Что понимают под дискуссией. Дискуссия - это один из методов коллективного решения проблемы

В современном мире является дискуссия, которая может различаться по жанрам в зависимости от назначения, содержания и способа изложения. Она может быть панельной, групповой, научной.

В общепринятом смысле дискуссия - это обсуждение какого-либо вопроса в коллективе. Она способствует выработке общего мнения. Дискуссию не следует путать со спором, поскольку цель любого спора - это поиск единственно правильного решения, а не общего суждения.

Дискуссия - это один из наиболее древних жанров общения, поскольку человек изначально более склонен к диалогу, нежели к монологу. Границы этого типа обмена информацией могут быть четко определены во времени, а могут и вовсе отсутствовать. Вопросы могут решаться быстро (к примеру, на бытовом уровне), а могут и вовсе не иметь единого решения (вопрос о сотворении жизни на Земле).

Теория дискуссии интересна человечеству с давних времен. Еще в древнем Китае, Греции и Индии были написаны трактаты о психологических и логических проблемах спора и общения. Интерес к этому вопросу особо повышается среди масс, в которых обострены противоречия, особенно классовые и социальные.

Основные цели дискуссии

Дискуссия - это диалог, в ходе которого его участники пытаются прийти к общему мнению, достигнуть соглашения и договоренностей в каком-либо вопросе. Целями дискуссии могут быть:

Определение правдоподобности или истинности различных мнений по одному и тому же вопросу;

Поиск наиболее оптимального решения вопроса;

Поиск компромиссов;

Выработка новых идей;

Поиск адекватной формулировки проблемы.

Иногда во время обсуждения проблемы может возникнуть спор, однако цель дискуссии - не победа над противником и навязывание своего мнения, а поиск общего решения.

Что такое панельный вид дискуссии?

Панельная дискуссия - это открытый тип обсуждения между приглашенными экспертами и участниками форума, «круглого стола», конференции. Предполагается обмен мнениями по какой-либо заданной теме, причем участники обсуждения задают вопросы экспертам и выслушивают их мнение, а также рекомендации по решению дискуссионных вопросов. Обязательно должен присутствовать куратор (руководитель) собрания, поскольку в противном случае наиболее активный участник возьмет на себя инициативу и возникнет навязывание одного конкретного мнения всем остальным участникам обсуждения.

Что такое групповое обсуждение?

Групповая дискуссия - это один из методов обсуждения какой-либо проблемы в группе, позволяющий определить полный список мнений всех участников, а также возможные способы и средства достижения цели, поиск общего коллективного решения оговариваемого вопроса.

Каждый член группового обсуждения имеет возможность высказать свое личное мнение, отыскать различные подходы к решению вопроса и обеспечить разностороннее видение предмета. Плюс ко всему групповая дискуссия пробуждает способности к творческому мышлению, вызывает интерес к обсуждению, а также может являться отличным методом сплочения группы или целого коллектива.

Что представляет собой научное обсуждение?

Научная дискуссия - это обсуждение какого-либо спорного научного вопроса. Она имеет свою специфику, поскольку все мысли участники излагают точными, однозначными словами, терминами. Каждый тезис должен освящать только один вопрос и доказательства.

Точное определение главной проблемы - это задача любой научной дискуссии. Докладчик должен преподнести аудитории информацию, необходимую для правильного восприятия, понимания и оценки предложенных средств решения поставленной проблемы. Обязательным моментом является приведение аргументов, которые будут доказывать целесообразность выбранных методов решения вопроса. Верхом дискуссионного мастерства является предположение возможных контраргументов и их опровержение еще в ходе доклада.

Люди науки очень ценят свое время, поэтому все докладчики должны быть максимально краткими, говорить только по существу, без предисловий, подробностей и вольного отхождения от темы доклада.

Нужно помнить, что любая дискуссия - это, прежде всего, способ организации совместной деятельности, обучения, обмена опытом и знаниями, быстрый и эффективный метод поиска решений поставленных задач.

Что такое дискуссия?

Дискуссия - это метод, позволяющий исследовать определенные темы путем обсуждения в группе. Дискуссия является эффективным методом для организации обмена мнениями и идеями. Дискуссия позволяет: представить и исследовать личный опыт участников; выяснить отношение каждого к обсуждаемой теме; обсудить, как результаты обсуждения могут быть применены в работе; всесторонне исследовать реальные проблемы и их возможные решения; обсудить возможные последствия определенных действий; извлечь полезное из опыта других людей; рассмотреть проблему с различных углов зрения; найти путь для достижения консенсуса в будущем.

Как готовить и проводить дискуссию?

Процесс организации и проведения дискуссии требует знаний и навыков в следующих областях: в планировании и подготовке, в инструктировании, в управлении и контроле, в обобщении и, при необходимости, получении обратной связи.

При планировании и подготовке дискуссии необходимо:

  • · определить тему дискуссии и ее участников;
  • · точно определить границы и параметры обсуждения (основные блоки обсуждения, правила для участников, регламент дискуссии);
  • · выстроить главную линию обсуждения по определенным вопросам, имеющим отношение к теме дискуссии, в определенном порядке;
  • · решить, как начать процесс обсуждения (провокационным выступлением или вопросом; коротким упражнением; ссылкой на предыдущее упражнение или уже поднятые темы);
  • · определить несколько дополнительных вопросов или выступлений, необходимых в случае, если обсуждение начнет терять импульс или уходить в нежелательную сторону, и с помощью которых можно сфокусировать группу на обсуждении следующего аспекта темы дискуссии;
  • · определить время, необходимое для каждого блока дискуссии;
  • · определить, какое помещение необходимо, и продумать, как разместить в нем участников;
  • · решить, какова будет Ваша роль в процессе дискуссии, и будете ли Вы участвовать в обсуждении темы (как правило, ведущий является нейтральным по отношению ко всем высказываниям участников дискуссии и только следит за процессом ее проведения);
  • · определить возможные столкновения мнений и взглядов участников (противоположные точки зрения, практика обсуждения на "повышенных тонах"), и продумать свои действия в этой ситуации (у кого из участников наиболее резкие и крайние взгляды; что они могут сказать; какими словами и действиями они могут выражать свои взгляды; как Вы можете им противостоять; как можно использовать группу, чтобы предупредить и не дать развиться "скандалу"; что Вы будете говорить в этом случае).

Инструктирование участников

Для проведения инструктирования необходимо, чтобы все участники дискуссии были готовы Вас слушать и уже заняли свои места.

  • · Представьте тему дискуссии, объявите ее программу и регламент.
  • · Объясните вашу роль и то, насколько активно Вы будете участвовать в дискуссии и следить за ее ходом.
  • · Если Вы намерены обобщать выступления участников и записывать основные выводы на бумаге, предупредите участников об этом.
  • · Начните обсуждение.

Ведение и контроль

  • 1. После того, как Вы начали, позвольте участникам собраться с мыслями. Не поддавайтесь искушению сразу сломать тишину в группе, если вначале таковая наступила. Резким вмешательством Вы рискуете перевести обсуждение в режим "ваши вопросы - их ответы" и тем самым убить дискуссию (обмен мнениями).
  • 2. Во время обсуждения в группе следите за тем, чтобы желающие выступить могли по очереди получить слово. Следите за регламентом. Внимательно слушайте выступающих, обобщайте, подводите итоги и записывайте (если об этом договорились в начале).
  • 3. Следите за процессом обсуждения в группе. Существуют ситуации, когда необходимо Ваше вмешательство.

Резюмирование (обобщение)

Резюмирование является целенаправленным действием, которое используется ведущим с целью сведения воедино основных мыслей, высказанных одним или несколькими лицами в ходе обсуждения. Цель резюмирования сказанного заключается в том, чтобы:

  • · объединить в одном высказывании важные данные, мысли, идеи;
  • · выработать основание для дальнейшей дискуссии или перейти к другой теме;
  • · оценить успешность;
  • · проверить, согласны ли друг с другом собеседники, все ли понимают сказанное.

Резюмированная, суммированная информация позволяет всем участникам дискуссии понять, что произошло на данном этапе обсуждения. Когда Вам нужно подвести итог или обобщить сказанное, можно начать со следующих фраз: "Мне кажется, здесь было выражено несколько важных мыслей…", "Если я правильно понял(а), Вы имеете в виду…", "Мне кажется, мы достигли договоренности. Мы договорились о том, что мы…" и т.д.

Тема: «Что такое дискуссия?»

Выполнили: уч-ся 4-Г класса

Руководитель: Плеханова Т. В.

2012 г.

I.Введение.

Что такое дискуссия?

Как правильно её проводить?

II. Цели и задачи:

1. Сформировать желаемый образ классного коллектива и жизнедеятельности в нем.

2. Учиться правилам ведения дискуссии, умению кратко говорить и выслушивать мнение других, доказывать свою точку зрения.

3. Разработать правила проведения дискуссии.

III. Основная часть.

3.1. Что такое дискуссия?

Латинское слово "дискуссия" означает рассмотрение, подробное исследование какого-либо вопроса, публичное обсуждение какой-либо проблемы.

Дискуссия – то спор по правилам не для того, чтобы переспорить и навязать свое мнение, а чтобы вместе с товарищами найти истину, решить проблему. В ходе дискуссии публично обсуждаются наиболее сложные и "больные" проблемы класса, намечаются пути их решения, Эти проблемы могут быть самыми различными, Например, такими:

Каким должен быть современный человек?
Легко ли быть умным?
40 минут урока: много это или мало?
Кто в нашем классе хозяин?
Самоуправление или самоуправство?
Как наш класс сделать дружным?

Дискуссия поможет...

– акцентрировать внимание на актуальных проблемах жизнедеятельности класса;
– выработать общее мнение по этим проблемам;
– побудить к практическим действиям по развитию общественной жизни класса;
– выявить тех учащихся, которые болеют за дела класса, готовы предложить реальный вариант решения наиболее сложных проблем и, может быть, организовать дело, инетересное и полезное для класса и его друзей.

3.2. Как проводить дискуссию?

План проведения дискуссии, как правило, таков.

1. Зачин. Ведущим в начале дискуссии важно побудить к разговору, "завести" участников дискуссии, "накалить страсти". Этому могут способствовать вступительное слово ведущего, постановка серии острых вопросов, выступление "агитбригады" и т.д.
2. Собственно дискуссия – публичное обсуждение проблемы: "Каким мы хотим видеть наш класс? Каким быть нашему классу?" Дискуссия во многом дело стихийное и непредсказуемое. Трудно сразу определить, как она развернется и какие мнения будут преобладать. Очень многое зависит от состава участников дискуссии, от их психологического настроя, от социальной ситуации, от места и времени проведения дискуссии. Но многое также зависит от организаторов и ведущих, от их эрудиции, нравственных качеств, способности контактировать со школьниками подросткового и юношеского возраста, умений слушать, спорить, держать себя в руках и управлять дискуссией.

3.3 .Правила дискуссии.

1. Правило уважения человека основное правило дискуссии, Отношение к лющям (как к присутствующим, так и к отсутсвующим) на дискуссии неизменно внимательное, вежливое, уважительное, Мы стараемся ничем человека не обидеть, а тем более не оскорбить. Человека мы принимаем таким, каков он есть, без всяких условий. Для нас равно значит, думает ли человек как все или иначе.

2. Правило внимательного слушания. Мы помним, что слушать и слышать не одно и то же. Нужно стараться понять того, кто говорит, даже если не согласен с его мнением. На дискуссии закон един: все слушают, когда говорит один. Реплики с мест принимаются, но выступающих не перебивают.

3. Правило свободного микрофона. Высказываться может каждый, но после того, как выступающий закончит говорить или истечет время выступления. Ведущий имеет исключительное право передавать микрофон кому-либо. Если ведущий не передает микрофон никому, то первым его берет тот, кто раньше других приготовился (поднял руку) и ближе других находится к закончившему выступление.

4. Правило двух минут для выступления. Свободный микрофон можно "держать в одних руках" не дольше двух минут. За это время можно успеть сказать главное.

5. Правило логичности и аргументированности. Лучшее выступление то, которое хорошо продумано, последовательно изложено и убедительно аргументировано. Лучшие аргументы – факты и логика. Выступающие стараются излагать свои мысли четко и понятно.
6. Правило честного поведения. На дискуссии уважается честность, а не упрямство. Участники дискуссии стараются держаться естественно. Выступающие говорят внятно, понятно, не искажая фактов, слов и мыслей других людей. Если участник дискуссии в чем-либо не уверен или в чем-то не прав, он честно в этом признается, а если прав, то не зазнается.
7.Правило поднятой руки. Если же ты хочешь сказать важное, подними руку и тебя будут слушать. Если кто-то поднял руку – все выслушивают его внимательно, не перебивая. Если рук поднято несколько, то очередность выступающих определяет ведущий.

Заключение.

Несколько советов участникам дискуссии

Выступая:
– не говори "длинно": излагай мысли кратко, стараясь не повторять сказанного;
– в выступлении выделяй главное, четко формулируй свои доводы. В этом тебе могут помочь тезисы – краткое изложение основных идей выступления;
– не стесняйся высказывать необычные идеи:
оригинальность мышления – признак развитого интеллекта. А то, что сейчас представляется невозможным, в дальнейшем может оказаться весьма интересным и полезным;
наблюдай за реакцией участников дискуссии на твои слова, но при этом держись с достоинством. Во время выступления:
– старайся понять выступающего, даже если не согласен с ним;
прежде чем вступить в спор, продумай основные моменты того, что хочешь сказать;
– серьезно аргументируй свое мнение;
– не размахивай руками и не повышай тона. Лучшее доказательство твоей правоты – точные факты и железная логика;
внимательно выслушай возражения, постарайся выявить, правильные и ошибочные утверждения оппонента;
– не будь упрямым и не бойся признать свою неправоту.

Латинское слово «дискуссия» означает рассмотрение, подробное исследование какого-либо вопроса, публичное обсуждение какой-либо проблемы.

Дискуссия — это спор по правилам не для того, чтобы переспорить и навязать свое мнение, а чтобы вместе с товарищами найти истину, решить проблему. В ходе дискуссии публично обсуждаются наиболее сложные и интересующие проблемы обучающихся определенного возраста, намечаются пути их решения. Эти проблемы могут быть самыми различными. Например, такими:

Как быть современным человеком?

Легко ли быть умным?

Интересный человек — кто он?

Какая она — «красивая жизнь»?

Дискуссия поможет в решении следующих задач:

Акцентировать внимание на актуальных проблемах жизнедеятельности класса или изучаемого учебного предмета;

Выработать общее мнение по этим проблемам;

Побудить к практическим действиям по изменению ситуации или ее улучшению.

Из мнений ребят, высказываемых в дискуссии, возникают вполне конкретные предложения по разрешению поставленной проблемы, вырабатываются условные рекомендации. В дискуссиях определяются инициативные группы или выбираются творческие команды для доработки предложений.

Условия эффективности проведения дискуссии:

1. Тема должна быть актуальной для данного возраста участников, проблемной, стимулирующей обмен мнениями.

2. Тема конкретизируется вопросами для обсуждения. Их может быть немного (от 3 до 6), но формулировка должна быть четкой, а по содержанию вызывать интерес участников.

3. Необходимо своевременно оповестить всех, кого желательно привлечь к обсуждению (подготовка объявлений, пригласительных билетов и т. д.). До сведения участников

4. Желательно специальное оформление помещения, где будет проходить дискуссия. В этих целях можно использовать плакаты, стенды с соответствующими материалами или различные иллюстрации (плакаты, фотографии), отражающие тему диспута.

5. Особое внимание уделить выбору ведущего, умеющего зажечь аудиторию, от мастерства которого во многом зависит весь ход дискуссии. Как правило, это должен быть уважаемый человек в данном подростковом коллективе, обладающий коммуникативными качествами, эрудицией и грамотной речью.

6. Продуманность этапов дискуссии, утвержденный регламент, умение организаторов предугадать ход дискуссии и поведение участников.

7. Временные рамки дискуссии. Наиболее эффективное время проведения — не более 1 ч. Если даже за отведенное время не будет окончательно разрешена главная проблема дискуссии, ее все равно необходимо умело и грамотно закончить или временно приостановить. При этом у участников резко возрастает мотивация продолжения дискуссии, которую можно провести уже в другое время.

8. Необходимо определить (выработать, составить) правила поведения или правила дискуссии . Они могут быть следующими:

1. Правило уважения человека, его точки зрения или мнения — основное правило дискуссии. Отношение к людям (как к присутствующим, так и к отсутствующим) на дискуссии неизменно внимательное, вежливое, уважительное. Мы стараемся ничем человека не обидеть и тем более не оскорбить. Человека мы принимаем таким, каков он есть, без всяких условий.

2. Правило внимательного слушания . Мы помним, что слушать и слышать не одно и то же. Нужно стараться понять того, кто говорит, даже если не согласен с его мнением. Все придерживаются закона дискуссии: все слушают, когда говорит один. Реплики с мест принимаются, но выступающих не перебивают.

3. Правило «свободного микрофона» . Высказываться может каждый, но после того, как выступающий закончит говорить или истечет время выступления. Ведущий имеет право передавать микрофон (слово) любому участнику дискуссии.

4. Правило двух минут для выступления. Свободный микрофон можно «держать в одних руках» не дольше 2-х мин. За это время можно успеть сказать главное.

5. Правило логичности и аргументированности . Лучшее выступление то, которое хорошо продумано, последовательно изложено, убедительно и аргументированно. Лучшие аргументы — факты и логика. Выступающие стараются излагать свои мысли четко и понятно.

6. Правило честного поведения . На дискуссии уважается честность, а не упрямство. Участники дискуссии стараются держаться естественно. Выступающие говорят внятно и понятно, не искажая фактов и слов (высказываний) других людей.

7. Правило поднятой руки . Если ты хочешь высказаться или дополнить выступающего — подними руку и тебя выслушают. Если рук поднято несколько, то очередность выступающих определяет ведущий.

План проведения дискуссии , как правило, таков: ведущему в начале дискуссии важно побудить к разговору, «завести» участников дискуссии, «накалить страсти». Этому могут способствовать вступительное слово ведущего, постановка серии острых вопросов.

Собственно дискуссия — публичное обсуждение проблемы. Дискуссия во многом дело стихийное и непредсказуемое. Трудно сразу определить, как она развернется и какие мнения будут преобладать. Очень многое зависит от состава участников дискуссии, психологического настроя, социальной ситуации, места и времени проведения дискуссии. Но многое также зависит от организаторов и ведущих, от их эрудиции, нравственных качеств, способности контактировать со школьниками подросткового и юношеского возраста, умений слушать, спорить, сдерживать свои эмоции и эмоции подростков, аргументировать выводы из предложения.

Выступая:

— излагай мысли кратко, стараясь не повторять сказанного;

— в выступлении выделяй главное, четко формулируй свои доводы;

— не стесняйся высказывать необычные идеи: оригинальность мышления — признак развитого интеллекта;

— наблюдай за реакцией участников дискуссии на твои слова или точку зрения, но при этом держись с достоинством.

Во время выступления:

— старайся понять предыдущего выступающего, даже если не согласен с ним;

— прежде чем вступить в спор, продумай основные моменты того, что хочешь сказать;

— не размахивай руками и не повышай тона. Лучшее доказательство твоей правоты — точные факты и железная логика;

— не оскорбляй своих товарищей и предыдущих выступающих;

— внимательно выслушай возражения, постарайся определить правильные и ошибочные утверждения оппонента;

— не будь упрямым и не бойся признать свою неправоту.

Дискуссии может помочь пресс-группа, которая выполняет одну или несколько из следующих функций:

Фиксирующая . Пресс-группа (секретариат) ведет «протокол», записывает самые ценные мысли, идеи, предложения...

Аналитическая . Пресс-группа (группа экспертов-аналитиков) анализирует процесс и содержание результатов деятельности, обобщает идеи, вырабатывает итоговый документ (решение, рекомендации и т. д.).

Управляющая . Пресс-группа — катализатор процесса — вносит («подбрасывает») вопросы или проблемные ситуации для обсуждения, просит уточнить или повторить отдельные высказывания, поддерживает, одобряет.

В последнее время в учебных заведениях стала популярной такая форма дискуссии, как «дискуссионные качели». Суть этой занимательной формы состоит в имитации раскачивающихся качелей: два партнера поочередными толчками на доску (веревочный маятник) раскачивают «качели»; чем сильнее толчок (аргумент), тем выше взлет «качелей». В данном случае в дискуссию вступают две группы учащихся, расположившихся друг против друга. После того как предложен вопрос для обсуждения, они поочередно от каждой группы высказывают суждения по предложенному вопросу — «качели» начинают свое движение.

Возможен вариант «дискуссионных качелей», при котором каждая из групп выбирает определенную роль, позицию — «за» и «против» аргумента ведущего, «оптимисты» и «пессимисты». Например: «Я не боюсь говорить правду, потому что...» — начинает одна сторона. «А я боюсь говорить правду, потому что...» — отвечает другая сторона.

В основе «дискуссионных качелей» лежит дискуссия — метод убеждения, призванный путем вовлечения воспитанников в обмен мнениями по общественно значимым проблемам отстаивать свою точку зрения и обогащать ее в процессе общения с оппонентами.

Использование дискуссионного метода во внеклассной деятельности по учебному предмету или во внеклассной работе очень полезно и необходимо, так как в грамотно организованных спорах рождаются и оттачиваются важные качества человека: стремление познать истину, умение отстаивать свои взгляды, аргументировать собственную точку зрения, развивать коммуникативные навыки и, наконец, мужество признания ошибочности прежних утверждений.

Дискуссия(от лат. discussio - рассмотрение, исследование) - обсуждение к.-л. вопроса или группы связанных вопросов компе­тентными лицами с намерением достичь взаимоприемлемого ре­шения. Д. является разновидностью спора, близкой к полемике, и представляет собой серию утверждений, по очереди высказыва­емых участниками. Заявления последних должны относится к од­ному и тому же предмету или теме, что сообщает обсуждению необходимую связность. Сама тема Д. обычно формулируется до ее начала. Д. отличается от полемики как своей направленностью, так и используемыми средствами. Если цель Д. - достижение опреде­ленной степени согласия ее участников относительно дискутиру­емого тезиса, то цель полемики - не само по себе согласие, а скорее победа над другой стороной, утверждение собственной точки зрения. В Д. всегда есть известные элементы компромисса. Тем не менее она, как правило, в большей мере, чем полемика, ориен­тирована на отыскание и утверждение истины. Используемые в Д. средства должны признаваться всеми, кто принимает в ней учас­тие. Употребление других средств недопустимо и ведет к прекра­щению Д. Употребляемые в полемике средства не обязательно дол­жны быть настолько нейтральными, чтобы с ними соглашались все участники. Каждая из полемизирующих сторон применяет те приемы, которые находит нужными для достижения победы. Это различие целей и средств Д. и полемики лежит в основе терминологии: противоположная сторона в Д. именуется обычно «оппонентом», в полемике - «противником». У каждого из участников Д. должны иметься определенные пред­ставления относительно обсуждаемого предмета. Однако итог Д. - не сумма имеющихся представлений, а нечто общее для разных представлений. Но это общее выступает уже не как чье-то частное мнение, а как более объективное суждение, поддерживаемое всеми участниками обсуждения или их большинством. В обычных спорах элементы Д. и полемики чаще всего перепле­таются, и чистая Д. является столь же редкой, как и чистая полеми- ка. Тем не менее, начиная спор, полезно уже в самом начале ре­шить, будет он Д. или же полемикой, и в дальнейшем придержи­ваться принятого решения. Выбор формы спора - Д. или полеми­ка - определяется конкретными обстоятельствами. Каждая из этих форм может быть полезной в свое время и на своем месте. И даже случающееся в ходе спора смешение Д. и полемики оказывается иногда полезным. Д. - одна из важнейших форм коммуникации, плодотворный метод решения спорных вопросов и вместе с тем своеобразный способ познания. Она позволяет лучше понять то, что не является в полной мере ясным и не нашло еще убедительного обоснования. В Д. снимается момент субъективности, убеждения одного челове­ка или группы людей получают поддержку других и тем самым определенную обоснованность. К Д. близка такая форма прояснения представлений, как ди­алог. Он также связан не только с сопоставлением, но и с опре­деленным противопоставлением точек зрения или позиций, хотя и не является спором, борьбой мнений.