Штирлиц никому верить нельзя мне можно. Верить в наше время нельзя никому, порой даже самому себе

November 25th, 2014 , 10:00 am

Что может быть надежнее собственной речи? Вы произносите слова, много раз, слышите себя – а затем вам сообщают, что вы молчали. И что характерно: они правы. Вы действительно ничего не говорили. Алкоголь, провалы в памяти и т.п. – к ситуации все это не имеет отношения. Вы в порядке. Просто участвуете в научном эксперименте.

Людям надевают шлем виртуальной реальности, они видят комнату, в ней зеркало. В зеркале анимированная фигура, двигается синхронно с участником. Например, женщина машет рукой, фигура в зеркале делает то же самое. Через пять минут у женщины возникает ощущение, что она видит в зеркале свое отражение. Затем происходит главное – отражение начинает говорить. У аватара шевелятся губы, женщине в наушники включают запись. И еще, для усиления эффекта, синхронно вибрирует пластина, закрепленная на гортани. Такой опыт провели с 44 участниками, и те, как правило, признавали, что да, произносили слова они сами.

Человек прекрасно понимает, где находится. Он в полном сознании. То, что в образ «Я» включилось не только тело, но и речь, все-таки неожиданно. Сложно убедить себя в том, что говоришь слова, не имея намерения их произносить. Но иллюзия сработала. Голос аватара подбирали так, чтобы он был выше по частоте, чем голос участника. Людей потом просили произнести те же слова – и они делали это, неосознанно повышая частоту. Иными словами, приводили свой реальный голос в соответствие виртуальному.

Включение аватара в образ себя привело к тому, что вместе с аватаром присвоились и его действия. Авторы дают предполагаемую логику мозга: это мое тело, я им двигаю и я вижу это – оно говорит, стало быть, это я говорю. Полагаю, эксперимент [в который раз] сообщает нам важную мысль: мозг жаждет причинности. Он не терпит неопределенности, ему тяжело в такой ситуации. Как следствие, людям сложно даются такие вещи как вероятность, квантовая механика, хаос и т.п.

Все больше свидетельств, что ощущение себя, своих границ очень подвижно. Из первых опытов с резиновой рукой выросло целое направление, где людей обманывают все более изощренно. Смотрят уже не только на то, как меняется восприятие тела, но и на свойства психики, совсем, казалось, не связанные. Модная тема – расовые предубеждения. Типа: люди, искренне не принимающие расизм, на подсознательном уровне ему подвержены. Исследования множатся. Но оказалось, расовые предубеждения можно менять с помощью RHI - иллюзии резиновой руки.

Если вы белый, резиновая рука может быть черной. Пережив иллюзию, что муляж принадлежит вам, вы хотя бы на время станете терпимее к неграм. Вместо дешевой резиновой руки можно воспользоваться дорогой виртуальной реальностью. Белый видит себя темным, и – о, чудо – его отношение к людям с более темной кожей меняется. На самом деле, не так уж удивительно – предубеждения тоже подвижнее, чем нам кажется, и меняются с внешней средой. Об этом как-нибудь в другой раз.

Считаю, пора уже задуматься о том, как создать иллюзию ‘своих’ мыслей. Обычно человек отдает себе отчет, о чем размышляет в данный момент. Можно ли сделать так, чтобы он обманывался насчет содержания собственного сознания? Испытуемый уверен, что думает «А», но на самом деле – не думает. На первый взгляд, такая иллюзия не запрещена и не содержит противоречия. Но на практике – не представляю.

D.Banakou and M. Slater -- Body ownership causes illusory self-attribution of speaking and influences subsequent real speaking – PNAS, 2014 [

Сегодня исполняется 85 лет со дня рождения народного артиста СССР Леонида Семеновича Броневого. Об актере, который умеет с чувством, толком и расстановкой произносить прописные истины, обозреватель " " Григорий Заславский.

"Война - это не шутки... Война - это война!" - слова герцога Ганноверского из фильма Марка Захарова "Тот самый Мюнхгаузен вряд ли бы кто запомнил, несмотря на всю их гениальность и весь тот второй и третий смысл, который заложены во все тексты Григория Горина. Леонид Семенович Броневой - вот тот актер, который своим обаянием этот самый второй и третий смысл добавляет к каждому слову, какое бы не произносил. Из цитат, которыми его роли полны, можно, наверное, составить целую брошюру, - однако же сами слова быстро потеряют блеск, это - точь-в-точь как с морскими камешками, они сверкают именно благодаря Броневому, и мы уж читаем даже когда - вспоминаем, как он эти слова произносит в "Формуле любви", в "Семнадцати мгновениях весны", в "Том самом Мюнхгаузене", в "Покровских воротах"... "Ясность, Штирлиц, - это одна из форм полного тумана". Или: "Верить никому нельзя, Штирлиц, даже себе... Мне - можно"... Ну и слово "пальчики" - в которых и юмор Мюллера, в эту самую минуту, наконец, понятно, какой страшный зверь, готовый броситься и порвать на куски нашего Максима Максимовича Исаева скрывается за этим жуиром и бонвиваном, светским львом, целиком отдавшего весь свой пыл, талант - страшной работе.

Последние полтора года он не выходит на сцену, он там и остался и нечасто приезжает в Москву, - так что юбилей - не лишний повод передать актеру нашу любовь и добрые пожелания, прежде всего - конечно, здоровья.

Броневой - из тех редких актеров, амплуа которых прежде называлось - резонер. Не самый главный герой, он является, когда надо произнести какую-нибудь важную истину, вернуть героя на путь истинный. Редкий актер способен произнести избитую истину так, как это всегда удается Броневому, - он словам возвращает смысл и в его устах всякая банальность вновь звучит как откровение, ведь это - истина, она от частого использования, конечно, стерлась, но истиной не перестала быть?!

Сын врага народа, мальчик, которого в детстве учили игре на скрипке в одной из лучших не только в СССР, но и в мире музыкальной школе при Киевской консерватории, с матерью он вернулся в Киев перед самой войной, в 41-м, мог пропасть в гетто, чудом им удалось уехать в эвакуацию в Чимкент, и первое театральное образование он получил в Ташкенте. Самых разных чудес в его жизни случалось еще немало, - ну, не анекдот ли, что именно он лучше всех сыграл начальника СС? В 53-м, после смерти вождя, он поехал в Москву и поступил в Школу-студию МХАТ, после которой попал в Грозный, играл в Иркутске, Воронеже, пока не встретил главного режиссера - Эфроса, вторым его главным режиссером стал Марк Захаров, для которого такой вот актер-талисман в труппе важен необычайно. Такой актрисой для Захарова много лет была Татьяна Пельтцер, а последние 25 лет - это, конечно, Броневой. Смотреть, как он играет Фирса - отдельное удовольствие. Так что очень хочется, чтобы это еще повторилось.

Популярное

07.03.2019, 08:07

"Рубль должен стать инвестиционной валютой"

МИХАИЛ ХАЗИН: "Всю программу экономического роста в России можно описать одной фразой: нужно сделать рубль инвестиционной валюты, чтобы было выгодно делать инвестиции в рублях. Это очень легко сделать: нужны институты развития, которые будут инвестировать проектным образом в создание импортозамещающих предприятий".

13.03.2019, 09:07

Британские элиты хотят восстановить Империю

МИХАИЛ ХАЗИН: "У них было несколько планов. У них был план сделать империю на базе Арабского мира – правда, тогда пришлось бы ликвидировать Израиль. Киссинджер, про которого ходят слухи, что он близок к этой группе, говорил о том, что к 2022 году Израиля не будет. Этот план не прошёл, потому что в США стал президентом Трамп. Понятно, что при Трампе ликвидировать Израиль не получится".

15.03.2019, 10:08

Украинцы в основном предавали самих себя

РОСТИСЛАВ ИЩЕНКО: "Если к делу подойти серьезно, то, опять-таки, я не считаю, что можно в полной мере применять к нынешним гражданам Украины термин "предательство", даже к тем, которые действительно, с нашей точки зрения, являются предателями, потому что в основном-то они предавали сами себя. То есть они жили на своей территории, строили свое государство. То, что нам это государство не нравится, это наши проблемы, мы там и не живем".

Да я тут начал вспоминать про свою практику, завел разговор про 100% гарантии. Получается будто агитирую мне верить. Вот только мои друзья, которые читают мой блог довольно давно знают. Я могу поговорить о женщинах. Придумать и рассказать забавный анекдот. Иногда несет меня и на тему ностальгии поболтать про СССР про 90-е годы и т.д. Вот только львиная доля моего общения в этом блоге именно ПОЛИТИКА!

Потому… Верить, в наше время, нельзя никому, даже себе. Мне - можно!

Почему спросите вы? Я уже не практикую и не собираюсь этого делать. Могу помочь друзьям (если ощущаю в себе силы подобное сделать, иногда мне кажется задача совсем не по силам) и делаю исключительно бесплатно для друзей. Ибо, как докладывает «разведка» некоторые блоги специализируются на психологии и зарабатывают на ней. Не собираюсь отнимать чей-то хлеб или чьих-то читателей. Я давно не психолог, а просто старый и больной человек. Скорее философ, что следит за жизнью, неудачник. Как сейчас модно говорить нищеброд. Денег не заработал и уже не заработаю. Карьеры не сделал, да и с личным счастьем… проблемы со здоровьем и нет его счастья и похоже не будет уже. Так что…

Многосерийная картина про советского разведчика Максима Исаева , внедрившегося в высшие сферы фашистского Третьего Рейха, до сих пор остается одним из самых популярных советских фильмов. Сразу же после выхода все 12 серий растащили на цитаты, а главные герои — Штирлиц , роль которого исполнил Вячеслав Тихонов , и группенфюрер СС Генрих Мюллер , которого сыграл Леонид Броневой , стали персонажами бесчисленных анекдотов. В день выхода легендарной картины на телеэкраны АиФ.ru вспомнил несколько известных цитат из нее.

1. — Из всех людей, живущих на земле, я больше всего люблю стариков и детей. (Штирлиц)

2. — Все они хотят быть похожи на фюрера. (Штирлиц)

3. — Все — ученые, писатели, артисты — по-своему невменяемы. К ним нужен особый подход. Потому что они живут своей, придуманной ими жизнью. (Штирлиц)

4. — Как это у Пушкина было? «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!» Ай да Штирлиц! (Штирлиц)

5. — Для того чтобы побеждать врага, нужно знать его идеологию, не так ли? А учиться этому во время боя — обрекать себя на поражение. (Штирлиц)

6. — Штирлиц, а Вас я попрошу остаться. (Мюллер)

7. — Контрразведчик должен знать всегда, как никто другой, что верить в наше время нельзя никому, порой даже самому себе. Мне можно. (Мюллер)

8. — Ясность — это одна из форм полного тумана. (Мюллер)

9. — А я хоть раз в жизни кому-нибудь давал взбучку, а? Я старый, добрый человек, про которого распускают слухи. (Мюллер)

10. — Я люблю молчунов. Если друг — молчун, так это друг, а если враг, так это враг. Я уважаю их. (Мюллер)

11. — Это не ерунда, это совсем даже не ерунда, дружище Биттнер. (Мюллер)

12. — Мне лучше знать, с чего начинать! (Мюллер)

13. — В общем, дело тухлое, но постарайтесь его покопать. (Мюллер)

14. — От стариков все зло в этом мире. (Мюллер)

15. — Без прошлого нет будущего. (Радистка Кэт)

16. — Он спал глубоко и спокойно, но ровно через 20 минут он проснётся. Это тоже одна из привычек, выработанных годами. (Голос за кадром)

17. — Штирлиц никогда не торопил события. Выдержка, считал он, оборотная сторона стремительности. Все определяется пропорциями: искусство, разведка, любовь, политика. (Голос за кадром)