В н дружинин мастера психологии. Жизнь - время препровождение. Дружинин считает, что у Адлера, например, понятие «стиль жизни» работает в пределах только одного из вариантов жизни: «жизнь-целедостижение»

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО


В своей книге «Психология об­щих способностей» Владимир Нико­лаевич Дружинин со ссылкой на М. Зощенко обсуждает проблему критических дат в жизни творческих людей и приводит список великих людей, умерших в возрасте 37–38, 42 и 45 лет. Это Пушкин и Моцарт, Ра­фаэль и Маяковский, Рембо и Го­голь… В этом списке нет психологов, однако, к сожалению, и они не ушли от этой мрачной и таинственной закономерности. В 38 лет умер Л. С. Выготский, в 42 - В. Д. Небыли-цин, в 45 - сам В. Н. Дружинин.

Владимир Николаевич Дружи­нин родился в 1955 году в селе Дуни-но Ярославской области, с золотой медалью окончил школу, а затем с не­меньшим блеском (ничего, кроме пя­терок, за все время обучения) - Яро­славский университет. Дальнейшая его научная судьба связана с Инсти­тутом психологии АН СССР (позд­нее - РАН), где он защитил канди­датскую и докторскую диссертации и прошел все ступени лестницы от младшего научного сотрудника до заведующего лабораторией психологии способностей и заместителя ди­ректора. В. Н. Дружинин основал Институт психологии Государствен­ного университета гуманитарных наук и до своей смерти в 2001 году был его директором-деканом.

Владимир Николаевич много сде­лал как администратор и организатор науки, но все же в первую очередь он был ученым. Он внес вклад в целый ряд научных областей: психологию интеллекта и психодиагностику, психологию творчества и семьи, эк­зистенциальную психологию и мето­дологию. Большой ученый, однако, не только разрабатывает ту или иную научную область, но еще и привно­сит в науку свой собственный стиль, свой подход, оригинальный взгляд на вещи. Творческий расцвет Влади­мира Николаевича пришелся на труд­ное для нашей науки время - 90-е го­ды ХХ века, когда постсоветская психология, получая мизерное фи­нансирование, искала новое место в обществе. Это было время эмиграции из науки, внешней (за границу) и вну­тренней (в более оплачиваемые сфе­ры бизнеса), а также поиска новых ориентиров, связанного с уходом марксистской идеологии и необходи­мостью осознания собственной иден­тичности в условиях открывшегося взаимодействия с западными психо­логами.

Будучи ярко выраженным генера­тором идей, В. Н. Дружинин с удиви­тельной легкостью порождал замы­слы, включающие теоретическую мо­дель и способы ее эмпирической проверки. Эмпирические исследова­ния, выполненные В. Н. Дружини­ным или под его руководством, всег­да одухотворены идеей, моделью. Его теории эмпирически проверяе­мы и в то же время включены в куль­турный контекст. Его общекультур­ная эрудиция была огромна, и в своих теоретических построениях он легко оперировал идеями раннехри­стианских мыслителей и данными современных социологических опро­сов, концепциями из квантовой физи­ки и высказываниями поэтов, текста­ми Унамуно и математической тео­рией тестов.

Особенностью мышления Влади­мира Николаевича было то, что, раз­работав множество моделей, он не проявлял видимого интереса к их объединению в единую сверхтеорию и только усмехался в ответ на пред­ложение это сделать. Он не отож­дествлял себя со своими теориями, был готов признавать их временным полезным инструментом, который можно будет отбросить при появле­нии лучшего инструмента. Было впе­чатление, что он столь же мало ценит порождаемые им модели, сколь легко они ему даются. Так же примерно он относился к чужым теориям, в чем, вероятно, одна из причин его непоч­тительности к авторитетам. Однажды в публичном докладе он назвал рассуждения одного из классиков нашей психологии «художествен­ным свистом», чем навлек на себя гнев некоторых своих весьма уважае­мых слушателей. В то же время он мог оценить работу никому не из­вестного автора. В своих книгах он с одинаковым почтением цитировал работы академиков и аспирантов.

Большой ученый - всегда инди­видуальность. Вряд ли кто-либо дру­гой, подражая стилю В. Н. Дружини­на, смог бы создать малую часть того, что удалось ему. Владимир Николае­вич был ярким носителем созидаю­щей и антидогматической идеи, он не только сам внес большой вклад в науку, но и разбудил способность к научному творчеству во многих лю­дях из своего окружения.

В этом номере журнала рубрика «Специальная тема» посвящена па­мяти Владимира Николаевича, кото­рому в августе исполнилось бы 50 лет. Мы публикуем воспоминания его вдовы Натальи Валентиновны, вы­держки из его работ разных лет, фото­графии и стихи Владимира Николае­вича, а также три научные статьи, ко­торые с разных сторон освещают творчество ученого.

Д. В. Ушаков,

Редактор раздела

«Специальная тема номера»

Н. В. ДРУЖИНИНА



Дружинина Наталья Валентиновна - супруга Владимира Никола­евича Дружинина, математик.


Четыре года Владимира Николае­вича нет с нами, а его идеи живут, и то, что было непонятно или вызывало сопротивление тогда, сейчас востре­бовано.

Идей было множество, он их гене­рировал постоянно и щедро делился с коллегами. Потом некоторые, под­бирая их, писали статьи - он никог­да не обижался на это, просто не за­мечал. Приятели не раз советовали ему быть осторожнее и не разбрасы­ваться собственными мыслями, на что муж отвечал: «Пусть пользуются чужими, если своих нет, а мне неког­да проверять все свои идеи».

Откуда он их брал? Отовсюду. Из воздуха. Иногда я была очевидцем тех самых состояний, когда ученый вскрикивает «Эврика!». Как-то Вла­димир Николаевич сел на диван смот­реть телевизор. На журнальном сто­ле перед ним лежала книга «Лекции по астрологии» М. Б. Левина, раскры­тая на странице, где известный аст­ролог размышляет о распределении ролей в христианской троице: Отец, Сын и Дух Святой. Владимир Нико­лаевич машинально стал читать текст. «Дух на иврите (Шехина, Шхна) - женского рода, т. е. Дух - женское начало, Отец - мужское на­чало, а Сын - синтез мирового муж­ского начала и женского начала и ре­зультат их взаимодействия, он - жизнь». Прочитав эту фразу, Влади­мир Николаевич на несколько минут замер, сконцентрировался, взял лист бумаги и, уйдя в себя, начал быстро писать своим непонятным почерком, который потом было трудно разо­брать, потому что рука не успевала за мыслью. Остановившись, объяснил, что ему в голову пришла гениальная мысль о том, что каждая культура по­рождает определенную нормативную модель семьи, структура отношений в которой отражает отношения меж­ду основными действующими лицами религиозной доктрины, являющими­ся символами веры. Более того, в ре­лигии эти отношения приобретают освященное, идеальное, предписы­ваемое значение: так фиксируется идеал человеческих отношений и по­ведения. Вскоре появилась книга «Психология семьи».

В век «воинствующего индивиду­ализма», когда люди привыкли боль­ше говорить, нежели слушать, боль­ше презентировать себя, чем воспри­нимать окружающих, он на удивление быстро понимал всех, часто даже быст­рее, чем человек успевал договорить. Читая чужие работы, диссертации, на которые нужно было дать отзыв, быстро ухватывал главную мысль, часто выводил следствия из работы намного интереснее авторских. Под­сказывал, какие более яркие результа­ты можно извлечь, при этом не напра­шиваясь в соавторы. Всегда старался улучшить чужой труд, и многие люди были ему благодарны за это.

Будучи ярким лидером, не старал­ся окружить себя людьми посредст­венными, которые могли бы создать ровный фон для его сверкания. Не боялся конкуренции, уважал творчес­кие личности, всегда оказывал под­держку и был абсолютно лишен чув­ства зависти. Ему нравился ответ Черчилля на вопрос, заданный ему: «Почему в Англии нет антисемитиз­ма?» - «Потому что англичане не считают себя глупее евреев».

Идеи вылетали из него фейервер­ком. Многие «опробовал» на мне, спрашивая: «Правда, гениально?» Я, как математик, бывало, находила в них логические ошибки, брюзжа: «Что же гениального в том, что из де­сяти идей только одна оказывается верной?» - «Зато у меня их много, а у других вообще ни одной». И был прав, потому что две верные идеи из двадцати - это уже много.

Никогда не зацикливался на од­ной идее. А. Н. Воронин в своих вос­поминаниях о Владимире Николае­виче, вошедших в сборник тезисов «Психология способностей», издан­ный к конференции, посвященной 50-летию В. Н. Дружинина, описыва­ет случай совместной работы над проблемой способностей. Результа­ты сложной обработки данных не подтвердили ни одной выдвинутой гипотезы, что обескуражило Влади­мира Николаевича, но ненадолго. Через полчаса он радостно сообщил, что все можно очень просто объяс­нить с помощью его новой теории способностей в разных условиях со­циального контроля. А. Н. Воронина смутило такое несоответствие их представлений о способностях полу­ченным результатам, и, перепроверив данные, он нашел ошибку в заданных параметрах. Повторная процедура обработки данных дала результаты, в общих чертах соответствующие прежним гипотезам. Сообщив о най­денной ошибке Владимиру Николае­вичу, он в ответ услышал: «Вот и мне на собственном опыте пришлось убе­диться, что в основе новой теории ча­сто лежит какая-то ошибка».

Жизнь заставила проверять идеи экспериментально. Этот опыт был обобщен в книге «Эксперименталь­ная психология», которая, судя по ко­личеству изданий, стала бестселле­ром у психологов еще до того, как ей присвоили гриф учебника. Психоло­ги говорят: ничего лучшего в этой области еще никто не написал. И не случайно на конференции, посвящен­ной 50-летию В. Н. Дружинина, рабо­та шла по двум направлениям: 1) спо­собности, одаренность, творчество и 2) экспериментальная психология.


Был талантлив сам - занимался изучением одаренности. Читая его статьи, вижу, что он описывал свое «одаренное детство». Обобщенный портрет талантливого человека, ко­торый Владимир Николаевич приво­дит в своих книгах и статьях, как будто списан с него. Это автоном­ность поведения, независимость в суждениях и поступках; высокая раз­витость эстетического чувства; эмо­циональная ранимость и повышен­ная тревожность. Нетипичное, с точ­ки зрения большинства, поведение одаренных людей создает проблемы в общении. Владимир Николаевич не мог понять «необходимости безуслов­ного принятия условных социальных отношений». Меня несколько смуща­ло то, что в работах Владимира Нико­лаевича в виде теории был изложен его личный опыт. Мне казалось, что каждый одаренный человек должен быть одарен по-своему. Прочитав воспоминания о муже А. В. Карпова, я поняла, что не только мне такие мысли в голову приходили. Оказы­вается, каждому психологу известна закономерность, «согласно которой то, чем предпочитает заниматься ученый, связано с теми личностными особенностями, которыми он сам ха­рактеризуется. Проще говоря, лич­ность во многом определяет пробле­матику, а проблематика в значитель­ной мере является ”зеркалом” личности ученого».

Далее А. В. Карпов пишет, что ча­ще всего «психолог предпочитает разрабатывать проблематику, свя­занную с такими особенностями пси­хики, которые у него самого предста­влены в дефицитарном виде. Это - своего рода проявление феномена психической компенсации на ”гно-

Автопортрет В. Н. Дружинина

Сеологическом уровне”... И именно в этом плане научная деятельность В. Н. Дружинина была исключением из данной закономерности. При всем многообразии палитры его научных интересов (а она действительно была очень обширна), главным предметом его изучения была все же проблема общих способностей, а также пробле­ма способностей в целом. Но именно ими он и обладал в ярко выраженной форме. Более того, предложив выде­лять ”триаду” общих способностей (по критерию их дифференциации с блоками приема, переработки и ис­пользования информации) - интел­лект, креативность, обучаемость, он, по существу, сам указал главные чер­ты своего ”когнитивного портрета”». Благодарю студенческого друга Вла­димира Николаевича за столь глубо­кий и безошибочный анализ его лич­ности и точность формулировок.


Интеллект, по мнению А. В. Кар­пова, был «сердцевиной» личности Владимира Николаевича и одновре­менно главным предметом его науч­ных интересов. Высочайшая обучае­мость и великолепная память позво­лили ему стать образованнейшим человеком нашего времени. Ярко вы­раженная креативность Владимира Николаевича, как совершенно верно отметил А. В. Карпов, «не требовала больших психофизиологических за­трат, была для него естественным и даже необходимым проявлением его натуры», «более того, она была имен­но потребностью». Творчество было источником его жизненных сил. Бо­лее того, он стремился каждый мо­мент прожить по-новому, отвергая штампы и шаблоны. Проявлялся как творческая воля. Я часто замечала, что даже его взгляды на одну и ту же проблему менялись в зависимости от его настроения и обстановки. Он не запоминал, что говорил, и, бывало, на один и тот же вопрос, заданный различными людьми в разное время, давал взаимоисключающие ответы. Когда я его ловила на слове, он отве­чал, что было бы гораздо хуже, если бы он всю жизнь твердил одно и то же. И это так, поскольку жесткая структуризация и кристаллизация информации означает для человека творческую смерть.

Он сам не замирал «в стойке» пе­ред авторитетами и не требовал от других безоговорочного принятия своих идей. Более того, ему даже нра­вилось, когда с ним спорят, и он про­сил психологов проверять его идеи. Он не настаивал на абсолютности ре­зультатов экспериментов, проведен­ных им самим, его аспирантами и дип­ломниками, понимая, что не на все вопросы можно получить ответ в эм­пирическом исследовании. И пред­лагал воспринимать эти результаты как иллюстрацию, а не как доказа­тельство. В своих книгах «Психоло­гия семьи» и «Варианты жизни» он говорит о том, что это лишь автор­ский взгляд на часть мира.

Владимир Николаевич не лишал других права на собственную картину мира. Когда вышла серия книг мате­матика А. Т. Фоменко о новой хроно­логии истории, образованным людям, чьи познания в истории превосходи­ли курс средней школы, было очевид­но, что предпринята попытка иска­жения истории. Владимир Николае­вич, прочитав пару книг А. Т. Фомен­ко, сказал: «Это, конечно, ерунда, но такие авторы полезны обществу тем, что бередят умы и заставляют ду­мать».

«Однако, как бы то ни было, с опре­деленной долей условности можно считать, что теория общих способно­стей, которую разрабатывал В. Н. Дру­жинин, одновременно в значительной степени - ”автобиографическая” тео­рия: это - теория ”про него самого”, теория, в которой ”продукт творче­ства” и сам ”творец” во многом совпа­дают - и гносеологически, и онтоло­гически» (из воспоминаний А. В. Кар­пова).

Но Владимир Николаевич ста­рался проверять свои теории. Идею о том, что в основе творчества лежит подражание, и чтобы включиться в деятельность по преобразованию че­ловеческой культуры, человек дол­жен овладеть способами творческого поведения через подражание друго­му, опробовал на себе. Он был роман­тик в душе и хороший поэт. Стихи писал с детства, но периодами. Было заметно, как его творческая актив­ность переключалась с науки на поэ­зию и обратно. Когда не шла научная мысль или не было благоприятных внешних факторов для осуществле­ния планов, он впадал в состояние, которое у обычного человека называ­ется депрессией, а для него это был уход в себя на неимоверные глубины, в которых он черпал поэтическое вдохновение. В начале 1990-х годов это состояние длилось год. Результа­том такой «отключки» от внешнего мира стали две сотни стихов.

Как-то он решил провести реви­зию написанного, оставил только то, что нравилось, и в мусор полетели пачки стихов, толстая тетрадь, вся исчерканная. Сердился, что не мо­жет написать лучше, на себя, конеч­но. Хочется снова процитировать А. В. Карпова, лучше которого об этом не скажешь: «Если перед ним возникала какая-то проблема, свя­занная с материалом, с заданным ему вопросом, а он не мог сразу же ее

Владимир Дружинин Из лирики

«Светлые печали, Легкая тоска…» - Стих готов к печати, Не дрожит рука.

Горные вершины… Плачут по лесам… решить, то он воспринимал это - не преувеличивая - как личную обиду: но обиду не на кого-то другого, а на себя - за то, что он чего-то не знает (пока). Но должен знать». При этом испытывая чувство внутреннего бес­покойства и дискомфорта. И одно­временно с освоением нового знания или дела шла шлифовка уже достиг­нутого. Перфекционизм - стремле­ние к совершенству - свойство ода­ренных людей, пишет Владимир Ни­колаевич в статьях об одаренности.

Эксперимент, поставленный на себе, заключался в следующем. Пом­ню как-то Владимир Николаевич сказал: «Мне нужно научиться по­дражать стилю любого поэта, освоить технику стихосложения, чтобы легко писать свои стихи». На это занятие ушло немало времени, он перечитывал автора за автором, впи­тывая, как губка, их мысли, вживаясь в стиль. Результат такой поэтиче­ской работы над собой - забавные пародии.

Давид Самойлов

Светлые печали, Легкая тоска По небу промчали, Словно облака. А под ним осталось Все, что я сберег: Легкость, свет и старость, Море и песок.

Кто об этом пишет, Уж не я ли сам?

Памятные строки, Вздохи при луне. Друг мой, друг далекий, Вспомни обо мне!

Тот же свет весенний И осенний цвет… Суриков, Есенин, Лермонтов и Фет.

Его университеты

Евгений Евтушенко Мои университеты

Ничего не кончал. Мы и сами - ребята с усами: На Пегасе летал под нью-йоркскими я небесами!

Ничему не учусь - лоб трещит, как еловые доски,

Ну, а коль захочу, то в момент становлюсь Циолковским.

И поэтов толпа предо мною стоит в

Униженье:

«Без диплома - беда, помоги стать

Учеными, Женя!»

Хорошист

Олег Хлебников

Тебе говорили: «Нам нужен хор!» - как хором я петь не хотел! Но так как учился на «отл.» и «хор.», старательно в хоре пел».

Начальник сказал (в баритоне -

«Нам Хлебников нужен свой!»

Я с детства начальников почитал:

Приказано петь - так пой.

Хоть я и учился на «отл.» и «хор.», Но в рифмах был не мастак. Но я бы любой пережил позор - Начальство решило так!

Издерганный, нервный терпенье

Тянул за хвосты котов,

Пролил потов, обтесал матерьял -

И новый поэт готов.

Из жизни фруктов

Андрей Вознесенский

«За что нас только бабы балуют?» «… две изумительные изюминки хоть и раскроются тебе в ответ…»

За что вы, девушки, поэтов любите?

Ведь четверть века тому назад

Не только высохшие изюминки,

Но даже спелый был виноград!

От старой дачи ключи заброшены.

Где дубликаты?

Пуста кровать.

Изюм дается уже не дешево -

Порой приходится и покупать…

Монолог

Андрей Вознесенский

На суде, в раю или в аду, скажет он, когда придут истцы: «Я любил двух женщин, как одну. Хоть они совсем не близнецы». Все равно что скажут, все равно! Не дослушивая ответ, он двустворчатое окно застегнет на черный шпингалет.


. «- Я любил всех женщин, как одну… Если спросят на суде истцы: «Алименты не платил кому?!» - Отверчусь, скажу, что близнецы.

Разобраться с ними мудрено… Ведь когда супруг хватал за грудь, Выходил в открытое окно, Забывая что-то застегнуть…»


Плоды просвещенья

Астрофизики учебник Как-то в руки мне попал, И великое смущенье Я душою испытал:

Нету бога в мирозданье – Дед неправду говорил! Нет светил - и слух тиранят Хоры жутких черных дыр!

Я такое, братцы, знаю – Громко вымолвить нельзя: Не прямая, а кривая Нас теперь ведет стезя.

Прежде говорил с богами Иль со звездами поэт, А теперь живем во сраме… Потому что бога нет!

Пишем плоско, мыслим мелко И беседуем порой Толь с летающей тарелкой, Толи с черною дырой…

Беспощадна суть познанья Страшно логика ясна… Нету бога в мирозданье, Есть пространства кривизна… Разбегание галактик, Тяжкий холод черных дыр. Ни душой, ни мыслью бренной Не объять мне этих сил! Где вы, где вы во вселенной, Хоры стройные светил?..

Паршинская весна Белла Ахмадулина

День поэзии

«Не в Паршино хожу дорогой Паршинской…»

«Пропустит если - в Паршино иду».

«…Но знала: главный хмель покуда не почат».

«И хочется простейшего какого-то:

Нравоученья, вещи и числа…

Но ничему не верит ум испуганный

И малых величин не признает…»

Я помню: прохожу дорогой

Паршинской

(Кто мил себе, тот в Паршине

Но скука, но - томление! Не

Спрашивай!

Хожу и жду, покуда хмель пройдет.

Ах, нет - взойдет! Он больше

Уважаем мной,

Когда на нем цветения печать,

Но отчего я расточаю жалобы,

Что главный хмель покуда не

Не верит ум цветению черемухи.

По Паршину движеньем круговым

Скольжу, а семантические промахи

Я объясню круженьем головы.

И хочется простейшего какого-то:

Нравоученья или сигарет…

Изменник, ум! Жить в Паршине

Рискованно,

Пока луной лица бледнеет цвет.

Пока не понимает ум испуганный

Ни малых, ни великих величин,

Текст, вдохновленный паршинскою

От болдинских стихов не отличим…


После подобных упражнений, ког­да Владимир Николаевич долго наби­вал руку на подражании, появились сотни две стихов, уже ни на чьи не по­хожих. Когда они попали в руки к известному поэту Григорию Поженяну, он часть из них опубликовал в «Ли­тературной газете» (14.07.93, № 28) со своим предисловием, несколько строк из которого приведены ниже.

Он истинный поэт и настоящий мастер. В этом легко убедиться:

Мне нечего делать

В проулках твоей Братиславы.

Как нищему в банке,

Скопцу в мусульманском раю.

Пора возноситься,

Мы руки сплетаем, как травы.

Мы прыгаем с ходу в небесный

Точно. Жестко, вызывающе. Но ка­ Жется, что за вызовом должно что-то Обязательно открыться.

Оказывается, огорчение. Не част­ Ное, личное, а обращенное ко всему су­ Щему. Не декларация, а горький выдох После раздумья.

Облезшие стены

Укрылись за утренней дымкой.

И новое время

Отпущено Богом в кредит,

И надо спускаться, бродить

Среди вас невидимкой.

Узнать: для чего же?

И, только узнав, уходить.

Я листаю тяжелую стопку сти­хов. Плод работы долгих лет. Чаще бывает, когда мучительно ищешь, за что бы уцепиться, доказывая правоту необходимости публика­ции. На этот раз я ловлю себя на том, что хочется процитировать и то, и это.

Мне, напрочь лишенной поэтиче­ских способностей, всегда было ин­тересно, как люди пишут стихи. Муж мне на этот вопрос ответить не мог. Но однажды я наблюдала этот процесс. Владимир Николаевич ушел в себя, не замечая моего присутствия. Взял лист бумаги, и, не отрываясь, записал стих. На вопрос: «Как это получилось?» - ответил: «Почувст­вовал гул в голове, который сложил­ся в строки». Хочу еще раз согла­ситься с А. В. Карповым в том, что креативность была для Владимира Николаевича потребностью, жизнен­ной необходимостью. В статье «Психология творчества», описывая процесс стихосложения, он передает свой собственный опыт. «Пишущий стихотворение пишет его прежде всего потому, что стихосложение - колоссальный ускоритель сознания, мышления, миросозерцания. Испы­тав это ускорение единожды, человек уже не в состоянии отказаться от повторения этого опыта, он впадает в зависимость от этого процесса, как впадает в зависимость от наркотиков и алкоголя. Человек, находящийся в подобной зависимости от языка, я по­лагаю, и называется поэтом. Это со­стояние безличия, в котором нахо­дится поэт, когда отсутствует ощуще­ние личной инициативы и не чувствуется личной заслуги при соз­дании творческого продукта, в чело­века как бы вселяется чуждый дух, или ему внушают мысли, образы, чувства извне. Это переживание при­водит к неожиданному эффекту: тво­рец начинает с равнодушием отно­ситься к своим творениям или, более того, с отвращением».

Видимо, поэтому Владимир Ни­колаевич без сожаления выбрасывал стихи пачками и, улавливая идеи из космоса, щедро транслировал их в окружающую среду, оплодотворяя ее. Сейчас больно осознавать, как много мы потеряли.

ДРУЖИНИН Николай Петрович (6.12.1858, дер. Маклаково Никольской вол. Угличского уезда — 1941, Ленинград) — журналист, издатель и общественный деятель.

Отец его был мещанином г. Углича, мать происходила из крепостных графа Шереметьева. Образование Дружинин получил в Московском коммерческом училище(1871−79), некоторое время был вольнослушателем Демидовского юридического лицея , затем с 1881 по 1884 посещал лекции на юридическом факультете Петербургского университета.

В 1898 он начал сотрудничать с газетой« Северный Край », являясь её собственным корреспондентом в Санкт -Петербурге. В 1899 провел около полугода в Англии, большей частью в Оксфорде, где состоял студентом-пансионером колледжа и слушал лекции в университете. Еще во время учебы в Петербурге Дружинин начал печататься в журналах« Нива», «Иллюстрированный мир», «Живописное обозрение», «Мысль», «Русское богатство».

По приезде в Ярославль в 1901 он активно занялся журналистской деятельностью в «Северном крае». После смерти редактора Э.Г. Фалька стал его фактическим преемником в редакционном комитете Товарищества по изданию газеты. В 1906 «Северный край» был закрыт властями, посчитавшими опасными настроения его редакции. Дружинин никогда не отличался радикальными взглядами. Ему ближе была реформаторская позиция, занятая умеренной частью российских либералов. Не случайно с момента основания партии конституционных демократов(кадетов) Дружинин примкнул к ней и вскоре стал одним из самых активных членов кадетской организации в Ярославле. В апреле 1906 года он временно возглавил губернский комитет конституционных демократов, позже являлся секретарем комитета.

В 1909 совместно с К.Ф. Некрасовым Дружинин основал газету« Голос », близкую по своей политической направленности к кадетам. Затем, отказавшись от издательских прав, был приглашен на место главного редактора и занимал его в течение восьми лет. Очень быстро« Голос» стал ведущим печатным органом в губернии, что в немалой мере было заслугой его редактора.

В 1912 Дружинин был выдвинут кандидатом на выборах в IV Государственную Думу, но местные власти сделали все для того, чтобы отсеять его кандидатуру. С тем же результатом завершилась и повторная попытка Дружинина пройти в Думу на следующий год на дополнительных выборах.

Дружинин был также известен как юрист, занимавшийся вопросами представительных учреждений и крестьянского самоуправления. Работая в газетах, он активно разъяснял идеи самоуправления и создания представительных органов(было опубликовано более 200 его статей в ярославских газетах). Февральскую революцию 1917 он встретил с радостью, увидев в ней начало эры долгожданной свободы, но очень скоро радужные надежды сменились разочарованием. «Голос» занял последовательную позицию, выступая против стремления радикальных партий повести Россию по рискованному пути социалистических экспериментов. Ярославские большевики зачислили газету и ее редактора в разряд главных врагов, и сразу после Октябрьского переворота« Голос» был закрыт. Некоторое время газета выходила под названием« Свободное слово», но Дружинин в это время все более и более отходил от политики.

Летом 1918 в дни антибольшевистского восстания он оказался в Ярославле, однако отверг все предложения о сотрудничестве со стороны руководителей восстания. Когда восстание было подавлено, Дружинин был арестован, 42 дня провел в тюрьме, но был отпущен на свободу за отсутствием вины. После этого он уехал в село Мулино Рыбинского уезда, где было небольшое имение родителей, и безвыездно прожил там около десяти лет. Здесь он возобновил педагогическую деятельность: читал лекции в воскресной школе повышения знаний, а затем работал учителем школы в Александровой Пустыни .

В это время Дружинин, как и многие другие, увлекся краеведческой работой. Он был членом местных краеведческих обществ(Ярославского естественно-исторического и краеведческого; Рыбинского научного), участвовал в работе краеведческих съездов, организованных Рыбинским научным обществом, много печатался в журналах« Краеведение», «Наш труд», «Школа и жизнь».

В 1926 Дружинин был снова арестован по обвинению в связях с Ярославским мятежом и вместе с семьей сослан в Липецк. В начале 30-х гг. он переехал в Ленинград. К тому времени он уже отошел от литературной деятельности и занимался приведением в порядок своего архива. Архив его находится в РНБ в Санкт-Петербурге.

Правьте на звезды…: Рыбинский край в отечественной науке XIX - XX в. - Рыбинск: Рыбинское подворье, 1999.

Соч.:

Волостное правление и волостной старшина. - СПб., 1898;

Волостной сход. - М., 1905;

Мещане, их положение и нужды. - М., 1906;

Формы правления // Избиратели и народные представители. - М., 1906;

Право и личность крестьянина. - Ярославль, 1912;

Мещанское движение 1905-1917 гг. - Ярославль, 1917;

Из истории крестьянства. - Рыбинск, 1927;

Покушение на новое закрепощение крестьян перед революцией 1905 г. - Рыбинск, 1927.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Глава 1 Наука индивидуальной жизни

1.1 Важнейшие идеи

1.2 В качестве гипотезы

Глава 2 Жизнь

2.1 Жизнь как предисловие

2.2 Жизнь как творчество

2.3 Жизнь как достижение

2.4 Жизнь- СОН

2.5 Жизнь по правилам

2.6 Жизнь -время препровождение

2.7 Жизнь против жизни

Заключение

Список литературы

Введение

Окончил психологический факультет и факультет биологии Ярославского государственного университета (1978). Доктор психологических наук (1991); профессор филиала кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ при Институте психологии РАН (1993); зам. директора Института психологии РАН (1992-2001).

Основные научные результаты: разработаны обобщенная вероятностная модель теста и ее модификации, позволяющие рассчитать необходимое и достаточное число заданий в тесте, число уровней трудности и вариантов ответа, а также определить тип измерительной шкалы; предложена концепция экологической валидности теста, разработана типология психодиагностических ситуаций, экспериментально выявлена зависимость валидности теста от ситуативных влияний и мотивации испытуемого; выявлены факторы социальной микросреды, влияющей на развитие креативности детей, предложены методики диагностики и развития креативности в ситуационно-ролевых играх.

На основе модификации логики действия разработана процедура описания структуры и процесса психологического эмпирического исследования, предложена двухмерная классификация психологических методов. Сконструированы методики диагностики математических способностей (тест математических аналогий), мнемических способностей и способности к манипулированию пространственными представлениями на учебном материале.

Область научных интересов: психология личности, дифференциальная психометрика, психология и психодиагностика общих способностей, психология развития, теория психологического эксперимента.

К экзистенциальным проблемам человек обычно обращается в минуты кризиса, потому что именно в это время с особой отчетливостью осознается и проживается становящаяся почти материальной граница между бытием и небытием, между смыслом и бессмысленностью, между одним выбором и другим.

«Экзистенциалистов легче, чем других людей, на мой взгляд, разделить на пессимистов и оптимистов. Дружинин -- из породы трезвомыслящих оптимистов. Хотя, по-видимому, для него обращение к проблемам экзистенциальной психологии было неслучайным.»

Что я теперь могу --

Мальчик, мужчина, старик?

Встать на другом берегу

И отозваться на крик...

Он пытается по-своему осмыслить предмет экзистенциальной психологии, понять роль психолога в жизни. Для него экзистенциальная психология -- это наука о том, как человеческая судьба зависит от отношения человека к жизни и к смерти; наука о разнообразии человеческой жизни; наука о человеческом сознании и субъективной реальности, которая есть отражение жизни в образе индивидуального жизненного пути.

Иногда оценка Дружининым значения профессии психолога кажется циничной:

«Психолог и психотерапевт стремятся помочь ближнему своему, и тем более -- дальнему (поскольку -- за плату), решить жизненные проблемы. Но порой психолог напоминает спасателя, который бросается на помощь тонущему в бушующем море человеку, не только не имея при себе акваланга, но и вообще не умея плавать».

Что -- несправедливо? По-моему, честно по отношению ко многим практическим психологам, которые надеются, что добрые намерения и сопереживание явятся адекватной заменой профессиональным навыкам.

Парки выпрядут нити

И порвут не спеша...

Доктор Фауст, скажите,

Что такое душа?

Глава 1 Наука индивидуальной жизни

1.1 Важнейшие идеи

Дружинина интересует не вообще психолог-практик, а экзистенциальный психолог, который не пытается помочь человеку жить, а описывает и объясняет жизнь.

Важнейшими идеями, на которые опирается Дружинин являются следующие. Существуют независимые от индивида, изобретенные человечеством и воспроизводящиеся во времени варианты жизни. Человек в зависимости от конкретных обстоятельств может выбрать тот или иной, но вариант жизни может быть ему и навязан.

Понятие «вариант жизни» является целостной психологической характеристикой индивидуального бытия и определяется типом отношения человека к жизни. Существуют психологические параметры, с помощью которых можно дать описание вариантов жизни, но они трудноформализуемы, хотя и поддаются вербализации.

Вариант жизни формирует человеческую личность, «типизирует» ее. Индивид превращается в представителя «жизненного личностного типа». Он «входит» в жизнь, в тот или иной вариант жизни, используя свои способности, темперамент, характер, а «выходит» -- типизированной личностью. Возможна смена варианта жизни.

1.2 В качестве гипотезы

биографический научный профессия психолог

Дружинин приводит семь вариантов жизни, каждый из которых глубоко и подробно анализируется. И, между прочим, далеко не беспристрастно, как этого требует естественно-научная парадигма.

В.Н. Дружинин демонстративно не пытается сковать себя постулатами пресловутой «научности».

Он предупреждает, что это не научное исследование, а, возможно, лишь одна большая гипотеза.

Дружинин считает, что шарж, гротеск могут быть способами познания жизни, поэтому смело и талантливо использует их при описании вариантов жизни.

Варианты жизни являются результатом общественного бытия, в них индивид либо включается помимо своей воли, либо активно их выбирает. Варианты жизни типизируют его личность.

Дружинин считает, что у Адлера, например, понятие «стиль жизни» работает в пределах только одного из вариантов жизни: «жизнь-целедостижение».

Виктор Франкл, в свою очередь, признает только такой вариант, как «жизнь-служение».

Рассматривая наиболее типичные, «полярные» варианты жизни, В.Н. Дружинин в качестве критерия ориентируется на введенное К.А. Абульхановой понятие «своевременность» -- оптимальное согласование временной структуры деятельности с внешними социальными изменениями, разрешение противоречий между временем личностным и социальным.

Глава 2. Жизнь

2.1 Жизнь как предисловие

В качестве одного из вариантов жизни Дружинин описывает жизнь как предисловие. Текущая жизнь рассматривается как подготовка к «жизни настоящей», «жизни подлинной». По сути дела, вся жизнь превращается в поиск.

На чем основана субъективная модель мира, в которой существование человека расценивается как подготовка к жизни? По мнению Дружинина, на гипертрофированной способности человека строить прогноз и идеальные планы будущего. Особенно ярко это проявляется в различных религиях, для которых земная жизнь, единственная и неповторимая, рассматривается как юдоль страданий, как подготовка к иной жизни, более совершенной. Такой подход к существованию ярко выражен в афоризме Андрея Кнышева: «Нужно всю жизнь работать над собой, чтобы к смерти стать как можно лучше».

2.2 Жизнь как творчество

Этот вариант, без сомнения, является наиболее привлекательным для автора. По Дружинину, творческий процесс -- внутренний, интрапсихический. Идея -- первична, а внешняя ее реализация в тексте, нотной записи, на CD или на бетонной стене -- вторична.

Человек, находящийся в творческом состоянии, как бы отдается своей психической реальности. Точнее можно сказать: человек рефлексирующий становится пассивным соучастником жизни своего «второго Я» -- человека творческого. Человек, реализующий эту стратегию жизни, вынужден координировать два потока своей жизни -- «внутренний (творческий)» и «внешний». Понятно, что для него «жизнь духа» важнее.

2.3 Жизнь как достижение

Данный вариант по многим позициям противостоит предыдущему, поскольку человек действия выбирает «внешний» поток жизни», а не «внутренний». Человек действия должен различать поражения и победы, а творческий человек может этим пренебречь, более того -- черно-белая оценка мира препятствует творческой реализации: «Но поражений от победы ты сам не должен отличать». Но вот ведь что важно: именно человек действия -- это тип личности, наиболее одобряемый западной цивилизацией! Это такой человек, который ясно осознает, чего он хочет, и уверен, что его успехи и неудачи зависят только от него (у него интернальный локус контроля).

Дружинин отнюдь не симпатизирует такому человеку, как можно было бы предположить. Он крайне негативно относится к личности, перед которой большинство российских психологов привыкли преклоняться -- к личности самоактуализирующейся. В.Н. Дружинин цитирует А. Маслоу, сопровождая это своим комментарием: «Самоактуализирующийся человек принимает себя таким, какой он есть. У него нет чувства вины, стыда и тревоги. Он ощущает радость жизни. «Он освободил себя «от такой химеры, как совесть». Ну и мерзавец этот самоактуализирующийся человек!». И далее: «Лично у меня при чтении книг Маслоу вместо розового, сахарного, портрета «самоактуализирующейся» личности перед глазами встает портрет эгоцентрика и эгоиста, «объективно» и спокойно взирающего на окружающее, безразличного к болям и тревогам этого мира, с младенческой непосредственностью реализующего свою «самость» без оглядки на окружающих и не испытывающего чувства стыда и угрызений совести».

Так-то вот!

2.4 Жизнь - СОН

Желанный вариант для всех, чей груз бед, трудов и забот неподъемен. Такая жизнь порождается стремлением погрузиться в мир, где нет проблем, боли, тревоги, а есть покой и блаженство.

Спектр вариантов ухода огромен: от алкоголизма до Интернет-зависимости. Вопрос вопросов: возможно, причина ухода людей в такой мир не только в их индивидуально-психологических особенностях и социальной ситуации, но и в том, что социально одобряемые варианты жизни требуют от человека невозможного?

2.5 Жизнь по правилам

Еще один вариант жизненной стратегии. Выбравший «жизнь по правилам» избавляет себя от тревог за будущее, за результаты своих поступков и вообще от чувства неопределенности. Все его заботы и тревоги связаны с внешними событиями, которые могут нарушить его жизнь и жизнь его близких. Но если все вокруг стремятся нарушать правила, то человек, их соблюдающий, оказывается в тяжелой ситуации -- в положении вечного «козла отпущения». И тогда уверенность человека в будущем заменяется постоянной тревогой за свою судьбу и судьбу тех, кто ему доверился. Именно поэтому люди, живущие по правилам, -- главная потенциальная клиентура психотерапевтов, психоаналитиков, экстрасенсов, колдунов, народных целителей. Жизнь по правилам -- это жизнь большинства.

2.6 Жизнь - время препровождение

Это путь людей, которым «нечего больше желать». Главный порок этого варианта жизни -- отсутствие прошлого и бесконечность настоящего. Фактически -- это бегство от скуки. Структурировать время такому человеку можно двумя путями: пуститься в активный поиск наслаждений, развлечений, приключений и т. д. или же отдать свою судьбу в руки «организаторов времени», которые, согласно Берну, особо ценятся в современном мире. «Организаторы времени» обеспечивают человеку множество вариантов времяпрепровождения: он забывает о несуществующем смысле жизни и заполняет настоящее событиями, а прошлое -- воспоминаниями.

2.7 Жизнь против жизни

Такой вариант выбирают люди, для которых агрессия и ненависть стали привычными состояниями, люди, получившие глобальную психологическую травму. Жизнь для них становится борьбой. Человек объявляет войну окружающему миру, но при этом объявляет войну и себе, так как он часть этого мира и не может без него существовать. Жизнь против жизни -- «антимир», пожирающий повседневное человеческое бытие.

Воистину люди, примкнувшие к этому варианту человеческого существования или выбравшие его, являются послами смерти, воображая себя борцами со злом. Внутренним условием выбора варианта жизни против жизни Дружинин считает чрезвычайно сильную эмоциональную чувствительность и ригидность психики некоторых людей с бедной душевной жизнью и экстравертированным сознанием.

Заключение

Читая Владимира Николаевича Дружинина, восхищаешься блестящим языком, точными сравнениями, яркими пассажами, безграничной эрудицией автора, неожиданными и меткими цитатами.

«Перед нами не тяжеловесный научный труд, а изящное психолого-философское эссе, которое с легкостью расправляется со стереотипами психологического мышления. Прекрасно, что такая книга есть. Грустно, что из семи вариантов жизни только один по-настоящему конструктивен -- жизнь-творчество. Но это -- с привычных, шаблонных позиций. В конце концов, например, и жизнь-сон, и жизнь по правилам имеют массу привлекательных сторон! Жаль, что не описан в книге вариант «жизнь как служение», несколько раз упоминаемый. Размышляя о содержании каждого описанного варианта жизни, я часто задавался вопросом: а сам автор, постигший важнейшие жизненные стратегии, он-то какой вариант предпочел?»

Владимир Николаевич обладал удивительным даром экзистенциального конструктора: он сумел собрать свою короткую, яркую, уникальную жизнь из отдельных элементов, кусочков мозаики так, что она не смогла вместиться даже в его собственную типологию. Наверное, это особенность по-настоящему талантливых людей.

Наш говор все тише,

Поскольку от музы почет --

Не тем, кто напишет,

А тем, кто найдет и прочтет.

Список литературы

1. Журнал № 35/2001 "Школьный психолог" издательского дома «Первое сентября»

2. В. Н. Дружинин. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии. - М.: ПЕР СЭ, 2005

3. Афоризмы Андрея Кнышева «Уколы пера или Тоже книга 3»

4. Интернет-сайт http://jungland.ru Варианты жизни по В.Н. Дружинину

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Проблема и направления развития дифференциальной психологии. Личность как объект исследования дифференциальной психологии и психодиагностики. Зависимость индивидуальных достижений от динамических особенностей психической деятельности и поведения.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2011

    Краткие биографические сведения из жизни известного психолога А. Маслоу. Сущность, основные концепции и принципы гуманистической теории личности. Концепция самоактуализации А. Маслоу, ее фундаментальные положения. Иерархия человеческих потребностей.

    презентация , добавлен 29.04.2014

    Краткие биографические сведения из жизни известного психолога Э. Фромма. Сущность теории личности Фромма. Основные концепции и принципы гуманистической теории. Экзистенциальные потребности человека. Непродуктивные и продуктивные социальные типы характера.

    презентация , добавлен 02.03.2012

    Исследование жизненного пути психолога Альфреда Адлера. Изучение его концепции индивидуальной теории личности. Описания достижений исследований в области изучения психологии людей. Характеристика основных понятий и положений в индивидуальной психологии.

    реферат , добавлен 21.12.2014

    Краткие биографические сведения о Карле Юнге. Его основные заслуги и учения о личности в психологии. Аналитическая психология Юнга: основные концепции и принципы. Отличия аналитической психологии и психотерапии Юнга от фрейдовского психоанализа.

    контрольная работа , добавлен 10.08.2009

    Предмет и принципы психодиагностики в медицине, менеджменте, криминалогии. Основные методы психодиагностики: операционализация, верификация; их классификация. Понятие личности в психологии. Тесты как вид психодиагностики. Многофакторные тест-опросники.

    контрольная работа , добавлен 06.12.2007

    Понятие о личности в психологии, ее структура. Отличительные черты индивида, личности, индивидуальности. Обзор основных теорий: психоанализ, бихевиоризм, когнитивизм, гуманистические и интеракционистские теории, деятельностные и диспозициональные идеи.

    презентация , добавлен 04.05.2011

    Мотивы выбора деятельности психолога. Сценарные предпосылки выбора профессии. Ранние решения как формулы поведения, формирующиеся в ответ на родительские послания. Доказательство существования связи между ранними решениями личности и ее выбором профессии.

    дипломная работа , добавлен 02.02.2017

    Краткие биографические сведения о жизни Иоанна Дамаскина, обзор его основных трудов. Анализ взглядов Иоанна Дамаскина на познавательную, эмоциональную и поведенческую сферы в отечественной истории психологии. Методы исследования психологических явлений.

    дипломная работа , добавлен 16.06.2010

    Общая и дифференциальная психометрика. Ее отношение к психодиагностике и дифференциальной психологии. Понятие надежности. Содержательная, эмпирическая, конструктная и дискриминантная валидность. Стандартизация тестов и репрезентативность тестовых норм.

В. Н. Дружинин

Психология общих способностей.

Предисловие к третьему изданию

Общепризнанным можно считать тот факт, что основная трудность в развитии исследований способностей связана с определением того, что есть способности. На житейском, донаучном уровне понимание способностей, казалось бы, не представляет трудностей. Однако над научной разработкой проблемы способностей в какой-то мере еще довлеют мнения, которые сложились в предшествующий период. Еще со времен Аристотеля и средневековой схоластики способности рассматривались как некоторые скрытые «качества», «силы», «сущности» и т. п. За способностями стоит какой-то элемент таинственности.

И если в 1923 году Эдуард Клапаред, профессор Женевского университета, пробуя дать определение способностей, отмечал сложность этой задачи и ограничивался утверждением, что «в наиболее общей форме способность можно определить как всякое психическое и физическое свойство индивида, взятое под углом зрения его практического применения (реализации)», то и спустя 20 лет советский психолог Б. М. Теплов писал: «Я не предполагаю дать общую теорию одаренности, не предполагаю даже развить какую-либо гипотезу о том, какова должна быть такая теория. В настоящее время это еще не исполнимо. Мало того, всякие попытки сочинять теории или гипотезы о природе одаренности при том запасе положительных знаний, которыми мы сейчас обладаем, вредны. Общая теория должна создаваться в результате большой работы по изучению конкретных фактов и частных закономерностей. В исследовании одаренности советская психология только еще приступает к этому, и научно обработанный материал, которым мы располагаем, пока очень невелик».

Другой известный советский психолог С. Л. Рубинштейн в это же время писал: «Способности… в учебном арсенале… служили нередко для того, чтобы избавиться от необходимости вскрыть закономерности протекания психических процессов. Поэтому современная научная психология выросла в значительной мере в борьбе против психологии способностей… Ввиду этого, прежде чем вводить понятие "способности" в систему психологической науки, необходимо также очертить его истинное содержание».

Монография В. Н. Дружинина, посвященная проблеме общих способностей, была подготовлена в рамках проекта «Индивидуализация обучения на основе личностно ориентированного учебного плана общеобразовательной школы» и опубликована в 1995 году. После этого она была издана дважды и получила самую благоприятную оценку как со стороны академической общественности, так и со стороны практических работников образования.

Эта книга содержит уникальный материал по характеристике основных подходов к изучению общих интеллектуальных способностей с глубокой авторской интерпретацией и оценкой. Автор рассматривает теоретические и экспериментально-диагностические подходы к пониманию сущности и структуры интеллекта, креативности и ее диагностике, развитию творческих способностей.

Книга отличается и тем, что написана ясным и научным языком, описывает современный инструментарий диагностики интеллекта и креативности и будет полезна для всех, кто интересуется психологией.

Доктор психологических наук, профессор,

академик РАО В. Д. Шадриков

апрель, 2006

В основу этой книги положен курс лекций, который я читаю на факультете психологии МГУ им. Ломоносова и факультете начальных классов МШУ.

Однако я старался не заниматься популяризацией, объяснением «азов» и т. д. Данная книга – часть непрерывного диалога между членами профессионального сообщества. В основном она написана для специалистов-психологов и для студентов 4-5-х курсов. Я постарался изложить факты, прибегая к теоретическим интерпретациям лишь по мере необходимости. Соблюдена ли эта мера – судить читателю.

Существованием и развитием психологии способностей как научного направления отечественной психологии в советский период мы обязаны в первую очередь Б. М. Теплову и его школе. Нельзя не отдать должное добросовестности исследователей, богатству фактических результатов и методических находок.

Второе имя – имя К. К. Платонова, чья книга «Проблемы способностей» долгое время оставалась главным руководством для преподавателей и психологов-практиков. Хотя К. К. Платонов был в большей мере популяризатором, чем теоретиком, и в большей мере практиком, нежели экспериментатором и методистом (что сказалось на содержании его монографии), роль его работы в возрождении и поддержании интереса психологов к психологическим и прикладным проблемам способностей очень велика.

В 60-70-е годы исследовательская работа в области психологии способностей разделилась на ряд частных направлений: изучение математических, психических, литературных и прочих способностей. В этой связи следует упомянуть о В. Д. Шадрикове. Отечественная психология обязана ему разработкой и осуществлением ряда исследовательских программ в области профессиональных и общих способностей, а главное – возобновлением работы по осмыслению теоретических оснований психологии общих способностей.

Можно было бы назвать не один десяток российских исследователей, внесших свой вклад в разработку проблем психологии и психодиагностики способностей. Частично это и сделано в книге. Авторы, чьи работы я по случайности или по неведению не упомянул, надеюсь, простят меня.

Книга посвящена, как следует из названия, проблемам психологии и психодиагностики общих способностей, поэтому в ней нет изложения исследований и разработок в области психологии специальных способностей, психологии профессиональных способностей и т. д. Меньше, чем хотелось бы, уделено внимания общим проблемам психодиагностики. Практически не удалось осветить проблему обучаемости. Автор не специалист в этой области, но труды отечественных и зарубежных педагогических психологов содержат достаточно соответствующей информации.

Автор благодарит аспирантов и сотрудников лаборатории психологии способностей Института психологии РАН, чьи исследования дали материал для книги: Е. Г. Алиеву, А. Н. Воронина, Т. В. Галкину, Н. М. Гнатко, Е. Ю. Самсонову, Н. В. Хаз-ратову, Л. Г. Хуснутдинову, А. Э. Чернина, Ф. М. Юсупова.

Особо хочу поблагодарить за помощь в подготовке рукописи к печати А. Б. Барсукову и Е. В. Толоконникову.