Пролив соединяющий черное и мраморное моря. Россия и вопрос о проливах босфор и дарданеллы. Военные корабли и право Турции на закрытие проливов

Американский журнал The National Interest решил оценить возможности российского многоцелевого истребителя поколения 4++ Су-35С в воздушном бою с американской авиацией. Получилось крайне интересно.

Отдавая дань сверхманевренности и его «неплохим электронным и оружейным системам», журнал делает вывод: этот истребитель нисколько не уступает западным самолетам, таким, как F-15 Eagle, Eurofighter Typhoon и Rafale. Что касается «европейца» и «француза», которые, разумеется, обладают большими боевыми возможностями, чем американский F-15, то тут заявление «не уступает западным самолетам» опровергнуто реальным положением вещей.

В индийских ВВС служат более двухсот истребителей Су-30МКИ, которые относятся к поколению 4+. Это, конечно, мощные машины, но они не дотягивают по возможностям до Су-35. Тот не удовлетворяет требованиям, предъявляемым к истребителям пятого поколения, всего по трем пунктам. По малозаметности, по РЛС с АФАР и по сверхзвуковой скорости в бесфорсажном режиме. Все остальное, как говорится, при нём.

Так вот во время ежегодно проходящих в Индии учений, на которые приглашаются пилоты США и ряда других стран НАТО, Су-30МКИ безраздельно господствовали в небе. С разгромным счетом они одерживали победы в учебных боях против F-15, F-16, Eurofighter Typhoon и Rafale. Такой способ сравнения качества истребителей является наиболее достоверным. И заявление, что Су-35 лишь «не уступает» вышеперечисленным самолетам, не выдерживает никакой критики.

Журнал признает, что по сверхманевренности с Су-35 не в состоянии конкурировать даже истребители ВВС США пятого поколения F-22 и F-35 . И это предопределено не только совершенством планера и органов управления российской машины. На ней установлены двигатели рыбинского НПО «Сатурн» АЛ-41Ф1С, имеющие всеракурсно отклоняемый вектор тяги. Это обеспечивается за счет того, что сопла поворачиваются в двух плоскостях - вертикальной и горизонтальной.

Самый маневренный из американских «пятерочников» - F-22 Raptor - способен отклонять вектор тяги только в вертикальной плоскости. Что облегчает взлет этого истребителя и позволяет на высоте совершать маневры с меньшим радиусом в вертикальной плоскости. Однако к сверхманевренности это не относится. То, что может делать в воздухе Су-35, не способен повторить ни один самолет в мире. Не случайно на авиасалоне в Ле Бурже во время демонстрации пилотирования его окрестили «Русским НЛО».

Однако, как считает журнал, данное качество способно влиять на исход поединков лишь на малой дистанции. А это якобы уже вчерашний день авиационной тактики. «Американцы» имеют рекордно низкую видимость для РЛС противника. И в то же время оснащены мощными радарами, что позволяет увидеть Су-35 значительно раньше, то есть на большей дистанции, чем «россиянин» увидит F-22 или F-35. И соответственно выпустит по Су-35 ракету большой или средней дальности.

Однако существуют нюансы. У Су-35 все-таки снижена заметность за счет частичного использования стелс-технологий. Не до уровня «американцев», а до величины ЭПР порядка 0,7 кв. м. Поэтому американский радар AN/APG-77 способен увидеть российский самолет с расстояния в 150 км. В связи с чем не полностью будут использованы возможности ракеты «воздух-воздух» большого радиуса действия AIM-120D, имеющей дальность в 180 км.

Российская РЛС «Ирбис» обнаруживает цели с ЭПР 0,01 кв. м. (именно столько у «Раптора», несмотря на занижение этого параметра в рекламных целях) на дистанции в 90 км. И есть соответствующая ракета, перекрывающая это расстояние - Р-27. Ее дальность стрельбы составляет 110 км.

Однако всякое включение РЛС существенно повышает заметность самолета за счет мощного и направленного электромагнитного излучения. То есть, засекая Су-35, «Раптор» одновременно выдает свое местоположение. Этого, конечно, недостаточно, чтобы Су-35 успел сделать ответный залп. Хотя бы потому, что дальность нашей ракеты не 150 км, а всего 110 км. Но российский пилот при обстреле может приготовиться к противоракетному маневру, который, учитывая сверхманевренность его истребителя, может оказаться эффективным.

Также на Су-35 будет приведена в готовность авиационная система обороны. И вот тут у американской ракеты еще меньше шансов на успех. Дело в том, что на большей протяженности полета ее траектория корректируется при помощи сигнала GPS. На финальном участке включается активная радиолокационная ГСН. По признанию целого ряда высокопоставленных чиновников Пентагона, США не менее, чем на 10 лет отстают от России в области систем радиоэлектронной борьбы (РЭБ).

В качестве примера: всем известен случай, года наш фронтовой бомбардировщик Су-24 погасил всю электронику американского эсминца в Черном море, совершив несколько проходов над палубой ставшего беззащитным корабля. Так вот, система РЭБ Су-35 вполне способна справиться с американской ракетой на любом ее участке полета, блокировав сигнал GPS, а также устанавливая помехи для ГСН. И способность ракеты переключаться с самолета на источник ложных целей тут не сработает, РЭБ Су-35 устроена значительно хитрее. На «Рапторе» станция РЭБ вообще отсутствует.

При оценке способности выиграть бой на большой дистанции необходимо учитывать еще и то обстоятельство, что у F-22 отсутствует система инфракрасного обнаружения цели, а также ее сопровождения. Такие системы называются IRST ((Infra-Red Search and Track). Они позволяют сканировать воздушное пространство в поисках самолетов противника в пассивном режиме, то есть - не обнаруживая себя. Поскольку никаких волн, которые улавливают датчики самолета противника, она не испускает.

То есть это максимально скрытная система, которая позволяет самолету «прятаться» при выключенной бортовой РЛС. У Су-35 IRST интегрирована в оптико-локационную систему ОЛС-35, в которой помимо тепловизионного канала есть и телевизионный.

Это достоинство. Правда, не слишком большое, если говорить о столкновении Су-35 с «Раптором». Поскольку дальность действия ОЛС - 80 километров. При этом она способна сопровождать до четырех целей одновременно.

F-22 для обнаружения Су-35 должен включить РЛС вне зависимости от того, на каком расстоянии российский самолет. Су-35 этого не требуется, он обнаружит «Раптора» при помощи ОЛС всего на 10 км ближе, чем при работе бортовой РЛС.

Из вышесказанного следует, что при столкновении на дальней дистанции шансы у самолетов примерно равны. Решающую роль может сыграть мастерство пилотов. Ясность в решении этого вопроса могла бы внести Индия. Она высказывает намерения приобрести несколько Су-35. И могла бы устроить новые учебные бои с «Раптором».

Что же касается столкновения на ближней дистанции, то сверхманевренность российского самолета существенно повышает его шансы на победу. Однако не настолько, чтобы с легкостью справляться с американскими «пятерочниками». Дело в том, что многое зависит от используемых в ближнем бою ракет. У нас это Р-73М. У США - AIM-9X Sidewinder.

Принятая на вооружение в 1983 году Р-73 длительное время была одной из лучших (по некоторым данным - самой лучшей) ракетой «воздух-воздух» ближнего действия. Однако американцы за счет серии модернизаций совсем недавно вывели AIM-9 в лидирующие позиции. Это, прежде всего, относится к системе самонаведения. «Американка» имеет матричную ИК ГСН, что сводит к минимуму возможность ее «обмануть» не только при помощи отстреливаемых тепловых ловушек, но и используя лазерную систему противодействия. Соответственно, у нее шире угол поиска и захвата цели. Еще одно достоинство этой ракеты - управляемый вектор тяги.

Однако оснащение «Рапторов» новейшей ракетой только начинается. Сейчас они летают с AIM-9M, которая не имеет управляемого вектора тяги и оснащена обычной ИК ГСН. И уступает Р-73М по боевым возможностям.

К достоинствам Р-73М следует отнести возможность запуска при любых режимах полета, включая сверхзвуковой, с интенсивным маневрированием. В настоящий момент на Су-35 внедряется последняя модификация Р-73 - . В ней удалось расширить угол поиска ИК ГСН до 120 градусов. Также существенно повысилась помехозащищенность ракеты.

(C=серийный) – многоцелевой истребитель почти-пятого поколения (т.н. поколение 4++). До желанного 5-го не хватает малозаметности: ЭПР=0,7м 2 (у F-22 показатель эффективной площади рассеивания = 0,1 м 2 , а во фронтальной проекции и вовсе 0,001 м 2).

Отличие Су-35 от зарубежных аналогов – двигатель с вектором тяги, отклоняемым горизонтально и вертикально. Это значит, что Су-35 может рулить двигателем в любую сторону и быстро менять направление, а также:

  • «встать на хвост» («кобра Пугачёва»), чтобы резко сбросить скорость и обмануть ракету;
  • сделать мёртвую петлю малого радиуса («чакра Фролова», радиус – длина самолёта), чтобы зайти в хвост противнику;
  • горизонтально крутиться, как юла, почти не теряя скорости («блин», он же «сухой лист»), чтобы мигом собрать информацию на 360 о вокруг.

Реальная оценка боя СУ 35 против F 22

Реального боя, даже учебного, у F-22 «Раптор» против Су-35 никогда не было. Зато были 2 условных столкновения истребителей, лестные для нашего самолёта:

  • В июле 2008 Австралия выбирала, какие истребители купить у США. На американской базе на Гавайях смоделировали 20 воздушных боёв Су-35 против F-22 «Raptor» (а также других «эфок»: F/A-18 и F-35). В результате австралийцы отказались закупать «эфки»: авиапарк США победил только 1 раз. Детали не раскрываются, победу Су-35 объяснили сверхманёвренностью;
  • В декабре 2017 F-22 «Раптор» и Су-35 встретились в Сирии. По данным российского Минобороны, F-22 мешал Су-25 планово уничтожать террористов, по американским данным, это наш самолёт нарушил их воздушное пространство (хотя откуда у них своё воздушное пространство в Сирии?). Су-35 пришёл на помощь соотечественнику, «Раптор» тут же покинул зону видимости.

«Cушки» будто специально созданы для противостояния «Рапторам». В Сирии Су-35 защитил собрата Су-25 от F-22. А Су-27 однажды защитил самолёт Сергея Шойгу – опять-таки от «Раптора»!

Мнения экспертов «Business Insider» и «National Interest» сходятся по поводу 3 преимуществ Су-35 над их истребителями 5-го поколения (F-22 и F-35):

  • сверхманёвренность;
  • системы радиоэлектронной борьбы (РЭБ, иными словами – антирадарам и антиракетам) – блокировка GPS, лазерные и тепловые помехи для самонаводящихся ракет;
  • боевая нагрузка (12 ракет «воздух-воздух» дальностью 20-300 км), которая запускается даже на сверхзвуке (что придаёт дополнительную мощность).

Военный эксперт портала «Defense Industry Daily» Билл Свитман также отмечает сверхманёвренность. Ракеты «воздух-воздух» моделируют, где будет цель через 1-2 сек., а фигуры вроде «кобры» или «блина» не укладываются в алгоритмы. У Ф22 к тому же нет боковых датчиков (РЛС бокового обзора). Если цель резко уходит вбок (90 о и больше), «Раптору» придётся тоже менять курс и «вести» ракету, иначе она потеряет целеуказание (до финального участка оно поступает от истребителя).

Сравнение характеристик СУ 35 и F 22

F-22 «Raptor» делает ставку на незаметность и дальний бой: быстрее обнаружить противника (150 км против 90 км) и быстрее выпустить ракету (дальность самой совершенной AIM-120D Scorpion – 180 км). Су-35 хорош для ближнего боя (догфайта). Если он переживёт дальнюю атаку (а шансы довольно высокие) и увидит противника на радаре, у F22 будут серьёзные проблемы.

Принципиально важные сравнительные технические характеристики – в следующей таблице:

F-22 Су-35
Характеристики 5-го поколения
ЭПР 0,001-0,1 м 2 0,7-2 м 2
Радиолокационная станция AN/APG-77 с активной фазированной антенной решёткой. Дальность обнаружения:

Су-35 – 150 км

Воздушных целей с ЭПР=1м 2 – 225 км

«Ирбис» с пассивной фазированной антенной решёткой. Дальность обнаружения:

«Раптора» (целей с ЭПР=0,01 м 2) — 90 км

Воздушных целей с ЭПР=3 м 2 – 150-400 км

Оптика в инфракрасном спектре Нет (ночью не отследит полёт других истребителей) ОЛС-35 (оптико-локационная система) с тепло- и телевизионными каналами
Система инфракрасного обнаружения и сопровождения цели нет IRST (инфракрасная система пассивного сканирования – не выдаёт себя, т.к. не излучает волны) встроена в ОЛС-35, дальность – 80 км, 4 цели одновременно.
Предупреждение о пуске ракеты да да
Сверхзвук без форсажа Да (крейсерская скорость — 1960 км/ч, или 1,82 Маха) Да (крейсерская скорость – 1350 км/ч, или 1,1 Маха)
Габариты и лётные характеристики
Максимальная скорость на форсаже 2,25 Маха (2410 км/ч) 2,25 Маха (2410 км/ч)
Боевой радиус 760 км 1600 км
Перегоночная дальность (без подвесных топливных баков и дозаправки) 3220 км 3600 км
Максимальная высота 20 км 20 км
Размер 19х14х5 м 22х15х6 м
Масса Пустого — 19,7 т

Взлётная – 38 т

Топлива – 8,2 т

Пустого – 19 т

Взлётная – 34,5 т

Топлива – 11,5 т

Вооружение
Максимум ракет «воздух-воздух» 6 внутри + 2 снаружи 6 внутри + 8 снаружи
3,5 т 8 т
Оружие дальнего боя AIM-120 в разных модификациях с инфракрасным и радиолокационным самонаведением, дальность – 50-180 км Р-27 в разных модификациях с инфракрасным или радиолокационным самонаведением, дальность – 50-110 км

K-77M с радиолокационным самонаведением, дальность — 190 км

Р-37 с радиолокационным самонаведением, дальность — 300 км

Оружие ближнего боя Новая AIM-9 с матричной инфракрасной головкой самонаведения и управляемым вектором тяги. Дальность – 18 км Р-73М с двухдиапазонной инфракрасной головкой самонаведения и аэрогазодинамическим управлением. Дальность – 20 км
Авиапушка Барабанный 20-мм Вулкан М612А 30-мм ГШ-30-1
Сколько и за сколько
стоимость 140 млн. долларов 50 млн. долларов
Количество на вооружении (на 2018 год) 180+ 50
Опыт использования С 2005 С 2014

F 35 против СУ 35

F-35 «Lightning II» (Молния) – невидимые истребители-бомбардировщики 5-го поколения в 3 вариантах:

  • наземные (CTOL) F-35A, идут на экспорт союзникам НАТО ;
  • с вертикальным взлётом и посадкой(STOVL) F-35B;
  • палубные (CV) F-35C.

Модификации отличаются габаритами (палубный самый большой, но всё же меньше Су-35) и лётными характеристиками, однако назначение всех трёх – обстрелять землю после того, как воздух расчистят тяжёлые истребители (например «Рапторы» F-22). Ракеты воздух-воздух (до 180 км дальности) и 25-мм авиапушка у «Молнии Второй» есть (у F-35B и С – в отдельном подвесном контейнере), но это оружие не основное.

Ближнего боя в воздухе F-35 будет избегать всеми силами:

  • Сама концепция «невидимки» предполагает дальний бой (первый увидел – первый послал ракету);
  • В задачи бомбардировщика не входит сражаться со сверхманёвренными истребителями.

По количеству вооружения и скоростным параметрам он тоже не рассчитан на догфайт. Внутренних подвесок — 4, внешних – 6, но они сильно снижают стеллс (ЭПР предположительно 0,005 м2*). А ставка сделана всё-таки на невидимость, а не на сверхманёвренность или суперскорость:

  • лететь на сверхзвуке (1,2 Маха) без форсажа F-35 может только 150-240 км (по разным данным) – у двигателя небольшая производительность;
  • крейсерская скорость – 850 км/ч;
  • максимальная скорость – 1,6 Маха (1930 км/ч);
  • дальность – 2500 км;
  • высота – 18 км.

Если сравнивать бомбардировщик с истребителем, все вышеперечисленные характеристики проигрывают Су-35. А вот что у «Молнии» выше всяких похвал – так это радиолокационная станция AN/APG-81 с активной фазированной антенной решёткой:

  • обзор — 360о;
  • дальность обнаружения целей с ЭПР=1м2 – 250-400 км;
  • ночная навигация;
  • всеракурсная пассивная инфракрасная камера (не излучает волны, а только поглощает, не выдавая себя).

С её помощью F-35 вовремя заметит Су-35 и сориентируется в ситуации, оставаясь невидимым. Если успеет, закончит боевую задачу и улетит, пока цел. Если наготове ракета, сблизится до 180 км и попробует сбить противника, а сам попробует увеличить расстояние (вдруг ракета не достигнет цели…). И при любом раскладе будет избегать сближения – по оценкам австралийских экспертов, вероятность победы в схватке с Су-35 – 28%.

Еврофайтер тайфун против СУ 35

Еврофайтер Тайфун (EF2000) – добротный европейский истребитель поколения 4+. Как и Су-35,он не дотягивает до 5-го поколения из-за высокой заметности (ЭПР=1м2), зато уже обзавёлся активной ФАР (фазированной антенной решёткой).

Кстати, АФАР есть и у французского истребителя «Рафаль». Против Су-35 он тоже никогда не сражался в реальных условиях, но Индия чуть было не купила его вместо нашего Су-30МКИ. К счастью, инцидент закончился в нашу пользу.

Внешне «Еврофайтер» на 6 м короче и на 4 м уже по сравнению с Су-35. Различия в габаритах дают разность массы (11 т против 19 т на Су-35) и скороподъёмности (315 м/с vs 280 м/с соответственно). При этом боевая нагрузка у них почти идентичная: 8 т у Су35 против «Еврофайтера» с 7,5 т. Узлов подвески у EF-2000 целых 13 – на 1 больше, чем у Су-35. Максимальная (2,25 Маха) и крейсерская (1,2 – 1,1 Маха) скорости истребителей примерно равны, как и потолочная высота (19,8 против 20 т), так что ракеты, выпущенные на сверхзвуке, будут лететь с колоссальной энергией.

Дальность обнаружения целей у Су-35 немного выше - 400 км против 300 км для целей с ЭПР=3 м2. Также у Су-35 есть система предупреждения о пуске ракет. Оба истребителя управляют двигателями всеракурсно, но преимущество в манёвренности – у Су-35. Боевой радиус EF-2000 c полной загрузкой ракетами «воздух-воздух» и 1 ПТБ — 1300 км. Су-35 в аналогичных условиях охватывает 1800 км.

«Еврофайтер» может похвастать ракетой «Метеор» (дальность – 100 км) с активным радиолокационным наведением. Целеуказание возможно в пассивном режиме – от ИК-комплекса или по источнику излучения, одурачить её очень непросто.

Обозреватель «National Interest» Дейв Мажумдар и эксперт Королевского объединённого института оборонных исследований Джастин Бронк дают положительную оценку Су-35: он хорош в постановке помех и радиоэлектронной борьбе. «Ирбис-Э» позволяет перехватывать высокоточные стелс-ракеты, а баллистические ракеты уничтожать как на маршевом, так и на завершающем этапах.

Преимущество пассивной радиоразведки они оставляют за «Тайфуном», отмечая превосходство европейских систем распространения информации MIDS и Link 16. «Тайфуну» же они отдают и первенство по части взаимодействия лётчика и самолёта, удобства кабины пилота и интерфейса.

Преимущество опыта и численности – на стороне западного истребителя. С 2003 года «Еврофайтеров» произведено уже почти 600 экземпляров (для авиации стран Европы, Омана и Саудовской Аравии). Су-35 увидел свет в 2014, к середине 2018 только 70 самолётов имеются в России и ещё 14 — в Китае.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

На днях авторитетный американский журнал National Interest сравнил истребители России и США. В виртуальном поединке на страницах издания сошлись Су-35 против F-15 и Т-50 против F-22A. В обоих случаях американские машины зарекомендовали себя не лучшим образом, а ведь еще совсем недавно господство в воздухе "звезднополосатых" истребителей ни у кого в Соединенных Штатах сомнений не вызывало. Посмотрим, что же заставило экспертов переменить свое мнение.

Су-35 и F-15 "Eagle"

Начнем с того, что F-15, гордость американского неба, находится на службе уже почти 40 лет! Да, за эти годы машина претерпела множество доработок и модификаций, но факт остается фактом - этой пожилой даме косметикой возраст не скрыть. Су-35 официально в ВВС России находятся чуть больше 1,5 лет.

Российский истребитель является представителем поколения 4++, а это значит, что по характеристикам он практически сравнялся с уникальными истребителями пятого поколения. Такая прыть для F-15 недостижима даже просто конструктивно. "Орел" не обладает фактором "сверхманеренности" - качества, которое позволяет самолету оставаться управляемым и устойчивым при закритических углах атаки. Чуть выигрывая у Су-35 в максимальной скорости (2650 километров в час против 2500), F-15 безнадежно проигрывает по части ускорения или форсажа. В реальном бою против Су-35 американец бы выглядел нерасторопным и неловким, а все потому, что двухконтурные турбореактивные двигатели "АЛ-41Ф1С" российского истребителя по факту являются двигателями для машины пятого поколения.

На истребителях установлены радиолокационные станции разных типов. Су-35 обладает РЛС с пассивной фазированной антенной решеткой Н035 "Ирбис", а F-15 оборудуется радаром с активной фазированной антенной Raytheon APG-63 (v) 3 . На бумаге предпочтительнее выглядит последний, но российский истребитель имеет значительное преимущество в области пассивных сенсоров и инфракрасной оптико-локационной системы.

Наверное, самое большое преимущество Су-35 над F-15 кроется в средствах радиоэлектронной борьбы. Даже автор статьи в National Interest признает:

"Су-35 имеет очевидный козырь - цифровую систему радиоэлектронного подавления с технологией цифрового запоминания. Эта система способна одурачить ракеты AIM-120 AMRAAM F-15 и, вероятно, для попадания по российскому истребителю их понадобится значительно больше".

На деле же мы имеем в некоторой степени "неуязвимость" Су-35, по крайней мере, до того момента, пока истребитель не окружен парой звеньев F-15.

Количество (22) и разнообразие (Р-27ЭР, Р-27Т, РВВ-АЕ, Р-73, и это только противовоздушные!) ракет в арсенале Су-35 заставляет понервничать пилота американского истребителя. Ко всему прочему F-15 имеет морально устаревшую систему защиты от ракет "воздух-воздух" - вот к чему приводит непоколебимая уверенность в собственном превосходстве.

Отметим, что свою заинтересованность в приобретении Су-35 уже долгое время обозначают Индонезия, Китай и страны Латинской Америки.

Т-50 ПАК ФА и F-22 "Raptor"

Другим объектом сравнения стали истребители пятого поколения двух стран. F-22 на вооружении американских ВВС находится с 2005 года, а ПАК ФА поступит в части в 2016 году.

Подход к созданию заветной "пятерки" у двух стран сильно различается. F-22, как и его младший брат F-35, ставит во главу угла малозаметность и общую динамику движения самолета. Совокупность такого развития привела к практически полной автоматизации процесса, личные качества пилота и виртуозная техника владения машиной отодвинулись на второй план, все свелось к автоматике - "нажал кнопку - убил".

Российские же конструкторы от такого "конвейера" отказались. Главной идеей машины стала сверхманевренность. Об этом в статье говорится с нескрываемым сожалением:

"Если у F-22 и есть преимущества по характеристикам малозаметности, то русский истребитель даст ему фору по маневренности. Т-50 оснащен трехмерным управляемым вектором тяги, и очевидно, что это даст ему значительный плюс в области маневров".

Помимо удивительной подвижности, это качество делает более совершенной и систему наведения бортового оружия, когда им можно прицелиться и вне направления движения. Этот боевой прием называется "заход в заднюю полусферу противника", является одним из азов воздушного боя и берется за основу российскими проектировщиками. Уникальный двигатель для самолета был разработан НПО "Сатурн". Он имеет единственную в своем роде плазменную систему зажигания, что позволяет развивать сверхзвуковую скорость без форсажа, и имеет цифровую систему управления. Этот двигатель обладает повышенной силой тяги по сравнению с двигателями предшественников, что как нельзя лучше помогает раскрыть главный козырь Т-50 - маневренный бой.

За счет худшей маневренности F-22 имеет большие проблемы с поражением целей, находящихся вне вектора движения. В реальном бою заход в заднюю полусферу корпуса американца будет означать для последнего верную гибель.

Максимальная скорость ПАК ФА выше его американского коллеги - 2600 против 2410 километров в час.

Не забывают упомянуть в материале и о новом шлеме пилота: "У русских в шлеме также может быть смонтированная система отображения информации".

Действительно, наиболее важная информация будет поступать на стекло шлема пилота напрямую. Также летчик получает все данные о состоянии самолета, наведении на цель, окружающей обстановке на двух многофункциональных индикаторах МФИ-35. Помимо них есть еще несколько индикаторов меньшего размера, которые дают исчерпывающую информацию о ситуации внутри и за бортом. За все это отвечает специальная интеллектуально-интуитивная бортовая система Т-50.

Если говорить об "интеллектуальной" системе F-22, то стоит вспомнить о двух падениях истребителя, когда система оповещения и информирования противоречила сама себе и ставила пилота в тупик. Т-50 имеет в арсенале передовую систему оптико-локационного обнаружения и новый радар на ее базе "ОЛС-50М". Его преимущество над заокеанскими радарами, в особенности над радаром F-22, признается мировыми экспертами. Также НИИ приборостроения им. В.В. Тихомирова разработало многофункциональную интегрированную радиоэлектронную систему с активными фазированными решетками. Для непосвященного эта информация почти ничего не значит, но именно эта система может стать козырем в современном воздушном бое. Ведь чем раньше замечена цель, тем больше времени на ее захват и выбора средств противодействия. Помимо этого в крыльях самолета установлена станция активной обороны "Гималаи", которая способна создавать помехи вражеским радарам и вести радиолокацию.

Вооружение у истребителей схожее, а его список довольно условен. Оба самолета несут ракеты "воздух-воздух" и "воздух-земля". В 2014 году было объявлено о создании целого арсенала ракет и бомб для ПАК ФА. Разнообразие снарядов позволит еще более гибко использовать машину в небе.

Сомнения американских экспертов в собственном воздушном превосходстве не случайны. Долгое время наличие самолетов пятого поколения рассматривалось ими как знак полного превосходства. Но, похоже, настают другие времена. Король умер. Да здравствует король!

Является ли наиболее скрытный американский боевой самолет F-35 легкой добычей истребителя Су-35?
Некоторые считают, что это совершенно верное утверждение.
Было проведено моделирование воздушного боя с участием истребителя Су-35 против смешанного парка американских истребителей - F-22, F/A-18 Super Hornet и F-35, где последний был «избит дубинкой как ребенок».
Моделирование было проведено на базе Хикам ВВС США на Гавайях, чему свидетелями были, по меньшей мере, четыре представителя ВВС и военной разведки Австралии.
Депутат австралийского парламента Денис Дженсен (Dennis Jensen) со знанием дела заявил, что в ходе «строго засекреченного моделирования» F-35 был «беспощадно избит истребителем Су-35».

Компания «Сухой» представляет Су-35 как истребитель поколения 4++ с некоторыми признаками пятого поколения, то есть с характеристиками стелс. Его способность сбивать стелс-самолеты во многом определяется сверхманевренностью. Очень дорогие западные истребители оказываются в роли «тарелочек» для ружейной стрельбы.
Силовая установка Су-35 позволяет выполнять все виды сложнейших маневров, в том числе «кобру Пугачева», «чакру Фролова» и беспрецедентный «блин» (Pancake - горизонтальный разворот практически на месте на 360 град без потери скорости - «без потери скорости» это сомнительное утверждение - прим. «ВП»).
Западные аналитики не придают большого значения сверхманевренности, полагая, что в ходе реальных боевых действий малозаметность куда важнее, чем сверхманевренность. Стелс это параметр, который остается с истребителем «в любое время в любой день». Руководитель бизнес-программ компании Northrop Grumman Пит Бартош (Pete Bartos) говорит, что стелс был основным требованием для разработки F-35 и потому он не нуждается в высокой маневренности.
Однако авторитетный военный источник Defense Industry Daily пишет, что «стелс очень полезен, но это все-таки не плащ-невидимка Гарри Поттера». Действительно, ВВС США зациклились на стелсе, в то время как теория воздушного боя непрерывно развивается. «В 1940–1950-х годах приоритетами были сначала высота, потом скорость, маневр и огневая мощь. С третьего и четвертого поколений истребителей приоритеты сместились на скорость, затем маневр, и наконец, сверхманевренность. Это как нож в кармане солдата», заявил в интервью Aviation Week главный летчик-испытатель ОКБ «Сухой» Сергей Богдан.
Эксперт по авиации Билл Свитман (Bill Sweetman) говорит, что те маневры, которые демонстрировал Су-35 на Парижском авиасалоне, нельзя принимать за фактор превосходства в воздухе. «Тем не менее, эти маневры не пилотажные трюки. Непредсказуемая траектория полета истребителя может привести к сбоям алгоритмов наведения ракет противника, сам истребитель может пустить ракеты малой дальности с большой вероятностью поражения вражеского самолета», говорит эксперт.
F-35 полностью зависит от своей малозаметности и предпочитает не ввязываться в ближний воздушный бой («поножовщину» - knife fight), где он будет весьма уязвим от Су-35. Российский истребитель обладает большим арсеналом смертоносного оружия, повышенной дальностью полета и, конечно, легендарной сверхманевренностью, которая стала визитной карточкой семейства Су-27.
Сергей Богдан напоминает, что в 1989 году Су-27 выполнил «кобру»: «Быстрое изменение скорости может привести к срыву сопровождения допплеровской РЛС управления оружием вражеского истребителя. Маневр еще более эффективен на Су-35С, потому что после этого маневра пилот может направить самолет в любом направлении».
Билл Свитман говорит, что тактическое преимущество выполнения «кобры» состоит в том, что любая ракета класса «воздух-воздух» имеет «интеллектуальный элемент», который предсказывает, где будет цель через некоторое время, но не в случае с «коброй». «Если самолет противника летит с непредсказуемой траекторией и способен ее менять неожиданно и очень резко, не теряя управляемости, то ракете будет очень трудно поразить его», говорит эксперт. Энергичные маневры, выполняемые истребителем, снижают дальность эффективного пуска ракет противника, считает Свитман.
Для уничтожения Су-35 истребитель F-35 должен подойти ближе, тем самым подвергая себя риску быть обнаруженным (мощный радар Су-35 вполне может это сделать, тем более этот самолет имеет в своем арсенале самые дальнобойные ракеты воздушного боя с дальностью 400 км разработки компании «Вымпел», что является мировым рекордом - какие ракеты имеются в виду, источник не уточняет - прим. «ВП»).
Эксперт также сообщает, что американская тактика воздушного боя сводится к трем принципам - «первым обнаружил, первым выстрелил, первым уничтожил». С появлением Су-35 эта тактика может быть пересмотрена. F-35, возможно, первым обнаружит Су-35, но для применения ракет он должен приблизиться, и в это время оба противника будут видеть друг друга. «В этом случае преимущество стелс значительно снижается», считает Свитман.
В ближнем бою Су-35С с его сверхъестественной способностью летать на минимальных скоростях и в то же время резко разгоняться до сверхзвуковых скоростей, превращается в охотника. Максимальная скорость самолета составляет 2,5 М, дальность полета 3600 км, в конфигурации истребителя воздушного боя может нести 12 ракет средней дальности «Вымпел» (вероятно, имеются в виду УР Р-77 различных модификаций - прим. «ВП»). Истребитель F-35 может нести лишь «горстку» ракет, дальность полета составляет всего 2222 км, а его максимальная скорость 1,6 М, кажется, говорит лишь о желании «поскорее погибнуть».
В самом деле, F-35 не предлагает «экстравагантных возможностей», в которых нуждаются большинство ВВС стран мира. И, наоборот, Су-35С предлагает эффективность наравне с истребителями пятого поколения. Еще страшнее для западных ВВС является то обстоятельство, что они уже сегодня видят уязвимость F-35, когда он еще не поступил на вооружение, а ведь где-то к 2020-му году появятся боевые стелс-истребители «Сухого» ПАК ФА. Осталось еще достаточно времени, чтобы пилоты многих западных истребителей сменили свою профессию на другую, более безопасную карьеру.