Туполев андрей николаевич самолеты. Андрей Николаевич Туполев. Великий авиаконструктор России. А.н. туполев - студент миту

ТУПОЛЕВ АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

Андрей Николаевич Туполев — величайший советский авиаконструктор, отец российской авиации, генеральный конструктор СССР.

Туполевы ведут свой род из сибирского казачества. Андрей Николаевич был назван в честь своего прадеда, который удостаивался чести избираться казацкой вольницей в атаманы. Он позаботился о том, чтобы дать систематическое образование всем своим шестерым детям. Именно это поколение положило начало интеллигенции в роду Туполевых — это были врачи, учителя, инженеры, строители. Дед Андрея Николаевича был преподавателем Томской гимназии.

В Тверском крае Туполевы оказались в связи с трагическим для России событием — взрывом бомбы, повергнувшей царя Александра II. Николай Иванович Туполев, отец будущего авиаконструктора, в то время учился в Петербургском университете на юридическом факультете. На студенчество обрушилась волна репрессий, и он, как сочувствующий революционерам, был исключен и выгнан из Петербурга с лишением права проживания в обеих столицах и даже в губернских городах. Выбор Тверского края связан с тем, что именно отсюда родом была жена — Анна Васильевна, урожденная Лисицына, дочь протопресвитера из Торжка. Обучалась она в Тверской Мариинской женской гимназии.

Анна Васильевна и Николай Иванович Туполевы

Поначалу молодая чета Туполевых поселилась в небольшом уездном городке Корчева, однако, помыкавшись с детьми по квартирам, они решают остановиться в небольшой усадебке Пустомазово на р. Лужменке.

мемориал А.Н. Туполева на месте дома в д. Пустомазово

Молодые супруги полагали, что многодетная семья — одно из важнейших условий правильной жизни. Именно поэтому у Анны Васильевны было семеро детей.
В 1888 году 10 ноября в семье Туполевых родился шестой ребёнок — Андрей, а вскоре и младшая дочь — Наталья, которая была для Андрея Николаевича одним из наиболее близких людей.

Николай Иванович — отец Андрея, к тому времени сумел экстерном закончить университетский курс. Получив диплом юриста и чин губернского секретаря, он поступил на службу, став сельским нотариусом. Николай Иванович взял на себя роль заступника крестьян, что привело к появлению множества недоброжелателей среди помещиков. Такая служба не только не приносила денег, но и лишала здоровья.
В 1894 году Анна Васильевна пишет прошение на имя Директора Тверской классической гимназии об освобождении от оплаты обучение старшего сына Николая, в связи с тяжёлым материальным положением, ведь платить приходилось за учёбу ещё четверых детей.
Пожар 1894 года и последовавшая за ним засуха значительно усугубили как материальное положение, так и здоровье родителей.
Андрей учился в приходской школе трёх ступеней в Устиново. В 1900 году со второго раза Андрей поступил в Тверскую гимназию. Учился Андрей средне. Немного замкнутый, но живой любознательный мальчик терпеть не мог предметы, для успеха в которых необходима была зубрежка. Именно поэтому у юного ученика были проблемы с иностранными языками и чистописанием. Однако с математикой, физикой, географией и историей Андрею Туполеву не было равных.

здание бывшей Тверской классической гимназии

В 1906 году группу учащихся Тверской гимназии премировали путешествием на пароходе до Астрахани и обратно. Андрея Туполева отметили за мастерские поделки. Путешествие произвело на него огромное впечатление. Андрея завораживали шлюзы, работа в воде лопастных колес и другие конструкции.

А.Н. Туполев гимназист

Летом 1908 года Туполев закончил гимназию и поступил в Московское императорское техническое училище. Ещё будучи абитуриентом, он попал на воздухоплавательную выставку, устроенную в Москве профессором Н.Е. Жуковским. Среди экспонатов выставки был представлен знаменитый планер выдающегося авиаконструктора Отто Ливенталя.

Результатом знакомства абитуриента Туполева с профессором было приглашение на курс лекций «Основы воздухоплавания».В 1909 году был создан кружок, целью которого было соединение теории и практики, а уже в 1910 году, по прошению Жуковского, при ИТУ была создана аэродинамическая лаборатория. Именно там Андреем Туполевым была создана плоская аэродинамическая труба, в которой можно было экспериментировать с воздушным потокам скоростью 16—20 м в секунду.

аэродинамическая труба А.Н. Туполева

Тогда же в Лефортовском парке Туполев проводит испытания планера спроектированного им самим.

А.Н. Туполев - студент МИТУ

Лето, как и всегда, Андрей проводит в Пустомазове, в родительском доме. Туполев всегда любил тяжелую сельскую работу и нехитрые деревенские развлечения.
Следующему появлению будущего авиаконструктора на родине предшествовало послание из Тверского губернского жандармского управления в нижестоящее — Корчевское, датированное 2-м июня 1911 года: «О студенте Московского технического училища Андрее Туполеве, изобличенном в предоставлении своего адреса для сношений городских … комитетов высших учебных заведений в Москве и Петербурге в целях объединения действий этих учебных заведений по проведению забастовки, министр Внутренних дел постановил: воспретить Андрею Туполеву жительство в столицах, столичных губерниях и городах, где имеются высшие учебные заведения, на 1 год.»
После освобождения из-под стражи Андрей Туполев выбыл из Москвы в родное сельцо Пустомазово, где находился под негласным надзором.
Тем временем страну охватил авиационный бум. И, видимо, Андрей не выдержал и уехал на месяц в Москву. Наказанием за этот проступок стало отлучение от учёбы теперь уже на 3 года.
Известен факт, что А. Туполев, живя в сельце Пустомазово, помогал крестьянам убирать валуны, много косил, но в тоже время и не забывал он своего призвания — сооружать сложные конструкции. Примером может послужить, сооружённая будущим авиаконструктором плотина на реке Лужменке. Правда, местные жители за плотину его осуждали — вода на Лужменке высоко разливалась, затапливала луга, а скотину пасти и без того было негде.
Учитель и друзья не забывали о Туполеве и хлопотали о его возвращении.
Но началась Первая мировая война, в которой впервые огромную роль стала играть авиация.
Андрей Туполев приехал в Москву, куда тотчас слетелись все ученики Жуковского. Николай Егорович Жуковский хорошо видел изъяны зарождавшейся русской авиации, и у него была целая программа действий для выведения её на передовые рубежи, которая опиралась и на возможности созданной им сплочённой команды юных талантов.

Николай Егорович Жуковский

Первым делом при МТУ были организованы теоретические курсы авиации, на которые набирались добровольцы из числа студентов, окончивших гимназии. За полгода курсанты получали военную, теоретическую и летную подготовку. Профессор Жуковский и его ученики не просто давали будущим летчикам необходимые знания, но и заражали своим энтузиазмом и преданностью авиации.
У А. Туполева также было огромное желание самому летать и он уже совершил учебные полеты на «фармане». Однако, чтобы стать летчиком, требовалась справка о политической благонадёжности, в которой Андрею Николаевичу было отказано.
По рекомендации Н.Е. Жуковского Туполева приглашают возглавить гидропланный отдел самолётостроительного завода кампании «Дукс». Бюро за короткий срок проделало расчёт на прочность шести аэропланов: «Ваузен», «Фарман-27», «Фарман-3», «Ньюпор-10», «Ньюпор-11», а также самолёта братьев Касьяненко. По оценкам современных специалистов, небольшая группа, в которой было лишь 2 инженера, а остальные, включая Туполева, студенты, провела работу, подвластную по тем временам большим научным коллективам, оснащенным новейшей техникой и аппаратурой.

В мае 1918года Андрей Николаевич Туполев защитил диплом, называвшийся «Расчёт гидроплана» и построенный на скрупулёзном анализе физических процессов, связанных со взлётом с водной поверхности и посадкой на неё.
По отзывам коллег, Туполев был прирождённым исследователем, не успокаивавшемся пока не разгадает физическую природу заинтересовавшего его явления.
На вопрос почему авиаконструктор работал именно над гидропланом, можно ответить следующим образом: «Для такой огромной страны как Россия необходимы были самолёты, способные преодолевать огромные расстояния. Однако самолёты с большой грузоподъёмностью требовали и хорошие аэродромы, денег на создание которых у России, конечно, не было. Поэтому идея использовать в качестве аэродромов реки и озёра, впервые предложенная Андреем Николаевичем была весьма актуальна.
Очевидно, что для Туполева защита диплома была не формальным актом, удостоверяющим вступление в инженерный корпус, но и событием, констатирующим его зрелость как инженера, конструктора и исследователя.
4 ноября 1918 года в квартире Жуковского собралась «рабочая часть» коллегии по созданию Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). Профессор Жуковский вошёл в неё в качестве «специалиста по научной части», а Андрей Николаевич Туполев — как специалист «по технической части». Было решено, что управление институтом будет осуществляться коллегиально.
Вскоре в Москве в районе бывших Лефортовских прудов началось сооружение гидроканала, невиданного по размаху и оснащению специальной испытательной техникой.

ЦАГИ - Гидроканал

Вот чем обернулись детские и юношеские забавы отрока с берегов реки Лужменки. Не оказались случайными в судьбе будущего Генерального авиаконструктора ни игрушечный действующий шлюз, сооруженный им в отцовском доме, ни пустомазовский гидроузел с самодельным кораблем, ни небольшие конструкции, с треском летавшие над полями. Можно себе представить с какими чувствами теперь Андрей Николаевич возвращался в Пустомазово, оторвавшись от бурной жизни ЦАГИ и забот молодой авиации.
Тем временем семейство Туполевых создаёт в усадьбе сельскохозяйственную артель «Батрак», объединившую бывших хозяев с бывшими наёмными рабочими. Однако, нашлись недоброжелатели, следствием действий которых было постановление Суворовского волостного исполкома от 30.01.1919 «О принятии сельца Пустомазово на особый учёт». Туполевых подозревали в создании сельскохозяйственной артели в качестве прикрытия для своих махинаций. В конце 1921 года умирает Николай Егорович Жуковский, ставший для Туполева вторым отцом. После перевыборов руководства ЦАГИ Туполев вновь утверждается заместителем директора института и одновременно заведующим авиационным отделом ЦАГИ. К этому времени во многом благодаря его упорству был сделан огромный шаг в использовании нового конструктивного материала — дюралюминий, из которого конструкторская бригада научилась делать быстроходные аэросани, глиссеры, торпедные катера.

Аэросани АНТ-IV

Габаритные размеры, мм

Общая высота

Защита аэросаней

Вооружение

Двигатель

Тип двигателя

3-цилиндровый радиальный

Тип охлаждения

воздушный

Ходовая часть

Тип винта

деревянный

Диаметр винта, мм

Количество лыж

Управляемых лыж

Ходовые качества

Скорость на пересечённой местности, км/ч

Глиссирующий торпедный катер “ Г-5 “

глиссирующий торпедный катер “ Г-5 “

Испытания АНТ-5 привели начальство буквально в восторг - катер с

торпедами развивал скорость 58 узлов (107,3 км/ч), а без торпед - 65,3 узла (120,3 км/ч). О таких скоростях не могли и мечтать катера других стран.

Основные характеристики Г-5

Водоизмещение

Двигатели

2 двигателя ГАМ-34

Мощность

2 × 850 л. с.

Движитель

2 трёхлопастных винта

6 человек

Вооружение

Зенитная артиллерия

2 × 7,62-мм пулёмета ДА

Минно-торпедное вооружение

2 × 533-мм кормовых ТА

В 1922 году Туполевым была закончена разработка конструкции его воздушного первенца, и уже летом Андрей Николаевич со своей бригадой приступает к строительству самолёта АНТ—1.

Но и в этот ответственный момент он не забывает о Пустомазове. Со всей конструкторской бригадой Туполев выезжает в артель «Батрак», где на протяжении осени они работали как в поле, так и в мастерской. По свидетельствам местных жителей у артели «Батрак», благодаря связям с ЦАГИ на вооружении были вспомогательные механизмы, ускорявшие крестьянский труд.
Первый туполевский самолёт поднялся в воздух 21 октября 1923 года. Конструктор проводил его в полёт, стоя у края взлётной полосы. С тех пор это стало традицией.

АНТ-1

Основные характеристики самолета АНТ-1:

длина самолета - 5,4 м; размах крыла -7,2 м; высота самолета -1,7 м;

площадь крыла - 10 м2; нормальная взлетная масса - 360 кг;

максимальная скорость у земли - 125 км/ч; практический потолок - 600 м;

продолжительность полета - 4 ч; экипаж - 1 чел.

В мае 1924 года взлетает АНТ—2, первый отечественный самолёт, построенный целиком из металла. Он открыл совершенно новую страницу в истории отечественной авиации.

АНТ-2

Основные данные опытного самолета АНТ-2:

длина самолета - 7,6 м; размах крыла - 10,45 м; высота самолета - 2,12 м;

площадь крыла - 17,89 м2; нормальная взлетная масса - 837 кг;

максимальная скорость у земли - 207 км/ч; практический потолок -3300 м;

техническая дальность полета - 750 км; экипаж - 1 чел;

число пассажиров - 2 чел.

Начальник ВВС Красной Армии П.И. Баранов заинтересовался работами ЦАГИ и срочно оформил договор с ЦАГИ на постройку самолёта-разведчика АНТ—3 (Р—3) и выдал заказ на проектирование цельнометаллического бомбардировщика АНТ—4 (ТБ—1). Уже к 1925 году заказ был выполнен.

Пётр Ионович Баранов

В 1925 году Туполев первым в авиастроении внедряет в своём ОКБ макетирование конструкций. Сначала по готовым чертежам изготавливался деревянный макет нового самолёта в натуральную величину, что позволяло тщательно отработать все детали компановки, размещения приборов и оборудования. Метод макетирования позволял максимально сократить время на производство конструкции.
К Туполеву во второй половине 1920-х гг. приходит заслуженная слава.

АНТ-3 “ Пролетарий “

В 1929 г. летчик Шестаков на серийной АНТ—4, названной «Страна Советов», совершил перелёт по маршруту Москва—Нью-Йорк через Тихий океан. На таком же самолёте лётчик Томашевский установил несколько мировых рекордов.

АНТ-4 (ТБ-1)

Модификация

Размах крыла, м

Высота, м

Площадь крыла, м2

Масса, кг

пустого самолета

максимальная взлетная

Тип двигателя

Мощность, л.с.

Максимальная скорость, км/ч

Крейсерская скорость, км/ч

Практическая дальность, км

Скороподъемность, м/мин

Практический потолок, м

Однако на родине Андрея Николаевича дела шли не так хорошо. Артель «Батрак» вскоре была переименована в товарищество «Пустомазово». В июне 1924 года вопрос о Пустомазове рассматривает Кимрская уездная земельная комиссия и постановляет: «Признать имение Туполевых госимуществом».
Однако ни характеристика, ни ходатайство начальника ВВС РККА П.И. Баранова об оставлении Туполевым участка земли с садом не помогли. Взамен Туполевым предлагались на выбор усадьба «Никольское» в Тверском уезде или хутор «Отрадное» в Вышневолоцком уезде Брусовской волости. Ссылаясь на бездорожье, Андрей Николаевич просит усадьбу «Цедилово» в Кашинской волости, и его просьбу удовлетворили.
Уже тогда, когда земляки изгнали из отцовского дома главного конструктора самолётов «Пролетарий» и «Страна Советов», во французском журнале «Крылья» писали: «Знаменитый Туполев, чей раскатистый смех распространяется по всей Европе».
В 1930-е годы встречи с Туполевым ищет известный писатель-фантаст Герберт Уэллс, безошибочно предсказавший десятки важнейших открытий XX века. Знакомство Уэллса и Туполева произошло на океанском лайнере «Бремен», на котором правительственная комиссия советских авиационных специалистов следовала в Нью-Йорк.

А.Н. Туполев и А.А. Архангельский на корабле по пути в Нью-Йорк

Андрей Николаевич играл с писателем в бильярд, подолгу гулял с ним на палубе, общаясь через переводчика, которым была его жена Юлия Николаевна.В 1932 г. был сконструирован усовершенствованный самолёт ТБ-3, с помощью которого в 1937 г. была осуществлена высадка экспедиции на Северном полюсе.

Модификация

Размах крыла, м

Высота, м

Площадь крыла, м2

пустого самолета

нормальная взлетная

Тип двигателя

4 ПД МФ-34ФРН

Мощность, л.с.

Максимальная скорость, км/ч

на высоте

Крейсерская скорость, км/ч

Практическая дальность, км

Максимальная скороподъемность, м/мин

Практический потолок, м

Вооружение:

четыре 7.62-мм пулемета ДА, 3000 кг бомб

экспедиция на Северном Полюсе “ СП-1 “

В 1934 г. появился многомоторный самолёт модели «Максим Горький», который имел восемь двигателей, полезную площадь более 100 м² и пассажировместимость до 60 человек.

АНТ-20 “ Максим Горький “

Модификация

Размах крыла, м

Длина самолета, м

Высота самолета, м

Площадь крыла,м2

Масса, кг

пустого самолета

максимальная взлетная

Тип двигателя

8 ПД М-34ФРН

Мощность, л.с.

Максимальная скорость, км/ч

Крейсерская скорость, км/ч

Практическая дальность, км

Практический потолок, м

Экипаж, чел

до 48 пассажиров

В 1933 г. состоялся первый полет нового самолета АНТ-25. Шеф-пилотом, испытывавшим самолеты АНТ-25, был М.М. Громов .

На этом самолете были совершены легендарные перелеты Москва - Земля Франца-Иосифа-Петропавловск-на-Камчатке В. Чкаловым, Г. Байдуковым и А. Беляковым 22.07.1936 г. и Москва - Северный полюс - США экипажами В. Чкалова и М. Громова.

экипаж Михаила Михайловича Громова

Модификация

Размах крыла, м

Длина самолета, м

Высота самолета, м

Площадь крыла,м2

Масса, кг

пустого самолета

максимальная взлетная

Тип двигателя

Мощность, л.с.

Максимальная скорость у земли, км/ч

Крейсерская скорость, км/ч

Практическая дальность, км

Практический потолок, м

Экипаж, чел

Судьба подарила А.Н. Туполеву как бы две творческие жизни. Первая — это всё, что связано с рождением самолётов АНТ, кончившаяся арестом в 1937 году вместе с членами группы работников ЦАГИ, побывавшими незадолго до того во Франции и США, где, в частности, была куплена лицензия на постройку в СССР всемирно известного пассажирского самолёта «Дуглас». Этот факт был воспринят Сталиным как «вредительство».

ордер на арест А.Н. Туполева

здание ЦКБ-29 (бериевская “ шарага “) на ул. Радио в Москве

Вторая творческая жизнь авиаконструктора А.Н. Туполева началась за ключей проволокой бериевской «шараги» (1937—1941), где он со своими товарищами создал первый самолёт марки ТУ. Это был фронтовой бомбардировщик ТУ—2, успевший повоевать на фронте и признанный специалистами лучшей в своей категории машиной Великой Отечественной войны.

Модификация

Размах крыла, м

Высота, м

Площадь крыла, м2

Масса, кг

пустого самолета

нормальная взлетная

максимальная взлетная

Топливо, л

Тип двигателя

2 ПД Швецов АШ-82

Мощность, л.с.

Максимальная скорость, км/ч

на высоте

Практическая дальность, км

Скороподъемность, м/мин

Практический потолок, м

Вооружение:

две 20-мм пушки ШВАК, три 7.62-мм пулемета ШКАС и один 12,7-мм пулемет УБТ
10 реактивных орудий для снарядов РС-132
Бомбовая нагрузка нормально - 1000 кг, максимально - 2000 кг, в перегрузку - 3000 кг

Продолжение смотрите на сайте: Для Продвинутых - Полководцы - А.Н. Туполев Часть II

Летательные аппараты

Награды и Звания

(10 ноября 1888 - 23 декабря 1972) - советский авиаконструктор, академик АН СССР, генерал-полковник-инженер (1968), трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972), Герой Труда РСФСР (1926).

Под руководством Туполева спроектировано свыше ста типов самолётов, 70 из которых строились серийно. На его самолётах установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелётов.

Туполев воспитал плеяду видных авиационных конструкторов и учёных, возглавивших самолётные ОКБ. В их числе В. М. Петляков, П. О. Сухой, В. М. Мясищев, А. И. Путилов, В. А. Чижевский, А. А. Архангельский, М. Л. Миль, А. П. Голубков, И. Ф. Незваль, A. A. Туполев.

Биография

Родился 10 ноября (29 октября по старому стилю) 1888 года, в селе Пустомазове Кимрского района Тверской губернии, в семье провинциального нотариуса.

Ещё во время обучения в гимназии он проявлял большой интерес к точным наукам и технике. В 1908 поступил в Императорское техническое училище (позднее МВТУ). В училище серьёзно увлёкся аэродинамикой. С 1909 года - член воздухоплавательного кружка. Участвовал в постройке планёра, на котором самостоятельно совершил первый полет (1910). В 1911 году успешная учёба и активная научная деятельность прервались, когда за участие в волнениях и распространение нелегальной литературы он был арестован и в административном порядке выслан из Москвы на родину под негласный надзор полиции. И только накануне Первой мировой войны ему удалось вернуться в училище, которое он с отличием окончил в 1918 году. В 1916-1918 годах Туполев участвовал в работах первого в России авиационного расчётного бюро; конструировал первые аэродинамические трубы в училище. Вместе с Н. Е. Жуковским был организатором и одним из руководителей ЦАГИ. В ЦАГИ окончательно определилось призвание молодого инженера. В 1918-1936 годах он являлся членом коллегии и заместителем начальника института по опытному цельнометаллическому самолётостроению.

21 октября 1937 года А. Н. Туполев был арестован по обвинению во вредительстве и шпионаже. Вместе с ним была арестована вся верхушка ЦАГИ и ОКБ, директора большинства авиационных заводов. Многие из них были расстреляны. В заключении работал в закрытом КБ НКВД - ЦКБ-29 («Туполевская шарага»).

Летательные аппараты

В 1925 году Андрей Николаевич создал цельнометаллический двухмоторный самолёт ТБ-1, который отличался высокими лётными данными и считался одним из лучших в мире бомбардировщиков. В 1932 году был сконструирован усовершенствованный самолёт ТБ-3, с помощью которого в 1937 году была осуществлена высадка экспедиции на Северном полюсе. Также в 1932 году под руководством Туполева бригадой П. О. Сухого был сконструирован самолет АНТ-25. В 1934 году появился многомоторный самолёт модели «Максим Горький». Он имел восемь двигателей, полезную площадь более 100 м² и пассажировместимость до 60 человек.

Конструкторское бюро Туполева после Второй мировой войны разработало и выпустило новую модель - реактивный бомбардировщик Ту-16. Он был способен развивать скорость более 1000 км/ч. Также появился первый отечественный реактивный гражданский самолёт - Ту-104.

В 1957 году был разработан первый турбовинтовой межконтинентальный пассажирский самолёт Ту-114.

Память

В 1973 году именем Туполева был назван Казанский авиационный институт (с 1992 года - Казанский государственный технический университет).

В городе Кимры на Майской площади 7 сентября 1979 года установлен бюст (скульптор Х. Б. Геворкян) в память о трижды Герое Социалистического труда Туполеве А. Н.

Одна из улиц Донецка (Украина) носит имя А. Н. Туполева. В Киеве на улице Академика Туполева размещены здания АНТК имени О. К. Антонова.

Награды и Звания

  • Награждён восемью орденами Ленина (1933, 1945, 1947, январь 1949, декабрь 1949, 1953, 1958, 1968), орденами Октябрьской Революции (1971), Суворова 2-й степени (1944), Отечественной войны 1-й степени (1943), двумя орденами Трудового Красного Знамени (1927, 1933), орденами Красной Звезды (1933), "Знак Почёта" (1936), медалями, орденом Георгия Димитрова (Народная Республика Болгария, 1964).
  • Лауреат Ленинской премии (1957), четырёх Сталинских премий 1-й степени (1943, 1948, 1949, 1952) и Государственной премии СССР (1972).
  • Почётный гражданин Парижа (1964), Нью-Йорка и города Жуковский Московской области (1968).
  • Почётный член Королевского авиационного общества Великобритании (1970) и Американского института аэронавтики и астронавтики (1971).
  • Присуждены премии Н.Е. Жуковского АН СССР (1958), Золотая авиационная медаль ФАИ (1958), премия имени Леонардо да Винчи (1971), Золотая медаль Общества основоположников авиации Франции (1971).

Туполев Андрей Николаевич (1888-1972).

Родился 29 октября (10 ноября) 1888 года в усадьбе Пустомазово (ныне не существует) Корчевского уезда Суворовской волости Тверской губернии в семье провинциального нотариуса. Русский. По происхождению по матери из дворян, по отцу из разночинцев. В 1906 году окончил Тверскую гимназию.

В 1908 году поступил в Императорское техническое училище (позднее Московское высшее техническое училище), в 1918 году окончил его с отличием. Длительный срок обучения связан с тем, что за участие в студенческих волнениях по распоряжению полиции Туполев был исключён в 1911 году из училища и на два года выслан на родину под надзор полиции. В период учёбы с 1909 года — член воздухоплавательного кружка профессора Н.Е.Жуковского , один из его любимых учеников. Участвовал в постройке планера, на котором самостоятельно совершил первый полёт (1910 год). В 1916-1918 годах Туполев участвовал в работах первого в России авиационного расчётного бюро, конструировал первые аэродинамические трубы в училище.

После Октябрьской революции вместе с Н.Е.Жуковским был организатором и одним из руководителей Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). В 1918-1936 годах — член коллегии ЦАГИ и заместитель начальника института по опытному цельнометаллическому самолётостроению.

С 1922 года — председатель Комиссии по постройке металлических самолётов при ЦАГИ, инициатор и один из организаторов производства первого советского авиационного сплава — кольчугалюминия. С этого года начало действовать в системе ЦАГИ сформированное и возглавляемое им опытное КБ по проектированию и производству цельнометаллических самолётов различных классов. С 1922 года — Главный конструктор этого конструкторского бюро. В 1922-1936 годах являлся одним из создателей научно-технической базы ЦАГИ, разработчик проектов ряда лабораторий, аэродинамических труб, опытного гидроканала, первого в стране опытного завода по строительству цельнометаллических самолётов.

В 1923 году Туполев создал свой первый лёгкий самолёт смешанной конструкции АНТ-1 , в 1924 году — первый советский цельнометаллический самолёт АНТ-2 , в 1925 году — первый боевой цельнометаллический самолёт-разведчик АНТ-3 , строившийся серийно (свыше 100 экземпляров) и поступивший на вооружение как разведчик Р-3. Впервые в мировой практике Туполев научно обосновал рациональность схемы свободнонесущего цельнометаллического моноплана с профилем крыла большой строительной высоты, с двигателями, расположенными в его носке. Он же создал такой самолёт, не имевший аналогов в мире АНТ-4 в 1925 году, построено свыше 200 самолетов, выпускался как бомбардировщик ТБ-1.

Герой Труда РСФСР (1926 г.).

Как руководитель конструкторского бюро Туполев разработал и внедрил в практику технологию крупносерийного производства лёгких и тяжёлых металлических самолётов. Под его руководством проектировались бомбардировщики, разведчики, истребители, пассажирские, транспортные, морские, специальные рекордные самолёты, а также аэросани, торпедные катера, гондолы, мотоустановки и оперение первых советских дирижаблей. Он ввёл в практику отечественного самолётостроения организацию на серийных заводах филиалов основного КБ, что значительно ускорило выпуск машин, создание при КБ своих лётно-доводочных баз, что сократило сроки проведения как заводских, так и государственных испытаний опытных машин. Член-корреспондент АН СССР (1933 г.).

С 1930 года — главный конструктор ЦАГИ. С 1931 года — заместитель начальника Центрального конструкторского бюро ЦАГИ. С 1932 года — начальник конструкторского отдела сектора опытного строительства ЦАГИ. С 1933 года — заместитель начальника ЦАГИ по сектору опытного строительства. Выдающимся достижением конструкторской мысли были самолета АНТ-7 (разведчик Р-6, выпущено свыше 400 машин), тяжелый бомбардировщик ТБ-3 (АНТ-6, выпущено свыше 800 машин, применялся во всех предвоенных конфликтах и в Великой Отечественной войне), скоростной бомбардировщик СБ (АНТ-40, выпущено свыше 6600 машин) и ряд других типов, оставшихся экспериментальными или производившиеся небольшими сериями. Огромное значение для развития советской авиационной промышленности имело создание уникальных агитационных самолётов как АНТ-4 «Страна Советов» , АНТ-14 «Правда» , АНТ-20 «Максим Горький» , АНТ-37бис «Родина» .

В 1936 году, по предложению народного комиссара тяжелой промышленности СССР Серго Орджоникидзе, Туполев назначается первым заместителем начальника и главным инженером Главного управления авиационной промышленности Народного комиссариата тяжелой промышленности, одновременно он возглавляет выделенное из системы ЦАГИ КБ с заводом опытных конструкций (авиационный завод № 156).

21 октября 1937 года выдающийся авиаконструктор А.Н.Туполев был необоснованно арестован по обвинению во вредительстве и шпионаже. Ему и авиаконструктору В.М.Петлякову было предъявлено обвинение в организации и руководстве «Русско-фашистской партии», а также в шпионаже в пользу Франции.

28 мая 1940 года Военной коллегией Верховного суда СССР осужден по ст. 58-6, 58-7, 58-9 и 58-11 УК РСФСР к 15 годам лишения свободы с поражением в правах на 5 лет. Указом от 27 декабря 1940 годи лишён всех государственных наград. Находясь в заключении, работал в специальном ЦКБ-29 («Особое техническое бюро НКВД СССР»), впоследствии получившим название «Туполевская шарага». Здесь им был создан фронтовой бомбардировщик «103» (Ту-2).

Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 19 июля 1941 года А.Н.Туполев досрочно освобожден от дальнейшего отбытия наказания со снятием судимости. Государственные награды возвращены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 ноября 1941 года. Был реабилитирован только Определением Военной коллегии Верховного суда СССР от 9 апреля 1955 года.

В начале Великой Отечественной войны был эвакуирован в Омск, где назначен главным конструктором завода № 166 Народного комиссариата авиационной промышленности СССР, сумел восстановить конструкторское бюро.

Основной задачей в годы войны стало доработка и серийное производство бомбардировщика Ту-2. Было построено свыше 2500 экземпляров этого самолета. Всего в Великой Отечественной войне участвовали созданные Туполевым бомбардировщики ТБ-1, ТБ-3, СБ, ТБ-7 (Пе-8) , МТБ-2 , Ту-2, разведчик Р-6, торпедные катера Г-4, Г-5.

В 1943 году Туполев вернулся в Москву и был назначен главным конструктором и ответственным руководителем завода № 156, где и была создана главная база ОКБ А.Н.Туполева. Генерал-майор инженерно-авиационной службы (19.08.1944 г.).

Указом Президиума Верховного Совета ССР от 16 сентября 1945 года «за выдающиеся заслуги в деле организации производства самолётов, танков, моторов, вооружения и боеприпасов, а также за создание и освоение новых образцов боевой техники и обеспечения ими Красной Армии и Военно-Морского флота в годы Великой Отечественной войны» в группе руководителей оборонной промышленности и конструкторов вооружения Туполеву Андрею Николаевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Mолот».

В послевоенный период под руководством Туполева создано семейство военных самолётов. Среди них стратегический бомбардировщик Ту-4 (1947 г.), первый советский реактивный фронтовой бомбардировщик Ту-12 (1947 г.), турбовинтовой стратегический бомбардировщик Ту-95 (1956 г.), дальний ракетоносец-бомбардировщик Ту-16 (1953 г.), сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22 (1959 г.) и многие другие. Генерал-лейтенант инженерно-авиационной службы (8.08.1947 г.).

В 1956 году А.Н.Туполев назначается Генеральный конструктором авиационной промышленности СССР. Академик АН СССР с 1953 год.

В 1956-1957 годах в КБ Туполева было создано новое подразделение, задачей которого была разработка беспилотных летательных аппаратов. Были разработаны крылатые ракеты «121», «123», ЗУР «131», беспилотные разведчики Ту-123 «Ястреб». Велись работы по планирующему гиперзвуковому аппарату «130» и ракетоплану «136» («Звезда»).

С 1955 велись работы по бомбардировщикам с ядерной силовой установкой (ЯСУ). После полетов летающей лаборатории Ту-95ЛАЛ намечалось создание экспериментального самолета Ту-119 с ЯСУ и сверхзвуковых бомбардировщиков «120».

За выдающиеся заслуги в создании новой авиационной техники и проявленный при этом трудовой героизм, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1957 года Туполев Андрей Николаевич награждён второй золотой медалью «Серп и Молот» (№ 48/II).

Одновременно широко развивалось и гражданское авиастроение, хотя первые шаги в этом направлении Туполев делал ещё в начале 1930-х годов. На базе бомбардировщика Ту-16 в 1955 году был создан первый советский реактивный пассажирский самолёт Ту-104 . За ним последовали первый турбовинтовой межконтинентальный самолёт Ту-114 (1957 г.), ближние и средние магистральные самолёты Ту-110 (1957 г.), Ту-124 (1960 г.), Ту-134 (1967 г.), Ту-154 (1970 г.), а также сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144 (совместно с А.А.Туполевым).

Самолеты Туполева стали основой парка крупнейшей авиационной компании мира «Аэрофлот», эксплуатировались в десятках стран.

Под руководством Туполева спроектировано свыше 100 типов самолётов, 70 из которых строились серийно. На его самолётах установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелётов. Создатель выдающейся школы отечественного авиастроения, из которой вышли десятки выдающихся конструкторов.

За выдающиеся успехи в создании новой авиационной техники и проявленный при этом трудовой героизм, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 ноября 1972 года Туполев Андрей Николаевич награждён орденом Ленина и третьей золотой медалью «Серп и Молот» (№ 12/III).

Жил в городе-герое Москве. Умер 23 декабря 1972 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Генерал-полковник инженерно-авиационной службы (25.10.1967 г.). Награждён 8 орденами Ленина (21.02.1933 г., 16.09.1945 г., 1947 г., январь 1949 г., декабрь 1949 г., 1953 г., 9.11.1958 г., 1968 г.), орденами Октябрьской Революции (1971 г.), Суворова 2-й степени (19.08.1944 г.), Отечественной войны 1-й степени (10.06.1945 г.), 2 орденами Трудового Красного Знамени (1927 г., 22.12.1933 г.), орденами Красной Звезды (18.08.1933 г.), «Знак Почёта» (1936 г.), медалями, иностранной наградой — орденом Георгия Димитрова (1964 г., Болгария).

Почётный гражданин Парижа (1964 г.) и Нью-Йорка, а также города Жуковский Московской области (1968 г.).

Член ЦИК СССР с 1929 года. Депутат Верховного Совета СССР с 1950 года.

Почётный член Королевского авиационного общества Великобритании (1970 г.) и Американского института аэронавтики и астронавтики (1971 г.). Ему присуждены премии Н.Е.Жуковского АН СССР (1958 г.), Золотая авиационная медаль ФАИ (1958 г.), премия имени Леонардо да Винчи (1971 г.), Золотая медаль Общества основоположников авиации Франции (1971 г.).

Бронзовый бюст Героя установлен в городе Кимры Тверской области. Именем А.Н.Туполева названа набережная в Москве, улицы в Санкт-Петербурге, Киеве, Ульяновске, Кимрах и Жуковском. На зданиях в Москве и Омске, в которых работал А.Н.Туполев, и Твери, на здании где он учился, установлены мемориальные доски.

Имя Туполева носят Авиационный научно-технический комплекс в Москве (является продолжателем традиций легендарного ОКБ А.Н.Туполева), Казанский авиационный институт, остров в Обской губе Карского моря.

Трижды Герой Социалистического Труда (1945 г., 1957 г., 1972 г.),
-восемь орденов Ленина (21.02.1933 г., 16.09.1945 г., 1947 г., 1949 г., 1949 г., 1953 г., 1958 г., 1968 г.),
-орден Октябрьской Революции (1971 г.),
-орден Суворова 2-й степени (1944 г.),
-орден Отечественной войны 1-й степени (1943 г.),
-два ордена Трудового Красного Знамени (1927 г., 1933 г.),
-орден Красной Звезды (1933 г.),
-орден «Знак Почёта» (1936 г.),
-орден «Георгий Димитров» (Народная Республика Болгария, 1964 г.);
-золотая авиационная медаль ФАИ (1958 г.);
-золотая медаль Общества основоположников авиации Франции (1971 г.).
-медали.
Лауреат Ленинской премии (1957 г.), четырёх Сталинских премий 1-й степени (1943 г., 1948 г., 1949 г., 1952 г.) и Государственной премии СССР (1972 г.).
Почётный член Королевского авиационного общества Великобритании (1970 г.) и Американского института аэронавтики и астронавтики (1971 г.).
Почётный гражданин Парижа (1964 г.), Нью-Йорка и города Жуковский Московской области (1968 г.).

Я хочу остановиться на личности выдающегося авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева . Представлять этого человека особо не надо, это один из самых великих деятелей мирового технического прогресса.

Он имел много званий и регалий – трижды Герой Социалистического Труда, генерал-полковник, академик, высшие ордена Советского Союза и других стран. Но важно отметить одно обстоятельство – Андрей Туполев никогда не состоял в Коммунистической партии. Как только не заманивали кремлёвские товарищи великого конструктора в свои ряды, но Андрей Николаевич в своём решении оставаться беспартийным был непреклонен. В его жизни было трудное испытание, которым его подверг советский режим – в 1937 году Туполев был арестован и провёл в застенках НКВД пять лет. Андрея Николаевича Туполева с полным основанием можно назвать человеком Чести, всецело преданным своей стране и народу, и при этом никогда не поступавшимся совестью в угоду властьимущим. Таким он и войдёт в мировую историю на века.

Об Андрее Николаевиче Туполеве написаны большое количество книг и статей, сняты фильмы. В этой статье упор сделан на кончину, прощание и погребение конструктора. В ней сначала приведена публикация из «Калининской правды» к 80-летию А. Н. Туполева «Крылатый земляк», которая даёт представление о связи конструктора с малой родиной, а далее некролог и статьи из центральной прессы о прощании и погребении на Новодевичьем кладбище в Москве.

КРЫЛАТЫЙ ЗЕМЛЯК

К 80-летию со дня рождения А. Н. Туполева

Много лет прошло с тех пор, как Андрей Николаевич Туполев, выдающийся советский авиаконструктор, покинул места, где он родился, где прошло его детство. Но в кимрском колхозе «Красная заря» хорошо знают его и помнят.
- Мальчишками мы вместе бегали, - рассказывает П. Т. Базлов, которому сейчас 78-й год. – Потом в школу ходили. Андрей Туполев учился лучше всех…
- Дом Туполевых стоял рядом с речкой Лужманкой, - вспоминает другой земляк Андрея Николаевича, пенсионер С. М. Лузин. – Андрюша Туполев смастерил как-то большую лодку с гребным колесом и на ней катал всех своих друзей. Да, уже тогда голова у него была не только для шапки. Всё что-нибудь придумает, чем-нибудь увлечёт нас…
Кимряки гордятся своим прославленным земляком, академиком, дважды Героем Социалистического Труда, основоположником металлического самолётостроения в СССР, «отцом» большого семейства самолётов с короткими, но громкими названиями «АНТ» и «ТУ». Они пристально следят за его творческой работой.
В памяти земляков живут полёт по столицам Европы его многоместного самолёта «Крылья Советов», перелёт в Америку туполевского самолёта «Страна Советов», незабываемые полёты лётчиков М. Громова и В. Чкалова на «АНТ-25» из Москвы в США через Северный полюс. Многие из кимряков не раз летали на красавцах скоростных пассажирских лайнерах из семейства «ТУ», являющихся выдающимся достижением авиаконструкторской мысли.
Сегодня Андрею Николаевичу Туполеву исполняется восемьдесят лет. Кимрский горком партии, исполкомы городского и районного Совета депутатов трудящихся послали юбиляру тёплую поздравительную телеграмму.
«… Мы горды тем, что вы, наш земляк, своим творческим трудом, кипучей энергией внесли огромный вклад в развитие советской авиации, укрепление обороноспособности и могущества нашей Родины», - говорится в ней.
Тёплую поздравительную телеграмму А. Н. Туполеву послали и колхозники сельхозартели «Красная заря».
«Дорогой Андрей Николаевич, - говорится в ней. – В день вашего 80-летия труженики колхоза «Красная заря» от чистого сердца поздравляют вас, желают больших творческих успехов, долгих лет жизни. Будем очень рады встретить вас на родине».

Е. ПОТАПОВ,
соб. корр. «Калининской правды»
.
Кимрский район.

ВЫСОКАЯ НАГРАДА

За заслуги в деле создания новых самолётов и в связи с восьмидесятилетием со дня рождения Президиум Верховного Совета СССР наградил генерального конструктора самолётов тов. Туполева Андрея Николаевича орденом Ленина.

(ТАСС).

Публикуется по:

  • Газета «Калининская правда», ноябрь 1968 г.
  • .

    НЕКРОЛОГИ:

    Андрей Николаевич
    ТУПОЛЕВ

    23 декабря 1972 года в Москве на 85-м году жизни после тяжёлой болезни скончался крупнейший авиационный конструктор, депутат Верховного Совета СССР, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий, генерал-полковник-инженер, академик Андрей Николаевич Туполев.
    В лице А. Н. Туполева страна потеряла выдающегося конструктора и учёного, одного из основателей отечественного самолётостроения.
    А. Н. Туполев родился 10 ноября 1888 года в селе Пустомазово Тверской губернии в семье нотариуса, окончил гимназию в г. Твери и в 1908 году поступил в Московское высшее техническое училище, где активно работал в воздухоплавательном кружке под руководством крупнейшего учёного Н. Е. Жуковского и стал одним из ближайших его учеников, посвятив всю свою жизнь развитию авиации.
    После окончания в 1918 году Московского высшего технического училища А. Н. Туполев вместе с Н. Е. Жуковским стал организатором и одним из руководителей Центрального аэрогидродинамического института, ставшего крупнейшим мировым центром авиационной науки.
    Свою многолетнюю выдающуюся конструкторскую деятельность А. Н. Туполев начал в 1922 году в ЦАГИ, возглавив группу специалистов и начав работы по созданию своего первого лёгкого одноместного самолёта АНТ-1, а затем первого в стране цельнометаллического пассажирского самолёта АНТ-2. Обладая исключительным даром научного предвидения, А. Н. Туполев правильно оценил перспективы развития цельнометаллического самолётостроения и в дальнейшем создал целую плеяду широко известных пассажирских и военных самолётов, на которых были совершены выдающиеся перелёты и установлены мировые рекорды. На одномоторном самолёте АНТ-25 впервые в мире в 1937 году были совершены беспересадочные перелёты из СССР в США через Северный полюс, на четырёхмоторных самолётах АНТ-6 была высажена в 1937 году первая экспедиция на Северный полюс. Военный вариант этого самолёта – ТБ-3 сыграл большую роль в развитии тяжёлых дальних бомбардировщиков. Выдающимся достижением была постройка в 1934 году крупнейшего в мире пассажирского самолёта «Максим Горький». Созданные А. Н. Туполевым пикирующие бомбардировщики Ту-2 широко применялись в Великой Отечественной войне.
    В послевоенные годы под руководством академика А. Н. Туполева создан целый ряд выдающихся самолётов для Советской Армии и гражданской авиации. Всему миру известны первые реактивные пассажирские самолёты Ту-104, за которым последовали самолёты Ту-124, Ту-134, Ту-154 и сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144.
    А. Н. Туполев был крупнейшим учёным и конструктором, обладавшим исключительным качеством и способностью сочетать глубокие теоретические исследования с практическим их претворением в конструкциях новых самолётов. Одновременно он был талантливым организатором, умевшим увлечь не только своих ближайших помощников, но и весь коллектив конструкторского бюро и завода на претворение в жизнь своих творческих идей. Андрей Николаевич пользовался огромным авторитетом, большим уважением и любовью у всех, кто с ним работал.
    За свою пятидесятилетнюю конструкторскую деятельность А. Н. Туполев воспитал многих выдающихся советских авиационных конструкторов, а также многочисленные кадры учёных, конструкторов и инженеров, работающих ныне во многих организациях авиационной промышленности.
    А. Н. Туполев активно участвовал в общественно-политической жизни страны; с 1950 года являлся депутатом Верховного Совета СССР, был членом комиссии по иностранным делам Совета Национальностей Верховного Совета СССР, председателем правления Общества советско-болгарской дружбы.
    Плодотворная деятельность Андрея Николаевича Туполева во имя нашей Родины заслужила признательность советского народа и была отмечена высокими правительственными наградами.
    За выдающиеся заслуги перед Родиной в создании и развитии советской авиации он был трижды удостоен звания Героя Социалистического Труда, звание лауреата Ленинской и Государственных премий, награждён многими орденами и медалями Советского Союза.
    Память о выдающемся конструкторе самолётов Андрее Николаевиче Туполеве – пламенном патриоте социалистической Родины, посвятившем всю свою жизнь развитию авиации нашей страны, навсегда сохранится в сердцах советских людей.

    Л. Брежнев, Г. Воронов, В. Гришин, А. Кириленко, А. Косыгин,
    Ф. Кулаков, Д. Кунаев, К. Мазуров, А. Пельше, Н. Подгорный,
    Д. Полянский, М. Суслов, А. Шелепин, П. Шелест, В. Щербицкий,
    Ю. Андропов, П. Демичев, П. Машеров, Б. Пономарёв,
    Ш. Рашидов, М. Соломенцев, Д. Устинов, В. Долгих, И. Капитонов,
    К. Катушев, В. Кириллин, В. Новиков, Л. Смирнов, М. Георгадзе,
    И. Сербин, П. Дементьев, А. Гречко, Б. Бугаев, С. Афанасьев,
    В. Бахирев, Б. Бутома, С. Зверев, В. Калмыков, Е. Славский,
    А. Шокин, В. Рябиков, М. Келдыш, Н. Савинкин, И. Якубовский,
    В. Куликов, С. Соколов, А. Епишев, П. Батицкий,
    С. Горшков, П. Кутахов, В. Толубко, И. Павловский, Н. Алексеев,
    В. Промыслов, М. Смиртюков, Л. Греков, С. Кадышев,
    В. Казаков, М. Михайлов, П. Сухой, В. Мясищев, С. Ильюшин,
    А. Яковлев, О. Антонов, Р. Беляков, Г. Новожилов, Г. Свищев,
    С. Туманский, А. Люлька, Н. Кузнецов, А. Архангельский,
    Н. Базенков.

    В ЦЕНТРАЛЬНОМ КОМИТЕТЕ КПСС
    И СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР

    Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР постановили:
    1. Организовать правительственную комиссию по организации похорон А. Н. Туполева в составе: Л. В. Смирнова (председатель), М. В. Келдыша, П. В. Дементьева, Б. П. Бугаева, В. Г. Куликова, Л. И. Грекова, В. Ф. Промыслова, И. Д. Сербина, М. С. Смиртюкова.
    2. Похоронить А. Н. Туполева на Новодевичьем кладбище.

    ОТ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ КОМИССИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
    ПОХОРОН АНДРЕЯ НИКОЛАЕВИЧА ТУПОЛЕВА

    Правительственная комиссия сообщает, что гроб с телом А. Н. Туполева будет установлен в Краснознамённом зале Центрального Дома Советской Армии.
    Для прощания с покойным будет открыт доступ 25 декабря 1972 года с 12 часов дня до 8 часов вечера и 26 декабря с 10 часов.
    Похороны состоятся 26 декабря в 13 часов на Новодевичьем кладбище.

    ОТ МИНИСТЕРСТВА АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ,
    АКАДЕМИИ НАУК СССР И МИНИСТЕРСТВА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

    Коллегия Министерства авиационной промышленности, президиум Академии наук СССР и коллегия Министерства гражданской авиации с глубоким прискорбием извещают, что 23 декабря 1972 года после тяжёлой болезни на 85-м году жизни скончался выдающийся учёный и конструктор самолётов академик Туполев Андрей Николаевич, депутат Верховного Совета СССР, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий, генерал-полковник-инженер, и выражают соболезнование семье покойного.

    Публикуются по:

  • «Известия», 24 декабря 1972 г.
  • Открыть некрологи картинками в формате jpg: часть 1 , часть 2 .

    МОСКВА ПРОЩАЕТСЯ
    с А. Н. ТУПОЛЕВЫМ

    Ушёл из жизни крупнейший авиационный конструктор, депутат Верховного Совета СССР, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий, генерал-полковник-инженер, академик Андрей Николаевич Туполев.
    Тысячи москвичей пришли 25 декабря в Краснознамённый зал Центрального дома Советской Армии, чтобы проститься с выдающимся конструктором и учёным, одним из основателей отечественного самолётостроения.
    В траурном убранстве Краснознамённый зал. На высоком постаменте – гроб с телом А. Н. Туполева. На алых атласных подушках – золотые медали «Серп и молот», почётные знаки лауреата Ленинской и Государственных премий, ордена и медали Советского Союза, которых был удостоен славный сын советского народа, а также награды зарубежных стран.
    Вокруг постамента – венки: от ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР, от Министерства авиационной промышленности СССР, других министерств и ведомств, Академии наук СССР, от МГК КПСС и исполкома Моссовета, от МК КПСС и исполкома Мособлсовета, ЦК ВЛКСМ, Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами, центрального правления Общества советско-болгарской дружбы, от предприятий, научно-исследовательских организаций, конструкторских бюро, Калининского обкома КПСС и исполкома областного Совета, от родных и близких.
    12.00. Звучат траурные мелодии. На первую траурную вахту у гроба встают члены правительственной комиссии по организации похорон: заместитель Председателя Совета Министров СССР Л. В. Смирнов (председатель комиссии), президент Академии наук СССР М. В. Келдыш, министр авиационной промышленности П. В. Дементьев, первый заместитель министра обороны СССР, начальник Генерального штаба Вооружённых Сил СССР генерал армии В. Г. Куликов, секретарь МГК КПСС Л. И. Греков, председатель исполкома Моссовета В. Ф. Промыслов, заведующий отделом ЦК КПСС И. Д. Сербин, управляющий делами Совета Министров СССР М. С. Смиртюков.
    В зал вносят новые и новые венки. Отдать дань глубокого уважения памяти верного сына советского народа сюда пришли учёные, конструкторы, рабочие московских предприятий и строек, представители общественных организаций, студенты, воины Советской Армии. Они прощаются не только с замечательным авиаконструктором, создателем известных всему миру воздушных лайнеров, но и с видным общественным деятелем. А. Н. Туполев неоднократно избирался депутатом Верховного Совета СССР, был бессменным председателем центрального правления Общества советско-болгарской дружбы.

    (ТАСС).

    Публикуется по:

  • «Известия», 26 декабря 1972 г.
  • .

    ПОХОРОНЫ А. Н. ТУПОЛЕВА

    25 декабря трудящиеся столицы прощались с А. Н. Туполевым. Каждые три минуты у гроба сменяется почётный караул. Его несут министры СССР, учёные, видные советские партийные, государственные и общественные деятели. В почётном карауле – маршалы Советского Союза И. И. Якубовский, П. Ф. Батицкий, И. Х. Баграмян, П. К. Кошевой, председатель Советского комитета ветеранов войны, генерал армии П. И. Батов, другие военачальники.
    Нескончаем людской поток. Среди тех, кто пришёл проститься с А. Н. Туполевым, его ученики, работающие ныне во многих организациях авиационной промышленности.
    В зал входят представители братского болгарского народа – член Политбюро ЦК БКП, председатель Всенародного комитета болгарско-советской дружбы Цола Драгойчева, посол НРБ в Советском Союзе Стоян Гюров, другие болгарские товарищи. Болгарские друзья высоко оценили деятельность А. Н. Туполева, направленную им на укрепление братских отношений между нашими народами. Правительство народной Болгарии наградило его двумя орденами Георгия Димитрова. К гробу возлагаются венки от ЦК БКП, Национального совета Отечественного фронта и его председателя Георгия Трайкова, Всенародного комитета болгаро-советской дружбы, посольства НРБ в СССР, от болгарской гражданской авиации.
    В 18 часов в почётный караул становятся товарищи Г. И. Воронов, В. В. Гришин, А. П. Кириленко, А. Н. Косыгин, Ф. Д. Кулаков, А. Я. Пельше, М. А. Суслов, А. Н. Шелепин, П. Е. Шелест, Б. Н. Пономарёв, М. С. Соломенцев, Д. Ф. Устинов, В. И. Долгих, И. В. Капитонов. Вместе с ними – заместители Председателя Совета Министров СССР В. Э. Дымшиц, Л. В. Смирнов.

    * * *

    На здании Центрального дома Советской Армии – траурные флаги, на фронтоне – портрет Генерального конструктора СССР академика Андрея Николаевича Туполева. Тысячи москвичей, а вместе с ними вся наша страна прощались здесь со славным сыном советского народа, трижды Героем Социалистического Труда, депутатом Верховного Совета СССР.
    26 декабря, как и накануне, нескончаемым потоком шли в Краснознамённый зал трудящиеся столицы и Подмосковья, воины Советской Армии, чтобы отдать последний долг одному из основателей отечественной гражданской авиации, видному общественному деятелю А. Н. Туполеву.
    В почётном траурном карауле – председатели палат Верховного Совета СССР А. П. Шитиков и Я. С. Насриддинова, секретарь Президиума Верховного Совета СССР М. П. Георгадзе.
    Дань глубокого уважения А. Н. Туполеву отдали член Политбюро ЦК БКП, председатель Всенародного комитета болгаро-советской дружбы Цола Драгойчева, посол НРБ в СССР Стоян Гюров, другие болгарские товарищи.
    В последний путь своего старшего товарища и соратника провожали авиаконструкторы О. К. Антонов, Н. И. Камов, Г. В. Новожилов, М. Н. Тищенко, А. С. Яковлев и другие, а также лётчики-космонавты СССР А. С. Елисеев и Г. С. Шонин.
    В 11 часов 35 минут в почётный караул становятся кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС, секретарь ЦК КПСС Д. Ф. Устинов, члены похоронной правительственной комиссии Л. В. Смирнов, М. В. Келдыщ, П. В. Дементьев, В. Г. Куликов, Л. И. Греков, В. Ф. Промыслов, М. С. Смиртюков.
    Доступ в зал прекращается. У гроба остаются родные и близкие покойного.
    Под звуки траурных мелодий гроб выносят из Краснознамённого зала. Траурная процессия направляется на Новодевичье кладбище.
    По поручению ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР траурный митинг на кладбище открыл заместитель Председателя Совета Министров СССР Л. В. Смирнов.
    Сегодня, сказал он, мы провожаем в последний путь выдающегося учёного, крупнейшего авиационного конструктора, одного из основателей отечественного самолётостроения, депутата Верховного Совета СССР, трижды Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственных премий, генерал-полковника–инженера, академика Андрея Николаевича Туполева. Имя этого замечательного человека, неутомимого труженика и творца советских самолётов известно не только в нашей стране, но и во всём мире.
    Исключительное дарование и конструкторский талант Андрея Николаевича могли раскрыться в полном объёме только в условиях советской действительности, благодаря неустанной заботе партии и правительства о развитии отечественной авиации.
    Кипучая энергия, трудолюбие и целенаправленность в работе, стремление ко всему новому и прогрессивному создали Андрею Николаевичу огромный авторитет среди учёных, инженеров и рабочих.
    Организованное им конструкторское бюро, его ученики и последователи успешно продолжают дело развития советской авиационной техники.
    Слово предоставляется президенту Академии наук СССР, академику М. В. Келдышу. – А. Н. Туполев, - сказал он, - прошёл большой и яркий путь учёного, конструктора, организатора и руководителя больших конструкторских коллективов. Его по праву можно называть одним из создателей современной авиации. С именем А. Н. Туполева связана вся история самолётостроения. Возглавлявшимися им коллективами создано свыше ста типов самолётов, принесших мировую славу советской авиационной науке и технике. Он не только являлся блестящим конструктором, но и сыграл громадную роль в развитии авиационной науки, в создании её экспериментальной базы. Андрей Николаевич воспитал многочисленные кадры авиационных конструкторов. Многие руководители авиационных конструкторских бюро, имена которых знает весь мир, - его ученики. В течение своей полувековой конструкторской деятельности А. Н. Туполев постоянно прокладывал новые пути в авиационной технике.
    Научная и конструкторская деятельность А. Н. Туполева, для которой было характерно глубокое и творческое проникновение в фундаментальные проблемы науки, постоянное внимание к перспективным научным направлениям получили широкое признание во всём мире.
    Выступивший затем министр авиационной промышленности П. В. Дементьев отметил особенно большие заслуги Андрея Николаевича в развитии металлического самолётостроения, в создании тяжёлых самолётов, в области реактивной и сверхзвуковой авиации, где широко развернулся его исключительный талант и неиссякаемая энергия организатора. Тяжёлые самолёты ТБ-3 и «Максим Горький», первый в мире пассажирский реактивный ТУ-104 и сверхзвуковой пассажирский ТУ-144 – эти самолёты стали этапами в развитии отечественной авиации, сказал он.
    Большой заслугой Андрея Николаевича является создание вместе с Н. Е. Жуковским Центрального аэродинамического института (ЦАГИ) и организация крупнейшего в нашей стране самолётостроительного конструкторского бюро, которым он бессменно руководил с первого дня его основания.
    Прощаясь сегодня с Андреем Николаевичем, нельзя не говорить о его высоких человеческих качествах, сказал в заключение министр, - Это был человек с большой душой, выдающийся учёный с удивительным инженерным чутьём, талантливый руководитель, организатор большого коллектива, крупный общественный деятель.
    Чувства глубокой скорби и соболезнования от ЦК Болгарской коммунистической партии, от имени Государственного Совета НРБ и товарища Тодора Живкова, от правительства НРБ, от всего болгарского народа по поводу кончины А. Н. Туполева выразила член Политбюро ЦК БКП, председатель Всенародного комитета болгаро-советской дружбы Цола Драгойчева. – Миллионы болгар, - сказала она, - низко склоняют головы, отдавая последние почести большому патриоту великой Советской страны, выдающемуся учёному и видному общественному деятелю, замечательному человеку, который был одним из основоположников советского воздушного флота, из тех, кто под руководством ЦК КПСС и Советского правительства вывели советское самолётостроение на одно из первых мест в мире.
    А. Н. Туполев на протяжении пятнадцати лет был председателем Центрального правления Общества советско-болгарской дружбы и внёс большой вклад в дело дальнейшего сближения наших братских стран, отметила Ц. Драгойчева. Своей благородной деятельностью на этом поприще он снискал широкую популярность и уважение болгарского народа. За заслуги в этой области наша партия и народное правительство дважды удостоили его самой высокой награды Болгарии – орднна Георгия Димитрова.
    От имени Вооружённых Сил СССР выступил первый заместитель министра обороны, генерал армии В. Г. Куликов. – С именем А. Н. Туполева, - подчеркнул он, - неразрывно связаны славные страницы истории развития советской военной авиации. Он – достойный представитель замечательной плеяды выдающихся учёных и авиационных конструкторов, внесших огромный вклад в дело создания и укрепления военно-воздушных сил Страны Советов.
    - Мы, военные люди, хорошо знали и уважали этого человека большого ума и кипучей энергии, который вместе со своим дружным творческим коллективом создавал боевые самолёты для Советской Армии.
    Вся замечательная жизнь А. Н. Туполева, сказал, выступая на митинге, секретарь МГК КПСС Л. И. Греков, была отдана беззаветному служению социалистической Родины, советскому народу, великому делу коммунизма. Трудящиеся столицы хорошо знали его. Андрей Николаевич долгие годы жил и работал в Москве. Здесь под его руководством разрабатывались конструкции получивших всемирную известность самолётов марки «Ту».
    Москвичи знали А. Н. Туполева как талантливого и заботливого воспитателя целой плеяды советских самолётостроителей, как активного общественного деятеля. Он неоднократно избирался депутатом Моссовета, был тесно связан со многими коллективами трудящихся столицы, оказывал городским организациям большую помощь в работе по пропаганде научно-технических знаний.
    Траурный митинг закончен. Под звуки ружейного салюта гроб с телом А. Н. Туполева опускают в могилу. Звучит Государственный гимн СССР.
    На гранитной плите начертано:

    ТУПОЛЕВ
    Андрей Николаевич
    1888-1972

    Отдавая воинские почести, перед могилой А. Н. Туполева прошло подразделение воинов.

    (ТАСС).

    Публикуется по:

  • «Известия», 27 декабря 1972 г.
  • .

    МОГИЛА:

    Андрей Николаевич Туполев скончался 23 декабря 1972 в Москве. Погребён на Новодевичьем кладбище в городе Москва . Могила на восьмом участке , ряд 46 , место 1 (единственная могила в этом ряду, край участка). Памятник на могиле: скульптор Г. Таидзе, архитектор Я. Белопольский.
    На Новодевичьем кладбище погребены также его супруга Юлия Николаевна Туполева (1894-1962) и сын Алексей Андреевич Туполев (20.V.1925-12.V.2001), также как и отец ставший авиаконструктором и затем его преемником во главе компании «Туполев» (о нём нашему сайту ещё предстоит рассказать). Их могила на первом участке , ряд 27 , место 9 .

    Изяслав Тверецкий ,
    декабрь 2010.

    ФИЛЬМЫ:

    Уважаемые пользователи сайта,
    Вы можете скачать документальные фильмы о сверхзвуковом пассажирском лайнере Ту-144 , истории его создания, испытаниях и начале полётов, в которых большое внимание уделено также и личности выдающегося авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева .

  • Андрей Николаевич Туполев родился 10 ноября (29 октября по старому стилю) 1888 года в селе Пустомазово под городом Кимры Тверской губернии (области) в многодетной семье. Мать его была из дворян, отец — из разночинцев.

    В 1906 году Андрей Туполев окончил гимназию в городе Тверь.

    В 1908 году поступил в Императорское московское техническое училище (позже МВТУ). Во время учебы под руководством Николая Жуковского начал заниматься в воздухоплавательном кружке. В 1910 году совершил первый полет на планере, в постройке которого участвовал.

    В 1911 году за участие в студенческих волнениях Туполев был исключён из училища и на два года выслан на родину под надзор полиции.

    В 1916-1918 годах он участвовал в работах первого в России авиационного расчётного бюро; конструировал первые аэродинамические трубы в училище.

    В 1918 году Туполев с отличием окончил МВТУ и вместе с Жуковским стал организатором и одним из руководителей Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). В 1918-1936 годах — член коллегии ЦАГИ.

    С 1922 года — председатель Комиссии по постройке металлических самолётов при ЦАГИ. С этого времени в системе ЦАГИ начало действовать сформированное и возглавляемое им опытное конструкторское бюро (ОКБ), деятельность которого была связана с развитием тяжёлых сухопутных, морских боевых и гражданских самолётов, торпедных катеров и аэросаней. Туполев был главным конструктором этого КБ.

    В 1922-1936 годах Андрей Туполев являлся одним из создателей научно-технической базы ЦАГИ, разработчиком проектов ряда лабораторий, аэродинамических труб, опытного гидроканала, первого в стране опытного завода по строительству цельнометаллических самолётов. Он был организатором производства алюминиевого сплава — кольчугалюминия, полуфабрикатов из него.

    В 1923 году он создал свой первый лёгкий самолёт смешанной конструкции (АНТ-1), в 1924 году — первый советский цельнометаллический самолёт (АНТ-2), в 1925 году — первый боевой цельнометаллический самолёт (АНТ-3), строившийся серийно, а также первый цельнометаллический бомбардировщик-моноплан (АНТ-4, 1925).

    Андрей Туполев разработал и внедрил в практику технологию крупносерийного производства лёгких и тяжёлых металлических самолётов. Под его руководством проектировались бомбардировщики, разведчики, истребители, пассажирские, транспортные, морские, специальные рекордные самолёты, а также аэросани, торпедные катера, гондолы, мотоустановки и оперение первых советских дирижаблей.

    С 1930 года он был главным конструктором ЦАГИ. С 1931 года — заместитель начальника Центрального конструкторского бюро ЦАГИ, с 1932 года — начальник конструкторского отдела сектора опытного строительства ЦАГИ, с 1933 года — заместитель начальника ЦАГИ по сектору опытного строительства.

    С 1936 года Андрей Туполев совмещал руководство ОКБ, выделенного из системы ЦАГИ, с должностью главного инженера Главного управления авиационной промышленности Народного комиссариата тяжелой промышленности (НКТП), формировал стратегическое направление развития советской авиации, науки и техники.

    21 октября 1937 года Туполев был необоснованно обвинен во вредительстве и шпионаже и арестован. 28 мая 1940 года он был приговорен к 15 годам исправительно-трудовых лагерей.

    Находясь в заключении, работал в ЦКБ-29 ("Особое техническое бюро НКВД СССР"), впоследствии получившим название "Туполевская шарага". Здесь Туполевым был создан фронтовой бомбардировщик "103" (Ту-2).

    19 июля 1941 года был досрочно освобожден от дальнейшего отбытия наказания со снятием судимости. Реабилитирован определением Военной коллегии Верховного суда СССР от 9 апреля 1955 года.

    В начале Великой Отечественной войны Туполев был эвакуирован в город Омск и назначен главным конструктором авиационного завода № 166.

    В 1943 году он вернулся в Москву и был назначен главным конструктором и ответственным руководителем авиационного завода № 156, где была создана главная база конструкторского бюро (ОКБ) А.Н. Туполева.

    В 1956 году Андрей Туполев был назначен Генеральным конструктором авиационной промышленности СССР.

    Андреем Туполевым было разработано свыше 100 типов самолетов, 70 из которых выпускались серийно. На его самолетах установлены 78 мировых рекордов, выполнены 28 уникальных перелетов, в том числе спасение экипажа парохода "Челюскин" на АНТ-4, беспосадочные перелеты в США через Северный полюс экипажей Валерия Чкалова и Михаила Громова на АНТ-25, высадка научных экспедиции "Северный полюс" во главе с Иваном Папаниным.

    Большое число самолётов-бомбардировщиков, торпедоносцев, разведчиков конструкции Туполева (ТВ-1, ТВ-3, СБ, ТВ-7, МТБ-2, ТУ-2) и торпедных катеров Г-4, Г-5 применялось в боевых действиях в Великой Отечественной войне в 1941-1945 годах.

    В послевоенные годы в числе разработанных под руководством Туполева военных и гражданских самолетов — стратегический бомбардировщик Ту-4, первый советский реактивный бомбардировщик Ту-12, турбовинтовой стратегический бомбардировщик Ту-95, дальний ракетоносец-бомбардировщик Ту-16, сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22; первый реактивный пассажирский самолет Ту-104 (на базе бомбардировщика Ту-16), первый турбовинтовой межконтинентальный пассажирский лайнер Ту-114, ближние и среднемагистральные самолеты Ту-124, Ту-134, Ту-154, а также сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144 (совместно с Алексеем Туполевым).

    Самолеты Туполева стали основой парка авиационной компании "Аэрофлот", эксплуатировались в десятках стран.

    Андрей Туполев имел воинское звание генерал-полковника инженерно-технической службы, был избран действительным членом Академии наук СССР (1953), почетным членом Королевского общества аэронавтики Великобритании (1970) и Американского института аэронавтики и астронавтики (1971); ему были присуждены премия и золотая медаль имени Н. Е. Жуковского, Ленинская премия (1957), пять Государственных премий СССР (1943, 1948, 1949, 1952, 1972), высшая награда Международной авиационно-спортивной федерации (ФАИ). Ему трижды было присвоено звание Героя Социалистического Труда (1945, 1957, 1972). ОКБ А. Н. Туполева — ОАО "Туполев", входящее в ОАО "Объединенную авиастроительную корпорацию", Казанский технический университет, остров в Обской губе Карского моря.

    Именем Андрея Туполева названа набережная в Москве, улицы в Киеве (Украина), Ульяновске, Кимрах, Жуковском и других городах. На зданиях в Москве и Омске, в которых работал Андрей Туполев, установлены мемориальные доски.

    В городе Кимры Тверской области установлен бронзовый бюст Туполева. В 2005 году на месте дома-усадьбы Туполевых в Пустомазово открылась мемориальная композиция и установлен памятный камень.

    Материал подготовлен на основе информации открытых источников