Что относится к базовым идеям лего технологии. Робототехника и лего-технологии в современном дошкольном образовании. Фотогалерея: примеры выполненных поделок-конструкций

Лего-технология в системе дополнительного образования в ДОУ.

Автор статьи: Аверьянова Елена Николаевна, воспитатель МАДОУ ЦРР № 2 д/с "Счастливое детство" города Советска Калининградской области.
Цель: знакомство с Лего-технологией в системе дополнительного образования в дошкольном учреждении.

Программа дополнительного образования детей направлена на развитие у дошкольников логического мышления и конструкторских навыков.

Задачами программы являются:
- развитие интеллекта, воображения, пространственного мышления,мелкой моторики, функций
анализа и синтеза, творческих задатков;
- формирование умения сотрудничать с партнером;
- развитие коммуникативных способностей посредством конструкторской деятельности.

В педагогике ЛЕГО-технология интересна тем, что, строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников. ЛЕГО-конструирование - это практическая творческая деятельность, развитие умственных способностей, которые проявляются в других видах деятельности: речевой, игровой, изобразительной. Лего-конструирование – это воспитание социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развитие самостоятельности, способности детей решать любые задачи творчески.
ЛЕГО-конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. Это находит отражение в проектной деятельности. Слово «проект» удачно вписалось в систему работы нашего детского сада. Кружок «Лего-мастера» станет одной из проектных площадок, где дети будут иметь возможность проявлять свою индивидуальность, реализовывать творческие задумки.
Эффективность воспитательно-образовательной работы ДОУ, в том числе и системы дополнительного образования, значительно выше, когда педагоги и родители являются партнерами, работают совместно и в одном направлении. Использование ЛЕГО-технологии дает возможность родителям участвовать в совместных встречах с детьми на организованных досугах. Совместная созидательная деятельность «на равных» имеет большой развивающий потенциал: дает возможность взрослым понять интересы и раскрыть таланты своего ребенка, установить взаимопонимание, почувствовать каждому из участников свою значимость в общем деле.
ЛЕГО-конструирование предполагает и современные методы подготовки детей к школе. Оно объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников. Старшие дошкольники с удовольствием рассказывают о своих постройках, проговаривают последовательность своих действий, оценивают ту или иную конструктивную ситуацию. Они выполняют задания, требующие активизации мыслительной деятельности, например, достроить постройку по заданному признаку или условиям («Заполни пространство», «Угадай, чья я часть?», «Оживи свою модель» и другие). Речевые ситуации, возникающие в процессе создания построек и игр с ними, способствуют развитию речи детей, которая служит одним из важнейших средств активной деятельности человека, а для будущего школьника является залогом успешного обучения в школе. Решаются многие задачи обучения: расширяется словарный запас, развиваются коммуникативные навыки, совершенствуется умение обобщать и делать выводы.
Занятия по ЛЕГО-конструированию помогают дошкольникам войти в мир социального опыта. У детей складывается единое и целостное представление о предметном и социальном мире. В план занятий включены такие темы, как «Животные», «Городские и сельские постройки», «Предметы мебели», «Игрушки», «Такой разный транспорт», «Корабли», «Путешествие в сказку» и другие. В дни календарных праздников в уголке детского творчества организуются тематические выставки, где представляются работы детей, посещающих дополнительные занятия по ЛЕГО-конструированию.



Занимаясь в кружке, дети приобретают навыки культуры труда: учатся соблюдать порядок на рабочем месте, распределять время и силы при изготовлении моделей (для каждого занятия определена своя тема) и, следовательно, планировать деятельность.
Кроме этого, конструирование тесно связано с сенсорным и интеллектуальным развитием ребенка: совершенствуется острота зрения, восприятие цвета, формы, размера, успешно развиваются мыслительные процессы (анализ, классификация).
Использование ЛЕГО-конструирования в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

«Лего» – умная игра,
Завлекательна, хитра.
Интересно здесь играть,
Строить, составлять, искать!
Приглашаю всех друзей
«Лего» собирать скорей.
Там и взрослым интересно:
В «Лего» поиграть полезно

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЛЕГО-ТЕХНОЛОГИЯ

«Развитие познавательно-исследовательской, конструктивной деятельности и технического творчества посредством легоконструирования и робототехники»

1.ВВЕДЕНИЕ

1.1.Актуальность, инновационная значимость технологии. Качественный скачок развития новых технологий повлёк за собой потребность общества в людях, способных нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения, в условиях быстро меняющейся жизни человеку требуются не только владение определённым багажом знаний, но и, в первую очередь, умения добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, уметь трансформировать и адаптировать имеющийся опыт к быстро меняющимся условиям.

Совершенствование образовательного процесса в условиях модернизации дошкольного образования идёт по многим направлениям, затрагивая главным образом формирование личностных качеств дошкольника. На современном этапе дошкольного образования акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование психических процессов и развитие личностных качеств ребёнка, таких, как любознательность, целеустремленность, самостоятельность, ответственность, «творческость» или креативность, обеспечивающих социальную успешность и способствующих формированию интеллектуальной творческой личности, которая характеризуется:

  • Ø умением принимать решения и достигать требуемого результата в неопределённых проблемных ситуациях, самостоятельно восполняя недостаток знания и информации;
  • Ø умением позитивно взаимодействовать с людьми других культур, языков и религий;
  • Ø владением информационными технологиями; умением самостоятельно учиться на протяжении жизни в контексте, как личного профессионального роста, так и социальной жизни, работать в команде на общий результат;
  • Ø умением отстаивать свою точку зрения, обосновывая её, вести дискуссию таким образом, чтобы она приводила к новому пониманию проблемы, а не к конфликту.

Воспитание гармоничной, всесторонне развитой личности – одна из главнейших государственных задач, на выполнение которой нацелены вопросы совершенствования системы образования, методов воспитания и обучения.

Актуален вопрос применения инновационных педагогических технологий в части подготовки личности такого плана, однако в дошкольном образовании опыт системной работы по развитию познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности, технического творчества дошкольников 4-6 лет посредством использования легоконстуирования и робототехники отсутствует.

Отечественными педагогами и психологами признан тот факт,что Результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддьяков, И.Д. Зверев, В.В. Запорожец, И.Я. Лернер, А.И. Савенков, Г.И. Щукина, др.) показывают, что возможности интеллектуального развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем это предполагалось ранее. Так, оказалось, что дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения.

В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Ценность реальной технологии заключается в том, что практически, через непосредственную деятельность, обнаруживаются скрытые стороны объекта или явления; развиваются способности ребёнка к определению проблемы, аналитическим операциям и возможности самостоятельному выбору пути её решения.

В работах многих отечественных педагогов Н.Н. Поддьякова, А.П. Усовой, Е.Л. Панько «детское конструирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития». Познавательно –исследовательская и конструктивная деятельность позволяет объединить практически все виды деятельности и все стороны воспитания дошкольников: развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, познавательные способности, умения изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, формировать у детей стремление к учебной деятельности, воспитывать творчески ориентированную личность.

Учёными (Лурия. А.Р., Рубенштейн С.Л., др.), занимающимися исследованиями головного мозга и психического развития детей, доказана связь мелкой моторики с развитием речи и интеллектуальным развитием ребёнка в целом. Конструктивной деятельности, занятиям лего-конструированием, уделяется немало, внимания в реализации общеобразовательных программ дошкольных образовательных учреждений. Однако, как правило, педагоги активируют ребёнка к занятиям конструктивной деятельностью и деятельностью, направленной на развитие мелкой моторики в раннем дошкольном возрасте. Конструктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста, чаще организуется в свободной деятельности, и реже в специально организованной.

Тем не менее, ресурс выполнения множественных манипуляций во время занятий лего-конструированием, робототехникой может служить основой не только для развития моторики, стимулирования развития интеллектуальных способностей и психических процессов ребёнка, но и достаточно высоким фактором познавательной мотивации, конструированием, техническим творчеством, начиная уже с раннего дошкольного возраста.

Исходя из вышесказанного, на сегодняшний день существует актуальную проблема повышения познавательной мотивации и интеллектуального развития дошкольников через познавательно-исследовательскую, конструктивную деятельности и техническое творчество, посредством легоконструирования и робототехники, которую необходимо решать на всех ступенях образования, в рамках организации взаимодействия на сетевой основе с образовательными учреждениями города.

Как показывает практика, организация такой деятельности лежит в основе деятельностного подхода, который в области легоконструирования и робототехники не получил широкого распространения, как в игровой, продуктивной, проектной, опытно-экспериментальной видах детской деятельности.

Актуальность выявленных нами проблем объясняется необходимостью преодоления следующего противоречия: между необходимостью развития познавательной мотивации и технического творчества у детей дошкольного возраста и поиском концептуально новых подходов, методов и приемов в этом направлении.

В аспекте выявленных выше проблем и противоречий нами была определена тема нашей образовательной ЛЕГО-технологии: « Развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности, технического творчества посредством легоконструирования и робототехники ».

2. Цели и задачи образовательного курса технологии.

Цель развитие познавательно-исследовательской, конструктивной деятельности и технического творчества ребенка посредством легоконструкторов и робототехники. Формирование интеллектуальных и личностных качеств дошкольников, технических способностей, конструкторских умений и навыков, воспитание творческой и целеустремленной личности, способной самостоятельно ставить перед собой задачи и находить оригинальные способы решения.

Задачи:

  • Ø Развитие индивидуальных способностей ребенка;
  • Ø Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество.
  • Ø Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
  • Ø Развивать умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.
  • Ø Развивать операции логического мышления,
  • Ø Развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию и творческую инициативу;
  • Ø Развивать мелкую и крупную моторику, ориентировку в пространстве;
  • Ø Развивать диалогическую и монологическую речь, расширять словарный запас.
  • Ø Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей;
  • Ø Развитие кругозора и культуры;
  • Ø Формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

Развитие способностей к конструированию активизирует мыслительные процессы ребёнка, рождает интерес к творческому решению поставленных задач, изобретательности и самостоятельности, инициативности, стремление к поиску нового и оригинального, а значит и способствует развитию одарённости .

Основная идея и новизна технологии.

Основная идея и новизнасостоит в том, что предложенная нами образовательная развивающая технология отражает концептуально новый подход в области приобщения дошкольников к конструктивной деятельности и техническому творчеству, обеспечивающий их активное , инициативное и самостоятельное вовлечение в деятельность и стимулирующее познавательную активность.

Основные целевые группы, на которые направлена технология.

Открытый характер инновационной деятельности МБДОУ ДС ОВ «Звездочка» (городская инновационная площадка), способы апробации и диссеминации результатов деятельности (форумы, Интернет - конференции, презентации, обучающие семинары и городские мастер - классы) позволят на практике реализовать технологию по развитию познавательно – исследовательской и конструктивной деятельности, технического творчества посредством легоконструирования и робототехники. Данная технология может быть адресована воспитателям и специалистам ДОУ, руководителям, заместителям руководителей, слушателям курсов повышения квалификации педагогических работников и др.

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ЛЕГО-технология интересна тем, что, строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников. ЛЕГО-конструирование - это не только практическая творческая деятельность, но и развитие умственных способностей, которое проявляется в других видах деятельности: речевой, игровой, изобразительной. Это также воспитание социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развитие самостоятельности, способности детей решать любые задачи творчески. ЛЕГО-технология, бесспорно, претендует называться интерактивной педагогической технологией, так как стимулирует познавательную деятельность дошкольников.

Актуально использование в дошкольных образовательных учреждениях технологии образовательного легоконструирования и роботехники:

ü использование лего - конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов детской деятельности (игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, конструктивная, самообслуживание и элементарный бытовой труд, двигательная),

ü основой образовательной деятельности с использованием лего-технологии является игра – ведущий вид детской деятельности. Лего – позволяет учиться, играя и обучаться в игре.

ü использование лего-технологии в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

ü лего-технология - средство развивающего обучения, стимулирует познавательную деятельность дошкольников, способствует воспитанию социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развития самостоятельности, целеустремленности, способности решать любые задачи творчески.

ü лего-технология объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников.

В дошкольном образовательном учреждении лего - конструкторы использовались и ранее, но чаще в самостоятельной деятельности детей и носили характер сюжетного конструирования. Идея сделать легоконструирование процессом направляемым, а не спонтанным, возникла с принятием ФГОС., т. к. изучив запросы современного общества к формируемой личности с первой ступени дошкольного образования, мы задумались об актуальности использования в воспитательно – образовательном процессе технологии образовательного легоконструирования и робототехники. Посредством использования легоконструкторов можно эффективно решать образовательные задачи реализуемой в детском саду в соответствии с примерной общеобразовательной программы ДОУ, как в инвариантной, так и в вариативной части, формируемой участниками образовательного процесса, т.к. программа позволяет оптимально сочетать базисное содержание образования и приоритетные направления в работе ДОУ. Леготехнологию можно внедрять в воспитательно – образовательный процесс и удачно интегрировать с другими образовательными областями « Познавательной», «Речевой», «Социально - коммуникативной», «Художественно- эстетическая », «Физическая».

В процессе ЛЕГОконструирования дошкольники развивают математические способности, пересчитывая детали, блоки, крепления, вычисляя необходимое количество деталей, их форму, цвет, длину. Дети знакомятся с такими пространственными показателями, как симметричность и асимметричность, ориентировкой в пространстве. Кроме этого, конструирование тесно связано с сенсорным и интеллектуальным развитием ребенка: совершенствуется острота зрения, восприятие цвета, формы, размера, успешно развиваются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).

Легоконструирование развивает и коммуникативные навыки, активизируя мыслительно-речевую деятельность дошкольников. Старшие дошкольники с удовольствием рассказывают о своих постройках, проговаривают последовательность своих действий, оценивают ту или иную конструктивную ситуацию. Они выполняют задания, требующие активизации мыслительной деятельности, например, достроить постройку по заданному признаку или условиям («Заполни пространство», «Угадай, чья я часть?», «Оживи свою модель» и другие). Речевые ситуации, возникающие в процессе создания построек и игр с ними, способствуют развитию речи детей, которая служит одним из важнейших средств активной деятельности человека, а для будущего школьника является залогом успешного обучения в школе. Решаются многие задачи обучения: расширяется словарный запас, развиваются коммуникативные навыки, совершенствуется умение обобщать и делать выводы.

На наш взгляд, одна из основных возможностей в легоконструировании – научить детей эффективно работать вместе. Сегодня совместное освоение знаний и развитие умений, интерактивный характер взаимодействия востребованы как никогда раньше. При групповой деятельности дети могут не просто общаться, но и обмениваться советами о способах крепления, деталями или даже объединять свои модели для создания более масштабной конструкции. Важно организовывать условия, при которых участники совместной деятельности могли бы решать возникающие проблемы, общаясь и советуясь друг с другом, а также учиться на своих ошибках. При этом у дошкольников развиваются социальные навыки: самостоятельность, инициативность, ответственность, взаимопонимание, необходимые при взаимодействии с другими детьми.

Занятия по ЛЕГО-конструированию помогают дошкольникам войти в мир социального опыта. У детей складывается единое и целостное представление о предметном и социальном мире. В план занятий включены такие темы, как «Животные», «Городские и сельские постройки», «Предметы мебели», «Игрушки», «Транспорт», «Корабли осваивают Вселенную», «Путешествие в сказку» и другие. В дни календарных праздников в уголке детского творчества организуются тематические выставки, в которых неизменно представлены работы детей, посещающих дополнительные занятия по ЛЕГО-конструированию.

Занимаясь легоконструированием во время совместной образовательной деятельности течение дня, дети приобретают навыки культуры труда: учатся соблюдать порядок на рабочем месте, распределять время и силы при изготовлении моделей (для каждого занятия определена своя тема) и, следовательно, планировать деятельность.

В легоконструировании формирования и развития художественно-эстетических навыков легко может быть достигнуто при оформлении и преобразовании уже готовых моделей, когда для создания целостного образа в ход может идти не только конструктор, но и бумага, карандаши, другие материалы.

В силу своей универсальности ЛЕГО-конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. Это находит отражение в проектной деятельности. Слово «проект» удачно вписалось в систему работы нашего детского сада, где дети имеют возможность проявить свою индивидуальность, реализовать творческие задумки в рамках совместн0-родительских проектов в соответствии с календарно-тематическим планированием ДОУ. Задача таких мероприятий – вызвать у родителей желание участвовать вместе с ребенком в тематическом конструировании, дать им возможность получить навыки взаимодействия с детьми на основе сотрудничества и равноправных отношений. И в этой ситуации ЛЕГО-конструктор выступает в качестве универсального материала, работа с которым доставляет одинаковое удовольствие и детям, и взрослым. Также в конце учебного года в детском саду проводятся досуги, где дети вместе с родителями принимают участие в строительстве ЛЕГО-городка с улицами, парками, детскими площадками. Совместная созидательная деятельность «на равных» имеет большой развивающий потенциал: дает возможность взрослым понять интересы и раскрыть таланты своего ребенка, установить взаимопонимание, почувствовать каждому из участников свою значимость в общем деле.

Итак, легоконструирование и робототехника позволяют внедрять информационные технологии в образовательный процесс ДОУ, помогают дошкольникам овладевать элементами компьютерной грамотности, умениями и навыками работы с современными техническими средствами.

В непринуждённой игре дети легко и всестороннее развиваются, у них вырабатывается познавательный интерес, креативность, наблюдательность, что способствует формированию творческой личности.

Организацию и содержание процесса взаимодействия педагогов с воспитанниками по развитию у них интеллектуального потенциала определяют концептуально новые подходы , направленные на эффективность данного процесса:

Внедрение образовательного легоконструирования в совместную образовательную деятельность (НОД), в режимных моментах, в самостоятельной деятельности в течение дня;

Организация развивающего пространства способствующего конструктивной деятельности с различными видами легоконструкторов в самостоятельной деятельности в течение дня;

Факультативная работа в данном направлении, нацеленная на развитие интеллектуального потенциала посредством развития конструктивной деятельности и технического творчества;

Основная часть представлена нами следующей технологической цепочкой действий: потребность – мотив - реализация процесса взаимодействия – результат, направленные на разработку, внедрение и реализацию развивающей технологии:

1-е действие

Ориентир на потребности , это ресурс эффективного процесса взаимодействия педагога с дошкольниками в области конструктивной деятельности и технического творчества, направленный на развитие познавательной мотивации, интеллектуальных возможностей дошкольника посредством легоконструирования и робототехники.

2.1. Методы и приемы , используемые для реализации технологии:

наглядные (использование ИКТ – технологий, просмотр фрагментов мультипликационных и учебных фильмов, обучающих презентаций, рассматривание схем, таблиц, иллюстраций, сбор фотоматериалов, дидактические игры, организация выставок, личный пример взрослых)

словесные (чтение художественной литературы, загадки, пословицы¸ минутки размышления, проблемные вопросы и ситуации, беседы, дискуссии, моделирование ситуации)

практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), обыгрывание постройки, моделирование ситуации, конкурсы, физминутки.

2-е действие

Создание педагогических условий в ДОУ, так называемой «Умной среды», способствующих повышению мотивации удовлетворить вышеперечисленные потребности.

3-е действие

Алгоритм реализации процесса взаимодействия педагога с детьми включает следующие позиции:

1. Аналитический отчет педагога, о его готовности к расширению границ инновационного пространства по взаимодействию с детьми в области конструктивной деятельности и технического творчества.

2. Характеристику взаимодействия (где выстраивается смысловая цепочка направления деятельности: что делаем? – из чего делаем? -для кого? – зачем? – с кем вместе?).

3. Организацию процесса взаимодействия педагога с воспитанниками, которую определяют концептуально новые подходы, психолого – педагогические принципы и этапы деятельности:

Концептуальные подходы

Деятельностныйподход это подход, в центре которого стоит деятельность ребенка (ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе деятельности). Данный подход также предполагает различный спектр и смену используемых методов, приемов обучения и развития (метод графического моделирования, метод сравнения, приемы составления построек по схеме, строительство на основе модели, приемы фантазирования, мн.др.); рассмотрен в виде вектора последовательности: «цель-мотив-задача-средство-действие-операция-результат-оценка-прогноз-последействие».

Акмеологическийподход – установка и стремление всех участников образовательного процесса в контексте «дети – родитель - педагог» к общему успеху (А. Асмолов).

Гуманный подход – признание достоинства, свободы личности, терпимость к мнению другого.

Психолого-педагогические принципы

Принцип «развитие через деятельность», предложенный американским ученым Д.Дьюи: учет интересов детей; развитие через обучение мысли и действию; познание и знание - следствие преодоления трудностей.

Принцип непрерывности (преемственность между всеми ступенями обучения на уровне содержания технологии).

Принцип психологической комфортности.

Принцип творчества и вариативности.

Принцип учета возрастных особенностей детей (выбор методов и приемов, соответствующих возрасту ребенка).

Принциппоэтапности, который влечет за собой распределение деятельности между всеми участниками педагогического процесса:

3. Распределение деятельности

между участниками педагогического процесса (этапы реализации)

Таблица 1

Деятельность детей

1

2

3

4

1. Этап экспресс диагностики.

Подбор диагностических методов и методик, направленных на выявление у детей сформированности предпочтений к занятием конструктивной деятельностью и техническим творчеством Проведение мониторинга (приложение 1).

Участие в диагностическом обследовании.

Согласие родителей на диагностирование детей.

Обработка результатов мониторинга.

Изучение результатов.

2. Этап разработки и внедрения технологии

Разработка технологии развития познавательно – исследовательской и конструктивной деятельности, технического творчества посредством легоконструирования и робототехники. Внесение, предложенных родителями идей в содержание технологии.

Ознакомление с технологией. Предложение своих идей по данному направлению.

3. Этап планирования предстоящей деятельности

Деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения

Деятельность родителей, как ассистентов

Деятельность детей

Совместное обсуждение уровня подготовки предстоящей деятельности:

Выбор темы, цели с учетом разработанного примерного перспективного планирования (приложение 2);

Подбор методов, приемов и содержания материла;

Определение места и времени проведения образовательной деятельности;

Подготовка практического материала (подготовка наглядного, дидактический, раздаточный материал в виде схем, моделей,создание компьютерных слайдов, программ, и т.д.);

Выявление технологических особенностей при построении образовательного процесса по развитию «познавательно – исследовательской и конструктивной деятельности, технического творчества посредством легоконструирования и робототехники».

Организация педагогом образовательного процесса, координация, практическая помощь, контроль, корректировка на практическом этапе.

Принятие позиции партнерства.

4. Практический этап

Деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения

Деятельность детей

Деятельность родителей, как ассистентов

Деятельность по развитию познавательно – исследовательской и конструктивной деятельности, технического творчества посредством легоконструирования и робототехники у дошкольников строится в следующей последовательности:

1 этап. Минутка вхождения в день (для поднятия эмоционального настроения детей и их положительного настроя в деятельности используются

2 этап. Мотивация предстоящей деятельности. Для привлечения интереса и внимания дошкольников к предстоящей деятельности используется различный спектр методических приемов, например: игровой и сюрпризный момент (появление какого-нибудь сказочного героя в младшем дошкольном возрасте и загадывание загадок в старшем дошкольном возрасте), создание проблемных ситуаций, которые вызывают у ребенка интерес и состояние радостного ожидания, что же его ждет впереди.

3 этап. Анализ построенных объектов моделирования:

а) выделение и называние основных деталей в построенном объекте (степень подробности может быть разной, это зависит насколько ребенок владеет терминологий: выделение основных объектов и их деталей и выделение только главных объектов. Для определения деталей одного объекта можно использовать такой игровой прием как «Охота за подробностями», когда детям предлагается назвать и описать детали основного объекта. А также на этом этапе используется метод – беседы, способствующей анализу построек, описательных характеристик объектов. Данные приемы и методы направлены на активизацию познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности детей дошкольного возраста. (При этом педагог должен проявлять живой интерес и эмоционально реагировать на ответы детей);

б) конструктивное моделирование основных объектов (детям предлагается внимательно посмотреть на представленные перед ним графические объекты и выбрать именно тот, с помощью которого он будет производить моделирование);

в) выделение и называние второстепенных объектов (можно использовать те же приемы и методы, что и при выделение основных объектов;

д) соединение основных и второстепенных объектов для постройки сюжета (предложить детям соединить, а потом смоделировать сюжет. Педагогу здесь необходимо:

  • подвести дошкольников к кратким рассуждениям. Они должны быть расположены в следующем порядке: сначала говорится, что с чем соединятся, какие детали используются, затем почему – аналитические рассуждения: почему так, а не иначе, что произойдет, если изменить последовательность крепления деталей
  • если ребенок затрудняется найти взаимосвязи между объектами можно дополнительными вопросами натолкнуть его на определенный выбор объектов;

е) завершение построения объекта, сюжета (после установления взаимосвязей между основными и второстепенными объектами, педагог предлагает детям самостоятельно построит, создать, любой понравившейся тематический сюжет).

4 этап. Презентация построенного объекта, сюжета (на данном этапе можно использовать такие приемы, как: ; прием фантазирования, самостоятельной коммуникативной презентации ; приемы «Гордость» и «Шанс», где каждый ребенок получает шанс оказаться в центре всеобщего внимания и продемонстрировать свою постройку, объкт, используемый в общем сюжете, при этом получая всеобщее одобрение).

6 этап. Придумывание детьми описательного рассказа к постройке, объекту, сюжета (данный этап предполагает как развитие коммуникативной компетентности, так и раскрытие творческого воображения дошкольников.

Принятие позиции партнерства и активного участника, как ассистента.

5. Этап рефлексии

Деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения

Деятельность детей

Деятельность родителей, как ассистентов

Получение обратной связи. Выводы «Скажите о том, что сделано», «Что вызвало сложность», «Что вы сделали, чтобы решить возникающие затруднения»,«Какие чувства вас переполняют сейчас».

Рефлексия начинается с концентрации детей на эмоциональном аспекте, чувствах, которые они испытывали в процессе и в результате деятельности.

Свои предложения и комментарии.

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

1.Знакомство с новыми деталями конструктора лего Дупло, закрепление знаний об уже известных детям.

2. Учить детей создавать сюжетную композицию на плате.

3.Продолжать учить выполнять постройку по собственному замыслу.

4. Учить планировать свою работу, уметь рассказать.

5.Продолдать знакомить детей с понятием устойчивости постройки, её прочности.

6. Учить детей анализировать постройку по картинке, выделять в ней основные конструктивные части.

7. Продолжать учить работать в коллективе, учить сооружать совместную постройку, планировать этапы её создания.

8. Учить передавать форму объекта средствами конструктора лего, подбирать детали по форме, размеру и устойчивости в соответствии с содержанием.

9.Учить следовать инструкции педагога.

10.Дать понятие симметрия.

11.Продолжать учить детей работать по образцу.

12.Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве (на плоскости), употреблять слова, обозначающие пространственные отношения.

13.Продолжать знакомить детей с различными способами скрепления деталей лего.

14.Продолжать знакомство детей с лего-мозаикой, учить различать геометрические формы, их цвет расположение в пространстве.

15. Учить различать геометрические фигуры независимо от их цвета и расположения, учить объединять фигуры по цвету и форме.

16. Дать возможность детям поэкспериментировать с конструктором лего

1.Закреплять знания детей о деталях лего-конструктора, различать и называть их.

2.Познакомить детей с конструктором лего Дакта, его деталями. Сравнить его с лего Дупло.

3.Продолжать учить детей рассматривать предметы и образцы, анализировать готовые постройки; выделять в разных конструкциях существенные признаки, группировать их по сходству основных признаков, понимать, что различия признаков по форме, размеру зависят от назначения предметов; воспитывать умение проявлять творчество и изобретательность в работе; учить планировать этапы создания постройки.

4. Продолжать учить детей работать коллективно.

5. Учить мысленно, изменять пространственное положение конструируемого объекта, его частей, деталей, представлять какое положение они займут после изменения.

6.Учить анализировать условия функционирования будущей конструкции, устанавливать последовательность и на основе этого создавать образ объекта.

7.Учить детей конструировать по схеме, предложенной взрослым и строить схему будущей конструкции.

8.Учить конструировать по условиям задаваемым взрослым, сюжетом игры.

Наши дни характеризуется быстрым развитием информационных и компьютерных технологий, которые отыгрывают особую роль в жизни не только взрослого человека, но и ребенка.

На современном этапе система дошкольного образования отражает тот факт, что существует прямое взаимодействие медиа и образования. Перед образовательной практикой сейчас ставятся новые задачи, которые связаны с активным использованием новых технологий в обучении воспитанников, которые бы отвечали современным потребностям развития детей-дошкольников.

Наше учреждение стремится к совершенствованию и обеспечению качества образовательного процесса, осуществляет поиск возможностей, эффективных форм работы с воспитанниками, создает разнообразные условия внедрения инновационных технологий, позволяющих достичь образовательных целей творческим способом.

Одной из таких возможностей является внедрение в образовательный процесс инновационных педагогических технологий Лего, основанных на интегративных принципах, которые позволяют соединить воспитательные, развивающие, обучающие задачи.

Уникальность данной технологии перед другими состоит в том, что ее использование в образовательном процессе активизирует познавательную деятельность, положительно влияет на игровые мотивы обучения, повышает творческий потенциал, обеспечивает развитие различных психических качеств и процессов (понятийное мышление, воображение, способность к предвидению результата, проектные качества мышления и др.).

Перспективность применения таких технологий напрямую зависит от разработки должного методического оснащения, без которого они не могут полноценно реализовываться в образовательном процессе. Поэтому сегодня мы представляем опыт применения LEGO-технологий в целях познавательного развития воспитанников.

Требования к реализации проекта минимальны. Для работы по программе необходимы: компьютер стандартной комплектации, колонки, микрофон, интернет, программное обеспечение (LEGO Digital Designer, Smart Notebook, Microsoft Office Power Point).

В целях эффективной организации использования этого замечательного конструктора в образовательном процессе педагоги прошли обучение, участвовали в региональных фестивалях проектов и областных конференциях. Обязательным условием стало обучение педагогов навыкам работы с компьютером. Повышению профессионального уровня воспитателей способствовало самообразование, семинары, консультации, мастер-классы по использованию конструктора Лего в процессе специально организованной и свободной деятельности малышей, организованные в учреждении дошкольного образования. В основу повышения квалификации педагогов была положена идея философии Лего, которая включает в себя четыре составляющих: установление взаимосвязей, конструирование, анализ, развитие.

Далее, творческой группой педагогов в соответствии с возрастными и индивидуально-психологическими особенностями воспитанников были разработаны конспекты занятий; составлены картотеки схем для конструирования из кирпичиков. Проведена работа по оснащению информационно-методического центра тематическими наборами.

Тематические наборы LEGO, наряду с конструкторами серии PRIMO, DUPLO активно используются педагогами в образовательном процессе, что позволяет расширить спектр средств обучения. Различные виды этих конструкторов дают возможность заниматься с детьми разной возрастной группы и реализовывать задачи учебной программы дошкольного образования.

LEGO-технологии можно использовать как в регламентированной, так и нерегламентированной деятельности детей, применяя их как часть занятия, либо как занятие. Также можно использовать в условиях семейного воспитания детей.

Этот конструктор для всех возрастных категорий детей. Освоение данной технологии проходит поэтапно.

1 этап - конструирование. Внедрение LEGO-технологий в образовательный процесс начинается со второй младшей группы: детям предлагается конструктор DUPLO. Они знакомятся с основными деталями, способами скрепления кирпичиков, упражняются в умении соотносить с образцом результат собственных действий. Это дает возможность воспитанникам младшей группы обогащать свой сенсорный опыт, различать и классифицировать предметы по форме, размеру и цвету, закрепить количественные и пространственные характеристики. Различные тематические наборы конструктора используются для формирования представлений об объектах природы ближайшего окружения.

В средней группе материал конструктора LEGO используется для объемного и плоскостного конструирования (например, дерево, солнышко, снежинка и др.), организации экспериментирования в рамках формирования у воспитанников представлений об объектах дизайна и средствах художественной выразительности (цветовое сочетание, ритм, композиция), создания доступных объектов дизайна - декоративных элементов интерьера.

2 этап - конструирование с помощью информационно-коммуникативных технологий (программа LEGO Digital Designer). Реализуется в рамках нерегламентированной деятельности, позволяющей детям практиковаться в создании моделей из деталей виртуального конструктора LEGO в формате 3D, где воспитанники закрепляют приобретенные навыки и знакомятся с уникальными возможностями виртуального моделирования.

Согласно с нормативно-правовыми актами использование компьютерной программы LEGO для детей от 5 до 7 лет допускается не более двух раз в неделю. Продолжительность работы с ресурсом составляет 5-10 минут. Форма организации детей, как правило, индивидуальная.

Она включает следующие компоненты:

  • психологическая подготовка детей воспитателем к решению игровых и дидактических задач на компьютере;
  • сама обучающая игра;
  • общение с каждым воспитанником по возникающим вопросам в ходе игры;
  • реализация вновь полученных (после игры на компьютере) навыков в самостоятельной игре в игровом зале с опорой на модули и другие игрушки, а также в условиях сада и семьи в других видах игр.

Практика работы педагогов свидетельствует о том, что конструирование полностью отвечает способностям и интересам детей. Благодаря конструктору они особенно хорошо совершенствуются в технических навыках и умениях, в умственном развитии. Системное использование Лего-технологий в триаде «педагог-ребенок-родитель» позволит развивать познавательные и творческие способности у детей, расширить их кругозор, способности к анализу, планированию, рефлексии, развить навыки коллективного творчества в процессе детских видов деятельности.

Лого-технология – средство развивающего обучения, стимулирует познавательную деятельность дошкольников, способствует воспитанию социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развития самостоятельности, способности решать любые задачи творчески. лого-технология объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников.




Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество. Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением. Развивать умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций. Развивать операции логического мышления, Развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию и творческую инициативу; Развивать мелкую моторику, диалогическую и монологическую речь, расширять словарный запас. Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей; Формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.



1. Сформированы конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением. 2. Развито умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций. 3. Развита познавательная активность детей, воображение, фантазия и творческая инициатива. 4. Совершенствованы коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей. 5. Сформированы предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу. 6. Имеются представления: о деталях конструктора и способах их соединении; об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса; о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов; о связи между формой конструкции и ее функциями.





Свою работу я начала с создания лого –центра в группе.В этом мне помогли родители. Вначале родители приобрели нам простой конструктор лого, а затем лого « Дупло». В старшей группе планируется приобрести лого «Дакта». Для того, чтобы помочь родителям в конструктивной деятельности в домашних условиях и подготовке проектов я разработала памятки с методическими рекомендациями.

Сегодня связь между современным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед - это первоочередная задача приоритетного национального проекта "Образование". Благодаря государственной поддержке, все государственные учреждения получают новейшее учебно-методическое оборудование, современные компьютеры с доступом к сети Интернет. Эти усилия нацелены на формирование класса будущих специалистов, занятых в высоких технологичных секторах отечественной экономики. Особое внимание уделяется системе межпредметного взаимодействия. В школах на протяжение последних лет активно используются различные информационно-коммуникационные технологии. Так при изучении различных предметов используется "игровая технология" на базе конструкторов - Lego, с помощью этой технологии учителя имеют возможность организовать высокомотивированную учебную деятельность. Что же, собственно, это такое - Lego технологии?

Предмет основан на конструкторах хорошо известной фирмы - это дает основание предполагать, что уроки с использованием Lego пользуются огромной популярностью у детей.

Предмет изучает технологию - науку, которая отвечает на вопрос, как сделать, а точнее, как сделать лучше.

Ребенок гораздо лучше поймет и усвоит материал, имея реальную возможность не только на теоретическое изучение, но и "пощупав" руками. Давно известно, что одним из главных аспектов учебного процесса является мотивация. Чем же можно заинтересовать юных? Ответ очевиден - игрой. Если в начальной школе игровой компонент преобладает, то к среднему звену игра уступает место серьезному, продуманному изучению предмета. На каком бы предмете не использовался бы Lego - конструктор, задачи общие: Прививается навык работы в группе и умение распределить обязанности. Развивается умение излагать мысли в четкой логической последовательности. Развивается умение анализировать предмет, выделяя его основные части. Способствование развитию самостоятельности в работе и развитию фантазии. Развивается чувство симметрии и эстетического цветового решения. Способствование развитию и интереса к окружающему миру и т.д.

В образовательных учреждении используется несколько конструкторов нового поколения, обладающих широкими возможностями и простотой в использовании - благодаря интеллектуальному блоку управления NXT, разнообразным датчикам, беспроводной технологии. Эти конструкторы помогают в курсе технологии освоить основы робототехники, в курсе информатики - наглядно реализовать сложные алгоритмы, в курсе физики - провести автоматизированный эксперимент и т.д. Большое значение имеет использование достаточно простых Лего-конструкторов: LEGO-DACTA, LEGO-DUPLO. С этими конструкторами дети знакомятся еще до школы, а впоследствие эти наборы используются и в начальной школе. Приведем пример: Lego для детских садов включает следующие тематические наборы: Lego для самых маленьких, свободное конструирование из однотипных деталей, окружающий животный мир "Зоопарк", семья "Жилой дом". Наборы для Lego -математики в начальной школе "Лего-математические игры" состоят из шести комплектов 9517, шести 9518 и по одному 9527,9528, 9529. Lego - конструкторы, возможно, использовать на таком этапе как устный счет. Дети будут выкладывать или сам пример или только ответ на задание, предложенное им учителем. Lego - конструкторы широко используются на уроках по "Окружающему миру". Примерные темы интегрированных занятий по окружающему миру и краеведению: "Кто такие насекомые; Кто такие птицы; Кто такие звери; Что такое зоопарк; Что окружает нас дома; Где живут белые медведи; Где зимуют птицы; Когда жили динозавры; Зачем строят корабли; Зачем нужны автомобили; Почему поезда такие длинные; Зачем нужны самолеты; Зачем летают в космос". Широко используется работа по методу проекта. Учащимися созданы проекты: "Каким я вижу зоопарк", "Моя любимая улица", "Техника будущего", "Город будущего", "Дачный поселок". Для учащихся 3-6 классов проводился конкурс мини проектов. Были представлены проекты кафе, музеев, заправочных станций, аэропортов и вокзалов. Учителя среднего и старшего звена также используют Lego - конструкторы при изучении различных предметов и тем. Это позволяет компенсировать недостаток оборудования и наглядных материалов, например, Lego - конструктор позволяет моделировать биологические и физические объекты: модель Земли с ее оболочками, модель клетки, геометрические фигуры. С интересом и увлечением учащиеся собирают эти модели. Играя, они постигают достаточно сложные термины и понятия. В их памяти они откладываются более надежно, такие уроки с использованием Лего-технологий проходят быстро, учащиеся, благодаря смене вида деятельности, медленней утомляются. Использование таких технологий позволяет решать проблему типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций. В ходе использования таких технологий реализуется компетентностный подход, предполагающий не усвоение учеником отдельных знаний и умений, а овладение ими в комплексе. Из вышеизложенного следует, что Lego - технологии не дань моде, а действительно требование времени: есть возможность не только научиться работать руками и головой, но и подготовить себя к встрече с современным миром.