Чем может и должна гордиться россия. Чем россияне гордятся и за что любят свою страну

Дискуссия в связи с моим последним постом о патриотизме показалась мне интересной, и я предлагаю продолжить этот разговор. В той его части, где участники схлестнулись в споре о том, чем можно гордиться в нашей стране. Тут мнения резко разделились. Одни считают, что нам гордиться практически нечем. Другие в качестве предмета гордости называют различные моменты в нашей истории и целый ряд выдающихся личностей. Третьи пытаются отыскать что-то особое в нашем духовном строе и национальном характере. Позвольте и мне высказать к этому свое отношение.

История.
Да, были в нашей истории замечательные победы в больших сражениях. И мы с удовольствием о них вспоминаем. Однако были ведь и выдающиеся поражения. Например, Порт-Артур, наша русско-японская война.
Впрочем, точно такие же победы и поражения знает история большинства европейских стран. И если честно, особого предмета для гордости за выигранные сражения, как собственно и стыда за поражения, я не вижу.

Другое дело, что наша страна не жила под властью чужого народа, чужого государства.
Если, конечно, не считать нескольких лет фашистской оккупации и 300 лет «татаро-монгольского ига». Но «иго» имело место полтысячелетия назад, да и суть его весьма неоднозначна и довольно спорна. В общем, если с такой исторической натяжкой согласиться, наверное, можно считать, что эти обстоятельства указывают на независимость и стойкость русского характера, способность мобилизоваться и объединяться в критические моменты истории. Такие национальные качества, и в самом деле, приятно поставить себе в заслугу.

Российская Империя правдами и неправдами сумела разрастись до гигантских размеров, став самым большим по площади государством.
И даже сегодня после распада империи мы занимаем огромную часть суши, что многих у нас наполняет невнятной географической гордостью: вот, мол, мы самые большие. Для меня такая гордость весьма сомнительна. Что ж, тут такого выдающегося в неосвоенном пространстве? Скорее это указывает на нашу хозяйственную несостоятельность.

Но есть в нашей истории период, которого, на мой взгляд, мы должные бесконечно стыдиться, хотя бы уж только для того, чтобы он никогда больше не повторился.
Я имею в виду репрессии большевиков, сгноивших в ГУЛАГЕ миллионы людей, уничтоживших цвет нации. И эти преступления нельзя оправдать никакой индустриализацией, никаким всеобщим образованием, ни какими космическими проектами.

Культура.
Россия дала жизнь Толстому, Достоевскому, Чехову – трем гениальным писателям, которые признаны выдающимися во всем мире. Были у нас, конечно, и другие замечательные писатели и поэты, но либо они носили слишком национальный характер, либо не дотягивали до планки мирового значения, а возможно, и просто им не случилось быть открытыми для мирового читателя.
Точно так же, насколько я понимаю, не появилось в России литературного направления, оказавшего влияния на мир. Оно, конечно, греет душу быть соотечественниками литературных гениев. Однако, ни одно из трех перечисленных обстоятельств, на мой взгляд, не дает повода ни для особой национальной гордости, ни национального траура. Как случилось, так и случилось.

Парадоксальным образом проявила себя Россия в изобразительном искусстве.
Единственное, насколько я знаю, широко известное в мире русское направление в живописи – авангард (Кандинский, Филонов, Шагал, Малевич и др.) стараниями большевиков было задушено у себя же на родине и утекло за ее рубежи. Были в нашей истории замечательные художники и других направлений, но ни один из них, думаю, и близко не ценится в мире, как старые итальянские мастера или выдающиеся французские импрессионисты.

А вот русская музыка, пожалуй, сумела завоевать весь мир.
Чайковский, Рахманинов, Прокофьев, Шостакович, Шнитке – эти имена, как и целого ряда других композиторов на слуху во всех цивилизованных странах. Тоже можно сказать и о нашем исполнительском искусстве, и о балете.

В целом же – не будучи специалистом, я ничего не берусь утверждать, а лишь делюсь своим мнением – дела обстоят так: хотя Россия и сделала определенный вклад в развитие мировой культуры, но оснований гордиться, а тем более кичиться этим у нас не больше (а скорее даже меньше), чем у итальянцев их бесконечными живописными и скульптурными шедеврами эпохи Возрождения, своей архитектурой и музыкой.
У немцев и французов – своей литературой, и также музыкой и т.д.

Наука.
Примерно также, по моим представлениям, обстоит дело и в науке. Безусловно, мир обязан России рядом выдающихся ученых и выдающихся открытий. Но не будем забывать, что в еще большей мере мировая наука обязана Европе. Будем иметь в виду и то, что вот уже как лет пятьдесят назад центр научной мысли и вовсе окончательно переместился в США, о чем свидетельствует самое большое число нобелевских лауреатов, научных открытий и созданных технологий в этой стране.

Впрочем, на мое понимание, дело здесь вообще не в науке, истории или культуре.
К вопросу о том, что вызывает гордость за свою страну, думаю, надо подходить совсем с другого конца. И тут все зависит от вашей системы ценностей.

Что важнее для вас: государство или человек?
Что первично: государство или мы, народ? Что правильно: государство для нас или мы для государства?

Если ваш выбор в пользу человека, то совершенно очевидно, что есть только одна, высшая мера того, можем или не можем мы гордиться своей страной.
Это то, что страна смогла дать своему народу. Благоденствует народ или нищенствует, свободен он или бесправен. И если большая часть населения живет в бедности, если милиции боятся больше, чем бандитов, если все прогнило в коррупции, то какая к черту разница, дала Россия миру Менделеева и Станиславского или родились бы они в другой стране!

Не в этом же суть.
Возьмите, к примеру, Данию. Она не производит ни автомобилей, ни самолетов, ни оружия. Лично я вообще не слышал, чем, помимо разбойных нападений викингов, великого сказочника Андерсена, физика Нильса Бора и генетика Вильгельма Йохансена, знаменито это небольшое государство. Но я знаю, что датчане настроены весьма патриотично. Они не просто любят свою страну, они гордятся ею. Гордятся тем, что страна смогла обеспечить для своих граждан высокий уровень и качество жизни, гордятся своим здравоохранением и соцобеспечением, тем, что у них практически нет коррупции. Зато есть реальная свобода слова и все другие свободы и права личности. Им хорошо и уютно жить в своей Дании.

Согласитесь, что в этом контексте вклад страны в мировую культуру или науку не так уж существенен.
А как предмет национальной гордости может стоять на втором и даже на третьем месте или вообще никак не стоять.

Но, конечно, если в вашей шкале ценностей на первом месте стоит государство, то тогда – да, не так уж и важно, как живут люди, эти маленькие винтики, жизненный смысл которых обслуживать великую и священную сущность – государство.
Вот тут, конечно, можно и глотку перегрызть за то, кому принадлежит открытие радио – Попову или Маркони. Тут можно и уничтожение крестьянства оправдывать великой задачей индустриализации, а создание «шарашек» – необходимостью мобилизации технической интеллигенции в трудное для страны время.

И в заключение специально для тех комментаторов моих постов, которые не схватывают их соль.
Так вот соль этой и предыдущей статей в следующем:

Патриотизм – это замечательное чувство, но только до тех пор, пока его не начинают мусолить негодяи или глупцы.
Любовь к своей стране и гордость за нее – все это, конечно, проявления патриотизма. Но это не одно и тоже. Любить можно абстрактно, несмотря ни на что, а гордится только чем-то конкретным. И не всем подряд. С моей точки зрения, здесь должны быть свои приоритеты. И во главе этого списка должен стоять человек. Хорошо этому человеку жить или плохо. Если в этом смысле гордится особо нечем, то боль за свою страну, желание изменить ее к лучшему и есть, по моему разумению, высшее проявление патриотизма.
Всё.

Россия в последнее время добилась довольно больших успехов в спорте и своеобразного авторитета во внешней политике, благодаря росту военной промышленности и несколько агрессивному поведению на мировой арене. Для многих людей, эти успехи в некотором смысле покрывает недочеты в области образования или здравоохранения. Давайте же выясним как россияне относятся к своей стране на сегодняшний день.

Гордиться ли россиянин нынешней Россией?

В течение последних 10 лет проводился социологический опрос населения, в котором у граждан страны спрашивали: «Гордитесь ли вы нынешней Россией?». Каждому участнику предоставляли 4 варианта ответа на выбор:

Определенно, да!

Определенно, нет!

Скорее, да!

Скорее, нет!

Россияне отвечали «скорее», намного чаще, чем «определенно», но в целом результаты этого опроса были 50 на 50. В следующем опросе гордящихся людей было чуть больше. Пару лет назад, доминировали недовольные жители страны, ну а в этом году большинство россиян гордится своей странной, и в основном это обеспеченные люди и молодежь, их положительные ответы составляют чуть меньше 80%, а из более бедной прослойки людей гордиться около 50%.

Удивительным фактом является то, что гордость и недовольство странной, очень зависит от рейтинга В.В.Путина. Результаты опроса о президенте очень схожи с опросом о гордости за страну: положительные отзывы от богатых и молодых и отрицательных больше от бедняков. Тем не менее, Путин завоевал 88% голосов всего населения, что является неоспоримым доказательством доверия к нему народа.

Гордость россиян

После опроса респондентам задали вопрос, что именно вселяет в них гордость за свою страну.

Будем рассматривать ответы в порядке увеличения. Система здравоохранения, набрала всего 2% голосов. В два раза больше людей гордятся российским образованием - 4%. Не учитывая того, что именно благодаря образованию и процветает наука, за современные достижения российской науки проголосовало намного больше людей, целых 15%. Успехами в экономике гордятся 4 из ста человек. Интересным фактом будет то, что в сумме все эти 4 очень важные деятельности занимают всего 24% голосов, а вот спорт занял намного более высокие позиции. Целых 29% людей гордятся именно спортивными заслугами. Удивительно то, как россияне любят спорт, отдавая ему приоритет. Дальше по списку у нас положение России на международной арене. Огромное количество молодых людей гордиться именно им - 37%. Следующим по популярности являются вопрос вооружения нашей страны, тут спорный вопрос. Конкретно по теме авиоударов в Сирии. Здесь мнения немного разделились - молодежи, одобряющей эти действия, на 11% меньше чем стариков, в процентах 48 и 59%. В случае необходимости именно молодежи придется отдуваться, так что их опасения понятны. За вооруженные силы, мужчины отдали 49%, женщины - 40%, ну а вот культуре, большее предпочтение отдали женщины - 34%, для сравнения, из мужчин проголосовали всего 26%. Культурой гордятся самые различные слои населения. В среднем культурой гордятся от 26 до 40%.

За широкие просторы страны проголосовало 39%. Большее количество голосов отдано за природные ресурсы. Своими природными богатствами Россия всегда славилась во всем мире, так что 39% людей гордятся ими вполне оправданно. Основная масса голосовавших за ресурсы и просторы относится к старшему поколению. Младшее же решило голосовать за то, что мы создавали сами, а не за подаренное нам природой. За историю России, проголосовало 38% молодых.

С чего все началось?


Около 15 лет назад появились первые суждения о гордости и патриотизме народа в интернет-сетях. Первые суждения были довольно ностальгическими, часто речь шла о том, как в советские времена гордились своей страной и люди действительно были патриотами, а сейчас больше такого нет. Прошли годы, и патриотизм, вновь вернулся. Популярность Путина и его старания, вернули народу надежду на хорошее будущее. Каждый год, гордость народа растет. Неоспоримым является то, что Россию опять называют великой. В 2008 году у россиян было много поводов для гордости. Множество побед в спортивных соревнованиях, победа на «Евровидении» и успехи в военных делах. Позже наступил кризис, в связи с которым народ был немного разочарован, но во время участия россиян в Олимпиаде в Сочи,и когда к России присоединился Крым, восторг снова вернулся. События же в Сирии дали каждому гражданину понять, что Россия достойна его гордости и каждый россиянин просто обязан быть патриотом.

В интернете на разных порталах также проводились разные опросы. По этим опросам можно сказать, что россияне также очень любят свою страну за ее красивую природу. Ценят и дорожат своей историей и с гордостью относятся к достопримечательностям. Многие граждане высказывались по поводу любви к своей родине из-за людей, которые тут живут, характера и ценностей их души. Есть и такие кому нравится то, что только в России так много различных наций.

Если говорить о России, то, несмотря на все возникающие проблемы, наш народ ценит то, что у него есть. Любить и ценить свою страну, несмотря ни на что, умеют только россияне. Вплетая в одно целое, патриотизм и гордость наш народ был и будет сильным и непобедимым. Любовь к своей стране у россиянина никому и никогда не отнять.

ВЦИОМ провел опрос на тему "Что в первую очередь для вас является предметом гордости за свою страну, свой народ?". Оказалось, что главным поводом для гордости за страну для россиян стало историческое прошлое России (47%). Наши сограждане гордятся Россией также как местом, в котором родились и выросли (32%), и как землей, на которой живут (30%). Несколько реже предметом гордости оказываются великие люди (22%), родная природа (21%), государство (19%), литература и искусство (17%), военная мощь (16%), душевные качества народа (15%). 13% гордятся русским языком, 12% - песнями, праздниками и обычаями, 11% - спортивными достижениями, 10% - памятью предков, по 9% - религией и государственной символикой. В меньшинстве - те, у кого предметом гордости является трудолюбие и хозяйственность народа (6%).

Regions.Ru отмечает, что в советское время принято было гордиться не столько прошлым, сколько настоящим, делом своих рук. Культа прошлого как такового практически и не было, поскольку в нем не было необходимости. Теперь же общество испытывает явную потребность в великом прошлом. Однако интерес к делам предков уже не подразумевает живого участия в них, он несет на себе неисправимый музейный отпечаток, когда в перерыве между телевикториной и реалити-шоу можно погордиться Гагариным, Пушкиным или Менделеевым.

«Следует ли, по-вашему, вообще гордиться своей Родиной? С чем связано то, что все основные поводы для гордости за страну остались в прошлом - с объективным недостатком значимых событий или с исчезновением у людей чувства ответственности перед страной и обществом? Какой повод для гордости за свою страну назвали бы вы?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Борис Михайлов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, отметил, что прошлым гордятся, когда современность не дает повода для гордости. «Хотя «гордиться» - плохое слово. Лучше здесь, наверное, сказать «радоваться». В самом же глаголе «гордиться» и в самом вопросе присутствует идеологический стереотип, употреблявшийся еще и в дореволюционной России, и особенно в советское время: «Мы - великая страна, мы - великая держава». Это стереотип, который разъедает наше сознание, волю и восприятие реальности», - сказал он.

«Я люблю свою страну, она мне дорога. И особенно я люблю Россию, которой уже почти не стало, которую мы потеряли - это, впрочем, тоже стереотип, но правильный. Я бы даже сказал: «которую мы погубили». Сознательно или нет - это уже другой вопрос. По крайней мере, события революции - это сознательное нападение революционеров на Россию, сознательное уничтожение власти и сознательное истребление всех русских сословий, начиная с дворян и кончая крестьянством», - добавил отец Борис.

Протоиерей Владимир Вигилянский, глава пресс-службы Московского Патриархата, считает историю России последних полутора столетий историей утрат главных ценностей страны. «Стало исчезать то, что вкладывается в понятия «Святая Русь» и «Русский мир». Благодаря Православию сердцевиной этого Русского мира было понятие служения, жертвенности. Люди жили не для себя, а для Бога, для страны и для людей. Вся культура и даже быт были проникнуты этой идеей. В этом была сила и превосходство России», - сказал он.

«К сожалению, в двадцатом веке был сломлен код русской ментальности. И нам нужно, по крайней мере, еще одно столетие, чтобы вернуть хотя бы часть этого утраченного богатства. Этим и занимается Русская Православная Церковь», - заключил протоиерей.

Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма святых Косьмы и Дамиана в Шубине, считает, что «гордиться» - слово нехорошее. «Сразу предполагается, что кто-то хуже, а я лучше. Я бы заменил его словом «радоваться». Ведь можно радоваться и тому хорошему, что в стране совершается, и тому, что ты отчасти к этому хорошему имеешь отношение. А гордиться не нужно. Но если уж, со всеми оговорками, употреблять это слово, то я бы, гордился русской литературой, особенно девятнадцатого века, и немножко - двадцатого. А историей России очень уж гордиться не приходится, слишком много там было темного: и крепостное право, и революции, и жестокость...», - сказал он. «Прошлым гордятся потому, что оно уже обдумано, ему вынесены оценки. А настоящее всегда неясно: «лицом к лицу лица не увидать», - заключил отец Александр.

Священник Олег Кобец, настоятель Преображенского кафедрального собора г. Белгорода, полагает, что современные гении - «карлики на плечах гигантов» прошлого. «Мне кажется, что причина ностальгии россиян по историческому прошлому коренится в том, что сейчас они не чувствуют себя хозяевами в собственной стране. Люди слишком зависимы от сиюминутных решений властей, поэтому начинают идеализировать прошлое, где было большее ощущение стабильности», - заметил он.

«Надо также признать, что все величайшие писатели, архитекторы и композиторы - это люди, работавшие в дореволюционное время. Ни в советский, ни в постсоветский периоды истории уже не было тех, кто мог бы сравниться с ними по таланту и гениальности. Если говорить о достижении вершин духовности, то все великие подвижники тоже в нашем прошлом», - сказал он.

«В современности для меня, как для священника, особенно значим подвиг тех людей, которые смогли прийти к вере, отвергнув атеизм. Меня, безусловно, радует возрождение Церкви. Полагаю, что еще прошло слишком мало времени, чтобы мы могли объективно посмотреть на двадцатилетний постсоветский период. Но думаю, что в будущем нам представится возможность по достоинству оценить это время», - заключил отец Олег.

Священник Владимир Тимофеев, клирик белгородского Спасо-Преображенского собора, считает ностальгию граждан по прошлому страны естественной реакцией на ее настоящее. «Любовь к прошлому своей страны, с моей точки зрения, свидетельствует о желании приобщиться к тому образу жизни и мировоззрению, которое существовало ранее. Это, прежде всего, ностальгия по тем ценностям, которых придерживались наши предки», - заметил он.

«Если человек не знает прошлого, он не сможет построить будущего. История имеет свойство повторяться, и, не зная ее, мы будем всегда совершать одни и те же ошибки. Я надеюсь, что те, кто сказал, что гордится историческим прошлым своей страны, подразумевали, что сами хотели бы принять деятельное участие в настоящем своей Родины, продолжив дела героических предков», - заключил отец Владимир.

Да Бог с ним, с пессимизмом. Давайте будем помнить о великом, и о том, что очень часто забугорные шулеры, на основании своих законов и первенства в информационном поле, просто лишали нашу страну и наших изобретателей заслуженного приоритета.

Азбука русских изобретений

В 20-е годы XX века более двухсот учёных, философов, писателей были высланы из России. Они составляли интеллектуальную мощь всего государства, поэтому неудивительно, что оправиться от такого шока страна смогла только спустя несколько десятилетий. Постепенно всё нормализовалось, и российская наука снова вышла на первое место по количеству изобретений на душу населения. Но рухнул вдруг „железный занавес”, и к нам хлынул ширпотреб, а к „ним” в поисках лучшей доли „потекли мозги”. Одни уезжали сами, других приглашали, нанимали, покупали. Идеологические доводы с нашей стороны были исчерпаны временем, а „они” побеждали доводами материальными. Какой учёный сможет отказаться от собственной лаборатории с самым современным оборудованием, от внедрения в серийное производство своих изобретений, от всемирного признания? И неважно, какое государство оказывает поддержку.

И кто сейчас помнит, что, например, родоначальником американской авиации был русский Игорь Сикорский. Первые телевизоры появились благодаря Борису Рогозину и Владимиру Зворыкину, а первые магнитофоны и видеомагнитофоны воплотил в жизнь русский эмигрант Александр Понятов. Немногие знают и тот факт, что идея персональных компьютеров целиком и полностью принадлежит русскому - Арсению Горохову. Сейчас ведётся много споров на тему „А были ли американцы на Луне?”, но мало кто знает, что самая выгодная траектория полёта на спутник земли была рассчитана Юрием Кондратюком ещё в 20-е годы прошлого века. Именно эти расчёты легли в основу так называемых лунных экспедиций американских космонавтов. Кстати, слова „космонавт” и „спутник” тоже имеют российское происхождение. Хотя в последнее время даже на главном государственном канале их заменяют, старательно выговаривая „астронавт” и „сателлит”.

А кто из зарубежных философов может сравниться по глобальности мышления с такими учёными как Вернадский, Чижевский, Циолковский? Их идеи стали поистине путеводной звездой для всего человечества. Например, мысль Циолковского о путешествии в космосе с помощью солнечного паруса нашла подтверждение в наши дни. Уже готов к испытанию первый спутник с гигантскими парусами, которые домчат его до Марса всего за неделю. Угадайте, в какой стране был изобретён и построен этот спутник? Правильно. В России.

Охота за „русскими мозгами” давно стала национальным видом спорта западных стран, потому что замыслы, рождённые уникальными российскими умами в разных областях науки и техники, далеко опережали и продолжают опережать самые смелые идеи Запада.

В начале XX века жил и творил „человек-фабрика”, „первый инженер России” - Владимир Григорьевич Шухов. Он сознательно отказался от подражания иностранным образцам и стал работать, опираясь на научные и инженерные мысли русских учёных. В итоге, он с десятком помощников сделал столько открытий и изобретений, сколько под силу нескольким научно-исследовательским центрам. Практически каждая буква русского алфавита соответствовала какому-нибудь его изобретению. Так была составлена "азбука Шухова"... Со временем в нее вносились множество новых имен...

А

авиационные ангары (В. Шухов);

автомобиль

Прообраз первого автомобиля был создан крепостным крестьянином Нижегородской губернии Леонтием Шамшуренковым и представлен в Петербурге 1 ноября 1752 года. Это была четырёхколёсная самобеглая коляска, которая двигалась благодаря мускульной силе двух человек, развивая скорость до 15 км/ч.

Следующей попыткой создания самоходного экипажа стала „самокатка” русского конструктора, изобретателя и инженера Ивана Кулибина, на которой он разъезжал по улицам Петербурга в 1791 г. Его трёхколесный механизм развивал скорость до 16,2 км/ч и содержал почти все основные узлы будущего автомобиля, введённые впервые - коробку скоростей, тормоз, маховое колесо, подшипники качения.

Первый русский автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, работающем на жидком топливе, был построен в 1882 г. группой русских инженеров во главе с Путиловым и Хлобовым. Однако, достаточных документальных подтверждений этого пока не получено. Традиционно же считается, что первый отечественный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания и мощностью 2 л.с. был создан в Санкт-Петербурге в мае 1896 г. Е. А. Яковлевым;

автомобильный счётчик, который измерял пройденный путь и назывался „верстомер” (Л. Шамшуренков).

Б

баржи нефтеналивные (В. Шухов);

батареи скорострельные (А. Нартов);

бомбардировщик - четырёхмоторный самолет „Русский витязь” (И. Сикорский);

буквопечатающий аппарат (Б. Якоби).

В

велосипед. В 1801 г. уральский мастер Артамонов решил задачу облегчения веса повозки за счёт сокращения числа колес с четырёх (см.выше) до двух. Таким образом, Артамонов создал первый в мире педальный самокат - прообраз будущего велосипеда;

вертолёт - первая в мире документированная практическая разработка летательного аппарата тяжелее воздуха была выполнена русским учёным М. В. Ломоносовым. В 1754 г. он построил модель, работавшую по принципу вертолёта с соосными винтами;

видеомагнитофон (А. Понятов);

винторезный токарный станок (А. Нартов);
висячие металлические перекрытия цехов и вокзалов (В. Шухов);

воздушно-канатная дорога (В. Шухов);

воздушно-реактивный пульсирующий двигатель - прототип современных реактивных двигателей разработал в 1864 году артиллерийский офицер Н. Телешов;

водонапорная башня (В. Шухов);

водопроводы в Москве, Тамбове, Киеве, Харькове, Воронеже (В. Шухов).

Г

генератор трёхфазного переменного тока - сегодня 95% электроэнергии передаётся и потребляется в виде трёхфазного тока (М. Доливо-Добровольский);

Первый гусеничный движитель (без механического привода) был предложен в 1837 г. штабс-капитаном Д. Загряжским. Его гусеничный движитель строился на двух колёсах, обведённых железной цепью. А в 1879 г. русский изобретатель Ф. Блинов получил патент на созданный им „гусеничный ход” для трактора. Он его называл „паровоз для грунтовых дорог”.

газгольдеры или газохранилища (В. Шухов).

Д

доменная печь (В. Шухов).

З

землечерпалки (В. Шухов).

И

изолированный электрический кабель (П. Шиллинг).

К

кабельная телеграфная линия - линия Петербург-Царское Село была построена в 40-е годы XIX века и имела протяжённость 25 км. (Б. Якоби);

кессоны (В. Шухов);

лифт (И.П.Кулибин)

М

магнитофон (А. Понятов);

мартеновские печи, мачты электропередач, меднолитейные цехи, мостовые краны, мины (В. Шухов);

металлические резервуары для хранения нефтепродуктов (В. Шухов);
метод горячей сварки (Н. Славянов).

Н

нефтяные насосы, позволившие добывать нефть с глубины 2-3 км, нефтеперегонные установки, первый в мире нефтепровод, длинной 11 км (В. Шухов).

О

оптический прицел (А. Нартов);

орбитальная космическая станция „Мир” (НПЦ им. М. Хруничева).

П

пакгаузы, специально оснащённые порты (В. Шухов);

переработки нефти методом крекинга (В. Шухов);

паровая форсунка (В. Шухов);

персональный компьютер (А. Горохов);

подвесные электрические дороги (И. Романов);

проекционная система для цветных слайдов (С. Прогудин-Горский);

промышленное производство синтетического каучука (С. Лебедев);

протез (И. Кулибин).

Р

радиобашни цилиндрические (В. Шухов);

радиоприёмник (А. Попов);

растровый ультразвуковой микроскоп (С. Соколов);

реактивный пассажирский самолет ТУ-104 (А. Туполев).

С

Исторические документы неопровержимо доказывают, что первый в мире самолёт был создан в России Александром Федоровичем Можайским. 3 ноября 1881 г. он получил первый в мире патент на самолёт, построенный в сентябре 1876 г. - на двадцать лет раньше братьев Райт, которым совершенно незаслуженно приписывается это изобретение;

синтетический каучук из нефти (Б. Бызов);

спутник (КБ С. П. Королёва).

Т

танкеры, трубопроводы;

телеграф, что в переводе на русский означает „дальнописец” (П. Шиллинг);

транспортный самолёт - самый большой в мире самолет „Святогор”, „Илья Муромец” (В. А. Слесарёв).

Ф

фюзеляж. Впервые разработав фюзеляжный тип самолета, А. Можайский на 30 с лишним лет опередил западноевропейских и американских конструкторов, которые только в 1909-1910 гг. начали строить подобные самолёты.

Ш

шпалопрокатные заводы.

Ч

часы карманные, которые показывали не только время суток, но и месяц, день, неделю, время года, фазы Луны, время восхода и заката Солнца (И. Кулибин).

Э

электродвигатель (Б. Якоби);

электромобили - двухместный электромобиль И. Романова образца 1899 г. изменял скорость движения в девяти градациях - от 1,6 км в час до максимальной в 37,4 км в час;

электрическая лампа накаливания (А. Лодыгин);

электролёт - вертолёт с электрическим двигателем в 60-е гг. XIX века изобрёл инженер-электрик А. А. Лодыгин;

электромагнитный телеграф (П. Шиллинг, Б. Якоби);

электроразведка для поиска полезных ископаемых (Е. Рагозин);

электротермический ракетный двигатель (В. Глушко).

Помните об этом и рассказывайте подрастающему поколению...

В рамках Всероссийского репрезентативного опроса Независимая исследовательская служба «Среда» интересовалась у сограждан, какие ассоциации возникают у них со словом «Родина». Формулировку «гордость Родиной, патриотизм» выбрали 8% респондентов, по частоте упоминаний она заняла 6-е место среди 14 позиций. Это единственная строчка, по которой опрошенные женщины и мужчины статистически значимо различаются (соответственно 6% и 10% упоминаний).

Можно ли гордиться своим родом, своей страной?

Алексей Ильич ОСИПОВ , заслуженный профессор Московской Духовной Академии

Мы убеждены: наш народ имеет своё лицо, он не хуже других народов. Мы знаем, что он неоднократно показывал замечательные образцы и ума, и знания, и мужества, и стремления к свободе, и доброты, и любви. В нашем понимании гордость за народ не есть самомнение и не есть презрение к другим.

Дело в том, что само понятие «гордость» может иметь различные смыслы. Одно – это почитание себя выше и лучше других. С христианской точки зрения такое чувство имеет отрицательный характер. Но, говоря о гордости за свой народ, за свою страну, мы, русские, не мыслим себя лучше других и не презираем другие народы. В понятие «гордость» мы вкладываем нечто другое.

Мы убеждены: наш народ имеет своё лицо, он не хуже других народов. Мы знаем что он неоднократно показывал замечательные образцы и ума, и знания, и мужества, и стремления к свободе, и доброты, и любви. Ещё раз подчёркиваю, что в нашем понимании гордость за народ не есть самомнение и не есть, следовательно, презрение к другим. Хотелось бы, чтобы все народы мыслили именно так.
Наряду с этим мы употребляем другой термин – патриотизм. Если перевести его на христианский язык – любовь к своему народу, любовь к своей стране. Вообще любовь является важнейшей характеристикой сознания нашего человека.

Недаром Достоевский писал, что наш народ обладает всемирной отзывчивостью. Это означает, что мы относимся с благожелательством к другим людям. Обратите внимание, у нас в России может человек любой национальности заниматься любым делом.

Действительно, наш человек очень широк. Мы позволяем всем жить у нас, всех привечаем. Есть такая важная черта у русского народа. И я думаю, что эта черта самая лучшая с христианской точки зрения. Этим мы можем гордиться.

В очень условном смысле мы можем применить понятие «гордость» к нашему национальному самосознанию. Мы говорим, скорее, о любви к Родине, о любви к своему народу.

Протоиерей Николай ОЗОЛИН ,
профессор Свято-Сергиевского богословского института в Париже :

С того момента, когда мы начинаем чем-то гордиться, мы это портим
– Прежде всего, надо договориться о терминах. Когда гордость касается высших ценностей, ничего страшного, ничего отрицательного в ней нет. Вся проблема гордости в том, что люди грешны и потому легко впадают в самомнение. Наверное, не случайно гуманизм породил самообольстительную формулу «человек – это звучит гордо».

А одна из высших христианских добродетелей – обратное гордости смирение, к которому призван каждый христианин. Смиренный человек всегда к себе располагает. Он способен вас выслушать, он может войти в положение другого человека. С того момента, когда мы чем-то гордимся, мы портим то, чем гордимся, и прежде всего, для себя самих. Свой же род, свою семью, свою страну надо не портить, их надо в первую очередь любить. А любовь – это всегда ответственность, и тогда можно забыть про гордость. Это нелегко, но это наше христианское понимание дела, и, в общем, самая суть нашей жизни.

Протоиерей Владислав ЦЫПИН ,
заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин Московской духовной академии, профессор, доктор церковной истории и церковного права :

Гордостью может называться уважение к предкам
– Всякого рода личная гордость – гордыня. А значит, чувство греховное, за которое перед Богом предстоит нести ответственность. Но и уважение к предкам может быть названо гордостью за них. Любовь к своей стране проявляется по-разному. В том числе она предполагает и гордость за прошлые успехи, за совершенные предками подвиги, за достойное место среди других стран и народов.

То же самое относится к чувству человека, которое его связывает со своим народом, с согражданами, с диаспорой за пределами Отечества. То есть, помимо патриотизма, который Церковь благословляет, есть ещё и вполне дозволенное чувство причастности к судьбе и к жизни своего народа, к прошлому и будущему своего этноса. Всё это справедливо и для России, и для русского народа.


Протоиерей Владимир ВОРОБЬЕВ
,
ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, настоятель храма святителя Николая в Кузнецкой слободе :

По-настоящему гордиться следует святыми и подвижниками
– Народ – это организм, единство которого можно сравнить с семьей. Равно как в доброй семье каждый блюдет ее общие интересы, и в своем народе всякий верный сын не вправе убежать на страну далече ради собственной корысти. В наши дни, увы, мы часто видим прямо противоположные примеры. Еще недавно слово «патриотизм» было чуть ли не ругательным, и многие считали почетным покинуть свою Родину и искать счастье на чужбине. Но ведь это противно самому человеческому естеству!

Зато когда оказываешься вдали от Родины, начинаешь ценить свое Отечество. Это не только географическое понятие, не только народные традиции. Это понятие святое. Оно корнями уходит в духовную жизнь, а теряя корни, человек теряет будущее. Мне кажется, само воспитание должно строиться на любви к своему Отечеству, к своим святым и подвижникам. В общем, к яркому идеалу, которым является русская святость, сама душа нашего народа.

О своей гордости за Россию мужчины заявляют в 1,5 раза чаще чем женщины