Предмет и структура психологии развития. Предмет, задачи и проблемы психологии развития и возрастной психологии. Определение понятия развития

Психология развития – раздел психологии, который изучает возрастную динамику развития человеческой психики, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности. Психологию развития можно назвать «возрастной психологией», хотя данный термин будет не совсем точным. В возрастной психологии развитие изучается только в связи с определенным хронологическим возрастом. Психология развития изучает не только возрастные этапы человеческого онтогенеза, она также рассматривает различные процессы психического развития вообще. Поэтому правильнее будет считать, что возрастная психология – это один из разделов психологии развития. Практически все исследователи считают, что развитие – это изменение во времени. Психология развития отвечает на вопросы что и как именно изменяется; в качестве предмета психология развития изучает закономерные изменения человека во времени и связанные с этим явления и особенности человеческой жизни.

В настоящее время в мире существует множество учебников по детской психологии. Наука о психическом развитии ребенка – детская психология – зародилась как ветвь сравнительной психологии в конце XIX в. Объективные условия становления детской психологии, которые сложились к концу XIX в., были связаны с интенсивным развитием промышленности, с новым уровнем общественной жизни, что создавало необходимость возникновения современной школы. Учителей интересовал вопрос: как учить и воспитывать детей? Родители и учителя перестали рассматривать физические наказания как эффективный метод воспитания – появились более демократические семьи.

Задача понимания маленького человека стала одной из главных. Желание ребенка понять себя как взрослого человека побудило исследователей относиться к детству более внимательно. Они пришли к выводу, что только через изучение психологии ребенка лежит путь к пониманию того, что собой представляет психология взрослого человека. Точкой отсчета для систематических исследований детской психологии служит книга немецкого ученого-дарвиниста Вильгельма Прейера «Душа ребенка» . В ней он описывает результаты ежедневных наблюдений за развитием собственного сына, обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка. Несмотря на то, что наблюдения за развитием ребенка велись задолго до появления книги В. Прейера, его бесспорный приоритет определяется обращением к изучению самых ранних лет жизни ребенка и введением в детскую психологию метода объективного наблюдения, разработанного по аналогии с методами естественных наук. Взгляды В. Прейера с современной точки зрения воспринимаются как наивные, ограниченные уровнем развития науки XIX в. Он, например, рассматривал психическое развитие ребенка как частный вариант биологического. Однако В. Прейер первый осуществил переход от интроспективного к объективному исследованию психики ребенка. Поэтому, по единодушному признанию психологов, он считается основателем детской психологии. Как правило, возрастная психология изучает закономерности психического развития здорового человека и является отраслью психологических знаний. На этом основании выделяют детскую, подростковую, юношескую психологию, психологию взрослого человека и геронтопсихологию .

Онтогенез (от греч. on, ontos – «сущее, рождение, происхождение») – процесс развития индивидуального организма. В психологии онтогенез – формирование основных структур психики индивида в течение его детства; изучение онтогенеза – главная задача детской психологии. С позиций отечественной психологии основное содержание онтогенеза составляют предметная деятельность и общение ребенка (прежде всего совместная деятельность – общение с взрослым). В ходе интериоризации ребенок «вращивает», «присваивает» социальные, знаково-символические структуры и средства этой деятельности и общения, на основе чего и формируется его сознание и личность. Общим для отечественных психологов является также понимание формирования психики, сознания, личности в онтогенезе как процессов социальных, осуществляющихся в условиях активного, целенаправленного развития.

Таким образом, в центре изучения и исследования находится человек – существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Человек является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное, социальное и духовное образуют нерасторжимое единство.

Человек выступает как организм, наделенный психикой; индивид (что означает его принадлежность к роду homosapiens ); индивидуальность (характеризующая отличие одного индивида от другого); субъект (производящий изменения в окружающем мире, в других людях и в нем самом); носитель ролей (половых, профессиональных, конвенциальных и др.); «я-образ» (система представлений, самооценка, уровень притязаний и др.); личность (как системное социальное качество индивида, его персонализация, отраженная субъектность в других людях и в самом себе как в другом).

Человек является предметом изучения ряда наук: антропологии, социологии, этнографии, педагогики, анатомии, физиологии и др. Практически вся психология обращена к проблеме человека как индивида, включенного в социальные связи, его развития в процессах обучения и воспитания, его формирования в деятельности и общении. Объективно существующее многообразие проявлений человека в эволюции природы, истории общества и в его собственной жизни создали его образы, явно или скрыто существующие в культуре на определенных этапах ее развития.

В социологических, психологических и педагогических представлениях существуют следующие «образы человека» , оказывающие непосредственное влияние на исследование и практическую работу с людьми:

1) «ощущающий человек» – человек как сумма знаний, умений и навыков; человек как «устройство по переработке информации»;

2) «человек-потребитель» , т. е. человек нуждающийся, как система инстинктов и потребностей;

3) «запрограммированный человек» , т. е. в поведенческих науках человек предстает как система реакций, в социальных – как репертуар социальных ролей;

4) «деятельностный человек» – это такой человек, который осуществляет выбор;

5) человек как выразитель смыслов и ценностей .

В педагогике исходят из образа «ощущающего человека», и понятие человека сводится к сумме знаний, его действия расцениваются как продукт прошлого опыта, а процесс воспитания подменяется убеждениями, уговорами, т. е. чисто словесными воздействиями.

В результате преобладания подобного подхода в обучении и воспитании происходит процесс «обнищания души при обогащении информацией».

Образ человека как вместилища нужд, инстинктов и влечений утвердился в ряде направлений психологии, прежде всего, под влиянием психоанализа. Многие основоположники направлений (индивидуальная психология А. Адлер , неопсихоанализ Э. Фромм и др.) исходили в своих концепциях из образа «человека нуждающегося», выводя психологические закономерности из исследования динамики реализации и удовлетворения различных потребностей.

Образ «запрограммированного человека» определяет представления о нем в социобиологии , которая изучает развитие человека как развертывание генетических программ в бихевиоризме, рефлексологии и необихевиоризме, социологических и социально-психологических ролевых концепциях человека (поведение рассматривается как разыгрывание усвоенных в ходе социализации ролевых программ и сценариев жизни).

Если трактовка человека в психологии основывается на образе «запрограммированного человека», то воздействие так или иначе сводится к удачному подбору стимулов и подкреплений, на которые должны послушно реагировать живые социальные автоматы.

Образ «человека-деятеля» – основа для построения культурно-исторической психологии, системно-деятельностного подхода к пониманию человека, гуманистического психоанализа и экзистенциальной логотерапии. Здесь он понимается как субъект ответственного выбора, порождаемого жизнью в обществе, стремящийся к достижению целей и отстаивающий своими деяниями тот или иной социальный образ жизни.

От образов человека в культуре и науке зависят как конкретные действия по отношению к нему, так и теоретические схемы анализа его развития. Преобладание образов «ощущающего человека», «нуждающегося человека» и «запрограммированного человека» во многом обусловило реальный факт несовпадения индивида, личности и индивидуальности и обособленное становление биоэнергетической, социогенетической и персоногенетической ориентаций че-ловекознания.

В их обособлении проявляется метафизическая схема детерминации развития человека под влиянием двух факторов – среды и наследственности . В рамках историко-эволюционного подхода разрабатывается принципиально иная схема детерминации развития. В этой схеме свойства человека как индивида рассматриваются как «безличные» предпосылки развития, которые в процессе жизненного пути могут стать продуктом этого развития. Социальная среда также представляет собой источник, а не фактор, непосредственно определяющий поведение человека. Будучи условием осуществления деятельности, социальная среда несет те нормы, ценности, роли, церемонии, орудия, системы знаков, с которыми сталкивается индивид. Основаниями и движущей силой развития человека выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение в мире людей, приобщение его к культуре.

Лекция 1. Предмет, задачи и проблемы психологии развития и возрастной психологии

1. Понятие психологии развития и возрастной психологии.

2. Предмет психологии развития и возрастной психологии.

3. Задачи психологии развития (Л. Монтада и др.).

4. Основные функции психологии развития и возрастной психологии.

5. Разделы психологии развития и их особенности.

6. Актуальные проблемы психологии развития на современном этапе.

7. Характеристика детства по Фельдштейну Д. И.

8. Междисциплинарные связи психологии развития и возрастной психологии.

9. Определœение понятия развития.

11. Области развития.

12. Влияние среды на развитие человека.

Библиографический список:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М., 1997.

2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1977.

3. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Га-мезо, М.В. Матюхиной, Г.С. Михальчик. - М., 1984.

4. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1973.

5. Выготский Д.С. Собрание сочинœений. Т. 3. - М., 1983.

7. Мухина B.C. Возрастная психология. - М., 1997.

1. Понятие психологии развития и возрастной психологии.

Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, среди которых особое место занимает возрастная психология или, правильнее, психология развития человека, связанная с изучением возрастной динамики развития человеческой психики, онтогенеза психических процессов и психологических качеств личности качественно изменяющегося во времени человека.

Понятие возрастной психологии в принципе уже понятия психологии развития, поскольку развитие здесь рассматривается всœего лишь как функция или хронологического возраста͵ или возрастного периода; делает акцент на возрастных особенностях психики.

Психология развития связана не только с изучением возрастных этапов человеческого онтогенеза, но рассматривает разнообразные процессы макро- и микропсихического развития вообще, изучает сам процесс психического развития. По этой причине, строго говоря, возрастная психология должна быть только частью психологии развития, хотя иногда они используются как синонимы.

2. Предмет психологии развития и возрастной психологии.

Два источника питают психологию развития. С одной стороны, это объяснительные принципы биологии и эволюционной теории, с другой - способы социально-культурного влияния на ход развития.

Определœение психологии развития как учения о периодах психологического развития и формирования личности в онтогенезе, их смене и переходах от одного возраста к другому, а также исторический анализ последовательных этапов онтогенеза свидетельствуют о том, что предмет психологии развития исторически менялся. Сегодня предмет психологии развития - раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов, становление и развитие деятельности, сознания и личности и причин перехода от одного периода к другому, что невозможно без учета влияния на индивидуальное развитие человека культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий.

Составляющими предмета возрастной психологии являются:

o изменения , которые происходят в психике и поведении человека при переходе из одного возраста в другой; при этом изменения бывают различны: количественные (увеличение словарного запаса, объёма памяти...) - эволюционные - накапливаются постепенно, плавно, медленно; качественные (усложнение грамматических конструктов в речи - от ситуативной речи к монологу, от непроизвольного к произвольному вниманию) - революционные - более глубокие, происходят быстро (скачок в развитии), появляются на рубеже периодов; ситуационные - связаны с конкретной социальной средой, ее влиянием на ребенка; неустойчивы, обратимы и нуждаются в закреплении;

o понятие возраста - определяется как специфическое сочетание психики и поведения человека.

Возраст или возрастной период - это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Психологический возраст (Л.С. Выготский) - качественно своеобразный период психического развития, характеризуется прежде всœего появлением новообразования, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ подготовлено всœем ходом предшествующего развития.

Психологический возраст может не совпадать с хронологическом возрастом отдельного ребенка, записанным в его свидетельстве о рождении, а затем в паспорте. Возрастной период имеет определœенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой - позже. Особенно сильно "плавают" границы подросткового возраста͵ связанного с половым созреванием детей.

o закономерности , механизмы и движущие силы психического развития;

o детство - предмет возрастной психологии по Обуховой - период усиленного развития, изменений и обучения.

3. Задачи психологии развития.

Задачи и функции психологии развития широки и многозначны. Сегодня эта отрасль психологии приобрела статус научно-практической дисциплины, в связи с чем среди ее задач следует выделить задачи теоретические и практические. К числу теоретических задач психологии развития можно отнести изучение базовых психологических критериев и характеристик Детства, Юности, Взрослости (Зрелости), Старости как социальных явлений и последовательных состояний общества, исследование возрастной динамики психических процессов и личностного развития исходя из культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий, различных видов воспитания и обучения, исследования дифференциально психологических различий (половозрелых и типологических свойств человека), исследования процесса взросления во всœей его полноте и многообразных проявлениях.

К числу научно-практических задач, стоящих перед психологией развития, относится создание методической базы для контроля за ходом, полноценностью содержания и условиями психического развития на разных этапах онтогенеза, организация оптимальных форм деятельности и общения в детстве и юности, а также организация психологической помощи в периоды возрастных кризисов, в зрелом возрасте и старости.

Л. Монтада предлагает выделять 6 базовых задач, относящихся к сфере применения психологии развития на практике.

1. Ориентация в жизненном пути. Данная задача предполагает ответ на вопрос ʼʼчто имеем?ʼʼ, ᴛ.ᴇ. определœение уровня развития. Последовательность возрастных изменений в виде описания количественных функций развития или качественных ступеней развития является классическим вопросом психологии развития. На этой базе выстраиваются статистические возрастные нормы развития, благодаря которым можно дать общую оценку хода развития как в индивидуальных случаях, так и применительно к различным учебным и воспитательным вопросам. Так, к примеру, зная, какие задачи самостоятельно решают дети 7 лет, можно определить, находится ли конкретный ребенок ниже, выше или вровень с нормой. Одновременно можно определить, соответствуют ли учебные и воспитательные требования данной норме самостоятельности.

2. Определœение условий развития и изменения. Эта задача предполагает ответ на вопрос ʼʼкак это возникло?ʼʼ, ᴛ.ᴇ. каковы причины и условия, приведшие к данному уровню развития. Объяснительные модели психологии развития ориентированы прежде всœего на анализ онтогенеза свойств личности и ее нарушений с учетом установок, среды развития, взаимодействия с воспитателями, особых событий, а также - как идеальный случай - взаимодействия всœех этих переменных. При этом психологов интересуют не столько кратковременные, сколько долговременные влияния факторов развития. Учитывается также кумулятивный характер влияния факторов развития и дискретный характер причинно-следственных связей. Знание условий позволяет задержать нарушения хода развития (профилактика) и принять соответствующие решения для оптимизации хода развития. Особое значение для получения требуемого эффекта имеет определœение соответствия условий развития и возможных вариантов вмешательства наличному уровню развития индивида, его личностным свойствам.

3. Прогноз стабильности и изменчивости свойств личности. Данная задача предполагает ответ на вопрос ʼʼчто будет, если..?ʼʼ, ᴛ.ᴇ. прогноз не только хода развития, но и предпринятых мер вмешательства. Многие мероприятия в практике учебной и воспитательной работы - явно или неявно - предполагают прогноз дальнейшего развития. Так, к примеру, право заботы о ребенке после развода родителœей сохраняется за матерью только в том случае, в случае если считается, что так будет лучше всœего для дальнейшего развития ребенка. Чтобы делать такие прогнозы, необходимы знания о стабильности или нестабильности свойств и условий развития как личности самой по себе, так и личности в группе. Ввиду многочисленности привходящих факторов такого рода психологические прогнозы зачастую бывают ошибочными.

4. Объяснение целœей развития и коррекции. Эта задача предполагает ответ на вопрос ʼʼчто должно быть?ʼʼ, ᴛ.ᴇ. определяет, что возможно, реально, а что должно быть исключено. Как эмпирическая наука психология развития, в отличие от педагогики, нейтральна по отношению к социальному заказу, общественному и личному мнению. По этой причине она способна и обязана им противостоять, в случае если это противоречит установленным фактам и закономерностям. Вместе с тем она выполняет функцию обоснования тех или иных предложений и проектов, в случае если они согласуются с ее знаниями. И наконец, она выступает инициатором коррекции уже принятых решений, в случае если исследования показывают их необоснованность. Ложно установленная норма развития приводит к существенным искривлениям в практике учебной и воспитательной работы.

5. Планирование коррекционных мероприятий. Данная задача предполагает ответ на вопрос ʼʼкак бывают достигнуты цели?ʼʼ, ᴛ.ᴇ. что нужно сделать, чтобы получить от вмешательства ожидаемый эффект. Итак, коррекционные мероприятия нужны только в том случае, в случае если не достигнуты поставленные цели развития, в случае если не осилены задачи развития или есть налицо факт, что условия развития ведут к нежелательному его ходу. Здесь следует различать: 1) цели развития самого индивида; 2) потенциалы развития самого индивида; 3) социальные требования к развитию; 4) возможности развития. Соответственно, и коррекционные мероприятия должны дифференцироваться по их назначению. Нередко между этими целями имеет место расхождение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ и должно быть объектом коррекции. Целью запланированной коррекции должна быть профилактика нарушений развития, коррекция развития или оптимизация процессов развития. В любом случае должны быть приняты обоснованные решения о том, когда вмешательство обещает быть успешным, куда оно должно быть приложено и какой метод следует выбрать.

6. Оценка коррекции развития. Эта задача предполагает ответ на вопрос ʼʼк чему это привело?ʼʼ, ᴛ.ᴇ. что дали коррекционные мероприятия. Современная психология развития воздерживается от скоропалительной оценки эффективности тех или иных коррекционных воздействий. Она считает, что действительная оценка должна быть получена только в результате продолжительного наблюдения за индивидом, в ходе которого должны быть установлены как позитивный эффект, так и побочные влияния. Считается также, что оценка эффективности во многом определяется той научной парадигмой, которой придерживается психолоᴦ.

4. Основные функции психологии развития и возрастной психологии.

Как и любая наука, психология развития несет функции описания, объяснения, прогноза, коррекции. Применительно к определœенной области исследования (в нашем случае - к психическому развитию) эти функции выступают в качестве конкретных научных задач, ᴛ.ᴇ. общих целœей, которых наука стремится достичь.

Описание развития предполагает представление феноменологии процессов развития во всœей полноте (с точки зрения внешнего поведения и внутренних переживаний). К сожалению, очень многое в психологии развития находится именно на уровне описания.

Объяснить развитие - значит выявить причины, факторы и условия, повлекшие за собой наступившие изменения в поведении и переживании. В корне объяснения лежит схема причинно-следственной связи, которая должна быть строго однозначной (что встречается чрезвычайно редко), вероятностной (статистической, с разной степенью отклонения) или вообще отсутствовать. Она должна быть одинарной (что встречается очень редко) или множественной (что обычно и имеет место при изучении развития).

В случае если объяснение отвечает на вопрос ʼʼпочему это произошло?ʼʼ, раскрывая причины для уже имеющегося следствия и определяя факторы, его вызвавшие, то прогноз отвечает на вопрос ʼʼк чему это приведет?ʼʼ, указывая на те следствия, которые вытекают из данной причины. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в случае если в объяснении развития мысль движется от следствия к причинœе, то в прогнозе развития мы идем от причины к следствию. Это значит, что при объяснении наступивших изменений исследование начинается с их описания и продолжается переходом к описанию возможных причин и их связи с наступившими изменениями. При прогнозе же исследование начинается также с описания наступивших изменений, но они рассматриваются уже не как следствие, а как причина возможных изменений, описание которых и нужно составить. Прогноз развития всœегда носит гипотетический характер, так как основывается на объяснении, на установлении связей между наступившим следствием и возможными причинами. В случае если эта связь установлена, то факт ее существования позволяет считать, что совокупность выявленных причин с крайне важно стью повлечет за собой следствие. В этом, собственно, и заключается смысл прогноза.

В случае если описание развития есть создание его образа в сознании исследователя, объяснение - установление связей следствия с возможными причинами, а прогноз развития - предсказание его, исходя из уже установленных причинно-следственных связей, то коррекция развития есть управление им через изменение возможных причин. И поскольку развитие есть ветвящийся процесс, имеющий узлы качественных и линии количественных изменений, постольку возможности коррекции теоретически неограниченны. Ограничения накладываются здесь в большей степени возможностями описания, объяснения и прогноза, которые и поставляют информацию о характере происходящих процессов и природе объекта в целом. Важно отметить особое место прогноза и коррекции развития при решении прикладных задач психологии развития.

Итогом описания, объяснения, прогноза и коррекции становится модель или теория развития.

Несомненно, что одним из главных вопросов теории индивидуального развития человека является именно вопрос о соотношении возрастных, типологических и индивидуальных особенностей человека, об изменяющихся и противоречивых взаимосвязях между ними. Индивидуальное развитие с возрастом приобретает всœе более своеобразно-индивидуализированный характер.

Исследуя возрастную динамику, особенности отдельных периодов и взаимосвязи между ними, нельзя абстрагироваться от жизненного пути человека, истории его индивидуального развития в разнообразных общественных связях и опосредствованиях. Общие для всœех людей возрастные периоды жизни (от младенчества до старости) характеризуются относительно постоянными признаками соматического и нервно-психического развития.

Психология развития занимается изучением того, как с возрастом меняется поведение и опыт людей. Хотя большинство теорий развития сфокусировано на периоде детства, конечной их целью является раскрытие закономерностей развития на протяжении всœей жизни человека. Исследование, описание и объяснение этих закономерностей определяет круг тех задач, которые решает психология развития.

5. Разделы психологии развития и их особенности.

Структура психологии развития и возрастной психологии:

Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всœей жизни человека. Выделяется 3 раздела возрастной психологии:

1. детская психология (от рождения до 17 лет);

2. психология взрослых, зрелых возрастов;

3. геронтология или психология пожилого возраста.

На Западе интерес к изучению детского возраста (речь идет о периоде примерно от 7 лет до подросткового возраста) возник лишь после завершения индустриальной революции в XIX в. При этом уже задолго до этого раннее детство рассматривали как отдельный период жизненного цикла. В тот момент, когда стали происходить изменения в экономической организации общества, вызванные индустриальной революцией (такие, как миграция населœения из сельской местности в города), наступил благоприятный период для исследования детства. Индустриальная революция привела к тому, что фабричным работникам понужнобились навыки начальной грамотности и счета͵ которые могли быть получены только в рамках общего начального образования. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, исследования психики ребенка получили мощный импульс, поскольку именно они могли сделать образование более эффективным. Несомненно, что и другие социальные факторы (такие, как рост благосостояния, улучшение гигиены, усиливающийся контроль за детскими заболеваниями) также способствовали смещению фокуса внимания в сторону детства.

Подростковый возраст как отдельная стадия между детством и периодом взрослости также был выделœен и описан в системе биологических, исторических и культурных изменений. Отличительные биологические признаки подросткового возраста обеспечивали видимые ориентиры для выделœения этой фазы жизненного цикла. При этом объектом исследования психологии развития он стал только в XX в., когда западное общество достигло такого уровня благосостояния, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ позволило снять с подростка экономическую ответственность. Это дало возможность отсрочить вступление подростков в трудовую жизнь и одновременно увеличить сроки получения образования.

В современной психологии развития исторический анализ распространим не только на Детство как социально-психологический феномен социума, но и на Юность, Зрелость, Старость. При этом эти возрасты до последнего времени находились вне сферы актуальных интересов психологии развития (возрастной психологии), поскольку Зрелость рассматривалась как возраст ʼʼпсихологической окаменелостиʼʼ, а Старость - как возраст тотального угасания. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, развиваясь физически, социально, взрослый человек как бы исключался из процесса развития в его социально-психологическом значении и из истории развития самого конкретного человека как реально действующего субъекта͵ развития его сознания, самосознания, других личностных качеств.

Развитие во взрослом возрасте - жизненный путь - лишь совсœем недавно стало объектом исследования. Социальные и медицинские достижения, позволившие доживать до очень преклонного возраста и жить достаточно долго уже после окончания активной трудовой деятельности, привлекли внимание к проблемам и реальным возможностям пожилых людей. По этой причине встал вопрос о психологии старения, также адресованный психологии развития.

Актуализация интереса психологии развития к изучению периодов Зрелости и Старости связана с гуманизацией общества и начавшимся возрождением и активным развитием акмеологии (заявленном еще в работах Б. Г. Ананьева) как науки о периоде максимального расцвета личностного роста͵ высшего момента проявления духовных сил. Эти тенденции и научные подходы значительно изменили современную ситуацию понимания Взрослого, открыв новое пространство человека, акцентировав важность изучения главных моментов его творческого саморазвития. Как указывает Д. И. Фельдштейн, эти важные и перспективные направления должны в перспективе раскрывать проблему Взрослого в развитии и проблему его развития, что возможно лишь в том случае, в случае если всœе этапы онтогенеза будут рассматриваться в единстве, и старость, в т.ч. и глубокая, будет изучаться как момент индивидуального пути. В познании взрослого, понимании его личностных характеристик важное значение приобретает учет исторической ситуации. Современный человек не только приобрел новые возможности выбора, новый уровень самосознания (имеющиеся исследования индивидов античности - А. Ф. Лосœев, средневековья - Я. А. Гуревич и др., свидетельствуют о сложном пути приобретения человеком личности), но задачи, вставшие сейчас на рубеже тысячелœетий, требуют от него дальнейшего развития в плане развертывания отношений, углубления самоопределœения, ʼʼобщего взросленияʼʼ. А постоянно растущие возможности (определяемые достижениями науки, техники, медицины", информатизации и пр.) обусловливают новую ситуацию развития взрослого, раздвигая рамки его жизни. И в данном плане особое значение приобретает проблема старости, проблема пожилого человека.

Среди отдельных разделов психологии развития геронтология является самым ʼʼмолодымʼʼ направлением исследования. Именно сейчас ломаются прежние представления о старости. Все больше дифференцируются два ее аспекта - физический и психологический. Старость - закономерный этап в развитии человека, и всœе очевиднее становятся возможности удлинœения человеческой жизни, в т.ч. и за счёт внутреннего саморазвития самого индивида, выработки его психологической устойчивости против старения.

Итак, в каждой точке жизненного цикла существуют и биологические, и культурные аспекты развития. Биологические процессы способствуют развитию и обеспечивают естественную "маркировку" отдельных стадий. Οʜᴎ приобретают значение как предпосылки социальной истории и дают стимул для более глубокого понимания жизненного цикла. Социум влияет на развитие человека на протяжении всœей его жизни. Он задает систему отсчета͵ относительно которой бывают выделœены и изучены отдельные стадии или периоды жизни.

6. Актуальные проблемы психологии развития на современном этапе.

1. Проблема органической и средовой обусловленности психики и поведения человека;

2. Проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей (что больше влияет: семья, улица, школа?);

3. Проблема соотношения и выявления задатков и способностей;

4. Проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка.

Современный характер требований общественной практики, предъявляемых психологии развития, обусловливает ее сближение не только с педагогикой, но и с медициной и инженерной психологией, а также с другими смежными отраслями науки, изучающими человека.

Появление новой проблематики на стыке возрастной и инженерной психологии и психологии труда обусловлено крайне важно стью учета возрастного фактора при построении эффективных режимов тренинга операторов и при обучении профессиональному мастерству в условиях высокоавтоматизированного производства, при оценке надежности работы и адаптационных возможностей человека в условиях перегрузок. Исследований в данном направлении проводится крайне мало.

Сближение медицинских наук и психологии развития происходит на базе возрастающих требований клинической диагностики в целях более точной профилактики, лечения и трудовой экспертизы, с использованием глубоких и всœесторонних знаний о состояниях и возможностях человека в разные периоды его жизни. Тесная связь с клиникой, медициной, включая гериатрию, способствует углубленной разработке базовых проблем возрастной психологии, таких как потенциалы человеческого развития в различные возрастные периоды, определœение возрастных норм психических функций.

Одной из актуальных проблем является расширение знаний по возрастным особенностям психофизиологических функций взрослых путем их микровозрастного анализа в период роста и инволюции. Проведение исследований в указанном плане на школьниках различного возраста позволило показать действие сложных закономерностей возрастной изменчивости некоторых психофизиологических функций на разных уровнях их организации и дать их теоретическое описание.

Становление человека как личности, как субъекта познания, общественного поведения и практической деятельности так или иначе связано с возрастными лимитами, которые опосредуют процесс социального воздействия на человека, социальную регуляцию его статуса и поведения в обществе.

Специфика возрастного фактора заключается не только в том, что он по-разному проявляется в отдельные периоды жизненного цикла. Его изучение осложняется тем обстоятельством, что он выступает в единстве с индивидуальными особенностями, которые важно учитывать при разработке возрастных нормативов.

Проблема возрастного нормирования включает не только рассмотрение усредненных эталонов, но и вопрос об индивидуальной вариативности психологических характеристик. Вместе с тем, индивидуальные различия выступают как самостоятельная проблема в структуре психологии развития. Рассмотрение возрастных и индивидуальных особенностей в их единстве создает новые возможности для изучения обучаемости, для определœения генеза и степени зрелости психологических функций.

Следующий цикл проблем возрастной психологии связан с феноменом ускорения процесса развития. Акселœерация в период роста и созревания организма и ретардация старения, отодвигание границ геронтогенеза в современном обществе под действием целого комплекса социально-экономических, санитарно-гигиенических и биотических факторов оказывают влияние на построение системы возрастного нормирования. В то же время вопросы акселœерации и ретардации остаются мало изученными именно вследствие того, что сами возрастные критерии психического развития в их многообразии оказываются недостаточно разработанными.

Для дальнейшего исследования одной из базовых проблем психологии развития - классификации периодов жизни - первостепенное значение имеет структурно-генетический подход к онтогенетическому развитию человека.

На базе знания базовых характеристик жизненного цикла человека, его внутренних закономерностей и механизмов должна быть осуществлена выработка синтетической проблемы о скрытых возможностях и резервах самого психического развития.

В число базовых проблем возрастной психологии входит исследование факторов развития, поскольку оно осуществляется во взаимодействии человека с окружающим миром, в процессе общения, практической и теоретической деятельности. Детерминанты и условия человеческого развития включают социально-экономические, политико-правовые, идеологические, педагогические, а также биотические и абиотические факторы.

Таким образом , намечается определœенная иерархия актуальных проблем более общего и частного порядка, решение которых подчинœено основной цели - дальнейшей разработке теории индивидуального развития и расширению возможностей приложения научных знаний по психологии развития к решению задач социальной и производственной практики, поскольку сейчас научное исследование закономерностей психического развития становится необходимым условием дальнейшего совершенствования всœех форм воспитания и образования не только подрастающего поколения, но и взрослого человека.

7. Характеристика детства по Фельдштейну Д. И.

В современной психологии развития исторический анализ понятия ʼʼдетствоʼʼ наиболее полно дан в концепции Д. И. Фельдштейна, рассматривающего детство как социально-психологический феномен социума и особое состояние развития.

В концепции Д. И. Фельдштейна дан содержательный психологический анализ системы взаимодействия функциональных связей, определяющих социальное состояние Детства в его обобщенном понимании в конкретном обществе, а также найдены пути решения вопроса о том, что связывает между собой разные периоды Детства, что обеспечивает общее состояние Детства, что выводит его в другое состояние - во Взрослость.

Определяя детство как явление социального мира, Д. И. Фельдштейн выделяет следующие его характеристики.

Функционально - Детство предстоит как объективно крайне важно е состояние в динамической системе общества, состояние процесса вызревания подрастающего поколения и в связи с этим подготовки к воспроизводству будущего общества.

В своем содержательном определœении - это процесс постоянного физического роста͵ накопления психических новообразований, освоения социального пространства, рефлексии на всœе отношения в данном пространстве, определœения в нем себя, собственной самоорганизации, которая происходит в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах ребенка со взрослыми и другими детьми (младшими, сверстниками, старшими), взрослым сообществом в целом.

Сущностно - Детство представляет собой форму проявления, особое состояние социального развития, когда биологические закономерности, связанные с возрастными изменениями ребенка, в значительной степени проявляют свое действие, ʼʼподчиняясьʼʼ, однако, во всœе большей степени регулирующему и определяющему действию социального.

И смысл всœех содержательных изменений заключается не только в приобретении, присвоении ребенком социальных норм (на что, как правило, обращается основное внимание), а в самом развитии социального, социальных свойств, качеств, которые свойственны человеческой природе. Практически это осуществляется в достижении определœенного уровня социализации, который типичен для конкретно-исторического общества, шире -для конкретно-исторического времени, но одновременно - это и состояние развития того социального уровня, который характеризует человека определœенной эпохи, в данном случае современного человека. При этом социальное начало по мере взросления всœе активнее определяет особенности функционирования ребенка и содержание развития его индивидуальности.

По мнению Д. И. Фельдштейна, главной, внутренне заложенной целью Детства в целом и каждого ребенка, в частности, является взросление - освоение, присвоение, реализация взрослости. Но эта же цель - взросление детей, субъективно имеющая другую направленность - обеспечить это взросление, - выступает главной для Взрослого мира. Отношение Взрослого сообщества к Детству, независимо от определœения его верхней границы, отличается прежде всœего стабильностью - это отношение как к особому состоянию, как к явлению, находящемуся вне взрослой сферы жизни. Автор концепции рассматривает проблему отношения Взрослого сообщества к Детству в широком социокультурном контексте и социально-историческом плане и выделяет позицию Мира Взрослых к Детству не как к совокупности детей разных возрастов - за рубежом Взрослого Мира (которых нужно растить, воспитывать, обучать), а как к субъекту взаимодействия, как к особому собственному состоянию, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ общество проходит в своем постоянном воспроизводстве. Это не ʼʼсоциальный питомникʼʼ, а развернутое во времени, ранжированное по плотности, структурам, формам деятельности и пр.
Размещено на реф.рф
социальное состояние, в котором взаимодействуют дети и взрослые.

8. Междисциплинарные связи психологии развития и возрастной психологии.

В последние десятилетия психология развития изменилась как по своему содержанию, так и по междисциплинарным связям . С одной стороны, она оказывает влияние на другие научные дисциплины, а с другой - сама испытывает влияние с их стороны, ассимилируя всœе то, что расширяет ее предметное содержание.

Биология, генетика, физиология развития. Эти дисциплины важны прежде всœего для понимания пренатального развития, а также для последующих этапов онтогенеза с точки зрения его ранних оснований. Οʜᴎ играют значительную роль при анализе адаптивных возможностей новорожденных, а также общего физического и моторного (двигательного) развития, особенно в его отношении к последующим изменениям поведения и переживания. Особый интерес имеет здесь развитие центральной нервной системы, органов чувств и эндокринных желœез. Вместе с тем, открытия биологии имеют особое значение для понимания проблематики ʼʼсубъект-средаʼʼ, ᴛ.ᴇ. объяснения сходства и различий в развитии разных индивидов.

Этология. Значение этологии, или сравнительного изучения поведения, значительно возросло в последние годы. Она показывает биологические корни поведения, поставляя информацию о взаимодействии среды и индивида (к примеру, изучение импринтинга). Не менее ценной является методическая возможность проводить наблюдения и эксперименты на животных, и особенно в тех случаях, когда их проведение на человеке запрещено из этических соображений. Возможность переноса на человека результатов, полученных на животных, чрезвычайно важна для понимания человеческого развития.

Культурная антропология и этнология. Предметом изучения культурной антропологии и этнологии являются надкультурные универсалии и межкультурные различия в поведении и переживании. Эти дисциплины позволяют, с одной стороны, проверить закономерности, выявленные в американо-европейской культурной среде, на других культурах (к примеру, восточно-азиатской) и, с другой - благодаря расширению культурной среды выявить межкультурные различия, предопределяющие разное протекание процессов развития. Особое значение в последние годы приобретает изучение детского фольклора (субкультуры).

Социология и социальные дисциплины. Эти науки обретают свое значение для психологии развития как за счёт определœенных теоретических посылок (ролевая теория, теория социализации, теории образования установок и норм и т.д.), так и за счёт анализа процессов социального взаимодействия в семье, школе, группе однолеток, а также за счёт исследования социально-экономических условий развития.

Психологические дисциплины. Науки психологического цикла наиболее тесно связаны с психологией развития. Науки, объединœенные названием ʼʼОбщая психологияʼʼ, позволяют лучше понять психические процессы мотивации, эмоций, познания, научения и т.д. Педагогическая психология замыкает психологию развития на педагогическую практику, процессы обучения и воспитания. Клиническая (медицинская) психология помогает понять развитие детей с нарушениями различных сторон психики и смыкается с психологией развития по линиям детской психотерапии, психопрофилактики, психогигиены. Психодиагностика идет рука об руку с психологией развития в области адаптации и применения диагностических методик в сравнительном анализе интеллектуального, личностного и т.д. развития и для определœения возрастных норм развития. Можно обнаружить связи психологии развития с психологией творчества и эвристических процессов (по линии одаренных и опережающих норму развития детей);

психологией индивидуальных различий и др.
Размещено на реф.рф
В последние годы нарастает объём взаимодействия психологии развития с патопсихологией (олигофренопсихология, детские неврозы) и дефектологией (работа со слабослышащими и слабовидящими детьми, детьми с задержками психического развития и т.д.). Можно обнаружить сращивание психологии развития с психогенетикой, психолингвистикой, психосœемиотикой, этнопсихологией, демографией, философией и др.
Размещено на реф.рф
Почти всœе прогрессивные и интересные работы в психологии развития, как правило, выполняются на стыке дисциплин. За длительный период своего существования психология развития ассимилировала общепсихологические методы наблюдения и эксперимента͵ применяя их к исследованию развития человека на разных возрастных ступенях. Возрастная психология тесно связана с другими областями психологии: общей психологией, психологией человека , социальной , педагогической и дифференциальной психологией. Как известно, в общей психологии исследуются психические функции - восприятие, мышление, речь, память, внимание, воображение. В в

Лекция 1. Предмет, задачи и проблемы психологии развития и возрастной психологии - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Лекция 1. Предмет, задачи и проблемы психологии развития и возрастной психологии" 2017, 2018.

Психология развития — это раздел общей психологии, изучающий развитие психики человека на протяжении всей его жизни. В неё входят перинатальная психология, детская и юношеская психология, психология зрелого возраста и геронтология. Психология развития исследует психику и человеческий организм во все возрастные периоды и на всех стадиях, принимая во внимание биологические, антропологические, социологические и психологические факторы, влияющие на его развитие

Официальным годом рождения психологии развития принято считать 1882 г. Её появление связано с выходом книги выдающегося немецкого физиолога и психолога Вильгельма Прейера "Душа ребёнка" , посвящённой детской психологии. Однако официально термин "психология развития" утвердился в научном сообществе лишь в 60 — 70-е годы ХХ века.

Психология развития в России

Долгое время в нашей стране психология развития охватывала только период жизни человека от рождения до 18 лет и носила название возрастной психологии. Были описаны характеристики каждого из возрастов, основные новообразования и трудности на каждом этапе. Д.Б. Эльконин так формулирует закон периодичности: "К каждой точке своего развития ребёнок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек — человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек — предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идёт развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой" . Каждый возраст характеризуется:

  • своей социальной ситуацией развития;
  • ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности;
  • возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития.

Границами возрастов служат кризисы — переломные моменты в развитии ребенка. Периодизация Д.Б. Эльконина — наиболее распространённая в отечественной психологии. При этом выделяются следующие собственно возрастные этапы формирования личности:

  • ранний детский (преддошкольный) возраст (0-3),
  • дошкольное детство (3-7),
  • младший школьный возраст (7-11),
  • средний школьный возраст (11-15),
  • старший школьный возраст (15-18).

Западный подход к психологии развития

Э. Эриксон проследил целостный жизненный путь личности, от рождения до глубокой старости. Развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Но последовательность стадий развития зависит от биологического начала. Личность, созревая, проходит ряд следующих друг за другом стадий. На каждой стадии она приобретает определённое качество (личностное новообразование), которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни. Кризисы присущи всем возрастным стадиям, это "поворотные пункты", моменты выбора между прогрессом и регрессом. В каждом личностном качестве, которое появляется в определённом возрасте, заключено глубинное отношение к миру и самому себе. Это отношение может быть позитивным, связанным с прогрессивным развитием личности, и негативным, вызывающим отрицательные сдвиги в развитии, его регресс. Приходится выбирать одно из двух полярных отношений — доверие или недоверие к миру, инициативу или пассивность, компетентность или неполноценность и т.д. Когда выбор сделан и закреплено соответствующее качество личности, скажем, положительное, противоположный полюс отношения продолжает скрыто существовать и может проявиться значительно позже, когда человек столкнётся с серьёзной жизненной неудачей.

Эриксон подразделяет весь жизненный цикл на восемь фаз, каждая из которых имеет свои специфические задачи и может разрешиться благоприятно или неблагоприятно для будущего развития.

  • Первая фаза — младенчество . Её главная задача — выработать у младенца бессознательное чувство "базового доверия" к внешнему миру. Основным средством этого служат родительская забота и любовь. Если "базовое доверие" не возникает, у младенца появляется чувство "базового недоверия" к миру, тревожность, которая может проявиться у взрослого в форме замкнутости, ухода в себя и т.п.
  • Во второй фазе — раннем детстве — у ребёнка формируется чувство своей автономии и личной ценности или их противоположность — стыд и сомнение. Рост самостоятельности ребёнка, начинающийся с управления своими телесными отправлениями, даёт ему возможность выбора, благодаря чему на этой стадии развития закладываются такие черты будущей личности, как чувство ответственности, уважение к дисциплине и порядку.
  • Третья фаза — игровой возраст (приблизительно от 5 до 7 лет) — формирует чувство инициативы, желание сделать что-то. Если это желание блокируется, возникает чувство вины. В этом возрасте решающее значение имеет групповая игра, общение со сверстниками, позволяющее ребёнку примерять разные роли, развивать фантазию и т.д. На этом этапе закладывается чувство справедливости, понимаемой как соответствие правилу.
  • Главное новообразование четвёртой фазы — школьного возраста — чувство, предприимчивости и эффективности, способность добиваться поставленной цели. Важнейшими ценностями становятся эффективность и компетентность. В отрицательном варианте развития у ребёнка появляется чувство неполноценности, которое первоначально возникает из сознания своей некомпетентности, неуспешности в решении каких-то конкретных задач, чаще всего связанных с учением, а затем распространяется на личность в целом. В этом возрасте закладывается отношение к труду.
  • Пятая фаза — юность — характеризуется появлением чувства своей неповторимости, индивидуальности, непохожести на других, в отрицательном же варианте возникает диффузное, расплывчатое "Я", ролевая и личностная неопредёленность. Типичная черта этой фазы развития — "ролевой мораторий" (от лат. moratorium — отсрочка): диапазон выполняемых ролей расширяется, но юноша не усваивает эти роли всерьёз и окончательно, а как бы пробует, примеряет их к себе. Эриксон подробно анализирует механизмы формирования самосознания, новое чувство времени, психосексуальные интересы, а также патогенные процессы и варианты развития юности.
  • Шестая фаза — молодость — характеризуется появлением потребности и способности к интимной психологической близости с другим человеком, включая сексуальную близость. Её альтернатива — чувство изоляции и одиночества.
  • Важнейшее приобретение седьмой фазы — взрослости — творческая деятельность и сопутствующее ей чувство продуктивности. Они проявляются не только в труде, но и в заботе о других, включая потомство, в потребности передавать свой опыт и т.д. В отрицательном варианте появляется чувство стагнации (застоя).
  • Последняя, восьмая фаза — зрелый возраст , или старость, характеризуется появлением чувства удовлетворённости, полноты жизни, исполненного долга, а в отрицательном случае — отчаянием и разочарованием. Высшая добродетель этого возраста — отрешённость и мудрость, т. е. способность смотреть на дело своих и чужих рук с определённой высоты.

Психология развития охватывает жизнь человека как непрерывный процесс изменения личности. Данный раздел психологии позволяет отследить закономерности развития личности, помочь преодолеть основные возрастные кризисы и найти нужный вектор для дальнейшего движения вперед.

Каждая наука имеет свой объект – часть реальности, которая выбирается ею для изучения. При этом тот же самый объект привлекает внимание и других научных дисциплин. Для психологии развития (а также для психофизиологии, общей психологии, социальной, клинической психологии) это, безусловно, психика человека. Предметом же науки называют тот аспект, который изучается внутри данной дисциплины, в отличие от других отраслей науки.

Итак, психология развития – это наука о закономерностях психического развития человека на разных этапах онтогенеза: его феноменах, механизмах, условиях и движущих силах.

Психология развития как наука складывается из нескольких разделов.

1. Развитие психических функций и процессов; генезис сознания и деятельности, познания, эмоционально‑волевых процессов, общения в фило– и онтогенезе. В сущности, этот раздел включает в себя изучение основных категорий общей психологии в онтогенезе.

2. Перинатальная психология – наука о психологическом контексте появления ребенка на свет (о мотивах его зачатия, психологии беременных и процессах, происходящих в семье будущего ребенка), а также об изучении закономерностей возникновения и развития психики плода и новорожденного.

3. Детская психология изучает развитие психики ребенка на разных этапах его жизни.

4. Психологическая акмеология (от греческого «акме» – вершина) – психология зрелого возраста, наука о кризисах взрослости и способах их преодоления. В узком смысле акмеология понимается как наука о самоактуализации человека.

5. Геронтопсихология – наука о психологии старения. Составляющей геронтопсихологии является танатопсихология – наука о закономерностях умирания.

Последние две области – результат новейших разработок психологии, практически не имеют истории.

Схематически предмет психологии развития можно представить следующим образом.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в психологию развития: учебное пособие

Введение в психологию развития учебное пособие.. текст предоставлен правообладателем http www litres ru pages biblio book art..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:


Среди областей культуры, посвященных познанию человека, психология развития, которую иногда также называют генетической психологией, занимает значительное место. Поста

Этапы психологии развития
Наука возникает, когда прежние научные дисциплины оказываются несостоятельными для объяснения ряда феноменов и обслуживания запросов практики. Психология развития изменяет

Психология развития и другие науки
Психология развития тесно соприкасается с другими отраслями знания. Прежде всего, она взаимодействует с биологией и физиологией развития: возможности психики напрямую

Общенаучные принципы исследования в психологии развития
В психологии развития как науке можно выделить три уровня методологии. Первый уровень – разработка основных общенаучных принципов, на которых строится обсуждаемая дисциплина.

Принцип системности в психологии развития
Системный подход, согласно взглядам основоположника общей теории систем Л. фон Берталанфи, означает, во‑первых, что целое всегда больше, чем сумма его частей, и, во‑втор

Принцип детерминизма в психологии развития
Принцип детерминизма (детерминировать – определять) означает, что каждое явление понимается как обусловленное причинно‑следственными закономерностями и потому поддающее

Принцип развития в возрастной психологии
Третий важнейший методологический принцип генетической психологии – это принцип развития, суть которого состоит в том, что каждое явление нужно рассматривать как обладающее историей

Основные положения всевозрастного подхода
1. Всевозрастное развитие. Процесс онтогенетического развития происходит в течение всей жизни. Ни один из возрастных периодов не имеет доминирующей роли в развитии. В ходе ра

Понятие развития в возрастной психологии
Познакомившись с главными методологическими принципами современных наук о развитии, перейдем к определению понятийного аппарата психологии развития с учетом влияния проанализированн

Чувствительность психического развития к фактору времени
Психическое развитие содержит периоды медленных изменений и быстрых скачков: как и все сложные неравновесные системы, психика человека проходит через точки «раздвоения» (бифуркации)

Показатели психического развития
Л.С. Выготский выделял следующие признаки психического развития: дифференциацию (расчленение единого на множество элементов, например, дифференциацию натурального условного р

Понятие психологической нормы
Поскольку для оценки темпов психического развития необходимо время от времени сопоставлять его с возрастными нормами, остановимся кратко на содержании понятия психологической нормы,

Возраст как системное качество
В генетической психологии в течение долгого времени изучали развитие и становление отдельных психических функций и процессов, таким образом осуществляя как бы «поэлементный» анализ

Детерминанты психического развития
Психическое развитие человека совершается под воздействием двух основных факторов – наследственности и среды (факторы – это постоянно действующие обстоятельства, оказывающие существ

Биологические основы психики
Различают свойства наследуемые и врожденные (которые свойственны от рождения данному индивиду, но не передаются его потомству, что может быть вызвано особенностями пре

Понятие среды в психологии развития
Изменчивость, индивидуальную вариативность поведения обычно связывают с фактором среды. В развитии человека это изменяющийся ряд стимулов, сопровождающих его от рождения до смерт

Нужно дать не только описание, но и объяснение происходящих явлений (принцип причинности)
3. Изучать психику следует в процессе ее целенаправленного формирования (только при активном воздействии и наблюдении результатов можно изучать механизмы явлений) . На э

Общенаучные методы
Общенаучные методы представляют собой модификацию применительно к психологической реальности тех методов, которые используются и во многих других науках. Наблюдение

Виды наблюдения в психологии
Преимущества метода заключаются в том, что 1) собираются факты ес

Методы изучения высшей нервной деятельности детей
Для изучения индивидуальных и возрастных особенностей нередко используются психофизиологические и нейропсихологические методы. Среди них можно выделить несколько приемов, зарекоменд

Психогенетические методы
Эта группа методов направлена на выделение факторов среды и наследственности в индивидуальных вариациях психологических качеств . Генеалогический метод

Собственно психологические методы
Интроспективные методы (самонаблюдение и самооценка) открывают объект изучения непосредственно, что и представляет их основное достоинство. В современной науке они используются чаще

Общая характеристика теорий развития
Понятия, принципы и закономерности психического развития объединяются в рамках теорий, весьма многочисленных к настоящему времени. В зависимости от предпочитаемой методологии создат

Этологический подход
Этология – наука о биологических основах поведения, которая стремится увидеть в проявлениях человеческой психики следы их «дочеловеческих» предшественников . Если рассматривать общение как деятельность, то ее

Этапы развития общения со сверстниками
«Горизонтальное» общение также имеет свой онтогенез. В школе М.И. Лисиной выделены следующие его этапы: 1. Эмоционально‑практическое общение отмечается в возр

Роль сенсорных и перцептивных процессов в психическом развитии
Деятельность и общение представляют собой главные условия формирования внутреннего мира человека и его сознания. Однако источником развития является среда, поставляющая субъекту раз

Дискуссия между нативизмом и эмпиризмом в психологии восприятия
Проблема сенсорного и перцептивного развития имеет исключительно важное методологическое значение для возрастной психологии. Не случайно до сих пор длится дискуссия между сторонника

Исследования восприятия пространства в младенческом возрасте
Поскольку у взрослого человека 80 % информации приходит по зрительному каналу, именно зрительное восприятие младенцев исследовалось наиболее широко. Какая же информация оказывается

Исследования восприятия предметов в младенческом возрасте
Первоначально считалось, что цвет – более важная характеристика, чем форма. Н.И. Красногорский, Н.И. Касаткин, Н.Л. Фигурин показали, что младенцы различают цвет в возрасте трех мес

Интерсенсорное взаимодействие в младенческом возрасте
Поскольку среда воздействует на все органы чувств как целостность, в конечном счете не очень важно, на информацию какой модальности опирается человек. Дж. Гибсон полагал, что воспри

Дальнейшее развитие восприятия в детском возрасте
Итак, экспериментально показано, что восприятие младенца, будучи низшей психической функцией, все же очень совершенно и предоставляет хорошую основу для дальнейшего развития уже в к

Роль памяти, мышления и речи в психическом развитии
Память, мышление и речь тесно связаны друг с другом и не могут быть рассмотрены как совершенно отдельные функции. Если в начале жизни развитие ребенка сильно зависит от его сенсорик

Развитие памяти в онтогенезе
Память во всех ее формах очень важна для любой стадии онтогенеза, однако особо значимую роль играет она в начале жизни ребенка. О существовании первых форм памяти свидетельствуют ис

Развитие мышления в онтогенезе
Вопрос о том, когда человек начинает мыслить, когда его мышление приобретает новые качества, изучался многими известными психологами. Э. Клапаред и В. Штерн полагали, что ребенок мы

Развитие речи в онтогенезе
В речи как психологическом феномене можно выделить развитие звучащей стороны детской речи и функциональных значений. И, хотя, как справедливо подчеркивал Л.С. Выготский, звучащая и

Соотношение мышления и речи в онтогенезе
Мышление и речь влияют друг на друга в онтогенезе, однако содержание этих влияний также изменчиво и неоднозначно. До трех лет, отмечал Л.С. Выготский, они развиваются независимо: мы

Соотношение категорий личности, потребностей и самосознания
В отечественной психологии проблема онтогенеза личности имела ключевое значение для определения наиболее существенных положений, касающихся соотношения биологического и социального,

Эмоциональное развитие в онтогенезе
Сразу же после рождения аффективность ребенка свидетельствует о переживании им чувств удовольствия – неудовольствия и включает в себя мышечные спазмы и выраженные вегетативные реакц

Основные стадии развития личности в онтогенезе
Развитие личности можно рассматривать с точки зрения выделения себя из среды (приобретения способности подняться над «полем»), усиления саморегуляции и самоуправления, принятия отве

Свойства личности и самосознания на разных этапах онтогенеза
С первых дней рождения ребенок – это открытая система с выраженной потребностью в другом человеке и новых впечатлениях. Психологическая жизнь младенца состоит преимущественно из афф

Глоссарий
Акселерация – возникновение нормативных новообразований на более раннем возрастном этапе Активность – всеобщая характеристика живых существ, являю