За что некрасов любит свою родину. Тема родины в русской поэзии. О чем это стихотворение

Тема родины занимает одно из ведущих мест в творчестве Некрасова. В произведениях, посвященных этой теме, поэт затрагивает наиболее острые проблемы своего времени. Для Некрасова была актуальна проблема рабства. Однако он рассматривал ее несколько в другом аспекте. Поэта прежде всего волнует рабская покорность крестьян. Это объясняется тем, что поэт видел в крестьянстве подлинную силу, способную обновить и возродить современную ему Россию. В стихотворении «Железная дорога» автор показывает, что идеи рабского смирения очень сильны в народе, даже тяжелый труд и нищета не могут изменить его мировоззрение:

Грабили нас грамотеи-десятники,

Секло начальство, давила нужда

Все претерпели мы, божий ратники,

Мирные дети труда!

Образ народа в стихотворении трагичен и масштабен. Автор искренним сочувствием рассказывает о тяжелой участи строителей. Иногда повествование приобретает характер документального свидетельства:

Видишь, стоит, изможден лихорадкою,

Великорослый, больной белорус;

Губы бескровные, веки упавшие,

Язвы на тощих руках,

Вечно в воде по колено стоявшие

Ноги опухли, колтун в волосах.

Описание бедствий народа поэт заканчивает восклицанием:

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную --

Вынесет все, что Господь ни пошлет!

Вынесет все -- и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе...

Однако эти оптимистические строки заканчиваются горьким приговором поэта:

Жаль только -- жить в эту пору прекрасную

Уж не придется -- ни мне, ни тебе.

Поэт не надеется на то, что положение народа улучшится в скором будущем прежде всего потому, что сам народ смирился со своей участью.

Подчеркивая это, Некрасов заканчивает стихотворение безобразной сценой, которая еще раз доказывает, что психология крестьян-строителей -- это психология холопов:

Выпряг народ лошадей -- и купчину

С криком ура! по дороге помчал...

Образ России, «одержимой холопским недугом», возникает и в стихотворении «Размышления у парадного подъезда». Поэт идет от изображения городских сцен к описанию мужицкой России. Перед нами предстают образы крестьян-ходоков:

Армячишко худой на плечах,

По котомке на спинах согнутых,

Крест на шее и кровь на ногах...

Крест -- это символ мученичества, которое суждено нести крестьянину. Но поэт не только говорит о тяжелой участи крестьянства. Он стремится показать глубину страданий всей народной России. Обобщенный образ страдающей Руси возникает в песне-стоне мужиков:

Родная земля!

Назови мне такую обитель,

Я такого угла не видал,

Где бы сеятель твой и хранитель,

Где бы русский мужик не стонал...

В этой части стихотворения Некрасов использует традиции русской песни. Поэт часто употребляет повторы, характерные для народной поэзии:

Стонет он по полям, по дорогам,

Стонет он по тюрьмам, по острогам,

В рудниках, на железной цепи,

Стонет он под овином, под стогом,

Под телегой, ночуя в степи...

Сочувствуя народному горю, Некрасов в то же время утверждает, что только сами крестьяне могут избавить себя от страданий. В конце стихотворения поэт спрашивает русский народ:

Что же значит твой стон бесконечный?

Ты проснешься ль, исполненный сил?..

Некрасов верит в пробуждение народа, недаром в поэме «Кому на Руси жить хорошо» он с большой выразительностью рисует образы крестьян-борцов.

С искренней симпатией показаны в поэме Ермил Гирин, Яким Нагой, Савелий -- богатырь святорусский. Некрасов также широко использовал в своих произведениях приемы народного творчества. Это, прежде всего, отразилось в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Уже первые строчки поэмы вводят нас в мир народной сказки:

В каком году -- рассчитывай,

В какой земле -- угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков...

Поэт сумел передать живую речь народа, его песни, присказки и поговорки, вобравшие в себя вековую мудрость, лукавый юмор, печаль и радость.

Некрасов считает своей родиной именно народную Россию. Все свое творчество он посвятил служению народным интересам, так как видел в этом главную задачу поэзии. Некрасов в своем творчестве утверждает принцип гражданственности поэзии. В стихотворениb «Поэт и гражданин» он говорит:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан!

Это вовсе не означает: не будь поэтом, а будь гражданином. Для Некрасова истинный поэт -- это и есть «отечества достойный сын». Подводя итог своему творчеству, Некрасов признавался:

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил -- и сердцем я спокоен...

Таким образом, поэт видел смысл своего творчества именно в служении отечеству, поэтому тема родины занимает одно из ведущих мест в их поэзии.

Лермонтова и Некрасова. В произведениях, посвященных этой теме, каждый из поэтов затрагивает наиболее острые проблемы своего времени. Расцвет творчества Лермонтова приходится на тридцатые годы девятнадцатого века, то есть на время реакции, наступившей после разгрома восстания декабристов. Естественно, что эти мотивы нашли отражение в произведениях Лермонтова, посвященных родине. рисует жандармскую Россию. В стихотворении «Жалобы турка» он с горечью восклицает: Там стонет от рабства и царей.

Друг! этот край… моя отчизна!

Поэт возмущен тем, что власть стремится подавить всякое проявление свободной мысли. В стихотворении «Прощай, немытая Россия» он сетует на то, что постоянный самодержавно-полицейский гнет превратил Россию в «страну рабов» с «голубыми мундирами». Проблема рабства была актуальна и для Некрасова.

Однако он рассматривал ее несколько в другом аспекте. Поэта прежде всего волнует рабская покорность крестьян. Это объясняется тем, что поэт видел в крестьянстве подлинную силу, способную обновить и возродить современную ему Россию. В стихотворении «Железная дорога» показывает, что идеи рабского смирения очень сильны в народе, даже тяжелый труд и нищета не могут изменить его мировоззрение: Грабили нас грамотеи-десятники, Секло начальство, давила нужда Все претерпели мы, божий ратники, Мирные дети труда! народа в стихотворении трагичен и масштабен.

Автор с искренним сочувствием рассказывает о тяжелой участи строителей. Иногда повествование приобретает характер документального свидетельства: Видишь, стоит, изможден лихорадкою, Великорослый, больной белорус; Губы бескровные, веки упавшие, Язвы на тощих руках, Вечно в воде по колено стоявшие Ноги опухли, колтун в волосах. Описание бедствий народа поэт заканчивает восклицанием: Вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную - Вынесет все, что Господь ни пошлет!

Вынесет все - и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе… Однако эти оптимистические строки заканчиваются горьким приговором поэта: Жаль только - жить в эту пору прекрасную Уж не придется - ни мне, ни тебе. Поэт не надеется на то, что положение народа улучшится в скором будущем прежде всего потому, что сам народ смирился со своей участью. Подчеркивая это, Некрасов заканчивает безобразной сценой, которая еще раз доказывает, что психология крестьян-строителей - это психология холопов: Выпряг народ лошадей - и купчину С криком ура! по дороге помчал…

Образ России, «одержимой холопским недугом», возникает и в стихотворении «Размышления у парадного подъезда». Поэт идет от изображения городских сцен к описанию мужицкой России. Перед нами предстают образы крестьян-ходоков: …

Армячишко худой на плечах, По котомке на спинах согнутых, Крест на шее и кровь на ногах… Крест - это символ мученичества, которое суждено нести крестьянину. Но поэт не только говорит о тяжелой участи крестьянства.

Он стремится показать глубину страданий всей народной России. Обобщенный образ страдающей Руси возникает в песне-стоне мужиков: …Родная земля! Назови мне такую обитель, Я такого угла не видал, Где бы сеятель твой и хранитель, Где бы русский мужик не стонал…

В этой части стихотворения Некрасов использует традиции русской песни. Поэт часто употребляет повторы, характерные для народной поэзии: Стонет он по полям, по дорогам, Стонет он. по тюрьмам, по острогам, В рудниках, на железной цепи, Стонет он под овином, под стогом, Под телегой, ночуя в степи… Сочувствуя народному горю, Некрасов в то же время утверждает, что только сами крестьяне могут избавить себя от страданий. В конце стихотворения поэт спрашивает русский народ: Что же значит сочинение с аллсоч. ру 2005 твой стон бесконечный?

Ты проснешься ль, исполненный сил?.. Некрасов верит в пробуждение народа, недаром в поэме «Кому на Руси жить хорошо» он с большой выразительностью рисует образы крестьян-борцов. С искренней симпатией показаны в поэме Брмил Гирин, Яким Нагой, Савелий - богатырь святорусский. Вера в сильный русский характер, любовь к народной России сближает Лермонтова и Некрасова. рисует образ крестьянской России в стихотворении «Родина».

«Родина» - это лирическое раздумье поэта о своем отношении к отчизне, не придворной России, а народной, крестьянской, могучей и страдающей: Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой, Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой. Поэт говорит о своей любви к родной природе: Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез.

Радует поэта и искреннее веселье народа на праздниках: И в праздник, вечером росистым. Смотреть до полночи готов На пляску с топаньем и свистом Под говор пьяных мужичков. Родина для Лермонтова - это народная Россия. Поэт бесконечно уважает русский народ, восхищается его подвигом в войне 1812 года.

Тема героизма и патриотизма народа звучит в стихотворении «Бородино». Это стихотворение явилось открытием в русской поэзии. Лермонтов не только показал битву так, как ее мог видеть и запомнить рядовой солдат, но и рассказал о ней языком простого солдата. Речь рассказчика выразительна и глубоко эмоциональна, он как бы вновь переживает сражение: Вам не видать таких сражений! Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел… В словах рассказчика - гордость за родную землю, за таких же, как он, простых солдат, отстоявших родину в войне 1812 года.

Интересно, что солдат ни разу не упомянул своей роли в сражении, он ведет как бы от лица всех участников битвы. Используя этот прием, поэт создает обобщенный образ народа, передает атмосферу духовного единства на поле битвы. Тема истории народа звучит и в поэме Лермонтова « про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Обращение к этой теме свидетельствует об интересе поэта к историческому прошлому своей родины, к познанию русского характера. Автор воспевает мужественность, решительность, храбрость, чувство собственного достоинства. В поэме Лермонтов использует традиции народной поэзии. Автор часто употребляет выражения, характерные для народного устного творчества: «статный молодец», «речи ласковые». Некрасов также широко использовал в своих произведениях приемы народного творчества.

Это, прежде всего, отразилось в поэме «Кому на Руси жить хорошо». .. Уже первые строчки поэмы вводят нас в мир народной сказки: В каком году - рассчитывай, В какой земле - угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков… Поэт сумел передать живую речь народа, его песни, присказки и поговорки, вобравшие в себя вековую мудрость, лукавый юмор, печаль и радость. Тема родины и тема народа сливаются в творчестве поэтов. Это свидетельствует о том, что Лермонтов и Некрасов считают своей родиной именно народную Россию.

Все свое они посвятили служению народным интересам, так как видели в этом главную задачу поэзии. Так, Лермонтов в стихотворении «Поэт» осуждает поэта, изменившего народным интересам. Автор утверждает, что голос поэта должен звучать как «колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных».

Некрасов также в своем творчестве утверждает принцип гражданственности поэзии. В стихотворении «Поэт и гражданин» он говорит: Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан! Это вовсе не означает: не будь поэтом, а будь гражданином. Для Некрасова истинный поэт - это и есть «отечества достойный сын». Подводя итог своему творчеству, Некрасов признавался: Я лиру посвятил народу своему.

Выть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил - и сердцем я спокоен… Таким образом, оба поэта видели смысл своего творчества именно в служении отечеству, поэтому тема родины занимает одно из ведущих мест в их поэзии.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Тема родины и ее художественное воплощение в поэзии Некрасова и Лермонтова . Литературные сочинения!

Тема Родины своеобразно представлена в творчестве Н.А.Некрасова. Понятие «Родина» приравнивается к понятию «народ», то есть крестьянство. Некрасов не переставал говорить о трагическом положении народа, его страданиях, его горе. Слово «Родина» вызывает у поэта не гордость, не воспоминания о величии и славе, а горечь и стыд.

Волга как символ Родины в стихах Некрасова

В стихотворении «Родина» лирический герой, повествуя о местах своего детства, не может вспомнить ничего светлого, они ассоциируются у него лишь с бесцельной жизнью поколений дворян, крепостным правом и сознанием, что

«когда-то был помещиком и я».

Родные места поэта связаны с великой русской рекой Волгой.

Во многих стихотворениях Волга становится символом Родины и народного горя.

Волга! Волга!.. Весной многоводной

Ты не так заливаешь поля,

Как великою скорбью народной

Переполнена наша земля…

Поэт обращается к русскому народу с вопросом:

«Ты проснешься ль, исполненный сил? Иль, судеб повинуясь закону, все, что мог, ты уже совершил, — создал песню, подобную стону, и духовно навеки почил?»

Любовь к русскому народу

Говоря о народных страданиях, Некрасов не устает говорить о талантливости русского народа, его долготерпении. В стихотворении «Железная дорога» поэт рисует картину народного труда, положенного на строительстве этой дороги, о казнокрадстве и притеснении. Но в то же время он утверждает, что русский народ

«вынесет все — и широкую, ясную грудью дорогу проложит себе».

Любовь к народу сочетается у Некрасова с ненавистью к его угнетателям. В стихотворении » Размышления у парадного подъезда» с отвращением описывается жизнь важного чиновника, причем сам хозяин дома не появляется в стихотворении, олицетворением его бездушия становится парадный подъезд, к которому приходят простые русские люди, но их даже не пускают на порог.

О долготерпении своей Родины пишет поэт в стихотворении «Забытая деревня». В какой-то степени понятие «забытая деревня» можно считать символом всей России. Удивительное качество русского народа — долготерпение — выражается и в надежде на доброго барина, который приедет и рассудит. Но старого барина привозят только мертвым, а за ним идет уже новый барин, которому так же, как и старому, нет дела до судеб народа.

Русская женщина в поэзии Некрасова

Особое место в творчестве поэта, и в частности в теме Родины и народа, занимает образ русской женщины, в основном русской крестьянки. Тяжела жизнь русского крестьянина, но еще тяжелее жизнь русской женщины-крестьянки. В стихотворении «Русской женщине» Некрасов создает образ неподражаемой силы и красоты, которая может преодолеть все трудности:

«коня на скаку остановит, в горящую избу войдет».

Трагическим судьбам русских крестьянок посвящены поэмы «Мороз, Красный нос» (образ Дарьи, вдовы крестьянина Прокла), » Орина, мать солдатская» (образ старухи-матери, потерявшей сына-кормильца). Не менее трагичен образ родной матери Некрасова, униженной и замученной мужем-тираном.

Любовь к Родине поэт сравнивает не с любовью к матери, что традиционно, а с любовью к женщине.

«Как женщину, ты Родину любил»,

— пишет он в стихотворении «Памяти Добролюбова». Высшей нравственной целью поэт считает служение Родине, народу. Создавая образ , Некрасов говорит об идеале человека-гражданина, который

«труды, надежды, помышленья — все отдал»

Родине. Если бы таких людей не было в России,

заглохла б нива жизни».

Гражданские мотивы в лирике

Служения Родине и народу Некрасов требует и от поэта, который обязан быть гражданином:

Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной.

Не может гражданин достойный

К Отчизне холоден душой.

Родина не только ненавистна, но и мила поэту. В 1857 году, возвращаясь из-за границы, он восторженно говорит:

Спасибо, сторона родная,

За твой врачующий простор!

Родина для поэта и главный судия. В стихах, созданных после оды в честь Муравьева-вешателя, которую Некрасов написал, пытаясь спасти от закрытия свое детище — журнал «Современник», поэт не устает повторять:

«За каплю крови, общую с народом, прости меня, о родина, прости!..»

Многое, что сказал о Родине и народе Некрасов, нашло живой отклик в сердцах русской интеллигенции. Многие стихи поэта в семьях читали, заучивали наизусть. Многое сохранилось и сейчас. И сейчас мы задаемся вопросом:

«Кому на Руси жить хорошо?»

И сейчас ждем:

» вот приедет барин, барин нас рассудит».

Не изменилось во многом и положение русской женщины. Недаром поэт ХХ века Наум Коржавин, перефразируя Некрасова, писал:

«А кони все скачут и скачут, а избы горят и горят».

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Урок литературы в 10 классе. Тема Родины и народа в творчестве Н.А. Некрасова.

Щетинина Елена Васильевна, учитель русского языка и литературы

ЦЕЛИ УРОКА:

    раскрыть перед учащимися особеннос-ти той эпохи, когда жил и работал Н.А. Некра-сова;

    охарактеризовать его произведения, напи-санные о народе и для народа;

    вызвать эмоцио-нальный отклик на его стихи;

ЗАДАЧИ:

    у видеть художественные приемы, используемые писателем для создания психологических портретов героев;

    наблюдая над текстами произведений, выявить авторское отношение к народной теме.

ХОД УРОКА

Слово учителя .

Сегодня мы ещё раз перелистаем страницы удивительной некрасовской поэзии, полной не-нависти к угнетателям и огромной любви и со-чувствия к простому народу.

Объявляю цель нашего урока.

Имя Н.А. Некрасова известно каждому человеку с детства. На се-годняшнем уроке мы узнаем те стихотворения поэта, кото-рые вошли в сокровищницу русской классической поэзии. Урок будет проведён в форме лекции - вы будете помогать мне и одновременно работать в рабочих тетрадях, составляя хронологическую таблицу жизни и творчества великого поэта, выразительно читать стихи, одно из них анализировать; рассказывать о той эпохе, которая формировала личность Н.А. Некрасова. На нашем сегодняшнем уроке присутствует историк (эту роль выполняет ученица), который будет давать исторические справки.

Оформляем страницу в рабочей тетради .

Николай Алексеевич Некрасов (28/ XI -1821 – 27/ XII -1877)

Запишем эпиграф:

Эпиграфом к нашему сегодняшнему разговору взяты слова из широко известного стихотворения Н.А. Некрасова «Элегия», с которым мы знакомились на прошлом уроке. Поэт писал об этих стихах: «Это самые мои задушевные и любимые из написанных мною в последние годы».

Учитель.

Записываем эпиграф:

О чем говорит эпиграф? (Некрасов - величайший поэт России, посвятил все свои силы, талант, энергию служению народу, его счастью.)

Некрасов приходит к выводу, что после реформы 1861 года положение народа не стало лучше. А недовольство усиливается от того, что, страдая, народ все же бездействует в силу свой покорности и отсталости. Но поэт должен по-прежнему во весь голос заявлять о нуждах и надеждах народа. Некрасов считает себя поэтом-борцом, он завещает не забывать о предназначении поэта - звать народ к пробуждению.

Историческая справка . (Говорит ученица, выполняющая роль историка на уроке ).

Итак, вторая половина XIX века. Эпоха, в которую началась литературная деятельность Некрасова, целиком определила характер его творчества. Искусство, личностное самовыражение уходило на второй план. На первом плане оказались проблемы социальные. От художника слова требовалась социальная польза доступность, простота. Среди проблем, которыми в то время была богата Россия, острей-шей, давным-давно назревшей была необходимость освобож-дения народа от крепостной зависимости. Здесь переплелись и нравственный, и социальный, и экономический аспекты. Узел затягивался все туже и тормозил развитие исстрадавшейся страны. Правительство никак не решалось на проведение демократических реформ, и «новые люди» видели смысл своей жизни в том, чтобы этой реформы добиться. Целое поколение новых людей, демократов ощутили своё истори-ческое предназначение. Их молодость пришлась на мрачное николаевское время, и смерть Николая I уже сама по себе стала для них освобождением, верой в то, что перемены не за горами. Они были бесконечно рады самой возможности сделать что-то для своего народа, трудиться на благо нации было для них счастьем.

Учитель.

Такой идеал избрал себе Некрасов.

Он был человеком одержимым, страстным. Всю жизнь отдал служению гуманистической идее, взял на себя роль народного защитника - и это стало его «пожизненным амп-луа».

«Родина» - новаторское произведение. В нем впервые в русской поэзии раскрыт образ нового лирического героя: разночинца. В страстном лирическом монологе видны черты его социально-психологического облика, раскрыт деспотизм помещика, показана тяжелая доля крестьянина и трудная судьба женщины.

Чтение стихотворения «Родина» (1846) ученицей .

Дополнение учителя.

Была осень, скверная, холодная осень, пронизывающая до костей… На нем была дрянная шинелишка и саржевые панталоны. Горе так проняло его, что он закрыл лицо руками и плакал. Вдруг слышит шаги. Смотрит – нищий с мальчиком. «Подайте, Христа ради», - протянул мальчик, обращаясь к Некрасову. Он не собрался еще с мыслями, что сказать, как старик толкнул мальчика:

Что ты? Не видишь разве, он сам к утру окоченеет. Эх, голова! Чего ты здесь? – продолжал старик.

Ничего, - отвечал Некрасов.

Ничего, ишь гордый! Приюту нет, видно. Пойдем с нами.

Не пойду. Оставьте меня.

Ну, не ломайся. Окоченеешь, говорю. Пойдем с нами, не бойсь, не обидим.

Делать нечего. Некрасов пошел. Пришли они на 17-ю линию Васильевского острова. Теперь этого места не узна-ешь, всё застроено. А тогда был один деревянный домишко с забором, а кругом пустырь. Вошли они в большую комна-ту, полную нищими, бабами и детьми. В одном углу играли в три места. Старик подвёл его к играющим.

    Вот грамотный, - сказал он, - а приютиться некуда.

    Дайте ему водки, иззяб весь.

Некрасов выпил полрюмки. Одна старуха постлала ему постель, подложила под голову подушечку. Крепко и хорошо уснул он. Когда проснулся, в комнате никого не было, кроме старухи. Она обратилась к нему: «Напиши мне аттестат, а то без него плохо!» Он написал и получил 15 копеек.

С ними пошёл разживаться, - сказал Некрасов.

«Петербургскими мытарствами» называют обычно этот период в жизни Некрасова. И в самом деле, неудач было много: провал на экзаменах в университет, неудача первого сборника подражательных, ученических стихов «Мечты и звуки» (1840), полуголодное существование, наконец, «подённая» черновая работа в столичных журналах, работа ради куска хлеба, не приносившая подчас никакого морального удовлетворения. Но одновременно формировался стойкий и мужественный характер: «хождение по мукам» и закалило поэта, и открыло перед ним жизнь петербургских низов, жизнь тех же мужиков, только не в деревенском, а в городском быту. В поисках заработка частенько приходил Некрасов на Сенную площадь, где собирался простой люд: торговали своими изделиями мастеровые, продавали овощи и молочные продукты крестьяне из окрестных сёл и деревень. За грошовую плату писал будущий поэт неграмотным мужикам прошения и жалобы и одновременно прислушивался к народной молве, узнавал сокровенные мысли и чувства, бродившие в умах и сердцах трудовой России. С накоплением жизненных впе-чатлений шло накопление литературных сил, опирающихся на глубокое понимание обществен-ной несправедливости.

Ученица-«историк» даёт историческую справку.

Законопроект об освобождении крестьян был подписан Александром II 19 февраля 1861 года. Обнародован он был 5 марта. Это была несправедливая, грабительская реформа, которая разорила миллионы крестьянских семей. Крестьяне получили личную свободу, перестали быть крепостными, получили гражданские права, однако правительство сдела-ло всё, чтобы затруднить крестьянам пользование «дарован-ными правами», власть помещика тяготела над крестьяна-ми. Сохранились помещичьи землевладения, оброк и бар-щина, рекрутчина, политическое бесправие крестьян.

Ученица читает «В полном разгаре страда деревенская»

Навсегда главной целью некрасовской музы, богини поэтического искусства, станет судьба русской женщины. Причем разных социальных слоев. В частности – женщины-крестьянки.

Тему женской доли продолжает еще одно известное сти-хотворение Некрасова, ставшее, впоследствии одним из са-мых любимых революционной молодёжью романсов.

Ученица читает «Тройка».

Давайте проанализируем это стихотворение, написанное поэтом в 1846году.

1/-О чем же это стихотворение? Какова его тема?

Оно о тяжелой судьбе русской крестьянки.

2/Какой изображается молодая крестьянка? Найдите слова и выражения, которые помогают автору нарисовать яркий образ девушки.

а/Эпитеты: бьется игриво

из-под брови полукруглой

смотрит бойко

лукавый глазок

взгляд полный чар(полный обаяния, пленительности)

б/олицетворение: бьется лента

в/метафора: лицо вспыхнуло; зажигающих кровь

г/сравнение: черных как ночь

д/метонимия:лукавый глазок(вместо взгляд)

3/-На сколько частей можно разделить стихотворение? Как оно построено?

Можно разделить на две части. Вторая часть противопоставляется первой части. Стихотворение построено на антитезе.

4/-Какие слова и выражения помогают поэту создать безрадостную картину будущего крестьянки?

а/Эпитеты: перетянешь уродливо

выражение тупого терпения

бессмысленный, вечный испуг

сон непробудный (длительный, непрерывный)

муж привередник(слишком разборчивый, с капризами)

б/Метафора: отцветешь, не успев расцвести

5/Какие строфы второй части стихотворения перекликаются с первыми двумя строфами?

Первая строфа: Что ты жадно глядишь на дорогу…

Предпоследняя строфа:не гляди же с тоской на дорогу…

6 -Какую роль играет этот прием повтора?

Образует кольцевую композицию.

7 -Каким размером написано стихотворение?

(Рассматриваем на примере предпоследней строфы)

Не гляди же с тоской на дорогу --!/--!/--!/-

И за тройкой во след не спеши,--!/--!/--!/

И тоскливую в сердце тревогу --!/--!/--!/-

Поскорей навсегда заглуши! --!/--!/--!/

Четырехстопный анапест(--!/--!/--!/-)

6/Как они рифмованы?

Женская рифма чередуется с мужской.

…ши Перекрестная рифма

Вывод. -Какова тема стихотворения?

(Тема тяжелой судьбы русской крестьянки.)

В чем заключается его основная мысль?

Вызывает сочувствие к несчастью других.

В стихотворении чувствуется скрытый протест автора против несправедливостей общества.

Учитель: В 1858 году Некрасовым было написано стихотворение «Размышления у парадного подъезда», отрывок из которого вы учили в 7 классе.

Чтение стихотворения учителем.

Какие композиционные особенности стихотворения вы можете выделить?

(Композиция этого стихотворения, как любого произведения, представляет особый интерес.)

Какую особенность можно отметить в этом стихотворении?

(Даже при беглом чтении становится ясно, что основной особенностью стихотворения является разительный контраст двух миров (с одной стороны – «владелец роскошных палат», с другой – обездоленные бедняки)).

Как расположены противопоставленные темы?

(Противопоставленные темы чередуются в тексте стихотворения: описание пышного парадного подъезда предваряет сцену с мужиками, подошедшими к нему, не допущенными швейцаром и ушедшими обратно; далее сообщается о вельможе, его жизни и вероятной дальнейшей судьбе, и в это сообщение вклиниваются и развивают его на 2 части две строчки, напоминающие об ушедших мужиках; затем поэт возвращается к теме народных страданий и ею заканчивает стихотворение. Мысли о нищете проскальзывают подчас и в описаниях роскоши, в которой уповают сильные мира сего, но эти мысли не оформляются в виде самостоятельных тем – компонентов и, следовательно, не меняют общего композиционного плана. Переходы от одной темы к другой выполнены с помощью различных приемов, с разной степенью четкости).

Чтение стихотворения «Забытая деревня».

О чем это стихотворение?

(Оно затрагивает одну из самых печальных тем русской литературы. Автор сожалеет о том, что после всех перемен крестьянам лучше не стало, хотя открыто чувств своих не выражает).

- Можно ли назвать это стихотворение лирическим?

Между строк просматривается нечто грандиозное: забытая деревня – это вся Россия! За год до опубликования стихотворения (опубликовано оно было в 1856г.) умер Николай 1- старый барин, от которого народ не дождался ничего хорошего. Едва ли будет лучше при новом барине – Александре 2. Можно истолковать эти строки и так.)

Учитель: С 1865 года и до конца своих дней Некрасов работал над поэмой «Кому на Руси жить хорошо». По-прежнему пёстрой, горластой, разноголосой оставалась любимая им Русь, по которой шагают семь мужичков-правдоискателей. Но, в отличие от других произведений, здесь уверенно и бодро звучат оптимистические ноты:

Рать подымается

Неисчислимая.

Сила в ней скажется

Несокрушимая.

Свободной, гордой и счастливой видел свою Родину лю-бящий её поэт.

Какой же вывод можно сделать из сегодняшнего урока?

Показывая тяжелую жизнь народа, его страдания, поэт убеждает нас в одном: вечно так продолжаться не может, настанет время, не скоро, но настанет, когда народ «широкую ясную грудью дорогу проложит себе». Но сначала народ надо просветить, помочь ему осознать свою могучую силу, что и предстояло сделать народным заступникам.

Как нельзя лучше об этом сказано Н.А. Некрасовым в его строках

Я лиру посвятил народу своему…

Быть может, я умру, неведомый ему,

Но я ему служил – и сердцем я спокоен…

Домашнее задание.

Сделать письменный анализ любого стихотворения на народную тему Н.А. Некрасова.

Индивидуально – Подготовить сообщение «Жанр и композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Эпиграфом к уроку могут служить слова самого поэта: «Я лиру посвятил народу своему...»

Цель урока: на примере стихов Некрасова показать» учащимся, что смысл своей жизни поэт видел в служении народу; воспитывать у ребят чувство гордости за лучших людей нашей Родины.

С творчеством великого русского поэта школьники уже знакомы, поэтому целесообразно привлечь их работе на уроке, дав заранее индивидуальные задания: подготовить сообщения, подобрать из изученных в средних классах произведений отрывки, в которых показана тяжкая доля русского народа и др.

Примерные опережающие задания:

1. Перечитать поэму «Мороз, Красный нос» и подготовить сообщение на тему «Изображение в поэме страданий народа». В ответе использовать строки из поэмы.
2. Любовь и ненависть - два мотива, характеризующие поэзию Некрасова. Как выразились они в стихотворении «Размышления у парадного подъезда»? В чем заключается идейный смысл этого стихотворения? В каком еще стихотворении поэта звучит тот же горестный мотив?
3. Как раскрывается тема народного труда в стихотворении «Железная Дорога»? Найти строки, в которых заключается основной смысл стихотворения. Учащийся, который готовит это сообщение, должен подчеркнуть, что революционизирующее влияние «Железной дороги» отмечал В.Г. Плеханов; стихотворение читали, заучивали, на подпольных собраниях и вечерах его декламировали. Это объяснялось тем, что в «Железной дороге» Некрасов гениально предсказал светлое будущее народа, выразил революционные взгляды на народ и веру в его прекрасное будущее:

Вынесет все - и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.

Подводя итог беседе, учитель скажет, что, по мнению Некрасова, любить народ - значит ненавидеть его угнетателей, отдать все силы борьбе за его счастье. Поэтому личное в некрасовской поэзии неотделимо от социального, общественного. В произведении «Рыцарь на час» борьбу за счастье народа поэт называет великим делом любви. О своей музе Некрасов говорит: «На уме у тебя мужики»!

Пламенное чувство любви к родине пронизывает всю его поэзию. Русский народ-богатырь, родная земля, с ее «врачующим» простором, бескрайними нивами, зелеными лесами, снежными зимами - вот тот глубокий, неиссякаемый источник, из которого черпал свое вдохновение поэт. В стихотворении «Тишина» он заявляет:

Не небесам чужой отчизны -
я песни родине слагал!

Судьба труженика волновала Некрасова в течение всей его жизни, он горячо сочувствует народу, рисуя вопиющие контрасты жизни и городской бедноты, и нищету и горе крестьянского быта. Мир его поэзии - это мир, увиденный «сквозь слезы» глазами обездоленного и угнетенного народа. Поэтому желание видеть свою родину свободной и счастливой рождало у поэта стремление активно вмешиваться в борьбу за это освобождение. Сила поэзии Некрасова - в глубоком проникновении в сущность народного характера, об этом говорят его произведения «Мороз, Красный нос», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда» и целый ряд других произведений, уже знакомых учащимся.

Учитель назовет некоторые другие стихотворения Некрасова о народе: «Что ни год - уменьшаются силы…» (1861), «Свобода» (1861), «Дума» (1861), «Как празднуют трусу» (1870), «Утро» (1874) . В этих и других стихах Некрасов страстно мечтал о свободе, народа:

Мать-отчизна! Дойду до могилы,
Не дождавшись свободы твоей!
Но желал бы я знать, умирая,
Что стоишь ты на верном пути,
Что твой пахарь, поля засевая,
Видит ведреный день впереди...

(«Что ни год - уменьшаются силы...»).

Некрасов понимал крепостнический характер реформы:

Знаю: на место сетей крепостных
Люди придумали много иных...
И в 1870 году он видит кругом то же самое:
В жизни крестьянина, ныне свободного,
Бедность, невежество, мрак...

Раненое сердце Некрасова всегда было наполнено болью о горькой участи народа. В стихотворении «Уныние» (1874), наблюдая солнцем «сожженные нивы», он пишет:

Ужель опять наградой будет плугу
Голодный год!.. Чу! женщина поет!
Как будто в гроб кладет она подругу.
Душа болит, уныние растет.
Народ! Народ!..

Жгучее, святое беспокойство
За жребий твой донес я до седин!

И все же Некрасов не уставал надеяться: «Я верую в народ» («Горе старого Наума».); «Пора идти вперед»..., «…каждый в бой иди!».

Исходя из глубокого знания жизни народа, его трудолюбия, высоких нравственных качеств, Некрасов твердо верил в его великое и прекрасное будущее, неоднократно говорил об этом в своих стихах и поэмах. Чаще всего оно ему рисовалось в картинах трудовой крестьянской жизни. То предстанет оно во сне Дарьи, героини поэмы «Мороз, Красный нос», которой снится «жаркое лето» и труд всей ее семьи: свекрови, «резвушки» «красавицы Маши», Гришухи, у которого «на шее горох хомутом», мужа Проклушки, что «крупно шагает за возом снопов золотых»; то в виде дома, в котором «чистота, лепота», благополучие и довольство.

Но эти мечты о благополучии постоянно наталкивались на невозможность их осуществления в условиях самодержавно-крепостнического государства. И все же Некрасов твердо верит, что русскому народу «пределы не поставлены: пред ним широкий путь».

А. А. Григорьев, известный поэт и критик, назвал Некрасова «человеком с народным сердцем». «Народное сердце» поэта проявилось с большой силой и в «Песне о труде», рекомендуемой для внеклассного чтения. На уроке следует разъяснить, что эта песня выражает не столько опыт самого поэта, сколько опыт всего трудового народа, который знает цену труду и благодаря многовековому опыту может по этому поводу высказываться твердо и определенно:

Трудись по силам и желай,
Чтоб труд твой был вечно сладок.

Некрасов понимал, что светлое будущее возможно только после революции, которая будет, он это знал, не скоро.

В итоге учитель скажет, что Некрасов все свое творчество посвятил народу, прекрасно знал его бедственное положение, стремился привлечь к нему внимание и вызвать у него чувство протеста против своего угнетенного положения. Следует рекомендовать ученикам записать и запомнить наиболее выразительные строки поэта об этом: «…поколения людей живут и гибнут без следа» («На Волге»), «Ты проснешься ль, исполненный сил...» («Размышления у парадного подъезда») и т. п. По словам крестьянина Федора Зобова, «Некрасов, как певец народного горя, должен занять в душе трудящихся масс первое место в русской литературе».

Одним из проявлений патриотического чувства Некрасова были его стихи о природе. Ученики прочитают мастерски нарисованные картины русской природы в произведениях «Крестьянские дети», «Дедушка Мазай и зайцы», «На Волге», «Мороз, Красный нос», «Железная дорога».

Учитель укажет на ряд произведений: «Тишина» (1857), «Зеленый шум» (1862), «Надрывается сердце от муки» (1863), «Уныние» (1874) и др. Одно из этих стихотворений - «Надрывается сердце от муки...» должно быть ранее подготовлено и выразительно прочитано кем-либо из учащихся.

Для детального анализа этих стихов нет времени, но нужно, чтобы ученики усвоили главное: Некрасов любил родину, ее неброский пейзаж, видел в нем источник вдохновения, считал, что сближение с природой возвышает человека, пробуждает добрые чувства. Герой «Зеленого шума» задумал недоброе против жены, изменившей ему, «да вдруг весна подкралась» и «слабеет дума лютая, нож валится из рук». Любовью и точно найденными красками, деталями отличается умиротворяющая картина русской весны, благотворно подействовавшая на героя «Зеленого шума».
В стихотворении «Надрывается сердце от муки...» автор искренне признается:

Мать-природа! Иду к тебе снова
Со всегдашним желаньем моим -
Заглуши эту музыку злобы!
Чтоб душа ощутила покой
И прозревшее око могло бы
Насладиться твоей красотой.

Природа у Некрасова отличается «гармонией жизни»:

Люблю я, весна золотая,
Твой сплошной, чудно-смешанный шум:
Ты ликуешь на миг не смолкая,
Как дитя, без заботы и дум.
В обаянии счастья и славы,
Чувству жизни ты вся предана...

Под влиянием «окружающей бодрой природы»

Сила юности, мужество, страсть
И великое чувство свободы
Наполняют ожившую грудь;
Жаждой дела душа закипает…

В условиях социального неравенства и угнетения «сильные и сытые земли» не могут у голодных бедняков отнять лишь «сокровища природы». И бедняк, находясь за го родом, радуется журчащему ручью, шумящему дубу, вечернему соловью, любуется месяцем, сводом небес:

Деревня согнала с души давнешний сплин.
Забыта тяжкая, гнетущая работа,
Докучной бедности бессменная забота -
И сердцу весело...

Продолжая традиции Пушкина и Лермонтова, Некрасов использует пейзаж для передачи авторских настроений. Например, в стихотворении «Родина» поэта радуют следы разрушения старого «дворянского гнезда», ибо они символизируют начало гибели ненавистного для него места, где он страдал:

И, с отвращением кругом кидая взор,
С отрадой вижу я, что срублен темный бор...
И нива выжжена...
И набок валится пустой и мрачный дом...

А в стихотворении «Душно! Без счастья и воли...» картина мрачной душной ночи, олицетворяющей эпоху мрачней реакции, насыщена страстным ожиданием освежающей бури , связана с мечтами поэта о революции, которая уничтожит затхлый, душный мир насилия и эксплуатации народа.

Социальный характер носит пейзаж в стихотворениях «Утро» (1874), «Несжатая полоса» (1854), «На Волге» (1860) и в целом ряде других произведений.

По глубокому убеждению Некрасова, поэт - «учитель и по возможности заступник за безгласных и униженных». Этим мыслям поэт оставался верен до конца своей жизни. Судьба истинного писателя должна быть неразрывно связана с судьбой народа. Именно эту мысль Некрасов и развивает в стихотворении «Элегия» (1874). Величайший поэт своего времени, страстно любящий свой народ, свою родину, он современен как никто другой, ибо его стихи воспитывают мужество, отзывчивость, любовь к труду, зовут к борьбе и подвигу. Светлое будущее России представлялось ему жизнью свободного процветающего общества:

Освобожденный от оков
Народ неутомимый
Созреет, густо заселит
Прибрежные пустыни;
Наука воды углубит:
По гладкой их равнине
Суда-гиганты побегут
Несчетною толпою,
И будет вечен бодрый труд
Над вечною рекою...

Домашнее задание:

1. Выполнить по учебнику задания 1,2,3.
2. Прочитать «Зеленый шум», продумать ответ на вопрос: Как это стихотворение подтверждает мысль о том, что пейзаж Некрасова носит социальный характер?
3. Прочесть стихотворение «Сеятелям». Это стихотворение считается завещанием умирающего Некрасова. Почему?
4. Прочитать «Песню Еремушке». Почему это произведение пользовалось такой популярностью в среде революционеров-демократов? Как оно завершало нарастание революционного призыва в лирике Некрасова? (Для ответа взять стихотворения «Размышление у парадного подъезда», «На Волге», «Железная дорога» и «Песня Еремушке».)

Литература:

1. Некрасов Н.А. Лирика. М., «Детская литература», 1987.
2. Аксенова Е.К. Воспитание чувств художественным словом. М., Учпедгиз, 1962.
3. Горчак Н.Л. Картина как средство развития речи. М. – Л., Просвещение, 1965.
4. Дубинская М.С., Новосельская Л.С. Русская литература в 4-5 классах. Киев, « Радянська школа», 1981.
5. Коровина В.Я. Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2012.
6. Журнал «Литература в школе» № 1, 2001 г.