В. Бутромеев, Владимир Бутромеев - Эпоха становления русской живописи

Учебник для техникумов. — М.: Металлургия, 1985. — 440 с.: ил.Описаны теория и практика производства цветных металлов: меди, никеля, свинца, цинка, золота, алюминия, магния, титана, вольфрама и молибдена. Рассмотрены общие вопросы металлургического производства. Приведены технологические схемы, их аппаратурное оформление, технико-экономические показатели. Освещены новые металлургические процессы.
Для учащихся металлургических техникумов. Может быть полезна студентам институтов неметаллургических специальностей, инженерно-техническим работникам, мастерам и рабочим — новаторам производства.Предисловие.
Введение.
Основы металлургии
Общие вопросы

Металлы и их классификация.
Руды цветных металлов.
Разведка месторождений и добыча руд.
Вторичное сырье.
Металлургическое топливо.
Огнеупорные материалы.
Обогащение руд цветных металлов
Общие сведения.
Продукты и показатели обогащения.
Дробление и измельчение рудного сырья.
Сортировка материала по крупности.
Методы обогащения руд.
Обезвоживание продуктов обогащения.
Принципы и методы металлургии
Задачи металлургического производства.
Классификация металлургических процессов.
Требования к современному металлургическому процессу и его структура.
Некоторые вопросы теории окислительно-восстановительных процессов.
Отстаивание жидких продуктов плавки.
Продукты и полупродукты металлургического производства
Общие сведения.
Металлы.
Штейны.
Металлургические шлаки.
Газы и пыли.
Подготовка сырьевых материалов к металлургической переработке
Требования к подготовке сырья.
Приготовление шихты.
Окускование мелких материалов.
Пылеулавливание и газоочистка
Принципы пылеулавливания.
Сухие пылеуловители.
Мокрые пылеуловители.
Электрофильтры.
Химическая очистка газов.
Металлургия тяжелых цветных металлов
Металлургия меди

Медь и ее применение.
Сырье для получения меди.
Современное состояние производства меди.
Окислительный обжиг медных концентратов.
Плавка на штейн в отражательных и электрических печах.
Плавка на штейн в шахтных печах.
Автогенные процессы.
Конвертирование медных штейнов.
Огневое рафинирование черновой меди.
Электролитическое рафинирование меди.
Гидрометаллургия меди.
Металлургия никеля
Никель и его применение.
Сырье для получения никеля.
Современное состояние производства никеля.
Получение огневого никеля из окисленных руд.
Получение никеля из сульфидных медио-никелевых руд.
Электролитическое рафинирование никеля.
Гидрометаллургия никеля.
Металлургия свинца
Свинец и его применение.
Сырье для получения свинца и способы его переработки.
Приготовление шихты восстановительной плавки.
Шахтная плавка свинцового агломерата.
Переработка шлаков свинцовой плавки.
Реакционный метод получения свинца.
Пирометаллургическое рафинирование чернового свинца.
Электролитическое рафинирование чернового свинца.
Металлургия цинка
Цинк и его применение.
Сырье для получения цинка и способы его переработки.
Обжиг цинковых концентратов.
Дистилляция цинка.
Рафинирование чернового цинка.
Выщелачивание обожженных цинковых концентратов.
Очистка растворов сульфата цинка от примесей.
Электролитическое осаждение цинка из растворов.
Металлургия благородных металлов
Металлургия золота

Общие сведения о свойствах и применении благородных металлов.
Сырье для получения золота н способы его переработки.
Гравитационное обогащение золотосодержащих руд.
Амальгамация.
Цианирование золотосодержащих руд.
Осаждение золота из цианистых растворов.
Аффинаж благородных металлов.
Металлургия легких металлов
Металлургия алюминия

Алюминий и его применение.
Сырье для получения алюминия.
Современное состояние алюминиевой промышленности.
Производство глинозема.
Производство фтористых солей н угольных изделий.
Электролитическое получение алюминия.
Рафинирование алюминия.
Термические способы получения алюминиевых сплавов.
Металлургия магния
Магний и его применение.
Сырье для получения магния.
Общие принципы производства магния.
Получение безводного хлорида магния.
Электролиз магния.
Термические способы получения магния.
Рафинирование магния.
Металлургия титана
Титан и его применение.
Сырье для получения титана и общие принципы его переработки.
Производство тетрахлорида титана.
Магниетермическое восстановление тетрахлорида титана.
Натриетермическое восстановление тетрахлорида титана.
Восстановление двуокиси титана.
Производство компактного титана.
Рафинирование титана.
Металлургия редких металлов
Металлургия вольфрама

Общие сведения о редких металлах.
Вольфрам и его применение.
Сырье для получения вольфрама и методы его переработки.
Разложение вольфрамсодержащих концентратов.
Переработка растворов вольфрамата натрия на вольфрамовый ангидрид.
Производство вольфрамового порошка.
Производство компактного вольфрама.
Металлургия молибдена
Молибден и его применение.
Сырье для получения молибдена и способы его переработки.
Окислительный обжиг молибденитовых концентратов.
Производство чистой трехокиси молибдена.
Производство металлического молибдена.
Рекомендательный библиографический список
Предметный указатель

Н. И. Уткин был внебрачным ребенком сенатора М. Н. Муравьева. В документах же он числился сыном "недостаточных" родителей, так как мать его, дворовую девушку, выдали замуж за камердинера И. С. Уткина.

Вскоре после рождения будущего художника семья переехала в Петербург, где в 1785 г. пятилетний мальчик получил "вольную" и был определен в Воспитательное училище при АХ. Гравировальный класс, в который поступил Уткин, возглавлял известный мастер И.-С. Клаубер. Именно он выработал в юном воспитаннике твердость руки, умение "тянуть штрих". Уткин закреплял полученные навыки, гравируя произведения западноевропейских мастеров и исполнив серию гравюр по гипсовым слепкам с античных статуй. За гравирование серии "антиков" в 1800 г. был удостоен "аттестата со шпагой" и малой золотой медали, что давало ему право остаться в АХ еще на три года для выполнения программы на большую золотую медаль. В этот период художник создал гравированный портрет своего деда Н. А. Муравьева (1801), который одновременно приходился дедом и будущим декабристам Муравьевым. К ученическому периоду относятся и два вполне совершенных рисунка: портрет М. Н. Муравьева (1803), отца художника, выполненный с оригинала Ж.-Л. Монье и предназначенный для гравирования, а также портрет Александра I (ок. 1801), сделанный с оригинала П.-Э. Рокштуля.

В 1802 г. за работу "Иоанн Креститель, проповедующий в пустыне", гравированную с картины А.-Р. Менгса, Уткин был удостоен большой золотой медали, а в 1803 г. отправлен в Париж в качестве пенсионера АХ. Пребывание во Франции затянулось более чем на десять лет. За это время художником была выполнена серия гравюр с картин западноевропейских мастеров, за которую Парижская академия искусств удостоила его золотой медали, а Петербургская АХ присвоила звание назначенного.

Возвращению Уткина на родину помешал его арест в 1812 г.: началось вторжение наполеоновских войск в Россию, и большинство русских, не успевших покинуть Францию, оказалось в плену. Освобожден из-под стражи художник был лишь в 1814 г., когда русские войска вошли в Париж. Тогда же в составе государевой свиты посетил он Лондон и лишь после этого на английском корабле вернулся в Россию.

В Петербурге Уткин поселился на Фонтанке, в доме своих сводных братьев Муравьевых. Здесь постоянно бывали Н. И. Тургенев, П. Я. Чаадаев, И. Д. Якушкин и другие будущие декабристы, а также известные литераторы Н. М. Карамзин, К. Н. Батюшков, В. А. Жуковский, П. А. Вяземский, А- С. Пушкин. В этот период Уткин выполнил акварельные портреты С. И. и М. И. Муравьевых-Апостолов, И. Д. Якушкина, К. Н. Батюшкова.

С 1816 г. художник покинул дом Муравьевых и переехал в квартиру при АХ, так как получил звание профессора и возглавил гравировальный класс.

Портретная гравюра стала основным видом творчества художника, и в этой области он был непревзойденным мастером. В 1818 г. он выполнил гравированный портрет Н. М. Карамзина (с оригинала А. Г. Варнека) для издания "Истории государства Российского", портрет А. В. Суворова (с оригинала И.-Г. Шмидта), за который был избран советником АХ и членом Стокгольмской академии. С карандашных оригиналов О. А. Кипренского выполнил Уткин портреты баснописца И. А. Крылова и знаменитой русской актрисы Е. С. Семеновой (оба 1816). В 1827 г. с живописного оригинала Кипренского был исполнен и известный портрет А. С. Пушкина; в конце 1820-х-1830-х гг. созданы портреты А. С. Грибоедова (1829), Г. Р. Державина (1831), А. С. Шишкова (1832), В. А. Жуковского (1837) и других литераторов и общественных деятелей. Гравюрам Уткина свойственна творческая интерпретация оригинала, усиливающая характеристику портретируемого. Его работы отличаются богатством и разнообразием штриха.

Большое место в творчестве Уткина занимали гравюры для книг. Он делал виньетки к изданию стихотворений Г. Р. Державина (1831-33), к балладам В. А. Жуковского (1817), к "Илиаде" в переводе Н. И. Гнедича (1829), к Собранию сочинений М. В. Ломоносова (1840) и др. В 1817 г. создал 20 гравюр с медальонов Ф. П. Толстого, посвященных Отечественной войне 1812 г.

Музейная деятельность Уткина составляет особую страницу его биографии. Будучи хранителем собрания эстампов Эрмитажа в течение сорока трех лет (1817-60), а также смотрителем музея АХ (1841-54), он занимался систематизацией и каталогизацией их уникальных графических коллекций.

При этом Уткин не оставлял педагогической деятельности, воспитав плеяду замечательных русских граверов, среди которых Ф. И. Иордан, К Я. Афанасьев, Е. И. Гейтман, А. Я. Олещинский и др.

Иоанн Креститель, проповедующий в пустыне. (с оригинала А.-Р. Менгса). 1802. Офорт, резец


Портрет Е. С. Семеновой. (с оришнала О. А. Кипренским). 1816. Офорт, резец


Портрет А. Н. Оленина. (с оригинала Ф. Крюгера). 1836. Офорт, резец

Н. И. Уткин. Портрет А. С. Пушкина. С оригинала О. А. Кипренского

Портрет А. С. Пушкина Кипренский писал для одного из самых близких друзей поэта – барона А. А. Дельвига. Дельвиг заказал эту гравюру Уткина для своего альманаха "Северные цветы", в котором печатались главы "Евгения Онегина". Потом оттиск на китайской шелковой бумаге гравированного Уткиным портрета Пушкина продавался в книжных лавках по 25 рублей за экземпляр – очень большие деньги в то время. Гравюра очень нравилась и самому Пушкину. Он поместил ее во второе издание поэмы "Руслан и Людмила". С. Л. Пушкин, отец поэта, писал, что это самое лучшее изображение А. С. Пушкина.

Н. И. Уткин. Эней, выносящий Анхиза из горящей Трои, с оригинала Доминикино

Н. И. Уткин. Эней, выносящий Анхиза из горящей Трои. С оригинала Доминикино

Эней – сын Анхиза, царя племени дарданов, живших по соседству с Троей. Анхиз был возлюбленным богини Афродиты, которая и родила Энея. Во время троянской войны Эней сражался на стороне троянцев, так как греки разграбили его владения. Богиня Афродита после падения Трои помогла Энею спастись вместе с его сыном Юлом, женой Креусой и стариком-отцом Анхизом, которые и изображены на картине. Эней добрался до Италии, где его потомки потом основали город Рим. Энея римляне считали своим прародителем. Гай Юлий Цезарь возводил свой род прямо к Юлу, сыну Энея. Приключениям Энея посвящена эпическая поэма Вергилия "Энеида".

Н. И. Уткин. Портрет М. И. Муравьева-Апостола. Матвей Иванович Муравьев-Апостол – сводный троюродный брат Уткина. Был приговорен к двадцати годам каторги в Сибири за участие в попытке государственного переворота 1825 года

Н. И. Уткин. Портрет К. Н. Батюшкова

Н. И. Уткин. Портрет К. Н. Батюшкова

Константин Николаевич Батюшков происходил из древнего знатного дворянского рода и был племянником отца Уткина – М. Н. Муравьева. Участвовал в Отечественной войне 1812 года и взятии Парижа, служил адъютантом знаменитого генерала Н. Н. Раевского. В 1817 году опубликовал "Опыты в стихах и прозе". По мнению Г. Р. Державина, А. В. Жуковского, Н. М. Карамзина, он стал надеждой будущей русской поэзии. Но в 1822 году Батюшков сошел с ума. Согласно одной, основанной только на светских домыслах легенде, это произошло потому, что Батюшков осознал, что А. С. Пушкин превосходит его как поэт. Оба они были членами общества "Арзамас". Пушкин дружески относился к Батюшкову и называл его своим учителем. В ранних стихах Пушкина заметно влияние Батюшкова. Когда он сошел с ума, Пушкин посетил его, уже больного, и под впечатлением от этой встречи написал стихотворение "Не дай мне Бог сойти с ума".

Не дай мне бог сойти с ума.
Нет, легче посох и сума;
Нет, легче труд и глад.
Не то, чтоб разумом моим
Я дорожил; не то, чтоб с ним
Расстаться был не рад:

Когда б оставили меня
На воле, как бы резво я
Пустился в темный лес!
Я пел бы в пламенном бреду,
Я забывался бы в чаду
Нестройных, чудных грез.

И я б заслушивался волн,
И я б глядел бы, счастья полн,
В пустые небеса;
И силен, волен был бы я,
Как вихорь, роющий поля,
Ломающий леса.

Да вот беда: сойди с ума,
И страшен будешь как чума,
Как раз тебя запрут,
Посадят на цепь дурака
И сквозь решетку как зверька
Дразнить тебя придут.

По другим сведениям, Батюшков сошел с ума от несчастной любви. Он влюблялся два раза и оба раза безответно. Первый раз в девицу Мюгель – дочь хозяина дома в Риге, в котором Батюшков лечился после ранения, второй раз в Анну Федоровну Фурман, воспитывавшуюся в семье президента Академии художеств А. Н. Оленина.

Умер Батюшков после тридцатилетних мучений в Вологде и там же похоронен.

Н. И. Уткин. Медальон "Освобождение Москвы". С оригинала графа Ф. П. Толстого. Уткин выполнил серию гравюр с медальонов Толстого для альбома, выпущенного Российской академией в 1818 году

Н. И. Уткин. Портрет князя А. В. Суворова. С оригинала И. Г. Шмидта. Портрет Суворова Уткин написал в 1816 году акварелью. В 1818 году он создал на его основе одну из своих самых знаменитых гравюр

Н. И. Уткин. Портрет князя А. Б. Куракина

Н. И. Уткин. Портрет графа А. А. Аракчеева. С оригинала И. Ф. Вагнера

Н. И. Уткин. Портрет графа А. А. Аракчеева. С оригинала И. Ф. Вагнера

Согласно легенде, гравюра была заказана Уткину президентом Академии художеств А. Н. Олениным, которому нужно было просить Аракчеева о какой-то помощи для Академии. Аракчееву очень понравилась гравюра, и он пригласил Уткина на обед, а после обеда сказал ему, что он может попросить у него все, что пожелает. Уткин так растерялся, что не нашелся и ничего не попросил у всесильного временщика.

Н. И. Уткин. Портрет Н. М. Карамзина. С оригинала А. Г. Варнека

Н. И. Уткин. Портрет Н. М. Карамзина. С оригинала А. Г. Варнека. Этот портрет Уткин гравировал по заказу книгоиздателей Слениных для "Истории государства Российского" Карамзина.

Н. И. Уткин. Портрет Екатенины II с оригинала В. Л. Боровиковского

Н. И. Уткин. Портрет Екатенины II. С оригинала В. Л. Боровиковского

Эту гравюру Уткину заказал Н. П. Румянцев в память о своем отце фельдмаршале П. А. Румянцеве-Задунайском, обелиск в честь побед которого виден в глубине Царскосельского парка. Гравюра была очень популярна, она имелась и у А. С. Пушкина. Согласно легенде, именно это изображение Екатерины II помогло Пушкину, когда он писал сцену встречи Маши Мироновой с императрицей в романе "Капитанская дочка". За эту гравюру Уткина избрали членом Антверпенской и Дрезденской академий. За нее он получил золотую медаль Саксонского короля.

Рассмотрены общие вопросы металлургического производства. Описаны теория и практика производства тяжелых, легких, некоторых редких и благородных металлов (меди, никеля, свинца, цинка, алюминия, магния, титана, вольфрама, молибдена, золота) и металлургия вторичных цветных металлов. Приведены технологические схемы производства, их аппаратурное оформление, технико-экономические показатели. Большое внимание уделено безотходной технологии и экологии.
Рассчитано на специалистов различной квалификации металлургической промышленности. Может быть использовано учащимися, обучающимися в системе среднего профессионального образования, студентами вузов неметаллургических специальностей.

Металлургическое топливо.
Многие металлургические процессы осуществляются при высоких температурах и связаны с затратами тепловой энергии. Необходимые температуры достигаются сжиганием топлива или за счет использования электроэнергии.

Основные разновидности топлива имеют органическое происхождение. В состав топлива входят углерод, водород, сера, кислород и азот, присутствующие в виде различных соединений и составляющие горючую массу. Кроме того, в топливе могут содержаться вода и зола - негорючая часть топлива, состоящая из оксидов алюминия, кремния, кальция и др.

По агрегатному состоянию различают твердое, жидкое и газообразное топливо, а по способу получения - естественное и искусственное. Искусственное топливо - получают в результате направленной переработки естественного топлива.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Производство цветных металлов, Уткин Н.И., 2004 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Занимательная библиография, Моргенштерн И.Г., Уткин Б.Т., 1987
  • Уборка 2.0, Основные понятия и технологии, Москаленко С.В., 2017

Следующие учебники и книги.

Портрет Е. С. Семеновой. 1816

Уткин Н.И.
Резец
13,8 х 11 (в овале)

Русский музей

Аннотация

С рисунка О. А. Кипренского

Семёнова Екатерина Семёновна (1786-1849) - знаменитая драматическая артистка Императорских театров.
Хорошо известен портрет Е. С. Семеновой в роли Клитемнестры по гравюре Н. И. Уткина с рисунка Кипренского. В гравированном варианте удивительно удачно соединены портретность и возвышенная монументальность облика знаменитой трагической актрисы. Этому способствует овальная композиция, выверенная заполненность листа изображением. Однако именно эти качества, как ни странно, привнес в изображение гравер Уткин. Он взялся за гравирование рисунка, скорее всего, после 1816 года, когда Кипренского уже не было в России. Гравер деликатно ограничил композицию овалом, отбросив тем самым незавершенную Кипренским левую часть. Слегка изменив положение руки актрисы и дорисовав некоторые детали (диадему, орнамент драпировки), он досоздал произведение Кипренского. Разделяя авторство с рисовальщиком, он подписал гравюру так: "кончил и гравировал Н. Уткин“.

Биография автора

Уткин Н.И.

УТКИН Николай Иванович (1780, Тверь - 1863, Санкт-Петербург)
Гравер. С 1785 – воспитанник ИАХ, учился у Г. И. Угрюмова и И. С. Клаубера. В 1796 удостоен малой серебряной, в 1798 - большой серебряной медалей. В 1800 получил малую золотую медаль и аттестат 1-й степени, в 1802 - большую золотую медаль. В 1803-1808 пенсионер ИАХ во Франции. Назначенный (1810), академик (1814) за портрет А. Б. Куракина с оригинала Ж.-Б. Реньо. С 1815 преподавал в ИАХ, в 1817-1850 руководил гравировальным классом. Советник ИАХ (с 1818). Член Стокгольмской, Антверпенской и Дрезденской Академий художеств.