Цели воюющих государств в первой мировой войне. Юго-Западный фронт России. Вооружение и военная техника

Причины:

    Противостояние союза Германия-Италия-Япония и союза Англия-Франция-США (унизительные условия Версальского договора не устраивали Германию (большие репарации, запрет на армию и тяжелую артиллерию, отмена всеобщей воинской обязанности, ликвидация Генерального штаба)

    Территориальные споры (Страны, потерявшие часть территории, хотели ее вернуть, а страны, получившие территориальные приращения, стремились их сохранить или приумножить.)

    Соперничество великих держав друг с другом, их стремление к экспансии, к европейской и мировой гегемонии. Наращивание военной мощи. Гонка вооружений.

    Опасность войны особенно возросла, когда в ряде стран пришли к власти диктаторские, авторитарные и тоталитарные режимы, готовые силой изменить существующую систему. Их обшей наиболее характерной чертойбыла полная или частичная ликвидация демократических прав и свобод, подавление оппозиции, диктатура одной партии во главе с вождем, обладавшим диктаторской властью.(н-р, Установление власти национал-социалистической партии в Германии. Приход к власти А.Гитлера.)

    К противоречиям и конфликтам капиталистического мира добавлялись его конфликты и противоречия с Советской Россией (с 1922 г. – Советским Союзом) – первым государством, которое провозгласило и записало в своей Конституции, что оно ставит своей основной задачей "установление социалистической организации общества и победу социализма во всех странах" в результате "победы международного рабочего восстания против ига капитала". Советский Союз поддерживали созданные во многих странах коммунистические партии, которые считали СССР отечеством всех трудящихся, прокладывающим человечеству путь к счастливой, свободной жизни без капиталистической эксплуатации и угнетения. В 1919 г. они объединились единую мировую партию – Третий (Коммунистический) интернационал (Коминтерн), в уставе которого было сказано, что он ведет борьбу "за установление мировой диктатуры пролетариата.

Характер Второй Мировой войны

В войне приняло участие 61 государство мира, на территории которых проживало 80% населения Земли. Военные действия велись на всех океанах, в Евразии, Африке и Океании. В армии воюющих стран было призвано 110 миллионов человек. В общей сложности война втянула в свою орбиту 3/4 населения земного шара. Если Первая мировая война длилась чуть больше 4 лет, то Вторая – 6 лет. Она стала и наиболее разрушительной из всех войн. Потери и разрушения, вызванные Второй мировой войной, не имеют себе равных. Людские потери во Второй мировой войне составили не менее 50-60 млн. человек. Материальный ущерб оказался в 12 раз больше, чем в Первой мировой войне. Вторая мировая война отличалась от Первой самим характером боевых операций. Если Первая была по преимуществу позиционной войной, в которой оборона была сильней атаки, то во время Второй – широкое применение танков, авиации, моторизация армии и усиление ее огневой мощи позволили пробивать оборону противника и стремительно выходить к нему в тыл. Война стала более маневренной, боевые действия более динамичными, их географический размах шире. Причем, в ходе войны разрушительная сила оружия продолжала увеличиваться: к концу ее появилось ракетное и ядерное оружие – самое страшное оружие XX века.

Хронологически Вторую мировую можно разделить на три больших периода. Первый период – с 1 сентября 1939 года до июня 1942 года. Для него характерен расширяющийся масштаб войны при сохранении превосходства сил агрессоров. Второй период – с июня 1942 года по январь 1944 года – это время перелома в ходе войны, когда инициатива и превосходство в силах переходят в руки стран антигитлеровской коалиции. Третий период – с января 1944 года до 2 сентября 1945 года – заключительный этап войны, в ходе которого достигнутое превосходство стран антигитлеровской коалиции было реализовано в ходе разгрома армий противника, когда обозначился кризис правящих режимов государств-агрессоров и наступил их крах. Планы германского командования предусматривали разгром Польши в «молниеносной войне» с последующей переброской войск на французскую границу. План в основном был реализован.1 сентября 1939 год – вторжение немецких войск в Польшу, начало Второй Мировой войны. 17 сентября на территорию Польши вторглись советские войска. Был произведен новый передел границ. Польша снова лишилась государственности. Англия и Франция рассчитывали на позиционную войну и не оказали Польше существенной помощи. 10 мая 1940 года началось германское наступление против англо-французских войск. Северная часть Франции была оккупирована. В южной было создано прогерманское государство. К концу лета 1940 года одна Англия продолжала борьбу с Германией и Италией. Премьер-министром стал Уинстон Черчилль – сторонник бескомпромиссной борьбы с Гитлером. Германия решила начать против Англии воздушную войну. До поздней осени 1940 года страна подвергалась непрерывным бомбежкам.

В марте 1941 года по инициативе приезидента США Рузвельта американский конгресс принял закон о ленд-лизе, т.е. о предоставлении оружия и военного снаряжения взаймы или в аренду тем странам, оборона которых представлялась жизненно важной для США. Не покончив с Англией, Гитлер решил, тем не менее, что настала пора разгромить СССР, который в 1939-1940 годах присоединил к себе Латвию, Литву, Эстонию, часть Финляндии, Бесарабию и Северную Буковину. В декабре 1940 года был составлен план молниеносный войны против СССР. Германия подписала с Италией и Японией Тройственный пакт, по которому все они договорились о совместных действиях по переделу мира. К договору присоединились страны-сателлиты Германии. Сталин знал о начале концентрации германских войск на советско-германской границе и готовился к войне, но хотел оттянуть ее начало. Гитлер напал 21 июня 1941 без предъявления ультиматума.

Цели воюющих сторон

Цели Германии в войне были:

1. Ликвидация СССР и социализма, как государства, системы и идеологии. Колонизация страны. Уничтожение 140 млн. «лишних людей и народов».

2. Ликвидация демократических государств Западной Европы, лишение их национальной независимости и подчинение Германии.

3. Завоевании мирового господства. Предлог агрессии - неминуемая угроза нападения со стороны СССР.

Цели СССР определились в ходе войны. Это:

1. Защита свободы и независимости страны и социалистических идей.

2. Освобождение порабощенных фашизмом народов Европы.

3. Создание демократических или социалистических правительств в соседних странах.

4. Ликвидация германского фашизма, прусского и японского милитаризма.

Вторая мировая война, планировавшаяся агрессорами как ряд малых молниеносных войн, превратилась в глобальный вооруженный конфликт. На его различных этапах с обеих сторон одновременно участвовало от 8 до 12,8 млн. человек, от 84 до 163 тыс. орудий, от 6,5 до 18,8 тыс. самолетов. Общий театр военных действий в 5,5 раза превышал территории, охваченные Первой мировой войной. Всего же в войну 1939-1945 гг. были втянуты 64 государства с совокупным населением в 1,7 млрд. человек. Потери, понесенные в результате войны, поражают своими масштабами. Погибло более 50 млн. человек, а если учитывать постоянно уточняющиеся данные по потерям СССР (они колеблются от 21,78 млн. до около 30 млн.), эта цифра не может быть названа окончательной. Только в лагерях смерти уничтожено 11 млн. жизней. Экономика большинства воевавших стран была подорвана.

Именно эти страшные итоги Второй мировой войны, поставившие на грань уничтожения цивилизацию, заставили активизироваться ее жизнеспособные силы. Об этом свидетельствуют, в частности, факт оформления действенной структуры мирового сообщества – Организации Объединенных Наций (ООН), противостоящей тоталитарным тенденциям в развитии, имперским амбициям отдельных государств; акт Нюрнбергского и Токийского процессов, осудивших фашизм, тоталитаризм, наказавших главарей преступных режимов; широкое антивоенное движение, способствовавшее принятию международных пактов о запрете на производство, распространение и применение оружия массового поражения и т. д.

Цели крупнейших государств-участников Первой мировой войны можно кратко представить в виде таблицы.

Основные участники и крупнейшие мировые державы

Страна Военно-политический блок, на стороне которого принимала участие Цели
Германия Центральные державы Главным стремлением молодой страны, образованной незадолго до этого по итогам франко-прусского вооруженного конфликта и объединения своих земель, было установление собственного политического и экономического господства на Европейском континенте и в мире.
Также, в планы германского правительства входил передел мира, в частности, захват лучших британских, французских, бельгийских, нидерландских и португальских колоний, которые были нужны для расширения рынка сбыта.
Кроме того, в ходе войны Германия собиралась присоединить к своей территории западные земли России (Прибалтика и Украина), а также значительные европейские и ближневосточные (в том числе и Османскую империю).
Австро-Венгрия Первоочередными задачами австро-венгерского правительства в конце XIX - начале XX было подчинение себе Сербии, Черногории и Болгарии и установление собственного господства на Балканском полуострове. Претендовала Австро-Венгрия и на польские земли.

Кроме того, она жаждала полного контроля над Черным, Адриатическим и Эгейским морями.
Османская империя Главной целью распадающейся Османской империи было желание взять реванш над Россией за поражения в русско-турецких войнах, и вернуть свои крымские территории и земли на Балканском полуострове.
Россия Российская империя, в отличие от Германии, не жаждала войны, однако и она имела свои интересы.
Помимо того, что совместно с Англией и Францией она стремилась не допустить усиления нового противника и конкурента на европейском континенте, Россия также рассчитывала в ходе вооруженного конфликта повысить свою значимость в делах Балканского полуострова и получить контроль над Босфорским проливом и Дарданеллами. Последние были очень важны для развития торговли и обеспечения безопасности черноморского побережья.
Кроме того, одной из целей российского государства в Первой мировой называют намерение воплотить в реальность мечту о восстановлении Греческой империи с центром в Константинополе. Возглавить новое государственно объединение должен был один из великих российских князей.

Все эти «приобретения» были оговорены в секретных соглашениях, заключенных между странами - участниками Антанты.
Кроме того, планировалось присоединить к российской территории часть австро-венгерских земель (Галицию).
Франция Больше всего Франция хотела вернуть свои земли (Эльзаса и Лотарингию), отторгнутые от нее после франко-прусской войны, завершившейся в 1871 году. Кроме того, французское правительство претендовало на германские земли, находящиеся на левом берегу Рейна и угольные копи Саарского бассейна.
При этом Французская республика сама мечтала о гегемонии на континенте и не желала уступать этот «титул» Германии.
Помимо всего прочего по договору она должна была получить часть германский владений на Африканском континенте и османских на Ближнем Востоке.

Великобритания Увеличение своей собственной территории за счет германских и турецких земель было и основной целью Британской империи. Так, у Османской империи планировалось конфисковать Месопотамию и Палестину.
Кроме того, ей просто необходимо было устранить главного конкурента в борьбе за колонии.
США Объявив о своем нейтралитете в начале мирового конфликта войны, США изначально не планировали сохранять его до конца. Они изначально выжидали подходящего момента. Сам президент Соединенных штатов В. Вильсон объяснял вступление в войну, как желание сохранить стабильность на европейском континенте. Однако на самом деле целью американских штатов было зарабатывание как можно больших денежных средств и передел мира на выгодных им условиях.

Италия Отказавшись от участия в Тройственном союзе, и вступая в войну на стороне антигерманского альянса, Италия рассчитывала на расширение своих территорий за счет австро-венгерских и османских земель. Кроме того, ей необходимо было получить господство на Средиземноморье и в южной части Европы.
Япония Япония же, поддерживая Антанту ставила себе цель. Вытеснить Германию с китайской территории и островов Океании.

Не только крупные мировые державы имели свои интересы в войне. Кратко в таблице можно представить и цели других активных участников Первой мировой войны.

Другие участники

Страна Военно-политический блок, на стороне которого выступала К чему стремилась
Сербия Считается, что для сербского, черногорского и бельгийского народов эта война была не империалистической, а освободительной. Целью Сербского государства было освободить свои землии территории дружественных стран из-под протекции Австро-Венгерского кайзера.
Однако при этом Сербия также хотела стать лидером всех славянских народов и создать Югославию, в которую должны были объединиться все народы, проживающие в юго-восточных землях Австро-Венгрии.
Болгария Болгария, выбравшая сторону германско-австрийско-турецкого альянса хотела по итогам войны завладеть греческими сербскими и румынскими территориями и расквитаться за поражение в Балканских войнах.
Польша Польские ж правительство, вступая в войну думало лишь о независимости и объединении своих земель, которых они лишились после развала Речи Посполитой.

Из приведенных таблиц становится понятно, что у каждого участника Первой мировой войны были свои цели для вступления в конфликт и выбора союзников.

28 июня 1914 г. серб Гаврило Принцип – убил эрцгерцога Франца Фердинанда и его супругу в момент их проезда по улицам столицы Боснии Сараево. Это была ответная реакция на принудительное присоединение Боснии и Герцоговины к Австро-Венгрии. 23 июля Австро-Венгрия предъявила Сербии ультиматум, означавший потерю Сербией независимости. Хотя сербское правительство и приняло большинство этих требований, 28 июля Австро-Венгрия двинула против Сербии войска - начала войну. Российское правительство ответило мобилизацией. Руководители Германии потребовали ее прекращения, а когда Россия отклонила их ультиматум, то 1 августа Германия вступила в войну с Россией. 2 августа германские войска заняли Люксембург, 3 августа Германия объявила войну Франции. Английское правительство, воспользовавшись нарушением Германией бельгийского нейтралитета, 4 августа объявила войну Германии. Всего в войну оказались втянуты 33 государства. На стороне Антанты - Франции, Англии и России – выступили Сербия, Черногория, Бельгия, Италия, Португалия, Румыния, Греция, Япония, Китай, Сиам, Египет, Либерия, США, Куба, Гаити, Панама, Гватемала, Никарагуа, Коста-Рика, Гондурас, Бразилия. На стороне Германии и Австро-Венгрии – Болгария и Турция. Война стала мировой.

Прчиной первой мировой войны было столкновение интересов европейских великих держав.

Германия стремилась удовлетворить свои претензии на гегемонию в Европе и мире.

Австро-Венгрия, раздираемая национальной рознью, надеялась, что победоносная война поможет укрепить и сохранить империю.

Турция - государственное выживание и претензии на российское Закавказье.

Великобритания – устранить конкуренцию Германии на мировых рынках, пресечь ее притязания на передел колоний.

Франция – вернуть Эльзас и Лотарингию, отторгнуть германские земли по левому берегу Рейна и Саарскую область.

Италия – утвердиться на Балканском полуострове.

США предполагали продиктовать ослабленным войной странам условия мира, которые обеспечили бы их собственное мировое господство.

61 Основные фронты Первой мировой войны. Военные действия на Западном фронте в 1914 г.

Германское командование в основном придерживалось плана, разработанного генералом Шлиффеном. 3/4 имевшихся на западном фронте германских войск было сосредоточено на правом фланге, который двинулся через слабо защищенную бельгийскую границу, чтобы начать окружение основных сил противника, прижать их к швейцарской границе и «до осеннего листопада» уничтожить. После разгрома Франции наступила бы очередь России.Проойдя за три недели Бельгию, превращенную оккунтами в генерал-губернаторство, германские корпуса сломали сопротивление французских войск на границе и вторглись во Францию. Вопреки плану Шлиффена им недостало сил, чтобы обойти французские дивизии с северо-запада, однако четыре немецкие армии форсировали реку Марну, к сентябрю подошли к Верден и угрожали Парижу. Правительство Франции временно покинуло столицу. Подготовка войск России еще не была завершена, когда правительство Франции обратилось к российскому за помощью. Русские войска были брошены в наступление. Две российские армии заняли значительную часть территории Восточной Пруссии. Это заставило германское командование перебросить туда из Франции войска, часть резервов, предназначавшихся для наступления во Франции. Из-за несогласованности действий одна российская армия потерпела у Мазурских озер поражение, а другую немцы вытеснили из Восточной Пруссии. Но наступление нескольких армий России в южном направлении продолжалось. Они заняли принадлежавшие Австрии часть Польши и Галицию. Продвижение российских войск создало угрозу важным для Германии промышленным районам – Силезии и Познани. Только острая нехватка боеприпасов и продовольствия тормозила их наступление. Чтобы остановить их, Германии пришлось перебросить сюда из Франции еще войска. Неподготовленное наступление стоило России огромных жертв, которые, возможно, спасли Францию.

5 сентября французские войска начали наступление от Парижа: развернулась битва на марне. Тяжелые потери заставили немцев несколько отступить: угроза захвата ими парижа была ликвидирована.

На востоке австро-германскому блоку добиться успехов в 1914 г. тоже не удалось. Затеянное германскими и австро-венгерскими войсками наступление в Южной Польше закончилось неудачей. Не достигли немцы успеха и в наступлении на Висле.

План молниеносной войны провалился и Германия должна была всерьез сражаться как на западе, так и на востоке.

(1,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Раскрыть причины, цели участников, характер войны; выяснить какую роль в ходе военных действий сыграл военно-технический потенциал воюющих стран; назвать главные фронты и события.
  • Продолжить формирование умений сопоставлять различные источники, анализировать и делать самостоятельные выводы, работать с исторической картой, правильно распределять время работы над заданиями; оценивать свою работу и работу товарищей.
  • Воспитывать чувство неприятия насильственных мер для решения проблем, а также чувство гордости за своих предков.

Тип урока: урок изучения новой темы.

Ход урока

1. Мотивационная беседа. Слайд 2: Верещагин. Апофеоз войны.

Задания: Что хотел сказать художник этой картиной? Каков ее главный замысел?

Слово учителя: 100 лет отделяет нас от невеселого дня 1 августа 1914 г. – срок достаточный для того, чтобы оценить значимость совершающегося тогда. Человечество вступило в новый очень сложный период своего развития, в период глобальных трагедий. Первая мировая война стала прологом потрясений ХХ века. В событиях 1914-1918 гг. – истоки многих процессов, определяющих облик современного мира.

2. Формулировка интегрирующей цели.

  • В процессе работы над учебными элементами вам предстоит узнать:
  • Каковы были причины войны, цели и планы участников;
  • Как была развязана Первая мировая война (т.е. повод);
  • Какую роль в ходе военных действий сыграл военно-технический потенциал воюющих стран;
  • На каких фронтах развивались главные события этой войны и чем она завершилась.
  • Вам предстоит также развить имеющиеся у вас навыки и научиться:
  • Сопоставлять различные источники, анализировать материал и делать выводы;
  • Находить альтернативные варианты решения поставленных проблем;
  • Работать с исторической картой;
  • Правильно распределять время работы над заданиями;
  • Оценивать свою работу и работу товарищей.

3. Актуализация знаний по теме “Россия и мир в начале ХХ в.”

Входной контроль. Давайте попробуем назвать основные международные противоречия, определившиеся к нач. ХХ века. Какие события свидетельствовали об обострении борьбы за передел мира?

1. Какой регион в начале XX в. получил название “пороховой погреб Европы”? (Балканы)

2. Интересы каких стран столкнулись на Балканском полуострове? (Россия, Австро-Венгрия)

3. Какие военно-политические блоки были созданы в Европе? Их состав?

  • (Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия – 1882 г.)
  • Антанта (Россия, Франция, Англия – 1907 г.)

4. Какие события свидетельствовали об обострении борьбы за передел уже поделенного мира? (империалистические войны: американо-испанская, англо-бурская, русско-японская (1904-1905)

5. Что из себя представлял немецкий план Шлиффена? (молненосная война, разгром Франции, а затем России)

Итак,мир стоял на грани мировой войны, войны империалистической. Нужен был только повод и он нашелся.

4. Изучение новой темы (слайд 3-4)

План:

  1. Причины, повод, характер Первой мировой войны.
  2. Страны - участники и их цели.
  3. Развитие военной техники в годы войны.
  4. Ход военных действий.
  5. Итоги войны.

Важнейшие даты:

28 июня 1914 г. – убийство Г.Принципом наследника Австро-Венгерского престола Франца Фердинанда;

Лето 1916 г. – Брусиловский прорыв;

Оборудование урока:

Карта “Первая мировая война. 1914-1918 гг.”

Таблицы 1-3 “Численность вооруженных сил”, “Прямые военные расходы”, “Вооружение”;

Технологическая карта учащегося по теме “Первая мировая война”.

Учебники:

1) Артемов В.В., Любченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 Ч., М., 2011.- Ч.2, параграфы 69, 70.

2) Самыгин П.С., Беликов К.С., Бережной С.Е. и др. История. Ростов н/Д, 2008.

1. Предпосылки, причины, повод, характер Первой мировой войны.

Задания: Проанализировав схему, (слайд 5) назовите основные международные противоречия в начале века, военные блоки и страны, между которыми сложились эти противоречия. Сформулируйте главные причины войны.

Запиши причины Первой мировой войны и название блоков и стран между которыми началась война.

Слово учителя:

1.1. Наибольшее значение имели обострение противостояния великих держав , прежде всего Англии и Германии, в мировом масштабе, начавшаяся борьба за передел мира, в том числе за перераспределение колоний.

1.2. Развитие противоречий в отдельных регионах, воспринимавшихся странами-мировыми лидерами в качестве “ключевых точек” в борьбе за сферы влияния.

Особой остроты достигло противоборство на Балканах России и ее союзницы Сербии и Австро-Венгрии вместе с союзной Болгарией. Взрывоопасная ситуация усугублялась тем, что здесь свои интересы преследовали также Англия, Германия, Франция и Италия. К 1914 г., поставив под контроль армию Османской империи, Германия превратилась в доминирующую военную державу Балканского региона. Стремление России к овладению черноморскими проливами теперь блокировалось не только Англией, но и германо-турецким военным союзом.

Не простой была ситуация на Ближнем Востоке . На Дальнем Востоке стремились распространить свое влияние США и Япония.

1.3. Огромную роль играло политическое и экономическое соперничество Германии и Франции, боровшихся за установление экономической гегемонии в Европе.

1.4. Внутриполитические задачи России объективно противоречили тенденции к началу военных действий.

Столыпин П.А. писал: “Нам нужен мир, война в ближайшие годы… будет гибельна для России и для династии. Напротив того, каждый год мира укрепляет Россию не только с военной и морской точки зрения, но и с финансовой и экономической”. Но этим словам царь не внял. Россия ввязалась в мировую войну.

2. Страны-участники и их цели. Характер войны.

Цель : На этом этапе работы вам надо определить цели стран-участниц, повод и характер войны.

Задание 1.

  • Пользуясь текстом учебника назовите цели участников.
  • На основе сведений о целях участников войны определите характер войны. (Слайд 6)
  • Какие события послужили поводом к войне? (Слайд 7)

Задание 2.

В начале той или иной войны иногда важную роль играет случай. Еще английский адмирал Нельсон говорил: “Кое-что мы должны оставлять на волю случая”. Этой же точки зрения придерживался Ллойд-Джордж, У.Черчилль.

Подумайте, как соотносятся в начале первой мировой элементы случайного и закономерного? Что было бы, если бы сараевского убийства не было?

Задание 3.

Подумайте, можно ли было предотвратить войну в начале века (именно мировую)? Каким образом, если ответ положительный? Почему нет, если ответ отрицательный?

Задание 4.

Приведите известные вам из курса истории примеры справедливых и несправедливых войн. Дайте обоснованное определение характера первой мировой войны (для каждой из стран). К действиям каких стран нельзя применить это определение? Меняло ли наличие подобных исключений характер войны?

Запиши в тетради: Название военных блоков, цели стран-участников (в виде схемы) и характер первой мировой войны. (Слайд 6)

Слово учителя:

Повод. 15 (28 по новому стилю) июня 1914 г. должны были начаться провокационные военные маневры Австро-Венгрии, направленные против Сербии. В этот день в Сараево, столице Боснии, сербом Гаврилой Принципом был убит эрцгерцог Франц Фердинанд , наследник австрийского императора. Австрия, обвинив в убийстве сербскую националистическую организацию, потребовала ввода войск в Сербию и допуска следователей на ее территорию. По совету России Сербия приняла ультиматум, отвергнув лишь австрийскую оккупацию, неприемлемую для сербского суверенитета. Несмотря на обращение России к Австро-Венгрии и Германии, 15(28) июля австрийская артиллерия начала обстрел столицы Сербии – Белграда.

Объявление войны. 17(30) июля Россия объявила всеобщую мобилизацию, оповестив Берлин, что эти действия не носят антигерманского характера, но заняв жесткую позицию в отношении Австро-Венгрии. Германия в ультимативной форме потребовала прекращения мобилизации и, не получив ответа, 19 июля (1 августа) 1914 г. объявила войну России.

2 августа начала мобилизацию Франция, объявившая о поддержке России. 3 августа Германия объявила войну Франции и в обход оборонительной линии Мажино начала наступление через Бельгию и Люксембург. 4 августа в войну вступила Англия, 6 августа – Австро-Венгрия, объявившая войну России. Война охватила всю Европу. 23 августа к Антанте присоединилась Япония, в 1915 г. – Италия, в 1916 г. – Румыния, в 1917 г. – США. Турция (1914) и Болгария (1915) выступили союзниками Германии и Австро-Венгрии. Всего в войне участвовали 38 государств мира.

3. Военно-технический потенциал стран-участниц войны.

Цель: На этом этапе работы вам предстоит выяснить: была ли Россия готова к войне (по сравнению с другими странами). Вы должны научиться делать выводы, сопоставляя материал устных сообщений, учебника и сравнительных таблиц.

Задание 1.

Проанализируйте данные таблиц 1-3. Сделайте выводы о готовности России к длительной войне.

Задание 2.

С.Ю.Витте писал, вспоминая о события 1904-1905 гг.: “И не Россию разбили японцы, не русскую армию, а наши порядки, или, правильнее, наше мальчишеское управление 140 миллионами населения в последние годы”.

Оценивая положение России в 1914 г., попробуйте определить, был ли учтен опыт русско-японской войны? Как вы думаете, почему?

Слово учителя: Подготовка России к войне.

  • Реорганизация армии. В 1908-1913 гг. в России был проведен ряд военных реформ. Выросла численность армии, увеличился срок службы, улучшилась система боевой подготовки. Изменился офицерский состав: были уволены свыше 2 тыс. старших офицеров, отменены сословные ограничения при приеме в офицерские училища. В итоге русская армия по численности стала равна армиям Германии и Австро-Венгрии. Но качественное ее преобразование к 1914 г. еще не было завершено.
  • Рост вооружений . Военные расходы увеличились за этот период в 3,7 раза, составив 40% бюджета страны.
  • Флот. После уничтожения в русско-японской войне российского военного флота он снова начал возрождаться. Еще в 1907 г. была принята “Малая судостроительная программа”, а в 1912 г. “Программа судостроения Балтийского флота”. Началось строительство подводных лодок.
  • Модернизировались и вооружения сухопутных войск, но лишь в 1913 г. была принята “Большая программа по усилению армии”, в ходе выполнения которой в 1914-1917 гг. планировалось увеличить и модернизировать артиллерию, усилить инженерные войска, создать военную авиацию и автомобильный транспорт. Программа к началу войны только начала выполняться. В результате Россия отставала по объему военного бюджета, в вооружениях и артиллерии от Германии, завершившей свою военную программу в 1914 г.
  • Особую опасность представляло отставание России в 2,5 раза от Германии и Австро-Венгрии по пропускной способности железных дорог, ведущих к районам будущих военных действий.
  • Дипломатическая подготовка . В 1914 г. была подготовлена военно-морская конвенция России и Англии, подписанная уже после начала войны. Это завершило складывание Антанты как военного союза России, Англии и Франции.

Развитие военной техники в годы войны. (слайд 8)

  • Появление танков и новых видов артиллерии.
    15 сентября 1916 г. англичане впервые применили танки в бою. При поддержке 18 танков пехота смогла продвинуться на 2 км. Массированное применение танков – сражение при Камбре 20-21 ноября 1917 г., было задействовано 378 танков.
  • Развитие авиации. (Слайд 9)
    Наиболее известными самолетами были немецкий “Фоккер”, английский “Сопвич” и французский “Фарман”. В России был построен тяжелый четырехмоторный самолет “Илья Муромец”, поднимавший до 800 кг бомб и вооруженный 3-7 пулеметами.
  • Химическое оружие.
    В апреле 1915 г. под г. Ипр в Бельгии немцами из баллонов было выпущено 180 т хлора. В результате атаки пострадали около 15 тыс. человек, из них 5 тыс. погибли. 12 апреля 1917 г. в районе Ипра немцами был применен горчичный газ (иприт). Всего отравляющими веществами в годы войны было поражено около 1 млн. человек.

Военные планы.

Руководство Германии считало лето 1914 г. наиболее выгодным моментом для начала войны, так как страны Антанты, особенно Россия, не были готовы к войне. Германский Генштаб планировал при помощи молниеносной войны (блицкрига) разгромить Францию и вместе с Австро-Венгрией бросить все силы на борьбу с Россией.

Россия рассчитывала после завершения мобилизации наступление на северо-западе на Берлин и на юго-западе на Вену. Главнокомандующим был назначен дядя царя Николай Николаевич.

Обе стороны предполагали победить в войне в течение 3-4 месяцев.

4. Ход военных действий.

Цель : сравнить основные события на Восточном и Западном фронте

1. Работая с текстом учебника, выписать в таблицу основанные сражения войны на Восточном и Западном фронте.

1 ряд – военные кампании 1914 г. 2 ряд – 1915-1916 гг. 3 ряд – 1917-1918 гг.

Основные события, сражения

Дата, год Восточный фронт Западный фронт
1914
1915
1916
1917
1918

Работа с настенной картой “Первая мировая война”

2. На каком фронте происходили главные события войны.

Сообщение учащегося “Брусиловский прорыв” (слайд 12,13)

3. Какие еще фронты были созданы? Назвать их.

Проверка выполненной работы “Основные события, сражения” (слайд 10, 11, 15)

Дополнительный материал для преподавателя.

1914 г. – год упущенных возможностей . 4 августа 1914 г. немецкие войска, нарушив нейтралитет Бельгии, начали через ее территорию наступление на Францию, в обход основной группировки французских войск, находившейся на французско-германской границе. Вместо запланированных 2-3 дней немецкая армия продвигалась к французско-бельгийской границе 15 дней. За это время Англия высадила на континенте свои войска.

В начале сентября немецкие войска форсировали реку Марна на подступах к Парижу. 6 сентября началось контрнаступление англо-французских войск, и только 12 сентября немцам удалось остановить противника. Молниеносный бросок на Париж был сорван. Началась позиционная война – стороны не имели сил для наступления, но прочно удерживали свои позиции.

После поражения англо-французских войск на границе Франции и быстрого продвижения германских войск к Парижу Россия еще до завершения мобилизации начала, по просьбе Франции, наступление в Восточной Пруссии и в Галиции.

В Восточной Пруссии наступавшие с востока – 1-я (под командованием П.К.Ренненкампфа) и с юга – 2-я (под командованием А.В.Самсонова) русские армии в конце августа нанесли ряд поражений немногочисленной германской группировке. После переброски двух корпусов из Франции и привлечения резервных частей Германия, используя несогласованность действий русских войск, окружила и уничтожила два корпуса 2-й армии Самсонова, покончившего самоубийством. 1-я армия отступила.

Наступление в Галиции в августе-сентябре 1914 г. было более успешным. 8-яармия (А.А.Брусилов) взяла Львов и Галич, российские войска осадили Перемышль, оттеснив австрийцев на 300 км от границы за р. Сан. Казалось, что Австро-Венгрия разгромлена.

Для вторжения в Германию российское командование, не закрепив успеха на юго-западе, начало переброску войск из Галиции в Польшу, но в октябре австро-германские армии предприняли упреждающее наступление на Лодзь и Варшаву. В кровопролитных боях в октябре-ноябре обе стороны понесли тяжелые потери (Россия – 2 млн. убитых, раненных и пленных, ее противник – 950 тыс.), но не выполнили своих задач.

Война с Турцией началась 29 октября с атаки германских войск, шедших под турецким флагом на Севастополь, Одессу и наступление турецких войск на Кавказе. Кавказская армия оттеснила противника к Эрзруму, что облегчило действия союзников России на Месопотамском фронте.

Итоги военных действий 1914 г. заключались в срыве плана “молниеносной войны” Шлиффена. Германия была вынуждена вести военные действия на двух фронтах. Для России первый год войны стал годом упущенных возможностей.

В ходе боев выявилось превосходство немецкой армии на русской в артиллерии, снабжении боеприпасами, проявилась слабость австрийской и турецкой армий.

Поражения 1915 г. Компанию 1915 г. Германия решила посвятить разгрому русских войск. Из Франции было переброшено около 30 пехотных и 9 кавалерийских дивизий.

  • На Западном фронте велись бои местного значения. Италия перешла на сторону Антанты. Осенью началось наступление австро-германских и болгарских войск на Сербию. Сербская армия после 2-месячных боев отступила в Албанию.
  • Юго-Западный фронт (Россия). После некоторых успехов России в январе-марте (взятие Перемышля, выход на Карпатский хребет, отражение немецких наступлений в Восточной Пруссии) в апреле-мае австро-германские войска, используя массированные артиллерийские обстрелы, заставили отступить русские войска. Но фронт прорван не был.
  • Западный фронт (Россия). Программы модернизации вооружений России должны были завершиться лишь к 1917 г., накопленные боеприпасы были израсходованы. Летом немецкие армии заняли Польшу с Варшавой, часть Белоруссии, Литвы, Латвии и вышли к Риге. К октябрю фронт остановился, началась длительная окопная война.
  • Итоги военных действий 1915 г. Из строя вышел весь состав подготовленной довоенной кадровой армии. Россия потеряла западные территории, но сохранила основную промышленную и сельскохозяйственную базу. В августе Николай II взял на себя главнокомандование, назначив опытного генерала Алексеева М.В. начальником Генштаба.

1916 год – проигранная победа.

21 февраля 1916 г. германское командование начало на Западном фронте Верденскую операцию. В ходе ожесточенных боев обе стороны понесли тяжелые потери, но прорвать фронт немцы так и не смогли.

По настойчивой просьбе союзников с целью отвлечения сил противника от Франции, русское командование разработало план наступления, основная тяжесть которого легла на русский Юго-Западный фронт, которым командовал генерал Брусилов Алексей Алексеевич.

На стороне Антанты в войну вступила Румыния, но ее действия были неудачными и Россия была вынуждена образовывать свой Румынский фронт.

Войска русского Кавказского фронта успешно провели ряд операций, взяв города Эрзрум и Трапезунд.

В итоге военных действий 1916 г. англо-французские и итальянские армии были спасены от поражения. Англия и Франция пообещали России передать под ее контроль проливы Босфор и Дарданеллы и Константинополь.

Военные действия в 1917-1918 гг. Компания 1917 г. протекала в условиях роста во всех странах революционного движения.

В феврале в России вспыхнула революция. Наступление русского юго-западного фронта закончилось провалом. После Октябрьской революции в России новое правительство 2 декабря заключило с германской коалицией перемирие. События в России сорвали планы Антанты по разгрому Австро-Венгрии. На стороне Антанты в войну вступили США.

В марте началось германское наступление во Франции. В конце мая немцы нанесли удар севернее Рейна и вышли к реке Марна, оказавшись в 70 км от Парижа, но были остановлены. Второе Марнское сражение закончилось провалом для немцев.

В августе 1918 г. англо-французские армии перешли в наступление и нанесли противнику поражение. В сентябре началось общее наступление союзников по всему фронту. 9 ноября в Берлине была свергнута монархия. 11 ноября 1918 г. Антанта заключила с Германией Компьенское перемирие. Германия признала свое поражение в войне.

Сообщение учащегося: (Слайд 12-13)

А.А.Брусилов (1853-1926) родился в семье генерала. Окончил Пажеский корпус. Участник русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Более 15 лет прослужил в офицерской кавалерийской школе, начав с инструктора верховой езды и закончив ее начальником. В 1906-12 г. командовал различными воинскими соединениями. В 1912 г. получил чин генерала от кавалерии. С начала мировой войны назначен командующем 8-й армией, с марта 1916 г. – главнокомандующий Юго-Западным фронтом. Приобрел известность за разработку и проведение наступления русской армии летом 1916 г. – “Брусиловского прорыва”. После Февральской революции – сторонник продолжения войны до победного конца. В мае 1917 г. назначен Верховным главнокомандующим русской армии. После смещения с этого поста в июле 1917 г. остался в распоряжении Временного правительства. В 1920 г. вступил в ряды Красной Армии.

Брусиловский прорыв. В мае 1916 г. войска русского Юго-Западного фронта под командование генерала Брусилова осуществили прорыв австрийских позиций, отбросив противника на 120 км, фронт был прорван на протяжении 340 км. Русские войска заняли Луцк, Черновцы. Брусиловский прорыв поставил Австро-Венгрию на грань катастрофы. Германия перебросила с запада 11 дивизий, остановив наступление у Вердена.

5. Итоги войны.

Цель : назвать итоги войны. Задания:

1.Кто победил в войне? На какой конференции были подведены итоги Первой мировой войны? (Слайд 17)

2. Запиши название мирных договоров стран Антанты со странами Четверного союза.

3. На какой конференции завершилось послевоенное мирное урегулирование? Запиши название системы отношений, сложившейся в мире после окончания войны.

28 июня 1919 г. после длительных обсуждения на Парижской мирной конференции был подписан Версальский мирный договор стран Антанты с Германией. (слайд 17)

Послевоенное мирное урегулирование завершила Вашингтонская конференция (1921-1922). США удалось добиться принципа “свободы мореплавания”, ослабить Великобританию в качестве морской державы номер один, потеснить Японию и добиться утверждения “принципа равных возможностей” для всех стран, подписавших договор.

Версальско-Вашингтонская система, отражавшая интересы стран победительниц, просуществовала вплоть до Второй мировой войны.

Слайд 18 “Общие итоги Первой мировой войны” - просмотреть.

Слово учителя: Давайте посмотрим еще на одну картину Верещагина “Панихида” (слайд 19). Какие уроки должно вынести человечество из таких войн как Первая мировая? (все проблемы надо решать за столом переговоров, иначе человечество себя уничтожит).

Рефлексия:

Цель : подведение итогов, оценки за урок.

Выполни тестовую работу:

1) Соотнеси фронты и сражения Первой мировой войны:

А) Восточный фронт

Б) Западный фронт

1.Верденская мясорубка

2. Брусиловский прорыв

3.Галицийская битва

4. газовая атака у г.Ипр

2) Военно-политический блок Антанта создан:

а) в 1882 ; б) в 1889; в) в 1907; г) в 1914

3) Соотнеси дату и название сражения:

1) Брусиловский прорыв

2) Поражение 2-й русской армии в Восточной Пруссии

3) Галицийская битва

4) Брестский мир

5) Провал наступления Юго-Западного фронта

4) В Состав Четверного союза входили:

а) Россия б) Болгария в) Германия г) Франция

5) В состав Антанты входили:

а) Россия б) Австро-Венгрия в) Германия г) Англия

6) Какой регион в начале XX в. получил название “пороховой погреб Европы”:

а) Балканы; б) Ближний Восток; в) Германия

7) Причины Первой мировой войны:

а) планы Германии захватить Англию;

б) борьба крупнейших стран за колонии и рынки сбыта;

в) желание России и Австро-Венгрии утвердиться на Балканах.

Использованная литература:

  1. Артемов В.В. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач.и сред. проф. образования: в 2 ч. Ч.2 /В.В.Артемов, Ю.Н. Любченков. - М.,2011. – с.304.
  2. Базанов С. Брусиловский прорыв//История. Научно-методический журнал для учителей истории и обществознания, 2012, № 9, с.42-47.
  3. История России XX - XXI века. 11 класс: Поурочное планирование/Авт.-сост. Т.А.Корнева. – Волгоград, 2005. – 268 с.
  4. Самыгин П.С., Беликов К.С., Бережной С.Е. и др. История. – Ростов н/Д, 2008.
  5. Тихонова Н.Русско-турецкая война 1877-1878 гг. // История. Научно-методический журнал для учителей истории и обществознания. 2012. № 9, с.32-37
  6. Ястремский А.Н. Альбом схем по курсу “Отечественная история”, Учебное пособие, Электронное издание, М., 2008.

Приложение

Таблица 1. Численность вооруженных сил
(ведущие страны и их владения)

Державы В строю (млн.чел) Доля в общемировой численности В строю на 1 тыс.жителей (чел)
Австро-Венгрия 0,4 6,6 7,6
Великобритания 0,2 3,3 4,4
Германская империя 0,8 13,3 10,1
Италия 0,4 6,6 11,4
Российская империя 1,4 23,3 7,5
США 0,2 3,3 2,0
Франция 0,7 11,6 17,5
Мир в целом 6,0 100 3,2

Таблица 2. Прямые военные расходы

Государства Всего (млн. руб.) На 1 жителя (руб.) На 1 солдата (руб.)
Австро-Венгрия 265 5,0 662
Великобритания 729 1,7 1822
Германская империя 925 11,5 1156
Италия 283 6,7 566
Российская империя 826 4,5 590
США 570 5,2 2850
Франция 568 7,1 710
Мир в целом 5000 2,7 833

Таблица 3. Вооружение

Государства Артиллерийские орудия
(тыс)
Пулеметы
(тыс. шт.)
Снаряды
(млрд. шт.)
Аэропланы
(шт.)
Автомобили
(тыс. шт.)
Военный флот
(млн.т водоизмещ.)
Винтовки
(млн. шт.)
Патроны
(млрд. шт.)
Австро-Венгрия 4,0 2,0 3,0 65 1,8 0,3 1,5 0,3
Великобритания 2,0 2,0 7,0 272 1,2 1,9 0,8 0,8
Германская империя 7,5 12,0 10,0 300 5,0 1,5 5,0 1,0
Италия 2,0 1,0 3,3 143 2,0 0,4 2,5 0,5
Российская империя 7,9 4,1 6,0 150 - 0,4 5,0 2,8
США 1,0 1,5 1,0 - - 0,9 0,5 0,5
Франция 4,8 5,0 6,0 560 8,0 0,5 3,4 1,3
Мир в целом 35,0 35,0 40,0 1500 18,1 7,5 25,0 10,1

Планы участников войны недостаточно учитывали возросшую роль экономического и морального факторов и были рассчитаны на ведение боевых действий лишь за счет мобилизационных запасов, накопленных в мирное время. Считалось, что война будет кратковременной. Перевод военной экономики на нужды военного времени не предусматривался.


Генеральные штабы империалистических государств много лет затратили на разработку планов войны.

Общим для всех планов являлось то, что они выражали захватнические устремления отдельных держав, а также отдельных враждующих коалиций; в тоже время они выражали острые противоречия между отдельными империалистическими хищниками внутри коалиций, каждый из которых стремился побольше военного бремени возложить на своих союзников и побольше прихватить богатств при обоюдном дележе добычи.

Сущность германского плана (план «Шлиффена») заключалась в стремлении бить противников последовательно: сначала предполагалось нанести удар по Франции и разгромить ее армию, а затем перебросить главные силы на Восток и разгромить Россию. В обоих случаях делалась ставка на кратковременную войну.

С целью обхода и окружения французской армии намечалось осуществить фланговый маневр через Бельгию, в обход главных сил французской армии с севера. Вспомогательная группа должна была играть роль заслона против возможного наступления французской армии. На Востоке в начале войны планировалось развернуть одну армию с задачей прикрыть Восточную Пруссию от возможного вторжения русских войск. Активные действия против России в это время должны были вести австро-венгерские войска. Основной порок германского плана заключался в переоценке своих сил и недооценке сил противника.

На австро-венгерский план войны сильное влияние оказывал германский генштаб, стремившийся использовать австро-венгерские войска для сковывания русских армий в период нанесения Германией удара по Франции. Ввиду этого австро-венгерский генштаб вынужден был запланировать одновременные активные действия против России, Сербии и Черногории. Главный удар намечалось нанести из Галиции на восток и северо-восток. Австро-венгерский план был построен в отрыве от реального учета своих экономических и моральных возможностей. В этом наглядно проявилось влияние немецкой военной школы - недооценка противника и переоценка своих сил. Наличие сил и средств не соответствовало поставленным задачам.

Французский план войны был наступательным, но он носил выжидательный характер, поскольку первоначальные действия французских войск ставились в зависимость от действий германских войск. Только Лотарингская группировка в составе двух армий получила активную наступательную задачу. Центральной группировке войск в составе одной армии отводилась роль связывающего звена между бельгийской и лотарингской группировками. Бельгийская группировка в составе одной армии должна была действовать в зависимости от поведения противника.

В случае нарушения немцами нейтралитета Бельгии и наступления их через ее территорию, эта армия должна быть готова наступить в северо-восточном направлении, в противном случае ей предстояло наступать в восточном направлении.


Сущность английского плана сводилась к обещанию направить во Францию экспедиционную армию в составе семи дивизий. Английские правящие круги рассчитывали переложить главную тяжесть войны на суше на Россию и Францию. Своей основной задачей Англия считала обеспечение господства на море.

Русский план войны разрабатывался в условиях экономической и политической зависимости царской России от англо-французского капитала. Англия и Франция, представляя царскому самодержавию кабальные займы, возлагала на Россию тяжелые военные обязательства, с которыми должен был считаться генеральный штаб при разработке плана войны. Интересы самодержавия требовали нанесения главного удара по Австро-Венгрии. Однако, в силу зависимости от Англии и Франции, Россия должна была вести наступательные действия и против Германии с целью отвлечения ее сил с запада и ослабления ударов немецких войск по французской армии. Желание удовлетворить заинтересованные стороны привело к решению наступать одновременно против обоих противников. Северо-западный фронт должен был окружить и уничтожить 8-го немецкую армию и овладеть Восточной Пруссией, Юго-Западному фронту ставилась задача окружить и разгромить австро - венгерские войска, находившиеся в Галиции.

К началу военных действий на Западно-Европейском ТВД против Франции и Бельгии Германия развернула 86 пехотных и 10 кавалерийских дивизий (1,6 млн. чел. и 5000 орудий). Этим силам противостояло 85 пехотных и 12 кавалерийских дивизий франко-англо-бельгийских войск (1,6 млн. чел. 4640 орудий).