Сочувствие сочувствующий. Что такое сочувствие

Законы жизни неумолимы. Люди рождаются, но люди и умирают. Горе тех, кому приходится хоронить своих близких, нельзя ничем измерить и нельзя ничем облегчить. Конечно, положено в таких случаях, да и хочется выразить сочувствие, как-то поддержать людей, на которых обрушилось безмерное горе, но вот как это правильно сделать? Как правильно подобрать слова, чтобы они не были сухими и официальными, не ранили человека и не показались ему формальными и равнодушными?

Как понятно уже из самих слов со-чувствие или же со-болезнование, это те чувства, которые вы испытываете совместно с человеком, принимая на себя частицу его горя и его болезни. Если же говорить более широко, то сочувствие не ограничивается только словами, которые вы говорите человеку в утешение, но и готовность подтвердить свои чувства делами, которые помогут скорбящему утешиться, хотя бы немного.

Соболезнования и сочувствие может быть выражено не только устно, когда вы обращаетесь непосредственно к человеку, переживающему глубокое горе, но и письменно, если вы по тем или иным причинам не можете находиться рядом с горюющим человеком.

Безусловно, выражение соболезнования и сочувствия является частью делового этикета. В этом случае, сочувствие и соболезнования выражаются от имени компании или организации.

Ну и, конечно, правильно выразить сочувствие необходимо по дипломатическому протоколу, когда это делается согласно международным отношениям от имени страны.

Как выразить сочувствие в устной форме

Устное сочувствие является наиболее часто употребляемой формой выражения соболезнования. Оно выражается друзьями, родными, соседями, знакомыми и сослуживцами, теми, кто так или иначе был связан с покойным или же его ближайшими родственниками. Устное сочувствие выражают лично, при встрече, как правило, присутствуя на похоронах.

Одно из главных и основных правил для выражения такого сочувствия – оно должно высказываться от души и быть абсолютно искренним. Опасайтесь формальности, которая может только принести лишнюю боль человеку, понесшему потерю. Так что, если за вашими словами не стоит душевная теплота, то лучше вообще ничего не говорить в такую минуту, когда всякая фальшь чувствуется особенно сильно.

Не стесняйтесь проявления собственного сочувствия. Говорите все те слова, которые придут вам в голову. Если вы не можете подобрать необходимых слов, то просто подойдите к человеку, погладьте его по руке или обнимите за плечи, можете даже поплакать вместе с ним.

Если вы не состояли в близких отношениях с покойным или с его родными, просто подойдите к родственникам, например, на кладбище и пожмите им руки.

Очень хорошо, если кроме устного сочувствия вы предложите и свою посильную помощь. Она может выразиться как в организации самих похорон, так и в денежном эквиваленте, да мало ли еще в чем. Человек, сломленный обрушившимся на него горем, очень нуждается в любой помощи, ведь самому ему сейчас довольно сложно заниматься всеми необходимыми в данный момент хлопотами, да и думать об этом тоже достаточно тяжело. Поэтому обязательно спросите, что конкретно вы можете сейчас сделать.

Чего ни в коем случае говорить нельзя в такую минуту

Не пытайтесь утешить скорбящего тем, что все пройдет и жизнь продолжается. Во-первых, это не поможет, а во-вторых, в такие моменты попытки напомнить человеку о том, что у него может, например, появиться и другой супруг(а) или ребенок, прозвучат настоящим кощунством. Меньше всего человека в данный момент интересуют возможные перспективы, слишком велико его горе, которое он пока не успел пережить.

Нельзя уговаривать горюющего человека не плакать. Отсутствие слез как раз говорит о крайне тяжелом психоэмоциональном состоянии скорбящего, а кроме того, на самом деле, человек, дающий подобный совет, заботится не о горюющем, а о собственном состоянии, на которое травмирующее действует вид слез.

Еще одна абсолютно пустая и недопустимая фраза – «ему сейчас хорошо». Даже если скорбящий человек и признает, что вы правы, боль его от этого не уменьшается.

И, наконец, совершенно недопустимо призывать человека держаться, потому что он – «должен». Человек сейчас полностью погружен в свои переживания и всякая мысль о том, что он еще что-то «должен» вызывает у него активное отторжение и неприятие. Любая подобная фраза будет восприниматься как насилие с вашей стороны и убедит горюющего в том, что вы его понять просто не в состоянии.

2 5 467 0

Самыми важными и драгоценными качествами в любые времена выступали сочувствие, доброта, отзывчивость и любовь к ближнему. Главное уметь ими пользоваться и научиться проявлять. Выражение сочувствия может быть разным для разных людей. Кому-то хватит искренней улыбки, кому-то легкого рукопожатия, а кому-то будет необходим внимательный слушатель.

Вам понадобятся:

Поймите себя

Для того чтобы научиться правильно сочувствовать и понимать чувства других, необходимо сначала понимать свои переживания. Прислушивайтесь к себе. Чего бы вам хотелось в трудную минуту, какую бы вы желали увидеть поддержку.

Слушайте сердцем

Не всегда удается нам слушать даже и ушами, а сердцем еще труднее. Им мы слышим только тех, которых любим, тех, с которыми слова лишние. Вспомните человека, который вас очень любит. Воспроизведите в памяти ваш разговор. Как он смотрел на вас, что говорил, как слушал, какие движения и действия использовал? Копируйте его поведение. Старайтесь понять чувства другого душой, а не разумом. Слушайте не перебивая. Смотрите в глаза. Обнимайте и держите за руку. Не торопитесь давать свои рекомендации и советы, дайте возможность выговориться.

Воспроизводите свое сочувствие

Скажите человеку, что вы понимаете его состояние. Расскажите что бы вы чувствовали на его месте. Избегайте в разговоре унизительных слов жалости. Также не старайтесь подбодрить и говорить, что это мелочь по сравнению с мировой революцией, или бывало и похуже.

Наблюдайте за человеком

Если вы хотите научиться сочувствовать и сострадать, вы должны замечать и выявлять людей, которым необходима ваша поддержка. Для этого введите в свой лексикон такие выражения: «Чем я могу тебе помочь? Что я могу для тебя сделать? Ты себя хорошо чувствуешь? » и т.д. Наблюдайте за поведением другого человека, за его взглядом, настроением. Тогда вы сможете вовремя проявить заботу.

Как проявлять сочувствие

Проявлять сочувствие не всегда надо тихо и сидя напротив человека, чтобы помочь другому решить его проблему, нужно иногда просто выдернуть его из состояния ступора, дать ему возможность побыть самому, решить свою проблему самостоятельно.
Следует знать. Сочувствие может быть во благо человека и ему во вред.

Правильное сочувствие – это проявленная поддержка и тепло к другому, когда тот находиться в болезненном состоянии души и тела.

Вредным сочувствие считается тогда, когда человек, видит вашу готовность помочь и использует вас, для своей выгоды.

Тест на умение сочувствовать

Предлагаем проверить, есть ли у вас способность сочувствовать другим (эмпатия). Ответьте на следующие вопросы “да” или “нет”:

  1. Я расстраиваюсь, когда вижу страдания животных.
  2. Когда читаю книгу, то будто переживаю все наяву.
  3. На мое настроение влияют окружающие люди.
  4. Проблемы близких людей я воспринимаю близко к сердцу.
  5. Я волнуюсь, когда сообщаю кому-то неприятные новости.
  6. Я люблю общаться с людьми.
  7. Я прощаю близким, если они неправы или ошибаются.
  8. Мне интересно наблюдать за людьми.
  9. Я всегда стараюсь помочь тем, кто слабее.
  10. В большинстве случаев я утешаю других.

Если на большинство ответов вы ответили утвердительно, вы умеете сочувствовать.

Сострадание - это качество, которым обладает только настоящий человек. Оно позволяет без раздумий прийти ближнему на помощь, когда это требуется; сопереживающий человек имеет способность прочувствовать боль ближнего так же, как свою собственную. Сочувствие - это очень хорошая тема для сочинения по русскому языку.

Зачем писать сочинение о милосердии?

Именно поэтому школьники получают задания подобного рода. В процессе работы они могут более детально проработать тему сопереживания ближнему, понять, чем является милосердие на самом деле и каким образом оно выражается. Сочинение «Что такое сострадание?» - хороший способ и самому пишущему осознать это качество в себе, стать более милосердным к ближним. Какие же моменты можно упомянуть в своей работе?

Чем же является сопереживание?

Сострадание - это умение человека ощутить то, что чувствует ближний так, как если бы он сам испытывал те же переживания. Оно отличается от сопереживания - ведь сопереживать другому человеку можно не только в боли, но и в радости, веселье, тоске или скуке.

Сострадающий и сочувствующий человек способен понять то, что творится на душе у другого. Считается, что если человек способен сострадать, то значит, у него действительно есть сердце и душа и он способен любить. Способным к состраданию является духовно богатая личность. Она способна вспомнить нечто из своего опыта, когда встречается с несчастьем ближнего, оказать ему помощь и поддержку, поскольку ей самой известно, как трудно быть в подобной ситуации.

Подмена понятий

Однако не всегда сострадание в действительности проявляется как положительное качество. Существует немало вариаций сострадания, и одно из них - это жалость. Такой тип отношения к людям очень распространен на постсоветском пространстве. Зачастую люди не заботятся о своем здоровье, не занимаются спортом, не ценят себя самих, собственные жизни. Однако при этом общественная мораль запрещает бросать тех, кто сам своими действиями лишил себя этого здоровья.

Классический пример - это супруги алкоголезависимых людей, которые остаются рядом со своими слабохарактерными мужьями, даже когда их страсть к выпивке сделала из них инвалидов. Может показаться, что такая женщина действительно испытывает настоящее сострадание: «Как же теперь он без меня проживет? Совсем погибнет». И она кладет на алтарь «спасения» своего супруга-слабака целую жизнь.

Жалость или милосердие?

Однако такой тип отношений вряд ли можно назвать состраданием. Вдумчивый школьник, пишущий сочинение «Что такое сострадание?», поймет: в подобном поведении просвечивается только одно чувство - жалость. И более того, если такая женщина, коих очень много в России, не думала бы только лишь о самой себе и своих чувствах, она выбрала бы совершенно другую модель поведения. Истинно сострадая своему безвольному и ленивому супругу и желая ему добра, она бы как можно скорее прекратила с ним взаимоотношения - и, возможно, тогда бы он осознал, что его образ жизни разрушителен как для его собственных тела и ума, так и для семьи.

О сопереживании в диких племенах

В сочинении «Что такое сострадание?» можно упомянуть и некоторые интересные факты. Например, не во всех культурах милосердие или сопереживание воспринимается так, как в России, или, к примеру, в Америке.

В диких лесах Амазонки живет необычное племя екуана. Оно довольно многочисленно, состоит из порядка 10 тыс. членов. Проявление сострадания у представителей екуана существенно отличается от привычного для нас. Например, если ребенок ушибется, родители не проявляют никаких признаков сопереживания, даже не пытаются его пожалеть. Если малышу не нужна помощь, то они ждут, пока чадо поднимется и догонит их. Если кто-нибудь из этого племени заболеет, то другие члены племени будут делать все, что в их силах, чтобы его вылечить. Екуана будут давать своему соплеменнику лекарства или же вызывать духов, чтобы они вернули ему здоровье. Но они не будут жалеть больного, а тот своим поведением не станет беспокоить других членов племени. Это достаточно необычный вид проявления сострадания. Однако необходимо помнить, что племя екуана находится на ступени первобытнообщинного строя. Подобное отношение для западного человека вряд ли будет приемлемо.

Необычный вид помощи

В сочинении «Что такое сострадание?» можно привести различные примеры проявления милосердия, а также описать и разные виды этого чувства. В психологии есть и такой вид сопереживания, который называется опережающим. Его смысл состоит в том, что человек (чаще всего это психолог) помогает человеку, которому плохо, необычным образом: он сам идет просить у него совета.

Обычно люди удивляются, что кто-то не пытается им помочь или утешить, а сам просит у них совета. Однако, как утверждает психолог Р. Загайнов, работающий в сфере спортивных достижений, этот способ всегда «срабатывает» - человеку становится лучше после того, как он сам помог другому. В сочинении на тему «Сострадание» можно упомянуть и такой необычный способ помощи ближнему.

Антипод милосердия

В сочинении-рассуждении «Что такое сострадание?» можно упомянуть и о противоположности этого чувства, а именно равнодушии. Считается, что оно - самый страшный порок, который только может быть свойственен человеку. Этого мнения придерживалась мать Тереза, и оно же прописано в Библии.

Писатель Бернард Шоу говорил о том, что самое страшное преступление, которое только может совершить человек по отношению к другим людям, заключается не в том, чтобы ненавидеть их, а в том, чтобы относится к ним равнодушно. Равнодушие означает полное отсутствие каких-либо эмоций. Человек, которому все равно, что происходит вокруг, не испытывает ни положительных, ни отрицательных переживаний. И если последнее еще может пойти на пользу его здоровью (ведь, как известно, негативные эмоции разрушают клетки человеческого организма изнутри), то отсутствие позитивных переживаний абсолютно бесполезно.

Об этом же говорил и известный русский писатель А. П. Чехов. Он называл равнодушие «параличом души» и даже «преждевременной смертью». Если задуматься, то во многом великий писатель прав - ведь равнодушный человек безразличен ко всему миру вокруг него. Он похож на зомби, который имеет внешнюю оболочку, но внутри абсолютно лишен чувств. В сочинении «Сочувствие и сострадание» школьник может описать этот вид душевной черствости более подробно, рассказав, например, о случае из жизни. Ведь каждый наверняка видел, как проявляется равнодушие по отношению к старикам, беременным женщинам, больным людям.

Как написать хорошее сочинение?

Задание на данную тематику требует соблюдения всех правил написания школьной работы: она должна быть грамотной, содержать в себе введение, основную часть, в которой будут расписаны основные тезисы по пунктам, а также заключение. Без этого вряд ли можно рассчитывать на хорошую оценку по сочинению. Нужны сочувствие и сострадание или нет - школьник решает в своей работе сам. Он может придерживаться любой точки зрения, и это не повлияет на результат. А вот отсутствие доводов, орфографические или пунктуационные ошибки, недостаточный объем сочинения - все это может отразиться на оценке сочинения. Конечно, скорее всего, большинство учащихся согласятся, что без этих качеств тяжело жить не только тем людям, которые окружают черствого человека; и ему самому тяжело жить с таким жестоким сердцем.

Нужно ли милосердие - решение каждого

Однако быть милосердным или жестоким, каждый также решает сам. Нужно ответить самому себе на вопрос: а мне самому нужны ли сочувствие и сострадание? Сочинение лишь помогает натолкнуть на такие рассуждения. Человек, которому не хватает сострадания к людям и ко всему живому, может постепенно развивать в себе эти качества. Как это сделать? Самый простой способ - добрые дела. Можно начать помогать сначала родственникам и друзьям, которые нуждаются в этом, затем незнакомым людям. Сейчас немало различных социальных учреждений нуждаются в помощи. А на Западе опыт благотворительности или волонтерства является весомым плюсом при приеме на работу.

Сострадание по отношению к кому-либо подразумевает, чтобы вы оба ощущали сочувствие в душе и выражали его. Понимание чужого страдания может помочь вам почувствовать большую симпатию к человеку. Отсюда вам необходимо будет действовать со всей искренностью и деликатностью, если вы действительно хотите выразить все своё сострадание, которое испытываете.

Шаги

Часть 1

Как почувствовать сострадание

    Изучите ситуацию. Проявить сочувствие к человеку, нуждающемуся в нем может быть проще, когда вы знаете, с чем ему/ей приходится сталкиваться.

    • Попросите страдальца объяснить, через что ему/ей довелось пройти. Но не давите слишком сильно. Например, вы можете сказать что-то вроде «если вы захотите поговорить о том, что случилось, я буду рядом со всей готовностью выслушать вас и узнать через что вам пришлось пройти».
    • Вы также можете прощупать ситуацию в более общих чертах. Например, если вашему близкому человеку диагностировали депрессию, вы можете почитать статьи или книги об этой болезни, чтобы понять, как она работает.
  1. Не отворачивайтесь. Когда другому человеку плохо, не игнорируйте его боль и не отворачивайтесь от него. Для начала изучите эту боль. Это позволит вам проникнуться более искренним состраданием к человеку, который её испытывает.

    • Страдания близкого доставляют людям много неудобств, поэтому иногда самым простым выходом будет для вас просто закрыть глаза на них. Но вместо того, чтобы избегать дискомфорта, позвольте ему вдохновить вас на такие действия, которые помогут устранить страдания близкого, которые вызвали у вас эти чувства неудобства.
  2. Поставьте себя на место другого. Спросите себя, как бы вы чувствовали, будь вы на его/ее месте. Может вам и не удастся получить полное представление, но даже легкое погружение в сложную ситуацию другого человека может пробудить в вас чувство глубокого сочувствия.

    • Если вам никогда не доводилось проходить через то же самое, вызовите в памяти подобный опыт, чтобы попытаться представить всю ту печаль, которую испытывает человек.
    • Например, вы можете не знать, какого это потерять жену, родителя, ребенка или родственника. Поэтому вам может быть сложно будет проявить сочувствие к человеку, пережившему смерть близкого человека. Подумайте о том времени, когда вы переживали потери, пусть даже они были не так серьезны, например, переезд вашего лучшего друга/подруги в другую страну, разрыв отношений или развод, и представьте, что бы вы чувствовали, если бы это чувство потери было бы в десятки раз сильнее.
  3. Что вы чувствуете в глубине души. В зависимости от обстоятельств, страдающий человек иногда может срываться на вас в моменты, когда ему особенно плохо. Вы не должны терпеть подобные проявления оскорбления в вашу сторону, но помните, что иногда этот человек может не иметь ничего личного по отношению к вам.

    • Помните, что боль ваших близких заключена в них самих, а не в вас. Если ваши попытки успокоить его/ее не имеют успеха, не расстраивайтесь из-за этого.
    • Но это, конечно же, не означает, что таким образом вы должны игнорировать свои собственные эмоциональные потребности. Если в ответ вы не получаете ничего кроме словесных оскорблений, могут возникнуть необходимость сделать шаг назад ради сохранения здоровья своей собственной психики. Если вам придется сделать это, делайте без любых обвинений или болезненных замечаний.
  4. Поймите разницу между сопереживанием и сочувствием. Сочувствие позволяет вам чувствовать сострадание и оказывать поддержку человеку, в то время как сопереживание помогает вам понимать и разделять человеческое несчастье.

    • Вы можете сочувствовать без чувства понимания. Если вам никогда не приходилось проходить через то, с чем приходится сталкиваться вашему близкому человеку или вы недоумеваете почему кто-то убивается так сильно из-за не столь важного, по вашему мнению, события, не переживайте на счет этого. Вам просто не хватает понимания, а не сочувствия.
    • Если вы не можете понять или почувствовать все то горе, которое испытывает ваш близкий человек, вы все еще можете признать, что оно существует, и взрастить желание поддержать своего близкого в этот нелегкий момент его/ее жизни. До тех пор пока вы можете делать это, технически вы будете проявлять сочувствие по отношению к страдающему человеку.

    Часть 2

    Как выразить сострадание
    1. Признайте всю сложность ситуации. Выразите другому человеку свое признание его/ее боли. Вы можете не понимать всю болезненность ситуации, но простое признание существования этой боли может показать вашу поддержку.

      • В общем, почти любая фраза, выражающая поддержку и признание существующего несчастья, может быть полезной. Рассмотрите любое из следующего:
        • «Мне жаль, что так вышло»
        • «Я думаю/молюсь о вас»
        • «Все это должно быть невероятно сложно для вас»
    2. Никогда не упрощайте боль. Поймите, когда больно, то больно. Если сказать, что ситуация не такая уж и болезненная, чтобы так расстраиваться, то страдающий человек может почувствовать себя только хуже.

      • Не говорите таких вещей, как, «я знаю, что вы чувствуете». Каждый человек несчастен по-своему, и говорить так, словно то, что человек испытывает – пустяк, может вызвать чувство еще большей горечи у страдающего и последующий уход в себя.
      • Точно так же, избегайте выражений типа: «вам станет лучше в ближайшее время» или «это не большая проблема». Вам может казаться, что этим вы поощряете другого человека набраться терпения, но критикуя боль другого человека или оказывая давление на него, чтобы он почувствовал себя лучше, вы можете принести больше вреда, чем пользы.
    3. Выражайте свою поддержку в четких формулировках. Напрямую выразите свое желание поддержать человека, который испытывает стресс. Не говорите того, что вы не имеете в виду, но не позволяйте другому человеку оставаться в неведении о вашей симпатии, которую вы испытываете к нему/ней.

    4. Откажитесь от банальных фраз. Есть моменты, когда единственное, что вы можете сказать, будет звучать не более чем клише, и это нормально. С другой стороны, в некоторых моментах, вам нужно не отказаться от этих клише и сказать что-то немного более личное.

      Будьте рядом. Не избегайте другого человека и сопротивляйтесь любым его/ее попыткам отделаться от вас. Будьте рядом с другим человеком, пока ему/ей приходится проходить через эту неразбериху, чтобы он или она могли почувствовать вашу искренность.

      • Однако если вашему близкому необходимо побыть какое-то время наедине с собой, не навязывайте свое общество ему или ей. Скажите, что вы уважаете его или ее желание остаться наедине с собой, но прежде чем уехать, убедитесь, что другая сторона знает, что вы готовы вернуться при первой же необходимости. Также, проверяйте периодически на всякий случай, вдруг такая необходимость возникла, а вашему близкому человеку стыдно или неловко позвонить вам.
    5. Реагируйте. Когда страдающий обращается к вам, реагируйте на его/ее обращение. Не игнорируйте крик о помощи, даже если это происходит в неподходящее время.

      • Независимо от того, как это может выглядеть со стороны, когда кто-то обращается к вам, этот человек ищет связи. Если ваш любимый человек не хочет связываться с вами, он или она сохранят молчание.
      • Реагируйте настолько положительно, насколько это возможно. Будьте искренними и уделите необходимое время, чтобы выслушать и принять те эмоции, которые ваш любимый человек обнажает перед вами.
    6. Предложите конкретную помощь. Поддерживать делами также важно, как и говорить слова поддержки. Вместо того чтобы предлагать помощь в общих чертах, было бы гораздо лучше предложить свою помощь в чем-то конкретном.

      • Избегайте таких общих фраз, как «позвони мне, если что-нибудь понадобится». При этом вы можете быть искренними, но расплывчатые заявления подобные этому, предполагает необходимость страдающему связаться с вами, что, по некоторым причинам, иногда может быть сложно для нее/него.
      • Вместо этого, лучшим вариантом будет сказать что-то вроде: «я могу присмотреть за детьми, гулять с тобой, приносить вам еду и так далее». Предложите конкретную помощь и несколько дней спустя, позвоните им и спросите, когда им будет удобно.
      • Есть много конкретных вещей, которые вы можете предложить в качестве помощи. Вы можете убирать в доме, готовить еду, смотреть за детьми или предложить помощь в любой другой обычный бытовой ситуации в трудные времена. С другой стороны, вы можете также показать свою поддержку, просто предложив провести время вместе за игрой или просмотром фильма.
      • Независимо от того, что вы хотите делать, убедитесь, что другая сторона открыта для вашей помощи. Не навязывайте свою добрую волю на тех, кто предпочел бы провести некоторое время наедине с собой.
    7. Используйте силу прикосновения. Прикосновение – мощный инструмент, используемый для выражения любви и поддержки. При необходимости, выразите поддержку в виде объятия или обычного прикосновения.

      • Прикосновение использует осязаемый смысл для выражения поддержки. Прикасаясь к человеку, вы выражаете всестороннее послание поддержки, как физической, так и психологической.
      • Выражая сострадание любимому человеку, вы можете использовать прикосновение в виде объятия, поцелуя, похлопывания по голове или сжимания руки.
      • Выражение сочувствие знакомому или относительно незнакомому человеку, похлопыванием по плечу будет уместным. Однако любой более личный физический контакт с вашей стороны может заставить другую сторону почувствовать себя неудобно.
    8. Знайте свои пределы. Вы, вероятно, будете не в состоянии исправить проблему другого человека. Подумайте о том, какую реальную посильную помощь вы можете оказать и постарайтесь не впадать в отчаяние по поводу вещей, которых вы не можете сделать для другого человека.

      • Это также означает необходимость быть в курсе своих эмоциональных пределов. Поддержите своих любимых, но не позволяйте своему желанию поддержать его или ее поглотить вашу собственную жизнь. Если вы полностью изведете себя, вы не сможете никому помочь.

Письмо в редакцию:

Здравствуйте! У меня вопрос про то, как помочь близкому, но не в материальном смысле, а поддержать его по-человечески. Потому что с этим всегда что-то не то, как мне кажется. Вот, например, ты помог деньгами или еще что-то сделал, а что сказать, когда человеку просто плохо, когда он плачет или постоянно тебе жалуется? Как обычно говоришь «все будет хорошо» или «не плачь», но это как-то мимо, а что еще сказать, я просто не знаю — я же в душу не могу ему заглянуть, и я ему все-таки не мама или папа. Очень некомфортно себя чувствую в таких случаях, как будто я не оправдываю ожиданий человека, мне кажется, он начинает думать, что на самом деле мне нет дела до его проблем, хотя я честно хочу помочь. Что тут можно сделать?

Андрей, Выборг

На вопрос читателя отвечает психолог Александр Ткаченко

Вы еще пожалеете. Как поддержать человека, чтобы ему не стало еще хуже

«Человек есть существо, страдающее в мире и сострадающее, раненное жалостью, в этом высота человеческой природы», — писал русский религиозный философ Николай Бердяев. Все мы время от времени переживаем горе сами или же горюем вместе с другими страдальцами, поддерживая их в трудную минуту. Но делаем это очень по-разному. Для одних людей сопереживание кажется естественным, как дыхание, они не испытывают серьезных трудностей при общении со страдающим человеком. Другие же вынуждены прилагать для этого серьезное усилие. Иногда настолько серьезное, что сил на сочувствие просто не хватает и человек вообще отказывается участвовать в чужой беде. Да и с принимающей сочувствие стороной тоже все не так просто, как может показаться.

Многим знакома ситуация, когда в трудную минуту тебя вдруг начинают «утешать» так настойчиво, что ты и про горе свое готов забыть, лишь бы избавиться поскорей от этой «помощи».

Но как бы ни были сложны и противоречивы варианты подобных отношений, а человек в них все же остается тем самым — страдающим и сострадающим существом, раненным жалостью. В этом — мера нашей человечнос-ти, необходимый ее минимум, опустившись ниже которого, человек просто перестает быть человеком. Поэтому для каждого из нас является насущной потребностью навык, которым, увы, далеко не все владеют — умение сострадать, не разрушаясь от чужой боли и не причиняя своей жалостью еще больших страданий другому.
Но прежде чем начать разговор об этом умении, необходимо сделать отступление на не менее важную тему — о личностных границах.

Тезис первый: Соблюдение личностных границ другого человека — необходимое условие любви в ее христианском понимании

Когда мы слышим слово «граница», то сразу же ассоциируем его с неким разделением, отгораживанием от чего-либо. Но это отнюдь не единственная функция границ. Как ни странно, именно они создают возможность межгосударственных отношений, договоров о взаимопомощи, торговле, сотрудничестве. Не будь границ между государствами, исчезли бы и сами государства как субъекты этих отношений. Точно так же и любые отношения между людьми возможны лишь там, где есть — я, есть — другой, и есть границы, определяющие — где заканчиваюсь я и где начинается другой. Там, где этих границ нет, отношения исчезают, уступая место не-осознанному обслуживанию чужих чувств, потребностей, капризов и грехов, которые человек начинает воспринимать как свои собственные.

Парадоксальным образом личностные границы позволяют нам сохранять свободу, без которой даже любовь превращается в безликое слияние, когда один человек становится частью другого, теряя самостоятельное бытие.

Такую «любовь-пожирание» христианский писатель К. С. Льюис прямо называл бесовской. Вот как комментирует его мысли митрополит Сурожский Антоний: «…Когда мы говорим, что любим человека, что это на самом деле значит? Есть английский писатель Льюис, который написал книгу писем старого беса своему молодому племяннику… Это действительно о духовной жизни, только наизнанку; и вот этот старый черт дает профессиональные советы молодому чертенку, который в свет-то еще только выпущен, о том, как надо относиться к людям, что надо делать для того, чтобы их соблазнить и погубить…

И вот между прочим он говорит в одном из своих писем с недоумением: “Не могу понять… Христос говорит, что Он любит людей, и оставляет их свободными. Как же совместить это?” И продолжает: “Я тебя люблю, но это значит, что я хочу тебя взять в свои когти, тебя так держать, чтобы ты от меня никуда не удрал, тебя проглотить, из тебя сделать свою пищу, тебя переварить так, чтобы от тебя не осталось ничего бы вне меня. Вот, что я, — говорит старый черт, — называю любовью. А Христос, — говорит, — любит и отпускает на свободу…”»

Итак, соблюдение личностных границ другого человека — необходимое условие любви в ее христианском понимании. А значит, и проявлять христианское сострадание к ближнему мы можем, лишь с уважением относясь к чужим границам и не забывая о своих собственных.

Тезис второй: За просьбой о помощи могут скрываться совершенно разные потребности человека

Люди часто нуждаются в сострадании, иногда почти открытым текстом просят о нем. Однако за такой просьбой могут стоять очень разные потребности, о которых бы вкратце хотелось сказать, разделив их на несколько категорий.

1. Реальная нужда в эмоциональной поддержке.

Ее испытывают люди, попавшие в беду и чувствующие, что сами уже не справляются со своим горем. Описывать здесь подробно разные варианты тяжелых жизненных ситуаций, наверное, не имеет смысла. К тому же психологическая устойчивость к стрессу у людей разная. Кто-то способен мужественно переживать смерть близких, потерю здоровья, развод, предательство друзей. А для кого-то невыносимым испытанием может стать затянувшаяся ссора с родителями или плохая оценка в зачетной книжке. Поэтому, не конкретизируя, просто примем как факт, что к этой категории относятся все, кому сейчас очень плохо.

2. Неудовлетворенная потребность в общении.

3. Откровенная манипуляция, позволяющая добиваться от людей желаемого, вопреки их воле.

Собственно, и предыдущую категорию можно отнести к манипуляциям с той лишь разницей, что ищущий общения и душевного тепла человек чаще всего манипулирует своими ближними неосознанно. Однако этот же принцип можно использовать, вполне отчетливо понимая, что именно и с какой целью ты сейчас делаешь. Например, начать разговор с описания собственных бед и страданий, вызвать у собеседника чувство вины за то, что он такой счастливый и благополучный в сравнении с тобой. А вслед за этим — аккуратненько выторговывать себе всевозможные преференции и бонусы в отношениях. Ведь навязанное чувство вины, подобно воровской отмычке, — один из главных инструментов, принуждающих человека сделать для тебя то, чего по своей воле он делать никак не собирался.

С первым пунктом все очевидно: человеку необходима помощь, значит, ее следует грамотно оказать. А вот с пунктами 2 и 3 дело обстоит несколько сложнее. Хотя, казалось бы, чего проще: манипуляция — дело недостойное, и, обнаружив ее в отношениях, следует тут же прекратить общение с такими людьми. Однако как быть, если манипуляторами вдруг оказались не какие-то привокзальные мошенники, промышляющие гаданием, а самые близкие тебе люди — мама, бабушка, выросшие дети или просто кто-то, чьим общением вы дорожите?

Тезис третий: Манипуляторов не обязательно нужно с негодованием исключить из числа людей, достойных сочувствия, жалости, сострадания

Им тоже бывает нужна помощь, просто другого рода. И здесь нужно уметь распознать подлинную их потребность, чтобы дать им именно то, чего они ждут. Так, например, испытывающего дефицит общения человека совсем не обязательно утешать или подбад-ривать, выслушивая все его стенания. Вместо участия в навязываемом вам спектакле про выдуманные горести куда продуктивней будет аккуратно перевести разговор на темы, которые действительно человеку интересны.

Ведь ему просто хочется поговорить, хочется, чтобы его выслушали, проявили внимание. Поэтому, оставив без реакции его выжимающий слезу рассказ о тщете бытия, можно расспросить его про уникальный рецепт бабушкиного борща, про то, на какую наживку лучше всего зимой идет окунь, или кто был вокалистом группы Deep Purple в 1975 году.

С очевидными манипуляторами ситуация примерно та же: пропустив «страдальческую» вводную часть разговора и выяснив, чего от вас хотят на самом деле, следует поду-мать — готов ли ты сейчас оказать человеку эту помощь. Если да, то открытым текстом можно сказать в ответ примерно следующее: «Я так понял, ты хочешь попросить, чтобы я подменил тебя на праздники и вышел работать в твою смену?» Здесь очень важно, чтобы человек сам озвучил или подтвердил истинное содержание своей просьбы. Тогда из манипуляции ваши отношения перейдут в нормальный разговор двух взрослых людей, каждый из которых берет на себя ответственность за свое поведение. Если же ожидаемую услугу вы оказать по каким-то причинам не можете или не желаете, точно так же следует сначала уточнить у собеседника, чего именно он от вас хочет. После чего спокойно и вежливо ему отказать.

Казалось бы, ничего общего с состраданием и жалостью к ближнему все это не имеет. Но, к сожалению, множество случаев, когда от нас ожидают сочувствия, на поверку оказывается обычными манипуляциями, где нас попросту собираются использовать «втемную» для удовлетворения своих нужд, при этом полностью игнорируя наши желания и возможности. Потакать в этом манипулятору — очевидный грех против ближнего, который, подобно люьисовскому бесу, стремится лишить свободы и сделать частью себя всех, кого он «любит».

Тезис четвертый: К христианскому состраданию нельзя принудить

В таком состоянии любые проявления твоего сострадания вряд ли возможно будет назвать исполнением христианской заповеди о милосердии: Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал 6: 1-2). Ведь тяготы эти можно взять на себя добровольно, а можно просто вдруг обнаружить на шее чужую поклажу, которую туда пристраивают без твоего разрешения, попутно воркуя тебе в уши, что, мол, поклажа-то эта на самом деле — твоя, просто ты раньше был не в курсе.

Очевидно, что даже из благих побуждений не стоит участвовать в чужом обмане, пытающемся натянуть одежды сострадания на обычную человеческую слабость и безволие.

Иисус Христос, отдавая в жертву за отпавших от Бога людей Свою жизнь, сказал: Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего (Ин 10:18). Подобную власть — добровольно жертвовать собой ради других — каждый христианин получает в святом крещении. И это действительно — власть, которой нужно дорожить, не забывая о ее высоком происхождении. Христианское сострадание не может быть вынужденным, оно всегда — плод свободного выбора в пользу любви. Там же, где это сострадание пытаются выдавить обманом и манипуляциями, впору вспомнить, как фарисеи пытались обмануть Иисуса Христа, спрашивая у него духовного наставления. И как они в итоге получили это наставление, но лишь после гневных слов Учителя: Что искушаете Меня, лицемеры?

Тезис пятый: У сострадающих тоже могут быть различные мотивы, иногда имеющие мало общего с действительным участием в боли другого человека

Таковы, например побудительные причины к помощи у людей со слабыми личностными границами. Рядом с чужой бедой — подлинной или мнимой — они всегда чувствуют себя виноватыми и своим состраданием как бы стараются искупить эту вину, хотя ни в чем не провинились. Отсутствие личностных границ превращает душу такого человека в проходной двор, куда может вторгнуться кто угодно и вести себя как ему вздумается. Такие люди чаще других становятся жертвами манипуляторов, они никому не в силах отказать, потому что в случае отказа чувство вины может стать непереносимым.

Со стороны может показаться, что это и есть настоящая жертвенность. Но на самом деле люди этого типа через сострадание всего лишь обслуживают свою болезненную зависимость от чужого эмоционального состояния.

Главным признаком такого «неправильного» сострадания можно считать чувства самого помогающего после оказания помощи. Неуходящее ощущение вины, «втянутости» в чужую проблему настолько, что человек думает о ней все время, забывая о своих делах, а также вызванное всем этим легкое раздражение, которое постоянно приходится подавлять, — вот картина сострадания, способного вместо помощи другому разрушить самого сострадающего.

Тезис шестой: Нельзя под видом помощи и сострадания увлекаться реализацией своих амбиций

Другой вариант подмены мотивов — нереализованная жажда власти, контроля над другими людьми. Раздавленный горем человек бывает очень беззащитен. В этом состоянии он может ощущать себя как маленький ребенок, нуждающийся в помощи взрослого. И если у помогающего есть скрытое стремление управлять и властвовать, ему в такой ситуации следует быть очень внимательным к своим чувствам, чтобы под видом помощи и сострадания не увлечься реализацией своих амбиций.

Возможны и другие «плюшки», ради которых человек готов терпеть чужую боль, например — подтверждение собственной значимости или чувство нужности, востребованности.

Ничего ужасного в этом нет. Творить добро ради самого добра — дело людей совершенных и бесстрастных. А творить добро, имея в виду также и собственную пользу, — удел большинства из нас. Преподобный авва Дорофей в своих «Душеполезных поучениях» пишет: «Трояким образом… можем мы угодить Богу — или благоугождаем Ему, боясь муки, и тогда находимся в состоянии раба; или, ища награды, исполняем повеления Божии ради собственной пользы, и посему уподобляемся наёмникам; или делаем добро ради самого добра, и тогда мы находимся в состоянии сына».

И если вдруг мы обнаружим, что наше сострадание не совсем бескорыстно, это означает лишь, что в исполнении заповеди Христовой о милосердии мы пока еще подобны рабу или наемнику.

Но и такое сострадание, по слову аввы Дорофея, тоже угодно Богу. Важно лишь сознавать в себе эти свои «побочные» мотивы и стараться держать их под контролем, помня, что главная задача тут все же — удовлетворение потребностей человека, попавшего в беду.

Тезис седьмой: Одно из главных правил в общении с горюющим можно сформулировать так: если не знаешь, что сказать — лучше молчи

Цена пустому или необдуманному слову в кризисной ситуации многократно усиливается, вместо поддержки и утешения оно может нанести и без того страдающему человеку еще одну рану.

Хотя молчать рядом с чужим горем тоже ой как непросто. Ведь сострадание — это совместное страдание. И бывает так, что человек сначала искренне хочет помочь, поддержать ближнего в беде. Но, приблизившись к его боли, приняв ее часть на себя, не выдерживает и пытается любыми средствами от этой боли убежать. Совсем оставить горюющего вроде бы как совесть не позволяет (хотя бывает и такое: человек от страха вновь испытать в сострадании чужую боль просто перестает брать трубку телефона, не навещает, не отвечает на письма).

И тогда у него будто сами собой начинают вырываться, увы, ставшие уже традиционными формулы «утешения»: «Не плачь, другим еще хуже, чем тебе», «Теперь ему (умершему) лучше, чем нам», «Хорошо еще, что у вас не один ребенок». Все эти и подобные им фразы рождены отнюдь не состраданием, а прямо противоположным ему чувством — стремлением испуганного сердца обесценить чужую боль, и лишь после этого взять на себя часть такого «обезвреженного» страдания. Конечно же, эти попытки не приносят никакого облегчения горюющему, поскольку направлены на удовлетворение потребности напуганного «жалельщика».

Еще один способ ухода от чужой боли под личиной сочувствия — прямой запрет на горевание: «Ну что ты раскис? Приободрись, держи себя в руках», «Не горюй, все будет хорошо», «Ты должна выдержать, нужно жить дальше».

Ну и, наконец, самый «благородный» вариант — сравнение с собой-любимым: «Когда у меня мама умерла, я чуть с ума не сошла», «Я знаю, как тебе сейчас трудно, сам прошел через это».

Все эти вроде бы призванные утешать слова на самом деле выполняют лишь одну задачу — прекратить переживание человеком своего горя, ну или хотя бы уменьшить его силу. Потому что нам рядом с ним — больно. А мы хотим, чтобы нам больно не было.

Тезис восьмой: Горюющему человеку нужно помочь пройти все стадии горевания

Между тем у горюющего человека совсем другая потребность. Ему нужно непременно дать выход эмоциям, которые его сейчас буквально разрывают на части. Если их просто подавить (а именно это предполагают описанные выше варианты «жаления»), они впоследствии могут натворить много бед, став причиной неврозов и психосоматических заболеваний.

Поэтому горюющему человеку нужно прежде всего помочь пройти все стадии горевания, прочувствовать боль утраты, выплакаться, отгневаться, элементарно поныть-пожаловаться, поплакать на плече у тех, кто готов выслушивать все это, не разрушаясь и не прерывая этот жизненно важный процесс.

Когда-то в деревнях была такая специальная профессия — плакальщицы. Это были женщины, которых приглашали на похороны для создания скорбной атмосферы. Плакальщицы выступали в качестве своеобразного «детонатора» эмоций, которые у горюющих родственников могли быть подавлены шоком от свалившегося на них несчастья. Рядом с безутешно рыдающими плакальщицами, горюющему человеку было легче и самому, наконец, дать волю слезам и рыданиям, освобождаясь от грозных последствий неотработанного на телесном уровне стресса. Сегодня такой профессии нет, а плач даже в скорбных обстоятельствах многие люди считают для себя недопустимым.

Между тем это абсолютно естественное движение человеческой природы, и лучшее тому доказательство — слезы Иисуса Христа, встречающего плачущих родственников и друзей умершего Лазаря. Более того, у христиан есть прямая заповедь именно о такой помощи горюющим: …плачьте с плачущими (Рим 12:15).

Если же для этого нет душевных сил, можно вспомнить, как сострадали праведному Иову его друзья, пришедшие поддержать его в горе: …И сидели с ним на земле семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико (Иов 2:13). Далее Иов вдруг начинает гневаться и проклинать ночь своего зачатия, день своего появления на свет и всю свою жизнь. Он говорит долго и страстно, но друзья опять ни словом, ни жестом не мешают ему. Лишь когда Иов закончил свой гневный вопль, они очень деликатно вступают с ним в диалог: …если попытаемся мы сказать к тебе слово, — не тяжело ли будет тебе? (Иов 4:2). Книга Иова очень древняя, событиям, описываемым в ней, более трех тысяч лет. Однако поведение друзей страдающего Иова и сегодня можно рассматривать как важную практическую рекомендацию для сострадающих. Они просто находились рядом, своей молчаливой поддержкой помогая страдальцу пройти две первые, очень тяжелые стадии горевания — шок от случившегося и последующий за этим гнев.

Тезис девятый: Определяющий признак правильного сострадания — осознанность, ясное понимание картины происходящего в собственной душе

Но тут еще раз нужно повторить, что быть рядом с чужими слезами и чужим гневом — дело совсем не простое. Осуществлять сострадание нам помогают два весьма отличающихся друг от друга психологических процесса — эмпатия и слияние. От того, какой из них мы используем, будет напрямую зависеть и практический результат наших действий.

При эмпатии мы сочувствуем другому человеку, то есть чувствуем вместе с ним, понимая, что с ним происходит, в чем он нуждается. Однако при этом мы продолжаем воспринимать также и свои чувства, понимаем, что и почему происходит в этот же момент и с нашей душой.

То есть речь снова идет о наличии личностных границ, позволяющих сострадать без отождествления себя с горюющим, оставаясь собой. Если же границ нет или они слишком размыты, мы тоже чувствуем вместе с другим человеком, но — как бы сливаемся с ним, «теряя» себя. Самые яркие признаки такого слияния — иррациональное чувство вины и ответственности за последствия чужих поступков. При слиянии выдерживать груз чужой боли неизмеримо труднее. Поэтому такое сострадание чаще всего заканчивается либо бегством от непосильной ноши, либо — быстрым истощением собственных ресурсов, когда помогающий уже и сам будет нуждаться в чьей-то поддержке.

Знаменитый австрийский писатель Стефан Цвейг удивительно точно описал двойственность человеческого стремления к сочувствию: «Есть два рода сострадания. Одно — малодушное и сентиментальное, оно, в сущности, не что иное, как нетерпение сердца, спешащего поскорее избавиться от тягостного ощущения при виде чужого несчастья; это не сострадание, а лишь инстинктивное желание оградить свой покой от страданий ближнего. Но есть и другое сострадание — истинное, которое требует действий, а не сантиментов, оно знает, чего хочет, и полно решимости, страдая и сострадая, сделать всё, что в человеческих силах и даже свыше их». Наверное, лишь с последней фразой Стефана Цвейга можно было бы поспорить: брать на себя то, что превышает твои силы, — дело все-таки рискованное в любом случае.

В остальном же здесь все верно как с христианской, так и с психологической точки зрения. Определяющий признак правильного сострадания — осознанность, ясное понимание картины происходящего в собственной душе, которая «знает, чего хочет».

Именно осознанное переживание чужой боли, желание помочь и готовность терпеть эту чужую боль позволяют человеку оставаться в сострадании и действовать на благо страдающего. Или, проще говоря, позволяют по апостольскому слову плакать с плачущими и, как говорил Бердяев, быть существом страдающим и сострадающим, раненным жалостью. То есть — человеком.

Коллажи Марии Ивановой