Методика «Определение коэффициента логической и механической памяти. Методики исследования процессов памяти у дошкольников и младших школьников Методика изучения логической и механической памяти

Инструкция

Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача - просматривая строку за строкой, как можно быстрее найти эти слова. Найденные слова подчеркивайте.

Время выполнения задания - 2 мин.

Стимульный материал для методики Мюнстерберга

бсолнцевтргщоцэрайонзгучновостьъхэьгчяфактьуэкзаментрочягщ

шгцкппрокуроргурсеабетеорияемтоджебъамхоккейтроицафцуйгахт

телевизорболджщзхюэлгщъбпамятьшогхеюжипдргщхщнздвосприятие

мйцунендшизхъвафыпролдлюбовьабфырплослдспектакльячсинтьбюн

мюерадостьвуфциеждлшррпнародшалдьхэшщгиернкуыфйщрепортажэк

ждорлафывюфбьконкурсйфнячыувскапщличностьзжэьеюдшщглоджшзю

эпрплаваниедтлжэзбьтрдшжнпркывкомедияшлдкуйфотчаяниейфплнь

ыячвтлжэхъгфтасенлабораториягшдщнруцтргшчтлроснованиезхжъб

екдэркентаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйъясмтщзайэъягнтзхтм

Оценка результатов

Методика направлена на определение избирательности внимания. Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок, то есть пропущенных и неправильно выделенных слов.

В тексте содержится 25 слов.

Ключ :

солнце район новость факт экзамен прокурор теория хоккей троица телевизор память восприятие любовь спектакль радость народ репортаж конкурс личность плавание комедия отчаяние лаборатория основание психиатрия

Интерпретация.

1. Если вы обнаружили не более 15 слов, то вам следует уделять больше времени развитию своего внимания. Читайте, записывайте интересные мысли в вашу записную книжку, время от времени перечитывайте свои записи.

2. Если вы обнаружили не более 20 слов, ваше внимание ближе к норме, но иногда оно вас подводит. Вернитесь к тесту, повторите его еще раз. Сверьте свои результаты с ключом к тесту.

3. Если вам удалось обнаружить 24 -25 слов, ваше внимание в полном порядке. Хороший уровень развития внимания помогает вам быстро учиться, продуктивно работать, запоминать информацию и воспроизводить ее в нужный момент.

4. Определение коэффициента логической и механической памяти

Материал : 2 ряда слов. В первом ряду между словами существует смысловая связь, во втором она отсутствует.

Ход выполнения задания

Испытуемым зачитываются 10 пар слов 1 ряда (интервал между парой – 5 с). После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом 15 с), а ребенок записывает запомнившиеся слова правой половины ряда. Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.

Обработка результатов

Методика изучения внимания

Методика «Числа и буквы»

Инструкция: Перед вами таблица с 49 числами - 25 в мелком шрифте и 24 - в крупном. Нужно отыскивать числа в мелком шрифте от 1 до 25 в возрастающей последовательности, а в крупном от 24 до 1 в убывающей. Делать это надо поочередно: 1 - в мелком шрифте, 24 - в крупном, 2 - в мелком, 23 - в крупном и т.д. Когда найдете число, запишите его в контрольный бланк вместе со стоящей рядом с ним буквой.

Время выполнения задания - 5 мин.

Контрольный бланк:


Методика «Найди ошибку в пословицах»

Инструкция : Найди ошибку в пословицах. Время для выполнения задания – 3 минуты. В бланке для ответов под соответствующем номером пословицы напиши букву, на которую необходимо заменить неправильно написанную букву:

1. Когда на горе раб свистнет.

2. Конек – делу венец.

3. Лучше хлеб с содой, чем пирог с бедой.

4. Была бы фея, а хомут найдется.

5. Бедность не порог.

6. Где мед, там и муки.

7. Дурная голова рогам покоя не дает.

8. Без хозяина лом сирота.

9. Клип клипом вышибают.

10. Доброе слово и мошке приятно.

11. С глаз долой – из сердца вой.

12. С лица воду не лить.

13. Свято тесто пусто не бывает.

14. Первый блин колом.

15. На горе шапка горит.



Образец бланка для ответов:

Ключ для проверки:

«S-тест»

Определение скорости распределения и переключения внимания.

Ребенку дается бланк с различными элементами фигур и целыми фигурами – эталонами.

Попросите ребенка внимательно на элементы фигур и, сравнивая их с эталонами, одним-двумя штрихами дополнить их до целостных фигур.

Проведите тренировку на отдельном листочке. Убедитесь, что ребенок понял задание.

Оценивается число правильно дополненных фигур, а также скорость выполнения всего задания.

Дети 6-7 лет справляются со всем заданием за 3-4 минуты и делают не более 5 ошибок.

Методика изучения памяти

«Диагностика кратковременной слуховой памяти»

Объём слуховой памяти младших школьников можно определить с помощью методики «10 слов». Слова зачитываются учителем громко, чётко, выразительно.

Инструкция . После произнесения 10 слов запиши все слова, которые запомнил.

Слова : лапа, яблоко, гроза, утка, обруч, мельница, попугай, листок, карандаш, девочка.

Оценка результата . После первого предъявления дети должны воспроизвести 6 слов.

Методика «Изучение логической и механической памяти» у младших школьников

Цель : исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

Оборудование : два ряда слов (в первом ряду между словами существует смысловая связь, во втором ряду отсутствует), секундомер.

Порядок исследования . Ученику сообщают, что будут прочитаны пары слов, которые он должен запомнить. Экспериментатор читает испытуемому десять пар слов первого ряда (интервал между парой – пять секунд). После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом десять секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда. Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.

Обработка и анализ результатов . Результаты исследования заносятся в следующую таблицу.

Объем смысловой и механической памяти

«Методика «Память на числа»»

Методика предназначена для оценки кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности. Задание заключается в том, что обследуемым демонстрируется в течение 20с. таблица с 12 двузначными числами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке.

Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с числами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20с. запомнить как можно больше чисел. Через 20с. таблицу уберут, и вы должны будете записать те числа, которые вы запомнили».

Оценка кратковременной зрительной памяти производилась по количеству правильно воспроизведенных чисел. Норма взрослого человека - 7 и выше. Методика удобна для группового тестирования

«Методика опосредованного запоминания А.Н. Леонтьева»

Методика предназначена для диагностики памяти у подростков.

Нужно подобрать 15 слов, которые будут предложены для запоминания, а также потребуется набор карточек с картинками.

Слова для запоминания:

Набор карточек для опосредованного запоминания:

умывальник, лошадь, стул, топор, перья, телефон, тетрадь, лампа, лейка, карандаш, цветок, лопата, шапка, грабли, дерево, картина, самолет, домик, стакан, зеркало, трамвай, стол, ключ, мяч, картинки.

Слова можно давать довольно отвлеченными друг от друга.

Называется слово, на выбор карточки отводится 15-20 секунд, многие подростки осуществляют этот выбор раньше. После каждого выбора расспросить учащегося, почему он сделал именно этот выбор.

Затем следует занять ученика какой-нибудь другой работой на 15 минут. По истечении этого времени ему демонстрируются карточки, которые он выбрал для опосредованного запоминания. Количество правильно названных слов свидетельствует о развитии у ребенка логических связей в процессе запоминания.

Заучивание слов. При помощи этой методики исследуется словесная механическая память.

Испытуемому предлагается запомнить 10 не связанных по смыслу слов (дом, лес, хлеб, окно, пень, стол, игла, мост, флаг, мед).

После первого прочтения никто из испытуемых, за очень редким исключением, повторить все слова не может. Поэтому чтение слов повторяется несколько раз, до тех пор, пока испытуемый не воспроизведет не менее 9 слов. При нормально развитой механической памяти подростка 12--14 лет воспроизводит не менее 9 слов уже после 3--4 повторений.

Спустя час подростка просят еще раз воспроизвести заученные слова. Таким образом, исследуется прочность запоминания. В пределах нормы он воспроизводит не менее 5--б слов.

Существует довольно много вариантов этой очень простой и удобной для проведения методики.

Методика исследования процесса зрительного узнавания. Необходимо иметь 36 картинок, изображающих людей, животных, растения, орудия труда и пр. (могут быть использованы картины классификации предметов). 12 картинок, предназначенных для основного опыта, следует пронумеровать.

Испытуемому предлагается рассмотреть эти 12 картинок и запомнить их, после чего основные картинки перемешиваются с дополнительными, и все 36 картинок раскладываются перед испытуемым. Испытываемый должен найти те картинки, которые он уже видел. Для проверки точности памяти можно попросить узнанные картинки расположить в том порядке, в каком они предъявлялись в начале эксперимента.

Для детей подросткового возраста достаточным количеством узнанных картинок можно считать 6--9. В возрасте 16--18 лет число ошибок должно быть минимальным, т. е. не больше 2--3.

Метод опосредованного запоминания. Данный метод предназначен для исследования логической памяти.

Испытуемому прочитывается ряд слов, для запоминания каждого из которых он должен выбрать какую-либо одну из разложенных на столе (картинок. Выбираются картинки, .имеющие ту или иную логическую связь с предъявленным словом.

Существуют два варианта этой методики -- для младшего и для старшего возраста.

Для младшего возраста, предлагаются следующие слова: обед, сад, дорога, поле, свет, одежда, ночь, ошибка, птицы, ученье, стул, лес, молоко, лошадь, мышь. Им соответствуют картинки, на которых изображены: хлеб, яблоко, сани, лампа, рубашка, грабли, кровать, дерево, книга, чашка, велосипед, телега, ножик, здание школы, земляника, карандаш, автомобиль, самолет, диван, шкаф, корова, часы, кошка, домик.

Для старшего возраста предлагаются следующие слова: дождь, собрание, пожар, утро, драка, ответ, театр, сила, встреча, горе, праздник, сосед, отряд, игра, труд. Картинки: умывальник, перья, лейка, крыша с дымом из трубы, стакан, карандаш, зеркало, лошадь, телефон, письмо, домик, трамвай, цветок, стул, тетрадь, ключ, лопата, стол, самолет, топор, электрическая лампа, дерево, шапка, грабли, картина в раме.

Выбирая картинки во время эксперимента, дети должны объяснять экспериментатору, почему они останавливаются именно на этой картинке. По прошествии некоторого времени (около часа) ребенку предлагается с помощью отобранных им картинок вспомнить каждое из предъявлявшихся слов.

По данным А.Н. Леонтьева, разработавшего метод опосредованного запоминания, дети подросткового возраста 13-- 14 слов.

Методика исследования внушаемости (в сфере памяти). Приводимая методика позволяет в самом общем виде обнаружить склонность подростка к внушаемости. Для этой цели выбирается картинка с несложным сюжетом и не слишком большим количеством изображенных объектов и предъявляется в течение одной минуты испытуемому. Затем картинку убирают, а испытуемому задают вопросы о том, что он видел на картинке. Среди этих вопросов должны быть и такие, которые касаются предметов, отсутствовавших на картинке. Подобные вопросы нужно формулировать так, чтобы они могли оказывать внушающее влияние на подростка, т. е. можно спрашивать не просто, видел ли, например, ребенок на картинке дерево (если на самом деле его не было), а как выглядело это дерево.

Необходимо учитывать, что некоторым детям свойственна повышенная внушаемость.

Анализ данных, полученных с помощью описываемой методики, необходимо проводить с учетом возраста исследуемого подростка.

Метод обнаружения зрительного эйдетизма. Иногда показания детей поражают своей точностью и обилием воспроизводимых деталей. В таких случаях могут возникнуть сомнения в достоверности показаний подростка или подростка. Однако исключительная точность и полнота воспроизведения может объясняться наличием у подростка зрительного эйдетизма, т.е. способности в течение длительного времени сохранять в зрительном анализаторе след закончившегося возбуждения в виде четкого образа.

Простейшим опытом по обнаружению зрительного эйдетизма является следующий.

Испытуемому в течение 25--30 секунд предъявляется на темном фоне маленькая, ярко раскрашенная картинка с большим количеством деталей. По истечении времени экспозиции картину убирают, а испытуемому дают указание продолжать смотреть на темный фон. Если при этом ребенок продолжает видеть отсутствующую картину (это можно проверить, задавая вопросы о деталях картины), значит, он обладает эйдетической способностью. Мной было предложено запомнить приведенные ниже 20 слов вместе с порядковыми номерами, под которыми они значатся в списке.

Ответ можно считать правильным только при условии, что слово воспроизводится вместе с его порядковым номером. Например, воспроизведение слова "украинец" без указания номера "1" рассматривается как ошибочный ответ. На запоминание 20 слов дается 40 секунд. По истечении этого времени ученики записывали все слова (вместе с их номерами), которые они смогли вспомнить.

Украинец, 2. Экономика, 3. Каша, 4. Татуировка, 5. Нейрон, 6. Любовь, 7. Ножницы, 8. Совесть, 9. Глина, 10. Словарь, 11. Масло, 12. Бумага,

  • 13. Пирожное, 14. Логика, 15. Социализм, 16. Глагол, 17. Прорыв, 18. Дезертир
  • 19. Свеча, 20. Вишня

Затем мной вычислялось продуктивность запоминания. Для этого подставлялось число правильно воспроизведенных слов в следующую формулу:

(число правильно воспроизведенных слов: 20) х 100 = ... %

Например, если ученик правильно воспроизвел 10 слов, то продуктивность запоминания составит (10: 20) х 100 = 50%

Тест 2: запоминание чисел

Ученики запоминали приведенные ниже 20 чисел вместе с их порядковыми номерами.

На запоминание давалось 40 секунд.

После этого подросткам было предложено записать те числа, которые они запомнили.

  • 1.43 , 2. 57, 3. 12, 4. 33, 5. 81, 6. 72, 7. 15, 8. 44, 9. 96, 10. 7, 11. 37, 12. 18, 13. 86
  • 14. 56, 15. 47, 16. 6,17. 78, 18. 61,19. 83, 20. 73

Продуктивность запоминания мной была рассчитана по формуле

(количество правильно воспроизведенных чисел: 20) х 100 = ...%

Тест 3: запоминание лиц с именами и фамилиями

Студентам было предложено запомнить изображенные ниже 10 лиц с их именами и фамилиями. В их распоряжении было отведено распоряжении 30 секунд.

Затем им было предложено обратится к концу страницы, на которой изображены те же лица, но в другой последовательности, причем их имена и фамилии не указаны.

В конце подсчитывалось, для скольких лиц они могут назвать имя и фамилию. Ответ считается правильным только в том случае, если безошибочно названы как имя, так и фамилия.

Продуктивность запоминания рассчитывается по формуле

(число правильных ответов: 10) х 100 = ...%

Тест 4: запоминание логически связанного материала

Теперь мы сможем проверить возможности памяти учащихся по отношению к книжному тексту. Им было предложено прочитать предлагаемый ниже текст, в котором 10 главных мыслей выделены жирным шрифтом и пронумерованы. Они должны воспроизвести их, сохраняя ту же последовательность 1, 2, 3, ... . На запоминание им отводилось 60 секунд.

"Автоматы, формирующие нормы поведения

Автоматы, способные анализировать состояние сознания (1), составлять долгосрочные детальные прогнозы его развития, способные разрабатывать правила поведения (2), то есть правовые и моральные нормы, непрерывно контролировать и оптимизировать их соблюдение - это мираж (3), невыполнимая мечта или реальная научная перспектива (4), к которой должны стремиться строители коммунистического общества, если они хотят полностью использовать преимущества своего строя? Факт возникновения деонтики , или логики норм, позволяет сегодня по крайней мере говорить о возможности ответить (5) на этот вопрос. Совместная жизнь людей , взаимосвязь их личных и общественных интересов всегда регулировались определенными нормами (6). Отсутствие таких норм сделало бы жизнь общества невозможной (7). Растущая сложность общественных отношений (8), постоянное расширение и углубление связей между людьми в процессе построения коммунистического общества делает решение проблемы научного построения правовых и моральных норм (9), создания рациональной методики их составления, входящей как компонент в систему регулирования общественной жизни, актуальной задачей современности (10)".

По истечении 60 секунд студентам было предложено записать главные мысли текста с учетом их логической последовательности.

Продуктивность запоминания вычислялась по формуле

(число правильно воспроизведенных мыслей: 10) х 100 = ...%

Результаты выполненных тестов позволили мне вычислить среднюю продуктивность запоминания.

Мной были просуммированы результаты, полученные во всех четырех тестах, и сумму разделите на четыре.

Тест 1 ... %, Тест 2 ... %, Тест 3 ... %, Тест 4 ... %

Сумма: 4 = ... %

При выполнении четырех тестов ученики имели следующие результаты: 40, 60, 30 и 70%, то средняя продуктивность запоминания составит - 200: 4 = 50%

Все полученные данные записаны были записаны в предлагаемую таблицу, в качестве эталона, с которым я сравнивала свои результаты.

Методика оценки оперативной зрительной памяти. Этот вид памяти характеризуется тем, насколько долго учащийся может хранить и использовать в процессе решения задачи ту информацию, которая необходима для поиска правильного решения. Время удержания информации в оперативной памяти служит её основным показателем. В качестве дополнительной характеристики оперативной памяти можно использовать количество ошибок, допускаемых студентам во время решения задачи (имеются в виду такие ошибки, которые связаны с не сохраненной в памяти нужной для решения задачи информации) .

Оперативную зрительную память и её показатели можно определить при помощи процедуры. Школьнику последовательно по 15 минут каждая, предлагаются карточки-задания, представленные в виде шести по-разному зрительных треугольников. После просмотра очередной карточки она убирается и вместо неё предлагается матрица, включающая 24 разных треугольника, среди которых находятся и 6 тех треугольников, которые испытуемый только что видел, на отдельной карточке. Задание заключается в том, чтобы отыскать и правильно указать в матрице все 6 треугольников.

Показателем развитости зрительной оперативной памяти является частное отделение времени решения задачи в минуту на число ошибок, допускаемых в процессе решения, плюс единица.

Ошибками считается неправильно указанные в матрице треугольниками или те из них, которые подросток не смог по какой либо причине найти.

Практически для получения показателя поступают следующим образом. По всем четырём карточкам определяется количество правильно найденных на матрице треугольников, и их общая сумма делится на 4. Это есть число правильно указанных треугольников. Данное число вычитается из 6-ти. Полученный результат есть среднее количество ошибок. Далее определяется среднее время работы, путём деления общего времени работы ребёнка над всеми 4 карточками на 4.

Момент окончания времени работы испытуемого над подсчётом треугольников в общей матрице определяется при помощи вопроса: "Ты уже всё нашёл, что увидел "после утвердительного ответа можно прекратить поиск треугольников в матрице. Деление среднего времени работы над поиском на матрице 6-и треугольников и количество допущенных ошибок позволяет получить искомый показатель .

10 баллов - получает испытуемый, имеющий объём кратковременной памяти равный 8-и и более единицам.

Аналогическое количество баллов-10 -получают дети от 6 до 9 лет, если объём их памяти составляет 7-8 единиц.

8 баллов - оценивается объём кратковременной памяти ребёнка в возрасте от 6 до 9 лет, если он фактически равен 5 или 6 единицам.

Такое же количество баллов получает подросток в возрасте от 12 и старше лет, имеющие объём кратковременной памяти, равный 6-7 единицам.

  • 4 балла - получает испытуемый имеющий объём кратковременной памяти, составляющий 4-5 единиц.
  • 2 балла - ставится в том случае если объём кратковременной памяти составляет 1-3 единицы.
  • 0 баллов - объём кратковременной памяти равняется 0-1 единиц.

Выводы по уровням развития.

  • 10 баллов - хорошая развитая по объему кратковременная память.
  • 8 баллов - среднеразвитая по объёму кратковременная память.
  • 4 балла - не вполне достаточная по объёму уровень кратковременной памяти.
  • 2 балла - низкий уровень кратковременной памяти.
  • 0 баллов - очень низкий объём кратковременной памяти.

Возраст (лет)

Время (мин)

Количество ошибок

Искомый показатель

Методика. Оценка оперативной слуховой памяти. Этот вид памяти определяется следующим способом. Испытуемому с интервалом в 1 сек. Поочерёдно зачитываются следующие слова.

После прослушивания каждого из набора слов испытуемому примерно через 5 секунд после окончания чтения набора начинают не торопясь читать следующий набор из 36 слов с интервалом в 5 секунд между отдельными словами.

Стакан, школа, вилка, пуговица, ковёр, месяц, стул, человек, диван, корова, телевизор, дерево, птица, спать, смелый, шутить, красный, лебедь, картина, тяжёлый, плыть, мяч, тёплый, дом, прыгать, тетрадь, пальто, книга, цветок, телефон, яблоко, кукла, сумка, конь, летать, слон.

В этом наборе из 36 слов в случайном порядке располагаются воспринятые на слух слова из всех 4-х прослушанных наборов, отмеченных выше римскими цифрами.

Для их лучшей идентификации они подчёркнуты различными способами, причём каждому набору из 6 слов соответствуют свои способы подчёркивания. Так слова из первого малого набора подчёркнуты сплошной ординарной чертой, слова из второго набора - сплошной двойной чертой, слова из третьего набора - пунктирной одинарной чертой, и, наконец, слова из четвертого набора - двойной пунктирной чертой .

Испытуемый должен на слух обнаружить в данном наборе те слова, которые ему только что были представлены с соответствующем малом наборе, подтверждая идентификацию найденного слова "да" а его отсутствие - высказыванием "нет". На поиск каждого слова отводится 5 секунд. Если в течение этого времени он не смог его идентифицировать, то экспериментатор зачитывает следующее слово и так далее.

Оценка результатов. Показатель оперативной слуховой памяти определяется как частное от деления среднего времени, затраченного на идентификацию 6 слов в большом наборе (для этого общее время работы ребёнка над заданием делится на 4), на среднее количество допущенных при этом ошибок плюс единица. Ошибками считаются все слова, которые указаны неправильно, или такие слова, которые подросток не смог за отвёденное время найти, т.е. пропустил.

Замечание. Эта методика не имеет стандартизированных показателей, поэтому выводы об уровне развития памяти на её основе, равно как и на основе аналогичной методики для зрительной оперативной памяти. Показатели по этим методикам можно только сравнивать у разных испытуемых при их повторном обследовании, делая относительные выводы как память одного испытуемого отличается от другого, или о том какие изменения произошли со временем в памяти.

  • 17одростки!

Вывод: Обработка данных показывает, что память студентов принципиально отличается, эти отличия и являются теми самыми индивидуальными особенностями о которых было сказано выше. Данное исследование зрительной и слуховой оперативной памяти испытуемых показывает, что одним людям лучше запоминать материал опираясь на зрительные образы. У других преобладает слуховое восприятие и акустические образы им лучше один раз услышать, чем несколько раз увидеть. Конкретнее же, что касается исследования в данной группе показатели в методике на оперативное слуховое запоминание более высокие, чем на оперативное зрительное запоминание .

В целом оперативная слуховая память данной экспериментальной группы можно оценить как высоко развитая слуховая память т.к. у большинства испытуемых не вызвало затруднения поиск слов на слух во всех четырёх наборах прослушанных слов. Что говорит о преимуществах слухового запоминания. Хотя среди них оказались и те (в целом это два человека) у которых зрительное запоминание преобладает над слуховым однако это преимущество не является ярким т. к показатели их оперативного слухового и зрительного запоминания приблизительно равны. И всё же их зрительная оперативная память оценивается как хорошая и развитая по своему объёму.

Методика "исследования опосредованного запоминания". Цель работы: Исследование уровня доступной смысловой организации памяти, сравнение продуктивности непосредственного и опосредованного запоминания пиктограмм.

Материалы и оборудования: 40 отвлечённых понятий.

Метод: учебные модификации Ю.В. Вотлетовой и А.Р. Луриа методов исследования уровня доступной смысловой организации памяти, разработанных И.С. Выгодским и А.Н. Леонтьевым

Методика "диагностика опосредованной памяти". Материал необходимый для проведения методики служит лист бумаги и ручка. Перед началом обследования испытуемому предлагается следующие слова .

"Сейчас я буду называть тебе разные слова и предложение и после этого делать паузу. Во время этой паузы ты должен будешь на листе бумаге нарисовать или написать что-нибудь такое что позволит тебе запомнить и затем легко вспомнить те слова, которые я произнёс. Постарайтесь рисунки или записи делать как, можно быстрее, иначе мы не успеем выполнить все задания. Слов и выражений необходимых запомнить, довольно много".

Испытуемому последовательно одно за другим зачитываются следующие слова и выражения.

Дом, палка, прыгать высоко, солнце светит, весёлый человек, дети играют в мяч, часы стоят, лодка плывёт по реке, кошка ест рыбу.

После прочтения испытуемому каждого слова или словосочетания экспериментатор делает паузу в 20 сек. В это время подросток должен успеть изобразить на данном листе бумаги, что-либо такое, что в дальнейшем позволит вспомнить нужные слова и выражения. Если за отведённое время подросток не успел сделать запись или рисунок, то экспериментатор зачитывает очередное слово или выражение.

Оценка результатов. За каждое правильно воспроизвёдённое по собственному рисунку или записи слова или словосочетание испытуемый получает 1 балл.

Правильно воспроизведёнными считаться не только те слова и словосочетания, которые восстановлены в памяти буквально но и те, которые переданы другими словами но точно по смыслу. Приблизительно правильное воспроизведение оценивается в 0,5 балла, а неверное 0 баллов.

Максимальная общая оценка, которую подросток должен или может получить в этой методике, равна 10 баллам. Такую оценку испытуемый получает тогда, когда правильно вспомнит всё без исключения и выражения минимально возможная оценка 0 баллов. Она соответствует тому случаю, если подросток не мог вспомнить по своим рисункам и записям ни единого слова или не сделал ни к одному слову рисунка или записи.

Для испытуемого более старшего возраста используются более сложные слова, которые нельзя изобразить наглядно, поэтому испытуемому необходимо будет использовать какой-либо условный рисунок, взглянув на который он должен будет вспомнить отмеченное слово.

Например: Биолог. Закон. Черепаха. Пшеница. Девочке холодно. Сочинение. Невежество. Узнавание. На улице тепло. Красивый цветок

Выводы об уровне развития.

  • 10 баллов - очень высоко развитая опосредованная память.
  • 8-9 баллов - высоко развитая опосредованная память.
  • 4-7 баллов - среднеразвитая опосредованная память.
  • 2-3 балла - низко развитая опосредованная память.
  • 0-1 балл - слабо развитая опосредованная память.

Испытуемые

Общая оценка

Вывод: данные показатели свидетельствуют о том, что процесс осмысленного, логического, запоминания по своей психологической структуре является совершенно иным, чем процесс, механического запоминания, об этом и свидетельствуют такие высокие показатели, т.е. человеку легче запоминать материал через посредники включающие вспомогательные минуты, облегчающие процесс воспроизведения материала. Поэтому посредственная память у многих людей и в этом случае у испытуемых достаточно хорошая т.к. она наиболее приближена к процессу логического мышления с той только растущей, что приёмы этого мышления направлены не только на то, чтобы усвоить существенные связи и соотношения элементов, но и на то, чтобы сделать эти элементы доступными для сохранения в памяти на определённый период времени.

Методика. Тест Аизенка. Данный тест приводится фрагментарно. В действительности он состоит из восьми субтестов, пять из которых предназначаются для оценки уровня общего интеллектуального развития человека и три для оценки степени развитости у него специальных способностей: математических лингвистических и тех, которые важны для технической, дизайнерской, художественно-изобразительных и других видов деятельности, где активно используется образно-логическое мышление.

Каждый из субтестов теста Аизенка включает в себя серию постепенно усложняющихся задач, на решении которых в каждом субтесте отводиться по 30 мин. Т. О полное время работы над всем тестом, включая прохождение всех его субтестов, составляет 4 часа. Только при условии выполнения всех 8 субтестов можно давать полную оценку, как уровня общего интеллектуального развития человека, так и степени развития у него названых выше специальных способностей .

Для практического ознакомления с тестом. Аизенка и его использованием в школьной психолого-педагогической выбирается два из восьми имеющихся в тесте субтестов с помощью которых оценивались менгвистические и математические способности испытуемых.

На выполнении задания отводилось по 30 мин. т.е. в целом 1 часа. За это время нужно постараться решить как можно задач.

Оценка уровня развития способностей производится по общему числу правильно решенных за это время задач путем сравнения числа решенных задач с нормативными показателями, проводимыми далее в виде графика. Там же в конце описания обоих субтестов, даются правильные ответы.

Замечание: Если какая-либо задача не решается быстро можно временно приступить к решению другого, в конечном счете, учитывается только общее число правильно решенных за отведенное время задач.

Предлагаемые решения - это в первую очередь касается математического теста - могут отличаться от тех, которые даны в ключе, но, тем не менее, быть правильными, если испытуемому удается достаточно убедительно и логично обосновать их справедливость.

Оценка результатов исследования Оценка результатов исследования производится при помощи графиков. Они представляют собой усредненные нормативные показатели по данным этих двух субтестов. Норме в строгом смысле этого слова на каждом графике соответствует показатель равный 100% по вертикальной оси. Найди, пользуясь графиком, соответствующую точку на нижней оси (количество задач, правильно решённых испытуемым за 30 минут), восстановив из неё перпендикуляр до перечисления на вертикальную ось, можно определить коэффициент интеллектуального развития испытуемого по данному виду мышления. Так, например, если за отведенные 30 минут испытуемый решил 16 задач, то показатель уровня развития его лингвистического мышления будет равна 130%. Если за такое же время число задач решённых по математическому субтесту то показатель условия развития математического мышления окажется равным 115%. Норме для лингвистического субтеста соответствуют 4-е правильно решённых задач а в норме для математического субтеста - 11 правильно решённых задач.

Методика N 1

Цель: выявить преобладающий тип памяти.

Начинаем с прочтения слов первого ряда с интервалом в три секунды, затем испытуемые записывают запомнившиеся слова. Спустя десять минут показываем карточку со словами второго ряда (в течение тридцати секунд), записывают и отдыхают десять минут. Слова третьего ряда читаем вслух, а дети шепотом повторяют их и записывают. Через десять минут показываем карточки четвёртого ряд, которые затем зачитываем вслух. Учащиеся повторяют шепотом и "пишут" их в воздухе. Потом записывают на листочке.

Методика N 2

Цель: выявление влияния смысловых связей на запоминание и воспроизведение словесного материала, а также прочности запоминания при образовании логических связей.

Оборудование: десять пар слов, между которыми легко установить словесные связи

шум-вода путь-дорога

год-месяц стол-обед

нож-вилка сад цветы

мост-река час-время

глаз-ухо снег-зима

Вначале читаем детям каждую пару слов. Тестируемые стараются установить связь между словами пары. Потом называем только первое слово пары, а учащиеся должны воспроизвести второе, пользуясь установленной связью.

Мышление

1. Методика «Простые аналогии»

Цель: исследование логичности и гибкости мышления.

Оборудование: бланк, в котором напечатаны два ряда слов по образцу.

а) молчать, б) ползать, в) шуметь, г) звать, д) конюшня

2. Паровоз

а) конюх, б) лошадь, в) овес, г) телега, д) конюшня

а) голова, б) очки, в) слезы, г) зрение, д) нос

а) лес, б) овцы, в) охотник, г) стая, д) хищник

Математика

а) книга, б) стол, в) парта, г) тетради, д) мел

а) садовник, б) забор, в) яблоки, г) сад, д) листья

Библиотека

а) полки, б) книги, в) читатель, г) библиотекарь, д) сторож

8. Пароход

пристань

а) рельсы, б) вокзал, в) земля, г) пассажир, д) шпалы

9. Смородина

Кастрюля

а) плита, б) суп, в) ложка, г) посуда, д) повар

10. Болезнь

Телевизор

а) включить, б) ставить, в) ремонтировать, г) квартира, д) мастер

Лестница

а) жители, б) ступеньки, в) каменный,

Порядок исследования. Ученик изучает пару слов, размещенных слева, устанавливая между ними логическую связь, а затем по аналогии строит пару справа, выбирая из предложенных нужное понятие. Если ученик не может понять, как это делается, одну пару слов можно разобрать вместе с ним.

Обработка и анализ результатов. О высоком уровне логики мышления свидетельствуют восемь-десять правильных ответов, о хорошем – 6-7 ответов, о достаточном – 4-5, о низком – менее чем 5. (Нормы даны для детей младшего школьного возраста).

2. Методика "Исключение лишнего"

Цель: изучение способности к обобщению. Оборудование: листок с двенадцатью рядами слов типа:

1. Лампа, фонарь, солнце, свеча.

2. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.

3. Собака, лошадь, корова, лось.

4. Стол, стул, пол, кровать.

5. Сладкий, горький, кислый, горячий.

6. Очки, глаза, нос, уши.

7. Трактор, комбайн, машина, сани.

8. Москва, Киев, Волга, Минск.

9. Шум, свист, гром, град.

10. Суп, кисель, кастрюля, картошка.

11. Береза, сосна, дуб, роза.

12. Абрикос, персик, помидор, апельсин.

Порядок исследования. Ученику необходимо в каждом ряду слов найти та- кое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.

Обработка и анализ результатов.

1. Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова).

2. Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя "кастрюля" - это посуда, а остальное - еда).

3. Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия.

4. Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.).

Ключ к оценке результатов. Высокий уровень – 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями; хороший – 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним; средний – 7-12 рядов с одним родовым понятием; низкий – 1-6 рядов с одним родовым понятием, (нормы даны для детей младшего школьного возраста).

Задача исследования: Исследование логической и механической памяти методом запоминания 2 рядов слов.

Оснащение опыта: Два ряда слов. В первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют.

Порядок работы:

Экспериментатор читает испытуемому 15 пар слов первого ряда (интервал между парой – 5 секунд). После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда(с интервалом 10 секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.

Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.

Анализ результатов и учет результатов:

Следует установить, влияют ли смысловые связи между словами на эффективность процесса запоминания. Выделить ошибочно названные слова и попросить испытуемого объяснить причину ошибки. Ответить на вопрос: проявилось ли в эксперименте влияние объективного смысла, эмоциональной значимости слов для данного испытуемого на их ошибочное воспроизведение. Обнаружились ли в эксперименте слова, ошибочно воспроизведенные и имеющие ассоциативную связь со словом – стимулом. О каких особенностях мышления испытуемого говорят такие ошибки.

Испытуемый №1

Анализ результатов:

В результатах проведенного исследования, можно выявить, что смысловые связи между словами, влияния не имеют. По словам испытуемого, он и в смысловом ряду, в некоторых парах не находил смысловых связей, и приписывал словам свои связи. Причинами ошибок, и является не нахождение смысловых связей в некоторых смысловых парах. Такие ошибки говорят, об типе мышления основанном на ассоциациях связанных со своим личным опытом.

Испытуемый №2.


Эупсихика.
Этим, им самим созданным термином, Маслоу называл идеальное общество, в отличие от "утопии", идея которой казалась ему визионерской и непрактичной. Он полагал, что идеальное общество может быть создано как объединение психологически здоровых, самоактуализирующихся индивидуумов. Все члены такого общества стремятся как к личном...

Полоролевая дифференциация и межличностные отношения супругов
Многими авторами высказываются соображения о большом значении и одновременно о тесной связи друг с другом параметров, характеризующих распределение и реализацию супружеских ролей в семье, что позволяет рассматривать их как детерминанту многих внутрисемейных процессов. Комплексный показатель, учитывающий как реальное распределение ролей...

Сон как торможение
Согласно И.П.Павлову, сон и внутреннее торможение по своей физико-химической природе являются единым процессом. Различие между ними состоит в том, что внутреннее торможение у бодрствующего человека охватывает лишь отдельные группы клеток, в то время как при развитие сна торможение широко иррадиирует по коре больших полушарий, распростра...