Теория путешествий автостопом. Что нужно знать, отправляясь в путешествие автостопом? Полночь за окном непроглядная — где ночевать

Во всем мире ширится движение бэкпекеров – людей, предпочитающих путешествовать самостоятельно, минуя туроператоров, и с минимальным бюджетом. Для них путешествие автостопом – это привычное дело, пожалуй, даже норма жизни. Такой способ покорения пространства имеет массу достоинств: кроме дешевизны, вы знакомитесь с людьми, узнаете страны в их аутентичном и не причесанном под туристов виде. Это действительно путешествие-авантюра в его первоначальном смысле. Минусы путешествия автостопом в том, что вы полностью выпадаете из знакомой комфортной среды и вся ответственность за жизнь и здоровье ложиться лишь на вас самих, вам не гарантирован ночлег под крышей и ужин в назначенный час. Если вас манит дорога, вам стоит знать азы такого формата путешествия.

Главные правила путешествия автостопом

Путешествие автостопом по России может показаться вам банальным, но учиться лучше в привычной социальной среде. В нашей стране существует несколько неформальных клубов любителей путешествий автостопом. Чтобы вступить в один из них, отправьтесь, например, в деревню Ижицы Валдайского района Новгородской области. Встречи, так называемые эльбы, проводятся там два раза в год. Итак, что нужно для путешествия автостопом? Кроме снаряжения – палатки, одежды и разных полезных в дороге мелочей, стоит знать некоторые правила.

1. У вас должна быть цель

Путешествия автостопом без денег – это целенаправленное передвижение. Иначе оно превращается в скитания без цели и смысла. До той же деревни Ижицы ведет трасса М10. Купите карту автодорог России, выучите названия узловых населенных пунктов, найдите места, где можно заночевать и поесть. Освоив несложный маршрут, можно отправляться, например, автостопом в Европу из России.

2. Учитывайте правила дорожного движения

Путешествия автостопом по миру будут успешнее, если вы знаете азы правил дорожного движения. Практически невозможно поймать машину на скоростных участках автострад, а на мостах и путепроводах остановка запрещена ПДД. А если вы отправляетесь в путешествие автостопом по Европе и России, то вам надо соблюдать правила передвижения пешком вдоль автомобильных магистралей.


3. Учитывайте местные обычаи

В Европе знаком того, что вы хотите, чтобы вас подобрали на дороге, является поднятая рука со сжатой в кулак кистью и поднятым большим пальцем. Однако в некоторых странах Юго-Восточной Азии такой жест считается неприличным и оскорбительным. Там лучше иметь при себе картонку с названием населенного пункта, куда вы хотите добраться.


4. Бродяг не любят нигде

Если вы отправляетесь путешествовать автостопом по России, это не значит, что можно выглядеть грязным оборванцем. К неопрятным бродягам везде относятся плохо. Кому-то просто жалко пачкать салон автомобиля, другие начинают при их виде опасаться за свою жизнь. Поэтому постарайтесь выглядеть цивильно. Для этого имейте при себе нитки и иголку, кусочек мыла, расческу.


5. Третий лишний

Мысль, что большой компанией путешествовать веселее и безопаснее, весьма привлекательна и не лишена смысла. Но вот найти попутный транспорт вам будет намного сложнее. Кабины даже магистральных грузовиков рассчитаны максимум на три человека. И чисто субъективно три человека уже воспринимаются как угроза. Европейские водители на 100% будут объезжать стороной компанию из трех молодых мужчин. А вот в Таиланде или , где к правилам относятся более легкомысленно, даже пятерых могут без проблем подсадить в открытый кузов пикапа. Кстати, некоторые люди вообще предпочитают и принципиально никого с собой не берут.


6. Дорогу осилит идущий

В путешествии автостопом вам не на кого рассчитывать, кроме себя самого. Будьте активны в поисках транспорта. Гораздо чаще обращают внимание на тех, кто идет и просит подвезти. Сидите в теньке – значит, вам никуда не надо. Стоите у столба – может, вы дорожный рабочий. Во всяком случае, даже неспешно передвигаясь пешком, вы будете ближе к цели, чем если бы весь день простояли в ожидании попутки.


7. Рассчитывайте свои силы


8. Личный контакт – залог успеха

Старайтесь наладить контакт с водителем на расстоянии. Язык мимики и жеста интернационален. Если вы сумели заинтересовать или привлечь внимание кого-либо, у него будет меньше поводов отказаться от дальнейшего общения с вами. В общем, «поделись улыбкою своей...». Не лезьте в кабину молча и с угрюмым видом. Во-первых, это невежливо. Во-вторых, поздоровавшись и оценив обстановку, вы можете быстро решить – стоит ли вам попадать в такую компанию. Лучше отказаться при малейшем сомнении, чем влипнуть в историю. Но и в этом случае извинитесь.


9. Вокруг много интересного

Плюсы путешествия автостопом множественны. Одним из них является возможность увидеть то, чего нет ни в одном туристическом проспекте, или о чем не упоминается ни на одном из сайтов. Даже если вы безнадежно (вроде бы) застряли в малоизвестной деревне Кукуево, это не значит, что там нет ничего интересного от слова «вообще». Развалины барской усадьбы, церкви, музей при сельской школе, неожиданно красивый вид на окрестности, памятники воинской славы – все эти живые свидетели гораздо больше расскажут вам о Родине, чем официальные помпезные издания.


10. Излучайте оптимизм

Путешествие такого формата наиболее близко к своему изначальному смыслу. Это действительно авантюра. Сложности и даже мелкие неприятности могут подстерегать вас на каждом шагу. Будьте стойки и воспринимайте все происходящее с юмором. Ведь пустились в путь вы именно за этим. Широкая улыбка и позитивный настрой помогут вам в решении большинства проблем.


После приобретения опыта на коротких маршрутах даже кругосветное путешествие автостопом не покажется вам чем-то невозможным. Неизведанные пути и тропинки ждут вас. Дерзайте!

Маршрут.

Полезно знать, какие населенные пункты будут на пути и будут ли они вообще. Иметь при себе карту не всегда обязательно, например, если это стоп Москва-Питер. Если же отправляетесь куда-то в глушь, можно даже бумажную приобрести, хотя я обычно оффлайн карты на свой андроид скачиваю. Рассчитайте, сколько времени занимает обычная поездка по данному маршруту, плюсуйте к этой цифре от часа до бесконечности. Кто ловит машину 15 минут, кому-то приходится стоять несколько часов.

Снаряга.

Не бывает плохой погоды, бывает плохое снаряжение. В первую очередь, одеваться надо по погоде и ярко. Удобная обувь и опрятная одежда прибавляет +100 к комфорту. В дождь, естественно, взять с собой дождевик и запасные носочки. Бахилы тоже тема, кстати. Девочкам не рекомендую надевать короткие платья даже в сильную жару, был у меня такой опыт, не понравилось. Без происшествий, но заработать предлагали.

Обязательно иметь фонарик и запасные батарейки для него, фонарь на телефоне не в счёт! Очень удобно кататься с пауербанком, есть даже на солнечных батареях, но это уже не входит в список обязательного.

Спальник/коремат/палатка. Если путь дальний, хотя бы первые два должны быть с собой.

Рюкзак.

Самая частая ошибка новичков - купить рюкзак на литров 70 и растянуть его вещами до 90. Вам не нужно столько вещей! Просто поверьте, спина дороже. Если стоп летний, то, даже если ехать очень далеко, пятидесяти литров с лихвой хватит. Все, что нужно, появится, когда нужно.

Провиант.

Всегда берите в дорогу воду. Из еды берите сухофрукты и шоколад - в дороге самое то. Покушать перед дорогой - обязательно! Часто добрые драйвера кормят, но не всех и не всегда.

Как начать.

Поймать машину в черте города или на объездной очень сложно. Ищите транспорт, который везет за город на трассу, выходите максимально далеко, так быстрее поймаете машину. Улыбаемся, машем, пальчик вверх)

Где стоять.

Естественно, не на мосту. И не перед поворотом. И не после. Убедитесь, что вас длительное время хорошо видно, драйверу надо успеть подумать и понять, что он хочет вас подобрать. Если уже стемнело, стойте под фонарем либо освещайте себя фонариком.

В машине.

Будьте максимально дружелюбны, но не назойливы. Подбирают по абсолютно разным причинам. Кому-то скучно ехать одному, он подбирает себе собеседника, кто-то​ любит учить уму-разуму, в таком случае, вам разговаривать почти не придется, а только слушать, как надо жить. Кто-то сам такой же был, посадит, покормить, спать уложит. В общем, прокачивайте проницательность. Не спите, если вам не предложил это сам водитель! А даже если предложил, все равно лучше не спите.

Автостоп – это бесплатное передвижение туристов на попутном транспорте с согласия водителя (кондуктора, машиниста). Изначально автостоп был возможен только на попутных автомашинах, однако позже развился автостоп на других видах транспорта. Автостопом не считается безбилетный проезд в маршрутном транспорте, если на это не получено согласие водителя (кондуктора, машиниста).

Автостоп – это не полная халява. Главным принципом автостопа является взаимовыгода (осознанная или нет) его участников. Как правило, основной пользой, извлекаемой водителем из автостопщика, является общение. Особенно на дальнем маршруте общение, разрушающее однообразный ритм дороги и позволяющее водителю не уснуть. Именно поэтому автостоп под разными названиями и в различных формах существует с древних времён и будет существовать до тех пор, пока не исчезнут машины и водители.

Неформальность – еще одна из очень важных сторон автостопа. Истории известны факты, когда связанные жёсткими правилами водители рейсовых автобусов подбирают автостопщиков именно ради неформального общения. "Пассажиры - для денег, попутчик - для души". Именно поэтому проезд на попутном корабле со включением в судовую роль автостопом обычно не считается, так как в этом случае создаются определённые формальные отношения.

Доверие – еще один очень важный принцип автостопа. Водитель допускает автостопщика в свое очень узкое личное пространство кабины автомобиля. Проявления в этом случае подозрительности, неискренности, лжи просто недопустимы.

1. Автостоп нулевого рода - передвижение на попутных велосипедах, мотоциклах, лошадях, гужевых повозках, рикшах и других немеханических транспортных средствах или средствах с малым объёмом двигателя. Выделение данного рода автостопа имеет скорее шуточный характер, так как в реальной жизни встречается очень редко;
2. Автостоп первого рода - наиболее распространённый вид. Имеется в виду передвижение на попутных легковых и грузовых автомобилях, автобусах и других наземных нерельсовых транспортных средствах;
3. Автостоп второго рода - передвижение на попутных железнодорожных поездах;
4. Автостоп третьего рода - "гидростоп" или "аквастоп", передвижение на попутных катерах, паромах, кораблях и других водных транспортных средствах;
5. Автостоп четвёртого рода - передвижение на попутных вертолётах, самолётах и других воздушных транспортных средствах;
6. Автостоп пятого рода - пока относится к области фантастики и подразумевает использование космического транспорта.

Cамым известным автостопщиком нулевого рода в шутку называют Михаила Ломоносова , хотя эта страница его биографии скорее легендарна.

Возникновение автостопа совпадает с появлением автомобильного транспорта в начале прошлого XX века. Изначально автостоп носил скорее стихийный характер. Позже значительную роль в продвижении мирового автостопа сыграло движение хиппи, так как автостоп давал этим людям возможность путешествовать и знакомиться с разными людьми не тратя при этом денег, которых у них обычно и не было вовсе.

В 1978 году была создана Петербургская Лига Автостопа (ПЛАС) . Президентом этой Лиги является Алексей Воров, проехавший автостопом более 1,3 миллиона километров, что пока является непревзойдённым рекордом. Автостоп по определению ПЛАС - это спорт, из-за чего членами ПЛАС часто проводятся различные соревнования и гонки на скорость как по территории России, так и по миру.

Внешне гонщики ПЛАС выделяются яркими жёлтыми комбинезонами. Однако данная униформа с их подачи стала встречаться повсеместно, поэтому не следует считать любую жёлтую фигуру на дороге ПЛАСовцем.

Наибольшее достижение ПЛАС - кругосветная экспедиция "Автоколумб" 1992-93 годов. Участники этой экспедиции совершили путешествие вокруг земного шара, не пользуясь никаким рейсовым транспортом, побывав в 25 странах Евразии, а также Северной и Южной Америки.

Летом 1996 года один из членов ПЛАС Филипп Леонтьев совершил путешествие из Санкт-Петербурга в Дакар, пройдя автостопом более 16000 километров с использованием 197 видов транспорта (включая самолет Нуакшот-Лиссабон, груженный мороженой рыбой) и побывал при этом в 15 странах. В целом это путешествие заняло 2 месяца.

Московская Школа автостопа (МША) была основана в 1994 году московским автостопщиком Валерием Шаниным, автором книги "Хитч-хайкинг: автостопом по США и Европе". Его автостопный стаж - около 100 тыс. километров (данные на 2001 год) . Основной интерес Шанина и его школы автостопа - страны Запада.

Валерием Шаниным и Школой автостопа были проведены несколько крупных мероприятий для автостопщиков, таких как "Чемпионат России по автостопу", "Чемпионат Москвы по автостопу" и др. Эти мероприятия привлекли огромное внимание средств массовой информации, хотя, по высказываниям некоторых автостопщиков, были организованы на довольно низком уровне.

Академия Вольных Путешествий (АВП) была основана в 1995 году москвичем Антоном Кротовым. Стаж Антона Кротова составляет более 500 тыс. километров. В отличие от других школ автостопа, АВП воспринимает автостоп как науку и как метод познания единства и доброты окружающего нас мира. Главным лозунгом школы АВП является "Наука победит!". Основоположными целями АВП есть нахождение, сбор и распространение информации, связанной с самостоятельными путешествиями, не зависящими от материального уровня путешественника. Из-за этого именно эта школа является одной из самых известных и уважаемых среди начинающих автостопщиков.

Академией Вольных Путешествий организуется множество массовых экспедиций в различные страны, включая Африканский и Азиатский континенты. Для новичков часто организовываются "самоходные походы".

Российские автостопщики (употребляются также термины "стопщик" и "стоппер") используют собственный сленг, не всегда понятный другим людям. Например, слово "собака" у некоторых автостопщиков обозначает пригородную электричку ("поехать в Москву на собаках"). Некоторая часть этого сленга заимствована из сленга хиппи и сленга дальнобойщиков. Слово "полустоп" встречается в применении к людям, в одной поездке перемежающим автостоп с платными перемещениями на транспорте.

Использованные источники

1. .
2. Кротов А.В. АвтоSTOPом по России. - М.: Армада-Пресс, 2001. - С.8-32.

И снова здравствуйте, дорогие путешественники! В прошлой статье мы узнали, .

Пристегнули ремни?

Сегодня мы с вами помчимся по крутой дороге из деревушки теории в мегаполис практики. А потому настройтесь на позитивную волну и ловите попутные советы о том, как путешествовать автостопом правильно, какие вещи брать в дорогу, как подыскать себе хорошего попутчика и в чём принципиальное отличие КАМАЗа от асфальтоукладчика.

Если вам очень хочется отправиться в путешествие автостопом, но вы не знаете, как, есть два способа.

Первый - начать обширную теоретическую подготовку. Изучить сайты, посвященные самостоятельным путешествиям в целом и автостопу в частности, вписать к себе залётных стопщиков и послушать их советы, сходить в местный клуб хичхайкеров, посмотреть соответствующие фильмы.

Это всё, безусловно, интересно и познавательно, и даже бывалые путешественники могут получить из хороших источников ценную информацию. Самая полезная информация — это, конечно, новые знакомства — ваши возможные друзья, хосты, гости и попутчики.

Возможно, встреча с ними будет настолько судьбоносной, что вы в одночасье поменяете не только маршрут, но и свою жизнь.

Второй способ - выйти на трассу и поднять руку. Без подготовки. Но с надеждой и отвагой. Способ работает не хуже первого.

Первый способ хорош, когда вам недостаёт уверенности в себе, информации или хорошей компании. Второй способ подойдёт людям, принимающим решения молниеносно. Или тем, кто оказался в безвыходной ситуации.

Например, мы с сестрой впервые сели в фуру, когда из Владимира в Нижний Новгород ушла последняя электричка. Дальнобойщик оказался настолько милым и заботливым, что мы влюбились с первого взгляда. В автостоп.

Походный рюкзак — собираем вещи в автостоп

Итак, мысли собраны и приведены в порядок, решимость бурлит выше 100-градусной отметки — осталось собрать рюкзак. Как выбрать верного спутника ваших путешествий и какими вещами его наполнить? Тут всё зависит от нескольких факторов:

  1. от сезона;
  2. от дальности путешествия;
  3. от климата пункта назначения;
  4. от путевых условий (например, где предполагаются ночёвки);
  5. от ваших личных предпочтений (способ проведения досуга и т. д.)

Размер рюкзака зависит, скорее, от цели и дальности вашей поездки. Лично мне всегда хватало обычного школьного (я не путешествую с палаткой и спальником, ночую в фурах или хостелах).

Опытные путешественники, непрерывно колесящие по миру, предпочитают более увесистые рюкзаки объёмом 25-35 литров, со множеством карманов и ремнём на поясе. Кое-кто готов таскать и все 40. При этом, по их словам, более удобен длинный и узкий, чем короткий и широкий рюкзак.

Что касается сезона, тут всё само собой разумеется. Ну, разве что не забудьте взять в дальнюю дорогу запасные тёплые носки и пару обуви. Это, кстати, касается не только зимы.

Если вы едете недалеко и ненадолго и планируете достичь пункта назначения в течение светового дня, то набейте рюкзак в зависимости от цели вашего визита. Фотоаппарат, удочка или посылка для тёти Маши.

Дальнее путешествие предполагает смену погоды, ночёвки и море новых впечатлений. Поэтому для безопасности не лишним будет взять фонарик, одежду со светоотражающими полосами (кстати, меня уже штрафовали за её отсутствие), средство от комаров (а зимой — от обморожения), лекарства, если вы их употребляете, и минимальную аптечку (хотя бы бинт, йод, анальгин и средство от отравлений).

Для гигиены — зубную щётку, сменное бельё и влажные салфетки, а если путь ваш предполагает ночёвки на природе, то и мыло.

Для комфорта — тёплую кофту, дождевик, головной убор (вязаная шапочка может пригодиться даже летом, ведь в горах или на трассе ветер иногда буквально сбивает с ног), спальник и туристический коврик (я, правда, за 10 лет автостопа не пользовалась этими вещами, но пригодиться они могут в любое время).

Уверены, что перенесёте ночь на природе — смело пакуйте палатку. Кто-то считает её непременным автостопным атрибутом, без которого ехать не стоит. Лично я считаю, что в случае непредвиденной ночёвки на природе, палатку может заменить коврик и спальник, поэтому не утяжеляю свой рюкзак. Кстати, проведя опрос на тему необходимых в поездке вещей, я получила следующие результаты:

  • аптечка и ;
  • нож, деньги и фонарь;
  • бутылка воды;
  • мозги и документы;
  • коврик, спальник, палатка, сменная обувь и одежда;
  • газовая горелка.

Последнее предложил знакомый, у которого за плечами более 60 000 км всесезонного автостопа. Горелка ему, и правда, пригождалась.

Вкратце про документы. Планируя путешествие по России, возьмите паспорт, а также прихватите его копию (к слову, встречные гаишники могут поинтересоваться вашими документами и задержать вас при их отсутствии).

Для поездок по миру обязательно возьмите загранпаспорт (если вы не планируете путешествие в страну, где он необходим, можно взять на всякий случай: никто не знает, какой дорогой вы будете возвращаться обратно). Во избежание лишних вопросов распечатайте бронь гостиниц (не планируете останавливаться в гостиницах — отмените бронь после распечатки). Ну и, конечно, не забудьте телефон, фотоаппарат и зарядные устройства к ним. И туристические сим-карты, если пользуетесь.

Я в список необходимых вещей внесла бы обычную шариковую ручку. Тем более, что мой простенький телефон не имеет органайзера.

Также вы можете продумать свой досуг и от души запастись книгами (или их электронными аналогами), шахматами (если их нет в вашем телефоне) и удочкой. Только подумайте, выдержит ли всё это ваш терпеливый рюкзак и выносливая спина?

Попутчик — ваш товарищ боевой

Верный товарищ может помочь вам в том, чего вы не умеете сами (ставить палатку, варить суп из консервов с китайской вермишелью, ориентироваться в лесу, развлекать водителя или говорить на языке мумбо-юмбо). Если вы — девушка, то вдвоём вам будет безопаснее. Поиск попутчиков — задача непростая, особенно, если вы хотите, чтобы ваш спутник разделил с вами все тяготы путешествия, а не приумножил их. Итак, оглянемся вокруг!

Хорошо, если среди ваших друзей или знакомых найдётся человек (или компания, но в паре автостоп даётся лучше), разделяющий ваши взгляды на автостоп. Идеально, если друг не испытывает панического страха перед неизвестностью и незнакомыми людьми. В противном случае вам придётся тащить на себе горе-мечтателя морально, а то и физически. Поэтому, если друг оказался вдруг, испытайте его на прочность на небольших расстояниях.

Если же среди ваших знакомых никто не мечтает о дальних горизонтах, увиденных из окна случайной машины, придётся найти попутчика в интернете. Советы по поиску попутчиков даются на различных сайтах, посвящённых автостопу.

Например, убедительно это звучит в группе ВКонтакте Академии Вольных Путешествий . Там же приводятся ссылки групп, где можно «забронировать» товарища в дорогу.

Сама я искала на этой странице и на этой , правда, вместо попутчика из Батуми в Трабзон нашёлся хост в Тбилиси, но ведь это тоже неплохо! Также поиск попутчиков доступен на Форуме Винского .

Выбирая верного спутника, постарайтесь узнать друг друга получше: пообщайтесь в соцсетях, выясните предпочтения по способу передвижения (например, мой попутчик, с которым мы чуть не угодили на пир с резнёй козлёнка у нетрезвого джигита, старается не ездить ночью, а я, напротив, очень люблю), расходу наличных (еда или ночлег — перед таким выбором рано или поздно вы можете встать), уровню комфорта (хостел, палатка или гостиница) и т. п. Не лишним будет осведомиться о личных пристрастиях.

Как ловить машину автостопом?

Конечно, лучше, если вы всё же не один. Но это уже как получится. И вот вы стоите на обочине и ловите машину. Важно, где ловить, как ловить и зачем ловить.

Место дислокации

Итак, где? Если вы находитесь в центре крупного города, то вам, наверное, кто-то остановит, но предложит подвезти по городу (и не факт, что бесплатно). А вот те, кто, как и вы, направляется в сторону моря или гор, проедут мимо. Поэтому придётся вам добраться до выезда и ждать своего водителя там. Кстати, добраться можно и на маршрутке. И это даже лучше.

Определяясь с местом дислокации, подумайте не только о своём комфорте, но и об удобстве водителя. Конечно, в жару приятнее стоять под раскидистым деревом, но, если оно раскинулось у моста или крутого подъёма, не ждите, что вам остановят.

Чудеса, конечно, случаются (проверено на собственной шкуре), но благоразумнее ожидать машину вашей мечты в установленном или просто удобном месте: на остановках, возле дорожных карманов или на широкой обочине, после переезда или поворота.

Можно даже у поста ГАИ. Гаишники, как правило, не жалуют нашего брата, но по просьбе могут остановить комфортабельную фуру (в идеале) в желательном направлении. Кстати, все дальнобойщики, с которыми меня знакомила ДПС, оказывались замечательными людьми и весёлыми собеседниками. Один даже денег подкинул на дорогу. Воистину, мир не без добрых людей!

Люди добрые, ау!

Теперь о том, как правильно «изловить» этих самых добрых людей и внушить им мысль подкинуть вас бесплатно.

Классический жест российских автостопщиков — поднятая на 90 градусов рука. В Америке на этой руке ещё и большой палец оттопыривается в знак того, что вы действительно клёвый попутчик. У нас этому и без пальца верят. А вот сигнал SOS подавать не стоит: вам остановят даже те, у кого и мест в машине нет, и вряд ли они будут благодарны вам за неправильно изложенную просьбу.

Подняли руку — улыбнитесь навстречу благоприятной поездке. Привлекайте радость и удачу.

Вы можете сориентировать водителя табличкой с указанием места, куда добираетесь. Это работает, но, увы, не всегда. Однажды дальнобойщик мне признался: «Только из-за таблички тебя и подобрал. А сначала не за ту принял». Вот поэтому ручка всегда со мной. А картонки в пути находятся.

Иногда, правда, табличка, особенно, если на ней вместо названия города указан код региона, вводит людей в заблуждение. Оказывается, далеко не все водители знают эти самые коды и не догадываются, что цифры у вас на листочке — это город, а не возраст.

Водитель должен внушать вам доверие и симпатию — это залог удачной поездки. Если вам трудно составить впечатление за секунду, пока водитель распахивает перед вами окна и двери своей «ласточки», поговорите с ним подольше (не полчаса, разумеется) — за это вас никто не накажет.

Как показывает практика, есть такие места, в которых автостоп даётся тяжело. Это не обязательно город или целый регион — это может быть всего лишь километровый участок дороги. Если, простояв там полчасика, вы никого не остановили, смело можете перебираться дальше. При этом старайтесь передвигаться по трассе с соблюдением правил безопасности: на расстоянии не менее метра от полосы и желательно навстречу движению.

Что сказать, ну что сказать?

Выясните маршрут и почувствуйте настроение вашего собеседника. Доверьтесь интуиции. Если по какой-то причине водитель вам не понравился или внушил беспокойство, лучше откажитесь от поездки.

Что же сказать водителю, чтобы установить контакт и сообщить намерение бесплатно доставить вас в нужную точку?

Во-первых, поздороваться. Во-вторых, назвать свой маршрут (кроме случаев, когда вы едете из Москвы в Улан-Батор, и у деревни Гадюкино вам останавливает трактор). Заветное «без денег» лучше не говорить, но дать понять, что вы — бюджетный путешественник, можно и нужно. Например, так:

— Добрый день! Я в Китай еду, до Астаны не подбросите? (или: подвезите, куда сможете).

Молодые люди могут использовать выражения, сокращающие дистанцию:

— Отец (брат), до Казани не подбросишь?

Как правило, новоиспечённые родственники не отказывают.

Некоторые водители, особенно на легковых автомобилях, тем паче с женой на соседнем сиденье, могут всё-таки уточнить насчёт стоимости. В таких случаях не стоит вводить человека в заблуждение. Если вам отказали, не печальтесь — ваш водитель едет сзади.

Но бывает, что скромная сумма, заплаченная за подвоз, существенно меняет ваше положение. Ведь не секрет, что есть места, где никто не «клюёт». Платить водителю сейчас или ждать его более щедрого коллегу — решать вам. В Китай вы всё равно доберётесь — это лишь вопрос времени.

Тачки

И коротко о машинах. Логично предположить, что покрывать дальние расстояния лучше (и комфортнее) всего на фурах с уютными спальниками. Впрочем, некоторые стопщики предпочитают легковые автомобили, которые едут ближе, но быстрее и, в отличие от дальнобойщиков, чаще подбирают путешественников мужского пола. Тут уж каждому своё.

Я однажды недалеко от Тбилиси поймала легковушку до Саратова, но пришлось из неё выйти, т. к. водитель не спал предыдущую ночь и не планировал спать следующую, а безопасность на дороге превыше всего.

Если вам останавливает хлебовоз, молоковоз или почтовый фургон, приготовьтесь, что всю дорогу он будет заезжать по разным точкам и не увезёт вас далеко. То же касается маршруток, с которыми также можно договориться бесплатно, и тракторов вкупе с асфальтоукладчиками.

Не забывайте смотреть на код региона, хотя и тут возможны несовпадения: сам водила живёт в Москве, номера ростовские, сажает вас в Грузии и едет в Новосибирск.

Полночь за окном непроглядная — где ночевать?

За разговором время пролетело незаметно, водитель доехал до нужного места, а вы оказались лицом к лицу с ночью. И тишина. И мёртвые с косами... Но не будем о грустном.

Чтобы этого избежать, давайте разберёмся, где можно ночевать во время автостопных приключений.

На этот вопрос я бы ответила коротко — везде.

Но обо всём по порядку.

Давайте разделим ночлег на цивилизованный и дикий. К цивилизованному я бы отнесла гостиницы, хостелы, вписки и остановки у случайно попавшихся под руку добрых людей.

Под определение дикого ночлега попадает всё остальное: палатка в поле, аэропорты, вокзалы, придорожные кафе и другие места, которые находятся за неимением лучшего.

Хостелы и гостиницы

Итак, гостиницы и хостелы. Вы можете забронировать их заранее, а можете заселиться внезапно. В любом случае, если вы едете в незнакомый город, наличие таких учреждений лучше уточнить заранее. Кстати, если в букинге значится отсутствие свободных мест в понравившемся отельчике, знайте, что это не всегда так. Просто отели не все свободные номера вносят в букинг. За это готова поручиться.

Кто сам просился на ночлег, скорей поймёт другого

Если ночёвка за деньги никоим образом не входит в ваши планы, попробуйте найти ночлег при помощи каучсёрфинга. Там, чаще всего, зарегистрированы такие же путешественники, как и вы, поэтому есть шанс найти тёплое местечко. Как говорится, «кто сам просился на ночлег, скорей поймёт другого».

Можете воспользоваться непосредственно самим сайтом couchsurfing.com , а можете использовать группы ВКонтакте: КАУЧсерфинг и Путешествия и Каучсерфинг, попутчики, путешественники .

В некоторых группах есть перечни вписок, например, ТУТ , но поиск не очень удобен, т. к. предложения не рассортированы по регионам и городам. Удобнее искать вписку в группе АВП , т. к. тут, с этой точки зрения, всё продумано.

Случайное везение

Бывает и так, что случайно встреченные люди, узнав о вашем статусе бюджетного путешественника, зовут к себе в гости. Меня звали неоднократно, но ночевать не приходилось ни разу: либо я понимала, что сегодня целесообразнее продвинуться дальше по пути, либо мне, как девушке, было немного страшно оставаться. Но, если вас эти факторы не смущают, почему бы и нет?

Подари мне рассвет у зелёной палатки

Если вы продвигаетесь со своей палаткой, отсутствие гостеприимных хозяев не должно вас смущать. Тщательнее выбирайте места для ночёвки. Опытные путешественники предпочитают ночевать подальше от населённых пунктов, в скрытом от глаз месте (например, в лесу).

Если ночь застала недалеко от посёлка, можно удалиться с рассветом, чтобы не привлекать лишнего внимания. Подыщите себе место, защищённое от сильного ветра, так будет не только теплее вам, но и лучше вашему костру.

Из соображений гигиены, удобнее разбивать лагерь вблизи источника воды. Однако, летом вблизи водоёмов, в высокой траве и в кустах живёт очень много комаров — учтите и этот фактор.

Вокзалы и аэропорты

Очевидные плюсы подобного пристанища:

  • Вы никогда не проспите нужное время отправления.
  • Как правило, в заведении имеется кафе.
  • Не так страшно, как на обочине трассы (как правило).
  • Вы вообще вряд ли поспите, если, конечно, за плечами у вас нет десятка бессонных ночей.
  • Если вы всё-таки заснёте, вас могут обворовать. Спрячьте все ценности во внутренние карманы одежды.
  • Железнодорожные вокзалы и, тем более, аэропорты имеются не во всех городах. Автовокзалы могут закрываться на ночь.

Солдат спит — фура идёт

Ночёвка в едущей машине — одно из самых действенных средств сократить километраж и совместить приятное с полезным. Если, конечно, вы не боитесь, что водитель уснёт за рулём. Если же боитесь — будьте добры, запаситесь интересными историями на несколько часов вперёд. Иногда этого требует сам хозяин фуры, и он прав: за удовольствие нужно платить.

Выспитесь утром в следующей фуре.

Если же автомобиль встал на ночёвку, водитель, скорее всего, подыщет тёплое местечко и для вас. Но, если вы — девушка, сразу обозначьте границы дозволенного, .

Прочие интересные неожиданности

За 10 лет автостопа мне приходилось ночевать и в фурах, и в аэропорту, и на железнодорожном и автовокзале, и даже на заправке. Конечно, на заправке мы не спали, а танцевали всю ночь под музыку из ближайшего кафе (до сих пор под песни «Чи-Ли» вспоминаю ростовскую АЗС). В это кафе мы заходили перекусить, но ничего, кроме чая с дорогой шоколадкой, не нашли. Возможно, с далёкого 2007 года у них что-то изменилось в лучшую сторону.

Создавая эту статью, я опросила друзей, знакомых и незнакомых, в каком самом необычном месте ночевали они. И спешу вас обрадовать: список мест, которые человек может облюбовать в качестве ночлега, оказался крайне широк.

Опытные люди ночевали в мечети, на лавочке в сквере (это было в Стамбуле, причём не только в передаче «Орел и решка»), в душе и туалете магазина (Испания), на кладбище (не заметили ночью — круто, да?), посередине конской тропы (а утром лошади пришли и разбудили).

В качестве пристанища может сойти даже крыльцо магазина: один респондент притулился под его ступеньками. Так что ищите и обрящете!

Счастливого пути!

(1300 км), которая заняла у меня 25 с чем-то часов. Для сравнения — прямой автобус «Eurolines» идёт 22 часа и стоит около сотни евро. Да и наверняка с пассажирами этого автобуса не происходит такого количества приключений.

Ну и сразу первое правило автостопа: выходите на дорогу как можно раньше . Особенно, если запланировали преодолеть расстояние больше 500 километров. И второе: перед тем, как отправиться в путь, посмотрите на карту. Очень внимательно. А потом ещё раз. Лучше на Гугле, но если сети под рукой нет, то сойдет и бумажный вариант. На своём пути я встречал застрявших горе-автостопщиков, которые толком не понимали где они оказались и куда им надо. Чего там, я и сам так попадал. Об этом — немного ниже.

Я выехал из , полностью забив на первое правило и частично на второе. Чтобы попасть в хорошее место для стопа надо было сесть на поезд до станции «Олби» (с перечеркнутой «О»). Билет довольно дорогой, около десяти евро, и это за пятнадцать минут езды. Можно рискнуть — лично меня контролеры так и не проверили.

В конце концов нужно оказаться вот в этом месте (на всякий случай, может кому пригодится, есть и второй вариант выезда на юг). Тут уместно вспомнить третье правило. Удачное место для автостопа определенно несколькими факторами: низкая скорость и большая плотность автомобильного потока, хорошая видимость, возможность легко и безопасно остановиться. Место было хорошее и мне пришлось ждать не дольше десяти минут. Мужик, что подвёз меня, оказался очень разговорчив и проехал то место, где хотел меня высадить.

— Ничего, поедем до самого порта, — сказал он.

Дело в том, что самый простой способ попасть из восточной Дании в Германию — это паром из города Рудби в Путтгарден. У водителя этот крюк до Рудби занял, наверное, лишних сорок минут, но он вёз меня с улыбкой и рассказывал, как сам стопил по молодости. На прощание он хотел дать мне денег, но я отказался.

— Но я же знаю, что когда так вот путешествуешь, у тебя ничего особо и нет, на, возьми — он все ещё протягивал мне сотенную купюру.

— Да я пока не на мели, спасибо. — Мы распрощались, и я побрел к машинам перед паромом.

В портах можно заниматься паромным автостопом. Это довольно легко — надо просто подходить к водителям и объяснять, что в машине можно бесплатно провезти до пяти человек. Как правило, второй — третий водитель соглашается на то, чтобы взять вас с собой. У меня все получилось куда веселее. Первой машиной, к которой я подошел, был фордовский фургон не первой свежести.

— Слушай, тут такое дело — мне надо попасть на паром, а раз уж у вас машина, да и вы в ней один, можете взять меня? Все равно это будет бесплатно.

— Я не понял, повтори ещё раз, пожалуйста. — Сказал водитель на корявом английском. Я, ясное дело, повторил. Теперь активно жестикулировал и медленно выговаривал слова.

— Всё ещё нет. — Мужчина развел руками. — Не понимаю.

— А ты вообще откуда?

— From Georgia. — ответил он.

— Судя по английскому, вряд ли из штата Джорджия, — сказал я уже на русском. — А я из Москвы.

Грузина звали Илиа. По сути, мы были тёзками. Он скупал старые грузовики и переправлял их в Грузию на продажу. Он ехал в Нидерланды, а это было именно то, что мне нужно.

— Только этот фургон уж совсем плох — сказал он мне. — В нём стучит что-то, да и вообще больше ста он вряд ли попрёт.

— Ну ладно, вместе потащимся. — Это я зря так сказал.

Верно было бы пройтись по парому и поспрашивать водителей машин с французскими или бельгийскими номерами. Хотя, с другой стороны, и так выходило неплохо. Когда мы уже поехали по Германии, я понял, о чем говорил Илиа. Фургон стучал так, что закладывало уши. Разгоняться до ста было просто опасно. Пару раз нас останавливали полицейские и проверяли документы. Всё было чисто.

Звук усиливался с каждым километром. Ближе к Бремену под днищем что-то резко захрустело. Илиа выматерился. Судя по всему, хрустел кардан. Со скоростью около пяти километров в час наш фургон потащился по обочине до ближайшей заправки. Там мы вызвали подмогу, но эвакуатор мог подъехать только к утру следующего дня. Пришлось прощаться. Смеркалось. Я поднял руку на выезде с заправки.

Европейские водители останавливаются и в позднее время суток. Ночью работает следующая закономерность: шанс, что кто-то остановится ниже; но шанс, что этот кто-то будет ехать далеко — выше.

Следующим водителем оказался тюремщик из шведского города Мальмо. Он вёз свою собаку на вязку в город Энсхеде — километрах в двухстах на юго-запад. Тут я, конечно, сглупил. Дело в том, что я сам толком не представлял, где этот город и на каком шоссе он находится. И ещё одно правило, на которое я забил лучше остаться на месте, чем ехать чёрт знает куда. Но направление его было правильным, да и расстояние приличным.

— Все окей, я знаю там отличное место для автостопа. А вот дедушка моей собаки… — Он всё рассказывал, какое классное потомство получится у его суки. Я зевал и периодически поддакивал.

Место, где тюремщик меня высадил, было заправкой «In the middle of nowhere» — в какой-то глуши. Было два часа ночи. Вдобавок ко всему, шоссе, где я находился, шло с юго-востока на северо-запад. Мне же надо было на юго-запад. Оставалось только мёрзнуть, материться и спрашивать у редких-редких водителей, куда они направляются.

Я куковал на этой заправке часа четыре, проклиная всё на свете. Все, кого я спрашивал, отправлялись либо на север, либо в сам город Энсхеде. Светало. Кстати, на заправках можно приставать к водилам. После пары шуток все обычно начинают улыбаться и объяснять, куда они едут и как могут помочь. Если трафика почти нет, то стоит подходить ко всем без исключения.

Часам к шести на заправку подъехала машина с итальянскими номерами. Водитель, ещё даже не заправившись, обратился ко мне.

— Что здесь торчишь?

— Ну вот, ехал в Париж, а здесь завяз.

— Ну, я до Гааги еду, а там уже прямая трасса до Парижа. Садись.

Он ехал из Италии уже одиннадцать часов без остановки, так что общались мы, перезёвываясь.

— Смотри, из Гааги идёт шоссе прямо на юг — в Бельгию и Францию. Е19, если я не ошибаюсь. Я, так и быть, высажу тебя прямо на нём, где-нибудь на заправке.

— Спасибо. А то я всё ещё куковал бы там, под Эйнсхеде. Может, завёл бы семью на той заправке, ну и так далее.

Под Гаагой я был часам к семи. Раннее утро, наверное, самое проблемное время для автостопа огромный трафик, но все едут на работу.

Теперь в Париж вела прямая дорога. Оставалось четыреста с гаком километров, и я сделал их за шесть часов. Единственной проблемой автостопа во Франции и Бельгии был языковой барьер. Так что, если решитесь стопить в этом регионе — выучите заранее пару фраз на французском.

Последние водители — два негра из Кот-д’Ивуара — довезли меня прямо до Елисейских полей. Я выдохнул и отправился искать хостел. Он нашелся на Монмартре. Цена в 25 евро за ночь была оправдана только тем, что в комнате я был один. Уснуть не удалось, и я отыскал в себе силы на прогулку по городу. Рассвет встречал в компании уличных музыкантов.

Напоследок ещё несколько советов, которым не нашлось места выше:

Перед тем как выйти на дорогу оденьтесь нормально. Скромно, но опрятно идеальный вариант. Никто не захочет ехать с бомжом.

— Идеальные места для автостопа в Европе это: заправки, шлагбаумы на платных дорогах, выезды с паромов и, если есть — пробки. В пробках на трассах удобнее всего стоять с табличкой.

— Кстати, о табличках. Лично я ими почти не пользуюсь. Они уместны очень редко. Например, если от трассы отделяется дорога в небольшой город, куда вам и надо и если место, где вы стоите очень неудобное.