Технологическая карта структуры урока по баяну. Технология личностно-ориентированного обучения


Тип урока:
комбинированный.

Цели и задачи урока:

1.Образовательные: сформировать, обобщить и углубить знания учащегося с основами работы над исполнительской техникой.

2.Развивающие: развитие эстетического вкуса, развитие образного мышления, музыкально – исполнительское и идейно – художественное развитие.

3.Воспитательные: воспитание у учащегося внимания, целеустремленности и настойчивости в овладении приемами и навыками игры на инструменте, умение анализировать свое выступление.

4.Здоровьесберегающие: правильная посадка, положение рук, установка инструмента.

Форма урока: индивидуальная.

Методы: игра на инструменте, беседа, наблюдение, демонстрация видеоматериала, игровые методы.

Реализуемые педагогические технологии: художественные, информационно-компьютерные.

Оборудование: музыкальный инструмент (баян), нотная литература, дидактический материал (карточки), компьютер.

Используемая литература:

1. В. Семенов «Современная школа игры на баяне».

2. Д. Самойлов «Хрестоматия баяниста 1-3 кл.»

3. Ю.Акимов, В.Грачев «Хрестоматия баяниста 1-2кл.»

4. Составление и исполнительская редакция Ф.Бушуева, С Павина «Хрестоматия баяниста 1-2 кл. для детских музыкальных школ».

Репертуарный план урока:

1. Позиционные упражнения.

2. Гамма до мажор, арпеджио, аккорды.

3. Р.н.п. «Василек», р.н.п. «Не летай, соловей», М. Красев «Маленькая елочка».

4. К. Черни «Этюд».

5. Л. Книппер «Полюшко-поле».

6. Оценка за урок, домашнее задание.

Структура урока.

1. Организационный момент. Представление ученика и круга задач, стоящих перед ним.

2. Основная часть:

Вступительное слово педагога: «Техника, в широком смысле слова - средство передачи художественного содержания произведений. В узком смысле это предельная точность, быстрота пальцев, координация движений. На начальном этапе обучения для выработки у ученика первичных двигательных навыков необходимы специальные упражнения, подготавливающие его к выполнению технических задач».

2.1 Игра позиционных упражнений. Обратить внимание на посадку ученика, положение рук, ног, установку инструмента.

Педагог: «Баянная техника строится на типовых формулах: гаммы, арпеджио, аккорды».

2.2. Игра гаммы до мажор целыми, половинными, четвертными, восьмыми длительностями со счетом вслух различными штрихами, арпеджио, аккорды.

2.3. Проверка домашнего задания .

Проигрывание выученных ранее пьес, указывая на недостатки и достоинства: р.н.п. «Василек», р.н.п. «Не летай, соловей», М. Красев «Маленькая елочка».

Педагог: «Успешное развитие техники невозможно без работы над этюдами».

2.4. К.Черни «Этюд». Преодоление технически сложного места, точная аппликатура, смена меха.

2.5. Проведение физкультминутки. Игра «Петрушка». Исходное положение: руки опущены, расслаблены. Одновременно встряхиванием рук и ног достичь расслабления мышц до чувства тепла. Игра с ритмическими карточками. Прохлопывание ритма, изображенного на карточках.

2.5. Л.Книппер «Полюшко – поле». Беседа о жизни и творчестве композитора . Просмотр фотографий композитора на компьютере. Беседа о песне «Полюшко-поле». Это советская песня о героях Красной армии, которая благодаря своей популярности, считается народной. Между тем, песня имеет авторов: муз. Л.Книппер, автор слов – поэт В.М.Гусев. Она была написана в 1933 году. Мелодия легла в основу 4-ой симфонии Л. Книппера «Поэма о бойце - комсомольце», явилась лейтмотивом этого произведения. История создания песни.

2.6 Работа над текстом, характером и аппликатурой.

Вначале исполняется произведение целиком, чтобы понять какие из наработанных педагогом задач, реализовались. После проигрывания становится ясно, что из-за неправильной смены меха обрывается музыкальная фраза, вследствии чего отсутствует выразительное интонирование.

Работа над ведением меха. В процессе обучения важно научиться сознательно и грамотно определять моменты смены направления меха. На начальном этапе обучения смену движения меха следует делать после снятия пальцев, в нотных сборниках в тексте находятся соответствующие знаки, определяющие точную смену меха, их нужно придерживаться. Каждую фразу педагог просит подводить к моменту кульминации. Чтобы облегчить задачу, ученик играет отдельно каждой рукой, уделяет внимание смене меха. После успешно сделанной работы усложним задачу, играя произведение двумя руками вместе. Педагог просит учащегося самому определить уровень его исполнения и проанализировать. Перед учеником ставится задача: «давай представим, что мы на сцене, попробуй сыграть, как на концерте». Педагог хвалит учащегося за старание, которое было приложено для решения поставленных задач.

3.Подведение итогов, анализ.

4.Домашнее задание.

5. Отметка.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств им. А. И. Баева» Северного района Новосибирской области

Название материала: «Применение современных технологий в обучении баянистов» (игра под фонограмму).


Автор данного материала:
Хлопотова Надежда
Александровна,
преподаватель по класса
баяна, аккордеона

с. Северное 2013 г.

Открытый урок с учащимися по классу баяна 3-4 класс.
Тема: Применение современных технологий в обучении баянистов (игра под фонограмму).
Цель: Достижение ритмически, динамически, агогически правильного исполнения произведений под фонограмму.
Задачи:
1) Обучающая: показать процесс обучения игре под фонограмму в нескольких этапах.
2) Развивающая: развитие внимания, музыкального слуха при игре под фонограмму; показать точность в темпе, ритме, штрихе, динамике, агогике.
3) Воспитывающая: воспитание самостоятельности, чувства ответственности, исполнительской дисциплины.
Технические средства: ноутбук, музыкальный центр, CD-диски, USB- носители, метроном.
Наглядные пособия: фото эстрадных исполнителей на баяне, аккордеоне (П. Дранга, дуэт «Баян-mix», аккордеонный дуэт «Иллюзия»).
Музыкальный материал: видеоматериал лучших образцов эстрадной музыки (исполнение под фонограмму).
Тип урока: комбинированный урок
Ход урока:
I Вступление:
1. «Хочу играть как П. Дранга». Показ аудио, видеоматериалов: исполнение на баяне, аккордеоне под фонограмму.
2. Беседа с ребятами.
Метод: информационно-рецептивный

II Новый материал:
1.Три этапа обучения игре под фонограмму:
- этап первый – обучение игре в ансамбле (простые партии)
- этап второй – игра под фонограмму (соло)
-этап третий – игра под фонограмму унисон, игра в ансамбле (сложнее материал)
2. Беседа с ребятами
3. Ритм - главная основа в исполнение под фонограмму

Метод эвристической беседы, проблемный метод, информационно-рецептивный метод.

III Подведение итогов:
1. Беседа «Для чего нужно играть под фонограмму?»

I Вступление
1. « Хочу играть как Дранга»
В последнее время возрос интерес к эстрадной, популярной музыке исполняемой на академических инструментах (скрипка, баян, аккордеон, ансамбли различных составов) под фонограмму. Баян и аккордеон раскрылись с новой стороны, о чём свидетельствуют выступления П. Дранги, дуэта «Баян – mix» и т. д. Это послужило популяризации инструментов. Интерес со стороны детей и родителей объясняется тем, что они приходят в музыкальную школу в класс баяна, аккордеона, чтобы играть «как Дранга».
- Показ видеоматериалов (П. Дранга, дуэт «Баян – mix» , шоу – дуэт « Баян-позитив», дуэт аккордеонистов «Иллюзия»).
2. Беседа с детьми после видео просмотра:
- Почему исполнение под фонограмму звучит ярче, сочнее?
Предполагаемый ответ: Любая пьеса превращается в яркий концертный номер, игра на инструменте в сопровождении собственного эстрадного оркестра.
- Почему исполнение под фонограмму современно?
Предполагаемый ответ: В наше современное время с экранов телевизоров мы слышим, в основном, только эстрадное исполнение, отсюда следует, что слушателю это знакомо и легче воспринимается.
II Новый материал
Процесс обучения игре под фонограмму состоит из нескольких этапов. Сейчас мы рассмотрим каждый этап по отдельности:
Первый этап – обучение игре в ансамбле (репертуар составляют простые песенки, даже на одной ноте).
Наиболее серьезной проблемой в ансамблевой игре, в том числе и в игре под фонограмму, считается синхронность звучания, то есть точное совпадение во времени сильных и слабых долей такта, всех длительностей участников ансамбля. Как правило, в коллективе исполнитель первой партии кивком головы показывает начало пьесы, замедление, снятия аккорда, окончание произведения. При игре под фонограмму от ученика требуется предельная концентрация внимания, так как нужно точно совпадать с записанным сопровождением. Нужно контролировать игру, не допуская расхождения с фонограммой.
Такой вид работы позволяет развивать самостоятельность, так как есть возможность разучивать произведение и дома, а не только в классе с педагогом.
Примером вышеизложенного материала могут служить пьесы Р. Бажилина из альбома пьес для начальных классов ДМШ «Учимся играть на аккордеоне» - «Солнечный дождик», «Радуга», «На лужайке», «Солнечный зайчик».
Одним из важных компонентов при игре является метроритм. Именно он позволяет играть ученику синхронно с записью. При нарушении метроритма рушится все исполнение. Также метроритм способствует техническому развитию ученика.
Второй этап - игра под фонограмму (соло), репертуар усложняется.
1.Репертуар на этом этапе различен. В последние годы появился подходящий репертуар (Р. Бажилин «Учимся играть на аккордеоне» часть 2; А. Новосёлов «Играем с удовольствием»; Ю. Шадёркин «В современных ритмах»). Такой репертуар несомненно, дополняет, расширяет содержание музыкального образования, способствует активизации учебного процесса. Играя под такой аккомпанемент, юный музыкант уже не начальном этапе сможет ощутить себя маленьким артистом, и это будет стимулировать его занятия на инструменте.
Примерный репертуар:
1. Н. Рота Мелодия из к/ф «Крёстный отец»,
2. Р. Бажилин «Зонтики»
3. Р. Лофланд «Адажио»
4. Цветков «Золушка» и мн. др.

Во время исполнения, перед учеником поставить определенные задачи:
- точность в темпе, ритме
-штрихи должны соответствовать характеру произведения
- динамические оттенки не должны конфликтовать с фонограммой, а должны быть выразительны.

2.После проигранных произведений поговорить с ребятами под какие фонограммы они играли, и как их разделяют:

-фонограммы, которые несут только гармоническую функцию (Кочанте «Belle», Д. Пономарёва «Лим-по-по», Карпов «Дорожная»)
-фонограммы, с элементами темы (П. Оливейра «Мелодия из к/ф «Генералы песчаных карьеров», Цветков «Золушка»)
-фонограммы с контрапунктом («Песня из таинственного сада» из реп. Гр «Secret Garden»)
- фонограммы со второй партией (Р. Бажилин «Зонтики», «После дождя»)
-развитые фонограммы (А. Новосёлов «Петушиная полька»)

Третий этап – обучение игре под фонограмму унисоном или ансамблем (унисон – сложная, интересная и незаслуженно забытая форма обучения на баяне, аккордеоне, когда несколько инструментов играют одну и ту же мелодию).
1.Исполнение под «плюс», на примере пьесы А. Новосёлова «Петушиная полька». Обратить внимание на длинное вступление, точно его просчитать. Выполнить все динамические оттенки, они должны соответствовать динамике в фонограмме.
При игре в ансамбле каждый участник может учить свою партию одновременно с партнером и по мере продвижения работать над отдельными частями произведения.
Разучивая произведение с фонограммой, нужно уже знать текст¸ играть в нужном темпе, с динамическими оттенками штрихами.
В изложении важен темп. Именно верно выбранный темп способствует точной передаче характера музыки. Ученик должен четко представлять, в каком темпе он сможет сыграть, попадать в нужный темп, контролировать свою игру, не допуская расхождения с партнером в ансамбле и с фонограммой.
Примером служит пьеса Е. Дербенко «Веселое настроение», сыгранное в разных темпах

2.Беседа с учащимися:
-в каком темпе были выполнены все требования (штрихи, динамика, агогика, чистота исполнения).
3.Ритмическая основа очень важна при игре под фонограмму, а тем более в ансамбле.
Пример: Произведение Романа Бажилина «Автомобиль».
-проследить, чтобы партия ученика была сыграна ритмически точно, для этого можно использовать речевые слоги, на ритмический рисунок восьмая-четверть-восьмая-четверть:подставить слоги ав-то-мо-биль. Это поможет ребенку сыграть эту синкопу.

III Закрепление. Подведение итогов.
1.Беседа с ребятами: «Для чего нужно играть под фонограмму?»
Предположительный ответ:
Игра под фонограмму значительно расширяет музыкальный кругозор учеников, развивает умение слушать и слышать записанный аккомпанемент. Такой вид исполнения вовлекает ученика в активную форму музицирования. Ведь исполняя самые простые мелодии, дети приобщаются к творческому процессу. Играть под фонограмму следует на протяжении всего времени обучения в школе.
Игра под фонограмму воспитывает у исполнителя ряд ценных профессиональных качеств: ритмическая дисциплина, ощущение темпа, способствует развитию музыкальности, исполнительской выразительности, слуха.
Такой способ исполнения доставляет ученикам истинное удовольствие и приносит неоспоримую пользу, раскрепощает его, снимает зажатость, страх публичных выступлений.
Любому преподавателю важно увлечь маленьких музыкантов, ведь играя под фонограмму, он ощущает себя настоящим артистом, играющим в сопровождении целого коллектива.
Такой вид работы, расширяет творческие способности, помогает закладывать основы для слухового внимания, развития гармонического слуха, способствует ритмической дисциплине, развивает самостоятельность.

Анализ урока:
Результат урока показал, что поставленные цели и задачи достигнуты, так как содержание урока было направленно на достижение правильного исполнение под фонограмму. Задачи, поставленные преподавателем, были всесторонне раскрыты.
Для решения поставленных задач использовались следующие приемы и методы работы:
-четкость и ясность поставленных задач перед учащимися
-разнообразный музыкальный материал, способствующий развитию творческих способностей ребенка.
- создание образного ряда (образные сравнения, ассоциации)
-активизация слухового контроля
-развитие мышления (игра в ансамбле)
-подача теоретических понятий в контексте музыкального образа.
-самоанализ учащимися исполняемых произведений.

Цель урока: формирование понятий об основных штрихах.

Тип урока: комбинированный (повторение пройденного, получение новых знаний, закрепление новых ЗУН).

Для достижения цели планировалось решить следующие задачи:

  • Обучающие : формирование слуховых представлений о штрихах (легато, нон легато, стаккато); формирование и закрепление игровых навыков для исполнения основных штрихов.
  • Воспитательные : воспитание вдумчивого отношения к занятиям, культуры исполнения, эстетического вкуса.
  • Развивающие : развитие музыкального слуха, чувства ритма, образного мышления.

Наглядный материал к уроку.

1. Изображения сплошной линии, пунктирной, графическое легато (кружки соприкасаются между собой, но не наплывают друг на друга), нон легато (кружки находятся на небольшом расстоянии друг от друга), графическое стаккато (точки).

2. Репродукции картин Ж. Сёра, П. Синьяка, И. Шишкина.

3. Ассоциативный ряд в виде презентации.

4. Музыкальные примеры: Хор охотников из оперы К.М. Вебера “Волшебный стрелок”, бразильский народный танец “Самбалеле”, М. Качурбина “Мишка с куклой”, Л. Бекман “Ёлочка”.

План урока

1. Приветствие.- 30 с.

2. Настройка.- 30 с.

3. Разминка. (Гамма до мажор правой, левой рукой – нон легато; правой рукой “Я сижу, учу”- легато; правой рукой терции до мажор- нон легато).- 2 м.

4. Понятие штриха.- 2 м.

5. Игра в ансамбле. (Марш; творческое задание; показ преподавателя).- 5-7 м.

6. Закрепление штриха легато. (Пение; “Ходит кот по горе”- работа над качеством исполнения). 5-7 м.

7. Ассоциативный ряд.- 3 м.

8. Физ.минутка. (“Здрасте, здрасте”; “Мишка с куклой” - движение под музыку).-2 м.

9. Штрих стаккато – формирование игровых навыков. (Дождик; Лошадка).-10 м.

10. Закрепление навыка. (Ансамбль “Шесть утят”).-3 м.

11. Подведение итогов. (Штрихи, как средство художественной выразительности).- 3 м.

12. Домашнее задание -1 м

Ход урока

Здравствуй, Таня и уважаемые преподаватели! Таня, это наш первый открытый урок, желаю тебе быть активной и внимательной, чтобы работа стала интересной и плодотворной.

Тема урока - освоение основных штрихов на начальном этапе обучения. Начинаем мы традиционно с разминки, сыграем гамму ДО мажор в характере марша. (Правой и левой рукой отдельно); терции (правой рукой). Следующее упражнение - “Я сижу, учу” (правой рукой).

Ты играла двумя способами, ноты звучали то раздельно, то связно, напевно. Тебе уже знакомо понятие связной игры, это - (ответ ученицы), а играть раздельно, не связно называется - (ответ). Должна тебе сообщить, что легато и нон легато-это штрихи. Штрихи – это характер извлекаемого звука. Можно сказать, что штрих это и результат действия исполнителя. Таня, как ты думаешь, почему какую-то музыку мы играем напевно, на легато, а для другой лучше подходит штрих нон легато? Может всё играть одинаково? (ответ). Да, ты права. Музыка очень разнообразна, у каждой есть свой характер, как у каждого человека. А штрихи тесно связаны с этим характером, помогают его раскрыть, передают настроение музыки. Слово “штрих” в переводе с немецкого – черта. Какая черта (линия) на твой взгляд соответствует легато, какая нон легато? (наглядный материал). (Ответ). Верно, легато можно изобразить длинной линией, а пунктирной - нон легато. Для нас правильнее изобразить звуки вот так (наглядный материал): кружочки - графическое легато (кружки соприкасаются между собой, но не наплывают друг на друга), нон легато (кружки находятся на небольшом расстоянии друг от друга). Чем отличаются эти изображения? (Ответ). Так же происходит в музыке, звучание нон легато-это небольшие расстояния, цезуры между нотами. Знаешь, многие марши исполняются штрихом нон легато, под него удобно шагать. Предлагаю тебе сочинить небольшой марш на эти слова. (Подбор мелодии на заданный текст: “Раз, два, стройся в ряд. Раз, два, на парад!”). Пальчики активно берут ноты, как бы шагают по клавиатуре, мы передаём бодрый характер, солдаты поднимают ноги. Ещё нон легато может звучать так: (преподаватель исполняет отрывок хора Охотников из оперы “Волшебный стрелок” К.М. Вебера; эпизод бразильского танца “Самбалеле”). Подобная танцевальная музыка звучит на бразильских карнавалах, ты когда-нибудь видела карнавал? Это очень яркое шествие с весёлыми песнями и танцами. В Бразилии этот праздник длится несколько дней. А у тебя есть любимый праздник? (Ответ). Давай мы с тобой споём самую популярную новогоднюю песню, ты её узнаешь по звукам вступления. (Поём “В лесу родилась ёлочка”, аккомпанирует преподаватель).

Скажи, пожалуйста, что ты делала со звуками при пении? (Ответ), то есть ты исполняла на легато. В песенной (вокальной) музыке в основном применяется этот штрих. У нас с тобой есть песня, “Ходит кот по горе”, мы её сыграем, но сначала прочти к ней слова. (Ученица читает, выясняем, что это колыбельная). Таня, какое состояние, настроение ты должна передать? (Ответ). Играть нужно напевно, значит штрихом? (Ответ).

(Работаем над пьесой: штрих легато, смена меха, оттенки).

Как ты думаешь, что-то изменится, если ты сыграешь нон легато? Послушай что получится. (Играет нон легато; рассуждение). Да, исчезла напевность, плавность, кот из ласкового превратился в задиристого, он скорее разбудит, чем укачает. Изменился характер песни. Давай мы вернём её назначение колыбельной и сыграем выразительно. (Даём оценку исполнению).

Хочу показать тебе несколько иллюстраций, твоя задача определить какие образы, линии связаны со штрихом легато, раскрывают его смысл, по твоим ощущениям. (Ассоциативный ряд-просмотр, рассуждения, краткие выводы).

А сейчас предлагаю физ. минутку. Проведём ритмическую разминку “Здрасте, здрасте”. (Выполнятся в форме диалога, с движениями, иллюстрирующими текст по смыслу, каждому слогу соответствует своя длительность, интонационно окрашиваем):

Здрасте, здрасте, мы вас ждём!

Намочило нас дождём.

Где ж ваш зонтик?

Потеряли...

Где галоши?

Кот унёс...

Где перчатки?

Скушал пёс!

Это, гости, не беда, заходите в ворота, поднимайтесь на порог, к нам на праздничный пирог!

Разминка продолжается. Предлагаю тебе выполнить движения под самую известную польку “Мишка с куклой”, можно использовать бубен. (Движения под музыку, аккомпанирует преподаватель).

Спасибо, молодец! Скажи, какой характер прозвучавшей музыки? (Ответ). А ты обратила внимание, как звучали ноты, связно или раздельно? (Показать на инструменте). (Ответ). Да, звуки исполнялись коротко, чётко, передавая лёгкие подскоки, полька так и танцуется на небольших подскоках. Твои удары по бубну тоже были чёткие и лёгкие. Таня, а как бы ты изобразила капли дождя? Садись за инструмент, будешь фантазировать. (Ученица выполняет, преподаватель гармонизует). Капельки падают легко, между каждой капелькой есть момент паузы, слушай. Такое чёткое, лёгкое звучание называется – стаккато, этот штрих, в переводе с итальянского означает остро, отрывисто. Стаккато, как и другие штрихи, служит для передачи характера музыки. Давай мы поучимся извлекать ноты на стаккато. (Работа над детской песней “Лошадка” - правой рукой; левой рукой на аккордах; правой рукой в терцию - кистевое стаккато). Можешь отличить на слух, чем отличается стаккато от нон легато? (показ; ответ ученицы). Звуки короче, расстояние между ними больше, графически можно изобразить стаккато точками.

Сегодня ты познакомилась с новым штрихом, мы закрепим его, исполнив знакомую тебе песенку “Шесть утят”, посмотри, какие ноты ты будешь играть стаккато, приготовились (игра в ансамбле). Таня, назови известные тебе штрихи (ответ). Штрихи - это средство художественной выразительности, они используются не только в музыке, но и других видах искусства. Например, балерина исполняет плавные движения руками, это будет - (ответ), а прыжки на пуантах - (ответ). Ты помнишь, как переводится слово штрих? (Ответ), правильно, поэтому без штрихов точно не обойтись в изобразительном искусстве, там различных линий великое множество. В конце 19 века, во Франции жили художники, которые создавали свои картины одними точками, этих художников назвали пуантилистами. Предлагаю тебе познакомиться с таким образцом. (Просмотр иллюстраций, картины Сёра, Синьяка). Для передачи общего настроения картины, художник использует и густой мазок, и лёгкие штрихи. (Пейзажи Шишкина). Как ты думаешь, зачем мы знакомимся со штрихами и осваиваем их исполнение? (Ответ). Чтобы ты, как художник, могла звуками написать музыкальный образ, выразить настроение музыки.

Спасибо за работу на уроке; домашнее задание будет таким: при помощи известных тебе штрихов нарисовать цветок, бабочку, или дерево, а может тебе захочется изобразить целый пейзаж. Желаю успеха! Наш урок подошёл к концу, за хорошую работу тебе можно поставить отметку пять. До свидания!

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа» №1 города Тайшета

Открытый урок по специальности

(Отделение народных инструментов)

По теме: «Работа над художественным образом в разнохарактерных произведениях».

Преподаватель: Гумирова О.В.

Тайшет 2016

Тип урока: комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний).

Вид урока: традиционный.

Форма урока: индивидуальная.

Тема: «Работа над художественным образом в разнохарактерных произведениях».

Открытый урок проводится с учащимся 8-го класса Рудаков Григорий, баян.

Цель: создание условийдля развития навыка работы над художественным образом в разнохарактерных произведениях.

Задачи:

1. Образовательные: закрепить изученные теоретические знания (дать определение понятию «художественный образ произведения»), продолжить формирование практических навыков (научить раскрывать замысел произведения, работа над средствами музыкальной выразительности, исполнение в среднем темпе с поставленными задачами).

2. Развивающие: развивать умение слушать и понимать исполняемое произведение, координацию движений, образное музыкальное мышление, творческую активность через различные виды деятельности.

3. Воспитательные: воспитывать любовь к музыке, воспитывать эстетический вкус, усидчивость, трудолюбие, собранность.

Методы обучения:

1. Перспективный: словесная передача и слуховое восприятие. Преподаватель сообщает готовую информацию с использованием демонстраций. Учащийся осмысливает и запоминает.

2. Репродуктивный: запоминание учащимся сообщенной преподавателем информации. Способствует формированию знаний, умений и навыков через систему упражнений.

3. Практический: музыкально-дидактические игры, повторные действия с целью совершенствования навыка и развития музыкального слуха.

Методические приемы:

Словесный, наглядный, практический;

Активация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика;

Развитие мышления, творческой инициативы;

Приемы контроля и самоконтроля: при исполнении слушать воспроизводимый звук; правильно исполнять мелодию и передавать ритмический рисунок.

Технические средства обучения:

Инструмент (баян), стул, пульт, нотные пособия,ноутбук, видео и аудио приложения.

Психологические условия на уроке:

Мобилизация внимания, познавательная активность, оптимальный темп урока, гибкость, умение композиционно перестроить урок с учетом складывающейся ситуации, благоприятный психологический микроклимат на уроке.

Применение педагогических технологий:

1. Здоровьесберегающая технология:

Развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память, которая будет интенсивнее развиваться.

Рациональная организация урока: гимнастика для глаз, упражнение на расслабление мышц шеи со свободными поворотами головы (вправо, влево, вверх, вниз).

Чередование различных видов учебной деятельности (игра гамм, упражнений сменяется повторением выученных пьес и слушание музыки).

2. Технология личностно-ориентированного обучения:

Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса есть личностно-ориентированная педагогика. В основе этой технологии лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие, прежде всего как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом. На уроке создаются условия для самореализации ученика, развитие индивидуальных познавательных способностей, творческого воображения.

3. Технология проблемного обучения:

Эта технология подразумевает последовательное и целенаправленное выдвижение учебных проблем перед обучающимся. Ученик включается в активную мыслительную деятельность, высказывает собственное мнение и активно усваивает знания.

4. Технология формирования мотивации или игровая технология:

Технология подразумевает организацию игровой деятельности, направленную на поиск, обработку и усвоение учебной информацию. Включения в учебный процесс игровых моментов повышает интерес ученика к занятиям на инструменте, активизирует его творческую деятельность. Преподаватель создает на уроке так называемую «ситуацию успеха». Ощущение успеха повышает мотивацию к обучению, поддерживает интерес и увлеченность игрой на инструменте и вызывает положительные эмоции.

Репертуарный план урока :

1. Хроматическая гамма для правой руки и упражнения для левой руки.

2. Я.Френкель «Русское поле» из к/ф «Новые приключения Неуловимых».

3.«Выйду на улицу» р.н.п. обр. О. Бурьян

План урока:

1) Организационный момент.

2) Разминка. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата.

3) Работа с музыкальным материалом (с использованием здоровьесберегающей технологии).

4) Проблемная ситуация на основе учебного материала.

5) закрепление пройденного материала.

6) Итог урока.

7) Домашнее задание.

Ход урока:

1) Организационный момент. Приветствие, посадка за инструмент, настрой на активную творческую работу.

Определение цели и задач урока, предварительно опросив ученика о том, что он знает о «средствах музыкальной выразительности». Что их связывает и как они взаимодействуют друг с другом.

2) Разминка. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата.

- хроматическая гамма правой рукой с динамическими оттенками;

- игра хроматической гаммы правой рукой с динамическими оттенками, разными штрихами;

- повторение басового хода в левой руке, используемый в произведении с динамическими оттенками.

Следим за качеством звукоизвлечения, ритмическим рисунком и свободой пальцев правой руки.

3) Работа с музыкальным материалом.

Прослушивание музыкального произведения на ноутбуке. Я.Френкель «Русское поле» из к/ф «Новые приключения Неуловимых».

Обсуждение художественного образа произведения. При диалоге возможно использовать картины, рисунки, помогающие понять смысл произведения.

1. Как ты думаешь, о чем это произведение?

2. Знаешь ли ты слова песни?

3. Что помогло понять, о чем это произведение? Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор?
4. Какой темп в этом произведении? Динамика, штрихи, характер аккомпанемента?
5. На сколько частей можно условно разделить пьесу? Что мы представили в первой части, а что во второй? Как в музыке заметно это изменение?

6. Попробуй объяснить, что же такое «художественный образ»?

Совместное изучение динамических линий и построений фразировки, штриховых особенностей.

Определение кульминации произведения, графическое изображение динамики в нотах, пропевание мелодии, показ педагога на инструменте; метод игры-сравнения (сравнивается игра педагога и ученика, анализ). Исполнение с поставленными задачами произведения по частям.

Исполнение произведения «Русское поле» из к/ф «Приключения неуловимых мстителей» с выполнением раннее поставленных задач:

1.производить смены меха в указанных местах нотного текста;
2.точно выполнять аппликатурные требования – соблюдать выставленные над нотными знаками пальцы;
3.точно выдерживать все длительности;
4.держать единый темп исполнения;
5.добиться безостановочной игры двумя руками, при этом точно соблюдая нотный текст.
- физ. разминка (с использованием здоровьесберегающей технологии):

Упражнение для глаз – подвигать глазками вправо, влево, вверх, вниз, закрыть их, открыть. Посмотреть на самый ближайший предмет, потом на самый дальний предмет. Повторить несколько раз.

Упражнение на расслабление мышц шеи со свободными поворотами головы (вправо, влево, вверх, вниз)

4) Проблемная ситуация на основе учебного материала.

Выявить самостоятельно в следующем произведении художественный образ. Определить кульминационные точки и движение фразировки без помощи компьютерных технологий.

«Выйду на улицу» р.н.п. обр. О. Бурьян.

5) Закрепление пройденного материала.

Обсуждение всей проделанной работы на уроке. Повторением и закреплением пройденного материала.

6) Итог урока.

Все средства музыкальной выразительности имеют большое значение в определении замысла композитора, т.к. непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, его внутреннее содержание. Одновременная концентрация внимания в работе над разнообразными средствами музыкальной выразительности значительно повышает эффективность овладения каждым навыком в отдельности и обеспечивает целостный, системный подход к обучению, который способствует правильно определить художественный образ произведения. Эмоциональное переживание музыкального произведения помогает развитию восприятия музыки и положительно сказывается на творческом процессе, что способствует развитию интереса и воспитанию чувства любви к музыке с формированием художественно-эстетического вкуса.

7) Домашнее задание, проставление оценки.

Самоанализ и самооценка учащегося о проделанной работе на уроке с корректировкой преподавателем. Определение домашнего задания.

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного

образования детей «Большецарынская детская школа искусств»

План - конспект урока по специальности «Баян»

Тема: «Освоение клавиатуры на инструменте, развитие технических навыков и творческих способностей на уроке специальности».

Преподаватель: Малыхина О.В.

п.Большой-Царын 2014г

Освоение клавиатуры инструмента, развитие технических

навыков и творческих способностей на уроке специальности

План-конспект открытого урока в классе баяна

Учащаяся: Гуськова Настя возраст 9 лет, класс 1.

Тема урока: Освоение клавиатуры инструмента, развитие технических навыков и творческих способностей на уроке специальности.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: Формирование исполнительских и развитие технических навыков игры на инструменте.
Задачи урока:
1. Обучающие: обобщить и углубить знания учащегося, сформировать навык вертикального перемещения третьего пальца по второму ряду левой клавиатуры.
2. Развивающие: развитие внимания, музыкального слуха при игре на инструменте, технических навыков исполнительства, творческих способностей.
3. Воспитывающие: привитие интереса и любви к музыкальному искусству.
4. Здоровьесберегающие: правильная посадка, положение рук, установка инструмента.
Форма урока: индивидуальная.
Технические средства: Баян для ученика, баян для педагога, пульт, стол, стулья, ноты, рабочая тетрадь ученика, наглядные пособия.
Репертуарный план урока:
1. Позиционные упражнения.
2. Гамма до мажор, арпеджио.
3. Р.Н.П. «Василек», Р.Н.П. «Не летай, соловей»
4. С. Скворцов. «Этюд».
5. Р. Бажилин. «Солнечный дождик» (игра под фонограмму).
Структура урока:
С первых уроков ученик приучается играть, не глядя на клавиатуру. Перед началом исполнения песенки ему необходимо установить пальцы на клавиши: до – второй палец, ми – третий, фа – четвертый.
Традиционная постановка предполагает использование первоначального принципа аппликатуры, закрепляющей за каждым вертикальным рядом определенный палец – «хозяин». В данном случае постановка правой руки более фиксированная, так как первый палец, находясь за грифом, способствует удерживанию руки в определенном положении. Это позволяет ученику лучше чувствовать саму клавишу, обеспечивает устойчивость положения кисти. Необходимо помнить, что нужно держать открытым «окошечко», т. е. отверстие между внутренней частью кисти и грифом. При работе на правой клавиатуре контролируется минимальная весовая нагрузка для преодоления сопротивления «пружинки» и внутренний сброс мышечных усилий пальца в момент выхода из клавиатуры. По окончании упражнения необходимо освободить руку: сброс вниз, небольшие маховые движения кистью.
Положение левой руки при игре правой: «пяточкой», т.е. основанием ладони, левая рука располагается на краю крышки левого полукорпуса, кисть находится над клавиатурой; подушечки пальцев лучше расположить на корпусе за вспомогательным рядом. Такое положение приучает левую руку к правильной постановке, способствует работе нужных мышц.
Освоение основ меховедения, извлечение длинных звуков, выполняется по слуху, без нот, по показу педагога. Педагог обращает внимание на ровность меховедения, качество звукоизвлечения, недопустимость прогиба пальцев, ощущение трех точек опоры, необходимых для контакта с левым полукорпусом, а также наличие точки упора инструмента во внутреннюю часть бедра правой ноги при ведении меха в сжим.
Выработка чувства, осязательных ощущений, умение находить нужные клавиши и соизмерять мышечные усилия с упругостью клавиш, не допуская чрезмерного давления и прогиба суставов, сохранять контроль над правильным положением левой руки.
Освоение навыка вертикального перемещения третьего пальца по второму ряду левой клавиатуры, выполняется по слуху, по показу педагога. Перед началом игры необходимо четыре пальца разместить на втором ряду левой клавиатуры, на клавише соль – расположить второй палец, на до – третий, на фа – четвертый, на черной – пятый палец. Упражнение исполняется третьим пальцем, остальные, неиграющие пальцы – это «дружная семейка», поднимать их не следует. Кисть смещается вверх или вниз при неизменном положении пальцев.

При ознакомлении с новым произведением, существует определенная методика разучивания:
1. Педагог читает слова песни.
2. Педагог играет мелодию песни правой рукой и одновременно поет.
3. Педагог и ученик поют вместе под звучание мелодии на инструменте.
4. Ученик поет песенку под игру педагога.
5. Ученик поет и одновременно прохлопывает ритмический рисунок.
6. Педагог играет и поет с учеником песенку, называя ноты.
7. Педагог играет и поет песню, вместе с учеником определяя место смены меха – по вдоху между фразами.
8. Ученик играет песенку несколько раз, разными вариантами исполнения: играть и одновременно петь мелодию со словами, играть и петь, называя ноты, играть мелодию без слов.
Большое внимание на уроке уделяется слушанию музыки. Исполнение педагогом подобранных для слушания пьес воспитывает музыкальный вкус учащегося, прививает определенную манеру исполнения, расширяет кругозор, разнообразность репертуара. Слушанию произведений сопутствуют беседы – диалоги о характере, содержание, выразительных средствах прослушиваемой пьесы. Исполнение музыки учителем должно служить образцом для ученика.
Игра в ансамбле должна входить в план каждого урока. Совместное музицирование способствует развитию чувства ритма, обогащает гармонический слух, развивает навыки чтения с листа. Учитель и ученик во время игры – одно целое, это сближает их, благотворно сказывается на взаимоотношениях.
На уроке ведется работа с магнитофоном. Эта методическая «изюминка» очень нравиться детям. Игра под фонограмму развивает умение слушать и слышать. Воспитывает у исполнителя ритмическую дисциплину, ощущение темпа, исполнительской выразительности.

Ход урока:
1. Игра позиционных упражнений. На начальном этапе обучения для выработки у ученика первичных двигательных навыков необходимы специальные упражнения, подготавливающие его к выполнению технических задач. Обратить внимание на посадку ученика, положение рук, ног, установку инструмента.
2. Игра гаммы до мажор целыми, половинными, четвертными, восьмыми длительностями со счетом вслух различными штрихами, арпеджио.
3. Проигрывание выученных ранее пьес, указывая на недостатки и достоинства: Р.Н.П. «Василек», Р.Н.П. «Не летай соловей».
4. Успешное развитие техники невозможно без работы над этюдами. С. Скворцов «Этюд». Работа над точностью аппликатуры, сменой меха.
5. Проведение физкультминутки.
«Шалтай-болтай». Упражнение выполняется стоя. Поднять обе руки вверх и через стороны сбросить их вниз, слегка наклонив туловище вперед. Руки раскачиваются по инерции, в то же время произносятся слова: «шалтай-болтай».
«Солдатик и медвежонок» выполняется сидя на стуле. По команде «Солдатик» выпрямить спину и сидеть неподвижно, как оловянный солдатик. По команде «Медвежонок» расслабить, округлить спину, как у мягкого толстенького медвежонка.
Анализ урока:
Результат урока показал, что задачи, поставленные преподавателем, были всесторонне раскрыты:
- четкость и ясность поставленных задач.
- разнообразный музыкальный материал, способствующий развитию творческих способностей ребенка.
- создание образного ряда (образные сравнения, ассоциации).
- активизация слухового контроля.
- развитие мышления (игра в ансамбле).
- подача теоретических понятий в контексте музыкального образа.
- самоанализ учащимся исполняемых произведений.

7. Домашнее задание.
8. Отметка.
Используемая литература:

1. Г.И. Крылова. «Азбука маленького баяниста», часть 1, часть 2.
2. Д. Самойлов. «Хрестоматия баяниста, 1-3 кл.»
3. В. Семенов. «Современная школа игры на баяне».
4. Д. Самойлов. «15 уроков игры на баяне».
5. П. Серотюк. «Хочу быть баянистом».