Антропология как наука. Антропология (история термина)

АНТРОПОЛОГИЯ (от антропо... и...логия), совокупность дисциплин, изучающих человека, его физическую и психическую организацию, социальную деятельность и культуру. Первое употребление термина принадлежит Аристотелю. В период формирования антропологии как науки (18-середина 19 века) преобладало широкое понимание антропологии как универсальной науки о человеке - его естественной истории, физической организации, психологии, культуре, языке. В это время появились первые общие концепции природы человека и человеческого общества, предвосхищающие теории географического детерминизма и эволюционизма.

А. Р. Ж. Тюрго сформулировал идею последовательной смены охотничьей, скотоводческой и земледельческой стадий развития человеческого общества; К. Линнеем определено место человека в биологической классификации. Систематизации знаний о человеке способствовали гуманитарные научные открытия 1-й половины 19 века: развитие сравнительно-исторического языкознания, периодизации в археологии и др. Большое значение для становления знаний о древнейшей человеческой истории имели открытия в археологии первобытности. К середине 19 века в антропологии возобладал эволюционистский взгляд на человека, связанный, в частности, с развитием изучения биологии человека и с возникновением симиальной теории Ч. Дарвина.

В середине 19 века возникают антропологические научные общества. В 1855 году был открыт отдел антропологии парижского Музея естественной истории. В 1859 году П. Брока на основе существовавшего ранее Этнологического общества создал первое Антропологическое общество во Франции, аналогичные общества возникли в других странах: в Великобритании (Антропологическое общество, 1863 год, в 1871 году слившееся с существовавшим ранее Этнологическим обществом в Королевский антропологический институт), России (Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии, 1863 год), Германии (Общество антропологии, этнологии и доистории, 1869 год), Италии (Общество антропологии и этнологии во Флоренции и Риме, 1868 год и 1871 год соответственно).

В дальнейшем за термином «антропология» закрепились различные значения в разных странах: во Франции и России под антропологией стали понимать главным образом изучение биологии (физическая, или биологическая, антропология), в англоязычных странах антропология включала также изучение социальной и культурной деятельности человека (социальная, или культурная, антропология), в том числе в странах Северной Америки - археологии и исторической лингвистики.

Социальная (культурная) антропология. Термин «социальная антропология» принят в основном в Великобритании и странах Содружества, «культурная антропология» - в странах Северной Америки. Различие в именовании связано с тем, что основным объектом изучения в британской школе считалась социальная организация, в американской - культура. Этнография в обеих школах понимается как субдисциплина социальной (культурной) антропологии, включающая непосредственно полевую деятельность по исследованию и первичному описанию социальной организации и культуры того или иного народа. Социальная (культурная) антропология, таким образом, опирается на этнографические описания в построении более общей теоретической картины. В континентальной Европе и России для социальной (культурной) антропологии более распространён термин «этиология», ранее в России преобладал термин «этнография».

Первые сведения о культуре различных народов стали собирать писатели древности - авторы исторических и географических трудов (Геродот, Ксенофонт, Страбон, Г. Юлий Цезарь, Плиний Старший, Тацит, Клавдий Птолемей и др.). В средние века описания народов оставили арабские авторы (Бируни, Масуди, Ибн Фадлан и др.), европейские путешественники на Восток и в Россию (Дж. да Плано Карпини, В. Рубрук, Марко Поло, С. фон Герберштейн и др.); в колониальную эпоху - мореплаватели (Х. Колумб, Ф. Магеллан, А. д’Орбиньи, Ж. Ф. Лаперуз, Дж. Кук) и миссионеры (Д. де Ланда, Ж. Лафито и др.).

Деятели Просвещения, развивавшие идеи поступательного прогресса (Вольтер, А. Фергюсон, Ж. Кондорсе), в жизни «примитивных» народов видели первоначальную стадию развития человечества; другие идеализировали эту жизнь как «счастливое детство» человечества, не испорченное цивилизацией (Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро). В эпоху романтизма в круг интересов европейских интеллектуалов была включена народная культура народов Европы. В среде немецких романтиков появился термин «народоведение» (Volks- kunde), ими была основана мифологическая школа. Изучение народной культуры было связано с образованием самостоятельных государств, ростом национализма и освободительными движениями в Европе (в славянских, скандинавских странах, Финляндии и тому подобное). В то же время потребности колониального управления стимулировали изучение неевропейских народов.

В период становления социальной антропологии главным теоретическим направлением было учение о развитии человечества в виде смены последовательных стадий (эволюционизм). С конца 19 века антропологическими исследованиями стали заниматься профессионально подготовленные специалисты. Снаряжались антропологические экспедиции: К. фон ден Штейнена, Ф. Боаса, Л. Фробениуса и др. Возникли кафедры и факультеты антропологии в университетах (в 1879 году - в Рочестере, США, в 1884 году - в Оксфорде и др.), специальные журналы и серийные издания, антропологические коллекции и музеи: этнографические музеи в Будапеште (1872 год) и Стокгольме (1880 год), Музей человека в Париже (1878 год), этнографический музей Скансен на открытом воздухе под Стокгольмом (1891 год), Чикагский музей естественной истории (1893 год), Музей антропологии при Калифорнийском университете в Беркли (1901 год), Музей индейца в Нью-Йорке (1916 год) и др.

С развитием профессионального образования и систематических исследований эволюционизм утратил монопольное положение. Ведущие направления и школы социальной антропологии конца 19-середины 20 веков вместо глобальных построений уделяли внимание региональному своеобразию культур и их взаимовлиянию (диффузионизм, культурно-историческая школа, культурных кругов теория, историческая школа, холокультурализм, культурный релятивизм и др.). Развивался взгляд на культуру как на систему взаимодействующих функций (функционализм). В антропологию внедрялись методы социологии, психологии и лингвистики (школы Э. Дюркгейма, М. Мосса, Л. Леви-Брюля, 3. Фрейда; бихевиоризм, этнопсихология, структурализм, когнитивная антропология). Применение методов социальной антропологии в исторических исследованиях дало начало исторической антропологии.

В 1-й половине 20 века интересы антропологов сосредоточивались на бесписьменных, так называемых примитивных, или первобытных, культурах, распространённых на перифериях мировых цивилизаций, а также на традиционно ориентированных крестьянских обществах Старого и Нового Света. К середине 20 века был собран огромный материал по системам родства, возрастным классам, брачным и властным отношениям, бытовым традициям, ритуалам, мифологии, фольклору. Предпринимались попытки систематизировать эти данные с применением методов статистики (Дж. П. Мёрдок). С середины 20 века на первый план вышли исследования по межкультурным контактам, аккультурации и культурным инновациям, взаимодействию этнических и субкультурных сред в урбанизированных обществах, по проблемам этнических конфликтов и тому подобное; национально-освободительных движений, связи культуры с географической средой (экологическая антропология - Дж. Стюард, М. Салинз и др.). Дифференциация тематики и методов привела к выделению различных направлений социальной антропологии. Среди них: экономическая, политическая, юридическая, педагогическая, лингвистическая, психологическая, детская антропология, гендерная антропология (антропология пола), медицинская, музыкальная, городская, антропология конфликтов и насилия, визуальная антропология.

В 1950-70-е годы возобновление интереса к проблемам социальной эволюции привело к появлению неоэволюционизма. Под влиянием критики неоэволюционизма, в свою очередь, возникли новые течения и методологические подходы: символическая антропология, социальный конструктивизм (Ф. Барт) и др. В 1970-80-е годы, как следствие переосмысления идей герменевтики, понимающей социологии М. Вебера, а в дальнейшем - проникновения в антропологию идей постструктурализма и постмодернизма сформировалось направление интерпретативной антропологии (К. Гирц, Д. Маркус, М. Фишер и др.), которая понимает культуру как текст, создающийся в диалоге, а этничность - как форму социальной организации культурных различий. Анализ этнографического материала понимается как взаимодействие представителей разных культур - объекта и субъекта исследования («плотное описание»), связывающее социальную действительность с её понятийным определением и конструирующее общественно-историческую реальность через представления и действия учёных, политиков, масс-медиа и др.

Крупнейшие современные центры антропологии - Американская антропологическая ассоциация и Смитсоновский институт в Вашингтоне, Королевский антропологический институт в Лондоне, Институт социальной антропологии Общества Макса Планка в Халле (Германия), Школа высших исследований по социальным наукам и Лаборатория социальной антропологии Коллеж де Франс в Париже; крупные научные центры возникли в Китае, Японии, Индии, Мексике и др. Действует Международный союз антропологических и этнологических наук. Важнейшие периодические издания - «American Anthropologist» (с 1889 года), «Current Anthropology» (с 1960 года) - в США, «Journal of the Royal Anthropological Institute» (с 1871 года, до 1995 года - «Man») - в Великобритании, «Anthropos» (с 1968 года) - в Аргентине. Центры социальной антропологии создаются и в России (Ассоциация этнографов и антропологов России, Центр культурной антропологии в РГГУ в Москве, университетские кафедры в Санкт-Петербурге, Саратове, Владивостоке и др.).

Лит.: Токарев С. А. История зарубежной этнографии. М., 1978; Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины. Школы и направления. Методы. М., 1988; Encyclopedia of social and cultural anthropology / Ed. А. Barnard, J. Spencer. L., 1996; Layton R. An introduction to theory in anthropology. Camb., 1997; Marcus G., Fischer М. Anthropology as cultural critique. 2nd ed. Chi., 1999; Hendry J. An introduction to social anthropology: other people’s worlds. Basingstoke, 1999; Рэдклифф Браун А. Р. Метод в социальной антропологии. М., 2001; Eriksen Th. Н. Small places, large issues: an introduction to social and cultural anthropology. 2nd ed. L., 2001; Herzfeld М. Anthropology: theoretical practice in culture and society. Malden; Oxf., 2001; Мердок Дж. Социальная структура. М., 2003; Эванс Причард Э. История антропологической мысли. М., 2003; Тишков В. А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии. М., 2003; Гирц К. Интерпретация культур. М., 2004; Арутюнов С. А., Рыжакова С. И. Культурная антропология. М., 2004; Ярская-Смирнова Е. Р., Романов П. В. Социальная антропология. Ростов н/Д., 2004.

В. А. Тишков.

Физическая (биологическая) антропология, раздел биологии, изучающий естественную историю и биологическое разнообразие человечества и индивидуальное развитие человека.

Основные направления физической антропологии: изучение антропогенеза и биологии ископаемых популяций человека (палеоантропология); популяционной и типологической изменчивости Homo sapiens (популяционная антропология и расоведение - смотри Расы человека); антропологических особенностей этнический групп (этническая антропология); динамики морфологических и физиологических процессов в онтогенезе (возрастная антропология - смотри Возраст человека); классификация индивидов по комплексу морфофункциональных признаков (конституциональная антропология - смотри Конституция человека). Общей основой антропологических исследований является изучение морфологии человека методами антропометрии, одонтологии и дерматоглифики. В современной физической антропологии широко применяются методы иммунологии (смотри Серология), физиологии, молекулярной генетики и популяционной генетики. При анализе данных широко применяются биометрические методы.

Впервые систематическим изучением строения и разнообразия форм человеческого тела занимались античные анатомы и врачи (Гиппократ, Гален и др.); отмечалось сходство человека и обезьян (Аристотель, Гален). Идея о естественном происхождении человека от животных предков высказывалась ещё Анаксимандром.

Становление физической антропологии как науки происходило в 18-19 веках в составе общего комплекса наук о человеке. Решающую роль сыграли работы К. Линнея, впервые выделившего вид Homo sapiens в составе отряда приматов; Ж. Бюффона, посвятившего два тома своей «Естественной истории» человеку и его расам; Ж. Б. Ламарка, излагавшего взгляды о происхождении человека от человекообразной обезьяны, впоследствии обоснованные симиальной теорией Ч. Дарвина; И. Ф. Блуменбаха, проведшего первое масштабное изучение различных краниологических серий; П. Брока, П. Топинара, К. М. Бэра, Т. Г. Гекели и др. Как самостоятельная наука физическая антропология оформилась в середине 19 века, когда П. Брока основал Антропологическое общество (1859 год). В ближайшие годы антропологические общества создаются в Англии, Германии, Италии, России.

Первые работы по физической антропологии в России были выполнены К. М. Бэром, разработавшим методы краниометрии и пополнившим краниологическую коллекцию анатомического кабинета Петербургской АН. В 1864 году по инициативе А. П. Богданова в составе Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии возник антропологический отдел, впервые в мире в Москве была организована Антропологическая выставка 1879 года. Важное значение имели исследования папуасов Н. Н. Миклухо-Маклаем, деятельность Д. Н. Анучина. В 1879 году он основал на базе Антропологической выставки 1879 года музей, в 1919 году - кафедру и в 1922 году - Институт антропологии при Московском университете (смотри Антропологии институт и музей). Исследованиями в области физической антропологии занимаются также сотрудники Этнологии и антропологии института в Москве, Антропологии и этнографии музея в Санкт-Петербурге, кафедры антропологии биологического факультета МГУ. С 1900 года издавался «Русский антропологический журнал» (в 1932-1937-е годы - «Антропологический журнал», в 1957-59-е годы - «Советская антропология», с 1960 года - «Вопросы антропологии»).

В начале 20 века были унифицированы методы антропологических исследований на международных съездах в Монако (1906 год) и Женеве (1912 год). Антропологические знания и методы обобщены в 3-томном «Учебнике антропологии» Р. Мартина (1914 год). К середине 20 века были прояснены основные этапы антропогенеза (А. Хрдличка, Ф. Вейденрейх, Э. Дюбуа, Д. Блэк, Я. Я. Рогинский, В. В. Бунак, М. Ф. Нестурх, М. А. Гремящий, Г. Г. Р. фон Кёнигсвальд, Р. Дарт, Л. Лики, А. Кизс, П. Тейяр де Шарден, южноафриканские учёные Р. Брум и Дж. Т. Робинсон, английский исследователь У. Ле Гро Кларк, китайский антрополог Пэй Веньчжун и др.), изучен морфологический тип населения всех регионов планеты (Ж. Деникер, В. В. Бунак, А. И. Ярхо, К. Кун, американский исследователь У. Рипли, немецкий учёный Э. фон Эйкштедт, польский антрополог Я. Чекановский и др.), созданы первые информативные конституциональные схемы (российские антропологи В. В. Бунак и И. Б. Талант, французский учёный К. Сиго, итальянский антрополог Г. Виола, немецкий исследователь Э. Кречмер, американский антрополог У. Шелдон и др.) и биометрический аппарат обработки данных (английские антропологи Ф. Гальтон, К. Пирсон, Р. Фишер и др.). С середины 20 века теория и методика физической антропологии обогащается за счёт данных генетики, иммунологии, этологии (американские антропологи Дж. Гудолл, Дж. Б. Шаллер, С. Л. Уошберн и др.), новых общебиологических концепций (синтетическая теория эволюции, теория ароморфоза и др.). В исследовании антропогенеза наряду с классическими методами исследования (английский антрополог К. Оукли, южноафриканский исследователь Ф. Тобайас, американские учёные Д. Джохансон и Ф. Хауэлл, французские антропологи А. Валуа и И. Коппенс, российские исследователи В. П. Якимов, Е. Н. Хрисанфова, М. И. Урысон и др.) применяются молекулярные методы сравнения разных современных таксонов и определения белковых структур на древнем материале (американские антропологи М. Гудмен, А. Уилсон, В. Сарич, Э. Цукеркандл и др.), изучается палеоневрология (П. Тобайас, российский антрополог В. И. Кочеткова и др.), созданы новые теоретические обобщения (российский исследователь А. А. Зубов, немецкий антрополог Г. Бройер, венгро-французский учёный А. Тома, канадский исследователь Б. Кэмпбелл и др.). Изучено историко-эволюционное становление онтогенеза, созданы схемы возрастной периодизации и концепция «биологического возраста», исследованы процессы акселерации и секулярного тренда, биохимические и гормональные факторы, определяющие особенности телосложения, взаимосвязь морфологических особенностей с психологическими и физиологическими характеристиками личности (английский антрополог Дж. Таннер, российские учёные Е. Н. Хрисанфова, Н. Н. Миклашевская, П. Н. Башкиров, В. П. Чтецов и др.). Данные по группам крови, белкам и ферментам, структуре митохондриальной и ядерной ДНК, уровням различных физиологических показателей (смотри Физиологическая антропология) применяются в исследовании механизмов изменчивости популяций человека (немецкие антропологи К. Кун и И. Швидецки, российские учёные В. В. Бунак, Г. Ф. Дебец, М. Г. Левин, Н. Н. Чебоксаров, В. П. Алексеев, Т. И. Алексеева, Ю. Г. Рычков, И. И. Гохман, английские исследователи Харрисон, Н. Барникот, Х. Харрис, П. Л. Уоркман, итальянские учёные Л. Кавалли-Сфорца и Дж. Серджи, американские антропологи У. Хауэлс и П. Бейкер, бельгийский исследователь Дж. Иерно и др.). Получили развитие прикладная антропология (применение данных физической антропологии для разработки типов одежды, мебели и тому подобное), экологическая, медицинская, спортивная антропология и др.

Основные организации: Международный союз антропологических и этнологических наук, Европейская антропологическая ассоциация, Международная организация биологов человека. Во многих странах существуют антропологические ассоциации (в России - Ассоциация этнографов и антропологов России). Ведущие периодические издания: «L’Anthro- pologie» во Франции (с 1890 года), «American Journal of Physical Anthropology» (с 1918 года) и «Human Biology» (с 1928 года) - в США, «Zeitschrift fur Morphologie und Anthropologie» (с 1899 года) и «Homo» (с 1949 года) - в Германии, «Annals of Human Biology» (с 1972 года) и «Journal of Human Evolution» (с 1972 года) - в Великобритании и др.

Лит.: Левин М. Г. Очерки по истории антропологии в России. М., 1960; Рогинский Я. Я., Левин М. Г. Антропология. 3-е изд. М., 1978; Биология человека. 2-е изд. М., 1979; Хрисанфова Е. Н., Перевозчиков И. В. Антропология. 3-е изд. М., 2002.

И. В. Перевозчиков.

История термина

  • Диденко Б. А. Этическая антропология. Видизм. Изд. ФЭРИ-В, 2003, ISBN 5-94138-019-4
  • Диденко Б. А. Сумма антропологии М., 1992.
  • Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии) . М., Изд. Мысль, 1974.

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Антропология" в других словарях:

    Область научного познания, в рамках к рой изучаются фундаментальные проблемы существования человека в природной и искусств, среде. В совр. науке встречаются разл. варианты систематизации антропол. дисциплин. Так, к А. относят:… … Энциклопедия культурологии

    - (от греч. anthropos человек, и logos – понятие, учение) наука о происхождении и эволюции человека. Философский энциклопедический словарь. 2010. АНТ … Философская энциклопедия

    - (от греч. anthropos человек, и logos слово). Наука о человеке со стороны физической и духовной. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АНТРОПОЛОГИЯ наука о человеке вообще, как по отношению к телу, так и… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (anthropology) В буквальном смысле означает науку о человеке; в широком значении это слово использовалось в английском языке в течение нескольких веков. В XVIII и большей части XIX в. к антропологии в первую очередь относили исследования… … Политология. Словарь.

    антропология - и, ж. anthropologie f. Учение о происхождении человека и его рас (религ. мифологич. и естественно научное), о физических и духовных особенностях человека. Сл. 18. Антропология наука о естестве человеческом вообще. Корифей 1 22. И, не будучи… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Антропология - (гр. antropos – адам және logos – ілім) – кең мағынада адамның шығуы мен дамуы туралы, оның табиғаты мен мәні туралы ілім. Ол негізінен әлеуметтік, медициналық, мәдени, теологиялық т.б. және философиялық антропология болып жіктеледі. Қазіргі… … Философиялық терминдердің сөздігі

    Англ. anthropology; нем. Anthropologie. 1. Наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека, обозначаемая так же, как физическая антропология. 2. Наука, изучающая… … Энциклопедия социологии

направление современной философии, в центре внимания которого стоит не индивид или единичная судьба, а человек как социальное существо. Давление жизни было первичным фактором в бытии человека, что и побудило его создавать культуру с целью защиты от стихийного давления окружающей природы.

Отличное определение

Неполное определение ↓

АНТРОПОЛОГИЯ (ФИЛОСОФСКАЯ)

философия человека, выделяющая в качестве своего предмета сферу "собственно человеческого" бытия, собственной природы человека, человеческой индивидуальности, пытающаяся через антропологический принцип объяснить и самого человека и окружающий мир, понять человека и как уникальное проявление "жизни вообще", и как творца культуры и истории. В периоды "спокойного развития" человечества и философии человек постигает себя как часть мира, объясняет себя из иного, объективирует себя. В периоды ломки и кризисов, когда рушится образ и мира и человека, последний становится для себя проблемой и пытается понять себя из себя самого, через собственную индивидуальность, из собственной полноты и целостности. Главным вопросом философии становится антропологический вопрос "Что есть человек?". Если "периоды ломки" всякий раз по-новому ставят и формулируют проблему человека, то "периоды спокойного развития" встраивают интуиции о человеке в концептуальные картины мира. Философская А., будучи самостоятельным направлением, совершает экспансивные вторжения в сферы экзистенциализма, герменевтики, феноменологии, персонализма, прагматизма, культ урологии и др. онтологических и гносеологических направлений, пытаясь выделить сферу "собственно человеческого".

Философская А. была подготовлена многовековым развитием философской мысли, различными вариантами концепций человека. Но ее оформление в качестве самостоятельного философского направления началось с философии Л. Фейербаха, а окончательно определилось в 20-е гг. XX в. в немецкой философии в концепциях М. Шелера, X. Плеснера, А. Гелена, М. Бубера и др.

Программными работами в рамках А. были: "Положение человека в космосе" М. Шелера (1928 г.), "Ступени органического и человек" X. Плеснера. Считается, что недостаточность развития определила то новое ответвление жизни, которое началось с человеком. Человек - "существо, определенное его недостатками" (Гелен). Портман говорит о человеке как о "нормализованном недоноске". Человек характеризуется "неспециализированностью органов", отсутствием "инстинктивных фильтров" (Гелен), незащищенностью от напора окружающей среды. В результате такой незащищенности мирооткрытость становится ведущим принципом связи с окружением. Появляется особая позиция человека в отношении не просто к среде, а к миру. Он единственное существо, способное приспособиться к любой среде, более того - перейти из одной среды в другую (Гелен), способное стать "над миром" (Шелер), занять эксцентричную позицию (Плеснер). Органическая неоснащенность компенсируется духом - внежизненным началом. Человек - место встречи и пересечения духа и жизни (Шелер). Кроме того, у человека в результате биологической неспециализированности сформировался особый практический интеллект, с помощью орудийной деятельности он стал приспосабливать природу к себе, создавать собственную среду своего обитания - мир культуры, сделав его природной основой своей жизни (Гелен). Мирооткрытость, особая эксцентричная позиция, заставляющая человека искать центр своего существования вне себя, обрекающая его на вечный поиск, странствие, вечное стремление к самосовершенствованию, делает человека существом многомерным, нуждающимся в множестве "других", "другого", "не-я", "ты". Человеческая духовность предполагает общение, связь с людьми, общность "мы".

Итак, биологическая недостаточность предполагает деятельную активность, связь с миром, с другими людьми, духовность, воплощение в культуре. Сама культура с этих позиций понимается как необходимое порождение инстинктивновитальной сферы человека. Из инстинктивно-витальных основ выводятся и человеческая этика, и право, и социальные институты. "Естественное право" должно учитывать инстинкты агрессивности (которые лежат в основе как мужской сексуальности, так и социальных конфликтов и воли к власти), и инстинкты взаимности (это основа общения, мира, справедливости и т. п.), и другие врожденные склонности человека. Социальные институты строятся в соответствии с полуинстинктивными формами поведения и должны, учитывая биопсихическую природу человека, мягко регулировать жизнь, исходя из принципа жизненного благополучия. Итак, культура, государство, социальные институты вытекают из биологической основы человека и ей же служат. С близких позиций выступает и австрийский этолог и антрополог К. Лоренц.

Биологизированная мораль оказывается и социально-институциональной. Институты обеспечивают стабильные нормы общежития и восполняют недостаточность инстинктивной оснащенности человека. Ограничивая возможности отдельного человека, институты обеспечивают взаимоподдержку, дают разгрузку, ведущую к стабильности, к подвижной свободе, но в рамках определенной структуры. Поскольку институты имеют биоантропологическую основу, следует очень бережно относиться к ним, не разрушать, не придумывать новых. Пренебрежение к институтам опасно, сегодня нет сдерживающих культурных факторов, и жестокость может принять самые безудержные формы. Культурологическое направление в А. сосредоточивает внимание на культурных основаниях человека. Представителями этого направления являются, например, М. Ландман, Э. Ротхакер. Их работы относятся к 50 - 60 гг. XX в. Для них человек - творец и творение культуры. Благодаря неспециализированности, человек вынужден создать свой собственный мир, который затем он сужает до уровня "окружающей среды" - смыслонаполненного, языкового окружения, в которое он встраивается, врастает. Мир грека совсем не сходен с миром англосакса, дерево в мире лесоруба не сходно с деревом в волшебно-сказочном мире ребенка. Мир - истолкованное, значимое, имеющее ценностное значение окружение человека. Это - его среда, от которой его нельзя безболезненно оторвать. Культурная среда - определенный духовный ландшафт. У каждой культуры есть свой культурный порог, пропускающий только то, что имеет значение внутри данного стиля жизни. Окружающая среда человека отличается от среды животных и тем, что в мире животных обитателем среды является вид, у человека - особая группа (профессиональная, социальная, этническая). Все, не относящееся к собственной культурной сфере, воспринимается как чужое, угрожающее, опасное, нечеловеческое. Ротхакер исходит из культуры как витально-экзистенциального априори; окружающая среда переживается экзистенциальным способом, задает стиль жизни человека. Мир человека - мир символических связей с действительностью, мир феноменов, которые человек высветил прожектором своих жизненных интересов и выделил из загадочной действительности. Ландман, отказываясь рассматривать процесс антропогенеза, сразу исходит из человека как из ставшей зрелой целостности. Он подчеркивает, что и человек и животное живут из своих собственных оснований, из которых их и следует понимать. Духовность - подлинное начало человека: дух формирует тело человека и все его существо. Человек - произведение и оружие духа, он формируется культурой и сам ее формирует. Ландман объективирует дух, рассматривая человеческую субъективность как пункт конденсации и обнаружения объективного духа.

Религиозно-философское направление А. (Г. Э. Хенгстенберг, И. Лото, Ф. Хаммер, М. Бубер) проблему человека рассматривает через религиозно-христианские установки понимания мира, Бога, связи духа, души, тела и др. Бог сотворил мир и человека. Человек сотворен в отдельный день, тем самым ему дано особое - высшее - место в мире, он венец творения, господин всего сущего. Человек сотворен по образу и подобию Бога. Но если, с т. зр. мира, человек - высшее существо, венец творения, то, с т. зр. Бога, он лишь тень Бога, он ничтожен перед Богом, греховен. Через грех открылся он свободе, знанию, нравственности и этим был обязан себе, а не Богу. Через грех постигает человек свою божественную природу, через преодоление греха идет к божественному в себе. Душа человека - от Бога, она чиста, через путь веры душа ведет человека к спасению. Каждый индивидуально отвечает за себя перед Богом. Человек как богоподобное существо с помощью духа возвышается над миром, может его созерцать, объективно к нему относиться. Хенгстенберг утверждает в качестве главного тезиса А. принцип объективности человека - "обращение к предмету ради его собственной самости, свободное от соображений пользы. Такое обращение к объекту может быть реализовано в случаях созерцающего постижения, практического действия или эмоциональной оценки". Это отношение, предполагающее встречу своего бытия и бытия мира. Человек, лишаясь "объективности", не может любить, признавать самоценность - и свою, и другого. Высшим проявлением объективности является любовь, и в особенности - любовь к Богу. Любовь - радость и благодарность за то, что внешний предмет нашего отношения есть и что он есть такой, какой он есть. Объективность проявляется в конкретных человеческих действиях, она является выражением трансцендентальной целесообразности, в соответствии с которой формируется человеческая жизнедеятельность. Онтологическим началом объективности является дух. Духу противостоит витальная сфера, но она не просто противостоит духу, она же соединяет дух с физически-телесными основами через витально-психические основания. Тело человека служит выражению духа, оно - "метафизическое слово духа". И если Гелен подходил к человеку с нечеловеческой животной меркой, то Хенгстенберг - с нечеловеческой божественно-духовной.

Любящую открытость миру, Богу, человеку принимают за суть человека и его связи с иным М. Бубер и Ф. Хаммер. Это отношение реализуется в диалоге "я - ты". В этом отношении люди отдают себя другому, продолжая оставаться собой. Эта форма связи принципиально противостоит отношению "я - оно". Именно связь "я - ты" - условие истинной "сочеловечности". "Основное слово "я - ты" можно сказать только всем своим существом. Основное слово "я - оно" никогда нельзя сказать всем существом. Отношение "я - ты" реализуется в жизни с природой, людьми и духовными сущностями" (М. Бубер). Говоря с каждым "ты", человек говорит с вечным Ты, с Богом. При этом конкретный человек, дерево или камень, которым сказано "ты", выделяется из ряда предметов, становится исключительным, несравнимым и одновременно абсолютным, "заполняет собою небосвод", все остальное "живет в его свете" - "здесь колыбель подлинной жизни", это встреча, любовь. Отношение "я - ты" выражает суть человека, его связь с иным, но это отношение неустойчиво, оно падает в объективирующее, использующее, расчленяющее отношение "я - оно", в котором ухватывается лишь краешек подлинной жизни. И мир, и человек двойственны в соответствии с двойственностью позиции человека. "Я" формируется благодаря "ты", оно определяется через "я". "Ты" "падает" в сферу отчуждения, в "оно", которое, однако, через вхождение в событиеотношение превращается в "ты". "Человек не может жить без "оно". Но тот, кто живет только с "оно" - не человек". Отношение "я - ты" - откровение, возвышение до образа Бога. "Но откровение не изливается в мир через того, кто его воспринимает, как через воронку: оно совершается в нем, оно захватывает все стихии его".

Свое развитие А. нашла в богатом многообразии учений и концепций: В. Брюнинга, О. Ф. Больнова, А. Гелена, Э. Ротхакера, Г. Э. Хенгстенберга, А. Портмана, М. Ландмана, К. Лоренца, К. Леви-Стросса, П. Рикера и др. Она разделилась на биологическую, религиозную, культурную, психологическую, структуралистическую, педагогическую А. Идейными истоками А. была, с одной стороны, философия жизни (Шопенгауэр, А. Бергсон, Ф. Ницше), а с другой - конкретно-биологические и психофизиологические открытия и концепции (Л. Больк, П. Тейярде Шарден, 3. Фрейд, Я. Икскюль). По мнению М. Шелера, философская А. должна соединить конкретно-научное, философское и религиозное постижение человека. Образ человека, разбитый на тысячи мелких кусочков, надо собрать воедино.

Биолого-антропологическое направление (М. Шелер, А. Портман, X. Плеснер, А. Гелен) отмечает, что, с биологической т. зр., человек оказывается "больным животным", "недостаточным существом", "ложным шагом жизни", "тупиком жизни", "дезертиром жизни", "единственным существом, способным сказать жизни "нет"", "аскетом жизни", "незавершенным существом". Естественнонаучной основой подобных выводов явилась, в частности, идея ретардации (замедленности, задержки в развитии) Л. Болька. Суть ее в том, что, в результате нарушения деятельности эндокринной системы, взрослый человек в анатомическом и физиологическом отношении сходен с зародышем и плодом антропоморфной обезьяны, т. е. человек - это половозрелый зародыш обезьяны. В человеке мы сталкиваемся с "декадансом жизни", с ее упадком. По мнению М. Шелера, "человек всегда может быть лишь чем-то меньшим или большим, чем животное, но животным - никогда". Итак, философская А. через разнообразие подходов и направлений пытается познать, что есть человек в его самости и одновременно полноте и целостности. Ответы на этот вопрос могут исходить из биологических основ (Портман, Лоренц), из социально-биологических (Гелен), из диалогического отношения (Бубер), из божественного начала (Лотц, Хенгстенберг), из нескольких оснований одновременно (Шелер). Но, как отмечают сами антропологи, в ряду интуиции о человеке пока прорублена лишь одна просека, остается все та же задача - создать целостную концепцию человека. В наше время эта задача решается через обращение к экзистенциализму (О. Ф. Больнов), к фундаментальной онтологии М. Хайдеггера, к герменевтике (П. Рикер), к языковым структурам, к постмодернизму. При этом чрезвычайно важными оказываются методологические установки построения А., выдвинутые, в частности, X. Плеснером в работе "Zwischen Philosophie und Gesellschaft" (1953 г.): 1. Необходимо согласиться со всяким аспектом, который сможет возвыситься до претензии выявления человеческой сущности, будь то физические, психические, духовно-практические или религиозные аспекты; они должны быть признаны одинаково ценными. 2. Исходное основание, позволяющее переходить от одного аспекта к другому, должно корениться в историческом месте человека, из которого человек сам себя познает. 3. Если кажется, что все о человеке известно, что все уже о нем сказано, то следует помнить, что это всего лишь приблизительное и неокончательное знание и оно не может быть последней истиной.

Отличное определение

Неполное определение ↓

от греч антропо... и логия) – отрасль естествознания, изучающая происхождение, эволюцию и закономерности изменчивости физической организации человека и его рас.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Антропология

гр. – наука о человеке) – это наука о человеке как органической части мироздания, его происхождении и развитии. Основной мировоззренческой категорией антропологии является «человек» в его целостности и гармонической единстве всех составляющих. Именно такой «целостный человек» является исходной категорией для разработки всех других антропологических понятий – природы, общества, культуры, «я – человек» и др. Антропология объясняет историю человеческого развития, появление рас, народов, наций. Задачей антропологии является выявление сущности человека как явления духовного мира и как части материальной (видимой) природы. Это наука интегративная, широко использующая данные других наук о человеке (психологии, медицины, истории, философии, экологии и т. д.). В Настоящее время антропология как единая наука перестала существовать и породила целый ряд отраслей и ветвей: Философская антропология, Культурная антропология, Христианская антропология, Педагогическая антропология, Антропологическая психология, Антропологическая технология обучения и др.

В странах Западной Европы и США антропологией считается гуманитарная наука о человеке во всех его измерениях: социальных, культурных и физических (анатомия, физиология, антропогенез), которая также включает этнологию как важнейший элемент. В советской науке антропология трактовалась как биологическая наука о происхождении, физической организации и эволюции человека и человеческих рас. С точки зрения французской школы, которая выводит за рамки антропологии материальные и физические аспекты человеческого бытия, она является подразделом социологии; с точки зрения англосаксонской школы, антропология – полидисциплинарная наука, которая состоит из четырех разделов (антропобиология, социальная и культурная антропология, доисторическая археология, этнолингвистика).

Физическая антропология

изучает процессы и этапы становления человека как вида, а также природу внутривидовых вариаций, их анатомические и физиологические характеристики и другие существенные биологические факты. Физических антропологов интересует генетика человека, т.е. его наследственные характеристики; вопросы морфологии (параметры человеческого тела и анализ его физических характеристик), а также адаптационное взаимодействие человека как биологического существа с культурой и природной средой. Одно из подразделений морфологии, – соматология, призвана устанавливать корреляцию между строением тела и типом личности. Другой развивающейся областью специальных исследований является этология приматов, объединяющая антропологов, психологов и зоологов. Физические антропологи изучают эволюцию скелетного строения человека, а также функций мягких тканей тела. Предметом исследования также является расовая вариативность и связанные с нею восприимчивость к болезням, особенности пищевого рациона, выживаемость в разных условиях и т.п.

Культурная антропология

занимается изучением поведения человека и результатов его деятельности. В нестрогом смысле слова, культура – это часть окружающей среды, созданная самим человеком. Частично в результате дивергентного развития дисциплин, составляющих культурную антропологию, а частично из-за большого различия в методах, применяемых этими дисциплинами, ко всей сфере культурной антропологии в целом обычно относятся как к группе относительно независимых специальностей. Возможны и другие деления. Некоторые исследователи обычно выделяют следующие три: лингвистику, доисторическую археологию и собственно культурную антропологию.

Этнолингвистика.

Ключом к культуре является ее понимание как системы символов. Наиболее распространенной символической системой является язык как средство устного и письменного общения. При осмыслении роли коммуникаций в культуре лингвистов интересуют также вопросы истории, и с этой целью они классифицируют языки мира, стремясь выявить между ними связи, которые бы свидетельствовали, в отсутствие других адекватных документальных источников, об исторических отношениях между народами.

Доисторическая археология.

Изучает антропогенез (происхождение homo sapiens) и последующее развитие человека, объясняет историческое разнообразие в образе жизни народов. Эта наука позволяет с помощью последних достижений физики, химии и биологии датировать и определять предназначение ископаемых остатков и артефактов, помогая воссоздать образ жизни наших предков.

Культурная антропология.

Третий обычно выделяемый подраздел культурной антропологии имеет одноименное с ней название. Но в разных странах (например, в Великобритании) эквивалент культурной антропологии известен там как социальная антропология (семейная, политическая, социальная организация человеческого бытия). В США большинство антропологов считает, что изучение «социальных институтов» является лишь частью, а не всей целостностью предмета, куда входят еще и такие разнообразные элементы, как техника, интеллектуальная организация системы ценностей и т.д. Среди российских антропологов также нет единства по этому вопросу; в последнее десятилетие значительная часть из них приняла американский подход, объединяя обе дисциплины под шапкой «социо-культурной антропологии».

Хотя культурная антропология в описываемом здесь смысле включает множество типов специализации, два из них представляют особую важность. К сожалению, последовательности в присвоении наименований этим двум дисциплинам не наблюдается, однако приводимые здесь термины достаточно распространены и вытесняют альтернативные варианты. В данном случае речь идет об этнографии и этнологии. Этнография занимается изучением конкретных культур. В большинстве случаев ее предметом служит существующая культура, но возможны также и этнографические работы по Древней Греции или Древнему Риму . В некотором смысле археология является этнографией прошлого. Этнология, напротив, представляет собой общее изучение культуры, по сути дела, это сравнительная научная дисциплина.

Частично пересекаясь с этнографией и этнологией, существует и ряд других научных областей, лишь немногие из которых могут быть упомянуты. Некоторые антропологи специализируются на изучении культуры и личности, под чем подразумеваются отношения и причинные связи отдельных человеческих существ и системный образ жизни вокруг них. Все большее число антропологов включается в программы социальных технологий; общим термином для обозначения этого аспекта исследований является прикладная антропология. Возможно выделение и других уровней специализации. Одни антропологи известны главным образом как функционалисты, изучающие соотношения между различными частями какой-либо единой культурной системы в определенный период времени. Другие специализируются на изучении культуры на сравнительно длительных отрезках времени; такие антропологи могут быть историками культуры или эволюционистами. Существуют также специалисты по конкретным предметным темам: часть ученых занимается музыкологией, другие посвящают себя изучению материальных артефактов, третьи занимаются системами терминологии родства или социальными отношениями, искусством, мифологией, религией или любыми иными аспектами культурного творчества или деятельности человечества (См . ЭТНОЛИНГВИСТИКА; ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ; АРХЕОЛОГИЯ).

Единство антропологии.

Возникает вопрос о том, является ли антропология единой наукой. Из вышеприведенного видно, насколько разнообразны интересы, собранные вместе под общим наименованием. Причем, это перечисление далеко не полное. Однако есть антропологи, считающие свою область исследований вполне ограниченной. Считается, что британские антропологи, например, склонны к размежеванию с физическими антропологами и часто проявляют мало интереса к работе лингвистов и археологов. В США, напротив, существует чувство понимания взаимозависимости между различными областями знания, что проявляется в работе ученых, выдвигающих различные гипотезы и обобщения, сочетающие в себе большое разнообразие методов. В советский период отечественные антропологи преимущественно понимали под термином антропология его физическую составляющую (антропогенез, морфология человека и этническая антропология – «расоведение»). В постсоветский период распространилась расширительная трактовка этой области знания.

В современной науке встречаются различные варианты систематизации антропологических дисциплин. Так, к антропологии относят археологию, этнографию, этнологию, фольклор , лингвистику и т.д. По мере развития и усложнения мира человека, растет научная специализация, и набор антропологических дисциплин постепенно расширяется. Так в нем стали выделять медицинскую антропологию (психология человека, генетика человека), экологию человека и т.д.

Области приложения антропологии.

Главной по важности сферой приложения антропологии сегодня является «образование» в самом широком смысле этого слова. В современном мире с его значительно расширившимися политическими, экономическими и социальными горизонтами растет число контактов между народами с различными по своему происхождению культурами. Через преподавательскую деятельность и литературу о культурных различиях антропологи стремятся внести свой вклад в развитие у людей толерантности , взаимного уважения, способствуя, в конечном счете, росту взаимопонимания между ними. Антропология является важной составной частью современного образования.

Все большее число антропологов участвует в прикладных проектах. Будучи сферой сбора и синтеза технических данных, антропология представляет собой источник специальной информации, необходимой для других областей знания. Так, например, антропологами была подготовлена информация по параметрам человеческого тела, позволившая производителям одежды лучше оценить размеры и пропорции головных уборов и других элементов одежды. Антропологи нередко выступают в роли советников в программах оказания иностранной помощи развивающимся странам, способствуя облегчению деструктивных социальных последствий, которыми могут, например, сопровождаться массированные технологические преобразования.

Сферы приложения физической антропологии.

Детально изучив особенности человеческой моторики, антропологи содействовали реконструированию производственного оборудования и механизмов, чтобы обеспечить заводским рабочим более высокую эффективность, удобство и безопасность труда. Один из антропологов участвовал в разработке сидений для железнодорожных вагонов, более точно соответствовавших конфигурации человеческого тела. Особо важную помощь оказали антропологи в разработке программ космических полетов с человеком на борту. Например, они участвовали в разработке одежды и многих видов экипировки (таких как кислородные маски) для космонавтов будущего.

Во многих случаях знания антропологов применялись в области медицины. Многочисленные исследования способствовали пониманию того, как определенные заболевания связаны с расовыми особенностями людей, с их питанием, системами земледелия и другими факторами.

Физическая антропология также находит применение в области юриспруденции. Сравнительно часто она связана с проблемами идентификации: иногда антропологов приглашают для идентификации людей по скелетным останкам.

Сферы приложения культурной антропологии.

Эти сферы чрезвычайно разнообразны. Детальное знание конкретных культур, которым должны обладать профессиональные антропологи, делает их особенно полезными в сфере образования.

Частные промышленные компании с зарубежными интересами широко прибегают к услугам антропологов для обучения своего персонала, командируемого за рубеж. ООН привлекает антропологов для участия в программах экономического развития для сбора данных по культуре и демографической статистике, а в некоторых случаях и для координации целых программ. Здесь полезными антропологов делают их знания как конкретных культур, так и общечеловеческих социальных процессов.

Подробная информация о коренных народах, особенно африканских и азиатских, представляла огромный интерес для бывших колониальных держав, заинтересованных в эффективном управлении находившимися в их владении территориями. В период, предшествовавший распаду ее империи, Великобритания, например, нанимала большое количество антропологов. Однако такая ассоциированность антропологов с колониальной администрацией оставила свой след в виде подозрительного отношения к этой науке в некоторых бывших колониальных странах.

Культурные антропологи сыграли важную роль в исследованиях по состоянию умственного здоровья во многих культурах. Особым вкладом антропологов является изучение различий в умственных расстройствах в зависимости от этнической или субкультурной принадлежности людей.

Литература:

Проблема человека в западной философии . М., 1988
«Антропологический поворот » в философии ХХ века . Вильнюс, 1989
Алексеев В.П. Историческая антропология и этногенез . М., 1989
Бутовская М.Л., Файнберг Л.А. У истоков человеческого общества (Поведенческие аспекты эволюции человека ). М., 1993
Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда . М., 1993
Васильев С.В. Основы возрастной и конституциональной антропологии . М., 1996
История ментальностей, историческая антропология . М., 1996
Культуральная антропология . СПб, 1996
Минюшев Ф.И. Социальная антропология . Курс лекций. М., 1997
Шаронов В.В. Основы социальной антропологии . СПб, 1997
Историческая антропология: место в системе социальных наук, источники и методы интерпретации . М., 1998
Клакхон К. Зеркало для человека. Введение в антропологию . СПб., 1998
Марков Б.В. Философская антропология . СПб, 1998
Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология . М., 1999
Леви-Строс К. Структурная антропология . М., 2001
Мур Г. Феминизм и антропология: история взаимоотношений . – В кн.: Введение в гендерные исследования, ч. 2. Харьков – СПб, 2001
Глебкин В.В. Труды по культурной антропологии . М., 2002
Дерягина. Эволюционная антропология: Биологические и культурные аспекты . М., 2003
Тишков В.А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии . М., 2003
Харитонов В.М., Ожигова А.П., Година Е.З. Антропология . М., 2004