3 различия психики животных и человека. Сравнение психики человека и животных. Истоки становления низших форм поведения и развития высших психических функций

Сравнение психики животного с человеческой позволяет выделить следующие основные различия между ними.

1. Животное может действовать только в рамках ситуации, которая воспринимается непосредственно, а все осуществляемые им акты ограничены биологическими потребностями, то есть мотивация всегда биологическая.

Животные не делают ничего такого, что не обслуживает их биологических потребностей. Конкретное, практическое мышление животных делает их зависимыми от непосредственной ситуации. Лишь в процессе ориентированного манипулирования животное способно решить проблемные задачи. Человек же благодаря абстрактному, логическому мышлению может предвидеть события, делать согласно познавательной необходимости - сознательно.

Мышление тесно связано с вещанием. Животные лишь подают сигналы своим родственникам по поводу собственных эмоциональных состояний, тогда как человек с помощью языка информирует других во времени и пространстве, передавая общественный опыт. Благодаря языку каждый человек пользуется опытом, который выработан человечеством в течение тысячелетий и которого он никогда не воспринимал непосредственно.

2. Животные способны использовать предметы в качестве орудия, но ни одно животное не может создать орудие труда. Животные не живут в мире постоянных вещей, не выполняют коллективных действий. Даже наблюдая за действиями другого животного, они никогда не будут помогать друг другу, действовать сообща.

Только человек создает орудие по продуманному плану, использует их по назначению и сохраняет на будущее. Он живет в мире постоянных вещей, пользуется орудиями совместно с другими людьми, перенимает опыт пользования орудиями труда и передает его другим.

3. Отличие психики животных и человека состоит в чувствах. Животные также способны переживать положительные или отрицательные эмоции, но только человек может сочувствовать в горе или радости другому человеку, наслаждаться картинами природы, переживать интеллектуальные чувства.

4. Условия развития психики животных и человека являются четвертым отличием. Развитие психики в животном мире подчинено биологическим законам, а развитие психики человека детерминируется общественно-историческими условиями.

И человеку, и животному свойственны инстинктивные реакции на раздражители, способность приобретать опыт в жизненных ситуациях. Однако присваивать общественный опыт, который развивает психику, способен лишь человек.

С момента рождения ребенок овладевает способами использования орудий и навыками общения. Это, в свою очередь, развивает чувственную сферу, логическое мышление, формирует личность индивида. Обезьяна в любых условиях будет проявлять себя как обезьяна, а человек только тогда станет человеком, если его развитие проходит среди людей. Это подтверждают случаи воспитания человеческих детей среди животных.


ПРИМИТИВНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ . Уход из негостеприимного Внешнего Мира во Внутренний. Младенец, наплакавшись, просто засыпает. Взрослый погружается в мир собственных фантазий (хуже - применяет алкоголь или наркотики).
Девиз: Кролика дома нет! Помните эпизод из Винни-Пуха, когда Винни пришел к Кролику, а тот вещал из норы: «Кролика нет дома!» - «А куда он ушел?» - «К своему другу Винни-Пуху»/. - «Но я и есть Пух!» - «Ты уверен?» - «Конечно!» - «Тогда входи».

Достоинство: Поскольку Внешний Мир полностью игнорируется (Кролик не принимает!), он и не искажается (Кролик способен опознать Винни-Пуха).
Недостаток: Внешний Мир выключен. Какие бы проблемы не загнали Кролика в его нору, там он их не решит.
Заболевание: : Кролик, вообще-то, обсессивно-компульсивная личность (о типах личности, вообще, и о Кролике, в частности, см. Лекцию 1 на нашем сайте). И действительно, «ведущей защитой у людей с преобладанием ОБСЕССИВНОЙ симптоматики является изоляция» [М-В, с.363]. «Обсессивность» современные психотерапевты применяют вместо старого термина «навязчивость» (надеюсь, что не из вредности, а в альтруистических целях - чтобы не пугать пациента; но если пациент знает английский или не поленится заглянуть в словарь, «навязчивость», в полном соответствии со своим смыслом, вернется). «Обсессивный» действует по принципу «я должен» и «если не я - то кто?». Очень утомительный стиль взаимодействия с Внешним Миром! Если применять его постоянно, неудивительно, что время от времени хочется забраться в нору и никого не принимать.
Другой любитель уходить в себя - это счастливый обладатель шизоидной личности; если в норе он по делу (творит!) - все OK, но если просто непрерывно отсиживается, то ставится диагноз ШИЗОИДНОГО РАССТРОЙСТВА ЛИЧНОСТИ.

2. ОТРИЦАНИЕ . Отказ принять само существование проблемы.
Девиз: No problem! или Все к лучшему в этом лучшем из миров!
Достоинство:
Способность эффективно действовать в экстремальных ситуациях. Отменное настроение.
Недостаток: А кто будет решать эту проблему? Кролик? Нерешенные проблемы накапливаются, и в конце-концов обваливаются лавиной.
Заболевание - МАНИЯ. Состояние, что и говорить, субъективно приятное, но, к сожалению, рано или поздно заканчивается «обвалом», вплоть до МАНИАКАЛЬНО-ДЕПРЕССИВНОГО ПСИХОЗА. Более легкий вариант: БИПОЛЯРНОЕ АФФЕКТИВНОЕ РАССТРОЙСТВО (то же, но на уровне вменяемости). Еще легче, скорее на уровне характера, чем заболевания: ЦИКЛОТИМИЯ (периодическая смена настроений: подьем - упадок).

3. ВСЕМОГУЩИЙ КОНТРОЛЬ . Иллюзия возможности безграничного влияния на Внешний Мир. У младенца это - нормальная фаза развития, когда в ответ на импульс голода в его распоряжении оказывается материнская грудь, а на импульс холода - теплое одеяльце. Чем взрослее, тем яснее, что грудь принадлежит не ему, а маме, что - кричи не кричи - если мамы нет рядом, пища не появится. Ну почему так нельзя всегда?! Такова жизнь, малыш. Вырастай поскорей! Но некоторые так и не вырастают. Вопреки очевидности, они верят, что сохраняют магическую власть над миром.
Девиз: Все схвачено! или Если человек по-настоящему захочет - он все сможет! (У Коэльо в «Алхимике» сказано даже, что в этом случае «вся Вселенная будет помогать ему». Не заблуждайтесь, Дорогой Читатель! Вселенной нет дела до Вас - она занята своими туманностями. Остап Бендер ближе к Реальности: «Спасение утопающих - дело рук самих утопающих!»)
Достоинство: применяемая уместно, эта защита поддерживает жизненно важное чувствокомпетентности и эффективности личности.
Недостаток: неоправданно большие ожидания вводят в заблуждение и себя, и других. Вот недавно посмотрел я по ящику выступление Алана Чумака в «Школе злословия»... Ну ладно, Чумак хоть гуманист. А вот если всемогущим контролем заражены анти-гуманоиды, да еще и обладающие реальной властью над Внешним Миром - беда! Отвратительные примеры: Гитлер, Сталин; отвратительные результаты...
Заболевание - СОЦИОПАТИЯ, причем низшего уровня (см. Лекцию 3 на нашем сайте).

4. ПРИМИТИВНАЯ ИДЕАЛИЗАЦИЯ И ОБЕСЦЕНИВАНИЕ . Тоже иллюзия о всемогуществе - но не собственном, а заботящегося о нас лица (родителей, учителей, супруга, друга, психотерапевта). А поскольку это - иллюзия, то чудесные ожидания рано или поздно будут обмануты, и вслед за идеализацией неизменно следует обесценивание, чтобы освободить место для очередного объекта идеализации.
Девиз: О, как я в Вас разочарован! (А кто просил очаровываться?)
Достоинство: Живешь, «как у Христа за пазухой»: тепло и безопасно.
Недостаток: Периодический обвал-обесценивание и период беззащитности, пока не найден новый объект, пригодный для идеализации. Эффективный способ избежать обесценивания - это возвести объект на недосягаемый пьедестал, откуда его невозможно сбросить. Конечно, это - Бог, который «непознаваем», «един в трех лицах», а также идет «неисповедимыми» путями. Впрочем, когда надоест плыть по течению с хоругвью «Все в руках Божьих», и Бога можно обесценить - повод всегда найдется.
Заболевание - НАРЦИССИЧЕСКОЕ РАССТРОЙСТВО ЛИЧНОСТИ, для которого как раз характерен скачущий драйв «идеализация-обесценивание» значимых селф-объектов (см.Лекцию №2).

5. ПРОЕКЦИЯ, ИНТРОЕКЦИЯ и ПРОЕКТИВНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ .
Мак-Вильямс объединила три защитных механизма по признаку «недостаточностьпсихологического разграничения собственной личности и окружающего мира» [М-В, с.144]. Разница все же есть:
- в ПРОЕКЦИИ внутреннее состояние ошибочно принимается как приходящее извне.
- в ИНТРОЕКЦИИ, напротив, приходящее извне ошибочно приписывается внутренним процессам.
- ПРОЕКТИВНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ смешивает оба процесса с результирующим агрессивнымвыбросом во Внешний Мир: объект не только не опознается, но и подвергается давлению, чтобы походить на проецируемую конструкцию.
Девиз :
- ПРОЕКЦИИ: Вот пришел к тебе маньяк... (см начало этой Записки).
- ИНТРОЕКЦИИ: Советское - значит отличное! Это - один из наиболее безобидных интроектов «совка». Кто хочет современный девиз - легко подберет подходящий по пути на работу (метро - оклеено, улица - увешана). Только помните: интроект надо заглотнуть, а не выплюнуть сразу же - выплюнутый интроект интроектом не является. А невыплюнутый долго и тяжело переваривается; при этом переваренный интроект интроектом уже не является. Признак настоящего (непереваренного) интроекта - расстройство. Депрессняк, грубо говоря.
- ПРОЕКТИВНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ: Если я тебя придумала, стань таким, как я хочу. (Из песенки 60-х годов прошлого века. Что-то потянуло в совковость... Тема, наверное, такая).
Достоинство :
- ПРОЕКЦИИ: служит основой эмпатии, т.е. способности «вчувствования» в психический мир другого, выбрав и спроецировав на него подходящую частичку из собственного душевного запаса. Например, вы не садист, но если в Вас есть хоть тончайшая садистическая струнка, Вы можете, настроив и спроецировав ее, понять сидящего напротив матерого садиста;
- ИНТРОЕКЦИИ: служит основой обучения тривиальным вещам, не требующим критического переосмысления (матушка, к примеру, учила меня пользоваться специальным кошачьим туалетом - и я без обсуждений заглатывал эту информацию, какой бы чуждой она мне тогда не казалась);
- ПРОЕКТИВНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ: если Вы видите в ближнем доброго и благородного человека (даже если на самом деле это категорически не так), то под грузом Ваших радостных ожиданий он может сломаться и сделать шаг в заданном направлении. Пример:Иешуа у Булгакова непрерывно повторяет «Добрый человек!» и неустанно аргументрует-внедряет свою проекцию. Он успешно «обработал» таким образом Римского наместника, но не успел - местную власть, и потому был все же казнен. (А вот Алан Чумак, похоже, сумел бы «зарядить» всех).
Недостаток :
- ПРОЕКЦИИ: искажение объекта (Вы не видите, кто же на самом деле «пришел»);
- ИНТРОЕКЦИИ: искажение субъекта (Вы «не видите» себя, принимая чуждые, «непереваренные» интроекты за части своей собственной личности); в СССР целые поколения «строителей коммунизма» страдали соответствующим несварением;
- ПРОЕКТИВНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ: вы вредите не только себе, но и объекту, заставляя его «глотать» ваши собственные интроекты (как это сделать - см. в Лекции №3, раздел «И социопату нужна защита»).
Заболевания: ПАРАНОЙЯ (для проекции), ДЕПРЕССИЯ (для интроекции), СОЦИОПАТИЯ и ПОГРАНИЧНОЕ РАССТРОЙСТВО ЛИЧНОСТИ (для прективной идентификации).

6. РАСЩЕПЛЕНИЕ (splitting) . Черно-белое восприятие действительности. Нормальная фаза начального развития, когда малышу для возможности социально приемлемого взаимодействия с Внешним Миром необходимо знать «что такое хорошо - и что такое плохо». Маяковский написал инструкцию для детей. Но если на таком уровне действует взрослый - дело плохо: он не видит доступных зрелому сознанию полутонов и красок Внешнего Мира, но, в отличие от ребенка, может обладать реальной властью к его изменению.
Девиз: Я знаю, как надо.
Достоинство: снижает тревогу осмысления сложных (ни плохих - и ни хороших, т.е.реальных) объектов.
Недостаток: Внешний Мир воспринимается неадекватно, потому что он НЕ черно-белый.Галич предупреждал: «бойтесь тех, кто знает, как надо». Деление на «плохих» и «хороших» всегда ведет к конфликтам и, в конечном итоге, к войне. Мы были на грани 3-ей Мировой, когда «хорошие» коммунисты насмерть противостояли «плохим» империалистам - и наоборот. Все - с самыми лучшими намерениями по Спасению Мира. К счастью, большинство землян было не в курсе конкретной хроники спасения (все то, что могло взорваться, но по счастливой случайности - или жертвенной мужественности - не взорвалось). Теперь вот исламские экстремисты «знают как надо». Остальные - уже воочию - пожинают плоды террора.
Заболевание - ПОГРАНИЧНОЕ (borderline) РАССТРОЙСТВО ЛИЧНОСТИ. (Разъяснение: «пограничное» не значит возникшее в результате перехода государственной границы. Не значит оно также некое промежуточное, смазанное состояние. Это качественно выделяемое расстройство на границе между неврозом и психозом).

7. ДИССОЦИАЦИЯ . Мак-Вильямс сомневалась, куда отнести эту защиту - к низшим или высшим. Для высших не подходит «неразделимость Я»: диссоциирует (временно изменяется) вся личность в целом. Для низших не подходит ее «ненормальность»: все другие низшие защиты в разумных объемах естественно используются каждым в повседневной жизни, а диссоциация, по определению, происходит лишь в особых, экстремальных условиях. Вот тут позвольте частично не согласиться. Диссоциация как ролевое поведение в ярко игровом стиле есть нормальный способ функционирования личности гистрионного (театрального, истерического) типа (см. Лекцию №4), а таких среди нас немало, и они вполне в норме, если только не заболеют личностным расстройством.
Девиз: по Пушкину - Что наша жизнь - игра! или, по Шекспиру - Жизнь - игра, а люди в ней - актеры .
Достоинство: вносит радость и осмысленность во взаимодействие Личности с Внешним Миром.
Недостаток: можно «заиграться» и запутаться. Тогда роли становятся неадекватными или же выходят из под контроля. Контакт с Внешним Миром ухудшается: стимулы не опознаются, реакции неверны.
Заболевание: ГИСТРИОННОЕ (истерическое) РАССТРОЙСТВО ЛИЧНОСТИ, ДИССОЦИАТИВНОЕ РАССТРОЙСТВО ЛИЧНОСТИ (непроизвольная диссоциация от незначительного стресса), МНОЖЕСТВЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ (тяжелая патология, когда ролевые субличности не осознают друг друга).

Переходим к защитам ВЫСШЕГО УРОВНЯ . По Мак-Вильямс их шестнадцать . Это сколько ж места надо! Хозяин мне голову оторвет! (Проекция? Проективная идентификация?) Есть выход: Вы, Дорогой Друг, почитаете блистательную Мак-Вильямс самостоятельно, а Здесь и Сейчас я представлю высшие защиты чисто символически.

1. РЕПРЕССИЯ (ВЫТЕСНЕНИЕ). Пустяки, дело житейское! (См. Защиту Карлссона в Лекции №4)
2. РЕГРЕССИЯ . - А я маленький такой! (см. там же)
3. ИЗОЛЯЦИЯ . - Не тронь Ребенка! «Ребенок» - эмоциональная сфера, поскольку здесь прячется не вся Личность, как в ПРИМИТИВНОЙ ИЗОЛЯЦИИ, а только ее эмоциональная часть. Цель - изолировать неуместный или травмирующий аффект (сильную эмоцию), чтобы не быть захлестнутым им. Имеет ТРИ ПРОИЗВОДНЫХ ЗАЩИТЫ:
4. ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ - бесстрастно описывает аффект, не переживая его;
5. РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ - объясняет аффект или его фрустрацию по принципу Хорош виноград, да зелен ;
6. МОРАЛИЗАЦИЯ - оправдывает аффект (гнев, ненависть, жестокость и т.д. - то, что нуждается в оправдании).
7. КОМПАРТМЕНМЕНТАЛИЗАЦИЯ (РАЗДЕЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ). Удивительное сосуществование двух противоположных действий или идей, каждая из которых осознается, а противоречие между ними - нет. Пример: учитель-педофил.
8. АННУЛИРОВАНИЕ (UNDOING). Покаяние, например. (Все же хорошая штука - религия! Сколько защит обеспечивает!)
9. ПОВОРОТ ПРОТИВ СЕБЯ . Любимая защита ДЕПРЕССИВНЫХ и МАЗОХИСТИЧЕСКИХ личностей. Негативный аффект от недостижимого или опасного объекта (Бог, родитель, начальник, президент и т.д.) переносится на себя: «Это я виноват, что отец - алкоголик, начальник постоянно недоволен, в стране бардак, и всю неделю идет дождь».
10. СМЕЩЕНИЕ . Уже лучше: негативный аффект бьет не по Вам, а по другому объекту - живому или неживому. Просто учитесь автоматически выбирать подходящий объект. Если аффект тревоги сместился в метро или в паука - развивается фобия. А вот если гнев на жену или начальство затратить на вскапывание огорода или приведение в порядок рабочего стола - это то, что надо.
11. РЕАКТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ . В стремлении «быть хорошим» вы отрицаете «плохие» чувства: гнев, ненависть и т.д., и перерабатываете их в противоположные - доброжелательность, любовь. Похвально. Но не учитывает природу Человека, который, к примеру, к одному и тому же объекту испытывает одновременно и любовь, и ненависть. Выбирая только одно, например, любовь, и «подгоняя» к нему другое, вы рискуете получить что-то вроде ЛЮБВИ ДО СМЕРТИ или ДРУЖБЫ ДО ГРОБОВОЙ ДОСКИ. Если постоянно возникнет желание отсекать альтернативы, вспомните Кролика. Обсессивно-компульсивныйКролик предлагал Винни-Пуху на завтрак мед или сгущеное молоко. «И то, и другое!» - радостно отвечал не отягощенный патологией Пух. Надеюсь, я тоже не отягощен, поэтому быстренько заканчиваю:
12. РЕВЕРСИЯ - с субъекта на объект, и обратно; например, депрессивный (личностная особенность) психотерапевт, помогающий пациенту преодолеть клиническую депрессию, сам получает облегчение;
13. ИДЕНТИФИКАЦИЯ - от «идентификации с агрессором» до зрелых форм, способствующих развитию Вашей Личности;
14. ОТРЕАГИРОВАНИЕ - освобождение от беспокоящих внутренних импульсов; от примитивного «Сам дурак» до развитых и социально приемлемых форм (регулярные занятия спортом, например);
15. СЕКСУАЛИЗАЦИЯ (ИНСТИНКТУАЛИЗАЦИЯ) - кто спорит: здоровый секс - всегда хорошо!
16. СУБЛИМАЦИЯ - высшая из высших защит: перевод беспокоящих импульсов и аффектов в творчество.

Уффф... Всё! Теперь читайте Мак-Вильямс, а я пошел: не все же сублимировать, так и заболеть недолго! Запомните: использование только одной защиты, пусть и высшей, ведет к патологии. Чем больше «защит» (а на самом деле это просто разные способы взаимодействия Личности с Миром), тем богаче и устойчивей Личность. В интересах пациентов Кот-Супервизор просто обязан активно применять не менее пяти высших защит ежедневно!

P.S. Вчера, когда я описывал Низшую Защиту №5 (проекция-интроекция-проективная идентификация), то никак не мог вспомнить действующее лицо «Мастера и Маргариты», которое как раз и «обрабатывал» Иешуа. Назвал его «наместник Рима». Вспомнил только сегодня: «Пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат». А ведь это - рефрен, самые «заряженные» слова романа Булгакова. ВЫТЕСНИЛ. Думаю потому, что бессознательно не хотел анализировать Иешуа, сопоставлять добро и любовь с «проективной идентификацией». Я и сейчас думаю, что формально я прав, но этически?..
Так вот, защиты действуют втихую, бессознательно. Если процесс осознается - это уже не защита (так, по крайней мере, по Мак-Вильямс). Тогда интересно, как же я буду применять по 5 высших защит ежедневно, если не должен осознавать этого? Вопрос к Хозяину!

Сознание представляет собой высший уровень развития психики, который присущ только человеку. Предысторию развития человеческого сознания составляет сложный и длительный процесс эволюционного развития психики животных. Однако активность и психика даже самых высокоорганизованных животных качественно отличается от человеческой деятельности и человеческого сознания Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. М.: Академия. -2003. - С. 144.

Человеческая психика отличается от психики животных по следующим параметрам.

Во-первых, активность животных не выходящей за пределы естественных условий их жизни, то есть деятельность животных - инстинктивно-биологическая. Эта деятельность может осуществляться только применительно к предметам жизненных, биологических потребностей или к свойствам и вещам, связанным с их удовлетворением. Из -за этого возможности психического отражения окружающей действительности у животных жестко ограничены кругом биологических потребностей.

Во-вторых, язык животных принципиально отличается от языка человека. Язык животных представляет собой сложную систему сигналов, с помощью которых они могут передавать друг другу информацию о биологически значимых событиях. Его значительное отличие от языка человека состоит в том, что в языке животных отсутствует семантическая функция - элементы языка животных не обозначают внешние предметы, их свойства и отношения, поскольку они связаны с конкретной ситуацией и служат конкретным биологическим целям.

Другим отличием языка животных, в результате которой он представляет собой закрытую систему с ограниченным числом сигналов, является его генетическая зафиксированность. Язык человека представляет собой открытую систему, он непрерывно развивается и обогащается. Каждое животное от рождения знает язык своего вида, но человек осваивает свой язык в течение всей жизни.

В-третьих, животные существуют по биологическим законам. Многие из них объединяются в сообщества, в которых складываются достаточно сложные формы взаимодействия между особями. Характерной чертой животных сообществ является иерархия их членов. Особи более высоких рангов имеют больший «авторитет», им подчиняются, им подражают и т. д. В некоторых сообществах существует четкое распределение функций, например в пчелиной семье специфические обязанности выполняются маткой, рабочими пчелами и трутнями. Однако все формы группового поведения животных подчинены исключительно биологическим целям и законам, они закреплялись естественным отбором, в ходе которого фиксировались только те формы, которые обеспечивали решение основных биологических задач: питания, самосохранения и размножения. Человек как в индивидуальной, так и в общественной жизни вышел из власти биологических законов и с определенного момента своего развития стал подчиняться законам социальным.

В-четвертых, животные используют орудия, даже изготавливают и совершенствуют их, однако какими бы высокоорганизованными ни были животные, они не способны изготавливать орудия из другого орудия. Изготовление орудия с помощью другого предмета представляло собой отделение действия от биологического мотива и тем самым появление нового вида деятельности - труда, что предполагало в дальнейшем разделение труда. Ничего из вышеперечисленного животным не свойственно. Животные используют орудия только в биологических целях и в конкретных ситуациях, но никогда не вступают в отношения друг с другом по поводу использования этих орудий.

Таким образом, у животных отсутствуют закрепление, накопление и передача опыта поколений в материальной, культурологической форме.

Именно коллективный труд сделал возможным происхождение человеческого сознания. Всякий труд предполагает употребление и изготовление орудий, а также разделение труда. Разные члены коллектива начинают выполнять разные операции, при этом одни операции сразу приводят к биологически полезному результату, а другие такого результата не дают, т. е. являются биологически бессмысленными. Происходит разделение предмета деятельности и ее мотива, объединяющим фактором при этом выступают совместная деятельность и складывающиеся в ней отношения между людьми. Таким образом, основу деятельности человека составляют социальные связи и закономерности.

Возникновение трудовой деятельности коренным образом изменило отношение человека к окружающей среде: человек начал воздействовать на природу и преобразовывать ее. Благодаря труду человек изменял не только окружающий мир, но и самого себя. Развитие трудовой деятельности вело к развитию головного мозга, органов деятельности человека и органов чувств. В свою очередь развитие мозга и органов чувств оказывало влияние на совершенствование труда. В процессе трудовой деятельности закреплялась и развивалась функция руки, которая приобретала большую подвижность и ловкость. Рука становилась не только органом хватания, но и органом активного познания.

Вторым наряду с трудовой деятельностью фактором развития сознания является речь, которая возникла в процессе совместного выполнения трудовых действий. Первые слова, очевидно, выполняли указующую и организующую функции, но затем, закрепляясь за целым классом сходных действий и предметов, слово стало выделять их общие устойчивые свойства, в слове начали фиксироваться результаты познания. Усложнение форм труда приводило к усложнению языка, а развитие языка способствовало лучшему взаимопониманию людей в процессе совместной деятельности и делало возможной передачу опыта от одного человека к другому, от одного поколения к другому.

Таким образом, сознание социально по своему происхождению. Возникновение сознания происходит в условиях активного воздействия на природу с помощью орудий, т. е. сознание представляет собой форму активно-познающего отражения.

И наконец, сознание человека не есть что-то застывшее и неизменное, оно трансформируется в тесной зависимости от образа и условий жизни. История психики является отражением истории самой жизни и подчиняется ее общим законам.

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.

Ученые, которые занимались проблемой различия психики человека и животных: Горбунова М. Ю., Петровский А. В. и др.

Понятие психики

Психика представляет собой отражение объективной действительности.

Определение

Психика животных – это внутренний мир животного, который состоит из комплекса проживаемых состояний и процессов.

Стадии развития психики животных отображены на рисунке 1.

Рисунок 1. «Развитие психики животных»

Психика человека представляет собой субъективный образ внешнего мира.

Основные этапы развития психики человека представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. «Психика человека в онтогенезе»

Различия психики человека и животных

Основа различий психики и животных лежит в языке. Подробнее об этом писал Л. С. Выготский в своей культурно-исторической концепции.

В целом, разница в языке определяет разницу и в мышлении.

Так, выделяют несколько различий психики человека и животных.

  1. Способность человека к сознательным поступкам.
  2. Способность человека к созданию орудий труда, а также их сохранению. Животные, однако, тоже могут создавать орудия труда, но они используют его лишь в данной конкретной ситуации, не сохраняя для следующей.
  3. Способность человека к передаче общественного опыта.
  4. Более развитая эмоциональная сфера человека.

Рассмотрим различия в психике по А. В. Петровскому.

  1. Различие в мышлении. Животным свойственно, как правило, только практическое мышления, они не способны к абстрагированию
  2. Способность человека к созданию и сохранению орудий труда.
  3. Способность человека к эмпатии.
  4. Условия развития психики, накопление исторического опыта у человека.

Сравнение психики животных с человеческим позволяет выделить следующие основные различия между ними.

1. Животное может действовать только в рамках ситуации, которая воспринимается непосредственно, а все осуществляемые ею акты ограничены биологическими потребностями, то есть мотивация всегда биологическая.

Животные не делают ничего такого, что не обслуживает их биологических потребностей. Конкретное, практическое мышление животных делает их зависимыми от непосредственной ситуации. Лишь в процессе ориентирующих манипулирование животное способно решить проблемные задачи. Человек же благодаря абстрактном, логическому мышлению может предвидеть события, делать согласно познавательной необходимости - сознательно.

Мышление тесно связано с вещанием. Животные лишь подают сигналы своим родственникам по поводу собственных эмоциональных состояний, тогда как человек с помощью языка информирует других во времени и пространстве, передавая общественный опыт. Благодаря языку каждый человек пользуется опытом, который выработано человечеством в течение тысячелетий и которого она никогда не воспринимала непосредственно.

2. Животные способны использовать предметы в качестве орудия, aie ни одно животное не может создать орудия труда. Животные не живут в мире постоянных вещей, не выполняют коллективных действий. Даже наблюдая за действиями другого животного, они никогда не будут помогать друг другу, действовать сообща.

Только человек создает орудие по продуманным планом, использует их по назначению и сохраняет на будущее. Она живет в мире постоянных вещей, пользуется орудиями совместно с другими людьми, перенимает опыт пользования орудиями труда и передает его другим.

3. Отличие психики животных и человека состоит в чувствах. Животные также способны переживать положительные или отрицательные эмоции, но только человек может сочувствовать в горе или радости другому человеку, наслаждаться картинами природы, переживать интеллектуальные чувства.

4. Условия развития психики животных и человека является четвертым отличием. Развитие психики в животном мире подченено биологическим законам, а развитие психики человека детерминируется общественно-историческими условиями.

И человеку, и животному свойственны инстинктивные реакции на раздражители, способность приобретать опыт в жизненных ситуациях. Однако присваивать общественный опыт, который развивает психику, способен лишь человек.

39.Определение Сознания

Сознание - высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям: «Мое отношение к моей среде есть мое сознание» (Маркс).Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции - формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием. «Осознание переживания - это всегда установление его объективной отнесенности к причинам, его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено, к действиям, которыми оно может быть реализовано» (С. Л. Рубинштейн). Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось, и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.

В истории сравнительных научных работ отдельный, огромный пласт посвящен изучению различий психики человека и животных.

Тенденция исследовательской работы такова, что с каждой новым блоком изучения выясняется — между человеком и животным обнаруживается все больше общего.

Кто впервые назвал человека «общественным животным»?

Кто определил человека как «общественное животное»?

Еще в трудах Аристотеля , античного философа, труды которого и сегодня перечитывают люди разных наций, возрастов, уровня образованности.

Древнегреческий мыслитель в своей монографии «Политика» писал, что «человек есть общественное (в ином варианте перевода — политическое) животное».

Но популярность данное изречение обрело через много столетий. В 1721 году вышли в печать «Персидские письма» Шарля Монтескье , в 87-ом письме французский мастер слова удачно и к месту процитировал Аристотеля.

Порой люди употребляют выражение «общественное животное» в виде древнегреческого сочетания слов roon politikon .

А смысл данных слов в том, что состояться как личность человек способен только социуме, в среде себе подобных. Вне социума он обретает черты животного.

И это основополагающая мысль многих антропологических исследований.

Инстинкты у людей

Если говорить упрощенно, у человека мозг делится на две функциональные части.

Одна отвечает за мышление , а это около 90%: чтобы она работала, нужно много энергии, да и все действия этой части мозга занимают сравнительно много времени.

Остальные же 10% головного мозга занимает мозг рептильный (условное название). Именно он отвечает за низменные желания человека, за инстинкты.

Работает рептильный мозг быстрее, но по устройству своему примитивен, отвечает, по большей части, за простейшие инстинкты и просто за выживание.

Рептильно-инстинктивное мышление, как несложно догадаться, требует меньшей энергии. Эта часть мозга постоянно старается заглушить часть сознательную, отвечающую за логику и стройность поведения.

Рассмотреть некоторые животные инстинкты , оставшиеся в человеке, можно на простых примерах:

  • стремление к самосохранению . У животного есть такой инстинкт, и он ярко выражен. Человек тоже обладает им — он начинает лечиться, когда заболевает, избегает тех мест и ситуаций, что грозят ему смертью;
  • родительский инстинкт. Большая часть животных заботиться о своем потомстве, как и человек;
  • стадный инстинкт. Человеку свойственно идти за толпой, а не против ее;
  • пищевой инстинкт. И человек, и животное добывают пищу, когда чувствуют голод.

Животные инстинкты нужно подчинять разуму .

Только эволюция в сторону развития разума и самоконтроля привели к появлению альтруистов, высокоморальных людей, гуманистов.

Такие черты двигают прогресс общества , цивилизации в целом.

Истоки становления низших форм поведения и развития высших психических функций

Психика — это общее понятие, так называют многие субъективные константы, которые изучает психологическая наука.

Живые существа в ходе своего эволюционного усовершенствования получили орган, взявший на себя ответственность за управление важными процессами.

Этот орган — нервная система. Именно оптимизация структуры и задач нервной системы стала базисным источником психического развития.

Организм приобретает новейшие свойства и органы в ходе изменений, которые происходят в генотипе: адаптация к окружающей среде, выживание за счет мутаций стали более полезными в плане жизнеобеспечения.

Развитие высших психический функций, любого психического образования, основанного на использовании знаков, стадийно.

На первой (т.е. примитивной стадии ) операция происходит так, как сложилась она на еще примитивных этапах поведения.

Вторая стадия называется стадией наивной психологии , а на третьей стадии человек применяет знак уже внешним образом. На следующей стадии внешняя операция уходит внутрь.

Знаковые системы — это одно из важнейших изобретений человечества. Вторая сигнальная система (то есть речь) стала мощнейшим инструментом самоуправления, собственной регуляции.

Сравнительный анализ

Человек — и есть животное отряда млекопитающих. Но оно эволюционировало : у человека появились существенные отличия, несмотря на сходство физиологии и .

Итак, человека от животного отличают:

Стоит отметить и постоянство роста потребностей. Всем заметно, что человеческие потребности, постоянно растут. Это не просто особенность, а весомое отличие человека от животного.

Животным нужна защита от холода, корм и все те , которые не меняются веками , их психика не настроена на развитие потребностей.

Но стремление человека к лучшим условиям существования привели к великим географическим открытиям, к достижениям Ньютона и Эйнштейна, к высочайшему уровню медицины, к электричеству, возникновению Интернета и т.д.

Но те же потребности приводят к Мировым войнам.

Конечно, многие вспомнят племена , которые словно законсервировались в древности. Они ведут тот же образ жизни, как и их давние предки, не собираются развиваться и т.д.

У ученых много мнений по этому поводу: если прочесть книгу «Тотем и табу» З. Фрейда можно понять некоторые закономерности развития человечества и конкретно человека.

Возможно, такие племена нужны для баланса исторического процесса, по крайней мере, есть и такие теории.

Но любопытно и следующие: некоторые африканские племена напоминают потемкинские деревни. Они прекрасно создают спектакль перед туристами , при этом сами имеют мобильники, умеют водить машину и т.д.

Чем человеческая деятельность отличается от поведения зверей?

Человеческая деятельность имеет сознательность, т.е. она целенапраленна . Человек четко осознает цель, оценивает пути ее достижения, планирует, воспринимает риски.

Отличия деятельности человека:


Активность животных дана им изначально, она определена генотипом, развивается согласно физиологии созревания организма.

Выражение эмоций

В 1872 году Чарльз Дарвин написал труд «Выражение эмоций у человека и животных».

И эта публикация стала революцией в понимании сходства психического и биологического.

Дарвин вычленил три принципа , объясняющих жесты и выражения, что невольно применяются человеком и животными:

  • принцип полезных ассоциированных привычек;
  • прринцип антитезы;
  • принцип действий, объясняемых строением НС, они изначально независимы от воли.

Первое отличие человеческих эмоций от эмоций животного заключено в том, что эмоции последнего зависят лишь от его биологических нужд. Человеческие же эмоции зависимы от и .

Следующее отличие : человек имеет разум, он дает контроль эмоциям, оценивает их, прячет, симулирует. Еще одно отличие — человеку свойственно обучаться, оттого меняются и его эмоции.

Стоит сказать в итоге, что человеку свойственны высшие нравственные чувства, а вот у животных таковых нет.

Но есть и схожие черты: и человек, и животное способны испытывать интерес, радость, агрессию, отвращение, и т.д.

Сравнение человека и животного — глубокая, фундаментальная тема.

Павлов, Ухтомский, Бехтерев , продолжали труды своих предшественников и открывали новые законы психологии и физиологии.

Но далеко не ко всем тайнам мироздания, в том числе, и теориям антропологического толка, человек нашел ключ понимания. Тем и интереснее дальше — эволюцию нельзя остановить .

Типы строя психики, или чем человек отличается от животного: