Есенин береза композиция лирического произведения. Анализ стихотворения есенина "береза" и других стихов о зиме. Знакомство с биографией поэта: сообщения учеников

План стилистического анализа стихотворения «Белая береза» С.Есенина

Стихотворение "Береза" было написано Сергеем Александровичем в 1913г., т.е. до начала трагических событий, изменивших историю Российской империи (Первая мировая война, революция 1917г., гражданская война и пр.). 18-летний Есенин, только-только радикально изменивший образ жизни с деревенского на городской, остается верен прежним идеалам крестьянской жизни, воспевая в стихах красоты своей малой Родины.

Стиль – художественный.

Цель – воздействие на чувства и мысли читателей с помощью создания образов.

Основная функция - эстетическая.

Адресат речи – широкий слой общества – интеллигенция, рабочие, студенты и т.д.

Тема текста – С.Есенин способен видеть в самом простом и обычном - красоту и великолепие, как волшебник оживляя силой слова привычные с детства картины.
Стихотворение "Береза" относится к раннему периоду творчества С.А.Есенина, где русская природа и деревенский быт определяли тематику его стихов. Прелесть этого естественного мира сливается у поэта с горячей любовью к Родине, к России. Природа, деревня и родина объединяются в его стихах в едином чувстве прекрасного. Любовь к Родине была для Есенина одним из самых могучих источников всей его поэзии.

Тип речи – описание

Вид речи – монолог

Форма речи – письменная

Сфера общения – художественная

Жанр стихотворения - пейзаж, трогательный, проникновенный и нежный.
Особенности композиции: в стихотворении всего четыре строфы, первая является смысловым центром произведения.

Название стихотворения просто и незамысловато, однако очень символично, т.к. береза - для поэта, как и для большинства русских людей, - символ России, а так же глубокий поэтический женский образ, неоднократно встречающейся в творчестве поэта ("…Улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы…", "…как жену чужую, обнимал березку.").

Для передачи эмоционального настроения автор использует изобразительно-выразительные средства и фигуры речи.

Структура стихотворения, очевидно, кольцевая, т.к. первая и последняя строфы коррелируют между собой ("…принакрылась снегом, точно серебром", "…обсыпает ветки новым серебром".). Отсутствие в стихотворении завязки, развития сюжета, кульминации и развязки говорит о кольцевой структуре произведения.

Яркий, самобытный язык Есенина изобилует сравнениями, олицетворениями и метафорами, что создает яркий и самобытный, ни на кого не похожий поэтический стиль Сергея Александровича.

Олицетворения: "…береза…принакрылась снегом…", "…горят снежинки…", "…заря,… обходя кругом, обсыпает ветки…" и т.д.
Эпитеты: "белая береза", "сонная тишина", "золотой огонь".

Сравнения: "…принакрылась снегом, точно серебром.", "…распустились кисти белой бахромой".

Прелесть пейзажа, его сказочность и фольклорность создает такой прием, как инверсия: "…и стоит береза", "…и горят снежинки".

Два выражения: «серебро» и «в золотом огне» привлекают особое внимание, потому что они создают настроение торжественности и красоты зимней березы.

Мы видим грациозность и недоступность этой холодной красоты, но вот слова «под моим окном» делают березу роднее, ближе. Она напоминает изящный образ невесты в белом подвенечном наряде и в фате («кисти белой бахромой»). «Горят снежинки в золотом огне» - это сияющий венец невесты.

В последней строфе главная роль отведена заре. Особая роль зари подчеркнута союзом а , который выделяет ее и включает в общее движение жизни. В ней сочетаются степенность, величавость. Она заботится о березе, как мать, благословляющая свою дочь.
Необходимо обратить внимание на фонетические особенности стихотворения: изобилие протяжных гласных звуков, особенно (е) и (о) (белая, береза, снегом, серебро, сонной, в золотом огне, обходя кругом и т.д.) и сонорных согласных (р), (н).

1. Белая - ключевое слово (белый ангел, белая церковь, белая Русь, белые одежды). Белый цвет в старину отождествляли с божественным, он означал причастность к Богу: белый ангел, белые ризы, белые одежды святых. Образ белой березы вызывает ощущение радости, сияющего света, чистоты, начала новой жизни.

2. Олицетворение (как невеста).

3. Сравнение многозначное (дорогой; красивый, филигранной работы).

4. Художественная деталь. Белой краской по белому (сокрытая жизнь).

5. Союз “и” объединяет лирическое повествование.

6. “Берёза” на индоевропейских языках - блистательная, гордая, царственная.

7. Местоимение “моим” подчёркивает личностное отношение, сопричастность поэта к изображающему.

8. Принакрылась снегом - слово "принакрылась" создает ощущение одушевленности образа березы, которая предстает живой, одухотворенно, во многом похожей на женщину. В одном ее движении угадывается и желание быть красивой. И стремление упрятать, сберечь то, что таится внутри. И попытка сохранить то очарование, что излучает она - легкая, изящная, ослепляющая белизной.

9. Но есть заря - божественное явление, она стережёт берёзу, усиливает её роль. Так что Есенин, описывая берёзу, символ Руси, выражает свои патриотические чувства.

10. Деепричастный оборот заставляет сделать паузу, что передаёт степенность происходящего, рисует величавую картину.

Стихотворение буквально поется, подобно народной песне.
Несмотря на то, что перед нами стихотворение - пейзаж, личность автора легко понятна читателю. Это явно очень молодой, восторженный и слегка наивный человек, полный любви к родной природе и окружающему миру.

Цель:

  • знакомство с творчеством С.А.Есенина и его поэзией, изобразительными средствами в лирике поэта;
  • совершенствование умения анализа стихотворения;
  • воспитывать видение прекрасного, любовь к природе, поэзии, содействовать нравственно-эстетическому воспитанию школьников.

Оборудование: портрет С.А.Есенина, выставка книг, картин природы художников; высказывания со словами поэта.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Мы начинаем урок.

II. Сообщение темы и цели урока.

Чтение эпиграфов к уроку.

Какой чистый и какой русский поэт. М.Горький

Чувство Родины - основное в моём творчестве. Нет поэта без родины. Россия! Какое хорошее слово. И "роса", и "сила", и "синее что-то": С.А.Есенин

Но и тогда
Когда во всей планете
Пройдёт вражда племён,
Исчезнет ложь и грусть,
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким "Русь".
С.А.Есенин

III. Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

Две даты: 3 октября 1895 года - 28 декабря 1925 года. Первая - дата рождения, вторая - дата смерти поэта.

30 прожитых поэтом на этой земле лет: Много это или мало? В Закавказье, где поэт бывал ни раз, в старину говорили: " Тридцать лет человек должен учиться, тридцать лет должен путешествовать и тридцать лет - писать, рассказывать людям всё, что он увидел, узнал, понял".

Есенину было отпущено в три раза меньше. Его судьба - подтверждение другого старого изречения: "Жизнь ценится не за длину".

"Ведь я мог дать не то, что дал" ,- признавался поэт незадолго до гибели. Но и то, что он дал, это целый мир. Он живет, движется, переливается всеми цветами радуги. Это задушевная песнь о великом и вечном - о любви к родине.

2. Знакомство с биографией поэта: сообщения учеников.

Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии, в крестьянской семье.

"В нашем Константинове не было ничего примечательного. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село: Раздольны, красивы наши заливные луга. Вокруг такая ширь. Вдали, в дымке. Синеют леса, воздух чист и прозрачен.

Детство поэта прошло у родителей матери. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. Эти воспоминания нашли и поэтическое отражение в его творчестве.

Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.

Золотая словесная груда,
И над каждой строкой без конца
Отражается прежняя удаль
Забияки и сорванца.

С детства поэта окружала родная природа, с её первыми словами он впитывал народный поэтический взгляд на мир - песни матери, сказки бабушки, мудрые присловья деда

Как и все крестьянские дети, он знал нелегкий крестьянский быт. Всё это стало источником его творчества: жизнь народа, природа, народное творчество.

Из автобиографии поэта: "Стихи я начал писать рано, лет десяти, но сознательное творчество отношу к 16-17-ти годам".

Родина, Россия была для Сергея Есенина началом всех начал. Даже имя её он произносил с восхищением: "Россия:Какое хорошее слово:и "роса", и "сила", и "синее что-то:"

О пашни, пашни, пашни
Коломенская грусть,
На сердце день вчерашний,
А в сердце светит Русь.

3. Знакомство с поэтическим миром поэта.

Природу России поэт всегда воспринимал чутким сердцем русского человека, очеловечивал её:

"Спит черёмуха в белой накидке:"

"Словно белою косынкой подвязалася сосна:"

"Отговорила роща золотая берёзовым веселым языком:"

(звучит романс на стихи С.Есенина "Отговорила роща золотая").

Русская природа как бы разделяет с поэтом радость и горе, остерегает, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами.

Выражение чувств через явления природы - одна из самых характерных особенностей есенинской лирики.

Многие образы его стихов родились из загадок или созданы по типу загадок, то есть, в основе образа лежит скрытое сравнение, как в загадке:

а) Золотою лягушкой луна распласталась на синей воде:

На грядки серые капустки волноватой
Рожок луны по капле масло льет:

Щебетнули звёзды месяцу:
"Ой ты, желтое ягнятище,
Ты не мни траву небесную,
Перестань бодаться с тучами:"

4. Особенности поэзии С.Есенина.

В поэзии С.Есенина можно отметить 3 главных цвета: алый, синий, золотой. Синий и голубой - символ устремленности к небу, т.е. к чему-то недосягаемому; алый - цвет любви, горения; золотой - изначальный цвет.

IV. Анализ стихотворения "Белая береза".

Выразительное чтение стихотворения учителем.

Анализ стихотворения.

А) Какие чувства возникли у вас после прослушивания стихотворении?

(красоты березы, восторжение ею, любви к природе:)

Б) А почему вы решили, что о красоте?

В) При помощи чего поэт показывает красоту березы?

(при помощи художественных средств)

Г) Найдите ключевые слова, при помощи которых автор описывает дерево.

- "белая береза" - эпитет;

Да, одним из ключевых слов стихотворения является определение "белая".

Что значит "белая"?

(чистая, это ощущение радости, света:)

Белый цвет в старину отождествляли с божественным, он означал причастность к Богу: белый ангел, белые ризы, белые одежды святых. Образ белой березы вызывает ощущение радости, сияющего света, чистоты, начала новой жизни.

Принакрылась - олицетворение;

Какое возникает при этом ощущение?

(одушевленности:)

Слово "принакрылась" создает ощущение одушевленности образа березы, которая предстает живой, одухотворенно, во многом похожей на женщину. В одном ее движении угадывается и желание быть красивой. И стремление упрятать, сберечь то, что таится внутри. И попытка сохранить то очарование, что излучает она - легкая, изящная, ослепляющая белизной.

Пушисты ветки - эпитет

Снежною каймой - эпитет

Белой бахромой - эпитет

На что они указывают и что выражают?

Только зоркий взгляд поэта-живописца смог передать это скрытое движение жизни.

Точно серебром - сравнение

Какой смысл оно несет в себе?

Это сравнение получает несколько значений: необычной красоты, драгоценного одеяния.

Под моим окном

На что указывает эта фраза?

Личная сопричастность происходящего поэту чувствуется в строке "под моим окном". Он не просто восхищен необыкновенно красивой картиной природы, но и, пристально вглядываясь в открывшееся взору чудо, делает неожиданные открытия.

Заря обходит - олицетворение

Какой она показана? Каково её значение в строфе и во всем стихотворении?

В последней строфе главная роль отведена заре. Особая роль зари подчеркнута союзом а , который выделяет ее и включает в общее движение жизни. В ней сочетаются степенность, величавость. Она заботится о березе, как мать, благословляющая свою дочь.

V. Выводы, итоги урока.

Какой нам показал березу поэт?

(Береза предстает самым прекрасным и дорогим деревом. Она как будто находится в центре мира.)

Береза - самое любимое дерево русского народа и " одно из почитаемых у славян деревьев". Ей посвящено много народных песен, с нею связывались надежды на исцеление от болезней.

Какое значение имеют художественные средства в этом тексте?

Какова основная мысль стихотворения?

VI. Творческая работа.

Опишите берёзу на представленных вам картинах.

VII. Домашнее задание. Анализ стихотворения "Топи да болота:"

В момент написания стихотворения «Белая берёза» Сергею Есенину было всего 18 лет, поэтому строки наполнены романтизмом и переносят нас в эпизод сказочной зимы, где поэт видит под окном белую берёзу.

Один из символов России стоит под окном, принакрывшись снегом, похожим на серебро. Тут не нужен глубокий анализ, чтобы увидеть всю красоту есенинских строк, сочетающейся с простотой рифмы. Есенин воздаёт должное берёзе, ведь это дерево много веков ассоциируется с Русью. О нём вспоминают в дальней дороге, к нему спешат по возвращению. К сожалению, в литературе более воспета рябина – символ грусти и тоски. Сергей Александрович восполняет этот пробел.

Образ берёзы

Для того чтобы понять строки и прочувствовать их, необходимо представить себе картину, на которой в морозную зиму под окном стоит берёза, припорошенная снегом. В доме топится печка, жарко, а за окном морозный день. Природа жалеет берёзу и прикрыла её снегом, словно серебром, которое всегда ассоциируется с чистотой.

Берёза отвечает взаимностью, раскрываясь во всей своей красе:

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

Благородство природы

Солнце отливает на серебре золотом, а вокруг морозная тишина, которая навевает автору строк сон. Сочетание золота и серебра символично, они показывают чистоту и благородство природы в её первозданном виде.

Глядя на эту картину думается о вечном. О чём думает молодой Есенин, только что перебравшийся в Москву из Константиново? Возможно, его мысли занимает Анна Изряднова, которая через год родит ему ребёнка. Возможно, автор мечтает о публикации. Кстати, именно «Берёза» стало первым изданным стихотворением Есенина. Опубликованы строки в журнале «Мирок» под псевдонимом Аристон. Именно «Берёза» открыла путь Есенину на вершину поэтической славы.

В последнем четверостишье поэт показывает вечность красоты. Заря, обходящая землю ежедневно, посыпает берёзу каждый день новым серебром. Зимой это серебро, летом это хрусталь дождя, но природа не забывает о своих детях.

Стихотворение «Берёза» показывает любовь поэта к русской природе и открывает его умение тонко передать природную красоту в строках. Благодаря таким произведениям, мы можем наслаждаться красотой зимы даже в середине лета и ожидать приближение морозов с томлением в сердце.

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.

Есенин написал стихотворение “Береза” как воспоминание о своем детстве – перед его домом в Рязанской губернии как раз росла такая красавица. Краткий анализ “Береза” по плану может быть использован на уроке литературы в 5 классе, чтобы ученики лучше поняли суть произведения и почувствовали его эмоциональный настрой.

Краткий анализ

История создания – стихотворение написано восемнадцатилетним Есениным в 1913 году, являясь частью его раннего творческого наследия.

Тема – красота символа России, который прекрасен вне зависимости от времени года.

Композиция – простая, одночастная, развивающаяся линейно.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – трехстопный хорей с пиррихием.

Эпитеты “белая береза”, “пушистые ветки”, “снежная кайма”, “белая бахрома”, “сонная тишина”, “золотой огонь”, “новое серебро” .

Метафоры “береза принакрылась снегом”, “распустились кисти”, “горят снежинки”, “заря обходит кругом” .

Сравнение “снегом точно серебром”.

План

  1. История создания
  2. Композиция
  3. Средства выразительности

Бонус

  • Тест по стихотворению

История создания

К 1913 году, когда было написано это стихотворение, восемнадцатилетний Есенин уже уехал из родных мест в Москву. Но его история создания связана не со столицей России, а с Рязанской губернией. Возле дома, где поэт родился и вырос, росла белоснежная красавица, так что он мог наблюдать за сменой ее образов в самые разные времена года.

Несмотря на то, что Москва действительно впечатлила Есенина, который полюбил и ее размеры, и ее суету, именно родное село Константиново так навсегда и останется у него связанным не только с домом, но и с понятием красоты. Именно эту идею поэт и воплотил в стихотворении “Береза”.

Оно было впервые представлено читателям в 1914 году в популярном до революции литературном журнале “Мирок” и подписано псевдонимом “Аристан”, которым Есенин в тот период пользовался.

Тема

Красота березы не только как символа России, но и как части природы, как воплощения волнующих воспоминаний есенинского детства. Для кого-то это обычное дерево, но главный герой, который “озвучивает” мысли поэта, воспринимает его как воплощение всего прекрасного, что происходит в окружающем мире. При этом стихотворение не просто выражает чувства его автора – оно создавалось с расчетом на то, чтобы вызвать у читателя ответные эмоции.

Нельзя не заметить, что “Береза” стала своеобразным прощальным письмом в родные места – поэт тоскует за ними, понимая, что вернуться получится не скоро.

Композиция

Благодаря максимально простой линейной композиции, развивающейся от первой строфы до последней, в этом четырехстрофном стихотворении Есенин смог понятно и в то же время красиво высказать главную мысль: русская природа прекрасна в любое время года, как прекрасна береза, символ страны.

В первой строфе он рисует картинку дерева, укрытого снегом, раскрывая этот образ во второй и третьей строфах, где он сравнивает ее снежное убранство с белой бахромой и рассказывает о горящих в сонной тишине снежинках. Четвертая строфа завершает произведение и символично показывает вечный природный круговорот.

Жанр

Этот стих – классический образец пейзажной лирики, которая преобладает в творческом наследии Есенина. Некоторые исследователи также трактуют его как образно-философское произведение, мотивируя это тем, что поэт считал себя в некотором роде язычником, так что береза была для него не просто деревом-воспоминанием, она также символизировала возрождение и чистоту духа.

Есенин использовал для стиха трехстопный хорей с пиррихием. Эта едва ли не нарочитая простота перекликается с темой произведения: о таком простом и прекрасном дереве, как береза, нельзя писать заковыристым размером, он ему не подходит. Пиррихий же делает звучание стихотворения более плавным.

Чередование мужской и женской рифмы также придает поэтическому повествованию плавность, ту же функцию выполняет и кольцевая рифма.

Средства выразительности

В этом стихотворении Есенин не использует никаких сложных художественных средств. Простота делает созданные им образы максимально выразительными и объемными. Добиться такого эффекта помогают:

  • Эпитеты – “белая береза”, “пушистые ветки”, “снежная кайма”, “белая бахрома”, “сонная тишина”, “золотой огонь”, “новое серебро” .
  • Метафоры – “береза принакрылась снегом”, “распустились кисти”, “горят снежинки”, “заря обходит кругом” .
  • Сравнение – “снегом точно серебром”.

Кроме того, поэт использует олицетворение : береза рассматривается им как спящая красавица. То есть Есенин воплощает в ней классические женские образы, близкие русскому человеку – не только Родины, но также матери, сестры, возлюбленной. Созданный образ также является явной отсылкой к известной сказке о спящей царевне.

В то же время каждый читатель может создать собственный образ березы – свобода есенинского стихотворения вполне позволяет это сделать, не навязывая никаких доминирующих концепций.

Анализ стихотворения Есенина «Берёза»

Анализ стихотворений Есенина начнем с характеристики поэта как человека, горячо любящего родную землю, природу своего края, каждую травку, каждое деревце, растущее возле родного дома. «Белая береза под моим окном» вызывает у поэта восхищение, и он посвящает ей целое стихотворение, как любимой женщине. Он любуется зимней березой. Казалось бы, какая прелесть может быть зимой: голые деревья, холод, пустота. А Есенин говорит, что дерево принакрылось «снегом, точно серебром». Он видит ее не замершим деревом, а красавицей с пушистыми ветками, на которых «белой бахромой» висят снежные «кисти». Какая завораживающая картина возникает перед глазами читателя! Это стихотворение чрезвычайно лирично. Оно наполнено эпитетами: огонь у поэта «золотой», а тишина сонная; и метафорами: «горят снежинки», «заря, лениво обходя» и т.д. Это произведение воспевает не только русскую березу, но и долгую холодную зиму, когда снег «осыпает ветки … серебром». Спасибо Есенину, что и нам помогает увидеть в ней волшебство и красоту.

Анализ стихотворения Есенина о зиме «Поет зима - аукает»

Такое простое, такое знакомое с детства стихотворение Есенина о зиме «Поет зима - аукает»… Как будто это бабушка, играя зимой с внуком, произносит ему русские потешки: «Зима аукает -…баюкает», или русскую сказку про воробьишек игривых или пташек малых, нежных, мерзнущих зимой. Кажется, сам народ написал это стихотворение, так Есенин способен передать прелесть русского языка и русского фольклора. Снова, как песня, льются метафоры и эпитеты из уст великого поэта. Это «мохнатый лес», «седые облака», «метелица… стелется», «детки сиротливые», бешеный рев вьюги, улыбки солнца и т.д. Картина природы в этом стихотворении хоть и зимняя, но очень красочная. И снова поражает читателя Есенин. Анализ стихотворения позволяет нам заметить и восхититься самыми простыми вещами: плывущими облаками, метелью, вьюгой, пташками и т.д. До чего же красивая земля наша...

Анализ стихотворения Есенина о зиме «Пороша»

В стихотворении «Пороша» великий русский поэт Есенин снова воспевает природу зимой: дремлющий лес, когда сон рассказывает ему сказку, и сосну, усыпанную снегом. Он представляет ее как старушку, подвязавшуюся белой косынкой. Есенину кажется, что сосна «понагнулась, как старушка, оперлася на клюку». И опять же у автора необыкновенные метафоры, поражающие своей точностью, лиричностью, гармонией: «звоны под копытом на снегу», снег «стелет шаль», дорога, убегающая «лентой вдаль». Несколько слов, и читатель видит бескрайнюю Россию, холодную, снежную, но так любимую великим поэтом.

Анализ стихотворения Есенина о зиме «Я по первому снегу бреду…»

В стихотворении «Я по первому снегу бреду…» Есенин снова возвращается к теме зимы и русской березы. Он говорит, что «лебеди сели на луг», а не снег лежит на полях. «Обнаженные груди берез», как у любимой женщины, он желает «к телу прижать». Есенин очень самобытный поэт-певец своего Отечества. Без его творчества немыслима русская литература. Такую тонкую, трепетную, наполненную необъятной любовью к России поэзию нельзя не признать великой.