Сокровища атамана. Где искать клад Стеньки Разина? Тайна «заговоренных кладов» Стеньки Разина

Один из самых известных казачьих атаманов в российской истории и его сподручные, по легендам, зарыли в земле целые состояния. Осталось их найти.

Не так давно в центре Москвы обнаружили клад - 97 монет времён Петра I. Для XVIII века это были несметные богатства. Тогда кладоискатели на всевозможных форумах вспомнили о ещё одних "затерянных золотых залежах" - сокровищах атамана Стеньки Разина. Почему до сих пор сундуки с золотом и жемчугом так и остаются ненайденными.

Похороненная казна

Он много кладов закопал - казну свою хоронил. О тех кладах и посейчас слух идёт, да все те клады заговорены. Немало было охотников взять их, но никто не может похвастаться удачей - не даются разинские клады, - вот такую легенду до сих пор пересказывают в Поволжье.

По преданиям, самый большой клад находится в Сурском районе нынешней Ульяновской области, недалеко от села Шатрашаны. По легенде, которую рассказывают местные жители, там закопаны такие богатства, которых хватило бы на покупку всего региона. Примерная "карта" выглядит так: около села есть река, за ней - земляной вал. Когда проходите по нему - попадаете в пещеру, в глубине которой зарыты сундуки с десятками пудов золота и жемчугом.

Сомнения в "предании" вызывает один факт: якобы сокровища находятся за железной дверью. Вряд ли бы у атамана была возможность достать или сделать её и тайно и без помощников доставить в "секретное место". Ну и за почти 350 лет никто этой двери не встречал.

Труслейка

Недалеко от села Труслейка в той же Ульяновской области Разин якобы спрятал 100 миллионов рублей золотом. Всем желающим поучаствовать в погоне за кладом нужно искать "чёрный дуб". По сказаниям, находится это таинственное дерево возле небольшой часовни.

Если отбросить рассказы про "охранника-чёрта", неугасимые свечи и "голос неизвестной женщины", то рассказ экскурсоводов вполне может быть правдой. В общем, копать нужно прямо под этим дубом.

Чувашия

В Чувашии рассказываются, пожалуй, самые странные легенды о Степане Разине. К примеру, о том, как он приехал с 12 бочками золота к своим сподвижникам, стоявшим у села Стемасы Алатырского района. А при отъезде бочки "пропали". Также на территории республики под руководством атамана якобы выстроили крепость. Только её никто не видел.

В Цивильском районе "на одном из ручейков, впадающих в Кошелейку, находится, по народному мнению, клад, зарытый Стенькою Разиным", - эту легенду также рассказывают в Чувашии.

Все желающие, конечно, могут отправиться на поиски. Но нужно иметь в виду, что не существует ни одного документального свидетельства того, что казачий атаман действительно бывал на территории республики.

Саратовская область

Очередная легенда ведёт нас в Саратовскую область. В 10–12 км от деревни Даниловки есть гора и ущелье, которые называют "Стенькина тюрьма", или "Дурман".

Считается, что на горе находились сторожевые посты Стеньки Разина. Между утёсом и горой располагается Тюрьминский овраг, где атаман держал своих пленников. Говорят, что люди сходили с ума в этом овраге.

Якобы на горе атаман закопал несколько сундуков, до отказа набитых золотом. В начале XX века к кладу будто бы даже подобрались какие-то местные жители, однако их распугали "разбойники с дубинками". Когда местные осмелились вернуться, как рассказывают в области, никаких следов драгоценностей уже не было.

Легенда гласит, что Разин, закапывая клад, положил свой оберег от злых духов. Поэтому, когда "чужаки" приближаются к сокровищам, им становится не по себе. Туристы на самом деле на этом месте не раз чувствовали недомогание. Девушки даже падали в обморок. Правда, причина этого довольно банальна: артериальное давление повышается из-за того, что предполагаемое место зарытого клада - разлом земной коры. Изучив результаты инфракрасной съёмки, учёные пришли к выводу, что здесь есть небольшое количество газа радона, от которого людям может становиться плохо.

Волгоградская область

Эту историю волгоградские экскурсоводы вспоминают до сих пор. В 1914 году близ церкви Святой Троицы в Волгограде, что недалеко от побережья Волги, провалилась земля на четыре метра. Позже старожилы вспомнили, что здесь находился тайный подземный ход, от которого можно добраться до реки. Именно по этому пути якобы проходили сподвижники Стеньки Разина с его несметными богатствами.

Тогда местные жители попытались лезть за сокровищами, но грунт начал уходить из-под ног. Рисковать своей жизнью никто не стал.

Уже во время Второй мировой войны были обнаружены четыре "необычные" пушки разинской, как предполагается, эпохи. Однако доказать, что их в качестве клада сохранял атаман, не представляется возможным. Дульная часть этих пушек была увешана драгоценными браслетами, а украшения, как рассказывают краеведы, прикрыты. Украшения, которые удалось обнаружить, якобы быстро разошлись по рукам солдат.

Нижегородская область

некоторые накопления" золотом, которые они якобы спрятали в окрестностях реки Алатырь.

В XVIII веке недалеко от нынешних сёл Михайлово и Печи лошадь во время вспахивания поля провалилась под землю. Крестьяне спустились вниз примерно на 25 метров, однако, кроме запертых наглухо дверей, ничего не увидели. Что было за ними - так и остаётся загадкой.

Недалеко от нынешнего посёлка имени Степана Разина есть деревня Панзелка, где туристы периодически пытаются откопать несметные богатства. На расстоянии примерно километра от деревушки есть огромный валун, под которым якобы находятся богатства. Правда, камень окопан со всех сторон, это заметно даже невооружённым глазом. Но к сокровищам пока так никто и не подобрался.

Самарская область

Знаменитый Царев курган, что находится в 20 минутах езды от центра Самары, по легенде, хранит клады Стеньки Разина. Краеведы утверждают, что несметные богатства не прятали в сундуки, а скидывали в спешке "как придётся".

Приметы заставляют думать, что сия громада взворочена человеческими силами, и утверждают, что славный некогда по волжским окрестностям грабитель Стенька Разин соорудил сию достопамятную громаду, - писал о кургане учёный Илья Лепехин в 1770-х годах.

Однако существует ещё как минимум две другие легенды о появлении достопримечательности около сотни метров высотой. Так, по одной из них, курган появился ещё во времена правления то ли Ивана Грозного, то ли Бориса Годунова. А насыпали его местные жители "по горсточке земли".

Также встречается версия, что Царев курган у подножия Сокольих гор появился незадолго до битвы, происшедшей на Кондурче в 1391 году между войсками Тамерлана и Тохтамыша. Якобы Тамерлан приказал каждому из своих воинов принести на данное место по одному камню. В результате сложилась целая гора.

Кто находил клады

Поиски кладов начались сразу после казни Степана Разина в 1671 году. Младший брат Степана Фрол пообещал властям в обмен на жизнь показать клады. По легенде, он пять лет таскал по горам царских слуг. Когда богатства в очередной раз не находили, Фрол заявлял, что перепрятали сторонники казнённого атамана.

К 1676 году властям надоели бессмысленные скитания и частые попытки освободить Фрола, указывают историки. Они приняли решение вернуться в Москву, где "проводника" казнили на Болотной площади.

Существует также легенда об успешном поиске сокровищ. Кладоискатели рассказывают историю, как некий ротмистр Гатчинского полка Ящеров начал в 1893 году искать несметные богатства. Якобы ему даже дали разрешение в императорской археологической комиссии в Петербурге. Как сообщалось, он нашёл "таинственный валун" около сёл Печи и Михайловка. Но на этом пока всё.

Недоступные сокровища

Есть две версии, по какой причине поиски несметных богатств атамана ни к чему не привели за три с половиной века. Первая: Фрол незадолго до того, как отвезти царских слуг к местам, где закопаны сокровища, смог подать знак разинским гонцам. Те отправились к сторонникам, которые могли знать точное местонахождение клада и перезахоронить его (или своровать). Поэтому Фрол с властями ничего не мог найти.

По второй из распространённых версий, никаких сокровищ попросту не было. А слухи о богатствах распускал сам Разин, надеясь отдалить момент своей смерти и сбежать, когда будет схвачен. Но брат, который хотел сохранить себе жизнь, оказался проворнее.


В июне 1671 г. в Гамбурге вышла газета "Северный Меркурий". В ней была помещена заметка английского купца Томаса Хебдона из Москвы. Как очевидец он подробно описал казнь Степана Разина и сделал это весьма оперативно, послав корреспонденцию в Европу через два часа после казни, известив тем самым негоциантов и дипломатов о том, что вновь возобновляется торговля с Россией. В заметке (кроме описания самой казни и вообще истории вопроса) есть такие строки: "...недавно казненный мятежник действительно был у них главным бунтовщиком Степаном Разиным. Его брату залечили раны после пыток, и вскоре его должны отправить в Астрахань, чтобы найти клады, закопанные там Степаном".

При чем здесь брат? Дело в том, что после того как палач разделался с Разиным и на плаху поволокли его брата Фрола, тот вдруг крикнул: "Слово и дело государево!" И сказал, что знает тайну писем (?) и кладов Разина. Казнь Фрола была отсрочена.

По свидетельству очевидца-иностранца Конрада Штуртцфлейша, уже превращенный в кровавый обрубок Разин вдруг прошипел: "Молчи, собака!" Это были последние его слова, и их Штуртцфлейш записал латинскими буквами.


Фрола Разина уже через два дня жестоко пытали, и его показания были сообщены царю Алексею Михайловичу: "...и про письма сказал, которые-де воровские письма брата его были к нему присланы откуда ни есть и всякие, что у него были, то все брат его, Стенька, ухоронил в землю... поклад в кувшин, и засмоля закопал в землю на острове по реке Дону, на урочище, на прорве, под вербою. А та-де верба крива посередке, а около нее густые вербы".

Царь проявил большой интерес к кладам Разина, ибо по "отпискам" воевод, у бояр и богатого люда "разбойник награбил зело много добра всякого". Под пыткой Фрол показал, что после разгрома восстания при бежавшем в Кагальник атамане был "сундук с рухлядью" и драгоценностями.

Показания эти были опубликованы известным историком Н.И.Костомаровым, и в них просматривается некая психологическая деталь: сделанный безымянным мастером из слоновой кости Константинополь, видимо, очень нравился Степану, и он не пожелал с ним расстаться даже в минуту смертельной опасности, послав за этим сокровищем своего брата.


Весть о том, что во время казни Фрол крикнул "Слово и дело" и что царь хочет выведать у него места кладов, быстро распространилась среди москвичей, а затем и по всей Руси. Скоро возникли легенды о кладах Стеньки Разина и жуткие истории о заговоренных сокровищах, зарытых в разных местах на берегах Волги.

Историки не отрицают фактов существования "кладов разбойника Разина", но всерьез никто этой темой не занимался. Хотя восставшие взяли несколько городов и при этом экспроприировали значительные материальные ценности, и вполне уместен вопрос: "Куда делось все то богатство, что попало в руки Разина?"

В народных преданиях тема о кладах Стеньки начинается со времени его Персидского похода. Много ходило разговоров о том, что Разин ушел из Персии с зело великой добычей. Из персидской земли Стенька вывез и красавицу - сестру иранского шаха.


Бытовала и легенда (причем еще при жизни атамана), что Степан - "заговоренный человек", т.е. неуязвимый: "У Стеньки кроме людской и другая сила была - он себя с малых лет нечистому продал: не боялся ни пули ни железа; на огне не горел и в воде не тонул. Бывало, по Волге плывет и вдруг на воздух на ней поднимался, потому как был он чернокнижник... Его в острог не раз садили. А он возьмет уголь, напишет на стене лодку, спросит воды испить, плеснет на стену этой водой - река станет! Сядет он в лодку, кликнет товарищей - глянь, уж на Волге Стенька!" Для историков и фольклористов эти полеты Разина по воздуху довольно загадочны. Старый бакенщик на Каме слышал от дедов, что-де разинцы подавали друг другу сигналы при помощи больших воздушных змеев, называемых "голубями", что непосвященным простым людом воспринималось как колдовство.

По народному поверью, разбогатеть от кладов человеку трудно, т.к. большинство из них заговорены и просто так в руки не даются. Клады Степана Разина - особые, они спрятаны в землю на человеческую голову или несколько голов. Чтобы их добыть, кладоискатель должен погубить известное "заговоренное" число людей, и тогда клад достанется без особых затруднений...

Иногда клад зарывают "на счастливого", но редко. Тогда "знак клада" является в виде черной кошки или собаки. В этом случае человек должен идти за такой кошкой, и когда она остановится и замяучит, то нужно ударить ее изо всех сил и сказать: "Рассыпься!" А потом в этом месте надо копать...


Еще рассказывают, что у кладов Степана Разина слишком трудны условия заговора. Но где они - вот вопрос!

Вообще с именем Степана Разина связано много мест, особенно на правом берегу Волги, и туристам часто показывают "Стенькины бугры". Стоя на палубе теплохода, можно слышать: "Тут Стенька станом стоял... Здесь, по преданию, шапку оставил. Так и зовут это место: "Стенькина шапка". На том бугре Стенька стольничал, говорят, там клад положен".

Например, близ деревни Банновки в Саратовской области есть обрыв, который называют "Бугром Стеньки Разина". Местные уверяют, что еще в начале XX в. при закате, когда тени длинные, на бугре можно было различить очертания ямы, где якобы была у Разина "канцелярия". Костей человеческих много в ней находили. По преданию, Разин долго жил на этом бугре в роскошном шатре с ватагою. Жил богато - все дорогим бархатом да шелком обито. А на самом "шихане" кресло стояло с насечкой из слоновой кости. С него, бывало, Разин высматривал купцов на Волге и расправу чинил... Большой, как уверяют, здесь клад зарыт.


В путеводителе 1900 г. есть такие строки: "Выше Камышина, верст за 40, показывают еще "Бугор Стеньки Разина". А верст на 8 выше Даниловки лежит ущелье "Стенькина тюрьма", называемая еще "Дурманом". В старые годы оно окружено было густым лесом, в котором легко было заблудиться. Здесь неподалеку имеется множество пещер и Уракова-разбойника гора. Это высокий, в 70 сажень, бугор, где, по преданию, Разин зарубил Уракова, после чего тот семь лет зычным голосом кричал проходившим по Волге судам: "Приворачивай!" - приводя людей в трепет"...

Теперь уместно задать вопрос: есть ли достоверные сведения о найденных кем-либо кладах Разина? В "Донской газете" за 1875 г. была заметка под названием "Старинные отыскиватели кладов". В ней сообщалось о попытке раздобыть клад Степана Разина: "...Из дознания обнаружилось, что действительно, рытье клада производилось в 1824 г. с июня по октябрь. Поводом к тому послужила жалоба двух лиц Иловайскому на одного казака, не дозволявшему рыть клад".


С конца XIX в. кладами Степана Разина интересовался И.Я.Стеллецкий, который сделал интересные записи: "Одного помещичьего добра схоронил Разин близ своего утеса на 10 млн. рублей. В 1914 г. в Царицыне близ церкви Троицы провалилась гора на 4 м в глубину. На дне провала оказались гробы и скелеты. Обнаружилось, что этот провал над тайником Разина, идущий от названной церкви до самой пристани на Волге, куда приплывали "расписные Стеньки Разина челны", груженные драгоценной добычей. Добычу свою зарывал он в том самом тайнике. О кладе Разина близ его знаменитого утеса широко разнеслась молва, но не по вине Степана - и на дыбе, и под клещами не признался он, куда схоронил сокровища. Один офицер в отставке, Я-в, в 1904 г. рылся в старинных бумагах своей покойной бабушки. И нашел в них замечательный документ - подлинную кладовую запись Разина на спрятанные близ утеса сокровища. Я-в произвел в указанном месте раскопки и действительно открыл целую сеть подземных галерей с мощными дубовыми распорками. Предстояли дальнейшие поиски и раскопки, но точку поставила Русско-японская война... Я-в был взят на войну, откуда не вернулся.


В 1910 г. объявился новый претендент, на этот раз старый есаул из области Войска Донского Ш-кой. По-видимому, к нему в руки попала кладовая запись убитого в Маньчжурии Я-ва. Ш-кой явился в Петербург и представил куда следует чрезвычайной убедительности документы. Весть о кладе облетела в 1910 г. девять газет".

В материалах архива Стеллецкого есть и другие записи о попытках раскопать клады Разина: "Существует также курган Стеньки Разина, огромный, в 100 м высоты, в кургане имеются подземные ходы. Известна в Саратовской губернии Стенькина пещера. В 60-е гг. ее осматривал историк В.Крестовский... Некто Ящеров в 1893 г. разыскивал клад Разина в Нижегородской губернии в четырех из двенадцати его становищ по реке Алатырь. В 1893 г. он добыл кладовую запись, проверенную на месте, и в 1894 г. начал хлопоты в Петербурге о разрешении ему кладоискательства. Императорская археологическая экспедиция разрешила ему поиски сперва на два дня, потом на десять. Но настала зима, и поиски отложили до лета. Тем временем через полицию и сельских старост были собраны сведения об обширном подземелье..."


А вот, можно сказать, недавний эпизод. Участник Великой Отечественной войны капитан 1-го ранга Г.И.Бессонов поведал, что во время жарких зимних боев в районе Сталинграда после налета бомбардировщиков Геринга осыпался берег Волги. Случайно кто-то из бойцов обратил внимание, что вверху обрыва оголилось несколько старинных чугунных пушек, сложенных плотно в ряд. Дульная часть одной из пушек, сильно проржавевшей, скололась, и из нее по откосу высыпались золотые браслеты, серьги, жемчуг, перстни, серебряные и золотые предметы, которые довольно быстро разошлись по рукам. Прошел слух, что это клад "волжских разбойников", а возможно, самого Разина. Кое-кто попытался извлечь пушки из мерзлого грунта, но это оказалось трудным делом. К тому же участок простреливался немцами. А скоро после очередной бомбежки берег осыпался, обильно пошел снег... Вскоре началось наступление на группировку Паулюса, и о кладе забыли...

Следует отметить, что в этом рассказе присутствует важная историческая деталь: достоверно известно, что часть добытых драгоценностей атаман прятал в старые "порченные" пушки, забивал ствол кляпом, закапывал на берегу Волги, ставил ориентир, и само место и описание его заносилось в "грамотку", дабы при необходимости это место можно было отыскать.


А теперь вернемся к событиям, которые произошли после того, как Разина выдали властям. В апреле атамана из Черкасска повезли в Москву, куда он прибыл 4 июня и сразу же подвергся страшным пыткам. Но, видимо, он давно подготовил себя к такому концу и поэтому выдерживал их с величайшим мужеством, без стона и без единого слова о жалости, между тем как брат его Фролка вопил от боли.

Фрола повезли на Дон, где никаких кладов не нашли. Видимо, там Фрол рассчитывал совершить побег из-под стражи при помощи знакомых казаков. Но это ему не удалось. Сопровождавшим его стрельцам он говорил, что запамятовал место клада, что не может найти то положенный большой камень, то пещеру, то дерево. Эта своеобразная игра длилась довольно долго, почти пять лет. Потом по царскому указу его доставили в телеге, закованного в кандалах, за Москву-реку, на Болотную площадь, где он и был обезглавлен палачом.

Так оборвалась последняя ниточка...

А вы думаете клад Стеньки Разина не существует? Как бы не так! Поведаю свою историю его отыскания! Итак! Живу я в Тольятти (бывший Ставрополь-на Волге),когда мне было всего 4 года мой Отец (Царствие Ему Небесное) всегда брал меня на рыбалку (потому что оставить не с кем было) а я был "не подарок"! Так и мотался всегда с ним и его друзьями по всей Волге! Кстати мой Отец был профессиональным,неутомимым,и везуном в рыбной ловле! Его всегда приглашали порыбачить! Потому что знали где он-там и рыба! Вы себе сейчас не можете представить? Но тогда (в 70-е года) мы привозили выловленную рыбу на "Зиле" с опрокидывающемся кузовом!! ПОЛНЫЙ КУЗОВ!!! Тогда не брали "сорную" рыбу:окунь,верхоплавку,подлещика,огурца,чахонь и т.д. а брали:стерлядку,бестера(если кто знает что это)-это помесь белуги со стерлядью!,и судака! Во! какая рыба была у нас в Волге буквально 40-45 лет назад! Но продолжу! На очередной рыбалке под утро тянут наши мужики невод! С одной стороны "зил" с другой "Козелок"-это они вытягивают! А мужики колотят "колотушками" или "тавотой" (это кто не знает толстые палки) по воде-загоняют в невод рыбу! От этого я проснулся,вылез из палатки и говорю Отцу: "Пап я пить хочу". на что мне отец:" Не мешай, тебе,что Волги мало? Я взял крушку,залез по колено в воду,зачерпнул и напился воды! Да!!! раньше мы пили воду прямо из Волги-Матушки! Дело было часов в 5-6 утра! Пью я воду,поднимаю глаза и вижу на облаках (а Зорька только поднимается) город с улицами, мощеными камнем,башни,дома из камня,защитная стена! Короче-крепость! со всеми коммуникациями! Колодцы,сливы (внешняя канализация), улицы,построеные по архитектуре!!! ОБАЛДЕТЬ!!! Спрашиваю Отца: "Пап, а что это?" Он мне:"Это затеряный город,где Стенька Разин спрятал свои сокровища!" ВОТ ТУТ МЕНЯ И ПРОНЯЛО! И стал я (и полно таких как я) искать Клад Стеньки Разина! Первая вылазка была,когда мне было 12 лет! Договорился со товарищи,которым было по 17 и 21 лет.Я их уговорил Взяли фанерную лодку "на прокат" за 20 коп. в час. И поплыли к пещерам! Через Жигулевское Море! Полная авантюра! Вы знаете,что такое Жигулевское Море? Это так же бывают шторма! Но нам повезло! Дочапали на 2 веслах через фарватер! (дай мне сейчас мил.долл.-не поеду).А самое главное-пещеры Стеньки Разина открываются только тогда,когда вода уходит! Это когда наполняют объем ГЭС. А внизу воды меньше! Вот этого мы и ждем,чтобы "потереть" где была глубина! Но далее! На Жигулевских Горах таких пещер,прорубленных Стенькой со товарищи очень много! Там лабиринт и ловушки всякие(очень хитрые).Так вот мы ждали на Жигулях 2 дня. Потом вода ушла и мы пошли в Центральную пещеру! по-колено в воде! Мне-12,друзьям больше. Я подготовил экспидицию (как я думал)! Большая Пещера это основной вход и переход Стеньки в Переволоки! Переволоки названы потому,что Стенька со товарищи перетаскивали свои лодьи по земле по бревнам,смазанные жиром! Там у нас перешеек 3-3.5км.! Когда его ловили на правом берегу войска-он переправлял свои лодьи по-суху,а войско спокойно с лошадями и всем скарбом проходило по тоннелям,прорубленным в горе! Так вот когда его "прижали" ,то естественно он оставил все награбленное только у нас в Горах! Потому,что зажали со всех сторон,а все его войско,почуев виселицу разбежалось за 2 дня! На эшафоте,когда его "четвертовали" он крикнул своему брату:"Молчи"! Так,что клад где-то остался в Жигулевских Горах! Мы это знаем и потому ищем! Продолжу! Экспедицию(мы так думали): подготовили правильно: Еда,спички,фонарики! Заходим в Главную пещеру! Вы не поверите! Высота пещеры 3-4 а где и 5 метров! Вырублено топорами (чтобы наездник на коне проходил! И ширина приличная! Заходим, дальше начинается непредсказуемое! Метров через 50 тухнут у всех фонарики! Отходим на метр назад-работают! Поняли-зажигаем факела с солярой! Нет тяги!!! Прошли метров 100-факела тухнут! И какая то животная необходимость уйти! Уходим! Опять же через море на шлюпке возвращаемся назад! На фарватере нас чуть не задавил Сухогруз! Спасибо капитану-свернул! Успокоились! Я ушел в Армию,а мечта все свербит! Прихожу с Армии! И опять мы собираемся! Уже с опытом! За это время все узнали,продумали. Подготовились основательно! Уже не дети,опыт есть,нашли "пещерника"-профи! И-В ЭКСПЕДИЦИЮ! Кстати забыл сказать! Когда первый раз мы заходили в пещеру,то мелом ставили метки-стрелки! Когда выходили-их почемуто не было! Вторая экспедиция! Взяли канат(как нить Ариадны) Два друга остались снаружи! И пошли! Факела сделали из спирта,бензина,эфира!(для проверки) и я взял палочки светящиеся в темноте,когда их поломаешь! Привязались фалом(канатом) и пошли! Прошли метров 300,фонари потухли,горел только эфирный но не долго! Сломали палочки-работают! Идем! И тут начинаются всякие чудеса! Голоса,противное зауныннье,тени! Короче не хотят нас пускать! Совещаемся-и продолжаем! Идем в лабиринте уже не знаем куда и сколько! Выходим в Большую пещеру! Пещера высотой 30-40метров, ширина 120м. Видим посередине черный отполированный камень а на нем скелет! Не испугались-а дальше 4 выходных пещер! А фал у нас один! Решили уходить назад,проанализировать! Пошли,спотыкается мой друг и вытаскивает кривую саблю! Идем далее-падает второй-находит монету! Опять падает-находит саблю,но сломаную! Начала прибывать вода! Идем по-щиколотку! Бежим мимо того камня,но скелета на нем уже нет! Видим свет-на него! Сзади дикое созвучие-жуткое! Начала прибывать вода! Выбегаем! У нас нет ни факелов,ни фанариков,ни КАНАТА,которым были все обвязаны!!! Понятно,что могли в суматохе все потерять! Но канат-спелеологов! Его даже ножом не сразу срежешь! Заглянули опять в пещеру-где его привязывали-нет и даже намека! Далее к нам подошли наши друзья и сказали,что нас не было 6 часов! а наши часы (у одного были электронные) у нас механика! показали,что мы были в пещере 2 часа! Самое главное-мы вынесли эти сабли,а у меня почему то в руке оказался камень,который светиться! Делали еще попытки! Но потом пропало очень много экспедиций! Даже профи! Можете прочитать в инэте! Взорвали этот вход! Но там еще 200 пещер! Которые мы знаем! Если будете в наших краях? часов 5-6 утра смотрите (в ясную погоду) на небо! До сих пор отображается этот Город! Четко,ясно! Можете сфотографировать! А у меня камень-светится!!!

ТАЙНА КЛАДА СТЕНЬКИ РАЗИНА

Публикацию подготовила Ольга ЯРОХИНА

Клад, спрятанный в землю, не просто монеты и драгоценности. Как только клад зарыли — над ним, по поверью, образуются незримые охранные силы. Поэтому обычно \"богатства\" кладутся под зарок, т. е. его владелец, перед тем как спрятать сокровища, произносит или пишет на бумаге некую фразу, которая должна предопределить дальнейшую судьбу драгоценностей. Зарок содержит информацию о том, кто, когда и при каких условиях сможет овладеть этим кладом. Когда у спрятанных сокровищ кончается срок зарока, а они еще не нашли хозяина, клад становится бродячим и сам обнаруживает место своего пребывания. Бывает, что клады, особенно в нашем столетии, прячут совсем без зарока. Такие сокровища также ищут сами себе хозяина и сами даются ему в руки. Существуют и такие клады, овладеть которыми невозможно совсем…

Первый, персидский, поход казацкого атамана Стеньки Разина начался весной 1667 года. Тогда он с полутора тысячами донской голытьбы отправился в дальние края, на Каспий, с главной целью: \"пуститься за зипунами\", то есть награбить побольше добра и с богатыми трофеями вернуться на Дон. \"Ой вы, ребятушки, вы, братцы, голь несчастная, вы поедемте, ребята, в сине море гулять, корабли с товарами на море разбивать, а купцов да богатеев в синем море потоплять\". Так в народной песне обращался Разин к своим товарищам.

На легких судах-стругах разинцы спустились вниз по Волге. Лихой клич казаков: \"Мы веслом махнем — караван собьем\" — оправдался у Царицына, где они взяли на абордаж торговые суда, груженные разными товарами. А когда огромный отряд Разина достиг Персии, здесь его ждали и вовсе сказочные богатства.

Удалая дружина опустошала дворцы шаха и склады персидских купцов, \"обирала до нитки\" дома местных богачей. Были даже взяты чистокровные скакуны из конюшен персидского шаха.

Завалив доверху дорогими товарами и драгоценностями свои суда, казаки направились к родным берегам. Весть о необычайно богатой добыче и храбрости донцов неслась впереди них. Один иностранец, видевший разинцев в Астрахани, писал: \"Казаки были одеты, как короли, в шелк, бархат и дорогие одежды, затканные золотом\". Другой вспоминал, что когда Разин \"ходил по улицам, то бросал в народ золотые и другие награбленные им монеты, и оттого народ встречал его приветливыми криками\". Астраханскому наместнику Разин щедро пожаловал баснословной цены соболью шубу, а воеводе — \"кучу бесценных вещей, в особенности жемчугов, прекрасных конских сбруй, усыпанных янтарем и бирюзой, а также большое количество золота и серебра\".

На Дон разинцы возвратились со славой и богатством. Но долго здесь атаман не задержался и снова со своим огромным войском двинулся к Волге. Взяли Царицын и Астрахань. Немало добра забрали у бояр, купцов и в богатых дворянских имениях.

Конечно, Разин не мог не думать о будущем, о том, как, например, обеспечить дальнейшее существование своей \"ватаге\". А потому награбленным золотом и драгоценностями набивал секретные пещеры и потайные ходы…

Как известно, восстание было подавлено в 1671 году. Степан Разин и его брат Фрол были взяты в плен и под усиленной охраной доставлены в Москву. Их жестоко пытали в застенках по приказу Тайных дел: били плетьми, поднимали на дыбу, жгли раскаленным железом, стараясь в первую очередь выведать, где спрятана казна восставших, золото и серебро. Считалось, что одного помещичьего добра схоронил Разин в своих тайниках на 10 миллионов рублей золотом. Однако ни на дыбе, ни под клещами тайны своей атаман так и не выдал. Разина казнили на Красной площади четвертованием.

В июне 1671 года в Гамбурге вышла газета \"Северный Меркурий\". В ней была помещена корреспонденция английского купца Томаса Хебдона, находящегося в Москве. Как очевидец он подробно описал казнь Степана Разина.

Хебдон писал: \"По всему миру уже разнеслась весть о том, как мятежник Степан Разин год назад стал главарем множества казаков и татар, как он захватил город Астрахань и все Астраханское царство, совершил разные другие тиранства и как, наконец, он всячески стремился привлечь на свою сторону донских казаков, чтобы нанести сильный удар по Москве. Следует знать, что упомянутые донские казаки сделали вид, будто они с ним согласны. Однако поступили так из хитрости, дабы поймать лису в ловушку. Выведав, что Разин со своим братом остановился в убежище, где он ничего не опасался, казаки напали на него и захватили с братом в плен. В прошлую пятницу тысяча мушкетеров-стрельцов доставили его сюда, и сегодня, за два часа до того, как я это пишу, он был наказан по заслугам. Его поставили на специально сколоченную по такому случаю повозку — семи футов вышиной. Там Разин стоял так, что все люди — а их собралось более ста тысяч — могли его видеть.

На повозке была сооружена виселица, под которой стоял, пока его везли к месту казни. В середине виселицы была прибита доска, которая поддерживала его голову; руки были растянуты в стороны и прибиты к краям повозки, из них текла кровь. Брат его тоже был в оковах на руках и ногах, и его руки были прикованы к повозке, за которой он должен был идти. Фрол казался очень оробевшим, так что главарь мятежников его подбадривал: \"Ты ведь знаешь, мы затеяли такое, что и при еще больших успехах мы не могли ожидать лучшего конца\". Этот Разин, как было видно, совсем не боялся смерти.

Его царское величество нам, немцам и другим иностранцам, а также персидскому послу, оказал милость, и нас под охраной многих солдат провели поближе, чтобы мы разглядели эту казнь лучше, чем другие, и рассказали бы об этом соотечественникам. Некоторые из нас даже были забрызганы кровью.

Сперва ему отрубили руки, потом ноги и, наконец, голову. Эти пять частей тела насадили на пять кольев. Туловище вечером было выброшено псам. После Разина был казнен еще один мятежник, а завтра должен быть казнен также его брат.

И вот тут-то, после казни Степана Разина на Красной площади, начинается интересное и загадочное действо. После того, как палач разделался с Разиным и подручные поволокли на плаху его брата, Фрола Тимофеевича, тот вдруг срывающимся от натуги голосом крикнул: \"Слово и дело государево!\" И сказал, что знает тайну кладов Разина. Казнь была отсрочена.

По свидетельству очевидца — иностранца Конрада Штуртцфлейша — уже превращенный в кровавый обрубок Степан Разин вдруг ожил и прошипел: \"Молчи, собака!\" Это были последние слова Разина.

Фрола Разина уже через два дня жестоко пытали в Константино-Еленинской башне Кремля. О всех показаниях немедленно докладывали царю Алексею Михайловичу, который проявил большой интерес к кладам Степана.

Весть о том, что во время казни на Красной площади брат Степана Разина крикнул: \"Слово и дело государево\" и что царь хочет выведать у него места кладов, быстро распространилась среди московского люда, а затем и по всей России. Скоро возникли легенды о кладах Стеньки Разина и жуткие истории о его заговоренных сокровищах, зарытых в разных местах на берегах Волги…

Пытались ли разыскать разинские клады в то время, неизвестно. Первая же попытка, описанная в документах, относится лишь к 1893 году. Тогда ротмистр Гатчинского полка Ящеров предпринял поиски в Нижегородской губернии, в четырех из двенадцати становищ разинцев по реке Алатырь.

Ротмистр решил попытать счастья и начал хлопотать в Петербурге о разрешении заняться кладоискательством. Разрешение от Императорской археологической комиссии ему было дано, и поздней осенью Ящеров с помощниками отправился на Волгу.

Увы, поиски ничего не принесли. Вскоре настала зима, и работу пришлось отложить до лета. Тем временем местная полиция получила сведения о том, что в районе волжских сел Печи и Михайловки на глубине сорока метров обнаружено просторное подземелье с прочными дубовыми дверьми, запертыми железными засовами и замками. Подземелье, видимо, имело вентиляционную трубу. В эту трубу и провалилась задними ногами лошадь во время пашни. Образовалось отверстие размером в обыкновенное колесо. Нашлись двое смельчаков, спустившихся туда на веревке. Первого вытащили онемевшим от ужаса. В ту же ночь он скончался. Другой, местный псаломщик, пробыл в подземелье несколько минут и также натерпелся страха. Он-то и сообщил о виденных там дверях…

Только в 1904 году ротмистр Ящеров, теперь уже отставной, снова занялся поисками разинских сокровищ. Кое-какие успехи на этот раз были достигнуты. Во-первых, обнаружены приметы клада: камень с высеченным на нем знаком, остатки плотины, близ которой, по слухам, должна была находиться затопленная лодка с золотом.

Возможно, Ящерову удалось бы разыскать клад, но вспыхнула Русско-японская война. Отставной ротмистр пошел на сверхсрочную службу, уехал на Дальний Восток и погиб где-то в Маньчжурии.

Последние поиски были предприняты в 1914 году, но уже в Царицыне, близ церкви Святой Троицы. Тогда здесь образовался провал глубиной в четыре метра. На дне его оказались гробы и скелеты. Вспомнили, что здесь был подземный ход, сооруженный еще во времена Степана Разина и идущий от церкви до Волги. Сюда приставали груженные драгоценным добром струги грозного атамана. Начали искать — и опять никакого результата.

Есть еще один \"адрес\" клада. Это знаменитый Царев курган близ устья реки Сок, притока Волги — огромный высокий холм. Он поднимается на высоту 100 метров. В нем есть таинственные подземные ходы. Русский путешественник И.И. Лепехин, посетивший этот курган в 1768 году, писал: \"Приметы заставляют думать, что сия громада взворочена человеческими силами, и утверждают, что славный некогда по волжским окрестностям грабитель Стенька Разин соорудил сию достопамятную громаду, которая ему во многих случаях, а особливо в полую воду, служила защитою и убежищем\". В Саратовской губернии была и так называемая Стенькина пещера на реке Увековке. Нашли там монеты и вещи татарского обихода.

Наконец, можно рассказать еще об одном эпизоде. Участник Великой Отечественной войны капитан 1-го ранга Г.И. Бессонов писал, что во время боев в районе Сталинграда после налета бомбардировщиков Геринга осыпался берег Волги. Случайно кто-то из бойцов обратил внимание, что вверху обрыва оголилось несколько старинных чугунных пушек, сложенных плотно в ряд. Дульная часть одной из пушек, сильно проржавевшей, скололась, и из нее по откосу высыпались золотые браслеты, серьги, жемчуг, перстни, серебряные и золотые предметы, которые довольно быстро разошлись по рукам. Прошел слух, что это клад \"волжских разбойников\" самого Стеньки Разина. Кое-кто попытался извлечь пушки из мерзлого грунта, но это оказалось трудным делом. К тому же участок простреливался противником. А вскоре после очередной бомбежки берег осыпался, обильно пошел снег. Бои шли тяжелые, и вскоре началось наступление на группировку Паулюса. О кладе быстро забыли.

Действительно, в рассказе фронтовика присутствует важная историческая деталь: достоверно известно, что часть добытых драгоценностей атаман прятал в старые, \"порченые\" пушки, забивал ствол кляпом, закапывал на берегу Волги; ставился памятный знак или ориентир, и само место, и описание его заносились в \"грамотку\", дабы при необходимости это место можно было отыскать.

В 1989 году неожиданно обнаружилось новое свидетельство. Редакция газеты \"Комсомольская правда\" получила от своего читателя из Витебской области письмо. Этот читатель (подписался \"М.К.\") сообщал, что в 1942 году стал обладателем важных документов, принадлежавших немецкому офицеру. В них говорится о сокровищах Золотой Орды, некогда закопанных за Волгой, и указаны точные места. \"В тех же бумагах я обнаружил, — писал М.К., — место нахождения на одном из островов Дона сокровища Степана Разина\".

Какой же вывод? Думается, один: никто еще серьезно кладов Разина не искал. И хотя рассказов о них много, ни один до сих пор так и не найден. Историки тоже не отрицают фактов существования \"кладов разбойника Разина\". Восставшие взяли приступом несколько городов, при этом экспроприировали значительные материальные ценности, поэтому вполне уместен вопрос: куда делись все те богатства, что попали в руки Разина?

В памяти народной до наших дней сохранилось много мест, связанных с именем атамана Степана Разина, особенно на правом берегу Волги. Туристам экскурсоводы часто показывают Стенькины бугры. Стоя на палубе теплохода, можно слышать: \"Тут Стенька станом стоял, здесь, по преданию, шапку оставил. Так и зовут теперь это место — Стенькина шапка. На том бугре Стенька стольничал, говорят, там клад положен\". Например, близ деревни Банновки, между селом Золотым и устьем Большого Еруслана (Саратовской области) обрыв к Волге носит название Бугра Стеньки Разина. По преданию, один клад спрятан возле села Шатроманы в Симбирской губернии. Другой клад находится близ села Песковатовки в Царицынском уезде, причем говорят, что спрятан там в кургане целый корабль, доверху наполненный золотом, заведенный туда во время половодья сподвижником Степана Усом. Еще рассказывают про клад в Саратовской губернии, заложенный неподалеку от устья реки Большого Еруслана под бугром Разина. А может быть, сокровища спрятаны там, где атаман пленников своих держал — в ущелье Дурман (или по-другому Стенькина Тюрьма), неподалеку от города Камышина. Еще говорят, что на Дону или на Волге есть Настина гора — курган, где похоронил Степан свою возлюбленную и закопал там же сокровища несметные…

Получается, что лежат они все еще в тайниках, ждут своих открывателей.

А потом сказал, что знает тайну писем и кладов своего брата.

Казнь Фрола Разина была отсрочена, но через два дня его жестоко пытали, а показания его были сообщены царю Алексею Михайловичу, который проявлял живейший интерес ко всяким слухам о кладах. Ведь "по отпискам" воевод, бояр и всякого другого богатого люда, "разбойник награбил зело много добра всякого", и среди прочего находился сделанный безымянным мастером из слоновой кости "Царьград", который очень нравился Степану Разину. При разгроме восстания, когда сам атаман бежал в Кагальник, он не пожелал расстаться с "Царьградом" даже в минуту смертельной опасности и послал за этим сокровищем своего брата.

Разинских кладов насчитывается бесчисленное множество. По берегам Волги, где некогда гулял атаман со своей лихой вольницей, некоторые холмы с тех пор носят названия: Стол, Шапка, Бугры Стеньки Разина... В разинских "Буграх", по народному поверью, знаменитый разбойник в глубоких погребах спрятал свое богатство, и теперь оно лежит там "заклятое". "Сам Стенька Разин жив до сих пор, сидит где-то в горе, стережет свои поклажи", - так обобщает легенды о них знаменитый русский собиратель сказок А.Н. Афанасьев.

По поводу того, что Стенька Разин сам себя определил в сторожа, Н. Аристов приводит такую версию: "Клал Стенька клады не с тем, чтобы взять обратно, а потому, что некому было передать на сбережение... Или по желанию, чтобы сокровища его не достались никому, особенно человеку недостойному.

Словно чуял Разин, что он - великий грешник, не будет знать смерти на земле, что будут его мучить силы преисподней неслыханной мукой. По некоторым преданиям, мучается он в жигулевских горах; будто у него две бабьи груди и обе сосут змеи".

По народным преданиям, удалой атаман был не вором и разбойником, а защитником простого народа. Нарушителями народных интересов и прав (имущественных и личных) являлись помещики и воеводы, потому и неудивительно, что во многих легендах и сказаниях говорится, что клад разинский зарыт на бедных и гонимых.

Но хотя рассказов о кладах Стеньки Разина много, ни один из них до сих пор не найден, хотя как будто известны точные места их захоронения и даже "зароки", на которые эти клады положены. А не найдут их потому, что С. Разин - колдун и чернокнижник. И Марина, главная жена его, тоже была колдуньей, чарами чаровала и свои собственные клады имела - золото и серебро в заговоренных бочках, и клады ее сам Степан Разин разгадать не мог.

"Когда изловили Марину и его сотоварищей, почти за каждым из них числился клад. Но Разин ушел и спрятался в берегу между Окой и Волгой, и до сих пор там живет: весь оброс мохом, не знать ни губ, ни зуб". А не умирает он оттого, что мать-земля не принимает его, столько он нагрешил, насвятотатствовал, что не может сойти в землю. Ушел Стенька Разин в сторожа своему кладу, и будет жить, пока жив клад, тем самым обрел он свое разбойничье бессмертие.

Легенда о том, что не только клады атамана "заговоренные", но и сам он человек "заговоренный" и неуязвимый, существовала еще при жизни Степана Разина. Царицынский воевода еще в 1610 году отписывал царю: "Того атамана и есаула Разина ни пищаль, ни сабля - ничего не берет". А в народе говорили так: "У Стеньки кроме людской и другая сила была - он себя с малых лет нечистому продал, не боялся ни пули, ни железа; на огне не горел и в воде не тонул. Бывало, сядет в кошму, по Волге плывет и вдруг на воздух над ней поднимался, потому как был чернокнижником".

Клады Стеньки Разина особые, они спрятаны в землю на голову человеческую, а то и на несколько голов. Чтобы добыть их, "кладоискатель" должен погубить известное "заговоренное" число людей, и тогда уж клад достанется без особых затруднений. Иногда клад зарыт на "счастливого", но это бывает очень редко. Тогда "знаком клада" являются черная кошка или собака . В этом случае надо идти за такой кошкой (или собакой), а когда она замяучит (или залает), надо ударить ее изо всех сил и крикнуть: "Рассыпься!". А потом в этом месте копать...

На Волге среди казаков, бурлаков и другого люда долго бытовало поверье, будто по ночам Степан Разин объезжает все места, где положил свои клады - по городищам и пещерам, по горам и курганам, а то и просто вдоль Волги-матушки, - и проверяет. Видел1 его будто в заломленной папахе на белом коне, промчится он только его и видели. А то в струге плывет под белыми шелковыми парусами...

Хитро и надежно спрятаны клады Степана Разина. Выше уже указывалось, что вроде бы известны места их нахождения (например, что "оставил разбойник клад под корнями шести берез"), не откопать их не помогает даже "Завещание" самого Степана Разина:

"Шел я, Степан Тимофеевич, сын Разин, из города Алатыря верх Суры-реки и дошел до речки Транслейки (в 30 верстах от Алатыря) и спрашивал Мордвина, где пройти за Суру-реку, - и перешел со всем моим войском. Дошел я оброда в горы и нашел в правой стороне ключ, и тут мы жили полтора года, но это место нам не показалось. И нашли мы бортника, и он сказал нам место угодное, и шли мы четыре дня и дошли до горы, - еще гора, и в горе ключ в полдень течет; в горе верхней две зимницы на полдень выходят... три яблони посажены в малой стрелке (мыс между двумя оврагами), в полугоре - ломы, шипы, заступки и доска медная, на верхней горе - шелом. Тут пенек - дуб сквозь сверлом просверлен и заколочен черным дубом, и тут положены стволы и бомбы, и тут вырыт выход, и сделан, покрыт, обложен пластинками дубовыми, и в нем положена братская казна, 40 медянок, а моей - купца Бабушкина, алатарскаво клюшника, сорок тысяч, и его Ивана два сундука платья, сундук третий - запонки драгоценного жемчугу и всякие вещи драгие. Еще четыре пуда особливого жемчугу и семь ружей, а мое ружье стоит в правом углу, заряжено и заткнуто, а именно - травой. В средине стоит образ Богоматери не оцененный, украшенный всякими бриллиантами.

Это место кто найдет, и будет трясение одна минута, а расстоянием от пенька полета жирелей (оглоблей); а оный сыскавши, раздать сию казну сорок тысяч на белом коне, а раздавши - из моего турецкого выстрелить и сказать: "Вот тебе, Степан Тимофеевич сын Разин, вечная память !" А коню голову отрубить... Прежде проговорить три молитвы - Богоматери, Архангелу Михаилу и Николаю Чудотворцу, а потом будет три трясения".

В "Завещании" не говорится, как надо выстрелить и куда девать икону, но в некоторых преданиях указано, что выстрелить следует в икону, а затем пешком отнести ее в Киев. И только тогда можно брать клад...