Эмоциональные дальтоники: почему не все способны осознать собственные чувства. Бессознательное чувство вины

Некоторые люди очень хорошо разбираются в своих эмоциях и легко отдают себе отчет в том, что заставляет их совершать тот или иной поступок. А другим сложно понять, что именно они чувствуют в данный момент, и уж тем более - объяснить это окружающим. Такое свойство личности называется алекситимией. «Теории и практики» объясняют, как и почему возникает такая проблема и стоит ли с ней бороться.

«Помогите отреагировать» - просит друзей герой популярного сериала «Сообщество» Эбед Надир, попав в ситуацию, требующую немедленного эмоционального отклика. Этот персонаж наделен целым букетом особенностей, часто приписываемых талантливым гикам, - он тяжело сходится с людьми, плохо понимает чужие эмоции и вытесняет в подсознание свои собственные. У обычного человека, даже растерявшегося, скорее всего, не возникло бы проблем с пониманием того, что он ощущает в связи с ситуацией, - гнев, радость, страх или что-то еще. Алекситимик же довольно легко может отследить свои текущие мысли, но не способен разобраться в аффективной стороне своего «Я».

Сам термин в 1973 году предложил гарвардский психиатр и психоаналитик Питер Сифнеос, подметивший ряд специфических особенностей у пациентов психосоматической клиники. Алекситимия буквально означает «без слов для чувств». Термин не раз подвергался критике, но приобрел большую популярность.

Согласно психологическим справочникам, алекситимия включает следующие качества:

Трудности в определении и описании (вербализации) собственных эмоций и эмоций других людей;
- трудности в различении эмоций и телесных ощущений;
- сниженная способность к символизации, в частности, к фантазии;
- стремление фокусироваться прежде всего на внешних событиях в ущерб внутренним переживаниям;
- склонность к очень конкретному, логическому и утилитарному мышлению при дефиците эмоциональных реакций. Алекситимик, скорее всего, будет принимать решения, не пытаясь докопаться до своих сокровенных желаний и мотиваций.

Некоторые исследователи также полагают, что люди с алекситимией редко видят яркие, красочные сны, либо их сны полны событий из повседневной жизни и отличаются бедностью сюжета. Впрочем, человек с ярковыраженными алекситимическими чертами не обязательно должен соответствовать всем пунктам из списка - эти черты можно поделить на группы, связанные с нарушениями в когнитивной и аффективной сферах. К первым, например, относятся утилитарное мышление, бедность фантазии и недостаточная способность к творчеству. Ко вторым - собственно проблемы с различением эмоций.

Но так ли велики эти проблемы? На первый взгляд может показаться, что единственная трудность, которую испытывает человек с алекситимией, - неспособность описать свои чувства так же хорошо, как это сделали бы Пруст или Достоевский. А несклонность к мечтаниям и утилитарное мышление могут оказаться даже плюсом в какой-нибудь критической ситуации. Если бы не пара нюансов. Во-первых, алекситимик переживает не меньше эмоций, чем любой другой человек, но у него они не находят никакого выхода, а наши психические механизмы так устроены, что регулярно «выпускать пар» в той или иной степени необходимо. Необязательно кричать или устраивать бой подушками - но, позволяя себе ощущать ту или иную эмоцию и наблюдая за ее течением, мы уже во многом изживаем накопившееся напряжение. Вот этой возможности снять напряжение алекситимик и лишен.

Кроме того, разбираться в своих эмоциях хотя бы на базовом уровне полезно, потому что в каких-то случаях это помогает принимать верные решения: остаться ли на этом рабочем месте, пригласить ли ту девушку на свидание, стоит ли еще раз пойти на спектакль в этот театр и так далее. Далеко не все вопросы мы способны решить логически, иногда требуется тот самый эмоциональный «внутренний голос». А алекситимик, даже если ему удастся понять (часто по физическим ощущениям), что он испытывает какие-то негативные эмоции, часто не может различить, гнев это, тоска или страх. Не говоря уже о том, что он не всегда способен отличить позитивное эмоциональное возбуждение от негативного, - а это, как ни крути, критически важно.

Психическое здоровье и EQ

Несмотря на все связанные с ней трудности, алекситимия - не болезнь и не диагноз, а всего лишь характеристика личности. Стоит помнить, что алекситимиком может быть вполне здоровый человек, хотя алекситимия часто встречается у людей, болеющих психическими заболеваниями, - в том числе депрессией, шизофренией, аутизмом и психосоматическими расстройствами.

Также важно не путать алекситимию с нехваткой эмоционального интеллекта: EI является гораздо более широким понятием и предполагает успешное распознавание чувств других людей, эмпатию, умение управлять своими эмоциями и поворачивать ситуацию в свою пользу исходя из всех этих навыков, а алекситимия в традиционном толковании этого термина ставит акцент на способности субъекта осознавать и описывать собственные эмоции. Но она часто идет в связке со слабой эмпатией, поэтому у алекситимиков нередко бывают проблемы и с коммуникацией. Не говоря уже о том, что не все готовы строить отношения с человеком, неспособным на богатый эмоциональный фидбек. Впрочем, все это не означает, что алекситимик не может самореализоваться в амбициозном проекте или в личной жизни. Просто какие-то вещи будут даваться ему сложнее, чем другим.

Врожденная или приобретенная?

Считается, что алекситимия может быть как врожденной, так и приобретенной. Врожденная связана с физическими причинами - это могут быть незначительные пороки развития, последствия гипоксии во время беременности или при родах, заболевания, перенесенные в младенчестве. Эта форма алекситимии плохо поддается лечению. Возможно, у людей с алекситимией также существуют микроогранические нарушения в структуре мозга - по крайней мере, данные некоторых исследований позволяют предположить, что у таких людей нарушена связь между полушариями головного мозга из-за нарушений в структуре, осуществляющей эту связь, - мозолистом теле.

Приобретенная, или вторичная алекситимия, появляется в старшем возрасте у физически здоровых людей - как следствие серьезных нервных потрясений, стрессов, различных психотравм, неврологических заболеваний. На развитие алекситимии может влиять и воспитание. Малоэмоциональные родители, табу на выражение эмоций на людях или, наоборот, отрицательный опыт общения с гиперэмоциональными личностями приводят к неспособности различать и описывать чувства во взрослом возрасте.

Ярковыраженные алекситимические черты проявляют около семи-восьми процентов населения. Причем у мужчин осознание и описание собственных чувств вызывает трудности примерно в четыре раза чаще, чем у женщин, - и это может быть связано с давлением общества и расхожим стереотипом про «парни не плачут».

Выпустить пар

Как мы уже писали, даже если алекситимик внешне выглядит бесстрастным, это не означает, что он испытывает меньший спектр эмоций, чем обычный человек. Куда же деваются эти неосознанные эмоции?

В некоторых случаях они накапливаются, что приводит к так называемым аффективным реакциям, когда человек на незначительное событие вдруг выдает фонтан чувств, явно неадекватных ситуации, - например, ломает мебель или бьет посуду во время спора из-за зубной пасты. Когда это состояние проходит, субъект понимает, что реакция была несоразмерна поводу, и чувствует вину и стыд, которые проявляются в неприятных ощущениях. Это заставляет его в дальнейшем еще больше контролировать свои чувства, отчего они накапливаются еще больше, и это приводит к новым вспышкам. Получается замкнутый круг.

В других случаях невысказанные эмоции находят выход в физических недомоганиях - собственно, именно поэтому доктор Сифнеос обнаружил этот феномен именно в клинике для людей с психосоматическими расстройствами. Типичный пример - так называемая маскированная депрессия: когда человек не осознает своего недовольства жизнью или не позволяет себе его проявлять, у него не обнаруживаются типичные признаки депрессии (сниженное настроение, ощущение бессмысленности жизни, апатия и так далее), но зато негативные эмоции проявляются в слабости, болях, проблемах с дыханием и сердцебиением и так далее.

Как измерить

Для определения степени выраженности алекситимии использовались различные анкеты: BIQ (опросник Бет, Израиль), АРВQ (создан на основе шкалы BIQ), SSPS (личностная шкала Sifnoes); применялась также 22-пунктовая шкала алекситимии в MMPI. Но данные, полученные с их помощью, оказались довольно противоречивыми, так что наибольшее распространение получила предложенная в 1985 году Джорджем Тейлором 26-пунктовая Торонтская алекситимическая шкала (TAS). Многочисленные исследования с ее использованием доказали стабильность, надежность и валидность полученных результатов. Сейчас существует более современная 20-пунктовая версия опросника.

Что делать, если вы или ваш близкий - алекситимик?

Считается, что врожденная алекситимия плохо поддается коррекции, а вот вторичную можно вылечить с помощью - в частности, гештальттерапии, арт-терапии, гипноза и психодинамической терапии. Все эти виды терапии помогают человеку осознавать и высказывать свои эмоции. Психосоматические расстройства, панические атаки и депрессии, иногда сопутствующие алекситимии, имеет смысл лечить медикаментозно - но для этого в любом случае нужно проконсультироваться с психотерапевтом.

Профессор психологии Дебора Серани дает алекситимикам и их родным следующие советы:

«Если ваш близкий - алекситимик, не наказывайте его за его эмоциональную неотзывчивость - это следствие его нейробиологической и психологической природы. Вместо этого будьте терпеливы, объясняйте свои нужды буквальнее и лаконичнее: «Я устала и не хочу готовить еду. Давай закажем готовый ужин» (вместо того, чтобы долго рассказывать о своей усталости в надежде, что человек поймет, что вы неспособны приготовить ужин. - Прим. Т&Р). И помогайте им распознавать эмоции и давать им названия: «Ты выглядишь рассерженным. Тебя что-нибудь беспокоит?» Помогайте им обращать внимание на очевидные триггеры эмоций: «У тебя скоро экзамены, ты чувствуешь тревогу?» Осознание того, что ваш близкий может не говорить с вами на одном эмоциональном языке, поможет в случае конфликта или недопонимания.

Если у вас алекситимия, ваша цель - в том, чтобы усилить вашу способность идентифицировать и понимать чувства. Изучение субъективного опыта других людей тоже важно. Вот несколько способов развить эти навыки:

1) Дневник. Исследования показывают, что экспрессивное письмо может помочь развить способность человека распознавать эмоции. Рекомендуется вести дневник каждый день, описывая более-менее значимые события.

2) Чтение романов. Язык описания мыслей, чувств, моментов и опытов буквально живет в романах. Исследования показывают, что это отличный способ научиться выражать накопившиеся чувства.

3) Экспрессивные искусства. Уроки актерского мастерства, танцев, изобразительного искусства или класс терапии через движение помогают людям с алекситимией распознать и выразить свои эмоции.

4) Групповая психотерапия. Интерактивный аспект групповой терапии позволяет детям и взрослым как исследовать собственные мысли и чувства, так и переживать обмен эмоциональным опытом с другими людьми.

5) Гипноз и уроки релаксации. Пока большинство видов психотерапии используют разговор как основной способ уменьшить симптомы алекситимии, гипноз и уроки релаксации развивают воображение и навыки ментализации (способности вообразить психическое состояние другого человека. - Прим. T&P), чтобы усилить понимание эмоций.

Одно из главных наблюдений, сделанных Фрейдом (1923; Freud 1936), а позднее подтвержденных многочисленными клиническими и экспериментальными исследованиями, заключается в том, что эмоциональные процессы осознаются (во втором значении) не полностью и не всегда. Систематический обзор данной проблемы содержится в работах Долларда и Миллера, в которой была сделана попытка синтезировать психоанализ и теорию научения (Dollard, Miller, 1950) Несмотря на многие упрощения и неточности, подход этих авторов представляется нам в принципе верным, поэтому им можно воспользоваться для характеристики процесса осознания эмоций.

Итак, некоторые эмоциональные процессы не осознаются. Не осознаются прежде всего те процессы, которые возникли и формировались в тот период, когда сознание человека не было еще достаточно развитым, - в раннем детстве. Поэтому многие эмоциональные переживания и ассоциации этого периода никогда не получают своего выражения в знаковых формах, хотя и могут участвовать в регуляции поведения взрослого человека.

По мере развития сознания создаются все более адекватные условия для осознания эмоций. Последнее происходит благодаря процессам научения. Человек учится выделять в первоначально недифференцированной массе внутренних переживаний (вызываемых раздражениями, поступающими из внутренних органов) некоторые специфические переживания, связанные, например, с голодом, беспокойством, гневом или сексом. Этот процесс различения осуществляется при активном содействии других людей, которые посредством соответствующих указаний направляют внимание на определенные аспекты внутреннего опыта, помогая соединять отдельные переживания в более общие структуры, связывать переживаемые состояния с их причинами и проявлениями.

Такой процесс научения состоит не только в выделении эмоционального процесса, но и в дифференциации и анализе его особенностей. Стало быть, человек учится не только узнавать, что он испытывает злость, но и замечать, что с ним происходит, когда он зол, какие у него возникают при этом мысли и образы, как он в связи с этим хотел бы поступить, какая интенсивность и качественные особенности характерны для состояний, например, озлобления, печали, обиды и т.д.

Чтобы эмоциональный процесс был воспринят и выделен среди других внутренних процессов, он должен достигнуть определенной силы и уровня организации. Слабая или недостаточно организованная эмоция часто не осознается. Так, человек за несколько дней перед важным экзаменом может проявлять различные признаки напряжения и беспокойства (например, забывать мелкие дела, обнаруживать повышенную чувствительность к фрустрации, испытывать затруднения при сосредоточении внимания) и в то же время не замечать этого состояния беспокойства. То же самое можно сказать о чувстве голода. Когда оно еще недостаточно выражено и не «замечается» субъектом, оно может вызывать увеличение возбуждения, например в виде повышенной раздражительности.

Осознание эмоционального процесса может затрудняться действием особых блокирующих механизмов. Согласно Долларду и Миллеру, затрудненный доступ к сознанию имеют те эмоциональные процессы, проявление которых сталкивается с наказанием (отрицательным подкреплением). Нам предстоит выяснить два вопроса, связанных с этим утверждением.

Первый касается того, что наказывается, второй - как наказывается.
Содержание и характер эмоциональных состояний, подвергаемых наказанию, зависят как от социальных норм, так и от индивидуального жизненного опыта. Так, в конце XIX века в определенных общественных кругах осуждалось всякое проявление женщиной сексуальности. Следует напомнить, что такие нравственные нормы имели в истории развития различных культур довольно широкое распространение. Примером может служить, скажем, культ девственности, крайне выраженный в католицизме и в других религиях. Запреты в области сексуальной жизни женщин, выражавшиеся в требованиях скромности, сдержанности и даже презрения в отношении всякого проявления сексуальности, в намеренном притуплении сексуальной инициативы, были важным моментом воспитания в разные исторические эпохи, а на рубеже XIX и XX столетий проявлялись с особой силой. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Фрейд так часто наблюдал у своих пациенток признаки отрицательных эмоций, связанных с собственной сексуальной активностью. Например, в одном из анализируемых Фрейдом случаев (French, 1944) сильно выраженные соматические симптомы, проявлявшиеся у молодой женщины, были вызваны тем чувством отвращения, которое она испытывала в связи с возникшим сексуальным возбуждением, когда ее обнял мужчина.

Другим примером отрицательно подкрепляемой эмоции может служить страх у мужчин. «Настоящий мужчина» не должен бояться - проявление страха обрекает его на осуждение и насмешки. В некоторых социальных группах осуждение вызывают также переживания гнева, злоба или обиды. Считается, что человек должен быть благоразумным, снисходительным и т.д. Злость оценивается отрицательно, например, в христианской этике. Принцип смирения долгое время рассматривался как существенные компонент христианского воспитания.

Еще одним примером осуждаемой эмоции является проявление нежности у мужчин. Хотя идеальные герои современных фильмов и произведений литературы лишены таких суровых признаков мужества, какими они обладали в прошлом, когда быть настоящим мужчиной значило проявлять твердость, не поддаваться чужим чувствам и т.п., во многих социальных группах по-прежнему считается, что нежность отнюдь не достоинство мужчины.

Как замечает Витвицкий, осуждению подвергается и сам факт проявления сильных эмоций (аффектов); их обнаружение вызывает, во всяком случае у так называемых воспитанных людей, реакцию стыда (Витвицкий, 1963).

Метки: Управление эмоциями

Сегодняшняя статья посвящена управлению своими эмоциями. Хочу признаться, что писать на эту тему мне совсем не легко: она очень объемна и многослойна. В ней нет линейных решений и простых рецептов. Нет простого алгоритма, следуя которому каждый человек может научиться управлять своим эмоциональным состоянием. Слишком все индивидуально, слишком много нюансов.

Именно поэтому я подхожу к этой теме с разных сторон, и в моем блоге уже довольно много статей, посвященных этому вопросу. Сегодня я делаю новый подход к этой теме и хочу показать еще один ее пласт. Этот пласт - осознанность.

Перед тем как перейти к теме осознанности, я хочу предложить следующую метафору. Всем водителям знакомо такое понятие как слепая зона. Это зона, которой не видно по зеркалам заднего вида. Может случиться так, что водитель не заметит другой машины на дороге потому, что она попала в слепую зону. Естественно, что такая ситуация аварийно-опасна.

Подобные слепые зоны встречаются не только на дороге. Каждый раз, когда я провожу с человеком психологическую консультацию, я задаю себе вопрос: где у него слепая зона? Что присутствует в его душе, эмоциях, убеждениях, внутреннем мире такого, чего он не видит и не замечает? Как правило, такие слепые зоны (по-другому их можно назвать зонами неосознанности) являются причиной сложностей психологического характера. В том числе, наличие слепых зон приводит к неспособности управлять собственными эмоциями.

Таким образом, если у Вас есть эмоции, являющиеся источником внутренней дисгармонии, очень важно разобраться, какие слепые зоны (зоны неосознанности) за этими эмоциями скрываются.

Итак, будем разбираться, как увидеть свои зоны неосознанности, скрывающиеся за эмоциями. Сегодня я предложу теоретическую информацию для размышлений, а на следующей неделе напишу статью, где будет подробно описано практическое упражнение.

Какие зоны неосознанности бывают?

Их разновидностей настолько много, что вряд ли можно перечислить все возможные варианты. Я расскажу о часто встречающихся видах неосознанности, которые приводят к неспособности управлять своими эмоциями.

1 Тотальная неосознанность своих эмоций
К сожалению, такое встречается совсем не редко. Многие люди практически полностью игнорируют свои эмоции. Если их попросить описать собственное эмоциональное состояние в тот или иной момент времени, они испытают большие сложности. В одной из прошлых статей мы уже обсуждали, что эмоции - это ценный источник информации, игнорирование которого неминуемо приводит к проблемам. Поэтому тотальная неосознанность эмоций - это серьезный фактор риска.

Если Вы чувствуете, что тотальная неосознанность эмоций - это история про Вас, обязательно прочитайте статью .

2 Неосознанность какой-то конкретной эмоции
Случается такое, что по каким-либо причинам в зону неосознанности попадает какая-то одна эмоция. К примеру, если у человека стоит внутренний запрет на проявление агрессии, то он может не осознавать собственной злости. Ему искренне может казаться, что он практически никогда не раздражается и не злится, в то время как внутри на самом деле присутствует очень много невыраженной агрессии.

Если переживание каких-то эмоций человека пугает или кажется ему мучительным, он может начать избегать встречи с ними и, как следствие, перестать их осознавать. Некоторые боятся своей боли настолько, что перестают ее осознавать.

Итак, мы видим, что причин, по которым какая-то эмоция оказывается неосознанной, может быть масса. Эмоции, скрывающиеся в зоне неосознанности, никуда не деваются. Они продолжают жить своей собственной жизнью, порой доставляя серьезный дискомфорт их обладателю.

3 Скрытый слой эмоций
Нередко человеку кажется, что он прекрасно понимает свои эмоции в той или иной ситуации, а на самом деле, он видит только верхний слой эмоций, под которым скрывается еще один слой эмоций, которые остаются неосознанными. О причинах такой неосознанности мы поговорили в предыдущем пункте.
Например, часто за агрессией скрывается неосознанный страх. И, наоборот. За страхом может скрываться неосознанная агрессия. 4 Неосознанность причин своих эмоций
Человек может хорошо осознавать, какие эмоции он испытывает, и при этом не понимать причин их возникновения. Не понимая механизмов возникновения, причин какого-либо явления, у нас нет возможности на него воздействовать. Лучше понять причины своих эмоций поможет статья . 5 Неосознанность действий, к которым подталкивают эмоции
Внутри любой эмоции скрывается импульс к действию. Это очень важно. Эмоция - это подсказка, как нам стоит действовать в той или иной ситуации. Далеко не всегда такие подсказки нужно сразу же брать на вооружение и воплощать в жизнь. Но осознавать их нужно обязательно. Сделать это поможет статья . 6 Неосознанность мыслей, которые стоят за эмоциями
Порой образ наших мыслей очень сильно влияет на наши эмоции. Например, если кто-то думает о себе, что он - никчемный человек, это будет вновь и вновь рождать у него внутри чувства вины и стыда. Если кто-то убежден, что окружающие люди обязаны выполнять все его просьбы, он будет чувствовать раздражение или обиду каждый раз, когда его просьбы не выполняются.

Нередко люди хорошо осознают свое эмоциональное состояние, но плохо понимают, какие неконструктивные мысли являются причиной эмоций. Либо они могут даже осознавать свои мысли, но не видеть, что они неконструктивны.

Когда мы чего-то не осознаем, мы не в силах что-либо поменять. Осознание - это первый шаг на пути к изменениям.
О том, как влиять на образ своих мыслей, читайте .

7 Застревание в какой-либо эмоции, неспособность увидеть более широкий контекст
Погружаясь в какую-то одну сильную эмоцию, человек нередко начинает видеть только ее.
Например, часто человек, находящийся в плохом настроении, все видит в негативных тонах и перестает замечать хорошее.

Застревание на эмоциях часто свидетельствует о наличии психологической травмы.
К примеру, в детстве ребенка воспитывали очень строго. Родительская агрессия вызывала у него страх, панику, ощущение беспомощности и бессилия. Ребенок вырос, и уже взрослый человек продолжает испытывать страх, бессилие и беспомощность каждый раз, когда он сталкивается с агрессией других людей. Он застревает в этих эмоциях, переставая в такие моменты осознавать, что уже давно вырос, обладает силой и ресурсами взрослого человека, способен себя защитить и дать отпор. Это происходит автоматически и, к сожалению, волевому контролю не подчиняется.

Что делать с зонами неосознанности?

Очевидно, что зоны неосознанности нужно осознавать.
В советской психологии был гениальный ученый Лев Семенович Выготский. Ему принадлежит простая и очень глубокая фраза: «Осознание и овладение идут рука об руку». Если мы применим эту фразу к теме управления эмоциями, то мы поймем, что для овладения эмоциональным состоянием необходимо развивать осознанность. Необходимо осознавать все нюансы возникающих эмоций: что это за эмоции, почему они возникают, к каким действиям стимулируют, какие мысли и убеждения скрываются за эмоциями и т.д.
О том, как развивать осознанность, поговорим чуть позже. Перед этим я хочу сделать небольшое предостережение.

Осознанность и самокопание. В чем разница?

Во-первых, мне хочется сказать, что осознанность - это далеко не всегда результат усиленной работы мысли. Нередко случается так, что человек, регулярно занимающийся самокопанием, обладает низким уровнем осознанности. И, наоборот, человек с высоким уровнем осознанности, скорее всего, редко занимается самокопанием.

Конечно же для развития осознанности очень важно проводить самоанализ. Порой такой самоанализ требует внутренних усилий. Те люди, которые впервые начинают заглядывать внутрь себя, и до этого никогда этого не делали, говорят о том, что поначалу им приходится очень тяжело: сложно понять, что происходит внутри, если никогда раньше об этом не задумывался. Но такой анализ не является самокопанием, потому что в данном случае человек осваивает что-то новое и незнакомое.

Что же такое самокопание? Приведу такое сравнение.
Я думаю, что у каждого в жизни хотя бы раз была такая история, когда Вы потеряли какую-то вещь и очень долго искали. Вот Вы ищете, тратите на это кучу сил и времени, нервничаете, перерываете все дальние полки, заглядываете в самые укромные места, а потом неожиданно находите пропажу на самом видном месте.

Самокопание похоже на такую интенсивную и бесполезную поисковую работу. Наше мышление так устроено, что оно использует в своей работе шаблоны и стереотипы. Когда мы размышляем о чем-то, мы как будто бы ходим по привычным протоптанным тропкам, не замечая, что можно свернуть со знакомой дорожки и оказаться в новом неизвестном месте. Самокопание - это интенсивное хождение по привычным тропкам, и пользы оно не принесет.

Осознать - это порой также легко, как вдруг заметить пропажу на самом видном месте или свернуть со знакомой тропинки в неизвестное место. Это просто и сложно одновременно. Сложность заключается в том, что исхоженные тропы полностью поглощают внимание и не дают заметить новых возможностей.

Будьте бдительны! Развивая осознанность, не попадайтесь в ловушку самокопания!

Как выйти за пределы шаблонов, найти новые тропы и заметить то, что, возможно, находится у Вас перед носом?

Самый простой и эффективный способ - это обратиться к психологу. Психологов специально учат тому, чтобы помогать людям осознавать то, что неосознанно.

Существуют также эффективные инструменты, которые каждый может использовать самостоятельно. Одним из таких инструментов является медитация. В следующей статье я расскажу о том, как использовать практику медитации для развития осознанности собственных эмоций.
На сегодня у меня все. Поделитесь возникшими в результате чтения статьи мыслями и идеями в комментариях!

Человек может гармонизировать себя, доведя свои бессознательные эмоции до сознательного состояния. Таким образом, наша задача – выявить её, довести до осознания, найти пути разрешения этой эмоции и удалить.
Конечно, эмоция останется, но она уже не будет для нас разрушительной.

Шаг 1. Найти и обезвредить

Первый шаг на пути спасения – распознать и признать наше бессознательное. Когда мы понимаем, что та или иная эмоция овладела нами и периодически портит кровь, тем самым выводим ее на сознательный уровень. И враг теряет свою безграничную власть над человеком. Но имейте в виду: за первой эмоцией может проявиться следующая, а потом ещё одна и ещё. Проработать надо все. Только в этом случае можно стать хозяином своих эмоций. И, зная об негативном воздействии именно бессознательных эмоций, научиться ими управлять.

Шаг 2. Устраняем неполадки

Но распознать и признать негативную эмоцию недостаточно. Особенно, если разбушевавшееся бессознательное успело натворить бед. Надо помочь ослабленному организму прийти в норму. Немного теории, чтобы понять, на чем основываются приемы работы с бессознательным.

Эмоциональные расстройства всегда имеют под собой почву изменения химических процессов, то есть сбои в выработке и распаде определенных нейромедиаторов (белков, которые производятся в нервной системе). Это серотонин, известный всем “гормон счастья”, дофамин, дающий чувство возбуждения, ацетилхолин, отвечающий за повседневную активность и другие. Та или иная эмоция, чересчур выраженная, “кричит” о том, что в организме человека имеются биохимические неполадки. Моторчик заржавел и нуждается в хорошей смазке. Цель: восстановить работу “моторчика” – химических процессов. Как? Прежде всего, с помощью “пищевой фармацевтики”.

Шаг 3. Выбор меню доверяем… мозгу

Одно блюдо может изменить биохимический состав мозга - повысить или понизить уровень определённых нейромедиаторов. Когда мы чувствуем себя подавленными и уставшими, то к чему тянемся? Правильно, к шоколадке. А в минуты внутреннего беспокойства и сильного раздражения “охладить” свой организм можно, съев что-нибудь кисленькое: ягоды крыжовника, клюкву, квашеную капусту, всевозможные кисломолочные продукты и т.д. И неспроста! Именно эти продукты в большом количестве содержат вещества, которые требует разбалансированный организм.

Скажем, вы испытываете сильнейшие стыд и унижение. Один из нейромедиаторов, которого в организме крайне не хватает при данной эмоции, – серотонин. Вспоминаем, какие продукты способствуют активной выработке в организме “гормона счастья” – молоко, индюшатина, яйца, лесные орехи, семечки, миндаль, морские водоросли и, разумеется, сыр и шоколад. Если включить эти деликатесы в свой рацион, можно очень помочь себе поправиться. Но дать такие рекомендации для каждой эмоции нельзя: слишком много факторов приводят к эмоциональным дисфункциям, разобраться в которых может только опытный врач. Зато в наших возможностях чутко прислушиваться к своему мудрому организму. Он обязательно подскажет, чего вам стоит есть побольше и в чем необходимо себя ограничить.

Шаг 4. Исключаем “искусственную” еду

“Полезно все, что в рот полезло” – не наш девиз. Сейчас прилавки заполонены различными продуктами быстрого приготовления. Поставил в СВЧ – раз и у тебя получается торт, рыба или запеченное мясо. “Эти продукты содержат большое число так называемых ксенобиотиков – искусственно созданных биологических гормонов. Они крайне негативно воздействуют на психику человека”, – рассказывает Татьяна Чернышева. Ксенобиотиками могут кормить курей, других животных, мясо которых потом ест человек. Очень многие полуфабрикаты, различные подсластители, вкусовые добавки содержат эти химические гормоноподобные вещества. Пища, напичканная ксенобиотиками, – лакомство для бессознательного, а для здоровья – самый настоящий бич. Не злоупотребляйте!

Шаг 5. Ограничиваем “гормоны счастья”

С кофе, колой, шоколадом, мороженым, сыром и бананами следует быть начеку. Если человек съедает чрезмерное количество этих продуктов, у него может возникнуть даже состояние невменяемости”, – предупреждает Татьяна Чернышева. – Он будет неадекватно вести себя, дурить и не сможет сам объяснить, почему поступил таким образом. То есть не только наркотики, алкогольные напитки могут вызвать неконтролируемые действия, но и увеличенное потребление в организм веществ, вызывающих перевозбуждение нервной системы”. Поэтому помним: от пользы до вреда – один шаг. Шоколад, бананы, сыр в последнее время все чаще позиционируются как чуть ли не панацея от всяческих эмоциональных расстройств, особенно от депрессии. Не увлекайтесь!

Шаг 6. Придерживаемся рационального питания

Если хотите повысить свой психоэмоциональный статус – придерживайтесь рационального питания. Это не какая-то специальная диета. А питание, которое подходит для нас как индивидуумов на данный момент нашего развития, в зависимости от уровня нагрузки и, конечно, учитывая наш метаболический конституциональный тип”. У людей от рождения разные конституциональные типы обмена веществ. В Аюрведе, древнеиндийской оздоровительной системе, – это три доши (вата, капха, питта), в китайской традиционной медицине – влажные и сухие типы. Еще одна классификация антропометрическая. Все люди делятся на: нормостеников (рёберный угол равен 90 градусов): гиперстеников(реберный угол больше 90 градусов), у таких людей кишечник относительно длиннее и обмен веществ медленнее; гипостеники (реберный угол меньше 90 градусов),кишечник относительно короче чем у нормостеников,обмен веществ более ускорен. Поэтому и нельзя дать универсальный совет, какую пищу лучше есть. То, что одному лекарство, для другого может оказаться вредным.

Шаг 7. Вдыхаем нужный сигнал

Еще один друг сильного тела и бодрого духа – ароматерапия. Доказано, что ароматы растений стимулируют или подавляют выделение различных нейромедиаторов. Сигнал запаха идет в лимбическую систему мозга, которая созидает эмоции. Итак, подбираем необходимые масла, чтобы привести организм в равновесие. Ваши постоянные спутники – злость и страх? Подойдет эфирное масло «роза натуральная». Не дает покоя чрезмерная гордость и презрение? Пополните домашнюю аптечку маслами сандалового дерева, розы, мяты, корицы и жасмина. В аннотации к аромамаслам всегда можно прочитать об оказываемом ими эффекте. Но все же прежде чем сделать покупку, хорошенько к ней присмотритесь, точнее принюхайтесь. Если аромат нравится, скорей всего, ваш организм нуждается именно в тех компонентах, которые содержатся в данном масле. Запах не приятен, несмотря на многообещающие характеристики? Такое масло может и навредить – лучше продолжить поиск! А теперь вдыхаем! На подушку перед сном пару капелек. С утречка зажжем аромалампу с живительным ароматом и помедитируем.

Шаг 8. Медитируем и смеемся

Медитация - это необыкновенно действенный способ обрести гармонию внутри себя и с внешним миром. Книг, обучающих различным медитациям, бесчисленное множество. Но одну хотим выделить особо – «Книга медитаций» Хосе Л.–Фуэнтеса. Она представляет собой мини-энциклопедию – все о медитации. Тоненькая книжечка, но информация в ней – на вес золота. Это десятки целительных медитаций, лечение смехом, цветотерапия и другие помощники в оздоровлении. «Человеческое существо соскальзывает в болезнь тогда, когда теряет контроль над своим бессознательным», – пишет Хосе Л.-Фуэнтес. Автор объясняет, что бессознательное разговаривает с нами на языке болезней. Различные недуги - это подавленные нами чувства вины, страха, гнева и т.д. Автор предлагает медитации к болезням горла, язве желудка и двенадцатиперстной кишки, астме, онкологическим заболеваниям и другим, в основе которых лежат эмоциональные нарушения. Медитация – очень эффективный способ работы со своими эмоциями.

Шаг 9. Находим свою тональность

Музыкотерапия – естественный метод оздоровления, доступный всем. Хорошая музыка – настоящий бальзам для души и, разумеется, эмоций. Благо, музыкальных произведений, избирательно действующих на психику, сейчас на любой вкус и слух. Неплохой вариант – слушать звуки природы: шум прибоя, дождя, пение птиц и шелест листвы. Благодаря такой природной музыкотерапии можно легко привести в порядок свои эмоции и чувства. Записи флейты, рояля, классические произведения (Бах, Моцарт, Вивальди и многие другие), древнеиндийская музыка Гандхарва Веда, которая воплощает самую утонченную технику изменения психологии – выбор огромен.

Психоаналитик Станислав Мицкевич также советует учитывать тональность музыкальной композиции. Правильно подобранное произведение может оказать воистину целительное воздействие на организм. Вегетативной нервной системе (которая поддерживает наш иммунитет и которую мы ослабляем своими негативными бессознательными эмоциями) соответствует тональность «СИ». Это – 6-я симфония Чайковского, 2-ой концерт Паганини, «Неоконченная симфония» Шуберта и т.д. Тональности «До» принадлежит психика (2-й концерт Рахманинова, «Большая симфония» Шуберта и 5-я симфония Бетховена). «Ми» – эмоциональная сфера. Это произведения: «Весна» Вивальди и «1-я симфония» Скрябина. Если вы чрезмерно возбуждены, то помогут минорные тональности: они действуют седативно. Но, как и с ароматерапией, доверьтесь своему чутью. Если рекомендуемая музыка режет слух и вызывает раздражение – она не для вас. Удалось найти свою музыкальную «таблетку»? Отлично, но не впадайте в крайности. Нет надобности слушать одну и ту же композицию денно и нощно. Лучше часто, да небольшими порциями питать свой слух музыкальными изысками. Превращать оздоровление в пытку – глупо и бессмысленно.

Шаг 10. Освобождаемся от негатива

Учеными доказано, что всего лишь одна негативная эмоция вызывает более ста (!) биохимических сдвигов в организме. Вы можете не придать особого значения, что где-то там позлились на старушку, которая отдавила вам ногу в автобусе. Или испытали стыд за свое поведение. Но, увы, эти негативные эмоции часто уходят на бессознательный уровень. И в один «прекрасный» день дают о себе знать в виде острой болезни или серьезного психического расстройства. «Ни в коем случае не надо «впускать» в себя отрицательные эмоции и настроения, – советует целитель Геннадий Малахов. – Они подавляют и разрушают жизнедеятельность организма». Контролируя свои эмоции сегодня, мы творим для себя счастливое завтра.

Шаг 11. Обретаем контроль над собой

К тому же существует достаточно много хороших способов научиться этому самому контролю. Для любителей восточной экзотики прекрасно подойдет китайская оздоровительная гимнастика ЦИГУН, которая учит человека владеть собой в любых жизненных ситуациях. «Выдрессировать» свое бессознательное также поможет йога и различные психотренинги. Действенная техника тренировки эмоций дается в книге ученого-исследователя, доктора психологии Мирзакарима Норбекова «Тренировка тела и духа».

И в заключение небольшое напутствие от д-ра Кристофера Смита.
– По своей природе организм всегда может сам себя вылечить за счет действия вегетативной нервной системы, если только будут устранены все токсины, которые создают проблему. Эти токсины могут носить и эмоциональный характер. Поэтому контролируйте свои бессознательные эмоции и будьте здоровы!

К сведению:

Как говорили древние…

В последние годы все больше ученых и светил мировой медицины приходят к выводу, что человек своими эмоциями формирует большинство недугов. Интересно, что никакой сенсации в этом нет. Знание об огромном влиянии эмоций на здоровье своими корнями уходит в древние века. Индийская система оздоровления Аюрведа, которой уже 5000 лет, гласит: сознание оказывает сильнейшее влияние на тело. Освобождение от болезни зависит от того, войдем ли мы в контакт с собственным сознанием, приведем его в равновесие, а затем сообщим это равновесие своему телу. А войти в контакт со своим сознанием – как раз и означает побороть свое бессознательное, подняться над ним.

В основе китайской традиционной медицины также лежит знание о влиянии длительных и сильных эмоций на физическое здоровье. Скажем, селезенка реагирует на повышенную тревожность. Гнев и раздражительность разрушают печень. И до тех пор, пока не разобраться с эмоциональными нарушениями, лечить болезнь бессмысленно.

Мы так наполнены страхом отвержения и претензиями, что едва ли понимаем, то ли мы себя обманываем, то ли доверяем себе. Большую часть времени мы играем роли, избегая соприкосновения с нашими чувствами. Бессознательный (совокупность психических процессов и состояний, обусловленных явлением действительности, во влиянии которых субъекты не отдают себе отчета) страх отвержения не дает нам построить отношения с партнером, который нам нравится. Из-за чего мы боимся? И как влияет на наше здоровье подавление собственных чувств? В этой статье мы попытаемся ответить на эти вопросы, для основы возьмем американского психиатра и психотерапевта, создателя биоэнергетического анализа (от греч. bio - "жизнь" + energeia - "деятельность" и analysis - "расчленение", разновидность психотерапии) А.Лоуэна.

В данной статье целесообразно опираться на определение эмоции страха, как отрицательное эмоциональное состояние, появляющиеся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного прогноза). Для человека как социального существа страх часто становится препятствием для достижения поставленной им цели (К. Изард).

Наши чувства проявляются по-разному, часто мы даже их не осознаем и не умеем правильно выражать. Во многих случаях мы их вообще не проявляем, а давим и обращаем внутрь себя, а это основная причина психосоматических расстройств (психологические заболевания, обусловленные психологическими факторами), страдают сердце , желудок и спина , в некоторых случаях появление лишнего веса . Такое деструктивное не проявление, блокирование своих чувств (основной вид эмоций, характерных для человека, они являются врожденными) и эмоций (непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства) идет родом из детства, скрываясь во взрослой жизни в неприступном бункере.

В детстве формируется отношение к своим собственным чувствам, ребенок до определенного времени, когда социализация еще не наложила свой отпечаток, искренне проявляет свои эмоции, он свободно и легко делится со всеми, потом постепенно под влиянием внешней среды, он учиться сдерживать свои чувства, а иногда начинает скрывать эмоции даже от самого себя. Давайте рассмотрим возникновения нарушения, блокирования своих чувств. По мнению А. Лоуэна, одна из причин - это потеря любви одного из родителей ребенка, оставляет отпечаток на всю жизнь.

Например: мама из-за недостатка сил и времени, загруженная, какими то делами или появлением второго ребенка, не уделяет время первому, а он из-за этого испытывает тоску по вниманию матери, такая не доступность приводит к первому в жизни переживанию «разбитого сердца». Возникает печаль (состояние душевной горечи, которое вызывается разлукой, чувством одиночества, неудачей в достижении цели, разочарованием, несбывшейся надеждой. Главной причиной является утрата чего-то значимого для человека) и подавляется, а это остается в теле и запоминается в нем.

Такая тоска порождает развитие жесткого грудного панциря грудной клетки, который защищает сердце. Ребенок не понимает что у мамы другие дела, он хочет получить свою потребность, и тогда он, впоследствии всячески не теряя надежду, хочет получить эту любовь и решает быть хорошим, хорошо учится, постоянно достигать успехов, при этом испытывая чувство вины ( сочетание чувств страха, автоагрессии и защиты от этой внутренней агрессии, которая налагает на себя сам человек вследствие мыслей или поступков, нарушающих его внутренний запрет. Самоощущение при чувстве вины - «Я - плохой/плохая», часто сопровождаемое такими соматическими ощущениями, как напряжением мышц в различных участках тела, непроизвольной мимикой лица, нарушением дыхания, учащением сердцебиения, изменением уровня кровяного давления и др. Идет из области бессознательного).

А.Лоуэн в своих работах пишет о происхождении чувства вины у ребенка: «....чувство вины рождается из допущения, что мы недостойны любви, пока не заслужим ее хорошими поступ-ками. Тот факт, что мы ощущаем злость по отношению к тем, кто причинил нам боль, и ненавидим тех, кто предал нашу любовь, не делает нас плохими людьми. Такие реакции биологически естественны, поэтому к ним надо относиться как к морально приемлемым. Однако детей, которые зависят от родителей и других взрослых, можно легко убедить, что на самом деле всё по-другому. Ребёнок, который чувствует, что его не любят, думает, что произошла какая-то ошибка, так как в его сознании не умещается мысль, что мать и отец, давшие ему жизнь, могли бы его не любить. Если он начнет сомневаться в них, родителям нетрудно убедить его, что это "плохо", когда он ощущает по отношению к ним злость или ненависть. Если "хорошее поведение" гарантирует ему любовь, ребенок сделает всё, что в его силах, чтобы быть "хорошим", вместе с подавлением "плохих" чувств. Таким образом, чувство вины программирует его поведение на всю жизнь, запрещая ему негативные чувства по отношению к телу, кого надо любить. Это вызывает состояние хронического мышечного напряжения , особенно в верхней части спины . Напряжение в мышечной системе зависит от нашей воли, контролируемой эго (по Фрейду, осуществляет исполнительные функции, являясь посредником между внешним и внутренним миром), которая часто действует вопреки же-ланиям сердца. Боясь отвержения, мы отдёргиваем руку, которая хотела до кого-то дотронуться и кого-то обнять; губы, которые хотели бы целовать или сосать (как бывает у младенцев); или отводим глаза, которые хотели бы смот-реть.....»

Но при этом, желая любви и признания, мы делаем все, чтобы привлечь к себе внимания, «...скрываясь за фасадом нарциссизма (низкая самооценка; компенсаторное высокомерие; тревожность; страх провала; страх успеха; потребность быть всегда правым; трудности в принятии решений; отсоединение от собственных чувств; потребность в непрерывном восхищении; страх близости) , цель, которого с одной стороны - получение одобрения и восхищения, а с другой - компенсация и отрицание внутренних чувств неполноценности, отчаяния и печали. Хорошим примером личности этого является мужчина, который развивает мышцы для того, чтобы произвести впечатление силы, мужественности и власти. В большинстве случаев за фасадом «мачо» скрывается потерянный ребенок. Расщепление между внешним видом культуриста и внутренним чувством одиночества расщепляет внутреннюю интеграцию его личности.

В такой культуре как наша, ориентированной в основном на такие ценности эго (лат. ego — «я»), как власть и успех, в структуре личности большинства людей есть доля нарциссизма. Основным вопросом здесь является то, до какой степени человек остается в контакте со своими глубокими чувствами и со своим телом.....» .

Таким образом, приукрашивая свой внешний облик, надевая маску уверенности и обаяния, в то время как сердце находится в бункере, мы даже не осознаем, что такое положение вещей имеет очень серьёзные последствия для здоровья, так как сердце теряет свою жизненность . Мы все хотим любви, но избегаем ее, так как боимся отвержения, бессознательный страх закрывает дорогу к сердцу. Детская травма оставила глубокий след, которая делает преграду к губам, которые хотели бы целовать. И глазам, на которые мы бы хотели смотреть.

В заключение можно сделать выводы мы живем и принимаем фальшивые ценности эго, и не осознаем этого. Возможно причин, деструктивного не проявления, блокирования своих чувств и эмоций очень много, и все они индивидуальны, связаны с личными установками, и работать над этим лучше в кабинете специалиста. Прежде всего нам необходимо осознать, что голова - служит не для добывания денег, половые органы - не для развлечения, сердце - не изолированно от головы и удовлетворения плоти, не утратило связь с миром, а все взаимосвязано и функционирует вместе. Осознав это, мы сможем контролировать появление в нашей душе эмоции страха, и наша жизнь станет счастливее, от того что мы принимаем чувство любви и себя такими какими есть. Открывая бункер, где спрятали свое сердце, к свободе и любви .

Список литературы:

  1. Лоуэн А. Секс, любовь и сердце: психотерапия инфар-кта/Пер, с англ. С.Коледа — М.: Институт Общегума-нитарных Исследований, 2004 — 224 с.
  2. Лоуэн А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела/ Пер. с анг. С.Коледа - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2007 - 256с.
  3. Яро Старк, Тонн Кей, Джеймс Олдхеймс С 77 Техники Гештальт - терапии на каждый день: Рискните быть живым / Пер. с анг. Родред. Г.П.Бутенко. - М.: Психотера-пия, 2009. - 176 с..