Психолог о том, как побороть мысль, что ты – неудачник

«Я хотел бы быть другим»;

«Мне совсем не нравится, как я живу»;

«Я невезучий человек»;

«Все у меня не так»…

Эти и похожие фразы я много раз слышала от своих знакомых, друзей, ребят, с которыми работала и просто разговаривала. Да и сама их произносила много раз:

«Я не могу больше так жить»;

«Я хочу измениться. Хочу изменить свою жизнь».

Пожалуй, вряд ли можно найти человека, который хотя бы раз в жизни не испытывал острого чувства недовольства собой, своей жизнью, желания все изменить.

О чем говорит тебе твое сознание?

О том, что ты должен стать самим собой.

Ф. Ницше

Но как это сделать?

Хорошо бы проснуться утром – и все по–другому. А главное – ты совсем другой.

Но каждое утро ты просыпаешься, встаешь, и все продолжается так, как было. Ты успокаиваешься, живешь обычной жизнью… и так до следующего раза, когда что–то вновь возвращает тебя к мыслям о том, что надо как–то менять себя и свою жизнь.

А вот как? Как ты хочешь измениться?

Ты хочешь быть веселым, удачливым, чтобы, у тебя все получалось легко и без усилий, как бы само собой?

Или наоборот, ты хотел бы преодолевать трудности, испытывать радость трудно доставшейся победы?

А может быть, удача и победа вовсе ни при чем? Ты хочешь узнать жизнь во всех ее проявлениях, ее сложностях и хитросплетениях, как говорят, «попробовать ее на зуб»?

Как ни странно, очень часто люди не могут ответить на вопрос, как именно они хотят изменить свою жизнь, себя. Нередко на этот вопрос отвечают: «Я хотел бы быть таким, как…». И называют имя – одноклассника, героя телесериала, поп–или рок–звезды. Возникает впечатление, что человек хочет жить не своей жизнью, а идти по дороге, проложенной кем–то другим. Но это, конечно, не так. Потому что каждый хочет найти себя, понять, кто он, на что он способен. Но как это сделать? Как понять себя? Как преодолеть в себе то, что мешает тебе жить?

Я написала эту книгу для тех, кто ищет ответы на эти вопросы. Это, конечно, не означает, что, прочитав ее, вы сможете полностью изменить свою жизнь или, как пишут сейчас в аннотациях популярных книг по психологии, «стать счастливее», «удачливее», «решить свои проблемы»…

Моя задача гораздо скромнее: рассказать о некоторых способах, которые читатель мог бы использовать для того, чтобы помочь себе, а может быть, и еще кому–то, найти собственный путь в жизни. А для этого прежде всего необходимо:

Понять, что каждый из нас уникален;

Избавиться от «комплекса неудачника» – представления о том, что в жизни тебе не везет и исправить сам ты ничего не можешь.

Многолетняя практика убедила меня в том, что описываемый здесь подход (если, конечно, его реализовывать более или менее последовательно) может помочь справиться с некоторыми из проблем и лучше понять себя.

Все остальное зависит только от желания и интереса.

Внимание! Выделениями на протяжении всей книги обозначены наиболее важные идеи, принципы, подходы, реализация которых, с моей точки зрения, наиболее существенна для успешной работы (по крайней мере, это те правила, которые, как мне представляется, во многом помогли мне преодолеть «комплекс неудачника», а потом и тем, кто был моим клиентом). Вслед за многими психологами я называю это ключами.

Итак, ключ 1.

Для того чтобы из неудачника превратиться в «счастливчика» и победителя, надо поставить перед собой цель: понять себя, найти свой собственный путь в жизни и действительно искренне этого захотеть; примерно так, как вы хотите избавиться от зубной боли.

На самом деле (об этом мы обязательно поговорим позже) развить в себе такое подлинное желание – едва ли не самое трудное.

И сразу ключ 2.

Преодоление «комплекса неудачника» (как и всякая работа над собой) – очень долгий и довольно занудный процесс. Он потребует умения сделать над собой усилие и, главное, «держать его» (примерно так, как «держат удар» боксеры). Если хотите добиться успеха, преодолевайте в себе желание все бросить и жить, как живется (а оно обязательно возникнет).

Сейчас поймала себя на том, что, легко написав слово неудачник, противоположное ему – «счастливчик» – стыдливо поставила в кавычки. Очевидно, это не случайно. В этом проявляется мое представление о том, что естественно, закономерно (неудачник, конечно), а что может восприниматься лишь условно, даже несколько в иронической манере (это, безусловно, счастливчик). Видимо, для меня, как и для многих людей моего поколения, быть счастливчиком не является ценностью. Ценно то, что добывается собственным трудом, собственным умом. А быть счастливчиком, «везунчиком»? В этом есть что–то неестественное. Я ловлю себя на том, что не хотела бы быть «везунчиком» (хотя, конечно, вовсе не против того, чтобы мне везло), а предпочла бы быть успешным человеком, победителем. А еще лучше – просто счастливым человеком, то есть человеком, которому ничто не мешает радоваться жизни, принимать и понимать все ее проявления: хорошие или плохие – все равно.

Что выбираешь ты?

Подумай об этом, прежде чем начать работать по предлагаемой программе. От решения вопроса, чего именно ты хочешь добиться, чего именно ждешь от себя, зависит очень многое.

А теперь некоторые общие советы для тех, кто решил получить некоторую пользу от чтения этой книги.

Первый совет, он же ключ 3. (Не пугайся! Ключей будет не очень много, но сколько бы их ни было, по известной поговорке замков все равно всегда больше, чем ключей.)

Нет ничего более бессмысленного и безнадежного, чем пытаться точно следовать советам (естественно, это относится к данному совету, как и ко всем остальным). Всякий совет, рекомендация – лишь ткань, из которой каждый человек может сшить что–то нужное для себя.

Твой ВЫБОР – это выбор, который делаешь сам и несешь за него ответственность.

Психологи очень серьезно относятся к проблеме собственного (подчеркиваю, собственного) выбора, выбора, который человек делает сам и для себя. Это очень сложное, серьезное и критическое действие с точки зрения его влияния на жизнь и на развитие человека. Есть психологические тренинги (то есть системы специальной психологической работы), которые во многом направлены именно на то, чтобы человек научился самостоятельно делать выбор.

И главный выбор, который каждый из нас делает, – хотим ли мы действительно узнать жизнь, узнать самого себя или мы боимся этого? Или, делая вид, что ищем себя, на самом деле бежим и от себя, и от окружающего мира: глотаем книги, часами играем в онлайновые и другие компьютерные игры – все что угодно, лишь бы не столкнуться со своими реальными проблемами?

А может быть, для тебя это еще один способ убежать от реальной жизни?

Эта книга, как и всякая другая, может принести пользу только в том случае, если, исследуя свой внутренний мир, ты идешь навстречу реальной жизни, а не бежишь от нее.

Подумай над двумя высказываниями психолога Эриха Фромма:

«Главная жизненная задача человека – дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий – его собственная личность».

«…Цель человека – быть самим собой, а условие достижения этой цели – быть человеком для себя: не самоотречение, не себялюбие, а любовь к себе; не отказ от индивидуального, а утверждение своего собственного человеческого я – вот истинные высшие ценности гуманистической этики. Чтобы формировать ценности и доверять им, человек должен знать самого себя, свою естественную способность делать добро».

Второй совет. Читай книгу последовательно. Выполняй упражнения и после каждого обязательно подумай, что оно тебе дало (и дало ли вообще что–нибудь), и лишь затем читай объяснения, которые есть в тексте. Если какое–то упражнение тебе понравилось, выполняй его столько, сколько хочешь. Пусть оно станет для тебя еще одним способом справляться с жизненными трудностями и проблемами. Если же упражнение покажется тебе слишком трудным или неприятным – пропусти его. Возможно, ты захочешь вернуться к нему позже. Но помни: обычно такие трудности указывают нам на самые болезненные точки, самые серьезные проблемы. Поэтому, если действительно хочешь преодолеть те барьеры, которые мешают тебе стать самим собой, обрати на такие упражнения особое внимание. Подумай: почему они для тебя сложны? Почему неприятны?

Третий совет. Если тебе не очень лень, заведи дневник. Лучше, если это тетрадь, но может быть и специальный файл в компьютере или запись на диктофоне. В этот дневник ты будешь записывать свои мысли, впечатления по поводу нашей совместной работы, результаты выполнения различных заданий. Перечитывая или прослушивая эти записи потом, ты сможешь узнать о себе много интересного и понять, изменилось ли в тебе, в твоей жизни что–нибудь, и если изменилось, то как, в какую сторону.

(Несколько слов в скобках. Если ты всерьез решил заняться саморазвитием, самосовершенствованием, – кстати, в который раз? надеюсь, с понедельника? – неважно, с помощью этой книги или как–нибудь по–другому, без дневника тебе не обойтись. И лучше, чтобы это были такие записи, в которые можно вставить замечания, прокомментировать что–нибудь, задать вопрос и т. п. В этот дневник можно включать и конспекты психологической литературы, которую ты будешь читать, и всякие умные мысли – свои и чужие. В общем, все, что ты будешь делать для одного из самых увлекательных процессов, одной из самых важных жизненных задач – самораскрытия и самореализации. Именно переживание того, что ты живешь своей собственной жизнью, в полной мере реализуешь свои возможности, внутренние ресурсы, приносит человеку подлинное удовлетворение. Недаром известный английский писатель Оскар Уайльд говорил: «Наша цель – саморазвитие. Все мы здесь лишь для того, чтобы добиться своего совершенства». И вовсе не надо вести этот дневник каждый день. Можно забросить его на какое–то время, а потом вернуться. Надо только не забыть дать себе отчет: почему это произошло?)

Теперь о ведении дневника. Самое главное – нужно быть честным перед самим собой. Не надо ничего приукрашивать. Надо стремиться к тому, чтобы отразить события, мысли как можно более точно. Как ни странно, это не так легко сделать, потому что мы нередко ориентируемся на невидимого читателя и почти неосознанно пытаемся изобразить свою жизнь поинтереснее. А если не получается, перестаем вести дневник. А это неправильно. Ты пишешь дневник для себя. Ты – его единственный читатель. Перечитывая свои старые дневники, многие люди часто убеждаются: то, что казалось обыденным и неинтересным, на самом деле было важным и существенным. Далее. Вести дневник – это привычка, привычка каждый день разговаривать с самим собой, думать о своих делах, поступках. И как всякая привычка, она формируется путем постоянного повторения. Поэтому в дневник надо делать записи ежедневно, даже если тебе кажется, что это бессмысленно, потому что в этот день ничего особенного не произошло.

Четвертый совет. Постарайся потратить на чтение книги и занятия по ней достаточно короткий срок (максимум – месяц), но и не торопись слишком сильно. Работай в удобном, комфортном для тебя темпе.

Пятый совет. Хорошо найти одного или нескольких приятелей, с которыми можно заниматься вместе. Это и веселее, и интереснее. Можно обменяться мнениями, сравнить результаты выполнения разных упражнений, ответы на вопросы, получить, как говорят психологи, обратную связь, то есть понять, как тебя воспринимают другие люди, каков ты со стороны. Но если ты собираешься заниматься самостоятельно, это тоже неплохо.

У тебя всегда есть шанс понять себя, научиться анализировать свое поведение, свои поступки, свои переживания. Но для этого надо верить в себя и думать о других.

Вспомни известную мудрость:

«Если я не за себя, то кто за меня?

Но если я только за себя, то зачем я?

И если не сейчас, то когда?»

Шестой совет. Не ограничивайся выполнением упражнений. Действуй, экспериментируй в реальной жизни.

Седьмой совет. Если надоело, брось. Не исключено, что через какое–то время тебе вдруг захочется начать все сначала. А если нет… Ну что же – значит, это не твой путь к себе. Ищи другой, такой, который тебе подходит. Важно, чтобы он был твоим собственным.

И наконец, последнее. Помни: все, о чем говорится в книге, надо не принимать на веру, а «примерять» к себе, «пропускать» через себя и самому решать, как действовать.

Но прежде чем начать читать книгу, ответь на те вопросы, которые приводятся ниже. Пусть тебя не смущает, что некоторые из них действительно вопросы, в других надо выбрать один из предложенных ответов или дописать свой, а третьи – просто незаконченные предложения. Только, пожалуйста, отвечай письменно (или записывай ответ на диктофон). Пусть это будет первая страница твоего дневника. После того как ты прочтешь книгу и выполнишь задания и упражнения, вернись к этой странице и ответь на вопросы еще раз. Может быть, сравнив ответы, ты узнаешь про себя кое–что новое и сможешь, вслед за Уолтом Уитменом, сказать: «Я намного лучше и интереснее, чем мне казалось. Я и не подозревал, что во мне столько достоинств».

2. Что улучшает мое настроение?

3. Что надолго портит мне настроение?

4. От чего я хотел бы быть свободным: от страхов и тревог, от измены друзей, от школы, от обязанностей и чувства долга, от боязни осуждения со стороны других людей, от заботы о деньгах, от необходимости думать о будущем, от излишней опеки, другое (допишите).

5. Пять моих исполнимых желаний (перечислите), пять моих желаний, которые никогда не исполнятся.

6. Если бы мне пришлось выбирать, то каким человеком я предпочел бы стать:

Преуспевающим;

Человеком, узнавшим настоящую любовь;

Человеком, узнающим разные стороны жизни, «пробующим жизнь на зуб»;

Увлеченным человеком, до самозабвения любящим свою работу;

Хорошим родителем, превыше всего ставящим счастье своих детей;

Человеком, который всегда нужен другим людям;

Свободным, независимым человеком;

Другое (допишите).

7. Мне больше всего нравится в себе… (назовите не менее семи своих положительных качеств и умений).

8. Главное, что я хотел бы в себе изменить…

9. Больше всего я люблю думать о том…

10. Я не люблю вспоминать о…

11. Если бы мне предложили заглянуть в волшебное зеркало и увидеть только одно из изображений, какое бы я выбрал:

Каков я на самом деле;

Каким меня видят мои друзья;

Каким я кажусь любимой девушке (какой я кажусь любимому юноше), а может быть, буду казаться;

Другое (допишите).

Прежде чем ты начнешь читать книгу, еще одно: познакомься с самыми ужасными и самыми захватывающими вещами в жизни. Они опубликованы в занимательной книге Санди и Гарри Чорон «Книга списков для подростков».1
Чорон С., Чорон Г. Книга списков для подростков. – СПб., 2005. – С. 17–18.

Двенадцать самых ужасных вещей

1. Нервничать.

2. Ждать чего бы то ни было.

3. Страдать.

4. Терять.

5. Целыми днями сидеть дома.

6. Чувствовать себя чужим на празднике жизни.

7. Ночные кошмары.

8. Беспомощность.

9. Не выполнять обещаний.

10. Помойка.

12. Черная магия.

Двенадцать самых захватывающих вещей

1. Путешествовать по неизведанным местам.

2. Любоваться закатом с берега моря.

3. Плавать без одежды.

4. Танцевать на open air с друзьями до утра.

5. Сниматься в кино.

6. Сидеть ночью у костра.

7. Получать заслуженную похвалу.

8. Смотреть мультики на внутренней стороне век.

9. Дарить и получать неожиданные подарки.

10. Встречать интересных людей.

11. Чувствовать себя влюбленным.

12. Видеть полнометражные сны.

Тебе нравятся эти списки? Не совсем? Совсем не нравятся? Тогда составь свои и, читая эту книгу, думай о том, как предлагаемые в ней способы, приемы, методы работы над собой могут помочь тебе справиться с тем, что ты считаешь ужасным, и добиться того, что для тебя в жизни самое увлекательное.

В конце этого маленького вступления несколько слов о том, зачем я написала эту книгу:

Я вовсе не предполагаю учить тебя чему–нибудь (да и не имею права на это);

Я хочу, чтобы мы вместе прошли путь размышлений, разочарований, сомнений, поисков, находок и надежд.

В книге множество афоризмов, мудрых мыслей, принадлежащих известным и не очень известным авторам – психологам, литераторам, философам. Если ты захочешь узнать о ком–нибудь из них подробнее, посмотри справку в конце книги. Мне хотелось показать, как много людей думали о том же, о чем думаешь сейчас ты, чтобы ты почувствовал, какой трудный, драматичный и вместе с тем увлекательный мир ждет тебя на пути саморазвития и самопознания. Но все же, знакомясь с ними и со всем, о чем говорится в книге, будь критичен.

Здесь же для начала приведем афоризм английского драматурга и мастера афоризмов Джорджа Бернарда Шоу:

«Золотое правило гласит, что нет золотых правил».

Добавим народной мудрости:

«На всякое умное слово найдется ему противоположное, столь же умное».

И завершим эту часть книги изречением древнегреческого философа Эпиктета:

«В мудрых мыслях нет недостатка: книги переполнены ими. Чего действительно не хватает, так это людей, которые бы им следовали».

Часть I
НЕУДАЧНИКИ И ПОБЕДИТЕЛИ

1. Кого считать неудачником и кто считает неудачником себя

Кто такой неудачник?

Ну, это ясно каждому:

Тот, за кем не занимают очередь;

Тот, кто очень редко и мало встречается с успехом, от кого успех всегда прячется;

Тот, у которого все валится из рук, ничего толком не выходит;

Тот, у которого все получается хуже, чем у других, – словом, тот, кому дорогу вечно перебегают черные кошки.

Он был до того невезучим, что, усевшись однажды на стог сена, ухитрился наткнуться на иголку.

Ридерз Дайджест

Самое интересное, что специальные психологические исследования подтверждают: действительно, есть люди, которым не везет чаще, чем другим, которые чаще других сталкиваются с неуспехом.

Как–то раз я проводила специальный эксперимент, который выглядел как лотерея.

Испытуемым предлагалось несколько непрозрачных мешочков, в каждом из которых лежали красные (выигрышные) и синие (проигрышные) фишки. Надо было загадать: выпадет успешная фишка или нет, а потом вытащить из мешочка именно загаданную фишку. За каждый правильно угаданный цвет давались очки (больше – за выигрышную фишку, меньше – за проигрышную), а за неправильный – снимались (естественно, наоборот). Приз выигрывал тот, кто набирал наибольшее количество очков.

Но до этого я спрашивала каждого из участников, надеется ли он выиграть приз. Кто–то надеялся, кто–то нет. И что вы думаете? Эти прогнозы (не всегда, конечно, но очень часто) сбывались!

Честно говоря, я тогда почувствовала себя несколько странно: испытание как будто бы доказывало существование Ее Величества Судьбы. Некоторый мистический сладкий ужас охватил меня, и уже возникло видение колеса Фортуны…

Увы! Отрезвление было скучным и прозаическим, как дождливый понедельник: «Анализ материала показал…».

А впрочем, об этом потом. Сейчас для нас важно зафиксировать: неудачники действительно существуют, и они в основном знают про то, что таковыми являются.

Но это Госпожа Удача, везение или невезение. А если говорить о реальных достижениях? Представьте, и здесь, даже более ярко, можно проследить ту же картину. В одном из экспериментов (его автор немецкий психолог Ф. Хоппе из всемирно известной школы К. Левина, и вот уже почти 80 лет психологи используют этот эксперимент, точнее, эту методику, каждый раз немножко изменяя на свой лад) я предлагала его участникам решать задачи на сообразительность разной трудности. Но до этого просила сказать, сколько задач из предложенных семи каждый предполагает решить. Повторяю: задачи были на сообразительность, их никто никогда не решал, значит, никакой опыт здесь повлиять не мог. Более того, я специально подчеркивала, что большинство людей справляются с такими задачами и что вовсе не надо быть каким–то особо сообразительным, чтобы их решить. И в этом случае предсказания моих испытуемых и их реальный успех были достаточно близки.

Значит, неудачники на самом деле существуют, причем их неудачливость проявляется на всех уровнях – в повседневной жизни, успешности в ситуациях, где проверяются способности, возможности (психологи называют такие ситуации оценочными, или тестовыми), и даже на уровне простого везения? Что же это такое? Попытаемся ответить на этот вопрос.

Написала слово «попытаемся», и в ушах сразу же зазвучал голос моего тренера (тренерами называют психологов, ведущих психологический тренинг):

– Что значит «попытаешься» (во время тренинга все друг с другом на «ты»)?

– Ну, постараюсь.

– Попытайся, постарайся взять этот стул (я, естественно, беру).

Самобичевание ни к чему. Чтобы перестать быть неудачником, нужно действовать по-другому.

Наш эксперт - психолог Ольга Зингман .

Не в деньгах счастье

«Недавно встретил одноклассника - у него загородный дом, красивая девушка. А мне десять лет выплачивать кредит на двушку, и отношения с женой не клеятся. Настоящий неудачник, что сказать…»

Двадцатидевятилетний Алексей явно подавлен. Ему невдомек, что ежедневно в таком же состоянии пребывают и очень успешные, и очень богатые. Неудачник, вопреки расхожему стереотипу, это вовсе не тот, у кого мало материальных благ, а тот, кто, несмотря на все старания, не может сделать свою жизнь такой, как ему хочется. Это внутреннее ощущение себя. Прийти к этой оценке могут только люди с амбициями. Если вы не хотели ничего добиться и не добились, страдать не из-за чего. А вот если цель была, но достигнуть ее не получилось, человек начинает думать, что он неудачник.

Впрочем, к такому выводу приходят далеко не все. У считающих себя неудачниками есть определенные психологические особенности.

Не рождаются, а становятся

Как правило, у такого человека низкая самооценка. Он боится брать на себя ответственность и нерешителен - необязательно во всех начинаниях, но в том, что сам для себя считает главным. Многие такие люди обладают низкой стрессоустойчивостью, сдаются, столкнувшись даже с небольшими трудностями. Неудачникам сложно мечтать о хорошем, зато о плохом они думают много и охотно.

Рождается такой психологический настрой еще в детстве. Чаще всего - у людей, которых в раннем возрасте не поддерживают их близкие. Отсутствие одобрения, постоянная критика рождают чувство никчемности и неверие в себя. Человек зацикливается на неудачах. Даже если ему удается чего-то достичь, на успехи он не обращает внимания, а вот о промахах постоянно думает, порой делая из мухи слона.

Идти вперед

У вас есть перечисленные выше черты, но быть неудачником вы не хотите? В таком случае действуйте.

Неудачникам свойственно жалеть об упущенных возможностях, обвинять жизненные обстоятельства в своих бедах. Это колоссальные траты психологической энергии, которые ни к чему не приводят, потому что прошлое уже не вернуть. Постарайтесь направить энергию в будущее.

Поначалу честно признайтесь себе, что разговоры о несложившихся обстоятельствах - просто способ оправдать собственную пассивность. Вам было бы легче, знай вы английский язык, но в школе вы его не выучили. Не стоит жаловаться на судьбу, идите и учите сейчас. Нет денег - ищите варианты подработки. Стесняетесь общаться с противоположным полом - старайтесь стать увереннее в себе, сейчас для этого существуют специальные тренинги. Многое можно изменить, только для этого надо действовать, даже если вы боитесь, что ничего не получится.

Чтобы уменьшить страх, разложите все по полочкам. Сосредоточьтесь и подумайте, как именно вы хотели бы жить, что бы сделало вас более счастливым, наметьте эту цель, можно ее даже записать. А теперь подумайте, какие конкретные шаги для ее достижения вы готовы предпринять прямо сейчас. И тратьте время на это, а не на то, чтобы сожалеть о прошлом или еще больше снижать самооценку, думая о своей неудачливости.

Практический психолог и преподаватель Юлия Коляго рассказывает, откуда у человека появляются мысли о том, что он толстый, ленивый и ничего в жизни не добьется.

КАКИЕ ОНИ БЫВАЮТ?

- «Я неудачник. У меня ничего не получается. Я бездельник. Я некрасивая. Я должен быть решительным. Мое будущее ужасно. Если я провалю экзамен, мне конец...» Это когнитивные искажения, или негативные установки, которые появляются в голове непроизвольно. Они представляют собой утверждения человека относительно самого себя, сформулированные в негативной форме. Это своеобразный набор правил жизни, комплект из которых каждый из нас собирает самостоятельно, осознанно и неосознанно, всю жизнь.

Они могут быть разные, но психолог Альберт Эллис составил список из четырех пунктов:

Катастрофизация : насколько экстремально вы воспринимаете различные неблагоприятные события. Когда мы находимся под влиянием установки катастрофизации, то оцениваем какое-то неприятное для нас событие как что-то неотвратимое, ужасное, что-то, что разрушит нашу жизнь раз и навсегда.

Ко мне часто приходят и говорят: «Боже мой, если это произойдет - будет конец света». Я отвечаю: хорошо, это произошло, конец света настал, расскажите мне теперь, что там? И когда они начинают рассказывать, почему-то получается, что никакого конца света нет, жизнь продолжается. Часто у людей действительно трудная ситуация, но, если они воспринимают ее как катаклизм - они выдумывают себе катастрофу.

Долженствование в отношении себя : что, по вашему мнению, вы должны делать и не делать. Убеждение, что вы кому-то что-то должны, будет источником стресса в том случае, если выполнить долг невозможно.

Долженствование в отношении других : что, как вы считаете, должны делать и не делать другие люди.

Оценочная установка : как вы оцениваете себя и других.

ОТКУДА ОНИ БЕРУТСЯ?

Формирование негативных установок происходит на четырех уровнях. Первый - индивидуальный . Например, когда мы плохо себя чувствуем и устали - и из-за этого чувствуем себя глупыми или некрасивыми. Или у нас что-то не получилось, мы сорвали дедлайн, с женой поругались, и всё - мысли о том, что я неудачник и жизнь тлен, тут как тут. Если это произошло на таком уровне, здесь и сейчас, то с такой установкой можно справиться достаточно быстро. Она исчезнет, как только исчезнет негативная ситуация.

Второй уровень - микросистемный . Это семья: муж, жена, дети. Например, когда ребенок постоянно слышит от родителей «ты бестолочь», «из тебя ничего не выйдет», у него формируется негативная установка. Или это взаимодействие между супругами, когда они транслируют друг другу негативные послания: ты ничего не можешь, ты плохая хозяйка, ты никчемный в постели и т.д.

Негативные установки могут быть сформированы на макросистемном уровне. Это уже не только супруги и их дети, а также бабушки, дяди, тети, племянники и все, кого мы включаем в большую семью. И от них мы получаем установки, которые транслируются из поколения в поколение. Например: в нашей семье все с высшим образованием, и если ты - нет, то ты никто.

И самый высокий уровень - это уровень мегасистемный . Это социальное окружение, культура, в которой мы живем. Этот уровень всегда будет оказывать огромное влияние на установки человека, ведь мы хотим соответствовать ожиданиям социума.


ЧТО С НИМИ ДЕЛАТЬ?

Часть установок упрощает нам жизнь, но большинство, наоборот, усложняет. Со всеми установками можно работать, и у нас есть для этого силы и возможности.

От негативных установок нет волшебной таблетки, здесь нужна дисциплина, ответственность и регулярность. Первый этап - это выявление и отслеживание негативных установок. Начать их замечать - первый шаг к изменениям. Это достаточно сложно сделать самому. Проще, если установка сформирована совсем недавно, но вот если это был «подарок» или «наследство» от семьи или общества, то могут возникнуть трудности.

Нужно проверить негативную установку на прочность : что произойдет в вашей жизни, если вы от нее избавитесь? Для чего она вам была нужна? Ведь часто бывает так, что за установкой скрывается вторичная выгода: например, соответствие ожиданиям общества и родителей. Изменить такую установку - значит, не соответствовать ожиданиям общества, предать родителей, испытать вину, страх, злость. Часто еще бывает, что страдать и жаловаться нам проще, чем решать проблему. Проще придумать множество оправданий, почему мы что-то не сделали, чем объяснить, почему мы не хотим что-то делать. Важно понять, какую потребность удовлетворяли наши негативные установки и как удовлетворять эту потребность, не прибегая к ним. Нужно подумать, чем мы заменим убранную установку, чтобы не осталось пустоты.

Например, при установке на катастрофизацию нужно заменять крайне негативную оценку ситуации на более близкую к реальности. Ответить себе на вопросы: «Что самое плохое может произойти?», «Что я буду делать, если это произойдет?», «Какими будут последствия?» Или при установке долженствования вспоминать, как часто люди ведут себя так, как вы задумали, и заменять слова «должен», «должны», «должна» на слова «хочу», «хотелось бы». Или при оценочной установке стараться оценивать не отдельные черты и поступки людей, а личность в целом.

Процесс займет какое-то время, но, чем больше вы будете стараться, тем больше будет получаться. Важно переформулировать негативные установки в действие. Например, «с каждым разом я становлюсь все красивее». Формулировка «с каждым разом» говорит о приложении ваших усилий и вашей активности. Нужно действовать, причем действовать не так, как раньше. Ведь, формулируя позитивную установку, мы таким образом берем на себя ответственность и начинаем действовать согласно этим изменениям. Да, это может вызывать страх и сопротивление, но это нормально, ведь вы нарушаете установленные для себя правила. Не берите в работу сразу все негативные установки, поработайте с одной-двумя. Пробуйте, оспаривайте свои автоматические мысли, фиксируйте результаты и изменения. Если что-то не получается, не бойтесь обращаться за помощью.

Фото: сайт.

Неуспешный человек, соответственно, денег не получает.

Конечно, сейчас трудно назвать великих художников Ван Гога или Гогена неуспешными людьми, но при жизни они постоянно нуждались, а значит, были типичными неудачниками. И, наверное, с радостью поменяли бы свою посмертную славу за возможность жить в скромном достатке.

Неудачники - это не только плохо выбритые и бедно одетые люди с потухшим взором. Неудачниками могут быть несгибаемые оптимисты и профессиональные пессимисты, жизнелюбы и мизантропы, холерики и меланхолики. Объединяет их одно: отсутствие жизненного успеха.

Неудачник - это человек, который пытался (или пытается) добиться чего-то в его понимании лучшего, но безрезультатно.

При этом высота вершины или размер приза, за который он борется, значения не имеют. Если вы мечтали стать хозяином небольшого уютного кафе и стали им, то все в порядке - вы успешный человек.

А вот если кто-то надеялся заработать миллион, а заработал только пятьсот тысяч, то он с полным основанием может считать себя неудачником. И часто считает.

Если же человек остался в жизни "никем", но при этом и не ставил цели стать "всем", то его нельзя отнести к категории неудачников.

Есть, правда, вполне успешные люди, которые себя таковыми не считают. Причина в том, что достигнув той или иной поставленной цели, они немедленно устремляются к следующей. Постоянное чувство неудовлетворенности, творческой или деловой, заставляет их снова и снова начинать все сначала. Поскольку желаемый результат в каждом случае им не гарантирован, у них есть все шансы превратиться в неудачников.

Когда я говорю об успешных людях или неудачниках, то имею в виду стабильные, повторяющиеся успехи или неудачи. Хотя бы раз в жизни везение приходит ко всем без исключения. И это разовое везение порой играет дурную шутку. Можно всего лишь однажды чудом провернуть удачную сделку, а потом всю оставшуюся жизнь , несмотря на сплошные неудачи, считать себя настоящим бизнесменом, которому - пока! - не везет, но скоро все обязательно наладится.

Неудачники могут прожить жизнь в относительном благополучии или, напротив, в унылой повседневной борьбе за существование. Они будут снова и снова повторять попытки вскарабкаться на самый верх или в конце концов смирятся с участью неудачника, при этом прежние желания постепенно исчезнут. Устранение эмоций, которые мешают нашему душевному спокойствию - заслуга инстинкта самосохранения.

Те, кто смиряется, то есть сознательно или неосознанно позволяет исчезнуть своим мечтам, желаниям, планам, тот перестает быть неудачником и переходит в категорию "просто людей". "Просто люди" просто живут, то есть просто движутся от рождения к смерти - точно так же, как "просто" растет трава.

Вот мои любимые, хотя и мрачные цитаты - эпитафии на могильных плитах:

"Кола жил. Кола умер".
"Гражданин Люций Вирий. Не был. Был. Никогда не будет".

"Умер в 30 лет. Похоронен в 60".

Неуспешные люди могут быть или неудачниками - все или почти все их начинания заканчиваются провалом, или непобедителями.

КОГДА ЧЕЛОВЕК СТАНОВИТСЯ НЕУДАЧНИКОМ?

Думаю, что не раньше 35 лет. А до этого ему предоставлено время для проб и ошибок. Да и преуспеть во многих занятиях и профессиях можно только в зрелом возрасте. Сложно стать нобелевским лауреатом по физике в двадцать пять лет и премьер-министром в тридцать.

(Исключения связаны с той же спецификой профессии. Скажем, если гимнаст (гимнастка) не добился желаемых результатов к 17-18 годам, то его можно зачислить в ряды неудачников).

Поэтому прежде чем относить себя к категории неудачников (или непобедителей), подумайте: может быть, просто не пришло ваше время? Для некоторых счастливый час приходит очень поздно.

КЛАССИЧЕСКИЕ НЕУДАЧНИКИ

Итак, вам пошел - или давно идет - четвертый, а то и пятый десяток. Радоваться особо нечему. По всем показателям (личные доходы, социальный статус, перспективы продвижения и т.д.) вы - законченный неудачник, в лучшем случае - в конце первой сотни. Так думаете вы, так же полагают и окружающие. И главное: и вы, и они знают, что вы хотели и пытались добиться большего. Ведь если бы вашей целью было стать сантехником и вы им стали, то причин для упреков и самоупреков просто бы не было.

Есть много вариантов этой ситуации. Например:
* Ваши знакомые обогнали вас по жизни. Ощущается особенно болезненно.

* Вы просто не добились того, чего хотели.
* Вы находитесь в подчинении другого (он может быть "тупым", "везунчиком", "умницей", это неважно. Важно, что вам его не обойти.)

* Вы постоянно оглядываетесь по сторонам и видите одну и ту же удручающую картину: вот еще один меня обошел. А вон тот обошел уже 10 лет назад. А вот этот, ну полный пень в школе (в институте, на службе) мчится вперед так, что смотреть тошно.

Естественно, что вы ищете объяснения - для себя, для жены, для знакомых и родственников, чьи обвиняющие (сочувствующие, жалостливые) взгляды вы все чаще ощущаете на себе.

И вы находите исчерпывающие причины чужого успеха:
Успешный парень №1. С ним все ясно: у него влиятельные родственники. А я пробивался сам, без поддержки.., ну и так далее.

Успешный парень №2. Бессовестный карьерист, готовый ради возвышения продать родную мать, топить коллег, предавать друзей.

Успешный парень №3. Везунчик, каких мало. Ему всегда везло, еще в детском саду. Всегда оказывался в нужный момент в нужном месте. Одним словом, баловень фортуны.

Эти (и другие) объяснения удобно использовать как оправдания перед осуждающими вас - вслух или в душе - близкими людьми. Но насколько это утешает вас самого?

Я привел один из основных видовых признаков неудачника - поиск самооправдания.

Еще признак - зависть к успешным людям. Неудачнику крайне неприятно слышать об успехах не только знакомых, но и незнакомых ему людей.

Пример: семейный просмотр концертов эстрадных концертов. Обычно он сводится к тотальной критике исполнителей: их манеры петь, передвигаться по сцене, одежды, макияжа, обсуждения особенностей их личной жизни и т.п.

Объяснение простое. Перед нами живые примеры внешне успешных людей (что они сами о себе думают, пока к делу не относится) и мы им завидуем. Завидуем людям, которые в день тратят столько, сколько мы зарабатываем за год. Единственный доступный для нас способ защитить самолюбие - неустанно разоблачать их недостатки.

Другие признаки:

* Недовольство собой, часто глубоко скрытое.
* Чувство вины перед близкими - вы не можете обеспечить им жизнь, которой они достойны.

* Раздражительность. Склонность к брюзжанию.
* Мизантропия.
* Депрессия. Чувство беспокойства.
* Постоянное пережевывание прошлого - "надо было сделать все по-другому".

* Страх, что "жизнь проходит".

Для классического неудачника жизнь представляет собой многолетнюю борьбу за выживание. При этом ощутимых результатов труда нет. Обычный итог карьеры - скудная пенсия.

Неудачник перегружен обязательствами и нереализованными желаниями. Он сосредоточен на текучке. Ему всегда "надо" что-то делать. Он годами не может расслабиться. "Настоящая жизнь" где-то в будущем. А будущего остается все меньше.

НЕПОБЕДИТЕЛИ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ НЕУДАЧНИКОВ

Но есть совсем другие неудачники. Они могут быть вполне обеспеченными людьми: иметь хорошую должность, высокий общественный статус, отличный дом, возможность ездить на курорты и т.д. Но мало кому известно, что мечтали они не о ТАКОЙ должности, не о ТАКОМ доме и не о ТАКИХ курортах.

Непобедители - это ученые, которые надеялись (и пытались) сделать научное открытие, претендующее на Нобелевскую премию, но в итоге не поднялись выше доктора наук. Вроде совсем неплохо, но они-то рассчитывали на большее!

Это менеджеры, навсегда застрявшие в среднем звене. Литераторы, художники, музыканты, пределом которых стало определение "способный".

Это предприниматели, ежедневным тяжелым трудом зарабатывающие деньги, какие в крупной компании платят просто "за должность". Это обладатели разнообразных "утешительных призов", так и не сумевшие переступить последнюю ступеньку к вершине. Одним словом, это те, кто получил только часть того, что рассчитывал получить. Люди, которых окружающие могут считать победителями, но сами себе они уже поставили диагноз: "Неудачник".

Ведь понятие успеха для всех разное. Наследник миллионного состояния и титула страдает от того, что не может превзойти деловые достижения своего отца. Принц Уэльский, наследник английского престола считает себя неудачником, потому что он все еще не король.

К непобедителям полностью подходит определение неудачника: они не заняли (или уже потеряли) желаемое положение. Они не внизу, но не наверху. Они стремились добраться до вершины, а дошли только до середины, или - бывает и такое - взобрались не на ту вершину, которую хотели.

Для них быть вторым или пятым - то же самое, что для большинства быть последним. И законченный непобедитель чувствует то же, что и законченный неудачник: его нынешнее место уже не ступень к триумфу, а предел подъема. Это его максимум. Дальше дороги нет.

Корчной проиграл Карпову. Карпов проиграл Каспарову. Оба сохранили свое место в первой лиге, они даже за свои поражения получили сотни тысяч долларов, но тем не менее их можно, пожалуй, считать классическими неудачниками.

Министр так и не смог занять кресло премьер-министра. Миллионеру не удалось стать мультимиллионером. Спортсмен завоевал только серебряные медали, золото уже не получить - его карьера закончена по возрасту. Музыкант признан публикой одним из лучших, но не самым лучшим. И т.д.

Наверняка есть абсолютно удовлетворенные люди, но их немного. У любого с виду счастливого человека (да он и сам чувствует себя счастливым) время от времени в душе что-то щемит. Почти каждый человек считает, что ему что-то не удалось. Это нормально, ведь именно чувство неудовлетворенности и движет вперед нашу цивилизацию.

Первых мест на свете не так много: чуть больше двухсот постов глав государств, по несколько номинаций в каждой отрасли бизнеса (с искусством сложнее, там все субъективно).

Но, к счастью, для большинства понятие Полного Успеха не связано непременно с высшими должностями или призами. И "вторые" и "восьмые" могу чувствовать себя - и чаще всего чувствуют - вполне комфортно, даже если у них нет никаких шансов стать первыми.

Признак непобедителя - это как раз ощущение дискомфорта, то есть ощущение неудачи. Этот хотел стать маршалом, а стал только генералом и мириться с этим не желает. А тот планировал сделать свою компанию брэндом номер один в мире, но добился первого место только в национальном масштабе. Для него - это провал. И лишь это имеет значение, а не завистливые вздохи неудачников мелкого калибра: "Эх, мне бы его заботы!".

Имя непобедителям - легион. Вторые, третьи, четвертые парни "на деревне". Вице-президенты стран и фирм, заместители начальников, "видные" и "известные" - но не "выдающиеся"! - писатели и художники...

Если вас это устраивает, если вы воспринимаете третье место в той или иной иерархии как победу, тогда все отлично, вы - победитель.

А если вашей целью было только первое место на пьедестале, если вам не нужны утешительные призы, то вы неудачник. И если вы при этом надеетесь на победу, то вы боец.

Не все в жизни так категорично. С возрастом амбиции умеряются. Человек трезво оценивает свои способности и окружающее бытие и готов к разумным компромиссам. Я уже подчеркивал, что успех - понятие относительное. Ответ на вопрос: "Что лучше: быть президентом крохотного островного государства или, например, рядовым вице-президентом "Дженерал Моторс"?" - дело сугубо личное.

Итак, резюмируем:
- "Неудачник" - человек, добивавшийся, но мало чего добившийся в жизни.

- "Непобедитель" - внешне вполне успешный человек, но считающий, что не достиг всего, чего хотел.

И те, и другие испытывают чувство неудовлетворенности, злости, зависти и т.п. В этом недовольстве своим положением и заключается ключ к успеху.