Антисоциальное поведение включает. Антисоциальное поведение и его формы. Формы и виды антисоциального поведения

Антисоциальное поведение или непринятие индивидом норм социума подразумевает под собой полное отрицание правил и порядков, принятых в обществе.

Если перевести слово «антисоциальность» с древнегреческого и латинского языков, то получится словосочетание — «против общественного».

Индивиды, придерживающиеся такого поведения, не приемлют даже традиций, соблюдаемых в любых социальных группах людей.

Поведение – это процесс контактирования человека и среды, основным проявлением которого является внешняя активность, опосредованная внутренним личностным содержанием. Поведение трактуется как любые действия человека и проявления его характера. Это движение, поступок, высказывание, вегетативная реакция. Внутренние компоненты поведения представляют из себя мотивацию, когнитивную переработку, эмоции с чувствами, привычки человека с жизненным опытом.

Поведение всегда социально в своей сути. Оно всегда подчиняется социуму и регулируется его мотивами и ценностями. Оно играет важную роль в работе речевой системы при целеполагании.

Индивидуальное личностное поведение

Индивидуальное личностное поведение – это всегда многоуровневый и очень сложный феномен-результат по взаимодействию некоторых систем. В их числе это социальная среда, конкретная ситуация и сама личность.

Исходя из этого, поведение конкретной личности можно представить как список норм социума, дополненный личностными психологическими характеристиками человека. К ним можно отнести:

В житейском понимании все эти характеристики имеют две оценки:

  1. Нормальное поведение, в котором нет признаков психических отклонений, то есть соответствующее нормам и ожиданиям в социуме.
  2. Ненормальное или анормальное поведение, то есть не соответствующее нормам и ожиданиям в социуме и имеющее признаки психических отклонений.

Формы нежелательного или анормального поведения

Формы нежелательного поведения являются очевидными характеристиками в отторжении личностью социально-принятых норм, варьируя от вполне безобидных проявлений до полного тотального разрушения личности.

Проявлением такого поведения считается склонность к бродяжничеству, к вредным привычкам, грубость, употребление ненормативной лексики, агрессия по отношению к родным и близким людям. Регулярные правонарушения, такие, как — звонки–пранки (розыгрыши), рисование на стенах зданий (граффити), драки, воровство, насилие (как психическое, так и физическое устрашение), мелкое хулиганство, зачастую являются причиной привода в полицию.

Если прогрессирующий процесс антисоциальности у индивида не прервать вовремя и не приступить к коррекции, то может произойти внутреннее саморазрушение его личности.

К таким формам анормального поведения можно отнести:

  • патологическое;
  • нестандартно-креативное;
  • маргинальное;
  • ретристское;
  • девиантное, как антисоциальное.

Симптомы антисоциальности

Проявление синдрома антисоциальности начинается с основного симптома в поведении человека. Оно становится психопатоподобным. Это значит, что в человеке зарождается неконтролируемая им, чрезмерная импульсивность, как правило, ведущая к нарушению общепринятых в социуме норм.

Под нормами социума обычно принимают:

  1. Духовная, нравственная норма. Она выражается в общечеловеческих ценностях, представленных мировой культурой и научной мыслью в обществе.
  2. Мораль и этические нормы. Этика поведения индивида в социуме.
  3. Норма права и закон. В случае нарушения следует неотвратимость наказания, которого антисоциальнист не страшится.
  4. Эстетическая и культурная норма. Соответствие идеалу стиля, красоты, поведения и общения.

Признаки, по которым можно выявить такое поведение. Поведенческие вектора

Для того чтобы распознать именно этот вид поведения и не спутать его с другими, необходимо знать, что существуют признаки, по которым безошибочно можно это определить.

Признаки антисоциальных нарушений личности могут начать своё проявление с дошкольного возраста и приобретать развитие на протяжении всей жизни. Им свойственно отсутствие эмоций и любых других видов привязанности к близким людям и родителям, постоянное враньё, жестокое обращение с домашними любимцами и агрессивность.

Такое поведение всегда разрушительно. Причем имеет значение направление вектора. Если это «интер-вектор» (направление «в себя»), то сила разрушения энергии будет направлена человеком на самого себя. Это называют аутодеструктивным воздействием.

Если это «экстерио-вектор» (направление «от себя»), то сила разрушения будет направлена на ближайшее его окружение – в основном на семью. То есть имеет место деструктивное воздействие.

Такое поведение является регулярным, стойко повторяющимся, длительным по времени и многократным. Оно согласуется с внутренним миром личности, его направленностью. Достаточно часто оно предсказуемо и регулярно проявляется в повседневной жизни. Человек постепенно утрачивает способность контактировать с окружающими его людьми, меняя круг своего общения.

Происходит разительная смена поведения. Материальные потребности и духовное желание не согласуются с предложениями. Возникают негативные ценностные отношения к своему имени, телосложению, просто к себе. Закрепляется устойчивое отношение к сложившемуся новому образу поведения и отстаивание его.

Зачастую антисоциальность проявляется через регулярный приём наркотиков, занятия проституцией, участившиеся побеги из дома приводящие к попрошайничеству и бродяжничеству.

Возникает несбалансированность психических процессов, неадаптивность. Проявляется нарушение процесса самоактуализации.

Антисоциальное («противобщественное») поведение не может проявляться в результате трудной жизненной ситуации — тяжёлой болезни, психологической травмы, но может вызвать его причину.

Виды такого поведения

В зависимости от той нормы поведения принятой обществом, которую преступает человек, можно расклассифицировать антисоциальное («противобщественное») поведение на виды.

Причины, по которым может возникнуть это поведение

Психологи, при рассмотрении такого вопроса выделяют несколько причин его возникновения.

  1. Биологические или медицинские. К ним относится генетическая предрасположенность. В семье были личности, родственники по одной из ветвей, страдающие от антисоциальности в своём поведении.
  2. Личностные, то есть психологические и психопатологические. К ним можно отнести желание самоутвердиться. Сюда же относятся слабые уровни развития личностно-психологических особенностей и их взаимосвязи в рамках психической нормы. Например, недостаточное владение саморегуляцией в поведении, заниженность самооценки, недостаточная развитость социальных навыков, дефицит общения.
  3. Семейные и социальные факторы риска. К ним относятся недопонимание в семье между детьми и родителями, нестабильная социально–экономическая ситуация как в стране, так и в семье, негативное влияние телевидения и радио, несовершенное законодательство.

Качества характера, свойственные лицам с таким поведением

Этим людям свойствено:

Медицинская и психологическая точки зрения на рассматриваемый вопрос

С психологической точки зрения антисоциальное поведение рассматривается как сигнал обществу о наличии проблем у индивида.

Общество игнорирует проблемных людей, тем самым усугубляя сложившуюся у них ситуацию. Сегодня негативное поведения со стороны антисоциальников, к большому сожалению, становится нормой и вынуждает к ответным мерам. Социум вынужден применить к ним формальные и неформальные санкции, в том числе: изоляцию, принудительное лечение, исправление с помощью трудотерапии или наказание правонарушителя с применением к нему норм закона.

С медицинской точки зрения такое отклонение рассматривается как составляющая компонента антисоциального расстройства личности. МКБ-10 трактует данное заболевание, как отклонение от принятых в социуме норм и правил по здоровью индивида в различных формах пограничного уровня нервно-психической патологии.

Профилактика такого вида поведения

Для профилактики такого вида поведения необходимо проводить психологическое просвещение семей, члены которых страдают от деструктивного поведения их членов. Такое просвещение должно быть направлено на повышение психологической компетентности лиц, контактирующих с этой особой группой.

Необходимо отметить, что вторым компонентом профилактики является улучшение психологического климата в семье и ближайшем окружении, как микросообществе, в котором постоянно находится индивид.

Совокупность этих двух компонентов ведёт человека к социализации и, как следствие, обретению психологического благополучия.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 371.01:151.8 ББК 74.200.44:88.5

О.С. Амосова

асоциальное поведение молодежи: факторы, причины, методы профилактики

и коррекции

Статья посвящена проблеме асоциального поведения молодежи - одной из серьезнейших проблем современного общества. В статье вскрывается этиология, генеалогия и онтогенез изучаемого явления, раскрываются факторы и причины искомой дефиниции и аргументируются пути и способы профилактики и коррекции изучаемого явления.

Ключевые слова: асоциальное поведение, девиантное поведение, делинквентное поведение, аддиктивное поведение, профилактика, коррекция.

antisocial behavior by young people: factors, causes, methods of prevention and correction

The article is devoted to problem of antisocial behavior of young people being one of the most significant challenges of the modern society. The authors reveal etiology, genealogy, and ontogeny of the phenomenon under study, define factors and reasons of the definition sought, and argue ways and means to prevent and correct of the phenomenon.

Key words: antisocial behavior, deviant behavior, delinquent behavior, prevention, correction.

Проблема асоциального поведения подростков и молодежи была и остается острейшей проблемой современного российского общества и государства. В последнее время статистические данные фиксируют стабильный рост показателей молодежи, привлекаемой к ответственности, что свидетельствует о криминализации молодежной среды. По сравнению с 30-ми годами ХХ века, количество асоциальной молодежи в России выросло более чем в три раза. Именно эта, все увеличивающаяся социальная дезадаптация в среде молодежи приводит к росту таких явлений, как наркомания, алкоголизм, сектантство.

Поведение человека - это его образ жизни, его действия по отношению к об-

ществу, людям, с точки зрения нравственности и права. Аксиоматично считается, что все поведение социально обусловлено, все оно социально, но может быть и асоциальным. Асоциальным считают поведение, нарушающее социальные нормы, такие как: уголовные, административные, семейные. Асоциальное поведение неприемлемо для отдельных лиц и общества в целом, так как противоречит основам жизнедеятельности человека, его деятельности, обычаям, традициям, нормам морали. Ближе всего к понятию «асоциальное поведение» находится термин «отклоняющееся». «Отклоняющимся» признается ненормативное поведение, которое отклоняется от социальной нормы. Как считает А.А. Крылов, можно

if о О < с

посмотреть на асоциальное поведение с точки зрения адаптации/дезадаптации. Тогда социальное поведение является адаптивным, а асоциальное - дезадаптив-ным .

Близок к асоциальному поведению и термин «криминальное», «преступное» поведение, и аморальное поведение. Асоциальное поведение является разновидностью агрессивного поведения, которое выражается в деструктивных действиях с конечной целью - нанесение вреда человеку. Агрессия в людях выражается физически или вербально, активно или пассивно, прямо или косвенно. Молодежь, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, называют трудной, трудновоспитуемой, с деви-антным, отклоняющимся, асоциальным поведением .

Объяснить асоциальное поведение молодежи могут теории, основанные на достижениях различных дисциплин. Психопатологическая модель развития Мофитт выделяет два типа асоциальной молодежи: с постоянным образом жизни и ограниченным образом жизни. Человек с ограниченным образом жизни в детстве ведет себя нормально, но склонен к преступлениям типа вандализма, дромомании. Молодые люди с постоянным образом жизни с детства отличаются нарушением поведения, а в подростковом возрасте принимают участие в более тяжких преступлениях. Модель общественного здоровья подчеркивает влияние среды и других внешних факторов. Приоритетом данной модели являются превентивные стратегии, а насилие рассматривается как подлежащее систематическому, обоснованному с точки зрения науки, непрерывному вмешательству. Третья модель исследует асоциальное поведение человека внутри и вне семьи. Согласно этой теории, грубое, пренебрежительное обращение с ребенком, насилие в детстве, оскорбления и насилие в подростковом возрасте, все это делает человека, в конечном счете, асоциальным и ведет к жестоким преступлениям, правонарушениям, суициду или преждевременной смерти. Тем

не менее ни одна из этих теории не дает полного объяснения возникновения асоциального поведения.

Существует несколько клинических признаков асоциального поведения, которые необходимо уметь распознавать и принять необходимые меры по их коррекции. Наиболее часто с агрессивным поведением у подростков связана такая патология, как задержка умственного развития, умеренно тяжелые речевые нарушения, психические нарушения (дефицит внимания, гиперактивность, депрессия, тревога, аномалии характера). Нарушение поведения и оппозиционное вызывающее поведение являются психиатрическими диагнозами, вызванными асоциальным поведением. Эти диагнозы характеризуются дефицитом внимания, гиперактивностью, повышеннои склонностью к преступности, злоупотреблением психоактивными препаратами, криминальным поведением.

Причины асоциального поведения молодежи просматриваются в особенностях взаимосвязи человека с окружающей средоИ, социальной средоИ, самим собои и являются результатом отдельных обстоятельств рождения и социализации человека. Многочисленные исследователи асоциального поведения, такие как: П.Г. Вельский, Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, Д.И. Фельдштейн, А.В. Мудрик, С.А. Завражнов, Л.К. Фортова и др., среди причин такого поведения выделяют наследственность, социальную среду, обучение, воспитание и социальную активность самого человека. Все перечисленные факторы оказывают воздействие на индивида прямо или косвенно, но прямой зависимости между негативными последствиями и характером поведения человека не существует. Именно поэтому такие исследователи, как Т.Р. Алимхано-ва, Ю.А. Клейберг, А.В. Мисько выделяют только три основных фактора: биологический, психологический и социальный. Биологический фактор заключается в физиологических особенностях индивида, психологический - в особенностях темперамента, акцентуации характера, социальный - отражает взаимодействие

человека с социумом (семья, учебное заведение, окружение). В целом, согласно статистическим данным, среди наиболее часто встречающихся причин возникновения асоциального поведения можно выделить следующие: 1) чаще всего асоциальное поведение возникает у подростков, семьи которых имеют психические отклонения, другие заболевания, последствия болезни; 2) если у молодых людей есть пристрастие к наркотикам, алкоголю и асоциальному поведению в обществе; 3) если взаимоотношения между родителями в семье основаны на непонимании, неуважении друг к другу, и такие родители проявляют враждебность к детям. Фактором, влияющим на асоциальное поведение подростка, является система наказаний и поощрений, практикуемая в семье. Как жестокость родителей, так и чрезмерная любовь одинаково опасны в воспитании подростка; 4) отсутствует отцовское воспитание; 5) в семье господствует авторитарный способ воспитания, либо чрезмерная опека по отношению к подростку. Особенно опасны авторитарность, жестокость и чрезмерное доминирование матери. И если у ребенка слабый тип нервной системы, это может привести к нервно-психическим заболеваниям, и, в конечном счете, невосполнимым дефектам эмоциональной сферы, отсутствию эмпатии, агрессивности и совершению правонарушений.

Асоциальное поведение может выражаться в следующих формах: 1. Деви-антное поведение - проявляется в нарушении социальных норм, устоявшихся правил поведения в семье и учебном заведении. Чаще всего девиантное поведение проявляется в форме агрессии, нежелании учиться, демонстрации своего негативного отношения к своему окружению. Такое поведение может выражаться в уходах из дома, бродяжничестве и даже суициде, алкоголизме, приеме наркотических средств. 2. Делинквентное поведение выражается в сложившемся устойчивом поведении молодежи, влекущем нарушения общественного порядка. Чаще всего такое поведение проявляется в виде оскорблений, побоев, под-

жогах, вымогательстве, мелких кражах. 3. Аддиктивное поведение характеризуется бегством от себя, от своих проблем. Такое бегство может сопровождаться следующими отклонениями: булимией, анорексией, трудоголизмом, постоянной игрой в компьютерные игры, религиозными отклонениями, наркотиками и суицидом .

Сегодня в Российском государстве происходят серьезные перемены, которые ведут к перестройке психологии человека (особенно молодого), его взглядов, привычек, убеждений, нравственных ценностей и социальных ролей. Не все из них могут адаптироваться к этим переменам и преобразованиям в их жизни. Молодежь является стратой населения, наиболее чувствительной к социальным и психологическим стрессам. Именно среди молодежи наблюдается резкий рост конфликтных, недисциплинированных, не умеющих владеть собой людей. Именно в этой группе кроются истоки алкоголизма, наркомании, нравственной деградации, правонарушений и преступности. Согласно данным современной статистики по стране асоциальное поведение молодежи растет в геометрической прогрессии. За последние пять лет наибольшее распространение получили возросшие проблемы: алкоголизма - 20%, наркомании - 90-100%, сексуальные отношения (гомосексуализм) - 15%, дромомания -50%, преступное (уголовно наказуемое) поведение молодежи -50%.

Исходя из данных статистики, можно сделать вывод, что основной задачей решения проблемы асоциального поведения молодежи становятся превентивные меры по предупреждению отклонений в поведении, профилактика и психолого-педагогическая коррекция (при необходимости). Поскольку формирование любой личности происходит в окружающей среде, то это имеет определяющее значение для воспитания человека. Главная роль в формировании принадлежит малым группам: семье, образовательным учреждениям, неформальным группам общения. Трудности формирования поведения индивида, как правило, обуслов-

"1 о О < с

лены особенностями той группы, в которой находится человек. На наш взгляд, важнейшая роль в процессе социализации и предупреждении асоциального поведения молодежи принадлежит учреждениям образования, как основным официальным институтам воспитания, которые призваны привить молодому человеку принятые в обществе нормы, правила, нравственные ценности. Кроме того, в образовательном учреждении молодежь проводит большую часть времени и усваивает многие нормы поведения в социуме. Профессиональный коллектив учебного заведения является не только специалистом в области определенных предметов, но и в области воспитания и развития личности.

Коррекция асоциального поведения является социально-педагогическим и психологическим комплексом процедур, направленных на установку ценностного поведения личности, способных скорректировать личностные качества, характеризующие отношение к социальным действиям и поступкам. Еще в 30-е гг. ХХ столетия известным ученым В.К. Кащенко была разработана классификация методов коррекции. Им было предложено объединить эти методы в две группы: педагогические и психотерапевтические . К педагогическим методам были отнесены методы общественного влияния (коррекция активно-волевых дефектов, коррекция страхов, метод игнорирования, коррекция навязчивых мыслей и действий, коррекция бродяжничества, самокоррекция), специальные или частнопедагогические методы (коррекция недостатков поведения или нервного характера), метод коррекции через труд. К психотерапевтическим методам были отнесены: внушение и самовнушение, гипноз, метод убеждения, психоанализ.

Коррекционная работа в молодежных группах состоит из следующих этапов: 1. Обозначение социально-педагогической и психологической проблемы. 2. Определение причин асоциального поведения. 3. Диагностика. 4. Определение методов и технологий коррекции и их использование. 5. Разработка, осу-

ществление и контроль эффективности программы коррекции .

Сегодня большинство ученых придерживаются мнения, что асоциальное поведение молодежи обусловлено деструктивными социально-политическими процессами, происходящими в обществе (ошибки при осуществлении социально-экономических реформ, снижение жизненного уровня граждан, кризис традиционной системы ценностей). Поэтому на первое место в решении вопросов профилактики асоциального поведения молодежи выдвигаются экономические меры реформирования общественных отношений, необходимость повышения материального уровня и социальной защищенности граждан. Исследование проблемы асоциального поведения молодежи показывает, что материальный достаток и высокое социальное положение родителей не является гарантией соблюдения молодежью социальных норм. Поэтому необходимо отметить в числе причин роста асоциального поведения недостатки воспитательной работы с подростками и молодежью. Лучшей профилактикой асоциального поведения молодежи является четкое, целенаправленно организуемое воспитательное воздействие. Важно отметить, что предупредительные возможности воспитания являются эффективнее других средств, т.к. меры правовой профилактики начинают, как правило, действовать тогда, когда поступок уже совершен. Используя целенаправленное воспитательное воздействие на молодежь, необходимо включить в сознание подростка правовые меры предупреждения, которые должны стать частью его убеждений и опыта. Асоциальные поведенческие установки молодежи можно разрушить, применяя к ним методы взаимного доверия и уважения. Окружающая социальная микросфера, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и педагогами - все это отражается на молодежи и должно стать определяющим фактором воспитания.

Библиографический список

1. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии [Текст] / С.А. Беличева. - М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1994. - 236 с.

2. Гилленбранд, К. Коррекционная педагогика. Обучение трудных школьников [Текст] / К. Гил-ленбранд. - М.: Academia, 2007. - 237 с.

3. Змановская, Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения [Текст] / Е.В. Зма-новская. - М.: Академия, 2008. - 288 с.

4. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков [Текст]: пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / В.П. Кащенко. - М.: Академия, 2000. - 304 с.

5. Крылов, А.А. Психология [Текст]: учебное пособие для вузов / А.А. Крылов. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 191 с.

1. Belicheva S.A. Fundamentals of preventive psychology. M.: Redaktsionno-izdatelskiy tsentr Konsortsiuma "Sotsialnoye zdorovye Rossii", 1994. P. 236. .

2. Hillenbrand K. Correctional pedagogy. Teaching difficult students. M.: Akademiya, 2007. P. 237. .

3. Zmanovskaya E.V. Deviantology: psychology of deviant behavior. M.: Akademiya, 2008. P. 288. .

4. Kashchenko V.P. Pedagogical correction: Correction of character flaws in children and adolescents: textbook. M.: Akademiya, 2000. P. 304. .

5. Krylov A.A. Psychology: textbook. M.: TC Sfera, 2009. P. 191. .

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин юридического факультета, Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний России, г. Владимир, Российская Федерация. КтаИ: [email protected]

Information about the authors: Amosova Oksana Sergeevna,

Candidate of Sciences (Law), Senior Lecturer Department of State and Law Disciplines, Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Vladimir, Russia. E-mail: [email protected]

Антисоциальные личностные расстройства - Расстройства личности, находящие отчетливое проявление в склонности к антисоциальным и – в том числе – противоправным действиям, в неспособности соответствовать принятым социальным нормам, в непреодолимых барьерах в социальном взаимодействии.

Антисоциальное поведение не следует путать с асоциальным. Антисоциальные личности настроены против общества. Асоциальные - отрицают его, не желают (не способны) социализироваться должным образом.

Первые признаки антисоциального расстройства личности:

Отсутствие привязанности к людям,

Отсутствие сопереживания и сочувствия,

Импульсивность,

Несоблюдение норм морали,

Отсутствие сожаления, раскаяния и угрызений совести по поводу допущенных нарушений.

Уровень интеллекта лиц с антисоциальным расстройством бывает разным. Иногда антисоциальные личности могут быть весьма высоко интеллектуальными.

Если асоциальных личностей характеризует неумение держаться в обществе, то антисоциальные личности часто обладают весьма высоким социальным интеллектом, они умеют держаться и вообще соответствовать общепринятым нормам, производя при этом положительное впечатление на окружающих. Этим при кратковременном контакте с ними у окружающих часто возникает неправильное представление.

Например, в ситуациях кратковременного разговора, психологического интервьюирования, собеседования при трудоустройстве они при прочих равных условиях производят порою даже лучшее впечатление, чем те, кто такого расстройства не имеет.

Отрицательные качества, свойственные личностям с антисоциальным расстройством, выявляются только при изучении их поведения в течение сколько-нибудь длительного промежутка времени, а не в обстановке непродолжительной беседы, в течение которой они могут "собраться", добиваясь у собеседника необходимой положительной оценки. Для людей с антисоциальными расстройствами характерна хорошая вербализация, логика, умение правильно оценить обстановку.

Антисоциальные расстройства не являются кратковременными, их развертывание обычно происходит годами. При этом основные отрицательные качества у лиц с антисоциальными расстройствами начинают проявляться уже в раннем возрасте. Согласно DSM-IV, это следующие качества:

Частые уходы из дома с невозвращением на ночь,

Стремление взрослых наказать их сопровождается невыполняемыми обещаниями не повторять такого поведения,

Склонность к физическому насилию, драчливость с более слабыми сверстниками,

Жестокость по отношению к другим и издевательство над животными,

Сознательное повреждение собственности, принадлежащей другим,

Целенаправленные поджоги,

Частое вранье, вызываемое разнообразными причинами,

Склонность к кражам и грабежам,

Стремление к вовлечению лиц противоположного пола в насильственную сексуальную активность.

Наличие трех и более указанных признаков позволяет отнести их носителя к категории лиц, страдающих антисоциальным расстройством.

После 15-летнего возраста у носителей антисоциальных расстройств проявляются следующие признаки:

Трудности в учебе, связанные с неподготовкой домашних заданий,

Трудности в производственной деятельности, связанные с тем, что такие лица часто не работают даже в тех случаях, когда работа доступна для них,

Частые, необоснованные отсутствия в школе и на работе,

Частые уходы с работы без реальных планов, связанных с дальнейшим трудоустройством,

Несоответствие социальным нормам, антисоциальные действия, носящие уголовно-наказуемый характер,

Раздражительность, агрессивность, проявляющиеся как по отношению к членам семьи (избиение собственных детей), так и по отношению к окружающим,

Невыполнение своих финансовых обязательств (не отдают долги, не оказывают финансовой помощи нуждающимся родственникам),

Отсутствие планирования своей жизни,

Импульсивность, выражающаяся в переездах с места на место без ясной цели,

Лживость,

Отсутствие лояльности к окружающим со стремлением "свалить" вину на других, подвергнуть риску других, например, оставляя открытой электропроводку, опасную для жизни,

Несоблюдение правил техники безопасности при работе, сопряженной с риском для жизни,

Стремление к рискованному автовождению с подверганием риску других,

Отсутствие активностей, связанных с заботой о собственных детях,

Частые разводы,

Отсутствие угрызений совести по поводу ущерба, нанесенного другим.

Характерно, что у лиц с антисоциальными нарушениями почти не представлены тревога и страх, поэтому они не боятся последствий своих действии. В XIX веке поведение таких людей квалифицировалось как "моральное безумие" – с точки зрения психиатров, наблюдавших таких людей, человек с нормальным интеллектом, будучи психически здоровым, не в состоянии совершать подобные действия, так как удовольствие, получаемое им, незначительно, а последствия для других и самого себя разрушительны.

"Ядром" антисоциальных нарушений является получение удовольствия любой ценой. Поэтому особенностью лиц с антисоциальными нарушениями является выдвижение на первый план деятельности, направленной на получение удовольствия. Им свойственен примитивный гедонизм, без учета реальной возможности следующего за антисоциальными действиями наказания. За этим примитивным гедонизмом легко угадывается животная тяга к наслаждениям. Поэтому запугивать их наказаниями бессмысленно.

Антисоциальные личности любят возбужденное состояние, что бы не являлось его причиной. Они стремятся к гиперстимуляции, чувствуя себя лучше во время пребывания в активном состоянии. Антисоциальные личности не выносят состояния пассивности, одиночества, изолированности. Они стремятся к контактам с другими, но в этих контактах совершенно не учитывают их интересов.

Любые требующие усилий действия производятся ими лишь при одном условии - получение удовольствия от деятельности. В случае несоблюдения такого условия, делать работу, не доставляющую им положительных эмоций, они не будут.

Антисоциальная личность чувствует удовольствие лишь от грубых, простых удовольствий. Им чуждо, например, удовольствие от тонкого эстетического наслаждения или радость познания. Если обычный человек чувствует тонкое удовольствие от помощи ближнему, то антисоциальная личность не только не знает, что помощь ближнему может быть источником удовольствия, но и подозревает, что это просто выдумки. Любовь-забота для них не существует. Любовь это секс, и только.

Социальная непродуктивность антисоциальной личности базируется на том, что ей быстро все надоедает. Начав с подъемом и энтузиазмом выполнять какую-либо деятельность, они быстро в ней разочаровываются, находя работу рутинной, скучной и неинтересной. Почти всегда это приводит к появляющимся нарушениям, ошибкам и промахам, вызывающим возмущение окружающих.

Антисоциальные личности очень легко склоняются к злоупотреблениям наркотическими веществами – в силу указанной уже тяги к грубым, простым удовольствиям.

Литература

Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Социодинамическая психиатрия.

Понятие «антисоциальность»

Антисоциальность – негативное отношение к стандартам поведения, социальным нормам, стремление осуществлять действия, противодействующие социуму и его традициям.

Определение 1

Антисоциальность (от греч. «против общественного») – это системное качество личности, проявляющееся в таких качествах личности, как склонность вести враждебную обществу жизнь, направленную против интересов социума.

Часто антисоциальность трактуют, как антиобщественное, делинквентное, криминальное, преступное поведение.

Антисоциальная личность проявляет безнравственность, неуважение к людям, склонна к мошенничеству, лжет, у нее нет чувства ответственности, совести, отсутствует интерес и сочувствие к другим.

Первым симптомом проявления антисоциальности является психопатоподобное поведение, чрезмерная неконтролируемая импульсивность, ведущая к нарушению общепринятых норм, принятых в обществе.

Антисоциальным личностям чужда мораль. Такой индивид не чувствует вины за свои проступки, он хороший манипулятор. Для них характерно отсутствие эмоций, признаков привязанности к родителям, близким людям, жестокое обращение с домашними животными.

Антисоциальные личности склонны к насилию. Им характерно профессиональное тунеядство, отсутствие родительской ответственности, стремление к риску, без внимания, что окружающие при этом могут пострадать.

Характерные черты антисоциальной личности (Рон Хаббарт):

  • говорит только широкими обобщениями;
  • склонна к распространению дурных новостей, злобным и критическим замечаниям, всеобщим подавлениям и обесцениванием;
  • изменение новостей в худшую сторону, передача только негативных новостей;
  • не поддается перевоспитанию или лечению;
  • причиняет другим неприятности;
  • выбирает неверную цель;
  • не способна завершить цикл действия;
  • поддерживает только группы, занимающиеся разрушением;
  • борется против созидательных видов деятельности;
  • плохое чувство собственности.

Формы и виды антисоциального поведения

Формы антисоциального поведения выступают характеристиками отторжения индивидом социальных норм. Они варьируют от безобидных, на превый взгляд, проявления до тотального разрушения личности.

Замечание 1

Проявлениями антисоциального поведения считаются: склонность к бродяжничеству, грубость, вредные привычки, агрессия по отношению к окружающим, употребление ненормативной лексики.

Регулярные мелкие правонарушения, такие как, драки, звонки-пранки, воровство, мелке хулиганство, физическое или психическое устрашение, часто являются началом взрослой антисоциальности. Если формирование процесса антисоциальности не прервать, то это может привести к внутреннему саморазрушению личности.

Формы антисоциального поведения:

  • патологическое,
  • девиантное,
  • маргинальное,
  • нестандартно-креативное,
  • ретристское.

В зависимости от нормы, которую нарушает индивид в обществе, антисоциальное поведение можно классифицировать по следующим видам:

  • нарушение правовых норм, законов, несущее угрозу социальному положению и благополучию людей (совершение преступления);
  • фанатизм и конформизм, слепое следование за кумиром; нарциссизм – гипертрофированное чувство собственного величия, значимости, грандиозности;
  • поведение, противоречащее морально-этическим и социальным нормам общества;
  • различные суицидальные направленности, зависимости (аддикции), формирующие саморазрушающее или аутодеструктивное поведение.

Природа антисоциальности

Основные причины, лежащие в основе антисоциального поведения, предопределены следующими факторами: биологическими, социальными, личностными.

Антисоциальность формируется под влиянием индивидуальных особенностей личности, а также конкретных жизненных обстоятельств. Для такой личности характерно: искажение ценностных ориентаций, ограниченность интересов и потребностей, антисоциальные способы их удовлетворения.

Биологические факторы объясняют формирование антисоциальности особенностями взаимоотношений родителя и ребенка, стилях особого мышления, способствующих развитию антисоциального поведения.

Исследования показали, что в основе криминального антисоциального поведения лежит генетическая предрасположенность.

Антисоциальные личности стремятся к дополнительной стимуляции, ощущениям, которые могут дать только опасные и импульсивные действия.

Замечание 2

На формирование антисоциального поведения большое влияние оказывает окружающая индивид социальная среда.

Развитие анитисоциального поведения у детей со склонностью к гиперактивности, к нарушениям в поведении, сильно зависит от качества родительского ухода.

Лучшим показателем нарушений в детском поведении является уровень родительского надзора. Схемы антисоциального поведения чаще развиваются у детей, которые часто и на длительное время остаются без должного присмотра взрослых.

Формированию антисоциальности способствует родительская безучастность, физическое насилие, враждебность в отношении детей, насмешки.

Семейные и биологические факторы, способствующие формированию нарушений в поведении, часто совпадают.

У антисоциальных личностей наблюдаются нейропсихологические проблемы, что может быть причиной употребления матерью наркотиков, недостаточного внутриутробного питания, осложнений во время родов, токсического воздействия, жестокого обращения с матерью во время беременности.

Дети с нейропсихологическими нарушениями импульсивны, более раздражительны, чем их сверстники, невнимательны и сверхактивны,

У детей с наклонностью к антисоциальному поведению анализ информации о социальных взаимодействиях происходит таким образом, что в ответ на вырабатываются агрессивные реакции. Всякое направленное на них негативное действие воспринимается как преднамеренное.

Проявления антисоциального поведения являются стойко повторяющимися, регулярными, многократными и длительными по времени. Часто такое поведение предсказуемо. Человек утрачивает способность нормально контактировать с окружающими людьми.

Антисоциальное поведение не проявляется как результат трудной жизненной ситуации (психологический травмы, болезни), но может вызвать его причину.