Школа: реальность и мифы. Школьные перегрузки. Что предпринять в данных случаях

 ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

ГИЛЬДИЯ

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ:
МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

Основная и неоспоримая задача школы - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Вне обучения развитие невозможно. Через что и как может школа реализовать эту непростую задачу?
Сегодня многие сходятся в том, что только индивидуализация позволит решить эту проблему. Причем не просто индивидуализация, а «индивидуализация интеллектуального развития личности на основе учета своеобразия познавательного опыта».
«Почему именно через интеллект?» М.А. Холодная, доктор психологических наук, профессор РАО, отвечает на этот вопрос так: «Интеллект - один из базовых психологических ресурсов человека... Психологической основой разумности является интеллект... Умный человек контролирует ситуацию... Интеллект - это механизм, порождающий новое знание, механизм, позволяющий хаос приводить в порядок... Интеллект - основа внутренней психотерапии...
Таким образом, занимаясь развитием интеллекта, мы тем самым занимаемся личностью целостно».
При этом она выделяет две основные задачи.
«Создание условий для актуализации наличного познавательного опыта данного ребенка».
«Создание условий для усложнения (но не перегруженности), обогащения и наращивания индивидуального опыта этого ребенка в максимально возможном диапазоне».
В каждом человеке заложена способность, толкающая его на реализацию своих возможностей. Изменение «Я-пространства» происходит через опыт во взаимоотношениях, эффективность обучения зависит от встречи двух индивидуальностей: учитель - ученик, учащийся - его сверстник. Чем гармоничнее они будут взаимодействовать, тем больше будет эффективность.
Насколько же востребован в школах индивидуальный опыт педагога и учащихся?
Сегодня школьное образование в основном строится на знаковой системе, на линейном мышлении, а не на пространственном, на запоминании, а не на понимании, на вербализации материала, а не на языке чувств – то есть обучение левополушарное. А ведь общеизвестен факт: чем больше загружаем что-то одно в психике или в физиологии, тем больше угнетаем другое, то есть чем больше однообразия, тем больше давления.
Мы соотнесли эту ситуацию с данными по изучению индивидуального познавательного опыта учителей и восьмиклассников и увидели, что...

    По типу ума в школе доминируют учителя-аналитики с логическим мышлением и школьники с художественным складом мышления, с действенно-практическим умом.

    Значимым каналом восприятия и переработки информации у педагогов и учащихся оказался кинестетический (телесный). И те и другие могут быть эффективными в обучении, общении, если будут видеть, слышать, думать, чувствовать, запоминать... телом. Но столь же равноценным зарекомендовал себя сформированный «думающий» канал, все контролирующий и реагирующий не на свои ощущения, а на обозначения, «ярлыки», словесные трафареты, шаблоны. Тело как бы говорит: «Хочу!», а «внутренний компьютер»: «Нельзя!».

    Если ребенок, воспринимая и перерабатывая информацию, находит свои образы, метафоры, сюжеты, символы и т.д., то информация сохраняется и воспроизводится достоверно. Искажение или незапоминание происходит из-за частоты использования одних и тех же чужих законов, конкретных (формальных, нормативных) образов, из-за отсутствия в них разнообразия.

    Нет разнообразия, нет и проживания чувств на уроках: высоко тревожны и педагоги и школьники. Лишь на 60% учителя проявляют уверенность в общении с детьми. Четырехлетнее изучение агрессивности у подростков показывает устойчивую тенденцию формирования таких чувств, как вина (100%), обида, раздражительность (от 60% до 80%).

О расхождении в мотивационной сфере педагогов и детей я писала в предыдущей статье (см. «ШП», № 8, 2000 г.).
Из сказанного видно, что оба субъекта образовательного процесса, не желая того, становятся заложниками внутреннего конфликта.
Не учитывая индивидуального познавательного опыта ребенка и опыта собственного, непродуктивно их используя, мы в лучшем случае занижаем планку развития личности, в худшем - блокируем его, программируем неуспешность в обучении и воспитании, порождаем разного рода комплексы и конфликты.
Что же является важным для интеллектуального развития?

1. Знание условий и механизмов развития человека, его закономерностей и динамики является основополагающим.
2. Преемственность, но не ступенчатая, как переход от звена к звену (детский сад - начальная школа - средняя школа), а возрастная. Преемственность в развитии мышления, восприятия, памяти, ведущей деятельности.
3. Учет и использование полисенсорного обучения, разных видов памяти, языков кодирования информации, индивидуальных стилей работы позволяют научить стратегиям освоения любого содержания и быстро научить ребенка, как самому учить себя.
4. Проживание знаний, умений, навыков.

Создать условия для проживания - значит наполнить жизнь ребенка событиями, в которых приобретается и анализируется новый опыт, проверяется приобретенный навык, идет поиск лучшего способа деятельности. Способности, которые позволяют ребенку найти свой путь в образовании и двигаться с осознанием своих предыдущих и последующих шагов, не формируются через общение с единственной областью знания или по четко поставленной взрослым цели, а возникают в результате встречи и отношения с чем-либо важным для него на данном этапе жизни.
Следует перейти от педагогического метода к социальной организации жизни в системе образования.

5. Инициирование творческого процесса.

В мире превалирует грамотность функциональная. Школьники фиксируют факты, запоминают чужие образы, отвечают на вопросы, которые не задавали... В результате ребенок становится субъектом культуры только в собственных авторских или соавторских произведениях. Вычленение кода текста, правила, формулы, наполнение его собственными смыслами позволяют создать свое произведение культуры. Врагом творчества являются страх, тревожность. Психологически комфортный режим обучения обогащает, расширяет палитру чувств и эмоций, через которые расширяется индивидуальный познавательный опыт.

6. Использование субъективных методов работы: сравнение учащегося с ним самим, а не с другими, мониторинг развития, освоения материала, осведомленности, внутренний контроль, а внешний только как помощь, - разворачивает ребенка к самому себе, актуализирует его значимость и неповторимость.

Конечно, описать все условия невозможно, тем более что индивидуализация зависит от возможностей конкретного региона, конкретной школы, конкретного учителя.
Что исключает интеллектуальное развитие? Насилие над умом, элитарность и чувство равнодушия.
Человеческое существо инстинктивно открывается навстречу тому, что его развивает или формирует, так как это органично природе (природосообразно), и противится воздействиям, не попадающим в логику развития.
«Безусловно, все дети разные, но все они равны с точки зрения права на развитие собственных интеллектуальных сил и учет уникальности склада своего ума» (М.А. Холодная).

Людмила ЕВЛАНОВА,
психолог информационно-методического центра,
г. Белов Кемеровской обл.

Спонсор публикации статьи: компания «РемБытТех» предоставляет услуги по ремонту и установке бытовой техники в Москве. Воспользовавшись предложением компании, Вы сможете заказать ремонт холодильников Электролюкс и многих других производителей, по выгодным ценам. Высокопрофессиональные специалисты проведут работы в удобное Вам время, с использованием оригинальных запчастей, проведя все работы в короткие сроки и в соответствии с самыми высокими стандартами качества. Подробнее ознакомиться с предложением компании, и оставить онлайн заявку, можно на сайте http://rembitteh.ru

Ежедневно наши дети проводят большое количество времени в стенах учебного заведения. Но от школьных дел не покоя и дома, потому что есть ещё домашние задания. Хорошо это или плохо? Для некоторых родителей хорошо, ребёнок занят делом, нет времени на глупости. Другие родители, вроде меня, приходят в ужас, вникая в то количество учебной информации, которое их ребёнок должен вынести с урока и ещё переработать за конкретный вечер, особенно, если их ребёнок –ответственный ученик, третьи с облечением думают, что школа далеко позади и им уже не надо учиться, а четвёртые «учатся» вместе со своими детьми, переходя из класса в класс, чтобы как-то снизить школьную нагрузку.

Ключевые понятия

  • психологическая и физическая перегрузка учащихся в школе
  • излишний дидактизм современной школы
  • содержание образования
  • объём содержания образования
  • отражение объёмов содержания образования в учебниках
  • «нужные» и «ненужные» знания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Cергеева Ольга Анатольевна, педагог-психолог МБОУ 23 школа с углублённым изучением английского языка г.Пскова. Имею также базовое историческое образование.

Ежедневно наши дети проводят большое количество времени в стенах учебного заведения. Но от школьных дел не покоя и дома, потому что есть ещё домашние задания. Хорошо это или плохо? Для некоторых родителей хорошо, ребёнок занят делом, нет времени на глупости. Другие родители, вроде меня, приходят в ужас, вникая в то количество учебной информации, которое их ребёнок должен вынести с урока и ещё переработать за конкретный вечер, особенно, если их ребёнок –ответственный ученик, третьи с облечением думают, что школа далеко позади и им уже не надо учиться, а четвёртые «учатся» вместе со своими детьми, переходя из класса в класс, чтобы как-то снизить школьную нагрузку.

Ключевые понятия

  1. психологическая и физическая перегрузка учащихся в школе
  2. излишний дидактизм современной школы
  3. содержание образования
  4. объём содержания образования
  5. отражение объёмов содержания образования в учебниках
  6. «нужные» и «ненужные» знания

Перегрузка детей «ненужными» знаниями в школе: миф или реальность?

«-Но ведь ты должна ходить в школу! – сказал полицейский.

Почему это я должна ходить в школу? – спросила Пеппи

Чтобы научиться разным вещам.

Каким таким вещам? - не унималась Пеппи

Всевозможным полезным вещам. Например, выучить таблицу умножения.

Вот уже целых девять лет я прекрасно обхожусь и без этой таблицы уважения,- ответила Пеппи - значит, и дальше проживу без нёе ».

А. Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок»

Удивительно, но во все времена у нас постоянно реформируется система образования. Причём не успевает провалиться одна реформа, как тут же за ней следом начинается другая. Почему школа всегда выступает источником общественного недовольства, и в сознании государственных деятелей прочно укоренилось желание её реформировать? Ответ, по-моему, на поверхности: школа даёт не тот результат: ни генеральному заказчику – государству (сегодня нам нужны рабочие и фермеры, а выпускники валом валят в ВУЗы), ни обществу, ни родителям (психическое и физическое здоровье детей в школе серьёзно подрывается). Скука, рутина, подавление личности, конфликты с учителями и одноклассниками, перегрузка ненужными знаниями – типичные жалобы детей и родителей, а иногда и самих учителей на школу. Разрастание объёмов содержания образования – на мой взгляд, одна из причин сложившегося положения.

Не буду далеко ходить: открываю дневник старшего сына – десятиклассника. При шестидневной неделе 37 часов. (1 лишний час – дополнительный урок физкультуры). По норма Санпина- при шестидневной неделе 36 часов. У ребёнка один выходной. В школе он с 8.30. утра до 14.30-15.00. часов (только уроки). А теперь для примера: как складывается рабочий день рядового учителя - предметника, не имеющего классного руководства и имеющего, к примеру, 20 часов нагрузки. Каждый день по четыре урока, которые заканчиваются в районе 12 часов дня. И никто не имеет право его удерживать на рабочем месте дольше, потому что ему платят за 20 часов. В каждой школе есть такие учителя.

Классные часы и внеклассные мероприятия и внеурочная деятельность на деле также являются «поглотителями времени» наших детей. А потом дома: на завтра задано 7 уроков: чтобы подготовиться ко всем урокам, сколько ещё времени понадобиться? Если по полчаса на предмет: ещё 3-4 часа. А если что-то не получаться, задача не решается или по истории два параграфа нужно переработать, а по литературе прочитать произведение, то и больше времени нужно на подготовку уроков. А уж за 20 лет работы в школе я видела десятки родителей, которые жаловались на то, что с пяти вечера до 11-12 часов ночи делаем уроки. Рабочий день у добросовестного ученика растягивается до 10 часов, рабочая неделя до 50-60 часов. Не каждый взрослый это выдержит, а ведь это же наши дети. Что же мы с ними делаем? Сами провоцируем на прогулы, списывания.

Перегрузка детей начинается с начальной школы: домашние задания первоклассникам, не смотря ни на какие письма Минобрнауки, всё равно задаются. Введение иностранного языка во втором классе не подвинуло нас в плане изучения иностранных языков, зато перегрузило детей так, что со второго класса им берут уже репетитора. Изучать иностранный язык успешно в этом возрасте может только ребёнок с хорошей памятью, так как нет синхрона с русским языком. Но это тема отдельного разговора.

Ощущение того, что современные дети «несколько поглупели» не оставляет наших педагогов, особенно тех, кто работает в школе давно. И вместо того, чтобы искать истинные причины этого процесса, мы увеличиваем объём содержания образования. Бедные дети неподвижно сидят по 6-8 часов за партами, которые к слову сказать невозможно подобрать каждому по росту, особенно в условиях кабинетной системы, а мы им ещё дополнительный урок физкультуры, краеведения, логики, основ предпринимательства и риторики, урок основ мировых религий, курс «Россия в мире». А потом удивляемся, что у нас на выходе такие физически больные дети. У меня вообще складывается такое ощущение, что разработчики обязательных школьных образовательных программ ориентируются на какого-то «мифического» ученика, абсолютно физически и психически здорового и ещё с нормальными родителями и адекватной внутрисемейной обстановкой. Таких детей в школе от силы процентов двадцать, остальные имеют или физические или психические проблем, а некоторые и то и другое. Более здоровые и более психически устойчивые дети учились в наших школах 20-30 лет назад. И они изучали гораздо меньшие объёмы учебного материала. Сегодня надо отдавать себе отчёт в том, что все разговоры о здоровьесберегающих технологиях в школе –это только разговоры на бумаге. В реальности дети перегружены так, что никакие физкультминутки их не спасут

Без содержания образования – никуда. Это фундаментальный вопрос, чему учить. В содержание образования обычно включаются все элементы социального опыта, накопленного человечеством. Вопрос: почему ребёнок должен усвоить весь социальный опыт, накопленный человечеством в русле конкретной науки? Может быть, он сам решит со временем, какой опыт ему нужен, чтобы быть успешным. Быть успешным для меня как для психолога – это значит жить в мире с собой, с окружающими людьми и быть материально независимым.

Содержание образования на 80% отражено в наших учебниках. Я пока не углублялась в вопрос, как поводится сегодня экспертиза учебников, но судя по тому, что там написано – никак. Такое ощущение, что авторы учебников устроили соревнование, чьи учебник и будут напичканы более углублённым содержанием материала. Вот выдержка с форума родителей по обсуждению учебника (в интернете таких форумов полно): «А я бы очень хотела узнать, кто допустил учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир» до детей 1 класса. Если бы автор имел хоть какое-то представление о педагогике, то знал бы, что ребенок 1 класса должен в первую очередь уметь правильно писать, и что это представляет наибольшую проблему и как следствие занимает практически все время! Неужели ребенку в 1 классе необходимо знать, чем домашний папоротник отличается от сансивьеры и дифенбахии? И что это простите за такие задания о дорожных знаках разных стран? Зачем первоклассник должен знать, какой дорожный знак висит на улице Амстердама!». И таких примеров – сотни. Если неспециалистам - родителям, ясно, что первокласснику не принципиально знать, чем домашний папоротник отличается от сансивьеры и дифенбахии, почему же специалисты этого не видят? Зачем этот перегруз знаниями? Что он даёт?

Дети активно сопротивляются нашему желанию их научить. У ребёнка срабатывает естественная психологическая защита: в виде отсутствия интереса, в виде списывания и других уловок, чтобы получить вожделенную оценку. А мы головы ломаем, как их «замотивировать» на учёбу, изобретая немыслимые методы преподавания, внедряя инновационные технологии и все это с одной целью, чтобы констатировать результат: в нашей школе дети лучше сдают ЕГЭ, чем в вашей, наши дети чаще поступают в престижные ВУЗы, чем ваши… Когда хвастаются дети, взрослые обычно их стыдят. А когда хвастаются взрослые?

У меня как у бывшего очень успешного ученика, учителя - предметника, педагога-психолога, работника школы и родителя к «образовательной» функции школы много претензий. Я считаю, что в школе господствует излишний дидактизм. Нашим детям предъявляется слишком много знаний, которые они переработать и осмыслить не в состоянии и которые реально никогда не пригодятся им в жизни. Не согласны? Давайте вспомним, что конкретно нам пригодилось во взрослой жизни. Таблица умножения, конечно, пригодилась и расчёт процентов и частей от целого, но тригонометрия – никогда и нигде. Я могу рассчитать количество обоев для поклейки, но в последнее время доверяю эту работу специалисту. Из физики я знаю, почему на лыжах я не проваливаюсь в снег, чтобы не провалиться под лёд надо ползти (надеюсь, что это знание мне не пригодиться), сколько надо налить воды, чтобы содержимое кастрюли не вылилось на плиту и почему острый нож режет лучше. Впрочем, последнее я могла узнать и опытным путём. Как вывести пятно я прочитаю в книге по домоводству, и никакие метиленовые группы мне здесь не помогут. И так по всем предметам. Я знаю, например, одного ученика, который имел по физике «три», а после уроков шёл на кружок к этому же учителю, где собрал сложнейшие электрические цепи, занимался моделированием. Нет слов…

И последний тест для взрослых, который может быть убедит в том, что наши дети перегружены ненужными знаниями: уважаемые родители, а вы можете решить задачу по тригонометрии или по физике 10 класса? Как нет? А после прочтения теоретического материала? Тоже нет? А как же вы тогда учились? Ведь вы уже проходили этот материал –значит должны понимать. Вы себя считаете сейчас умнее своих 16-летних детей или нет? Если я взрослый человек, с двумя высшими образованиями не могу решить задачу по тригонометрии (к слову сказать, общеобразовательного уровня), то как же её может решить шестнадцатилетний подросток? Давайте будем честными со своими детьми. Если надо изучать предметы, к которым нет способностей или которые не интересны, изучать их нужно по минимуму и детям честно надо говорить, что ты их изучаешь, чтобы получить диплом об окончании школы.

Знания слишком быстро устаревают, изменяются (достаточно вспомнить нашу многострадальную историю). Конечно, ряд фундаментальных положений общенаучной картины мира знать нужно, хотя бы для того, чтобы не выпасть из культурного контекста и общаться с другими людьми. Но уж слишком «разросся» в последнее время этот фундамент содержания образования, превратившись в «глыбы» знаний. Я уже не буду делать акцент на «преступной» на мой взгляд, идее концентрического образования по истории и обществознанию и по некоторым другим предметам, когда повторение в 10-11 классах в очень быстром темпе, галопом, того, что так же галопом изучено в 5-9 классах. Бессмысленная гонка. И никого не интересует, что дети в 9 классе практически не способны осознать всю сложность политических реалий ХХ века. Как пишет на форуме один учитель-историк: «Главная проблема не в сложности материала, а в его объёме. Катастрофически не хватает времени, чтобы нормально разобрать 70-90% материала. Как правило, под нож идут параграфы с темами, касающимися культуры, моментов социального развития общества. Да и по остальным темам только беглое изучение, ознакомление точнее. Упор делается только на самые ключевые понятия, с документами нормально поработать невозможно. Если какие-то форс-мажорные обстоятельства (мороз, карантин), то хоть сначала всё начинай». По-моему, это высказывание - эффектная демонстрация того, что в реальности происходит в школе по многим предметам в погоне за выполнением программы.

Не претендуя на истину в последней инстанции, ещё раз хочу обобщить: сегодня в школе дети получают ответы на вопросы, которые они никому не задавали, получают знания, которые они никогда не используют в реальной жизни, они перегружены учебным материалом. А перегрузка никогда ничем хорошим не заканчивается.

Какие же перемены в школе можно осуществить для того, чтобы разгрузить наших детей?

  1. Первое предложение, вытекающее из вышесказанного – серьёзная переработка объёмов содержания образования в сторону их сокращения и переориентации на практический аспект знаний. Учебники необходимо переработать в сторону сокращения информации, фактов, теоретических положений. В идеале, мне кажется, что содержание учебника должно быть организовано следующим образом: на «удовлетворительно» ребёнок должен знать определённый минимум материала, на «хорошо» - объём побольше, на «отлично» - максимум, предусмотренный по теме. И не надо бояться, что мы получим малообразованное поколение. Слава Богу, сегодня нет преград в получении информации. Эффективное образование – это когда сразу значительная часть подрастающего поколения становиться заметно умнее своих родителей. Вы такое видели? Я не могу сказать, что я умнее и образованнее своих родителей и бабушек и дедушек. А это всего разница в 40 лет. Конечно современный человек образованнее, чем человек 300 лет назад. Ну, так это естественный прогресс, который к слову всегда имеет свою цену. Когда-то умным и образованным человеком считался тот, кто просто умел читать. А истинно образованный человек найдёт возможность узнать то, что ему необходимо по жизни: либо прочитает соответствующую литературу, либо найдёт Мастера, который ему всё объяснит и покажет.
  2. При сокращении содержания образования, появиться больше возможностей для истинно воспитательной работы с детьми. После 6-7 урока приглашать детей ещё на воспитательное мероприятие – верх варварства.
  3. Прекратить порочную практику сокращения логопедов, психологов, социальных педагогов в школе. Сегодня подобный специалист для того, чтобы приносить реальную пользу должен быть один максимум на 250 детей.
  4. Перестать «подкидывать» заранее невыполнимые идеи развития школы. Политика «больших скачков» ещё ни к чему не привела. В Министерстве образования эксперименты спускают люди, которые опираются на свой прошлый опыт. А если ещё этому опыту лет двадцать-тридцать, то школа реальная ничего подобного воспринять не готова. Например, введение третьего часа физкультуры. 90% школ оказались к этому не готовы, хотя бы потому, что второго зала физкультуры не появилось ни у кого, но признаваться в этом никто не будет. Поэтому выкручиваются все как могут. То же и с внеурочной деятельностью и «Школой полного дня» можно сколько угодно вкладывать определённый смысл в понятие внеурочной деятельности, на деле она превратилась в дополнительные занятия по предмету. Хотя бы потому, что у школ с этим нововведением не появилось новых помещений для занятий музыкой, хореографией, рисованием и спортом. Такие внеурочные занятия как «Шахматный кружок», «Весёлый английский», «Основы православной культуры», «Умелые руки» опять предполагают сидение ребёнка за партой. А, следовательно, увеличивают его перегруз.
  5. Реформирование поурочной системы преподавания или по крайней мере, предоставление альтернативных форм обучения. Сегодня у учителя не должно быть жесткого планирования материала: надо дать учителю следующую возможность: например, на изучение темы отведено 5 часов. Усвоили за пять часов –замечательно, нет –продолжаем обучать до тех пор, пока не усвоят все. Только после этого переходим к следующей теме. Усвоили за два часа тему, на которую отведено 5 часов – отлично. У учителя появиться резерв, который он всегда найдет, как использовать. Именно для этого и нужно сокращение объемов, и отказ от каких-то тем. Это технология программированного обучения, если кто забыл. Железное целеполагание и планирование педагогической деятельности – опасная вещь. По степени подробности всевозможных планов педагогическая профессия должна занимать последнее место.
  6. Самая «революционная идея» - разукрупнение школ и классов. Никто меня не убедит в том, что можно держать на уроке в «поле зрения» каждого ученика, когда их 25-30.Что значит держать в «поле зрения» - для меня это значит понимать его настроение, мотивацию, осознавать как у него идёт усвоение материала, понять, где он испытывает трудности. Но нам некогда – у нас программа. Поэтому нам удаётся уделить внимание на уроке максимум пяти ученикам.
  7. Отменить раннюю специализацию подростков. Вполне достаточно профильной подготовки в 10-11 классах. Сегодня чуть ли не в седьмом классе детей заставляют выбирать, кто он: гуманитарий или математик. На практике – пользы никакой, а нагрузка на ребёнка многократно увеличивается. В 7-9 классе остается образовательный стандарт к нему прибавляются дополнительные часы гуманитарного или математического цикла. Картина маслом: общеобразовательный класс приходит ко второму уроку (а в специализированном классе – к первому) и уходит после шестого, а в специализированном классе ещё остаются дальше заниматься. Что это, если не перегрузка ребёнка.
  8. Введение любого нового предмета только за счёт сокращения другого. Это должно быть правилом.
  9. Нужно прекратить «вакханалию» с учебниками. Очень жёстко отслеживать некачественные учебники. Сегодня это доходный бизнес, который вредит в первую очередь, нашим детям.

Невыполнимо, скажите вы. Я тоже понимаю, что тот, кто за это возьмется, прослывёт действительно «Великим Реформатором Образования Всех Времён и Народов».

В заключении хочу сказать, что приоритет образования уничтожает мир детства, самостоятельную детскую и юношескую субкультуру, специфический образ жизни ребёнка, сужает сферу свободного общения, переживаний, личного практического опыта. Детство – не время выбора судьбы и уж тем более - не время выбора профессии. Многие выдающиеся и богатые люди плохо учились в школе. Потому, что никогда не известно, какой именно опыт детства окажется, полезен ребёнку в будущем. Не будем относиться к ребёнку как к «недоделанному взрослому». Нам детская жизнь кажется несёрьёзной, неудачным слепком со взрослой жизни, а ведь ребёнку необходимо уже ощущать полноту бытия безо всяких условий «вот пойдёшь в школу», «вот вырастешь, тогда». Как то ни жестоко звучит, настоящее у ребёнка уже есть, а будущее ещё неизвестно, будет ли. И он должен быть максимально счастлив уже сейчас, потому что настоящее реальнее будущего.

К сожалению, как и много лет назад главным критерием работы школы как системы является успеваемость. Только теперь анализируются результаты написания ЕГЭ, соотносятся с цифрами по стране. Ведётся учёт выпускников, кто куда поступил. На основании этого делается вывод о том, какое образование даёт школа. Дополнительными критериями результативности работы школы являются выигранные конкурсы, победы учеников на олимпиадах и творческих конкурсах, внедрение инновационных проектов, количество учителей с высшей категорией и т.д. и т.п. На моей памяти был директор, который на каждой планёрке спрашивал, какое мероприятие мы можем провести, чтобы «прославить» школу на уровне города. Результативность работы педагога в первую очередь оценивается с позиций успеваемости: сколько по его предмету отличников, сколько «двоечников»… Таким образом, опять личность ребёнка описывается с позиций цифр - хороший ученик (успевающий) или плохой (не успевающий).

Современные реформы образования направлены на изменения процесса обучения, а самые важные проблемы внутришкольных отношений, (собственно говоря, в этих отношениях и протекает жизнь ребёнка в школе) остаются «за кадром». Самое интересное, что многие педагоги это понимают, но им некогда этим заниматься. Им надо успеть «впихнуть» в головы учеников побольше информации, чтобы они удачно написали очередной «квалиметрический мониторинг» и показали «результат» на ЕГЭ не ниже среднего по региону. Тогда, используя цифры, он может доказать, что он работает результативно, он «научил» и имеет право получить надбавку и «спать спокойно» до следующего учебного года. Прямо условный рефлекс какой-то – сделал – получил, заставил – получил, научил-получил (свою порцию наград или порицаний). Всё это «попахивает» бихевиоризмом: стимул – реакция - результат. Грустно, мы ведь не детали на станке вытачиваем, а с личностью, с «душой» работам. По - моему, тоньше материи в природе не наблюдается…

Зачем всё-таки наши дети ходят в школу? За возможность встретиться и пообщаться с друзьями, вместе с ними пережить какие-либо приключения, почему бы не начать строить новую школу с естественных стремлений наших детей? Не претендуя на истину в последней инстанции, осмелюсь предположить, что результативностью работы школы можно считать качество жизни ребёнка в школе, а также уровень сохранности его психического и физического здоровья (на входе и на выходе). Поверьте, нашим детям не так уж много надо: они хотят чувствовать себя в школе комфортно, уверенно, они хотят, чтобы урочная жизнь не поглощала всё остальное, они просто хотят, чтобы в школе было интересно.

Кстати сказать, что в России (и в нашем городе тоже) есть опыт функционирования так называемых авторских школ, про которые в детской среде ходят слухи, что учиться там «ужасно интересно». (Вот вам критерий оценивания результативности работы школы как системы). Образовательные стандарты там такие же, как и везде, но внутришкольная жизнь качественно отличается. Школы эти небольшие, наполняемость классов – не больше 10 человек, финансово часто эти школы существуют на средства родителей. В этих школах удалось сместить крен с образовательной функции на воспитательную. Я не являюсь экспертом по оцениванию работы этих школ, но подозреваю, что такое смещение возможно только при наличии жёсткого отбора в эти школы. В школу принимаются дети с нормой развития познавательных процессов, чтобы дети быстро усваивали программный объём знаний и у них оставалось время на всё остальное, что интересно ребенку в определённом возрасте. Ребёнка с «не нормой» в развитии внимания, памяти, мыслительных операций в такую школу уже не возьмут. Это ни в коем случае не умаляет достоинства этих школ, но их опыт нужно изучать, пропагандировать и создавать новые.

Хочу закончить свою статью цитатой из книги «Психология детства» В.В. Зеньковского: «Не может быть случайным, чтобы человеку на период детства отводилась четверть жизни. Очевидно, что мир детства и душевная жизнь ребёнка имеет не количественное, а качественное отличие от мира взрослых». И нам нужно сегодня серьёзно заняться изучением мира детства.

образ жизни ребёнка, сужает сферу свободного общения, переживаний, личного практического опыта. Детство – не время выбора судьбы и уж тем более - не время выбора профессии. Многие выдающиеся и богатые люди плохо учились в школе. Потому, что никогда ребёнку как к «недоделанному взрослому». Нам детская жизнь кажется несёрьёзной, неудачным слепком со взрослой жизни, а ведь ребёнку необходимо уже ощущать полноту бытия безо всяких условий «вот пойдёшь в школу», «вот вырастешь, тогда». Как то ни жестоко звучит, настоящее у ребёнка уже есть, а будущее ещё неизвестно, будет ли. И он должен быть максимально счастлив уже сейчас, потому что настоящее реальнее будущего.


Для этого мы должны подготовить специалиста способного принимать нестандартные решения в нестандартных условиях главный итог реализации так называемого инновационного образования. Модно выгодно но это не панацея. Вообразим себе на минуту что все это работает и даже эффективно. Дальшето что Получим то что уже имеем в продвинутых школах ВУЗах разумеется не естественнонаучного профиля впрочем и до них уже это дошло.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

11707. СОВРЕМЕННОЕ КЛАССИЧЕСКОЕ УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И ФРАНЦИИ (НА ПРИМЕРЕ КУБГУ И УНИВЕРСИТЕТА БОРДО-III ИМ. МИШЕЛЯ МОНТЕНЬ) 170.85 KB
Испытывая на себе влияние современных тенденций общественного развития сфера высшего образования становится одновременно их активным участником движущей силой и катализатором. В обстановке нарастающей глобализации на передний план по качеству и престижу образования давно вышли Соединенные Штаты Америки. И решающим фактором в преодолении второстепенного положения Европы на рынке образовательных услуг признается объединение усилий всех стран континента направленных на достижение конкурентоспособности высшего образования.
16988. РОССИЯ НА ПУТИ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО: МИФОЛОГЕМЫ И РЕАЛЬНОСТЬ 36.47 KB
Однако возникают вопросы: за счет чего это удалось сделать каковы составляющие экономического роста На сколько быстро развивается новая экономика и удалось ли преодолеть монокультурную специализацию страны Как сделать этот экономический рост устойчивым и необратимым Все ли сделано для того чтобы повысился научно-технический потенциал Российской Федерации Что в этих рассуждениях идёт от мифологемы1 о том что Россия – лучшая в мире страна а что отражает реальные тенденции развития Что способствует и что препятствует перерастанию России...
6297. Новая социальная реальность - необходимость инновационного управления 23.6 KB
Под влиянием управленческой революции многие современные цивилизации добились известных социальных результатов. Эти методы научного управления направлены на более полное использование социальных ресурсов ресурсов человеческого фактора. В мире наконец происходит осознание того факта что его стабильность не может быть достигнута за счет разрушения природных социальных и духовных факторов.
16745. Академическая автономия: образы и реальность современного университета 30.39 KB
В статье рассматривается понятие академической автономии в трех измерениях. Во-вторых предлагается исторический экскурс посвященный трансформациям академической автономии в СССР и России. В-третьих дается характеристика институциональных и глобальных угроз академической автономии в описании исследователей университета. Предназначение этой статьи – с одной стороны показать символическое значение рассуждений об академической автономии как способа...
20391. Дополнительное образование 35.93 KB
Задачи практики: изучение специфики деятельности учреждений дополнительного образования структура режимом работы выявление особенностей работы руководителей кружков секций клубов; наблюдение за развитием творческих способностей воспитанников различных образовательных учреждений. Дом Пионеров становится центром пионерской и комсомольской работы и совместно со школой решает задачу воспитания детей их всестороннего развития. По звонку на урок учительница раздала учащимся тетради для контрольных работи они приступили к выполнению...
4901. Муниципальное образование 36.25 KB
На данный момент общепризнанна необходимость местного самоуправления составляющего одну из основ любого демократического строя оно получило развитие и в России. Кроме самого муниципального образования участниками гражданских правоотношений выступают и всевозможные органы местного самоуправления. В итоге прослеживаются случаи смешения правосубъектности самих муниципальных органов местного самоуправления образований и местной администрации а так же ее подразделений...
16246. Рынок, наука и образование 28.62 KB
В числе последних можно выделить как позитивные так и негативные как поверхностные так и фундаментальные – воздействие формирующихся рыночных отношений на эти две взаимосвязанные между собой сферы общественной жизни безусловно имеет многоплановый характер. Сам по себе рынок как социально-экономический феномен обязан по крайней мере с позиций зарубежной теории economics выступать институтом ‘справедливой’ мены. При этом он может быть определён как область в рамках которой потенциальные продавцы и покупатели договариваются об обмене...
13526. ДРОБЛЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ БЛАСТУЛЫ 2.07 MB
После того, как произойдет оплодотворения яйцеклетки, последняя получает возможность перейти к процессам многократных клеточных делений, получившим название – дробление. Дробление осуществляется с помощью митоза, слагаемого из кариокенеза (деление ядра) и цитокенеза (деление цитоплазмы). Однако митотическое деление оплодотворенной яйцеклетки (зиготы) имеет определенные особенности по сравнению с митотическим делением тканевых клеток
5531. Современное представление об устройстве памяти 11.98 KB
Устройство памяти. Физическая основа памяти. Виды памяти. Благодаря памяти в сознании субъекта его прошлое связано с настоящим и доступно понимание категории будущего.
3921. Образование на территории Московской области 36.47 KB
Изучение состояния сферы общего образования в Р.Ф. Изучение состояния сферы общего образования на территории Московской области. Рассмотрение государственных программ в сфере общего образования. Разработка мероприятий для улучшения сферы общего образования на территории Московской области.


Школа: миф и реальность

Не будет преувеличением сказать, что подавляющее большинство детей впервые отправляются в школу преисполненные воодушевления и энтузиазма. Они понимают или хотя бы интуитивно чувствуют, что пойти в школу - значит встать в своем развитии на ступеньку выше, поближе к миру мудрых и сильных взрослых, в который не терпится поскорее войти.

Проходят дни и недели, и первоначальное воодушевление сменяется иными чувствами.

Правда, далеко не однозначными. Одни дети сравнительно легко проходят период адаптации и чувствуют себя в школе вполне комфортно. Но немало и таких, кого быстро посещает разочарование, и школьная жизнь для них рискует на долгие годы превратиться в тяжкое бремя, не сулящее ничего, кроме огорчений и обид.

На тему так называемой школьной дезадаптации педагоги и психологи исписали тысячи страниц, однако эта проблема по сей день освещена крайне односторонне. Пафос большинства таких работ сводится к тому, что, если ученик неуютно чувствует себя в классе, то в этом, по большому счету, виноват он сам. Ну и отчасти - его родители, не сумевшие сформировать у ребенка готовность к школьному обучению - познавательную, мотивационную, эмоциональную и т.п.

Трудно не согласиться с тем, что неподготовленному ребенку приходится в школе несладко. Как верно и то, что первоначальные затруднения могут закрепиться и вылиться в неприятие школы. Но это - лишь одна сторона проблемы. О другой по сей день говорить не принято.

Считается, что наша школа, подготовившая к жизни множество талантов и героев, - это оплот гуманизма и нравственности. В такой школе ребенок просто обязан быть счастлив, если только в нем самом нет какого-то изъяна. И только попробуйте написать, даже подумать, будто это не так! Хотя, если быть до конца откровенным, это ведь действительно не так. Сама природа школы такова, что порождает множество проблем, которые и ставятся в вину ребенку. Обвинять беззащитного - легко и безопасно. Но давайте все-таки найдем в себе силы сказать хоть слово в защиту наших детей.

А это, оказывается, совсем непросто!

Понаблюдайте за мамами и папами, приходящими в школу на родительское собрание. За школьными стенами это в большинстве своем вполне уверенные в себе люди, преисполненные собственного достоинства. Но, переступив школьный порог, почти все они как бы съеживаются, втягивают головы в плечи, словно стараясь уменьшиться в размерах. Лица приобретают заискивающее выражение. Любое слово классного руководителя встречается подобострастными кивками и поддакиванием. А если в адрес того или иного ребенка раздаются упреки, то не возникает и тени сомнения, насколько они обоснованы. "Разберемся, подтянем, образумим, накажем...". А дома дети с трепетом ждут возвращения мамы или папы. Дети знают, что с ними действительно "разберутся".

Хотя разобраться следовало бы совсем в другом.

Для начала, родителям - в самих себе.

Большинство родителей просто не способны отнестись к школе, к учителям трезво и непредвзято. Этому мешает их собственный, усвоенный еще в детстве страх перед школой, а также своеобразный комплекс неполноценности, от которого большинство нормальных взрослых людей вполне свободны в любой сфере своей жизни, но который безотчетно просыпается в школьных стенах.

Издавна провозглашалось, что школа призвана формировать у учеников научное мировоззрение и нравственные идеалы. Насколько ей это удается - вопрос спорный. Но в формировании комплекса неполноценности она преуспевает. Австрийский психолог Альфред Адлер, который и ввел в научный и житейский лексикон само понятие "комплекс неполноценности", считал его присущим любому ребенку просто в силу того, что ребенок слишком мал, слаб и неумел в сравнении со взрослыми.

Поэтому маленький человек безотчетно ощущает свою неполноценность перед старшими. Однако Адлер считал это явление вполне естественным, более того - позитивным. Ведь ощущение своей слабости рождает стремление нарастить свои силы, расширить свои возможности, то есть выступает движущей силой развития и роста. Правда, если неполноценность постоянно подчеркивать, то пресловутый комплекс может надолго закрепиться, а естественное стремление его компенсировать приобретает неадекватные, уродливые формы.

Парадокс состоит в том, что для нашей школы на протяжении десятилетий, а в большинстве случаев - и поныне, комплекс неполноценности ученика выступает краеугольным камнем всей образовательно-воспитательной политики. С первых дней школьной жизни ребенку отводится роль зависимого и подчиненного несмышленыша, обязанного беспрекословно исполнять учительские требования. Учитель - воплощение блистательной мудрости и высшей справедливости - возведен на такой пьедестал, которому мог бы позавидовать непогрешимый Римский папа. Причем независимо от того, что за годы учебы ребенок проделывает в своем развитии огромный путь от наивного дитя до почти совершеннолетнего юноши, соотношение ученической и учительской ролей остается практически неизменным.

Десятиклассницу, накрасившую ресницы, могут отправить в туалет умываться подобно тому, как ставят в угол описавшегося малыша (что, кстати, тоже совершенно педагогически безграмотно).

Будем называть вещи своими именами: с поступлением в школу жизнь ребенка резко меняется, причем не только в лучшую сторону. Неизбежно возникают проблемы и трудности. Они более или менее остры в каждом конкретном случае, однако не избавлен от них практически никто. Ведь наша школа - это традиционно очень жесткая авторитарная структура, со строгими и не всегда понятными порядками и запретами, с высокими требованиями к дисциплине, а точнее - к повиновению.

Ребенку, попавшему во власть этой структуры, приходится привыкать к ограничению свободы, к необходимости соблюдать строгий распорядок, подчиняться чужим и
зачастую малосимпатичным людям, быть одним из многих, а не единственным, испытывать отношение не всегда искреннее и справедливое, а порой и недоброжелательное. Кстати, именно потому воспитанники детского сада по сравнению с "домашними" детьми несколько легче адаптируются к школе (независимо от своих умственных способностей), что уже немного привыкли ко всем этим особенностям общественного воспитания.

Детский сад может хуже или лучше справляться с познавательным развитием детей, с их интеллектуальной подготовкой к школе, однако в плане врастания в авторитарную пирамиду подчинения он готовит детей безупречно. То, что может шокировать в школе "домашнего" ребенка, для выпускника детского сада привычно. Он уже пару лет назад выплакал свои обиды и эмоционально закалился.

Первоклассник, особенно "домашний", реагирует на все эти трудности так, как реагирует любой ребенок на любую напряженную ситуацию. При этом надо помнить: шести-семилетний малыш еще не вполне способен подыскать нужные слова, чтобы выразить свои переживания. Он может не жаловаться на свои огорчения и тревоги, но об этом достаточно ясно сигнализируют изменения в его поведении.

Бывает, что ребенок возвращается из школы необычно тихий и вялый. Обыкновенно
разговорчивый, он вдруг перестает делиться своими впечатлениями, предпочитает помалкивать, ни на кого не жалуется - просто молчит.

Прежде вполне здоровый ребенок начинает регулярно сетовать на недомогание: то у него болит голова, то живот. Причем обычно по утрам, перед уходом в школу. И исключительно в будние дни - в выходные наступает заметное улучшение.

Бывает и иная реакция - перевозбуждение, раздражительность, двигательная расторможенность. Именно на это чаще всего жалуются учителя начальной школы: малыш неусидчив, излишне подвижен, не умеет сосредоточиться. И учителя по-своему правы: внешне впечатление именно таково. Но это - лишь симптом того напряжения, которое тяготит ребенка. Ведь ему действительно очень нелегко. Трудно, очень трудно свыкнуться с необходимостью рано вставать, быстро умыться, одеться, позавтракать.

В армии всего этого от новобранцев добивается истошным криком старшина. Да и мы сами порою ведем себя точно так по отношению к своему "новобранцу армии
знаний", тормошим его и понукаем. И малыш отправляется в школу взвинченным и оглушенным.

А может ли хорошо пройти день, начавшийся ранним утром со скандала? И можно ли ждать от ребенка в школе сосредоточенности и заинтересованности?

Если не все школьные проблемы в нашей власти, то уберечь ребенка от утреннего стресса нам вполне по силам. Не будем забывать: переход от сна к бодрствованию - дело тонкое, резкости здесь неуместны. Надо воздержаться от высоких тонов. И будить ребенка лучше заранее, растянув этот процесс минут на десять.

Еще одна проблема - ранний завтрак, из-за которого возникают конфликты почти в
любой семье. Всякая мама убеждена, что недопустимо отправить ребенка в школу голодным (хотя сама чаще всего ограничивается на завтрак чашкой чая с бутербродом). В результате малыша кормят почти насильно. Мало того, что пользы организму это не приносит, так еще и ухудшает настроение. А ведь душевное равновесие с утра гораздо важнее ста калорий, которые можно добрать и попозже.

Но это - домашние проблемы. А в классе возникают другие, посерьезнее. Ведь школа требует от ученика полной перестройки поведения, отказа от многих привычек. Родителей часто умиляет детская непосредственность, бойкость, веселость - особенно если ребенок в семье единственный (а так сегодня чаще всего и бывает). Однако, оказавшись в школе, любимец мамы и папы, бабушек и дедушек вдруг сталкивается с тем, что он теперь во власти совсем других взрослых, которые, похоже, вовсе не так его любят и уж точно не умиляются его проказам. Ребенок с трудом осознает, что теперь вести себя надо совсем по-другому: соблюдать дистанцию (в самом широком смысле),
не проявлять инициативу, а дожидаться, когда тебя спросят, да и просто высиживать предписанное время, даже если тебе очень скучно. И ребенок отвлекается, не может уследить за рассказом учителя, допускает неловкости и ошибки. На ближайшем родительском собрании его маме предстоит узнать, что он "недисциплинирован" и "недостаточно старателен".

Милые мамы! Не торопитесь принять этот приговор на веру (ведь безупречных учеников вообще не бывает, это скорее идеалистическая абстрация, порожденная учительским воображением; к тому же многие великие люди в школе слыли никудышними учениками). Наверное, не стоит сразу возражать: учителя к этому не привыкли и страшно этого не любят. Просто не забывайте, что учительница (сколь угодно милая) видит вашего ребенка по-своему, и вы сильно ошибетесь, если свой материнский взгляд замените ее учительским. И самое главное - освободитесь от иллюзий и мифов, которые в свое время изрядно попортили жизнь вам, а теперь могут повредить и вашему ребенку.

Миф первый: "Школа - второй дом".

Дом у ребенка один. И не надо перекладывать на чужих людей то, что для вас наиболее ценно и значимо. Школа живет по другим законам, и законы родного дома в ней не действуют. Так что же она для ребенка, если не дом? Обязанность, работа, дело. Хорошо, если дело становится любимым. Но признаемся себе: все ли мы в жизни занимаемся любимым делом? Чаще бывает иначе: работа не очень увлекательна, а то и неприятна. Но необходима! Значит, нужно набраться терпения и исполнять долг. А не морочить голову себе и другим приторными иллюзиями. Ведь сами-то мы в них не верим.

Миф второй: "Учительница - вторая мама".

Мать у ребенка тоже одна. И избави его Бог от тех, кто стремится стать ему второй мамой. Ибо ею (как впоследствии отцом-командиром) желают стать те, кто хотел бы полностью подчинить нас своей воле. Роль матери учительница пускай играет для
собственных детей, а для учеников она - учитель. Это совсем другая роль. Тоже весьма достойная, но другая. Она обязательно требует такта, милосердия, ума. Но слиянию родственных душ, беззаветной взаимной любви тут взяться еоткуда.

Миф третий: "Учитель желает ребенку добра".

Правильнее сказать, что хороший учитель, как и хороший врач, стремится ученику не навредить, не сделать зла. А вот добро - это уже другая категория, и это не всегда забота учителя. Если есть такая возможность, порасспросите в приватной беседе любого педагога о его целях. Редко кто ответит, что цель его жизни - сделать счастливыми
своих учеников. Снабдить их знаниями, уберечь от пороков - это да! Редкий учитель способен желать ребенку добра в такой же степени, как родные мама и папа. И не нужно от него этого ждать. У него другие заботы.

Миф четвертый: "Учитель всегда прав".

А встречали ли вы вообще хоть одного человека, который всегда прав и никогда не ошибается, полностью избавлен от недостатков, предрассудков и заблуждений? Не бывает таких людей! Даже среди педагогов. Как у любого человека, у каждого учителя есть свои индивидуальные особенности (не всегда положительные) и личные проблемы, а их печать неизбежно ложится на стиль его отношений с детьми. Многие из нас наверняка вспомнят свою любимую учительницу - умную, добрую и справедливую.

А то и двух-трех таких учителей... Из тех полутора десятков, что в свое время учили нас уму-разуму. Вот вам и искомая пропорция. Если в школе, куда пошел ваш ребенок, такая пропорция сохранится, то и славу Богу. А большего ждать наивно.

Многие из нас в не такие уж далекие школьные годы хлебнули немало огорчений из-за того, что наши родители свято верили означенным мифам. Не будем повторять их ошибки. Сказанное вовсе не следует воспринимать как гневное обличение школы. В конце концов, все мы вынесли из школьных лет много приятных воспоминаний о любимых учителях и добрых товарищах, о минутах радости и восторга. Но таких воспоминаний было бы намного больше, если бы не навязанные нам розовые очки, не дающие различить шероховатости и острые углы, которые из-за этого ранят еще больнее. Отправляя ребенка в школу, отбросим розовые очки. Так мы легче убережем свое дитя от "ушибов". Да и очевидные достоинства школы разглядим более трезво.

Сергей СТЕПАНОВ, психолог