Саргон древнии. Новая столица и война с Лугальзагеси. Походы в Элам и Северную Месопотамию

Объединение Двуречья(Месопотамии) под властью Аккада. Саргон Древний. XXIV-XXII вв. до н. э.

Основателем Аккадского царства стал Саргон (Шаррумкен), имя которого переводится как «царь истинен». Предполагают, что он был человеком не царского и даже не аристократического происхождения. Он не называет имени своего отца, а легенды, окружавшие его имя, и более поздние документы называют Саргона то садовником, то приемным сыном водоноса, то слугой правителя Киша. Властью Саргон овладел, вероятно, в результате дворцового переворота, воспользовавшись разгромом кишского правителя в войне с Лугальзагеси.

Подчинив Киш, Упи-Акшак и другие северные города, новый царь принял все высшие титулы: «лугаль Киша», «лугаль Страны», а также «лугаль Аккада» - новой столицы, которую он построил между Тигром Евфратом и которая дала имя всему государству.

Следующим этапом завоевательной политики Саргона была война с Лугальзагеси него союзниками, завершившаяся его победой над 50 правителями. Однако и после этого некоторые крупные шумерские города (Ур, Умма, Лагаш) продолжали противостоять аккадскому завоевателю, и лишь лосле 34 битв Саргон смог омыть свое победоносное оружие в водах Персидского залива.

С покорением Шумера аккадцы предприняли ряд успешных походов в северозападном направлении: Мари, Эбла и другие территории были покорены вплоть до горных хребтов Амана и Тавра. А в конце правления Саргона под власть Аккада попала и страна Субарту (Северная Месопотамия) . Совершались набеги за восточные пределы долины Тигра и Евфрата - в Элам.

Итогом 55-летнего правления Саргона (2316-2261 гг. до н. э.) было объединение под властью одного правителя всей Месопотамии и создание крупнейшей по тем временам в Передней Азии державы с центром в Аккаде. Образование единого централизованного государства имело серьезные последствия для экономики, и прежде всего для главной отрасли хозяйства - земледелия. Создание крупной ирригационной сети в масштабах всей Южной и Средней Месопотамии, строительство дорог и гаваней, введение общегосударственной системы мер и весов привели к развитию в государстве товарно-денежных отношений, морской, речной и сухопутной торговли (с островами и побережьями Персидского залива, Индией, кочевниками западных степей и горцами Элама).

Утверждение единовластия царя-деспота проходило в борьбе с родовой аристократией, опиравшейся на советы старейшин. С другой стороны, формировалась социальная опора царской власти - служилая знать, чиновничество, частично жречество. Храмовое хозяйство во времена Саргонидов переходит в руки правителя, жречеству даются дополнительные льготы и материальные блага, особое внимание уделяется традиционным культам в Уре и Ниппуре. В свою очередь, жрецы прославляют царя, создают благоприятную легендарную традицию, объясняющую его возвышение покровительством богини Иштар. Опорой царя становится и новая служилая знать, составляющая царскую бюрократию. Ее представители (чиновники, писцы) ставятся во главе некоторых городов Месопотамии, заменяя прежних наследственных «энси». Община переживает процесс имущественного расслоения. Наряда с зажиточными общинниками, занявшими видные посты в местном самоуправлении, появляются неимущие и безземельные, уделом которых становится работа по найму. Если в начале завоеваний Саргон опирался на ополчение общинников, что увеличивало их политическую роль, обогащало за счет добычи, то в дальнейшем он создает постоянное войско, давая воинам за службу земельные наделы из фонда царской земли. В ходе войн за счет пленных возросло количество рабов в царском, храмовом и частновладельческих хозяйствах.

Итогом политического развития Аккада в XXIV-XXIII вв. до н. э. явилось возникновение деспотии, представленной могущественной властью царя («шаррум»), Однако созданная Саргоном держава и сама деспотическая власть столкнулись с рядом затруднений. Уже в конце его царствования началось брожение среди «старейшин» (родовой аристократии), вспыхнул мятеж в войске (видимо, в ополчении общинников), отпали некоторые области (Субарту) и города (Вавилон и др.).

После смерти Саргона к власти пришли его приемники, одним из них знаменитый На-рам-Суэн (2236-2200 гг. до н. э.). Подавив очередную вспышку недовольства внутри государства, Нарам-Суэн принимает меры, которые укрепляют его деспотическую власть. Опора на жречество становится ведущей линией его внутренней политики. Он и его сыновья-наместники возводят храмы, члены царской семьи входят в состав храмового персонала, жрецам даются многочисленные льготы. В ответ жречество соглашается признать Нарам-Суэна «богом Аккада», детерминатив божества ставится перед именем царя.

Внешняя политика Нарам-Суэна отличается большой активностью. Он предпринимает успешные походы на северо-запад, где наносит решающий удар царству Эбла, на север - в Субарту и верховья Тигра, на восток - в Элам и страны побережья Персидского залива, в горы Загрос - против племени луллубеев. Его победы зафиксированы в многочисленных надписях, найденных в верховьях Тигра и в Сузах. На сузской «Стеле Нарам-Суэна», являющейся выдающимся произведением искусства, запечатлен триумф царя в войне. Титул «царь четырех стран света» торжественно увенчал внешнеполитические успехи аккадского царя.

Однако последние годы правления Нарам-Суэна были омрачены конфликтами с частью жречества, недовольной введением царского культа, а также голодом, охватившим страну, разрушением ирригационной сети, которые, вероятно, были следствием вторжения в Месопотамию горных племен кутиев (гутиев).

Некогда могущественное Аккадское царство с трудом отбивалось от степных кочевников с запада, набегов эламитов с востока и все более глубокого проникновения кутиев в Месопотамию.

Под ударами кутиев пришло в упадок Аккадское царство, утратившее свою власть над шумерскими городами, которые стремились к восстановлению независимости. Обострились социально-политические противоречия. Завоевателями были разрушены многие храмы и города Месопотамии, угонялось в плен и облагалось тяжелой данью население.

Завоеватели-кутии представляли собой племенной союз во главе с избиравшимися на определенный срок вождями; они находились на более низкой стадии общественного развития, нежели покоренная ими Месопотамия. Кутии предпочитали находиться в пределах своей страны и области Аррапха, а управляли Месопотамией с помощью наместников и военачальников из среды шумеров и аккадцев.

Итогом политического развития Аккада в XXIV-XXIII вв. до н. э. явилось возникновение деспотии, представленной могущественной властью царя («шаррум»). Однако созданная Саргоном держава и сама деспотическая власть столкнулись с рядом затруднений.

Около ста лет кутии удерживали политическое господство над страной. Имущественное расслоение в их собственной среде повлияло на слияние знати завоевателей со знатью покоренного Шумера и Аккада, что упрочило их господство и сделало его еще тяжелее для народных масс. Зрело сопротивление завоевателям, которое возглавил при поддержке Ура Урук, где к власти пришел простой рыбак Утухенгаль.

В 2109 г. до н. э. кутии были разбиты Утухенгалем. Однако он вскоре умер, и гегемония над освобожденной Месопотамией перешла к царю Ура - Ур-Намму. Он стал основателем знаменитой III династии Ура, правившей объединенным Шумеро-Аккадским царством (конец XXII - начало XX в. до н. э.)

Саргон (Шаррумкен) - царь Аккада и Шумера, правивший приблизительно в 2316-2261 годах до н. э., основатель династии Аккада.

В современной историографии он обычно называется Саргоном Древним или Саргоном Аккадским . Правление Саргона, первого царя Аккада, произвело на шумеро-аккадцев столь яркое впечатление, что его личность долгое время считалась легендарной. Тем не менее сомнений в реальности этого персонажа нет - до нас дошли и подлинные надписи Саргона.

Происхождение Саргона

Поздняя аккадская поэма, известная науке под названием «Легенда о Саргоне» сообщает, что его родиной был Азупирану («Шафрановый городок» или «Городок крокусов») на Евфрате. Местоположение его неизвестно, но полагают, что он находился на среднем течении этой реки, то есть в пределах нынешней Сирии. Во всяком случае Саргон, судя по имени, был восточным семитом.

По легенде, Саргон был выходцем из народных низов, считали, что он был приёмным сыном водоноса и состоял садовником и чашеносцем у кишского царя Ур-Забабы. Низкое происхождение Саргона стало впоследствии общим местом клинописных исторических сочинений. Ввиду такой настойчивости традиции, с большой долей уверенности можно утверждать, что Саргон действительно вышел из народа (собственно, из сотрудников царского храмового хозяйства), либо в его деятельности или сопутствующей ей исторической обстановке было нечто, позволившее сложиться такому мнению о нём. По легенде, известной в новоассирийский и нововавилонский период, мать Саргона была жрицей, которая тайно родила ребенка и пустила его в тростниковой корзине по Евфрату. Корзина была выловлена водоносом, и Саргон был им воспитан и стал садовником, а позже царём (благодаря благосклонности богини Иштар):

- «Сказание о Саргоне (аккадский вариант)»

Подобный сюжет о спасении ребенка довольно распространён (в частности, библейское предание о Моисее).

Шумерское сказание о Саргоне, сохранившееся в двух фрагментах, удачно дополняющих друг друга, говорит, что его отцом был Лаипум, однако сам Саргон никогда не называл имени своего отца:

- «Сказание о Саргоне (шумерский вариант)»

Шумерский текст легенды о Саргоне в сказочной форме повествует о противостоянии Саргона с царём Киша Ур-Забабой и с царём Урука Лугальзагеси.

Известная науке под названием «Легенда о Саргоне» сообщает, что его родиной был Азупирану («Шафрановый городок» или «Городок крокусов ») на Евфрате . Местоположение его неизвестно, но полагают, что он находился на среднем течении этой реки, то есть в пределах нынешней Сирии . Во всяком случае Саргон судя по имени был восточным семитом . По легенде, Саргон был выходцем из народных низов, считали, что он был приёмным сыном водоноса и состоял садовником и чашеносцем у кишского царя Ур-Забабы . Низкое происхождение Саргона стало впоследствии общим местом клинописных исторических сочинений. Ввиду такой настойчивости традиции, мы едва вправе сомневаться в том, что Саргон действительно вышел из народа (собственно из членов персонала царского храмового хозяйства), либо в его деятельности или сопутствующей ей исторической обстановке было нечто, позволившее сложиться такому мнению о нём.

Основание собственного царства

После поражения, которое нанёс Кишу Лугальзагеси , Саргон основал своё собственное царство. Начало царствования Саргона относится ко 2-му году правления Уруинимгины - лугаля (3-ий год его общего времени правления как энси и как лугаля) и к 20-му году правления Лугальзагеси (ок. 2316 г. до н. э.). Выбирая столицу для своего государства, Саргон решил не жить ни в одном из традиционных северных центров вроде Киша , Акшака или Мари , а выбрал город без традиций, почти безызвестный, возможно, находящийся в номе Сиппар . Город носил название Аккаде . По нему и область Ки-Ури стала с тех пор называться Аккадом , а восточносемитский язык - аккадским .

Победа над Лугальзагеси

Древнее Междуречье

В начале Саргон распространил свою власть на Верхнюю Месопотамию. На 3-ем году правления (ок. 2313 г. до н. э.) Саргон предпринял поход на запад, то есть в Сирию. Эн Эблы (город-государство населенный западными семитами и осуществляющий в здешних местах гегемонию), вероятно, признал власть Саргона и открыл ему дорогу к Средиземному морю . На 5-ом году (ок. 2311 г. до н. э.) Саргон начал военные действия против Лугальзагеси и быстро разгромил его армию и армии подвластных ему энси. Лугальзагеси был, видимо, казнён, а стены Урука были срыты.

Войско Саргона

Такой успех Саргона объясняется тем, что он, по-видимому, опирался на более или менее добровольное ополчение. Традиционной тактике стычек между небольшими тяжеловооруженными отрядами, которые сражались в сомкнутом строю, Саргон противопоставил тактику больших масс легковооруженных, подвижных воинов, действовавших цепями или врассыпную. Шумерские лугали, из-за отсутствия в Шумере достаточно гибких и упругих сортов дерева для луков, совершенно отказались от стрелкового оружия; Саргон, напротив, придавал большое значение лучникам, которые были способны издалека осыпать неповоротливые отряды щитоносцев и копьеносцев тучей стрел и расстраивать их, не доходя до рукопашной. Очевидно, либо Саргон имел доступ к зарослям тиса (или лещины) в предгорьях Малой Азии или Ирана , либо в его время изобретён составной, или клееный лук из рога, дерева и жил. Кроме народного ополчения, у Саргона была постоянная армия в 5400 воинов, кормившаяся за счёт царя.

Подчинение юга страны

В 6-ой год правления Саргона (ок. 2310 г. до н. э.) против него выступила коалиция южных энси во главе с «человеком из Ура ». Разбив войско Ура , Саргон двинулся против Уммы и Лагаша . Захватив Умму , Саргон занял временную столицу Лагаша город Э-Нинмар и подчинил всю территорию Лагаша , дойдя до Персидского залива (Нижнего моря). Энси Уммы Мес-э был взят в плен, судьба правителей Лагаша и Ура неизвестны. Стены всех трёх городов были срыты. Подводя итоги, Саргон говорит, что если считать этот поход, то он сражался в 34 битвах.

Поход на северо-запад, к Малой Азии

На 11-ом году правления (ок. 2305 г. до н. э.) Саргон предпринял второй поход на северо-запад. Двигаясь по Евфрату Саргон покорил Туттуль (ныне Хит), крупный город Мари , страну Яримуту (местонахождение не ясно), страну Эблу и дошёл до Кедрового леса (то есть гор Аманус) и Серебряных гор (то есть гор Малоазийского Тавра). Поздняя традиция, в частности, эпическая песня «Царь битвы» , рассказывает, что к Саргону обратились семитские купцы из города Канеша в М. Азии с жалобой на притеснения чинимые правителем Пуршаханды (Пурусханда) Нур-Даганом. В ответ на это, Саргон «переправился через Море захода солнца» покорил и объединил «Страну захода солнца» . Что из этого является подлинным историческим фактом и где следует искать «Страну захода солнца» неясно. Однако археологические данные не подтверждают столь давнего проникновения аккадских торговцев в глубь Малоазиийского полуострова . Более достоверна хеттская традиция, считавшая, что Саргон переправился лишь через Евфрат , немного ниже выхода этой реки из нагорной области.

Поход в Элам

После того, как Саргон расширил и укрепил своё царство на севере, западе и юге он предпринял поход в Элам , где в это время существовало несколько небольших номов , государств, среди которых наиболее значительными были собственно Элам (или Адамдун) во главе с царём (шарру ) Луххишшаном и энси (ишшакку ) Санамсимурру (?) и Варахсе с правителем (шакканаку ) Сидгау. Поход закончился успешно, Саргон взял города Уруа, Аван и Сузы , в плен были взяты правитель и судья Варахсе Сидгау, царь Луххишшан , энси Элама Санамсимурру, энси города Хухнура (вероятно совр. Маламир) Зина, энси области Гунилахи, наряду с другими значительными лицами. В числе добычи упоминается строительный лес. Однако Элам не был, видимо, превращен просто в область Аккадской державы, очевидно, что все пленные правители признали власть Саргона и были им оставлены на местах.

Предполагают, что после похода в северные области Элама, Саргон завоевал страны Кутиум (кутии) и Луллубум (луллубеи). К сожалению надписи в период правления Саргона, не содержат прямых сведений о его походе в названные страны. Об этом говорят косвенные данные. Также Саргон вёл войну и со страной Симуррум (город-государство на реке Нижний Заб), на что указывает дотированная формула «год, когда Саргон на Симуррум пошёл» .

Обустройство государства

При Саргоне храмовые хозяйства были слиты с царскими. Государство Саргона было первой попыткой создания централизованной деспотии, в которой неродовитая царская бюрократия вытеснила старую родовую аристократию, а органы самоуправления городов-государств (совет, народное собрание) были превращены в низовую администрацию. Саргон вновь отстроил город Киш , и помимо нетрадиционного титула «царь Аккаде » и титула южных гегемонов «царь Страны» , он принял и титул северных гегемонов «царь множеств (шар кишшатим)» , так теперь стали переводить по аккадски шумерский титул «лугаль Киша » .

При Саргоне наблюдался расцвет торговли. Он ввёл единообразные меры площади, веса и т. п. по свей стране, заботился о поддержании сухопутных и водных путей. По преданию корабли из Мелахи (Индии) поднимались при нём по реке до пристани города Аккаде , и среди диковинных товаров здесь можно было видеть слонов и обезьян. Однако этот расцвет торговли продолжался недолго.

Почитание богов

Саргон хорошо понимал необходимость религиозного обоснования своей власти, поэтому естественно, что он опирался не только на культ Абы, бога города Аккаде (может быть своего родового бога) и культ Забабы , бога Киша , но и на общешумерский культ Энлиля в Ниппуре . В его храме он соорудил несколько статуй и вероятно богато одарил храм, стремясь привлечь на свою сторону жречество. Свою дочь, носящую шумерское имя Эн-хеду-Ана (букв. «Жрица обилия небес» ), он отдал в жрицы - эн (по-аккадски энту) богу Луны Нанне в Ур ; с тех пор стало традицией чтобы старшая дочь царя была энту Нанны . Позднейшие утверждения нравоучительных вавилонских жреческих хроник, будто Саргон относился к богам с пренебрежением, несомненно тенденциозны, как и утверждение, будто Саргон разрушил Вавилон , чтобы из его кирпичей строить пригород своей столицы; город Вавилон тогда не имел ровно никакого значения.

Мятежи знати и зависимых территорий

Государство Саргона не было прочным. Уже в конце его царствования начались брожения среди родовой аристократии. Энси Казаллу Каштамбила поднял мятеж против власти Саргона. Саргон подавил этот мятеж, захватил Казаллу и разрушил его. Затем, по преданию, «старейшины (то есть знать) всей страны возмутились против него и в Аккаде осадили его» , причём Саргон на старости лет должен был бежать и прятаться в канаве, хотя потом и одолел мятежников.

Враждебные племена из Субарту (то есть Сев. Месопотамии и Ассирии) предпринимали нападения на Аккаде . В ходе успешного похода Саргон покорил Субарту, а захваченную добычу отправил в Аккаде . В самом конце правления Саргона в Южной Месопотамии разразился голод, вызвавший новое восстание всей страны. Составители хроники приписывают этот голод гневу бога Мардука за разрушение Саргоном Вавилона . Саргон умер, так и не успев покорить это восстание.

Правил Саргон 55 лет.

АККАДСКАЯ ИМПЕРИЯ

Ок. 2 316 - 2 230 гг. до н.э.

По наиболее распространённому мнению, в конце 4-го - начале 3-го тыс. до н.э. семиты в Сирийской степи - разделились (по языку) на две большие группы - Восточную и Западную.

Из Сирийской степи восточная (северо-восточная) группа первоначально расселилась в северной части Южного Двуречья, где вошла в соприкосновение с шумерами (нач. 3-го тыс. до н.э.). Представители этой группы говорили на аккадском языке.

В Средней Месопотамии, жили восточные семиты с шумерами, и только в Нижней, да и то лишь в южной части, шумеры доминировали.

В Верхней Месопотамии возникают города, храмы, но не с шумерской структурой. У местного населения свое отношение к храмам - их тоже много, свои конструкции, своими были и традиции изготовления металлических изделий, типы стилей печатей. Государства и здесь возникают в III тыс. до н.э.

С середины 3-го тыс. до н.э. аккадцы проникают в южную часть Южного Двуречья, и вскоре язык северо-восточной группы семитов вытесняет шумерский. Дальнейшая судьба этой группы семитов связана с историей Аккада, Вавилонии, Ассирии.

В последней трети III тыс. до н.э. мы видим на верхнем Евфрате, в верхней Месопотамии, два народа, - диданы и хонейцы (через земли ханейцев проходил Авраам). Это - часть западно-семитской группы, которую восточные семиты, жившие в Аккаде, называли "западниками" (амурру, амореи).

Амореи (амориты. самоназвание «сутии», то есть потомки легендарного праотца Суту; он же Сиф в синодальном переводе Библии, Шет в еврейских текстах) - кочевой западно - семитский народ древней Передней Азии. Выделились из родственной семитской племенной среды на южных рубежах Месопотамии в начале 3 тыс. до н.э., когда от них отселились на запад предки ханнанеев.

На северных границах Шумера образовалось могущественное семитское царство - Аккад .

Культура шумеров оказала мощное влияние на этот регион. Аккадцы усвоили шумерскую культуру, религию и письменность на раннем этапе своего развития. Постепенно семитские народы проникали вглубь Шумера.

Цари IV династии Киша, как и последние правители Акшака, имели исключительно семитские имена.

ЭПОХА ИНАННЫ/ИШТАР

САРГОН ДРЕВНИЙ/Саргон I/Саргон Великий/Сарго́н Аккадский/Шаррумкен

Ок. 2316 - 2261 гг. до н. э.

Голова Саргона Великого. Ниневия.

Инанна стала верховным божеством. Она нашла человека по имени Саргон.

"Саргон - один ранний вавилонский монарх, родился он от родителей царей, был спрятан своей матерью от его родственника - правителя, она унесла его на Евфрат и поместила в ковчеге из камышей, изнутри покрытым горной смолой. Саргона обнаружил человек по имени Акки, водонос, который усыновил его ".

"Я буду присматривать за тобой (с небес) из своей золотой небесной камеры (барки )" - сказала Инанна Саргону.

Сам Саргон никогда не называл имени своего отца. Поздняя аккадская поэма, известная науке под названием «Легенда о Саргоне» сообщает, что его родиной был Азупирану («Шафрановый городок» или «Городок крокусов») на Евфрате. Местоположение его неизвестно, но полагают, что он находился на среднем течении этой реки, то есть в пределах нынешней Сирии. Во всяком случае Саргон, судя по имени, был восточным семитом.

По легенде, Саргон был выходцем из народных низов, считали, что он был приёмным сыном водоноса и состоял садовником и чашеносцем у кишского царя Ур-Забабы. Царь Киша был побеждён царём Лугальзагеси (см. ).

Саргон был человеком ловким, дальновидным и проницательным политиком. Для него не были секретом ни слабость двора в Кише, ни сепаратистские устремления отдельных династий.

Он переждал то время, когда Лугальзагеси одерживал победы и видел дальше, чем завоеватель Уммы. Саргон понимал, что объединение Шумера неизбежно окажется кратковременным, недолговечным и непременно обернётся против Лугальзагеси.

Улучив подходящий момент, Саргон во главе своих соплеменников, лишь ожидавших его сигнала, двинул на Шумер свои войска и ок. 2 316 г. до н.э. Саргон Великий победил Урук, сокрушил его стены; в битве с жителями Урука одержал победу.

Лугальзагеси, царя Урука, взял в плен в этой битве, отправил его в клетке для собак к вратам Энлиля. "Когда Энлиль, рассерженный, словно небесный бык, предал смерти жителей Киша и, словно разъярённый бык, сокрушил дома Урука, обратив их во прах, передал Энлиль Саргону, царю Аккада, власть и царство в странах от нижних до верхних (от южных до северных )".

Начало царствования Саргона относится ко 2-му году правления Уруинимгины - лугаля (3-ий год его общего времени правления как энси и как лугаля) и к 20-му году правления Лугальзагеси (ок. 2316 г. до н. э.). Выбирая столицу для своего государства, Саргон решил не жить ни в одном из традиционных северных центров вроде Киша, Акшака или Мари, а выбрал город без традиций, почти безызвестный, возможно, находящийся в номе Сиппар. Город носил название Аккаде. По нему и область Ки-Ури стала с тех пор называться Аккадом, а восточносемитский язык - аккадским.

В начале Саргон распространил свою власть на Верхнюю Месопотамию. На 3-ем году правления (ок. 2313 г. до н. э.) Саргон предпринял поход на запад, то есть в Сирию.

Эн Эблы (город-государство населенный западными семитами и осуществляющий в здешних местах гегемонию), вероятно, признал власть Саргона и открыл ему дорогу к Средиземному морю.

На 5-ом году (ок. 2311 г. до н. э.) Саргон начал военные действия против Лугальзагеси и быстро разгромил его армию и армии подвластных ему энси. Лугальзагеси был, видимо, казнён, а стены Урука были срыты.

В 6-ой год правления Саргона (ок. 2310 г. до н. э.) против него выступила коалиция южных энси во главе с «человеком из Ура». Разбив войско Ура, Саргон двинулся против Уммы и Лагаша. Захватив Умму, Саргон занял временную столицу Лагаша город Э-Нинмар и подчинил всю территорию Лагаша, дойдя до Персидского залива (Нижнего моря).

Энси Уммы Мес-э был взят в плен, судьба правителей Лагаша и Ура неизвестны. Стены всех трёх городов были срыты.

«Саргон, царь Аккаде, машким Инанны, царь Киша, гуда-жрец Ана, царь Страны, великий энси Энлиля, разорил город Урук, разрушил его стены; бился с мужами Урука, покорил их; бился с Лугальзагеси, царём Урука, взял его в плен [и] доставил его в шейных колодках к воротам Энлиля.
Саргон, царь Аккада, бился с мужами Ура, покорил их, покорил их, разорил их город [и] разрушил его стены; разорил Э-Нинмар, разрушил его стены, разорил его территорию от Лагаша до моря, омыл своё оружие в море; дрался с мужами Уммы, покорил их, разорил их город [и] разрушил его стены.
Саргону, царю Страны, Энлиль не дал равных; [действительно] Энлиль даровал ему всю территорию от моря наверху до моря внизу. Аккадцы (дословно «сыны Аккаде») получили энство [повсюду] от нижнего моря и выше. Мужи Мари [и] мужи Элама служили Саргону, царю Страны [как своему господину].
Саргон, царь Страны, восстановил Киш [и] дал этот город им [людям Киша], в качестве места жительства.
Кто когда-либо разрушит эту надпись - пусть Уту выбьет [из-под] него основу; пусть лишит его семени
».

Такой успех Саргона объясняется тем, что он, по-видимому, опирался на более или менее добровольное ополчение. Традиционной тактике стычек между небольшими тяжеловооруженными отрядами, которые сражались в сомкнутом строю, Саргон противопоставил тактику больших масс легковооруженных, подвижных воинов, действовавших цепями или врассыпную. Шумерские лугали, из-за отсутствия в Шумере достаточно гибких и упругих сортов дерева для луков, совершенно отказались от стрелкового оружия; Саргон, напротив, придавал большое значение лучникам, которые были способны издалека осыпать неповоротливые отряды щитоносцев и копьеносцев тучей стрел и расстраивать их, не доходя до рукопашной. Очевидно, либо Саргон имел доступ к зарослям тиса (или лещины) в предгорьях Малой Азии или Ирана, либо в его время изобретён составной, или клееный лук из рога, дерева и жил. Кроме народного ополчения, у Саргона была постоянная армия в 5400 воинов, кормившаяся за счёт царя.

Поход на северо-запад, к Малой Азии

На 11-ом году правления (ок. 2305 г. до н. э.) Саргон предпринял второй поход на северо-запад. Двигаясь по Евфрату Саргон покорил Туттуль (ныне Хит), крупный город Мари, страну Яримуту (местонахождение не ясно), страну Эблу и дошёл до Кедрового леса (то есть гор Аманус) и Серебряных гор (то есть гор Малоазийского Тавра). «Саргон, царь Киша, одержал победу [над городами] в тридцати четырёх сражениях до самого моря [и] разрушил их стены. Он заставил суда из Мелуххи, суда из Магана [и] суда из Дильмуна причалить в бухте Аккаде.
Саргон, царь, простёрся перед Даганом [и] вознёс ему молитву; [и] он [Даган] даровал ему верхнюю землю, [а именно] Мари, Ярмути [и] Иблу, вплоть до Кедрового леса [и] до Серебряной горы.
Саргон, царь, которому Энлиль не позволил иметь равных, - 5400 воинов ежедневно едят перед ним хлеб.
Кто когда-либо сотрёт эту надпись - пусть Ан сотрёт его имя; пусть Энлиль лишит его семени; пусть Инанна
...». - надпись на табличке
Поздняя традиция, в частности, эпическая песня «Царь битвы», рассказывает, что к Саргону обратились семитские купцы из города Канеша в М. Азии с жалобой на притеснения, чинимые правителем Пуршаханды (Пурусханда) Нур-Даганом. В ответ на это, Саргон «переправился через Море захода солнца» покорил и объединил «Страну захода солнца». Что из этого является подлинным историческим фактом и где следует искать «Страну захода солнца» неясно. Однако археологические данные не подтверждают столь давнего проникновения аккадских торговцев вглубь Малоазиийского полуострова. Более достоверна хеттская традиция, считавшая, что Саргон переправился лишь через Евфрат, немного ниже выхода этой реки из нагорной области.

Обустройство государства

При Саргоне храмовые хозяйства были слиты с царскими. Государство Саргона было первой попыткой создания централизованной деспотии, в которой неродовитая царская бюрократия вытеснила старую родовую аристократию, а органы самоуправления городов-государств (совет, народное собрание) были превращены в низовую администрацию. Саргон вновь отстроил город Киш, и помимо нетрадиционного титула «царь Аккаде» и титула южных гегемонов «царь Страны», он принял и титул северных гегемонов «царь множеств (шар кишшатим)», так теперь стали переводить по-аккадски шумерский титул «лугаль Киша».
При Саргоне наблюдался расцвет торговли. Он ввёл единообразные меры площади, веса и т. п. по всей стране, заботился о поддержании сухопутных и водных путей. По преданию, корабли из Мелуххи (поднимались при нём по реке до пристани города Аккаде, и среди диковинных товаров здесь можно было видеть слонов и обезьян. Однако этот расцвет торговли продолжался недолго.

Почитание богов

Саргон хорошо понимал необходимость религиозного обоснования своей власти, поэтому естественно, что он опирался не только на культ Абы, бога города Аккаде (может быть, своего родового бога) и культ Забабы, бога Киша, но и на общешумерский культ Энлиля в Ниппуре. В его храме он соорудил несколько статуй и вероятно богато одарил храм, стремясь привлечь на свою сторону жречество. Свою дочь, носящую шумерское имя Эн-хеду-Ана (букв. «Жрица обилия небес»), он отдал в жрицы - эн (по-аккадски энту) богу Луны Нанне в Ур; с тех пор стало традицией чтобы старшая дочь царя была энту Нанны. Позднейшие утверждения нравоучительных вавилонских жреческих хроник, будто Саргон относился к богам с пренебрежением, несомненно тенденциозны, как и утверждение, будто Саргон разрушил Вавилон, чтобы из его кирпичей строить пригород своей столицы; город Вавилон тогда не имел ровно никакого значения.

Так называемая "Маска Саргона Древнего". ок. 2300г. до н.э. Иракский музей, Багдад.

Рельеф из дворца царя Саргона в Хорсабаде.

Поход в Элам

После того, как Саргон расширил и укрепил своё царство на севере, западе и юге, он предпринял поход в Элам, где в это время существовало несколько небольших номов - государств, среди которых наиболее значительными были собственно Элам (или Адамдун) во главе с царём (шарру) Луххишшаном и энси (ишшакку) Санамсимурру (?) и Варахсе с правителем (шакканаку) Сидгау. Поход закончился успешно, Саргон взял города Уруа, Аван и Сузы, в плен были взяты правитель и судья Варахсе Сидгау, царь Луххишшан, энси Элама Санамсимурру, энси города Хухнура (вероятно совр. Маламир) Зина, энси области Гунилахи, наряду с другими значительными лицами. В числе добычи упоминается строительный лес. Однако Элам не был, видимо, превращен просто в область Аккадской державы, очевидно все пленные правители признали власть Саргона и были им оставлены на местах.
Предполагают, что после похода в северные области Элама, Саргон завоевал страны Кутиум (гутии) и Луллубум (луллубеи). К сожалению, надписи в период правления Саргона не содержат прямых сведений о его походе в названные страны. Об этом говорят косвенные данные. Также Саргон вёл войну и со страной Симуррум (город-государство на реке Нижний Заб), на что указывает датированная формула «год, когда Саргон на Симуррум пошёл».

В конце своего правления Саргон Великий взял из Вавилона Священную Землю. Бог Мардук вернулся в Вавилон и умертвил голодом людей Саргона. Мардук воссоздал Вавилон, он создал водопроводную систему, перекачивая из низин Вавилона воду в окрестности. Война между Мардуком и сторонниками Саргона продолжались. Прибыл брат Мардука-Нергал, чтобы уговорить Мардука уйти из Вавилона. После того, как Мардук уехал, то Нергал уничтожил водную систему, в округе началась великая засуха.

Карта Аккадской империи, показывающая завоевания Саргона.

Мятежи знати и зависимых территорий

Государство Саргона не было прочным. Уже в конце его царствования начались брожения среди родовой аристократии. Энси Казаллу Каштамбила поднял мятеж против власти Саргона. Саргон подавил этот мятеж, захватил Казаллу и разрушил его. Затем, по преданию, «старейшины (то есть знать) всей страны возмутились против него и в Аккаде осадили его », причём Саргон на старости лет должен был бежать и прятаться в канаве, хотя потом и одолел мятежников.
Враждебные племена из Субарту (то есть Сев. Месопотамии и Ассирии) предпринимали нападения на Аккаде. В ходе успешного похода Саргон покорил Субарту, а захваченную добычу отправил в Аккаде. В самом конце правления Саргона в Южной Месопотамии разразился голод, вызвавший новое восстание всей страны. Составители хроники приписывают этот голод гневу бога Мардука за разрушение Саргоном Вавилона. Саргон умер, так и не успев подавить это восстание.

Правил Саргон 55 лет.

2261 - 2252 гг. до н. э., правит сын Саргона Римуш (букв. «Телец Уша»).

Первый разгром мятежников

На монолите, в составе текста перечисляющего дары царя храму бога солнца Шамаша в Сиппаре Римуш говорит, что после смерти отца «все страны, которые оставил мне мой отец Саргон, восстали против меня и не одна не осталась мне верной». Во главе восставших встал шумереец Каку (или Энимкуг, чтение имени спорно), правитель Ура. К нему примкнули Умма и много других городов. Римуш разбил армию Каку, восставшие потеряли убитыми 8040 человек, в плен взято 5460. Затем Римуш двинулся к Персидскому заливу и забрал в городах, примкнувших к Каку, пленных ещё 5700 человек. На обратном пути в Аккаде Римуш разгромил Казаллу. Энси Казаллу семит Ашаред был взят в плен. Число убитых составило 12 650 человек, а пленных еще 5864 - едва ли не всё взрослое население Казаллу. По-видимому, во время этого похода Римуш совершил набег на государство Хишепратепа (или Хишепрашера), одного из царей Элама и разрушил там несколько городов.

Второй разгром мятежников

Через некоторое время Римуш совершил ещё один, более серьезный поход на юго-восток Двуречья, где образовалась мятежная коалиция во главе которой стояли города Умма и Киан (Дер?). Римуш разгромил эту коалицию, энси Уммы и Адаба были убиты, а энси Киана, Халлаба и Лагаша, а также ряд военачальников были взяты в плен. Число убитых только в Умме и Киане составило 8900 человек, там же было взято в плен 3540 человек.

Поход в Элам

Замирив таким образом Нижнюю Месопотамию, Римуш на 3-ем году правления (ок. 2258 г. до н. э.) предпринял ещё один поход против Элама, точнее против царя Варахсе (область нагорья Пошт-ем Кух и земли у верхнего течения р. Керхе) Апалкамаша, и против шаганы (правителя или военачальника) города Варахсе Сидгау, который до этого подчинялся Саргону. Разгромив их Римуш затем разбил и войска других эламских государств, «в беде Варахсе» поспешившие ему на помощь. Число убитых и пленных в этом походе также было очень велико. В плен попали также шагана Сидгау и шагана города Захары Ункапи (или Сакарпи).

Дары храмам

Видимо, Римуш предпринимал также и походы на север, т. к. в своей надписи от утверждал, что держит для Энлиля моря Верхнее (Средиземное) и Нижнее (Персидский залив) и все горы. Основной целью расправ Римуша было устрашение населения и пресечение мятежей против династии Аккаде. Достигнутое, таким образом, временное замирение страны свидетельствует лишь о шаткости власти Римуша. Пытаясь заручиться поддержкой жречества, Римуш приносил обильные дары храмам. Существенно при этом, что несмотря на захват большого числа пленных, говорить о возникновении прямого рабства в большом масштабе в пределах царско-храмовых хозяйств, видимо, не приходится. Римуш, например, увековечил специальной надписью на статуе дарение храму Энлиля в Ниппуре 15 кг золота, 1,8 тонн меди из эламской добычи, и всего 6 рабов и рабынь. Видимо, большинство пленных по-прежнему уничтожалось. «[Во время оно] никто не создавал статуи из свинца, [но] у Римуша, царя Киша, была статуя его самого, сделанная из свинца. Она стояла перед Энлилем; [и] она повторяла (?) о его [Римуша] достоинствах в иду богов.
Кто когда либо разрушит эту надпись - пусть Энлиль и Уту выбьют [из-под него] основы, пусть они лишат его семени
. Надпись с...». - надпись на табличке.

Убийство Римуша

По преданию, Римуша убила знать, закидав его тяжелыми каменными печатями. Как видно, в присутствии царя не полагалось находиться с оружием.

Правил Римуш 9 лет, но есть данные и о 15-летнем его правлении.

2252 - 2237 годах до н. э. царствует в Аккаде Маништушу . Сын Саргона, брат Римуша.

July 12th, 2016

Цивилизация древнего Шумера располагалась в богатых землях между реками Тигр и Евфрат. Но в 2330 г. до н.э. этот регион столкнулся с массовыми разрушениями. «Виновником» был Лугальзагеси, правитель Уммы. Перед тем, как он унаследовав трон, Лугальзагеси был жрецом богини Нисаба и (как полагают историки) фанатиком, одержимым жаждой завоеваний и разрушения. Вскоре после того, как он унаследовал трон Уммы, Лугальзагеси также стал царем Урука, вероятно, путем династического брака. Затем он завоевал соседний город-государство Лагаш, после чего разграбил и сжег в нем дворец и храмы.

Но Лугальзагеси не остановился на завоевании Лагаша, также покорив Ур, Забалу и Ниипур и пр сути став правителем всего Шумера. Его войска совершали налеты от Персидского залива до Средиземного моря:. Завоевания Лугальзагеси вскоре привели его к конфликту с Саргоном Древним, царем Аккада.

Для последующих времен личность основателя царства Аккада Саргон Древний была окутана сказочной дымкой преданий; нам и сейчас нелегко отделить легенду от истории, хотя от Саргона дошли и подлинные надписи, к сожалению, довольно скупые по содержанию. Настоящее имя Саргона неизвестно, а имя Шаррумкен, что означает по-восточносемитски «царь истинен», он, по всей вероятности, принял уже по восшествии на престол.

Давайте узнаем о нем подробнее...



Саргон был выходцем из народных низов, считали, что он был приёмным сыном водоноса и состоял садовником и чашеносцем у кишского царя Ур-Забабы.

Поздняя аккадская поэма, известная под названием «Легенда о Саргоне», сообщает, что родиной его был Азупирану («Шафрановый городок», или «Городок крокусов») на Евфрате. Точное местонахождение его неизвестно, но предполагается, что он располагался где-то в среднем течении этой реки (в совр. Сирии). Во всяком случае, Саргон, судя по его имени, был восточным семитом, а возвысился он в Кише, на севере Шумера.

Овладев, правдами и неправдами, царским троном в Кише, Саргон сумел захватить сначала Верхнюю Месопотамию – «до Верхнего (Средиземного) моря», а затем «обратил свои взоры» на юг – на Нижнюю Месопотамию. Но здесь его честолюбивым устремлениям попытался помешать весьма могущественный противник – Лугальзагеси, царь Уммы и завоеватель большинства городов Шумера.

«Противостояние Лугальзагеси и Саргона, – пишет В.В. Емельянов, – первая серьезная развилка в истории Южного Двуречья. Здесь мы сталкиваемся с ситуацией выбора пути, и путь этот пролегает в противоположные стороны. Документы, дошедшие от времени Лугальзагеси, позволяют сделать вывод о традиционности его „политической программы». Завоевав Южное Двуречье, уммийский царь перебрался в военный центр шумеров Урук, добился, чтобы его избрали лугалем в Ниппуре, и поставил свою власть на службу общинной олигархии. Если бы на его пути не возник Саргон, можно было бы ожидать традиционного шумерского стремления к выделению своего города из числа других, иерархии „центр“-„провинция“, „старший город“– „младший город “, перераспределения благ в пользу общинных авторитетов и высшего храмового жречества… То есть, даже захватив всю территорию Двуречья, Лугальзагеси не смог бы ничего сделать для объединения страны и для обеспечения согласованного единства в работе местных ирригационных систем. В результате возникли бы недовольные, по новому кругу пошли бы междоусобные войны городских правителей и требования вернуть страну в условия изначальной справедливости».


После поражения, которое нанёс Кишу Лугальзагеси, Саргон основал своё собственное царство.

Совершенно иной путь был уготован Месопотамии при Саргоне… Политико-идеологические нововведения Саргона сводились к следующему:

Замена номовой олигархии чиновниками, назначаемыми царем, создание условий для воспроизводства царской бюрократии.
- Создание массовой армии, набираемой из свободных земледельцев-общинников.
- Благоприятствование развитию торговли и ростовщичества, покровительство людям этих профессий.
- Сращивание жреческой и царской власти путем выдвижения своих родственников и приближенных на высшие жреческие должности в шумерских храмах, а также через пользование храмовой землей.
- Введение единой системы мер и весов (в серебре и зерне ячменя) и попытки введения единого календаря.
- В области искусства появляется невиданный доселе жанр – скульптурный портрет правителя, что свидетельствует о тенденции к прославлению личности царя в эпоху Саргонидов.

Победа Аккада для Месопотамии означала централизм, укрепление политического и экономического единства страны, рациональное использование ирригационных систем, подчинение храмовых хозяйств царскому хозяйству, уничтожение традиционной олигархии, связанной с местными общинами и храмами, и выдвижение на первый план новой знати из предводителей царского войска и царской бюрократии.

Однако на пути к этим радикальным преобразованиям стоял Лугальзагеси – владыка Южной Месопотамии и покровитель традиционных порядков, олицетворяемых старой аристократией и старым жречеством. Недаром он сумел собрать для решающего столкновения с Саргоном Аккадским огромную армию, объединившую отряды ополченцев и дружины профессиональных воинов из 50 городов-государств во главе с их энси (правителями).

Исход этой борьбы, наградой за победу в которой явилось бы господство над всем Двуречьем, решила военная организация и тактика войск обоих соперников. Армия шумерских «номов» состояла из трех родов войск: легкой пехоты, вооруженной дротиками, палицами и булавами; тяжеловооруженной пехоты в шлемах, с большими щитами и длинными копьями; колесниц, запряженных четверкой ослов. Эти солдаты выходили на битву сомкнутым строем, двигались только вперед и не могли по ходу сражения перестраиваться и маневрировать. Совсем другое дело – вооруженные силы Саргона. Основу его армии составляла многочисленная легкая пехота, действовавшая рассыпным строем и делившаяся на лучников, копейщиков и воинов, вооруженных секирами.

В боях против неповоротливой тяжеловооруженной шумерской пехоты Лугальзагеси войска Саргона постоянно одерживали верх. Были захвачены Урук, Ур, Лагаш и, наконец, Умма. Ее незадачливый правитель попал в плен к северянам, был посажен в цепях в клетку и отправлен в Ниппур на потеху публики. «Власть шумерского царя должна заканчиваться там же, где и началась, – в священном Ниппуре. Поэтому Лугальзагеси в медных оковах был проведен через ниппурские „ворота Энлиля», после чего лишился власти и был отдан под суд самого Энлиля, точнее – его жрецов, скорее всего, приговоривших уммийского гегемона к смерти».

Войска шумерских городов.

Показательно, что, выбирая столицу для своего быстро растущего царства, Саргон решил не жить ни в одном из старых северных центров вроде Киша, Акшака или Мари, а нашел захудалый город без традиций, почти безвестный, где-то в пределах «нома» Сиппар. Город назывался Аккад. По нему и весь север Месопотамии стал называться Аккадом, а восточносемитский язык – аккадским. К сожалению, руины этого города до сих пор не найдены.

Саргон был весьма амбициозным правителем. Завоевав Шумер, он сделал важный символический жест: он омыл свой меч в «Нижнем Море», то есть в Персидском заливе. Клинописные тексты сообщают, что Саргон правил 55 лет (2316–2261 гг. до н. э.) и провел 34 крупных и удачных для него сражения. За эти годы он совершил множество победоносных походов на запад – в район.

Сирии и Малой Азии и на восток – в область Элама (Юго-Западный Иран). После победы над Лугальзагеси власть аккадского монарха простиралась от восточного побережья Средиземного моря и до Персидского залива, от Иранских гор и до Аравийской пустыни. Это было самое большое из существовавших до тех пор в Месопотамии государств. Недаром многие современные исследователи называют державу Саргона Аккадского империей.


При Саргоне наблюдался расцвет торговли. Он ввёл единообразные меры площади, веса и т. п. по всей стране, заботился о поддержании сухопутных и водных путей.

Бывший садовник, став «владыкой полумира», мог бы удовлетворить свое честолюбие, приняв обычный для шумерской практики престижный титул «Лугаль (царь) Киша». Но Саргону этого явно было мало. Поверженный аккадским воинством Лугальзагеси ввел ранее в употребление новый титул – «Царь страны». Правда, на деле это были лишь претензии самоуверенного властителя сравнительно небольшого государства на юге Двуречья, претензии, так и не воплотившиеся в жизнь. Однако политические замыслы Лугальзагеси скоро стали реальной программой действий Саргона, впервые объединившего в одних руках власть над всей Месопотамией. И данный факт немедленно нашел отражение в царской титулатуре. Повелитель Шумера и Аккада присвоил себе пышное наименование «Повелитель четырех сторон света», которое применялось прежде только по отношению к богам.

И все же самое крупное нововведение этого монарха – установленное им фактическое превосходство семитов (аккадцев) над шумерами. Аккадские губернаторы были посланы во все главные шумерские «номы», а аккадский язык стал официальным для делопроизводства. Но традиционные религиозные порядки и учреждения Шумера неизменно уважались: так, дочь Саргона стала жрицей Нанны – бога луны в Уре, а сам монарх называл себя «помазанным жрецом бога Ану» и «великим энси Энлиля».

Укрепив свою власть в Месопотамии и значительно увеличив размеры своей армии, Саргон осуществил несколько больших военных кампаний в двух направлениях: за Тигр, в сторону Ирана и также вдоль Евфрата, на Сирию. Правда, на востоке он встретил ожесточенное сопротивление объединенных сил четырех правителей Юго-Западного Ирана, возглавляемых царем Авана. В конце концов, враги были наголову разбиты, ряд городов был опустошен победителями. После этого многие правители и цари Элама и соседних областей изъявили желание признать себя вассалами Аккада.

Затем начался поход на северо-запад – в Сирию и Ливан. Саргону покорились, хотя и не без борьбы, Мари, Ибла и Ярмути, а также страны «Кедровый Лес» и «Серебряная Гора». Первые три города определенно находились в Северной Сирии, «Кедровый Лес» – в Ливане, а «Серебряная Гора» – в горах Тавра (Турция). Уже из одних этих названий можно предположить, что Саргон обеспечил себя запасами древесины и серебра, каковые спокойно сплавлялись теперь на плотах и лодках вниз по Евфрату – в Аккад и Шумер. Успешные рейды провели аккадские войска в Курдистан и на побережье Персидского залива, вплоть до Омана.

Славное царствование Саргона Аккадского длилось не менее 55 лет, до 2261 г. до н. э. И, как сообщает нам довольно поздняя вавилонская хроника, «в его старости все земли взбунтовались против него, и осадили его в Аккаде». Но старый лев все еще имел острые зубы и когти: «он вышел из ворот города и разбил их; он смел их с лица земли и уничтожил их огромную армию».

Государство Саргона не было прочным. Уже в конце его царствования начались брожения среди родовой аристократии. Энси Казаллу Каштамбила поднял мятеж против власти Саргона. Саргон подавил этот мятеж, захватил Казаллу и разрушил его. Затем, по преданию, «старейшины (то есть знать) всей страны возмутились против него и в Аккаде осадили его», причём Саргон на старости лет должен был бежать и прятаться в канаве, хотя потом и одолел мятежников.



Саргон правил 55 лет! Это был абсолютный рекорд.

Враждебные племена из Субарту (то есть Сев. Месопотамии и Ассирии) предпринимали нападения на Аккаде. В ходе успешного похода Саргон покорил Субарту, а захваченную добычу отправил в Аккаде. В самом конце правления Саргона в Южной Месопотамии разразился голод, вызвавший новое восстание всей страны. Составители хроники приписывают этот голод гневу бога Мардука за разрушение Саргоном Вавилона. Саргон умер, так и не успев подавить это восстание.

События, которые омрачили последние годы жизни Саргона Древнего, во всей своей полноте проявили себя после его смерти: началось всеобщее восстание недовольных новыми порядками как в Шумере, так и в Эламе. Сын и наследник Саргона, Римуш, жестоко расправился с бунтовщиками и восстановил в пределах Аккадской империи относительный порядок. Но опасность подстерегла его на девятом году правления (2261–2252 гг. до н. э.) внутри собственного дома. «Его слуги, – сообщает один вавилонский источник, – убили его своими глиняными табличками». Вот уж истинный парадокс: глиняная обожженная табличка с клинописью – источник знаний – может, оказывается, превращаться иногда и в смертоносное оружие.

источники