римской империи с ее pax Romana? Можем ли мы надеяться на возрождение в мире тех недосягаемых образцов глубокой и ясной религиозной веры, которую являли христианские мученики и исповедники первых веков нашей эры? Где теперь богатство индивидуальностей, цветущая полнота и многообразие жизни средневековья, которые высокомерная пошлость убогого просветительства назвала эпохой варварства и которое, как несбыточная мечта, манит теперь к себе все чуткие души, изголодавшиеся в пустыне современной цивилизации?

Мы научились понимать - и в этом отношении непосредственные жизненные впечатления совпадают с главными достижениями объективной исторической науки за последние сто лет - что непрерывного прогресса не существует , что человечество живет сменой подъемов и падений и что все великие его достижения во всех областях жизни - государственной и общественной, научной и художественной религиозной и нравственной - имеют свой конец и сменяются периодами застоя и упадка , когда человечеству приходится учиться наново и снова подыматься из глубин.


История человечества есть история последовательного крушения его надежд, опытное изобличение его заблуждений.

Мир есть великое живое существо и вместе с тем единство множества живых сил.

Древние греки, восхищаясь красотой и живою стройностью космического целого, с горечью и безысходны отчаянием сознавали безнадежность, тщету и бессмысленность в нем человеческой жизни.

Мы видели условия достижимости смысл жизни: существование Бога, как абсолютного Блага, вечной Жизни и вечного света Истины и божественность человека возможность для него приобщиться к этой истинной, божественной жизни, на ней утвердить, ею всецело заполнить свою собственную жизнь.

Но как мы видели, даже и существования Бога мало для обретения смысла нашей жизни: для этого нужна возможность нашего, человеческого соучастия в свете и жизни Божества, нужна вечность, совершенная просветленность и покой удовлетворенности нашей собственной, человеческой жизни.

██ ██ Работа, знаковая для религиозно-философской концепции Франка, является своеобразным продолжением его резко критичной по отношению к социализму как крайней степени общественного рационализма работы "Крушение кумиров". Именно здесь великий мыслитель развивает интереснейшую концепцию слияния богословия и "чистой философии" - и выдвигает интереснейшую теорию результатов подобного сопряжения.

Если как следует вдуматься, огромное количество того, к чему

мы привыкли стремиться, чего привыкли добиваться, на самом деле

бессмысленно. Нет никакой разницы, добьёмся мы этого или нет…

Александра Маринина. Чувство люда

Ищете смысл, а творите такую бессмыслицу, что и не придумаешь.

Франц Кафка. Процесс

Бессмысленность как качество личности – склонность к словам и делам, лишенным смысла, содержания, разумных оснований, не выражающих мысли, нелепых, неосознанных и необъяснимых.

Шёл рыцарь по пустыне. Долгим был его путь. По пути он потерял коня, шлем и доспехи. Остался только меч. Рыцарь был голоден, и его мучила жажда. Вдруг вдалеке он увидел озеро. Едва держась на ногах, он двинулся к воде. Но у самого озера сидел трёхглавый дракон. Рыцарь собрал последние остатки сил, выхватил меч и начал сражаться с чудовищем. Сутки бился, вторые бился. Две головы дракона отрубил. На третьи сутки издыхающий дракон упал на песок. Рядом упал умирающий рыцарь, не в силах уже более стоять на ногах и держать меч. И тогда истекающий кровью дракон спросил: — Рыцарь, а ты чего хотел-то? — Воды попить. — Ну, так и пил бы…

Бессмысленный бой. Бессмысленные действия. Бессмысленная жизнь. Всё это, по большому счету, метафоры. Каждое действие имеет свою силу и приводит к определенным последствиям. Невозможно ничего сделать бессмысленного. Когда мы поступаем плохо, нарабатывается плохая судьба, плохая карма. Когда мы творим добро, нарабатываются запасы благочестия, то есть отрабатывается плохая карма или создается хорошая. Хотя мы зачастую действуем неосознанно, это ничего не меняет. Карма учитывает каждый наш поступок, как хорошая бухгалтерия. Это придает ему смысловую нагрузку.

Человек приходит в этот мир не для удовлетворения своих физиологических потребностей. Жизнь преподносит ему определенные уроки, которые он должен усвоить. Человек должен отработать плохую карму и наработать хорошую. Это задача минимум. Реинкарнация – это переэкзаменовка. Реинкарнация означает, что ты остался на второй год, что ты не достоин перейти в духовный мир. В новом воплощении, если человек не усвоил какой-то материал, душа ему воплотится в другой форме. Смысл жизни – приблизиться в своём развитии к совершенству, к Богу, то есть встать на путь духовного развития.

О.Г. Торсунов пишет: «Некоторые люди думают, что есть действия бессмысленные, которые не несут силы. Найдите хоть одно в жизни такое действие. Вы вот выйдете на улицу, сделайте хотя бы одно действие, чтобы оно было бессмысленным, не имело силы. Вот плюньте просто на землю — это означает оскорбление матери Земли, за это будете отвечать, страдать по закону кармы. Что сделать еще, какое бессмысленное здесь? Просто встаньте и никуда не идите — означает: пустая трата времени, за это человек будет страдать по закону кармы. Невозможно ничего бессмысленного сделать. Каждое действие имеет свой смысл».

Поэтому бессмысленность как качество личности проявляется в субъективных оценках окружающих нелепого, необъяснимого поведения другого. Что не понятно, то бессмысленно. Взять, к примеру, пустопорожние разговоры. Если они не направлены на выстраивание отношений, значит бессмысленны. Субъективная, предвзятая оценка прошлого превращает его в бессмыслицу. Герман Гессе писал:

То, что вчера лишь, прелести полно,
Будило ум и душу волновало,
Вдруг оказалось смысла лишено,
Померкло, потускнело и увяло.

Очень часто у Мастера спрашивали, что будет после смерти. Мастер никогда не отвечал на такие вопросы. Однажды ученики спросили, почему он всё время уклоняется от ответа. - Вы замечали, что загробной жизнью интересуются именно те, кто не знает, что делать с этой? Им нужна ещё одна жизнь, которая длилась бы вечно, - ответил Мастер. - И всё-таки, есть ли жизнь после смерти или нет? - не унимался один из учеников. - Есть ли жизнь до смерти - вот в чём вопрос, - ответил мастер.

Лада Лузина в книге «Мой труп» пишет: «Главное, не как ты живешь, а зачем. Виртуозная игра, дорогие костюмы, блистательные диалоги, закрученный сюжет, феерические эффекты - дешевка, если у спектакля нет идеи. Я никогда не боялась смерти. Смерть - это не самое страшное в нашей жизни. Я пуще смерти боялась прожить жизнь бессмысленно».

Жить без стремления достичь счастья бессмысленно. Расул Гамзатов в стихотворении «А что потом?» пишет:

«Скажи, чудак, мечтаешь ты о чем?»
«Красавицу хочу обнять я тонкую!»
«Бери красавицу, а что потом?»
«Потом хочу сыграть я свадьбу звонкую!»
«Но свадьба сыграна, построен дом.
А что потом?»
«Хочу детишек вырастить!»
«Детишки вырастут, а что потом?»
«Потом я счастья им хочу и милости!»
«Вот счастья свет твой озаряет кров,
Ну а потом, какой ты хочешь малости?»
«Невест сыночкам, дочкам – женихов!
Внучат и внучек – утешенья старости».
«Ну все сбылось, и внуков полон дом,
А что потом?»
«Наверное, разлука,
Но если вечно думать: «Что потом?» –
У нас не будет ни детей, ни внуков!»

Лев Толстой и Антон Павлович Чехов считали жизнь бессмысленной. Удивительный факт для русской литературы, полной жизнерадостности и оптимизма. Первый в «Исповеди» писал: «Жизнь моя остановилась. Я мог дышать, есть, пить, спать, и не мог не дышать, не есть, не пить, не спать; но жизни не было, потому что не было таких желаний, удовлетворение которых я находил бы разумным. Если я желал чего, то я вперед знал, что, удовлетворю или не удовлетворю мое желание, из этого ничего не выйдет… Я искал во всех знаниях и не только не нашёл, но убедился, что все те, которые так же, как и я, искали в знании, точно так же ничего не нашли. И не только не нашли, но ясно признали, что то самое, что приводило меня в отчаяние - бессмыслица жизни, - есть единственное несомненное знание, доступное человеку».

А.П. Чехов в «Даме с собачкой» пишет: «Какие дикие нравы, какие лица! Что за бестолковые ночи, какие неинтересные, незаметные дни! Ненужные дела и разговоры всё об одном отхватывают на свою долю лучшую часть времени, лучшие силы, и в конце концов остается какая-то куцая, бескрылая жизнь, какая-то чепуха, и уйти и бежать нельзя, точно сидишь в сумасшедшем доме или в арестантских ротах!»

Петр Ковалев 2014 год