Что должно быть в портфолио учителя. Как создать электронное портфолио учителя

Данное Положение о Портфолио учителя позволяет накапливать и систематизировать материал о всесторонней деятельности педагога за отчётный период. Все данные располагаются в определённой последовательности и подтверждаются официальными документами, что облегчает работу педагога при подготовке к аттестации и при получении стимулирующих выплат.

Портфолио сдаётся на проверку в администрацию образовательного учреждения два раза в год с целью оценки качества и результативности труда учителя.

Положение о Портфолио учителя.

1. Общие положения.

1.1. Портфолио учителя - индивидуальная «папка», в которой зафиксирована динамика его личных достижений в профессиональной деятельности на уровне качества результата.

1.2. Цель портфолио - мотивация учителя на профессиональное развитие и повышение профессиональной компетентности.

1.3. Портфолио учителя основывается на принципах системности и достоверности.

1.4. Портфолио обеспечивает накопление информации, необходимой учителю для:

Заполнения оценочного листа для получения стимулирующих выплат,

Прохождения аттестации,

Представления к государственным наградам,

Представления к различным видам поощрения по итогам учебного года,

Представления при переходе в иное образовательное учреждение в качестве сопровождающих материалов.

1.5. Портфолио должно быть представлено на бумажном носителе.

2. Структура Портфолио

2.1. Общие сведения об учителе.

2.1.1. Фамилия, имя отчество учителя, год и место рождения.

2.1.2. Образование: копии документов.

2.1.3. Повышение квалификации: копии документов.

2.1.5. Почётные звания и награды, правительственные награды, грамоты, благодарственные письма.

2.1.6. Дипломы различных конкурсов.

2.1.7. Другие документы (по усмотрению учителя: автобиография, анкетирование, характеристика, эссе и т.п.).

2.2. Результаты педагогической деятельности учителя.

2.2.1. Качество обучения преподаваемых предметов за четверть, за полугодие, за год в динамике (сводная таблица).

2.2.2. Итоги промежуточной аттестации и итогового контроля по предметам в динамике (сводная таблица, анализы полученных результатов).

2.2.3. Итоги государственной итоговой аттестации (сводная таблица, протоколы экзаменов).

2.3. Внеурочная деятельность по предмету.

2.3.1.Участие учащихся в предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, конференциях разного уровня (приказы, справки, анализы, грамоты, дипломы, благодарности и т.п.)

2.3.2. Участие учащихся в дистанционных международных, всероссийских интеллектуальных конкурсах, в том числе интернет - конкурсах (справки, результаты, анализы).

2.3.3. Подготовка и проведение внеклассных мероприятий: предметных недель, декад, конференций, чтений, фестивалей, смотров и т.п. (разработка ВМ с указанием даты, участников, приказы директора).

2.4. Научно-методическая и инновационная деятельность учителя.

2.4.1. Работа по программам кружковых, факультативных и элективных курсов (приказ директора по школе об открытии курсов, программы курсов и анализ результатов деятельности курса).

2.4.2. Работа в разновозрастной группе (тематическое планирование уроков и занятий).

2.4.4. Участие в методической работе разного уровня: подготовка и проведение семинаров, открытых уроков, мастер - классов, создание проектов, выступлений, докладов (справки, материалы, разработки, отзывы, приказы и т.п.)

2.4.5. Отчёт о работе по теме самообразования (материалы работы, справка).

2.4.6. Профессиональные конкурсы разного уровня (приказ, справка, грамота, диплом, благодарность и т.п.)

2.4.7. Наставничество педагога (справка, анализ результатов).

2.4.8. Участие в Интернет - сообществах (указание электронного адреса и содержания личной странички, личного кабинета, создание сайта, электронного портфолио, название интернет - публикаций, участие в конкурсах, дистанционном обучении и т.д.)

2.4.9. Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий: физкультминутки; экскурсии, походы, прогулки; мероприятия по сохранению и восстановлению психического и физического здоровья детей - диагностики, анкетирования, опросы (разработки, справки, данные диагностик с анализом, выводом и рекомендациями для дальнейшей работы, фотоматериалы, рисунки, отзывы и т.п.)

2.4.10. Публикации разного содержания и уровня (напечатанные материалы, выходные данные).

2.4.11. Образцовое содержание и развитие учебного кабинета (приказ по школе о заведовании кабинетом, анализ работы кабинета, план развития кабинета, фотоматериалы, результаты санитарного состояния, оформление паспорта кабинета).

2.4.11. Участие в работе предметных олимпиад, конкурсов, викторин, жюри, комиссий разного уровня (приказы, распоряжения, справки и т.п.)

2.4.12. Методические разработки учителя (мероприятия, конспекты уроков, дидактические материалы, положения и т.п.)

2.5. Профессиональная деятельность классного руководителя.

2.5.1. Позитивная динамика успеваемости и качества знаний учащихся класса за четверть, полугодие, год (сводная таблица).

2.5.2. Отсутствие пропусков уроков без уважительных причин (таблица-тетрадь с указанием причин).

2.5.3. Активное участие в общешкольных мероприятиях вместе с классным руководителем (справки, грамоты, приказы и т.п.)

2.5.4. Высокий уровень проведения классных мероприятий (разработка мероприятия, отзывы, анализ и т.п.)

2.5.5. Проведение мероприятий с привлечением родителей, общественности (протоколы родительских собраний, разработки, документы, фотоматериалы, отзывы и т.п.)

2.6. Общественная деятельность учителя (справка, отзыв, приказ, фотоматериалы и т.п.).

В условиях модернизации российского образования возникла необходимость использования портфолио как технологии, позволяющей помочь решить проблему, связанную с объективным оцениванием результатов деятельности школьников. В последнее время всё настойчивее в педагогическом сообществе идут разговоры об использовании портфолио для учителей не только профильной, но и общеобразовательной школы.

Таким образом, портфолио учителя может стать мотивационной основой деятельности педагога и помочь формированию его личности. “Портфель” обеспечит его возможностью индивидуальной самореализации, а основой для этого является план самообразования. Самообразование любого человека всегда возникает в ответ на потребность в знаниях. Думается также, что план обеспечивает повышение уровня мотивации к самообразованию, к совершенствованию профессиональной подготовки.

В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов:

1) это “папка достижений”, направленная на повышение собственной значимости учителя и отражающая его успехи (грамоты, дипломы, сертификаты детей и пр.);

2) рефлексивное портфолио, раскрывающее динамику личностного развития учителя, помогающее отследить результативность его деятельности как в количественном, так и в качественном плане; в эту папку собираются статьи, эссе, анализ деятельности, видеокассеты, в общем, всё, что делалось в течение определённого срока (напр., года, нескольких лет);

3) проблемно-исследовательский, связанный с написанием реферата, научной работы, подготовкой к выступлению на конференции;

4) тематический, создаваемый в процессе работы по определённому проекту, теме, разделу;

5) методический, в котором помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога, и которые собраны или созданы им самим.

Составленное мной портфолио имеет комбинированный тип. В нём можно найти компоненты всех вышеупомянутых типов. Его созданию предшествовала систематическая самообразовательная деятельность в течение многих лет, что практически позволяло идти в ногу со временем, меняться вместе со всем образовательным сообществом. При его составлении использовались: 1) карта карьеры учителя, 2) критерии конкурсного отбора учителей, выдвигаемых на премию Президента Российской Федерации, 3) материалы из Интернета, в частности фестиваля “Открытый урок”, 4) критерии для проведения аттестации учителей общеобразовательных школ; 5) собственные наработки по обобщению опыта работы учителей; 6) различные статьи, каталоги, планы, копии документов, творческие работы учащихся, фотографии. Разделы II, III и IV написаны с учётом всего периода моей педагогической деятельности, остальные охватывают в основном последние пятнадцать лет.

На первой странице данного портфолио указаны фамилия, имя и отчество учителя, его должность, категория, образование (вуз), квалификация, общий стаж работы и стаж работы по специальности, последняя курсовая переподготовка, время последней аттестации и время заполнения портфолио.

В разделе I “Статус учителя” указывается то положение, какое занимает педагог в своей профессиональной области. Здесь могут использоваться такие слова, как “учитель”, “эксперт”, “автор”, “участник”, “член”, “соискатель”, “руководитель”, “выпускник”, “победитель”, “лауреат премии”, “Почётный работник”. Желательно в скобках указывать год освоения каждой ступени в профессиональном росте учителя. После статуса в моём портфолио помещена уменьшенная копия страницы диплома об окончании высшего учебного заведения с присвоением квалификации “учитель английского и немецкого языков средней школы”.

Раздел II “Личная карта учителя” составлена на основе представления для участия в конкурсе учителей, проводимом в рамках приоритетного национального проекта “Образование”. В ней указываются все данные местонахождения учителя и его общеобразовательного учреждения, вплоть до электронного адреса. Кроме этого, я внесла в неё фамилии, имена и отчества директора школы, заместителей директора по учебно-воспитательной и методической работе.

Раздел III называется “Профессиональная автобиография”. В него входят подразделы: “Должности и назначения”, “Самообразовательная карта учителя” и “План по самообразованию на 5 лет (2006–2011 гг.)”. Списки должностей и назначений, награждений и поощрений (раздел IV) составляются на основе записей в трудовой книжке. В самообразовательной карте указываются источники информации, которыми пользуется педагог. В плане по самообразованию необходимо указать тему самообразования, цели и задачи профессионального развития. В него также вносятся виды деятельности, характеризующие этот процесс, включая изучение психолого-педагогической и методической литературы, разработку программно-методического обеспечения учебного процесса, обобщение и распространение опыта работы учителя, а также повышение квалификации.

Раздел V посвящён описанию общественной деятельности, например, членство в профсоюзе и районном комитете профессионального союза работников просвещения, школьном экспертном и методических советах, в общественной организации учителей английского языка и в экспертной группе по английскому языку при районном/городском управлении образования, руководство школьным методическим объединением учителей английского языка и наставничество, участие в районных, краевых и всероссийских ярмарках, а также в профессиональных конкурсах.

Для описания результатов обучающей деятельности (раздел VI) учителю нужно иметь соответствующие данные за несколько лет, которые можно получить при систематическом анализе за четверть, полугодие и год. Указываем здесь уровень обученности, % качества и средний балл в динамике. Учителю следует также фиксировать результаты итоговой аттестации и контрольных срезов, собирать данные о медалистах и выпускниках, продолжающих своё образование (количество поступивших в вузы в % от числа обучавшихся). Сюда же можно поместить результаты контрольных срезов. Желательно иметь данные об успешной учёбе выпускников в вузах, об их участии там в конкурсах и олимпиадах по данному предмету.

С помощью анкетирования, опроса и других методов педагогической диагностики определяем рост мотивации к предмету “английский язык” и предпочитаемые виды деятельности учащихся на уроке. На основе выполненных творческих работ учащихся по данному предмету необходимо описать их количество и качество, использование различных источников информации, включая Интернет-технологии, а также соответствие этих работ требованиям к их содержанию и оформлению. Возможно, они содержат интересную информацию, красочные иллюстрации, рисунки и фотографии.

Особого упоминания заслуживает учебно-исследовательская работа школьников. В своём портфолио я называю темы работ, подготовленных учащимися для итоговой аттестации (по страноведению, по регионоведению, по языкознанию и культуроведению) и указываю их несомненные достоинства.

С помощью интервью, собеседования, наблюдения, ранжирования, анкетирования, срезов знаний, анализа проверочных и творческих работ регулярно провожу наблюдение за результативностью учебно-воспитательной работы по предмету. Например, 95% выпускников 2005–2006 учебного года имеют богатый языковой портфель: 74% из них в 9-м классе посещали элективный курс предпрофильной подготовки “Тайны туманного Альбиона”; 43% посещали курсы довузовской подготовки, проводимые мной; 46,3% участвовали в олимпиадах и различных конкурсах; 100% – в страноведческих викторинах; 24% из них становились призёрами в различных мероприятиях по предмету (некоторые – по несколько раз), все они неоднократно выполняли творческие работы, разучивали стихи, пословицы, поговорки и песни.

К результатам внеурочной деятельности учителя по предмету могут быть отнесены их достижения в мероприятиях всех уровней: школьном, муниципальном, региональном и федеральном. Желательно указать результаты внешней диагностики, если таковые имеются, например, результаты компьютерного и бланкового тестирования, олимпиад и конкурсов, проводимых в вузах, где учатся ваши выпускники. В этом разделе также можно перечислить следующие продукты творческой деятельности школьников: 1) картины по домашнему чтению, 2) кроссворды, 3) ассоциативные сети к прочитанным художественным произведениям, 4) праздничные открытки, газеты, 5) тематические газеты, 6) тексты, переведённые с английского языка на русский, 7) именные акростихи, 8) синквейны; 9) раздаточный материал, 10) мини-сочинения.

В настоящее время учителю в его практической деятельности невозможно обойтись без современных образовательных технологий (раздел VIII), в том числе информационно-коммуникационных. Называя технологии, следует дать их краткую характеристику, как они позволяют (помогают) учителю организовать учебный процесс. Кроме того, можно назвать принципы и методы организации учебного процесса, которые позволяют оптимизировать его. Если есть авторские разработки, следует описать результативность их применения.

В этом же разделе я указываю эффективные приёмы и формы организации деятельности учащихся на уроке и эффективные учебные средства для организации деятельности учащихся на уроке (схемы, планы, карты, таблицы, раздаточный материал, занимательный материал, аудио- и видеокассеты, магнитофон, видеомагнитофон, телевизор, компьютер, проектор, мяч, карточки с фотографиями, словари, грамматический и лингвострановедческий справочники, памятки, плакаты, глобус). Здесь же можно назвать последние достижения на уроке, которые не вошли ни в один из предложенных разделов, и другую дополнительную информацию (в моём портфолио указаны принципы, соблюдаемые мной в организации учебного процесса, освоенные и апробированные мной методики, а также темы контрольных работ по грамматике, разработанных мной в 4–6 вариантах).

Описывая инновационную деятельность (раздел IX), учителю необходимо указать различного рода новинки, которые не применялись ранее в его работе, которые позволили ему оптимизировать учебно-воспитательный процесс и достичь наилучшего результата. Учителю легче будет освещать этот раздел, если педагогический коллектив школы участвует в эксперименте или занимается инновационной деятельностью. Например, школьная программа развития может быть направлена на осуществление предпрофильного и профильного обучения школьников, а школа может являться экспериментальной площадкой. Учителем могут быть разработаны и апробированы программы расширения по предмету (в рамках государственной программы), элективных курсов предпрофильной или профильной подготовки.

В разделе X “Обобщение и распространение собственного опыта” можно перечислить проведённые открытые уроки за указанный в портфолио период времени, темы и даты выступлений на педсоветах, семинарах и конференциях, формы и темы курсовой подготовки. Упоминания заслуживают также публикации в профессиональных изданиях и материалы для методических бюллетеней, созданные методические разработки и проекты.

Особую ценность в учительском портфолио представляют материалы об участии педагога в различных профессиональных конкурсах, результаты анкетирования, проведённого в школе, и отзывы социума. Желательно отследить все виды и формы повышения квалификации и профессиональной переподготовки учителя, включая курсы (и дистанционные тоже), семинары, конференции, а также Интернет-ресурсы, составление и апробацию программ.

В раздел “Факты, достойные упоминания” можно поместить то, что не подходит ни в один из указанных разделов (известные имена ваших выпускников, работа в качестве эксперта по аттестации, публикации об учителе в печати).

В Приложения могут быть помещены следующие материалы:

1) автобиография, показывающая раннее проявление склонности к данной профессии (если таковое было), способности к изучению данного предмета и желание изучать его дальше;

2) педагогическая философия – основные подходы к обучению и воспитанию школьников;

3) материалы выступлений на педсоветах, семинарах, конференциях;

4) публикации, если таковые имеются; если их много или они объёмные, достаточно перечислить их с указанием изданий, а два-три небольшого объёма внести в портфолио;

5) разработки уроков и внеклассных мероприятий, планы предметных неделей и декад, тематические подборки материалов, каталоги, памятки, программы факультативов или элективных курсов;

6) список литературы из домашней библиотеки, указывающий на профессиональные интересы учителя;

7) каталоги и картотеки дидактических материалов (наглядных, раздаточных);

8) отдельные списки материалов из кабинета (выписки из паспорта);

9) копии рецензий на пособия, разработки, проекты;

10) копии документов, удостоверяющих прохождение курсов, участие в cеминарах и других формах повышения квалификации и профессиональной переподготовки;

11) копии дипломов, грамот, сертификатов, полученных учителем и его учениками;

12) образцы творческих работ и проектов учащихся;

13) пояснения учителя к составленному портфолио.

1) готовясь к выступлению на педсовете или семинаре, делайте записи; находите возможность оформить их связным текстом и в печатном варианте;

2) заведите тематические папки-накопители, в которые можно поместить созданные вами материалы;

3) составляйте картотеки имеющихся материалов и информации, что позволит вам качественно готовиться к урочной и внеурочной деятельности;

4) учитывайте и контролируйте процесс и результаты своего труда, так как без этого немыслимо своевременное исправление работы, её оценка и совершенствование;

5) составьте план по самообразованию; это поможет вам своевременно вносить в образовательный процесс элементы нового, прогрессивного и обеспечит систематический рост педагогического мастерства;

7) используйте компьютер в своей практической деятельности; при отсутствии его найдите возможность приобрести или работать на нём (у родственников, друзей или в компьютерном классе вашей школы); кроме того, для успешной работы на компьютере посетите курсы или обратитесь к специалистам компьютерных технологий. Не лишайте себя возможности получать ещё большее удовлетворение от процесса самообразования и обучения своих учеников! Удачи всем!

Портфолио учителя.

Ярушина В.А.,

Учитель начальных классов

МАОУ «Карачинская СОШ»

Существует много подходов к формированию навыков рефлексии у педагога. Одним из них является портфолио. Общепринято портфо́лио определяется как собрание образцов работ, дающих представление о предлагаемых услугах специалиста. В педагогической практике принято так называть методическую папку, в которой собрана по разделам вся информация о деятельности педагога, его достижениях. Портфолио может создаваться как в печатной, так и электронной форме. Портфолио позволяет учитывать результаты, дос­тигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, методической, исследова­тельской. Основная цель портфолио - оценивание работы учителя, характера его деятельности, отслеживание творческого и профессионального роста учителя.

Для того, чтобы создать полноценное портфолио, необходимо придерживаться ряда требований:

Материалы собираются в системе и регулярно;

Собираемые данные должны быть достоверными и объективными;

Материалы собираются в определенные разделы;

Все письменные пояснения должны быть лаконичны;

Приветствуется аккуратность и эстетичность оформ­ления.

Структу­ра портфолио может быть разнообразной. Моё портфолио имеет следующую структуру:

Раздел 1. Общие сведения об учителе

Фамилия, имя, отчество;
- год рожде­ния;
- образование (что и когда окончил, по­лученная специальность и квалификация по диплому)
- трудовой и педагогический стаж рабо­ты, в том числе в данном образовательном учреждении;
- повышение квалификации (название учреждения, год, месяц, проблематика курсов);
- наиболее значимые награды, грамоты, дипломы конкурсов;
Раздел 2. Результаты педагогической деятельности.
Данный раздел включает материалы, от­ражающие достижения учителя в различ­ных областях:

Материалы о результатах освоения обу­чающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету;
- сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года на ос­новании контрольных срезов, участия вос­питанников в школьных и других олимпи­адах, конкурсах;
- результаты промежуточной и итого­вой аттестации учащихся;
Раздел 3. Научно-методическая деятельность

В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профес­сионализме педагога:
- обоснование выбора комплекта учебно-методической литературы;
- обоснование выбора ис­пользуемых образовательных технологий;
- использование информационно-ком­муникативных технологий в образователь­ном процессе;
- использование технологий обучения детей с проблемами развития и т. п.;
- участие в профессиональных и твор­ческих педагогических конкурсах.

Активное распространение опыта своей работы в области повышения качества образования и воспитания.

Раздел 4.Внеурочная деятельность по предмету.

Раздел содержит документы:

Организация внеурочной деятельности;

Участие в творческих конкурсах на муниципальном и областном уровне;

Результаты внеурочной деятельности учащихся (творческие работы, участие в конкурсах, конференциях, концертах, спортивных соревнованиях на уровне учреждения;

- участие в социально значимой деятельности (помощь пожилым людям, инвалидам, детям-сиротам и т.п.);

Проекты, выполненные на занятиях внеурочной деятельностью;

Можно включить в этот раздел программы работы кружков.

Раздел 5. Учебно-материальная база

В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его нали­чии):
список словарей и другой справочной литературы по предмету;
список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.);
наличие технических средств обуче­ния (телевизор, видеомагнитофон, музы­кальный центр, медиапроектор и др.);
наличие компьютера и компьютерных средств обучения;
аудио- и видеопособия;
наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т. п.;
измерители качества обученности уча­щихся;
другие документы по желанию учителя.

Портфолио учителя


Что это такое?
Для начала разберемся, что такое портфолио. В переводе с английского оно означает «папка, дело, должность», а с итальянского – «папка с документами», «папка специалиста». Словом, портфолио - это досье, собрание достижений, фиксация успехов. Иными словами, профессиональное портфолио учителя – это один из способов фиксирования и накопления материалов, демонстрирующее уровень профессионализма учителя. Этот документ показывает уровень подготовленности педагога и уровень активности в учебных и внеучебных видах деятельности.

Для чего это нужно?
В современных условиях у учителя должно быть некое «досье успехов», где отражается все интересное и достойное, что происходит в его жизни. Главное его назначение – продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции: реализованные проекты, участие в олимпиадах и конкурсах, результаты проведенных исследований. Портфолио помогает проанализировать, систематизировать и обобщить результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.

Раздел 1 . Общие сведения об учителе. - фамилия, имя, отчество, дата рождения, фотография. Несколько советов: имя, отчество и фамилия должны быть обозначены ярко и четко, чтобы они хорошо запомнились с первых секунд просмотра. Шрифт должен быть достаточно крупным, красивым, хорошо читаемым. Не увлекайтесь изощренными шрифтами с завитушками, с игрой цвета и лишними анимационными эффектами: такие надписи нечитабельны и безвкусны. Поступите по-другому – постарайтесь создать четкую ассоциацию между ФИО и всем остальным, что говорит о вас. - образование. Укажите основную специальность и квалификацию по диплому. Если у вас несколько дипломов, перечислите все. - трудовой и педагогический стаж. Эта часть отражает ваше положение на карьерной лестнице. Перечислите все учебные заведения, где вам удалось поработать - вы продемонстрируете ваш педагогический опыт и его разнообразие, а это один из ключевых параметров оценки учителя. - повышение квалификации. Укажите пройденные курсы, семинары, в которых вы участвовали или были их организатором. Самые значимые курсы опишите более подробно (где, когда прослушаны, проблематика). - награды, грамоты, благодарственные письма. Эта часть дает представление о процессе индивидуального развития педагога. Лучше всего размещать документы в порядке значимости. - копии документов. Это важно для бумажного портфолио. Распечатайте копии документов, подтверждающих наличие дипломов, ученых степеней, почетных званий, наград, грамот и благодарственных писем.

Раздел 2. Результаты педагогической деятельности. Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности учителя. - материалы, показывающие результаты освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету (диагностические таблицы, графики, схемы и т.д.); - сравнительный анализ деятельности учителя за последние годы (обычно за три – пять лет) на основе контрольных срезов, участия воспитанников в олимпиадах, конкурсах, конференциях; - результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся; - сведения о наличии медалистов; - сведения о поступлении в вузы по специальности и т.п.

Раздел 3. Научно-методическая деятельность. - обоснование выбора образовательной программы, комплекта учебно-методической литературы, используемых образовательных технологий и средств диагностики; - использование ИКТ и технологий обучения детей с проблемами развития; - работа в методическом объединении, сотрудничество с методическим центром, вузами и другими учреждениями; - участие в творческих и профессиональных конкурсах; - организация и проведение семинаров, мастер-классов и т.п.; - проведение научных исследований; - разработка авторских программ; - написание кандидатской или докторской диссертации; - подготовка и публикация статьи, доклада, реферата, творческого отчета.

Раздел 4. Внеурочная деятельность по предмету. - творческие и исследовательские работы, выполненные учащимися (достаточно списка этих работ); - список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований и т.п.; - сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеозаписи проведенных мероприятий; - программы работы кружков и факультативов.

Раздел 5
. Учебно-материальная база. Здесь можно поместить выписку из паспорта учебного кабинета: - список справочной литературы по предмету; - список наглядных пособий; - наличие технических средств обучения; - наличие компьютера и компьютерных средств обучения; - аудио- и видеопособия; - наличие дидактического материала; - измерители качества обученности учащихся.

Особый вид портфолио
учителя – папка документов, подготовленных для прохождения аттестации.
Как правило, она представляет собой бумажный вариант портфолио и содержит те же основные разделы. Однако перечень документов в ней строго регламентирован органами образования региона или города; как правило, «лишние» документы на заседании экспертной комиссии не рассматриваются. Большинство документов заверяет администрация школы, многие справки и диагностические таблицы также составляет и подписывает завуч по учебной работе или директор

Габбасова Наталья Геннадьевна
МОУ СОШ № 15 Советского района г. Уфы
Республики Башкортостан
учитель русского языка и литературы

. Образцы портфолио учителя

Статья на тему «Для чего нужно портфолио педагога?».

«Глубочайшим свойством человеческой природы,

является страстное стремление людей,

быть оценёнными по заслугам»

Уильям Джеймс.

Тема статьи заставила меня задуматься. Для чего нужно портфолио педагога? Отражает ли оно работу педагога?

Что же такое - Портфолио? Это папка личных достижений педагога? А может еще одна из версий «Методической копилки»?

На этот вопрос я нашла ответ быстро. Портфолио (от франц.porter-излагать, формулировать, нести и folio- лист, страница)- досье, собрание достижений. Такое определение дает словарь иностранных языков. Идея портфолио в последнее время всё более популярна в системе образования и выступает, как один существенных элементов модернизации образования. Портфолио является одним из средств, « позволяющим отразить развитые профессиональные умения» педагога.

Народная мудрость гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Электронное портфолио в наш технический век, просто необходимо. Заполняя его, невольно задумываешься: сколько уже сделано, а сколько еще предстоит сделать. К тому же электронный вариант имеет ряд преимуществ, в отличие от бумажного, это и красочность, информативность, возможность быстро находить нужную информацию, ведь всё «лежит по полочкам». Умение систематизировать свои результаты труда, одно из условий успешной профессиональной деятельности. Портфолио без дополнительных объяснений представляет уровень профессиональной деятельности со всех сторон, и является многофункциональным инструментом, как оценивания, так и самооценки собственных достижений.

Я нашла ответ на свой вопрос «Для чего нужно портфолио педагога? Отражает ли оно работу педагога?». С уверенностью могу ответить, что портфолио - один из самых важных и нужных документов в профессиональной деятельности. Ведь это объективное представление о педагоге, которое выражает умение решать учебные и воспитательные задачи, используя профессиональные знания и умения. Создание профессионального портфолио – кропотливый труд. Тем не менее, эти усилия оправдывают себя творческим, профессиональным ростом, стимулом к самостоятельной активности, накоплением опыта, признанием коллег.