Благословляю вас леса какие вызывает чувства. "Благословляю вас, леса…" во Всемирный День Поэзии. Презентация - Благословляю вас, леса, долины, нивы, горы, воды


Романс для голоса (баса) с фортепиано «Благословляю вас, леса…», ор. 47, № 5

Время создания: 1880 год.
Текст: А. К. Толстого. Из поэмы «Иоанн Дамаскин»
Посвящение: Александре Валерьяновне Панаевой

На создание романса П. Чайковского вдохновило произведение поэта, которого композитор давно почитал, и на стихи которого написал много произведений «Толстой – неисчерпаемый источник для текстов под музыку, это один из самых симпатичных мне поэтов», – писал композитор Н. Ф. фон Мекк в июне 1880 года. Как ни странно, но лично они не были знакомы. Впоследствии к этому поэтическому шедевру обратиться лучший ученик П. Чайковского С. И. Танеев, чтобы создать свою кантату «Иоанн Дамаскин».

А. Толстой в своей поэме «Иоанн Дамаскин» сделал свободное переложение знаменитого погребального гимна этого выдающегося деятеля Православной церкви. В душе П. Чайковского, человека глубоко верующего, эти строки не могли не отклика – возвышенного благоговейного чувства.

Вот текст стихотворения:

Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, воды,
Благословляю я свободу
И голубые небеса.
И посох мой благословляю,
И эту бедную суму,
И степь от краю и до краю,
И солнца свет, и ночи тьму,
И одинокую тропинку,
По коей, нищий, я иду,
И в поле каждую былинку,
И в небе каждую звезду.
О, если б мог всю жизнь смешать я,
Всю душу вместе с вами слить;
О, если б мог в мои объятья
Я вас, враги, друзья и братья,
И всю природу заключить!

П. Чайковский находился под обаянием лиризма стихов А. Толстого, их яркой открытой эмоциональности. Эти их художественные качества помогли Чайковскому создать серию шедевров вокальной лирики на стихи А. Толстого – 11 лирических романсов и 2 дуэта, вобравших в себя целую гамму человеческих чувств, и среди них – «Не верь, мой друг...» (ор. 6, 1869), «То было раннею весной...», «Средь шумного бала...» (ор. 38, 1878), «На нивы желтые...» (ор. 57, 1884), дуэты «Шотландская баллада» и «Минула страсть» (ор.46,1880) и другие. Романс «Благословляю вас, леса» стал выражением собственных мыслей композитора о природе и мироздании. В доме-музее П. И. Чайковского в Клину хранится том стихов А. К Толстого с набросками композитора к этому романсу. См. http://klin.newmail.ru/tchk/image08.htm

Тема природы впервые с такой силой и пафосом прозвучала в лирике Чайковского. Этот романс – одно из самых совершенных творений Чайковского. Он относится к числу сравнительно немногих страниц его музыки, исполненных внутренней гармонии, полноты счастья. Это ощущается и в спокойной, уверенной поступи мелодии, и в полнокровной, насыщенной фактуре фортепианного сопровождения. Мелодия на редкость естественно передает интонации поэтической речи, ее плавность, величественность.

Этот романс – подлинный гимн. Исполнителю – чтобы со всей силой передать, и слушателю – со всей глубиной воспринять – нужно помнить, кто поет этот гимн. Это сам великий святой преподобный Иоанн Дамаскин. Потому восторг здесь должен быть вселенским. Восславляется не «малая родина», не мирный уютный «лес за околицей» (полянка, опушка, прудик… – хотя и это достойно воспевания и тысячи раз воспевалось!), но ЛЕСА, как сама природа, как Творение Божие. Это, в сущности, гимн Творцу всяческой красоты, дарованной любовью Божьей роду человеческому. Не меньше!

Это чувство и состояние музыка передает в полной мере. И вновь, как и при знакомстве с другими романсами, интересно осознать и понять, какими средствами достигнуто это впечатление.

Среди приемов мы находим уже известный нам по другим произведениям П. Чайковского тот самый знаменитый хроматический ход – passus diriusculus (лат. – жестковатый ход), о котором мы уже не раз говорили, в частности, в связи с «Осенней песней» (Октябрь) из фортепианного цикла П. Чайковского «Времена года». Он звучит в романсе в партии фортепиано в двух своих ипостасях – в нисходящем движении и в восходящем. Известный в музыке как устойчивый мелодический оборот, он почти всегда наделяет музыкальный фрагмент, в котором он звучит, каким-то особым смысловым подтекстом. Проходя в начале романса в верхнем голосе в нисходящем движении в нюансе piano, он придает звучанию характер сосредоточенного глубокого размышления. Далее, в кульминации, проходя сначала в нижнем голосе в октаву, затем, на большом crescendo, захватывая все большее звуковое пространство и перемещаясь в верхний голос, этот мотив приобретает победоносный гимнический характер. Естественно, что, нарисовав такое мощное развитие музыкальных идей в романсе, П. Чайковский, на сей раз, отказался от своей излюбленной музыкальной формы, в которой в конце романса повторяется материал его начала. Романс завершается все более спокойным проведением фразы, с которой вступил певец, и в фортепианном заключении как бы эхом звучат первые слова романса: «Благословляю вас, леса…».

Примечания

Замечательный певец С. Лемешев однажды поделился с актером Б. Щукиным своей идеей спеть все романсы П. Чайковского и спросил, не слишком ли это самонадеянно? Щукин горячо поддержал эту идею, но поинтересовался, что певца в этом смущает?
– Да как же, – сказал Лемешев, – романс «Благословляю вас, леса…», например, написан автором для баса, а у меня легкий лирический голос!

На это Б. Щукин не без юмора ответил:
– Не понимаю, дорогой, почему леса надо благословлять обязательно басом? Можно благословлять их и тенором!

Иоанн Дамаскин (около 675 – около 749) – византийский богослов, философ и поэт, завершитель и систематизатор греческой патристики. Родился в Дамаске в состоятельной семье (возможно, арабской), сохранявшей верность Христу, но служившей халифу (противники Иоанна Дамаскина в Византии называли его арабским именем Мансур). Активно защищал почитание икон. Автор философско-богословского компендиума «Источник знаний» – энциклопедического свода, предвосхитившего «суммы» западных схоластов. Созданные им церковные песнопения легли в основу оформлению византийской системы «осмогласия».

Панаева Александра Валерьяновна (1853 - 1942) – русская певица, прожила долгую жизнь. Много выступала с исполнением романсов П. Чайковского. Ей посвящены все остальные пять романсов этого опуса.

© Александр МАЙКАПАР

Ян Осин - Благословляю вас, леса (Jan Osin - I bless you, forests)

Дмитрий Хворостовский - Благославляю вас, леса...

Благословляю вас леса.
Исполняет Владимир Огнев. В сопровождении Оркестра Народных Инструментов Волжского Народного Хора г. Самары.
Дирижирует Юрий Медяник.

«Благословляю вас, леса...»

  1. Романс П. Чайковского на стихи А. Толстого «Благословляю вас, леса...» - гимн восторженного единения человека и природы, человека и всего человечества.

Музыкальный материал:

  1. П. Чайковский, стихи А. Толстого. «Благословляю вас, леса...» (слушание).

Художественный материал:

  1. И. Шишкин. Репродукции картин.
  2. А. Толстой. «Благословляю вас, леса...» (слушание).

Характеристика видов деятельности:

  1. Эмоционально воспринимать мифопоэтическое творчество во всём его многообразии.
  2. Осознавать интонационно-образные, жанровые, стилевые особенности изучаемой музыки.
  3. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения.
  4. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.
  5. Понимать характерные особенности музыкального языка.
  6. Понимать характерные черты музыки П. Чайковского.

Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, воды!
Благословляю я свободу
И голубые небеса!

А. Толстой

Музыке доступно чувство, знакомое каждому из нас,- чувство всеобъемлющей, светлой, очищающей любви к природе, любви чистой, бескорыстной, не требующей никаких благ. Это чувство охватывает нас и в июльский полдень, когда, кажется, вся земля окутана медовым запахом цветущего луга, и морозным зимним утром, когда в воздухе искрятся лёгкие снежинки, и в майские сумерки, приносящие запах весенней расцветающей земли...

И чувство любви ко всему миру, любви, разлитой повсюду в природе, как будто возносит и нас в светлые высоты этой всеобщей радости, в которой мы прозреваем главный смысл бытия.

Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, воды!
Благословляю я свободу
И голубые небеса!

И посох мой благословляю,
И эту бедную суму,
И степь от краю и до краю,
И солнца свет, и ночи тьму,
И одинокую тропинку,
По коей, нищий, я иду,
И в поле каждую былинку,
И в небе каждую звезду!
О, если б мог всю жизнь смешать я,
Всю душу вместе с вами слить!
О, если б мог в свои объятья
Я вас, враги, друзья и братья,
И всю природу заключить!

Это стихотворение А. К. Толстого звучит как слава высшей любви, на которую способен человек,- любви ко всему живому, без различия своих, чужих, друзей, недругов... И такое понимание любви, замечательно выраженное поэтом, не является ли вечной темой искусства, присутствующей уже в самых ранних его формах? Природа - бесценный Божий дар: все времена, все поколения несли ей свою благодарность...

Множество поэтических произведений обрели новое звучание благодаря тому, что их по-особому прочитали, услышали композиторы. Лирические стихотворения, например, часто становились основой песен, романсов.

Романс – это камерное (небольшое) вокальное произведение для голоса с инструментом. В романсах раскрываются чувства человека, его отношение к жизни, природе.

Передать различные эмоциональные переживания композитору помогают особые средства музыкальной выразительности. Мелодика, ритм, ладовая окраска, форма, аккомпанемент - создают неповторимость художественного образа, индивидуальность авторского высказывания.

П. И. Чайковский, прочтя это стихотворение, признавался, что «неожиданно пролил много слёз», и решил написать на него музыку, в которой выразил бы то огромное состояние восторга и любви, которое так поразило его самого.

Созданный композитором романс «Благословляю вас, леса...» стал одним из самых светлых, самых одухотворённых его произведений, в котором сила поэтического слова и её музыкальное выражение слились в единый светлый гимн великому, лучезарному, благостному началу, сотворившему этот сияющий мир.

Простая и ясная декламационная мелодия вокальной партии, прерываемая частыми паузами и остановками движения, передаёт состояние человека, погруженного в глубокие думы. Постепенно нарастающее светлое чувство достигает ликующей силы в заключительной (четвёртой) строфе, где высказана главная мысль произведения: «О, если б мог в свои объятья я вас, враги, друзья и братья, и всю природу заключить!»

Творчество художника Ивана Шишкина - это восторженная ода, воспевающая эпическую красоту и мощь русского леса.
С именем Ивана Шишкина у зрителя связано представление о неторопливом и величественном повествовании о жизни русского бора, о дебрях лесной глуши, напоенных запахом смолы и преющего бурелома.
Его огромные полотна были как бы обстоятельным рассказом о жизни могучих корабельных рощ, тенистых дубрав и раздольных полей с клонящейся под ветром спелой рожью. В этих рассказах художник не упускал ни единой подробности и безупречно изображал всё: возраст деревьев, их характер, почву, на которой они растут, и как обнажаются корни на кромках песчаных обрывов, и как лежат камни-валуны в чистых водах лесного ручья, и как расположены пятна солнечного света на зелёной траве-мураве...
Со всех сторон обступают нас богатырские сосны и исполинские замшелые ели с причудливо изгибающимися ветвями. Всё на полотнах художника заполнили многочисленные, любовно выписанные приметы лесной жизни: вылезающие из-под земли корни, огромные камни-валуны, обросшие мхом и опятами пни, кусты и обломанные сучья, трава и папоротники. Всё это до мельчайших подробностей изучено, облюбовано и написано И. Шишкиным, половину жизни проведшего в лесу и даже внешностью своей напоминавшего старика-лесовика.
Певец русского леса Иван Иванович Шишкин и сам был похож на могучего «лесовика»: высок ростом, широк в плечах, громкоголос, энергичен, с руками большими и сильными, взглядом быстрым и внимательным. Таков он на портрете 1880 г. Работы его друга художника Крамского.
Творчество художника - это восторженная ода, воспевающая эпическую красоту и мощь русского леса.

Вопросы и задания:

  1. Знакомо ли вам состояние, выраженное в стихотворении А. К. Толстого «Благословляю вас, леса...» и одноименном романсе П. И. Чайковского?
  2. Когда, по-вашему, такое состояние приходит к человеку: под влиянием красоты природы или это внутренний порыв души?
  3. Назовите другие музыкальные произведения, которые, по-вашему, созвучны настроению этого романса.

Благословлять - давать добро, благодарить, одобрять, напутствовать, желая удачи (толковый словарь Ушакова).

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Чайковский. Благословляю вас, леса, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

В презентации использованы репродукции картин И. Шишкина.

Текст песни
Музыка Петра Ильича Чайковского
Слова Алексея К. Толстого

Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, воды!
Благословляю я свободу
И голубые небеса!
И посох мой благословляю,
И эту бедную суму,
И степь от края и до края,
И солнца свет, и ночи тьму!
И одинокую тропинку,
По коей нищий я иду,
И в поле каждую былинку,
И в небе каждую звезду!
О, если б мог всю жизнь смешать я,
Всю душу вместе с вами слить;
О, если б мог в мои объятья
Я вас, враги, друзья и братья,
И всю природу, и всю природу
В мои объятья заключить!.. Lyrics
Music by Pyotr Tchaikovsky
The words of Alexei K. Tolstoy

I bless you, the forests,
The valleys, fields, mountains, waters!
I bless freedom
And the blue skies!
And bless my staff,
And this poor bag,
And the steppe from edge to edge,
And the sun is light and the night is darkness!
And a lonely path,
By whom the beggar I go,
And in the field every blade of grass,
And in the sky every star!
Oh, if I could mix life all my life,
A whole soul together with you to merge;
Oh, if I could in my arms
I you, enemies, friends and brothers,
And all nature, and all nature
In my arms to conclude! ..

Удивительно нынешнее многообразие различных пород собак: от самых маленьких, умещающихся на ладони, до самых больших, чуть ли не с теленка; от самых лохматых до совсем голых; от кипельно-белых до угольно-черных, и так далее по всяким другим признакам. В Европе, включая Россию, в 2013 году официально регистрировалось 339 пород собак. В странах Америки, Австралии есть ещё и другие породы, так что общее их число приближается, наверно, к четыремстам. На каждую породу имеется стандарт, и клубы собаководства внимательно следят за подбором брачных пар и их потомством, поддерживая параметры стандартов: дефектным щенкам документов, удостоверяющих породу, не выдают.

У моего Ярви (вы, наверно, читали одноименный рассказ) были нормальные документы с родословной, но знатоки, глядя на его фотографию, могут сразу заметить один небольшой дефект: у него уши стоячие, как у немецкой овчарки, а по стандату у колли кончики ушей должны быть как бы немного отмороженные, загибаясь вниз. Чтобы исправить положение, многие владельцы колли, имевших стоячие уши, надевали на их кончикибельевые прищепки, особенно перед выставками. Но бывают дефекты и посерьезней. В домах, где я тогда жил, была одна леди-колли, у которой белый воротник с одной стороны не замыкался. Казалось бы, нет ей пути на выставки и для разведения, но её хозяин постоянно вертелся в клубе, а на выводке всегда плотно прижимал дефектную сторону к своему бедру, чтобы не заметили конкуренты. Но это был, конечно, редкий случай.

Почему же вообще у щенков от обоих чистопородных родителей могут возникать какие-то дефекты? Дело в том, что несмотря на всё внешнее разнообразие собак, все они имеют один и тот же биологический паспорт:

Класс – млекопитающие

Отряд – хищные

Семейство – псовые

Род – волки

Вид – волк

Подвид – собака

И тогда сразу становится ясно, что все породы собак были в те или иные времена искусственно выведены человеком. Продолжается этот процесс и сегодня, и используются для этого известные приемы: скрещивание и отбор. У некоторых щенков желаемые признаки выходят наружу, в фенотип, и их оставляют для дальнейшего разведения, но нежелательные признаки при этом всё равно остаются в генотипе в скрытом от нас виде, и нет-нет, а в каком-то поколении вылезают наружу.

Если после первого скрещивания среди щенков есть подходящие, то для закрепления желаемого признака при дальнейшем скрещивании надо подобрать óсоби, уже имеющие такой признак, и их очень трудно найти среди неродственников. Поэтому собаководы используют так называемый инбридинг - скрещивание с близкми родственниками, например, братьев с сестрами, или родителей с детьми. Результат достигается значительно быстрее, но и количество брака в потомстве сильно возрастает, причем существенного брака, в виде различных пороков. Причиной этому является повышенная вероятность встречи дефектных генов.

У людей скрещивание с близкми родственниками, называемое кровосмешением, или инцестом, по этой причине запрещено, потому что если от дефектных щенков избавиться нетрудно, то дефективные дети, как мы знаем, представляют собой тяжелую проблему.

Ну, а откуда вообще взялись собаки, или волки, их предшественники? Для ответа пришлось бы углубиться в густые дебри палеонтологии и теории эволюции, в двух-трех словах не расскажешь. Но есть и друглй источник, дающий короткие, ясные и определенные ответы, как раз то, что нам сейчас надо. Вот нужная строка из первой же главы:

25. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.

Узнали, да? Это Библия, шестой день творения. Сколько именно собак было сотворено, здесь не сказано, так что сделать какие-либо выволы о их размножении невозможно. Но очень скоро, уже в главе седьмой, Господь разозлился на людей и утопил их всех и всех животных в Великом потопе, всех, кроме Ноя с семьёй, которому велел построить ковчег и взять с собой, как говорят, всякой твари по паре. Точнее эта строка выглядит так:

2. и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского;

Собака к «чистому» скоту никогда не относилась, так что действительно после потопа выжила только одна пара собак: кобель и сука. Дали они первое потомство, а дальше что? Других-то не было, так что начался самый настоящий инбридинг, который, как мы видим, есть изобретение не человека, а самого Создателя.

Припоминая заголовок этого рассказа, вы, наверно, недоумеваете: к чему все эти разговоры о собаках, когда тема-то совсем другая? Но сейчас, я думаю, вы начинаете о чем-то догадываться, и мы возвращаемся к шестому дню творения, который был завершен созданием человека. В Главе 2 разъясняется, как именно он был создан:

7. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.

21. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.

22. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.

Это ключевой момент: Господь не стал сотворять женщину заново, как мужчину, из праха земного, он воспользовался готовым живым генетическим материалом мужчины, и что ему только нужно было сделать, это, как мы сегодня знаем, поменять все Y-хромосомы (которые есть только у мужчин) на Х-хромосомы, которые тут же рядом имелись в наличии и их надо было просто продублировать. Но что же получилось? Генетически Адам и Ева оказались братом и сестрой, и первое же их потомство – Авель и Каин – было результатом инцеста. Трудно отделаться от мысли, что именно поэтому один из мальчиков оказался с червоточиной, и едва возмужавши, тут же неспровоцированно убил своего единственного брата.

Вскоре после этого «познал Каин жену свою», и где же он её взял? Есть только один вариант: она была его сестрой. Инцест продолжался, и к чему это привело, читаем в Главе 6:

1. Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери,

2. тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали [их] себе в жены, какую кто избрал.

4. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.

5. и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем.

6. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их.

И как раз здесь Господь и решил устроить Всемирный потоп. Но прочитаем еще раз эти удивительные строки: у Бога, оказывается, были сыны еще до рождения Христа. Кто они такие, никто за много веков так и не сумел толком объяснить – ни еврейские мудрецы, предки которых это написали, ни отцы христианской церкви. Но за все эти века ни те, ни другие так и не посмели вычистить эти смутительные строки из Священного писания, хотя сыны божьи вели себя, мягко сказать, предосудительно. Из текста следует, что детьми их от земных женщин были исполины - сильные и славные люди, но Господь и их не пощадил, утопив вместе с остальными.

7. И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег от вод потопа.

По окончании потопа они же и вышли на сушу (Глава 8), и все началось с начала, опять инцест, так как других людей не было. Интересна концовка истории со Всемирным потопом, когда благодарственный Ной устроил жертвенник из мяса и птицы:

21. И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого--зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, ...

Здесь впервые появляется намек на первородный грех, но Господь выражается очень аккуратно, он не применяет понятия «грех», он не винит никого лично. Он говорит: ну что поделаешь, молодое человечество, и этим фактически признает свою неудачу в создании совершенных людей. Но, как видим, он не понимал, в чем дело, потому что второй раз наступил на те же грабли: начал разводить новых людей из ограниченного пула. Результаты опять были плачевными, что хорошо видно из всей дальнейшей библейской истории.

Евреи, а спустя много веков и мусульмане, не замечали, или делали вид, что не замечают кардинального божьего промаха. Христиане же решили раскрыть проблему и освободить Господа от всяких подозрений. Блаженный Августин в конце IVвека изобрел понятие первородного греха, переведя всю вину - на кого же? На Адама и Еву, самых невинных существ, которые едва раскрыли глаза на этот мир, еще ничего в нем не понимая. Откусили бы они от запретного плода, или нет, с открытыми глазами, или наощупь, но они вскоре заметили бы интересные детали на своем теле и догадались бы, что с ними делать. Тем более что Господь велел им плодиться и размножаться. Так вот, оказывается, ослушавшись Господа Бога, они совершили такой ужасный грех, что он стабильно передается всем последующим поколениям, вплоть до наших дней. Воистину, Адам и Ева - злодеи на все времена!? И этим церковь объснила все безобразия истории и обеспечила себя огромной и постоянной клиентурой, ибо любой встречный – грешник. Молись и проси прощения.

Мы же с вами теперь знаем настоящего виновника; однако не будем судить его строго, тем более, что он открыто покаялся. Похоже, Господь сам был еще молод, и это был его первый опыт создания вселенной, планеты и живых существ на ней, а дело это непростое. Так что поможем сами себе улучшить нашу греховную природу. Дело это тоже непростое, но если просмотреть путь от первобытных людей до наших дней, то прогресс, все-таки есть, а значит и есть надежда на лучшее будущее.

Иосиф Бененсон


Посвящение: Александре Валерьяновне Панаевой

На создание романса Петра Ильича Чайковского вдохновило произведение поэта, которого композитор давно почитал, и на стихи которого написал много произведений «Толстой - неисчерпаемый источник для текстов под музыку, это один из самых симпатичных мне поэтов», - писал композитор Н. Ф. фон Мекк в июне 1880 года. Как ни странно, но лично они не были знакомы. Впоследствии к этому поэтическому шедевру обратиться лучший ученик П. Чайковского С. И. Танеев, чтобы создать свою кантату «Иоанн Дамаскин».

А. Толстой в своей поэме «Иоанн Дамаскин» сделал свободное переложение знаменитого погребального гимна этого выдающегося деятеля Православной церкви. В душе П. Чайковского, человека глубоко верующего, эти строки не могли не отклика – возвышенного благоговейного чувства. Вот текст стихотворения:

Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, воды,
Благословляю я свободу
И голубые небеса.
И посох мой благословляю,
И эту бедную суму,
И степь от краю и до краю,
И солнца свет, и ночи тьму,
И одинокую тропинку,
По коей, нищий, я иду,
И в поле каждую былинку,
И в небе каждую звезду.
О, если б мог всю жизнь смешать я,
Всю душу вместе с вами слить;
О, если б мог в мои объятья
Я вас, враги, друзья и братья,
И всю природу заключить!

П. Чайковский находился под обаянием лиризма стихов А. Толстого, их яркой открытой эмоциональности. Эти их художественные качества помогли Чайковскому создать серию шедевров вокальной лирики на стихи А. Толстого - 11 лирических романсов и 2 дуэта, вобравших в себя целую гамму человеческих чувств, и среди них – «Не верь, мой друг...» (ор. 6, 1869), «То было раннею весной...», «Средь шумного бала...» (ор. 38, 1878), «На нивы желтые...» (ор. 57, 1884), дуэты «Шотландская баллада» и «Минула страсть» (ор.46,1880) и другие. Романс «Благословляю вас, леса» стал выражением собственных мыслей композитора о природе и мироздании. В доме-музее П. И. Чайковского в Клину хранится том стихов А. К Толстого с набросками композитора к этому романсу.

Тема природы впервые с такой силой и пафосом прозвучала в лирике Чайковского. Этот романс – одно из самых совершенных творений Чайковского. Он относится к числу сравнительно немногих страниц его музыки, исполненных внутренней гармонии, полноты счастья. Это ощущается и в спокойной, уверенной поступи мелодии, и в полнокровной, насыщенной фактуре фортепианного сопровождения. Мелодия на редкость естественно передает интонации поэтической речи, ее плавность, величественность.

Этот романс – подлинный гимн. Исполнителю – чтобы со всей силой передать, и слушателю – со всей глубиной воспринять – нужно помнить, кто поет этот гимн. Это сам великий святой преподобный Иоанн Дамаскин. Потому восторг здесь должен быть вселенским. Восславляется не «малая родина», не мирный уютный «лес за околицей» (полянка, опушка, прудик… - хотя и это достойно воспевания и тысячи раз воспевалось!), но ЛЕСА, как сама природа, как Творение Божие. Это, в сущности, гимн Творцу всяческой красоты, дарованной любовью Божьей роду человеческому. Не меньше!

Это чувство и состояние музыка передает в полной мере. И вновь, как и при знакомстве с другими романсами, интересно осознать и понять, какими средствами достигнуто это впечатление.

Среди приемов мы находим уже известный нам по другим произведениям П. Чайковского тот самый знаменитый хроматический ход – passus diriusculus (лат. - жестковатый ход), о котором мы уже не раз говорили, в частности, в связи с «Осенней песней» (Октябрь) из фортепианного цикла П. Чайковского «Времена года». Он звучит в романсе в партии фортепиано в двух своих ипостасях - в нисходящем движении и в восходящем. Известный в музыке как устойчивый мелодический оборот, он почти всегда наделяет музыкальный фрагмент, в котором он звучит, каким-то особым смысловым подтекстом. Проходя в начале романса в верхнем голосе в нисходящем движении в нюансе piano, он придает звучанию характер сосредоточенного глубокого размышления. Далее, в кульминации, проходя сначала в нижнем голосе в октаву, затем, на большом crescendo, захватывая все большее звуковое пространство и перемещаясь в верхний голос, этот мотив приобретает победоносный гимнический характер. Естественно, что, нарисовав такое мощное развитие музыкальных идей в романсе, П. Чайковский, на сей раз, отказался от своей излюбленной музыкальной формы, в которой в конце романса повторяется материал его начала. Романс завершается все более спокойным проведением фразы, с которой вступил певец, и в фортепианном заключении как бы эхом звучат первые слова романса: «Благословляю вас, леса…».

Примечания

1 Замечательный певец С. Лемешев однажды поделился с актером Б. Щукиным своей идеей спеть все романсы П. Чайковского и спросил, не слишком ли это самонадеянно? Щукин горячо поддержал эту идею, но поинтересовался, что певца в этом смущает?

Да как же, - сказал Лемешев, - романс «Благословляю вас, леса…», например, написан автором для баса, а у меня легкий лирический голос!

На это Б. Щукин не без юмора ответил:

Не понимаю, дорогой, почему леса надо благословлять обязательно басом? Можно благословлять их и тенором!

2 Иоанн Дамаскин (около 675 - около 749) - византийский богослов, философ и поэт, завершитель и систематизатор греческой патристики. Родился в Дамаске в состоятельной семье (возможно, арабской), сохранявшей верность Христу, но служившей халифу (противники Иоанна Дамаскина в Византии называли его арабским именем Мансур). Активно защищал почитание икон. Автор философско-богословского компендиума «Источник знаний» - энциклопедического свода, предвосхитившего «суммы» западных схоластов. Созданные им церковные песнопения легли в основу оформлению византийской системы «осмогласия».

3 Панаева Александра Валерьяновна (1853 - 1942) – русская певица, прожила долгую жизнь. Много выступала с исполнением романсов П. Чайковского. Ей посвящены все остальные пять романсов этого опуса.

Текст: Александр Майкапар