Анцупов конфликтология. Определение конфликта. Классификация видов конфликтных явлений. г) вспомогательная литература

Проф. Давыдова Т.Т.

План дисциплины «ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА». 2 курс, д/о. 34 часа лекций, 34 – практических занятий

1-я неделя.

Л-1. Введение. Общая характеристика символизма. /5/, с.5-20; с.231-311; с.271-305./2/, с.8-50.

Пз-1. Творчество К.Д.Бальмонта и русский символизм. /5/, с.231-237.

СРС /2, 5 часа/ Изучение УМ по конспекту лекций /0, 5 часа/; изучение УМ по учебнику /2 часа/, /5/, с.5-20; с.231-311; с.271-305.

2-я неделя.

Л-2. Творчество младосимволистов и поэзия А.Блока.

СРС /2 часа/ . Изучение УМ по учебнику /1 час/, /5/, с.231-237; работа по тексту /1 час/.

3-я неделя.

Л-3. Общая характеристика акмеизма. /5/, с. 312-337.

Пз-2. «Петербург» А. Белого как роман-миф.

СРС /2, 5 часа/ Изучение УМ по конспекту лекций /0, 5 часа/; изучение УМ по учебнику /2 часа/, /5/, 312-337.

4-я неделя.

Л-4. Н. Гумилев и акмеизм

СРС /2 часа/ . Изучение УМ по учебнику /1 час/, /5/, с. 323-325; работа по тексту /1 час/.

5-я неделя.

Л-5. Общая характеристика футуризма. /5/, с.338-364.

Пз-3. Творческие принципы акмеизма и поэзия О.Мандельштама. /5/, с.323-325.

СРС /2 часа/ Отработка УМ по конспекту лекций /1 час/; изучение УМ по учебнику /1час/, /5/, с. 338-364.

6-я неделя.

Л-6. Философско-мифологическая направленность ранней поэзии В. Маяковского.

СРС /2 часа/ Изучение УМ по учебнику /1 час/; работа над текстом /1 час/, /4/, с.178-190.

7-я неделя.

Л-7. Пути развития реализма (И.Бунин, А.Куприн, М.Горький).

Пз-4. Поэма В.В.Маяковского «Облако в штанах». /4/, с.178-190.

СРС /2 часа/ Изучение УМ по конспекту лекций /1 час/; изучение УМ по учебнику /1 час/, /5/, с. 26-163.

8-я неделя.

Л-8.Идейно-художественное своеобразие неореалистического течения (Е.Замятин, И.Шмелев, М.Пришвин, С. Сергеев-Ценский). /5/, с.181-195; /6/, с.57-90.

СРС /2 часа/ Изучение УМ по учебнику /5/, с.379-398, /1 час/; работа по тексту /1час/.

9-я неделя.

Л-9. Экспрессионистическая тенденция в русском реализме начала ХХ в. (проза Л.Андреева). /5/, с.379-398.

Пз-5. Проблематика и образы героев в повестях «Поединок» А.Куприна и «На куличках» Е.Замятина /5/, с.51-60; /7/, с.90-106.

СРС /2, 5 часа/ Изучение УМ по конспекту лекций /0, 5 часа/; изучение УМ по учебнику /2 часа/, /5/, с. 181-195.

10-я неделя.

Л-10. Основные закономерности развития литературы 20-х гг. Борьба литературных группировок в литературе 20-х гг. /1/, с.13-70

СРС /2 часа/ Изучение УМ по учебнику /5/, с.51-60; /6/, с.90-106 /0, 5 часа/; работа над текстом /1, 5 часа/.

11-я неделя.

Л-11. Идейно-художественное своеобразие прозы первой пол. 20-х гг. Модернистские традиции в романе Б. Пильняка «Голый год» и цикле новелл И. Бабеля «Конармия»..

Пз-6. Основные мотивы, образ лирической героини в поэзии М. Цветаевой.

СРС /2, 5 часа/ Отработка УМ по конспекту лекций /0, 5 часа/; изучение УМ по учебной литературе /2 часа/, /1/, с.13-70; /2/, с.8-26.

12-я неделя.

Л-12. Проблемы счастья и свободы в романе-антиутопии «Мы» Е. Замятина.

СРС /2 часа/ Изучение УМ по учебнику /2/, с.238-242. /1 час/; работа по тексту /1 час/.

13-я неделя.

Л-13. Своеобразие прозы второй пол. 20-х гг. Проблематика, образы героев, жанр романа М.А.Булгакова «Белая гвардия».

СРС /2, 5 часа/ Изучение УМ по конспекту лекций /0, 5 часа/; изучение УМ по учебной литературе /2 часа/. /1/, с.13-70; /2/, с.367-401.

14-я неделя.

Л-14. Сатира в прозе и драматургии 20-х гг. (М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров, В. Маяковский, М. Булгаков).

СРС /2 часа/ Изучение УМ по учебной литературе /2/, с.209-237 /1 час/, работа по тексту /1 час/.

15-я неделя.

Л-15. Основные закономерности литературы 30-х гг. «Тихий Дон» М.А.Шолохова как роман-эпопея. /1/, с.13-70; /2/, с.367-401.

Пз-8. Творческая история "Мастера и Маргариты" М.А.Булгакова. «Мастер и Маргарита» как философский роман. /2/, с.261-268.

СРС /2 часа/ Отработка УМ по конспекту лекций /0, 5 часа/; изучение УМ по учебной литературе /3/, кн.1, с.12-60 /1, 5 часа/.

16-я неделя.

Л-16. Особенности литературного процесса 40-50-х гг. /3/, кн.1, с.12-60.

СРС /2 часа/ Изучение УМ по учебнику /2/, с.310-314 /1 час/, работа над текстом /1 час/.

17-я неделя.

Л-17. Основные закономерности современного литературного процесса. /2/, с.402-478; /3/, кн.3, с.74-150; /4/, с.340-388; /7/.

Пз-9. Жанрово-стилевое своеобразие и образ главного героя романа Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго». /2/, с.310-314.

СРС /2 часа/ Изучение УМ по конспекту лекций /0, 5 часа/; изучение УМ по учебной литературе /2/, с.402-478 /1, 5 часа/.

ЛИТЕРАТУРА

1. ЛИТЕРАТУРА

2. Голубков М.М. Утраченные альтернативы. М., 1992.

3. Голубков М.М. История русской лит. критики ХХ века (1920-1990-е годы). Учебн. пособие. М., 2008.

4. История русской литературы ХХ века (20-90-е годы). Основные имена. Учебн. пособие для филол. факультетов ун-тов. М., 1998.

5. История русской литературы ХХ века (20-50-е годы). Лит. процесс. Учебн. пособие. М., 2006.

6. Давыдова Т. Т., Сушилина И.К. История отечественной литературы: от символизма до постмодернизма. Учебное пособие. М., 2016. Бумажное и электр. изд-я.

7. Колобаева Л.А. Русский символизм. М., 2000. Ее же: Философия и литература. М., 2013 (статьи о Горьком, Бунине, Пастернаке).

8. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: В 3 кн. М., 2001.

9. Давыдова Т.Т. Русский неореализм: учебное пособие. М: Наука, Флинта. М., 2016.- 4-е изд., электронное.

10. Давыдова Т.Т. Творческая эволюция Евгения Замятина в контексте русской литературы первой трети XX века. М., 2000.

11. Скороспелова Е.Б. Русская проза XX века: от А. Белого («Петербург») до Б. Пастернака («Доктор Живаго»). М., 2003.

12. Давыдова Т.Т., Сушилина И.К. История отечественной литературы 20 века: от символизма до постмодернизма. М., 2016.

13. Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX-начала ХХ в. М., 1999. Изд. 4-е.

14. Давыдова Т.Т. Русский неореализм. М., 2005; 2011 эл. издание.

15. Русские писатели. 1800 - 1917. Биографический словарь / Гл. ред. П. А. Николаев. Т. 1–5. М., 1989–2007 (изд. продолжается).

16. Русские писатели 20 века: Биограф. словарь. М., 2000.

17. Русские писатели 20 века. Биографический словарь/ Под ред. И.О. Шайтанова. М., 2009.

История русской литературы 20 века

Тема 1. Творчество К.Д.Бальмонта и русский символизм

1.С каким периодом русского символизма связана творческая деятельность К.Д.Бальмонта?

2.Что представляет собой картина мира в стихотворениях "Завет бытия", цикле "Мимолетное", стихотворении "Здесь и там"?

3.Как раскрываются образы Дон-Жуана и Лермонтова в одноименной поэме и лирическом цикле? Как трактует Бальмонт тему поэта и поэзии?

4.В чем состоит техническая сторона стиха Бальмонта?

5.Охарактеризуйте зарубежный период творчества поэта.

6.Сделайте вывод о жанровом составе поэзии Бальмонта и его месте в русской литературе ХХ в.

Литература к занятию

Бальмонт К. Д. Стихотворения. Л., 1969. (Большая серия «Библиотеки поэта»)

Бальмонт К.Д. Стихотворения. М., 1990.

Колобаева Л.А. Русский символизм. М., 2000.

Тема 2. 1)Символистская проза (роман Ф.Сологуба "Мелкий бес")

1.Какие традиции русской литературы XIX в. прочиты­ваются в "Мелком бесе" и в чем своеобразие их трактовки писателем?

2.Какова созданная в произведении картина мира и концеп­ция личности? Что преобладает здесь - детерминизм или индетер­минизм?

3.Какие способы характерообразования использут писатель (пейзаж, портрет, монолог, диалог и т.д.)?

4.Что стоит за драматической развязкой романа?

5.Как Вы понимаете сюжетную линию Людмилочка Рутилова - Саша Пыльников? Выражается ли через нее мировидение Сологуба?

6. Кто из двух критиков, по Вашему мнению, прав в оценке любовных игр Людмилы и Саши: А.Блок, увидевший в этих невинных играх "родник нескудеющей чистоты и прелести... в обыденности" или В.Келдыш, усмотревший в эротической линии романа "языческие зовы тела - и пряный душок эротики в провин­циально-декадентском вкусе"?


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03

2-е изд., перераб. - М.: 2014. - Кн.1 - 450с., Кн.2 - 935с.

В учебнике впервые целостно представлено развитие русской литературы первой половины XX века. Авторами обоснована ее периодизация с выделением такого важного этапа литературного развития, как «Литература первой трети XX века», дан обзор русской литературы 1930-1940-х гг.; глубоко разработана персоналия: И. Бунин, Л. Андреев, М. Горький, А. Блок, А. Ахматова, В. Маяковский, С. Есенин, М. Цветаева, Б. Пастернак, М. Шолохов, А. Платонов, М. Булгаков, Л. Леонов, В. Набоков. Издание отличается максимально возможной в учебном пособии полнотой изложения учебного материала, высоким научно-теоретическим уровнем и предназначено для студентов-филологов, магистров, аспирантов.

Книга 1.

Формат: pdf

Размер: 3,7 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Книга 2.

Формат: pdf

Размер: 6,7 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Книга 1.
ОТ РЕДАКТОРА 6
I. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX ВЕКА 8
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 8
Проблема периодизации 8
Проблемы мифотворчества 23
Модернизм как новый тип художественного сознания. Модернизм и авангард 26
Концепция личности 33
Экзистенциальные мотивы. Эрос и Танатос 37
Амбивалентность этических ценностей 46
Мотивы Апокалипсиса 48
Творческая интеллигенция и революция 52
Революционные мотивы 57
Альтернатива «Восток-Запад» 62
Литература 69
Глава 2. ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В МОДЕРНИЗМЕ. СИМВОЛИЗМ 70
Диффузность течений 71
Философско-эстетические основы символизма 76
Теория символа 84
Эволюция символизма 89
Как трактовать кризис символизма? 93
Литература 98
Глава 3. АКМЕИЗМ 99
Дискуссионность статуса 99
Телесность словесного образа 106
Акмеистская концепция слова 117
Литература 126
Глава 4. ФУТУРИЗМ 127
Из истории движения 127
Русский кубофутуризм. Поведенческая модель и игровая практика 128
Словотворческая работа («заумный язык», «сдвип>, «фактура») 132
Литература 147
Глава 5. СУДЬБЫ РЕАЛИЗМА 148
Новаторство реализма XX в 152
Реализм и натурализм 155
Неореализм 159
Реализм и романтизм 162
Социалистический реализм: проблема генезиса 166
Современные дискуссии. Смена интерпретаций 177
Литература 189
Глава 6. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГРУППЫ 1920-ХГГ 191
Пролетарская литература и ВОКП 203
Литературные объединения и журналы русского зарубежья 212
Литература 214
Глава 7. ЖАНРОВО-СТИЛЕВЫЕ ИСКАНИЯ 215
Уточнение понятий 215
Поэзия: новые жанровые дефиниции (циклизация, ролевая лирика) 218
Основные поэтические жанры, особенности стихосложения 223
Обогащение жанровой палитры прозы 248
Новые жанрово -стилевые тенденции в драматургии 262
Сатирические жанры 280
Литература 285
Глава 8. ПРОЕКЦИЯ «БОЛЬШИХ СТИЛЕЙ» 287
Классицизм и барокко 288
Рококо 291
Романтизм и реализм 292
Импрессионизм 295
Экспрессионизм 299
Литература 304
II . РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 1930-1940-Х ГОДОВ 305
Глава 9. ЛИТЕРАТУРА В УСЛОВИЯХ ТОТАЛИТАРНОГО РЕЖИМА. 305
Литература и социум. Идеологический прессинг 305
Судьба социалистического реализма. Возвращение к мимезису 316
Литература 323
Глава 10. ПРОЗА 324
Проблемно-тематическое и художественное своеобразие 324
Проза Великой Отечественной войны 345
Черты романтического стиля 356
Проза послевоенного периода 363
Литература 367
Глава 11. ПОЭЗИЯ 368
Лирика 30-х годов 368
Поэзия периода Великой Отечественной войны 376
Поэзия послевоенного периода 390
Поэзия русского зарубежья 392
Литература 401
Глава 12. ДРАМАТУРГИЯ 403
Своеобразие драматургических решений 403
Драматургия военных лет 411
Литература 424
Глава 13. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОТКРЫТИЕ ИНОНАЦИОНАЛЬНОГО
МИРА 425
Романтическое решение темы 426
Реалистическое решение темы 432
Литература 441
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ 442

Книга 2.
ОТ РЕДАКТОРА 7
Глава 1. ИВАН БУНИН (1870-1953) 9
Ранняя проза 10
Бунин и Горький 13
«Деревня». Новый тип повествования 15
Национальная самокритика 21
Оппозиция жизнь/смерть. Ветхозаветные мотивы 23
Восток в творчестве Бунина. «Братья» 26
«Господин из Сан-Франциско» 35
«СныЧанга» 38
«Жизнь Арсеньева». Специфика жанра 41
Черты автобиографизма. Поэзия детства и юности 46
Завершение национальной самокритики 52
Бунинская концепция любви 55
Цикл «Темные аллеи». «Чистый понедельник» 63
«Чистый понедельник». Новое в художественном постижении русского национального характера 64
Бунин-поэт 69
Последние годы 78
Литература 80
Глава 2. ЛЕОНИД АНДРЕЕВ (1871-1919) 81
Раннее творчество 83
Переоценка ценностей 89
«Красный смех» 94
Библейские мотивы 97
Эволюция Л. Андреева-драматурга. «Жизнь Человека» 115
«Рассказ о семи повешенных». Экзистенциальные мотивы 130
«Дневник Сатаны» 140
Экспрессионизм Л. Андреева 142
Поздняя публицистика 148
Литература 154
Глава З.МАКСИМ ГОРЬКИЙ (1868-1936) 155
Горький в исследованиях последних лет 155
Первый период творчества 160
«На дне». Дискуссии вокруг образа Луки 173
Роль Луки в развитии сюжета. Лука и Сатин 178
«Мать». История создания, роль экспозиции 186
Человек и окружающий мир в произведениях Горького 1910-х гг 197
Горький и революция. «Несвоевременные мысли» 202
«Рассказы 1922-1924 гг.» 207
«Дело Артамоновых»: от замысла к воплощению 211
«Жизнь Клима Самгина» 220
Литература 226
Глава 4. АЛЕКСАНДР БЛОК (1880-1921) 227
Начало пути. Освоение традиций 227
Лирика 231
«Ante lusem» (1898-1900) 233
«Стихи о Прекрасной Даме» (1901-1902) 235
«Распутья» (1902-1904) 238
«Пузыри земли» (1904-1905) 239
«Город» (1904-1908) 240
Стихия страсти: «Снежная маска» (1907) и «Кармен» (1914) 250
«Итальянские стихи» 254
«Страшный мир» (1909-1916) 256
Стихи о России 261
Пути интерпретации поэтического текста 270
«Соловьиный сад» 277
Поэма «Двенадцать». Открытость финала 280
«Скифы». Изображение инонационального мира 288
Блок - великий поэт XX века 292
Литература 293
Глава 5. АННА АХМАТОВА (1889-1966) 295
Первый этап творчества 295
Эволюция лирической героини и авторский монолог 302
Родина в художественной концепции Ахматовой 309
«Лирический дневник»: своеобразие жанра и сюжета 320
Ахматова и акмеизм 327
«Эпоха молчания и уединения» (1925-1935) 331
Начало второго этапа творчества. «Реквием» 334
Творчество 1940-х годов. Под гнетом ждановшины 340
Поздняя лирика 344
«Поэма без героя» (1940-1962) 350
Последние годы 357
Литература 362
Глава 6. Владимир Маяковский (1893-1930) 363
Маяковский в дискуссиях разных лет 363
Маяковский и футуристы 375
Раннее творчество. Образ лирического героя 378
Жанровое и стилевое своеобразие 385
Художественное новаторство 388
Рифма и словарь Маяковского 391
«Облако в штанах» 394
Маяковский после Октября 402
Сатира Маяковского 411
Литература 415
Глава 7. СЕРГЕЙ ЕСЕНИН (1895-1925) 417
Начало пути. Поиски творческого самоопределения 417
Лирический герой Есенина. Поэтизация общечеловеческого 424
Есенин и революция 429
«Москва кабацкая» 434
«Любовь хулигана» 438
Образ России 442
«Пугачев» 445
«Анна Онегина» 449
«Персидские мотивы» 453
«Черный человек» 457
Смерть поэта 460
Судьба наследия Сергея Есенина 463
Литература 467
Глава 8. МАРИНА ЦВЕТАЕВА (1892-1941) 468
Путь поэта 468
Лирика. Основные мифологемы 478
Своеобразие предметного мира 484
«Огненная» символика 492
Дендро- и орнитосимволика в цикле «Деревья» 499
Миф о поэте 509
Диптих «Поэма горы» и «Поэма конца» 517
Лирическая сатира. «Крысолов» 528
Последние годы 537
Литература 538
Глава 9. БОРИС ПАСТЕРНАК (1890-1960) 540
Начало пути 540
Первое стихотворение как фундамент эстетики поэта 542
«Близнец в тучах» 547
Пастернаки футуризм 554
«Сестра моя - жизнь»: в поисках сакрального 558
«Темы и вариации»: постижение классики 566
Стихия свободной стихии 570
Поэтическая историософия Пастернака на рубеже 1920-1930-х гг. «Спекторский» 572
Цикл «Переделкино» 576
Роман «Доктор Живаго»: оправдание новаторства 579
Жанровая специфика романа «Доктор Живаго» 582
Исторический фон в романе 584
Автор и герой в романе «Доктор Живаго» 588
Лирическое и эпическое в романе 594
Последние годы жизни. «Когда разгуляется» 597
Литература 604
Глава 10. МИХАИЛ ШОЛОХОВ (1905-1984) 606
«Донские рассказы» 606
«Тихий Дон». Историческая основа романа 619
Оценка Гражданской войны с общечеловеческих позиций 624
Григорий Мелехов как трагический характер 629
Особенности жанра и поэтики 634
Проблема авторства «Тихого Дона» 638
«Поднятая целина» 643
К интерпретации образа Щукаря 650
Великая Отечественная в прозе Шолохова 652
Композиция и жанр рассказа «Судьба человека» 656
Литература 660
Глава 11. АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ (1899-1951) 662
Ранняя проза (1918-1926) 663
От технической фантастики - к социальным аспектам 666
Сатира. «Город Градов» 667
«Чевенгур». Историко-географические реалии романа 672
Своеобразие композиции и жанра 674
Александр Дванов - alter ego автора? 681
Русская революция в романе 684
«Котлован» 690
«Впрок» как комментарий к «Котловану» 702
«Ювенильное море» 708
Поездка в Среднюю Азию. «Такыр» 711
Пов есть- мистерия «Джан» 712
Платоновская драматургия 719
Творчество второй половины 1930-1940-х годов 720
Рассказы о войне. «Возвращение» 724
Литература 730
Глава 12. МИХАИЛ БУЛГАКОВ (1891-1940) 731
Начало пути 731
Сатира Булгакова 732
«Белая гвардия». Автобиографичность романа 737
Структур а романа в свете мифопоэтики 747
Театр М. Булгакова 755
«Бег». Специфика художественного пространства. Образ Хлудова 762
«Мастер и Маргарита». Философские основы романа 767
Правда-истина как универсальный закон 776
Мастер и Маргарита: путь добра и путь любви 788
Специфика жанра и сюжетно-композиционная модель романа 792
Итоги Мастера 799
Литература 801
Глава 13. ЛЕОНИД ЛЕОНОВ (1899-1994) 802
Раннее творчество 803
«Дорога на Океан». Философская и социальная проблематика 815
Особенности сюжета и мастерство психологического анализа 825
Художественное воплощение инонационального характера 826
Драматизм судьбы художника 838
Пафос сопротивления врагу. «Взятие Великошумска» 840
«Русский лес» 844
Итоговый роман «Пирамида» 854
Литература 866
Глава 14. ВЛАДИМИР НАБОКОВ (1899-1977) 867
Путь писателя 867
«Машенька» - компендий набоковского романа 872
«Король, дама, валет» - создание игровой реальности 880
«Защита Лужина» - проблема существования во внеигровом пространстве 890
«Соглядатай» - торжество вымысла и победа над роком 895
Жизнь как те кет: роман «Дар» как энциклопедия метапрозы В.В. Набокова 901
Принцип соответствия героя и мира как этическая проблема в романе В.В. Набокова «Лолита» 909
Синэстезия как особенность стиля В.В. Набокова 919
Некоторые итоги 930
Литература 933

А.Я. АНЦУПОВ А.И. ШИПИЛОВ

КОНФЛИКТОЛОГИЯ

Второе издание, переработанное и дополненное

УДК 316.48(075.8) ББК 65.5я73

Рецензенты:

кафедрасоциальнойпсихологиифакультетапсихологии Московского государственногоуниверситета им. MB. Ломоносова

(зав. кафедрой акад. РАО А.И. Донцов); д-р ист. наук, проф.В. Маликов

Главный редактор издательства кандидат юридических наук,

доктор экономических наук Н.Д. Эриашвили

Анцупов А.Я., Шипилов А.И.

А74 Конфликтология: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб.

и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 591 с. ISBN 5-238-00396-Х

Это второе издание первого отечественного учебника, в котором сделана попытка обобщения и систематизации научных знаний о конфликтах, полученных в одиннадцати областях российской науки.

С позиции системного подхода излагаются основы отечественной конфликтологии, характеризуется история развития ее отраслей, предлагается универсальная понятийная схема описания конфликтов. Рассмотрены методики изучения конфликтов, их особенности в различных сферах социального взаимодействия, условия и способы конструктивного регулирования конфликтов.

Второе издание учебника (1-е изд. - ЮНИТИ, 1999) дополнено анализом конфликтов России в XXI в., обоснованием принципов российской конфликтологии, описанием особенностей конфликтов во взаимоотношениях педагогов, указателем докторских диссертаций по проблеме конфликтов.

Для студентов, изучающих курс конфликтологии, аспирантов, преподавателей вузов, конфликтологов-практиков, всех, кто интересуется проблемой предупреждения и разрешения социальных конфликтов различного уровня.

Раздел I. Введение в конфликтологию

Глава 1. Предпосылки конфликтологических идей

Эволюция научных воззрений на конфликт

1.2. Проблема насилия в религиозных учениях

1.3. Отражение конфликтов в искусстве, литературе

и средствах массовой информации

Практика как источник конфликтологических идей

Глава 2. История отечественной конфликтологии

2.1. Общий анализ публикаций по проблеме конфликта

2.2. Периодизация истории отечественной конфликтологии

Междисциплинарные связи отраслей конфликтологии

Глава 3. Отрасли отечественной конфликтологии

3.1. Проблема конфликта в военной науке

Изучение конфликтов в искусствоведении

3.3. Исследование конфликта в исторических науках

Математические модели конфликтных явлений

3.5. Особенности изучения конфликтов в педагогике

Исследование конфликтов в политологии

Конфликт как объект исследования в правоведении

3.8. Исследование конфликтов в психологии

3.9. Изучение конкуренции и агрессии в социобиологии

3.10. Социология конфликта

3.11. Философский анализ конфликтов

Глава 4. Характеристика зарубежной конфликтологии

4.1. Проблема конфликта в зарубежной психологии

Западная социология конфликта

Зарубежные политологические теории конфликта

4.4. Отличия в развитии отечественной и зарубежной

конфликтологии

Глава 5. Значение, предмет и задачи конфликтологии

5.1. Роль конфликтологии в развитии российского общества

5.2. Сущность конфликта, объект и предмет конфликтологии

Основные цели и задачи конфликтологии

Россия в конфликтах XX века

Глава 6. Проблема эволюции конфликтов

6.1. Эволюционная структура психики человека

6.2. О биосоциальном характере эволюции жизни на Земле

Обоснование необходимости изучения зооконфликтов

Основные виды эволюции конфликтов

Вопросы и задания к разделу I

Раздел II. Конфликты в мире животных

Глава 7. Общая характеристика зооконфликтов

7.1. Роль агрессии в животном мире

Внутривидовые конфликты между животными

Межвидовые зооконфликты

Интропсихические конфликты у животных

Глава 8. Внутривидовые конфликты у животных

Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы

Конфликты, связанные с воспроизводством потомства

8.3. Борьба животных за иерархическое место в группе

Вопросы и задания к разделу II

Раздел III. Методы исследования конфликтов

Глава 9. Методологические основы конфликтологии

9.1. Методологические принципы исследования конфликтов

9.2. О системном подходе к изучению конфликтов

9.3. Универсальная понятийная схема описания конфликта

Этапы анализа конфликтов

Программа конфликтологического исследования

Глава 10. Психологические методы в конфликтологии 167

10.1. Оценка внутриличностной конфликтности человека

10.2. Определение межличностной конфликтности человека

10.3. Изучение конфликтных отношений в группе

Глава 11. Модульный социотест как метод диагностики

взаимоотношений в группе

11.1. Особенности применения модульного социотеста

11.2. Диагностика конфликтных взаимоотношений в группе

Глава 12. Ситуационный метод изучения конфликтов

12.1. Общая характеристика ситуационного метода

Раздел IV. Теоретические основы

конфликтологии

Глава 14. Конфликт как тип трудныхситуаций

14.1. Трудные ситуации в жизнедеятельности человека

14.2. Поведение человека в трудных ситуациях

14.3. Конфликтоустойчивость как вид психологической

устойчивости

Глава 15. Классификация конфликтов

15.1. Проблема классификации в конфликтологии

15.2. Основные виды классификации конфликтов

Глава 16. Причины возникновения конфликтов

16.1. Объективные факторы возникновения конфликтов

16.2. Организационно-управленческие причины конфликтов

16.3. Социально-психологические причины конфликтов

16.4. Личностные причины конфликтов

Глава 17. Структура конфликта

17.1. Объективные элементы конфликта

17.2. Психологические компоненты конфликта

17.3. Особенности восприятия конфликтной ситуации

Глава 18. Функции конфликтов

18.1. Двойственный характер функций конфликта

18.2. Деструктивные функции конфликтов

18.3. Конструктивные функции конфликтов

Глава 19. Динамика конфликтов

Раздел V. Внутриличностные конфликты

Глава 21. Природа внутриличностных конфликтов

21.1. Подходы к пониманию внутриличностного конфликта

21.2. Основные виды внутриличностных конфликтов

Глава 22. Переживание внутриличностного конфликта 321

22.1. Генезис внутриличностного конфликта

22.2. Особенности переживания внутриличностного

конфликта

22.3. Последствия внутриличностных конфликтов

Глава 23. Внутриличностные конфликты

и суицидальное поведение

23.1. Личностные проблемы и суицидальное поведение

23.2. Самоубийство как деструктивный способ завершения

внутриличностного конфликта

23.3. Психокоррекция суицидального поведения

Глава 24. Управление внутриличностными

конфликтами

24.1. Условия предупреждения внутриличностных конфликтов 339

24.2. Механизмы разрешения внутриличностных конфликтов

Вопросы и задания к разделу V

Раздел VI. Конфликты в различных сферах

человеческого взаимодействия

Глава 25. Семейные конфликты

25.1. Типичные межличностные конфликты у супругов

25.2. Конфликты во взаимодействии родителей и детей

25.3. Психологическое консультирование конфликтных семей

Глава 26. Конфликты «руководитель-подчиненный»

26.1. Причины конфликтов «по вертикали»

26.2. Предупреждение конфликтов между руководителем

и подчиненным

26.3. Разрешение конфликтов «по вертикали»

Глава 27. Конфликты в общеобразовательной школе

27.1. Конфликты между учениками в школе

27.2. Разрешение конфликтов между учителем и учеником

27.3. Особенности конфликтов между учителями

Глава 28. Инновационные конфликты

28.1. Инновация как объект конфликта

28.2. Специфика инновационных межличностных конфликтов

28.3. Регулирование инновационных конфликтов

Глава 29. Межгрупповые конфликты

29.1. Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов

29.2. Трудовые конфликты и пути их разрешения

29.3. Специфика межэтнических конфликтов

29.4. Внутриполитические конфликты

Глава 30. Межгосударственные конфликты

30.1. Особенности межгосударственных конфликтов

30.2. Предотвращение межгосударственных конфликтов

Вопросы и задания к разделу VI

РазделVII.Предупреждениеконфликтов 427

Глава 31. Прогнозирование и профилактика

конфликтов

31.1. Сущность прогнозирования и профилактики конфликтов

31.2. Объективные и организационно-управленческие

предпосылки предупреждения конфликтов

31.3. Баланс взаимоотношений и профилактика конфликтов

Глава 32. Технология предупреждения конфликтов

32.1. Изменение своего отношения к проблемной ситуации

32.2. Как воздействовать на поведение оппонента

32.3. Психология конструктивной критики

32.4. Методы психокоррекции конфликтного поведения

Глава 33. Оптимальные управленческие решения

и предупреждение конфликтов

33.1. Подготовка оптимального управленческого решения

33.2. Психологические причины конфликтогенных решений

Глава 34. Оценка результатов деятельности и

профилактика конфликтов

34.1. Пять способов оценки результатов деятельности

34.2. Как без конфликтов оценить результаты деятельности

Глава 35. Предупреждение конфликтов и стресс

35.1. Психологические факторы нормализации стресса

35.2. Границы мировосприятия и профилактика стресса

35.3. Здоровье и стресс повседневной жизни

Вопросы и задания к разделу VII

РазделVIII.Разрешениеконфликтов 503

Глава36. Конструктивноеразрешение конфликтов

36.1. Формы, результаты и критерии завершения конфликтов

36.2. Условия и факторы разрешения конфликтов

36.3. Стратегии и способы разрешения конфликтов

Глава 37. Медиаторство и регулирование конфликта

37.1. Когда необходим медиатор в конфликте

37.2. Результативность медиаторской деятельности

37.3. Как руководителю регулировать конфликты

37.4. Этика регулирования конфликтов психологом

Глава 38. Переговоры по разрешению конфликтов

38.1. Сущность, виды и функции переговоров

38.2. Динамика переговорного процесса

38.3. Психологические механизмы и технология переговоров

38.4. Психологические условия успеха на переговорах

38.5. Специфика ведения переговоров с противником

Вопросы и задания к разделу VIII

Список литературы

Основные понятия конфликтологии

Приложения

Предисловие

Возможно, XXI век поставит человечество перед альтернативой: либо он станет веком конструктивного разрешения конфликтов, либо будет последним веком в истории цивилизации. Конфликты в XX в. стали основной причиной гибели людей. Две мировые войны, более 200 крупномасштабных войн, локальные военные конфликты, террор, вооруженная борьба за власть, убийства, самоубийства - все эти виды конфликтов по самой приближенной оценке унесли в завершившемся столетии более 300 млн человеческих жизней. Медленное, но неудержимое совершенствование и распространение оружия массового поражения, войны в Югославии, Афганистане, Чечне и другие военные конфликты последних лет свидетельствуют о возрастании опасности войн, в том числе с применением новых видов оружия массового поражения.

Внутриполитическая борьба - один из решающих факторов развития большинства государств. Внутриполитические конфликты в России по своей ожесточенности и отсутствию нравственных ограничений в XX в. мало чем отличаются от подобных конфликтов в Древнем Риме.

Конфликты на уровне организаций нередко оказывают определяющее влияние на качество их деятельности. Конфликты между сотрудниками могут годами лихорадить трудовые коллективы и даже приводить к их распаду.

Согласие в семье и с самим собой выступает важнейшим условием счастливой жизни каждого человека. В нашей стране в результате острых внутриличностных конфликтов ежегодно заканчивают жизнь самоубийством несколько десятков тысяч человек.

Все это говорит о решающей роли конфликтов в жизни отдельного человека, семьи, организации, государства, общества и человечества в целом. По итогам XX в. Россия скорее всего является бесспорным и недосягаемым мировым лидером не только по людским потерям в конфликтах, но и по другим их разрушительным последствиям: материальным и моральным. Новое столетие ставит Россию перед альтернативой: либо власть и народ смогут если не управлять, то хотя бы удерживать социальные конфликты

в каких-то регулируемых рамках, либо конфликты будут управлять народом и властью, диктуя «бессмысленные и беспощадные» сценарии в истории всех и биографии каждого.Наше незнание законов возникновения, развития и завершения конфликтов только за последнее десятилетие оплачено жизнями сотен тысяч людей, разрушенными судьбами десятков миллионов человек, развалом пусть во многом несовершенной, но все же великой державы. Десять лет назад СССР прошел очередную точку бифуркации, повернув на традиционный для нас путь насильственного разрешения противоречий между борющимися за власть социальными группами. Сегодня, похоже, страна вновь стоит перед выбором: революция или эволюция, насилие или ненасилие, жесткая борьба или компромисс.

Каждому россиянину, руководителю на любом уровне, прежде всего государственном, сегодня срочно необходимы знания о способах предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов различных масштабов. Такие знания трудно получить, опираясь только на здравый смысл. Нельзя их целиком позаимствовать и у зарубежных специалистов, так как отечественные конфликты достаточно специфичны. Научиться конструктивно вести себя в конфликтах можно опытным путем. Но опыт либо слишком дорого стоит, либо приходит поздно. Для быстрого получения практических знаний о конфликтах необходимо энергичное формирование и развитие науки - отечественной конфликтологии.

Для решения этой задачи важно провести хотя бы самую общую систематизацию уже имеющихся знаний о конфликтах, определить методологические и теоретические основы науки, очертить контуры сложившейся на практике парадигмы конфликтологических исследований, наметить перспективы их развития.

Согласно ГОСТу общего и профессионального образования, «Конфликтология» входит в перечень обязательных учебных дисциплин для подготовки социальных работников - социологов, психологов, политологов и др. Публикация в последние годы значительного количества работ, посвященных общим проблемам теории конфликтов, говорит о наличии устойчивой потребности в систематизированных знаниях по данной проблеме у студентов, ученых, руководителей, практиков. Достаточно назвать работы: «Социально-психологические проблемы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во