Поурочный план на тему казахская национальная одежда. Краткосрочный план по технологии на тему эскиз казахского национального костюма. Учитель ИЗО и черчения

Регламент и правила посещения уроков

Аннотация.

Сколько напрасных треволнений и негативных переживаний связано с посещением урока. А нельзя ли организовать эту процедуру так, чтобы она не предвещала неприятных сюрпризов? Именно такое решение и предлагают авторы статьи.

Позитивные оценки - вначале, критика - потом

На урок ходят с разными целями. К примеру, родители - за тем, чтобы увидеть, как учится их ребенок, а методисты - для знакомства с педагогической новацией. В любом случае учитель нуждается в том, чтобы его обязательно и заранее извещали о цели посещения. Обычно посещение регулируют специальными планами-графиками, которые доводят до сведения каждого педагога. Заметим: извещая учителя об этом, недопустимо даже интонационно выражать ему недоверие или неприязнь. Опытный методист сопроводит свое сообщение фразами «если не возражаете», «с вашего позволения».

Содержание учебного материала влияет на методы и приемы преподавания. Поэтому для посещения отбираются уроки, на которых ярче и полнее реализуются опыт и новации учителя. Выбор определяется и тем, какое педагогическое явление планируется наблюдать. Так, об организации познавательной деятельности можно судить только по нескольким урокам с разным составом знаний, а о методах формирования системного знания - по урокам освоения теоретического материала. Обобщая инновационный опыт или интересуясь конкретным методом, необходимо иметь представление о сути изучаемых педагогических явлений. Пусть даже интуитивное ощущение этого, но оно обязательно должно быть. Наблюдение без определенной цели - непродуктивный путь. Нужно знать и те новые подходы к проблеме, которые используют другие педагоги.

Право ознакомиться с планом урока действует исключительно в день посещения. Недолжностному лицу документы (в том числе планы) учитель показывает по своему усмотрению. Информацию об уроке посещающий записывает на бумаге, а на диктофон или видео - только с согласия учителя. Целесообразно использовать таблицы, карты, другие трафареты: они облегчают и запись, и обобщение результатов.

В зависимости от целей фиксируется весь ход урока (например, при изучении формирования системности знаний), его фрагменты (скажем, в связи с методикой актуализации изученного) или одна из сторон учебного процесса (к примеру, учебная деятельность учащихся). Записи делаются в специальных журналах или тетрадях, что особенно важно соблюдать в период аттестации. Записывается название предмета, темы, фамилия, имя и отчество учителя, дата проведения (посещения) урока. В некоторых случаях - порядковый номер урока (первый... пятый...), количество учащихся, время, затраченное на тот или иной вид работы. Оценочные суждения, не связанные с запланированными целями, подлежат обязательному уточнению и подтверждению. Отмечаются и педагогически грамотные, и слабые моменты урока. Шум, отсутствие внимания и интереса к рассказу учителя обязательно фиксируются. При изучении позитивного опыта учитываются только методические недостатки.

Анализ урока, если он дается на конференции или семинаре, начинается с самоанализа учителя. Потом урок оценивают посещавшие его. Должностные лица (методисты, завуч) имеют право рекомендовать, все остальные только советуют - или по своему усмотрению, или по просьбе учителя. После этого педагог может высказать свое согласие или несогласие с критикой и замечаниями. Неукоснительно соблюдается и такое правило анализа: позитивные оценки - вначале, а критика - потом. Негативную информацию о своем уроке учитель имеет право получать в частной беседе. Замалчивание недостатков наносит существенный урон учебно-воспитательному процессу.

Все эти правила - только рекомендации, неписаные законы. А для гарантированной защиты учебно-воспитательного процесса и его субъектов требуются правила, принятые компетентным органом (педсовет, совет директоров и т.д.). Предлагаем примерный регламент посещения и анализа уроков и внеклассных мероприятий, который может быть положен в основу этого документа.

Примерный регламент посещения и анализа уроков и внеклассных мероприятий

1. Должностные лица и работники, обладающие правом посещать уроки.

1.1. Без разрешения (согласия) учителя его уроки и внеклассные мероприятия могут посещать руководители школы и управления образования, работники методических кабинетов (центров).

1.2. Другие работники (ученые, журналисты, педагоги) посещают уроки и внеклассные мероприятия с разрешения директора школы и учителя.

1.3. Родителям для посещения урока в классе, где обучаются их дети, согласия и разрешения учителя и руководства не требуется.

1.4. Не допускается посещение урока и внеклассного мероприятия лицами, не имеющими отношения к учебно-воспитательному процессу и его субъектам.

1.5. Не допускается посещение уроков учащимися других классов.

1.6. Посещать открытые уроки и внеклассные мероприятия в рамках научно-практических конференций, методических семинаров и т.д. разрешается всем участникам.

1.7. По уважительным причинам (болезнь учителя, отсутствие на уроке большого количества учащихся из-за эпидемии и т.д.) учитель имеет право просить перенести посещение урока должностными лицами на другое время.

2. Посещение урока или внеклассного мероприятия.

2.1. Посещение уроков и внеклассных мероприятий должностными лицами регулируется специальным планом, утвержденным компетентным органом (педсовет) или должностным лицом (директор или его заместитель).

2.2. График посещения уроков и внеклассных мероприятий в рамках плановых проверок доводится до сведения учителей в начале учебного года (сентябрь).

2.3. Учителя дополнительно информируют о посещении накануне урока или в более ранние сроки (за неделю, за несколько дней).

2.4. Посещающие обязаны убедиться в отсутствии обстоятельств, препятствующих посещению (болезнь учителя, низкая температура в классе и т.д.).

2.5. Учителя обязательно заранее знакомят с целями посещения урока или внеклассного мероприятия.

2.6. Учитель вправе знать имя и место работы посещающего, если тот является работником другой организации, и требовать от него предъявления служебного удостоверения.

2.7. Должностное лицо, обладающее правом контроля, может предварительно ознакомиться с тематическим и поурочным планами учителя, с учебной программой.

2.8. Другие работники к ознакомлению с этими документами допускаются только с разрешения учителя.

3. Ограничения для процесса наблюдения на уроке.

3.1. Запрещается появляться на уроке (внеклассном мероприятии) после его начала.

3.3. Руководство школы может прервать свое посещение только в исключительных ситуациях (несчастный случай и т.п.).

3.4. Запрещается вмешиваться в ход урока или внеклассного мероприятия.

3.5. Во время урока запрещается беседовать с учащимися, задавать им вопросы и т.д.

3.6. Запрещается выражать свое отношение к учителю, учащимся и к уроку выражением лица, мимикой и т.п.

3.7. Посещающий обязан выключить свой мобильный телефон.

3.8. Во время письменных работ (самостоятельных, контрольных) посещающий по предварительному соглашению с учителем может наблюдать за ходом их выполнения, прохаживаясь по классу.

3.9. В исключительных случаях – для эвакуации детей при возникновении угрозы их жизни и здоровью должностное лицо может прервать урок.

3.10. Фотосъемки, аудио-, видеозаписи на уроке разрешаются только с согласия учителя и руководства школы.

4. Наблюдение учебного процесса на уроке.

4.1. Посещающий ведет запись своего наблюдения; должностные контролирующие лица делают записи в специальных журналах (тетрадях).

4.2. Аудио-, видеозаписи и фотосъемки не должны нарушать ход урока и создавать помехи для восприятия учебного материала учащимися.

4.3. Ученикам запрещается вести аудио- и видеозапись урока.

4.4. В конце урока (но не в перемену) посещающий по согласованию с учителем и руководством школы может задать вопросы учащимся или предложить им выполнить мини-задания.

4.5. Запрещается изменять ход и структуру урока по просьбе (требованию) посещающего.

4.6. Посещающему отводится отдельный стол позади ученических парт; сидеть за одной партой с учеником запрещается.

4.7. Посещающий имеет право использовать таблицы, карты для занесения результатов наблюдения.

4.8. Посещающему запрещается задерживать учащихся после звонка на перемену.

5. Статус информации, полученной при посещении урока.

5.1. Информация, полученная должностным лицом школы, обладает статусом внутренней информации в рамках школы; информация, полученная работниками управления образования - внутренняя информация этого органа.

5.2. Информация посещающего об уроке открыта для членов педагогического коллектива и управления образования.

5.3. Члены педагогического коллектива и работники управления образования вправе ознакомиться с информацией об уроке, на котором был посещающий.

5.4. Руководство школы и управления образования может ограничить распространение этой информации из соображений педагогической целесообразности и такта.

5.5. Информацию посещающего об уроке категорически запрещается доводить до сведения учащихся и родителей.

5.6. Фото, аудио- и видеоматериалы с информацией об уроке могут использоваться в средствах массовой информации с разрешения учителя, руководства школы, управления образования и посещающего.

5.7. При использовании фото, аудио-, видеоматериалов в СМИ обеспечивается соблюдение авторских прав учителя.

6. Анализ посещенного урока.

6.1. Должностные лица, посетившие урок, обязаны дать анализ урока.

6.2. Работники других организаций дают анализ лишь по просьбе учителя.

6.3. Родители в интересах своего ребенка имеют право доводить свое мнение об уроке до сведения учителя и руководителей школы.

6.4. Педагогам школы, посетившим урок, дается время на подготовку анализа и своего выступления по нему.

6.5. Посетившим урок запрещается давать его анализ на перемене.

6.6. Анализ дается в день урока (единственного или завершающего серию посещений) по окончании всех учебных занятий; отодвигать срок не рекомендуется.

6.7. В ходе анализа не разрешается выступать работникам, не посещавшим урок; руководители школы, не посещавшие урок, могут участвовать в анализе в качестве ведущих.

6.8. Педагог имеет право слушать анализ и оценку своего урока посещавшими этот урок.

6.9. Учитель имеет право на самоанализ своего урока перед выступлениями посещавших его урок и на заключительное слово о своем согласии или несогласии с выступавшими.

6.10. Учитель обязан реализовать рекомендации и замечания, высказанные должностными лицами.

6.11. Учитель сам решает, участвовать ли ему в обсуждении его урока, проходившего в рамках научно-практической конференции, семинара, обмена опытом.

6.12. Посещающий, который изучает позитивный или инновационный опыт учителя, обязан довести до сведения учителя свое мнение об этих сторонах его урока.

6.13. Посетившие урок недолжностные лица могут по своему усмотрению дать рекомендации по улучшению учебно-воспитательного процесса.

6.14. Посещение уроков в период аттестации завершается составлением заключения о соответствии педагогической деятельности учителя квалификационным требованиям той или иной категории.

7. Документы, отражающие посещение уроков.

7.1. Записи, сделанные должностными лицами при посещении уроков, обладают статусом документа и должны иметь признаки документа.

7.2. Сроки хранения таких документов – 5 лет, т.е. продолжительность межаттестационного периода.

7.3. Посещение уроков в рамках аттестации и других плановых проверок завершается составлением справки, имеющей статус и признаки документа.

7.4. Учитель имеет право ознакомиться с содержанием записей посетивших его урок в рамках аттестации или плановых проверок.

7.5. Учитель обязательно и под роспись должен быть ознакомлен со всеми документами, составленными после посещения его уроков.

7.6. Решение вопроса об ознакомлении с этими документами других членов коллектива находится в компетенции руководства школы.

7.7. Запрещается знакомить родителей и учащихся с документами, характеризующими урок учителя.

8. Сроки действия регламента и порядок его изменения.

8.1. Регламент утверждается педагогическим советом школы.

8.2. Изменения (дополнения) в регламент вносятся педагогическим советом школы.

8.3. Срок действия настоящего регламента не ограничен.

Правила посещения и анализа уроков

Отсутствие документа, регламентирующего посещение урока, - это источник конфликтных ситуаций и субъективных оценок работы учителя. Наблюдатель на уроке - ситуация стрессовая, она наносит неоспоримый вред здоровью учащихся и учителя, негативно отражается на знаниях, умениях и навыках учеников. Конечно, настроение, психическое состояние учителя, урок которого наблюдают, зависит не только от наличия и выполнения регламента. Регламент не устранит ханжество. Нужны здоровые взаимоотношения педагогов и руководителей школы. Предлагаем примерный свод правил, способствующих этому и распространяющихся на посещение уроков.

Не возлагать функции контроля на педагога, находящегося в конфликте с коллегами.

Начинать анализ урока с позитивных оценок.

Не сравнивать одного учителя с другим.

Не использовать суждения типа «мне этот методический прием понравился», вызывающие сомнение в объективности оценки.

Не перечислять использованные учителем методические, технические, наглядные приемы и средства обучения, не описывать структуру урока. Вкладывать эту информацию в содержание оценочных суждений.

Оценивать педагогические явления только с точки зрения грамотности применения.

Строить оценочные суждения на основе научно-методической терминологии.

Давать конкретные и вежливые оценки.

Наблюдатель, преподающий другой предмет, не вправе анализировать урок; по просьбе учителя он может только дать оценку с общепедагогических позиций.

Директор и его заместители, преподающие другой предмет, обязаны давать квалифицированный анализ урока.

Посещающий педагог должен знать школьные основы науки, заложенной в учебный предмет.

Должностное лицо высказывает свое мнение последним, после других выступающих.

Анализ проходит под руководством «ведущего» - руководителя методобъединения, кафедры или замдиректора, курирующего предмет.

Анализ урока протоколируется; учитель, урок которого анализировался, должен быть обязательно ознакомлен с протоколом.

С протоколом обсуждения урока имеют право ознакомиться посещавшие урок педагоги.

Выступающий не повторяет оценки других выступавших, высказывает лишь согласие или несогласие с ними. В случае несогласия с мнением других обязательно обосновывает и доказывает свою позицию.

Каждый выступающий может высказывать свою точку зрения, принимать участие в возникающих спорах.

Перед или в процессе анализа каждый может обратиться к учителю с просьбой уточнить тот или иной аспект урока.

© Журнал «Директор школы» № 3, 2008


Цели посещения уроков
1.Проверить, как на уроке осуществляется единство обучения, воспитания и умственного развития учащихся.
2.Выявить уровень научной обоснованности и систематичности осуществления учителями межпредметных связей с преподаванием.
3.Выявить степень подготовленности учителя к оптимизации методов обучения.
4.Проверить, как учитель активизирует мыслительную деятельность учащихся.
5.Проверить работу учителя по осуществлению связи преподавания с жизнью.
6.Проверить, как учитель реализует на уроке принцип доступности обучения.
7.Изучить работу учителя по развитию на уроке познавательных интересов учащихся.
8.Выявить уровень работы учителя по систематизации повторения ранее изученного материала.
9.Определить степень подготовленности учителя к применению методов проблемного обучения и созданию на уроке проблемных ситуаций.
10.Изучить состояние работы учителя по применению методов развивающего обучения.
11.Сделать заключение об эффективности реализации на уроке принципа наглядности обучения.
12.Выявить оптимальность сочетания фронтальных и индивидуальных способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
13.Определить эффективность сочетания методов словесного, наглядного и практического обучения.
14.Изучить систему работы учителя по дифференциации процесса обучения на уроке.
15.Изучить систему работы учителя по развитию логического мышления учащихся.
16.Определить уровень работы учителя по формированию на уроке общеучебных умений и навыков учащихся.
17.Провести психолого-педагогическое наблюдение за работой и поведением на уроке `трудных` учащихся.
18.Сделать вывод об уровне научно-теоретической и методической подготовки учителя.
19.Установить степень эффективности применения учителями ТСО.
20.Проверить, как учитель осуществляет подготовку учащихся к восприятию нового материала.
21.Провести наблюдение за организацией на уроке творческих работ учащихся.
22.Проверить, как учитель организует на уроке самостоятельную работу.
23.Проверить, как учитель осуществляет индивидуальный подход к слабым и неуспевающим ученикам.
24.Проверить, как учитель определяет содержание, характер и объем д/з и проводит его инструктаж.
25.Проверить работу учителя по рационализации методов опроса учащихся.
26.Определить результативность работ по развитию устной речи.
27.Определить результативность применения методов и приемов контроля за усвоением знаний учащимися.
28.Познакомится с работой учителя на уроке по воспитанию у детей трудолюбия и культуры труда.
29.Установить уровень эффективности применения на уроке дидактического материала.
30.Дать оценку приемам работы учителя по поддержанию активности внимания учащихся на протяжении всего урока.
31.Установить уровень сформированности у учащихся навыков выполнения единых требований на уроке.
32.Провести наблюдение за работой учителя по формированию на уроке сознательной дисциплины учащихся.
33.Изучить работу учителя по выработке у школьников навыков выразительного чтения и овладению ими нормами литературного языка.
34.Изучить работу учителя иностранного языка по проведению упражнений направленных на развитие у учащихся пониманию ими речи со слуха в конкретной жизненной ситуации.
35.Проверить, как учитель иностранного языка организует упражнения, развивает у учащихся умение пересказывать текст, вести (развитие речи) рассказ по картинке и отвечать на вопросы.
36.Установить эффективность работы учителя иностранного языка по закреплению языкового материала.
37.Изучить систему работы учителя на уроках биологии в.. классе по экономическому воспитанию.
38.Изучить систему работы учителя по проведению нетрадиционных уроков.

Система посещения уроков.

    Посещение всех уроков, отведенных на изучение темы в данном классе с целью знакомства с системой работы учителя, оценки оптимальности выбранной структуры урока, оптимальности сочетания методов и приемов обучения.

    Посещение уроков учителя на протяжении рабочего дня с целью изучения соответствия методических приемов возрастным особенностям учащихся.

    Посещение уроков разных учителей в одной параллели с целью оценки объема получаемой информации на протяжении учебного дня, суммарного объема домашних заданий, выполнения учащимися единых требований, интенсивности их труда на разных уроках, стиля и сравнительной методики работы.

    Посещение уроков в течение рабочей недели в одном классе с целью изучения систематической работы каждого школьника, его самостоятельности, активности и инициативности, качества выполнения домашнего задания.

    Посещение уроков у разных учителей с целью изучения отдельных проблем учебно-воспитательного процесса (эффективность организации самостоятельной работы, степень сформированности у учащихся специальных общеучебных умений и навыков, формирование интереса к предмету и т.д.).

Классификация целей посещения уроков.

    По времени действия (зависят от содержания и вспомогательных задач, стоящих перед школой, основных направлений методической работы, характеристики вопросов, обсуждаемых на педсоветах и производственных совещаниях):

    • долгосрочные;

      краткосрочные;

      постоянные;

      переменные.

    По широте охвата и глубине изучаемых аспектов:

    масштабные целевые установки, характеризующиеся общедидактической направленностью (развитие познавательного интереса, формирование общих умений и навыков и др.);

    локальные целевые установки, характеризующиеся частнодидактической направленностью (результативность работы по развитию устной речи, организация на уроке творческой работы учащихся);

    По содержанию (цели посещения ориентируются на конкретные вопросы учебных программ: работа учителя по развитию вычислительных навыков на уроках математики; по развитию орфографической зоркости и т.п.)

Правила проведения анализа урока.

    Анализируйте состоявшийся урок, а не полемизируйте вокруг него.

2. Содержание анализа урока должно служить задачам развития, вовлечения учителя в режим творчества.

3. Педагогический анализ урока должен быть инструментом формирования убеждения у учителя необходимости пересмотреть свои методы работы, свои отношения с учениками, если они оказались непродуктивными.

4. Анализ урока должен быть инструментом мотивации учителя на совершенствование своего профессионального уровня. Мотивы:

    самореализация учителя в труде;

    саморазвитие личности;

    развитие способностей;

    освоение новых методик и технологий;

    улучшение отношений с детьми;

    повышение качества знаний учащихся.

5. В ходе анализа урока руководитель должен опираться на все передовое и новое, что дает педагогическая наука, настойчиво рекомендовать учителю в своих предложениях по уроку освоение передовых методов, знакомство с новыми положениями педагогической теории.

6. При педагогическом анализе урока руководитель должен формировать у учителя системное видение урока, умение и желание проникать в его сущность, стремление анализировать каждый свой шаг на уроке.

Помните! Педагогический анализ урока руководителем – практикум по самоанализу урока учителем.

7. Весь процесс педагогического анализа урока необходимо строить на выражении Вашей истинной веры в успех учителя, в его способность делать то, чего от него ожидается.

Помните! В поведении людей отражается то, что мы от них ожидаем! Расширение сферы уверенности в себе расширяет сферу возможностей учителя. Учитель добивается успеха, когда кто-то, кого он уважает, верит в этот успех, считает, что он «сможет».

8. При осуществлении педагогического анализа урока нельзя превращать его в инструмент критики. Давайте учителю в ходе анализа урока спасти свой престиж.

9. Анализ урока должен быть выражением уважения к человеку и доверия к нему.

10. Беседа с учителем и анализ урока должны проходить в естественной для учителя обстановке, а не в результате специального вызова педагога в кабинет руководителя.

Цели посещения

и программа наблюдения урока

Цель посещения: определить результативность метода проблемно изложения для достижения глубины и осознанности знаний.

    Посмотреть, насколько доступно и умело определяется учителем проблема.

    Посмотреть, насколько доходчиво, понятно и интересно эта проблема раскрывается учителем.

    Выявить, заставляет ли учеников ход раскрытия проблемы учителем мысленно проверять воспринятое, следить за логикой изложения.

    Выявить, насколько полно учитель включает учащихся в процесс мышления.

    Выяснить, насколько полно и умело учитель раскрывает перед учениками процесс научного познания и создает условия для развития творческого мышления.

Цель посещения: выявить оптимальность использования различных форм организации познавательной деятельности учащихся на уроке.

Программа наблюдения (задачи):

1 вариант

    Выявить, какие формы организации познавательной деятельности использует учитель на уроке.

    Определить, соответствуют ли используемые формы организации познавательной деятельности цели урока, методам обучения.

    Определить эффективность помощи учителя во время индивидуальной работы.

2 вариант.

    Определить, обеспечивает ли использование групповой формы активизацию познавательной деятельности учащихся.

    Определить, использует ли учитель коллективную форму организации познавательной деятельности в формировании коллективистской направленности

    Оценить, оптимально ли сочетание используемых учителем на уроке форм организации познавательной деятельности.

Цель: проанализировать эффективность методических приемов учителя, формирующих прочность знаний учащихся.

Программа:

1. Выяснить, учит ли учитель отбирать из суммы фактов главное, основное.

2. Посмотреть, прививает ли учитель учащимся навыки запоминания основных положений курса, необходимых для дальнейшего продвиже­ния вперед.

    Проверить, обучает ли учитель анализу и синтезу учебного материала.

    Посмотреть, обучает ли учитель отвлеченному мышлению и обобщению
    единичных предметов и явлений в пределах школьной программы.

Цель: определить результативность организации методов и приемов кон­ троля за усвоением знаний учащимися.

Программа:

1. Выяснить, определяет ли учитель цель контроля, т.е. ЗУН и другие результаты обучения, которые планировалось достичь при изучении темы, курса

    Узнать, определяет ли учебную деятельность учитель (вопросы, задания, ответы, которые отражают усвоение отдельных понятий по данной теме).

    Посмотреть, составляет ли учитель задания на проверку этой деятельности .

Цель: проанализировать эффективность использования межпредметных связей (МПС) для достижения глубины знаний.

Программа:

    Проверить, обеспечивает ли учитель смежные предметы, согласовано ли выделяет межпредметные проблемы, задания.

2.Выявить, систематически ли использует учитель МПС.

3.Проверить, знает ли учитель смежные предметы, согласованно ли вы­деляет межпредметные проблемы, задания.

4.Посмотреть, ставит ли учитель перед учащимися конкретные позна­ вательные цели и задачи межпредметного урока, что обеспечивает
направление мысли и активное использование знаний.

Цель: определить, какие приемы использует учитель для поддержания активного внимания учащихся на протяжении всего урока.

Программа:

    Выяснить, четко ли учитель формирует цель и задачи предстоящих
    занятий, добиваясь их понимания каждым учеником.

    Посмотреть, использует ли учитель объекты, на которых должно
    быть сосредоточено внимание учащихся, устраняя по возможности все посторонние раздражители.

    Определить, использует ли учитель разнообразие методов обучения и видов учебной деятельности.

    Выяснить, использует ли учитель разнообразные способы повышения интереса учащихся к изучаемой проблеме (новизна, актуальность содержания , эффект занятий).

    Посмотреть, применяются ли учителем разнообразные приемы, обеспечивающие устойчивость и продуктивность внимания (эмоции, разрядка, выразительность речи).

Цель: проверить, насколько целесообразно используется дидактический и раздаточный материал.

Программа:

    Выяснить, на каких этапах урока учитель использует дидактический и раздаточный материал, с какой целью.

    Определить, способствовал ли дидактический материал углублению знаний , их прочности, а также повышению творческой активности
    учащихся.

Цель: проанализировать эффективность использования на уроке форм и методов обучения.

Программа:

    Посмотреть, правильно ли видит учитель место урока в системе других уроков по теме.

    Проанализировать, обоснованны ли, целесообразны ли те приемы, ко­ торые учитель использует на уроке.

    Посмотреть, носит ли материал научный характер.

    Выяснить, сочетается ли индивидуальная и фронтальная работа с
    групповой формой работы.

Цепь: выявить и оценить эффективность педагогического поиска учителя по совершенствованию урока.

Программа:

\. Определить наличие элементов нового в педагогической деятельно­ сти учителя, способствующих успешному решению задач реформи­рования школы.

    Выяснить, как учит учитель учащихся отбирать из суммы фактов глав­ ное, основное и как это влияет на прочность усвоения ими знаний.

    Проверить, способствует ли учитель выработке у учеников обще­
    учебных и общетрудовых умений и навыков.

    Просмотреть, учитывает ли учитель индивидуальные особенности
    учащихся, а также подготовки и развития в процессе формирования у
    них ЗУН.

Цель: проверить эффективность использования на уроке ТСО.

Программа:

    Выявить, способствует ли ТСО повышению интереса учащихся к
    изучаемой цели.

    Определить, приучает ли ТСО учащихся к рациональности и самостоятельности приобретения знаний.

    Выяснить, способствует ли ТСО привитию навыков самоконтроля.

    Проверить, позволяют ли ТСО существенно активизировать самостоятельную деятельность учащихся.

Цель: проанализировать деятельность учителя по привитию навыков культуры умственного труда.

Программа:

    Посмотреть, приучает ли учитель учащихся планировать вид работы,
    ставить цели, выбирать для их достижения наиболее рациональные пути и средства.

    Проверить, умеют ли учащиеся распределять работу по времени.

    Выяснить, обучает ли учитель учащихся организации своего рабочего
    места.

    Узнать, обучает ли учитель учащихся навыкам контроля и самоконтроля.

Цель: определить результативность работы учителя по развитию устной речи учащихся.

Программа:

    Познакомиться с работой учителя по усложнению смысловой функциональной речи.

    Познакомиться с работой учителя по обучению усвоению словарного
    состава речи.

    Познакомиться с работой учителя по усилению коммуникативных
    средств речи.

4.Познакомиться с работой учителя над овладением учащимися художественными образами, выразительными средствами языка.

Ц ель: определить эффективность методического приема мыслительной деятельности учащихся, использование при опросе и учете знаний.

Программа:

    Выявить, требует ли учитель от учащихся осознанности, последовательности изложения.

    Посмотреть, как учитель реагирует на затруднения при ответе.

    Выяснить, вовлекаются ли все учащиеся в рецензирование ответа.

    Проверить, комментирует ли учитель ответы учащихся.

Цель: проанализировать работу по предупреждению неуспеваемости.

Программа:

    Посмотреть, разделяет ли учитель сложные задачи для слабоуспевающих на отдельные дозы, подзадачи, этапы и т.д.

    Выяснить, наблюдает ли учитель за деятельностью школьников, отмечает ли положительные моменты в их работе.

    Узнать, выявляет ли учитель типичные затруднения и ошибки в работе со слабоуспевающими и акцентирует ли на них внимание этих учащихся , чтобы предупредить их повторение другими учениками.

Цель: выявить оптимальные сочетания фронтальной, групповой и инди­ видуальной форм организации учебной деятельности учащихся.

Программа:

1. Определить соответствие использования индивидуальной формы ра боты характеру изучаемого материала.

2.Определить эффективность помощи учителя во время индивидуаль­ ной работы учащихся.

3.Определить рациональность использования групповых форм учебной работы: сделать заключение об использовании групповых форм при дифференциации учебного материала по сложности и по характеру, сделать заключение о применении групповых форм за время выпол­нения трудных заданий, сделать заключение об использовании фрон­тальных форм при изучении теоретического материала.

Цель : выявление целенаправленности в работе учителя по формированию общеучебных умений и навыков.

Программа:

1. Организация работы по формированию умений сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать.

2. Осуществление работы по развитию речи учащихся, навыков чтения (в темпе класса или в заданном темпе).

3. Привитие навыков работы с книгой, со справочной литературой и т. д.

4. Организация работы по формированию умений составлять план, тезисы, конспект, реферат, рецензию, алгоритм решения задачи.

5. Логика предлагаемых заданий (типовые задания, система усложняющихся заданий, решение проблемной ситуации и т. п.).

6. Осуществление работы по развитию формированию понятийного аппарата.

7. Учет учителем допущенных школьниками ошибок. Работа по предупреждению и устранению ошибок.

8. Способы осуществления индивидуального подхода, поуровневой дифференциации на уроке.

Цель: выявление влияния педагогических инноваций на повышение эффективности образовательного процесса.

Программа:

1. Уровень усвоения знаний и практических навыков учащимися.

2. Уровень мотивации к обучению.

3. Мобилизующий (активизирующий) эффект.

4. Эргономический эффект.

5. Динамика тонуса учащихся.

6. Время вербальной активности учащихся.

7. Расширение возможности памяти.

8. Наличие критериев эффективности методики.

9. Диагностичность инновации.

Система,

программа и цели

посещения и анализа уроков

директора муниципального общеобразовательного учреждения

«СОШ №29 им. Д.Б.Мурачева

г. Белгорода»