Правило одна или две буквы н в причастиях. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Н и НН в именах прилагательных и причастиях

ОДНА И ДВЕ БУКВЫ Н В СУФФИКСАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

По учебнику Т.А. Ладыженской

Цели:

Узнать о правописании букв н- нн в именах прилагательных;

Научиться правильно писать буквы н и нн в суффиксах прилагательных;

Научиться доказать свою точку зрения при выборе орфограммы.

Задачи урока:

Познакомить учеников ч условиями написания н и нн в суффиксах прилагательных;
- Работать над формированием навыков правописания
н и нн в суффиксах прилагательных.

ХОД УРОКА

I. Определение учащимися темы урока

Прочитайте слова, данные в таблице и ответьте на вопросы.

льв ин ый

кож ан ый

утр енн ий

ястреб ин ый

полотн ян ый

вес енн ий

сокол ин ый

глин ян ый

обыкнов енн ый

лебед ин ый

серебр ян ый

солом енн ый

Слова какой част речи приведены в этой таблице?

Какая часть слова выделена в этих прилагательных?
-Как пишутся эт суффиксы?

Можем ли мы сейчас объяснить правописание этих суффиксов?

Давайте попробуем определить тему урока. (Записываем её в тетрадях.)

Определите цель урока. (Узнать о правописании н и нн в суффиксах прилагательных и научиться их правильно писать.)

II. «Дерево жизни»

«Дерево» прикреплено к доске, на нем на магнитах висят яблоки.

Что вы ожидаете от урока? Возьмите «яблоки», продолжите фразу: «Я хочу научиться…» и прикрепите их на дерево.

III. Получение знаний по новой теме

От какой части речи образованы данные прилагательные? (На экране появляется слайд «Образование прилагательных»)

Каким способом они образованы?

С помощью какие суффиксов образованы данные прилагательные?

Образование прилагательных

(Таблица появляется на экране одновременно с ответами учеников.)

Сможете ли вы теперь объяснить, когда в суффиксах прилагательных пишется одна буква н , а когда нн ?

Ученики отвечают на вопрос, и на экране появляется вывод:

Исключения:

Оловя нн ый

Деревя нн ый

Стекля нн ый

Ветреный (но без+ветренный)

Масленый (но про+масленный)

Почему эти слова назвали исключениями? Запомните правописание этих слов!

На экране появляется следующий слайд:

Образование прилагательных от существительных с основой на –н.

Почему в этих словах пишется две буквы н ?

А теперь давайте сделаем вывод, когда в суффиксах прилагательных пишется буква –н , а когда суффикс –н-.)

(В суффиксах –ан-, -ян-, -ин-, - встречаем букву н , а в прилагательных с основой на –н- -н- ).

IV. Отработка навыка правописания одной и двух букв н в суффиксах прилагательных

(На экране появляется слайд)

Свет луны серебряный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя,

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

(С. Есенин)

Объясните правописание выделенных слов.

(Новый слайд)

V. Образовать прилагательные от существительных и выделить словообразовательные суффиксы.

Лимон- лимон н ый

Солома- солом енн ый

Лебедь- лебед ин ый

Станция- станци онн ый

Серебро- серебр ян ый

Кожа- кож ан ый

VI. Знакомство с прилагательными, не имеющими суффиксов

Изучение памятки «Запомни слова» (памятки есть у каждого ученика на парте)

Зеленый - бараний

Синий - румяный

Свиной - тюлений

Багряный

VII. Подготовка к домашнему заданию

Ученикам предлагается просмотреть слайды и подобрать к ним словосочетание: прилагательное+ существительное. (прил. на изученную тему)

Вот примерные словосочетания, которые подобрал учащиеся:

Журавлиная стая, осенний лес, багряная листва, серебряный иней, звериные следы, лебединая верность .

Учащиеся объясняют правописание подобранных прилагательных и ещё раз делают вывод о правописании н и нн в суффиксах прилагательных.

VII. Подведение итогов

Что надо знать для того, чтобы правильно выбирать написание букв н или нн в прилагательных?

В каких суффиксах пишется две буквы нн ?
- Назовите слова исключения.

IX. Домашнее задание

Составить предложения с подобранными словосочетаниями.


Н/НН в причастиях и отглагольных прилагательных

Правописание Н или НН в страдательных причастиях – одно из тех правил, на которые регулярно в диктантах, сочинениях и тестах встречаются ошибки.

Прежде всего, запомните правило: В суффиксах полных страдательных причастий пишется две буквы Н, например, СПИЛЕННЫЕ ДЕРЕВЬЯ. В суффиксах кратких страдательных причастий пишется одна буква Н, например, ДЕРЕВЬЯ СПИЛЕНЫ.

Но поскольку полные страдательные причастия иногда очень похожи на прилагательные, чтобы избежать ошибок, полезно помнить четыре условия, при которых пишется две буквы Н:

1) причастие имеет приставку (кроме НЕ-), например, ВЫСУШЕННЫЕ ГРИБЫ;

2) причастие образовалось от глагола совершенного вида, например, РЕШЕННАЯ ЗАДАЧА - от глагола РЕШИТЬ (что сделать? – соверш. вид);

3) причастие имеет зависимые слова, например, ВЫСУШЕННЫЕ (где?) В ПЕЧКЕ ГРИБЫ;

4) Причастие образовано от глагола с помощью суффиксов –ОВА- или -ЕВА-, например, ВЗВОЛНОВАННОЕ ЛИЦО.

Если слово не имеет ни одного из этих признаков, то оно пишется с одним Н.

Кроме этого, есть несколько слов с двумя буквами Н, написание которых необходимо выучить точно так же, как мы запоминаем слова-исключения: НЕВИДАННЫЙ, НЕСЛЫХАННЫЙ, НЕЖДАННЫЙ, НЕГАДАННЫЙ, НЕЧАЯННЫЙ, ЖЕЛАННЫЙ, ЖЕМАННЫЙ, СВЯЩЕННЫЙ, ЧВАННЫЙ.

Образцы рассуждения

(1) Сколько Н надо написать в причастии из словосочетания ЗАПУЩЕ_ЫЙ САД? Прежде всего, надо посмотреть, есть ли у причастия приставка. В нашем случае приставка есть, значит, писать это слово надо с двумя Н: ЗАПУЩЕННЫЙ САД.

(2) Сколько Н надо написать в причастии из словосочетания БРОШЕ__ЫЙ ВЗГЛЯД? Прежде всего, смотрим, есть ли у причастия приставка. В нашем примере у причастия приставки нет, следовательно, надо сделать следующий шаг: определить вид глагола, от которого это причастие образовалось. БРОШЕ__ЫЙ образовалось от глагола БРОСИТЬ (что сделать?) Этот глагол совершенного вида, значит, в причастии надо писать две буквы Н: БРОШЕННЫЙ ВЗГЛЯД.

(3) Сколько Н надо написать в причастии из словосочетания ЖАРЕ__АЯ В ДУХОВКЕ РЫБА? У причастия в этом словосочетании есть зависимые слова: ЖАРЕ__АЯ (где?) В ДУХОВКЕ. Следовательно, в причастии надо писать две буквы Н: ЖАРЕННАЯ В ДУХОВКЕ РЫБА.

(4) Сколько Н надо написать в причастии из словосочетания АСФАЛЬТИРОВА_ОЕ ШОССЕ? Поскольку в этом причастии есть суффикс -ОВА-, в нем надо писать две буквы Н: АСФАЛЬТИРОВАННОЕ ШОССЕ.

(5) Сколько Н надо написать в слове ПЛЕТЕ_АЯ из словосочетания ПЛЕТЕ_АЯ КОРЗИНА? Поскольку у него нет приставки, нет зависимых слов, нет суффиксов -ОВА- или -ЕВА-, а также потому, что оно образовалось от глагола несовершенного вида ПЛЕСТИ (что делать?), нужно писать одну букву Н: ПЛЕТЕНАЯ КОРЗИНА.

УПРАЖНЕНИЕ

"Разве я могу не любить его? – говорила она себе, вникая в его испуга_н ый и вместе обрадова_н ый взгляд.

Левин тотчас же подумал об этом, но, несмотря на это, решил, что такие виды на него Свияжского есть только его ни на чем не основа_н ое предположение…
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

Ну, гость неприглаше_н ый,
Быть может батюшка войдет!
Прошу служить у барышни влюбле_н ой!

Ей ленты алые вплели
В две русые косы,
Цветы, наряды принесли
Невида_н ой красы.

Кто хочет к нам пожаловать, – изволь;
Дверь отперта для зва_н ых и незва_н ых…
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

Петрушка, вечно ты с обновкой,
С разодра_н ым локтем.
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

…Были затребова_н ы от враждебного министерства сведения о тех мерах, которые были в последнее десятилетие примене_н ы…
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

А тот чахоточный, родня вам, книгам враг,
В уче_н ый комитет который поселился…
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

И тут же думается ей –
Бог знает почему, –
Что небо звездное – песком
Посыпа_н ый листок,
Бессменно день и ночь в пути
На диво слаже_н ый возок…
(Н. А. Некрасов, «Русские женщины»)

Левин приезжал в Москву всегда взволнова_н ый, торопливый, немножко стесне_н ый и раздраже_н ый этою стесненностью и большею частью с совершенно новым, неожиданным взглядом на вещи.
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

Нет, в этот вырубле_н ый лес
Меня не заманят,
Где были дубы до небес
А нынче пни торчат!
(Некрасов, «Русские женщины»)

На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторже_н ых детей?!
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

Степан Аркадьич уже сошел к себе вниз, разделся, опять умылся, облекся в гофрирова_н ую ночную рубашку и лег…(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

В Нерчинск придете, если вас
Дорога не убьет.
Навряд версты четыре в час
Закова_н ый идет...
(Н. А. Некрасов, «Русские женщины»)

С изуродова_н ым страстью лицом, бледный и с трясущеюся нижнею челюстью, Вронский ударил ее каблуком в живот и опять стал тянуть за поводья…
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

У Дарьи Александровны разбегались глаза на этот элегантный, невида_н ый ею экипаж…
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

Женился наконец на дочери его,
Прида_н ого взял - шиш, по службе - ничего.
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

Она вспомнила, как она рассказала почти признание, которое ей сделал в Петербурге молодой подчине_н ый ее мужа…
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

К обеду приехали: старая кузина Алексея Александровича… …и один молодой человек, рекомендова_н ый Алексею Александровичу на службу.
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

К перу от карт? и к картам от пера?
И положе_н ый час приливам и отливам?
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбле_н ому есть чувству уголок!..
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

Степан Аркадьич… в этом шуточном ухаживанье… и зашел нечая_н о так далеко, что уже не знал, как выбраться назад…
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

Как эдаких людей учтивее зовут?
Нежнее? – человек он светский,
Отъявле_н ый мошенник, плут:
Антон Антоныч Загорецкий.
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

За то, что он смягчил разгнева_н ую гостью,
Хотел я похвалить.
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

Сидишь по часу нем,
Неугнете_н ый, бодрый ум
Работает меж тем...
(Н. А. Некрасов, «Русские женщины»)

Эта заметка адресована тем, кто все еще не научился определять, сколько букв н писать в том или ином слове. Или тем, кто на десятый раз перечитывает правила и не может их понять. Заварите себе чай, сделайте бутерброды. Разговор будет серьезным.

Как понизить вероятность правильного написания

Легко. Писать наугад или потому, что так «красиво» выглядит. Или первое и второе одновременно.

Как повысить вероятность правильного написания

Не ленитесь и не пропускайте ни один из пунктов алгоритма. Только тогда вы доведете навык определения количества букв н в слове до автоматизма.

Высший пилотаж - определять количество н на ходу.

Сможете, но не сразу.

Последовательность действий

Для начала всегда определяем часть речи. Делать это нужно по вопросу, который мы задаем к слову.

  • Имя существительное - кто? что?
  • Имя прилагательное - какой?
    • Краткое прилагательное - каков?
  • Наречие - как?
  • Причастие - какой?
    • Краткое причастие - каков?
  • Отглагольное прилагательное - какой?

У вас уже назрел вопрос: как различать те части речи, которые отвечают на один и тот же вопрос?

Имена прилагательные и причастия

Прилагательное образовано от существительного, а причастие образовано от глагола.

Длинный - это прилагательное, потому что отвечает на вопрос какой? и образовано от существительного длина .

Усыпанный - это причастие, потому что отвечает на вопрос какой? и образовано от глагола усыпать .

Кстати, еще у причастий есть характерные суффиксы. В формах настоящего времени: -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -ем-, -ом-, -им-. В формах прошедшего времени: -вш-, -ш-, -ин-, -т-, -енн-, -ённ-, -нн-. Эти суффиксы используются как дополнительная проверка того, правильно ли вы определили часть речи.

Причастия и отглагольные прилагательные

Теперь у нас еще одна проблема: и причастия, и отглагольные прилагательные образованы от глагола. Оба отвечают на вопрос какой? . Как их различать?

Во-первых, отглагольное прилагательное образовано от глагола несовершенного вида, а причастие образовано от глагола совершенного вида.

Как определить вид глагола? Легко. Если он отвечает на вопрос что делать? , то вид несовершенный (обозначает незавершенное действие). Если он отвечает на вопрос что сделать? , то вид совершенный (обозначает завершенное действие).

Во-вторых, у отглагольных прилагательных отсутствуют зависимые слова.

Зависимое слово - это слово, к которому можно задать вопрос от главного слова.

Попробуйте самостоятельно определить, какое из этих слов является причастием, а какое - отглагольным прилагательным: решенная задача, груженая машина.

Ответ. Решенная - причастие. Вот все аргументы: оно отвечает на вопрос какой? ; образовано от глагола решить ; этот глагол совершенного вида, потому что отвечает на вопрос что сделать? .

Груженая - отглагольное прилагательное. И вот почему: отвечает на вопрос какой? ; образовано от глагола грузить ; этот глагол несовершенного вида, потому что отвечает на вопрос что делать? ; зависимые слова отсутствуют.

Для того, чтобы отглагольное прилагательное стало причастием, достаточно сделать одно из двух:

  1. Добавить зависимое слово.
    Груженная человеком машина. Груженная кем? - человеком. Теперь это причастие.
  2. Изменить вид глагола.
    Загруженная машина. Образовано от глагола загрузить , который отвечает на вопрос что сделать? и потому относится к совершенному виду.

Краткие прилагательные и краткие причастия

Последовательность действий такая:

  1. Осознали, что слово отвечает на вопрос каков? .
  2. Думаем, от какой полной формы слово образовано.
  3. Определяем часть речи у полной формы (отличия имен прилагательных от причастий читаем выше).

Вот таблица для наглядности.

Ура. Теперь мы знаем, к какой части речи относится наше слово.

Применяем правила

Посмотрите, как всё просто, когда мы знаем часть речи:

Мы также пишем две буквы н в причастиях с суффиксами -ова- и -ева- .

В слове асфальтированный пишем нн , потому что имеется суффикс -ова- .

Следите за тем, чтобы -ова- или -ева- были именно суффиксами. В словах кованый и жеваный таких суффиксов нет. В них есть корни ков- и жев- . В этих словах пишется одна буква н , потому что они относятся к отглагольным прилагательным.

Еще нужно запомнить слова: нежданный, негаданный, виданный, невиданный, виденный, читанный, слыханный, неслыханный, желанный. Просто запомните их.

Осталось разобраться с именами прилагательными, именами существительными и наречиями.

В прилагательных и существительных пишем одну н только в одном случае: если имеется суффикс -ан- , -ян- , -ин- : кожан ый, серебрян ый, курин ый, песчан ик. Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный.

В прилагательных пишем нн в следующих случаях:

  1. В суффиксах -онн- , -енн- : станционн ый, временн ый.
  2. Если слово образовано от существительного, основа которого заканчивается на : туманн ый.
    Обратите на второй пункт особое внимание. Без него вы бы написали в слове туманный одну букву н , поскольку там суффикс -ан- . Но в этом слове нет суффикса -ан- ! Почему? Потому что -ан- является частью корня. Слово образовано от существительного туман , основа которого заканчивается на н . По аналогии пишутся прилагательные карманный , длинный , лимонный и многие другие. Не забывайте про это правило.

Слова ветреный , масленый , масляный не являются прилагательными, поскольку образованы от глаголов: ветрить, маслить. Тут всё работает по правилам отглагольных прилагательных и причастий. Или просто запомните, что эти три слова пишутся с одной буквой н . В остальных случаях уже с двумя (ветрен ый, безветренн ый).

Окей. Как быть с краткими прилагательными?

Тут всё просто: в них пишется столько же букв н , сколько и в полных.

Как быть с наречиями?

Тут та же история. Пишем столько же н , сколько в слове, от которого наречие образовано.

Медленно - наречие, потому что отвечает на вопрос как? . Образовано от прилагательного медленный . В этом прилагательном мы пишем нн в суффиксе -енн- , поэтому и в наречии пишем так же.

Внимание! Наречие может быть образовано не только от прилагательного, но и от других частей речи. Например, путано объяснять . Логика здесь хитрая. Наречие путано образовано от слова путаный , которое является отглагольным прилагательным (отвечает на вопрос какой? ; нет зависимых слов; образовано от глагола несовершенного вида путать ). Поскольку путаный - отглагольное прилагательное, то в нем мы пишем одну н . А раз так, то и в наречии, которое от него образовано, пишем столько же.

Небольшое упражнение. Объясните постановку н-нн в предложении.

Маринованн ые грибы, поджаренн ая колбаса, маслен ые ржан ые лепешки, сгущенн ое молоко, говяжья печенка, печен ый картофель, немного вывалянн ый в золе, и глоток напитка, настоянн ого на каком-то диковинн ом снадобье, покажутся вкусными на свежем воздухе самому сверхизысканн ому гурману.

Тема русского языка «Правописание "н" и "нн" в прилагательных» знакома каждому школьнику. Однако, окончив общеобразовательное заведение, многие люди начинают забывать самые простые правила и совершают большое число ошибок во время создания какого-либо текста. В связи с этим мы решили напомнить вам о том, в каких случаях пишутся суффиксы "н" и "нн" в прилагательных. Также вашему вниманию будут представлены некоторые исключения из сложившихся правил. Их следует запомнить.

Определение части речи

Называют знаменательную которая обозначает непроцессуальный признак предмета, а также выступает в предложении в качестве определения или же именной части сказуемого и отвечает на следующие вопросы: «какое?», «какая?», «какой?», а также «чей?» и «какие?».

Общая информация

«Правописание "н" и "нн" в прилагательных» - это очень важная тема в русском языке. Ведь без знаний таких простейших правил довольно сложно составить грамотный текст или даже письмо.

Следует особо отметить, что имена прилагательные могут образовываться как от имен существительных, так и от глаголов. Знание этих основ позволит вам лучше понять, сколько букв «н» требуется писать в том или ином случае.

Правописание "н" и "нн" в прилагательных, произошедших от имен существительных

Итак, давайте разберемся вместе, в каких же случаях следует ставить -нн-:


В каких прилагательных, которые произошли от существительных, пишется "н"?

Теперь вам известно, в каких случаях пишутся суффиксы -нн- в прилагательных (-онн-, -енн- и пр.), если они образованы от существительных. Однако этого недостаточно для грамотного составления текста. В связи с этим необходимо рассмотреть правила правописания суффиксов -ин-, -ян- и -ан-:

  1. В прилагательных, которые произошли от имен существительных с помощью вышеназванных суффиксов, всегда пишется только 1 буква «н». Приведем пример: кожаный (кожа), воробьиный (воробей), глиняный (глина), голубиный (голубь), вощаной (воск), журавлиный (журавль), дровяной (дрова), соловьиный (соловей) и пр. Однако у всех правил есть свои исключения. В данном случае это слова «стеклянный», «деревянный» и «оловянный». В них пишутся 2 буквы «нн», и их следует обязательно запомнить.
  2. В именах прилагательных, которые образуются без использования каких-либо суффиксов. Приведем пример: зеленый (зелень). Также необходимо запомнить следующие слова: пряный, румяный, свиной, юный и единый.

Сколько букв «н» пишется в именах прилагательных, которые произошли от прилагательных?

2 буквы «н» пишутся в том случае, если имена прилагательные образованы от прилагательных при помощью добавления суффикса -енн-, который указывает на большую меру какого-либо признака. Приведем пример: здоровенный, высоченный или широченный.

Важные примечания, касающиеся описанных правил

Правописание "н" и "нн" в прилагательных имеет и следующие особенности:

Правописание "нн" в прилагательных и причастиях, произошедших от глаголов

Итак, 2 буквы «н» следует писать, если:

  1. Имена прилагательные образованы от глаголов с приставками. Причем приставка не- практически никогда не влияет на написание "н" или "нн". Таким образом, в прилагательном с не- следует писать столько же букв «н», сколько и в прилагательном без данной приставки. Приведем пример: (связанный, скошенный, построенный).
  2. Если имеются такие суффиксы, как -ева- или -ова-. Приведем пример: организованная экскурсия, выкорчеванный лес и пр.). Исключения составляют следующие слова: жеваный и кованый . В данном случае ов- и ев- входят в корень, а не являются суффиксами.
  3. Если в предложении имеется какое-либо зависимое слово (например, плетенная из прутьев).
  4. Если имя прилагательное образовано от глагола, имеющего совершенный вид (например, решенная). Исключение составляет слово «раненый».

Правописание "н" в прилагательных, произошедших от глаголов

Одна буква «н» пишется в прилагательных, которые произошли от глаголов без использования приставок. Приведем пример: некошеный, вязаный. Исключения составляют следующие слова: священный, медленный, невиданный, нечаянный, желанный, неслыханный, нежданный и негаданный.

Буквы "н", "нн" в кратких прилагательных

Помимо полных имен прилагательных, в русском языке имеются и краткие формы. Чтобы понять, как пишутся "н" и "нн" в кратких прилагательных, следует вспомнить правила про полных. Ведь они одинаковы для обоих форм.

Приведем пример:


Важные примечания по пройденному материалу

Чтобы окончательно разобраться с тем, как необходимо писать прилагательные (с "н" или "нн"), необходимо рассмотреть следующие особенности:

1. Обычно суффиксы -ян- и -ан- придают значение «предназначенный для чего-либо» или «сделанный из определенного материала». Например: дровяной, платяной; песчаный, глиняный.

2. Чтобы грамотно составить текст, следует различать прилагательные, чья орфография связана с их значением.

Ветреный, то есть «с ветром» (погода ветреная). Ветрянóй, то есть «приводится в действие при помощи силы ветра» (насос ветряной). В словосочетании «ветряная оспа» у имени прилагательного пишется 1 буква "н". Это связано с тем, что данное слово произошло от «ветрянка».

Масленый, то есть «пропитанный маслом» (каша масленая). Масленые, то есть «льстивый» (масленый голос). Масляный, то есть «разведенный на масле» (печенье масляное).

Серебрёный, то есть «подвергался серебрению» (прибор серебрёный). Серебряный, то есть «сделанный из серебра» (бутыль серебряная).

Солёный, то есть «содержащий соль» (рыба солёная). Солянóй, то есть «состоящий из соли» (соляной столб).

"Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных"

Подготовил учитель русского языка и литературы МБОУ ООШ №10

Раковецкая А.И.

Цели:

    знакомство с суффиксами прилагательных (-н-, -нн-, -енн-, -онн-, -ан-, -ян-, -ин-);

    отработка навыков правописания одной и двух Н в суффиксах прилагательных, пополнение лексикона учащихся, развитие творческих способностей;

    воспитание интереса к изучению русского языка, стремления ценить родной язык.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: дидактический, раздаточный материал, схемы-опоры, тетради.

Ход урока

    Проверка домашнего задания.

    Лингвистическая задача.

- Прочитайте слова, правильно поставив ударение: алычовый- грушевый.

Как знание правила « Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных » по вам?

Образуйте от этих существительных прилагательные. Поставьте ударения, выделите суффиксы. Камыш, ключ, ёж, нож, спаржа, сторож, холст, кумач.

III . Работа с предложением. Утро было солнечн ое безветренное, но неж арко е.

Каким вы представили себе утро?

Объясните подчёркнутые орфограммы

    Продолжаем знакомиться с правописанием имен прилагательных. Сегодня на уроке мы поговорим о суффиксах прилагательных -н-, -нн-,
    -енн-, -онн-, -ан-, -ян-, -ин-. Цель сегодняшнего урока: научиться правильно писать данные суффиксы.

V . Подготовка к восприятию нового материала.

Сначала повторим способы образования прилагательных.

Примеры записаны на доске:

    совестлив ый – совесть,

    талантлив ый – талант,

    доверчив ый – доверять,

    задумчив ый – задуматься,

    пищев ой – пища,

Определите часть речи данных слов. (Прилагательные. )

Укажите, от каких частей речи образованы данные прилагательные? (От существительных. )

Каким способом образованы все эти прилагательные? (Суффиксальный. )

Назовите суффиксы, выделите их и объясните значение.(-лив- – склонный к какому-либо действию, склонный к чему-либо, наличие чего-нибудь в значительной степени; -чив- – указывает на склонность к соответствующему действию; -ев-, -ов- – относящийся к чему-либо. )

VI . Объяснение нового материала.

Прилагательные также могут образовываться от существительных и глаголов при помощи суффиксов -н-, -нн-, -енн-, -онн-, -ан-, -ян-, -ин-, значение которых “относящийся к чему-либо (кому-либо), характеризующийся чем-либо, сделанный из чего-либо”.

Запишем тему урока. Конспектируем теоретические положения параграфа на доске (учитель, схемы-опоры) и в тетради (учащиеся), графические обозначения обязательны.

I. -Н-

1. –ан-, -ян-, -ин-

    кожан ый

    серебрян ый

    гусин ый

2. Ветреный, ветряная.

    ветрен ый день

    ветрян ая мельница

    ветрен ый человек

    ветрян ая оспа

3. Юн ый, зелен ый, син ий, румян ый, свин ой. (н входит в корень слова).

II. –НН-

1. Сон + н + ый = сонн ый (Н + Н)
лимонный, туманный.

2. -онн-, -енн-
станционн ый, утренн ий.

3. Слова: стеклянн ый
оловянн ый
деревянн ый.

4. Слова на -ованный-, -еванный-
асфальтированн ый
заклеванн ый

III. -Н– и -НН– в кратких прилагательных.

длинн ая дорога – дорога длинн а
ветрен ый человек – девочка ветрен а

V II . Закрепление.

1. Чтение теории в учебнике, орфограмма № 38 (чтение вслух, про себя, рассказывание материала друг другу в паре).

2. Рассказывание теории по опорным схемам (или по записям учителя) у доски.

3. Показать учащимся мнемонический прием запоминания правила.

ан ян ин онн енн н + н

н н н нн нн нн

4. Нахождение исключений в тексте.

1. Пряный вечер. Гаснут зори.

По траве ползет туман.

У плетня на косогоре

Забелел твой сарафан.

2. Мир тебе, полевая солома,

Мир тебе, деревянный дом!

3. Цветите, юные! И здоровейте телом!

У вас иная жизнь, у вас иной напев.

4. Поэты- все единой крови.

5. Распределительный диктант . (В три столбика: -пре-,-при-; -кос-,-каса-; Н и НН в суф. прил.)

Прибедняться, эскадронный, жетонный, превозмочь, земляной, неприкосновенный, неукоснительно, соприкосновение, приголубить, пенсионный, костяной, пресмешной, капканный, придумать, соприкасаться, коснись, змеиный, ветреный, авиационный.

(Можно использовать орфографический словарь. )

6. Диктант с заменой (работа с раздаточным материалом в группах: от данных существительных образовать прилагательные при помощи указанных суффиксов, опознавательные признаки орфограммы выделить).

1-я группа: сущ. + -ан-, -ян- = прил.

Глина, серебро, нефть, дерево, стекло, олово, кожа, песок, лен.

2-я группа: сущ. + -нн- = прил.

Комар, лев, орел, петух, соловей, лошадь, лебедь, оса.

3-я группа: сущ. + -енн- = прил.

Тыква, ремесло, обед, торжество, солома, клюква.

4-я группа: сущ. + -н- = прил.

Туман, машина, карман, чугун.

7. Самостоятельная работа с раздаточным материалом в группах.

1-я группа (сильные уч-ся).

Вспомните растения, в названиях которых есть суффикс -ин -.

Определите, почему эти растения так названы.

Журавлин ый нос, львин ый зев, гусин ые лапки, анютин ы глазки, гусин ый лук, петушин ый гребешок, мышин ый горошек, кукушкин ы слезки, кукушкин ы сапожки, курин ая слепота…

2-я группа (средние уч-ся).

Как называются такие словосочетания? (Фразеологизмы. )

Бездонная бочка, мышиная возня, бесструнная балалайка, длинный язык, длинная песня, с воробьиный нос, за каменной стеной.

3-я группа (слабые уч-ся).

Определите лексическое значение прилагательных в словосочетании.

На чем основан перенос в словосочетании?

Деревянная изба, деревянный стол, деревянное лицо.

Туманное утро, туманный взор, туманный разговор.

Орлиные перья, орлиный нос, орлиное сердце.

Ослиные уши, ослиное упрямство.

VI II . Итоги урока.

1. Индивидуальный устный опрос.

С какими суффиксами прилагательных вы познакомились на уроке?

В чем сложность правописания этих суффиксов?

Расскажите о правописании Н в суффиксах прилагательных по опорным схемам.

Какова была цель сегодняшнего урока?

Подумайте и скажите, научились ли вы правильно писать изученные суффиксы?

IX . Домашнее задание.

1. Параграф 56, упражнение 325