Фантазия как творческий процесс. Воображение и фантазия в творчестве актера и режиссера

Способность рисовать в своем сознании самые причудливые и реалистичные картинки присуща далеко не каждому человеку. Равно как и умение писать невероятно захватывающие рассказы, создавать шедевры из неожиданных материалов или на удивление необычно оформлять традиционные блюда. Делать это могут лишь творческие люди, обладающие хорошо развитой фантазией и воображением. Но существует ли принципиальная разница между двумя с виду схожими понятиями? Рассмотрим подробнее, чем отличается фантазия от воображения.

Определения

Фантазия

Фантазия – представляемая человеком или группой людей ситуация, выражающая их желания, но не соответствующая реальности. Ее также можно назвать импровизацией на свободную тематику. Фантазировать – значит сочинять. Данная способность выступает обязательным условием творческой реализации человека. Фантазия проявляется в построении образа или модели результатов деятельности в случае, когда наглядная «картинка» не требуется. К примеру, писатель может создавать цельное произведение на основе разрозненных архивных источников, дополняя их с помощью собственных сочинений. К фантазийным приемам относятся акцентирование, аналогия и типизация.


Воображение

Воображение – способность сознания формировать образы, идеи, представления и манипулировать ими. Играет определяющую роль в таких психических процессах, как планирование, моделирование, игра, творчество, память. В более широком смысле под данным термином подразумевается любой процесс, протекающий «в образах». Являясь основой наглядного мышления, он позволяет человеку решать задачи без применения практических действий и лучше ориентироваться в ситуации. Воображение выступает одной из форм психического отзеркаливания мира. В зависимости от типа классификации может быть активным и пассивным, конкретным и абстрактным, репродуктивным и творческим.

Сравнение

На самом деле отличий у рассматриваемых понятий немного, но все они являются весьма существенными. Как следует из определения, фантазия позволяет человеку представлять различные ситуации, далекие от действительности. Важно понимать, что в основе данного процесса лежат накопленные знания. Традиционным носителем фантазии выступает сказка.

Что же касается воображения, то под его определение подпадает совокупность идей и образов, основанных на реальности. Фундаментом процесса также является полученный ранее опыт. Если фантазия зачастую остается вымыслом, то нарисованная с помощью воображения картина вполне способна материализоваться. Нужно лишь приложить определенное количество усилий. К примеру, ребенок может нафантазировать, что он превращается в супергероя. Однако это не придаст ему сверхспособностей. С другой стороны, он может нарисовать в своем воображении костюм супергероя. Изготовить его с участием родителей – вполне выполнимая задача. В этом состоит еще одно отличие фантазии от воображения.

Многие люди полагают, что придумывание и сочинительство являются абсолютно бессмысленными вещами, не имеющими практического применения. Однако подобное мнение заведомо ошибочно. Ведь хорошо развитые фантазия и воображение выступают отличной базой для формирования нестандартного мышления, которое особо ценится в современном обществе. Кроме того, данные качества способствуют творчеству. Взять хотя бы литературные произведения из жанра научной фантастики или восхитительные картины, нарисованные при помощи песка. Предпосылками к их созданию стали образы, возникшие в голове у творческих людей.

Сравнительная таблица поможет сделать вывод о том, в чем разница между фантазией и воображением.

Воображение и фантазия в творчестве актера и режиссера.

Образы, которые использует и создает человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, что он не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего быть не может. Это означает только то, что не всякий процесс, протекающий в образах, может быть понят, как процесс воспроизведения, потому что люди не только познают и созерцают мир, они его изменяют и преобразуют. Но для того, чтобы преобразовывать действительность на практике, нужно уметь делать это и мысленно. Это умение называется-воображение.

Воображение:

Реконструкция того, чего мы не видели, что в реальности не существует, но при определенных предлагаемых обстоятельствах возможно или должно быть.

Создает то, что есть, что бывает, что мы знаем.

Реконструкция возможного и необходимого. (из своих же воспоминаний)

Воображение должно быть последовательно, логично и активно. Непрерывной линией предлагаемых обстоятельств. Основная его задача -представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или несуществующего в данный момент объекта, ситуации, условий.Проще сказать - лишите человека фантазии, и прогресс остановится!

Фантазия:

Это мысленное конструирование чего-то, в реальности несуществующего или даже невозможного.

То, чего нет, чего мы не знаем, чего не было и не будет (ковер-самолет/аэроплан)

Конструкция невозможного.

Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностьючеловека. Однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами.

Творческая деятельность актера возникает и проходит на сцене в плоскости воображения (сценическая жизнь создается фантазией, художественным вымыслом). «Пьеса, роль, - пишет К. С. Станиславский, - это вымысел автора, это ряд магических и других «если бы», «предлагаемых обстоятельств», придуманных им...» 1 Они-то и переносят, как на крыльях, артиста из реальной действительности наших дней в плоскость воображения. И далее он указывает: «Задача артиста и его творческой техники заключается в том, чтобы превращать вымысел пьесы в художественную сценическую быль» 2 . Автор любой пьесы очень многое не досказывает. Он мало говорит о том, что было с действующим лицом до начала пьесы. Часто не ставит нас в известность о том, что делало действующее лицо между актами. Ремарки автор тоже дает лаконичные (встал, ушел, плачет и т. д.). Все это надо дополнять артисту вымыслом, воображением. Поэтому чем больше развиты фантазия и воображение у артиста, утверждал Станиславский, тем шире в творчестве артист и тем глубже его творчество 3 .

Для того, чтобы развивать воображение, необходимо создать линию непрерывных предлагаемых обстоятельств. Оно должно быть последовательно, активно и логично.

Необходимо задать себе вопросы: кто, когда, где, почему, для кого и как?

Для развития воображения есть различные тренинги: вспоминать в деталях то что видел, слышал. Конкретно время суток, года, место действия, совершать мысленные путешествия по квартире, вспоминая, где стоит стул, на котором весит халат…, работа с воображаемыми предметами, Создание внутренних зрительных образов – видения внутреннего зрения.

Воображение бывает:

    С инициативой (самостоятельно)

    Лишено инициативы, но легко схватывает то, что ему дают

    Выполнит задание, но не развивает

    Не говорит само и не схватывает то, что ему дали.

Воображение создает то, что есть, что бывает, что мы знаем, а фантазия - то, чего нет, чего в действительности мы не знаем, чего никогда не было и не будет. А может, и будет! Как знать? Когда народная фантазия создавала сказочный ковер-самолет, кому могло прийти в голову, что люди будут парить в воздухе на аэропланах? Фантазия все знает и все может. Фантазия, как и воображение, необходима художнику. - (Аркадий Николаевич Торцов)

Надо развивать его (воображение) или уходить со сцены. Иначе вы попадете в руки режиссеров, которые заменит недостающее вам воображение своим. Это значило бы для вас отказаться от собственного творчества, сделаться пешкой на сцене. Не лучше ли развить собственное воображение? - (Аркадий Николаевич Торцов)

Есть воображение с инициативой, которое работает самостоятельно. Оно разовьется без особых усилий и будет работать настойчнно, неустанно, наяву и во сне. Есть воображение, которое лишено инициативы, но зато легко схватывает то, что ему подсказывают, и затем продолжает самостоятельно развивать подсказанное. С таким воображением тоже сравнительно легко иметь дело. Если же воображение схватывает, но не развивает подсказанного, тогда работа становится труднее. Но есть люди, которые и сами не творят и не схватывают того, что им дали Если актер воспринимает из показанного лишь внешнюю, формальную сторону - это признак отсутствия воображения, без которою нельзя быть артистом. - (Аркадий Николаевич Торцов)

ПЕРВЫЙ ЭТАП. РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ И ФАНТАЗИИ В РЕАЛЬНОЙ И ВООБРАЖАЕМОЙ ПЛОСКОСТЯХ

Артист должен развивать воображение. Не насиловать воображение, а увлекать его своим замыслом, зрительным рядом видений. Воображение должно быть: во-первых, активным, то есть должно активно толкать актера на внутреннее и внешнее действие, а для этого надо найти, нарисовать себе воображением такие условия, такие взаимоотношения, которые заинтересовали бы артиста и толкнули бы его к активному творчеству; во-вторых, должно быть логичным и последовательным; в-третьих, нужна ясность цели, интересное задание, чтобы не мечтать ради самого мечтания - «без руля и без ветрил». Раздел I. Развитие воображения в мире окружающих нас вещей (в реальной плоскости) Введем в подлинную действительность вымысел при помощи «если бы», переведем себя в плоскость воображаемой, мнимой жизни. Упражнения. 1. Смена места действия: урок, педагог, ученик- подлинная реальность. Вымысел - урок проходит не в обычной классной комнате, а в фойе МХАТ. Педагог (обращается к одному из слушателей). Начинайте фантазировать. Как случилось, что урок наш проходит в фойе МХАТ? Ученик. Обычно каждое лето театры уезжают на гастроли. В этом году МХАТ выехал на гастроли еще в начале лета, а в его здание, также на гастроли, прибыл Саратовский театр. Режиссер этого театра пригласил нас участвовать в массовых сценах третьего действия спектакля «Вишневый сад» А. Чехова. Распределены были роли. Каждому из нас предложили подумать о характеристике действующего лица и написать ее. Наметить свою линию действия. Нарисовать эскиз костюма. Сроки подготовки были крайне сжатые. Собравшись в фойе МХАТ, мы стали работать соответственно заданию, чтобы успеть в тот же день обсудить все это с вами и со всеми участниками массовки. Педагог дает оценку, заключение по данному вымыслу в предлагает ученикам действовать. Каждый сам должен нафантазировать, кого он будет изображать, а потом, согласовав с педагогом, рассказать об этом всей группе. Упражнения (на офантазирование предметов, глаголов), 1. В упражнениях на фантазирование предмета необходимо следить, чтобы данный предмет был главным, чтобы на нем был построен весь сюжет. прежде чем начать новые действия, нужна оценка сделанного, увиденного, оценка, рождающая мысли, а мысли, в свою очередь, вызывают новые действия.Можно рекомендовать ряд заданий на подобные упражнения. Офантазировать предметы: зеркало, часы, галстук, букет цветов, носовой платок, лотерейный билет, зонт, ключи и т. п. 2. Офантазирование двух или трех предметов. Эти предметы должны быть логически связаны между собою и войти в ткань единого сюжета. Раздел II. Развитие воображения и фантазии в воображаемой плоскости Перенесем нашу работу в область воображения и в ней будем действовать также активно и логично, как и в реальной плоскости, но лишь мысленно. 2. Перенеситесь мысленно в незнакомые, не существующие сейчас для вас, но могущие существовать в реальной жизни условия: полет в космос, кругосветное путешествие, поездка в Заполярье, поездка в Африку и т. д. Чтобы это было выполнено не «вообще», не «приблизительно», а во всех подробностях, логично и последовательно, придется нам черпать материал из книг, кинокартин, фотокадров, из рассказов людей, испытавших все это в жизни. А остальное, чего недостает для мысленного воссоздания картины путешествия, пусть творит воображение. 3. Перенеситесь в область несбыточного, сказочного: Один из участников занятий начинает рассказ, говорит одну фразу, высказывает одну мысль. Затем продолжает другой, за ним третий и так далее. Это упражнение тренирует не только воображение, но и внимание. Педагог должен требовать, чтобы в рассказе не нарушалась линия поведения действующих лиц, чтобы была логика и последовательность, чтобы не упускали конечной цели рассказа.

ВТОРОЙ ЭТАП. ВИДЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ЗРЕНИЯ-КИНОЛЕНТА ВИДЕНИИ

«Стоило вам увидеть внутренним взором, - говорил К. С. Станиславский, - знакомую обстановку, почувствовать ее настроение, и тотчас же в вас ожили знакомые мысли, связанные с местом действия. От мыслей родилось чувство и переживание, а за ними и внутренние позывы к действию» 1 . «Нам нужна непрерывная линия не простых, а иллюстрированных предлагаемых обстоятельств» 2 . Мне вспоминаются и слова М. Н. Кедрова, сказанные им на занятиях Оперно-драматической студии, что видения являются тем основным моментом, который зажигает актера и заставляет яркость этих видений передавать другому. Упражнения (продолжать те же упражнения, что и на мечтание в воображаемой плоскости). На рыбалке,в лесу и тд.

Воображать, фантазировать - это означает прежде всего видеть внутренним зрением то, о чем думаешь. Стоит мне назначить тему для мечтания, как вы уже начинаете видеть так называемым внутренним взором соответствующие зрительные образы. Они называются на нашем актерском языке видениями внутреннего зрения. «Образы наших, видений возникают внутри нас, в нашем воображении, в памяти и затем уже как бы мысленно переставляются вовне нас,. для нашего просмотра. Но мы смотрим на эти воображаемые объекты изнутри, так сказать, не наружными, а внутренними глазами (зрением)» 3 . На практических занятиях педагог должен заботиться о быстрой сменяемости впечатлений, об их эффективности, об их здоровой дозировке, обеспечивающей творческое настроение всей группы. Иногда воображение нужно расшевелить.Давайте побольше бездейственных тем, так как малодейственная тема (например, «Вы - сторожевая башня») нуждается в усиленной предварительной работе воображения.

Станиславский на своих занятиях. Однажды он предложил ученику пожить жизнью старого многолетнего дуба. Ученик подробно нафантазировал его прошлое, предлагаемые обстоятельства. Но дальше дело не шло. «...Шустов старался исполнить то, что ему указывали» но ничего не мог придумать. -Если так, постараемся подойти к разрешению задачи косвенным путем. Но для этого ответьте прежде, на что вы больше всего чувствительны в жизни? Что вас чаще всего волнует, пугает, радует? Спрашиваю вас безотносительно к самой теме мечтаний. Поняв вашу органическую природную склонность, нетрудно будет подвести к ней уже созданный вымысел. Итак, назовите одну из органических, наиболее типичных для вашей природы черт, свойств, интересов.

Меня очень волнует всякая борьба.

Вот что! В таком случае: неприятельский набег!.. Блестят копья на солнце, движутся метательные и стенобитные машины. Неприятель знает, что на вашу верхушку часто взбираются дозорные, чтобы следить за ним. Вас срубят и сожгут!

Им это не удастся, - живо отозвался Шустов. - Меня не выдадут, я нужен. Наши не дремлют. Они уже бегут сюда,а всадники скачут. Дозорные ежеминутно посылают к ним гонцов...» 1 . И далее воображение вновь ярко стало работать, развертывая дальше всю линию действия. Введенное педагогом магическое «если бы» (неприятельский набег, борьба), с учетом органической природы самого ученика, активизировало воображение и действие. ТРЕТИЙ ЭТАП. ВООБРАЖЕНИЕ КАК ПОМОЩНИК ДЛЯ ОБНОВЛЕНИЯ ИЗНОСИВШЕГОСЯ, ИСТРЕПАННОГО «Воображение необходимо артисту не только для того, чтобы создавать, но и для того, чтобы обновлять уже созданное, истрепанное.Это делается с помощью введения нового вымысла или отдельных частностей, освежающих его» 1 . Ведь в театре придется играть каждую роль в спектакле десятки раз, и чтобы она не теряла своей свежести, трепетности - нужен новый вымысел воображения. К. С. Станиславский говорил, что надо развивать особую технику, помогающую «вцепиться» в объект таким образом, чтобы затем уже сам объект, находящийся на сцене, отвлекал нас от того, что вне его. : «Воображение необходимо артисту не только для того, чтобы создавать, но и для того, чтобы обновлять уже созданное, истрепанное. Это делается с помощью введения нового вымысла или отдельных частностей, освежающих его». Ведь в театре придется играть каждую роль в спектакле десятки раз, и чтобы она не теряла своей свежести, трепетности - нужен новый вымысел воображения

  • Г) при угрозе чрезвычайной ситуации природного характера
  • Г. Кропивницкий, актерами: Г. Заньковецкая, И. Карпенко-Карый,
  • Задание 1. Обоснование, конспект и анализ воспитательного дела, мероприятия и т.п. (не досугового характера), проведенного по «заказу» классного руководителя
  • ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ И ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
  • Образы, которые использует и создает человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, что он не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего быть не может. Это означает только то, что не всякий процесс, протекающий в образах, может быть понят, как процесс воспроизведения, потому что люди не только познают и созерцают мир, они его изменяют и преобразуют. Но для того, чтобы преобразовывать действительность на практике, нужно уметь делать это и мысленно. Это умение называется-воображение.

    Воображение:

    Реконструкция того, чего мы не видели, что в реальности не существует, но при определенных предлагаемых обстоятельствах возможно или должно быть.

    Создает то, что есть, что бывает, что мы знаем.

    Реконструкция возможного и необходимого. (из своих же воспоминаний)

    Воображение должно быть последовательно, логично и активно. Непрерывной линией предлагаемых обстоятельств.Основная его задача -представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или несуществующего в данный момент объекта, ситуации, условий.Проще сказать - лишите человека фантазии, и прогресс остановится!

    Фантазия:

    Это мысленное конструирование чего-то, в реальности несуществующего или даже невозможного.

    То, чего нет, чего мы не знаем, чего не было и не будет (ковер-самолет/аэроплан)

    Конструкция невозможного.

    Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностьючеловека. Однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами.

    Творческая деятельность актера возникает и проходит на сцене в плоскости воображения (сценическая жизнь создается фантазией, художественным вымыслом). «Пьеса, роль, - пишет К. С. Станиславский, - это вымысел автора, это ряд магических и других «если бы», «предлагаемых обстоятельств», придуманных им...» 1 Они-то и переносят, как на крыльях, артиста из реальной действительности наших дней в плоскость воображения. И далее он указывает: «Задача артиста и его творческой техники заключается в том, чтобы превращать вымысел пьесы в художественную сценическую быль» 2 .

    Автор любой пьесы очень многое не досказывает. Он мало говорит о том, что было с действующим лицом до начала пьесы. Часто не ставит нас в известность о том, что делало действующее лицо между актами. Ремарки автор тоже дает лаконичные (встал, ушел, плачет и т. д.). Все это надо дополнять артисту вымыслом, воображением. Поэтому чем больше развиты фантазия и воображение у артиста, утверждал Станиславский, тем шире в творчестве артист и тем глубже его творчество 3 .

    Для того, чтобы развивать воображение, необходимо создать линию непрерывных предлагаемых обстоятельств. Оно должно быть последовательно, активно и логично.

    Необходимо задать себе вопросы: кто, когда, где, почему, для кого и как?

    Для развития воображения есть различные тренинги: вспоминать в деталях то что видел, слышал. Конкретно время суток, года, место действия, совершать мысленные путешествия по квартире, вспоминая, где стоит стул, на котором весит халат…, работа с воображаемыми предметами, Создание внутренних зрительных образов – видения внутреннего зрения.

    Воображение бывает:

    1. С инициативой (самостоятельно)

    2. Лишено инициативы, но легко схватывает то, что ему дают

    3. Выполнит задание, но не развивает

    4. Не говорит само и не схватывает то, что ему дали.

    Воображение создает то, что есть, что бывает, что мы знаем, а фантазия - то, чего нет, чего в действительности мы не знаем, чего никогда не было и не будет. А может, и будет! Как знать? Когда народная фантазия создавала сказочный ковер-самолет, кому могло прийти в голову, что люди будут парить в воздухе на аэропланах? Фантазия все знает и все может. Фантазия, как и воображение, необходима художнику. - (Аркадий Николаевич Торцов)

    Надо развивать его (воображение) или уходить со сцены. Иначе вы попадете в руки режиссеров, которые заменит недостающее вам воображение своим. Это значило бы для вас отказаться от собственного творчества, сделаться пешкой на сцене. Не лучше ли развить собственное воображение? - (Аркадий Николаевич Торцов)

    Есть воображение с инициативой, которое работает самостоятельно. Оно разовьется без особых усилий и будет работать настойчнно, неустанно, наяву и во сне. Есть воображение, которое лишено инициативы, но зато легко схватывает то, что ему подсказывают, и затем продолжает самостоятельно развивать подсказанное. С таким воображением тоже сравнительно легко иметь дело. Если же воображение схватывает, но не развивает подсказанного, тогда работа становится труднее. Но есть люди, которые и сами не творят и не схватывают того, что им дали Если актер воспринимает из показанного лишь внешнюю, формальную сторону - это признак отсутствия воображения, без которою нельзя быть артистом. - (Аркадий Николаевич Торцов)


    1 | | |

    Воображение и фантазия

    Человек всегда испытывал потребность в по­гружении в виртуальную реальность. Главным инструментом ее создания на всех этапах человеческой истории было искус­ство, формирующее «вторую реальность». Когда первобытный

    21.2. Воображение и фантазия

    художник изобразил на стене пещеры сцену охоты, это была первая фиксация на материальном носителе виртуального взгляда человека на окружающий мир. Ведь сознание - это ин­струмент, отражающий мир в представлениях, позволяющих человеку выжить в обстоятельствах, которые чаще всего он не сам себе выбирает. В основе виртуальной реальности лежит та­кое свойство человеческой психики, как воображение, фан­тазия. Воображать - «изображать в уме чувственные и отвле­ченные предметы; возможность сочетания и мысленного жи­вописания умственных картин» 1 . Термином «воображение» пользуются и наука, и искусство, и здравый смысл. Под вооб­ражением могут пониматься «сны наяву», фантазии, мечта­тельность и т.п. В психологии воображение понимают «как психический процесс, заключающийся в создании новых об­разов... на основе трансформации и рекомбинации элементов прошлого опыта человека» 2 . Содержанием образов может стать и то, что человек никогда не воспринимал непосредственно: картины далекого прошлого или будущего; неизвестные ему места; существа, которых нет на Земле. Образы позволяют че­ловеку выйти за пределы реального мира во времени и про­странстве. Воображение как основа любой творческой дея­тельности проявляется во всех сторонах культурной жизни, де­лая возможным художественное, научное и техническое творчество. В этом смысле все, что окружает нас и что создано рукой человека, весь мир культуры в отличие от мира природы является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.

    Возможность воображения «забегать» вперед, предвидеть наступление тех или иных событий в будущем свидетельствует о тесной связи воображения и мышления. Подобно мышле­нию, воображение возникает в проблемной ситуации, мотиви­руется потребностями личности, обусловлено уровнем разви­тия общественного сознания. Воображение, или фантазия, представляет собой психический процесс создания образов, включающий предвидение конечного результата предметной

    " Даль В. Воображать// Толковый словарь живого великорусского языка (Со­временное написание слов). М., 1998.

    2 Гостев А.А. Образная сфера человека. М., 1992. С. 53-54.

    Глава 21. Потребность в новых информационных технологиях

    деятельности и обеспечивающий создание программы поведе­ния в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Несмотря на то что в воображении у чело­века возникают образы предметов и явлений, ранее ему не встречавшихся, всегда можно найти реальные аналоги состав­ляющих их элементов. Даже в изображении марсиан писате­лем-фантастом Гербертом Уэллсом можно найти земные реа­лии: голова марсианина похожа на металлический цилиндр с клювом птицы, ноги напоминают конечности насекомого и в общем марсианин похож на огромного спрута. Создавая новый предмет, человек мысленно представляет его собранным из из­вестных ему частей и деталей. Поэтому, чем больше знаний имеет человек, чем богаче его опыт, чем разнообразнее его впе­чатления, тем более интересные и неординарные образы воз­никают в его воображении.

    Воображение людей обслуживает их «ролевые игры», обес­печивающие пребывание в виртуальном мире, как в реальном. Образы воображаемого мира участвуют в вымышленных при­ключениях и деформированных в благоприятном (или небла­гоприятном) для субъекта виде реальных историях. Каждый человек «живет» в придуманном мире, но эти «придумки» должны укладываться в диапазон общепринятых значений, иначе возможна патология - полная идентификация вообра­жаемого мира с миром реальным, т.е. патологически неадек­ватное восприятие действительности.

    Человек издревле объяснял себе реальность с помощью ми­фов, сказок, персонажей религий и т.д. Языческие божества, олицетворявшие силы природы, - гром и молния, Солнце и огонь, духи гор, лесов, озер, вод и домов - все это принадлежит виртуальной реальности. В сказаниях и легендах всех древних народов присутствуют образы сверхчеловека (Прометей, по­знакомивший людей с огнем), в религиях - пророки и святые, в волшебных сказках и эпических песнях - рыцари, спасаю­щие пленных принцесс, побеждающие драконов, сражающие­ся с гигантами и людоедами.

    Сновидения также являются видом виртуальной реально­сти. Во сне человек «живет» в фантастическом мире, где самые невероятные вещи кажутся простыми и естественными. Сю­жеты сновидений неправдоподобны, в них обычно отсутствует

    21.2. Воображение и фантазия

    логика и нарушены законы привычной реальности. Однако сны являются важной частью психической жизни людей.

    Психологи полагают, что измененные состояния сознания играют важную роль в жизни человека. Известны ритуалы, приводящие людей в состояние экстаза с помощью таких раз­дражителей, как, например, ритмические танцы. В древности подобный массовый экстаз служил средством «общения» с до­брыми и злыми духами, и сейчас монотонное пение шамана, интонирование определенных мантр и сур способны приво­дить к измененным состояниям сознания.

    Воздействие искусства на человека объясняется похожими механизмами. Произведение искусства выступает для зрителя, слушателя как постоянный источник прозрения, которое тот постигает постепенно, с большей или меньшей ясностью, воз­можно, без всякой логической полноты, хотя его душевное пе­реживание также пробуждает характерную эмоцию, называе­мую чувством красоты, эстетической эмоцией, эстетическим удовольствием. В частности, аристотелевский катарсис, яв­ляющийся результатом сопереживания, включения зрителя в художественный сюжет, по своему характеру близок к вирту­альным состояниям, вызываемым иными средствами.

    Возможности искусства создавать «вторую действитель­ность» многократно усилил кинематограф. Эффективность этой новой системы виртуальной реальности была продемон­стрирована на первых киносеансах братьев Люмьер, когда зри­тели в ужасе бежали от поезда, который, как им казалось, дви­гался с экрана прямо на них. Действительно, кино всегда соз­давало виртуальный мир. «Кино не отражает реальность, оно создает свою реальность, творит ее, как бог, со своими закона­ми, противоречащими законам физики» 1 . Из всех видов искус­ства кинематограф наилучшим образом умеет показывать гра­ницу иллюзорного и реального и столь же тесно связан со сно­видением и бессознательным. То, что снято и отражено на экране, кажется настоящим, но только кажется, как кажется спящему реальностью то, что он видит во сне.

    ВООБРАЖЕНИЕ (фантазия)

    (англ. imagination ) - универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта. В. - это способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер, благодаря чему он выделился из «царства» животных. Будучи психологической основой творчества , В. обеспечивает как историческое создание форм культуры , так и их освоение в онтогенезе .

    В психологии существует традиция рассматривать В. в качестве отдельного психического процесса наряду с восприятием , памятью , вниманием и др. В последнее время все большее распространение получает понимание В. как всеобщего свойства сознания (идущее от И . Канта ). При этом акцентируется его ключевая функция в порождении и структурировании образа мира. В. детерминирует протекание конкретных познавательных, эмоциональных и др. процессов, конституируя их творческую природу, связанную с преобразованием предметов (в образном и смысловом плане), предвосхищением результатов соответствующих действий (см. ) и построением общих схем последних. Это находит свое проявление в феноменах «эмоционального предвосхищения» (А . В . Запорожец ), «продуктивного восприятия» (В. П. Зинченко), в генезе некоторых форм двигательной активности (Н . А . Бернштейн ) и т. д.

    В. - это образное конструирование содержания понятия о предмете (или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само это понятие (а схема получит отчетливое, верифицируемое и реализуемое в конкретном материале выражение). Содержание будущей мысли (способ его построения, заданный через схему действий) фиксируется В. в виде некоторой существенной, всеобщей тенденции развития целостного объекта. Осмыслить эту тенденцию как генетическую закономерность человек может только посредством мышления .

    Для В. характерно то, что еще не оформилось в логическую категорию, тогда как своеобразное соотнесение всеобщего и единичного на чувственном уровне уже произведено. Благодаря этому в самом акте созерцания отдельный факт открывается в своем универсальном ракурсе, обнаруживая целостно образующий по отношению к определенной ситуации . Поэтому в плане В. целостный образ ситуации строится раньше расчлененной и детализированной картины компонентов созерцаемого. Компоненты этого образа осмысленно соединяются друг с другом узами необходимой связи по существу, а не формально (такой способ их соединения присущ уже мифам и сказкам; в онтогенезе он обнаруживается у детей дошкольного возраста ). В итоге эти компоненты приобретают в сознании новую качественную определенность. Т. о., В. не является ни произвольным наделением объекта любыми свойствами, ни простой комбинаторикой элементов прошлого опыта. Один из парадоксов В. состоит в том, что предметное целое воспроизводится им с самого начала адекватно, фактически безошибочно. В истории философии и психологии это неоднократно давало повод для его мистификации.

    Ведущим механизмом В. служит к.-л. свойства объекта. Эвристичность переноса измеряется тем, насколько он способствует раскрытию специфической целостной природы др. объекта в процессе его познания или создания человеком. Операционно-технической основой подобного переноса выступает символическая функция.

    В психологии различают произвольное и непроизвольное В. 1-е проявляется, напр., в ходе целенаправленного решения научных, технических и художественных проблем при наличии осознанной и отрефлексированной поисковой доминанты , 2-е - в сновидениях, т. н. измененных состояниях сознания и т. д.

    Иногда выделяют также воссоздающее и творческое В. Образы «воссоздающего» В. целесообразнее отнести к сфере гибких и динамичных репродуктивных представлений (см. ), учитывая то, что творческий характер присущ. В. как таковому.

    Особую форму В. образует . Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.

    В. включено в процессы самых различных видов человеческой деятельности. Однако в своей развитой форме оно культивируется прежде всего средствами искусства - в ходе создания и освоения продуктов художественного творчества. Онтогенетические предпосылки В. коренятся в определенных видах ориентировочной деятельности детей младенческого и раннего возраста . Одним из ведущих источников его развития в детстве становится дошкольников; благодаря ей вырабатывается способность смотреть на мир как бы глазами др. человека, которая, по мнению ряда исследователей (Э. В. Ильенков, В . В . Давыдов и др.), принадлежит к числу фундаментальных характеристик В. (В. Т. Кудрявцев.)


    Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

    Смотреть что такое "ВООБРАЖЕНИЕ (фантазия)" в других словарях:

      Воображение (фантазия) - – психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Воображение присуще только человеку. Различают воображение произвольное… … Словарь-справочник по социальной работе

      ВООБРАЖЕНИЕ (ФАНТАЗИЯ) - психич. процесс, обеспечивающий создание новых образов на основе переработки и творч. преобразования имеющихся у человека образов действительности. Во многих языках В. синонимично образу, представлению, изображению. Выделяют различ. приемы… … Российская социологическая энциклопедия

      ВООБРАЖЕНИЕ - фантазия способность человеческого сознания создавать образы, не имеющие непосредственных аналогов в действительности. Философия изучает творческое продуктивное В., которое, отталкиваясь от наличной вещи с ее случайными признаками и особенностями … Философская энциклопедия

      воображение - Фантазия. Ср … Словарь синонимов

      воображение - ВООБРАЖЕНИЕ (англ. imagination воображение, фантазия) важнейший процесс мыслительной деятельности, состоящий в создании и преобразовании образов и образных представлений. В. обусловлено самой природой мышления, в соответствии с которой… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

      ВООБРАЖЕНИЕ - (фантазия), психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение … Современная энциклопедия

      ВООБРАЖЕНИЕ - (фантазия) психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение … Большой Энциклопедический словарь

      Воображение - (фантазия), психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение. … Иллюстрированный энциклопедический словарь