Артикуляционный массаж. Массаж лицевой мускулатуры для развития речи (логопедический массаж). Продолжительность и частота проведения

Все дети разные, а, следовательно, и развивается каждый из них по-своему. Например, чей-то ребенок сразу научился говорить без каких-либо проблем, другой же малыш испытывает серьезные затруднения с произношением звуков и слов, отставая в речевом развитии, ну, а третий и вовсе отказывается произносить свои первые слова. Причинами подобного явления могут быть различные физические аномалии, психологические проблемы, заболевания или родовые травмы.

В любом случае пускать ситуацию на самотек не стоит. Нарушения речи, как правило, сами не проходят. Для их устранения необходимо обязательно проконсультироваться со специалистом-логопедом, который подскажет оптимальный метод лечения. На сегодняшний день одним из таких действенных способов является логопедический массаж для детей, который помогает и при рядовом заикании, и при более сложных дефектах.

Что такое логопедический массаж?

Логопедический массаж является методом коррекционно-педагогического воздействия и часто применяется при нарушениях речевого развития. Несмотря на то, что данный способ устранения дефектов произношения не является традиционным и обязательным, он уже доказал свою состоятельность и эффективность. Причем такая процедура может быть и частью комплексной реабилитации, и самостоятельным видом лечения.

Логопедический массаж бывает нескольких видов:

  • Классический массаж. Ему свойственны стандартные массажные приемы: поглаживание и растирание, разминание и вибрация;
  • Сегментарно-рефлекторный массаж. Приемы те же, что и в классическом варианте, но выполняется он согласно сегментарному делению на зоны. То есть для решения логопедических проблем массаж выполняется в области воротниковой зоны, шейного отдела, лица и волосяной части головы;
  • Точечный массаж. Как следует из названия, этот способ воздействует только на биологически активные точки. Основная масса этих точек расположена в области волосяной части головы;
  • Зондовый массаж. Метод логопедического массажа, разработанный Новиковой Е.В., выполняется при помощи специальных инструментов - зондов.

Кому необходим логопедический массаж?

Самое распространенное заболевание, требующее серьезной коррекции у логопеда, - это дизартрия. При этом заболевании наблюдается затрудненность произношения, которая вызвана поражениями заднелобных, а также подкорковых отделов головного мозга. Поэтому у ребенка наблюдаются серьезные проблемы с артикуляцией, которые не могут решиться без вмешательства врача. В этом случае подойдет как логопедический массаж при дизартрии по методу Новиковой, так и способы Архиповой и Дьяковой.

Другое не менее распространенное заболевание - это ДЦП, при котором тонус всех мышц повышен, что затрудняет не только передвижение, но и общение. Кроме того, нарушение развития речи может быть следствием родовой травмы или врожденного дефекта строения органов полости рта, губ, языка. И если последние лечатся чаще всего хирургическим путем, то логопедическому массажу практически всегда под силу устранить все остальные причины задержки развития речи.

Как делать логопедический массаж?

Любой логопедический массаж стоит доверять лишь квалифицированному врачу, так как в только этом случае эффективность процедуры, а также ее полная безопасность для здоровья ребенка, будут гарантированы. Для каждого нарушения развития речи есть свои специальные упражнения, направленные на то, чтобы активизировать ту или иную группу мышц. Некоторые из них подходят и для домашнего использования. Например:

  • При самостоятельном логопедическом массаже губ выполняются легкие поглаживания и пощипывания губок ребенка;
  • При самостоятельном логопедическом массаже языка следует воспользоваться электрической зубной щеткой и с ее помощью воздействовать на кончик языка и его центральную часть;
  • При самостоятельном массаже ручек ребенка следует использовать ласковые массирующие движения каждого пальчика.

Помните, что точные рекомендации по логопедическому массажу лица ребенка должен давать только квалифицированный специалист! Именно он должен подобрать верную методику и обучить ей родителей! Единственное, что вы можете выполнять без страха, что навредите своему малышу, - это нежное поглаживание и ласковое растирание каждого пальчика. Начинать в этом случае обязательно с мизинчика и заканчивать большим пальцем, который, как известно, отвечает стимуляцию работы головного мозга.

Логопедический массаж по методу Е. В. Новиковой


еще называют зондовым, так как для его проведения требуется использование специальных приспособлений, разработанных автором методики. При этом каждый зонд из комплекта уникален и выполняет свою функцию. Используя эти приспособления в определенной очередности, врач-логопед может эффективно воздействовать только на те участки и области, которые нуждаются в коррекции.

Также во время сеанса логопедического массажа при заикании или иной причине задержки речевого развития специалист варьирует силу нажатий в области языка, щек, мягкого неба, губ, мимических и жевательных мышц. Все это создает оптимальные условия для речевого развития ребенка. Метод Новиковой также помогает справиться и с более серьезными дефектами речи, которые вызваны дизартрией или ДЦП.

Стоит отметить, что зондовый массаж практически безболезненный. Только у ребенка с повышенным тонусом мышц возможен некоторый дискомфорт. Именно поэтому очень важно, чтобы малыш перед сеансом занял наиболее комфортную позу, которая позволит ему максимально расслабиться.


Профессор кафедры логопедии Елена Архипова
предложила свою методику логопедического массажа, который предназначен для коррекции серьезных речевых расстройств. Этот метод подразумевает дифференцированное воздействие на мышцы лица и полости рта в зависимости от заболевания. Такой логопедический массаж показан при дизартрии, а также детям с ДЦП.

Сеансы логопедического массажа по методу Архиповой проводят курсами от 10 до 20 ежедневных занятий. Между курсами также стараются не делать длительных перерывов, так как это может негативно отразится на полученных результатах. Процедуру должен проводить врач, поскольку к каждому ребенку необходим индивидуальный подход. Ведь приемы логопедического массажа при дизартрии будут значительно отличаться от способов воздействия при ДЦП или заикании.

Логопедический массаж по методу Е. А. Дьяковой - это систематизированные знания различных мировых светил в области логопедии. Именно ею был разработан учебник, по которому по сей день учатся будущие специалисты логопеды-дефектологи. А потому можно смело сказать, что метод Е. А. Дьяковой позволяет скорректировать различные речевые нарушения у ребенка, в том числе и достаточно тяжелые.

Например, такой логопедический массаж помогает улучшить артикуляцию при ДЦП, повышенном тонусе мышц, дизартрии, а также заикании. После каждой процедуры улучшается кровоснабжение мышц лица и речевых органов, что постепенно оказывает влияние на артикуляцию и мимику.

Противопоказания к проведению логопедического массажа

Рекомендованный специалистом логопедический массаж при дизартрии или других речевых нарушениях, к сожалению, может иметь ряд противопоказаний, которые необходимо учитывать. Ни в коем случае нельзя проводить процедуру, если у ребенка наблюдаются:

  • инфекционные или соматические заболевания;
  • конъюнктивит;
  • воспалительные процессы;
  • высыпания на коже;
  • герпес;
  • увеличение лимфатических узлов;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • стоматит или гингивит.

Именно поэтому перед началом проведения лечебного массажа необходимо заключение не только невропатолога, но и педиатра.

Итог

В заключение хотелось бы добавить, что любой из методов логопедического массажа помогает достичь существенного прогресса даже при тяжелых формах нарушения речи. Однако начинать процедуры желательно в рекомендованный педиатром и невропатологом срок. Так, к примеру, по системе Новиковой не стоит заниматься с младенцем раньше, чем он дорастет до полугода, так как ни один зонд не предназначен для новорожденных.

Если же отдавать предпочтение логопедическому массажу Архиповой или Дьяковой, то можно начинать заниматься даже с двухмесячными крошками. А потому не пугайтесь, что ваш малыш не хочет произносить свое первое «агу»! Обращайтесь к специалистам, с их помощью вам все обязательно удастся исправить!



Девочки! Давайте делать репосты.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки;-)
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше;-)


Понравился материал? Поддержите - сделайте репост! Мы стараемся для вас;-)

Логопедический массаж - это часть реабилитационной программы по восстановлению и нормализации речевой функции. Его назначают и детям, и взрослым. Это комплексный метод, в котором используются ранее разобщённые формы логопедической коррекции: дыхательная, голосовая и гимнастики, а также непосредственное массирование мышц лица, шеи, частей речевого аппарата - языка, губ и щёк с внутренней стороны.

Мнения специалистов по поводу целесообразности назначения детского логопедического массажа разделились. Одни считают его не более, чем модным явлением, другие - эффективным способом решения проблем с речью.

Логопедический массаж стимулирует мышцы, участвующие в постановке звуков, что улучшает кровоснабжение и способствует ускорению проведения нервных импульсов или же снятию спазма. Пациент быстрее осознаёт неконтролируемые зоны, а массажные действия помогают научиться управлять ими, устанавливать нервные связи между действием и результатом, которые быстро автоматизируются.

Показания к назначению

Логопедический массаж для детей эффективен при следующих речевых нарушениях:

  • , для которой характерно нарушение иннервации, из-за чего губы, язык и мягкое нёбо не двигаются должным образом. Целью логопедического массажа при дизартрии является нормализация мышечного тонуса и развитие артикуляционных движений;
  • - нарушении алгоритма направления звукового потока, что обуславливает «гнусавость» - говорение «через нос».
  • Механической , а именно - укорочении подъязыковой уздечки. В одних случаях её подрезают, в других - растягивают с помощью массажа и гимнастики.
  • Заикании – невротическом нарушении речи.

Важный нюанс: назначать логопедический массаж имеет смысл тогда, когда специалист понимает, что нарушение речи обусловлено именно недостаточной проводимостью импульсов от определённых частей речевого аппарата. Сомнительно прибегать к манипуляции при аутизме, задержке умственного развития. Этот метод направлен на стимуляцию, а не на запуск отсутствующей речевой функции.

Эффективность и задачи

Логопедический массаж, помимо выше обозначенной стимуляции проводимости нервных волокон, способствует улучшению эластичности мышц, их сократительной способности. В зависимости от характера движений, решаются разные задачи. Часто неврологическая патология предполагает наличие спазма в одних участках и гипотонуса - в других. В таких случаях необходимо комбинированное воздействие. Для этого специалист ощупывает руками различные участки речевого аппарата, мышцы воротниковой зоны и определяет их состояние.

Задачи массажа:

  1. Нормализация тонуса - укрепление мышц артикуляционного аппарата или снятие спазма.
  2. Улучшение сократительных функций тех мышц, которые должны участвовать в построении звуков.
  3. Стимулирование проприорицепции - ощущений в заданной области. Пациент с помощью логопедического массажа учится прислушиваться к ощущениям в области губ, щёк, языка и различать разные состояния. Это важный этап перед научением контролировать их работу, управлять ими.
  4. Уменьшение слюноотделения - гиперсаливации, возникающей при заболеваниях ЦНС.
  5. Укрепление глоточного рефлекса - сократительной способности мышц гортани, глотки.

Поглаживания и постукивания расслабляют, пощипывания разминания - тонизируют.

Виды

Различают несколько видов логопедического массажа. Классификация построена на основных способах и приёмах. В одних случаях логопед работает исключительно пальцами, в других - применяет специальные инструменты. У каждого вида есть свои особенности и показания.

Ручной

Само название говорит о том, что в качестве инструмента выступают руки массажиста-логопеда. В этой категории есть несколько подвидов:

  • Классический массаж: при его выполнении логопед использует классические приёмы - поглаживание , растирание, пощипывание. В качестве дополнительных инструментов могут использовать шпатель, зубную щётку, соски. В этом методе используют не принцип рефлекторного воздействия, в котором эффект достигается за счёт стимуляции нервных пучков, а за счёт разминания мышц.
  • Точечный массаж: задача специалиста - воздействовать на конкретные рефлекторные зоны - точки. Массаж носит локальный характер: работают с определёнными участками, например, щёк, а не массируют всю их поверхность. Это вид ещё называют массажем по биологически-активным точкам, сегментарно-рефлекторным.

Техники классического логопедического массажа описаны Дьяковой Е.А., которая разработала последовательность его проведения, техники и приёмы.

Аппаратный

Все движения выполняются специальными приборами. Этот вид не так распространён из-за того, что нет контакта между массажистом и пациентом: специалист ориентируется на ощущения в руках, а именно - напряжены мышц или расслаблены. И в зависимости от этого регулирует скорость, интенсивность движений.

Аппаратный логопедический массаж нужно применять ещё с большей осторожностью, чем классический. Причина в силе воздействия: интенсивные вибрации электромассажера могут оказать непредсказуемый эффект. Однако аппаратный массаж дает хорошие результаты у чуткого специалиста, который применяет комбинацию приёмов.

Зондовый

Зондовый логопедический массаж разработан талантливым логопедом Новиковой Е.В. Суть масажа по Новиковой: воздействие на поражённые зоны с помощью 9 разных типов зонда, выбор которых определяется зоной поражения, степенью и последовательностью в работе с нею. Зонды для логопедического массажа имеют разную форму, а значит оказывают разный эффект:

  • вилочковый - имеет форму вилочки с зубцами, поднятыми вверх. Логопед аккуратно обкалывает ими нёбо, щёки, губы, в результате чего начинают сокращаться их мышцы. После коротких покалываний зонд начинают раскачивать, а позже - вращать;
  • восьмёрка - приспособление похоже на 2 петли. Им нажимают на язык и без перемещения делают покачивающие движения. На щеках растирают вверх и вниз;
  • саночки - маленькие, средние, большие: разные размеры нужны для регуляции площади захвата и силы надавливания;
  • топорик - им вдавливают мышцы и выполняют скользящие движения. При повышенном тонусе - интенсивность нажатий минимальная, при гипотонусе - давят сильнее;
  • крестовина - зон для стимуляции работы языка. Ею нажимают на мышцу и толкают, чтобы пациент научился сокращать язык;
  • толкачик - для чередования расслабления и нажима.

Эффективность и скорость получения результата зависит не только от логопеда-массажиста, а ещё и от родителей, насколько искусно они изучат приемы логопедического массажа, чтобы закреплять полученный эффект в домашних условиях.

Обычно дети хорошо переносят логопедический массаж железными зондами. Чтобы устранить страх перед инструментом, дают его потрогать, повертеть в руках. При глубокой степени нарушений возможны болевые ощущения на первых порах - так о себе дают знать ригидные, спазмированные мышцы.

Рекомендации про проведению логопедического массажа дома

Можно проводить логопедический массаж в домашних условиях. Для этого родителям важно знать не только его технику, а ещё и то, как создать необходимые условия:

  1. Ребёнок должен находится в таком положении, чтобы мышцы шеи не напрягались - полулёжа или лёжа.
  2. Если мышцы плеч и воротниковой зоны напряжены, расслабить их: придерживая одной рукой шею ребёнка сзади, другой делать аккуратные вращательные движение по кругу в обе стороны. Делать плавные покачивающие движения из стороны в сторону по типу маятника.
  3. Важнорасслабить мышцы шеи, потому что её спазмированность обуславливает напряжение в корне языка. Для этого её легко поглаживают.
  4. Далее идёт расслабляющий логопедический массаж мышц лица, губ. Основные правила: делать массаж двумя руками, направляя их от центра к краям. Кожа не должна растягиваться, руки просто скользят.Поглаживания лицевой мускулатуры:- от лба к вискам;

    – от бровей к зоне роста волос на голове;

    – от лба и вокруг глаз;

    – от переносицы по бровям к зоне роста волос;

    – от лба к щекам, подбородку и по шее;

    – от мочки уха к крыльям носика;

    – пощипывать по нижнему краю нижней челюсти.

    Расслабляющий массаж губ. Поглаживания:

    – постукивать подушечками пальцев по всей площади.

    Если на лице ассиметрия, то спазмированной части уделить больше времени.

  5. Блок по стимуляции предполагает тонизирование мышц, их укрепление. Характер движений - энергично. Первые движение по направляющим линиям делать лёгкими, а потом увеличивать их силу.Логопедический массаж лица (поглаживания):
    – от лба к вискам;- от бровей к зоне роста волос на голове;-от лба и вокруг глаз;

    – от переносицы по бровям к зоне роста волос;- от лба к щекам, подбородку;- сжимание подбородка;

    – движения по спирали на скулах и щеках;

    – один палец поместить на внутренней стороне щеки через рот, а другими снаружи совершать движения, похожие на перетирание;

    – пощипать щёчки.

    Тонизирование губ (поглаживания):

    – поочерёдно верхнюю и нижнюю губы от уголков к середине;

    – нижнюю губу снизу к слизистой, верхнюю - от верхнего края тоже вниз к слизистой;

    – от крыльев носа к уголкам рта;

    – пощипать губы, поколотить их слегка.

  6. Логопедический массаж языка:

– гладить дёсна по наружному краю от центра и в глубину;

– мягко массировать нёбо по линии середины;

– совершать вибрирующие движения в подчелюстной ямке, под углами нижней челюсти;

– держим язык за кончик одной рукой, а второй совершать кругообразные движения по его поверхности влево-вправо, от серединки к кончику, пощипывать и слегка растягивать, поглаживать от уздечки под ним и к его кончику.

При слюноотделении делайте паузы, что ребёнок сглотнул слюну.

Эффективно применение логопедического массаж для детей в домашних условиях курсами по 10-15 раз.

Противопоказания

  • Воспалительные процессы во рту, герпетические высыпания на губах, сыпь по лицу.
  • Высокое внутричерепное давление. Увеличение лимфатических узлов.
  • Инфекционные болезни, включая простуду.
  • Эписиндром.
  • Бурная реакция ребёнка: плач, крики, истерика.

Логопедический массаж - это процедура, направленная на коррекцию произношения, улучшение тонуса мышц лица и решение проблем речевого аппарата.

Специалист, который назначает проведения логомассажа, должен обязательно предварительно обследовать ребенка на наличие различных заболеваний. И только после этого назначать курс массажа, его продолжительность и методику.

Виды массажа

Специалисты разделяют логопедический массаж на несколько основных видов:

  • Традиционный.
  • Аппаратный.
  • Зондовый.
  • Массаж Дьяковой.
  • Самомассаж.
  • Точечный.

Традиционный вид логопедического массажа выполняется с помощью легких поглаживаний и растираний. Для того, чтобы расслабить мышцы, специалист производит легкие движения, а для восстановления активного мышечного тонуса, применяются энергичные и быстрые движения.

Для аппаратного логопедического массажа характерно применение специальных приспособлений, в том числе вакуумных и вибрационных массажеров.

Зондовый логопедический массаж направлен на то, чтобы устранить проблемы с речевой моторикой. С помощью специальных зондов производится массирование языка, неба и губ.

Логопедический массаж Дьяковой представляет собой самую распространенную методику, которая разработана именно для того, чтобы устранить проблемы с речью у детей.

Самомассаж представляет собой методику, при которой ребенок самостоятельно выполняет ряд разработанных упражнений. В систему входят движения руками, языком и зубами .

Точечный массаж расслабляет лицевые мышцы, воздействуя на биологически активные мышцы.

Техника проведения массажа

Для того, чтобы логопедический массаж представлял собой эффективную процедуру, стоит особое внимание уделять губам, мягкому небу, губам и языку. Сама техника подразумевает несколько этапов:

Для того, чтобы после логопедического массажа языка был заметен эффект, необходимо пройти 10–20 сеансов.

Лоб

Начинать процедуру необходимо исключительно со лба. Сначала поглаживающими движениями обрабатывается середина лба, постепенно переходящие к височной части. Затем специалист должен переходить от бровей к верхней части. Далее, необходимо использовать специальное устройство , которое позволяет выполнять вибрационные движения.

Щеки и нос

Начинается логопедический массаж лица с поглаживающих движений, которые делают от середины лба, постепенно двигаясь к височной области. Затем специалист двигается от бровей к верхней части лба. В этом же направлении делают разминающие и вибрационные движения (поочередно). Вибрационный массаж выполняют специальным вибромассажером.

После лба необходимо переходить к щекам. Процесс подразумевает разминать участок от уголков рта к вискам. Эти движения должны быть легкими и расслабляющими. После этого необходимо переходить к расслабляющим движениям по мышцам щек к крыльям носа. Носогубная складка обрабатывается к углам рта от носовых крыльев.

Рот, подбородок и шея

Губы массажируются от середины, до уголков. Одинаково проводится обработка как верхней, так и нижней губы. Затем можно переходить к подбородку. Начинать нужно с середины, постепенно переходя к его уголкам. Легкими движениями необходимо гладить и шею . Все действия направлены на то, чтобы расслабить мышцы.

Достоинства логомассажа заключаются в первую очередь в устранении проблем, которые связаны с недоразвитием речи. Кроме этого, можно выделить следующие достоинства:

Но есть и некоторые недостатки у этого метода:

  • Несмотря на то что процедура проводится в домашних условиях, ребенок на первоначальных этапах может чувствовать дискомфорт и неприятные ощущения.
  • Воздействие во время процедуры происходит только на лицевые мышцы.

Для того, чтобы ребенку снизить неприятные ощущения, необходимо позаботиться о комфортных условиях в помещении. Что исключить болезненные ощущения, массажист не должен иметь дополнительных украшений, длинных ногтей и перед началом процедуры ладоней согреть.

Манипуляции должны проводиться не ранее, чем через два часа после приема пищи. Обязательно полость рта должна быть очищена от остатков пищи и даже малейших крошек.

Для того, чтобы получить максимальный эффект и в короткий срок, процедура должна проводиться каждый день не менее чем 20 раз. При этом очень важно, чтобы срок и количество сеансов было установлено специалистом. На срок может влиять степень нарушения речи , нервное напряжение ребенка и желание его продолжать процедуры. Первый сеанс не должен длиться дольше 5–6 минут. Каждый раз продолжительность должна увеличиваться.

Для того, чтобы ребенок не боялся логомассажа, необходимо массажисту расположить малыша к себе. В домашних условиях можно начинать процедуры не лежа на массажном столе, что может вызвать страх у ребенка, а сидя. Через несколько сеансов можно малышу предложить расположиться в горизонтальное положение.

Слишком сложные формы нарушения стоит исправлять на протяжении года и более. Но срок должен устанавливать только логопед.

Для того, чтобы проводить лечение с помощью логомассажа, специалист должен обладать достаточным опытом и навыками проведения подобной процедуры. Важно, чтобы ребенок не испытывал слишком большой боли. Легкий дискомфорт при проведении процедуры должен присутствовать только на первоначальных этапах массажа. Через некоторое время такой дискомфорт должен полностью исчезнуть .

Для проведения специалист должен использовать следующие приспособления:

  1. Стерильные медицинские перчатки.
  2. Во время процедуры должна использовать маска.
  3. Массажное масло с приятным ароматом.
  4. нашатырный спирт должен быть всегда под рукой, если вдруг ребенку понадобится помощь.

Показания к проведению процедуры

Ни в коем случае, нельзя назначать логопедический массаж языка самостоятельно. Специалист назначает процедуру только после того, как будет произведено обследование всех мышц речевого аппарата. После этого обследования выявляются четкие причины появления проблем и назначается педагогическое лечение. Только после того, как никакого положительного эффекта у ребенка не наблюдается, назначается логопедический массаж.

Те дети, которые имеют серьезные проблемы с речевыми функциями, без логомассажа не обойтись. Что касается четких показаний к нему, то они следующие:

  • Звуки речи произносятся ребенком не четко.
  • Тонус мышц, которые оказывают влияние на работу артикуляции, серьезно нарушен.
  • Заикание, которое появилось на фоне невротической природы.
  • Задержка речи.
  • Появление сложности при освоении письма.
  • Непроизвольное слюноотделение.

У детей, которые посещают сеансы массажа, уже через несколько процедур можно наблюдать серьезные улучшения.

Противопоказания

Как и у любой лечебной процедуры, у массажа есть некоторые противопоказания. Нельзя проводить процедуру, если у ребенка имеются высыпания на коже, диагностируется стоматит с появлением белых язв в полости рта, лимфатические узлы имеют увеличенную форму, а также наличие грибка на коже.

Нельзя проводить процедуру, если в период процедуры ребенок проходит лечение от ОРЗ, стоматита или Конъюнктивита. Нельзя проводить массаж, если диагностируются раковые заболевания.

Вывод

Для того, чтобы логопедический массаж порадовал своим эффектом , необходимо отсутствие боязни у ребенка процедуры. Малыш должен настраиваться на то, что именно массаж поможет устранить речевые проблемы. Курс назначать должен только специалист, после проведения определенного обследования.

Дети - большая радость для родителей, которые ждут их появления. С приходом их в этот мир мамы и папы стараются обеспечить малышей всем, чем только могут: питанием, одеждой, обувью, полноценным развитием. Конечно, на пути формирования личности встречается много проблем, одной из которых является речевое развитие.

Речь формируется в первые три года жизни ребенка. У каждого этот процесс происходит индивидуально - некоторые не испытывают трудностей, а некоторые детки никак не могут научиться правильно говорить. Проблемы с речью в последнее время встречаются у деток все чаще. Это зависит от того, как протекает беременность, роды и занимаются ли родители с малышом.

Для чего делается логопедический массаж?

Не все связывают развитие речи и массаж. Некоторые относятся скептически к такому методу формирования звуков и слов. Но не нужно приуменьшать его значение для ребенка. В последнее время детки часто рождаются с повышенным тонусом мышц. Это влияет на их развитие в целом и на подвижность тканей. От этого страдают также губ, становится малоподвижным язык, у него нет нужной гибкости. Массаж логопедический помогает расслабить щеки, губы, язык, лицо, чтобы была возможность правильно формировать произношение звуков. Кроме того, он способствует размягчению тканей, их гибкости и правильной артикуляции.

Задачи проведения такого массажа

При правильном проведении с помощью этой манипуляции можно достичь больших успехов. Конечно, должны проводиться и упражнения с логопедом при проблемах формирования речи. Плюс этой манипуляции заключается также в том, что ее можно осуществлять и дома. Массаж делается для решения следующих задач:

  • коррекция произношения звуков, когда они не соответствуют правильному звучанию, например, если ребенок не может научиться говорить шипящие или звук "р";
  • когда необходимо улучшить состояние голоса - для этого необходимы медицинские показания;
  • нормализация речевого дыхания - иногда ребенок не может правильно произнести слово из-за сбивчивого дыхания;
  • уменьшение эмоционального напряжения;
  • коррекция проблем с заиканием, дизартрией, ринолалией, нарушением голоса;
  • увеличение тонуса мышц и ротовой полости, когда нет необходимого напряжения для произношения звуков;
  • уменьшение гиперсаливации (усиленного слюноотделения);
  • укрепление рефлекса глотки при говорении;
  • улучшение артикуляции.

Логопедический массаж в домашних условиях также может осуществлять эти задачи. При правильном обучении основным движениям, благодаря усиленному труду, мамы вместе с детками достигают максимальных результатов.

Показания к манипуляции

Массаж логопедический не осуществляется просто так. Отзывы родителей свидетельствуют о его результативности в преодолении определенных трудностей развития ребенка. Для его применения есть конкретные показания, которые обусловлены некоторыми состояниями.

  1. Нарушение голоса - это расстройство его функции, которое может иметь разные причины: физиологические и психологические. Оно проявляется в недостаточной силе голоса, постоянном першении, усталости при говорении, боли, возникновении "кома" в горле.
  2. Дизартрия - логопедическая и неврологическая проблема, при которой у ребенка нарушено произношение и артикуляционный аппарат.
  3. Заикание - нарушение речи, которое проявляется в частом повторении или длительном произношении звуков, слогов, слов. Также это может быть нерешительность в речи, остановки.
  4. Необходимость ускорить результаты Обычно это бывает перед школой, когда родители поздно обратились с серьезными проблемами к специалисту.
  5. Постоянное слюноотделение.
  6. Слабый или повышенный тонус мышц артикуляционного аппарата.

В этих случаях массаж лица и ротовой полости необходим. В остальных логопедических проблемах его можно делать, если нет противопоказаний.

Есть ли противопоказания к нему?

К основным противопоказаниям относятся:

  1. Инфекционные заболевания в острой форме. Массаж логопедический в этом случае не делается, так как ребенок плохо себя чувствует, и ему может быть больно.
  2. Болезни кожи. Манипуляция также может вызвать болезненные ощущения и ухудшить состояние ребенка.
  3. Конъюнктивит.
  4. Гингивит.
  5. Герпес, стоматиты. Логопедический массаж лица может допускаться при условии применения его облегченной формы и отсутствии проникновения в ротовую полость инструментами.
  6. Увеличение лимфоузлов, а также сильная пульсация сонной артерии.

Условия для проведения логопедического массажа

Любая манипуляция с ребенком, обучающая или лечебная, должна проводиться в условиях, приемлемых для него. Для проведения массажа первоначально необходима консультация врача и определение логопедом. Затем назначаются конкретные приемы расслабления или тонизирования мышц шеи, туловища, мимики и артикуляционного аппарата.

Логопедический массаж в домашних условиях проводить целесообразнее, так как дети лучше воспринимают знакомое окружение. Помещение необходимо проветрить, длительность всего массажа в первые несколько дней составляет не больше 10 минут. Затем время увеличивается постепенно до 25 минут. Массаж проводится 2-3 раза в неделю, и должно быть применено не менее 10-15 процедур. Родители отмечают положительную динамику уже после 4-5-й процедуры. Все зависит от серьезности поражения нервной системы и развитости мышц лица.

Чтобы проводить логопедический массаж для детей в домашних условиях, необходимо приготовить некоторые средства:

  • массажное масло;
  • стерильные перчатки (если он делается грудничкам);
  • защитная маска (при подозрении на наличие вирусной инфекции у массажиста).

Перчатки и маска также необходимы при массировании слизистых оболочек ротовой полости.

Массаж логопедический для рук

Нервные окончания на пальчиках очень тесно связаны с состоянием внутренних органов. Поэтому некоторые логопеды советуют начинать логопедический массаж для детей именно с ручек, тем более что он не имеет противопоказаний. Отзывы родителей свидетельствуют о том, что детки с радостью воспринимают массирование пальчиков. Но это нужно делать по определенным правилам:

  • массаж следует начинать с мизинчика, массировать необходимо, начиная от ногтя до основания пальчика, проделать так с каждым суставчиком несколько раз;
  • несколько раз нужно надавить на каждую подушечку пальцев, сначала слабо, потом сильнее;
  • массирование ладошки по типу "сороки-белобоки";
  • проделать несколько раз спиральку от края ладошки, заканчивая ее в центре;
  • если есть дома, нужно взять резиновый мячик с шипами, затем поводить им аккуратно от запястий к пальчикам;

Как массажировать язычок?

Логопедический массаж языка уже требует некоторой подготовки массажиста. Сначала необходимо расслабить мышцы шейного, нижнечелюстного отдела, плечевого пояса. Это необходимо для того, чтобы мышцы корня языка также стали расслабленными. Все они тесно связаны между собой. Все движения должны быть направлены от кончика языка к его корню.

Иногда можно столкнуться со при массировании. В этом случае логопедический массаж языка для детей начинается с массирования только кончика, чтобы он находился внутри ротовой полости. Затем можно постепенно выводить язычок за пределы губ, увеличивая площадь массирования.

Основные движения:

  • взять кончик языка и покачивать его в разные стороны, вперед, назад;
  • большим пальцем поглаживать язык, при этом указательным пальцем другой руки поддерживать его снизу, все движения идут от центра к периферии и от кончика к корню;
  • сверху захватить язык большим пальцем, указательным и средним укрепить его снизу, в таком положении потирать поверхность по обе стороны от центра;
  • затем переходят к вибрации: захватывается кончик, немного потряхивается вверх и вниз, немножко похлопывается поверхность языка.

Логопедический массаж языка делается при условии устранения проблемы со слюноотделением. Для этого существует также несколько приемов.

  1. Жевание с запрокинутой головой.
  2. Ребенок должен научиться глотать слюну с первого раза, не накапливая ее во рту.
  3. Вращать язычок в районе губ с открытым и закрытым ртом, потом с первого раза сглатывать слюну.

Массаж губ

Как делать логопедический массаж губ? В нем нет ничего сложного. Одни и те же движения здесь повторяются много раз - до 50. Их нужно менять по направлению. Основные действия:

  • у правого крылышка носика и губ нужно поставить указательный и средний палец, сделать несколько круговых движений, то же повторить и на левой стороне;
  • два указательных пальца установить посредине под нижней губой, потом над верхней, в таком положении пальцев сделать круговые движения в разных направлениях;
  • та же постановка пальцев, проделывание пощипываний в этой области;
  • потом пощипать тремя пальцами вокруг губок ребенка.

Комплекс таких действий необходимо повторить 2-3 раза за один сеанс массажа.

Логопедический массаж ложками

Этот метод также является результативным в процессе формирования речи ребенка. Ребенок заинтересован в проведении такого массажа. Основные упражнения включают в себя такие действия:

  • разминка губ - поглаживание горками ложек нижней и верхней губы;
  • круговые движения обратной стороной кухонной принадлежности по губкам;
  • неглубокие нажатия кончиками ложки на протяжении всех носогубных складок;
  • скребущие движения кончиками этого предмета по нижней и верхней губе;
  • частые нажатия концами ложки по губам;
  • разминка ложки жевательных и подбородочных мышц.

Массаж при дизартрии

При этом нарушении речи массаж необходим, так как есть потребность воздействия не только на мышцы, но и на нервные окончания. Именно поэтому он охватывает большую площадь для проведения манипуляций. Когда необходимо провести логопедический массаж при дизартрии, ребенок раздевается до половины, ложится на стол, и массажист делает разминку всей спинки, живота и выше. В случае такого серьезного отклонения процедуру должен проводить только квалифицированный специалист. Он знает, какие движения делаются, их очередность, на что они направлены, и может справиться с непредсказуемыми ситуациями (например, судорогами или спазмами).

Ритуал окончания логопедического массажа

Особое внимание специалисты уделяют тому, как заканчивается логопедический массаж. Отзывы родителей подтверждают, что для настроя ребенка на продолжение такой манипуляции важно уметь ее заканчивать.

После проделывания массирующих движений нужно ласкать и хвалить малыша за терпение и послушание. Можно немножко поиграть с ним. После такого взаимодействия малыш уже не станет бояться следующей процедуры, и он сам будет подставлять язычок.

Проблема нарушения речи у детей волнует многих родителей. Пока малыши трогательно лопочут, дефекты их речи умиляют взрослых, но к трем годам становится понятно, какие звуки у них не получаются. А ведь речь является основным средством общения маленького человечка со всем миром. У большинства малышей с годами и с практикой это может пройти само собой, а у некоторых такие расстройства речи обусловлены нарушениями нормальной работы артикуляционных мышц, и носят физиологический характер.

Этим деткам нужна помощь. На своих занятиях логопеды используют респираторные и произносительные упражнения. Если их недостаточно, специалисты обычно предлагают специфический, довольно действенный метод – логопедический массаж для детей в домашних условиях. Воздействие любого массирования благоприятно для организма, особенно для обменных процессов, кровообращения и нервной системы. Лечебные и профилактические качества логопедического массажа способствуют нормализации речи и улучшению эмоционального состояния малыша.

Мастерство исцеления людей, разминая особые точки их тел, существует несколько тысячелетий. Уже в древности эскулапы постигли достоинства массажа, позволяющего побеждать серьезные недуги. Логопедический массаж возник гораздо позже, но основан тоже на практических знаниях.

Источниками появления вербальных сбоев является множество причин. Расстройства звукопроизношения бывают обусловлены наследственными факторами, аномальной беременностью, замедленным психическим развитием, нарушением речевого аппарата. Диагноз может определить только специалист. Исходя из специфики расстройства, логопед устанавливает тип сбоя и назначает лечение.

Нарушения привычной работы артикуляционных мышц мешают ребенку точно произносить звуки и слова. В состав речевого аппарата входят язык, губы и лицевые нервы. Все это играет важную роль в речевом развитии малышей. Лого массаж детский относится к местным видам массажа, так как он проводится исключительно на артикуляционных мышцах.

Проведение полного курса поможет ребенку овладеть всем звуковым комплексом речи и усилит его артикуляционный аппарат. Обычно в результате наступают положительные изменения. При наличии явных речевых погрешностей следует выполнять рекомендации специалиста, который, прежде чем выбрать тактику и вид манипуляции, исследует методом пальпации состояние всех мышц, задействованных в формировании речи.

Показания к проведению логопедического массажа

Логопед выбирает нужный вид массирования, способного активизировать те участки вербального аппарата, которые не работали, что помогает поэтапно наладить тонус всех мышц, ответственных за речевую деятельность. Такие возможности позволяют применять методику логопедического массажа при лечении дизартрии, дислалии, ринолалии и других недугов. Эти манипуляции допускается осуществлять с 2 месяцев, хотя в такие сроки они являются профилактическими мероприятиями, просто препятствуют появлению нарушений.

В серьезных случаях расстройств используется логопедический массаж, восстанавливающий голосовые возможности, тонизирующий мускулы речевой системы, сокращающий срок становления произношения. Даже явные неврологические симптомы поддаются этой методике и дают неплохие результаты.

Воздействие на значимые центры речи – язык, губы, мочки ушей, шею – назначается детям со следующими врожденными и приобретенными сбоями:

  • c частичной потерей или неполным расстройством голоса;
  • c различными речевыми аномалиями;
  • c излишней интенсивностью лицевых мышц;
  • c избыточным рефлективным слюнотечением;
  • со сбоем всей произносительной стороны речи;
  • с детским церебральным параличом;
  • с дефектами формирования артикуляционной мускулатуры;
  • со всеми разновидностями логопатии.

Все эти недостатки нуждаются в непременном и срочном исправлении, длительном и трудоемком, но необходимом, потому что в перспективе некачественная дикция воспрепятствует многим видам деятельности, которыми захочет заниматься выросший ребенок. Серьезные нарушения даже могут привести к инвалидности. Поэтому следует знать, как делать логопедический массаж лица ребенку-инвалиду.

Цели логопедического массажа

Основными задачами, которые ставит перед собой логопедический массаж лица для детей и с которыми он умеет справляться, можно назвать:

  • исправление точной артикуляции звуков;
  • совершенствование ситуации с голосовыми связками;
  • упорядочение респирации в момент разговора;
  • предотвращение душевного напряжения в результате речевых дефектов;
  • суммарное повышение качества всего речевого аппарата и самой речи.

Подобная процедура служит и для снижения, часто встречающегося у детей избыточного количества вырабатываемой слюны, что также мешает правильной дикции.

  • простудные и респираторные болезни;
  • воспаление слизистой оболочки десен и глаз;
  • стоматиты;
  • увеличенные лимфоузлы;
  • герпес.

Очень бережно осуществляется массаж у детей с судорожными диагнозами, при дцп, аутизме, синдроме Дауна. При проведении процедуры массажа необходима серьезная концентрация внимания, аккуратность и профессионализм.

Специфика логомассажа в условиях дома

В момент выполнения массажа малыш должен испытывать комфорт и доверие, не ощущать тревогу, поэтому всегда следует найти к нему подход, поговорить с ним, отвлечь чем-нибудь. Малышам проводят сеанс в коляске или на коленях у мамы. Позднее дети привыкают к манипуляциям специалиста и успокаиваются.

Время проведения сеанса – через 2 часа после еды. Детский рот рекомендуется тщательно прополоскать.

Виды логопедического воздействия

Есть несколько типов манипуляций со сферой речевых мышц.

  • Классический массаж включает обычные массажные приемы: поглаживание, растирание, разминание и вибрацию. Он служит для активизации и стимуляции мышечного тонуса.
  • Точечный массаж занимается биологически активными точками со скоплением сосудов и нервных окончаний.
  • В аппаратном массаже используются вакуумные или вибрационные приспособления. Особый его вид – зондовый – разработан по авторскому методу Е.В. Новиковой. Одну из признанных методик – массаж Дьяковой – применяют многие логопеды.

Самомассаж ребенком выполняется собственноручно. Он представляет собой занятия, предусматривающие массирование лица и языка, например, проталкивание языка через соединенные зубы.

Предварительная разминка

Логопедическое воздействие начинается с общего массажа лица, которое продолжается несколько минут. Главные приемы – приятные ребенку легкие поглаживания и вибрирующие движения. Направления самые разнообразные:

  • лоб массируют снизу вверх и от середины в сторону висков;
  • нижнее веко – начиная с наружного угла к носу, верхнее – наоборот;
  • от носа до височной области и от углов рта до ушей;
  • от подбородка до мочки уха.

Для расслабления шейной мускулатуры и корня языка следует произвести раскачивание детской головки, плавно поворачивая ее с одной стороны в другую. Теперь желательно переходить к массированию губ и языка.

Методика массажа

Сниженный мышечный тонус, вызванный рахитом, синдромом Дауна и другими заболеваниями, требует активизации мускульных групп. Начинают манипуляции с обработки мускулов лица, переходя затем к остальным. Применяют классические приемы с постепенно увеличивающейся силой надавливания, стараясь не причинять ребенку неприятных ощущений. Актуальны поглаживания лба, растирания щек. Заканчивается все легким постукиванием и пощипыванием. Губную мускулатуру разминают от центра до уголков губ – каждую губу особо, затем носогубную складку.

При увеличенном мускульном возбуждении, вызванном травмой мозга в процессе родов или в период внутриутробного развития, а также гипоксии, краснухи, родовых травмах, применяется расслабляющая техника. Она состоит из классического поглаживания и вибраций. Начинается сеанс в воротниковом и плечевом отделах, продолжается обработкой лица, губ и языка. Релаксация осуществляется замедленными, плавными и слегка давящими передвижениями, повторяющимися 8-10 раз.

Массирование язычка профессионал выполняет, применяя специальные приспособления. В условиях дома используют ложку или просто указательный палец, которым поглаживают, начиная с кончика язычка по направлению к корню. В процессе выполнения массажа чайными ложками, выпуклой стороной инструмента проводятся поглаживания и растирания лба, висков, щек, области рта и шеи, подбородка и скул.

Избавить малыша от речевого расстройства и научить безупречно разговаривать могут родители, для этого они должны вовремя заметить проблему и приложить все силы для ее устранения. Поможет им в этом логопедический массаж, который должен быть назначен педиатром при наличии определенного диагноза. Проводить его можно со специалистом, а также в домашних условиях, предварительно познакомившись с правилами и техникой выполнения.

Успешность исцеления во многом будет зависеть от регулярности занятий и терпения родителей.

Хочется отметить, что логопедический массаж в Москве лучше делать у профессионала. Например, у Екатерины Русловой в Детском Центре Слухон на Пилюгина (м. Новые Черемушки).