Последствия утраты способности к забыванию. Проблема забывания в психологии памяти. Основные теории забывания

Областное государственное образовательное учреждение

«Иркутский государственный педагогический колледж № 1»

Кафедра педагогики и психологии

Ценностные ориентации современной молодёжи

Выполнила:

Антропова Екатерина Олеговна

Введение

1. Характеристика современной молодёжи как социальной прослойки общества

2. Ценности современной молодежи

Заключение

Список литературы

Введение

«Ценностные ориентации являются элементами внутренней (диспозиционной) структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации, отграничивающие значимое (существенное для данного человека) от незначимого (несущественного) через (не) принятие личностью определенных ценностей, осознаваемых в качестве рамки (горизонта) предельных смыслов и основополагающих целей жизни, а также определяющие приемлемые средства их реализации» 1 .

    Характеристика современной молодёжи как социальной прослойки общества

В настоящее время современное общество находится в очень сложном положении. После смены политического режима страна ещё не опомнилась. Пошатнулись все устои, потерялись ценностные ориентации, исчезли духовно-нравственные идеалы. В поисках новых идеалов мы теряем свои традиции и устои и начинаем сами себя уничтожать. Мы не видим смысла в нашем существование, поэтому мы не замечаем, как постепенно исчезаем.

Одни живут в прошлом, слушая рассказы старших о прекрасном времени, когда якобы успешно решались все проблемы. Другие, наоборот, агрессивно ведут себя по отношению ко всем нововведениям, критикуют все и вся. Третьи, отчаявшись, уходят в никуда, пьянствуют, употребляют наркотики, превращаются в бомжей, становятся на преступный путь. Четвертые начинают искать “путь к Богу”, вступают в «лжерелигиозные» секты различного рода, увлекаются мистикой и колдовством. Пятые, понимая, что только с помощью собственной активности можно добиться успеха в жизни, ищут пути решения возникающих проблем. Поэтому молодежь предоставлена сама себе во всех отношениях. В наше время общественное мнение на те или иные поступки со стороны молодого поколения не имеет силы и влияние как, например, лет 40 назад. Поэтому у молодых нет запретов. Они учатся сами на своих ошибках.

Яркий пример можно привести как пионерская организация во времена СССР. Пионером должен был быть каждый подросток. Кто не состоял в ней и не носил красный галстук, считались хулиганами и не одобрялись обществом. Эта организация дисциплинировала, воспитывала подрастающее поколение. Дети были заняты общественным трудом.

Сейчас же у нас молодое поколение предоставлено само себе. Родители на работе, а подростки, если не заняты ни в каком кружке, то у них полно свободного времени, которое они тратят на компьютер либо ещё на что-нибудь не очень полезное. Вследствие этого, не зная чем заняться, что делать, образуются неформальные движения, парой имеющие дурное влияние на молодые умы.

Сейчас идет тенденция наоборот. Много молодых людей занимаются спортом, особенно новыми видами (скейтборд, сноуборд, велоспорт). Человек, занимающийся спортом, заслуживает уважение. Но в основном всё же осадок того «смутного» времени остался. Сейчас всё же, не смотря на эти просветы, если пойти по улице можно увидеть много пьющих компаний, слоняющихся по улицам без дела.

  1. Ценности современной молодежи

Авторы многих концепций о смысле человеческого бытия, считают, что осевой смысл человеческого существования, его смысловой центр составляют те или иные ценности или система ценностей. Правда, эти ценности понимаются в каждом источнике по-разному.

Анализом всех точек зрения и объединением их занимается наука о ценностях – аксиология. Ценностями является то, ради чего живется жизнь. И парой между терминами ценность и идея ставят знак равенства, но это не так. Идея может стать ценностью в том случае, если кроме нейтрального содержания, несет с собой всеобщую устремленность её реализовать. Ведь при достижение чего-либо мы теряем интерес к этому. А ценность, даже реализованная, не теряет своего качества должного, она всё равно оказывается впереди, ведь, даже реализованная, она должна находиться в процессе реализации, реализовываться в каждом новом акте жизни, всегда удерживаться как сама жизнь.

Поэтому чтобы определить ценности современной молодежи мы решили провести анонимное анкетирование, которое состояло из 18 вопросов. Вопросы были, как и на выбор ответа (например: да, нет), так и участникам анкетирования предлагалось высказать своё мнение. Приведем некоторые вопросы:

    Как Вы понимаете слово «счастье»?

    Как Вы понимаете любовь?

    У Вас есть кумир?

    Что для Вас деньги?

Также круг участников ограничивался возрастной категорией. Возраст опрошенных составлял от 15 до 26 лет. Было опрошено 45 человек. 58 % опрошенных было мужчин, а остальную часть составляли женщины. И работающих было около 44 % из всех опрощенных.

Проклассифицировав все ответы, на заданные вопросы в анкете мы пришли к следующим результатам:

    счастье у молодого поколение воспринимается как состояние внутренней гармонии и душевного спокойствия, также счастья у большинства опрошенных вызывает нахождение с близкими и дорогими людьми;

    у 60% молодых людей любовь вызывает ассоциации с чувствами, такими как уважение, взаимопонимание, ответственность, взаимопонимание и так далее;

    деньги же имеют противоречивую значимость в жизни, например, 36% высказались, что деньги это «зло», «мусор», «бумажки», которые не особо важны в их жизни, а вот у 33% означают «благополучие», «власть»;

    у большинства(58%) не оказалось кумира, но у кого есть кумир, то таковым является современная звезда шоу-бизнесса;

    порадовало, что большинство опрашиваемых читает литературу, в основном такие жанры как художественная литература и научно-популярная;

    также у 90 % молодых людей есть мечта. И понимают её как жизненная цель, стремление к чему либо, а также мечтой выступает, то что должно сбыться, то есть грядущее будущее;

    положительной отношение к здоровому образу жизни высказали все, кто участвовал в анкетирование, но среди них оказалось, только 11% людей, которые занимаются спортом;

    негативное отношение к наркотикам, табакокурению и алкоголю (70%, 60% и 45% соответственно) вызвало большинство опрашиваемых, но также значительная часть употребляет сама алкоголь и курит (44% и 33%).

Из этого всего можно сделать вывод, что в настоящее время ещё идет процесс формирования ценностей молодёжи. Если любовь вызывает такие чувства светлые, то значит, молодежь задумывается о семейных отношениях, а значит о продолжение рода. А это влияет на рождаемость, которая показывает уровень развития общества. Также счастье ассоциируемое с близкими людьми говорит о возрождение традиции уважения и любви к старшим, что помогает сохранить самобытную культуру нашего народа.

Можно сказать, что основные базовые ценности есть, но они ещё на пути развития. Это говорит ещё то, что многие выразили уважение и положительное мнение на здоровый образ жизни, но заняться спортом и собой, если будет такая возможность, высказало только 40%. Также большинство из анкетируемых употребляет алкоголь или алкоголь.

Заключение

Целью данной работы выступало рассмотрение ценностных ориентаций современной молодёжи. В ходе исследования был рассмотрен этот вопрос, и мы пришли к выводу, что ценности находятся на этапе развития и пока что базовыми являются счастье, любовь, личностное благополучие.

Задачи были раскрыты достаточно полно и развернуто. Продолжением данной работы может стать дальнейшее наблюдение и анализирование ситуации среди молодёжи как социальной прослойки общества в течение ещё нескольких лет.

В нашей работе было трудностью подборка материала, так как эта тема требует свежих данных. Поэтому подобрать нужный материал было очень трудно. В основном это выступили статьи из журналов, личностный опыт и анализарование интернет ресурсов.

Список литературы

    Мухин, А.А. Поколение 2008: наши и не наши [Текст] / А. А. Мухин. – М.: Изд-во Алгоритм, 2006. – 256 с.

    Абишева, А.К. О понятие «ценность» [Текст] / А. К. Абишева // Вопросы философии. – 2002 – №3. – С. 139-146.

    Караковский, В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования [Текст] / В. А. Караковский. – М.: Научно-методическое объединение « Творческая педагогика», 1991. – 154 с.

    Караковский, В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса [Текст] / В. А. Караковский. – М.: Научно-методическое объединение «Творческая педагогика», 1993. – 80 с.

    Степанов, П. Воспитание.ru [Текст] / П. Степанов // Классный руководитель. – 2006 – №4. – С. 35-37.

    Кудинова, Н.С. Ценностные предпочтения школьников: способы изучения [Текст] / Н. С. Кудинова // Классный руководитель. – 2006 – №4. – С. 105-108.

    Энциклопедия социологии [Интернет ресурс] / А. А. Грицанов [и др.]. – Серия "Мир энциклопедий", - http: // slovari.yandex.ru/dict/sociology/article/soc/soc-1273.htm(20 янв.2006)

Приложение 1

Защитное слово

В наше время остро стоит вопрос о ценностных ориентациях современного российского общества и в частности молодёжи. Молодёжь – это новое поколение, которое должно стать заменой своих родителей и опорой для общества и государства.

Следовательно, ценностные ориентации, особенно молодёжи, определяют уровень духовных, культурных и нравственных ценностей всего общества, а также чего оно достигло.

Эту тему я выбрала не случайно. Мне интересна она, поэтому мной много изучается литературы на подобную тематику в разных источниках. Для меня этот вопрос важен, и я думаю, он также не оставит равнодушными многих людей. Эта тема актуальна не только для педагогов в связи со спецификой их рода деятельности, но и для остальных людей, так как базовые ценности важны для всего общества. Ведь ценности становятся одним из основополагающих факторов путей развития общества. И в настоящее время много уделяется этой проблеме внимания, как со стороны государства, так и со стороны общества.

Цель данной работы состоит в том, чтобы проанализировать ценностные ориентации современной молодежи.

Задачами нашей работы состоят в следующем:

    Охарактеризовать современную молодёжь как социальную прослойку общества

    Проанализировать ценности современной молодежи

В любую историческую эпоху были свои идеалы, ценности. Например, в православной Руси была вера, в Российской Империи идеалом человека являлся царь, в советское время существовали такие ценности как труд, товарищество, уважение к старшим, взаимопомощь.

В настоящее время современное общество находится в очень сложном положении. После смены политического режима страна ещё не опомнилась. Пошатнулись все устои, потерялись ценностные ориентации, исчезли духовно-нравственные идеалы. В поисках новых идеалов мы теряем свои традиции и устои и начинаем сами себя уничтожать. Мы не видим смысла в нашем существование, поэтому мы не замечаем, как постепенно исчезаем.

Современная молодежь проходит свое становление в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность, пессимизм, неверие в настоящее и будущее.

Одни живут в прошлом, слушая рассказы старших о прекрасном времени, когда якобы успешно решались все проблемы. Другие, наоборот, агрессивно ведут себя по отношению ко всем нововведениям, критикуют все и вся. Третьи, отчаявшись, уходят в никуда, пьянствуют, употребляют наркотики, превращаются в бомжей, становятся на преступный путь. Четвертые начинают искать “путь к Богу”, вступают в «лжерелигиозные» секты различного рода, увлекаются мистикой и колдовством. Пятые, понимая, что только с помощью собственной активности можно добиться успеха в жизни, ищут пути решения возникающих проблем. Поэтому молодежь предоставлена сама себе во всех отношениях. В наше время общественное мнение на те или иные поступки со стороны молодого поколения не имеет силы и влияние как, например, лет 40 назад. Поэтому у молодых нет запретов. Они учатся сами на своих ошибках.

Сейчас же у нас молодые люди предоставлены сами себе. Родители на работе, а подростки, если не заняты ни в каком кружке, то у них полно свободного времени, которое они тратят на компьютер либо ещё на что-нибудь не очень полезное. Вследствие этого, не зная чем заняться, что делать, где реализовать себя, образуются неформальные движения, парой имеющие дурное влияние на молодые умы.

Если проанализировать литературу и СМИ в 90-ые годы прошлого столетия и начало двухтысячный годов (2000-2004) в стране было кризисное время. Резко начали набирать темпы такие зависимости как наркомания, алкоголизм, табакокурение. Среди молодежи это считалось престижно.

Сейчас идет тенденция наоборот. Много молодых людей занимаются спортом, особенно новыми видами (скейтборд, сноуборд, велоспорт). Человек, занимающийся спортом, заслуживает уважение. Но в основном всё же осадок того «смутного» времени остался. Сейчас всё же, не смотря на эти просветы, если пойти по улице можно увидеть много пьющих компаний, слоняющихся по улицам без дела. Но это всё говорит о их воспитание, о базовых ценностях, что золожены. Авторы многих концепций о смысле человеческого бытия, считают, что осевой смысл человеческого существования, его смысловой центр составляют те или иные ценности или система ценностей. Правда, эти ценности понимаются в каждом источнике по-разному.

Например, известный немецкий философ Ганс Ленк считает, что ценностью выступает интерпретация, в которой субъект выражает свои предпочтения. А у С.Ю. Головина ценностью является понятие, используемое в философии и социологии для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного.

Ценностями является то, ради чего живется жизнь. И парой между терминами ценность и идея ставят знак равенства, но это не так. Идея может стать ценностью в том случае, если кроме нейтрального содержания, несет с собой всеобщую устремленность её реализовать. Ведь при достижении чего-либо мы теряем интерес к этому. А ценность, даже реализованная, не теряет своего качества должного, она всё равно оказывается впереди, ведь, даже реализованная, она должна находиться в процессе реализации, реализовываться в каждом новом акте жизни, всегда удерживаться как сама жизнь.

Также ценности не существуют объективно, подобно материальным вещам. Они являются результатом творчества каждого человека людей. Поэтому чтобы получить представление о ценностях всего общества нужно рассмотреть ценности каждого или большинства человек, составляющих это общество.

Поэтому чтобы определить ценности современной молодежи мы решили провести анонимное анкетирование, которое состояло из 18 вопросов. Круг участников ограничивался возрастной категорией. Возраст опрошенных составлял от 15 до 26 лет. Было опрошено 45 человек.

Результаты анкетирования, которые я посчитала нужными, вы видите представленными на диаграммах.

Проведя полное исследование анкетирования можно прийти к выводу, что базовые ценности – это семья, личностное счастье. Также формируется положительное отношение к ЗОЖ, а отрицательное к таким явлениям как табакокурение и алкоголь. Негативное отношение к наркотикам уже завершило свое становление, но вот вышеперечисленные 2 ещё только начинают свой процесс формирования негативного мнения. Вообще все ценности ещё очень зыбко занимают своё место в нашем сознании, поэтому, чтоб судить основательно нужно ещё провести наблюдение ещё в течение нескольких лет, тогда с точностью мы сможем судить какие ценности сформировались до конца и заняли в нашем подсознание базовое место.

Приложение 2

    Укажите Ваш пол:

    Укажите Ваш возраст: _________________________.

    Ваш род деятельности:

    Что для в Вашем понимание является счастьем?

______________________________________________________________________________________________________________________________

    Как Вы понимаете любовь?

    Что значат для Вас деньги?

_______________________________________________________________________________________________________________________________

    У вас есть кумир?

    Если есть кумир, то кто это?

_____________________________________________________________

    Вы читаете книги?

    Если «да», то какие?

_______________________________________________________________________________________________________________________________

    У Вас есть мечта?

    Что для Вас значит слово «мечта»?

    Как Вы относитесь к здоровому образу жизни?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

    Вы занимаетесь спортом?

    Если «нет», то хотели бы, если бы была возможность?

    Как вы относитесь к наркотикам?

    Отрицательно

    Положительно

    Нейтрально

    Сам употребляю

    Как вы относитесь к табакокурению?

    Отрицательно

    Положительно

    Нейтрально

    Я не знаю, не задумывался об этом

    Сам употребляю

    Как вы относитесь к алкоголю?

    Отрицательно

    Положительно

    Нейтрально

    ценностных ориентаций молодёжи ...

  • Ценности и ценностные ориентации современной молодежи

    Курсовая работа >> Социология

    И ценностные ориентации современной молодежи. Предмет – специфика ценностей и ценностных ориентации молодежи в современных условиях. Цели – выявить специфику ценностей и ценностных ориентаций современной ...

  • Особенности ценностных ориентаций у русских и калмыков

    Курсовая работа >> Психология

    Товарищества. Проблема динамики и формирования ценностных ориентации современной молодёжи является чрезвычайно серьезной и требует должного... . – СПб., 2001. Чернова Э.Г. Специфика ценностных ориентаций современной учащейся молодежи малых городов Центрально...

  • Ценностные ориентации студенчества

    Реферат >> Социология

    Социальных отношений» (К. Маркс) ценностных ориентаций . В современной теории ценностных ориентаций вся система делится на... одобрении, самоуважении, и наконец, самореализации. Т.е современная молодёжь стремится заполучить уважение и признание, высокий...

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:«Ценностные ориентации современной молодежи» По дисциплине «Социология»
Оглавление Введение1. Определение понятия личности2. Молодежь3. Определение понятия ценностные ориентации4. Поиски себя в молодежной субкультуре5. Описание психологических тестов. Методика «Ценностные ориентации» Рокича6. Обзор результатов научного исследованияЗаключениеСписок использованной литературы

Введение

Дай молодым то, в чем они нуждаются,

чтобы стать от нас независимыми

и способными сделать свой выбор.

К. Поппер

Все больше молодых россиян хотят жить

в экономически сильном правовом государстве,

без коррумпированных чиновников и

бандитского беспредела, где будут

востребованы их талант и способности.

Лисовский В.

Одна из актуальных отраслей современной социологии - социология молодежи. Эта тема очень сложна и включает в себя целый ряд аспектов: это и возрастные психологические особенности, и социологические проблемы воспитания и образования, влияние семьи и коллектива и целый ряд других аспектов. Особенно остро проблема молодежи и ее роли в общественной жизни стоит в России.

Последнее время слышится много жалоб со стороны родителей и учителей в адрес подростков среднего и старшего возраста - стали неуправляемыми, непослушными, чересчур самостоятельными. Это связано как с особенностями данного возраста, физиологическими и психологическими, так и со своеобразием современной социальной ситуации, в которой происходит взросление подростков. Так какие же они - современные подростки?

Любому обществу присущ сложный процесс формирования ценностей и отношения к ним, особенно молодежи. На переломном этапе развития общества важно зафиксировать, и понять ценности молодых. Понять, какие ценности сегодня разрушаются, а какие остаются. Как это происходит и насколько предопределены эти процессы? Означает ли это, что рушится мир ценностей вообще, или речь идет о временных явлениях? Ради чего сегодня живут молодые?


1. Определения понятия личности

Прежде всего, мне бы хотелось вначале понять, что же в нашем обществе понимается под словом «личность». Потому что молодежь, о которой мы сейчас говорим, в первую очередь является личностью, является частью того общества, в котором она существует.

По словам профессора Лавриненко, понятие «личность» может быть определено не иначе как в соотношении с понятием «человек», ибо речь идет о живой человеческой личности и ни о какой другой.

Социальные свойства человека проявляются, с одной стороны, как его общечеловеческие свойства (каждый человек выступает как субъект сознания, деятельности и общения), а с другой стороны – как свойства определенных социальных групп, представителем которых он является. Его общечеловеческие свойства не обнаруживают особенности его личности, ибо все люди являются субъектами сознания, деятельности и общения. Однако как личности они могут существенно различаться между собой.

Сущность и конкретное социальное содержание той или иной личности становится ясными тогда, когда обнаруживается ее социальное положение, то есть к каким социальным группам она принадлежит, каковы ее профессия и виды деятельности, ее мировоззрение, ценностные ориентации и т.д.

Смысл понятия (категории) «человеческая личность» заключается в том, чтобы отразить специфические социальные характеристики отдельных индивидов, обозначить их конкретные «социальные лица». Это понятие не просто фиксирует воплощенный в индивиде социальный опыт, то есть усвоенные им знания, навыки, умения к той или иной деятельности, а указывает на определенное содержание и меру этого опыта и на социально-типичные черты данного индивида.

Исходя из такого подхода к пониманию личности, можно указать на следующие наиболее важные проблемы ее социологического изучения:

Конкретно-историческое содержание личности и выделение в нем социально-типических черт (например, выявление специфических черт предпринимателя, рабочего или представителя гуманитарной интеллигенции той или иной страны и исторической эпохи);

Процессы формирования личности, в том числе ее исторического развития (филогенез) и развитие отдельных личностей в процессе их собственной социальной жизнедеятельности (жизненного пути) в том или ином обществе (онтогенез);

Основные составляющие «системы личности»;

Социальная зрелость личности;

Основные проявления ее духовного содержания;

Личность как субъект деятельности и общественных отношений;

Социальные типы личности;

Взаимодействие личности с обществом.

2. Молодежь

Что же такое молодежь? Существует много трактовок данного понятия, я решила остановиться на том, что молодежь – это большая общественная группа в возрасте от 14-30 лет, имеющая специфичные социальные и психологические черты, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей. Верхняя и нижняя возрастная граница молодежной группы различна в разных странах и разных отраслях деятельности человека (статистика, демография, социология, образование, криминалистика и т.д.).

Можно заметить, что к этой общественной группе относится большое количества населения, и каждый является личностью. По результатам Всероссийской переписи населения за 2002 г. видно, что численность населения РФ – 145,2 млн. человек. Возрастная категория 10-19 лет составляла в 2002 г. 23,2 млн. человек. Удельный вес этой возрастной категории в общей численности населения составил 16,0% (в 1989 г. – 14,0%). Возрастная категория 20-29 лет в 2002 г. – 22,1 млн. человек. Удельный вес – 15,2% не изменился по сравнению с 1989 г.

В соответствии с данными молодое поколение 15-29 лет в 2002 г. составляло – 34,9 млн. человек.

В России сложилась такая ситуация:

С одной стороны – государство, проводящее определенную молодежную политику .

Гражданское общество, находящееся в стадии становления и пытающееся объединиться в социальных и общественных институтах, ориентированных на создание условий для социализации молодого поколения – с другой стороны.

И между ними – молодежь, которая имеет гражданские права лишь номинально, и поэтому ставит вопрос об их расширении.

Наконец, есть ситуация востребованности молодежи, изучения ее проблем и определения современного типа отношений в новой концепции молодежной политики в обществе.

«Молодежь – часть гражданского общества от рождения. И если она просто активизирует свое участие в его деятельности, это будет уже мощным стимулом развития всего сообщества и демократизации государства. Свободная деятельность молодежи – путь к гражданскому обществу, одновременно это и путь к подлинно демократическому государству, которое может и хочет получить разнообразие молодежных организаций в рамках правового поля. В конечном счете, доктрина должна способствовать разнообразию программ социального действия молодежных организаций и групп в рамках законов России».

3. Определение понятия «Ценностные ориентации»

Что же такое ценностные ориентации? «Ценностные ориентации - важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого несущественного. Ценностные ориентации, эта главная ось сознания, обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов». «Развитые ценностные ориентации - признак зрелости личности, показатель меры ее социальности… Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обуславливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции, противоречивость ценностных ориентаций - признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности…»

поведения. В силу этого в любом обществе ценностные ориентации личности оказываются объектом воспитания, целенаправленного воздействия. Они действуют как на уровне сознания, так и на уровне подсознания, определяя направленность волевых усилий, внимания, интеллекта. Механизм действия и развития ценностных ориентаций связан с необходимостью разрешения противоречий и конфликтов в мотивационной сфере, в наиболее общей форме выраженной в борьбе между долгом и желанием, мотивами нравственного и утилитарного порядка.

Ценности находятся в непрестанном движении: одни рождаются, другие отмирают, третьи переходят из одного рода в другой. Но все элементы системы ценностей тесно связаны между собой, обуславливают друг друга, дополняют или противоборствуют. Ценности, прежде чем превратиться в ценностную ориентацию, проходят фильтры сознания и систематизируются. Понятие ценностной ориентации находятся в тесной связи с понятием ценности. Термин <ценностная ориентация> дополняет термин <ценность>, акцентирует его динамический аспект. Механизм формирования ценностной ориентации выражен в схеме: <интерес – установка – ценностная ориентация>.

В процессе становления личности молодого человека формируется определенная система ценностных ориентаций с более или менее развитой структурой поведения личности. Система ценностных ориентаций личности, хотя и формируется под влиянием ценностей, господствующих в обществе и непосредственной социальной среде, окружающей личность, не предопределена ими жестко.

Система ценностных ориентаций не является раз и навсегда данной: с изменениями условий жизни, самой личности, появляются новые ценности, а иногда происходит их полная или частичная переоценка. Ценностные ориентации молодежи как самой динамичной части российского общества первыми претерпевают изменения, вызванными различными процессами, происходящими в жизни страны. В настоящее время в российском обществе возрастает интерес к проблемам и культуре молодежи.

Одна из актуальных отраслей современной социологии - социология молодежи. Эта тема очень сложна и включает в себя целый ряд аспектов: это и возрастные психологические особенности, и социологические проблемы воспитания и образования, влияние семьи и коллектива и целый ряд других. Особенно остро проблема молодежи и ее роли в общественной жизни стоит в постперестроечной России. Время глобальных реформ, которые и реформами-то можно назвать с большой натяжкой (я так считаю, что реформа подразумевает два аспекта: непосредственно предопределение путей производимого изменения и прогнозирование, предвидение последствий этого изменения) захлестнувших Россию неожиданно и бесповоротно, «сломало» систему прежней «морали», существенно перевернув все нравственные ценности. Процесс социализации как передачи молодому поколению норм и традиций, выработанных предшествующими поколениями, нарушился, т.к. кардинально изменилась идеология, не оставляя иного выбора как самую что ни на есть настоящую борьбу за выживание. Старшему поколению, у которого в памяти еще свежо воспоминание «о днях былых», сложно адаптироваться в нынешних условиях, сохраняя прежнюю систему ценностей; молодому поколению еще сложнее в этом плане, т.к. у него своей системы ценностей еще нет, а если и есть, то условная… и вообще ценности как таковые для молодежи относительны, хотя она отнюдь не безнравственна, как это принято считать.

Можно сказать, что формирующиеся уже сегодня стили общения, мировосприятия, ценностных приоритетов становятся серьезной основой для тенденций развития социальной структуры «постпереходного» российского общества.

Молодежь ругали всегда - и в папирусах Древнего Египта, и в письмах и эссе древних греков можно встретить сетования на то, что “молодежь пошла не та”, что утрачена прежняя чистота нравов и т.д., и т.п. Вот и сегодня со всех сторон доносятся упреки молодежи в аморальности, в отказе от традиционных для россиян ценностей, в меркантилизме и т.п. Насколько справедливы эти упреки? Как показывает проведенное исследование, они справедливы ничуть не более чем упреки древних египтян.

Прежде всего, отметим, что у подавляющего большинства молодежи (70%) есть главная цель жизни. Нет её только у 9,0% молодых людей (21,0% над этим не задумывались). На поставленный в открытой форме вопрос, в чем заключается эта главная цель, мечта жизни, были получены ответы, приведенные в рисунке 1.

Таблица 1. Распределение главных жизненных целей молодежи.

жизненные цели

% ответивших

иметь хорошую семью

получить хорошее образование

устроиться на хорошую работу

иметь свою квартиру

заработать много денег

обеспечить будущее детям

открыть свой бизнес

жить в достатке

приобрести дорогие вещи

Как видно, для современной российской молодежи свойственны и духовно-нравственные, и сугубо прагматичные, материальные жизненные цели.

А каким образом молодые люди оценивают свои возможности реально, практически добиваться целей в различных сферах жизни? Ответы на данный, уже закрытый, вопрос (в сравнении со старшим поколением) приводятся в таблицах 2 и 3.

Таблица 2. К чему стремилась, стремится и чего уже добилась в жизни молодежь, %

Сферы достижения успехов

Уже добились

Получить хорошее образование

Получить престижную работу

Создать прочную, счастливую

Создать собственный бизнес

Стать богатым человеком

Заниматься

любимым делом

Стать знаменитым, чтобы привлечь внимание людей

Таблица 3.

К чему стремилось, стремится и чего уже добилось в жизни старшее поколение, %

Сферы достижения успехов

Уже добились

Пока не добились, но считают, что им это еще по силам

Хотели бы, но вряд ли уже смогут добиться этого

В их жизненных планах этого не было

Получить хорошее образование

Получить престижную работу

Создать прочную, счастливую семью

Создать собственный бизнес

Стать богатым человеком

Заниматься любимым делом

Стать знаменитым, чтобы привлечь внимание людей

Побывать в разных странах мира

Нетрудно заметить, что по своим жизненным целям оба поколения во многом схожи, с той только разницей, что в силу возраста старшим многого достичь уже удалось, а молодежи это ещё предстоит. Вместе с тем, молодое поколение гораздо выше, чем старшее поколение, оценивает свои возможности в том, чтобы создать прочную, счастливую семью, получить хорошее образование и престижную работу, побывать в разных странах мира, основать свой собственный бизнес и т.п. Что оказывает большее влияние на эти различия: меньший социальный опыт и более выраженный жизненный оптимизм молодых людей или их уверенность в том, что в новых социально-экономических и политических условиях им будет легче, чем их родителям, добиться желаемых результатов?

Скорее всего, имеет место и то, и другое. Важно, однако, подчеркнуть, что у “благополучной” и “неблагополучной” молодежи представления о своих достижениях и будущих возможностях существенно расходятся. Достаточно сказать, что среди “благополучных” считают, что они уже стали богатыми 11,7% и ещё 63,2% считают, что добьются этого. В то же время среди “неблагополучных” число тех, кто насчитывает разбогатеть, всего 25,7%, а большинство (52,3%) уверено, что они никогда не смогут стать богатыми, хотя и желают этого. Остальные (22,0%) считают, что богатство им не нужно.

А может ли что-то помешать молодым людям в реализации их жизненных планов? И вообще, опасается ли чего-либо нынешняя молодежь в своей жизни? Как вытекает из данных, представленных в таблице №4, больше всего молодежь боится сегодня остаться без материальных средств существования, опасается разгула преступности, боится остаться без друзей, потерять работу и диктатуры власти, которая может привести к ограничению свободы её действий.

Таблица 4.

Чего опасается сегодня российская молодежь.

Опасения

% ответивших

невозможность получить образование

остаться без средств существования

преступность

проблемы с устройством на работу

потерять работу

остаться без друзей

не встретить любимого человека

не суметь создать семью

диктатура власти

В основном эти же опасения характерны и для старшего поколения. Единственное, что обращает на себя внимание, так это естественный для молодых людей более высокий жизненный тонус, который позволяет им психологически легче переживать реальные и возможные жизненные трудности, чаще пребывать в хорошем настроении (см. табл. 3).

Таблица 5. Какие чувства чаще всего испытывали в 1997 году молодежь и старшее поколение, %.

Молодежь

Старшее поколение

Эмоциональный подъем, чувство бодрости

Обычный жизненный тонус, ровные чувства

Состояние неуравновешенности, чувство тревоги

Состояние безразличия, чувство апатии

Когда как

Затруднились ответить

Переходя к вопросу о ценностных ориентациях, к их межпоколенческому сопоставлению, следует сразу подчеркнуть выявленную преемственность ценностных систем поколений “отцов” и “детей”. Хотя, разумеется, в них существуют и определенные различия, вытекающие из характера нынешних социально-экономических условий. В качестве подтверждения этого тезиса сошлемся, прежде всего, на данные таблицы 5, которые весьма красноречиво отражают выбор альтернативных ценностных суждений представителями молодежи и старшего поколения.

Таблица 6

. Ценностные ориентации молодежи и старшего поколения, %

Молодое поколение

Ценностные ориентации

Старшее поколение

Мое материальное положение в настоящем и будущем зависит прежде всего от меня

От меня мало что зависит - важно, какая экономическая ситуация будет в стране

Для достижения успеха в жизни надо рисковать, это дает шанс

В жизни лучше не рисковать, а постепенно, но зато надежно строить свою карьеру

Материальных успехов люди должны добиваться сами, а те, кто этого не хочет, пусть живут бедно - это справедливо

Надо проявлять гуманность, те, кто материально преуспел должны помогать и заботиться о тех, кто не преуспел

Только на интересную работу стоит потратить значительную часть жизни

Главное в работе - это сколько за нее платят

Надо стремиться иметь любые доходы, независимо от того, как они получены

Человек должен иметь те доходы, которые заработал честным путем

Свобода - то, без чего жизнь человека теряет смысл

Главное в жизни - материальное благополучие, а свобода второстепенна

Выделяться среди других и быть яркой индивидуальностью лучше, чем жить как все

Жить как все, лучше, чем выделяться среди других

Современный мир жесток, чтобы выжить и преуспеть, необходимо драться за свое место в нем, а то и переступить через некоторые нормы морали

Я лучше не достигну материального благополучия и не сделаю карьеру, но никогда не перешагну через свою совесть и моральные нормы

Как видим, базовые ценности молодежи (четвертая и шестая пары)и старшего поколения очень близки. И те, и другие ориентированы в большей степени на интересную работу, чем на заработок. И те, и другие в большинстве своем предпочитают свободу материальному благополучию. Не случайно число молодых россиян, называвших своей мечтой цели, связанные с материальным потреблением (иметь свою квартиру, заработать много денег, жить в достатке, съездить в путешествие и т.п.), меньше тех, кто был ориентирован на цели “непотребительского” плана (иметь хорошую семью, воспитать хороших детей, получить хорошее образование и т.п.).

В то же время анализ ряда инструментальных ценностей, отвечающих не столько на вопрос, “что в жизни важнее”, сколько на вопрос, “в каких условиях и как реализовывать жизненные цели”, демонстрируя достаточно высокий уровень преемственности, показывает в то же время основной вектор изменений ценностных систем поколения, выросшего в условиях рыночных реформ. В первую очередь здесь следует упомянуть ценность солидарности, готовности заботиться о бедных членах общества. Казалось бы, сдвиг, прошедший в этой области, очень небольшой, и число сторонников солидарности среди старших возрастов всего на 7% больше, чем среди молодежи. Но в результате этого сдвига знак выбора молодым поколением меняется на противоположный. И если среди старшего поколения большинство считает, что те, кто материально преуспел, должны помогать и заботиться о тех, кто не преуспел, то среди молодежи большинство убеждено, что материальных успехов люди должны добиваться сами.

Однако убеждение молодых россиян в том, что бедность - справедливый удел тех, кто не обеспечил свое материальное благополучие, отнюдь не является проявлением их жестокости или эгоизма. Здесь мы имеем дело с явлением более глубокого порядка - сломом коллективистско-патерналистского типа сознания, берущего свое начало ещё в русской общине, которая заботилась о своих беднейших членах. На смену ему в современную молодежную среду входит модель индивидуалистического утилитарного сознания западного типа. Краеугольная основа этого типа сознания - человек, “сам себя делающий”, а, следовательно, сам несущий ответственность за последствия всех своих действий. И не случайно в первых трёх и седьмой парах ценностных суждений, отражающих противоположность инициативно-индивидуалистического и патерналистско-коллективистского типов сознания, ответы представителей молодежи распределялись качественно иначе, чем ответы представителей старшего поколения.

Определенные различия здесь выявляются и в среде самой молодежи. Если у “благополучных” молодых россиян 84,3% были убеждены в том, что их материальное положение в настоящем и будущем зависит прежде всего от них самих, то среди “неблагополучных” - только 49,6%. Соответственно, две трети “благополучных” молодых россиян были убеждены, что материальных успехов люди должны добиваться сами, а те, кто этого не хочет, пусть живут бедно - и это справедливо (см. табл.7).

Таблица 7.

Распространенность инициативных и патерналистских идеалов среди “благополучной” и “неблагополучной” российской молодежи, %.

В целом для старшего поколения характерна та же тенденция. Считают, что благополучие каждого должно зависеть от его собственных усилий 55,6% “благополучных” и 38,9% “неблагополучных” представителей старших возрастных групп. Из них же - сторонниками того, что материально преуспевшие должны заботиться об остальных, было соответственно 44,4% и 58,2%. Приведенные данные позволяют говорить о том, что существующие в молодежной среде (как и среди старшего поколения) индивидуалистические и патерналистские ориентации приобрели у молодежи относительно завершенную форму. Это выразилось в росте индивидуалистических настроений и падении распространенности патерналистских ожиданий. “Благополучные” молодые россияне ещё менее склонны помогать бедным, чем их “отцы”, зато и “неблагополучные” представители молодежи меньше ждут помощи от преуспевших сограждан, чем их родители.

Наконец, как показывают приведенные данные, в группе ценностей морального плана (пятая и восьмая пары), молодые россияне продемонстрировали определенную преемственность со старшим поколением, хотя происшедшие в этой области сдвиги все же не могут не насторожить. Так, большинство молодых россиян убеждено, что лучше не достичь материального благополучия и не сделать карьеры, чем перешагнуть ради этого через свою совесть и мораль. Но все же 43,8% из них, т.е. почти половина, готовы драться за свое место в жизни и переступить ради своего благополучия через моральные нормы. Среди старшего поколения данное соотношение составило соответственно 75,5% и 23,8%.

Однако эти расхождения отражают скорее различия в целевых установках у молодежи и старшего поколения, чем реальную готовность к нарушению молодыми людьми норм морали, а тем более - права. Убеждение в том, что можно иметь только “честные” доходы, а не любые, разделило, например, уже две трети молодых россиян. Вместе с тем то, что каждый третий представитель молодежи убежден в том, что хороши любые доходы, независимо от того, как они получены - факт очень тревожный. У старшего поколения этот показатель вдвое меньше - 17,6%.

Обращает на себя внимание и правовой нигилизм молодежи, впрочем, практически тождественный правовому нигилизму старшего поколения. Достаточно отметить, что только каждый десятый представитель молодежи и каждый седьмой представитель старшего поколения готовы безоговорочно подчиняться требованиям закона. Основная же масса и тех, и других готовы это делать только при одном условии - что закон един для всех, и представители власти будут следовать нормам закона так же, как и все остальные граждане.

Единственное, что внушает оптимизм в ответах на вопрос об отношении к закону - выявленная относительно небольшая часть (около трети) тех, кто в своем поведении склонен ориентироваться не столько на закон, сколько на свое понимание справедливости. Это позволяет надеяться, что строительство правового государства, в основе которого лежат нормы закона, имеет в России определенные перспективы.

Важным аспектом настоящего исследования была также попытка рассмотреть не только декларируемые позиции, но и реальные формы негативного поведения молодежи. В целом опрос показал (см. табл. 6), что доля тех, в чьем социальном опыте такое поведение имело место, весьма значительна, но все же меньше, чем можно было бы предположить, судя по наиболее популярным газетным штампам. Достаточно широко распространены среди молодежи курение, употребление крепких спиртных напитков, вступление в добрачные половые связи.

Таблица 8.

Степень распространенности среди молодежи различных форм негативного поведения, %

Приходилось ли …

Да, часто

Редко, только пробовали

Сами этого не делали, но других за это не осуждают

Не приходилось, являются противниками подобных действий

Не захотели отвечать на вопрос

Пить крепкие напитки

Сознательно обманывать кого-то для достижения своих целей

Употреблять наркотики

Давать взятки

Уклоняться от налогов

Вступать в половые связи до брака

Использовать сексуальные связи для достижения корыстных целей

Иметь сексуальные отношения с человеком своего пола

По другим формам негативного поведения показатели заметно ниже. В то же время высокий процент тех, кто отказался определить свою позицию по ним, позволяет предположить, что реальные цифры, характеризующие их распространенность в молодежной среде, могут быть несколько выше.

Кто же в первую очередь попадает в группы с негативным поведением? Разумеется, здесь действуют одновременно очень много факторов, связанных в значительной степени с индивидуальными особенностями молодых людей, и все же некоторые общие закономерности выделить можно. Для этого надо, прежде всего, развести входившие в исследование формы поведения на девиантное экономическое поведение (взятки, уклонение от налогов), и бытовое девиантное поведение (наркотики, гомосексуализм, секс в корыстных целях).

Экономические формы девиации характерны в основном для мужчин старшей возрастной группы молодежи (от уплаты налогов уклонялись 8,4% молодежи в возрасте до 20 лет, и 15,0% в возрасте 24-26 лет; взятки давал каждый четвертый россиянин старше 24 лет и каждый шестой в возрасте до 20 лет). Работники частных предприятий давали взятки вдвое чаще, чем работники государственных предприятий. Важным фактором экономической девиации оказалась и профессиональная деятельность молодежи: молодые предприниматели втрое чаще уклонялись от налогов и давали взятки, чем, например, гуманитарная интеллигенция, у которой уровень этих форм девиации самый низкий. По значимости фактор профессиональной принадлежности был сопоставим только с вертикальной мобильностью в ходе реформ (но не с уровнем материального благосостояния, который практически не имел значения!). Среди тех, кто выиграл в ходе реформ, экономическая девиация распространена вдвое больше, чем среди тех, кто считает себя проигравшим.

Что касается бытовой девиации, то здесь картина довольно пестрая. Сексуальные связи в корыстных целях в большей степени склонны использовать молодые люди, чьи родители не добились в жизни успеха (12,6% при 8,1% у тех, чей отец добился успеха в жизни); жители села, рабочие и работники сферы обслуживания (12,6%, 10,2% и 10,0% соответственно), выигравшие в ходе реформ (11,8% при 6,9% у проигравших). Пол, возраст, материальное положение и образование (за исключением отсутствия даже среднего образования) значения не имели.

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

«Ценностные ориентации современной молодежи»

По дисциплине «Социология»

Введение

1. Определение понятия личности

2. Молодежь

3. Определение понятия ценностные ориентации

5. Описание психологических тестов. Методика «Ценностные ориентации» Рокича

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Дай молодым то, в чем они нуждаются,

чтобы стать от нас независимыми

и способными сделать свой выбор.

К. Поппер

Все больше молодых россиян хотят жить

в экономически сильном правовом государстве,

без коррумпированных чиновников и

бандитского беспредела, где будут

востребованы их талант и способности.

Лисовский В.

Одна из актуальных отраслей современной социологии - социология молодежи. Эта тема очень сложна и включает в себя целый ряд аспектов: это и возрастные психологические особенности, и социологические проблемы воспитания и образования, влияние семьи и коллектива и целый ряд других аспектов. Особенно остро проблема молодежи и ее роли в общественной жизни стоит в России.

Последнее время слышится много жалоб со стороны родителей и учителей в адрес подростков среднего и старшего возраста - стали неуправляемыми, непослушными, чересчур самостоятельными. Это связано как с особенностями данного возраста, физиологическими и психологическими, так и со своеобразием современной социальной ситуации, в которой происходит взросление подростков. Так какие же они - современные подростки?

Любому обществу присущ сложный процесс формирования ценностей и отношения к ним, особенно молодежи. На переломном этапе развития общества важно зафиксировать, и понять ценности молодых. Понять, какие ценности сегодня разрушаются, а какие остаются. Как это происходит и насколько предопределены эти процессы? Означает ли это, что рушится мир ценностей вообще, или речь идет о временных явлениях? Ради чего сегодня живут молодые?

1. Определения понятия личности

Прежде всего, мне бы хотелось вначале понять, что же в нашем обществе понимается под словом «личность». Потому что молодежь, о которой мы сейчас говорим, в первую очередь является личностью, является частью того общества, в котором она существует.

По словам профессора Лавриненко, понятие «личность» может быть определено не иначе как в соотношении с понятием «человек», ибо речь идет о живой человеческой личности и ни о какой другой.

Социальные свойства человека проявляются, с одной стороны, как его общечеловеческие свойства (каждый человек выступает как субъект сознания, деятельности и общения), а с другой стороны – как свойства определенных социальных групп, представителем которых он является. Его общечеловеческие свойства не обнаруживают особенности его личности, ибо все люди являются субъектами сознания, деятельности и общения. Однако как личности они могут существенно различаться между собой.

Сущность и конкретное социальное содержание той или иной личности становится ясными тогда, когда обнаруживается ее социальное положение, то есть к каким социальным группам она принадлежит, каковы ее профессия и виды деятельности, ее мировоззрение, ценностные ориентации и т.д.

Смысл понятия (категории) «человеческая личность» заключается в том, чтобы отразить специфические социальные характеристики отдельных индивидов, обозначить их конкретные «социальные лица». Это понятие не просто фиксирует воплощенный в индивиде социальный опыт, то есть усвоенные им знания, навыки, умения к той или иной деятельности, а указывает на определенное содержание и меру этого опыта и на социально-типичные черты данного индивида.

Исходя из такого подхода к пониманию личности, можно указать на следующие наиболее важные проблемы ее социологического изучения:

Конкретно-историческое содержание личности и выделение в нем социально-типических черт (например, выявление специфических черт предпринимателя, рабочего или представителя гуманитарной интеллигенции той или иной страны и исторической эпохи);

Процессы формирования личности, в том числе ее исторического развития (филогенез) и развитие отдельных личностей в процессе их собственной социальной жизнедеятельности (жизненного пути) в том или ином обществе (онтогенез);

Основные составляющие «системы личности»;

Социальная зрелость личности;

Основные проявления ее духовного содержания;

Личность как субъект деятельности и общественных отношений;

Социальные типы личности;

Взаимодействие личности с обществом.

2. Молодежь

Что же такое молодежь? Существует много трактовок данного понятия, я решила остановиться на том, что молодежь – это большая общественная группа в возрасте от 14-30 лет, имеющая специфичные социальные и психологические черты, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей. Верхняя и нижняя возрастная граница молодежной группы различна в разных странах и разных отраслях деятельности человека (статистика, демография, социология, образование, криминалистика и т.д.).

Можно заметить, что к этой общественной группе относится большое количества населения, и каждый является личностью. По результатам Всероссийской переписи населения за 2002 г. видно, что численность населения РФ – 145,2 млн. человек. Возрастная категория 10-19 лет составляла в 2002 г. 23,2 млн. человек. Удельный вес этой возрастной категории в общей численности населения составил 16,0% (в 1989 г. – 14,0%). Возрастная категория 20-29 лет в 2002 г. – 22,1 млн. человек. Удельный вес – 15,2% не изменился по сравнению с 1989 г.

В соответствии с данными молодое поколение 15-29 лет в 2002 г. составляло – 34,9 млн. человек.

В России сложилась такая ситуация:

С одной стороны – государство, проводящее определенную молодежную политику1.

Гражданское общество, находящееся в стадии становления и пытающееся объединиться в социальных и общественных институтах, ориентированных на создание условий для социализации молодого поколения – с другой стороны.

PAGE_BREAK--

И между ними – молодежь, которая имеет гражданские права лишь номинально, и поэтому ставит вопрос об их расширении.

Наконец, есть ситуация востребованности молодежи, изучения ее проблем и определения современного типа отношений в новой концепции молодежной политики в обществе.

«Молодежь – часть гражданского общества от рождения. И если она просто активизирует свое участие в его деятельности, это будет уже мощным стимулом развития всего сообщества и демократизации государства. Свободная деятельность молодежи – путь к гражданскому обществу, одновременно это и путь к подлинно демократическому государству, которое может и хочет получить разнообразие молодежных организаций в рамках правового поля. В конечном счете, доктрина должна способствовать разнообразию программ социального действия молодежных организаций и групп в рамках законов России».

3. Определение понятия «Ценностные ориентации»

Что же такое ценностные ориентации? «Ценностные ориентации - важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого несущественного. Ценностные ориентации, эта главная ось сознания, обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов». «Развитые ценностные ориентации - признак зрелости личности, показатель меры ее социальности… Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обуславливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции, противоречивость ценностных ориентаций - признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности…»

поведения. В силу этого в любом обществе ценностные ориентации личности оказываются объектом воспитания, целенаправленного воздействия. Они действуют как на уровне сознания, так и на уровне подсознания, определяя направленность волевых усилий, внимания, интеллекта. Механизм действия и развития ценностных ориентаций связан с необходимостью разрешения противоречий и конфликтов в мотивационной сфере, в наиболее общей форме выраженной в борьбе между долгом и желанием, мотивами нравственного и утилитарного порядка.

Ценности находятся в непрестанном движении: одни рождаются, другие отмирают, третьи переходят из одного рода в другой. Но все элементы системы ценностей тесно связаны между собой, обуславливают друг друга, дополняют или противоборствуют. Ценности, прежде чем превратиться в ценностную ориентацию, проходят фильтры сознания и систематизируются. Понятие ценностной ориентации находятся в тесной связи с понятием ценности. Термин <ценностная ориентация> дополняет термин <ценность>, акцентирует его динамический аспект. Механизм формирования ценностной ориентации выражен в схеме: <интерес – установка – ценностная ориентация>.

В процессе становления личности молодого человека формируется определенная система ценностных ориентаций с более или менее развитой структурой поведения личности. Система ценностных ориентаций личности, хотя и формируется под влиянием ценностей, господствующих в обществе и непосредственной социальной среде, окружающей личность, не предопределена ими жестко.

Система ценностных ориентаций не является раз и навсегда данной: с изменениями условий жизни, самой личности, появляются новые ценности, а иногда происходит их полная или частичная переоценка. Ценностные ориентации молодежи как самой динамичной части российского общества первыми претерпевают изменения, вызванными различными процессами, происходящими в жизни страны. В настоящее время в российском обществе возрастает интерес к проблемам и культуре молодежи.

Молодежь – специфическая составляющая российского общества. Ее интересы, культурная жизнь отличаются от интересов представителей других возрастных групп. Круг интересов современной российской молодежи весьма широк и разносторонен: от алкоголя и наркотиков до литературы, музыки, театра и кино. Молодые люди активно интересуются религией и модой, живописью и компьютером, спортом и граффити. Одной из особенностей молодежной культуры является ее неоднородность. Наряду с традиционной культурой существует и контркультура, проявляющаяся в различных молодежных движениях, таких как движения хиппи, скинхедов, панков. Молодые люди пытаются найти, проявить себя как-то в жизни, в какой-либо субкультуре.

4. Поиски себя в молодежной субкультуре

Молодежная субкультура- частичная, относительно когерентная система внутри общей системы культуры. Ее возникновение связано с неопределенностью социальных ролей молодежи, неуверенностью в собственном социальном статусе. В онтогенетическом аспекте молодежная субкультура представляется как фаза развития, через которую должен пройти каждый. Ее сущность - поиск социального статуса.

Самые доступные социальные площадки для конкретных дел молодежи - досуг, где можно проявить собственную самостоятельность: умение принимать решение и руководить, организовывать и организовываться. Досуг - это не только общение, но и своего рода социальная игра, отсутствие навыков таких игр в юности приводит к тому, что человек и в зрелом возрасте считает себя свободным от обязательств.

В динамичных обществах семья частично или полностью утрачивает свою функцию как инстанция социализации личности, поскольку темпы изменений социальной жизни порождают историческое несоответствие старшего поколения изменившимся задачам нового времени. С вступлением в юношеский возраст молодые люди отворачивается от семьи, ищет те социальные связи, которые должны защитить его от пока еще чуждого общества. Между потерянной семьей и еще не обретенным обществом молодежь стремится примкнуть к себе подобным. Образующие таким образом неформальные группы обеспечивают молодому человеку определенный социальный статус. Платой за это, зачастую, выступает отказ от индивидуальности и полное подчинение нормам, ценностям и интересам группы. Эти неформальные группы продуцируют свою субкультуру, отличающуюся от культуры взрослых. Ей свойственны внутреннее единообразие и внешний протест против общепринятых установлений. Благодаря наличию собственной культуры, эти группы маргинальны по отношению к обществу, а потому всегда содержат элементы социальной дезорганизации, потенциально тяготеют к отклоняющемуся от общепризнанных норм поведению.

Молодежная контркультуратребует сознательного отказа от системы традиционных ценностей и замены их контрценностями - свободой самовыражения, личной причастностью к новому стилю жизни, установкой на ликвидацию репрессивных и регламентирующих моментов человеческих взаимоотношений, полным доверием к спонтанным проявлениям чувств, фантазии, воображения, невербальным способам общения. Ее основной девиз - счастье человека, понимаемое как свобода от внешних условностей, добропорядочности. Личность, предлагаемая и проектируемая контркультурой, именно потому враждебно противостоит всякому нравственному запрету и моральному авторитету, что в ее психике еще не вполне сформировались механизмы ценностей нравственно-духовной ориентации в человеческом мире.

Итак, с одной стороны, молодежные субкультуры культивируют протест против общества взрослых, его ценностей и авторитетов, но, с другой стороны, именно они призваны способствовать адаптации молодежи к тому же обществу.

Принадлежность к какой-либо группе значительно укрепляет социальные позиции подростка, прибавляет ему уверенности. В то же время предоставляет поле для игры, возможность выразить свое отношение к жизни, поэкспериментировать со своим имиджем. Разумеется, в первую очередь бросаются в глаз уже сформировавшиеся молодежные субкультурные группы, в частности благодаря заметным знакам отличия. Из-за этого в сознании многих взрослых они начинают олицетворять всю молодежь.

На самом деле эти группы охватывают лишь ее незначительный процент. Остальные подростки держатся менее заметно. Однако и они не плавают по волнам взрослой культуры. Большинство подростков заимствуют идеи и образы, предлагаемые киноиндустрией или музыкальной средой, и модифицируют их по своему вкусу или соответственно вкусам своей компании. На основе моды, причесок, музыки, форм общения они создают собственную субкультуру с размытыми границами.

Течения в молодежной культуре развиваются в тесном взаимодействии со средствами массовой информации, кино и телевидением, журналами и книгами. CMИ поставляют образы, по которым молодые люди создают свой собственный имидж. В то же время и СМИ подхватывают идеи, генерируемые подростками, и превращают их в массовое явление. Таким образом, новыми течениями и стилями обеспечивается привлекательность в среде молодежи. В поиске собственной идентичности подростки проявляют бесконечную изобретательность.

5. Описание психологических тестов Методика «Ценностные ориентации» Рокича

Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепция и «философия жизни». Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей, ее результат сильно зависит от адекватности самооценки испытуемого.

М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоят того, чтобы к ней стремиться; инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности - цели и ценности - средства.

Мною был проведен психологический тест по методике М. Рокича среди моих ровесников.

Для исследования были привлечены 70 молодых людей, выпускников школы № 74 в возрасте от 16 до 17 лет, среди них 40 мальчиков и 30 девочек. Старшеклассникам было предложено изучить таблицу, и, выбрав ту ценность, которая для них наиболее значима, поместить ее на первое место. Затем выбрать вторую по значимости ценность и поместить ее вслед за первой. Затем проделать то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная для молодых людей должна была остаться последней и занять 18 место. Конечный результат должен отражать истинную позицию.

6. Обзор результатов научного исследования

Опираясь на данные исследования Рокича можно сделать некоторые выводы: о чем мечтает наше поколение, что для них важно, о чем они думают и каковы их терминальные и инструментальные ценности; а также можно попытаться составить ценностно-ориентационный портрет молодежи, анализируя его основные характеристики.

Терминальные ценности, которые старшеклассники поставили на первое место:

1. Здоровье и счастливая семейная жизнь (физическое и психическое)

2. Наличие хороших и верных друзей

З. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

Продолжение
--PAGE_BREAK--

4. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)

5. Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)

Инструментальные ценности, которые выпускники поставили на первое место:

1. Жизнерадостность и честность

2. Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово)

З. Воспитанность и смелость в отстаиваниях своего мнения и взглядов

4. Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим

5. Исполнительность (дисциплинированность)

Заключение

На мой взгляд, молодежь и ее ценностные ориентиры являются большой, сложной и актуальной проблемой, которой в социологической литературе посвящено много работ. Можно сделать вывод о том, что исследования в этой области социологии необходимы для разрешения того кризиса, который переживает сегодня Россия. А связь таких аспектов проблем молодежи, как молодежная субкультура и молодежная агрессивность очевидна. Только тщательные и систематические исследования в области развития социальной работы с молодежью могут помочь понять причины происходящего в нашем обществе конфликта поколений. Необходимо понять суть молодежных исканий, отрешиться от безусловного осуждения того, что несет с собой молодежная культура, дифференцированно подходить к явлениям жизни современной молодежи.

Также необходимо понять, что молодому человеку нужно определить границы своих реальных возможностей, узнать, на что он способен, утвердиться в обществе.

ЦЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ – общие представления, разделяемые общей частью молодежи, относительно того, что является желательным, правильным и полезным. Радикальные политико-экономические преобразования влекут за собой изменения ценностно-нормативной базы и общества в целом, и отдельных социальных групп. В первую очередь это касается молодого поколения. Молодежь, не отягощенная грузом предубеждений старых ориентиров, с одной стороны, быстрее адаптируется к новым условиям, и соответственно имеет больше шансов на реализацию активной жизненной стратегии и достижении успеха, а с другой стороны – она более подвержена деструктивному влиянию последствий макросоциальных процессов. Конфликтное самосознание молодежи следствие хаоса, существующего в общественной жизни современной России. Сегодняшнюю ситуацию в стране можно определить как период между старой системой ценностей, которая дает существенные сбои, и новой системой ценностей, которая только зарождается. Это время, когда молодым людям на пороге жизни уже не навязан готовый идеал, а каждому приходится самому определять для себя смысл и направление своей жизни. Молодость – это период проб и ошибок, примеривания социальных ролей, период выбора. Игнорирование в ходе экономических реформ, состояние в котором находится молодежное сознание, и сформировавшихся в нем устойчивых тенденций способно приостановить и даже полностью заблокировать продвижение по пути преобразований и превратить их в нечто отличное от первоначального замысла.

Всестороннее изучение молодого поколения имеют принципиальное значение для корректировки государственной молодежной политики, для создания действенных и эффективных программ, способствующих вхождению этого поколения в социум. Анализу подвергаются молодежные движения, молодежная субкультура, трудовая и общественная активность молодежи, процесс вступления молодежи в самостоятельную трудовую жизнь, изменения в ценностных ориентациях, объединения молодежи в рамках субкультур, социально-психологические особенности молодежной возрастной группы и т.д. Социологию называют наукой XXI века. Исследования и научные разработки последних пяти лет по молодежной проблематике дали обществу понимание многих процессов, происходящих в молодежной среде. Ученые говорят о дифференцированном подходе в работе с подростками, молодыми людьми, молодыми семьями и т.д. Социология дает нам понимание молодежи как части нашего общества, к которой «взрослое сообщество» относится либо с испугом, либо с раздражением, либо с непониманием. Тогда как инновационное общество, заинтересованное в своем будущем, должно создать условия для самореализации молодежи и корректно осуществлять социальный контроль над молодежью.

Подтверждением этому может служить следующая цитата Эриксона: «Молодой человек должен, как акробат на трапеции, одним мощным движением опустить перекладину детства, перепрыгнуть и ухватиться за следующую перекладину зрелости. Он должен сделать это за очень короткий промежуток времени, полагаясь на надежность тех, кого он должен опустить, и тех, кто его примет на противоположной стороне».

Литература

Семенов В.Е. Ценностные ориентиры современной молодежи. СОЦИС 2007 №4

Петров А.В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений. СОЦИС 2008 №2

Черкасова Т.В. Молодежь о конфликтогенных факторах и молодежной политике. СОЦИС 2004 №3

Бойков В.Э. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян. СОЦИС 2004 №7

Социология под ред. Профессора Лавриненко. 3-е издание переработанное и дополненное. Москва 2008 г.

Социология молодежи/ В кн. Маршак А.Л. социология. Учебное пособие. Высшая школа, 2002 г.