Что такое дорожная карта учителя. "дорожная карта". Цели, задачи, ожидаемые результаты самообразования

Дорожная карта учителя основной и старшей школы

(Ф.И.О.)________________________________________,

работающего по ФГОС ООО в МОУ СОШ № 16

Вид и направление деятельности

Результат

о выполнении

    Изучение нормативно-правовой базы ФГОС основной и старшей школы

Изучить Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

В Рабочей программе учителя по предмету и программе внеурочной деятельности

спланировать работу по воспитанию и социализации обучающихся основной или старшей школы

Изучить Образовательную программу основной школы в соответствии с ФГОС

Ознакомить с содержанием изученных материалов (раздел «») коллег на заседании методического объединения

Третья неделя

Выступление на заседании МО

2.Повышение профессиональной компетентности в соответствии с требованиями ФГОС основной и старшей школы

Обучение на курсах повышения квалификации ГЦРО

В течение 2013-2014 уч.года

Презентация изученного на заседании МО, творческой группы

Посещение уроков, мастер-классов учителей начальных классов и 5-ых классов, имеющих опыт работы по ФГОС

В течение учебного года

Ознакомление с технологией, ИКТ поддержкой, методами, приемами работы по ФГОС основной и старшей школы

3.Разработка программ учителя

Разработка проекта Рабочей программы основной школы учителя__________

Рабочая программа учителя

Разработка проекта Рабочей программы старшей школы учителя_____

апрель 2014 г.

Рабочая программа учителя

Разработка программы внеурочной деятельности

Май 2014 г.

Программа внеурочной деятельности

Разработка программы формирования УУД

Май 2014 г.

Программа формирования УУД

4.Оценка качества результатов образовательной деятельности

Разработка контрольно-измерительных материалов

В течение учебного года

Разработка и реализация календарно-тематического планирования по предмету_____ для __5__класса

В течение учебного года

Календарно-тематическое планирование

Участие в экспериментальной деятельности школы по введению ФГОС

В течение учебного года

5. Инновационная деятельность

Представление инновационного опыта (открытые уроки, мастер-классы, публикации, участие в профессиональных конкурсах, разработка проекта и другое)

В течение учебного года

Материалы обобщения педагогического опыта

Деятельности в средней и старшей школе . Формирова-ние ИКТ-компетент... английскому языкам, которые проводят учителя основной и средней школы с целью корректировки рабочих программ... графика (сетевого графика, дорожной карты ) введения ФГОС начального...

  • Основная образовательная программа основного общего образования мбоу «Средняя общеобразовательная школа №46»

    Основная образовательная программа

    И последствия пожаров, дорожно -транспортных происшествий (ДТП), ... на самоопределение учащихся основной и старшей школы ; планирование работы педагогического... ся. Методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт . Работа с...

  • Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №47 г. Липецка

    Основная образовательная программа

    На вопросы учителя . Составлять рассказ по сюжетной картинке . Участвовать в... столицы России; - различать дорожные знаки, необходимые для безопасного... дальнейшее успешное обучение в основной и старшей школе . Программа соответствует стратегической линии...

  • МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №19»

    ДОРОЖНАЯ КАРТА

    РАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ

    начальных классов

    Соболевой Татьяны Николаевны

    на 2015-2016 учебный год

    Г. НИЖНЕВАРТОВСК

      Общие сведения о педагоге

      Цели, задачи, ожидаемые результаты самообразования.

      Направления и содержание деятельности

      1. Повышение квалификации и педагогического мастерства

        Работа над повышением качества образования.

        Научно-методическая работа

        Обобщение и распространение опыта педагогической деятельности

        Совершенствование профессионально значимых личностных качеств педагога

    ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

    Ф.И.О. Соболева Татьяна Николаевна

    Образование - высшее

    Стаж педагогической работы - 22 год

    В данной должности – 6 год

    В данной организации - 3 года

    Внеурочная деятельность – 2 часа

    Домашнее обучение – нет

    Социальный педагог-до января 2016года.

    Дополнительное образование - руководитель кружка «Ассорти» (до января 2016г.)

    ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ САМООБРАЗОВАНИЯ

    Цель самообразования:

    Совершенствование методики преподавания основных предметов,

    повышение уровня обученности учащихся, уровня педагогического

    мастерства педагога

    Задачи:

      формировать способность к творческому саморазвитию, к творческой деятельности;

      внедрять в учебный процесс инновационные педагогические технологии;

      обеспечивать программирование своей деятельности, творческой рефлексии, генерирование идей, воплощение творческого замысла.

      продолжать работу над повышением научно-теоретического уровня в области теории и методики преподавания основных предметов;

      изучить психологические и возрастные особенности школьников.

    Ожидаемый результат самообразования:

      повышение качества преподавания основных предметов, повышение результативности участия в олимпиадах;

      разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение.

      доклады, выступления на заседаниях МО, участие в конкурсах и конференциях с самообобщением опыта;

      создание и продвижение персонального сайта в сети Интернет, корректировка его основных разделов, размещение на нем авторских методических материалов.

    НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Раздел 1. Повышение квалификации и педагогического мастерства

    Планирование

    Реализация

    Изучение и анализ научно-методической литературы по основным предметам

    Планирую изучить и проанализировать научно-методическую литературу.

    Изучена литература: о новых технологиях ведения урока.

    Работа над методической темой самообразования.

    Планирую разработать серию тестов по основным предметам.

    Продолжена работа по разработке тестов.

    Участие в семинарах, вебинарах, видеоконференциях, работе ГМО, РМЦ и т.д.

    Планирую принять активное участие в семинарах ГМО, в вебинарах.

    Участник вебинаров:

    1.«Не совсем обычные уроки. Электронные формы учебников на уроках ОРКСЭ», издательство Дрофа, 20.10.2015год, 2 часа

    2.«Учимся работать с пособием «Готовимся к Всероссийской проверочной работе. Математика. Рабочая тетрадь 4»

    Издательство Просвещение,

    11.11.2015 год, 2 часа

    3.«Проектируем урок русского языка в 1 классе. УМК «Перспектива». Издательство Просвещение, 24.09.2015год, 2 часа

    4.«Текст: работа с информацией в аспекте реализации ФГОС НОО»Информационный образовательный портал Дрофа, 16.02. 2016, 2 часа

    5.«ЭФУ как инструмент формирования метапредметных умений» Информационный образовательный портал Дрофа, 17.09. 2015, 2 часа

    6.«Диалог на уроке светской этики» Информационный образовательный портал Дрофа, 13.11. 2015, 2 часа

    7. «Электронные формы учебников в начальной школе новый инструмент реализации требований ФГОС НОО» Информационный образовательный портал Дрофа, 20.08. 2015, 2 часа

    8. «Возможности рабочих тетрадей к УМК ОРКСЭ для достижения личностных метапредметных и предметных результатов» Информационный образовательный портал Дрофа, 20.08. 2015, 2 часа

    9.«Преподавание курса «Обучение грамоте» в условиях двуязычия –автор Горецкий, УМК «Школа России»» Издательство Просвещение,20.10.15г, 2 часа

    10.«Формирование регулятивных УУД средствами курса «Окружающий мир», УМК«Школа России»» Издательство Просвещение, 28.01 2016г, 2 часа

    11.«Формируем базовые навыки. Читательская грамотность: результаты и оценки, проблемы, решения.» Издательство Просвещение, 20.10.2015г, 2 часа

    Участвовала в конкурсе профессионального мастерства классных руководителей общеобразовательных учреждений города Нижневартовска «Классный руководитель – 2016».

    Отборочный этап.

    Курсовая подготовка.

    Планирую пройти курсы повышения квалификации.

    Не проходила

    Деятельность в рамках школьного методического объединения.

    Планирую принимать активное участие, выступать на МО по актуальным темам.

    Являлась активным участником всех заседаний МО.

    Совершенствование работы с современными педагогическими

    технологиями.

    Планирую совершенствовать метод проектов, здоровьесберегающие технологии.

    Реализовывала педагогический проект «Сетевое взаимодействие как фактор развития детского коллектива и личностного роста обучающихся» с Центром детского и юношеского технического творчества «Патриот».

    Аттестация

    Планирую пройти аттестацию в 2016-2017 годы.

    Пройдено подтверждение на соответствие занимаемой должности (февраль 2015г)

    Раздел 2. Работа над повышением качества образования

    Направление и содержание деятельности

    Планирование

    Реализация

    Организация дифференцированной работы с учащимися, обладающими разным уровнем интеллектуальных способностей и познавательной активности.

    Планирую разработать карточки для дифференцированной работы с учащимися, обладающими разным уровнем интеллектуальных способностей и познавательной активности.

    Разработаны и апробированы: карточки для индивидуальной работы по русскому языку, математике, окружающему миру.

    Организация работы с одарёнными детьми и участие с ними в научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах по предмету.

    Планирую подготовить детей к научно-практической конференции, и активно участвовать в конкурсах, олимпиадах по предметам.

    Принимали активное участие в международных и всероссийских конкурсах.

    1.Всероссийский метапредметный конкурс «Решай-ка» всего - 20 ч.

    Сыроешкина Любовь

    Курбанова Хадижа

    Гроо Екатерина

    Диплом 3 степени,

    1 Расулжанова Сайора

    2 Абдулжалилова Бурият

    3 Амирова Патимат

    4 Исхакова Аиша

    5 Кайколесов Александр

    6 Алыбаева Айдана

    7 Джалалов Мубин

    8 Ибрагимова Диана

    9 Абубакарова Элиса

    10 Невежина Ксения -похвальная грамота,

    1 Чентарицкий Юрий

    2 Хасметова Элиза

    3 Поздеева Софья

    4 Расулжанов Хасанбой

    5 Усманов Марат

    6 Кульмаметьев Данил

    7 Шаяхметова Алина

    Сертификат участника.

    2.Международная игра- конкурс «Гелиантус»-10ч.

    1 место-Невежина Ксения, Чентарицкий Юрий, Амирова Патимат.

    Расулжанова Сайора, Поздеева София, Абубакаров Элиса, Кайкалесов Александр, Тарасов Всеволод, Исхакова Аиша, Гроо Екатерина.

    3.Конкурс по русскому языку «Кириллица»-Кайкалесов Александр- 47 место по Росссии, Сыроешкина Любовь-60 место, Гроо Екатерина-80 место, Расулжанова Сайора-80 место, Поздеева София-87 место...-участники

    4.Международный игровой конкурс «Золотое руно»-8ч.Поздеева София 11 место в школе, Хасметова Элиза-12 место, Расулжанов Хасан-13 место, Шаяхметова Алина-14 место, Амирова Патимат-15 место, Абубакарова Элиса, Кайкалесов Александр-16-17 место, Тарасов Всеволод-19 место

    5.Международная игра-конкурс «Русский медвежонок-языкознание для всех»-15ч.

    6.Междунарродный игровой конкурс по литературе «Пегас»-5ч. Поздеева София-7-8 место в школе, Сыроешкина Любовь-9 место, Чентарицкий Юрий-10 место, Гроо Екатерина-12-13 место, Амирова Патимат-14 место.

    Городской конкурс «Стань заметней на дороге» в номинации «Самый яркий класс»12 ч. участие.

    Школьный уровень

    «Осенняя ярмарка»- весь класс. 2 место.

    «Конкурс Новогодней игрушки»- 2 чел. Сыроешкина Любовь, Отдельнова Екатерина.

    «Конкурс Новогодний кабинет» - 2 место

    Конкурс стихов о родном крае – 2 место

    Конкурс рисунков к Дню космонавтики – 12 чел

    Сбор макулатуры – 24кг (9чел)

    Проведение игрового мастер-класса для актива школы.

    Организация внеурочной деятельности по предмету

    Планирую разработать и организовать работу кружка по внеурочной деятельности

    Разработала программы по внеурочной деятельности:

    - «Мир логики».

    - «Я – гражданин России».

    - «Разговор о правильном питании».

    - «Народное творчество и народное слово».

    Разработала программу по дополнительному образованию « Ассорти»

    Раздел 3. Научно-методическая работа

    Направление и содержание деятельности

    Планирование

    Реализация

    Знакомство с новыми формами, методами и приёмами обучения.

    Планирую знакомство с инновационными технологиями ведения урока.

    Ознакомилась и использую следующие инновационные технологии:

    ИКТ - технологии, технологию проектной и исследовательской деятельности (А.И. Савенков),

    Технологию проблемного обучения (А.Дистервег), -коллективный способ обучения (В.К.Дьяченко),

    Технологию продуктивного чтения,

    Игровые технологии, -здоровьесберегающие технологии,

    Технологию развития критического мышления.

    Реализация компетентностного подхода в предметном обучении в рамках внедрения федеральных государственных образовательных стандартов.

    Планирую разработать в соответствии с ФГОС серию уроков по окружающему миру.

    Разработала и провела уроки по окружающему миру.

    Проведение открытых уроков, мастер-классов в рамках работы по повышению методического мастерства.

    Планирую провести

    Мероприятия по профилактике безнадзорности.

    Провела общешкольные воспитательные мероприятия:

    Мероприятие, посвященное Дню прав ребенка «Мои права».

    Мероприятие о правилах поведения в школе и на улице.

    Провела интегрированный урок (математика + спортивное ориентирование)

    7 мая 2012 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным были подписаны Указы, которые стали фундаментом для достижения стратегических целей государства. Они направлены на обеспечение высоких показателей социально-экономического развития страны, в первую очередь в сферах экономики, здравоохранения, образования, демографической и жилищной политики, а также государственного управления.

    Фактически Президентом поставлены конкретные задачи по изменению важных сфер нашей жизни. «Дорожные карты» действий по президентским указам, по сути, отражают основные направления президентской политики на весь период полномочий, в них указаны приоритетные направления развития страны до 2018 года и те достижения, которых страна должна добиться в этих приоритетных социальных направлениях.

    Вслед за федеральной дорожной картой «Изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности образования и науки», принятой в декабре 2012 года, в феврале 2013 года Правительством Югры утверждена аналогичная карта. Принятые документы учли, новый закон «Об образовании».

    «Дорожная карта» - это вид планирования, подробный сценарий реализации основных направлений, мероприятий изменения сферы образования. Такая карта увязывает между собой видение, стратегию и план развития образования и науки и выстраивает во времени основные шаги этого процесса, позволяет просматривать вероятные сценарии развития. То есть на федеральном уровне заданы высокие целевые значения показателей социально-экономического развития, но вот темп их достижения, определен регионом с учетом оптимальных путей с точки зрения ресурсной затратности и экономической эффективности.


    Приоритеты образовательной политики, закрепленные в этом документе:

    1. Увеличение заработной платы педагогов. К 2018 году вырастет заработная плата педагогических работников педагогических работников дошкольного, дополнительного образования, работников общеобразовательных организаций, преподавателей и мастеров производственного обучения среднего профессионального образования, преподавателей, профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования.

    В 2013 году планируется увеличение фонда оплаты труда указанных категорий в целях достижения целевых показателей средней заработной платы (педагоги дошкольных учреждений до 43 601 рублей, педагоги в сфере общего образования до 54 181 руб.).

    В бюджете автономного округа предусмотрены дополнительные средства на выполнение майских указов Президента о повышении зарплаты в сфере образования. Всего на повышение оплаты труда педагогических работников ведомства образования в 2013 году предусмотрено более 4,0 млрд. рублей.

    2. Доступность дошкольного образования. Потребность в дошкольном образовании, и особенно в нашем регионе, велика. В расчетах Департамента образования и молодежной политики автономного округа учитывался не только сегодняшний дефицит мест в дошкольных учреждениях, но и дополнительный спрос на них, который неизбежно появится в связи с повышением рождаемости. Решать эту проблему планируется комплексно: за счет строительства новых детских садов, реконструкции (перепланировки) существующих зданий, возврата дошкольных учреждений и, конечно, благодаря развитию негосударственного сектора и вариативных форм получения дошкольного образования.

    Предполагается, что к 2015 году все дети от трех до семи лет, которые в этом нуждаются, смогут воспользоваться услугами дошкольных образовательных учреждений (в настоящее время 82%).

    3. Увеличение количества детей, пользующихся услугами дополнительного образования. Планируется, что не менее 65% детей Югры в возрасте от 5 до 18 лет будут получать услуги дополнительного образования к 2018 году и 67% к 2020 г., на сегодня доля таких детей составляет 53,3%.

    Важно отметить: «дорожные карты» к этим трем направлениям не сводятся. Это ключевые приоритеты для ближайшего времени.

    Структура «дорожной карты» предполагает охват всех уровней образования с учетом мероприятий направленных на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, соотнесенных с этапами перехода к эффективному контракту.


    Лишь отработав сначала эту систему для руководителей учреждений, можно было бы начать обсуждение ее принципов с трудовыми коллективами, в том числе педагогическими. Назову только один принципиальный момент, который препятствует введению эффективного контракта в системе образования. В нашей стране примерно 73–75% работников сферы образования имеют стаж свыше 25 лет. В США таких – около 25%, в Европе – 41%, в Германии – а она считается стареющей страной – 43%. Но все равно это вдвое меньше, чем в России! В нашей системе образования идет старение кадров, но из системы не выходят на пенсию.Недавно один уважаемый эксперт сказал мне: у нас «закупорена система». Это значит: невозможно поступить на работу в школу (нет свободных вакансий) и невозможно уйти из нее на пенсию (пенсии слишком маленькие). В закупоренном сосуде нельзя проводить реформы.

    Дорожная карта в сфере образования

    Индексация Индексация представляет собой повышение заработной платы в соответствии с общим уровнем инфляции (роста цен) в стране в соотношении 1:1. Т.е., если инфляция составила 12%, то и повышающий коэффициент З/П составит 12%.

    Правда в 2015 году индексация была отменена, а в 2016 проведена только частично. Причиной этому правительственные структуры назвали кризисное состояние экономики страны, в частности, отсутствие необходимого размера финансовых средств.
    Но благодаря именно индексации зарплата учителей в 2018 году в России все же вырастет. Увеличиться она не на много. В среднем показатель составит около 6%, т.е.
    1200 руб. при зарплате 20 000 руб. Большой такую прибавку назвать сложно, хотя, по словам правительства, она покроет инфляционное увеличение цен на основные продукты и коммунальные услуги.

    Что будет с учительской зарплатой, или гадания на «дорожной карте» минтруда

    Очевидно, что в обсуждении должны участвовать экспертные группы, уже проявившие себя в области оплаты педагогического труда, и профсоюзы. Их опыт и конструктивная критика, в том числе программ, уже реализуемых в образовании, при подготовке «Дорожной карты» были, безусловно, учтены.

    Внимание

    Сегодня у меня больше надежды на профсоюзы, чем на чиновничьи распоряжения Минтруда. – В программе критикуются принципы начисления стимулирующей части зарплаты. Заставит ли это губернаторов пересмотреть свою позицию в этом вопросе? – Я бы хотела, чтобы многие губернаторы свою позицию пересмотрели.


    За последние годы в регионах при распределении стимулирующей части ФОТ наблюдалось немало перекосов. В некоторых субъектах РФ администрирование стимулирующей части ФОТ стоило дороже, чем сам стимулирующий фонд.

    Что изменилось в системе оплаты труда педагогов в 2018

    Предполагается обсуждение единых подходов к нормированию труда работников социальной сферы, в том числе, и труда педагогов. Но именно единых принципов (например ориентированных на разные уровни образования – дошкольное, общее, высшее), а не конкретных показателей и критериев, по которым будет начисляться зарплата в отдельных учреждениях.Нормы, организующие педагогический труд, помогут сформулировать, на какие показатели качества мы переходим.

    Инфо

    В «Дорожной карте» говорится о том, что зарплата должна начисляться в зависимости от качества труда. Оставим пока медиков или музейных работников. О каких показателях качества в образовании идет речь? Для педагогов они до сих пор не разработаны… – Этот вопрос действительно вызывает напряжение у педагогической общественности.


    В программе говорится, что достижения определенного уровня зарплаты недостаточно.

    Зарплата учителей в 2018 году в россии

    Данный вопрос должен быть отражен в региональных и муниципальных нормативно-правовых актах.

    • Утверждать штатное расписание имеет право исключительно руководитель детского сада, школы, ВУЗа, иной бюджетной организации.
    • После внедрения новых рекомендаций в образовательном учреждении доход педагога должен быть не меньшим, чем был до этого. Данная норма применяется ко всем без исключения сотрудникам, чья норма трудовой деятельности осталась на прежнем уровне или повысилась.
    • Норма оплаты труда должна определяться исходя из выполнения работником собственных профессиональных обязанностей на протяжении определенного промежутка времени (недели, месяца, года).
    • Читайте также: Почему задерживают зарплаты бюджетникам Что касается нормы труда педагогов, теперь ее изменение в ту или иную сторону непосредственно скажется на итоговом заработке.

    «дорожная карта»

    Например, во Франции педагог только и ждет момента, когда он сможет наконец получить контракт на всю жизнь. Многие европейские страны имеют в этом смысле как бы устаревшие системы.


    Важно

    Для них переход на контрактную основу (да еще с увязанными показателями достижений тех или иных результатов)– это колоссальная институциональная ломка. Недавно я говорила с директорами школ, которые все время повторяли: мы ищем для своей школы педагогов по призванию и – на всю жизнь.


    Давайте представим, что в школах субъектов РФ начнут в пилотном режиме переходить на эффективный контракт. Что из этого получится? – Я думаю, это неосуществимо.

    Если до окончания срока «Дорожной карты» в 2018 году нам удастся в пилотном режиме перейти на эффективные контракты (срочные и со взаимными обязательствами) для руководителей школ – это будет крупное достижение.

    Законы рф 2018

    Но реалии жизни таковы, что несмотря на увеличение нагрузок педагог получает ничтожно мало. Последние новости о зарплате педагога в России Итак, задачи закона 2012 года по увеличению оплаты труда работников образовательной сферы аж на 200% не выполнены.

    Всему виной кризис, начавшийся в 2014 году, повлекший дефицит бюджета и невозможность повышения заработной всем бюджетникам даже в небольшом объеме. Поэтому о достижении уровня оплаты труда педагогов до среднего по региону остается только мечтать.

    Сегодня средний заработок учителя по России составляет 30 тысяч рублей. Но не нужно забывать о том, что педагоги в Москве получают гораздо больше, чем работники образовательной сферы в регионах.

    Как изменится зарплата учителя с 1 января 2018 года Можно с уверенностью сказать, что в 2018 году заработная плата учителя все-таки повысится. И произойдет это благодаря индексации.
    Решать проблемы эффективного контракта (со сроками и показателями качества), не предложив людям современных схем выхода на пенсию, – это, на мой взгляд, неправильно. Без увязки с пенсионной системой механизм эффективного контракта остается только достижением формальных зарплатных показателей, и то – «средних по региону». –

    Если губернаторы примутся активно работать по «Дорожной карте», это сулит немалые изменения в жизни учителей. Но нигде не сказано, что субъекты РФ должны работать в этом направлении.

    Значит, где-то учителя как жили, так и будут жить? – Ситуация в регионах с принятием «Дорожной карты» может и не измениться. Ведь на данном этапе все губернаторы должны ориентироваться на выполнение указов Президента РФ. А в указах президента о единых для всей страны принципах начисления зарплаты работников социальной сферы (в том числе педагогов) ничего не говорится.

    Дорожная карта в сфере образования 2018 год зарплата преподавателям

    Однако большинство стран пытаются оплачивать педагогический труд одновременно и за результат, и за качество. За качество – значит, и за квалификацию педагога, которая позволяет выполнять работу определенной сложности.

    Это базовая часть. А оплата за результат – это стимулирующая часть. Через нее учителю дается траектория его творческого и карьерного развития: куда двигаться, в каком направлении развиваться. – Однако в «Дорожной карте» нигде не сказано, что регионы должны увеличить базовую часть зарплат… – В этом документе мы можем найти только ключевые показатели, которых надо достигнуть. Среди них – повышение зарплаты учителя (и работников социальной сферы вообще) до средней зарплаты по региону.

    Та же норма содержится и в новом Законе «Об образовании в РФ». Каким образом достигать этих показателей – это дело каждого региона.

    Она распространяется на все отрасли социальной сферы, где требуется совершенствование систем оплаты труда: культура, здравоохранение, социальная политика, образование… – Но почему за учительскую зарплату взялся именно Минтруд? Значит ли это, что проекты Минобрнауки по повышению учительских зарплат признаны неудачными? – Я бы не стала говорить о неудаче. Если бы пять лет назад мы достигли тех результатов, к которым пришли в 2012 году, – это было бы крупное достижение. Речь идет о другом явлении: зарплата педагогов отстает от ожиданий самих педагогов. И дело даже не в инфляции, а в процессах социального расслоения внутри педколлективов, начавшихся после общероссийского перехода на НСОТ. – Сколько средств сможет привнести в систему образования эта программа? Сколько она будет стоить? – Она стоит около 100 миллиардов руб­лей. Об их распределении судить пока сложно.
    Дорожная карта в сфере образования – новый термин, означающий план, разработанный в целях улучшения качества образовательной сферы. Дорожная карта в сфере образования выработана российским Правительством для того, чтобы сделать российскую образовательную сферу более качественной и эффективной.

    В настоящее время российское образование находится не на самых высоких уровнях. Настало время модернизировать и улучшать образовательную сферу, начиная со средне образовательных учреждений и до высших образовательных учреждений.

    Дорожная карта в сфере образования направлена на улучшение качества образования, повышение образовательной культуры у граждан и интереса к науке. Дорожной картой в сфере образования предусмотрена ликвидация существующих очередей в детские сады.

    Отношением педагогического сообщества к «дорожным картам» в образовании с порталом «Слово» поделился Владимир Андреевич Попков , академик РАО, доктор педагогических наук, профессор кафедры истории и философии факультета педагогического образования МГУ им. М.В. Ломоносова.

    - На ваш взгляд, для чего нужны «дорожные карты» в образовании?

    - Давайте начнем с термина «дорожная карта». Дорожная карта представляет собой ни что иное как план. Подробный план, в котором написано, что и как надо сделать. Не было у нас термина «дорожная карта», но в Советском Союзе все планировалось. Был первый пятилетний план, потом второй, третий и т.д. Планы часто не выполняются, как произошло с «дорожной картой», принятой в 2003 году для урегулирования израильско-палестинского конфликта.

    - Тогда получается: не стоит планировать?

    - Стоит, но планировать реально! Все планируют желаемое, а не реально достижимое. Вот, например, М.С. Горбачев планировал, что к 2000-му году каждая советская семья должна иметь собственную квартиру. Но сегодня далеко не каждая семья ее имеет. В распоряжении Правительства РФ №2620-Р «дорожная карта» утверждается, что в 2015 году не будет очереди в детские сады. На мой взгляд, очереди есть и будут, потому что сейчас у нас наметился рост рождаемости (во всяком случае, по официальным данным). Через весьма непродолжительное время этим детям понадобятся места в яслях и детских садах.

    Я очень скептически отношусь к «дорожным картам». Вот сама «дорожная карта» №2620-Р от 30.12.2012. В ней очень много пустых мест, или «молока». В «дорожной карте» №2620-Р из 72 страниц, «молока», наверное, больше 40%, если не больше! Отсюда сделайте вывод, насколько этот документ значим.

    - То есть «дорожные карты» не повлияют на образование в стране?

    - Повлияют. Но только отрицательно. Почему? Если мы возьмем в качестве примера высшую школу, то они приведут к значительному сокращению преподавательского состава (числа в документе приводятся). Это раз. Во-вторых, приводятся числа сокращения студентов, правда, меньшие, чем сокращение преподавателей. То есть нагрузка на преподавателей к 2018-м году будет сравнительно больше, чем была в 2012-м или начале 2013-го года.

    - Разве основной целью дорожных карт является сокращение кадров?

    - Сокращение не самоцель. Но оно запланировано вплоть до 2017-го года (конкретные числа приводятся в самом документе). Проверка еще не проведена, а показатели есть. Есть показатели всего, все запланировано, вы понимаете?! Как можно было запланировать, что охват дополнительным образованием в 2013-м году будет 59%, в 2014 - 62%, в 2015 – 65% и в результате не менее 70% детей в возрасте от 5 до 18 лет будут получать услуги дополнительного образования? Причем только половина детей на бюджетной основе, остальным придется платить. То же самое и с ростом зарплат. Запланировано, что заработная плата 100% педагогов дополнительного образования к 2018-му году будет равна средней заработной плате по экономике субъекта. Я в это не верю. Когда говорят о высоких средних зарплатах у учителей в регионах, то никогда не указывается, какой нагрузке учителя соответствует эта зарплата (1,5 ставки, 2 ставки). То есть вывод один – педагоги, возможно, и будут получать больше, но и работать им придется в разы больше.

    Предполагалось, что высвободившиеся в ходе сокращения преподаватели вузов будут работать в школах. Как вы думаете, смогут ли они перестроится?

    - Если серьезно, вузовский преподаватель не только не сможет, но и не имеет права преподавать в школе. Для того чтобы вузовский преподаватель имел право преподавать в школе, у него должен быть соответствующий сертификат. В МГУ есть такой факультет педагогического образования. И я там по совместительству работаю. Там есть 2 курса: преподаватель – это для среднего образования, и преподаватель высшей школы. Преподаватель вуза кроме диплома, что он защитил кандидатскую, докторскую диссертацию, является профессором, должен еще иметь диплом преподавателя высшей школы. Так и в школе. Должно быть образование: человек должен познакомится с методикой, с дидактикой и так далее. Поэтому просто так преподаватель не может прийти в школу, не имеет права. И никто, в общем, не задумывался, куда эти люди должны пойти работать. Преподаватели будут искать себе работу сами. Я думаю, если они еще в трудоспособном возрасте, не пенсионеры, то они смогут найти себе работу. Но подавляющее число преподавателей пенсионного возраста будут вынуждены уйти на пенсию. Предположим, что молодой человек в 23 года поступил в аспирантуру, затем лет 15 проработал преподавателем на кафедре. Фактически кроме того, что он умеет что-то преподавать, и весьма неплохо, он делать ничего не умеет. Ему придется перестраиваться. Соответствующей службы по переподготовке таких людей (кроме демобилизованных из армии) у нас нет. Это очень большая проблема.

    - В чем еще недоработки этого закона?

    - Децильный коэффициент! Я привожу вот такой пример, который взял произвольно. Допустим, что средний балл в расчете на 1 предмет в 10% школ с лучшими результатами составлял 84 в 2009-2010 учебном году. Это очень хороший результат. Это отличная оценка, даже с некоторым превышением. Я взял такую величину, можно взять с успехом и другую. А в 10% школ с худшими результатами – 42. Тогда децильный коэффициент будет равен 2. Давайте возьмем теперь следующий год (2010-2011): средний бал составляет 80 и 40 соответственно. Децильный коэффициент опять будет равен 2. Какой можно сделать вывод? Успеваемость осталась на том же уровне. Но если мы посмотрим средний балл: у лучших был 84, а стал 80, значит, успеваемость ухудшилась. 4 бала – это значимая величина. Теперь давайте мы сравним нижний балл: был 42, стал ниже. Тоже ухудшилась. 2 балла – это не сотые балла, как иногда считают, и не десятые. То есть какой же получается вывод? Что успеваемость вообще-то ухудшается, а децильный коэффициент остается тем же самым. А в 2011-2012 учебном году, соответственно, 76 и 38. Децильный коэффициент по-прежнему будет равен 2. То есть децильный коэффициент остается постоянным, как при ухудшении, так и при улучшении успеваемости. Все стабильно. Поэтому коэффициент не показателен! Любые цифры можно взять в качестве примера. Можно взять из отчетов и подсчитать. Это то же самое,что средняя температура в целом по какой-нибудь городской клинической больнице с учетом морга. Допустим, больница инфекционная, температуры там бывают очень высокие, но когда мы сложим эти числа, учитывая морг, то в лучшем случае она будет 36,2. Средние числа обычно малоинформативны.

    - Тогда как контролировать успеваемость?

    - Я не могу предложить идеальную величину, характеризующую успеваемость. Но я думаю, что надо отдельно характеризовать процент отличных оценок, процент хороших оценок, процент удовлетворительных оценок и процент тех, кто ЕГЭ не сдал. Вот этот набор будет показателен. Он будет более объективен, чем этот децильный коэффициент. Ну нельзя свести все к одному децильному коэффициенту. Ничего не изменится, кроме того, что в школах и во всех остальных организациях, связанных с образованием, придется делать лишнюю математическую операцию: считать. А они и так загружены всякой бюрократической бумажной работой.

    - Что, по-вашему, надо предпринять, чтобы законы об образовании были более жизнеспособными?

    - Прежде всего, избавиться от анонимности. Уж очень многое у нас в сфере образования ведется анонимно. Мы не знаем, кто авторы недавно принятого закона об образовании, можем только догадываться, что это люди в основном из Министерства образования и Высшей школы экономики. Проект обсуждался более трех лет, но несмотря на это, был принят в неудобоваримом виде. А ведь был и альтернативный проект закона, который предложила фракция КПРФ. Он создавался не анонимной группой. Руководителем этого авторского коллектива являлся член-корреспондент РАО О.Н. Смолин. Или вот этот план мероприятий №2620-Р, он вообще нигде практически не обсуждался. Анонимность – это плохо, надо обязательно сообщать в СМИ, что на сайте Министерства образования опубликован проект того или иного закона и список его авторов, что обсуждение проекта этого закона заканчивается такого-то числа, с просьбой присылать свои замечания. В демократическом обществе необходимо проводить серьезные обсуждения проектов законов, а не обсуждение в специально подобранных коллективах. В каждый коллектив необходимо приглашать экспертов, имеющих свою точку зрения по обсуждаемому вопросу.

    - Можете ли Вы дать долгосрочный прогноз на развитие ситуации с введением «дорожных карт»?

    - Я работаю в высшей школе около 50 лет, с тех пор, как в 23 года остался на кафедре. И могу сказать, что настали страшные времена. «Дорожные карты» были предложены в российском образовании еще в 2008 году, коллективом авторов из ВШЭ под руководством Я.Кузьминова, И. Фрумина, при участии Всемирного Банка и Международного Валютного Фонда – «Российское образование 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях», Издательский дом ГУ ВШЭ, М., 2008.Тогда авторами предлагалось обсудить данный труд самым широким образом. На следующий год мы с моим коллегой, Валентином Даниловичем Жирновым, выпустили брошюру «Российское образование – 2020»: «дорожная карта» в никуда». С 2008 года эта дорожная карта к заметному улучшению образования не привела. Можно высказать предположение, что и «дорожная карта» №2620-Р также не приведет к серьезным изменениям в российском образовании.

    Беседовала

    Дарья Крупенко