Развитие стартапов. Что такое стартап? Понятие о стартапе

Сегодня мы поговорим о том, что такое стартап . В последнее время этот термин можно услышать довольно часто, когда речь идет о бизнесе или инвестициях, поэтому я решил посвятить ему небольшой цикл публикаций на Финансовом гении. Сегодня будет первая вводная статья, из которой вы узнаете, что такое стартап, и чем он интересен бизнесмену или инвестору. Обо всем этом по порядку.

Стартап (от англ. start up – “запускать”) – это вновь созданная или находящаяся еще в процессе создания компания. Термин стартап подразумевает, что компания имеет определенную бизнес-идею, которую хочет развить и продвинуть на рынке, но пока еще только занимается рыночными исследованиями и поиском путей продвижения своей идеи, в том числе – и источников финансирования.

Под стартапами также понимают проекты, развивающиеся в условиях неопределенности, занимающиеся разработкой новых товаров или услуг, находящиеся на стадии поиска оптимальных бизнес-решений и нуждающиеся в капитализации (финансировании).

Классическое понятие стартап относится к компаниям любых сфер деятельности, но есть более специфические толкования этого термина. Например, многие подразумевают под стартапом исключительно высокотехнологичные продукты, венчурный (высокорисковый) бизнес в сфере IT-технологий, бизнес в интернете.

Сам термин “стартап” зародился в США в конце 30-х годов прошлого столетия, когда двое американских студентов Хьюлетт и Паккард организовали свою небольшую фирму под названием “start-up”. Со временем компания развилась до мировых масштабов, и сегодня мы знаем ее как Hewlett-Packard (HP).

У нас, когда говорят о стартапах, обычно подразумевают интернет-сайты, отличающиеся от других какой-то “изюминкой”. Как примеры стартапов, получивших широчайшее развитие, часто приводят самые популярные соцсети (ВКонтакте, Facebook, Одноклассники), крупнейший видеохостинг Youtube, интернет-энциклопедию Википедия, сервис быстрого обмена короткими сообщениями Twitter и т.п. Подразумевается, что стартапы отличались от множества других интернет-проектов некими новыми и особенными идеями, которые и помогли им развиться до таких масштабов. Хотя на самом деле это не всегда так.

В мире же понятие стартап гораздо шире. Наиболее успешными примерами стартапов считают корпорации Google, Microsoft, Apple. Это уже не просто интернет-сайты, а крупнейшие корпорации, которые, тем не менее, когда-то начинали с простой идеи и воплощались в жизнь простыми людьми, увлеченными этой идеей.

Признаки стартапа.

Поскольку понятие стартап, как вы видите, довольно размытое, давайте выделим основные характерные признаки стартапа, на которые опирается большинство современных бизнесменов и инвесторов.

1. Создание нового продукта. Чаще всего стартапы подразумевают какие-то абсолютно новаторские бизнес-идеи, либо существенно усовершенствованные имеющиеся. Этим они могут составить серьезную конкуренцию даже мощным корпорациям, которые, наоборот, чаще ориентируются на производство имеющегося ассортимента товаров и услуг, лишь немного совершенствуя их, но не задумываясь о коренном изменении. Поэтому стартап – это всегда, по сути, шаг в неизвестность.

2. Главный фактор создания стартапа – бизнес-идея. в традиционном смысле тоже, конечно, начинается с идеи, однако там она не играет такой большой роли. Сама по себе идея для стартапа может стоить огромных денег, если она перспективна, в то время как множество банальных идей для бизнеса можно бесплатно найти в интернете, даже с готовыми бизнес-планами.

3. Создатель стартапа, как правило, молод. Все успешные стартапы создавались “свежими мозгами” – молодыми людьми, часто – студентами. Статистика показывает, что средний возраст создателя стартапа – 25 лет. По этой причине в мире стартапы часто называют “гаражным бизнесом”, поскольку ранее студенты, не имея ничего за душой, развивали свои бизнес-идеи, собираясь в гаражах.

4. Все или ничего. Создатель стартапа всегда чрезмерно увлечен своей идеей, он верит в нее и готов идти на любые, даже неоправданные риски для ее реализации. любой ценой – вот что главное для стартапера.

5. Сбор команды, работающей за идею. Единоличное создание стартапа – дело достаточно сложное. Поэтому часто стартапы создаются группами молодых людей, объединенных общей идеей (пусть даже авторство идеи принадлежит кому-то одному из них). К примеру, один человек занимается разработкой идеи, другой – планирует создание бизнеса на ее основе, третий – ищет поставщиков, четвертый – покупателей, пятый – инвесторов и т.д. Причем, все они увлечены своим делом и работают на будущую потенциально-возможную прибыль, не получая от этого никаких доходов сразу.

6. Недостаток финансирования. И, наконец, главный характерный признак стартапа – отсутствие достаточного капитала для реализации бизнес-идеи, либо вообще полное его отсутствие. Это вполне логично: идею создает молодой человек, который еще ничего не заработал, поэтому ему нужны инвесторы, которые поверят в него, вложат свои деньги и позволят реализовать задуманное. За свой весомый процент от прибыли, разумеется.

Виды стартапов.

Существует несколько таких классификаций. В первую очередь я предлагаю выделить виды стартапов по характеру продукта и рынка сбыта:

1. “Стартапы-клоны”. Сюда относятся отечественные разработки, повторяющие успешные мировые проекты. Подобные стартапы уже не раз доказали свою перспективность, взять хотя бы, к примеру, те же социальные сети.

2. “Темные лошадки”. Запуск совершенно новых проектов на еще неизученном рынке. Такие стартапы являются одновременно и самыми рисковыми, и самыми потенциально доходными.

3. “Захватчики рынка”. Стартапы этого типа подразумевают внедрение на уже имеющийся рынок своего нового продукта и вытеснение конкурентов либо выделение и захват нового сегмента на рынке. Такую идею можно реализовать, например, за счет разработки товара или услуги с хорошим ценовым преимуществом.

Можно также выделить виды стартапов по уровню наукоемкости:

1. Высокотехнологичные стартапы. То есть, фактически, преобразование научных исследований в бизнес. Потенциально такие стартапы являются очень доходными, но, с другой стороны, они требуют наиболее масштабного финансирования, доступного только крупным инвесторам.

2. Стартапы, не требующие высоких технологий. Известный всем принцип “Все гениальное – просто!” можно успешно применить и к созданию стартапов. История знает немало примеров, когда простые и легко-реализуемые идеи приносили их создателям огромные деньги. Целый ряд подобных случаев описан в статье .

Стадии развития стартапа.

Можно выделить 5 стадий развития стартапа.

1. Посевная стадия (Pre-seed stage). На этой стадии зарождается бизнес-идея, разрабатываются общие технические способы ее продвижения на рынке. Стартапер изучает рынок, составляет бизнес-план стартапа, некое техническое задание, создает прототип своего продукта, альфа- и бета-версии, тестирует их, изучает спрос и занимается поиском инвесторов. Если инвестор так и не находится, реализация стартапа на этом заканчивается, проект не получает широкого развития. К сожалению, во многих случаях так и происходит.

2. Стадия запуска (Startup stage). Если источник финансирования был найден, происходит первый серьезный запуск продукта на рынок. Продукт попадает в рыночные условия и вступает в борьбу с конкурентами, позиции которых на данной стадии всегда сильнее. Поэтому преодолеть стадию запуска тоже не так просто: здесь нужно упорство, креативность, деловая хватка… Да много чего. Одновременно эта стадия является наиболее рисковой для инвестора, ведь если стартап не найдет желаемого спроса, он потеряет свои деньги.

3. Стадия роста (Growth stage). Справившись с конкуренцией, новый продукт начинает пользоваться спросом и продвигается к полному захвату той рыночной ниши, которая предполагалась его разработчиками. На этой стадии продукт уже может выйти на точку безубыточности и принести инвесторам свою первую прибыль.

4. Стадия расширения (Expansion stage). Компания достигает поставленных первоначально целей и начинает продвигать свой продукт дальше, завоевывая новые рынки. Она уже уверенно “стоит на ногах”, имеет популярный, хорошо раскрученный бренд, прибыль от реализации стартапа стабильно растет.

Преимущества стартапа для бизнесмена и инвестора.

Стартап как способ заработка интересен и для его создателя, и для инвестора. Каждый из них может получить от этого свою финансовую выгоду, но основные риски при этом, конечно же, несет инвестор. С другой стороны, и заработать он может существенно больше.

Создание стартапа с точки зрения разработчика – это возможность реализовать свою бизнес-идею, достичь успеха, заниматься любимым, собственноручно созданным делом в свое удовольствие и получать от этого хороший доход.

С точки зрения инвестора стартап – это возможность хорошо приумножить свой капитал, вложив его в бизнес на начальной стадии и продав на стадии максимального развития, когда он стоит в разы дороже, либо оставить себе как стабильный источник пассивного дохода.

Распределение дохода от реализации проекта между инвестором и стартапером происходит на договорной основе. Основную часть дохода чаще всего забирает себе инвестор, ведь это он финансирует проект и рискует своими деньгами. Разработчику идеи остается, как правило, не более 5-10% от прибыли, но при реализации грандиозной идеи и этих денег может хватить, чтобы стать богатым и финансово независимым.

Это была начальная, вводная информация о том, что такое стартап. В дальнейших публикациях на я более подробно рассмотрю, как заработать на стартапах автору идеи и инвестору, поэтому оставайтесь с нами и следите за обновлениями. Также на этом сайте вы найдете множество других интересных идей для заработка и инвестирования, сможете повысить свою финансовую грамотность и научиться грамотно вести личные финансы. До новых встреч!

Apple, Facebook, Google, SpaceX - все эти проекты начинались как простые эксперименты - эти идеи казались просто сумасшедшими, но их все равно попробовали воплотить в жизнь. Вот еще 20 успешных проектов, которыми их основатели занимались помимо основной деятельности.

Для многих людей смена курса - тоже признак слабости. Это равнозначно признанию того, что вы не знаете, что делаете. Мне это кажется особенно странным. Я считаю, что человек, который не может поменять свою точку зрения опасен. Стив Джобс часто менял свои взгляды в зависимости от ситуации, и я не знаю никого, кто считал его слабым», - пишет Эд Кэтмелл в своей книге «Корпорация гениев. Как управлять командой творческих людей».

Основатель Apple (и еще 20 человек, о которых мы расскажем ниже) не боялись идти вслед за своими идеями. Даже Y Combinator - самый успешный бизнес-инкубатор в мире - просит кандидатов предложить свою идею сайд-проекта при подаче заявления (и многих выбирают для воплощения своей идеи, вместо идеи компании).

ProductHunt

Нужно ли обладать техническими знаниями, чтобы открыть бизнес в этой сфере? Как насчет бизнеса, который занимается открытием новых технических продуктов? Для Райана Гувера, основателя и CEO ProductHunt, это никогда не было проблемой. ProductHunt - платформа и сообщество, которое помогает людям открывать новые технические продукты и взаимодействовать с их командой. Вместо того чтобы мучиться над техническими аспектами своего сайд-проекта, он просто решил делать то, что он умел :

«Я не был инженером, поэтому не собирался вкладывать время или деньги в построение целого сайта с нуля, но я легко мог составить список электронных адресов. Так я и сделал. С помощью рассылки я пригласил несколько сотен инвесторов, учредителей и своих друзей, которым, на мой взгляд, мой проект мог бы понравиться и у которых был нюх на технические продукты».

Через несколько лет после запуска стартапа компания ProductHunt выросла в сообщество, куда входили сотни тысяч пользователей. Недавно компания AngelList купила ProductHunt за 20 млн долларов.

Groupon

Как социальная сеть для активистов превратилась в сервис коллективных скидок, который рассчитан на 45 стран и оценивается в 1 млрд долларов? И все это случилось всего лишь за два года после запуска. Путь компании Groupon к успеху немного странный и извилистый. Однако он определяет дух этого стартапа.

Изначально проект назывался The Point. Платформа была нацелена на объединение людей вокруг определенного действия. Однажды основатель платформы Эрик Лефкофски увидел, как пользователи объединились большой группой, чтобы купить товар и получить скидку. После этого компания начала развиваться уже как Groupon. Экономический кризис 2008 года подтолкнул Лефкофски запустить Groupon в Чикаго, остальное уже мы и так знаем.

Twitter

Сейчас он есть почти у всех. Раньше же Twitter был маленьким сайд-проектом компании Odeo. Первоначально он использовался как SMS-сервис для небольшой группы сотрудников. Прессе и инвесторам проект тогда не казался интересным, несмотря на поддержку CEO Эвана Уильямса. Вот что писал TechCrunch о нем десять лет назад:

«Что эта компания делает для того, чтобы их предложение было привлекательным? Как их акционеры относятся к таким сайд-проектам, как Twttr, когда их основной продукт - полнейшая скукота? Только дизайн разве что хорош».

Тогда они даже представить не могли, что основатели Odeo построили новый бизнес, который изменил способ коммуникации в интернете.

Craigslist

Craigslist (американский аналог Avito) бессмертен . Пусть его нельзя отнести к списку топовых технических компаний, все же стоит сказать несколько слов о платформе, которая уже 20 лет пользуется большим успехом на американском рынке. Но где и когда это все началось? В начале 1990-х Крэйг Ньюмарк, только что переехавший в Сан-Франциско сотрудник IBM, составил список электронных адресов для местных мероприятий (список Крэйга, понимаете, да?). Крэйг думал, что список поможет ему знакомиться с новыми людьми. Идею подхватили, список стал популярным. Люди стали использовать его не только для встреч. В будущем это вдохновило Крэйга, и он ушел с работы и занялся развитием Craigslist. Сегодня эта компания стоит $1 млрд.

Unsplash

Что вы делаете с оставшимися фотографиями после фотосессии для лэндинга? Создаете хранилище для royalty-free фотографий, конечно. Когда канадский стартап Crew нанял профессионального фотографа для съемки, фотографий получилось больше, чем нужно. Но вместо того чтобы дать фотографиям затеряться где-то на жестком диске, сотрудники выложили их на сайт и раздали бесплатно. Дальше - один пост на HackerNews, разлетевшийся по всему интернету, - и фото скачали больше чем 50000 раз. На сегодняшний день в распоряжении Unsplash находятся десятки тысяч замечательных фотографий, доступных для бесплатного скачивания. Unsplash стал местом, куда следует идти за бесплатными картинками.

AppSumo

Не нужно много денег для создания своего сайд-проекта. Посмотрите на AppSumo - сайт для ежедневных сделок в области цифровых товаров и услуг. Сайт был запущен за незначительную сумму - $50 . Ной Каган, основатель AppSumo, в одном из интервью поделился рассказом о том, как он узнал о необходимости создания сайта скидок для онлайн-компаний. Тогда он занимался маркетингом для mint.com . Он вложил свои собственные деньги (плюс $20 наличными, которые дала мама) для создания лэндинга и сбора электронных адресов. За первый год стоимость компании достигла отметки в $1 млн.

Oculus

Существует множество историй о том, как известные компании начинали свой путь в гаражах: Apple, Google, Amazon, HP. И Oculus. После долгого рабочего дня в Лаборатории смешанной реальности (MXR) Университета штата Калифорния основатель Палмер Лаки шел в гараж , чтобы попытаться построить будущее виртуальной реальности. После одной из самых успешных кампаний на Kickstarter Лаки ушел с работы, бросил учебу, и продал Oculus компании Facebook за $2,4 млрд, $400 млн - реальными деньгами, $2 млрд - акциями Facebook (еще до того, как у них вышел продукт).

Houzz

Если вы ищете что-то, связанное с ремонтом или декором дома, вам, скорее всего, попадется листинг на Houzz. Сообщество обслуживает более 40 млн пользователей в месяц и насчитывает около 1000 сотрудников по всему миру. Однако начинали они очень скромно . Однажды основатели компании, семья Ади Татарко и Алон Коэн, занимаясь ремонтом, столкнулись с нехваткой ресурсов по обустройству дома. Это сподвигло их создать свой собственный. Первыми их пользователями стали двадцать родителей из школы, куда ходили дети Ади и Алона, несколько архитекторов и дизайнеров. Сегодня же компания стоит $4 млрд.

Khan Academy

Во время обучения своих родственников основатель образовательной платформы Khan Academy Салман Хан получил немного двусмысленный комплимент: его ученики предложили ему встречаться онлайн, а не лично. Хан это замечание не проигнорировал, оно лишь засело у него в голове. Поэтому он начал снимать десятиминутные ролики на Youtube о разных предметах - от биологии до искусства. В то же время он работал аналитиком хедж-фондов. Когда деятельность на Youtube начала набирать обороты, Хан ушел с работы, и теперь под его руководством более 100 сотрудников.

Gumroad

Как можно узнать, что вам в голову пришла просто убийственная идея сайд-проекта? Если вы бросили колледж, кое-как стали четвертым сотрудником компании Pinterest, затем бросили работу, чтобы воплощать эту идею в жизнь, - это определенно она. То же самое случилось с Сахилом Лавинья. Работая дизайнером в Pinterest, он понял, что продавать цифровые продукты онлайн неоправданно сложно. Он твитнул свою идею, чтобы получить одобрение, а затем на выходных создал свой сайд-проект Gumroad. Сейчас платформой по продаже цифровых продуктов (от рассылок до генерации скидочных купонов) на Западе пользуются все - от Эминема до Тима Ферриса.

GitHub

«Все началось с домена, дешевого сервера из Slicehost и некоторого биржевого искусства». До того как GitHub стал компанией стоимостью в $1 млрд, ее основатели Крис Ванстрас и PJ Хиетт занимались созданием веб-сайтов для портала, посвящённого компьютерным технологиям, CNET. Им не нравилось то, что было так сложно вносить изменения в открытые исходные коды. Поэтому они создали свой собственный репозиторий, работая ночью и в выходные. На сегодняшний день их сайд-проект насчитывает сотни миллионов в венчурном капитале и приблизительно 20 млн пользователей.

WeWork

Один из самых важных стартапов в мире мог вообще не появиться. До основания WeWork Адам Ньюман продавал детскую одежду с заплатками на коленках в одном из небольших зданий Бруклина. Как считает сам Ньюман, в то время он «заблуждался и направлял свою энергию не в то русло».


В качестве дополнительного дохода Ньюман и его напарник за небольшие деньги арендовали пространство в том же здании и открыли там «зеленый» коворкинг. На выручку от продажи своей доли в Green Desk (первоначальная коворкинг-компания) они основали новый коворкинг. На сегодняшний день он стоит $20 млрд и в этом году приходит в Россию.

Udemy

Много ли вы знаете счастливых IT-консультантов? Скорее всего, в вашем кругу либо их нет вообще, либо они все несчастны. Когда Гаган Биани хотел уйти из консалтинг-компании Accenture, он занялся подработкой - Udemy, где он был одним из основателей. Это платформа, где каждый может создать и продать свой онлайн-курс. Сегодня, пожалуй, он счастлив, ведь Udemy предлагает 42000 курсов и стоит более $170 млн.

Instagram

Алан Шаф изучал информатику в Огайском Университете в Атенс. Уже в студенческие годы Алана раздражало отсутствие сервиса, c помощью которого можно было бы с лёгкостью загружать изображения и делиться ими на Reddit. Поэтому он создал Imgur, а затем разместил свой проект на Reddit. (Заголовок гласил: «Мой подарок Reddit: я создал неотстойный хостинг изображений. Что думаете по этому поводу?»). Можно с уверенностью сказать, что подарок пользователям Reddit понравился, ведь сегодня Imgur стоит $40 млн и насчитывает миллиарды просмотров ежедневно.

HubSpot

Помните, что мы говорили о погоне за сумасшедшими идеями? Изначально социальная видеоплатформа для геймеров Twitch называлась Justin.tv. Позже ее выкупила компания Amazon за $1 млрд. Чем же эта платформа занималась раньше? Она позволяла вам следить за жизнью основателя Джастина Кана круглосуточно. Однако как только сервис дал возможность вести прямые трансляции каждому, случилось волшебство . На Twitch появилось большое количество разделов, среди которых «гейминг» был небольшим сайд-проектом. Проект людям понравился. Тогда стало понятно, в каком направлении следует развиваться.

Skry (ранее Coinalytics, приобретенный компанией Bloq)

Наконец, мы не можем не упомянуть Slack в списке успешных сайд-проектов. На сегодняшний день компания стоит $1 млрд. Slack - корпоративный мессенджер. Хотя начиналось все далеко не с бизнеса. Основатель Стюарт Баттерфилд на протяжении десяти лет был одержим желанием создать игру. Но ему пришлось отвлечься, когда набрал популярность его последний сайд-проект Flickr, который позже был куплен Yahoo. Когда стало ясно, что игры не получится, решили переключиться на маленький инструмент для общения, созданный внутри команды. В будущем он стал самым быстро развивающимся стартапом - всего за год и три месяца стоимость его выросла до $1 млрд.

Что общего у всех этих успешных компаний:

Мессенджеры, блоги, прямые трансляции игр, виртуальная реальность. Что может связывать все эти сайд-проекты, ставшие успешными стартапами? Каждый из основателей этих компаний увидел что-то в том, что обществу на тот момент казалось явно плохой идеей.

Ключевые выводы:

1. Создайте то, что вы использовали бы сами.

«Раздумывая над идеями для стартапа, задайте себе вопрос: а что нужно именно мне?» - написал основатель Y Combinator и предприниматель Пол Грэм в 2010.

Вспомните Slack, который создал собственный мессенджер внутри компании, потому что ничего, что существовало на рынке, им не подходило. Или о семье-основателях Houzz, которые создали свою сеть, потому что не могли найти необходимых ресурсов для ремонта. Что бы вы ни выбрали, в любом случае найдется несколько человек, которые будут думать так же, как и вы. Не отказывайтесь от идеи сайд-проекта только потому, что вам кажется, что вы единственный, кому это нужно.

2. Прислушайтесь к рынку

Когда Twitch только начинал, в приоритетах у него никогда не стояло игровое сообщество. Но когда основатели увидели, что с каждым днем все больше и больше людей транслируют свои игры, они поняли: вот чего хотят люди. В самом начале Groupon, в то время еще The Point, никогда не ставил перед собой цель заработать денег. Он лишь хотел объединяться ради какого-то социального действия. Но как только пользователи объединились вместе, чтобы получить скидку на продукт, создатели Groupon увидели весь потенциал.

3. Не бойтесь запачкать руки

WeWork, Buffer, HubSpot, Imgur и Oculus - их основатели не были на сто процентов уверены в том, что они делали, но все равно рискнули.

Правда заключается в том, что следует просто попробовать - тогда любую ошибку стартапа можно предотвратить. Начните с малого и посмотрите, работает ли ваша идея. Создайте, например, лэндинг или блог, разошлите холодные письма 100 потенциальным покупателям и посмотрите, нравится ли им ваша идея. Сайд-проекты - отличный способ прощупать почву перед тем, как серьезно заняться следующей идеей.

4. Коллеги и партнеры могут так же подтверждать идеи, как и пользователи

Основателям стартапов часто советуют получить одобрение идеи от реальных пользователей. Это, конечно, важно. Но когда вы ищете идеи для сайд-проектов или просто хотите разобраться, на верном ли пути вы находитесь, важно также послушать и мнение изнутри. Поговорите с командой, сотрудниками или партнерами о проблемах, с которыми они сталкиваются, даже если эти проблемы не связаны с вашей компанией.

Planio как компании, которая создает инструмент для управления проектами, очень важно быть еще продуктивнее и эффективнее. Поэтому они взяли себе за правило: искать подтверждения внутри компании, прежде чем разрабатывать и выпускать новые функции.

5. Момент важен

Что в сайд-проектах здорово, так это то, что обычно нет никакого давления со стороны. Их можно запустить в любое удобное время. Но это не значит, что можно просто сидеть и ждать «подходящего момента».

Сторонние проекты - шанс исследовать будущее. Это шанс воспользоваться современными инструментами для создания таких приложений и продуктов, о необходимости которых, возможно, пока никто не догадывается. Вспомните Instagram, который был создан только из-за шумихи вокруг таких геолокационных сервисов, как Foursquare. Впоследствии Instagram стал самой популярной социальной сетью для обмена фотографиями.

Или даже Oculus. Воспользовавшись прогрессом в области технологий и воображением людей, они перезапустили целую индустрию. Все это случилось потому, что основатели смотрели в будущее. При этом они не забывали следить за курсом событий. Им важно было знать, что они направляют свою энергию в нужный сайд-проект, что она не будет потрачена напрасно.

Итак, что все это значит?

Сторонние проекты - невероятный источник вдохновения, способ экспериментировать. Зачастую бизнес-идеи в основе сайд-проектов лучше и интереснее вашего нынешнего занятия. Почему бы не попробовать?


Не каждый предприниматель может дать определение стартап, что это такое, ─ а именно, это новые проекты, которые значение стартап, часто используют. С внедрением новых технологий хождение этого слова стало еще больше, но оно имеет почти вековой опыт, со времен Хьюлетта и Паккарда, которые так назвали собственный проект бизнеса.

Очень часто слово употребляется как синоним прорыва в какой-то деятельности. Сейчас многие его трактуют по-разному, как начало бизнеса, а правильно ли это? Многие бизнесмены среднего возраста просто не понимают значения этого слова, необходимо рассмотреть это определение.

Можно пойти самым простым путем отвечая на вопрос стартап, что это такое, обратиться к электронному толмачу, Википедии, которое дает ответ, что это понятие определяет запускать что либо. Принято считать, что этим понятием характеризуются только IT -проекты, но правильно ли это? Высокие технологии применяются во многих отраслях, значит и термин применим к новым проектам в этих сферах.

Причины, по которым чаще выражением пользуются предприниматели в сети (интернет-проект), это :

    образование для реализации задуманных проектов новой компании;

    в IT -отрасли стартап может быть создан на большой временной отрезок, это создание продукции до 3 лет, а потом внедрение на рынке.

Когда происхождение определения Start —Up рассматривать с английского языка, то это новая компания с уникальной идеей, открывшаяся на инвесторские деньги, с большими амбициями и желающие получить большую прибыль.

Сейчас много стартапов можно отметить в медицинской сфере, а также телевизионных коммуникаций. Это определение подходит к началу деятельности компаний в финансовой сфере, в организации продаж и потребления товаров.

Специалисты характеризуют это понятие следующим образом ─ инновационный проект, имеющий маленький срок развития и предназначенный для исследования идей или продукции. Преследуемая цель, это: максимально быстрый возврат инвестиций и достижение наибольшей прибыли.

Это определение звучит не однозначно, получается, что проекты, в основе которых нет инноваций, уже не могут быть стартапами, но правильно ли это?

Простое определение стартапа

Из-за многих толкований этого понятия возникает вопрос, стартап, что это такое простыми словами, и к чему его относить? Явное отличие между стартапом и бизнесом, это принцип по которому вкладываются деньги. Инвестор вкладывает деньги в идею, из-за которой организовывается стартап проект, а не в успешное производство предпринимателя.

Известный основатель большого проекта Питер Тиль (система финансового расчёта Pay Pal ), говорит, что это не идеи, а инновационные технологии. Любая новая технология в сфере оказания услуг или выпуска новой продукции, обеспечит успех новой компании и вложенным деньгам.

Рассматривая проект стартапа можно говорить о монополии, так как это единственный вариант воплощения (реализации) новых идей.

Существует пять этапов прохождения стартапа, это :

    первичная стадия (посевная) — seed stage ;

    запускающий этап — startup stage ;

    стадия становления (роста) — growth stage ;

    расширяющий этап — expansion stage ;

    завершающая стадия — exit stage .

В реалиях нашей действительности все проекты связываются с IT -технологиями, причина этому маленькие траты и огромный рынок. Простыми словами стартап ─ новая идея поддерживаемая инвестором для создания компании в ее реализации.

Успешные проекты, о которых известно всем, это :

    Электронный толмач ─ Википедия.

    Популярный проект YouTube.

    Фото сервис Flickr.

    Известный сервис сообщений Twitter.

    Приложение Instagram.

Необходимо также сделать акцент, что в России определение стартап и за ее пределами (США) различаются. В отличие от нашего определения американцы так называют уже развитую компанию, которая подходит под определенные признаки, но выпускающая инновационные продукты или оказывает услуги по новым технологиям.

Особенности проекта стартап

Специалисты выделяют шесть особенностей в понимании стартап, что это такое, примеры успешного старта в России, это:

    В основании проекта оригинальная (инновационная) идея, которая решает социальные вопросы многих людей или с ее реализацией получается полезный продукт для улучшения жизни и другие такие же условия.

    Быстрота реализации идеи. По аналогии с зарубежными проектами, где стартап не приносящий ожидаемой прибыли прекращает существование через полгода, максимум 8 месяцев, в России может существовать до трех лет, плавно перетекает в налаженный бизнес.

    Не каждый проект имеет шансы на успех, за год из всех проектов, взятых за 100%, остается около 30%, далее остается только 15%. Замечено, что 1 проект из 10 предложенных оправдывает ожидания инвесторов.

    Задача, для которой создается стартап ─ получение прибыли больше инвестиционных вложений или же реализация проекта крупным биржам для развития стартапа.

    Организация команды в проекте. Обычно это сплоченный коллектив, который живет идеей, они называются стартаперами.

Кто инвестирует стартап

Для того чтобы понять как проект финансируется надо понимать стартап, что это такое, очень правильное определение можно получить из следующей цитаты, это :

«Стартап ─ группа людей, которая занимается устойчивым поиском идеи для бизнеса с возможностью его расширения».

Стив Бланк.

Каждый проект после создания необходимо развивать, ему нужны внешние инвестиции. Сумма вложений увеличивается с ростом компании. Первый этап стартапа может реализоваться за несколько тысяч долларов, а его рост и расширение может потребовать миллионные вложения.

Потенциальные инвесторы, это :

    венчурные фонды, которые создаются для реализации инновационных идей;

    ангельские вложения (инвестиции), которые необходимы на первых порах, это деньги знакомых бизнес-ангелов, полученные по правильно созданному бизнес плану.

Для получения денег из венчурного фонда проекту надо иметь сформированное предложение (окончательную форму продукции), занимающее в собственной нише предпринимательской деятельности минимальную долю. Иными словами венчурные вложения проект может получить не раньше четвертого этапа развития (expansion stage ) расширение проекта.

На первой стадии необходимо искать посевные или ангельские вложения в проект, это могут быть деньги друзей, родителей, знакомых.

Сравнение вложений, это :

    Европа и США – до $100 тысяч условных единиц;

    Россия – до $40 тысяч условных единиц.

На первых этапах получение инвестиций происходит за счет ангелов бизнеса, которые в обмен получают часть акций новой компании. Когда проекты дорастают до возможности получения венчурных вложений, из всей массы стартапов останется максимум 10 процентов. По этой причине на первых этапах инвесторы идут сознательно на риск потери денег, но это не останавливает вложения денег в новые идеи. Статистика показывает, что они увеличиваются с каждым годом, бизнес нуждается в новых проектах.

Есть определение бутстрэппинг ─ когда начинающий предприниматель не нашел для своей оригинальной идеи инвестиций и развивает проект без дополнительных вложений. Это подразумевает применение на этапах развития стартапа собственных денег предпринимателя.

Посевные инвестиции получит только команда проекта, имеющая грамотного руководителя со знанием рынка в котором идет разработка проекта и разработчиков высокого класса. Деньги на первые этапы так же выдает венчурный фонд в этом случае.

Существует в сети сервис Rusbase, который собирает предложения стартапов для инвестиций. Здесь легко можно найти при желании себе инвестора, если идея действительно оригинальная, это :

    клуб AlTaClub ─ сообщество добровольных инвесторов, которые могут вложить в проект не менее $25 тысяч условных единиц;

    сообщество ангелов «Сколково», имеет большой потенциал инвестиционных денег, до $250 миллионов условных единиц;

    инвестиционное сообщество «Smart m oney c lub», может инвестировать от $10 тысяч условных единиц;

    венчурный магазин SmartHub, работает на подборе для заявленных инвесторов уникальных стартапов, в качестве премиальных снимает 10% от проекта требующего инвестиций;

    фонд развития потенциальных вложений в предприятия Москвы, цель создания, это поддержка инвестиций оказанных частными инвесторами стартап проектам.

Риски инвестиций

Каждый инвестор, понимающий стартап, что это такое в простых выражениях, должен быть готов потерять деньги. Нет возможности предугадать будущее проекта, возможные условия форс-мажора. Основные риски, это:

    Большой процент окончания проектов без ожидаемых результатов. Это может быть:

    продукция выпущенная компанией, не нашла своего потребителя;

    компании в процессе разработки обанкротилась.

Чтобы избежать этих рисков инвесторы тщательно проверяют бизнес план для стартапа, выбирает лучший вариант.

    Не исключен факт мошенничества со стороны стартапера, который показывает инвестору «пустышку».

    Не опытность молодых бизнесменов в предпринимательской деятельности.

    Нет команды, которая способна «поднять» проект, даже при наличии оригинальной идеи.

Успешные проекты

Примерами успешных проектов стартапа ─ компания Microsoft, а также Apple. Определив проект стартап, что это такое, покажем примеры их реализации в России, это:

    Проект в области медицины и 3D технологий ─ Здравпринт. Смысл идеи изготовление по заказу клиентов индивидуальных фиксаторов и ортезов для верхних конечностей человека с применением технологий 3D . Исходные параметры проекта, это:

    основан проект весной 2014 года;

    имеет венчурное финансирование — $100 тысяч условных единиц;

    цель проекта, это реабилитация больных после полученных травм, эффективным методом;

    доступная стоимость получаемой продукции – 3,5 тысячи руб.;

    подбирается индивидуально цвет и узор.

    Стартап HaptonCreek, это изготовление майонеза без куриных яиц, продукт который больше подходит вегетарианцам. По этой причине инвесторов найти на особенную продукцию очень сложно, но они появились, и так вышел диетический майонез, который завоевал у миллионов людей (любителей здорового питания) стабильный спрос на его потребление. Исходные параметры, это:

    около $143 миллионов условных единиц в несколько вложениях;

    получение признания и большой прибыли уже через 1,5 года.

    Проект «Аэрогрин», основан в 2008 году, исходные параметры:

    создание инновационных турбин работающих на силе ветра;

    начальное вложение в проект $24 миллиона условных единиц;

    в 2015 году около 70% акций компании выкупает корпорация «Связь Инжиниринг»;

    развитие в России альтернативной, эффективной энергетики.

Какие преимущества получает инвестор

Из самого определения проекта стартап следует что инвестор, который удачно вложил деньги в развитие бизнес идеи, получает максимальную прибыль в случае реализации проекта успешно. Под вложенные деньги инвестор берет у компании долю акциями, которые он может всегда продать более крупной компании.

Прямая выгода руководителя стартапа в том, что он получает возможность, при которой реализуется его оригинальная идея.

Не остается в стороне и правительство России, которое разработало предложение для финансирования инновационных проектов.

Интернет площадки реализуют быстрее спрос на проекты и поиск инвесторов. Когда бизнесмен не желает инвестировать проект лично, он может привлечь венчурного агента, это посредник в звене стартапер и инвестор. По проекту в этом случае решение принимает агент, обычно это люди, имеющие огромный опыт в различных областях промышленности и экономики.

В этом случае инвестор получает следующие преимущества, это :

    не заниматься монотонными, обыденными делами, а довериться специалистам;

    первоначальный взнос инвестиций обычно небольшой, он растет, так же как и развивается компания;

    агента нанимают инвесторы, которые не являются профессиональными спонсорами инновационных идей.

Недостатки в найме агентов, это :

    венчурный агент взимает 25% от получаемой инвестором прибыли;

    сохраняется высокий риск безвозвратных вложений.

Когда инвестор вступает в клуб ангелов стартапов, он может рассчитывать на преимущества, это :

    полный контроль денежных вложений;

    прибыль поступает инвестору без комиссионных сборов, напрямую;

    клуб дает возможность инвестировать в новое дело небольшие суммы денег.

Недостатком членства сообщества инвесторов может быть только одно, прибыль поступает от инвестиций через длительное время.

Привлекают стартапы инвесторов быстротой организации компании, самоотверженным трудом команды для решения задачи и получения результата.

Необходимо всегда инвесторам оценивать риски вложений. Продуманный и правильно составленный бизнес план дает больше возможностей найти ангелов инвестиций среди бизнесменов. Всегда в основании стартапа должна быть оригинальная идея, вокруг нее собирается команда готовая приложить максимальные усилия для ее реализации. Собственный сайт, это в некотором виде пример стартапа, в основе его оригинальная идея для предложения услуг или продукции.

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц. сети:

Слово «стартап» нынче применяется исключительно по отношению к вебдванольным интернет-проектам. Что ни новая соцсеть, то обязательно стартапом нарекают. Веб-сервис сделали - тоже стартап.

Стартап (от англ. start-up) - этомолодая небольшая компания, имеющая, как правило, ограниченные ресурсы и только-только начавшая свою деятельность . В большинстве случаев - это молодая компания, деятельность которой связана не с интернетом и вебдванолем, а с любой инновационной технологией (в интернете, нанотехнологиях, медицине, да в чем угодно). Такие компании раньше называли хайтек-стартапы, теперь просто стартапы.

Стартап - это не сайт, не проект, не веб-сервис, не технология. Это компания. Называть веб-проект стартапом так же некорректно, как и называть компанию интернет-сайтом.

Что такое стартап

Стартап (англ. startup, startup company) – новая фирма (предприятие, компания) в начальный период своего развития. Создается для реализации перспективной идеи (идей), с целью получить хорошую прибыль. Как правило, небольшая (2–5 человек). Стартапер (англ. startuper) – создатель и сотрудник стартапа.

История возникновения стартапов

Понятие «стартап» тесно связано с Силиконовой Долиной. Можно сказать, что успешное функционирование Силиконовой Долины началось с создания стартапа: в 1939 г. выпускники Стэнфордского университета Уильям Хьюлетт (William Hewlett) и Дэвид Паккард (David Packard) основали первый стартап, который впоследствии превратился в такого преуспевающего гиганта, как Hewlett-Packard.

Другие – классические! – примеры успешных стартапов – Microsoft (1975), Apple Computer inc. (1976) и Google (1998).

Стартаперы-основатели Microsoft – Билл Гейтс (Bill Gates) и Пол Аллен (Paul Allen).

Стартаперы-основатели Apple – Стив Джобс (Steven Paul Jobs), Стив Возняк (Stephen Gary Wozniak) и примкнувший к ним Рон Уэйн (Ron Wain).

Стартаперы-основатели Google – Лэрри Пэйдж (Lawrence Edward Page) и Сергей Брин (Sergey Brin).

Одной из главных причин создания и существования стартапов считают неповоротливость крупных компаний. Крупные компании успешно эксплуатируют уже существующие продукты (ставшие брендами), а вот с созданием новых у них, как правило, «напряженка». По части создания и воплощения новых идей стартапы – благодаря своей мобильности – успешно конкурируют с крупными корпорациями.

Что нужно, чтобы стартап стал успешным

Чтобы стартап стал успешным, необходимы, как минимум, три составляющие:

    идея (а лучше – гениальная идея, и не одна!);

    люди (а лучше – гениальные люди с гениальными идеями!);

    инвесторы (венчурные капиталисты, бизнес-ангелы).

Но даже удачное сочетание этих составляющих не гарантирует победу: по статистике, из десяти стартапов успеха добивается лишь один…

Что еще способствует успеху успешных стартапов?

Молодость (по статистике, средний возраст стартапера – 24 года), увлеченность стартаперов своей идеей и своим делом, самоотверженный труд стартаперов (т.к. им нужен только успех, они трудятся по принципу: или пан – или пропал, или всё – или ничего).

Startup Crash-Test ("Стартап Краш-Тест", SCT, СКТ) - некоммерческое мероприятие для технологических проектов (стартапов), проводимое с целью проверки их на прочность бизнес-моделей, актуальность программной платформы и применимость маркетинговых стратегий.

SCT появился более года назад в Киеве и в настоящий момент является одним из наиболее успешных мероприятий для стартапов, привлекающее за один раз аудиторию в 300 человек. Первый SCT в Санкт-Петербурге состоялся 6 февраля, о чем также написали наTechCrunch .

Задача СКТ собрать широкий спектр специалистов как из области ангельского финансирования и венчурного капитала, так и технических экспертов и опытных предпринимателей. Участники "Краш-Теста" имеют возможность получить конструктивную критику и практические советы, найти недостающих специалистов в команду проекта, партнеров и единомышленников, получить упоминание в прессе и блогосфере. Дополнительно, SCT должен стать платформой для отбора локальных ангельских и венчурных инвесторов, тем самым выступив площадкой неформального общения для инвестиционного и предпринимательского сообщества.

Презентующиеся в рамках СКТ стартапы получают живые отклики на свои идеи и наработки, практические рекомендации, потенциальные сделки. Аудитория Краш-Тест получает новую площадку для общения, набирается опыта, делится мнениями и впечатлениями.

Участие и посещение мероприятия - бесплатное, при условии получения подтверждения участия от организаторов.

Традиционно СКТ состоит из двух частей:

    Панельная дискуссия- в рамках которой приглашенные спикеры дискутируют на заранее запланированную и актуальную для стартапов тему.

    Презентации- 2-4 ярких и перспективных стартапа, тщательно отбираемые организаторами, выступают на протяжении 10-15 мин, после чего следует 15-20 минутное обсуждение.

Периодически в рамках СКТ также проводятся:

    Флэш Питч - до 5 желающих могут сделать 90-120 секундный питч своего проекта, один из которых, по результатам голосования зрителей, становится победителем и гарантированно получает возможность выступить на одном из последующих СКТ.

    Keynote - доклад или презентация, проводимая специальным гостем СКТ.

Санкт-Петербург всегда являлся интеллектуальной и технологической столицей России. Общей целью организаторов SCT является настройка коммуникаций стартаперов и инвесторов и создание в Питере экосистемы технологического предпринимательства, раскрывающей истинный потенциал города.

Стартап (startup) в интернете

Сейчас нередко можно услышать такое слово, как «стартап». Между тем далеко не все понимают истинный смысл этого термина, некоторые думают, что стартап – это запуск сайта или что-то, связанное с Интернетом. Однако такие представления не совсем верны. Вообще английское слово startup (изначально start up) буквально переводится, как «запускать». Startup company (стартап-компания или просто стартап) – это новая компания, которая только-только начинает свою деятельность. Startup - фирма имеет перспективную идею и нацелена на получение большой прибыли. Обыкновенно в состав стартапа входит от двух до пяти человек и, как правило, это достаточно молодые люди (возраста около 25-28 лет). Как видите, startup может быть не только в Интернете. Тем не менее термин стартап очень часто употребляют именно к IT-компаниям и интернет-фирмам, поэтому, собственно, и на слуху такие сочетания слов, как «стартап Интернет», «интернет-стартапы ». Если быть уж совсем точным, то и отдельный, построенный на венчурных инвестициях проект в рамках уже существующей компании можно назвать стартапом, но дальше речь пойдёт именно о стартапах – новых компаниях.

Ежегодно в России стартуют десятки тысяч разнообразных проектов. Какие-то из них, конечно же, просуществовав несколько лет, терпят неудачу и закрываются, а какие-то продолжают работу. Наверное, редко кто из интересующихся бизнесом людей не слышал известную фразу, что «90 % малых бизнесов закрываются в течение 5 лет после своего основания». Фраза пугающая, но тем не менее не совсем справедливая. Kauffman Foundation провела достаточно серьёзные исследования, которые говорят о том, что ситуация обстоит чуть ли не наоборот. На наш взгляд, это две крайние точки зрения, реальность лежит где-то посередине. Таким образом, startup , если он правильно подготовлен и реалистичен, имеет достаточно неплохие шансы на то, чтобы выжить и развиться в конкурентной среде.

Что нужно для того, чтобы startup стал успешным? Во-первых, для этого нужна хорошая и реалистичная идея. Мы делаем особый акцент на слове «реалистичная». Многие люди, загорающиеся идеей создать собственный бизнес, startup, часто имеют, по их мнению, просто «фантастическую» идею. Беда в том, что многие идеи оторваны от реальной действительности, и воплотить их в жизнь бывает если не невозможно, то так же фантастически трудно. Во-вторых, startup может быть успешным только при наличии компетентных и трудолюбивых специалистов. И, в-третьих, startup нуждается в финансировании. Мы занимаемся как раз последним, но и не только этим. Наша фирма содействует компаниям в организационных вопросах и контролирует процесс работы. Сфера наших интересов – это интернет-стартапы.

Интернет-стартапы – это особые стартапы. Специфику им придаёт прежде всего особая среда – Интернет. Чтобы сделать startup успешным, нужно быть знакомым с этой средой и представлять себе, как монетизировать проект. Если вы хотите получить деньги от инвесторов, вам нужно не просто хорошо, а отлично знать, как извлечь прибыль из своего проекта. Интернет-стартапы отличаются ещё и тем, что во многих случаях здесь не нужны такие затраты, как в обычном бизнесе, огромную роль играет прежде всего профессионализм и творческие способности сотрудников. Тем не менее несмотря на специфичность Интернета законы успешности бизнеса здесь действуют примерно таким же образом, как и везде. Интернет-стартапы могут рассчитывать на успех, если они являются новыми, оригинальными и, пожалуй, самое главное – нужными людям. Оригинальность не обязательно означает, что придумывается что-то абсолютно новое. По-новому может реализовываться и прежняя идея (пример – Google). То есть интернет-стартапы должны иметь какую-то свою изюминку, «фишку», своё особое конкурентное преимущество. Мы поддерживаем небольшие, средние и крупные интернет-стартапы. Для того чтобы получить наше финансирование и поддержку, не обязательно иметь в своём штате десяток гениев (но если они есть, то стоит назвать их, в особенности, если это известные люди). Достаточно хорошей перспективной идеи, ресурсов для достижения цели и финансовой привлекательности проекта. Если мы сочтём, что ваш проект нам подходит, то мы начнём финансировать его и поддерживать вас другими способами.

Всем хорошо известно, что можно организовать свое дело. К примеру, построить гостиницу на морском берегу. Также все примерно знают, что для этого необходимо предпринять: приобрести кусок земли, оформить пакет документов, создать проект, просчитать смету, начать и закончить строительство, найти обученный персонал, не поскупиться на рекламу и тогда где-то через пять-десять лет при успешном течении дел вложенные капиталы окупятся, и бизнес начнет приносить доход.

Это классический вариант основания и развития бизнеса, требующий немалых финансовых вложений, а есть еще такой: создатели известной компьютерной забавы Angree Birds за несколько лет заработали почти 56 млн. евро при вложенных 100 тыс. Или Facebook , примерная стоимость которого составляет 100 млрд. дол. США, и это при сравнительно минимальных инвестициях.

Можно привести массу таких примеров – это проекты ВКонтакте, Одноклассники и всем известный Google . Все они схожи в том, что прошли быстрый путь успешного развития, были основаны на инновационных идеях своих создателей и не требовали большого стартового капитала. Это стартапы. Проекты, идеи, IT-технологии. Их нельзя потрогать, но своим создателям они могут принести миллиарды.

Важные определения

Стартап (start-up — англ.) - это только-только созданная и начавшая свою деятельность компания, обычно с ограниченными финансовыми возможностями и маленьким количеством людей, в ней работающих. В основе ее деятельности не обязательно лежат IT-технологии, как ошибочно считают многие, а любые инновационные идеи, связанные с медициной, нанотехнологиями, интернетом, любой другой сферой. Стартап – это фирма, организация, любое другое юридическое лицо. Крайне некорректно называть этим термином какой-либо интернет сервис, успешный сайт или проект.

Стартапер – человек, создавший стартап и сотрудник фирмы.

Развитие стартапа невозможно без привлечения инвесторов. Это может быть:

  • Венчурный фонд – компания, вкладывающая средства в инновационные, рискованные проекты, которые согласно исследованиям могут принести впоследствии хорошую прибыль.
  • Бизнес-ангелы – частные лица, готовые осуществить финансирование стартапа еще на стадии разработки и рассчитывающие на долгосрочное получение процентов от прибыли в будущем.

Главной отличительной чертой стартапа является его молодость. Через несколько месяцев работы компания либо становится достаточно успешным бизнесом, либо прекращает свое существование. Ключевым моментом является желание найти и предложить совершенно новое решение какой-либо проблемы, неизвестную услугу или продукт. Поэтому в первую очередь — это творчество и инновация.

А новизна, в свою очередь, неразрывно связана с неизвестностью и неопределенностью, так как компании приходится совершать все действия с нулевой отметки. Это и определение ценовой политики, и методов оплаты, и изучение аудитории, которой интересен их продукт, и планирование будущей стратегии развития, и многое другое. Именно из этого вытекает такая черта стартапа, как поиск модели поведения на рынке.

История возникновения

Английский термин «start-up» в своем теперешнем значении родился в США, неподалеку от Сан-Франциско, в Силиконовой долине в 1939 году. Это то место, где были собраны практически все компании, которые занимались разработкой информационных технологий. В принципе, успешная деятельность долины неразрывно связана с появлением первого стартапа — когда два Стэндфордских выпускника Уильям Хьюлетт и Дэвид Паккард основали предприятие, ставшее впоследствии всемирно известным гигантом Hewlett-Packard.

Другими классическими образцами успешных стартапов являются:

  • Основанная в 1975 году Билл Гейтсом и Полом Алленом компания Microsoft.
  • Основанная в 1976 году Стивом Джобсом, Стивом Возняк и Роном Уэйном, примкнувшем немного позже, компания Apple Computer inc.
  • Основанная в 1998 году Лэрри Пэйджем и Сергеем Брином компания Google.

Очень часто в последние годы стартапами ошибочно называют любую известную компанию, интернет-проект или сайт, который чем-то отличается от других. Например, среди популярных сетей Facebook, Одноклассники.ру, ВКонтакте настоящим стартапом является только первый, а остальные – это его успешные клоны, имеющие популярность в основном в Рунете.

Специфика работы в России

Молодой рынок стартапов в России сейчас находится в стадии бурного роста и развития. Но как раз во многом из-за своей молодости он испытывает большие трудности. За пятьдесят лет существования этого сектора на Западе там успела сложиться некая новаторская культура, механизмы поддержки инноваций, инвестиционные формы. Там существуют тысячи венчурных фирм и бизнес-ангелов, частных инвесторов, а соответственно и тысячи возможностей для стартаперов. В России пока этого нет, поэтому чрезвычайно сложно искать источники финансирования. Еще одной отличительной чертой российской компании является время, которое фирма может проводить в этой стадии.

В классическом варианте, который действует на Западе, ей отводится время в 6-8 месяцев, после чего, в случае провала идеи, компания умирает, чтобы зря не тратить время и деньги. У нас в стране эта стадия может длиться годами, что является ошибкой.

Также неопределенной остается судьба российского стартапа, его дальнейшего существования или развития из-за низкой заинтересованности наших крупных компаний в таких проектах. Западные гиганты постоянно отслеживают появившиеся у них команды и покупают наиболее перспективные. У нас такой практики нет. Именно поэтому иностранные инвесторы все чаще обращают свой взгляд на российский рынок.

Создание стартапа

В наше время основать стартап может любой человек, который хотел бы попробовать себя на этом поприще. Легче всего, безусловно, это сделать в IT-сфере. На сегодняшний день наличие ноутбука, светлой головы с идеями и желание создать что-либо необычное может быть достаточным для первых шагов на этом поприще.

Для облегчения задачи можно следовать тезисам:

  • Обозначить проблему, которую собираетесь решать. Для надежности лучше брать реальную сферу и настоящих потребителей, у которых есть сложность в чем-то. Узнать это можно пообщавшись с клиентами, послушав, почитав отзывы, комментарии, а убедившись, что это действительно больная тема, можно попытаться найти пути ее решения и реализовать проект. Идеальным вариантом будет подписание гарантийного письма с клиентом, озвучившим проблему, о его готовности в дальнейшем сотрудничать с вами и использовать ваш продукт в случае успешного решения проблемы.
  • Не торопитесь заниматься оптимизацией продукта, доводить его до идеального состояния. Ваша задача как можно быстрее создать пробный вариант и отдать его в тестирование друзьям, знакомым, заказчикам. И на основании их замечаний уже дорабатывать его, выпускать следующую и последующую версии.
  • Не затягивайте с первой продажей. Не стоит годами сидеть над интерфейсом, не пытаясь реализовать то, что уже есть. Стартап – это бизнес, и бизнес ускоренный. Здесь необходимо как можно быстрее понять, будет ли он успешным, а для этого нужны продажи. И если у вас приобретут сырой продукт, это и будет сигналом того, что вы на верном пути.
  • Не тратьте деньги, особенно те, что еще не заработали. Если вы вложили в стартап собственные средства, находитесь в начале пути, еще не получили ни одной оплаты за продукт, экономьте на всем — офисе, сотрудниках, визитках и прочих вещах, без которых можно обойтись.
  • Посвятите проекту как можно больше времени. Успех предприятия практически на 100% зависит от того, сколько труда и времени в него вложено. Если работать над проектом час в день, результат, вероятней всего, будет посредственным.
  • Не спешите искать посторонних инвесторов. На начальном этапе лучше обходиться собственными силами, привлекать друзей, родственников. Для того чтобы создать пробную модель, нужны не такие уж большие средства. Если прототип успешен, дело пошло и нуждается в развитии, тогда можно подумать о привлечении дополнительного капитала. К тому же сделать это с готовым положительным результатом гораздо проще и выгодней.
  • Не откладывайте идеи на завтра. Если вы в чем-то уверены, делайте проект немедленно. Не надо тормозить на поиске команды, обсуждениях и прочих вещах. Просто начинайте. Все остальное подтянется в процессе. Стартап – дело молодых, импульсивных, горячих. Чем старше становится человек, тем меньше он подвержен порывам и вере в то, что на первый взгляд безумная идея может успешно воплотиться в жизнь.
  • Не падайте духом в случае неудачи. Прежде чем отказываться от стартапа, убедитесь в том, что вы сделали все возможное. А может достаточно немного подправить неудачный продукт, чтобы сделать его продаваемым?

О том, с чего начать развитие своего проекта — на видео:

Процесс превращения стартапа в успешное предприятие состоит из нескольких этапов.

Стадии развития

  1. Зарождение . Для этой стадии характерно наличие идеи и иногда пробного образца продукта. Есть инициаторы создания компании, но процесс основания бизнеса еще не начат.
  2. Становление . На этом этапе компания уже создана, начат выпуск продукта, но он еще сырой, не доработан и пока не приносит дохода. Формируется управленческая команда, приводится в порядок документация предприятия.
  3. Раннее развитие . Набираются обороты, компания приобретает первую популярность и занимает свое место на рынке, появляется первая прибыль.
  4. Расширение . На этой стадии увеличивается реализация продукта, компания выходит на получение стабильной прибыли, она хорошо закрепила свое положение на рынке и способна начинать развитие смежных проектов.
  5. Зрелость . Последняя стадия, на которой фирма, как правило, занимает лидирующие позиции в своей отрасли и достаточно большую долю рыночного сегмента, она высоко рентабельна, все процессы отработаны, в ней работают высококвалифицированные специалисты. В таком положении компания обычно начинает выпуск акций или может быть продана подходящему инвестору.

Инвесторы и поиск финансирования

Чтобы начинание было успешным, кроме идеи необходим хороший источник инвестиций. Или несколько. Без финансирования стартап не выживет. В идеале, на каждой стадии развития он должен переходить на более высокую ступень финансирования. Источниками могут быть:

  • Личные сбережения.
  • Средства друзей и членов семьи.
  • Краудфандинг. Стартапер может сделать презентацию своего детища в интернет-среде и попросить денег на развитие. За внесение определенной суммы обычно обещают приз. Этот вид инвестирования слабо развит в России, а поиск на зарубежных сайтах затруднен тем, что потребуется счет в иностранном банке для вывода средств.
  • Кредит. В отличие от западных стран, где существуют программы льготного кредитования стартапов, в России на этот бизнес можно оформить кредит потребительский или на развитие малого бизнеса. Высокий процент отпугивает начинающих бизнесменов, делая проект глубоко убыточным на ранних стадиях развития.
  • Бизнес-ангел – инвестор, о котором мечтает каждый стартапер. Для людей, обладающих даром убеждения и верящих в успешность своего проекта, найти таких инвесторов вполне посильное занятие даже в России, где их количество увеличивается с каждым годом.
  • Государство. В бюджете любой страны заложены средства на развитие инновационного бизнеса. Если удастся уложиться в жесткие предъявляемые требования, можно получить стабильную финансовую помощь под невысокий процент.
  • Венчурные фонды. Получить такие инвестиции достаточно сложно. Для того чтобы убедить людей, которые имеют колоссальный практический опыт в подобных делах, необходимо иметь действительно яркое и прибыльное начинание.

Принятие решения также занимает достаточно продолжительное время. Свои нюансы и проблемы есть в каждом источнике финансирования, но вера в свое дело и упорство в работе поможет преодолеть эти сложности.

Бизнес-акселераторы и инкубаторы

Важными элементами в системе стартапов являются инкубаторы и акселераторы. Сферой их деятельности является развитие компаний на начальном этапе, превращение их в прибыльное дело. Они работают одновременно с большим количеством проектов, тем самым минимизируют свои риски.

  • Инкубатор – специализируется на развитии бизнеса на стадии идей. Это, как правило, первая структура, куда может обратиться стартапер после семьи и друзей. В арсенал инкубатора входят обучающие программы по развитию проектов, теоретические и практические тренинги, помогающие применить освоенные знания на деле.
  • Акселератор - работает уже с готовой компанией, имеющей свою команду и наработки, требующей вливания серьезных инвестиций. Суть программы примерно такая же, но на более глубоком уровне, связанным с анализом инвестиционной деятельности и общением с будущими инвесторами.

Если стартапу не хватает команды или места для развития идеи – следует обратиться в инкубатор. Если компания создана, но нуждается в профессиональном совете, как вывести ее в большой бизнес – ей в акселератор.

Основной деятельностью инкубатора является консалтинг, поэтому его клиентом может стать любой стартапер, способный оплатить услуги. Для того чтобы стать клиентом акселератора, необходимо пройти отбор. В их работе задействованы эксперты с большим опытом, а также привлекаются дополнительные финансовые ресурсы. Задача акселератора заключается в том, чтоб в короткий промежуток времени вылепить из стартапа привлекательный в инвестиционном плане продукт. Очень часто крупные акселераторы сотрудничают с венчурными фондами, которые впоследствии могут профинансировать такую компанию. Чтобы стать их клиентом, предлагаемый проект должен подавать хорошие надежды на успех.

Примеры удачных проектов

Существует множество компаний, которые за короткое время сделали свои проекты успешными и сверхприбыльными. К их числу можно отнести:

  • Википедию – самую обширную интернет-энциклопедию, где количество статей увеличивается с каждым днем.
  • YouTube – крупнейшую базу видеопродукции.
  • Из стартапов, ставших известными в последние годы, можно назвать производителя гаджетов из Китая – Xiaomi . Установив минимальные цены на устройства и обеспечив их при этом достойным качеством, компания за прошлый год продала 18,7 млн. единиц смартфонов, а у нее в арсенале есть еще и другая пользующаяся спросом электроника. Рыночная стоимость компании составляет 10 млрд. дол. США при инвестициях в 507 млн.
  • В качестве яркого примера успешного стартапа на российском рынке можно привести фирму «Enter» , основателем которой стал Максим Ноготков. В основу ее деятельности легла идея создания проекта, который включает в себя реальные и интернет-магазины. Компания включает более ста точек продаж, работает в 40 российских городах, заказать товар можно через сайт, специальное приложение в сотовом телефоне, стационарный телефон или непосредственно в магазине. На сегодняшний день ассортимент товара насчитывает более 35 тысяч наименований.