Герои рассказа хирургия. Чехов, анализ произведения хирургия, план

Антон Павлович Чехов — величайший в мировой литературе мастер маленького рассказа, умеющий создавать законченные художественные типы посредством немногих выразительных де-талей, штрихов, сюжетных обстоятельств. Эта грань его мастер-ства в полной мере проявилась и в рассказе «Хирургия».

Всего два героя — фельдшер Курятин и дьячок Вонмигла-сов — предстают перед нами в сельской больнице. К фельдшеру, ведущему прием за отсутствием доктора, приходит дьячок с боль-ным зубом и просит помочь — это завязка. Развитие действия продолжается до тех пор, пока фельдшер не приступает к ак-тивным действиям — удалению зуба. Попытка Курятина вырвать зуб, пусть и неудачная, — это первая кульминация рассказа. На-пряжение не спадает. Фельдшер пытается второй раз удалить больной зуб — это вторая кульминация рассказа. Развязка насту-пает, когда дьячок, обнаружив во рту два торчащих выступа сло-манного зуба, удаляется восвояси. События следуют одно за дру-гим, сюжет хронологический, финал рассказа остается откры-тым — зуб не удален.

Одна из самых ярких характеристик чеховских героев — это их язык. Речь Вонмигласова (сама фамилия тоже является «гово-рящей») изобилует церковной лексикой, даже обычные слова он переделывает на церковный манер. Фельдшер Курятин изо всех сил пытается показать свою значимость, употребляя медицин-ские термины. Речь его состоит из незаконченных предложений, он все время перескакивает с одного предмета на другой. Обраща-ет на себя внимание упоминание помещика Александра Иваныча Египетского. В первый раз фельдшер говорит о нем для придания значимости своей персоне, якобы он когда-то пользовал этого человека. Второй раз — для того, чтобы утихомирить разбушевав-шегося дьячка после неудачной попытки удалить зуб. А после третьего раза начинает казаться, что помещик был единствен-ным пациентом фельдшера.

Создается впечатление, что фельдшер в больнице человек слу-чайный, ему и прием-то доверить нельзя. Это впечатление уси-ливается, когда он перебирает инструменты и сомневается в пра-вильности решения. Итог закономерен — случайный человек взялся за то, чего он делать не умел, а следовательно, нанес вред дру-гому человеку.

Речевые характеристики героев меняются — от взаимноува-жительных в начале рассказа до обвинений и ругательств в адрес друг друга в конце произведения. Материал с сайта

Поразителен юмор Чехова — казалось бы, не претендующий ни на какое обобщение, связанный только с этим произведением, а всегда открывающий какую-то важную, типическую черту че-ловеческих отношений.

План

  1. На прием в сельскую больницу к фельдшеру Курятину при-ходит дьячок Вонмигласов и рассказывает о своем больном зубе.
  2. Фельдшер берется удалить больной зуб и выбирает инст-рументы.
  3. Попытка вырвать больной зуб заканчивается неудачей.
  4. Фельдшер решается попробовать еще раз.
  5. Вторая попытка заканчивается неудачей — зуб сломался на корню.
  6. Дьячок уходит, ругая фельдшера. Тот себя виноватым не считает.

Чехов не любил юбилеи - это хорошо известно. Трудно представить Антона Павловича, принимающего сафьяновые папки-адреса с выбитыми золотом поздравлениями от официальных лиц. Как отметить 150-летие писателя и при этом не выпасть из его ироничного стиля? Предлагаем провести анализ одного произведения писателя с точки зрения врача-стоматолога.

Антон Павлович Чехов, великий русский писатель, талантливый драматург, академик, врач по профессии, родился 17 (29) января 1860 года в Таганроге в семье купца. Обучение проходило в греческой школе-гимназии, куда маленький Чехов поступил в подготовительный класс в 1868 году. Затем Антон Павлович начал обучение в университете Москвы на медицинском факультете, который окончил в 1884 году. После этого занимается врачебной практикой. За все годы учебы Чехову приходилось всячески подрабатывать: он был репетитором, сотрудничал с журналами, писал краткие юморески.

Чехов-врач и Чехов-писатель неразрывно связаны друг с другом и тема медицины сопровождает практически все его творчество. Он часто и очень достоверно описывает болезни, душевное и физическое состояние, смерть своих героев, но это совсем не похоже на сухие «заметки врача». Ему удавалось изображать в своих произведениях образы больных людей, не прибегая к сложным медицинским терминам, а используя слова и выражения, понятные для простого читателя. К тому же, главными героями у Чехова, зачастую, становятся именно врачи. Именно благодаря его «медицинскому» видению мира, нам знакомы неповторимые образы чеховских врачей. И, возможно, кто-то, читая Чехова, тоже захочет связать свою жизнь с прекрасной профессией врача. Перечитывая известные и любимые чеховские произведения, часто замечаешь, как гармонично переплетается художественное творчество с медициной. Медицинские знания расширили границы творчества Чехова. Наблюдая за жизнью совершенно разных слоев общества в качестве практикующего врача, он получил большое количество материала для своих работ.

Одна из жемчужин раннего творчества Великого русского писателя Антона Павловича Чехова ̶ рассказ «Хирургия», написанного в стиле реализма о маленьком эпизоде из жизни. Автор представляет лекаря, который несерьѐзно относится к своему делу. Название рассказа очень простое и не совсем соответствует содержанию рассказа. В этом произведении мы знакомимся с двумя героями - фельдшером Курятиным и дьячком Вон- мигласовым. Чехов изображает обычную ситуацию: дьячок обратился к фельдшеру с просьбой вылечить больной зуб. Но в этой жизненной истории писатель показывает нам, к чему приводит безответственность лекаря .

Герои рассказа - дьячок Вонмигласов и фельдшер земской больницы Курятин, который в отсутствие доктора, уехавшего жениться, принимает больных. Красноречиво говорит о Курятине его портрет: «...толстый человек лет сорока, в поношенной чечунчовой жакетке и в истрепанных триковых брюках. На лице выражение чувства долга и приятности. Между указательным и средним пальцем левой руки - сигара, распространяющая зловоние». Несмотря на незнание дела, этот светило медицины берется за удаление зуба, которое кажется ему пустяком. Между тем у уверенного поначалу в себе Курятина ничего не получается, и он меняет свое мнение о хирургии: «Дело-то ведь нелегкое...», «Это не то, что на колокольню полез да в колокола отбарабанил!». Курятин не понимает, что, возьмись он и за это также неумеючи, снова ничего не выйдет

Дьячок Вонмигласовне найдя у Курятина иконы, крестится на бутыль с карболовым раствором. По сути, ему все равно, на что молиться. Вера его условна, и соблюдение обрядов тоже. За отсутствием истинной веры скрываются и нравственные пороки. Дьячок жаден. Разругавшись с фельдшером и несмотря на жуткую боль, он не забывает захватить со стола принесенную им в знак благодарности просфору.

В завязке рассказа в земскую больницуна прием приходит дьячок Вонмигласов и жалуется на больной зуб:" «Питие мое с плачем растворях». Сел намеднисо старухой чай пить и – ни боже мой, ни капельки, ни синь- порох, хоть ложись да помирай… Хлебнешь чуточку – и силы моей нету! А кроме того, что в самом зубе, но и всю эту сторону… Так и ломит, так и ломит! В ухо отдает, извините, словно в нем гвоздик или другой какой предмет: так и стреляет, так и стреляет!". Курятин диагностирует у пациента кариозную полость:" Курятин хмурится, глядит в рот и среди пожелтевших от времени и табаку зубов усматривает один зуб, украшенный зияющим дуплом."

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что у Вонмигласова глубокий кариес, осложненный пульпитом. Ухудшает ситуацию то, что Вонмигласов не сразу обратился к врачу, а занялся самолечением. Если в начале болезни не обратиться к врачу, процесс разрушения зуба будет прогрессировать, микробы проникнут через дентин в пульпу зуба и вызовут еѐ воспаление – пульпит. Пульпит – это воспаление пульпы, возникшее в результате проникновения микробов в полость зуба из кариозного дефекта. Его течение может быть острым, весьма болезненным, заставляющим больного немедленно обратиться к врачу. Возникшие боли часто пульсирующие, отдающие на всю половину челюсти, нередко в область уха и других участков головы, именно на эти симптомы жалуется Вонмигласов.

В те времена единственным методом лечения глубокого кариеса было удаление зуба. Фельдшер берется за зуб, неумело порезав десну, с первого раза не удалось его удалить. Еще одна попытка удалить зуб приводит к перелому коронки. Это может быть связано со значительным поражением зуба кариозным процессом, а иногда зависит и от анатомических особенностей строения корня, окружающей костной ткани. Часто это осложнение возникает вследствие нарушения техники операции: неправильное наложение щипцов (несоблюдение правила совпадения оси щѐчек с осью зуба), недостаточно глубокое их продвижение, резкие движения во время вывихивания зуба, грубое и неправильное применение элеваторов. Оставление отломанной части корня в лунке может привести к развитию воспалительного процесса в окружающих тканях. Фельдшер, причинив пациенту страдания, и не пытается исправить положение. После перепалки со взаимными оскорблениями рассерженный дьячок «уходит восвояси».

Взаимоотношение героев. В первой части рассказа, когда еще не возникает конфликта между фельдшером и пациентом и кажется, что существуют согласие и доброжелательность в их отношениях Итак, начато болезненное и неумелое удаление зуба. Настроение каждого персонажа меняется. Речь Вонмигласова перестает быть добродушной. Церковная лексика все чаще сочетается с просторечной и даже откровенно бранной. В отношении фельдшера и его просвещенности звучит откровенная ирония. Он уже видит перед собой не благодетеля, которого «Господь просветил», а злодея-грешника, достойного адских мук («Чтоб тебя так на том свете потянуло!»).

Курятин же меняет равнодушно-снисходительный тон на нервозный. Хирургия теперь уже не пустяки -«хирургия, брат, не шутка» («Легко ли зубы рвать?»). Брань становится взаимной, отношения неприязненными. Курятин не упускает случая противопоставить себя и свое занятие служению дьячка («Это не то, что на колокольню полез да в колокола оттарабанил», «Это тебе не на клиросе читать»), желая унизить собеседника. Что примечательно в поведении такого типа людей, как Курятин, - это желание свалить всю вину на ни в чем не повинного человека («руками хватает», «под руку разные глупые слова говорит»). Это непременные качества самоуверенного невежды.

В диалог включена своеобразная реплика в сторону, обращенная фельдшером к самому себе, имеющая значение для создания комического эффекта: «Надо было б мне козьей ножкой… - бормочет фельдшер. - Экая оказия». Мы наблюдаем игру слов «козья ножка» и «оказия». Слово оказия в разговорном стиле означает «редкий, небывалый случай». Здесь - и признание своей ошибки, и одновременно самооправдание непрофессионала. Банальный недуг Вонмигласова оказывается редким случаем в понимании Курятина. Или это фиаско (неправильно выбрал инструмент) - редкий случай в практике фельдшера? Сомнительно. Тем более что, защищая себя, он ссылается лишь только на опыт своего общения с Александром Ивановичем Египетским.

В финале рассказа благообразный дьячок становится агрессивным и переходит на оскорбления, на что охотно отвечает Курятин. Интересно обратить внимание на характер этих оскорблений. При обилии просторечий и даже нарушении религиозной этики (слово «черт» не разрешено произносить истинно верующему человеку) Вонмигласов все же остается в рамках церковных представлений о святости, Божьей милости и происках дьявола и выражает эти представления в диалоге. Именно поэтому он обобщенно говорит «насажали вас здесь, иродов, на нашу погибель», объективно имея в виду не одного Курятина, а подобных ему людей. И это уже вместо «отцов родных, благодетелей», которых «Господь просветил». Не только за неумение, но и за черствость, равнодушие, принесшие ему невыносимые страдания, отказывает Вонмигласов своему мучителю в звании человека и называет его паршивым чертом. Обращая внимание на то, что Вонмигласов не забывает унести просфору, несмотря на испытанный в кабинете врача сильный стресс, можно объяснить это его прагматизмом, жадностью, мелочностью.

Чтение художественной литературы помогает студентам-медикам внимательнее наблюдать за пациентами, анализировать клинические ситуации .

Список литературы

1. Петрова М.Н. Написание эссе – эффективный метод творческого развития личности будущего врача/Международный научно-образовательный Форум "Education, forward!" "Образование в течение всей жизни: непрерывное образование в условиях глобализации" (Якутск, 21-26 июня 2015 г.). Материалы форума - М.: Мир науки, 2015. - 714 с;

2. Произведения Антона Чехова на Викитеке.

А. П. Чехов – автор прекрасных юмористических рассказов, великий художник слова. Дебют писателя состоялся в юмористическом журнале “Стрекоза”. Опубликованная под псевдонимом “Юный старец” юмореска возвестила миру литературы о появлении нового, яркого и искрометного таланта. Ранние рас­сказы Чехова юмористичны, чеховский смех весел и заразителен, это смех до слез.

Рассказы Чехова коротки, но за их небольшим объ­емом и внешней простотой кроется очень глубокий смысл. Они – живое подтверждение чеховского афо­ризма: “Краткость – сестра таланта”.

Одна из жемчужин раннего творчества Чехова – рассказ “Хирургия”. Врач по профессии, Чехов в этом произведении касается хорошо знакомой ему об­ласти – области медицины. Рисуя небольшой эпизод, он демонстрирует всю силу своего поразительного та­ланта.

Герои рассказа – дьячок Вонмигласов и фельдшер земской больницы Курятин, который в отсутствие доктора, уехавшего жениться, принимает больных. Красноречиво говорит о Курятине его портрет: “. тол­стый человек лет сорока, в поношенной чечунчовой жакетке и в истрепанных триковых брюках. На лице выражение чувства долга и приятности. Между ука­зательным и средним пальцем левой руки – сигара, распространяющая зловоние”. Несмотря на незнание дела, этот светило медицины берется за удаление зуба, которое кажется ему пустяком. Между тем у уверенного поначалу в себе Курятина ничего не полу­чается, и он меняет свое мнение о хирургии: “Дело-то ведь нелегкое. “, “Это не то, что на колокольню полез да в колокола отбарабанил!”. Курятин не понимает, что, возьмись он и за это также неумеючи, снова ниче­го не выйдет.

С течением дела меняются и взаимоотношения ме­жду героями. Смиренный дьячок вдруг превращается в агрессивное и злобное существо, способное произно­сить не самые лестные слова. А Курятин, уважитель­но принявший пациента, разговаривает с ним в итоге весьма бесцеремонно. “На то вы, благодетели, и по­ставлены, дай Бог вам здоровья. “, – бормочет дья­чок, в надежде на лучшее. А несколькими минутами позже он уже проклинает неумелого фельдшера: “На­сажали вас здесь, иродов, на нашу погибель!”.

В небольшой сценке Чехов сумел великолепно рас­крыть характеры героев. Вонмигласов, не найдя у Ку­рятина иконы, крестится на бутыль с карболовым раствором. По сути, ему все равно, на что молиться. Вера его условна, и соблюдение обрядов тоже. За от­сутствием истинной веры скрываются и нравствен­ные пороки. Дьячок жаден. Разругавшись с фельдше­ром и несмотря на жуткую боль, он не забывает захва­тить со стола принесенную им в знак благодарности просфору.

Писатель смеется и над народными суевериями: Ефим Михеич в надежде на исцеление носит на руке ниточку, привезенную с Афонской горы. Весьма со­мнительны и применяемые им до обращения к фельд­шеру методы лечения: водка с хреном, теплое молоко.

Рассказы Чехова и сегодня читаются с интересом. Они написаны более столетия назад, но не устарева­ют, не теряют своей свежести и новизны. В каждом человеке Чехов стремится воспитать стремление к самосовершенствованию, к избавлению от недостат­ков, к повышению культуры. “В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мыс­ли”, – утверждал писатель и эту точку зрения ярост­но отстаивал.

(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. В земской больнице идет прием. Доктор уехал жениться, именно поэтому больных принимает фельдшер по фамилии Курятин. Ему примерно сорок лет,...
  2. Отличительной чертой многих рассказов А. П. Чехова является то, что ему удается сплести в одно целое смешные и грустные моменты....

Многие произведения А.П. Чехова хоть и смешат читателя, но при этом служат для выражения моральных ценностей и важных идей. Например, рассказ «Хирургия» ставит перед обществом злободневный вопрос о невежестве в такой отрасли, как охрана здоровья граждан. Называя книгу наименованием целого врачебного направления, автор обобщает, тем самым говоря, что вся медицина в России находится в плачевном состоянии, а не одна только земская больница. Он по опыту знал, как необходимы государству не только реформы здравоохранения и соответствующее финансирование, но и ответственное отношение людей к этой должности. Именно проблеме его отсутствия посвящена работа писателя.

Краткое содержание рассказа

Действие происходит в земской больнице в воскресный день, где больных принимает фельдшер Курятин, потому что доктор уехал жениться. Туда приходит Вонмигласов, у которого болит зуб. Вначале пациент нахваливает лекаря: «На то вы, благодетели, и поставлены, дай бог вам здоровья, чтоб мы за вас денно и нощно, отцы родные… по гроб жизни…». Сам Курятин утверждает, что хирургия – пустяки … раз плюнуть. Но после неудачной попытки вырвать зуб у обоих меняется точка зрения: дьячок начинает ругаться, а неудавшийся стоматолог уже защищается тем, что не легкое это дело – зуб рвать. Во время второй попытки у больного во рту остается два выступа на месте зуба, что окончательно выводит его из себя: «Насажали вас здесь, иродов, на нашу погибель!». Врачеватель же пытается оправдаться, что уже удалял зуб некоему Египетскому помещику, но так невнятно говорит об этом, что невольно задумываешься: а был ли помещик? Дьячок уходит восвояси, а фельдшер даже не попытался исправить ситуацию. Чехов избрал для произведения открытый финал: пациент покидает кабинет, и на этом повествование резко обрывается.

Жанр произведения

Писатель берет за основу сюжета реальный случай из медицинской практики того времени. Будучи врачом, он знал, что в этой сфере работало очень много непрофессионалов, которые не лечили, а калечили. Хирургия – как раз то направление медицины, где промахи наиболее болезненны и очевидны. Автор обнажил насущную проблему общества, где здравоохранение для людей с низким доходом превращается в лотерею, где выиграть практически невозможно, а проигрыш обходится очень дорого. Поэтому произведение Чехова можно отнести к остро социальным рассказам.

Автор делает акцент на осмеянии пороков, то есть хочет исправить создавшееся положение. Если люди увидят, насколько нелепо выглядит их поведение, они перестанут себя так вести. Смех больно ранит человека, в отличие от морализаторских выпадов и поучений. По стилю писатель даже ближе к фельетону. Меткие характеристики героев указывают на их недостатки, выявляя порочную натуру, скрывающуюся за ними. Внешний их облик не так смешон, как внутреннее безобразие души. Юмор в «Хирургии» играет роль обличителя, которого приятно слушать, несмотря на его обвинения. Он проявляется даже в сюжете: доктор уехал жениться, фельдшер ничего не умеет, но все же принимается за работу, дьячок то хватит, то проклинает врача, ведь он не в силах любить ближнего своего и терпеть земные муки. Таким образом, произведение можно назвать юмористическим рассказом.

Главные герои

Персонажи изображены в характерной для писателя сатирической манере. Он заострил внимание на их комическом поведении и нарисовал иронический портрет целого сословия. Их характеры схематичны, но при этом вмещают в себя плоды пристального наблюдения автора за изменяющейся и пульсирующей действительностью. Герои рассказа «Хирургия» Чехова выдержаны в черно-белых цветах фельетона: они лишены полноценного внутреннего мира. Образы строятся вокруг одного порока, который высмеивается и осуждается. Читатель не видит их жизни, семей и обстоятельств, которые повлияли на формирование личности. Важно то, и Антон Павлович подчеркивает это, что пороки развиваются с молчаливого согласия общества. Все мы не обращаем внимания на то, что происходит, и ничего не делаем, чтобы это исправить.

Фельдшер Курятин . Самовлюбленный, важный, невежественный человек, который любит болтать и пускать пыль в глаза. У него недюжинное самомнение, и даже если его разрушает сама жизнь, он всегда готов привести кучу оправданий, противореча себе. Точку зрения он меняет в зависимости от того, что ему нужно впарить собеседнику. Медицинский работник не чувствует особой ответственности, он просто отсиживает свое дежурство, стараясь при этом сохранить напускную «приятность» и никого не покалечить. С профессиональной точки зрения он дилетант. Автор дает ему юмористическое описание:

«Толстый человек лет сорока, в поношенной чечунчовой жакетке и в истрепанных триковых брюках. На лице выражение чувства долга и приятности. Между указательным и средним пальцами левой руки - сигара, распространяющая зловоние».

Дьяк Вонмигласов . Лицемерный, узколобый, болтливый, грубый и импульсивный. Меняет мнение, как перчатки, в зависимости от того, что в данный момент чувствует. Ему не нужно доказательств и раздумий, чтобы сделать вывод, достаточно просто поверхностных впечатлений, и суждение готово. Этот герой тоже пошел работать не по призванию: он слишком глуп, чтобы нести достойно служить в церкви. Персонаж легкомысленный, но при этом отличается ханжеством. Религия для него просто условность: «Секунду дьячок ищет глазами икону и, не найдя таковой, крестится на бутыль с карболовым раствором, потом вынимает из красного платочка просфору и с поклоном кладет ее перед фельдшером».

Характеристика героев – одно из ярчайших средств создания комического эффекта в произведениях Чехова. Книга «Хирургия» является одной из лучших в своем роде, ведь актуальна до сих пор. Невежество вредит не только конкретному человеку, но и всему обществу. Оно не развивается, так как глухо к прогрессу и живет только ради добычи мелкой выгоды и потребительского существования, лишенного высшей цели. Над этим смеется писатель, однако это не веселый смех, а грустная усмешка, ведь с годами в России мало что изменилось.

А. П. Чехов - автор прекрасных юмористических рассказов, великий художник слова. Дебют писателя состоялся в юмористическом журнале «Стрекоза». Опубликованная под псевдонимом «Юный старец» юмореска возвестила миру литературы о появлении нового, яркого и искрометного таланта. Ранние рас­сказы Чехова юмористичны, чеховский смех весел и заразителен, это смех до слез.

Рассказы Чехова коротки, но за их небольшим объ­емом и внешней простотой кроется очень глубокий смысл. Они - живое подтверждение чеховского афо­ризма: «Краткость - сестра таланта».

Одна из жемчужин раннего творчества Чехова - рассказ «Хирургия». Врач по профессии, Чехов в этом произведении касается хорошо знакомой ему об­ласти - области медицины. Рисуя небольшой эпизод, он демонстрирует всю силу своего поразительного та­ланта.

Герои рассказа - дьячок Вонмигласов и фельдшер земской больницы Курятин, который в отсутствие доктора, уехавшего жениться, принимает больных. Красноречиво говорит о Курятине его портрет: «...тол­стый человек лет сорока, в поношенной чечунчовои жакетке и в истрепанных триковых брюках. На лице выражение чувства долга и приятности. Между ука­зательным и средним пальцем левой руки - сигара, распространяющая зловоние». Несмотря на незнание дела, этот светило медицины берется за удаление зуба, которое кажется ему пустяком. Между тем у уверенного поначалу в себе Курятина ничего не полу­чается, и он меняет свое мнение о хирургии: «Дело-то ведь нелегкое...», «Это не то, что на колокольню полез да в колокола отбарабанил!». Курятин не понимает, что, возьмись он и за это также неумеючи, снова ниче­го не выйдет.

С течением дела меняются и взаимоотношения ме­жду героями. Смиренный дьячок вдруг превращается в агрессивное и злобное существо, способное произно­сить не самые лестные слова. А Курятин, уважитель­но принявший пациента, разговаривает с ним в итоге весьма бесцеремонно. «На то вы, благодетели, и по­ставлены, дай Бог вам здоровья...», - бормочет дья­чок, в надежде на лучшее. А несколькими минутами позже он уже проклинает неумелого фельдшера: «На­сажали вас здесь, иродов, на нашу погибель!».

В небольшой сценке Чехов сумел великолепно рас­крыть характеры героев. Вонмигласов, не найдя у Ку­рятина иконы, крестится на бутыль с карболовым раствором. По сути, ему все равно, на что молиться. Вера его условна, и соблюдение обрядов тоже. За от­сутствием истинной веры скрываются и нравствен­ные пороки. Дьячок жаден. Разругавшись с фельдше­ром и несмотря на жуткую боль, он не забывает захва­тить со стола принесенную им в знак благодарности просфору.

Писатель смеется и над народными суевериями: Ефим Михеич в надежде на исцеление носит на руке ниточку, привезенную с Афонской горы. Весьма со­мнительны и применяемые им до обращения к фельд­шеру методы лечения: водка с хреном, теплое молоко.

Рассказы Чехова и сегодня читаются с интересом. Они написаны более столетия назад, но не устарева­ют, не теряют своей свежести и новизны. В каждом человеке Чехов стремится воспитать стремление к самосовершенствованию, к избавлению от недостат­ков, к повышению культуры. «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мыс­ли»,- утверждал писатель и эту точку зрения ярост­но отстаивал.