Белозеров Тимофей Максимович. Краткая биография. Стихи для детей

Род деятельности: Годы творчества: Направление:

лирика, поэзия для детей

Жанр: Язык произведений: Дебют:

«На нашей реке»

Премии:

Премия Омского комсомола

Награды:

Тимофей Максимович Белозёров (23 декабря , с. Камыши , ныне Курганская область - 15 февраля , Омск) - советский поэт. Заслуженный работник культуры РСФСР ().

Биография

Тимофей Максимович Белозёров родился 23 декабря 1929 года в крестьянской семье в селе Камыши Камышевского-1 сельсовета Утятского района Курганского округа Уральской области (ныне Камышинского сельсовета Куртамышского района Курганской области).

В 5-летнем возрасте лишился матери. В годы коллективизации семья подверглась репрессиям. Отец был арестован, впоследствии реабилитирован. После освобождения отец с младшим сыном Тимофеем переехал сначала в Усть-Каменогорск затем в Лениногорск . В с. Старо-Карасук Омской области Белозёров закончил 7-летнюю школу. Работал столяром, рабочим по очистке железнодорожных путей, лесозаготовителем в Калачинске .

Творчество

Четыре книги Белозёрова вошли в серийные издания: «Лесной плакунчик» (1979), «Зимушка-зима» (1989), «Карасик» (1981), «Журавкин праздник» (1990).

Память

Библиография

  • На нашей реке. Омское книжное изд-во, 1957, 100 000 тыс. экз. (художник К. П. Белов)
  • Весна. Омское книжное изд-во, 1958, 200 000 тыс. экз.
  • Лесной скрипач. Омское книжное изд-во, 1960, 100 000 тыс. экз.
  • Гудки над рекой. Новосибирское книжное изд-во, 1961, 100 000 экз.
  • Выбирай на вкус! Свердловское книжное изд-во, 1962, 50 000 экз.
  • Огородный Подрастай. Омское книжное изд-во, 1962, 110 000 экз.
  • Лесные качели. Свердловское книжное изд-во, 1963, 100 000 экз.
  • Моим друзьям. Омское книжное изд-во, 1963, 110 000 экз.
  • Огородный Подрастай. Западно-Сибирское книжное изд-во, 1964, 110 000 экз.
  • Топтыжка. Свердловское книжное изд-во, 1964, 100 000 экз.
  • Распахнулись ворота. Свердловское книжное изд-во, 1965, 100 000 экз.
  • Веселки, считалки, загадки, скороговорки, небылицы. Западно-Сибирское книжное изд-во, 1965, 50 000 экз.
  • Веселый арбуз. Западно-Сибирское книжное изд-во, 1966, 100 000 экз.
  • Таежный светофор. Москва издательство «Детская литература», 1968, 300 000 экз.
  • Гудки над рекой. Алма-Ата издательство «Жазусы», 1968, 10 000 экз.
  • Орешки. Алтайское книжное изд-во, 1968, 150 000 экз.
  • Синий час. Москва издательство «Советская Россия», 1969, 150 000 экз.
  • Синий час. Кемерово книжное изд-во, 1969, 100 000 экз.
  • Гуленьки. Народные колыбельные песенки. Средне-Уральское книжное изд-во, 1969, 150 000 экз.
  • Пляска на реке. Новосибирск, Западно-Сибирское книжное изд-во, 1969, 100 000 экз.
  • Пляска на реке. Москва, издательство «Малыш» , 1969, 100 000 экз.
  • Безымянная речка. Западно-Сибирское книжное изд-во, 1970, 200 000 экз.
  • Лесной Плакунчик. Москва, издательство «Детская литература», 1970, 300 000 экз. (художник В. Г. Сутеев)
  • Среди зеленого и синего. Пермь книжное изд-во, 1970, 200 000 экз.
  • Кладовая ветра. Москва, издательство «Детская литература», 1970, 100 000 экз. (предисловие Е. А. Благининой)
  • Лесной скрипач. Москва, издательство «Детская литература», 1971, 100 000 экз.
  • Чудеса (загадки, считалки, скороговорки). Москва, издательство «Малыш», 1971, 150 000 экз.
  • Цветные голоса. Новосибирск, Западно-Сибирское книжное изд-во, 1972, 77 000 экз.
  • Волшебный посошок. Москва, издательство «Малыш», 1972, 150 000 экз.
  • Комариный колобок. Новосибирск, Западно-Сибирское книжное изд-во, 1973, 150 000 экз.
  • Лесной Плакунчик. Москва, издательство «Детская литература», 1974, 300 000 экз.
  • Зимушка-зима. Москва, издательство «Детская литература», 1974, 100 000 экз. (предисловие Е. А. Благининой)
  • Огородный Подрастай. Москва, издательство «Детская литература», 1976, 300 000 экз.
  • Волшебный посошок. Москва, издательство «Детская литература», 1976, 150 000 экз.
  • Лесные стихи. Москва, издательство «Малыш», 1976, 1 500 000 экз.
  • Смородиновый куст. Москва, издательство «Детская литература», 1977, 100 000 экз.
  • Жаворонок. Новосибирск, Западно-Сибирское книжное изд-во, 1978, 150 000 экз.
  • Лесной Плакунчик. Москва, издательство «Детская литература», 1979, 2 100 000 экз. (художник В. Г. Сутеев)
  • Скачут кони (стихи, загадки). Москва, издательство «Малыш», 1979, 200 000 экз.
  • Журавкин праздник. Москва, издательство «Детская литература», 1980, 50 000 экз. (художник-гравёр Н. Калита)
  • Карасик. Москва, издательство «Детская литература», 1981, 2 000 000 экз. (предисловие И. П. Токмаковой)
  • Сказки. Новосибирск, Западно-Сибирское книжное изд-во, 1980, 200 000 экз.
  • Где трава растет густая. Москва, издательство «Детская литература», 1981, 150 000 экз.
  • Бука. Свердловск, Средне-Уральское книжное изд-во, 1981, 350 000 экз.
  • Подснежники. Омское книжное изд-во, 1982, 100 000 экз.
  • Сладкая клюква. Омское книжное изд-во, 1983, 100 000 экз.
  • Апрель. Москва, издательство «Детская литература», 1983, 100 000 экз.
  • Песенка-чудесенка. Москва, издательство «Малыш», 1984, 100 000 экз.
  • Каравай. Омское книжное изд-во, 1984, 250 000 экз.
  • Вечный огонь. Москва, издательство «Малыш», 1985, 300 000 экз.
  • Лесной плакунчик. Москва, издательство «Детская литература», 1986, 2 000 000 экз. (художник В. Г. Сутеев)
  • Лебедушка. Омское книжное изд-во, 1986, 50 000 экз.
  • Заколдованная роща. Москва, издательство «Малыш», 1986, 150 000 экз.

Стихи Т. Белозёрова печатались в детских журналах «Мурзилка », «Колобок », «Пионер », «Весёлые картинки », «Костёр », «Миша », «Сибирячок » и взрослых журналах «Сибирские огни », «Урал », «Нева », «Земля сибирская, дальневосточная ».

Награды и признание

  • 1970 - Юбилейная медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» - За выдающиеся заслуги в развитии поэзии для детей
  • 1971 - медаль «За трудовую доблесть »
  • 1972 - лауреат Премии Омского комсомола за книгу «Цветные голоса»
  • 1976 - звание «Заслуженный работник культуры РСФСР »
  • 1981 - Диплом 2-й степени Международной книжной ярмарки за книгу «Журавкин праздник»

Напишите отзыв о статье "Белозёров, Тимофей Максимович"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Белозёров, Тимофей Максимович

В глазах света Пьер был большой барин, несколько слепой и смешной муж знаменитой жены, умный чудак, ничего не делающий, но и никому не вредящий, славный и добрый малый. В душе же Пьера происходила за всё это время сложная и трудная работа внутреннего развития, открывшая ему многое и приведшая его ко многим духовным сомнениям и радостям.

Он продолжал свой дневник, и вот что он писал в нем за это время:
«24 ro ноября.
«Встал в восемь часов, читал Св. Писание, потом пошел к должности (Пьер по совету благодетеля поступил на службу в один из комитетов), возвратился к обеду, обедал один (у графини много гостей, мне неприятных), ел и пил умеренно и после обеда списывал пиесы для братьев. Ввечеру сошел к графине и рассказал смешную историю о Б., и только тогда вспомнил, что этого не должно было делать, когда все уже громко смеялись.
«Ложусь спать с счастливым и спокойным духом. Господи Великий, помоги мне ходить по стезям Твоим, 1) побеждать часть гневну – тихостью, медлением, 2) похоть – воздержанием и отвращением, 3) удаляться от суеты, но не отлучать себя от а) государственных дел службы, b) от забот семейных, с) от дружеских сношений и d) экономических занятий».
«27 го ноября.
«Встал поздно и проснувшись долго лежал на постели, предаваясь лени. Боже мой! помоги мне и укрепи меня, дабы я мог ходить по путям Твоим. Читал Св. Писание, но без надлежащего чувства. Пришел брат Урусов, беседовали о суетах мира. Рассказывал о новых предначертаниях государя. Я начал было осуждать, но вспомнил о своих правилах и слова благодетеля нашего о том, что истинный масон должен быть усердным деятелем в государстве, когда требуется его участие, и спокойным созерцателем того, к чему он не призван. Язык мой – враг мой. Посетили меня братья Г. В. и О., была приуготовительная беседа для принятия нового брата. Они возлагают на меня обязанность ритора. Чувствую себя слабым и недостойным. Потом зашла речь об объяснении семи столбов и ступеней храма. 7 наук, 7 добродетелей, 7 пороков, 7 даров Святого Духа. Брат О. был очень красноречив. Вечером совершилось принятие. Новое устройство помещения много содействовало великолепию зрелища. Принят был Борис Друбецкой. Я предлагал его, я и был ритором. Странное чувство волновало меня во всё время моего пребывания с ним в темной храмине. Я застал в себе к нему чувство ненависти, которое я тщетно стремлюсь преодолеть. И потому то я желал бы истинно спасти его от злого и ввести его на путь истины, но дурные мысли о нем не оставляли меня. Мне думалось, что его цель вступления в братство состояла только в желании сблизиться с людьми, быть в фаворе у находящихся в нашей ложе. Кроме тех оснований, что он несколько раз спрашивал, не находится ли в нашей ложе N. и S. (на что я не мог ему отвечать), кроме того, что он по моим наблюдениям не способен чувствовать уважения к нашему святому Ордену и слишком занят и доволен внешним человеком, чтобы желать улучшения духовного, я не имел оснований сомневаться в нем; но он мне казался неискренним, и всё время, когда я стоял с ним с глазу на глаз в темной храмине, мне казалось, что он презрительно улыбается на мои слова, и хотелось действительно уколоть его обнаженную грудь шпагой, которую я держал, приставленною к ней. Я не мог быть красноречив и не мог искренно сообщить своего сомнения братьям и великому мастеру. Великий Архитектон природы, помоги мне находить истинные пути, выводящие из лабиринта лжи».
После этого в дневнике было пропущено три листа, и потом было написано следующее:
«Имел поучительный и длинный разговор наедине с братом В., который советовал мне держаться брата А. Многое, хотя и недостойному, мне было открыто. Адонаи есть имя сотворившего мир. Элоим есть имя правящего всем. Третье имя, имя поизрекаемое, имеющее значение Всего. Беседы с братом В. подкрепляют, освежают и утверждают меня на пути добродетели. При нем нет места сомнению. Мне ясно различие бедного учения наук общественных с нашим святым, всё обнимающим учением. Науки человеческие всё подразделяют – чтобы понять, всё убивают – чтобы рассмотреть. В святой науке Ордена всё едино, всё познается в своей совокупности и жизни. Троица – три начала вещей – сера, меркурий и соль. Сера елейного и огненного свойства; она в соединении с солью, огненностью своей возбуждает в ней алкание, посредством которого притягивает меркурий, схватывает его, удерживает и совокупно производит отдельные тела. Меркурий есть жидкая и летучая духовная сущность – Христос, Дух Святой, Он».
«3 го декабря.
«Проснулся поздно, читал Св. Писание, но был бесчувствен. После вышел и ходил по зале. Хотел размышлять, но вместо того воображение представило одно происшествие, бывшее четыре года тому назад. Господин Долохов, после моей дуэли встретясь со мной в Москве, сказал мне, что он надеется, что я пользуюсь теперь полным душевным спокойствием, несмотря на отсутствие моей супруги. Я тогда ничего не отвечал. Теперь я припомнил все подробности этого свидания и в душе своей говорил ему самые злобные слова и колкие ответы. Опомнился и бросил эту мысль только тогда, когда увидал себя в распалении гнева; но недостаточно раскаялся в этом. После пришел Борис Друбецкой и стал рассказывать разные приключения; я же с самого его прихода сделался недоволен его посещением и сказал ему что то противное. Он возразил. Я вспыхнул и наговорил ему множество неприятного и даже грубого. Он замолчал и я спохватился только тогда, когда было уже поздно. Боже мой, я совсем не умею с ним обходиться. Этому причиной мое самолюбие. Я ставлю себя выше его и потому делаюсь гораздо его хуже, ибо он снисходителен к моим грубостям, а я напротив того питаю к нему презрение. Боже мой, даруй мне в присутствии его видеть больше мою мерзость и поступать так, чтобы и ему это было полезно. После обеда заснул и в то время как засыпал, услыхал явственно голос, сказавший мне в левое ухо: – „Твой день“.
«Я видел во сне, что иду я в темноте, и вдруг окружен собаками, но иду без страха; вдруг одна небольшая схватила меня за левое стегно зубами и не выпускает. Я стал давить ее руками. И только что я оторвал ее, как другая, еще большая, стала грызть меня. Я стал поднимать ее и чем больше поднимал, тем она становилась больше и тяжеле. И вдруг идет брат А. и взяв меня под руку, повел с собою и привел к зданию, для входа в которое надо было пройти по узкой доске. Я ступил на нее и доска отогнулась и упала, и я стал лезть на забор, до которого едва достигал руками. После больших усилий я перетащил свое тело так, что ноги висели на одной, а туловище на другой стороне. Я оглянулся и увидал, что брат А. стоит на заборе и указывает мне на большую аллею и сад, и в саду большое и прекрасное здание. Я проснулся. Господи, Великий Архитектон природы! помоги мне оторвать от себя собак – страстей моих и последнюю из них, совокупляющую в себе силы всех прежних, и помоги мне вступить в тот храм добродетели, коего лицезрения я во сне достигнул».
«7 го декабря.
«Видел сон, будто Иосиф Алексеевич в моем доме сидит, я рад очень, и желаю угостить его. Будто я с посторонними неумолчно болтаю и вдруг вспомнил, что это ему не может нравиться, и желаю к нему приблизиться и его обнять. Но только что приблизился, вижу, что лицо его преобразилось, стало молодое, и он мне тихо что то говорит из ученья Ордена, так тихо, что я не могу расслышать. Потом, будто, вышли мы все из комнаты, и что то тут случилось мудреное. Мы сидели или лежали на полу. Он мне что то говорил. А мне будто захотелось показать ему свою чувствительность и я, не вслушиваясь в его речи, стал себе воображать состояние своего внутреннего человека и осенившую меня милость Божию. И появились у меня слезы на глазах, и я был доволен, что он это приметил. Но он взглянул на меня с досадой и вскочил, пресекши свой разговор. Я обробел и спросил, не ко мне ли сказанное относилось; но он ничего не отвечал, показал мне ласковый вид, и после вдруг очутились мы в спальне моей, где стоит двойная кровать. Он лег на нее на край, и я будто пылал к нему желанием ласкаться и прилечь тут же. И он будто у меня спрашивает: „Скажите по правде, какое вы имеете главное пристрастие? Узнали ли вы его? Я думаю, что вы уже его узнали“. Я, смутившись сим вопросом, отвечал, что лень мое главное пристрастие. Он недоверчиво покачал головой. И я ему, еще более смутившись, отвечал, что я, хотя и живу с женою, по его совету, но не как муж жены своей. На это он возразил, что не должно жену лишать своей ласки, дал чувствовать, что в этом была моя обязанность. Но я отвечал, что я стыжусь этого, и вдруг всё скрылось. И я проснулся, и нашел в мыслях своих текст Св. Писания: Живот бе свет человеком, и свет во тме светит и тма его не объят. Лицо у Иосифа Алексеевича было моложавое и светлое. В этот день получил письмо от благодетеля, в котором он пишет об обязанностях супружества».
«9 го декабря.
«Видел сон, от которого проснулся с трепещущимся сердцем. Видел, будто я в Москве, в своем доме, в большой диванной, и из гостиной выходит Иосиф Алексеевич. Будто я тотчас узнал, что с ним уже совершился процесс возрождения, и бросился ему на встречу. Я будто его целую, и руки его, а он говорит: „Приметил ли ты, что у меня лицо другое?“ Я посмотрел на него, продолжая держать его в своих объятиях, и будто вижу, что лицо его молодое, но волос на голове нет, и черты совершенно другие. И будто я ему говорю: „Я бы вас узнал, ежели бы случайно с вами встретился“, и думаю между тем: „Правду ли я сказал?“ И вдруг вижу, что он лежит как труп мертвый; потом понемногу пришел в себя и вошел со мной в большой кабинет, держа большую книгу, писанную, в александрийский лист. И будто я говорю: „это я написал“. И он ответил мне наклонением головы. Я открыл книгу, и в книге этой на всех страницах прекрасно нарисовано. И я будто знаю, что эти картины представляют любовные похождения души с ее возлюбленным. И на страницах будто я вижу прекрасное изображение девицы в прозрачной одежде и с прозрачным телом, возлетающей к облакам. И будто я знаю, что эта девица есть ничто иное, как изображение Песни песней. И будто я, глядя на эти рисунки, чувствую, что я делаю дурно, и не могу оторваться от них. Господи, помоги мне! Боже мой, если это оставление Тобою меня есть действие Твое, то да будет воля Твоя; но ежели же я сам причинил сие, то научи меня, что мне делать. Я погибну от своей развратности, буде Ты меня вовсе оставишь».


Тимофей Максимович Белозеров - поэт и сказочник, член Союза писателей, родился 23 декабря 1929 г. в глухом таежном селе Камыши в большой крестьянской семье. Родители воспитывали детей в строгости, старались привить им любовь к родной земле, приучали к труду. Не забывали они и о книгах - читали Андерсена, Пушкина и других классиков. Широкая русская печь, заваленная сырыми полушубками и валенками, а в руках моей сестры - книга. Слушаю - и словно сам иду по лесу, вхожу в медвежью избушку, сажусь на мишуткин стульчик и ем похлебку , - вспоминал потом Белозеров. Безмятежная жизнь в родных Камышах продолжалась всего лишь одиннадцать лет. Тимофей рано лишился матери, в войну не стало отца. Сам поэт писал: В детстве мне не везло: дважды я чуть не утонул; спускаясь с гор, ломал ноги, часто болел. Но все эти мелкие несчастья - ничто по сравнению с одним враз свалившимся несчастьем - несчастьем войны. Оставшись один, я был усыновлен чудесной женщиной - Марией Никитичной Терентьевой. В 1941 г. нужда заставила его переехать в Омск, где он устроился на работу. Сапожничал, был учеником столяра и художника, расчищал от снега железнодорожные пути. После войны, в 1952 г., закончил омское речное училище. Была у него и еще одна нелегкая профессия - работал мастером в литейных цехах. Именно в эти свои заводские годы, тоскуя по рекам, сибирской тайге, он начал писать стихи, которые вначале печатались в местных газетах и журналах, затем стали издаваться отдельными книгами. К тому времени, когда Белозеров окончил Литературный институт, он был уже автором нескольких стихотворных сборников. Все свое творчество поэт посвятил в основном детям. Его книги - очень светлые и по-весеннему теплые («Подснежники», 1982, «Апрель» , 1983). Он стремился открыть поэзию в самой природе, хотел показать ребенку красоту мира, научить его видеть «вздыхающую» тучку на небе, слышать «ласковую трель жаворонка», быть добрым, внимательным, сострадательным, отзывчивым. До сих пор пользуются большой популярностью ироничная и озорная сказка «Про Буку» , «Лесной плакунчик» о сказочном человечке, который помогал «выплакать» свое горе и облегчить душу всем, кто в этом нуждался, стихи о зазнавшемся золотистом карасике. Книга «Журавкин праздник» (1980) экспонировалась в 1981 г. на Международной книжной ярмарке в Москве и была удостоена диплома 2-й степени. Позднее эта книга (1990) и еще три книги Белозерова вошли в серийные издания: «Лесной плакунчик» (1979), «Зимушка-зима» (1989), «Карасик» (1981).

Скончался Тимофей Максимович Белозеров 15 февраля 1986 г. в Омске. Похоронен на Старо-Восточном кладбище. Он прожил 56 лет и издал 69 книг общим тиражом 16 млн. экз. Его проникновенные, радостные, мелодичные стихи, мудрые сказки, веселые считалки, загадки, скороговорки и сегодня, уже в этом веке, не стареют и не забываются.


1. Т. Белозёров.
Кладовая ветра.
Стихи (1970)
Прощай, Робот.
Пьеса-сказка (1970)
(doc; 274 Kb)
(doc; 136 Kb)
2. Т. Белозёров.
Волшебный посошок.
Рассказы (1976)
(doc; 68 Kb)
3. Т. Белозёров.
Лесной Плакунчик.
Сказка (1979)

Уверена, что ты прочтёшь эту книгу с удовольствием, читатель. Почему? Потому что она полна уважения к тебе, оставляя за тобой право додумать, и досказать, и обобщить.

Она правдива, потому что поэт искренен.

Она проста, но это кажущаяся простота - за ней большая работа.

Прочти эту книжку! Ты будешь рад...

/Елена Благинина/

Утро
Пролилась на перышки синице
Зябкая ночная синева...
Из лощины вытекла лисица,
Забрались в зарю тетерева.

Над гнездом приподняла сорока
Хвост, как ручку от сковороды.
В темноте, на дно травы глубокой,
Ухнули лосиные следы.

Задрожал осинник хлопотливый,
Вышли козы, ягель теребя...
И синица гордой и счастливой
На вершине Чувствует Себя.

Лето
Лето, лето, сказочное лето!
От чудес кружится голова...
Вот в кольчугах радужного цвета
Из реки выходят острова!

В чешуе, в мерцании ракушек,
С непокрытой гривой тальников,
Из дворов прибрежных деревушек
Молча в плен уводят рыбаков...

На пески, затянутые тиной,
К мелководьям, острым, как мечи,
То косяк опустится гусиный,
То, горланя, свалятся грачи.

Лето, лето...

С песней недопетой
Ждёт дождя горячая трава.
Вместе с солнцем, в мареве рассвета,
Из реки Выходят Острова!

Лесная сказка
Я утонул в душистых травах...
Раскинув руки, в тишине,
Среди жуков, среди козявок
Лежу на сумеречном дне.

Пыльцой медовой запорошен,
Сердито пчёлами отпет,
Сквозь отцветающий горошек
Лежу, гляжу на белый свет...

В моих ногах
Терновый кустик
Шуршит, отряхивая зной,
И облака недавней грусти
Плывут, играя, надо мной...

Потом я выйду на поляну,
Шмеля уснувшего стряхну,
И если снова грустным стану
Вернусь
И в травах
Утону...

Тропинка
Соскользнула с насыпи тропинка
И, у светофора за спиной,
По лесам, пригоркам и ложбинкам
Вьётся в травах порванной струной
У крыльца, у твоего порога,
За оградой в поле и в степи,
Ты услышишь, как поёт дорога,
Только на тропинку
Наступи.

Безымянная речка
На речке-невеличке
Мне весело всегда.
Течёт, течёт водичка,
Сверкает, как слюда.
Звенит струёй студёной.
В овражке под горой,
В густой траве зелёной
Укрылась с головой...
Пускай мала речонка,
Но у неё дела:
Она для пастушонка
Прохладу принесла,
Синицу искупала,
На влажном берегу
Немного поиграла
С ромашкой на бегу.
А в жарком поле дальнем,
Откинув ржавый лист,
Её воды хрустальной
Напился тракторист.
Речушка вьёт колечки,
На камушках дрожит...
Она в большую речку
За именем Бежит!

В поле
Ветры клонят медуницу
Спелой озимью горчат...
В поле выгнали волчицу
Вместе с выводком волчат.
По жаре трусит волчонок,
Неуклюжий, словно краб,
И кузнечики спросонок
Шумно брызжут из-под лап.
Впереди - овечьи тропы,
Солнце, травы да леса,
Позади - железный топот
И людские Голоса...

Вечером
Я лежу на лужайке
И в небо гляжу,
В табуне облаков
Я коня нахожу.
В чёрном ворохе туч,
На сердитом ветру,
Вместе с буркой
Я молнию-шашку беру.
И уже страшновато
И радостно мне
Мчаться в красный закат
На лихом Скакуне!

На горе
На горе - берёзы да осины,
Дождиком расцвечена листва.
На припёке, в блёстках паутины,
Сушатся ядрёные дрова.
На горе стреноженная лошадь
Не спеша бредёт по облакам
И хвостом лишь чуть трава поплоше
Солнце бьёт по розовым щекам.

В ночном
Синий лес во мраке тонет,
Засыпает до утра.
Дремлют спутанные кони
В дыме нашего костра,
В углях тлеют головешки,
Гаснут бабочки в огне.
Из золы бочок картошки
Прямо в руки
Метит мне.

Летний полдень
Тишина в саду и в доме,
Спит телёнок у плетня.
Возле погреба в соломе
Воробьиная возня.
За оградой
Пыльной полог
Прогибают ветерки,
Воздух мягкий,
Словно щёлок,
Наплывает
От реки...

Тем, кто болен дорогой
Вы таскали шишки из костра
Тёмные, взъерошенные, злые?
Вы видали речки золотые,
Полные живого серебра?
Вы слыхали пение песка,
Медное молчанье колоколен?
Тем, кто навсегда дорогой болен,
Вот мой хлеб, А вот моя рука.

Сосна
Над жёлтой осыпью обрыва
Склонилась старая сосна,
Корнями голыми пугливо
Поводит по ветру она.
На них, едва заря проглянет
И лося выведет к воде,
Как на руках у старой няни,
Щебечет пеночка
В гнезде.

На отмели
Домик в три окошка,
Прясло, огород.
Старицу дорожка
Переходит Вброд.
Там, Среди приволья
У реки Исеть,
Светится на кольях
Седенькая сеть.
Бакен полосатый
Сохнет на песке,
Босые ребята
Ластятся к реке.
В шубе длиннополой
Бакенщик Федот,
Слушая "Спидолу",
Чинит Перемёт...

Другу-читателю
Если я
Писать стихи
Для тебя устану,
То подамся в пастухи
В Русскую Поляну .
Выйду поутру с рожком,
Заломлю папаху,
Опояшу ремешком
Белую рубаху.
Уроню на лебеду
Кнутика шелковье,
Заиграю на ходу
Что-нибудь Коровье.
И пробудится народ,
И начнёт зариться,
И телята у ворот
Навострят Копытца.

Тополек-парашютист
- До свиданья, листва, и покой, и уют,
И надёжная крыша от гроз!
По зелёной подвеске скользнув, парашют
Тополиное семя унёс. -
Пусть минует тебя неудача-напасть!
Зашумело в горячей листве: -
Поднимись в синеву, чтоб на землю упасть,
Чтоб годами шуметь
В синеве!

Находка
Я бежал вприпрыжку
Следом за волной
И на дне увидел
Камешек цветной.
В солнечных веснушках,
В красном пояске,
Он сиял, искрился
На речном песке.
От такой находки
Глаз не отвести!
Что же вдруг случилось
С камешком в пути?
На ветру горячем
Камешек потух
И, мелькнув на солнце,
С кручи в реку - плюх!..

Дождь
Дождь идёт по городу вразвалку
Шумный и высокий,
Как верста!
Залил синим светофор-мигалку,
Смыл зевак с чугунного моста.
Разогнал торговок на базарах
Выстрелом из огненной пращи,
На прохожих, молодых и старых,
Разукрасил бисером плащи.
В закоулках сумрачного парка
Растолкал седые тополя,
А потом под радужную арку
Зашагал Окраиной В поля!

На даче
Приехал я на дачу,
Живу среди берёз.
Хочу - сижу рыбачу,
Хочу - ловлю стрекоз.
На солнечной опушке,
В ладонях гамака,
Сочувствую кукушке,
Смотрю на облака.
Другим - учить уроки,
А я в березняке
Под болтовню сороки
Качаюсь
В гамаке!

Кладовая ветра
Чего ни натаскано в старый овраг!
Хранится в овраге ночной полумрак,
Тугие серёжки - подарок берёзы,
Цветы иван-чая, кукушкины слезы,
Зелёные, жёлтые бусы дождя,
Перо куропатки на шляпе груздя.
Сюда, как на дно сундука, спозаранок
Накиданы ветром холстины тумана,
В ручье, на голубеньком ситце волны,
Мерцает старинная
Брошка
Луны...

Тучка
Лежит на нёбе туча,
Вздыхает и ворчит,
А маленькая тучка
Копытцами стучит.
По луже,
По дорожке,
По зонтику груздя
Стучит, как оленёнок,
Копытцами
Дождя!

Материалы для беседы

«Белозёров Т.М. Биография и творчество».

Подготовила учитель М.Н.Ковалик

Цель: Познакомить учащихся с основными этапами биографии и творчества Омского поэта Т.М. Белозёрова.

Задачи: Прививать интерес к истории, культурным традициям родного края.

Содействовать воспитанию чувства патриотизма.

Развивать эстетический вкус, интерес к культурному наследию.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Ход занятия.

Беседа с учащимися по вопросам о творческом наследии омских поэтов в целом и жизни и творчестве Т.М. Белозёрова в частности.

Рассказ учителя, демонстрация презентации.

Тимофей Максимович Белозёров

Белозёров Тимофей Максимович - детский поэт.

Родился в многодетной крестьянской семье, в 5-летнем возрасте лишился матери. В годы коллективизации семья подверглась репрессиям. Отец был арестован, впоследствии реабилитирован. После освобождения отец с младшим сыном Тимофеем переехал сначала в Усть-Каменогорск и Лениногорск, затем в Омскую обл. В с.Старо-Карасук Омской обл. Белозёров закончил 7-летнюю школу. Очень хотел учиться, но продолжать образование не было возможности. Чтобы заработать средства к существованию, был столяром, рабочим по очистке железнодорожных путей, лесозаготовителем по найму.

С 1948 по 1952 учился в Омском речном училище, затем работал мастером на судоремонтных заводах в Барнауле, Омске. Первая публикация стихов - в журнале «Алтай» (1954).

В 1957 издает в Омском книжном издательстве первый сб. стихов для детей «На нашей реке». Тема сибирской природы, труда, связанного с ее освоением, стала основной в творчестве Белозёрова, давая ему возможность быть одинаково внятным и для детей, и для взрослых.

С 1957 по 1963 учился на заочном отделении Литературного института им. Горького, в 1962 стал членом СП СССР. После окончания Литературного института занимается литературным творчеством, сочетая его с широкой общественной деятельностью: с 1965 по 1967 был депутатом Омского горсовета, с 1967 по 1970 - уполномоченный Литфонда СССР по Омской области, в течение многих лет он член бюро Омской писательской организации.

В дек. 1980 участвовал в работе V съезда писателей РСФСР. Наиболее важными для себя занятиями считал общение с детьми, с творческой молодежью. Будучи редактором детских и литературных передач на Омской студии телевидения, а также литературным консультантом при областной газете «Омская правда», вел семинары с начинающими поэтами - детьми и взрослыми, о которых последние вспоминают с глубокой благодарностью. Постоянными были выступления в школах, пионерских лагерях, детских домах, дворцах пионеров. Своим пониманием детства, детской психологии Белозёров делился с будущими педагогами - студентами педучилищ, пединститута.

Творческий путь Белозёрова можно разделить на два периода: 2-я половина 1950-х - 1960-е и 1970-80-е. 1960-е были для поэта периодом интенсивных творческих исканий: от ученичества и подражания (К.Чуковскому, С.Михалкову, А.Барто - в детской поэзии) - к обретению собственной стилевой манеры в диалоге с близким ему почвенным направлением русской поэзии, где особенно значимыми для Б. именами были И.Суриков, И.Никитин, И.Бунин, С.Есенин, а среди современников - те, кого критики отнесли к лагерю «тихих» (В.Соколов, Н.Рубцов и др.) Дидактическое начало, проявившееся в первых сборниках поэта («Весна», 1958; «Моим друзьям», 1963), очень быстро было осознано Белозёровым как чужеродное для его нравственно-эстетической позиции. Для умного поучения, так необходимого детству, были найдены иные худож. способы выражения - использован опыт, фольклор.

В 1970-80-е ведущим жанром в творчестве Белозёрова становится лаконичная пейзажная зарисовка. Критика отмечает тяготение Белозёрова «к акварельному эскизу, миниатюре, наброску» (С.Поварцов), вбирающим темы сибирской природы, малой родины, детства, гармоничной жизни в социуме, обеспеченной патриархальным бытовым укладом, крестьянским трудом. В центральных издательствах «Детская литература», «Малыш», а также в различных региональных издательствах страны (Новосибирске, Омске, Свердловске, Барнауле, Алма-Ате, Перми и др.) выходят лучшие стихотворные сборник поэта («Кладовая ветра», 1970; «Зимушка-зима», 1974; «Волшебный посошок», 1977; «Жаворонок», 1978; «Журавкин праздник», 1980; «Лебедушка», 1986, и др.), получившие высокую оценку критиков и читателей. Всего поэтом было издано при жизни 54 книги, подборки его стихотворений, рассказов, сказок регулярно печатались в журналах «Огонек», «Урал», «Нева», «Сибирские огни», «Простор», «Земля сибирская, дальневосточная», «Сибирские огни», «Пионер», «Костер», «Мурзилка», «Веселые картинки». Книга «Журавкин праздник» экспонировалась в 1981 на Международной книжной ярмарке в Москве и была удостоена диплома 2-й степени. Стихотворения Белозёрова вошли в хрестоматии для детского чтения, серийные издания. Ряд стихотворений Белозёрова положен на музыку омским композитором Г.Пантюковым.

О творчестве Белозёров высоко отзывались многие известные детские поэты, писатели: Е.Благинина, Ю.Коринец, С.Баруздин, А.Барто, И.Токмакова, Я.Аким, В.Берестов и др., отмечая некую «пограничность» мироощущения сибирского поэта, которая проявилась в органическом сочетании детскости видения мира, обеспеченной живой, памятью детства, с зоркостью и наблюдательностью, глубоким знанием реального мира, что и определяет своеобразие творчества Белозёрова, занявшего нишу между «взрослой» и детской поэзией.

Т. Белозеров - автор более 60 детских книг, вышедших в различных издательствах страны (Москва, Омск, Новосибирск и др.). Их общий тираж составляет около 16 миллионов экземпляров. Книга «Журавкин праздник» (1980) экспонировалась в 1981 г. на Международной книжной ярмарке в Москве и была удостоена диплома 2-й степени. Четыре книги Белозерова вошли в серийные издания: «Лесной плакунчик» (1979), «Зимушка-зима» (1989), «Карасик» (1981), «Журавкин праздник» (1990). За выдающиеся заслуги в развитии поэзии для детей поэт был награжден юбилейной Ленинской медалью (1970), медалью «За трудовую доблесть» (1971). За книгу «Цветные голоса» (1972) ему было присвоено звание лауреата премии Омского комсомола, в 1976 г. - звание «Заслуженный работник культуры РСФСР». Умер поэт 15 февраля 1986 г. в Омске. Похоронен на Старо-Восточном кладбище. 4 сентября 1987 г. на доме № 2 по ул. Ч.Валиханова, где жил и работал поэт, установлена мемориальная доска с его горельефом работы скульптора Ф.Д.Бугаенко. Именем Белозерова названа одна из улиц и библиотека Омска.

По инициативе омских писателей, прежде всего Александра Токарева и Владимира Новикова, в июне 2005 г. появился и теплоход «Тимофей Белозеров». Событие более чем справедливое, ведь по первой профессии Тимофей Максимович был речником. На бульваре Мартынова в октябре того же года установлен памятный камень замечательному русскому поэту Тимофею Максимовичу Белозерову.

Учащиеся читают стихи Т.Белозёрова.

Подведение итогов:

    Что нового вы узнали для себя?

    Изменилось ли ваше отношение к родному Омскому краю? Почему?

    Что ещё хотелось бы вам узнать о своей родно земле?

ЛИТЕРАТУРА:

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 190-192.

23.12.1929 – 15.02.1986 гг.

Тимофей Максимович Белозёров родился в селе Камыши Куртамышского района Курганской области в многодетной крестьянской семье. Детство прошло в предгорьях Алтая. Он рано лишился матери, и во время войны оказался сначала в Омске, потом в Большереченском селе Старо-Карасук. Здесь он окончил семилетку и продолжил учебу в селе Черново.

Далее судьба забросила Тимофея Белозёрова в г. Калачинск, где и началась его трудовая биография. Работал простым рабочим по очистке железнодорожных путей, столяром, лесозаготовителем по найму. Выдержав конкурс (12 человек на место), Тимофей Белозёров поступил в Омское речное училище на технологическое отделение. Училище окончил в 1952 году и уехал на военно-морскую стажировку в г. Владивосток. Был направлен в г. Барнаул на Бобровский судоремонтный завод с дипломом техника-технолога по обработке металла резанием. В эти годы начинается и творческая биография поэта. Появилась первая публикация стихов в журнале «Алтай». Несколько позже, когда Белозёров жил уже в Омске, появилась на свет первая книжка для детей с красочными рисунками известного омского художника К.П. Белова. Называлась она «На нашей реке» (1957).

В 1954 году Тимофей Белозёров был переведен в Омск в Управление Нижне-Иртышского речного пароходства на должность литературного сотрудника бассейновой газеты «Советский Иртыш». В эти годы выходят его книжки для детей: «Весна» (1958), «Лесной скрипач» (1960), «Гудки над рекой» (1962), «Огородный Подрастай» (1962), «Лесные качели» (1963) и др. В 1963 году поступил в Литературный институт им. A.M. Горького (заочно), который он окончил в 1963 году. Годом раньше он был принят в члены Союза писателей СССР. В последующие годы книжки для детей у Тимофея Белозёрова стали выходить ежегодно, причем в издательствах разных городов: в Москве, Новосибирске, Свердловске, Кемерово, Барнауле, Алма-Ате, Киеве и даже в Болгарии и ГДР. Общий тираж творческого наследия поэта более 17 миллионов экземпляров.

За заслуги перед отечественной литературой Т. Белозёров был награжден правительственными наградами «За трудовую доблесть» и «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина». За книгу стихов «Цветные голоса», изданную в 1972 году подарочным изданием, он получает премию Омского комсомола. А несколько позже ему присваивается звание «Заслуженный работник культуры РСФСР».

Библиография

  1. Энциклопедия Омской области: справочное издание: в 2 т. / В.Н. Русаков [и др.]. – Омское книжное издательство, 2010. — 1 т. С 122-123.

2. Оселедцев Г.А. На Оми-реке Калачинск. / Омск: книжное издательство. 1993. – С 186.