Смысл страдания. Освобождение от страданий. Страдание - это вызов жизни, обращенный к человеку

В жизни каждой порядочной барышни должно быть место страданию. Настоящему такому страданию - глубокому, сильному и неподдельному. Главное - пережить это время стоически. Или нет. Это смотря какие именно звезды сошлись над страдалицей в день ее рождения.

Рак

Раки страдают молча. Так, чтобы никто не заметил, но все поняли, да. Они навзрыд рыдают в ванной, открыв кран на полную мощность. Они ходят по дому с глазами на мокром месте, но никакими пытками из них нельзя выбить ответ на вопрос «Что случилось?!» Потому что если ответить, что случилось, придется прервать на самом интересном месте внутреннее кино про апокалипсис. Да, барышня-Рак показывает себе увлекательнейший блокбастер про то, как все умрут, и она тоже. Мучительной, гадкой смертью. И нет, никакой Брюс Уиллис не придет и не спасет мир барышни-Рака от катастрофы. Потому что она сама Брюс Уиллис и сейчас все исправит. Это кино с хэппи-эндом, просто она пока еще не досмотрела.

Рыбы

Рыбы страдают картинно. Графиня изменившимся лицом бежит к пруду, о, да. Бежит топиться, разумеется, потому что ТАК страдать - выше ее сил. Главное, чтобы у пруда в этот момент не оказалось какой-нибудь противной Девы, которая обязательно скажет: «Что ж вы так убиваетесь? Вы ж так не убьетесь!» Нет, пусть рядом будут понимающие люди, которые не помешают Рыбке страдать. В смысле - наслаждаться. Как тонко она чувствует, как глубоко переживает, все видели?! «О, роковая ночь!»

Скорпион

Скорпионы вообще не страдают. В принципе. Потому что нет в мире той силы, которая могла бы заставить Скорпиона страдать всерьез. И в этом, собственно, заключается проблема. Потому что скорпионы все-таки живые люди (мы сами в шоке, но это правда), и не реагировать на окружающий мир они не в силах. Поэтому вместо страданий они гневаются. А это, знаете ли, ой. Потому что Скорпион в гневе - это хуже, чем Годзилла. Это хуже, чем Годзилла с предменструальным синдромом, если вы понимаете, о чем мы.

Телец

Телец страдает масштабно. Все - вы слышите?! - все должны знать о том, как ей плохо. Поэтому в первую очередь Телец пишет в уютный «Фейсбучек» гигантскую простыню текста, в которой небесталанно, но педантично перечисляет все свои беды и горести. И в этот самый момент беды и горести начинаются у всех остальных. Потому что если страдающему Тельцу попытаться дать дельный совет, то «кто вас вообще спрашивал, что вы лезете не в свое дело, тупицы». А если написать «Ну ты там держись», можно и бан схлопотать, потому что «ничего умнее не могли придумать, да?!» А если ничего не написать, то вас самих запишут. В смертельные враги. Потому что вы равнодушная сволочь.

Козерог

Козероги страдают смиренно. И деятельно. Козерог никогда не думает: «О, за что мне это!» Козерог думает: «Ну, ок. Возьмем и это. Что, интересно, из этого можно извлечь?» Полезного, разумеется. И, представьте себе, извлекает. И не только жизненный опыт и урок на будущее. Так любой дурак может. Козерог извлечет еще и волшебный пендель. В смысле - скрытый прежде внутренний ресурс.

Близнецы

Близнецы страдают многословно, цветисто и нецензурно. Ну, то есть Близнецы так не только страдают, а вообще живут: барышня-Близнецы постоянно ведет увлекательнейший диалог со всеми своими внутренними субличностями, и страдания в этой картине мира не меняют практически ничего. Кроме того, что страдающая барышня-Близнецы переходит от диалога к монологу и начинает вести его вслух. Слушатели ей при этом без надобности: все свои претензии Близнецы могут высказать кому угодно - хоть лучшему другу, хоть дорогому Мирозданию. Но если вы вдруг видите страдающую барышню-Близнеца - лучше остановитесь и послушайте. Участие она не оценит, зато узнаете много новых слов.

Лев

Львицы просто не могут позволить себе страдать. Страдания - это для простых смертных, а она - королева. А королевы, как известно, не только не пукают, но и не плачут. Но, поскольку Львица все-таки живой человек (а не мистическая сущность, как Скорпион, например), страдать ей приходится. Но надо же как-то держать лицо! Поэтому Львица быстренько выбирает среди своих вассалов какого-нибудь козла отпущения и обвиняет его во всех своих бедах. Так страдание превращается в благородный праведный гнев, что, согласитесь, совсем другая история. Кстати, быть козлом отпущения при Львице очень приятно: Львица же понимает, что на самом деле несчастный ни в чем не виноват, поэтому быстро меняет праведный гнев на высочайшую милость, тем и успокаивается, довольная собой. А козлику какие-нибудь плюшки достанутся.

Овен

Овны страдают замкнуто. Уходят в себя и запирают за собой дверь на четыре засова. И в этот момент самое важное - ни в коем случае не пытаться стучать. Потому что барышня-Овен принимает страдания, как вызов, и в этот момент у нее внутри разгорается смертельная схватка, кровавый бой с тенью. Она просто не позаботилась повесить на дверь табличку «Не влезай, убьет», но все же взрослые люди, сами должны понимать! Нет? Ну извините. Овен потом ссыпет в красивый мешочек ту горстку пепла, что останется от утешителя. Непременно.

Весы

Весы страдают со вкусом. Барышня-Весы - фаталистка, и она искренне верит: удар судьбы в лоб означает, что не возымели действия ее пинки под зад, а значит, «надо Федя, надо». Но принимать страдания за просто так - невыносимо: Весы не могут спокойно жить, не уравновесив зло добром. Страдания - зло? Зло. Значит, нужно как можно скорее сделать себе что-нибудь приятное. Ну, хотя бы покушать. А можно еще напиться в хорошей компании. И подарить себе что-нибудь ненужное, но прекрасное, потому что когда еще, если не сейчас, да? В общем, когда родные и близкие наконец добираются до Весов, чтобы обнять, утешить и накормить вкусным, они обычно обнаруживают, что утешать уже некого. Потому что барышня-Весы умотала на Мальдивы в компании кинематографически красивого брюнета и с чемоданом, полным новых платьев, в красивой шляпе и с бутылкой мадеры подмышкой. Бедняжечка наша.

Водолей

Водолеи ненавидят страдания. Водолею проще умереть, чем страдать. А потому именно это она и делает: окидывает прощальным взглядом все то, что принесло ей такие страдания, тихонько вздыхает и, ничего не говоря, уходит за диван. Умирать. Но обычно этого никто не видит, потому что Водолей в курсе: в этом мире человеку даже умереть нельзя спокойно, обязательно кто-нибудь пристанет с дурацкими вопросами. Поэтому окружающие уверены, что Водолеи вообще неспособны страдать, что они всегда бодры и веселы. А на самом деле Водолей сегодня умер. Пять с половиной раз. И воскрес, да. Это же Водолей.

Стрелец

Стрельцы страдают подло. Нет, это правда. Во всех остальных случаях Стрельцы - само благородство, сама отвага и лучший друг всех детей, но вот страдания выбивают Стрельца из колеи. И тогда несчастная барышня-Стрелец зовет к себе всех своих подруг, обещая им вкусные коктейли и безудержное веселье. И не врет. Про коктейли. А «безудержное веселье» заключается в следующем: Стрелец будет долго и многословно ныть о своей тяжелой судьбе, а подруги должны не просто ее утешать, а анализировать ситуацию. И еще раз анализировать. И снова. В общем, переливать из пустого в порожнее Стрелец будет до утра, а потом воспрянет духом и успокоится. В тот момент, когда под стол упадут, совсем обессилев, даже Козероги и Девы. Вот это сила страдания, вот это мы понимаем. Мощь!

Дева

Дева страдает, как сова. Надувается и хлопает глазами. При этом никому не понятно - то ли она страдает сейчас, то ли она всегда такая, потому что черт же ее разберет, эту странную птицу. Открываем секрет: Дева страдает всегда. В режиме 24/7. Несовершенство этого мира глубоко ранит ее гранитное сердце, железобетонную душу и пуленепробиваемый мозг. А поскольку несовершенство мира - единственное, что в этом самом мире остается неизменным, на свои страдания Дева не обращает ни малейшего внимания. Вот вы замечаете, как дышите? То-то же.

Грех первого человека стал причиной возникновения страдания в мире. Из-за первой ошибки человек начал умирать с самого начала своего существования и, взяв пример от диавола, стал сам уже изобретателем порока, то есть сам стал виноват во всем том зле, которое начало, как цепная реакция, распространяться во всем мире из-за его склонности ко греху.

Часто человек ищет комфорта везде и во всем, так что мысли о страдании, о болезнях, о смерти - своей или близких - он отгоняет куда-то прочь, «на потом». Погрязает в каких-то бытовых ежедневных мелочах, не замечает, что вокруг него есть много людей, которые сталкиваются со страданием лицом к лицу. Человек часто предается греху, мелкой злобе, раздражению, а когда сам встречается со страданием - даже не задумывается, что ведь это Бог захотел его «встряхнуть» и обратить хотя бы немного к Себе, предложить ему перевести свое внимание от мелких бытовых вещей - к вечности.

В таких и в подобных ситуациях люди, часто уже от безысходности, обращаются к Богу, а потом к священнику с главным вопросом: «За что мне это?».

Так или иначе, в современном мире человеку все чаще приходится сталкиваться со страданием, как бы он ни пытался этого избежать. Это связано с ухудшением экологии, уменьшением продолжительности жизни, новыми болезнями, учащающимися случаями заболевания раком («чумой XXI века»), наконец, с внезапными катастрофами, терактами и т. д. Дети разбиваются на мотоциклах, близкие заболевают неизлечимыми недугами, что-то еще случается - в таких и в подобных ситуациях люди, часто уже от безысходности, обращаются к Богу, а потом к священнику с главным вопросом: «За что мне это?». И задача священника найти индивидуальный ответ для каждого страдальца, потому что каждое страдание уникально.

Первозданное состояние человека и его грехопадение

Страдание как явление , ненормальное по отношению к замыслу Бога о творении, напрямую связано с понятием зла, а значит, с состоянием противления Богу.

Как уже было сказано, Священное Писание четко говорит, что Бог зла не создавал, и всякое творение Божие хорошо (1 Тим. 4:4). Равно как и зло, не создавал Бог и страдание. Оно чуждо замыслу в отношении всего Его творения.

Преподобный Максим Исповедник говорит, что «трансформацию природы в… тление и смерть человек изначально не получал от Бога», потому что Господь по образу Божию сотворил его [человека] (Быт. 1:27). Как говорит об этом святитель Григорий Нисский, невозможно было бы сказать о человеке, «что он создан по образу Божию, если бы отображенная красота была противоположна красоте первообразной». И потому человек не знал страдания в первозданном состоянии , будучи бесстрастным.

В связи с этим преподобный Максим говорит, что «Бог, создав естество человеков, не создал вместе с ним ни чувственного наслаждения, ни чувственной муки». Потому состояние человека в Раю было целостным; однако, по мысли святителя Феофила Антиохийского, он был создан способным как к состоянию смерти, так и к бессмертию: не совершенно смертным, но и не совершенно бессмертным. И если бы человек решил не поддаваться искушению и исполнить заповедь Творца без принуждения, свободно, то он получил бы в награду бессмертие тела; но так как он преступил заповедь, то сам стал виновником своей смерти. Об этом же говорит святитель Игнатий Брянчанинов.

Теперь необходимо ответить, по какой причине нарушается первозданная целостность и приходит страдание и смерть в жизнь человека.

Согласно святителю Григорию Нисскому, Бог сотворил человека от преизбытка любви и потому хотел, чтобы человек также испытывал любовь. Однако, чтобы дать возможность любить по-настоящему, Бог дал свободу воли: с ее помощью человек мог решить - любить или не любить, «потому что любовь всегда включает в себя выбор» .

История грехопадения человека (Быт. 3) делает очевидным тот факт, что человек соприкасается со злом через диавола , который стал первым уклонившимся от Бога: …сначала диавол согрешил (1 Ин. 3:8), а уже с завистью диавола вошла в мир человеческий смерть (Прем. 2:24).

Через искушение диаволом, явившимся в виде змея, пала Ева. И фактом самого разговора со змеем Ева подтвердила свое грехопадение еще до вкушения запретного плода, потому что, не будучи расположенной изменить воле Творца, она не сказала бы: «плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» (Быт. 3:3). В словах Евы («не прикасайтесь к ним» ), которые не были сказаны Богом, но которые Ева Ему приписала, многие толкователи видят упрек Евы Творцу «за лишнюю суровость и трудность Его заповеди и глухое недовольство этим».

В словах змея «…и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:5) блаженный Августин Иппонский видит, что здесь указано на гордость как начало всех грехов. И святой продолжает, говоря, что диавол использует эту фразу лишь потому, что на тот момент «люди уже проявляли склонность к поиску удовлетворения в самих себе», к поиску обособления от Бога, а значит, состояние зла уже началось в первых людях до встречи со змеем-обольстителем, а змей лишь провоцирует человека, «но ни в какой мере не определяет выбор человека в пользу зла».

Будучи сам павшим от гордости, диавол усматривает в том же слабое место Евы, которая уже была на пути гордости (блаженный Августин Иппонский). Преподобный Ефрем Сирин говорит то же: «Искусительное слово не ввело бы в грех искушаемых, если бы руководством искусителю не служило собственное их желание». И преподобный Иустин (Попович) отмечает: «Она поступила по предложению сатаны лишь после того, как предварительно сознательно и добровольно всей своей душой приняла его предложение».

Здесь видно подтверждение слов Писания: «Начало гордости - удаление человека от Господа и отступление сердца его от Творца его » (Сир. 10:14). И потому дьявол не смог бы обольстить человека…, если бы человеком уже не овладело довольство собою. Потому-то и понравилось ему услышанное: «будете, как боги». Профессор А. П. Лопухин обращает здесь внимание, что в оригинале используется слово אֱלהִים («элохим»), которое является одним из имен Божиих. И следует понимать, что человеку было ложно и соблазнительно предложено быть богом, так как «первые люди еще не знали других богов, кроме единого истинного Бога».

Преподобный Ефрем Сирин даже допускает, что «Если бы и не пришел искуситель, то само дерево красотой своей привело бы к борьбе из-за их тяги к обладанию». Таким образом, больше, чем совет змея, прародителям навредило их собственное пожелание.

Блаженный Диадох Фотийский говорит, что, посмотрев на древо с вожделением и вкусив от него с неудержимым желанием, Ева в тот же момент испытала «склонность к самоуслаждению плоти», хотя до воззрения на древо помнила заповедь Божию и была покрываема как бы крыльями любви Божией.

Еву научил Божией заповеди Адам, а он получил заповедь напрямую от Бога, на самом себе испытав безмерную Божественную любовь, и потому «не имел никаких смягчающих его вину обстоятельств, так что его грех… тяжелее греха Евы». Как пишет святитель Григорий Нисский, «и муж, и жена участвовали в своем падении своей полной свободой, ибо вне свободной воли нет греха, нет зла».

Размышляя о событии грехопадения, блаженный Августин Иппонский говорит, что Бог позволил диаволу приступить к человеку, поскольку в противном случае человек не продвинулся бы к бо́льшему совершенству, «не пройдя испытания злом». Кроме того, нужно сказать словами святителя Иоанна Златоуста, что Господь дал заповедь не из ненависти к человеку, «но любя нас и заботясь о нас».

На вопрос, почему же Бог попустил человеку быть искушенным, блаженный Августин Иппонский дает ответ, что это неведомо ему, однако, насколько об этом можно рассуждать, то представляется вероятным, что «человек не заслуживал бы бо́льшей похвалы, если бы мог жить добродетельно потому только, что никто не склонял его жить порочно, раз он имел и в природе возможность, и в воле желание не следовать внушению», причем при помощи Бога. Однако далее святой Августин приводит цитату из Первого Соборного Послания апостола Петра: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5:5). Таким образом, блаженный Августин наводит на мысль, что человек, находясь в состоянии превозношения и начиная искать возможности обособиться от Бога и быть, как Он, не может получать от Бога далее силы к существованию в том состоянии, в котором был создан первоначально.

Попытавшись обособиться в искушении диаволом и обманувшись, далее человек сталкивается с новым состоянием - страха : «И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся» (Быт. 3:9-10).

Говоря о возникновении страдания в жизни человека, важно отметить, что Адам и Ева, после преступления заповеди, еще и усугубили свою вину нежеланием покаяться, самооправданием, перекладыванием вины (Быт. 3:9-13) и таким образом навлекли на себя смерть. Однако важно отметить, что смерть - это общее понятие состояния человека вне общения с Богом.

Раскрывая подробнее указанный выше тезис, следует обратиться к размышлениям святителя Григория Паламы. Он пишет о том, что смерть в Священном Писании является главным следствием прародительского греха , но она, однако, должна пониматься в широком смысле слова, а именно: это, прежде всего, смерть духовная, то есть удаленность от Бога, Источника жизни. А если человек удаляется от Источника жизни, то попадает в мир тления, где постепенно и смерть физическая его побеждает как естественное следствие смерти духовной. И, таким образом, тление приводит к различным формам страдания: духовная «смерть, привнесенная в душу через нарушение заповеди, не только испортила саму душу, но также отяготила тело болью и страстями и в конечном счете подвергла его смерти» физической .

Кроме того, смерть духовная сделала тело человека болезненным и страстным, предала его, наконец, смерти физической. Это обуславливается и изречением Господа по итогам грехопадения: Еве сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою (Быт. 3:16). И Адаму сказал: терния и волчцы произрастит… тебе (земля); и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься (Быт 3:18). Так Господь определил меру страдания человека по факту грехопадения.

Преподобный авва Дорофей отмечает, что, как только было совершено нарушение Божией заповеди, Адам был изгнан из рая и, лишившись своего первозданного состояния, «обнаружил себя в состоянии, противном природе, то есть в страстях, которые властвовали над ним, потому что он через преступление сделал себя их рабом» . Кроме того, по мысли святителя Василия Великого, человек заболел, познал страдание, удалившись «от здоровья по причине плохого образа жизни или по какой-то другой причине», которая вызывает болезнь .

Нужно сказать также, что, исходя из размышлений святых отцов, причина изменения воли к действию против Бога , как и в падших ангелах, так и в согрешившем человеке, - это обращение внимания на себя и забвение Бога. И тем самым человек перечеркнул свое вечное предназначение, которое - с Богом (преподобный Макарий Великий), и оказался в мире страданий, потому что «именно грех есть причина человеческого страдания, начиная с Адама, и величайшая угроза его вечному счастью» .

Человечество было обмануто отпавшим от Бога диаволом, представившим Еве зло сильным и соблазнительным: Вступив на путь зла, люди стали не богами, а зверями, не свободными, а рабами, попали во власть закона смерти и страдания. Все манящие обещания зла оказались ложью, обманом.

Подытоживая первопричину появления человеческого страдания, нужно сказать, что началом падения было ложное удовольствие, полученное обманом. Здесь нужно добавить, что преподобный Максим Исповедник говорит об особенной связи удовольствия и страдания, которая поддерживается страстной любовью к себе «и которая у первого человека заменила собою любовь к Богу», так что, по мнению преподобного Максима, любовь к себе стала матерью всех страстей . Кроме того, необходимо отметить, что, по словам святителя Григория Нисского, зло стало распространяться в мире, потому что в жизнь человека вошла «растлевающая привычка ко греху».

В связи с тем, что мир от грехопадения изменился, то и удовлетворение многих желаний (например, в связи с необходимостью поддержания жизненных сил пищей, что ранее осуществлялось в Раю безболезненно) стало сильно затрудненным, потому что сказано Адаму: «проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей» (Быт. 3:17).

Таким образом, Бог, будучи любовью и бездной милости, «не позволяет нам впасть в совершенную погибель» и делает все возможное, чтобы человек не погиб до конца в гордости, и потому Он дает человеку страдание как воспитательное средство .

Страдания как следствие прародительского греха

Говоря о страдании, нужно отметить, что в греческом языке слово «скорбеть» близко по смыслу к слову «сжимать, давить», то есть, сдавливается мое «я» чем-то другим… Если я скорблю, то, значит, внутри меня действует что-то лукавое и оказывает на душу давление, предотвращает полную погибель человека от гордости и делает его смиренным разнообразными смиряющими факторами. Не случайно сказано: «смиренным дает благодать» (Иак. 4:5). И потому страдание и приобретаемое с его помощью смирение становятся для выбывшего из Рая человека инструментом, который рушит эгоизм и возвращает к Богу.

Итак, первозданные отношения с Богом разорвались, и грех естественным образом привнес в мир людей смерть и тление. Человек начал страдать от того, что теперь в новых исторических обстоятельствах он не имеет всего того, что имел, когда был с Богом. Теперь труд и болезнь - ключевые факторы, сопровождающие всю его жизнь.

Однако Бог по Своему свойству всеведения еще до сотворения человека знал, что тот уклонится от добра, однако все равно хотел привести «его в бытие и (затем) заболевшее естество снова воззвать в первоначальную благодать» . Таким образом, можно сказать, что Бог знал, что человек восстанет против Него. Но Он так же знал, что многие решат последовать за Ним и достигнуть Его Царствия. Это можно сравнить с тем, как родители, предвидя болезни своих детей, все равно становятся родителями, потому что знают, что и у чад, и у них самих будет, помимо боли, и потенциал для великой радости.

Из повествования о грехопадении ясно, что Господь объявил человеку падшему, какой будет его жизнь без Него: это боль и страдания. И никто не в силах этого приговора избежать, потому что каждый человек рождается в эту жизнь страстным путем, расположенным к страстям по вине всеобщей тленности, тленного тела: тленное тело отягощает душу, и эта земная храмина подавляет многозаботливый ум (Прем. 9:15).

Последствие греха первых людей - это измененная природа человека, подвластного страстям с момента грехопадения, которая биологически передается из поколения к поколению. По слову святителя Григория Нисского, зло смешивается с естеством тех, кто допустил непослушанием вселить в себя болезнь, и потому как вследствие естественного закона природы «рожденное есть то же с родившим, так и от человека рождается человек, от страстного страстный, от грешника грешник».

Важно, что каждый человек ответственен за свой грех : «Сеющий неправду пожнет беду…» (Притч. 22:8); или: «Пути твои и деяния твои причинили тебе это; от твоего нечестия тебе так горько, что доходит до сердца твоего» (Иер. 4:18). Не нужно все списывать на грехопадение Адама и Евы, но все же смерть царствовала… над несогрешившими подобно преступлению Адама (Рим. 5:14). И каждый человек, рожденный от Адама и Евы, согрешая впоследствии, становится подобными Адаму и Еве, и потому - частично ответственным вместе с ними за последствия их греха как в отношении себя, так и в отношении окружающих и рождающихся далее.

Таким образом, страданию становятся причастны все люди , в большей или меньшей степени. С одной стороны, страдание действительно берет свои истоки от греха и зла, в которое ввергнул человечество Адам; но, с другой стороны, оно становится следствием личных грехов людей, рожденных от Адама страстным путем. Кроме того, в Священном Писании еще будет много примеров страданий, которые напрямую не связаны с грехом страдающего, но стали следствием чужих грехов или действий диавола. Это, например, страдания Авеля, Иова, и в конечном итоге - Мессии, Который перенес самые великие страдания, не совершив ни малейшего греха и не будучи ни в малейшей степени виновным.

Понятие «страдание» в Священном Писании

Говоря о понятии «страдания», необходимо обратить внимание на употребление этого слова в Священном Писании, преимущественно - в текстах Ветхого Завета, и обзорно обозначить рамки понимания страдания.

В еврейском (масоретском) тексте в тех местах, где в русском Синодальном переводе стоит слово с корнем «страд-», еврейским языком, согласно переводу на русский, передаются следующие смыслы. Во-первых, например, по Быт. 35:17 и Исх. 3:7 под «страданием» понимается нечто трудное, тяжелое, суровое, и даже жестокое . Также это может быть притеснение или бедствие. Во-вторых, со страданием ассоциируется часто зло или беззаконие, в общем, то, что причиняет бедствие, что несет разрушительную силу (например, в Руф. 1:21 или Иов. 6:2).

Самая распространенная ассоциация со страданием - это боль или перенесение боли (например, Иов. 2:13). Особенно часто страдание ассоциируется с родовыми муками, то есть это такое состояние, при котором хочется кричать (от боли), корчиться от страха, быть объятым ужасом (например, в Мих. 4:10).

Кроме того, страдание - это тяжелый труд, который приводит к изнеможению, мучению (Иов. 5:7). Еще страдание связывается с горем, несчастьем, бедой (Пс. 24:18); или с угнетением, притеснением, нуждой, теснотой (Пс. 106:17 или Ис. 48:10).

Иов и его друзья. Худ. Илья Репин.

В Новом Завете (в греческом тексте) маркерами «страдания» часто являются слова, производные от πάσχω, что значит «претерпевать, терпеть, переносить, испытывать» (например, Мф. 16:21; Лк. 9:22; Иак. 5:10; 1 Пет. 2:19 и др.). Кроме того, «страдание» - это терпение мучения от боли (Мф. 8:6). Или, например, когда есть какой-то стесняющий фактор, используется производное слово от συνέχω, что значит «сдерживать, охватывать, зажимать, объять» (например, Деян. 28:8).

Таким образом, обобщая употребление слова «страдание» в Священном Писании, можно сказать, что оно по большей мере связано с перенесением чего-либо стесняющего, где этот самый стесняющий фактор - в большей степени какая-либо боль (физическая, или боль утраты, или какая-либо другая душевная боль, например, состояние Агари в Быт. 16:11). Или стесняющим фактором может быть состояние угнетения от сложившейся ситуации (исторической или личной, будь то стихийное бедствие, война, плен, какое-либо иное угнетение, например, страдания народа еврейского в Египте в Исх. 3:7 и т.д.). Кроме того, страдание может быть перенесением влияния страстного состояния или какого-либо совершенного греха (состояние богача из притчи Лк. 16:25 или метафора страдающего члена единого тела, от которого страдает все тело в 1 Кор. 12:26).

Понятие «страдание» в русской лингвокультуре

В продолжение рассмотрения библейского понимания понятия «страдание», следует обзорно осветить понимание «страдания» в русской языковой картине мира, потому что невозможно рассматривать духовное понятие в отрыве от языка человека.

Нужно сказать, что в русском языке этимологически слово «страдание» связано с такими действиями, как «стараться, добиваться». Со «страданием» связывается процесс преодоления какой-то трудности, боли, на пути к положительному результату. То есть, страдать - значит испытывать боль.

В истории русского народа на пересечении языка и культуры сформировалась ассоциация со «страданием» как с тяжелой физической работой (преимущественно, крестьянский труд). Часто «страдание» связывалось с трудоемким процессом сенокоса, сбором урожая, жатвой (например, по-древнерусски страдомая земля - значит, «пахотная земля»).

Кроме того, страдание ассоциируется с процессом прохождения или переживания чего-либо (тяжелого), или «можно было бы сказать “идти по какой-то дороге с болью”, иметь боль своей попутчицей на каком-то отрезке своего жизненного пути».

Итак, как это было видно из обзорного анализа употребления понятия «страдание» в Священном Писании и в связи с этимологией русского слова «страдание», оно неразрывно связано с болью. О страдании как о терпении, перенесении нравственной или физической боли пишет также и В. И. Даль. В Словаре русского языка С. И. Ожегова боль также характеризуется, как «ощущение страдания». Ф. М. Достоевский писал, что «страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца».

Как маркер организованной и сформировавшейся личности, страдания, переживания, «боль сердца», сострадание, побуждают человека действовать в соответствии с идеалами поведения. Кроме того, сожалением о каких-то поступках можно назвать моральную боль. И преодоление такой боли предполагает стремление к изменению себя или окружающего мира к лучшему.

Таким образом, рассмотрев понятие «страдания» как «боли» в системе русской культуры и русского языка, следует отметить, что как бы значение перенесения страданий и боли ни оценивалось, однако естественным желанием человека остается прекращение любой боли, любого страдания .

В этой статье хотел бы рассказать о нескольких методах, которые позволяют избавиться от психологического страдания. До этого на сайте уже была статья « ». Однако, методы, предложенные там, относились скорей к иному образу жизни. Здесь же, мы рассмотрим достаточно конкретные практические техники.

Дыхательный метод

Необходимо сделать несколько глубоких, осознанных вдохов и выдохов. Во время вдоха Вы как бы осознаете, что вдыхаете Вашу жизненную энергию, счастье, здоровье и все самое лучшее. Во время выдоха, Вы выдыхаете страдание и боль. Если почувствовать это напрямую не получается, можно просто представить, словно у Вас это получается. Как правило, срабатывает почти мгновенно. Достаточно всего два-три вдоха и выдоха. Эффективность этого метода объясняется тем, что дыхание напрямую связано с энергетикой. Мы вдыхаем энергию, чтобы жить. Осознание дыхания в таком ключе привязывает переживания к течению энергии дыхания, и во время выдоха, вы действительно будете избавляться от всего лишнего. Если Вы материалист, можно объяснить для себя этот эффект самовнушением. Ведь, по сути, психологическое страдание – также, всего лишь самовнушение.

Расслабление

Практика расслабления одна из самых важных и на сайте описывалась неоднократно. Если быть кратким, суть в том, что причиной любого страдания являются блоки в психических каналах, по которым движется жизненная энергия. Во время напряжения там, где должно быть движение, энергия стопорится, что и вызывает страдание. Причиной напряжения является неприятие — отказ проживать собственные переживания, которые в итоге такой блокировки уходят на уровень подсознания. Соответственно благодаря расслаблению мы проходим через обострение подавленных переживаний, и постепенно от них освобождаемся, при этом переживая облегчение, словно нечто тяжелое и ненужное отвалилось и стало легче жить.

Выключение внутреннего диалога

Необходимо воспринять этот метод как можно проще и практичней, и выполнять его просто и конкретно. Это — реальный метод, благодаря которому можно вынести любую психологическую боль. Выключение внутреннего диалога – это начало. Затем необходимо выключить фантазирование и мышление на какие-либо конкретные бесполезные темы. Лучше всего, если это происходит при помощи расслабления. Иначе, напряженное подавление мышления, может привести к тому, что мысли «набросятся» на разум с удвоенной силой. Психологическое страдание по большей части вызвано оценками, идущими от ума. Тяжелые мысли, с которыми страдание вступает в трение, заставляют переживать неприятие жизни и утонченное психологическое напряжение. Можно сказать, что неприятие жизни – одна из граней страдания как такового. Расслабление ума ведет к растворению болезненной рефлексии. Когда ум выключается, внутренний оценщик уходит, и в месте с ним уходит психологическая боль.

Созерцание «я»

Терпение

Осознание смысла происходящего дарует терпение. Необходимо помнить, что страдание развивает и закаляет личность — то есть делает нас сильней. Монахи терпеливо выносящие трудности становились святыми. Конечно, это не должно превратиться в мазохизм и самобичевание. Но каждому человеку в жизни в отдельные периоды необходимо совершать смелые шаги, и терпеливо справляться с трудностями.

Молитва

Этот метод, если можно назвать молитву методом, помогает в самых тяжелых жизненных ситуациях. Когда ничто не может помочь, человека спасает .

Общение

Обыденное общение на мирские темы – то, что помогает отвлечься от рефлексии и поглощенности тяжелыми мыслями. Однако куда более мощный эффект оказывает общение в ситуации, когда сознание не может найти никакой опоры. Если неосторожный мистик каким-то образом перепрыгнул необходимые этапы развития, и его занесло в состояние, где личность не способна найти опор, но еще в них нуждается, общение магическим образом быстро возвращает сознание на привычные рельсы.

Метод погружения в страдание

Это, пожалуй самый кардинальный и непростой метод. Как известно, чтобы избавиться от какого-либо переживания, иногда просто необходимо его усилить и полностью прожить. Тогда переживание сгорает, исчерпывает себя и человек переживает облегчение, катарсис. Иногда на физическом уровне это может привести к головокружению. Если в это время ощущается тошнота, возможно лучшим способом будет выпить литр теплой воды и вызвать рвоту.

Настройка на любовь

Этот метод притягивает позитивную, гармоничную энергию, состояние, в котором все страдания растворяются. Если, например, причиной Вашего страдания является поступок другого человека, необходимо сделать кардинальный для Вашего самолюбия шаг, и пожелать Любви и тепла обидчику. Иногда это крайне сложно. Однако здесь можно подойти практично. Спросите себя: нужно ли Вам страдание? Обидой и злостью Вы делаете хуже лишь себе самому. Если пожелать тепла и любви чужому человеку, этим, Вы, по сути, привносите тепло и любовь в ту область Вашего бытия, где ощущалось страдание, связанное с этим человеком. Если внешних причин нет, просто почувствуйте, что источник любви находится в сердце Вашего существа. Если не получается почувствовать, просто представляйте это. Этот метод можно использовать даже, когда все хорошо. Мастера говорят, что единственный способ идти по жизни без психологических напряжений – любовь ко всему живому.

СТРАДАНИЕ

СТРАДАНИЕ

Болезни, горечи, печали, страха, тревоги. С. в философии чаще всего рассматривается в двух аспектах: как необходимый удел человека, поскольку он подвержен болезням, старению, смерти; как единственно возможный путь к преображению, к совершенствованию личности.
В иудейско-христианской религиозной С. есть божественной кары за грехи. Жизнь большинства людей, согласно А. Шопенгауэру, бьется между двумя полюсами: С. и скукой. С. возникает от неудовлетворенных желаний, когда же желания удовлетворяются, - наступает скука. Что бы ни дала , что бы ни дало , кем бы мы ни были и чем бы ни владели, нельзя избыть С. присущего жизни. С. неслучайно выпадают на долю человека, от случая зависит только , только , какой они принимают. Вся художественная литература свидетельствует, по Шопенгауэру, о том, что С. имеет отрицательный, а не положительный , она никогда не изображает окончательное или постоянное счастье, а только С. на пути к нему.
О положительном характере С. писал М. Экхарт, полагая, что С. - быстрейшее животное, которое довезет вас до совершенства. С. - это любви Бога к человеку. Человек должен страдать для того, чтобы человеком. Человек, считал Ф.М. Достоевский, должен быть глубоко несчастливым, тогда он будет счастлив. Только С. раскрывает человеческую природу; пройдя через испытание свободой, через С. через , человек раскрывается в бездонной сложности своего бытия, раскрывается антиномичный и характер его природы. Эти же идеи получили в философии Ф. Ницше, который считал, что в каждом человеке живут тварь и творец, в каждом есть глина, грязь, бессмыслица, человек страдает по необходимости и должен страдать, чтобы из твари стать творцом, закалить, сформовать и «обжечь» себя, добиться твердости молота. Со С. тесно связано сострадания, которое является основой христианской морали - через человек очищается, преодолевает собственный животный . Сострадание - это и непосредственного мистического проникновения в чужое Я. Однако, с т.зр. Ницше, сострадание умаляет человеческое , принижает человека. Человек, пытающийся выковать из себя человека, достоин не сострадания, а любви. Сострадание, по Ницше, - черта рабской морали.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

СТРАДАНИЕ

претерпевание, деятельности; состояния боли, болезни, горя, печали, страха, тоски, тревоги. Вопрос о смысле (цели, оправданности) С. невозможен с т. зр. антич. мировоззрения. С. выпадает на долю человека по закону, безразличному к отд. лицу (рок) , поэтому сострадание не включалось в перечень традиц. антич. добродетелей, стоики называли его подлежащей преодолению порочной страстью. В рамках иудейско-христ. религ. традиции, рассматривавшей события человеч. жизни как результат личных отношений между человеком и верховным началом, С. осмыслялось как божеств. кара за грехи (искупление) , как свойство несовершенного мира творений. Ветхозаветное С. негативно (С.- свидетельство брошенности человека, от которого отвернулся его ) ; по Новому завету искупительная жертва Христа придаёт С. залога спасения; ср.-век. христ. мистика оценивает С. как знак любви бога к человеку. В христианстве сострадание выступает в качестве универс. отношения к миру, из крого проистекает к ближнему. Рационализм нового времени объявляет С. следствием неадекватного знания (Синоза, Лейбниц) . Сострадание оценивается различно в зависимости от того, видят в нём эгоистич. основу (Декарт , Гоббс, Спиноза) или рассматривают как подлинное (Ф. Хатчесон, Юм, А. Смит, Руссо) . С точки зрения Канта сострадание имеет огра-нич. моральную ценность: как человечности его следует культивировать, но само по себе несвободно, пассивно, иррационально, «легально», т. е. не противоречит требованиям морали, но слепо, неразумно, а потому неморально. Бытие «несчастного сознания», по Гегелю, оказывается болью также из-за собств. непрояснённости: стремясь к самоутверждению, оно тщетно и ошибочно ищет его в своей эмпирической (преходящей) , а не истинной (всеобщей) единичности. Бурж. гармонию между единичным и всеобщим считает недобросовестной иллюзией; единства заменяется постулатом несовместимости всеобщего и индивидуального, временного и телесного бытия. Существ. характеристикой индивидуального бытия признаются непросветлённое, С., бедственность и нищета, вытекающие из неполноты сущности человека. Придерживаясь такой т. зр. , Шопенгауэр основанием морали объявляет сострадание, полагая, что «нравств. пружина» должна быть «эмпирической», т. е. сильно и непосредственно действующей и преодолевающей мощные эгоистич. побуждения. Он видит в сострадании опыт мистич., непосредств. проникновения в чужое «Я», слияния с ним, ведущего к познанию тождественности всего сущего. У Шпенглера С. выступает как и содержание подлинной духовности: в этом смысле он говорит о тоске и о страхе, живущих в душе ребёнка и художника. Ценность С. подчёркивает Кьеркегор. Ницше ценит С. как к величию души и отвергает сострадание как депрессивное состояние, умаляющее жизни. В экзистенциализме «подлинного бытия», «экзистенции», открывается через С. (« » Хайдеггера, « » Ясперса) .

Марксизм, вскрывая источник социальных бедствий в классово антагонистич. формациях, разоблачает апо-логетич. направленность концепций, которые мистифицируют С. и приписывают ему непреодолимый характер. Вместе с тем отвергает безответственно-оптимистич. утопии всеобщего счастья и открывает перспективу реальной борьбы за справедливое обществ. устройство, в котором человек обретает себя как творец своей судьбы. Марксистско-ленинская , высоко оценивая морального требования сострадания, выступает против его абсолютизирования, превращения в принцип, оторванный от условий классовой борьбы и реальных социальных отношений.

Map к с К. и Энгельс Ф., Святое семейство, Соч., т. 2; Очерк истории этики, М., 1969 ; Аверинцев С. С., Унижение и , в его кн. : Поэтика ранне-визант. литературы, М., 1977 ; Jaspers К., Psychologie des Weltanschauungen, В., 19222; Mensсhing G., Die Bedeutung des Leidens im Buddhismus und Christentum, В., 19302.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

СТРАДАНИЕ

физическая или нравственная , мучение: состояния горя, страха, тревоги, тоски. В рамках христ. религиозной традиции, рассматривавшей события индивидуальной жизни как результат взаимоотношений между человеком и Богом, страдание выступало божественной карой за грехи (искупление). Одновременно страдание – это средство избавления от греха, нравственного совершенствования и спасения, т.е. ; по Евангелию, искупительная жертва Христа придает страданию значение залога спасения, а сострадание выступает в качестве универсального отношения к миру, из которого проистекает заповедь любви к ближнему. У Шопенгауэра основанием морали служит сострадание, при котором сильная преодолевает мощные эгоистические побуждения. Он видит в сострадании непосредственное проникновение в чужое Я, слияние с ним, ведущее к познанию тождественности всего сущего. По Шпенглеру, страдание – критерий и содержание подлинной духовности, по Ницше – средство к величию души. В экзистенциализме экзистенции (существования) открывается через страдание («страх» у Хайдеггера, «пограничные Ситуации» у Ясперса).

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

СТРАДАНИЕ

СТРАДАНИЕ - , противоположность деятельности; состояние боли, болезни, горя, печали, страха, тоски и тревоги. Идея страдания живых существ, включенных в бесконечную цепь перерождений (сансара), лежит в основе традиции древнеиндийского умозрения, прежде всего буддизма (т. н. “четыре благородные истины” Будды), считающего главной психологической причиной страдания эмоциональную привязанность человека к преходящим вещам и видящего путь к преодолению страдания и освобождению от сансары в достижении отрешенности и бесстрастия. Для античного мировосприятия о смысле (цели, оправданности) страдания почти невозможен (ср., однако, Эсхила о том, что через страдание Зевс учит человека мудрости). Страдание выпадает на долю человека по закону, безразличному к отдельному лицу (рок). Классическая античная философская следует идеалу “невозмутимости духа”. Так, Сократ стремится даже перед лицом смертельной опасности не унизить себя, делая что-нибудь “рабское” (Платон. Апология Сократа 38 d). Этот же выражен в определении Аристотелем катарсической сути трагедии, которая предполагает , совершающее “путем сострадания и страха очищение подобных аффектов” (Аристотель. Об искусстве поэзии 1449 b).

В рамках иудео-христианской религиозной традиции страдание осмыслялось как божественная кара за грехи, как непременная принадлежность несовершенного тварного мира. Ветхозаветное переживание страдания негативно (страдание - свидетельство богооставленности человека). В христианстве искупительная жертва Христа делает страдание залогом спасения. Самое страшное - мученическая Христа - сердцевина христианской надежды. Апостол Павел утверждает: “... мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, для Еллинов ...” (1 Кор. 1, 23). В “Страстях Христовых” сосредоточено все человеческое страдание от предательства до богооставленности. Искупительным является то страдание, которое отдано Христу, т. е. сострадание, так как он соединил муки всех людей. Те, кто измучены страданием, благодаря вере входят через сострадал ние в спасительное таинство “Страстей Христовых”. Парадокс веры, становясь у Августина основанием историософской доктрины, приводит к синтезу догматов свободы воли и провиденциального присутствия Бога в преисполненной эяа и страдания жизни людей, в истории “града земного”. В результате утверждается направленность единого исторического процесса, в котором обнаруживается провиденциальный духовного и социального кризиса и гибели Рима и античного мира в целом, а также связанного с этим человеческого страдания. С точки зрения Августина, разомкнута жертвой Христа, которая дала начальную точку отсчета Новому времени. В свете Нового завета история предстает как , направленный к спасению человека; она содержит в себе направление следования-восхождения, в котором Бог - , человек - путь (Августин. О Граде Божием, XI, 2). Средневековая христианская мистика расценивает страдание как знак любви Бога к человеку: “Страдание - та лошадка, которая быстрее всего привезет нас к совершенству”, - утверждает Майстер Экхарт. Позднее Лютер, возражая Эразму Роттердамскому (который полагал, чтосвободная самого человека “может оставаться правильной”, так как “разум затемнен [грехом], но не погашен”), настаивает на несоизмеримости божественного провиденциального разума и человеческого рационального выбора и произволения, и тем самым - на мистериально-искупительном значении страдания: “Если бы я мог хоть каким-нибудь образом уразуметь, как это Бог милосердный и справедливый являет нам столько гнева и несправедливости, то не было бы нужды в вере. Ныне, когда понять этого нельзя, как раз есть возможность переоценки страдания. Это связано, в частности, с преодолением запрета на миметическое воспроизведение в поэзии безобразного, отвратительного и страшного, напр., хищных зверей и трупов, как того, в чем “душа наша не видит... никакой примеси удовольствия” (Лессинг. Лаокоон, XXIV-XXV). Но уже в “Вертере” Гёте в описании самоубийства героя происходит данной связующе-нормативной схемы мимесиса: “Когда к несчастному пришел врач, он нашел его безнадежным; пульс еще бился, все члены были парализованы. Он выстрелил себе в голову над правым глазом; мозг вытек наружу. Ему сделали обильное кровопускание из руки. Кровь текла, он все еще дышал”.

Шопенгауэр подчеркивает искупительный смысл страдания, объявляя основанием морали сострадание. При это он полагает, что “нравственная пружина” должна быть “эмпирической”, т. е. сильно и непосредственно действующей и преодолевающей мощные эгоистические побуждения. Он видит в сострадании опыт мистического непосредственного проникновения в чужое “Я”, слияния с ним, ведущего к познанию тождественности всего сущего. Нищие считает страдание условием душевного величия, хотя и лишает его какого-либо искупительного смысла и отвергает сострадание как депрессивное состояние, умаляющее ценность жизни. В экзистенциализме структура “подлинного бытия”, “экзистенции”, открывается через страдание (“страх” Хайдеггера, “пограничные ситуации” Ясперса). Опыт 20 в. делает непопулярным наивный раннебуржуазный и гедонизм, видевший в страдании некое недоразумение. Непроясненное страдание утратившего самого себя “абсурдного” человека (абсурд , по словам Камю, - это “состояние души, когда пустота становится красноречивой, когда рвется цепь каждодневных действий, и сердце впустую ищет утраченное звено”) становится исходной интуицией философии и искусства. В современной культуре конечного человеческого бытия “дается как опыт смерти... немыслимой мысли” (М. Фуко). Одной из существенных характеристик культуры постмодерна становится страх перед будущим и перед принятием решения, поскольку утрачивается культурный научно-технической цивилизации.

Лит.: Очерк истории этики. М., 1969; Швейцер А. Культура и . М., 1973; Аверинцев С. С. Унижение и достоинство человека.- В кн.: Он же. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977; Льюис К. С. Страдание. М„ 1991; Страдание,- В кн.: Словарь библейского богословия. Брюссель, 1990; Козловски П. Культура постмодерна: общественно-культурные последствия технического развития. М., 1997; Guard"iniR. Das Ende der Neuzeit. Basel (Hess), 1950; Jaspers K. Psychologie der Weltanschauungen. B., 1922; MenschingG. Die Bedeutung des Leidens im Buddhismus und Christentum. B., 1930.

A.A. Чанышев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Страдание - это не что иное, как постоянный процесс прокручивания в уме событий или происшествий, имевших место в прошлом. Страдание - это не что иное, как умственный перенос прошлых событий жизни в настоящее. Вся цель жизни же состоит, чтобы проживать ее миг за мигом.

Страдание возникает только тогда, когда наш ум предается ненужным мыслям о прошлом или будущем, вместо того, чтобы жить в настоящем. Этот диалог постоянно происходит в уме и является причиной страданий, когда даже по окончании событий оно продолжается внутри нас, когда мы про себя без умолку говорим, например, с тем, кого считаем своим обидчиком.

Люди не осознают страданий, которые грызут их изнутри, подобно тому, как прокаженный не чувствует, как крысы обгрызают ему руки и ноги. Внутри нас так много всего, чему мы никогда не уделяем внимания. За кулисами происходит много того, о чем мы даже не имеем представления, что остается неосознанным нами.

Увидьте темницу, в которую мы заточены. Мы сами делаем себя несчастными и в большинстве страдаем оттого, что сами сотворили. Жизнь идет своим чередом, в ней случается разное, но мы делаем из всякого пустяка проблему, раздуваем муху до размеров слона. И пока ум имеет над нами власть, нам не остается ничего, кроме как вести с ним изматывающие беседы и уживаться с порожденными им образами, тем самым, создавая себе страдания.

Страх осуждения, злость, непримиримость, недовольство, чувство безнадежности у всех одни и те же, но страх сам по себе, как особого рода переживание - один и тот же в каждом человеке. Есть только один ум - в тисках которого род людской позабыл о любви, о Боге. Испытывать Любовь и присутствие Бога возможно, только избавившись от ума. Любовь, которую выказывают, и прощение из вежливости не могут быть искренними, они не настоящие. Освободиться от ума - стать просветленным.

Каждый момент жизни может стать моментом Истины. Все, что для этого нужно - уметь РАСПОЗНАТЬ в нем истинную природу реальности, воочию увидеть, что все объекты нашего восприятия есть украшения нашего изначального чистого ума. Когда мы научимся быть необусловленными внешними и внутренними причинами, когда мы входим в контакт со своим духовным сердцем и продолжаем находиться в этом контакте естественно и расслабленно, ум меняется.

Ум и материя взаимосвязаны и становятся тем, о чем ты думаешь. Мир - это проявление нашего внутреннего состояния. Люди, с которыми мы встречаемся, ситуации, с которыми мы сталкиваемся, проблемы, которые встают перед нами, и все многообразие того, что мы испытываем в жизни - все это внешние проекции того, что есть внутри нас. Мы сами создаем нашу реальность. Мы - архитекторы своей судьбы, мы становимся проявлением своих мыслей, мы встречаемся с тем, на что настроено наше восприятие.

Мысль обладает огромной силой, она способна творить. Мысль, которой вы дали ход, теперь материализовалась в события, и вы пожинаете то, что посеяли. Если вы выпускаете страх, осуждение, предательство, ненависть, то возникает соответствующая ситуация. И здесь вы выступаете и причиной и Творцом. Ваша мысль и ее воплощение могут разделять недели, месяцы, годы и более.

Весь процесс материализации мысли в действие - это кармический цикл, а наша жизнь - серия кармических циклов. У нас есть Сила Мудрости и Свобода выбора, чтобы пересмотреть свою жизнь и внести в нее изменения, но мы можем это сделать не ранее, чем тот или иной цикл завершения. У нас так много ненужных мыслей, что они лишают нас энергии и заставляют страдать. Когда мы говорим в гневе, то наши слова оставляют шрамы. Гнев - это естественная реакция на страх, страх - это порождение ума.

Карма является результатом нашего гнева, ибо гнев причиняет боль, и чем больше грехов мы накапливаем, тем больше и страдаем. Живите настоящим, ощущайте прекрасное каждое мгновение. Очистите свою жизнь и свой разум от всех негативных, разрушительных и полных страха мыслей. Откажитесь от разрушительных эмоций.