Дворцовые приказы 17 века. Основные приказы и их функции. Государственные должности в приказах

Приказы прика́зы

1) органы центрального управления в России XVI - начала XVIII вв. В основе имели судебную функцию (Земский приказ, Поместный приказ, Казённый приказ, Посольский приказ и др.). Наряду с общегосударственными были приказы с областной компетенцией (приказ Казанского дворца, Сибирский приказ, Новгородская четь и др.). Структурно подразделялись на столы и повытья. Стоявшие во главе приказов лица в XVII в. получили название судей, наиболее крупные приказы возглавляли судьи в чине боярина или окольничего. Непосредственное делопроизводство велось дьяками. В начале XVIII в. приказы заменены коллегиями. 2) Местные органы дворцового управления в XVI-XVII вв. (Новгородский, Псковский дворцовые приказы). 3) Название стрелецких полков в XVI-XVII вв.

ПРИКАЗЫ

ПРИКА́ЗЫ, органы центрального и местного управления в России середины 16 - середины 18 веков, а также названия стрелецких полков (см. СТРЕЛЬЦЫ) в 16-17 веках. Термин произошел от слова «приказ» в смысле особого поручения; применительно к учреждениям этот термин вошел в обращение с середины 16 века. Зарождение приказной системы происходило в конце 15 - начале 16 веков. Система постоянных приказов сложилась в ходе преобразований середины 16 века. В это время начали функционировать приказы: Большого дворца (1534), Большого прихода (1554), Земский (1564), Казанский (1560-е годы), Казенный (1512), Костромской четверти (1560-е годы), Ловчий (1509), Новгородской четверти (1560-е годы), Оружейной палаты (первая половина 16 века), Печатный (1553), Полоняничный (середина 16 века), Посольский (1549), Разрядный (первая половина 16 века), Сокольничий (1550), Стрелецкий (1571), Устюжской четверти (1560-е годы), Холопий (середина 16 века), Челобитный (середина 16 века), Ямской (1550).
Военные реформы привели к созданию Разрядного приказа, ведавшего личным составом и службой поместного войска, и Поместного приказа, которому было поручено обеспечение служивших помещиков землей. Стрелецкий приказ ведал стрелецким войском. Перестройка системы «ямской гоньбы» (службы связи) привела к возникновению Ямского приказа. Введение губных учреждений на местах вызвало организацию Разбойного приказа. Расширение международных связей способствовало становлению самостоятельного Посольского приказа. Следствием разобщенности отдельных земель, вошедших в состав единого Русского государства, стало создание наряду с общегосударственным финансовым Приказом Большого прихода территориальных судебно-административно-финансовых четвертей (Чети), а также специальных судебных региональных приказов. Расширение границ на юго-восток обусловило появление Приказа Казанского дворца.
Приказами называли не только центральные учреждения, но и некоторые местные дворцовые учреждения, например, возникшие в 1620-х годах Новгородский и Псковский дворцовые приказы, находившиеся в ведении Приказа Большой казны. Название «приказ» употреблялось и для обозначения стрелецких полков. Приказы были постоянно действующими учреждениями, в основу их деятельности был положен функциональный принцип. Каждый приказ ведал определенным кругом вопросов, имел самостоятельный штат. Однако приказная система не имела стройного внутреннего единства и четкого разграничения функций; для многих приказов было характерно совмещение судебных, административных и финансовых функций, соединение функционального управления с территориальным.
Приказы находились в непосредственном ведении царя и Боярской думы. Главы приказов получили в 17 веке название судей, так как зачастую выполняли судебные функции. В 16 веке среди них преобладали дьяки, в 17 веке некоторые крупные приказы возглавляли бояре и окольничие, более мелкие - думные дворяне. Однако и в 17 веке дьяки руководили рядом важных приказов (Разрядным Посольским, Поместным). Приказное делопроизводство велось дьяками и подъячими. Численность персонала приказов (приказных людей) колебалась от 3 до 400 человек.
С начала 17 века в приказах появляется внутреннее структурное деление. В 1613-1619 годах было организовано одиннадцать новых приказов. В области военного управления были созданы приказы: Казачий, Иноземский, Рейтарский, Городового дела; в области финансов начали действовать приказы Новой четверти и Большой казны, полномочия территориальных четвертей были расширены. В первой половине 17 века создавались временные приказы, которые, выполнив поставленные перед ними задачи, прекращали существование. В военное время возникали приказы Сбора ратных и даточных людей, Денежного и хлебного сбора, Сбора пятинных и запросных денег. Временный характер носили многочисленные сыскные приказы. К середине 17 века насчитывалось около восьмидесяти приказов.
В 1650-1660-х годах правительство пыталось перестроить работу центральных учреждений. Были предприняты попытки централизации управления путем объединения руководства нескольких приказов в одних руках, созданы приказы Тайных дел и Счетный, осуществлявшие контроль за деятельностью остальных приказов и подчинявшиеся непосредственно царю. Но существование их было непродолжительным. В 1680-х годах правительство провело новую реформу приказной системы, ставившую своей целью концентрацию однородных функций управления в одном ведомстве. Большинство четвертей вошли в состав Посольского приказа, на базе Приказа Большой казны было создано крупное финансовое учреждение, в котором слились приказы Большого прихода и Новой четверти. Приказу Большой казны были переданы финансовые функции четвертей. Ликвидация приказной системы происходила в начале 18 века во время петровской реформы аппарата управления и введения коллегий. Лишь немногие из приказов продолжали функционировать и позднее. Сибирский приказ сохранился до 1763 года.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "приказы" в других словарях:

    ПРИКАЗЫ, 1) органы центрального управления в России в 16 начале 18 вв. В основном имели судебную функцию (Земский П., Поместный П., Казённый П., Посольский П. и др.). Наряду с общегосударственными были П. с областной компетенцией (Казанского… … Русская история

    Современная энциклопедия

    Приказы - в России, 1) органы центрального управления 16 начала 18 вв. Важнейшие приказы: Посольский (1549 1720), руководил внешней политикой; Разрядный (16 в. 1720), ведал военными и другими делами; Поместный (середина 16 в. 1720), ведал землевладением и… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Органы центрального управления в России XVI начала XVIII вв. Находились в непосредственном ведении царя и Боярской думы. Реформа аппарата управления и введение коллегий привели к ликвидации приказной системы. Лишь немногие из них продолжали… … Юридический словарь

    1) органы центрального управления в России 16 нач. 18 вв.2) Местные органы дворцового управления в 16 17 вв.3) Название стрелецких полков в 16 17 вв … Большой Энциклопедический словарь

    1) органы центрального управления в России 16 нач. 18 вв.; 2) местные органы дворцового управления в 16 17 вв.; 3) название стрелецких полков в 16 17 вв. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.

    ПРИКАЗЫ - ORDERSТермин имеет следующие значения1. Письменные П. произвести ден. платеж, такие, как чеки, переводные векселя, платежные поручения и т. п.2. Указание брокеру на покупку или продажу ценных бумаг или товаров.На фондовом рынке П. клиентов… … Энциклопедия банковского дела и финансов

    Органы центрального управления в Москве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства. П. назывались иначе палатами, избами, дворами, дворцами, третями или четвертями. Название избы и П. употреблялось сначала … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Органы центрального управления в России 16 начала 18 вв. Термин произошёл от слова «приказ», употребляемого в смысле особого поручения; применительно к учреждениям этот термин входит в обращение с середины 16 в. Зарождение… … Большая советская энциклопедия

    Органы центр. управления в России 16 нач. 18 вв. Их наименование произошло от термина приказ, употребляемого в смысле особого поручения; применительно к учреждениям этот термин входит в обращение с 60 х гг. 16 в. Складывание приказной системы… … Советская историческая энциклопедия

Книги

  • Приказы генерала графа Аракчеева по корпусу поселенных войск , Аракчеев. Приказы главнаго над военными поселениями начальника генерала графа Аракчеева А. А. по корпусу поселенных войск 1820 года. Санктпетербург, 1822 г. Книга представляет собой репринтное издание.…

1. ПРИКАЗНОЙ СУДЬЯ (в некоторых приказах судей было 2 и более, так называемые товарищи судьи)

2. ДЬЯК (от одного до трёх; в крупных приказах - от 6 до 10 человек)

3. ПОДЬЯЧИЕ(в зависимости от возраста: старшие, средние и младшие). Делопроизводство требовало известных канцелярских навыков и опыта, которых подчас не имел начальник приказа. Поэтому в помощники судьям в приказы назначались дьяки, которые играли особую роль Число дьяков зависело от размеров и значения того или иного приказа: во многих приказах было по дьяку, в Посольском - до трех, в Разрядном - до шести, а в Поместном - до пятнадцати. В Посольском, Разрядном, Поместном, четвертных, Тайном приказах один из дьяков был думным. Судьи некоторых приказов (чаще всего финансовых, где существовала бухгалтерская документация) назначались из дьяков. Дьяки комплектовались из рядового дворянства, иногда из духовного звания и даже крупного купечества ("гостей") Дьяки вершили дела в приказах. Вместе с судьями они обсуждали дела и выносили приговоры. Если требовался "доклад" царю, то он вырабатывался под руководством дьяка, который присутствовал при самом "докладе" Со слов царя дьяк делал на "докладе" "помету" (резолюцию), составлявшую основу царского указа. За свою службу дьяки награждались поместными и денежными окладами от 600 четвертей и 240 руб. в год. Могущество дьяков в государственном управлении объясняется тем, что в результате длительного сидения (часто пожизненного) в приказах дьяки становились незаменимыми знатоками всего государственного механизма и его делопроизводства. Это могущество дьяков приводило к служебным злоупотребле­ниям, порождало взяточничество, которые трудно было искоре­нить.

Дьякам в приказах подчинялись подьячие - канцелярские служители из дворян и детей приказных людей. Начинающий подьячий служил несколько лет без жалованья, на одни лишь "приношения" просителей. Затем его награждали небольшим денежным окладом (от 1 до 5 руб. в год). Через несколько лет подьячий переходил в "среднюю статью" и получал несколько больший оклад. Со временем подьячий мог выслужиться в "старые подьячие" с окладом до 60-65 руб. и даже получить поместный оклад. Подьячих в приказах было больше, чем дьяков: от нескольких человек
(Аптекарский, Печатный, Костромская четь) до нескольких десятков
(Посольский, Разбойный) и до нескольких сотен (Поместный). Старшие подьячие вместе с дьяками руководили составлением документов; средние - составляли тексты документов, наводили справки в архиве приказа; младшие - осуществляли техническую работу по переписке ("перебелке") документов. В штате приказов были рассыльные, сторожа и другие лица. Да и в каждом отдельном приказе было трудно разобраться просителю. Судьи решали дела так, как им было угодно, толкуя законы по-своему. Взяточничество и лицеприятие господствовали в приказах, и московские люди считали для себя сущим наказанием, если нужда гнала за каким- либо делом в приказ, - это всегда стоило много денег, занимало много времени, а в случаях сложных и запутанных грозило затянуться на всю оставшуюся жизнь. Правительство московских времён все эти проблемы хорошо знало, и не раз пробовало ввести больше порядка в приказных делах. И кое-что в этом плане действительно делалось, особенно для уменьшения взяточничества и волокиты, но сама основа всего приказного делопроизводства оставалась неизменной - то одна и та же сторона государственного хозяйства оказывалась разбитой по ведомствам отдельных приказов, то всё хозяйство и управление какой-либо одной областью сосредотачивалось в одном приказе. Интересно, что бумаги того времени, направлявшиеся в какой-либо приказ, никогда не адресовались “в такой-то приказ”, а всегда на имя судьи приказа. Произвол и властность приказных на этой почве толь крепли и росли всё больше. Московское правительство середины XVII века осознавало все неудобства этой раздробленной системы управления и стало стягивать однородные приказы в более крупные деления. Для этого или подчиняли одному приказу несколько других, или ставили одного начальника во главе нескольких однородных приказов. Посольский приказ, например, во второй половине XVII века заведовал девятью другими. Приказ счётных дел, основанный при царе Алексее Михайловиче, вёл счёт всем доходам и расходам всего государства и стягивал к себе все денежные суммы, которые оставались от текущих расходов во всех государственных учреждениях. Приказ этот как бы надзирал за финансовой деятельностью отдельных приказов и контролировал её. Крупные приказы подразделялись на столы, а столы - на повытья. В Разрядном и Поместном приказах было по 9 столов.



Столы Поместного приказа делились на 40 повытий. Столы возглавлялись дьяками, повытья - старшими подьячими.
Некоторые приказы делились только на повытья. Столы носили названия по роду деятельности (например, в Разрядном приказе - денежный, приказный); по территориям (там же - Московский, Владимирский и пр.); по подведомственным территориям и фамилиям старших подьячих. В приказах существовал особый характер управления, заключавшийся в том, что спорные дела судьи рассматривали вместе с дьяками, а дела, не носящие спорный характер, рассматривали каждый в отдельности. Особенностью приказного делопроизводства была крайняя централизация управления: в приказах разрешались не только важные, но и сравнительно второстепенные дела. Большинство приказов помещалось в Кремле. В царствование Бориса Годунова между Архангельским собором и Спасскими воротами было построено двухэтажное здание. Каждый приказ занимал здесь по две-три комнаты: одна предназначалась для дьяков, другая - для подьячих, третья ("казенка") использовалась для хранения денег и документов, а иногда как кабинет судьи приказа. Просители толпились в прихожей или на улице.
В комнатах со сводчатыми потолками, глиняными или изразцовыми печами и небольшими слюдяными окошками стояли столы и лавки; на полках, в сундуках, ящиках, шкафах размещались документы. В необыкновенной тесноте по 12 и более часов в сутки, нередко даже по праздничным дням, при тусклом свете сальных свечей скрипели гусиными перьями приказные подьячие, переписывая бумаги. Приказная система с ее централизацией и бюрократизмом, бумажным делопроизводством и бесконтрольностью порождала волокиту, злоупотребления и взяточничество. К концу века приказная система пришла в упадок; ее заменила более прогрессивная система управления - коллегиальная. В приказной период постепенно создаётся система делопроизводства центральных и местных учреждений, складываются кадры делопроизводственных служащих, создаются устойчивые формы документов и приёмы их составления, появляются отдельные законодательные акты о порядке документирования и составления частных актов.

Органами центрального управления в Московском государстве были приказы. Московские приказы развились из тех первоначально единоличных и временных правительственных поручений, которые московский великий князь давал своим боярам и вольным слугам, “приказывая” им ведать какую-либо отрасль дворцового хозяйства и управления.. Вообще приказ есть частное поручение, а не орган. Но в 16-17 веках эти “единоличные поручения” превратились в сложные и постоянные присутственные места, получившие название изб или приказов. Вместе с приказом ведать дело они получили определенные полномочия и компетенцию. Приказы превратились в органы Верховной власти. Они существовали благодаря власти царя и были от нее неотделимы.

Причина появления приказов - централизация. Это были учреждения московского порядка со строгой вертикальной структурой.

Особенностью приказов была их публичность. При присоединении удела князя к Москве территория его удела превращалась в “дворец”, куда посылался дворецкий - наместник великого князя московского. (Удельный же князь отправлялся на службу в Москву, где и жил с семьей.) Вокруг такого наместника образовывался круг ближайших помощников, позже составивших приказ, его избу. Характер дел, которыми ведала такая изба, был публичный: суд и финансы.

История создания.

На рубеже двух веков - 15-16 - складываются только основы приказной системы. При Иване 3 и Василии 3 уже действуют некоторые территориальные приказы - чети или четверти, и некоторые отраслевые приказы - казенный, Разряд. Время Ивана Грозного - время расцвета приказного строя московского государства. Этому способствовали реформы внутреннего управления, проводившееся царем.

Приказ вмещал в себя судейские и административные функции. Они были судами для лиц в подведомственным им отраслях управления. Стрельцы судились в Стрелецком приказе, иностранные специалисты в Иноземном приказе и т.д. Приказы, будучи административными органами, рассматривали дела порученные их надзору самостоятельно. В случае невозможности разрешить дело, оно представлялось рассмотрению Боярской Думы.

Состав приказа.

Приказ возглавлялся судьей, как правило, членом Думы. Иногда судей было несколько, но не больше трех, если дела были многочисленны. За судьями шли приказные дьяки, подьячие, обслуживающий персонал, в основном сторожа. Структурно приказы разделялись на стволы и повытья. В каждом приказе или судных избах были два сторожа. Они открывали двери тем, кто давал деньги, а кому нечего было дать, перед тем закрывали. Во всех приказах все дела записывались в книги. Во всех приказах были подьячие - помощники дьяков. Их количество колебалось от 20 до 50 в зависимости от приказа. Подьячие переписывали грамоты набело. Дьяк брал грамоту и ее подписывал. Производилась довольно сложная процедура склеивания грамоты, на склейках писалось так, что никто не мог подделать грамоту. Иными словами грамота была защищена от подделки.

Время от времени приказы подвергались ревизии по указу государя. Порядок работы приказов упорядочивался. Со временем были заведены особые книги для регистрации состоявшихся решений за рукою дьяков. Верховная власть часто предпринимала меры к тому, чтобы заставить приказы следить за исполнением своих указов.

Серьезной проблемой приказов было разграничение их компетенции. Одно и тоже дело могли ведать несколько приказов. В результате в Московском царстве было необычайное множество коллизий.

Классификация приказов.

группа приказов - финансово-казенная. Это прежде всего приказ Большого Дворца (первое упоминание - 1547). Первейшей его функцией было не финансы, а суд. Кроме того, приказ ведал гербовым сбором и рядом других налогов. Затем следует упомянуть Казенный приказ или приказ Большия Казны (1578)

В ведомстве этого приказа был Монетный двор. Этот приказ заведовал государственным золотом и иным запасом, как сказали бы сейчас. Приказ Большого Прихода, Счетный приказ, Поместный, Золотого и Серебряного дела, Хлебный, Холопий, Новая Четверть и прочие приказы. Практически каждый приказ ведал своей статьей доходов, поэтому все они могли войти в состав финансово-казенного управления..

2. группа приказов - судебно-административные приказы: Разбойный, Московский, Владимирский, Земский приказы. Ведению Разбойного (1539) подлежали тяжкие уголовные преступления. Ведомству Разбойного приказа подлежали губные старосты и тюрьмы. Приказ сочетал в себе и чисто полицейские функции. Московский и Владимирский приказы - исключительно сословные учреждения. В Московском приказе судилась элита, “Московских чинов люди”, во Владимирском - все остальные. Челобитный (1571) приказ также являлся судным приказом. Челобитный приказ - необходимая инстанция перед верховной апелляционной инстанцией, которой была Дума. Нередко челобитья из него разбирал сам царь. Челобитный приказ, кроме того, являлся высшим административным судом России.

Приказ - высшая отраслевая судная инстанция, до него, как правило, тяжущийся должен был пройти суд в низших инстанциях.

3. группа приказов - полицейские приказы. Полиция - забота государства по благоустройству жизни подданных. Ямской приказ (1516), приказ Житны, Аптекарский и ряд других.

4. группа приказов - приказы по военному делу. Разрядный приказ (1535) - аналог Генштаба. Стрелецкий приказ. Рейтарский, Иноземный ведали полками нового строя. Пушкарский и Оружейный (1511) ведали закупкой и производством оружия и снаряжения. Бронный (1573) приказ ведал изготовлением конской сбруи, доспехов, луков и стрел. Казачий приказ

4. группа приказов- приказы иностранных дел: Посольский (1567). В его ведении состояли иностранцы. Приказ выкупал пленных, осуществлял общее управление связями Москвы с Константинопольским патриархом. Он ведал некоторыми городами: Касимовым и Романовым, уездом Великой Пермью. Печатный приказ, в котором хранилась государственная печать прикладывавшаяся к государственным актам, посылавшимся за границу. Полоняничный приказ стоял в подчинении посольского приказа. Существовал с 1663 по 1678. Панский приказ (Неволин).

группа приказов - областные приказы. Это чети и четверти. Они появились в результате проведения централизации. С централизацией государства уделы начали дробить, сначала на уезды, потом волости, станы, вплоть до отдельных общин и деревень. Наследники получают уже не уделы, а части бывших территорий уделов. Из остатков этих уделов составляются особые территориально-податные единицы - чети и трети. Чети именуются по именам дьяков, позже (с упразднением наместничеств) появляются территориальные чети. Например: Костромская, Устюжская, Новгородская и др. чети. Наряду с четями существовали дворцы: Казанский дворец, Мещерский и т.д. Их отличие от четей - инкорпорирование области силою оружия или общим согласием, как например Малороссийский приказ.

группа приказов - приказы государственно-церковного управления. Патриарший разряд, приказ церковных дел, патриарший двор. Монастырский приказ, ведавший судом над церковными властями.

последняя группа приказов выделена в отдельную группу. Это были приказы, созданные по случаю решения какой-то одной проблемы. Например: Панихидный приказ, который ведал отправлением панихид по умершим царям. Можно также выделить приказ Немецких кормов, приказ Государя Тайных дел. Монастырский приказ (1649) ведал управлением церковным земель. Было очевидно, что государство намеревается постепенно секуляризовать церковные земли. Монастырский приказ - первый шаг в этом направлении. Приказ Государя Тайных дел (1658) занимался слежкой за высшими должностными лицами государства. Он также ведал многочисленными царскими делами. Он был лично подчинен царю. Во многом его можно считать органом эпохи абсолютизма. В приказе Тайных дел служили дьяки “в государеве имени”. Они имели право подписывать за царя указы. Но это не означало, что они издавали законы. Просто они оформляли таким образом частную волю царя. Это были, как правило, устные распоряжения, которые дьяк облекал в письменную форму.

Приказы можно классифицировать на постоянные (Псольский, Большия Казны, Разряд) и временные (Доимочный, Тайных дел, упраздненный после смерти Алексея Михайловича, Даточный)

Список литературы

Ключевский В.О. Курс русской истории. Москва, 1989.

Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов -на-Дону, 1995.

Лекции Исаева М.А.

Исаев И.А. История государства и права. Москва, 1994.

Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. Москва, 1991.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/


Судебный приговор или на любое действие приказных, на обидчиков вообще. Это неограниченное право челобитья настолько важно, что его нельзя обойти молчанием, изучая приказный строй. Московские цари долго не делают попыток ограничить его, даже тогда, когда с ростом государства оно стало для них явно очень обременительным. Впервые в Уложенье 1649 г. было постановлено: «не бив челом в приказе, ни о...

Польше Смоленщину и теряла выход к Балтийскому морю. Итак, «смутное время» было потрясением всей политической, социальной и экономической жизни страны. Оно явилось испытанием Московского государства на жизнестойкость. Постепенно Россия начала выходить из социальной катастрофы, восстанавливать государственность, разрушенную в период «Смуты». В условиях разрухи и тяжелого финансового положения...

Злая в них». Тогда создалось народное сказание о Шемякином суде, суд стал страшен, разорителен, потому что в основу его легло не восстановление попранной злой волей правды, а выгоды судьи. Московское государство возникло из удельного княжества, создавалось постепенно, по мере того, как Москва вбирала в свои пределы и под высокую руку московского государя удельные княжества. Этот рост Москвы был, ...

И сокольничия. На место казначея удельной эпохи, принимавшего и хранившего княжеские доходы впредь до распоряжения князя, с образованием Московского государства, с увеличением поступлений и расходов и отчетности по ним, возник целый ряд приказов, а именно: приказ Большой казны, который под управлением боярина казначея собирал и хранил преимущественно прямые налоги и ведал судом и управой гостей и...

В области управления правительство шло по пути бюрократической централизации. В XVII в. приказная система стала гораздо более разветвленной и громоздкой, чем в предыдущем столетии. С расширением территории, усложнением и оживлением государственной жизни число центральных ведомств быстро росло. В XVII в. существовало до 80—90 приказов, но постоянных — вдвое меньше; остальные возникали по мере надобности и, просуществовав год — другой, исчезали.
Между приказами отсутствовало четкое разделение функций. Одни ведали какой-либо отраслью управления в масштабе всей страны. Другие могли заниматься теми же делами на определенной территории. Чересполосица, запутанность в приказном управлении сильно мешали делу. Приказы, с одной стороны, полностью подчинялись царю и Боярской думе, не имели никакой самостоятельности в решении дел; с другой — давили, как пресс, на органы местного, в том числе и особенно выборного управления.
Ряд приказов имел общегосударственную компетенцию. Это в первую очередь группа административных учреждений. Первое место среди них принадлежало Разрядному приказу, или Разряду. Он разряжал, или наряжал, т.е. распределял, назначал служилых людей по отечеству — дворян и детей боярских — на службу по
военному, гражданскому и придворному ведомствам. Поместный приказ ведал поместными и вотчинными землями центра Европейской России, где располагались земельные владения феодалов. Он наделял дворян землей, в соответствии с «окладом», назначенным Разрядом. Ямской приказ обеспечивал организацию ямской гоньбы — почтовой связи для нужд государства. Казенным каменным строительством, заготовкой для него материалов занимался Приказ Каменных дел. Три приказа ведали финансами. Приказ Большого прихода собирал через своих представителей на местах таможенные доходы, наблюдал за мерами длины и веса. Приказ Новой четверти, или Новая четь, ведал кабацкими соборами в Москве и южных городах, вел борьбу с незаконной продажей вина и табака. Приказ Большой казны имел широкие полномочия: в его подчинении были казенная промышленность и торговля, чеканка монеты, а с 1680 г. таможенные и кабацкие сборы.
Некоторые приказы занимались судебными делами. Разбойный разбирал дела об убийствах, разбоях, кражах по всей стране, кроме Москвы; Земский ведал уголовными делами, а также осуществлял полицейские функции в столице. Суд над отдельными группами населения или на определенной территории вершили другие приказы. Политические, должностные преступления тоже разбирались в разных учреждениях.
Компетенция нескольких приказов носила областной характер. Пять из них, так называемые четверти — Владимирская, Галицкая, Костромская, Новгородская (Нижегородская) и Устюжская — собирали налоги, осуществляли управление и суд на определенной территории. Всем Поволжьем, землями бывшего Казанского и Астраханского ханств управлял Приказ Казанского дворца. Он же ведал землями Сибири, присоединение которой началось с конца XVI в. и продолжалось в следующем столетии. В 1637 г. для управления Сибирью учредили специальный Сибирский приказ. В него поступал ясак — налог мехами или деньгами.
В Челобитенном приказе судились начальники, дьяки, подьячие, сторожа самих приказов. Он же выступал в роли высшей апелляционной инстанции по судебным делам всех остальных приказов. Приказ как бы стоял над другими учреждениями. Сходные, но более широкие функции имел Приказ тайных дел, контролировавший деятельность всех государственных учреждений, послов, воевод; ему же подчинялось все хозяйство царской фамилии. Существовал он, правда, недолго: с 1654 до смерти Алексея Михайловича (1676).
В 1621 г. возник Приказ счетных дел, который проверял доходы и расходы всех приказов. Это учреждение, как и приказы Тайный, Челобитенный, осуществляло надзор, контроль за другими приказами.
Особое место занимала группа дворцовых приказов, ведавших обслуживанием царского семейства и двора. Приказ Большого дворца управлял дворцовым хозяйством в столице, дворцовыми волостями и селами по всему государству. В Казенном приказе (дворе) хранилась вещевая казна монарха. В Конюшенном приказе наблюдали за царскими конюшнями и мастерскими, изготовлявшими кареты, сани, упряжь для царских выездов.
Внешнеполитические функции были прерогативой Посольского приказа. Он же собирал со всей страны налоги на выкуп пленных: полоняничные деньги. Ему подчинялись донские казаки, служилые татары, перешедшие на русскую службу после присоединения Поволжья, Приуралья и Сибири, а также учреждения, которые власти создавали для управления присоединенными к России землями: приказы Малороссийский, Велики я России, княжества Смоленского и др.
Обороной государства, а это тоже функция внешнеполитического характера, занималась группа военных приказов, одновременно имевших и некоторые внутриполитические функции. Разрядный приказ, главный из них, руководил
военными операциями. Другие приказы — Стрелецкий, Пушкарский, Иноэемский, Рейтарский и Казачий — ведали специальными родами войск.
Единства в распределении дел между приказами не существовало. Вся эта громоздкая махина с трудом поддавалась контролю верховной власти. В последней четверти столетия стало почти обычаем объединять приказы в группы. Одну из них составляли Посольский, Новгородский, Владимирский, Галицкий, Устюжский, Малороссийский, Великия России и Смоленский. В другую входили Большой приход, Большая казна и Новая четь. В третью — Костромская четь и Стрелецкий. В четвертую — Пушкарский и Рейтарский. Это были опыты, попытки не очень удачного упрощения громоздкой приказной машины. Они подготовили реформу центрального управления, проведенную при Петре.

ПРИКАЗЫ - органы центрального управления в России в конце XV- первой четверти XVIII веках, первые в стране собственно государственные учреждения, пришедшие на смену великокняжескому дворцово-вотчинному управлению.

Ста-нов-ле-ние при-каз-ной сис-те-мы бы-ло вы-зва-но ус-лож-не-ни-ем за-дач, встав-ших пе-ред на-ро-ж-дав-шей-ся мо-нар-хи-ей в свя-зи с фор-ми-ро-ва-ни-ем Русского государства во второй половины XV века. На на-чаль-ном эта-пе за-ро-ж-де-ния приказов их со-став фор-ми-ро-вал-ся из дья-че-ско-го шта-та Каз-ны, Боль-шо-го двор-ца (смотрите в статье Двор-цы) и, воз-мож-но, ко-мис-сий Бо-яр-ской ду-мы.

При-каз-ная сис-те-ма, в це-лом сло-жив-шая-ся в 1530-1570-х годах, не от-ли-ча-лась функ-цио-наль-ной чёт-ко-стью: ка-ж-дый приказ об-ла-дал как ис-пол-ни-тель-ной, так и су-деб-ной вла-стью, од-но-род-ные функ-ции ис-пол-ня-ли раз-лич-ные приказы - в за-ви-си-мо-сти от ка-те-го-рии на-се-ле-ния и от тер-ри-то-рии, на ко-то-рые рас-про-стра-ня-лись их пол-но-мо-чия.

Сре-ди приказов при-ня-то вы-де-лять двор-цо-вые, ве-дав-шие хо-зяй-ст-вом го-су-да-ря, об-ще-го-су-дар-ст-вен-ные (от-рас-ле-вые, тер-ри-то-ри-аль-ные, тер-ри-то-ри-аль-но-от-рас-ле-вые), а так-же пат-ри-ар-шие и ми-тро-по-ли-чьи. Для ре-ше-ния от-дель-ных, как пра-ви-ло, экс-т-ра-ор-ди-нар-ных за-дач соз-да-ва-лись вре-мен-ные приказы (например, Де-неж-но-го сбо-ра при-каз). Цен-тра-ли-за-ция государственного управ-ле-ния на про-тя-же-нии все-го XVII века осу-ще-ст-в-ля-лась пу-тём пе-ре-да-чи ру-ко-вод-ства не-сколь-ки-ми приказам од-но-му ли-цу (князю И.Б. Чер-кас-ско-му, Ф.И. Ше-ре-ме-те-ву, Б.И. Мо-ро-зо-ву, И.Д. Ми-ло-слав-ско-му , И.М. Ми-ло-слав-ско-му и другим). В 1655-1676 годы над-зор за дея-тель-но-стью всех приказов от име-ни ца-ря осу-ще-ст-в-лял Тай-ных дел при-каз. Фор-ми-ро-ва-ние при-каз-ной сис-те-мы про-ис-хо-ди-ло од-но-вре-мен-но с со-з-да-ни-ем ор-га-нов са-мо-управ-ле-ния на мес-тах - зем-ских изб (смотрите в статье «Зем-ское управ-ле-ние») и губ-ных уч-ре-ж-де-ний.

К двор-цо-вым приказам от-но-си-лись Боль-шо-го двор-ца при-каз (1501 год, до 1527 года Двор-цо-вая из-ба), Ко-ню-шен-ный при-каз (1548 год, до 1573 года Ко-ню-шен-ная из-ба), Ка-зён-ный при-каз (начало 1580-х годов) и другие. Юрис-дик-ция важ-ней-ших об-ще-государственных от-рас-ле-вых приказов рас-про-стра-ня-лась главным образом на центр. уез-ды стра-ны (Ям-ской при-каз,Раз-ряд-ный при-каз, Стре-лец-кий при-каз, По-ме-ст-ный при-каз, По-соль-ский при-каз, Раз-бой-ный при-каз, Боль-шо-го при-хо-да при-каз). Од-но-вре-мен-но с ни-ми в середине XVI века об-ра-зо-ван об-ще-государственный тер-ри-то-ри-аль-ный Ка-зан-ско-го двор-ца при-каз (в 1637 году из не-го вы-де-лил-ся Си-бир-ский при-каз), ис-пол-няв-ший те же функ-ции, что и от-рас-ле-вые приказы, но на оп-ре-де-лён-ной тер-ри-то-рии. Схо-жи-ми с ним бы-ли при-каз Великого княжества Ли-тов-ско-го (1656-1666 годы; в 1673-1710 годах вме-сто не-го дей-ст-во-вал при-каз княжества Смо-лен-ско-го), Ма-ло-рос-сий-ский при-каз (1662-1722 годы) и ве-дав-ший Сло-бод-ской Ук-раи-ной Ве-ли-кой Рос-сии при-каз (1687-1700 годы). К тер-ри-то-ри-аль-но-от-рас-ле-вым приказам от-но-си-лись Вла-ди-мир-ский суд-ный при-каз, Мо-с-ков-ский суд-ный при-каз и другие Их уз-ко-спе-циа-ли-зированные пол-номо-чия (су-деб-ные) рас-про-стра-ня-лись на од-ну и ту же ка-тего-рию лю-дей, но на раз-ных тер-ри-то-ри-ях. Каз-ной и хо-зяй-ст-вом пат-ри-ар-шей ка-фед-ры управ-ля-ли Пат-ри-ар-ший двор-цо-вый при-каз, Пат-ри-ар-ший ка-зён-ный при-каз, а ми-тро-по-личь-их ка-федр - ми-тро-по-ли-чьи ка-зён-ные и двор-цо-вые приказы. Суд над ду-хо-вен-ст-вом и ми-ря-на-ми по ду-хов-ным де-лам в Пат-ри-ар-шей об-лас-ти (епар-хии) осу-ще-ст-в-ля-ли в раз-ные го-ды Пат-ри-ар-ший раз-ряд-ный при-каз и Пат-ри-ар-ший ду-хов-ный при-каз, в епар-хи-ях - суд-ные ми-тро-по-ли-чьи при-ка-зы.