Большая энциклопедия нефти и газа. Формы абстрактного мышления. Видео: как развить логику и скорость мышления

Янв 29 2016

Нестандартное мышление во многом востребовано в сфере информации. Развитие креативного мышления у взрослых пригодится в таких профессиях, как:

  • профессии в сфере рекламы и менеджмента;
  • профессии психолога (ведение психоанализа);
  • профессии дизайнера, художника;
  • профессии писателя;
  • в других творческих профессиях.

Людям временами кажется, что те, кто преуспел в творческих профессиях, пришли из другого мира. Откуда берутся их гениальные идеи? Ничего необычного в этом нет, они видят ту же реальность, что и все остальные, но при этом они её видят совершенно по-другому.

Они не подстраиваются под реальность, а стараются подстроить саму реальность под свои идеи. Для взрослого человека сложно увидеть в обычной вещи что-то необычное, когда маленький ребенок в тени от ветки может увидеть силуэт птицы. Это происходит потому, что в детстве каждый видит мир без ограничений, ему дан весь творческий потенциал, чтобы познать мир. Но с взрослением он теряет эту способность. В школе нас учат принципам общей логики.

Так как же развить наше утраченное с годами творческое мышление?

Прежде всего напомним, что творческое мышление связано с правым полушарием мозга. Там, где берут начало наши эмоции, интуиция. В детстве у ребенка сначала более развито правое полушарие, а у большинства взрослых людей – левое, логически-абстрактное. Как же развить креативное мышление у взрослых?

Первое, что требуется для выработки гениальных мыслей – это психологический настрой.

Привычная серая обстановка притупляет восприятие и вызывает унылое настроение. Чтобы оно было всегда хорошим, начните видеть мир так, словно вы видите все в первый раз. Подумайте о том, что вы – инопланетянин и никогда прежде не бывали в этом городе, на этой планете. Повесьте красочную картину в том месте, где вы работаете над идеями. Она поможет вам сосредоточиться и стимулировать свое восприятие и мыслить более позитивно.

Организуйте процесс тренировок развития креативного мышления на Викиум по индивидуальной программе

Один мудрец сказал: «Счастливый нищий спит на пороге несчастного богача». При этом многие пытаются понять, в чем смысл жизни? Можно сказать, что любое творческое занятие, которое дает вам ощущение самоудовлетворения, может стать вашим смыслом. Физиологически ощущение счастья связано с химической реакцией мозга и выделением эндорфинов. Этот нейрогормон участвует в формировании позитивного восприятия и подкреплении успеха. Любое занятие, даже домашняя уборка, к примеру, может принести удовольствие, если при этом вы испытываете позитивные эмоции.

Взрослый человек склонен ставить себе различные мысленные ограничения. Мысль о том, что вы не сможете решить сложную задачу, за которую вы взялись впервые, ведет к негативной установке и заведомо обрекает вас на неудачу.

Необходимо помнить, что в мире все возможно и он неограничен, а ограниченным может быть только ваше восприятие. В какой-то мере гениальная идея потребует от вас отречения от всего известного, от интеллектуальных запретов. Если всё же задачу решить не удалось, не следует использовать неудачный опыт в качестве генерализации мысли «я никогда не смогу этого сделать».

Постарайтесь работать над своими идеями в одном и том же месте. Происходит связывание ощущений, эмоций с определенной обстановкой, которая настраивает на продуктивную умственную работу. В дальнейшим данная обстановка и даже определенное время суток будет стимулировать ваш творческий процесс без всяких усилий.

Чтобы ум начал работать творчески, нужно его приучить работать в разных направлениях. Вам помогут следующие упражнения на развития креативного мышления.

Упражнение «Найти другое применение предмету». Возьмите, к примеру, обычный предмет табуретку и попытайтесь придумать что ещё с ней сделать. Можно её перевернуть и использовать как подставку для ёлки. Можно использовать её гладкую поверхность в качестве стола. Можно такой метод применить и к словам. Возьмите любое слово и придумайте с ним нестандартную фразу или метафору. Представьте смысл образно, затем сверните и замените символом. Постарайтесь найти этот символ в очертаниях какого-нибудь предмета.

Упражнение «Рассказ из ограниченного количества слов» . Чем больше вы ограничиваете для себя реальное пространство, тем больше стимулируется выработка всевозможных мыслей, как можно применить эти слова (как в критической ситуации, когда подключается ресурсы подсознания). Не бойтесь высказывать мысли с фантастическими идеями, не следует ограничивать себя только реальными смыслами.

Это упражнения, которые вам помогут развить креативность.

Упражнение «Сочетая несочетаемое» . Попробуйте ассоциировать в словосочетания слова с противоположным смыслом. Например, горячий лед, твердая вата, темный день. Такая игра в ассоциации способствует перестройки ума на другой лад.

Упражнение «Слова наоборот» . По пути на работу, на учебу, видя названия магазинов и кафе, попытайтесь прочитать эти и другие названия наоборот. Например, аптека – «акетпа». Затем пытайтесь, таким образом, читать не только названия, но и словосочетания и фразы.

Упражнение «Сначала развязка» . Ещё одно замечательное упражнение способствует перестройке на нестандартный лад. Попробуйте начать читать книжку не сначала, а с середины или конца. Таким образом первой по смыслу будет развязка, а последним предисловие.

Изучение иностранного языка . Лучшей гимнастикой для ума является изучение иностранного языка. Если вы уже знаете какой-то иностранный язык, то возьмите учить второй. Старайтесь, чтобы языки ни имели сходной структуры (например, немецкий, китайский). Изучая чужой язык, вы постепенно станете видеть структуры родного языка. Это позволит вам воспринимать события и предметы более многогранно, с позиции восприятия другого языка. Такая эрудиция в отношении «определений и их связей» достаточно сильно способствует развитию нестандартного мышления.

Упражнение «Перефразируй это» . При обдумывании определенной задачи или идеи старайтесь мысли о ней выразить косвенно, с помощью свободных ассоциаций. Попробуйте перефразировать свои мысли, пересказать другими словами.

Заведите себе блокнот, в который будете записывать все пришедшие в голову неожиданные идеи. Старайтесь сохранить каждую идею , даже если она на первый взгляд кажется совсем глупой.

Расширяйте свой кругозор . Если вы узнали в разговоре или из книги какое-то незнакомое слово, не ленитесь посмотреть значение слова в словаре. Если это слово взято из исторического контекста, узнайте, что оно означало в те времена, и с каким временным периодом связано, какие события способствовали его возникновению. Изучите, например, такие слова и фразы, как «примус», «красный октябрь».

Задумывались ли вы, какие навыки мышления отличают успешных людей от остальных? Вот 10 навыков мышления успешных людей, которые делают их другими:

Позитивное мышление

Успешные люди понимают, что их менталитет может повлиять на все аспекты их жизни, в том числе и успеха. Исследователи обнаружили, что позитивное мышление открывает людям способность разработки новых навыков, которые могут иметь эффект компаундирования среди счастливых людей, которые повторяют этот процесс. Например, если вы приобретаете привычку работать в удовольствие и делать всё хорошо, это приведёт вас к началу успеха. Позитивное мышление может иметь многочисленные преимущества для здоровья: увеличение продолжительности жизни, снижение депрессии, устойчивость к простудам и болезням. Также развиваются навыки справляться со стрессами.

Использование риск-ориентированного мышления

Весьма успешные лидеры мечтают о большем, чем остальные. Когда вы убеждены и осмеливаетесь сделать шаг там, где другие не замечают, вы будете восхищаться своим риском и будете иметь больше.

Вывод — Мышление

Чтобы получить то, в чём вы нуждаетесь, вам необходимо определить точный вывод или гипотезу, используя информацию, которую вы имеете в своем распоряжении.
Представьте себя в качестве бизнес-менеджера. Вы ищете в последнем прогнозе продажу, и вы видите, что продажа снизились. Это важно для вас, чтобы понять, что дополнительная информация может понадобиться для того, чтобы выяснить, почему это произошло; в том числе выявление внутренних проблем, внешней конкуренции или даже экономических условиях. Способность понимать информацию и найти лучшее решение — это важный навык для вас, независимо от того, в какой области карьеры вы находитесь.

Сосредоточенное мышление

Сосредоточенное мышление закрывает и устраняет помехи, что позволяет сконцентрироваться над делом. Когда вы способны сосредоточить своё мышление, вы можете ясно видеть свои цели и результаты.

Аналитическое мышление

Аналитический ум предполагает сознательное направление наших психических процессов, чтобы найти решение заданной проблемы. Это умение преодолевать препятствия, чтобы найти решение. Будучи аналитически умным, определяет способность эффективно решать проблемы.
Успешные лидеры тратят свое время сомнению в том, что они знают и чего не знают. Когда вы спрашиваете, то получаете знания, когда вы получаете знания, то должны произвести влияние. Чтобы быть впечатляющим, нужно принимать всё как должное. Это даст вам толчок в инновации и творчестве.

Креативное мышление

Творческий интеллект — это способность придумывать новые идеи. С творческим интеллектом человек может генерировать инновационные решения для решения проблемы.
Говоря простыми, словами, это взгляд на проблемы или ситуации со свежей точки зрения, что предполагает нестандартные решения (которые могут выглядеть тревожным на первый взгляд). Творческое мышление может стимулироватся как неструктурированный процесс, например мозговой штурм, и структурированный процесс — латеральное мышление.

Рефлексивное мышление

Потратьте время, чтобы подумать, прежде чем действовать, слушать, прежде чем говорить, понимать, прежде чем ответить, и проявить сострадание, прежде чем реагировать. Когда вы берете время, чтобы подумать, это дает перспективу. Это позволяет видеть то, что действительно происходит без эмоциональности. Рефлексивное мышления позволяет дистанцироваться, так что вы можете смотреть на вещи другим взглядом.

Общее мышление

Совместные мыслители хотели бы услышать, что думают другие люди, так что они могут расширить свои собственные идеи.

Стратегическое мышление

Стратегические мыслители могут упростить трудности, подготовиться к неопределенности и уменьшить количество ошибок, потому что у них есть план. Стратегическое мышление заставляет вас сделать планирование, как легко перейти от туда, где вы находитесь сегодня, туда, где вы хотите быть завтра.
Исследуйте мышление большой картины
Великие мыслители всегда готовы видеть вещи, которые другие люди не могут видеть; они способны оценить ситуацию и принять все изменения во внимание. После того, как вы можете подключить все точки, как никто другой, вы всегда будете готовы уловить возможность, как только придёт время.

Работая с людьми, не имевшими художественного образования, я обнаружила, что научиться рисовать способен каждый здравомыслящий человек - с той же вероятностью, что и научиться читать. Нужно лишь освоить основные навыки восприятия - особую наблюдательность, необходимую для рисования. Я утверждаю, что всякий человек способен в достаточной степени научиться видеть, чтобы рисовать с высокой степенью подобия то, что он видит в реальном мире.

Когда вы выучите навыки восприятия, область их применения может варьироваться, как варьируется сфера применения усвоенных вами речевых и арифметических навыков. Кое-кто остается предан искусству и со временем становится художником, подобно тому как кое-кто остается предан языку или математике и становится писателем или математиком. Но почти каждый может использовать навыки восприятия - опять же, как и навыки речи и математики - для улучшения навыков мышления.

Делая следующий шаг, я скажу, что навыки восприятия глубоко вплетены во все пять стадий творческого процесса. Я также заявляю, что навыки зрительного восприятия можно улучшить за счет тренировки, как и вер-бально-аналитические навыки совершенствуются в процессе обучения. И наконец я заявляю, что, учась видеть и рисовать, человек эффективно тренирует свою систему зрения, подобно тому как он эффективно тренирует свою речевую систему, учась читать и писать. Но это две разные системы. И когда они натренированы как равные партнеры, один режим мышления усиливает другой, а вместе они способны высвободить творческие способности человека.

В настоящее время наша культура не дает нам достаточных возможностей для такого рода тренировки. Мы привыкли мыслить посредством речевой системы мозга, и этот режим за многие века доказал свою эффективность. Но только теперь мы начинаем понимать сложную двойственную работу человеческого мозга, вербальную и визуальную, что открывает нам новые возможности. Как я себе это представляю, процесс открытия дверей восприятия и высвобождения потенциала для творческой деятельности является двойственным: он предполагает, во-первых, устранение сдерживающей концепции таланта как необходимого условия для усвоения основных навыков восприятия, а во-вторых, преподавание и учебу на основе новых знаний о том, как работает мозг.

Мои требования весьма скромны: если вы способны поймать бейсбольный мяч, продеть нитку в иголку или написать карандашом свое имя, то способны и научиться рисовать умело, красиво и творчески. Учась рисовать воспринимаемые объекты или людей, вы научитесь видеть по-новому, что позволит вам овладеть принципами творческого мышления и решения проблем - как, научившись читать, вы приобретаете вербальные знания и овладеваете принципами логического, аналитического мышления. Используя эти два режима совместно, вы можете научиться мыслить более продуктивно, какими бы ни были ваши творческие цели. Продукты вашей творческой реакции на окружающий мир будут только вашими, вашим личным следом в истории человечества. И вы сделаете огромный шаг к приобретению современного мозга. Я верю, что в скором будущем навыки восприятия в сочетании с вербальными навыками будут рассматриваться как необходимая предпосылка для творческого мышления.

Через обучение рисованию наблюдаемых предметов и людей вы можете научиться новым способам видения. Рисунок учащегося Кевина Бреснахана "Уличная сцена", 7 ноября 1984 г.


Развитые навыки логического мышления полезны в работе, учебе и межличностных отношениях. Существует множество способов улучшить свои мыслительные навыки. Для этого потребуется заниматься делами, которые задействуют критическое мышление, изменить свой образ мыслей и научиться распознавать иррациональные мысли.

Шаги

Часть 1

Занимайтесь делами, которые задействуют критическое мышление

    Пробуйте новое. Это отличный способ развивать свои мыслительные навыки. Наш мозг работает так же, как и другие мышцы. Ему нужны тренировки и стимуляция. Убедите себя регулярно пробовать новые хобби и занятия.

    Тренируйтесь. Физические нагрузки действительно полезны для памяти и мышления. Результаты многих исследований подтверждают, что участки мозга, отвечающие за мышление и рассуждение, увеличиваются при регулярных занятиях физкультурой. К тому же физические упражнения помогут снизить стресс и тревожность, а также улучшить настроение. Это благотворно скажется на вашей способности концентрироваться и учиться. Старайтесь заниматься физкультурой каждый день. Так вы сможете улучшить навыки критического мышления. Исследователи пока не пришли к единому мнению о том, являются ли одни упражнения полезнее других, но некоторые из них полагают, что аэробные упражнения наиболее полезны для стимуляции работы мозга.

    Ведите дневник. Ежедневные записи развивают навыки критического мышления, так как вы не только вспоминаете минувший день, но также осмысливаете произошедшие события.

    Читайте художественную литературу. Вообще, чтение – отличный способ развития критического мышления. Но именно художественная литература помогает приспособиться к неопределенности и неоднозначности жизни, что способствует развитию творческих и мыслительных навыков.

    Играйте в логические игры. Множество игр заставляют нас мыслить: стратегические настольные игры, шахматы, игры в слова.

    Занимайтесь творчеством. Регулярные занятия творчеством способны развивать мыслительные способности. Для этого не обязательно быть адептом творческой деятельности. Достаточно лишь пробовать что-то новое: научитесь играть на музыкальном инструменте, начните рисовать, писать стихи или придумывать песни.

    Часть 2

    Измените образ мыслей
    1. Обращайте внимание на цель ваших действий. Каждое решение, которое мы принимаем, несет в себе определенную цель. Из-за сумбурности повседневной жизни люди иногда перестают видеть цели и намерения своих действий. Старайтесь понимать, какие цели направляют вас в течение дня.

      Предубеждения и предвзятость. Все люди имеют предубеждения, даже если не осознают этого. Если вы хотите развить свои мыслительные способности, то научитесь распознавать предвзятое отношение.

      Учитывайте последствия каждого варианта. Каждый сделанный выбор влечет за собой определенные последствия. Хороший способ улучшить свои мыслительные способности – заставить себя учитывать эти последствия на сознательном уровне.

Когда мы не можем добиться поставленных целей, используя естественные, автоматические реакции, начинаем размышлять и таким образом находим выход.

Особенности развития мышления

Развитие и формирование мышления , проходит постепенно. На каждом этапе развития отражаются и индивидуальные характеристики человека, и возрастные.
Мышление человека, развивается в разных направлениях. Разделяют множество видов мышления. Некоторые зависят от других в меньшей степени (например, теоритическое и практическое), в некоторых случаях, одно является следствием другого, а развивается при получении новой информации. Но развитие одного непременно приводят к совершенствованию остальных.
Мышление – целостный процесс, обеспечить который могут и интеллектуальное и креативное мышление. В первом случае, ведущую роль играет логика, во-втором – подсознание.

Методы развития мышления

Развитие мышления проходит в результате приобретения новой информации по мере взросления и развития в повседневной жизни, при приобретении жизненного опыта. В этом случае, процесс развития можно рассматривать как естественный процесс.
Развитие мышления проходит так же при систематическом, намеренном обучении. Этот процесс условно считают неестественным. Хотя, сегодня разграничить эти варианты невозможно и они оба должны применяться, как при становлении ребёнка, так и более зрелом возрасте.

Практические упражнения для развития мышления

Для развития мышления необходимо не просто накапливать жизненный опыт, это так же постоянная работа. Предлагаем использовать несколько интеллектуальных игр или упражнений для развития мышления, которые будут интересны и детям и взрослым.

Перечисляйте как можно больше предметов, которые могут быть охарактеризованы каким либо словом. Например, красных, мягких, гладких и т.д.
Усложните первое задание и перечисляйте слова, которые можно охарактеризовать несколькими свойствами: тёплые и тяжёлые, лёгкие и холодные и т.д.
Несколько минут перечисляйте слова, в которых не повторяется ни одна буква: кузнец, сорт, реглан, шкаф и т.д.

Для развития мышления творческого, выполняйте такие упражнения:

Составляйте цепочки слов. Например, цепочку существительных в именительном падеже, в которых используются те же буквы, что и в предыдущем, добавляя одну букву. Например: ад, сад, град, склад и т.д. Так же посвятите этому несколько минут.
Можно читать и писать фразы, используя только гласные буквы. Как в известных всем буквосочениях ТЧК и ЗПТ. Точка и запятая.

Упражнения для развития мышления: развитие воображения

Представьте некоторые геометрические тела: например, куб, пирамиду, октаэндр и др. Не старайтесь сразу воссоздать образ. Представьте и изучите каждую его грань, в своём воображении проводите действия с ними, рассматривайте со всех сторон. Ощутите их обьёмность.
Перечисляйте как можно больше слов, соответствующих поставленным требованиям, например, все слова должны состоять из определённого количества букв, причём, третей (или любой другой) пусть будет буква А (Б, В и т.д.). Вы должны получить цепочку как краска, платье, грабли и т.д.
Составьте цепочку из слов, состоящих из одного и того же количества букв, которые отличаются только одной. Причём, остальные буквы менять местами нельзя. Пример: суп, суд, сад, лад и т.д.
Выберите любое слово и перечислите как можно больше синонимов к нему.

Упражнения для развития мышления ассоциативного

Подберите несколько существительных и перечислите слова ассоциации к ним. Сначала, прилагательные, затем глаголы. «Переверните» задание: подберите прилагательные, а к ним ассоциации глаголы и существительные, затем, подбирайте ассоциации к глаголам.
Выберите любое слово, к нему придумайте как можно больше аналогов, точнее, предметов, которые схожи с ним. Классифицируйте эти слова, согласно свойствам, по которым они похожи. Например, Слово самолёт: ракета и дирижабль так же летательные аппараты, птица и стрекоза так же летают и т.д.
Описывайте предмет или явление, словами, которые определяют значительные его признаки и не подходят ни к одному другому.

Повторяйте упражнения для развития мышления , как можно чаще, усложняя или немного меняя условия, это занимает не так много времени, зато даёт значительные результаты.